Рабочая программа по физической культуре для детей в возрасте от 4 до 5 лет

1
0
Материал опубликован 19 March 2018 в группе

Министерство образования и науки РД

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Прогимназия № 15»

г. Дербент

ПРИНЯТА

Педагогическим советом

Потокол №_____

От «_____»____________20___г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Прогимназия № 15»

________________ Алимурадова Р.Э.

Приказ № от __________

Рабочая программа

по физической культуре

группы общеразвивающей направленности

для детей в возрасте от 4 до 5 лет

средняя группа

Программа разработана:

руководителем физического воспитания

Султановой Р.К.

г. Дербент.

Содержание образовательной программы

п/п

Разделы программы

I Целевой раздел

 

1.Пояснительная записка

1.1

Общие положения

1.2

Цели и задачи реализации программы

1.3

Принципы и подходы к формированию Программы

1.4

Возрастные и индивидуальные особенности детей средней группы (от 4 до 5 лет)

1.5

Планируемые результаты освоения программы

II Содержательный раздел

2.1

Содержание образовательной деятельности с детьми

2.1.1.

Физическое развитие в ДОУ.

Комплексно-тематическое планирование непосредственно- образовательной деятельности по физической культуре.

2.1.2

Виды интеграции образовательных областей.

2.1.3.

Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ

2.1.4

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

III Организационный раздел

3.1

Организация образовательного процесса

3.2

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

3.2.1

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

3.2.2

Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

Список литературы

1. Пояснительная записка

1.1. Общие положения

Рабочая программа по физической культуре для детей средней группы (Далее - Программа) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МБОУ «Прогимназия № 15», с Федеральными государственными стандартами дошкольного образования (ФГОС ДО, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 года № 1155) , приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 №30038), санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 (утверждены постановлением главного государственного санитарного врача РФ №26от 15 мая 2013 г.).

Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации.

Программа формируется как программа развития детей дошкольного возраста по физической культуре и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).

Структура образовательной программы построена по трем разделам:

1) Целевой раздел. Целевой раздел включает в себя цели, задачи и планируемые результаты освоения программы; принципы и подходы к организации образовательной деятельности с детьми; характеристики особенностей современного ребенка дошкольного возраста.

2) Содержательный раздел представлен содержанием образования по физическому развитию, обозначенным в ФГОС ДО.

  1. Цели и задачи реализации Программы

Задачи по направлению «Физическая культура»:

1)    Формировать умение сохранять устойчивое положение тела, правильную осанку.

2)    Формировать умение ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга, с согласованными, свободными движениями рук и ног. Приучать действовать сообща, придерживаясь определенного направления движения во время ходьбы и бега в соответствии с указаниями педагога.

3)    Развивать движения в ходе обучения разнообразным формам двигательной активности.

4)    Закреплять навыки ползания, лазанья, разнообразные действия с мячом (брать, держать, переносить, класть, бросать, катать).

5)    Развивать умение прыгать на двух ногах на месте, с продвижением вперед, в длину с места, отталкиваясь двумя ногами.

6)    Воспитывать желание выполнять физические упражнения на прогулке.

7)    Развивать стремление играть в подвижные игры с простым содержанием, несложными движениями. Развивать умение играть в игры, способствующие совершенствованию основных движений (ходьба, бег, бросание, катание).

8)    Формировать выразительность движений, умение передавать простейшие действия некоторых персонажей (попрыгать, как зайчики; поклевать зернышки и попить водичку, как цыплята и т.п.).

Задачи по направлению «Здоровье»

1).Осуществлять комплекс закаливающих процедур с использованием природных факторов: воздуха, солнца, воды. Приучать детей находиться в помещении в облегченной форме.

2).Формировать представления о значении каждого органа для нормальной жизнедеятельности человека: глазки - смотреть, ушки - слышать, носик - нюхать, язычок - пробовать (определять) на вкус, ручки - хватать, держать, трогать; ножки - стоять, бегать, ходить; голова - думать, запоминать; туловище - наклоняться и поворачиваться в разные стороны.

1.3. Принципы и подходы к формированию Программы.

Программа разработана в соответствии с основными принципами и ценностями личностно-ориентированного образования, которые позволяют эффективно реализовать поставленные цели и задачи.

Основные принципы дошкольного образования:

1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) сотрудничество МБОУ с семьей;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

учет этнокультурной ситуации развития детей.

Принципы организации образовательного процесса:

Принцип природосообразности предполагает учет индивидуальных физических и психических особенностей ребенка, его самодеятельность (направленность на развитие творческой активности), задачи образования реализуются в определенных природных, климатических, географических условиях, оказывающих существенное влияние на организацию и результативность воспитания и обучения ребенка;

Принцип культуросообразности предусматривает необходимость учета культурно-исторического опыта, традиций, социально-культурных отношений и практик, непосредственным образом встраиваемых в образовательный процесс;

Принцип вариативности обеспечивает возможность выбора содержания образования, форм и методов воспитания и обучения с ориентацией на интересы и возможности каждого ребенка и учета социальной ситуации его развития;

Принцип индивидуализации опирается на то, что позиция ребенка, входящего в мир и осваивающего его как новое для себя пространство, изначально творческая. Ребенок наблюдая за взрослым, подражая ему, учится у него, но при этом выбирает то, чему ему хочется подражать и учиться. Таким образом, ребенок не является «прямым наследником» (то есть продолжателем чьей-то деятельности, преемником образцов, которые нужно сохранять и целостно воспроизводить), а творцом, то есть тем, кто может сам что-то создать. Освобождаясь от подражания, творец не свободен от познания, созидания, самовыражения, самостоятельной деятельности. Принцип индивидуализации предполагает предоставление ребёнку возможности выбора в разных видах деятельности, акцент на инициативность, самостоятельность и личностную активность;

Принцип позитивной социализации ребенка предполагает освоение ребёнком в процессе сотрудничества с обучающим взрослым и сверстниками культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми;

Принцип свободной самостоятельной деятельности детей,где позиция которую занимает взрослый – это позиция создателя развивающей среды, когда взрослый непосредственно не включён в детскую деятельность, а создает образовательную среду, в которой у детей появляется возможность действовать свободно и самостоятельно;

Принцип участия семьи в образовании ребенка, т.е. родители должны стать равноправными и равно ответственными партнёрами педагогов, принимающими решения во всех вопросах развития и образования, сохранений здоровья и безопасности их детей.

При разработке концепции и содержания образовательной программы использованы фундаментальные достижения отечественной науки в области педагогики и психологии:

- деятельностный подход (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец и др.);

- научно-прикладные закономерности развития познавательных мотивов у детей дошкольного возраста (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Н.Н. Подъяков и др.);

- теория амплификации (А.В. Запорожец) и другие научные положения.

