Дополнительная образовательная программа по речевому развитию для детей 5 – 7 лет «От звука к слову»

2
2
Материал опубликован 4 November 2020 в группе

МБДОУ «Детский сад № 169» г. Чебоксары

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Дополнительная

образовательная программа

по речевому развитию

«От звука к слову»

(коррекция речевых нарушений)

для детей 5 – 7 лет

срок реализации – в течение года

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: учитель – логопед

Кириллова М. В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Чебоксары

2020

Содержание:

I. Целевой раздел………………………………………………………………...стр.3

1.1. Пояснительная записка……………………………………………………стр.3

1.2. Цели, задачи, принципы программы. ……………………………………стр.4

1.3. Характеристика речи детей с фонетическим недоразвитием речи……..стр.6

1.4. Планируемые результаты освоения программы, целевые ориентиры…...стр.7

II. Содержательный раздел……………………………………………………..стр.9

2.1. Описание форм, способов и методов реализации программы…………..стр.9

2.2. Здоровьесберегающие технологии, используемые в программе………..стр.10

2.3. Алгоритм логопедической работы для детей с ФНР………………….….стр.10

III. Организационный раздел………………………………………………….стр.13

3.1. Модели организации непосредственной деятельности………………..стр.13

3.2. Учебно – тематический план……………………………………………..стр.17

3.3.Календарно – тематическое планирование……………………………….стр.18

3.4. Содержание занятий………………………………………………………..стр.19

3.5.Организационно – пространственная среда логопедического кабинета…………………………………………………………………………...стр.21

Приложение…………..……………………………………………………………стр.23Литература………………………………………………………………………..стр. 28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

Дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Им принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии детей, и в подготовке к школе.

В нашем дошкольном образовательном учреждении реализуется программа основная общеобразовательная «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой). Данная программа рассчитаны на дошкольников без речевой патологии.

В связи с появлением в детских садах большого количества детей с нарушениями речи возникла необходимость введение при ДОУ специализированных программ по коррекции данных нарушений Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). 

Однако в условиях детского сада в процессе обучения и воспитания дошкольников уже имеется необходимое количество занятий, регламентированных общеобразовательной программой ДОУ «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой), поэтому увеличение коррекционных занятий невозможно в связи с соблюдением СанПина.

Кроме того не все дети групп общеразвивающей направленности нуждаются в коррекции речи, да и речевой дефект у дошкольников может варьироваться: от фонетического недоразвития речи до ОНР.

Поэтому все дошкольники с выявленным речевым диагнозом направляются на обследование ТПМПК и ПМПк при МБДОУ, где получают соответствующее направление, на основании которого в детском саду формируется группа детей – логопатов для наиболее оптимальной работы с ними.

Исходя из этого, программу коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи авторов: Г. В. Чиркиной, Т. Б. Филичевой, Н. В. Нищевой, Е. О. Смирновой, H. Е. Bерaксa, Н. Н. Пoддъякoва, Н. B. Микляевa, Ж. M. Глoзмaна, C. H. IIIaxoвской и др. необходимо адаптировать к условиям коррекции при массовом детском саде.

Решение данной проблемы возможно через разработку рабочей программы.

Рабочая программа разработана с учетом целей и задач основной образовательной программы дошкольного образования, потребностей и возможностей воспитанников МБДОУ.

В программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико – фонематической, лексико – грамматической сторон и связной речи. Данная программа предназначена для обучения и воспитания детей дошкольного возраста с фонетическими нарушениями речи.

Разработка Программы регламентирована нормативно – правовой и документальной основой, куда входят:

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» и приложение к нему;

Конституция РФ, ст. 43, 72;

Конвенция о правах ребенка (1989 г.);

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 августа 2015 года N 41 «О внесении изменений в СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций";

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюстре России 26.09.2013 г. № 30038);

Устав Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 169 «Светлячок» г. Чебоксары.

Цель программыформирование полноценной фонетической системы языка, фонематического восприятия и навыков первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизация слухо-произносительных умений и навыков у детей 5 – 7 лет в различных ситуациях. 

Задачи:

Развивать навыки дифференцирования звуков, сходных по артикуляционно – акустическим характеристикам;

Формировать практические умения и навыки пользования исправленной речью;

Совершенствовать фонематическое восприятие и навыки звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения.

Развивать психические функции.

Развитие общей и мелкой моторики.

Теоретической и методологической основой являются положения, разработанные Л. С. Выготским, Р.Е. Левиной, В. И. Лубовским и др..

Принципы программы:

Принцип развития, который состоит в анализе объективных и субъективных условий формирования речевой функции ребенка;

Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных компонентов речи;

Принцип связи речи с другими сторонами психического развития.

Процесс коррекции речи детей осуществляется с учетом общедидактических и специальных принципов:

Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.

Принцип коммуникативно – деятельного подхода к развитию.

Принцип формирования элементарного осознания явлений языка.

Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.

Комплексность воздействия на ребенка.

Воздействия на все стороны речи.

Опора на все стороны речи.

Опора на сохранные звенья.

Учет закономерностей онтогенеза.

Учет индивидуальных особенностей ребенка.

Воздействие на микросоциальное окружение.

