Рабочая программа по родному русскому языку 6 класса
Департамент образования администрации г. Перми
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №17» г. Перми
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Гимназия №17» _________________ Э.Н.Падей «28» августа 2020 г. | РАССМОТРЕНО На заседании МО филологов от «28» августа 2020 г. |
Рабочая программа курса
«Родной русский язык»
для учащихся 6 «Б» класса
2020 – 2021 учебный год
Составитель программы: Булатова К.А.
учитель русского языка и литературы
Пермь, 2020
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по родному (русскому) языку для 6 класса составлена на основе следующих нормативно - правовых документов:
1.Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (с изменениями и дополнениями)
Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 -ФЗ (статья 7).
Примерная программа по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Протокол от 31 января 2018 года №2/18).
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию (Приказ Министерства образования и науки РФ от 21 апреля 2016 г. № 459 “О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253”)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК»
В 6 КЛАССЕ
Личностные результаты:
1. Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2. Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3. Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Выпускник получит возможность для формирования:
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
• готовности к самообразованию и самовоспитанию;
• эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
• планировать пути достижения целей;
• устанавливать целевые приоритеты;
• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Выпускник получит возможность научиться:
• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
• при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
• основам саморегуляции эмоциональных состояний;
• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• основам коммуникативной рефлексии;
• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Выпускник получит возможность научиться:
• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;
• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
• в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• давать определение понятиям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
Выпускник получит возможность научиться:
• основам рефлексивного чтения;
• ставить проблему, аргументировать её актуальность;;
• организовывать исследование с целью проверки гипотез;
• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
Предметные результаты изучения предметной области "Родной язык и родная литература" должны отражать:
Родной язык:
1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;
4) расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ КУРСА «РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК»
6 КЛАСС (17 часов)
Раздел 1. Язык и культура (5 ч)
Краткая история русского литературного языка. Роль церковнославянского (старославянского) языка в развитии русского языка. Национально-культурное своеобразие диалектизмов. Диалекты как часть народной культуры. Диалектизмы. Сведения о диалектных названиях предметов быта, значениях слов, понятиях, не свойственных литературному языку и несущих информацию о способах ведения хозяйства, особенностях семейного уклада, обрядах, обычаях, народном календаре и др. Использование диалектной лексики в произведениях художественной литературы.
Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур. Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Заимствования из славянских и неславянских языков. Причины заимствований. Особенности освоения иноязычной лексики (общее представление). Роль заимствованной лексики в современном русском языке.
Пополнение словарного состава русского языка новой лексикой. Современные неологизмы и их группы по сфере употребления и стилистической окраске.
Национально-культурная специфика русской фразеологии. Исторические прототипы фразеологизмов. Отражение во фразеологии обычаев, традиций, быта, исторических событий, культуры и т.п. (начать с азов, от доски до доски, приложить руку и т.п. – информация о традиционной русской грамотности и др.).
Раздел 2. Культура речи (6 ч)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Произносительные различия в русском языке, обусловленные темпом речи. Стилистические особенности произношения и ударения (литературные‚ разговорные‚ устарелые и профессиональные). Нормы произношения отдельных грамматических форм; заимствованных слов: ударение в форме род.п. мн.ч. существительных; ударение в кратких формах прилагательных; подвижное ударение в глаголах; ударение в формах глагола прошедшего времени; ударение в возвратных глаголах в формах прошедшего времени м.р.; ударение в формах глаголов II спр. на –ить; глаголы звонить, включить и др. Варианты ударения внутри нормы: баловать – баловать, обеспечение – обеспечение.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Синонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления синонимов.
Антонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления антонимов.
Лексические омонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления лексических омонимов.
Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением синонимов‚ антонимов и лексических омонимов в речи.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Категория склонения: склонение русских и иностранных имён и фамилий; названий географических объектов; им.п. мн.ч. существительных на -а/-я и -ы/-и (директора, договоры); род.п. мн.ч. существительных м. и ср.р. с нулевым окончанием и окончанием –ов (баклажанов, яблок, гектаров, носков, чулок); род.п. мн.ч. существительных ж.р. на –ня (басен, вишен, богинь, тихонь, кухонь); тв.п. мн.ч. существительных III склонения; род.п. ед.ч. существительных м.р. (стакан чая – стакан чаю);склонение местоимений‚ порядковых и количественных числительных. Нормативные и ненормативные формы имён существительных. Типичные грамматические ошибки в речи.