1.4. Возрастные и индивидуальные особенности детей средней группы

В деятельности детей данного возраста появляются ролевые взаимодействия, В процессе игры могут меняться роли, игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями в мелкой и крупной моторике, Развивается ловкость, координация движений. Дети усложняют игры с мячом, Дети запоминают несложные правила подвижных игр, за счет возрастания объёма памяти. У ребенка формируется потребность в уважении со стороны взрослого, похвала становиться очень важна для ребенка. Речь становится предметом активности детей.

1.5.Планируемые результаты освоения программы:

Ребенок владеет: ОВД и выполняет команды : вперед, назад, вверх, вниз; умением прокатывать мяч в прямом направлении; техникой перебрасывания мяча с учетом правил безопасности, навыком самостоятельного выполнения прыжков через скамейку, через скакалку.

Ребенок умеет: строиться в колонну по одному; строиться в колонну по одному при изменении направлении ходьбы и бега; соблюдать правила игры; ориентироваться в ходьбе и беге со сменой ведущего в разных направлениях,, по наклонной доске, перешагивая через шнуры; проявлять инициативу в подготовке места и проведения занятий и игр; считаться с товарищами и соблюдать правила игры; соблюдать дистанцию при перестроении и движении; выполнять движения ритмической гимнастики под счет и определенное количество раз; менять предметы правой и левой рукой разными способами.

Ребенок планирует:

Действия команды в игре, соблюдает правила игры и может договориться с товарищами по команде.

Ребенок знает о пользе закаливания, о пользе утренней гимнастики и гимнастики после сна.

II Содержательный раздел

2.1. Содержание образовательной деятельности с детьми.

Задачи работы по формированию физических качеств детей решаются интегративно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области.

При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственно-образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов – как в совместной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей.

Годовое тематическое планирование

Период

Средняя группа

1 – 2 неделя сентября

Детский сад

3 – 4 неделя сентября

Осень

1 – 2 неделя октября

Даря осени: ягоды и грибы

3 – 4 неделя октября

Даря осени: ягоды и грибы

1 – 2 неделя ноября

Одежда и обувь

3 – 4 неделя ноября

Домашние и дикие животные

1 – 2 неделя декабря

Зима

3 – 4 неделя декабря

Новый год

1 – 3 неделя января

Зимние развлечения

4 неделя января

Безопасность

1 - 2 неделя февраля

Современные и старинные профессии

3 – 4 неделя февраля

День Защитника Отечества

1 - я неделя марта

Международный женский день. Профессии наших мам

2 – я неделя марта

Моя семья

3 – 4 неделя марта

Народная культура и традиции

1 неделя апреля

Здоровье

2 неделя апреля

Космос

3 – 4 неделя апреля

Весна

1 неделя мая

Насекомые

2 неделя мая

День Победы

3 неделя мая

Дорожная безопасность. Правила дорожного движения

4 неделя мая

Наш город – Дербент

2.1.1 Физическое развитие

Сентябрь.

Неделя

1 -я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Номер занятия

Занятия 1-3

Занятия 4-6

Занятия 7-9

Занятия 10-12

Задачи

Учить:

- сохранять устойчивое равновесие при ходьбе по уменьшенной площади опоры;

- подпрыгивать вверх энергично;

- подбрасывать мяч вверх и ловить двумя руками.

Упражнять в ходьбе и беге

колонной в энергичном отталкивании от пола двумя ногами.

Закрепить прокатывание мяча в прямом направлении, подлезание под шнур в группировке.

Вводная часть

Ходьба в колонне по одному, высоко поднимая колени, с остановкой на сигнал «Стоп»; бег в колонне, врассыпную с высоким подниманием коленей.

ОРУ

Без предметов

С флажками

С мячом

С обручем

Основная часть

1. Ходьба и бег между двумя

параллельными линиями

(длина - 3 м, ширина - 15 см).

2. Прыжки на двух ногах

с поворотом вправо и влево

(вокруг обруча).

3. Ходьба и бег между двумя

линиями (ширина - 10 см).

4. Прыжки на двух ногах

с продвижением вперед

до флажка

1. Подпрыгивание на месте

на двух нога «Достань

до предмета.

2. Прокатывание мячей друг

другу, стоя на коленях.

3. Повтор подпрыгивания.

4. Ползание на четвереньках

с подлезание под дугу

1. Прокатывание мячей друг

другу двумя руками, исходное положение - стоя на коленях.

2. Подлезание под шнур,

не касаясь руками пола.

3. Подбрасывание мяча вверх

и ловля двумя руками.

4. Подлезание под дугу, по-

точно 2 колоннами.

5. Прыжки на двух ногах между кеглями

1. Подлезание под шнур, не

касаясь руками пола.

2. Ходьба по ребристой доске, положенной на пол, руки

на поясе.

3. Ходьба по скамейке (высота - 15 см), перешагивая через кубики, руки на поясе.

4. Игровое упражнение

с прыжками на месте на двух ногах

П/И

«Найди себе пару»

«Пробеги»

«Огуречик, огуречик»

«Подарки»

М/П

Ходьба в колонне по одному

«Карлики и великаны»

Ходьба с положением рук: за спиной, в стороны, за головой

«Пойдем в гости»

Октябрь.

Неделя

1 -я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Номер занятия

Занятия 1-3

Занятия 4-6

Занятия 7-9

Занятия 10-12

Задачи

Учить:

- сохранять устойчивое положение при ходьбе на повышенной опоре- находить свое место при ходьбе и беге.

Развивать глазомер и ритмичность шага при перешагивании через бруски.

Упражнять в энергичном отталкивании от пола, в прокатывании мячей друг другу, развивать точность направления:

в подлезании под дугу, не касаясь руками пола, в ходьбе с изменением направления, в прыжках на двух ногах

Вводная часть

Ходьба и бег в колонне с изменением направления; бег между предметами; ходьба с перешагиванием через бруски; ходьба

врассыпную, на сигнал - построение в шеренгу; с перешагиванием через шнуры, на пятках

ОРУ

Без предметов

Без предметов

С мячом

С кубиками

Основная часть

1. Ходьба по гимнастической скамейке, на середине - присесть.

2. Прыжки на двух ногах до предмета.

3. Ходьба по гимнастической скамейке с мешочком на голове.

4. Прыжки на двух ногах

до шнура, перепрыгнуть и

пойти дальше

1. Прыжки на двух ногах

из обруча в обруч.

2. Прокатывание мяча друг

другу, исходное положение - стоя на коленях.

3. Прокатывание мяча по мостику двумя руками

перед собой

1. Подбрасывание мяча вверх

двумя руками.

2. Подлезание под дуги.

3. Ходьба по доске (ширина -15 см) с перешагиванием через кубики.

4. Прыжки на двух ногах

между набивными мячами,

положенными в две линии

1. Подлезание под шнур (40 см)

с мячом в руках, не касаясь

руками пола.

