12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Дмитрий21

государственное бюджетное образовательное





«РАССМОТРЕНО»

на методическом совете

учителей начальных классов


«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора


«УТВЕРЖДЕНО»









Программа внеурочной деятельности

«Робототехника»

2020 – 2021 учебный год

(4 класс, учитель: )









СОДЕРЖАНИЕ


1

Пояснительная записка

3

1.1.

Перечень нормативных документов, в соответствии с которыми составлена программа внеурочной деятельности.

3

1.2.

Цели и задачи программы внеурочной деятельности.

4

2.

Содержание программы внеурочной деятельности

4

3.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

5

3.1.

Личностные результаты

5

3.2.

Метапредметные результаты

6

4.

Тематическое планирование курса внеурочной деятельности

6

5

Описание материально-технического обеспечения внеурочной деятельности

8

5.1

Технические средства.

8

5.2.

Список литературы.

9

5.3.

Электронно-образовательные ресурсы.

9




















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе примерной программы В.А.Горского «Моделирование роботов» (сборник «Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского – М.: Просвещение, 2011г.»). Программа рассчитана на 1 час в неделю.

Внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательного процесса. На основании интересов детей и запросов их родителей (законных представителей) были определены объединения внеурочной деятельности.

1.1. Перечень нормативных документов, в соответствии с которыми составлена программа внеурочной деятельности:

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ, утвержденный приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.2) государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Бирская коррекционная школа-интернат для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.

СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189

СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 года N 26

Применение конструкторов LEGO во внеурочной деятельности в школе, позволяет существенно повысить мотивацию учащихся, организовать их творческую и исследовательскую работу. А также позволяет школьникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развивать необходимые в дальнейшей жизни навыки.

Целью использования «Робототехники» во внеурочной деятельности является овладение навыками начального технического конструирования, развитие мелкой моторики, координацию «глаз-рука», изучение понятий конструкций и ее основных свойствах (жесткости, прочности и устойчивости), навык взаимодействия в группе.

В процессе решения практических задач и поиска оптимальных решений младшие школьники осваивают понятия баланса конструкции, ее оптимальной формы, прочности, устойчивости, жесткости и подвижности, а также передачи движения внутри конструкции. Изучая простые механизмы, дети учатся работать руками (развитие мелких и точных движений), развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию.

Обучающая среда позволяет учащимся использовать и развивать навыки конкретного познания, строить новые знания на привычном фундаменте. В то же время новым для учащихся является работа над проектами. И хотя этапы работы над проектом отличаются от этапов, по которым идет работа над проектами в средней школе, но цели остаются теми же. В ходе работы над проектами дети начинают учиться работать с дополнительной литературой. Идет активная работа по обучению ребят анализу собранного материала и аргументации в правильности выбора данного материала. В ходе занятий повышается коммуникативная активность каждого ребенка, происходит развитие его творческих способностей. Повышается мотивация к учению. Занятия помогают в усвоении математических и логических задач, связанных с объемом и площадью, а так же в усвоении других математических знаний, так как для создания проектов требуется провести простейшие расчеты и сделать чертежи. У учащихся, занимающихся конструированием, улучшается память, появляются положительные сдвиги в улучшении почерка (так как работа с мелкими деталями конструктора положительно влияет на мелкую моторику), речь становится более логической. Деятельность предлагает такие методики и такие решения, которые помогают становиться творчески мыслящими, обучают работе в команде, предлагает детям проблемы, дает в руки инструменты, позволяющие им найти своё собственное решение. Благодаря этому учащиеся испытывают удовольствие подлинного достижения.

Занятия проводятся в 3 и 4 классах 1 раз в неделю.


1.2 Цель программы: формирование интереса к техническим видам творчества, развитие конструктивного мышления средствами робототехники.

Всестороннее развитие личности учащегося:

- Развитие навыков конструирования

- Развитие логического мышления

- Мотивация к изучению наук естественно – научного цикла: окружающего мира, информатики, математики.

