12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Родионова Ольга Алексеевна105 |
Рабочая программа по предмету «Развитие речи и окружающий мир» для 3 класса «Особый ребёнок»
Пояснительная записка
Рабочая программа по « Развитию речи и окружающему миру» 3 класса «Особый ребёнок» разработана на основе Проекта программы «Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью/ Л.Б. Баряева, Д.И.Бойков, В.И.Липакова и др.; Под.ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой. - СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011., допущенной к использованию в образовательных учреждениях Научно-методическим экспертным советом Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования 19.09.2012 года.
Рабочая программа по «Развитию речи и окружающему миру» в соответствии с учебным планом образовательного учреждения на 2017-2018 учебный год рассчитана на 68 часов (34 учебные недели в году).
Краткая характеристика учащихся, которым адресована программа:
В классе обучается 4 ученика с различной структурой нарушений. Возраст: 10 - 14 лет. Снижение интеллекта у учащихся этой группы осложнено следующими нарушениями:
• расстройство аутистического спектра – 2 человек;
• нарушение речи – 4 человека, в том числе 1 «безречевой».
1 уровень – Иван, Назим, Катя. У учащихся данной группы не развита зрительно-моторная координация в системе «глаз-рука» и пространственные представления, у учащихся наблюдается быстрое угасание интереса. Мелкая моторика рук грубо нарушена. Требуется физическая помощь. Сформированные навыки закрепляются слабо и не удерживаются.
2 уровень – Сергей. Он проявляет слабый интерес к учебной деятельности, и требуют постоянной словесной инструкции и контроля взрослого. Ориентировка на листе бумаги и в пространстве нарушена. У Сергея нарушены познавательные процессы: восприятие, воображение, произвольное внимания.
Целью программы, которую предстоит решить педагогу в процессе обучения учащихся предмету «Развитие речи и окружающий мир», является формирование доступных (вербальных и невербальных) средств общения и умений ориентироваться в окружающем мире.
В связи с тем, что в классе обучаются дети с разными уровнями развития, задачи освоения программы разделены на 2 уровня.
Задачи:
При отборе программного материала в соответствии с уровнем развития учащихся работа по обучению развитию речи и окружающему миру предполагает решение следующих задач:
1 уровень
Учить устанавливать зрительный контакт;
Учить использовать жесты и (или) пиктограммы (пока, привет, да, нет),
Учить выполнять предметно-игровые действия со сверстниками;
Учить выполнять инструкции «дай», «на», «возьми»;
Учить выполнять просьбы о прекращении действий, помощи;
Формировать представления о себе (знать имя, фамилию)
Учить находить своих родителей по фотографии.
Формировать представления о частях собственного тела (голова, живот, руки, ноги)
2 уровень
Учить осуществлять выбор ДА/НЕТ (предпочтение и не предпочтение);
Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении («Я», «Я в семье», «Я в школе»);
Учить устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра);
Формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового и трудового опыта;
Формировать умение составлять с помощью педагога простейший словесный отчёт о выполненных действиях;
Формировать представления о частях собственного тела, их назначении, расположении, о собственных возможностях и умениях (у меня глаза – я смотрю, у меня нос – я нюхаю, у меня руки – я делаю.)
Формировать элементарные представления о предметах быта, необходимых в жизни человека;
Формировать представления о явлениях природы (игровые упражнения на изображение природных явлений с помощью имитационных действий);
Знакомить с простейшими рассказами, историями, сказками, стихотворениями, сопровождая рассказ движениями, картинками, пиктограммами.
Привлекать внимание к различным эмоциональным состояниям человека, учить подражать выражению лица учителя (перед зеркалом и без него) и его действиям;
Знакомить с животными и птицами.
Наряду с образовательными задачами в программе реализуются коррекционные и воспитательные задачи:
Организация речевой среды;
Развитие системы практических умений по ориентировке и взаимодействию с объектами окружающего мира
Пробуждение речевой активности учащихся;
Пробуждение интереса к предметному миру и человеку;
Коррекция психофизических нарушений
Формы организации учебного процесса:
Организация и проведение уроков по предмету «Развитие речи и окружающий мир» строится таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская. Уроки-занятия включают в себя практические упражнения, свободные предметные игры, игры на звукоподражание, двигательные и жестовые упражнения, совместные сюжетные игры.
Формы обучения:
- урок с элементами игры;
- практическое занятие;
- экскурсия;
- игра;
Методы и приёмы обучения:
Методы стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности
методы формирования интереса к учению
создание ситуации занимательности, ситуаций успеха
использование познавательных игр;
словесные методы – рассказ, объяснение, беседа;
наглядные методы – показ, иллюстрация, демонстрация, использование ИКТ;
практические методы – упражнения, практические действия, опыты.
