Рабочая программа по родному русскому языку в 10 классе (КТП)
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование изучаемой темы | Основное содержание по теме | Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий) | |||||||
| | |||||||||
| Дата | Тема урока, тип урока | Кол-во часов | Элемент содержания | Требования к результатам | Контрольно-оценочная деятельность | Информац. сопровождение, цифр. и ЭОР | |||
| План | Факт | Предметные | Метапредметные | Вид | Форма | | |||
Язык и культура (4+1 ч) | ||||||||||
1 | 9.09 | | Русский язык в Российской Федерации и в современном мире. Урок усвоения новых знаний | 1 | Язык и общество. Родной язык, литература и культура. Язык и история народа. Русский язык в Российской Федерации и в современном мире – в международном и межнациональном общении. Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка. | Понимать место русского языка среди других языков, функции русского языка в современном мире. Нормы литературного языка, их изменчивость. | Л.: формирование знания о взаимосвязи русского языка с культурой и историей России и мира, формирование сознания того, что русский язык — важнейший показатель культуры человека. К.: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Р.: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П.: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры, содержания и значения слова, предложения, текста | Входной | Работа с лингвистическими словарями | Презентация |
2 | 23.09 | | Система русского языка, его единицы и уровни. Русский язык как развивающееся Явление. Урок усвоения новых знаний | 1 | Текущий | Работа с лингвистическими словарями | ||||
3 | 7.10 | | Основные тенденции активных процессов в современном русском языке. «Неологический бум» русского языка в 21 веке, его причины. Урок усвоения новых знаний | 1 | Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры). | Знать причины выхода из общего употребления одних и появления новых слов в русском языке. Уметь различать общеязыковые и индивидуально-авторские неологизмы; различать архаизмы и историзмы. Уметь пользоваться словарем для определения значения устаревших и новых слов, правильно использовать их в речи | Текущий | Комплексный анализ текста | Презентация | |
4 | 21.10 | | Изменение значений и переосмысление имеющихся в русском языке слов, их стилистическая переоценка. Урок усвоения новых знаний | 1 | Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» – рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, создание новой фразеологии, активизация процесса заимствования иноязычных слов. | Текущий | Конспект | Презентация | ||
5 | 4.11 | | Р/р Творческая работа «Неологизмы в жизни современного общества» Урок развития речи | 1 | | Тематический | Мини-сочинение | | ||
Культура речи (6 ч) | ||||||||||
6 | 18.11 | | Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Типичные акцентологические ошибки в современной речи. Урок усвоения новых знаний | 1 | Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Нормы ударения в полных причастиях‚ кратких формах страдательных причастий прошедшего времени‚ деепричастиях‚ наречиях. Нормы постановки ударения в словоформах с непроизводными предлогами (на дом‚ на гору) | Знать основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка, понятие о варианте нормы. Уметь пользоваться орфоэпическим словарем. | Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности, желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, составляет их последовательность и действует по намеченному плану. Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекая нужную информацию, самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей. Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения. | Текущий | Работа с лингвистическими словарями | |
7 | 2.12 | | Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью. Урок усвоения новых знаний | 1 | Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости. Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью. Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы. | Анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения соблюдения лексических норм. Соблюдать лексические нормы в собственной речевой практике. Использовать в практике устной и письменной речи синонимические конструкции. Выполнять лексико-фразеологический анализ текста. | Текущий | Комплексный анализ текста | | |
8-9 | | Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Урок усвоения новых знаний | 2 | Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью. Типичные ошибки в построении сложных предложений. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм. Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы. | Уметь употреблять основные грамматические нормы современного русского литературного языка. | Текущий | Конспект | Презентация | ||
10 | | | Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Интернет-дискуссии, Интернет-полемики. Урок усвоения новых знаний | 1 | Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет Интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета Интернет-дискуссии, Интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения. | Знать правила речевого этикета. Уметь пользоваться правилами речевого этикета. | Текущий | Практическая работа | Презентация | |
11 | | | Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения. Урок усвоения новых знаний | 1 | Текущий | Практическая работа | Презентация | |||
Речь. Речевая деятельность. Текст (6 ч) | ||||||||||
12 | | | Понятие речевого (риторического) идеала, эффективности речевого общения. Урок усвоения новых знаний | 1 | Язык и речь. Виды речевой деятельности. Понятие речевого (риторического) идеала. Пути становления и истоки русского речевого идеала в контексте истории русской культуры. Основные риторические категории и элементы речевого мастерства Понятие эффективности речевого общения. Оратория: мастерство публичного выступления. Принципы подготовки к публичной речи. Техника импровизированной речи. Особенности импровизации. Текст как единица языка и речи. | Уметь использовать коммуникативные стратегии и тактики устного общения. Иметь представление о понятиях «язык» и «речь», основных особенностях чтения, аудирования, говорения, письма. Адекватно понимать и анализировать основную и дополнительную, явную и скрытую (подтекстовую) информацию текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности, воспринимаемых зрительно или на слух. | Личностные: испытывает положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Регулятивные: способен принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану. Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекая нужную информацию, самостоятельно находит ее в учебных материалах. Коммуникативные: строит монологические высказывания, умеет задавать вопросы, слушать собеседника, планировать общие способы работы. | Текущий | Комплексный анализ текста | |
13 | | | Оратория: мастерство публичного выступления. Принципы подготовки к публичной речи. Урок усвоения новых знаний | 1 | Категория монолога и диалога как формы речевого общения. Структура публичного выступления. Средства речевой выразительности: «цветы красноречия». Важнейшие риторические тропы и фигуры. Структура и риторические функции метафоры, сравнения, антитезы. Мастерство беседы. Мастерство спора. Доказывание и убеждение. Стратегия и тактика спора. Речевое поведение спорящих. | Знать текст и его основные признаки. Различать композиционные формы описания, повествования, рассуждения. | Текущий | Комплексный анализ текста | | |
14 | | | Техника импровизированной речи. Средства речевой выразительности: «цветы красноречия». Риторика остроумия. Урок усвоения новых знаний | 1 | Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы. Владеть приемами информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов. Редактировать собственные тексты. Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения. Выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать реферат, проект. | Текущий | Практическая работа | | ||
15 | | | Риторика делового общения. Спор, дискуссия, полемика. Урок усвоения новых знаний | 1 | Риторика остроумия: юмор, ирония, намёк, парадокс, их функции в публичной речи. Риторика делового общения. Спор, дискуссия, полемика. Спор и беседа: речевые роли участников, возможная типология ситуаций спора. | Текущий | Практическая работа | | ||
16-17 | | | Функциональные разновидности языка. Урок усвоения новых знаний | 2 | Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Беседа. Спор, виды споров. Правила поведения в споре, как управлять собой и собеседником. Корректные и некорректные приёмы ведения спора. Публиц. стиль. Путевые записки. Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности. Язык худож. литературы. Фактуальная и подтекстная информация в текстах художественного стиля речи. Сильные позиции в художественных текстах. Притча. | Иметь представление об основных классификационных признаках выделения функциональных разновидностей языка, о функционально-стилевой дифференции современного русского литературного языка, о взаимодействии функциональных разновидностей современного русского литературного языка. Различать речь разговорную и книжную, письменные и устные разновидности функциональных стилей. | Текущий | Анализ текстов разных стилей | |
Сорокина Светлана Валерьевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Потамошнева Наталья Алексеевна