При реализации программы последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом.

Программа рассчитана на два занятия в неделю в индивидуальной форме. Возможны подгрупповые (не более двух – трех человек) занятия при условии совпадения коррекционных задач для данных детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Характеристика речи детей с фонетическим недоразвитием речи:

 

Фонетическое недоразвитие речи (ФНР) – это нарушение в ее звуковом (фонемном) оформлении при нормальном функционировании всех остальных операций высказывания.

У детей с ФНР отмечается нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Среди нарушений произносительной стороны речи наиболее распространенными являются избирательные нарушения в ее звуковом (фонемном ) оформлении при нормальном функционировании всех остальных операций высказывания.

Эти нарушения проявляются в дефектах воспроизведения звуков речи:

искаженном (ненормативном) их произнесении;

заменах одних звуков другими;

смешении звуков;

реже в их пропусках.

Детей с ФНР можно условно разделить на группы.

В первую можно включить дошкольников, которые имеют дефекты воспроизведения звуков речи при отсутствии органических нарушений в строении артикуляционного аппарата. То есть у детей нет каких – либо органических нарушений центральной нервной системы, препятствующих осуществлению артикуляционных движений. Несформированными оказываются специфические речевые умения произвольно принимать позиции артикуляторных органов, необходимых для произношения звуков. Это может быть связано с тем, что у ребенка не образовались акустические или артикуляционные образцы отдельных звуков. В этих случаях им оказывается не усвоен какой – то один из признаков данного звука.

Часто наблюдаются случаи ненормированного воспроизведения звуков в силу неправильно сформированных отдельных артикуляторных позиций. Звук произносится как несвойственный фонетической системе родного языка по своему акустическому эффекту. Это явление называется искажением звука.

Ко второй группе можно отнести детей, у которых нарушения звукопроизношения обусловлены отклонениями в строении периферического речевого аппарата (зубов, челюстей, языка, неба). При таких нарушениях наиболее часто встречаются дефекты звукопроизношения, обусловленные:

*аномалиями зубо – челюстной системы: диастемы между передними зубами;

* отсутствием резцов или их аномалиями;

* непоправимым положением верхней или нижней челюстью (дефекты прикуса).

Эти аномалии могут быть из – за дефекта развития или быть приобретенными вследствие травмы, зубных заболеваний или возрастных изменений. В ряде случаев они обусловлены аномальным строением твердого неба (высокий свод).

Среди нарушений произношения в таких случаях наиболее часто наблюдаются дефекты свистящих и шипящих звуков (они приобретают избыточный шум), губно – зубных. Переднеязычных, реже - /р /, рь/.

Еще одну значительную по распространенности группу составляют звукопроизносительные нарушения, обусловленные патологическими изменениями языка: слишком большой или маленький язык, укороченная подъязычная связка.

При таких аномалиях страдает произношение шипящих и вибрантов, наблюдается боковой сигматизм.

Важно отметить и то, что у дошкольников с ФНР отмечаются характерные особенности нарушенного произношения:

неумение правильно произносить звук или группу звуков;

неправильное произношение звуков в речи при правильном произношении изолированно или в легких словах.

Эти данные свидетельствуют о том, что произносительные умения детей соотносятся со степенью сложности вида речевой деятельности. В зависимости от того, какое количество звуков произносится дефектно, выделяют простые (мономорфные) нарушения, при которых дефектно произносится один звук или однородные по артикуляции звуки, и сложные (полиморфные) нарушения, при которых дефектно произносятся звуки разных групп (свистящие и соноры).

Важно отметить, что у детей с фонетическими нарушениями речи помимо нарушений звукопроизношения могут быть и элементы фонетико – фонематического, лексико – грамматического недоразвития речи, недостаточно сформирована связная речь.

 

1.4. Планируемые результаты освоения программы, целевые ориентиры:

В итоге логопедической работы дети должны:

правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;

четко дифференцировать все изученные звуки;

называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;

различать понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;

овладеть интонационными средствами выразительности речи в сюжетно-ролевой игре, пересказе, чтении стихов.

Результатом успешной коррекционно-логопедической работы по данной программе можно считать следующее:

ребенок умеет адекватно использовать вербальные и невербальные средства общения;

правильно произносить все звуки родного языка в соответствии с языковой нормой;

во время речи осуществлять правильное речевое дыхание, соблюдать ритм речи и интонацию;

дифференцировать на слух гласные и согласные; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки;

выделять первый и последний звуки в слове; положение заданного звука в слове;

придумывать слова на заданный звук и правильно воспроизводить цепочки из 3- 4 звуков, слогов, слов; самостоятельно выполнять звуковой анализ и синтез слов разной слоговой структуры;

ребенок овладел универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

владеет средствами общения и способами взаимодействия, способен изменять стиль общения со взрослыми и сверстниками в зависимости от ситуации; усваивать новые слова, относящиеся к различным частям речи, смысловые и эмоциональные оттенки значений слов и словосочетаний, применяет их в собственной речи;

подбирает однокоренные и образовывает новые слова;

согласовывает слова в числе, роде, падеже;

исправляет деформированное высказывание;

самостоятельно составляет рассказ по картинке, по серии картинок;

пересказывает тексты, используя развернутую фразу;

педагоги и родители детей с нарушениями речи включены в коррекционно – образовательный процесс, взаимодействуют с учителем – логопедом, в результате чего у ребенка сформированы первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;

в соответствии с возрастными возможностями уточнен и обобщен словарь;

сформирован грамматический строй речи;

достаточно развита связная речь по лексическим темам в соответствии с образовательной программой дошкольного учреждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

 

1.1 Описание форм, способов и методов реализации программы

Содержание коррекционной работы с детьми определяется исходя из представления из нарушения речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом.