2. Прокатывание мяча по до­рожке.

3. Ходьба по скамейке с пе­решагиванием через кубики.

4. Игровое задание «Кто быстрее» (прыжки на двух ногах с продвижением вперед, фронтально)

П/И

«Кот и мыши»

«Цветные автомобили»

«Совушка», «Огуречик»

«Мы веселые ребята», «Карусель»

М/П

Ходьба в колонне за «котом»,

как «мыши», чередование с обычной ходьбой

Танцевальные движения

«Найди и промолчи»

Ходьба в колонне по одному

Ноябрь.

Неделя

1 -я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Номер занятия

Занятия 1-3

Занятия 4-6

Занятия 7-9

Занятия 10-12

Задачи

Упражнять:

- в ходьбе и беге по кругу, взявшись за руки;

- в бросании мяча о землю и ловле его двумя руками;

- в ходьбе и беге с изменением направления;

- в прыжках на двух ногах;

- в перебрасывании мяча и др.;

- в ползании на животе по скамейке.

Закреплять умения удерживать устойчивое равновесие при ходьбе на повышенной опоре,

соблюдать правильную осанку; ходьба и бег между предметами, не задевая их.

Вводная часть

Ходьба и бег по кругу, бег между предметами, на носках в чередовании с ходьбой, с изменением направления движения, высоко поднимая колени; бег врассыпную, с остановкой на сигнал

ОРУ

Без предметов

Без предметов

С мячом

С флажками

Основная часть

1. Прыжки на двух ногах через шнуры.

2. Перебрасывание мячей

двумя руками снизу (рас­стояние 1,5 м). 3. Прыжки на двух ногах, с продвижением вперед, перепрыгивая через шнуры.

4. Перебрасывание мячей

друг другу двумя руками

из-за головы (расстояние 2 м)

1. Ходьба по гимнастической

скамейке, перешагивая через

кубики.

2. Ползание по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь руками, хват с боков.

3. Ходьба по гимнастической

скамейке с поворотом на се-

редине.

4. Прыжки на двух ногах

до кубика (расстояние 3 м)

1. Ходьба по шнуру (прямо),

приставляя пятку одной ноги

к носку другой, руки на поя-

се.

3. Ходьба по шнуру (по кругу).

4. Прыжки через бруски.

5. Прокатывание мяча между предметами, поставленными

в одну линию

1. Ходьба по гимнастической

скамейке с мешочком на голове, руки на поясе.

3. Игра «Переправься через болото». Подвижная игра

«Ножки». Игровое задание

«Сбей кеглю»

П/И

«Самолеты», «Быстрей к сво­ему флажку»

«Цветные автомобили»

«Лиса в курятнике»

«У ребят порядок...»

М/П

Ходьба в колонне по одному

выполнением дыхательных упражнений.

Ходьба в колонне по одному за ведущим с флажком в руках

«Найдем цыпленка»

«Вверх и вниз» (ходьба «в гору и с горы»)

Декабрь.

Неделя

1 -я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Номер занятия

Занятия 1-3

Занятия 4-6

Занятия 7-9

Занятия 10-12

Задачи

Учить перестраиваться в пары на месте; ловить мяч; правильному хвату при ползании; соблюдать дистанцию во время передвижения.

Упражнять в мягком приземлении при спрыгивании; в ползании на четвереньках на повышенной опоре. Закреплять умение прокатывать мяч; навык нахождения своего места в колонне; прыжки на двух ногах.

Развивать глазомер.

Вводная часть

Ходьба и бег в колонне по одному, перестроение в пары на месте, в три звена, между предметами (поставленными врассып­ную), по гимнастической скамейке. Ходьба с поворотами на углах, со сменой ведущего. Бег врассыпную с нахождением своего места в колонне.

ОРУ

Без предметов

С флажками

С кубиками

Без предметов

Основная часть

1. Прыжки со скамейки (20 см).

2. Прокатывание мячей между набивными мячами.

3. Прыжки со скамейки (25 см).

4. Прокатывание мячей между предметами. 5. Ходьба и бег по ограничен­ной площади опоры (20 см)

1. Перебрасывание мячей

друг другу двумя руками

снизу.

2. Ползание на четвереньках

по гимнастической скамейке.

3. Ходьба с перешагиванием через 5-6 набивных мячей

1. Ползание по наклонной

доске на четвереньках, хват

с боков (вверх, вниз).

2. Ходьба по скамейке, руки

на поясе.

3. Ходьба по гимнастической скамейке, на середине при­сесть, хлопок руками, встать

и пройти дальше.

4. Прыжки на двух ногах

из обруча в обруч

1. Ходьба по гимнастической скамейке (на середине сделать поворот кругом).

2. Перепрыгивание через кубики на двух ногах.

3. Ходьба с перешагиванием через рейки лестницы высо­той 25 см от пола.

4. Перебрасывание мяча друг другу стоя в шеренгах (2 раза снизу).

5. Спрыгивание с гимнастической скамейки

П/И

«Трамвай», «Карусели»

«Поезд»

«Птичка и птенчики»

«Котята и щенята»

М/П

«Где спрятано?»

Ходьба обычным шагом и на носочках в чередовании

Ходьба в колонне по одному

«Не боюсь»

Январь.

Неделя

1 -я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Номер занятия

Занятия 1-3

Занятия 4-6

Занятия 7-9

Занятия 10-12

Задачи

Упражнять в ходьбе и беге между предметами; в ползании по скамейке на четвереньках; в ходьбе со сменой ведущего, с высоким подниманием колен.

Закреплять умение подлезать под шнур; отбивать мяч о пол; действовать по сигналу; в перешагивании через препятствия.

Учить соблюдать дистанцию во время передвижений; ходьбе по гимнастической скамейке с поворотом на середине.

Вводная часть

Ходьба в колонне по одному, между предметами на носках. Бег между предметами, врассыпную с нахождением своего мес-

та в колонне, с остановкой по Сигналу; со сменой ведущего, с выполнением заданий

ОРУ

С мячом

С косичкой

С обручем

Без предметов

Основная часть

1. Отбивание мяча одной рукой о пол (4-5 раз), ловля

двумя руками.

2. Прыжки на двух ногах (ноги врозь, ноги вместе) вдоль

каната поточно.

3. Ходьба на носках между кеглями, поставленными

в один ряд.

4. Перебрасывание мячей

друг другу (руки внизу)

1. Отбивание мяча о пол (10-

12 раз) фронтально по под-

группам.

2. Ползание по гимнастической скамейке на ладонях и

ступнях (2-3 раза).

3. Прыжки на двух ногах

вдоль шнура, перепрыгивая

через него слева и справа (2-

3 раза)

1. Подлезание под шнур боком, не касаясь руками пола.