- Познакомить детей со способами взаимодействия при работе над совместным проектом в больших (5-6 человек) и малых (2-3 человека) группах

- Развитие у детей интереса к техническому творчеству и обучение их конструирования через создание простейших моделей и управления готовыми моделями с помощью простейших компьютерных программ. Вырабатывается навык работы в группе.

Задачи программы:

Обучающие:

- ознакомление с комплектом LEGO Mindstorms Evolution 3, Wedo 2.0;

- ознакомление с основами автономного программирования;

- ознакомление со средой программирования LEGO Mindstorms Evolution 3,и Wedo 2.0;

- получение навыков работы с датчиками и двигателями комплекта;

- получение навыков программирования;

- развитие навыков решения базовых задач робототехники.

Развивающие:

- развитие конструкторских навыков;

- развитие логического мышления;

- развитие пространственного воображения.

Воспитательные:

- воспитание у детей интереса к техническим видам творчества;

- развитие коммуникативной компетенции: навыков сотрудничества в коллективе, малой группе (в паре), участия в беседе, обсуждении;

-развитие социально-трудовой компетенции: воспитание трудолюбия, самостоятельности, умения доводить начатое дело до конца;

- формирование и развитие информационной компетенции: навыков работы с различными источниками информации, умения самостоятельно искать, извлекать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию.






СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Введение. Характеристики робота. Создание и запуск

Краткая характеристика роботизированных платформ. Способы подключения. Обновление прошивки. Загрузка программ в блок EV3

Программирование робота

Моторы. Программирование движений по различным траекториям

Работа с подсветкой, экраном и звуком

Работа с экраном. Работа с подсветкой кнопок на блоке EV3. Работа со звуком

Программные структуры. Структура ожидание. Структура цикл. Структура переключатель

Работа с данными. Типы данных. Проводники

Переменные и константы

Математические операции с данными

Другие блоки работы с данными

Работа с массивами

Логические операции с данными

Работа с датчиками

Датчик касания

Датчик цвета

Гироскопический датчик

Ультразвуковой датчик

Инфракрасный датчик

Датчик вращение мотора (определение угла / количества оборотов и мощности мотора

Кнопки управления модулем

Работа с файлами

Совместная работа нескольких роботов. Соединение кабелем USB. Связь роботов с помощью Bluetooth-соединения

Полезные блоки и инструменты. Блоки: «Поддержать в активном состоянии», «Остановить программу»

Создание подпрограмм

Запись комментариев. Использование проводного ввода порта

Основные виды соревнований и элементы заданий. Соревнования Сумо. Кегельринг. Слалом (объезд препятствий)

Программирование движения по линии. Алгоритм движения по линии «Зигзаг» с одним и двумя датчиками цвета

Алгоритм «Волна». Алгоритм автоматической калибровки датчика цвета

Пропорциональное линейное управление, движение по линии на данной основе

Поиск и подсчёт перекрёстков при пропорциональном движении по линии

Движение робота вдоль стены

Использование сторонних датчиков. Работа с HiTech датчиком цвета

Использование других датчиков








ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1 Личностные результаты

- формировать учебную мотивацию;

- осознанность учения и личной ответственности;

- формировать эмоциональное отношение к учебной деятельности и общее представление о моральных нормах поведения.

Метапредметные результаты

- формировать умение слушать и понимать других;

- формировать и отрабатывать умение согласованно работать в группах и коллективе;

- формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

- формировать умение извлекать информацию из текста и иллюстрации;

- формировать умения на основе анализа рисунка-схемы делать выводы.

- формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- формировать умение составлять план действия на уроке с помощью учителя;

- формировать умение мобильно перестраивать свою работу в соответствии с полученными данными.

- формировать учебную мотивацию, осознанность учения и личной ответственности,

- формировать эмоциональное отношение к учебной деятельности и общее представление о моральных нормах поведения.







4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

урока

Тема занятия

Количество часов

Виды и формы организации внеурочной деятельности

1

Введение. Характеристики робота. Создание и запуск

1

Беседа, образно – иллюстративный метод. Проведение беседы о поведении на занятии, соблюдении техники безопасности.

