Рабочая программа по предмету «Развитие речи и окружающий мир» для 3 класса «Особый ребёнок»

0
0
Материал опубликован 5 December 2018

Пояснительная записка

Рабочая программа по « Развитию речи и окружающему миру» 3 класса «Особый ребёнок» разработана на основе Проекта программы «Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью/ Л.Б. Баряева, Д.И.Бойков, В.И.Липакова и др.; Под.ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой. - СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011., допущенной к использованию в образовательных учреждениях Научно-методическим экспертным советом Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования 19.09.2012 года.

 

Рабочая программа по «Развитию речи и окружающему миру» в соответствии с учебным планом образовательного учреждения на 2017-2018 учебный год рассчитана на 68 часов (34 учебные недели в году).


 

Краткая характеристика учащихся, которым адресована программа:

В классе обучается 4 ученика с различной структурой нарушений. Возраст: 10 - 14 лет. Снижение интеллекта у учащихся этой группы осложнено следующими нарушениями:

расстройство аутистического спектра – 2 человек;

нарушение речи – 4 человека, в том числе 1 «безречевой».

1 уровень – Иван, Назим, Катя. У учащихся данной группы не развита зрительно-моторная координация в системе «глаз-рука» и пространственные представления, у учащихся наблюдается быстрое угасание интереса. Мелкая моторика рук грубо нарушена. Требуется физическая помощь. Сформированные навыки закрепляются слабо и не удерживаются.

2 уровень – Сергей. Он проявляет слабый интерес к учебной деятельности, и требуют постоянной словесной инструкции и контроля взрослого. Ориентировка на листе бумаги и в пространстве нарушена. У Сергея нарушены познавательные процессы: восприятие, воображение, произвольное внимания.


 

Целью программы, которую предстоит решить педагогу в процессе обучения учащихся предмету «Развитие речи и окружающий мир», является формирование доступных (вербальных и невербальных) средств общения и умений ориентироваться в окружающем мире.

В связи с тем, что в классе обучаются дети с разными уровнями развития, задачи освоения программы разделены на 2 уровня.

Задачи:

При отборе программного материала в соответствии с уровнем развития учащихся работа по обучению развитию речи и окружающему миру предполагает решение следующих задач:

1 уровень

Учить устанавливать зрительный контакт;

Учить использовать жесты и (или) пиктограммы (пока, привет, да, нет),

Учить выполнять предметно-игровые действия со сверстниками;

Учить выполнять инструкции «дай», «на», «возьми»;

Учить выполнять просьбы о прекращении действий, помощи;

Формировать представления о себе (знать имя, фамилию)

Учить находить своих родителей по фотографии.

Формировать представления о частях собственного тела (голова, живот, руки, ноги)

2 уровень

Учить осуществлять выбор ДА/НЕТ (предпочтение и не предпочтение);

Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении («Я», «Я в семье», «Я в школе»);

Учить устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра);

Формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового и трудового опыта;

Формировать умение составлять с помощью педагога простейший словесный отчёт о выполненных действиях;

Формировать представления о частях собственного тела, их назначении, расположении, о собственных возможностях и умениях (у меня глаза – я смотрю, у меня нос – я нюхаю, у меня руки – я делаю.)

Формировать элементарные представления о предметах быта, необходимых в жизни человека;

Формировать представления о явлениях природы (игровые упражнения на изображение природных явлений с помощью имитационных действий);

Знакомить с простейшими рассказами, историями, сказками, стихотворениями, сопровождая рассказ движениями, картинками, пиктограммами.

Привлекать внимание к различным эмоциональным состояниям человека, учить подражать выражению лица учителя (перед зеркалом и без него) и его действиям;

Знакомить с животными и птицами.

Наряду с образовательными задачами в программе реализуются коррекционные и воспитательные задачи:

Организация речевой среды;

Развитие системы практических умений по ориентировке и взаимодействию с объектами окружающего мира

Пробуждение речевой активности учащихся;

Пробуждение интереса к предметному миру и человеку;

Коррекция психофизических нарушений

Формы организации учебного процесса:

Организация и проведение уроков по предмету «Развитие речи и окружающий мир» строится таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская. Уроки-занятия включают в себя практические упражнения, свободные предметные игры, игры на звукоподражание, двигательные и жестовые упражнения, совместные сюжетные игры.

Формы обучения:

- урок с элементами игры;

- практическое занятие;

- экскурсия;

- игра;

Методы и приёмы обучения:

Методы стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности

методы формирования интереса к учению

создание ситуации занимательности, ситуаций успеха

использование познавательных игр;

словесные методы – рассказ, объяснение, беседа;

наглядные методы – показ, иллюстрация, демонстрация, использование ИКТ;

практические методы – упражнения, практические действия, опыты.

