Рабочая программа по родной литературе
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по родной (русской) литературе разработана на основе следующих документов:
1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012, № 273;
2.Федеральный государственный общеобразовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» мая 2012 г. № 413, с изменениями на 29 июня 2017 года;
3.Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 июня 2017 г. № 613 “О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 41;
4. Методические письма ГОАУ ЯО ИРО о преподавании учебного предмета «Родная (русская) литература» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области;
5. Основная образовательная программа среднего общего образования МОУ СОШ №28 имени А.А.Суркова от 07.06.2018 № 01-02/63-6;
6. Положение о рабочей программе педагога по ФГОС МОУ СОШ №28 имени А.А.Суркова.
Согласно учебному плану на изучение родной(русской)литературы отводится 1 час в неделю, 17 часов год.
Цели освоения учебного предмета:
воспитание ценностного отношения к родной (русской) литературе как хранителю культуры;
приобщение к литературному наследию своего народа; чтение вершинных произведений отечественной литературы и их анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью,историзма;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализацииличности;
поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественныйтекст;
овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводупрочитанного;
овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет идр.);
использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевомсамосовершенствовании;
приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и современной литературы.
Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программупроизведений.
Главная задача программы по родной (русской) литературе – изучение литературы от фольклора к русской литературе XIX, XX веков, современной литературе и литературе родного края.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:
Рабочая программа по учебному предмету «Родная (русская) литература» направлена на достижение школьниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;
2) формирование ответственного отношения к прочтению литературных произведений;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
5) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
6) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты: формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;
учиться работать по предложенному учителем плану;
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Средством формирования регулятивныхУУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные результаты:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать текст;
учиться работать в паре, группе;
выполнять различные роли.
Предметные результаты:
осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире;
понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познанияжизни;
воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговоечтение;
развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.; формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуальногоосмысления.
Учащиеся научатся:
• осознанно воспринимать авторов и содержание изученных произведений;
Учащиеся получат возможность:
определять тему и основную мысльпроизведения;
владеть различными видамипересказа;
характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительныехарактеристики;
находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественныефункции;
выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи междуними;
выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатомпроизведения;
собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организациидискуссии;
выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точкузрения;
выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение кпроизведению;
ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.
Календарно-тематическое планирование (5 класс)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | |
План | Факт | |||
1 | Литература как вид словесного искусства | 1 | | |
2 | Русские народные сказки. Народные представления о справедливости в сказке «Солдатская шинель» | 1 | | |
3 | «Лиса и дрозд». Народная мораль в характере и поступках героев | 1 | | |
4 | Авторская сказка. В.М. Гаршин. «Лягушка-путешественница» | 1 | | |
5 | В.М. Гаршин. «Лягушка-путешественница» | 1 | | |
6 | И.А. Крылов. Басня «Квартет» | 1 | | |
7 | Л.Н. Толстой. Рассказы для детей. «Два брата и золото» | 1 | | |
8 | Из литературы XX века. А.И. Куприн «Ю-ю» | 1 | | |
9 | Природа и человек. Е. Носов «Белый гусь» | 1 | | |
10 | Проблема жестокости и ответственности за свои поступки. В. Астафьев «Зачем я убил коростеля?» | 1 | | |
11 | Поиски правды героями Ю. Яковлева в рассказе «А Воробьёв стекло не выбивал». | 1 | | |
12 | Краткий обзор современной детской литературы | 1 | | |
13 | Л. Петрушевская «Котёнок Господа Бога» | 1 | | |
14 | Л. Улицкая.Тема послевоенного детства и сиротства в рассказе «Капустное чудо». | 1 | | |
15 | Поэты и писатели земли Ярославской | 1 | | |
16 | Н.А. Некрасов «Накануне светлого праздника». Уважение поэта к простому рабочему человеку | 1 | | |
17 | Поэзия А.А. Суркова | 1 | | |
Календарно-тематическое планирование (6 класс)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | ||
План | Факт | ||||
1 | Образ человека в литературном произведении | 1 | | | |
2 | Былины «Святогор и Илья Муромец», «Рождение богатыря». Воплощение в образе богатыря национального характера и нравственных достоинств | 1 | | | |
3 | Из «Хождения за три моря» Афанасия Никитина.Памятник литературы в форме путевых записей | 1 | | | |
4 | Г.Р. Державин «Лебедь». Размышления о судьбе творца | 1 | | | |
5 | К.Н. Батюшков. «На развалинах замка в Швеции». Противопоставление героической мощи старины мелочным масштабам настоящего | 1 | | | |
6 | Д.В. Давыдов. Краткий рассказ о поэте. Отечественная война 1812 года глазами её участника. Стихотворение «Партизан» | 1 | | | |
7 | Е.А. Баратынский. «Родина». История создания стихотворения. | 1 | | | |
8 - 9 | Л.Н. Толстой. «Хаджи-Мурат». Историческая основа повести. Сюжет и композиция | 2 | | | |
10 | М.М. Зощенко. «Монтёр». Художественное своеобразие рассказа. | 1 | | | |
11 | Н.А. Заболоцкий. «Уступи мне, скворец, уголок…», «О красоте человеческих лиц» | 1 | | | |
12 | В.П. Астафьев. Единство человека и природы в рассказе «Деревья растут для всех» | 1 | | | |
13 | Проблема выражения благодарности в воспоминаниях А.Г. Алексина («Я прихожу к маме…») | 1 | | | |
14 | Василий Гроссман. «Собака». Историческая основа рассказа. Взаимоотношения человека и собаки | 1 | | | |
15 | Р/Р Сочинение-отзыв об одном из произведений литературы XX века | 1 | | | |
16 | Людмила Улицкая. Нравственная красота человека в рассказе «Счастливый случай» | 1 | | | |
17 | Контрольная работа по теме «Русская литература» | 1 | | |