Нормы употребления форм имен существительных в соответствии с типом склонения (в санаторий – не «санаторию», стукнуть туфлей – не «туфлем»), родом существительного (красного платья – не «платьи»), принадлежностью к разряду – одушевленности – неодушевленности (смотреть на спутника – смотреть на спутник), особенностями окончаний форм множественного числа (чулок, носков, апельсинов, мандаринов, профессора, паспорта и т. д.).
Нормы употребления имен прилагательных в формах сравнительной степени (ближайший – не «самый ближайший»), в краткой форме (медлен – медленен, торжествен – торжественен).
Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы имен существительных. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках.
Речевой этикет
Национальные особенности речевого этикета. Принципы этикетного общения, лежащие в основе национального речевого этикета: сдержанность, вежливость, использование стандартных речевых формул в стандартных ситуациях общения, позитивное отношение к собеседнику. Этика и речевой этикет. Соотношение понятий этика – этикет – мораль; этические нормы – этикетные нормы – этикетные формы. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Этикетные формулы начала и конца общения. Этикетные формулы похвалы и комплимента. Этикетные формулы благодарности. Этикетные формулы сочувствия‚ утешения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (6 ч)
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Эффективные приёмы чтения.
Текст как единица языка и речи
Текст, тематическое единство текста. Тексты описательного типа: определение, дефиниция, собственно описание, пояснение.
Функциональные разновидности языка
Разговорная речь. Рассказ о событии.
Учебно-научный стиль. Словарная статья, её строение. Научное сообщение (устный ответ). Содержание и строение учебного сообщения (устного ответа). Структура устного ответа. Различные виды ответов: ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-добавление, ответ-группировка. Языковые средства, которые используются в разных частях учебного сообщения (устного ответа). Компьютерная презентация. Основные средства и правила создания и предъявления презентации слушателям.
Публицистический стиль. Устное выступление.
Язык художественной литературы. Описание внешности человека.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Дата | Планируемые результаты | Реализация программы формирования ИКТ компетентности | Реализация программы смыслового чтения и работы с текстом | Реализация программы формирования основ учебно-исследовательской и проектной деятельности | Контроль | |||||||
Предметные действия | УУД Л- личностные П – познавательные Р – регулятивные К - коммуникативные | Оценивание деятельности обучающихся | ||||||||||||
Обучаемый научится | Обучаемый получит возможность научиться | |||||||||||||
1 | Язык и культура | | Самостоятельно списывают текст, пишут под диктовку, знают и применяют на практике правила орфографии. | Формулировать собственное мнение и позицию, задают вопросы, составляют рассказ на лингвистическую тему. | Л.Воспринимают речь учителя, выражают положительное отношение к процессу познания. П.Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме, структурируют знания, читают и слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы. Р.Принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свою деятельность. К. Умеют формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы. | Оценивать правильность выполнения действий на уровне объективной ретроспективной оценки, оценивают собственную учебную деятельность. | Выбирать технические средства ИКТ для фиксации изображений и звуков в соответствии с поставленной целью; | Получение и переработка полученной информации и ее осмысление | Планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме; выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме | | ||||
Словарный состав русского языка | | Понять, из чего состояит словарный состав русского языка. Пополнить словарный состав | Формулировать собственное мнение и позицию, задают вопросы, составляют рассказ на лингвистическую тему. | Л. Осознают границы собственного знания и «незнания» П. Адекватно понимать фактуальную информацию, представленную в теоретических материалах; вычитывать информацию, представленную в форме рисунка-схемы Р. Принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят коррективы в действие. К.Стремятся к речевому самосовершенствованию | Оценивать правильность выполнения действий на уровне объективной ретроспективной оценки, оценивают собственную учебную деятельность. | Выбирать технические средства ИКТ для фиксации изображений и звуков в соответствии с поставленной целью; | Получение и переработка полученной информации и ее осмысление | Планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме; выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме | | |||||
Способы пополнения словарного состава русского языка | | Понять способы пополнения словарного запаса русского языка. | Формулировать собственное мнение и позицию, задают вопросы, составляют рассказ на лингвистическую тему. | Л. Осознают границы собственного знания и «незнания» П. Адекватно понимать фактуальную информацию, представленную в теоретических материалах; вычитывать информацию, представленную в форме рисунка-схемы Р. Принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят коррективы в действие. К.Стремятся к речевому самосовершенствованию | Оценивать правильность выполнения действий на уровне объективной ретроспективной оценки, оценивают собственную учебную деятельность. | Выбирать технические средства ИКТ для фиксации изображений и звуков в соответствии с поставленной целью; | Получение и переработка полученной информации и ее осмысление | Планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме; выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме | | |||||