Виды деятельности учащихся на уроке:

наблюдение;

упражнения – по подражанию, по инструкции: двигательные,

аудиально - визуальные (слушание, показ), ритмические;

игры-имитации, жестово-образные игры;

выкладывание пиктограмм;

рисование и доприсовывание, раскрашивание, штриховка;

предметно-практическая деятельность: конструирование, лепка,

аппликация, резание;

Темы подчинены принципу сезонности. В процессе обучения дети знакомятся с характерными признаками изучаемых предметов и явлений, учатся устанавливать их сходство и различие по цвету, форме, величине, вкусу, запаху, а также наблюдать и устанавливать взаимосвязь между явлениями окружающей действительности. В ходе ознакомления с предметным миром, у детей формируются представления о функциональном назначении основных предметов, окружающих ребёнка, и о способах действий с ними.

Предметно-развивающая образовательная среда:

Детские книги, раскраски;

Диафильмы, видео- и компакт-диски с фрагментами телепередач, кинофильмов, отражающих жизнедеятельность людей, явления природы, жизнь животных.

Иллюстрированный материал, отображающий эмоциональный, бытовой, социальный опыт детей.

Распечатки учителя с заданиями, текстами, иллюстрациями.

Пиктограммы.

Игрушки.

Конструкторы пластмассовые и деревянные;

Настольно-печатные игры «Времена года», «Моя семья», «Собери картинки»

Пиктограммы.

Коммуникативные книги.

Карточки со словами для глобального чтения.

Компьютер.

  • Альбомы с фотографиями детей и членов их семей.

Темы уроков-занятий по развитию речи, по ознакомлению с окружающим природным и социальным миром учащихся находят свое логическое продолжение в содержании уроков-занятий по предметам «Альтернативное чтение», «Графика и письмо», «Математические представления и конструирование», «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)», «СБО» и в реализации задач коррекционно-развивающей области.

Разнообразие методов работы: игры, наблюдения, беседы, практическая деятельность, просмотр видеофильмов, экскурсии способствуют развитию наглядно-образного мышления, ассоциативной памяти и помогает детям в усвоении программного материала и приобретении необходимых умений и навыков. Полученные знания отрабатываются в реальной ситуации в конкретной обстановке, в том числе родителями дома, на улице, в гостях.

В ходе организации и проведении уроков по данному предмету необходимо исходить из положения о том, что общение является особым видом деятельности, а развитие речи есть усвоение средств общения. Поэтому вся работа с учащимися строится таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская.

Предполагаемые результаты обучения:

1 уровень
Учащиеся должны научиться:

Уметь устанавливать зрительный контакт;

Уметь использовать жесты (пока, привет, да, нет),

Уметь выполнять предметно-игровые действия со сверстниками;

Выполнять инструкции «дай», «на», «возьми»;

Выполнять просьбы о прекращении действий, помощи;

Иметь представления о себе (знать имя, фамилию)

Уметь находить своих родителей по фотографии.

Иметь представления о частях собственного тела (голова, живот, руки, ноги)

2 уровень
Учащиеся должны научиться:

Уметь осуществлять выбор ДА/НЕТ (предпочтение и не предпочтение);

Иметь первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении («Я», «Я в семье», «Я в школе»);

Уметь устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра);

Уметь составлять с помощью педагога простейший словесный отчёт о выполненных действиях;

Иметь представления о частях собственного тела, их назначении, расположении, о собственных возможностях и умениях (у меня глаза – я смотрю, у меня нос – я нюхаю, у меня руки – я делаю.)

Иметь элементарные представления о предметах быта, необходимых в жизни человека;

Иметь представления о явлениях природы (игровые упражнения на изображение природных явлений с помощью имитационных действий);

Знать эмоциональным состояниям человека, уметь подражать выражению лица учителя (перед зеркалом и без него) и его действиям;

Иметь элементарные представления о животных и птицах.


 

Содержание программного материала.

Это – я (8 ч)

Упражнения на ориентировку в собственном теле. Игры, изображающие основные эмоции и их главные признаки. Игры и стихи о личной гигиене.

Мои игрушки (7 ч)

Игры с сюжетными игрушками. Обучающие игры с реальными предметами, с предметами-заместителями. Игры с несложным ролевым диалогом.

Моя семья (6 ч)

Беседы о семье. Рассматривание фотографий.

Мой дом (6 ч)

Основные предметы быта и убранства дома. Безопасное поведение в доме.

Мир людей (8 ч)

Транспортные средства. Профессии.

Природные материалы (5 ч)

Расширение представлений о воде, песке.