Основная форма коррекционного обучения: логопедическая образовательная деятельность, где систематически осуществляется развитие всех компонентов речи:

Утренняя гимнастика

Коррекция дыхания.

Пальчиковая гимнастика. Развитие мелкой моторики рук, слухового внимания, двигательной активности, ориентировки в пространстве.

Пробуждение под музыку

Выравнивание фаз пробуждения детей. Эмоционально– положительный настрой детей на дальнейшую деятельность во второй половине дня.

Коррекционная гимнастика в постели, на дорожках «здоровья» щадящий режим закаливания

Развитие общей и мелкой моторики. Коррекция дыхания. Ориентировка в пространстве

Дидактические игры

Закрепление навыков, полученных на коррекционных занятиях.

Сюжетно – ролевая игра

Обогащение лексики. Формирование связной речи. Развитие коммуникативной стороны речи.

Индивидуальная коррекционная работа по заданию учителя – логопеда

Артикуляционная гимнастика. Развитие мелкой моторики. Формирование фонематического восприятия. Формирование сенсорного восприятия. Развитие познавательной сферы. Коррекция и развитие эмоционально – волевой сферы.

Досуги, праздники, театрализованная деятельность, традиции.

Формирование адекватных эмоционально – волевых реакций. Развитие общей и мелкой моторики.

Прогулка (подвижные игры)

Коррекция психических процессов. Развитие двигательной активности, коммуникативной стороны речи, ориентировки в пространстве, эмоционально – волевой сферы.

 

Неотъемлемой частью является:

*индивидуальная работа с родителями по закреплению коррекционных мероприятий в домашних условиях;

*тематические консультации, беседы; открытые занятия для родителей;

*подбор и знакомство со специальной литературой;

*просветительская работа с родителями (выступления на родительских собраниях, проведение круглых столов по определённой тематике и др.);

*систематический контроль над поставленными звуками;

*целенаправленная работа родителей по заучиванию стихов, текстов и др.

*консультации для педагогов;

*разработка мероприятий корреционной направленности для использования в режимных моментах;

*открытые занятия;

*проведение специализированных занятий для педагогов;

*совместная работа с воспитателями по разработке индивидуальных программ по развитию ребёнка;

* организация занятий по заданию логопеда на закрепление речевого материала;

*упражнения по развитию внимания, понятий, логического мышления;

*подбор и распространение специальной педагогической литературы.

 

1.2. Здоровьесберегающие технологии, используемые в программе:

организация санитарно – эпидимиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей на занятиях;

обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания на занятиях;

учет возрастных и индивидуальных особенностей состояния здоровья и развития ребенка;

дыхательная гимнастика;

пальчиковая и артикуляционная гимнастика;

артикуляционная гимнастика;

физминутки;

самомассаж лица и кистей рук;

зарядка для глаз;

 

1.3. Алгоритм логопедической работы для детей с ФНР

1. Организационный этап: исходная психолого-педагогическая и логопедическая диагностика детей.

Содержание: формирование информационной готовности педагогов ДОУ и родителей к проведению эффективной коррекционно-педагогической работы.

Результаты:

составление индивидуальных коррекционно-речевых маршрутов помощи ребенку с нарушениями речи в ДОО и семье;

составление индивидуальных и перспективных планов подгрупповой работы; составление планов взаимодействия специалистов ДОУ и родителей ребенка с нарушениями речи.

2. Основной этап: решение задач, заложенных в индивидуальных и подгрупповых коррекционных программах.

Содержание:

психолого-педагогический и логопедический мониторинг;

согласование, уточнение (при необходимости корректировка) мер и характера коррекционно-педагогического влияния участников коррекционно-образовательного процесса.

Результат: достижение определенного позитивного эффекта в устранении у детей отклонений речевого развития.

3. Заключительный этап: оценка качества и устойчивости результатов коррекционно – речевой работы с ребенком (подгруппой детей).

Содержание: определение дальнейших образовательных (коррекционно – образовательных) перспектив для воспитанников.

Результат: решение о прекращении логопедической работы с ребенком (подгруппой), изменении ее характера или корректировка индивидуальных и подгрупповых программ и продолжение логопедической работы.

В начале учебного года проводится обследование детей дошкольного учреждения, начиная с 3-х летнего возраста. В первую очередь должны быть обследованы дети подготовительных и старших групп и все вновь прибывшие.

Обследованию подлежат также и дети, занимавшиеся у логопеда и оставленные для продолжения обучения.