2. Ходьба между предмета-

ми, высоко поднимая колени.

3. Ходьба по гимнастической

скамейке, на середине - приседание, встать и пройти

дальше, спрыгнуть.

4. Прыжки в высоту с места

«Достань до предмета»

1. Ходьба по гимнастической

скамейке, на середине сделать поворот кругом и пройти дальше, спрыгнуть.

2. Перешагивание через кубики.

3. Ходьба с перешагиванием

через рейки лестницы (высота 25 см от пола).

4. Перебрасывание мячей

друг другу, стоя в шеренгах (руки внизу)

П/И

«Найди себе пару»

«Самолеты»

«Цветные автомобили»

«Котята и щенята»

М/П

Ходьба по ребристой доске

Танцевальные движения

«Где спрятано?»

«Кто назвал?»

Февраль.

Неделя

1 -я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Номер занятия

Занятия 1-3

Занятия 4-6

Занятия 7-9

Занятия 10-12

Задачи

Развивать умение быть инициативным в подготовке и уборке мест занятий.

Учить ловить мяч двумя руками; ходьбе и бегу по кругу с изменением направления, по наклонной доске, перепрыгивая

через шнуры.

Закреплять упражнения в равновесии, навык подлезания на четвереньках. Упражнять в ходьбе с выполнением заданий, прыжках из обруча в обруч. Воспитывать и поддерживать дружеские отношения

Вводная часть

Ходьба в колонне по одному, с выполнением заданий, на носках, на пятках, по кругу, взявшись за руки. Ходьба и бег между

мячами. Бег врассыпную с остановкой, перестроение в звенья

ОРУ

Без предметов

С мячом

Без предметов

Без предметов

Основная часть

1. Прыжки на двух ногах

из обруча в обруч.

2. Прокатывание мяча между

предметами.

3. Прыжки через короткие

шнуры (6-8 шт.).

4. Ходьба по скамейке на носках (бег со спрыгиванием)

1. Перебрасывание мяча друг

другу двумя руками из-за

головы.

2. Метание мешочков в вертикальную цель правой

и левой руками (5-6 раз).

3. Ползание по гимнастической скамейке на ладонях,

коленях.

4. Прыжки на двух ногах

между кубиками, поставленными в шахматном порядке

1. Ползание по наклонной

доске на четвереньках.

2. Ходьба с перешагиванием

через набивные мячи, высоко

поднимая колени.

3. Ходьба с перешагиванием

через рейки лестницы (высота 25 см).

4. Прыжки на правой и левой ноге до кубика (2 м)

1. Ходьба и бег по наклонной

доске.

2. Игровое задание «Пере-

прыгни через ручеек».

3. Игровое задание «Пробеги

по мостику».

4. Прыжки на двух ногах

из обруча в обруч

П/И

«У медведя во бору»

«Воробышки и автомобиль»

«Перелет птиц»

«Кролики в огороде»

М/П

Ходьба с хлопком на счет «три»

Ходьба в колонне по одному

Ходьба на месте, с передви­жением вправо, влево, вперед, назад

«Найди и промолчи»

Март.

Неделя

1 -я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Номер занятия

Занятия 1-3

Занятия 4-6

Занятия 7-9

Занятия 10-12

Задачи

Учить правильно, занимать исходное положение при прыжках в длину с места, лазать по наклонной лестнице; сознательно

относиться к правилам игры.

Упражнять в бросании мяча через сетку, в ходьбе и беге по кругу с выполнением заданий,

в прокатывании мяча вокруг предметов, в ползании на животе по скамейке, ходьбе и беге по наклонной доске, в перешагивании через предметы

Вводная часть

Ходьба в колонне по одному; на носках, пятках, подскоком, врассыпную. Ходьба и бег парами, выполнением заданий по сигналу, перестроение в колонну по три.

ОРУ

С обручем

С малым мячом

С флажками

Без предметов

Основная часть

1. Прыжки в длину с места

(фронтально).

2. Перебрасывание мешочков через шнур.

3. Перебрасывание мяча через шнур двумя руками из-за

головы (расстояние до шнура

2 м) и ловля после отскока

(парами).

4. Прокатывание мяча друг

другу (сидя, ноги врозь)

1. Прокатывание мяча между

кеглями, поставленными

в один ряд (1 м).

2. Ползание по гимнастической скамейке на животе,

подтягиваясь двумя руками.

3. Прокатывание мячей между предметами.

4. Ползание по гимнастической скамейке на ладонях и коленях с мешочками

на спине

1. Лазание по наклонной лестнице, закрепленной за вторую рейку.

2. Ходьба по гимнастической

скамейке на носках, руки

в стороны.

3. Перешагивание через шнуры (6-8), положенные

в одну линию.

4. Лазание по гимнастической стенке с продвижением вправо, спуск вниз.

6. Прыжки на двух ногах через шнуры

1. Ходьба и бег по наклонной

доске.

2. Перешагивание через на­бивные мячи.

3. Ходьба по гимнастической

скамейке боком, приставным шагом, руки на поясе, на се­редине доски перешагивать через набивной мяч. 4. Прыжки на двух ногах че-

рез кубики

П/И

«Бездомный заяц»

«Подарки»

«Охотники и зайцы»

«Наседка и цыплята»

М/П

Ходьба в колонне по одному

«Эхо»

«Найди зайца»

«Возьми флажок»

Апрель

Неделя

1 -я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Номер занятия

Занятия 1-3

Занятия 4-6

Занятия 7-9

Занятия 10-12

Задачи

Учить энергичному отталкиванию в прыжках в длину с места, замаху при метании мешочков на дальность, соблюдении

дистанции во время передвижения и построения.

Закреплять умения принимать правильное положение при прыжках в длину с места, в метании в горизонтальную цель,

ползания на четвереньках, в ходьбе по ограниченной площади опоры, на повышенной опоре.

Развивать умение в ходьбе и беге со сменой ведущего.

Повторить упражнение в перебрасывании мяча друг другу

Вводная часть

Ходьба и бег: по кругу, взявшись за руки; врассыпную, с изменением направления; с остановкой по сигналу с заданием; с перестроением в три звена, перестроением в пары; врассыпную между предметами, не задевая их

ОРУ

Без предметов

С мячом

С косичкой

Без предметов

Основная часть

1. Прыжки в длину с места

(фронтально).

2. Бросание мешочков в горизонтальную цель (3-4 раза) поточно.

3. Метание мячей в вертикальную цель.

4. Отбивание мяча о пол од-

ной рукой несколько раз

1. Метание мешочков

на дальность.

2. Ползание по гимнастической скамейке на ладонях

и коленях.

3. Прыжки на двух ногах

до флажка между предмета-

ми, поставленными в один

ряд

1. Ходьба по гимнастической

скамейке с перешагиванием

через кубики.