| Диалект – часть народной культуры | | Видеть различия между диалектной и литературной речью. | Формулировать собственное мнение и позицию, задают вопросы, составляют рассказ на лингвистическую тему. | Л.Воспринимают речь учителя, выражают положительное отношение к процессу познания. П.Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме, структурируют знания, читают и слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы. Р.Принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свою деятельность. К. Умеют формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы. | Оценивать правильность выполнения действий на уровне объективной ретроспективной оценки, оценивают собственную учебную деятельность. | Выбирать технические средства ИКТ для фиксации изображений и звуков в соответствии с поставленной целью; | Получение и переработка полученной информации и ее осмысление | Планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме; выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме | | ||||
Неологизмы | | Правильно и уместно употреблять неологизмы | Формулировать собственное мнение и позицию, задают вопросы, составляют рассказ на лингвистическую тему. | Л. Осознают границы собственного знания и «незнания» П. Адекватно понимать фактуальную информацию, представленную в теоретических материалах; вычитывать информацию, представленную в форме рисунка-схемы Р. Принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят коррективы в действие. К.Стремятся к речевому самосовершенствованию | Оценивать правильность выполнения действий на уровне объективной ретроспективной оценки, оценивают собственную учебную деятельность. | Выбирать технические средства ИКТ для фиксации изображений и звуков в соответствии с поставленной целью; | Получение и переработка полученной информации и ее осмысление | Планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме; выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме | | |||||
Культура речи. Основные орфоэпические нормы | | Правильно произносить слова | Осознавать красоту и выразительность речи. Высказывать и обосновывать свою точку зрения | Л.Воспринимают речь учителя, выражают положительное отношение к процессу познания. П.Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме, структурируют знания, читают и слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы. Р.Принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свою деятельность. К. Умеют формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы. | Оценивать правильность выполнения действий на уровне объективной ретроспективной оценки, оценивают собственную учебную деятельность. | Выбирать технические средства ИКТ для фиксации изображений и звуков в соответствии с поставленной целью; | Получение и переработка полученной информации и ее осмысление | Планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме; выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме | | |||||
Трудные случаи орфоэпии | | Правильно произносить слова | Формулировать собственное мнение и позицию, задают вопросы, составляют рассказ на лингвистическую тему. | Л. Осознают границы собственного знания и «незнания» П. Адекватно понимать фактуальную информацию, представленную в теоретических материалах; вычитывать информацию, представленную в форме рисунка-схемы Р. Принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят коррективы в действие. К.Стремятся к речевому самосовершенствованию | Оценивать правильность выполнения действий на уровне объективной ретроспективной оценки, оценивают собственную учебную деятельность. | Выбирать технические средства ИКТ для фиксации изображений и звуков в соответствии с поставленной целью; | Получение и переработка полученной информации и ее осмысление | Планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме; выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме | | |||||
Лексические нормы русского языка | | Правильно и уместно употреблять слова в речи | Формулировать собственное мнение и позицию, задают вопросы, составляют рассказ на лингвистическую тему. | Л.Воспринимают речь учителя, выражают положительное отношение к процессу познания. П.Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме, структурируют знания, читают и слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы. Р.Принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свою деятельность. К. Умеют формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы. | Оценивать правильность выполнения действий на уровне объективной ретроспективной оценки, оценивают собственную учебную деятельность. | Выбирать технические средства ИКТ для фиксации изображений и звуков в соответствии с поставленной целью; | Получение и переработка полученной информации и ее осмысление | Планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме; выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме | | |||||
