Рабочая программа по родной литературе (КТП) 6 класс
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование изучаемой темы | Основное содержание по теме | Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий) | ||||||||
| | ||||||||||
| Дата | Тема урока, тип урока | Кол-во ч | Элемент содержания | Требования к результатам | Контрольно- Оценочная деятельность | Цифр. и электр. образов. ресурсы | ||||
| План | Факт | Предметные | Метапредметные | Вид | Форма | | ||||
Своеобразие родной литературы (1 ч) | |||||||||||
1. | 13.09 | | Введение. Родная литература как способ познания жизни. Урок усвоения новых знаний | 1 | Образ человека в литературном произведении. Система персонажей. | Понимать: отношение народа к чтению и книге; особенности труда писателя; значение изучения литературы. Уметь: объяснять смысл пословиц; пересказывать сюжеты прочитанных книг и характеризовать их героев. | Р.: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. П.: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях. К.: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения. | Входной | Лексическая работа; составление цитатного плана статьи учебника; беседа; письменный ответ на вопрос. | ЦОР: Писатели о книге и чтении | |
Русский фольклор (1 ч) | |||||||||||
2. | 27.09 | | Цикл былин об Илье Муромце. Урок усвоения новых знаний | 1 | Воплощение в фольклорных произведениях национального характера, народных нравственных ценностей. Малые формы фольклора: пословицы и поговорки. Прославление в фольклорных произведениях силы, мужества, справедливости, бескорыстного служения Отечеству. Цикл былин об Илье Муромце. Бескорыстное служение Родине и народ, мужество, справедливость. Чувство собственного достоинства - основные черты характера Ильи Муромца. | Понимать особенности жанра былины; сюжет и содержание былины, особенности композиции былин (зачин, повторы, диалог, концовка). Понимать: значение былин в развитии русского искусства, сохранении народных традиций, народной памяти. Уметь: выразительно читать былину, определять ее тему и идею; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. | П.: выделять и формулировать познавательную цель. Р.: применять метод информационного поиска. К.: устанавливать рабочие отношения. Л.: Формирование внутренней позиции на основе поступков положительных героев. | Текущий | Устные высказывания, осознанное творческое чтение, ответы на вопросы учебника, отрывок наизусть | ЦОР: Что такое фольклор? | |
Древнерусская литература (1 ч) | |||||||||||
3. | 11.10 | | «Повесть временных лет». Урок усвоения новых знаний | 1 | Образное отражение жизни в древнерусской литературе. «Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге. | Различать эпические жанры и жанровые образования в древнерусской литературе Уметь: заполнять таблицу, отбирать материал. | Л.: Формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. П.: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста, узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием. Р.: уметь анализировать текст древнерусского произведения, К.: уметь читать текст и понимать прочитанное. | Текущий | Выразительное чтение; составление простого и цитатного плана | Презентация | |
Русская литература 18 века (1 ч) | |||||||||||
4. | 25.10 | | Дмитриев И.И. «Нищий и собака», «Три льва», «Отец с сыном». Урок усвоения новых знаний | | Рассказ о баснописце. Отражение пороков человека в баснях: «Два веера», «Нищий и собака», «Три льва», «Отец с сыном». Аллегория как основное средство художественной выразительности в баснях Особенности литературного языка XVIII столетия. Изображение пороков, недостатков, ума и глупости, хитрости, невежества, самонадеянности. Основные темы басен. Приѐмы создания характеров и ситуаций. | Знать: сведения о жизни, творчестве, деятельности; теоретико-литературные понятия ода, поэма, трагедия, драма, сатира, эпиграмма, штиль. Понимать: особенности языка XVI11 века. Уметь: выразительно читать, определять ее тему и идею. | Л.: Формирование мотивации к индивидуальной деятельности. П.: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста, узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием. Р.: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа. К.: уметь определять общую цель и пути ее достижения. | Текущий | Выразительное чтение; подготовка сообщения; работа с терминами, конспект | Презентация | |
Из литературы XIX века (4 ч) | |||||||||||
5. | 15.11 | | Гарин-Михайловский Н.Г. Образы и сюжет сказки «Книжка счастья». Вяземский П.А. Стихотворение «Первый снег». Урок усвоения новых знаний | 1 | Традиции литературы XIX века. Образы и сюжет сказки «Книжка счастья». Социально-нравственная проблематика произведения. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к событиям и героям. Мир глазами ребѐнка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); своеобразие языка. Родная природа в стихах поэтов XIX века. Образ родной природы в стихах русских поэтов. Вяземский П.А. Стихотворение «Первый снег». Радостные впечатления, труд, быт, волнения сердца, чистота помыслов и стремлений лирического героя. | Уметь распознавать основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определение их художественных функций. | Р.: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. П.: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы. К.: строит небольшие монол. высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Текущий | Составление цитатного плана, выразительное чтение, беседа | Презентация | |
6. | 29.11 | | Станюкович К.М. Рассказ «Рождественская ночь». Урок усвоения новых знаний | 1 | Рассказ «Рождественская ночь»: проблематика рассказа. Милосердие и вера в произведении писателя. | Уметь распознавать основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определение их художественных функций. | Текущий | Составление цитат.плана, выраз. чтение, беседа | Презентация | ||