Первичное обследование речи детей проводится совместно с воспитателем, в привычной для детей обстановке. Воспитатель во время обследования руководит разнообразной самостоятельной деятельностью детей и дает логопеду данные о некоторых особенностях речи, общего развития, поведения, состояния здоровья ребенка и т.д. Данные первичного обследования фиксируются в журнале движения детей.

После первичного (фронтального) обследования в группах логопед отбирает детей, нуждающихся в логопедических занятиях, и обследует их вторично, более тщательно и углубленно.

Главная цель логопедического обследования старших групп – выявление детей с ЗПР, ОНР, детей с дизартрией, логоневрозом. Если у ребенка обнаружены перечисленные нарушения, логопед проводит разъяснительную работу с родителями с целью перевода ребенка в специализированное образовательное учреждение.

Обследование речи детей младших групп удобнее проводить в апреле-мае. Целью такого обследования также является выявление детей со сложными речевыми нарушениями. Это необходимо и для того, чтобы вовремя сформировать так называемую группу риска для проведения дальнейшей профилактической и коррекционной работы. Родителям этих дошкольников рекомендуется для подтверждения диагноза пройти обследование у специалистов (невропатолога, окулиста, отоларинголога и др.)

Обследование детей средних групп также проводится в апреле – мае, что помогает заранее определить нагрузку на следующий учебный год. Практика показывает, что резких изменений в речевом развитии не происходит или они происходят в единичных случаях.

При обследовании заполняется речевая карта, в которую записываются сведения по общепринятой в логопедической практике схеме:

состояние артикуляционного аппарата и артикуляционной моторики;

состояние звукопроизношения;

состояние слухового внимания, фонематических процессов;

сформированность слоговой структуры слова;

состояние лексического запаса и грамматического строя речи на уровне слогового состава, словосочетания и фразы;

состояние связной речи;

состояние просодической стороны речи.

Логопед заполняет карту состояния звукопроизношения детей, зачисленных на коррекционные логопедические занятия. Такая карта поможет более эффективно организовать занятия по коррекции звукопроизношения. В ней хорошо просматриваются идентичные нарушения звукопроизношения, позволяющие объединить детей в небольшие подгруппы.

При проведении обследования фиксируются все дефекты в произношении звуков, а также лексические, лексико – грамматические и структурные нарушения.

По результатам обследования делается заключение о характере речевого нарушения, определяются направления работы и ее организационные формы (индивидуальные или подгрупповые занятия).

Из числа детей, имеющих нарушения речи, отбираются остро нуждающиеся в логопедической помощи. Остальные зачисляются кандидатами и вызываются логопедом на занятия по мере выпуска ранее принятых детей после устранения у них нарушений речи.

Основным критерием при зачислении на логопедические занятия является характер речевого нарушения и его значение для развития ребенка.

Содержание работы логопеда на основном этапе определяется реализацией задач, заложенных в индивидуальных и перспективных планах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

 

Организация детей в ходе реализации и освоения содержания парциальной программы осуществляется в двух основных моделях организации непосредственной деятельности в образовательном процессе ДОУ:

1.Совместной деятельности взрослого и детей.

2.Самостоятельной деятельности детей.

Решение образовательных задач в рамках совместной деятельности взрослого и детей в виде непосредственно образовательной деятельности.

Решение образовательных задач в рамках самостоятельных заданий через индивидуальные формы работы в процессе деятельности.

Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности: игровой, двигательной, коммуникативной, продуктивной, чтение художественной литературы.

При организации образовательной деятельности специалисты используют различные формы работы с детьми:

Учитель – логопед:

групповые занятия с целью профилактики речевых нарушений;

фронтальные (подгрупповые) коррекционные занятия;

индивидуальные коррекционные занятия.

Воспитатель:

фронтальные, подгрупповые занятия по развитию речи с применением дидактических игр и упражнений на развитие всех компонентов речи;

экскурсии, наблюдения, экспериментальная деятельность;

беседы, ознакомление с произведениями художественной литературы.

Музыкальный руководитель:

музыкально-ритмические игры;

упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти;

этюды на развитие выразительности мимики, жеста;

игры – драматизации.

Инструктор по физкультуре:

игры и упражнения на развитие общей и мелкой моторики;

упражнения на формирование правильного физиологического дыхания и фонационного выдоха;

подвижные спортивные игры с речевым сопровождением на закрепление навыков правильного произношения звуков;

игры на развитие пространственной ориентировки.

Педагог – психолог: игры и упражнения на развитие всех психических и речевых процессов.

Родители:

игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка;

контроль за выполнением заданий и произношением поставленных звуков в самостоятельной речи ребенка;

выполнение рекомендаций учителя- логопеда.

Логопедическая работа осуществляется на индивидуальных и подгрупповых занятиях, при максимальном использовании игровых форм в рамках каждого занятия. Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей. Их продолжительность – 10 – 15(20) минут, 2 раза в неделю. На данных занятиях происходит овладение дошкольником правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизация его в облегченных фонетических условиях.

Для проведения работы по автоматизации и дифференциации звуков в словах дети со сходными дефектами объединяются в подгруппы, по 2 – 3 человека. Периодичность подгрупповых занятий – 2 раза в неделю, длительностью 25 минут.

Продолжительность занятий с детьми: ФНР – до 6 месяцев. Содержание подгрупповой работы отражается в календарно – тематическом планировании.