Грамматические нормы русского языка | | Осознавать особенности грамматического значения слова в отличие от лексического значения. | Формулировать собственное мнение и позицию, задают вопросы, составляют рассказ на лингвистическую тему. | Л.Воспринимают речь учителя, выражают положительное отношение к процессу познания. П.Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме, структурируют знания, читают и слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы. Р.Принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свою деятельность. К. Умеют формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы. | Оценивать правильность выполнения действий на уровне объективной ретроспективной оценки, оценивают собственную учебную деятельность. | Выбирать технические средства ИКТ для фиксации изображений и звуков в соответствии с поставленной целью; | Получение и переработка полученной информации и ее осмысление | Планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме; выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме | | |||||
Речевой этикет | | Знают характерные особенности стилей речи, признаки текста, определяют стилистическую принадлежность текста. | Осознавать красоту и выразительность речи. Высказывать и обосновывать свою точку зрения | Л. Осознают границы собственного знания и «незнания» П. Адекватно понимать фактуальную информацию, представленную в теоретических материалах; вычитывать информацию, представленную в форме рисунка-схемы Р. Принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят коррективы в действие. К.Стремятся к речевому самосовершенствованию | Оценивать правильность выполнения действий на уровне объективной ретроспективной оценки, оценивают собственную учебную деятельность. | Выбирать технические средства ИКТ для фиксации изображений и звуков в соответствии с поставленной целью; | Получение и переработка полученной информации и ее осмысление | Планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме; выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме | | |||||
Язык и речь. Текст как единица языка и речи | | Знают характерные особенности стилей речи, признаки текста, определяют стилистическую принадлежность текста. | Формулировать собственное мнение и позицию, задают вопросы, составляют рассказ на лингвистическую тему. | Л. Осознают границы собственного знания и «незнания» П. Адекватно понимать фактуальную информацию, представленную в теоретических материалах; вычитывать информацию, представленную в форме рисунка-схемы Р. Принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят коррективы в действие. К.Стремятся к речевому самосовершенствованию | Оценивать правильность выполнения действий на уровне объективной ретроспективной оценки, оценивают собственную учебную деятельность. | Выбирать технические средства ИКТ для фиксации изображений и звуков в соответствии с поставленной целью; | Получение и переработка полученной информации и ее осмысление | Планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме; выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме | | |||||
Функциональные стили речи | | Знают характерные особенности стилей речи, признаки текста, определяют стилистическую принадлежность текста. | Осознавать красоту и выразительность речи. Высказывать и обосновывать свою точку зрения | Л.Воспринимают речь учителя, выражают положительное отношение к процессу познания. П.Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме, структурируют знания, читают и слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы. Р.Принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свою деятельность. К. Умеют формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы. | Оценивать правильность выполнения действий на уровне объективной ретроспективной оценки, оценивают собственную учебную деятельность. | Выбирать технические средства ИКТ для фиксации изображений и звуков в соответствии с поставленной целью; | Получение и переработка полученной информации и ее осмысление | Планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме; выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме | | |||||
Разговорный стиль | | Знают характерные особенности стилей речи, признаки текста, определяют стилистическую принадлежность текста. | Формулировать собственное мнение и позицию, задают вопросы, составляют рассказ на лингвистическую тему. | Л. Осознают границы собственного знания и «незнания» П. Адекватно понимать фактуальную информацию, представленную в теоретических материалах; вычитывать информацию, представленную в форме рисунка-схемы Р. Принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят коррективы в действие. К.Стремятся к речевому самосовершенствованию | Оценивать правильность выполнения действий на уровне объективной ретроспективной оценки, оценивают собственную учебную деятельность. | Выбирать технические средства ИКТ для фиксации изображений и звуков в соответствии с поставленной целью; | Получение и переработка полученной информации и ее осмысление | Планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме; выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме | | |||||