2

Краткая характеристика роботизированных платформ. Способы подключения. Обновление прошивки. Загрузка программ в блок EV3

1

Бесе репродуктивный метод (выполнение по образцу, инструкции). Объяснительно – иллюстративный (демонстрация)

3

Программирование робота

1

Объяснительно – иллюстративный (демонстрация), репродуктивный метод (выполнение по образцу, инструкции). Коллективная деятельность.

4

Моторы. Программирование движений по различным траекториям

1

Беседа. Объяснительно – иллюстративный (демонстрация), репродуктивный метод (выполнение по образцу, инструкции). Практическое занятие, практическая деятельность.

5

Работа с подсветкой, экраном и звуком

1

Беседа. Объяснительно – иллюстративный (демонстрация), репродуктивный метод (выполнение по образцу, инструкции). Практическое занятие, практическая деятельность.

6

Работа с экраном. Работа с подсветкой кнопок на блоке EV3. Работа со звуком

1

Беседа. Объяснительно – иллюстративный (демонстрация), репродуктивный метод (выполнение по образцу, инструкции). Практическое занятие, познавательно – творческая деятельность, игровая деятельность, работа по схеме.

7

Программные структуры. Структура ожидание. Структура цикл. Структура переключатель

1

Беседа. Объяснительно – иллюстративный (демонстрация), репродуктивный метод (выполнение по образцу, инструкции).

8

Работа с данными. Типы данных. Проводники

1

Беседа. Объяснительно – иллюстративный (демонстрация) .

9

Переменные и константы

1

Частично – поисковый. Объяснительно – иллюстративный (демонстрация) .

10

Математические операции с данными

1

Частично – поисковый. Объяснительно – иллюстративный (демонстрация) Обсуждение.

11

Другие блоки работы с данными

1

Беседа. Объяснительно – иллюстративный (демонстрация).

12

Работа с массивами

1

Беседа. Объяснительно – иллюстративный (демонстрация) .

13

Логические операции с данными

1

Беседа. Объяснительно – иллюстративный (демонстрация),

Практическое занятие.

14

Работа с датчиками

1

Беседа. Объяснительно – иллюстративный (демонстрация).

15

Датчик касания

1

Беседа. Объяснительно – иллюстративный (демонстрация).

16

Датчик цвета

1

Беседа. Объяснительно – иллюстративный (демонстрация), репродуктивный метод (выполнение по образцу, инструкции).


17

Гироскопический датчик

1

Беседа. Объяснительно – иллюстративный (демонстрация), репродуктивный метод (выполнение по образцу, инструкции). Практическое занятие, практическая деятельность.

18

Ультразвуковой датчик

1

Беседа. Объяснительно – иллюстративный (демонстрация), репродуктивный метод (выполнение по образцу, инструкции) .

19

Инфракрасный датчик

1

Беседа. Объяснительно – иллюстративный (демонстрация).

20

Датчик вращение мотора (определение угла / количества оборотов и мощности мотора

1

Объяснительно – иллюстративный (демонстрация), репродуктивный метод (выполнение по образцу, инструкции). Коллективная деятельность.

21

Кнопки управления модулем

1

Беседа. Объяснительно – иллюстративный (демонстрация), репродуктивный метод (выполнение по образцу, инструкции). Практическое занятие, практическая деятельность.

22

Работа с файлами

1

Беседа. Объяснительно – иллюстративный (демонстрация), репродуктивный метод (выполнение по образцу, инструкции). Практическое занятие, практическая деятельность.

23

Совместная работа нескольких роботов. Соединение кабелем USB. Связь роботов с помощью Bluetooth-соединения

1

Беседа. Объяснительно – иллюстративный (демонстрация), репродуктивный метод (выполнение по образцу, инструкции). Практическое занятие, познавательно – творческая деятельность, игровая деятельность, работа по схеме.

24

Полезные блоки и инструменты. Блоки: «Поддержать в активном состоянии», «Остановить программу»

1

Беседа. Объяснительно – иллюстративный (демонстрация), репродуктивный метод (выполнение по образцу, инструкции).