Мир животных (4 ч)

Знакомство с миром птиц и животных.

Мир растений (6 ч)

Знакомство с миром растений.

Приборы (6 ч)

Знакомство с бытовыми техническими приборами.

Явления природы (7 ч)

Наблюдения за явлениями природы. Расширение представлений учащихся о погодных явлениях.

Мир цвета и звука (5 ч)

Упражнения на узнавание разных звуков. Знакомство с цветом в природе.


 

Календарно-тематическое планирование по развитию речи и окружающему миру (68 ч)

Тема

Кол-во

час.

Дата

Это - я (6 ч)

1

Основные эмоции и их главные признаки

1

 

2

Названия основных эмоциональных состояний

1

 

3-4

Внешний вид. Одежда и обувь осенью

2

 

5-6

Личная гигиена. Игра « Посуда для меня и других людей»

2

 

Мои игрушки (5 ч)

7-8

Сюжетные игры с игрушками

2

 

9

Игры имитации

1

 

10

Игровые сюжеты с образными игрушками

1

 

11

Игры с несложными ролевыми диалогами

1

 

Моя семья (4 ч)

12

Беседы о семье. Рассматривание семейных фотографий

1

 

13

Соотнесение пиктограмм с фотографиями

1

 

14

Чтение литературных произведений о семье

1

 

15

Создание игровых ситуаций на общение

1

 

Мой дом (4 ч)

16-17

Предметы быта и убранство дома

2

 

18

Назначение предметов быта. Игровые ситуации

1

 

19

Основы безопасного поведения в доме

1

 

Мир людей (5 ч)

20-21

Экскурсии по пришкольной территории. Знакомство с транспортными средствами

2

 

22

Простейшее моделирование улицы

1

 

23-24

Знакомство с профессиями

2

 
 

Природные материалы (3 ч)

   

25-26

Уточнение представлений о песке, воде

2

 

27

Практические действия с песком, манкой.

1

 
 

Мир животных (2 ч)

   

28-29

Чтение литературных произведений о животных. Рассматривание картинок

2

 
 

Мир растений (3 ч)

   

30

Знакомство с растениями. Рассматривание картинок

1

 

31

Труд людей в природе

1

 

32

Игры – имитации отражающие состояние растений

1

 
 

Приборы (3 ч)

   

33-34

Бытовые приборы. Правила использования

2

 

35

Отобразительные игры с использованием игровых аналогов технических приборов

1

 
 

Явления природы (4 ч)

   

36

Наблюдение за движением солнца. Форма солнца, луны.

1

 

37-38

Уточнение представлений о явлениях природы. Знакомство со свойствами воды.

2

 

39

Чтение стихов, потешек, сказок о явлениях природы

1

 

Мир цвета и звука (2 ч)

40

Игровые действия с музыкальными инструментами

1

 

41

Предметно – практическая деятельность с цветом в природе

1

 

Это - я (2 ч)

42

Закрепление названий основных эмоциональных состояний.

1

 

43

Личная гигиена. Игры - драматизации.

1

 

Мои игрушки (2 ч)

44

Игры с сюжетными игрушками

1

 

45

Игры с сюжетом из нескольких действий

1

 

Моя семья (2 ч)

46

Чтение литературных произведений о семье

1

 

47

Игры по теме «Семья»

1

 

Мой дом (2 ч)

48

Предметы быта и убранство дома. Целевое назначение предметов

1

 

49

Основы безопасного поведения в доме

1

 

Мир людей (3 ч)

50

Знакомство с ПДД

1

 

51

Профессия врача. Экскурсия в медицинский кабинет

1

 

52

Игровые сюжеты о безопасности дома, на улице, в природе

1

 

Природные материалы (2 ч)

53

Расширение и уточнение представлений о песке, воде

1

 

54

Практические действия с песком, водой

1

 

Мир животных (2 ч)

55

Знакомство с дикими животными

1

 

56

Правила безопасного поведения с животными

1

 
 

Мир растений (3 ч)

   

57

Сезонный труд людей в природе

1

 

58

Конструирование плоскостного изображения дерева

1

 

59

Рисование веток деревьев по трафаретам

1

 

Приборы (3 ч)

60-61

Наблюдения за работой бытовых приборов

2

 

62

Первоначальные представления о противопожарной безопасности

1

 

Явления природы (3 ч)

63

Практическое экспериментирование с землей

1

 

64

Наблюдение за флюгером. Игры с ветровыми игрушками

1

 

65

Уточнение представлений о солнце, тучах и т.п.

1

 
 

Мир цвета и звука (3 ч)

   

66-67

Игры и игровые упражнения на узнавание разнообразных звуков

1

 

68

Дидактические игры на идентификацию предметов по цвету

1

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.