Книжные стили | | Знают характерные особенности стилей речи, признаки текста, определяют стилистическую принадлежность текста. | Осознавать красоту и выразительность речи. Высказывать и обосновывать свою точку зрения | Л.Воспринимают речь учителя, выражают положительное отношение к процессу познания. П.Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме, структурируют знания, читают и слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы. Р.Принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свою деятельность. К. Умеют формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы. | Оценивать правильность выполнения действий на уровне объективной ретроспективной оценки, оценивают собственную учебную деятельность. | Выбирать технические средства ИКТ для фиксации изображений и звуков в соответствии с поставленной целью; | Получение и переработка полученной информации и ее осмысление | Планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме; выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме | | |||||
Публицистический стиль и его особенности | | Знают характерные особенности стилей речи, признаки текста, определяют стилистическую принадлежность текста. | Формулировать собственное мнение и позицию, задают вопросы, составляют рассказ на лингвистическую тему. | Л. Осознают границы собственного знания и «незнания» П. Адекватно понимать фактуальную информацию, представленную в теоретических материалах; вычитывать информацию, представленную в форме рисунка-схемы Р. Принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят коррективы в действие. К.Стремятся к речевому самосовершенствованию | Оценивать правильность выполнения действий на уровне объективной ретроспективной оценки, оценивают собственную учебную деятельность. | Выбирать технические средства ИКТ для фиксации изображений и звуков в соответствии с поставленной целью; | Получение и переработка полученной информации и ее осмысление | Планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме; выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме | | |||||
Язык художественной литературы | | Знают характерные особенности стилей речи, признаки текста, определяют стилистическую принадлежность текста. | Осознавать красоту и выразительность речи. Высказывать и обосновывать свою точку зрения | Л.Воспринимают речь учителя, выражают положительное отношение к процессу познания. П.Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме, структурируют знания, читают и слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы. Р.Принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свою деятельность. К. Умеют формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы. | Оценивать правильность выполнения действий на уровне объективной ретроспективной оценки, оценивают собственную учебную деятельность. | Выбирать технические средства ИКТ для фиксации изображений и звуков в соответствии с поставленной целью; | Получение и переработка полученной информации и ее осмысление | Планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме; выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме | | |||||
Резервный урок | | | | | | | | | |
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
ПРЕДМЕТНЫХ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО КУРСУ
При оценивании устных ответов используются следующие критерии:
Критерии
5 (ОТЛ.)
4 (ХОР.)
3 (УД.)
2 (НЕУД.)
1. Организация ответа (введение, основная часть, заключение)
Удачное использование правильной структуры ответа (введение -основная часть - заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить)
Использование структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов
Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или её определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя
Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы
2. Умение анализировать и делать выводы
Выводы опираются не основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и её элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями
Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются
Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются
Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий
3. Иллюстрация своих мыслей
Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами
Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами
Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу
Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия
4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала)
Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений
Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируются; факты отделяются от мнений
Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними
Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы
5. Работа с ключевыми понятиями
Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; чётко и полно определяются, правильное и понятное описание
Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются чётко, но не всегда полно; правильное и доступное описание
Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда чётко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно
Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания
6. Причинно-следственные связи
Умение переходить от частного к общему или от общего к частному; чёткая последовательность
Частичные нарушения причинно-следственных связей; небольшие логические неточности
Причинно-следственные связи проводятся редко; много нарушений впоследовательности
Не может провести причинно-следственные связи даже при наводящих вопросах, постоянные нарушения последовательности
Критерии оценивания письменных работ при обязательном выполнении заданий базового уровня:
2 (НЕУД) = менее 50% выполненной работы
3 (УДОВЛ) = 50-69% выполненной работы
4 (ХОР) = 70-84% выполненной работы
5 (ОТЛ) = 85-100% выполненной работы