Планирование занятий с детьми разделено на 3 периода обучения:

I период – сентябрь – октябрь. 7 недель, 13 занятий – 2 занятия в неделю, 6 ч. 30 мин.

II период – ноябрь – февраль. 16 недель, 32 занятия – 2 занятия в неделю, 16 ч.

III период – март – май. 11,5 недель, 23 занятия – 2 занятия в неделю (звукопроизношение, подготовка к обучению грамоте + связная речь). 11 ч. 30 мин.

Всего 68 занятий в год, 34 ч.

Индивидуальная работа по коррекции и развитию речи ведется согласно плану индивидуальной работы на каждого ребенка – логопата.

Основным планируемым результатом работы является достижение каждым ребенком уровня речевого развития, соответствующего речевым нормам, предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных нарушениями речи, и обеспечивающим его социальную адаптацию и интеграцию в общество.

Порядок изучения звуков, последовательность лексических тем, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда, согласно перспективному планированию. Форма организации обучения – подгрупповая и индивидуальная

Фронтальные (подгрупповые) занятия

Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, от 2 до 5 человек, периодичность занятий – 2 раза в неделю, 30 минут для детей подготовительного возраста.

Занятия с детьми проводятся в дневное время.

Основная цель подгрупповых занятий – воспитание навыков коллективной работы. На этих занятиях дети должны научиться адекватно, оценивать качество речевых высказываний сверстников. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений дошкольников в коррекции произношения.

Индивидуальные занятия

Продолжительность занятий с детьми: ФНР– 6 месяцев. Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей.

Продолжительность индивидуальных занятий 10 – 15 (20) минут детей с ФНР – 2 раза в неделю.

Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии и др.

На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции. На данных занятиях дошкольник овладевает правильной артикуляцией каждого изучаемого звука, и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры.

Таким образом, дети будут подготовлены к успешному обучению в школе, в чём и заключается главная цель данной программы.

Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребёнка.

Вся индивидуально – подгрупповая коррекционная работа делится условно на несколько этапов.

Подготовительный

Задача – тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе, а именно:

а) вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них;

б) развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;

в) формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;

г) в процессе систематических тренировок овладение комплексом пальчиковой гимнастики;

д) укрепление физического здоровья (консультации врачей — узких специалистов, при необходимости медикаментозное лечение, массаж, кислородный коктейль).

Качественная подготовительная работа обеспечивает успех постановки звуков и всей коррекционной работы. Поэтому она требует максимального внимания логопеда и больших затрат времени.

Формирование произносительных умений и навыков:

Задачи:

а) устранение дефектного звукопроизношения;

б) развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически;

в) формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.

Виды коррекционной работы на данном этапе:

1. Постановка звуков. Работа по постановке звуков проводится только индивидуально.

2. Автоматизация каждого исправленного звука в слогах по мере постановки может проводиться как индивидуально, так и в подгруппе.

3. Автоматизация звука в словах проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности. По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом.

4. Автоматизация звуков в предложениях. Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стишки с данным словом.

5. Дифференциация звуков.

6. Автоматизация звуков в спонтанной речи (в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде и др.).

III. Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения.

IV. Систематические упражнения на развитие внимания, памяти, мышления на отработанном в произношении материале.

Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков:

лексические и грамматические упражнения;

нормализация просодической стороны речи;

обучение рассказыванию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно – тематический план:

 

Этапы работы

Тема

Количество часов

1.

Подготовительный этап

 

2

2

Постановка звука

 

3

3

Автоматизация звуков

Автоматизация звука в слогах

2

4

 

Автоматизация звука в словах

3

5

 

Автоматизация звука в предложениях

3

6

 

Автоматизация звука в связной речи

2

7

Дифференциация звуков

Дифференциация изолированных звуков

Работа проводится по необходимости

1

8

 

Дифференциация звуков в слогах

2

9

 

Дифференциация звуков в словах

3

10

 

Дифференциация звуков в предложениях

3

11

 

Дифференциация звуков в связной речи

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно – тематическое планирование:

 

Тема занятия

Кол-во часов

Календарные сроки

Фактические сроки

Планируемые результаты

1

Подготовительный этап

2

 

 

Выработка необходимых артикуляционных позиций

2

Постановка звука

3

 

 

Сформированность навыка произнесения изолированного звука

3

Автоматизация звука в слогах

2

 

 

Закрепление звука в прямых, обратных слогах и словах со стечением согласных

4

Автоматизация звука в словах

3

 

 

Закрепление звука в прямых, обратных словах и слогах со стечением согласных

5

Автоматизация звука в предложениях

3

 

 

Автоматизация звука в предложениях

6

Автоматизация звука в связной речи

2

 

 

Закрепление звука в спонтанной речи

7

Дифференциация изолированных звуков

1

 

 

Сформированность навыка дифференциации звуков по артикуляционно – акустическим признакам

8

Дифференциация звуков в слогах

2

 

 

Сформированность навыка дифференциации звуков в слогах

9

Дифференциация звуков в словах

3

 

 

Сформированность навыка дифференциации звуков в словах

10

Дифференциация звуков в предложениях

3

 

 

Сформированность навыка дифференциации звуков в предложениях

11

Дифференциация звуков в связной речи

2

 

 

Сформированность навыка дифференциации звуков в спонтанной речи

 

 

 

 

Содержание занятий:

 

Тема

Задачи

1-2

Подготовительный этап

Вызвать интерес к логопедическим занятиям

Формировать и развивать артикуляционную моторику;

Формировать представление о звуках;

Развивать слуховое внимание, память. Фонематическое восприятие

Развивать мелкую и общую моторику.