25

Создание подпрограмм

1

Объяснительно – иллюстративный (демонстрация), репродуктивный метод (выполнение по образцу, инструкции). Коллективная деятельность.

26

Запись комментариев. Использование проводного ввода порта

1

Беседа. Объяснительно – иллюстративный (демонстрация), репродуктивный метод (выполнение по образцу, инструкции). Практическое занятие, практическая деятельность.

27

Основные виды соревнований и элементы заданий. Соревнования Сумо. Кегельринг. Слалом (объезд препятствий)

1

Беседа. Объяснительно – иллюстративный (демонстрация), репродуктивный метод (выполнение по образцу, инструкции). Практическое занятие, практическая деятельность.

28

Программирование движения по линии. Алгоритм движения по линии «Зигзаг» с одним и двумя датчиками цвета

1

Беседа. Объяснительно – иллюстративный (демонстрация), репродуктивный метод (выполнение по образцу, инструкции). Практическое занятие, познавательно – творческая деятельность, игровая деятельность, работа по схеме.

29

Алгоритм «Волна». Алгоритм автоматической калибровки датчика цвета

1

Беседа. Объяснительно – иллюстративный (демонстрация), репродуктивный метод (выполнение по образцу, инструкции).

30

Пропорциональное линейное управление, движение по линии на данной основе

1

Беседа. Объяснительно – иллюстративный (демонстрация), репродуктивный метод (выполнение по образцу, инструкции). Практическое занятие, познавательно – творческая деятельность, игровая деятельность, работа по схеме.

31

Поиск и подсчёт перекрёстков при пропорциональном движении по линии

1

Беседа. Объяснительно – иллюстративный (демонстрация), репродуктивный метод (выполнение по образцу, инструкции). Практическое занятие, познавательно – творческая деятельность, игровая деятельность, работа по схеме.

32

Движение робота вдоль стены

1


33

Использование сторонних датчиков. Работа с HiTech датчиком цвета

1


34

Использование других датчиков

1

Практическое занятие, познавательно – творческая деятельность, игровая деятельность, работа по схеме.

35

Введение. Характеристики робота. Создание и запуск

1

Практическое занятие, познавательно – творческая деятельность.


ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Помещение для проведения внеурочной деятельности «Робототехника» должен быть достаточно просторным, хорошо проветриваемым, с хорошим естественным и искусственным освещением. Свет должен падать на руки детей с левой стороны. Столы могут быть рассчитаны на два человека, но должны быть расставлены так, чтобы дети могли работать, не стесняя друг друга, а руководитель кружка мог подойти к каждому ученику, при этом, не мешая работать другому учащемуся.



Технические средства

- Универсальный стол для работы с конструкторами «Уникум»;

- конструктор LEGO Mindstorms EV3 – 4шт;

- конструктор LEGO WEDO 2.0 – 2 шт;

- Роботрек СТАЖЕР А – 2 шт;

- электронный конструктор «Знаток» - 1 шт;

- планшет Prestigio Grece 3738 3G- 9 шт;

- учебные пособия.

5.2 Список литературы


Л.Ю. Овсяницкая . Курс программирования робота EV3 в среде Lego Mindstorms EV3 / Л.Ю. Овсяницкая, Д.Н. Овсяницкий, А.Д. Овсяницкий. – М.: «Перо», 2016.

Уроки робототехники. Конструкция. Движение. Управление / А.Я. Щелкунова .: Лаборатория знаний, 2018.

Конструируем роботов на LEGO MINSTORMS Education EV3. Робот-шпион / А.А. Валуев. – М.: Лаборатория знаний, 2018.

Конструируем роботов на LEGO MINSTORMS Education EV3. Ханойская башня / В.В. Тарапата, А.В. Красных. – М.: Лаборатория знаний, 2018.

Конструируем роботов на LEGO MINSTORMS Education EV3. Секрет ткацкого станка / М.А. Стерхова. – М.: Лаборатория знаний, 2016.


Электронно-образовательные ресурсы


http://www.lego.com/education/

http://www.int-edu.ru/



10


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.