Рабочая программа по предмету «Развитие речи и окружающий мир» для 3 класса «Особый ребёнок»
Пояснительная записка
Рабочая программа по « Развитию речи и окружающему миру» 3 класса «Особый ребёнок» разработана на основе Проекта программы «Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью/ Л.Б. Баряева, Д.И.Бойков, В.И.Липакова и др.; Под.ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой. - СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011., допущенной к использованию в образовательных учреждениях Научно-методическим экспертным советом Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования 19.09.2012 года.
Рабочая программа по «Развитию речи и окружающему миру» в соответствии с учебным планом образовательного учреждения на 2017-2018 учебный год рассчитана на 68 часов (34 учебные недели в году).
Краткая характеристика учащихся, которым адресована программа:
В классе обучается 4 ученика с различной структурой нарушений. Возраст: 10 - 14 лет. Снижение интеллекта у учащихся этой группы осложнено следующими нарушениями:
• расстройство аутистического спектра – 2 человек;
• нарушение речи – 4 человека, в том числе 1 «безречевой».
1 уровень – Иван, Назим, Катя. У учащихся данной группы не развита зрительно-моторная координация в системе «глаз-рука» и пространственные представления, у учащихся наблюдается быстрое угасание интереса. Мелкая моторика рук грубо нарушена. Требуется физическая помощь. Сформированные навыки закрепляются слабо и не удерживаются.
2 уровень – Сергей. Он проявляет слабый интерес к учебной деятельности, и требуют постоянной словесной инструкции и контроля взрослого. Ориентировка на листе бумаги и в пространстве нарушена. У Сергея нарушены познавательные процессы: восприятие, воображение, произвольное внимания.
Целью программы, которую предстоит решить педагогу в процессе обучения учащихся предмету «Развитие речи и окружающий мир», является формирование доступных (вербальных и невербальных) средств общения и умений ориентироваться в окружающем мире.
В связи с тем, что в классе обучаются дети с разными уровнями развития, задачи освоения программы разделены на 2 уровня.
Задачи:
При отборе программного материала в соответствии с уровнем развития учащихся работа по обучению развитию речи и окружающему миру предполагает решение следующих задач:
1 уровень
Учить устанавливать зрительный контакт;
Учить использовать жесты и (или) пиктограммы (пока, привет, да, нет),
Учить выполнять предметно-игровые действия со сверстниками;
Учить выполнять инструкции «дай», «на», «возьми»;
Учить выполнять просьбы о прекращении действий, помощи;
Формировать представления о себе (знать имя, фамилию)
Учить находить своих родителей по фотографии.
Формировать представления о частях собственного тела (голова, живот, руки, ноги)
2 уровень
Учить осуществлять выбор ДА/НЕТ (предпочтение и не предпочтение);
Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении («Я», «Я в семье», «Я в школе»);
Учить устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра);
Формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового и трудового опыта;
Формировать умение составлять с помощью педагога простейший словесный отчёт о выполненных действиях;
Формировать представления о частях собственного тела, их назначении, расположении, о собственных возможностях и умениях (у меня глаза – я смотрю, у меня нос – я нюхаю, у меня руки – я делаю.)
Формировать элементарные представления о предметах быта, необходимых в жизни человека;
Формировать представления о явлениях природы (игровые упражнения на изображение природных явлений с помощью имитационных действий);
Знакомить с простейшими рассказами, историями, сказками, стихотворениями, сопровождая рассказ движениями, картинками, пиктограммами.
Привлекать внимание к различным эмоциональным состояниям человека, учить подражать выражению лица учителя (перед зеркалом и без него) и его действиям;
Знакомить с животными и птицами.
Наряду с образовательными задачами в программе реализуются коррекционные и воспитательные задачи:
Организация речевой среды;
Развитие системы практических умений по ориентировке и взаимодействию с объектами окружающего мира
Пробуждение речевой активности учащихся;
Пробуждение интереса к предметному миру и человеку;
Коррекция психофизических нарушений
Формы организации учебного процесса:
Организация и проведение уроков по предмету «Развитие речи и окружающий мир» строится таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская. Уроки-занятия включают в себя практические упражнения, свободные предметные игры, игры на звукоподражание, двигательные и жестовые упражнения, совместные сюжетные игры.
Формы обучения:
- урок с элементами игры;
- практическое занятие;
- экскурсия;
- игра;
Методы и приёмы обучения:
Методы стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности
методы формирования интереса к учению
создание ситуации занимательности, ситуаций успеха
использование познавательных игр;
словесные методы – рассказ, объяснение, беседа;
наглядные методы – показ, иллюстрация, демонстрация, использование ИКТ;
практические методы – упражнения, практические действия, опыты.