3-6

Постановка звука

Овладеть специальным комплексом артикуляционных упражнений;

Развивать целенапрвленную воздушную струю;

Развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие;

Формировать навык правильного произношения звука;

Характеризовать звук по артикуляционно – акустическим признакам;

Развивать мелкую и общую моторику.

7-9

Автоматизация звука в слогах:

прямых;

обратных;

со стечением согласных.

Воспроизводить слоговые ряды;

Развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие, просодические компоненты речи (ритм, интонация);

Развивать общую и мелкую моторику.

10-13

Автоматизация звука в словах:

с прямых слогом;

с обратных слогом;

со стечением согласных.

Развивать фонематическое восприятие и фонематические представления;

Развивать слуховое внимание, память;

Овладеть звуко – слоговым анализом и синтезом слов;

Развивать мелкую и общую моторику.

14-16

Автоматизация звука в предложениях

Формировать связность и четкость высказываний;

Составлять предложения по вопросам, по картине, по демонстрации действий;

Совершать анализ и синтез словесного состава предложения;

Развивать мелкую и общую моторику.

17-19

Автоматизация звука в связной речи

Пересказывать тексты с использованием мнемотаблиц;

Развивать воображение и творческую фантазию;

Развивать фонематическое восприятие;

Развивать мелкую и общую моторику.

20-21

Дифференциация изолированных звуков

Характеризовать звуки по артикуляционно – акстическим признакам;

Развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие, просодические компоненты речи (ритма, интонации);

Развивать мелкую и общую моторику.

22-24

Дифференциация звуков в слогах

Воспроизводить слоговые ряды;

Развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие;

Развивать мелкую и общую моторику.

25-28

Дифференциация звуков в словах

Развивать фонематическое восприятие и фонематические представления;

Развивать слуховое внимание, память;

Овладеть звуко – слоговым анализом и синтезом слов;

Развивать мелкую и общую моторику.

29-32

Дифференциация звуков в предложениях

Формировать связность и четкость высказываний;

Составлять предложения по вопросам, по картине, по демонстрации действий;

Совершенствовать анализ и синтез словесного состава предложения.

Развивать мелкую и общую моторику.

33-36

Дифференциация звуков в связной речи

Пересказывать тексты с использованием мнемотаблиц;

Развивать воображение и творческую фантазию;

Развивать фонематическое восприятие;

Развивать мелкую и общую моторику.

 

 

Итогом реализации программы – проведение мониторинга образовательного процесса по методике В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко «Экспресс – обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста».

Рабочая программа не является статичной по своему характеру. Темы занятий могут видоизменяться в зависимости от возможностей и потребностей воспитанников. Программа разработана в соответствии с Федеральными Государственным требованиям, с образовательной программой МБДОУ и направлена на её реализацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.6. Организационно-пространственная среда логопункта

В логопедическом кабинете развивающая среда организуется таким образом, чтобы способствовать совершенствованию всех сторон речи, обеспечить самостоятельность детей, стимулировать их активность и инициативность.

В логопедическом кабинете должно быть представлено достаточное количество игр и пособий для подготовки детей к обучению грамоте и развитию интереса к учебной деятельности. В кабинете логопеда оборудовано место для занятий у зеркала.

На полках расположены материалы для игр и упражнений в подготовительном периоде:

Для развития мелкой моторики рук:

1. Картотека пальчиковых игр;

2. Пальчиковый бассейн;

3. Разноцветные прищепки;

4. Логопедическая щетка;

5. Мозаики;

6. Трафареты, штриховки;

7. Мелкие предметы для счета;

8. Бусы для нанизывания;

9. Шнуровки;

10. Дидактическая кукла в одежде на пуговицах.

Для развития целенаправленного выдоха:

1. Бумажные кораблики птички;

2. Ватные шарики, ворота;

3. Мыльные пузыри;

4. Детские духовые инструменты;

5. Вертушка;

6. Ст. пузырьки;

7. Воздушные шары;

8. Свечи.

Для развития артикуляционной моторики:

1. Зеркало.

2. Картотека «Артикуляционная гимнастика»

3. Массажные зонды.

Для развития фонематического слуха:

1. Звучащие игрушки.

2. Картинки – символы.

3. Картинки для развития фонематического слуха.

Материал, используемый на этапе формирования первичных произносительных умений:

1.Речевые игры для автоматизации звуков (лото).

2.Картинки для дифференциации звуков.

3.Дидактический материал для автоматизации звуков у детей».

4. Альбомы Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., Артюшина А.Н. «Альбом по Развитию речи» Упражнения и игры.

4. Этап формирования коммуникативных умений и навыков:

1. Серийные и сюжетные картинки.