Виды деятельности учащихся на уроке:
наблюдение;
упражнения – по подражанию, по инструкции: двигательные,
аудиально - визуальные (слушание, показ), ритмические;
игры-имитации, жестово-образные игры;
выкладывание пиктограмм;
рисование и доприсовывание, раскрашивание, штриховка;
предметно-практическая деятельность: конструирование, лепка,
аппликация, резание;
Темы подчинены принципу сезонности. В процессе обучения дети знакомятся с характерными признаками изучаемых предметов и явлений, учатся устанавливать их сходство и различие по цвету, форме, величине, вкусу, запаху, а также наблюдать и устанавливать взаимосвязь между явлениями окружающей действительности. В ходе ознакомления с предметным миром, у детей формируются представления о функциональном назначении основных предметов, окружающих ребёнка, и о способах действий с ними.
Предметно-развивающая образовательная среда:
Детские книги, раскраски;
Диафильмы, видео- и компакт-диски с фрагментами телепередач, кинофильмов, отражающих жизнедеятельность людей, явления природы, жизнь животных.
Иллюстрированный материал, отображающий эмоциональный, бытовой, социальный опыт детей.
Распечатки учителя с заданиями, текстами, иллюстрациями.
Пиктограммы.
Игрушки.
Конструкторы пластмассовые и деревянные;
Настольно-печатные игры «Времена года», «Моя семья», «Собери картинки»
Пиктограммы.
Коммуникативные книги.
Карточки со словами для глобального чтения.
Компьютер.
-
Альбомы с фотографиями детей и членов их семей.
Темы уроков-занятий по развитию речи, по ознакомлению с окружающим природным и социальным миром учащихся находят свое логическое продолжение в содержании уроков-занятий по предметам «Альтернативное чтение», «Графика и письмо», «Математические представления и конструирование», «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)», «СБО» и в реализации задач коррекционно-развивающей области.
Разнообразие методов работы: игры, наблюдения, беседы, практическая деятельность, просмотр видеофильмов, экскурсии способствуют развитию наглядно-образного мышления, ассоциативной памяти и помогает детям в усвоении программного материала и приобретении необходимых умений и навыков. Полученные знания отрабатываются в реальной ситуации в конкретной обстановке, в том числе родителями дома, на улице, в гостях.
В ходе организации и проведении уроков по данному предмету необходимо исходить из положения о том, что общение является особым видом деятельности, а развитие речи есть усвоение средств общения. Поэтому вся работа с учащимися строится таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская.
Предполагаемые результаты обучения:
1 уровень
Учащиеся должны научиться:
Уметь устанавливать зрительный контакт;
Уметь использовать жесты (пока, привет, да, нет),
Уметь выполнять предметно-игровые действия со сверстниками;
Выполнять инструкции «дай», «на», «возьми»;
Выполнять просьбы о прекращении действий, помощи;
Иметь представления о себе (знать имя, фамилию)
Уметь находить своих родителей по фотографии.
Иметь представления о частях собственного тела (голова, живот, руки, ноги)
2 уровень
Учащиеся должны научиться:
Уметь осуществлять выбор ДА/НЕТ (предпочтение и не предпочтение);
Иметь первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении («Я», «Я в семье», «Я в школе»);
Уметь устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра);
Уметь составлять с помощью педагога простейший словесный отчёт о выполненных действиях;
Иметь представления о частях собственного тела, их назначении, расположении, о собственных возможностях и умениях (у меня глаза – я смотрю, у меня нос – я нюхаю, у меня руки – я делаю.)
Иметь элементарные представления о предметах быта, необходимых в жизни человека;
Иметь представления о явлениях природы (игровые упражнения на изображение природных явлений с помощью имитационных действий);
Знать эмоциональным состояниям человека, уметь подражать выражению лица учителя (перед зеркалом и без него) и его действиям;
Иметь элементарные представления о животных и птицах.
Содержание программного материала.
Это – я (8 ч)
Упражнения на ориентировку в собственном теле. Игры, изображающие основные эмоции и их главные признаки. Игры и стихи о личной гигиене.
Мои игрушки (7 ч)
Игры с сюжетными игрушками. Обучающие игры с реальными предметами, с предметами-заместителями. Игры с несложным ролевым диалогом.
Моя семья (6 ч)
Беседы о семье. Рассматривание фотографий.
Мой дом (6 ч)
Основные предметы быта и убранства дома. Безопасное поведение в доме.
Мир людей (8 ч)
Транспортные средства. Профессии.
Природные материалы (5 ч)
Расширение представлений о воде, песке.
Мир животных (4 ч)
Знакомство с миром птиц и животных.
Мир растений (6 ч)
Знакомство с миром растений.
Приборы (6 ч)
Знакомство с бытовыми техническими приборами.
Явления природы (7 ч)
Наблюдения за явлениями природы. Расширение представлений учащихся о погодных явлениях.
Мир цвета и звука (5 ч)
Упражнения на узнавание разных звуков. Знакомство с цветом в природе.