2. Прыжки на двух ногах

из обруча в обруч.

3. Ходьба по гимнастической

скамейке приставным шагом,

на середине - присесть,

встать, пройти

1. Ходьба по наклонной доске

(ширина 15 см, высота 35 см).

2. Прыжки в длину с места.

3. Перебрасывание мячей

друг другу.

4. Прокатывание мяча вокруг

кегли двумя руками

П/И

«Совушка»

«Воробышки и автомобиль»

«Птички и кошки»

«Котята и щенята»

М/П

Ходьба в колонне по одному на носках с выполнением дыхательных упражнений

«Стоп»

«Угадай по Голосу»

Ходьба и танцевальные упражнения

Май.

Неделя

1 -я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Номер занятия

Занятия 1-3

Занятия 4-6

Занятия 7-9

Занятия 10-12

Задачи

Учить бегать и ходить со сменой ведущего; лазать по гимнастической стенке.

Упражнять в прыжках в длину с места; в перебрасывании мяча друг другу; в метании правой и левой рукой на дальность, в вертикальную цель; в ползании по скамейке на животе; в прыжках через скамейку; в игре «Удочка»

Вводная часть

Ходьба и бег: со сменой ведущего; между предметами; с высоко поднятыми коленями; в полуприседе; бег «Лошадки».

ОРУ

С кубиками

С обручем

С гимнастической палкой

Без предметов

Основная часть

1. Прыжки через скакалку

на двух ногах на месте.

2. Перебрасывание мяча дву-

мя руками снизу в шеренгах

(2-3 м).

3. Метание правой и левой

рукой на дальность

1. Метание в вертикальную

цель правой и левой рукой.

2. Ползание на животе

по гимнастической скамейке,

хват с боков.

3. Прыжки через скакалку.

4. Подвижная игра «Удочка»

1. Ходьба по гимнастической

скамейке на носках, руки

за головой, на середине при-

сесть и пройти дальше.

2. Прыжки на двух ногах

между предметами.

3. Лазание по гимнастиче­ской стенке, не пропуская реек

1. Прыжки на двух ногах через шнуры.

2. Ходьба по гимнастической

скамейке боком приставным

шагом.

3. Игровое задание «Один -

двое».

4. Перебрасывание мячей

друг другу - двумя руками

снизу, ловля после отскока

П/И

«Котята и щенята»

«Зайцы и волк»

«Подарки»

«У медведя во бору»

М/П

«Узнай по голосу»

«Колпачок и палочка»

«Ворота»

«Найти Мишу»


 

 

2.1.2. Виды интеграции образовательных областей

 

Здоровье: проводить комплекс закаливающих процедур; формировать гигиенические навыки (приучать детей к мытью рук холодной водой после окончания физических упражнений и игр; аккуратно одеваться и раздеваться; соблюдать порядок в своем шкафчике; рассказать о режиме дня и его влиянии на здоровье человека; знать предметы санитарии и гигиены (мыло, расческа, полотенце); следить за осанкой при ходьбе; формировать гигиенические навыки: аккуратно одеваться, проверяя все застежки на одежде и опрятность своего внешнего вида; формировать у детей представление, что быть чистым полезно, а грязным вредно (грязь способствует заболеваниям); расширять представление о компонентах здорового образа жизни (движение, солнце, воздух),

Социализация: побуждать детей к самооценке действий своих и товарищей во время подвижных игр и выполнения движений; поощрять проявление смелости, находчивости, взаимовыручки во время подвижных игр; создавать педагогическую ситуацию, при которой дети могут проявлять свои нравственные качества ( отзывчивость, терпение, доброту); побуждать оценивать свои поступки и действия по отношению к другим детям.

Безопасность: формировать навыки безопасного поведения при выполнении физических упражнений; формировать навыки дисциплинированности и сознательности; учить правилам использования спортивного инвентаря; формировать навыки ориентироваться на местности (на территории детского сада, вокруг него).

Коммуникация: помогать детям доброжелательно общаться друг с другом; поощрять речевую активность детей в процессе двигательной деятельности, обсуждать пользу режима дня; физкультурных занятий, утренней гимнастики и гимнастики после сна; обсуждать зависимость здоровья от правильного питания.

Познание: развивать восприятие предметов по цвету, форме, величине, расположению в пространстве, во время ходьбы; ориентироваться в пространстве, понимать смысл пространственных отношений ( направо - налево); развивать навык считать до 2-х при перестроении в 2-3 колонны.

2.1.3.Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ

 

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:

приобщение детей к физической культуре

использование развивающих форм оздоровительной работы.

Акцент смещается от простого лечения и профилактики болезней на укрепление здоровья как самостоятельно культивируемой ценности, необходим комплекс эффективных лечебно-профилактических мер, система надежных средств коррекции психофизического развития на протяжении всего дошкольного детства.

Стремление к комплексности понятно и оправдано, т.к. здоровый ребенок рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма, требующего индивидуально-дифференцированного подхода.

Принципы, лежащие в формировании единства:

принцип развития творческого воображения внутреннее условие оздоровительной работы, здесь ребенок условно предстает объектом тех или иных педагогических и медицинских воздействий. И, как показала статистика, благодаря включению ребенком воображения, можно добиться существенных результатов в профилактике и лечении ряда заболеваний: ОРЗ, диатеза, ануреза, отдельных нарушений сердечнососудистой системы и ЖКТ;

принцип формирования осмысленной моторики – движение может стать произвольным и управляемым только тогда, когда оно будет осмысленным и ощущаемым. Ребенку предстоит научиться слушать, понимать, уважать и любить свое тело;

принцип создания и закрепления целостного позитивного психосоматического состояния при различных видах деятельности, который реализуется благодаря многофункциональным развивающим формам здоровьесберегающей работы;

принцип формирования у детей способности к сопереживанию и содействию.

Формы организации здоровьесберегающей работы:

1.физкультурные занятия

2.самостоятельная деятельность детей

3.подвижные игры

4.утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая)

5.двигательно-оздоровительные физкультминутки

5.физические упражнения после дневного сна

6.физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами

7.физкультурные прогулки (в парк, на стадион)

8.физкультурные досуги

9.спортивные праздники

10.оздоровительные процедуры в водной среде.

Существующие здоровьесберегающие образовательные технологии можно выделить в три подгруппы:

Организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующие предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;

Психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми;

Учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья.

Здоровьсберегаюшие технологии,

технологии сохранения и стимулирования здоровья:

 

1.Динамические паузы - во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

2.Подвижные и спортивные игры как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.

3. Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).

4.Гимнастика для глаз ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

5.Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.

6.Бодрящая гимнастика ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.

7.Гимнастика корригирующая в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.

8.Коррегирующая гимнастика в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы

9.Физкультурное занятие 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах, средний возраст – 20 мин. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.