Виды деятельности учащихся на уроке:
наблюдение;
упражнения – по подражанию, по инструкции: двигательные,
аудиально - визуальные (слушание, показ), ритмические;
игры-имитации, жестово-образные игры;
выкладывание пиктограмм;
рисование и доприсовывание, раскрашивание, штриховка;
предметно-практическая деятельность: конструирование, лепка,
аппликация, резание;
Темы подчинены принципу сезонности. В процессе обучения дети знакомятся с характерными признаками изучаемых предметов и явлений, учатся устанавливать их сходство и различие по цвету, форме, величине, вкусу, запаху, а также наблюдать и устанавливать взаимосвязь между явлениями окружающей действительности. В ходе ознакомления с предметным миром, у детей формируются представления о функциональном назначении основных предметов, окружающих ребёнка, и о способах действий с ними.
Предметно-развивающая образовательная среда:
Детские книги, раскраски;
Диафильмы, видео- и компакт-диски с фрагментами телепередач, кинофильмов, отражающих жизнедеятельность людей, явления природы, жизнь животных.
Иллюстрированный материал, отображающий эмоциональный, бытовой, социальный опыт детей.
Распечатки учителя с заданиями, текстами, иллюстрациями.
Пиктограммы.
Игрушки.
Конструкторы пластмассовые и деревянные;
Настольно-печатные игры «Времена года», «Моя семья», «Собери картинки»
Пиктограммы.
Коммуникативные книги.
Карточки со словами для глобального чтения.
Компьютер.
-
Альбомы с фотографиями детей и членов их семей.
Темы уроков-занятий по развитию речи, по ознакомлению с окружающим природным и социальным миром учащихся находят свое логическое продолжение в содержании уроков-занятий по предметам «Альтернативное чтение», «Графика и письмо», «Математические представления и конструирование», «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)», «СБО» и в реализации задач коррекционно-развивающей области.
Разнообразие методов работы: игры, наблюдения, беседы, практическая деятельность, просмотр видеофильмов, экскурсии способствуют развитию наглядно-образного мышления, ассоциативной памяти и помогает детям в усвоении программного материала и приобретении необходимых умений и навыков. Полученные знания отрабатываются в реальной ситуации в конкретной обстановке, в том числе родителями дома, на улице, в гостях.
В ходе организации и проведении уроков по данному предмету необходимо исходить из положения о том, что общение является особым видом деятельности, а развитие речи есть усвоение средств общения. Поэтому вся работа с учащимися строится таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская.
Предполагаемые результаты обучения:
1 уровень
Учащиеся должны научиться:
Уметь устанавливать зрительный контакт;
Уметь использовать жесты (пока, привет, да, нет),
Уметь выполнять предметно-игровые действия со сверстниками;
Выполнять инструкции «дай», «на», «возьми»;
Выполнять просьбы о прекращении действий, помощи;
Иметь представления о себе (знать имя, фамилию)
Уметь находить своих родителей по фотографии.
Иметь представления о частях собственного тела (голова, живот, руки, ноги)
2 уровень
Учащиеся должны научиться:
Уметь осуществлять выбор ДА/НЕТ (предпочтение и не предпочтение);
Иметь первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении («Я», «Я в семье», «Я в школе»);
Уметь устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра);
Уметь составлять с помощью педагога простейший словесный отчёт о выполненных действиях;
Иметь представления о частях собственного тела, их назначении, расположении, о собственных возможностях и умениях (у меня глаза – я смотрю, у меня нос – я нюхаю, у меня руки – я делаю.)
Иметь элементарные представления о предметах быта, необходимых в жизни человека;
Иметь представления о явлениях природы (игровые упражнения на изображение природных явлений с помощью имитационных действий);
Знать эмоциональным состояниям человека, уметь подражать выражению лица учителя (перед зеркалом и без него) и его действиям;
Иметь элементарные представления о животных и птицах.
Содержание программного материала.
Это – я (8 ч)
Упражнения на ориентировку в собственном теле. Игры, изображающие основные эмоции и их главные признаки. Игры и стихи о личной гигиене.
Мои игрушки (7 ч)
Игры с сюжетными игрушками. Обучающие игры с реальными предметами, с предметами-заместителями. Игры с несложным ролевым диалогом.
Моя семья (6 ч)
Беседы о семье. Рассматривание фотографий.
Мой дом (6 ч)
Основные предметы быта и убранства дома. Безопасное поведение в доме.
Мир людей (8 ч)
Транспортные средства. Профессии.
Природные материалы (5 ч)
Расширение представлений о воде, песке.
Мир животных (4 ч)
Знакомство с миром птиц и животных.
Мир растений (6 ч)
Знакомство с миром растений.
Приборы (6 ч)
Знакомство с бытовыми техническими приборами.
Явления природы (7 ч)
Наблюдения за явлениями природы. Расширение представлений учащихся о погодных явлениях.
Мир цвета и звука (5 ч)
Упражнения на узнавание разных звуков. Знакомство с цветом в природе.
