Рабочая программа по родной литературе

1
0
Материал опубликован 2 November 2019


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по родной (русской) литературе разработана на основе следующих документов:

1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012, № 273;

2.Федеральный государственный общеобразовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» мая 2012 г. № 413, с изменениями на 29 июня 2017 года;

3.Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 июня 2017 г. № 613 “О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 41;

4. Методические письма ГОАУ ЯО ИРО о преподавании учебного предмета «Родная (русская) литература» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области;

5. Основная образовательная программа среднего общего образования МОУ СОШ №28 имени А.А.Суркова от 07.06.2018 № 01-02/63-6;

6. Положение о рабочей программе педагога по ФГОС МОУ СОШ №28 имени А.А.Суркова.


Согласно учебному плану на изучение родной(русской)литературы отводится 1 час в неделю, 17 часов год.

Цели освоения учебного предмета:

воспитание ценностного отношения к родной (русской) литературе как хранителю культуры;

приобщение к литературному наследию своего народа; чтение вершинных произведений отечественной литературы и их анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью,историзма;

развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализацииличности;

поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественныйтекст;

овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводупрочитанного;

овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет идр.);

использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевомсамосовершенствовании;

приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и современной литературы.


Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программупроизведений.

Главная задача программы по родной (русской) литературе – изучение литературы от фольклора к русской литературе XIX, XX веков, современной литературе и литературе родного края.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:


Рабочая программа по учебному предмету «Родная (русская) литература» направлена на достижение школьниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;

2) формирование ответственного отношения к прочтению литературных произведений;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

5) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,

6) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты: формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;

учиться работать по предложенному учителем плану;

оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Средством формирования регулятивныхУУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные результаты:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

выразительно читать и пересказывать текст;

учиться работать в паре, группе;

выполнять различные роли.

Предметные результаты:

осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире;

понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познанияжизни;

воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговоечтение;

развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.; формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуальногоосмысления.

Учащиеся научатся:

осознанно воспринимать авторов и содержание изученных произведений;

Учащиеся получат возможность:

определять тему и основную мысльпроизведения;

владеть различными видамипересказа;

характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительныехарактеристики;

находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественныефункции;

выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи междуними;

выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатомпроизведения;

собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организациидискуссии;

выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точкузрения;

выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение кпроизведению;

ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.

Календарно-тематическое планирование (5 класс)

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

План

Факт

1

Литература как вид словесного искусства

1



2

Русские народные сказки. Народные представления о справедливости в сказке «Солдатская шинель»

1



3

«Лиса и дрозд». Народная мораль в характере и поступках героев

1



4

Авторская сказка. В.М. Гаршин. «Лягушка-путешественница»

1



5

В.М. Гаршин. «Лягушка-путешественница»

1



6

И.А. Крылов. Басня «Квартет»

1



7

Л.Н. Толстой. Рассказы для детей. «Два брата и золото»

1



8

Из литературы XX века. А.И. Куприн «Ю-ю»

1



9

Природа и человек. Е. Носов «Белый гусь»

1



10

Проблема жестокости и ответственности за свои поступки. В. Астафьев «Зачем я убил коростеля?»

1



11

Поиски правды героями Ю. Яковлева в рассказе «А Воробьёв стекло не выбивал».

1



12

Краткий обзор современной детской литературы

1



13

Л. Петрушевская «Котёнок Господа Бога»

1



14

Л. Улицкая.Тема послевоенного детства и сиротства в рассказе «Капустное чудо».

1



15

Поэты и писатели земли Ярославской

1



16

Н.А. Некрасов «Накануне светлого праздника». Уважение поэта к простому рабочему человеку

1



17

Поэзия А.А. Суркова

1











Календарно-тематическое планирование (6 класс)

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

План

Факт

1

Образ человека в литературном произведении

1



2

Былины «Святогор и Илья Муромец», «Рождение богатыря».

Воплощение в образе богатыря национального характера и нравственных достоинств

1



3

Из «Хождения за три моря» Афанасия Никитина.Памятник литературы в форме путевых записей

1



4

Г.Р. Державин «Лебедь». Размышления о судьбе творца

1



5

К.Н. Батюшков. «На развалинах замка в Швеции». Противопоставление героической мощи старины мелочным масштабам настоящего

1



6

Д.В. Давыдов. Краткий рассказ о поэте. Отечественная война 1812 года глазами её участника. Стихотворение «Партизан»

1



7

Е.А. Баратынский. «Родина». История создания стихотворения.

1



8 - 9

Л.Н. Толстой. «Хаджи-Мурат». Историческая основа повести. Сюжет и композиция

2



10

М.М. Зощенко. «Монтёр». Художественное своеобразие рассказа.

1



11

Н.А. Заболоцкий. «Уступи мне, скворец, уголок…»,  «О красоте человеческих лиц»

1



12

В.П. Астафьев. Единство человека и природы в рассказе «Деревья растут для всех»

1



13

Проблема выражения благодарности в воспоминаниях А.Г. Алексина («Я прихожу к маме…»)

1



14

Василий Гроссман. «Собака». Историческая основа рассказа. Взаимоотношения человека и собаки

1



15

Р/Р Сочинение-отзыв об одном  из произведений литературы XX века

1



16

Людмила Улицкая. Нравственная красота человека в рассказе «Счастливый случай»

1



17

Контрольная работа по теме «Русская литература»

1





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.