10.Занятия из серии «Здоровье» -1 раз в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития.

Коррекционные технологии

1.Технологии музыкального воздействия в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Закаливание, важное звено в системе физического воспитания детей. Оно обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды. Закаливание дает оздоровительный эффект только при условии его грамотного осуществления и обязательного соблюдения следующих принципов:

закаливающие мероприятия гармонично вписываются во все режимные моменты;

проводятся систематически на фоне оптимального теплового состояния детей, на фоне их положительного эмоционального настроя;

проводятся с учетом индивидуальных, возрастных особенностей детей, состояния здоровья, уровня закаленности;

сила воздействия и длительность закаливающих процедур увеличивается постепенно.

Любая закаливающая процедура дает положительный результат только в комплексе закаливающих мероприятий, проводимых в повседневной жизни ДОУ. Необходимо составить программу закаливания по каждой группе с учетом возраста, группы здоровья детей, разработать схему индивидуальных программ заливания на год, где отражается перечень закаливающих мероприятий, проводимых в течение дня. Программа согласовывается с врачом дошкольного учреждения и утверждается заведующим ДОУ.

Из всего богатого выбора существующих форм закаливания можно выделить наиболее доступные:

1.Нахождение детей в групповой комнате в облегченной одежде в течение дня;

2.Проведение утренней гимнастики на свежем воздухе в течение года;

3.Прогулки на свежем воздухе. При правильной организации прогулка является одним из важных моментов закаливания. Летом, когда температура воздуха достигает в тени 18 -20 градусов, вся жизнь детей переносится на участок. В холодное время года длительность пребывания детей на воздухе 3.5-4 часа в любую погоду в одежде, не стесняющей активную деятельность ребенка;

При карантинном режиме применение полоскания горла: водой комнатной температуры 3 раза в день

Использование специальных форм здоровьесберегающих технологий с применением развивающей программы оздоровления, приводит не только к сохранению, но и к развитию здоровья воспитанников.

Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

2.1.4. Взаимодействие инструктора по физической культуре с педагогами доу и родителями воспитанников в процессе реализации задач образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье»

Вся работа по физическому воспитанию детей должна строиться с учетом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья.

Поэтому главная задача педагогов и специалистов ДОУ знать состояние здоровья, физическое развитие, особенности поведения, характер, интересы, эмоциональные проявления воспитанников, т. е. провести диагностику (мониторинг).

Комплекс диагностических мероприятий в нашем дошкольном учреждении, осуществляется целым коллективом специалистов (воспитателями, медиками, узкими специалистами).

1.медицинский персонал (оценка физического развития и здоровья);

2.инструктор по физической культуре и воспитатели (оценка уровня двигательной активности и физической подготовленности

3.музыкальный руководитель (оценка музыкально-ритмического развития детей).

Взаимодействие с медицинским персоналом

В современных условиях полноценное воспитание и развитие здорового ребенка возможно только при интеграции образовательной и лечебно-оздоровительной деятельности дошкольного учреждения и, следовательно, тесного взаимодействия педагогов и медицинского персонала.

Основными проблемами, требующими совместной деятельности являются:

1.Физическое состояние детей посещающих детский сад.

2.Профилактика заболеваний ОДА, сердечнососудистой, дыхательной и других систем. 3.Способствуем предупреждению негативных влияний интенсивной образовательной деятельности

4.2 раза в год осуществляем медико-педагогический контроль над физкультурными занятиями.

5.Проводя работу по формированию у детей начальных представлений о ЗОЖ, привлекаем медиков к проведению интегрированных занятий по валеологии, развлечений, консультаций для педагогов и родителей.

Взаимодействие с воспитателями

За успешное выполнение всех задач образовательной программы отвечает воспитатель, а инструктор по физической культуре должен оказывать помощь воспитателю по различным вопросам физического развития детей.

Инструктор по физической культуре:

1.планирует и организует образовательную деятельность по физическому воспитанию

2. планирует и организует физкультурно-оздоровительную работу в режиме дня

3. оказывает методическую помощь по вопросам физического воспитания всем педагогам (проводит различные консультации, выступаю на педагогических советах, семинарах-практикумах, медико-педагогических советах ). Кроме групповых форм взаимодействия раз в неделю встреча со специалистами, где обсуждаются вопросы, требующие внимания.

4.разрабатывает и организует информационную работу с родителями.

Совместно с воспитателями 2 раза в год (вначале и в конце года) проводим обследование уровня двигательной активности и физической подготовленности детей, что дает возможность спрогнозировать возможные положительные изменения этих показателей на конец учебного года.

Одной из основных форм работы по физическому воспитанию являются физкультурные занятия.

Чтобы физкультурные занятия были действительно развивающими, интересными, увлекательными и познавательными, использую разные формы их проведения (традиционные, тренировочные, контрольно-проверочные, игровые, тематические, сюжетные и интегрированные).

Руководящую роль на занятии занимает инструктор. Но воспитатель, зная методику проведения физкультурных занятий, следит за качеством выполнения общеразвивающих упражнений и основных видов движений, помогает в регулировании физической нагрузки на каждого ребенка. .

Воспитатель, как бы, является связующим звеном между мной и родителями (проводит с ними беседы по моим рекомендациям, дает консультации, предлагает разнообразные домашние задания, индивидуально для каждого ребенка). В свою очередь инструктор проводит консультации, беседы, выступаю на родительских собраниях, оформляет наглядный материал. Вместе с воспитателями привлекаем родителей к совместным мероприятиям – праздникам и развлечениям. Потому что успехов в укреплении здоровья детей, их полноценном развитии, повышении двигательной активности можно добиться только при единстве системы физического воспитания в детском саду и семьи, что требует тесного взаимодействия педагогов и родителей.

Взаимодействие с музыкальным руководителем

Музыка является одним из средств физического воспитания. Кроме того, что она положительно воздействует на эмоции детей, создает у них хорошее настроение, помогает активировать умственную деятельность, музыкальное сопровождение способствует увеличению моторной плотности занятия, его организации, освобождает инструктора или воспитателя от подсчета, привлекает внимание к жестам, осанке, позе, мимике. Вот здесь и необходима помощь музыкального руководителя.

Очень важно, чтобы музыка на занятии не звучала только ради того, чтобы прозвучать, она должна естественно вплетаться в занятие, в каждое движение. Поэтому если на утренней гимнастике, занятии или развлечении мне необходимо музыкальное сопровождение мы вместе подбираем музыкальные произведения к различным упражнениям и играм. Энергичный бодрый марш для ходьбы, легкая танцевальная музыка для прыжков – полька, галоп. Общеразвивающие упражнения имеют свою структуру, поэтому для них подбираем произведения определенного строения. И самое главное сначала попробовать самой выполнить эти упражнения под музыку. При необходимости можно подбирать музыку и к ОВД

Чаще всего используем музыку, в том числе и звукозаписи, в подвижных и хороводных играх, во время проведения эстафет и соревнований, а так же в заключительной части занятия, когда музыка выступает как успокаивающее, обеспечивающее постепенное снижение физической нагрузки средство. В этой части использую звуки природы и звучание лирических произведений.