2.Речевое домино.

3. Речевое домино.

4.Предметные картинки по темам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перспективное планирование индивидуальной работы при коррекции фонетических недостатков речи.

Сонорная группа звуков ([р], [р`], [л], [л`])

Этап работы

План по коррекции звукопроизношения

(звук Л)

1. Дыхательная
гимнастика.

2.Специальные артикуляционные упражнения для звука  «Л».

3.Постановка звука «Л».

4.Автоматизация звука в обратных слогах.

5.Автоматизация звука в прямых слогах.

6.Закрепление произнесения звука с прямыми и обратными слогами.

7.Закрепление звука в общении со сверстниками, взрослыми в д/с и дома.

Выработать свободный плавный выдох:

- Дутье через соломинку в стакан с водой.

- Надувание воздушных шаров.

- Дутье на вертушки.

-Пускание мыльных пузырей.

- Дутье на бумажные игрушки.

Осознание дыхательного процесса:

- Вдох и выдох через нос.

- Вдох и выдох через рот.

- Вдох через рот, выдох через нос.

- Вдох через нос, выдох через рот,

Для губ: «Лягушка» («Улыбка»), «Слоник»(«Хоботок»), «Рыбка»,

Для языка: «Маляр», «Почистим верхние зубки», «Парус», «Кошка лакает молоко», «Индюк», «Самолетик».

С механической помощью, по подражанию, от межзубного варианта.

- В словах с ударными слогами.

- В словах с безударными слогами.

- Во фразах с данными слогами.

- В текстах.

- В словах с ударными и безударными слогами.

- В словах со стечением согласных в слоге.

- Во фразах и тексте с данным типом слогов.

- В словах с двумя звуками «Л».

- В предложениях.

- В поговорках и пословицах.

- В загадках, стихах и рассказах, насыщенных звуком «Л»

Контроль за произнесением звука в группе воспитателями и дома родителями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этап работы

План по коррекции звукопроизношения

(звук Р)

1.Дыхательная
гимнастика

2.Специальные артикуляционные упражнения для звука  «Р»

3.Постановка звука «Р»

4.Автоматизация сочетания «ТР» и «ДР» в прямых и  обратных слогах

5.Автоматизация звука «Р» в прямых и обратных слогах

6.Автоматизация «Рь»в обратных слогах

7.Различение звуков «Р» и «Рь».

 8.Закрепление звуков в общении со сверстниками, взрослыми в д/с и дома.

Выработать свободный плавный выдох:

- Дутье через соломинку в стакан с водой.

- Надувание воздушных шаров.

- Дутье на вертушки и бумажные игрушки.

-Пускание мыльных пузырей.

Осознание дыхательного процесса:

- Вдох и выдох через нос.

- Вдох и выдох через рот.

- Вдох через рот, выдох через нос.

- Вдох через нос, выдох через рот,

Для губ: «Лягушка»(«Улыбка»), «Слоник»(«Хоботок»), «Рыбка»,

Для языка: «Маляр»(«Почистим зубки»), «Скалолаз», «Борцы», «Часики», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Дятел», «Моторчик».

С механической помощью, по подражанию, от межзубного варианта.

- В словах с ударными слогами.

- В словах с безударными слогами.

- Во фразах с данными слогами.

- В текстах.

- В словах с ударными и безударными слогами.

- В словах со стечением согласных в слоге.

- Во фразах и тексте с данным типом слогов.

Контроль за произнесением звука в группе воспитателями и дома родителями.

 

Перспективное планирование индивидуальной работы при коррекции фонетических недостатков речи.

Свистящая и шипящая группа звуков [с], [с`], [з], [з`], [ш], [ж],

африкат [ц]

Этап работы

План по коррекции звукопроизношения

(звук Р)

1.Дыхательная
гимнастика.

2.Специальные артикуляционные упражнения для звука  «Ш».

3.Постановка звука «Ш».

4.Автоматизация звука в прямых слогах.

5.Автоматизация звука в обратных слогах.

6.Закрепление произнесения звука с прямыми и обратными слогами.

7.Различение звука «Ш» от сходных в произношении (С,Щ,Ч,Ж).

8.Закрепление звука в общении со сверстниками, взрослыми в д/с и дома.

Выработать свободный плавный выдох:

- Дутье через соломинку в стакан с водой.

- Надувание воздушных шаров.

- Дутье на вертушки.

-Пускание мыльных пузырей.

- Дутье на бумажные игрушки.

Осознание дыхательного процесса:

- Вдох и выдох через нос.

- Вдох и выдох через рот.

- Вдох через рот, выдох через нос.

- Вдох через нос, выдох через рот,

Для губ: «Лягушка» («Улыбка»), «Слоник» («Хоботок»), «Окошечко», «Обезьянки».

Для языка: «Блинчик», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Индюк»,«Накажем язык»,«Скалолаз» («Качели»), «Санки».

С механической помощью, по подражанию, от межзубного варианта.

- В словах с ударными слогами.

- В словах с безударными слогами, со стечением согласных

- Во фразах с данными слогами.

- В текстах.

- В словах с ударными и безударными слогами.

- В словах со стечением согласных в слоге.