Календарно-тематическое планирование по развитию речи и окружающему миру (68 ч)
№ |
Тема |
Кол-во час. |
Дата |
Это - я (6 ч) |
|||
1 |
Основные эмоции и их главные признаки |
1 |
|
2 |
Названия основных эмоциональных состояний |
1 |
|
3-4 |
Внешний вид. Одежда и обувь осенью |
2 |
|
5-6 |
Личная гигиена. Игра « Посуда для меня и других людей» |
2 |
|
Мои игрушки (5 ч) |
|||
7-8 |
Сюжетные игры с игрушками |
2 |
|
9 |
Игры имитации |
1 |
|
10 |
Игровые сюжеты с образными игрушками |
1 |
|
11 |
Игры с несложными ролевыми диалогами |
1 |
|
Моя семья (4 ч) |
|||
12 |
Беседы о семье. Рассматривание семейных фотографий |
1 |
|
13 |
Соотнесение пиктограмм с фотографиями |
1 |
|
14 |
Чтение литературных произведений о семье |
1 |
|
15 |
Создание игровых ситуаций на общение |
1 |
|
Мой дом (4 ч) |
|||
16-17 |
Предметы быта и убранство дома |
2 |
|
18 |
Назначение предметов быта. Игровые ситуации |
1 |
|
19 |
Основы безопасного поведения в доме |
1 |
|
Мир людей (5 ч) |
|||
20-21 |
Экскурсии по пришкольной территории. Знакомство с транспортными средствами |
2 |
|
22 |
Простейшее моделирование улицы |
1 |
|
23-24 |
Знакомство с профессиями |
2 |
|
Природные материалы (3 ч) |
|||
25-26 |
Уточнение представлений о песке, воде |
2 |
|
27 |
Практические действия с песком, манкой. |
1 |
|
Мир животных (2 ч) |
|||
28-29 |
Чтение литературных произведений о животных. Рассматривание картинок |
2 |
|
Мир растений (3 ч) |
|||
30 |
Знакомство с растениями. Рассматривание картинок |
1 |
|
31 |
Труд людей в природе |
1 |
|
32 |
Игры – имитации отражающие состояние растений |
1 |
|
Приборы (3 ч) |
|||
33-34 |
Бытовые приборы. Правила использования |
2 |
|
35 |
Отобразительные игры с использованием игровых аналогов технических приборов |
1 |
|
Явления природы (4 ч) |
|||
36 |
Наблюдение за движением солнца. Форма солнца, луны. |
1 |
|
37-38 |
Уточнение представлений о явлениях природы. Знакомство со свойствами воды. |
2 |
|
39 |
Чтение стихов, потешек, сказок о явлениях природы |
1 |
|
Мир цвета и звука (2 ч) |
|||
40 |
Игровые действия с музыкальными инструментами |
1 |
|
41 |
Предметно – практическая деятельность с цветом в природе |
1 |
|
Это - я (2 ч) |
|||
42 |
Закрепление названий основных эмоциональных состояний. |
1 |
|
43 |
Личная гигиена. Игры - драматизации. |
1 |
|
Мои игрушки (2 ч) |
|||
44 |
Игры с сюжетными игрушками |
1 |
|
45 |
Игры с сюжетом из нескольких действий |
1 |
|
Моя семья (2 ч) |
|||
46 |
Чтение литературных произведений о семье |
1 |
|
47 |
Игры по теме «Семья» |
1 |
|
Мой дом (2 ч) |
|||
48 |
Предметы быта и убранство дома. Целевое назначение предметов |
1 |
|
49 |
Основы безопасного поведения в доме |
1 |
|
Мир людей (3 ч) |
|||
50 |
Знакомство с ПДД |
1 |
|
51 |
Профессия врача. Экскурсия в медицинский кабинет |
1 |
|
52 |
Игровые сюжеты о безопасности дома, на улице, в природе |
1 |
|
Природные материалы (2 ч) |
|||
53 |
Расширение и уточнение представлений о песке, воде |
1 |
|
54 |
Практические действия с песком, водой |
1 |
|
Мир животных (2 ч) |
|||
55 |
Знакомство с дикими животными |
1 |
|
56 |
Правила безопасного поведения с животными |
1 |
|
Мир растений (3 ч) |
|||
57 |
Сезонный труд людей в природе |
1 |
|
58 |
Конструирование плоскостного изображения дерева |
1 |
|
59 |
Рисование веток деревьев по трафаретам |
1 |
|
Приборы (3 ч) |
|||
60-61 |
Наблюдения за работой бытовых приборов |
2 |
|
62 |
Первоначальные представления о противопожарной безопасности |
1 |
|
Явления природы (3 ч) |
|||
63 |
Практическое экспериментирование с землей |
1 |
|
64 |
Наблюдение за флюгером. Игры с ветровыми игрушками |
1 |
|
65 |
Уточнение представлений о солнце, тучах и т.п. |
1 |
|
Мир цвета и звука (3 ч) |
|||
66-67 |
Игры и игровые упражнения на узнавание разнообразных звуков |
1 |
|
68 |
Дидактические игры на идентификацию предметов по цвету |
1 |