Совместно с музыкальным руководителем проводим музыкально-спортивные праздники и развлечения. Такие мероприятия планируем согласно годовому календарно-тематическому планированию.

Физкультурные праздники и досуги

Период

Тема

Итоговое мероприятие

1 неделя ноября

Подготовка к соревнованиям

«Мама, папа, я-спортивная семья»

2-4 неделя января

Зимние развлечение

Путешествие к Снежной Королеве

4 неделя января

Безопасность

Школа Аркадия Паровозова

4 неделя февраля

День защитника Отечества

Спортивное развлечение с родителями «Папа может все!»

2 неделя марта

Моя семья

«Мама, папа, я-спортивная семья»

1 неделя апреля

Здоровье

«Приключения Айболита и его друзей»

2 неделя апреля

Космос

Спортивно-музыкальный досуг «Поможем Звездочету»

3 неделя мая

Дорожная безопасность

«Приключение Светофорчика»

Физкультурный досуг 1 раз в месяц 25 минут

Физкультурный праздник 2 раза в год 30-35 минут (зимний, летний)

Совместная работа с родителями воспитанников МБОУ

Тема консультации

Дата проведения

Ответственный

1

Основные направления физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ в новом учебном году

Сентябрь

Инструктор ФИЗО

2

Общее родительское собрание

Групповые собрания

Октябрь

Инструктор ФИЗО

3

Анкетирование «Место спорта в вашей семье».

Ноябрь

Инструктор ФИЗО

4

Как провести выходные с детьми

Декабрь

Инструктор ФИЗО

5

Использование элементов зимних спортивных игр на прогулке в самостоятельной деятельности детей

Январь

Инструктор ФИЗО

6

Подвижные игры – одна из форм повышения двигательной активности дошкольников

Февраль

Инструктор ФИЗО

7

Мама, папа, я –здоровая  семья

Март

Инструктор ФИЗО

8

Упражнения для формирования правильной осанки и предупреждения плоскостопия ,виды коррекционных гимнастик (дыхательная гимнастика и гимнастика для глаз).

Апрель

Инструктор ФИЗО

9

Спорт в жизни ребёнка

Май

Инструктор ФИЗО

10

Плавать раньше, чем ходить

Июнь

Июль

Август

Инструктор ФИЗО

III Организационный раздел

3.1. Организация образовательного процесса

Ежедневная организация жизни и деятельности детей строится на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Режим дня разработан на основе:

Основной общеобразовательной Программы дошкольного образования, разработанной коллективом детского сада.

Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.1.3049-13).

Режим работы 1 младшей группы и длительность пребывания в ней детей определяются Положением о дошкольных группах МБОУ «Прогимназия № 15»:

пятидневная рабочая неделя;

длительность работы средней группы МБОУ «Прогимназия № 15» 10 часов;

ежедневный график работы МБОУ «Прогимназия № 15» с 8.00 до 18.00 часов;

выходные дни – суббота, воскресенье, нерабочие и праздничные дни.

Режим работы изменяется на летний оздоровительный период.

Цикличность процессов жизнедеятельности обуславливают необходимость выполнение режима, представляющего собой рациональный порядок дня, оптимальное взаимодействие и определённую последовательность периодов подъёма и снижения активности, бодрствования и сна. Режим дня в детском саду организуется с учётом физической и умственной работоспособности, а также эмоциональной реактивности в первой и во второй половине дня.

При составлении и организации режима дня учитываются повторяющиеся компоненты: время приёма пищи; укладывание на дневной сон; общая длительность пребывания ребёнка на открытом воздухе и в помещении при выполнении физических упражнений.

Расписание непосредственной образовательной деятельности по физической культуре

Понедельник

Физическое развитие(физическая культура)

9.40 – 10.00

Вторник

---

Среда

Физическое развитие (физическая культура)

9.40 – 10.00

Четверг

 

Пятница

Физическое развитие (физическая культура)

9.40 – 10.00


 


 


 

3.2. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса в группе соответствует государственным и местным требованиям и нормам.

Образовательный процесс организуется в соответствии с:

- санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;

- правилами пожарной безопасности;

- требованиями, предъявляемыми к средствам обучения и воспитания детей дошкольного возраста (учет возраста и индивидуальных особенностей развития детей);

- требованиями к оснащенности помещений, развивающей предметно-пространственной средой;

- требованиями к материально-техническому обеспечению программы (учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы).

3.2.1. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

Организация предметно-развивающей среды является непременным элементом для осуществления педагогического процесса, носящего развивающий характер. Предметно-развивающая среда как организованное жизненное пространство, способна обеспечить социально-культурное становление дошкольника, удовлетворить потребности его актуального и ближайшего развития.

В соответствии c ФГОС была проанализирована предметно- развивающая среда физкультурного зала МБОУ «Прогимназия № 15».

Принцип педагогической целесоообразности, согласно которому в ДОУ предусмотрено необходимое и достаточное наполнение предметно-развивающей среды, а также обеспечена для каждого воспитанника возможность самовыражения с учетом их интересов, желаний, потребностей и особенностей, что обеспечивает индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка. Для этого в физкультурном зале имеется: модули, тренажеры, мячи, обручи, ракетки, нестандартное физкультурное оборудование.

Принцип полифункциональности реализуется за счет обеспечения всех составляющих общеобразовательного процесса и возможностью разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды.

В ДОУ учитывается этот принцип путем приобретения специфичных материалов для девочек и мальчиков, пример: мешочки для выполнения упражнений красного и синего цвета, гимнастические ленты, клюшки хоккея.

Принцип трансформируемости, обеспечивающий возможность гибкого построения и периодического изменения предметно-развивающей среды, позволяет вывести на первый план ту или иную функцию пространства по ситуации, в зависимости от целей и задач взаимодействия с детьми педагог имеет возможность изменить пространство зала за счет установки мягких модулей,

Принцип информативности обеспечивается разнообразием тематического материала и оборудования и активизации воспитанников во взаимодействии с предметным окружением, проводимая в системе работа по физическому направлению развивает у детей умение пользоваться физкультурным оборудованием, знать его предназначение. Все оборудование ДОУ отвечает гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям, а также санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.

Подбор оборудования осуществляется с учетом ведущего вида деятельности детей дошкольного возраста и исходит из того, что при реализации ООП дошкольного образования основной формой работы с детьми является игра.