- Во фразах и тексте с данным типом слогов.

- В словах с двумя звуками «Ш».

- В предложениях.

- В поговорках и пословицах.

- В загадках, стихах и рассказах, насыщенных звуком «Ш»

Контроль за произнесением звука в группе воспитателями и дома родителями.

 

 

Этап работы

План по коррекции звукопроизношения

(звук Р)

1.Дыхательная
гимнастика.

2.Специальные артикуляционные упражнения для звука  «С-З».

3.Постановка звука «С-З».

4.Автоматизация «С-З»  в прямых  слогах.

5.Автоматизация звука «С» в обратных слогах.

6.Автоматизация «Сь-Зь» в прямых слогах.

7.Автоматизация«С-З-Сь-Зь» в слогах со стечением согласных.

8.Различение звуков С-З-Ш-Ж

 9.Закрепление звуков  в общении со сверстниками, взрослыми в д/с и дома.

Выработать свободный плавный выдох:

- Дутье через соломинку в стакан с водой.

- Надувание воздушных шаров.

- Дутье на вертушки и бумажные игрушки.

-Пускание мыльных пузырей.

Осознание дыхательного процесса:

- Вдох и выдох через нос.

- Вдох и выдох через рот.

- Вдох через рот, выдох через нос.

- Вдох через нос, выдох через рот,

Для губ: «Лягушка»(«Улыбка»), «Слоник»(«Хоботок»), «Рыбка», «Обезьянки».

Для языка: «Лопатка», «Язычок в кроватке», «Желобок», «Блинчик», «Накажем язычок», «Ветерок» - «Фокус» (с выдохом).

С механической помощью, по подражанию, от межзубного варианта.

- В словах с ударными слогами.

- В словах с безударными слогами.

- Во фразах с данными слогами.

- В текстах.

- В словах с ударными и безударными слогами.

- В словах со стечением согласных в слоге.

- Во фразах и тексте с данным типом слогов.

-В словах с двумя звуками «С» и «З».

-В текстах ,загадках, пословицах, стихах с данными звуками

Контроль за произнесением звука в группе воспитателями и дома.

 

 

 

Литература:

Азова Е.А., Чернова О.О. Домашняя логопедическая тетрадь для детей 5-7 лет. Учим звуки. М: «ТЦ Сфера».

Басакина И.В. «Приключения Л Логопедические игры»,

Басакина И.В. «Свистелочка, «День рождения Р», «Жужжалочка и Шипелочка».Логопедические игры.

Веселова Е.И., Скрябина Е.М. Игры и упражнения на каждый день для детей 4-5 лет с ОНР. Часть 1-2. ООО «ТЦ Сфера», 2015.

Воробьева Т.А. Составляем рассказ по серии сюжетных картинок.- СПб.: Литера, 2011.

Епифанова О.В. Автоматизация звука Р.Учебно – игровые артикуляционные упражнения для занятий с дошкольниками. Волгоград.: «Учитель».

Комарова Л.А. Автоматизация звука Р в игровых упражнениях. Альбом дошкольника. – М.: Гном и Д, 2099.

Комарова Л.А. Автоматизация звука С в игровых упражнениях. Альбом дошкольника. – М.: Гном и Д, 2099.

Комарова Л.А. Автоматизация звука Ц в игровых упражнениях. Альбом дошкольника. – М.: Гном и Д, 2009.

Комарова Л.А. Автоматизация звуков Ч, Щ в игровых упражнениях. Альбом дошкольника. – М.: Гном и Д, 2009.

Комарова Л.А.Автоматизация звука Ж в игровых упражнениях. Альбом дошкольника.- М.; Гном и Д, 2009.

Коноваленко В.В. и Коноваленко С.В.Домашние тетради для закрепления произношения звуков .№1- № 8. М.: Учебная литература, 2008.

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции произношения. М.: Гном и Д,2001г.

Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. – СПб.: Литера,2006.

Крупенчук О.И.Тренируем пальчики – развиваем речь!- СПб.: 2009.

Нищева Н.В. Тетрадь – тренажер для автоматизации произношения и дифференциации звуков Л, Ль, дифференциации сонорных звуков и звука Й.- СПб.: ООО «Детство – Пресс». 2015.

Программа коррекционно – развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях логопункта/ сост.О.Н.Киреева. – СПб.- ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2016.

Рабочая программа учителя- логопеда ДОО /авт.-сост.Афонькина Ю.А., Кочугова Н.А.- Волгоград : Учитель:,2016.

Седых Н.А. Воспитание правильной речи у детей: практическая логопедия. М.:АСТ; Донецк: Сталкер,2005г.

Спивак Е.Н.Звуки Р, Рь, Л, Ль. Речевой материал для автоматизации звуков у детей 5-7 лет.- М.: «Гном».2012.

Спивак Е.Н.Звуки С, СЬ,З,ЗЬ,Ц. Речевой материал для автоматизации звуков у детей 5-7 лет.- М.: «Гном».2014.

Примерную основную общеобразовательную программу «От года до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы, Комаровой, М.А. Васильевой.

27

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо большое за Ваш труд.

5 November 2020

И снова пожалуйста

17 November 2020

Похожие публикации