7. | 13.12 | | Л.Н.Толстой «Бедные люди». Урок развития речи | 1 | Доброта и любовь как высшие проявления человеческой сущности в рассказе. | Уметь определять тему, идею; составлять пересказ. | Тематический | Анализ стихотворения | Презентация | ||
8. | | Чехов А.П. «В рождественскую ночь». Урок усвоения новых знаний | 1 | Иронический парадокс в рождественском рассказе. Трагедийная тема рока, неотвратимости судьбы. Нравственное перерождение героини. | Уметь давать характеристику литературному герою. | Текущий | Письменный ответ на вопрос | Презентация | |||
Из литературы XX века (9 ч) | |||||||||||
9. | | | Бажов П.П. «Синюшкин колодец». Урок усвоения новых знаний | 1 | Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Синюшкин колодец». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие главного героя. Своеобразие языка, интонации сказа. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (Общее и различное). | Уметь определять тему, идею; составлять пересказ. | Р.: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления. П.: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы. К.: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Текущий | Лексическая работа, сообщения учащихся, выразительное чтение, беседа | Презентация | |
10. | | | Чарская Л.А. Рассказ «Тайна». Гарин-Михайловский Н.Г. «Детство Тѐмы». Урок усвоения новых знаний | 1 | Тема равнодушия и непонимания в рассказе. Ранимость души подростка. Глубина человеческих чувств и способы их выражения в литературе. «Детство Тѐмы» (главы «Иванов», «Ябеда», «Экзамены»). Отрочество героя. Годы учебы как череда тяжких испытаний в жизни подростка. Мечты и попытки их реализовать. Жестокое нравственное испытание в главе «Ябеда». Предательство и муки совести героя. Преодоление героем собственных слабостей (глава «Экзамены»). | Уметь определять тему, идею; составлять пересказ. Уметь распознавать основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определение их художественных функций. | Текущий | Выразительное чтение, сообщения учащихся | Презентация | ||
11. | | | Гайдар А.П. «Горячий камень», «Дальние страны». Урок усвоения новых знаний | 1 | Тема дружбы, отношения взрослых и детей в рассказах «Горячий камень», «Дальние страны». | Понимать тему, идейное содержание произведения. | Текущий | Лексическая работа, сообщения учащихся | Презентация | ||
12. | | | Пантелеев Л., Белых Г. «Республика Шкид». Урок усвоения новых знаний | 1 | Тема дружбы, отношения взрослых и детей. | Уметь распознавать основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определение их художественных функций. | Текущий | Сообщение учащихся, работа с иллюстрац. | Презентация | ||
13. | | | Паустовский К.Г. «Старый повар», «Исаак Левитан». Пришвин М.М. «Остров спасения», «Этажи леса», «Лесная капель». Урок усвоения новых знаний | 1 | Идейное содержание произведения «Старый повар», «Исаак Левитан». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в произв. Паустовского. Литературный герой (развитие понятия). Мир природы и мир человека. «Остров спасения», «Этажи леса», «Лесная капель» (по выбору). | Понимать идейное содержание произведения. Уметь описывать пейзаж в литературном произведении. Уметь находить в тексте требуемую информацию. Понимать психологизм русской литературы. Понимать тему, идейное содержание произведения. | Текущий | Лексическая работа, выразительное чтение, беседа | Презентация | ||
14. | | | Приставкин А.И. «Золотая рыбка». Урок усвоения новых знаний | 1 | Основная тематика и нравственная проблематика рассказа «Золотая рыбка». Нравственно-эмоциональное состояние персонажей. Выразительные средства создания образов. Воспитание чувства милосердия, сострадания, заботы о беззащитных. | Объяснять свое понимание социально-исторической и эстетической проблематики произведения. | Текущий | Лексическая работа, выразительное чтение, беседа | Презентация | ||
15. | | | Воробьѐв К.Д. «Гуси-лебеди». Урок усвоения новых знаний | 1 | Человек на войне. Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Смысл названия рассказа. Тема памяти и связи поколений. | Понимать идейное содержание произведения. Уметь делать выборочный пересказ с оценкой собственного мнения по поднятой автором проблеме. Уметь выразительно читать произведения. | Текущий | Лексич. работа, сообщения учащихся, беседа | Презентация | ||
16. | | | Яковлев Ю.Я. «Цветок хлеба». Урок усвоения новых знаний | 1 | Тема ответственности за родных. Образы главных героев, своеобразие языка. Тема памяти и связи поколений. «Рыцарь Вася». Благородство как следование внутренним нравственным идеалам. | Р.: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления. П.: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы. К.: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Текущий | Лексическая работа, сообщения учащихся, выразительное чтение, беседа | Презентация | ||
17. | | | Родная природа в произведениях поэтов XX века. Урок усвоения новых знаний | 1 | Брюсов В.Я. Стихотворение «Весенний дождь». Образная система, художественное своеобразие стихотворения. Слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние лирического героя. Средства создания образов. Образы животных в произведениях родной литературы: срав. анализ стихотворения Есенина С.А. «Песнь о собаке» и стихотворения Анфилова Г.И. «Собака». Стихи о прекрасном и неведомом. Д. Самойлов «Сказка», В. Берестов «Почему-то в детстве...» (по выбору). | Понимать идейное содержание произведения. Уметь выразительно читать произведения. Понимать особенности языка и стиля писателя. Понимать тему, идейное содержание произве-дения. | Текущий | выразительное чтение наизусть | Презентация |