Таким образом, анализ предметно-развивающей среды МБОУ «Прогимназия № 15» показал, что в учреждении выполняются требования ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного воспитания по общеобразовательной области «Физическая культура», а также требования к созданию здоровьесберегающего пространства дошкольного образовательного учреждения.

В физкультурном зале МБОУ «Прогимназия № 15» имеется:

- разнообразное спортивное оборудование для развития основных видов движений—ходьбы, бега, прыжков, лазания, метания), предупреждения нарушений осанки и плоскостопия, формирования пространственной ориентировки: шведская стенка, дуги, гимнастические скамейки, маты, бревна, дорожки, индивидуальные коврики, цели и мешочки для метания, бруски, зрительные ориентиры, канаты, веревки, ребристые и наклонные доски.

- спортивный игровой инвентарь: кегли, мячи, гантели, скакалки, обручи, кубики

атрибуты и игрушки для подвижных игр

- оборудование для спортивных игр: баскетбола, хоккея, бадминтона

- пианино

- магнитофон

- подборка дисков с комплексами утренней гимнастики, пальчиковой гимнастики, музыкальные произведениями

- подборка методической литературы и пособий

- нестандартное физическое оборудование.

Особенности организации физкультурного уголка в группе

Главная цель физкультурного уголка:

Физкультурный уголок служит удовлетворению потребности дошкольника в движении и приобщению его к здоровому образу жизни.

Задачи физкультурного уголка:

- развитие движений и совершенствование двигательных функций;

- достижение необходимой для возраста физической подготовленности;

- предупреждение нарушений опорно – двигательного аппарата;

- создание благоприятных условий для активного отдыха, радостной содержательной деятельности в коллективных играх и развлечениях;

- приобщение детей к занятиям физической культуры и спорту.

Задача воспитателя:

Научить детей самостоятельной двигательной активности в условиях ограниченного пространства и правильному использованию физкультурного оборудования

Требования к спортивному уголку

1. Безопасность размещения: спортивный уголок не следует размещать рядом с окнами, уголком природы и зоной самостоятельной художественной деятельности детей. Он моет быть размещен: в приемной, групповой или спальной комнате.

2. Отвечать гигиеническим и педагогическим требованиям, а расположение принципу целесообразности.

3. Уголок должен логично вписываться в интерьер комнаты и быть эстетически оформлен.

4. Уголок должен быть доступным в использовании каждым ребенком.

5. Уголок должен соответствовать возрасту детей и требованиям программы, учитывать интересы, как мальчиков, так и девочек.

6. Наличие символик физкультуры и спорта.

Комплектация уголков:

1. Теоретический материал:

- картотека подвижных игр в соответствии с возрастом детей;

- картотека малоподвижных игр в соответствии с возрастом детей;

- картотека физкультминуток в соответствии с возрастом детей;

- картотека утренних гимнастик в соответствии с возрастом детей;

- картотека бодрящих гимнастик в соответствии с возрастом детей;

- картотека считалок

- иллюстрированный материал по зимним видам спорта;

- иллюстрированный материал по летним видам спорта;

- символика и материалы по истории Олимпийского движения;

сведения о важнейших событиях спортивной жизни страны.

2. Игры (средние и старшие группы) :- дидактические игры о спорте: настольно-печатные игры, парные картинки, лото, домино, лабиринт, разрезные картинки, пазлы, игры с фишками и т. д. - спортивные настольные игры (хоккей, баскетбол, футбол и т. д.) .

3. Атрибуты для подвижных и малоподвижных игр: эмблемы, маски, оборудование (например – ленточки, для всех возрастных групп.

4. Для профилактики плоскостопия и развития мелкой моторики рук:

- мешочки с крупой (бобы, горох, фасоль и т. д.) в разных формах для ходьбы;

- коврики и массажные дорожки с рельефами, «ребрами», резиновыми шипами и т.д.;

- бросовый материал (шишки, яйца от киндер сюрпризов и т. д.) для захвата и перекладывания с места на место стопами и пальцами ног.

- нестандартное оборудование, сделанное своими руками;

- мячики – ежики;

- мешочки с разной крупой для рук;

- эспандер.

5. Для игр и упражнений с прыжками:

- скакалки;

- обручи;

- шнуры;

- бруски.

6. Для перешагивания, подъема и спуска:

- бруски деревянные.

7. Для игр и упражнений с бросанием, ловлей, метанием:

- кольцеброс; мячи резиновые разных размеров;

- попрыгунчики;

- мячи или мешочки с песком для метания;

- корзины для игр с бросанием; мишень для метания или дартс с мячиками на липучках

- кегли;

- нестандартное оборудование.

8. Выносной материал:

- мячи резиновые;

- мяч футбольный

- бадминтон

- скакалки;

- обручи;

- лыжи;

- хоккейные клюшки;

- санки и т. д.

9. Наличие бубна для проведения утренней гимнастики

Примеры оформления спортивных уголков:

Игры с «тихим тренажером»

"ТИХИЙ ТРЕНАЖЕР" - это наклеенные на стене силуэты детских ладошек в различных вариациях от пола и до 1, 5м, силуэты ножек от пола до 70см; разноцветные полоски (5-10 штук) длинной до 1м для подпрыгивания: "Достань ягодку"; "Пройди по стене"; "Допрыгни до полосочки" и т. д.

3.2.2. Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания

Психолого-педагогическая работа по освоению детьми образовательных областей обеспечивается использованием следующих программ, технологий и методических пособий:

Направление «Физическое развитие»

Физическая культура

Цель – формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:

развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Здоровье

Цель – охрана здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:

- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

- воспитание культурно-гигиенических навыков;

- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Список литературы

Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально – ориентировочный подход / Школа здоровья, 2000.

Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева. От рождения до школы. М. «Мозаика-Синтез», 2014г.

Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М. – 2002.

Инструктор по физической культуре / Сфера, 2014.

Маханева М.: С физкультурой дружить - здоровым быть! Методическое пособие / изд. «Сфера», 2009.

Образцова Т. Н.: Подвижные игры для детей / изд. «Лада/Москва», 2005.

Овчинникова Т. С. Организация здоровье - сберегающей деятельности в ДОУ. – СПб, 2006.

Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 3-7 лет. М., «Мозаика Синтез», 2009г.

Степанкова Э.Я. Сборник подвижных игр (2-7 лет). М., «Мозаика Синтез», 2011г.

Степанкова Э.Я. Физическое воспитание в детском саду. М., «Мозаика Синтез», 2005г.

Тимофеева Л.Л., Корнеичева Е.Е., Грачева Н.И. Планирование образовательной деятельности в ДОО: Средняя группа: Методическое пособие: Составлено в соответствии с ФГОС ДО / Центр педагогического образования. – М., 2014.

Чупаха, И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно- воспитательном процессе – М., 2003.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.