Календарно-тематическое планирование по развитию речи и окружающему миру (68 ч)
№ | Тема | Кол-во час. | Дата |
Это - я (6 ч) | |||
1 | Основные эмоции и их главные признаки | 1 | |
2 | Названия основных эмоциональных состояний | 1 | |
3-4 | Внешний вид. Одежда и обувь осенью | 2 | |
5-6 | Личная гигиена. Игра « Посуда для меня и других людей» | 2 | |
Мои игрушки (5 ч) | |||
7-8 | Сюжетные игры с игрушками | 2 | |
9 | Игры имитации | 1 | |
10 | Игровые сюжеты с образными игрушками | 1 | |
11 | Игры с несложными ролевыми диалогами | 1 | |
Моя семья (4 ч) | |||
12 | Беседы о семье. Рассматривание семейных фотографий | 1 | |
13 | Соотнесение пиктограмм с фотографиями | 1 | |
14 | Чтение литературных произведений о семье | 1 | |
15 | Создание игровых ситуаций на общение | 1 | |
Мой дом (4 ч) | |||
16-17 | Предметы быта и убранство дома | 2 | |
18 | Назначение предметов быта. Игровые ситуации | 1 | |
19 | Основы безопасного поведения в доме | 1 | |
Мир людей (5 ч) | |||
20-21 | Экскурсии по пришкольной территории. Знакомство с транспортными средствами | 2 | |
22 | Простейшее моделирование улицы | 1 | |
23-24 | Знакомство с профессиями | 2 | |
Природные материалы (3 ч) | |||
25-26 | Уточнение представлений о песке, воде | 2 | |
27 | Практические действия с песком, манкой. | 1 | |
Мир животных (2 ч) | |||
28-29 | Чтение литературных произведений о животных. Рассматривание картинок | 2 | |
Мир растений (3 ч) | |||
30 | Знакомство с растениями. Рассматривание картинок | 1 | |
31 | Труд людей в природе | 1 | |
32 | Игры – имитации отражающие состояние растений | 1 | |
Приборы (3 ч) | |||
33-34 | Бытовые приборы. Правила использования | 2 | |
35 | Отобразительные игры с использованием игровых аналогов технических приборов | 1 | |
Явления природы (4 ч) | |||
36 | Наблюдение за движением солнца. Форма солнца, луны. | 1 | |
37-38 | Уточнение представлений о явлениях природы. Знакомство со свойствами воды. | 2 | |
39 | Чтение стихов, потешек, сказок о явлениях природы | 1 | |
Мир цвета и звука (2 ч) | |||
40 | Игровые действия с музыкальными инструментами | 1 | |
41 | Предметно – практическая деятельность с цветом в природе | 1 | |
Это - я (2 ч) | |||
42 | Закрепление названий основных эмоциональных состояний. | 1 | |
43 | Личная гигиена. Игры - драматизации. | 1 | |
Мои игрушки (2 ч) | |||
44 | Игры с сюжетными игрушками | 1 | |
45 | Игры с сюжетом из нескольких действий | 1 | |
Моя семья (2 ч) | |||
46 | Чтение литературных произведений о семье | 1 | |
47 | Игры по теме «Семья» | 1 | |
Мой дом (2 ч) | |||
48 | Предметы быта и убранство дома. Целевое назначение предметов | 1 | |
49 | Основы безопасного поведения в доме | 1 | |
Мир людей (3 ч) | |||
50 | Знакомство с ПДД | 1 | |
51 | Профессия врача. Экскурсия в медицинский кабинет | 1 | |
52 | Игровые сюжеты о безопасности дома, на улице, в природе | 1 | |
Природные материалы (2 ч) | |||
53 | Расширение и уточнение представлений о песке, воде | 1 | |
54 | Практические действия с песком, водой | 1 | |
Мир животных (2 ч) | |||
55 | Знакомство с дикими животными | 1 | |
56 | Правила безопасного поведения с животными | 1 | |
Мир растений (3 ч) | |||
57 | Сезонный труд людей в природе | 1 | |
58 | Конструирование плоскостного изображения дерева | 1 | |
59 | Рисование веток деревьев по трафаретам | 1 | |
Приборы (3 ч) | |||
60-61 | Наблюдения за работой бытовых приборов | 2 | |
62 | Первоначальные представления о противопожарной безопасности | 1 | |
Явления природы (3 ч) | |||
63 | Практическое экспериментирование с землей | 1 | |
64 | Наблюдение за флюгером. Игры с ветровыми игрушками | 1 | |
65 | Уточнение представлений о солнце, тучах и т.п. | 1 | |
Мир цвета и звука (3 ч) | |||
66-67 | Игры и игровые упражнения на узнавание разнообразных звуков | 1 | |
68 | Дидактические игры на идентификацию предметов по цвету | 1 |