12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Дмитриева Оксана Леонидовна1859
Люблю детей
Россия, Крым респ., Джанкойский район, с. Овощное

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Овощновская школа»

Джанкойского района Республики Крым

«РАССМОТРЕНО»

на заседании ШМО

протокол от____ .08.2016

____

Руководитель ШМО

___________________

«СОГЛАСОВАНО»

Зам. директора по УВР

_________Т.И.Посмашная

« ___»___________ 2016г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МОУ

«Овощновская школа»

приказ от ____.09.2016 г.

_________

__________С.В.Борисова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «Русский язык»

6 класс (базовый уровень)

Программа разработана

Дмитриевой О.Л.,

учителем русского языка

и литературы

2016 год

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа составлена на основе Федерального образовательного государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова). Учебник «Русский язык. 6 класс» в 2-х частях / Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.Г. Нарушевич, издательство «Просвещение», 2013. Программа рассчитана на 210 часов. Учебник соответствует требованиям общеобразовательного стандарта второго поколения по русскому языку для школ с русским языком обучения. Программа по русскому языку для 6 класса основной общеобразовательной школы реализует основные идеи ФГОС основного общего образования нового поколения. Её характеризует направленность на достижение результатов освоения курса русского языка не только на предметном, но и на личностном и метапредметном уровнях, системно-деятельностный подход, актуализация воспитательной функции учебного предмета «Русский язык».

Программа обеспечивает преемственность обучения с подготовкой учащихся в 5 классе и разработана на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку, созданной с учётом:

программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

фундаментального ядра содержания общего образования по русскому языку;

требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;

программы развития УУД.

. Ее характеризуют направленность на достижение результатов освоения курса русского языка не только на предметном, но и на личностном и метапредметном уровнях, системно-деятельностный подход, актуализация воспитательной функции учебного предмета «Русский язык».

В соответствии с ФГОС и Примерной программой содержание курса русского языка направлено на реализацию следующих целей изучения русского (родного) языка в основной общеобразовательной школе:

- воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания; человека, любящего свою родину, свой народ, знающего родной язык и культуру своего народа и уважающего традиции и культуры других народов;

- воспитание уважения к русскому языку, сознательного отношения к нему как к явлению культуры; осмысление русского языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;

- овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, сотрудничеству, позитивному диалогу, содержательным компромиссам; потребности в речевом самосовершенствовании;

- овладение навыками самостоятельной учебной деятельности, самообразования, важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и Т.Д.);

- освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

2.Планируемые результаты

(личностные, метапредметные и предметные)

освоения

учебного предмета «Русский язык»

Личностными результатами освоения программы по русскому языку в 6 классе являются:

-понимание русского языка как одной из национально-культурных ценностей русского

народа;

-понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих

способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного

образования;

-осознание эстетической ценности русского языка;

-уважительное отношение к родному языку;

-потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

-стремление к речевому самосовершествованию;

-формирование достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

-формирование способности самооценки на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения программы по русскому языку в 6 классе

являются:

-овладение всеми видами речевой деятельности (адекватное понимание информации

устного и письменного сообщения; овладение разными видами чтения; формирование

способности извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора

и систематизации материала на определенную тему; формирование умения вести

самостоятельный поиск информации);

-применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;

-способность использовать родной язык и как средство получения знаний по другим

предметам;

-коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе

речевого общения;

-знакомство с национально-культурными нормами речевого этикета.

Предметными результатами освоения программы по русскому языку в 6 классе являются:

-представление о русском языке как языке русского народа;

-понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих

способностей личности, при получении образования;

-овладение всеми видами речевой деятельности:

3.Содержание учебного предмета

 

Содержание курса полностью соответствует Примерной программе основного общего

образования по русскому языку. Выделяются три сквозные содержательные линии:

- содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;

- содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической компетенции;

- содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.

Названные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы, что

находит отражение в тематическом планировании.

Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции

Речь и речевое общение

Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая.

Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Овладение нормами речевого поведения в ситуациях формального и неформального межличностного общения.

Речевая деятельность

Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.

Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной информации текста, воспринимаемого зрительно и на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с ситуацией общения. Овладение практическими умениями поискового, ознакомительного, изучающего чтения. Овладение различными видами аудирования. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста. Создание устных и письменных высказываний разной коммуникативной направленности с учетом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материла на определенную тему.

Текст

Понятие текста, основные признаки текста. Тема, основная мысль текста. Микротема текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста. План текста как вид переработки текста.

Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры. Деление текста на смысловые части. Составление плана текста. Анализ языковых особенностей текста. Создание текстов различного типа. Соблюдение норм.

Содержание, обеспечивающее формирование

языковой и лингвистической компетенции

Общие сведения о языке

Язык. Языкознание. Представление о языке как знаковой системе, о лингвистике как науке.

Осознание роли языка в жизни человека, важности умения общаться..

Фонетика и орфоэпия

Фонетика как раздел лингвистики.

Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение.

Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения. Орфоэпический словарь.

Совершенствование навыков различение ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твердых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слова.

Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности.

Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений в собственной речевой практике. Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.

Графика

Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твердости и мягкости согласного. Способы обозначения [ j ].

Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, СМС-сообщениях.

Морфемика и словообразование

Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка.

Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема. Приставка, корень, суффикс как словообразующие морфемы.

Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слова.

Возможность исторических изменений в структуре слова.

Понятие об этимологии. Этимологический словарь.

Словообразование как раздел лингвистики.

Морфемный словарь

Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования.

Применение знаний по морфемике в практике правописания.

Использование морфемного словаря при решении разнообразных учебных задач.

Лексикология и фразеология

Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова.

Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов.

Тематические группы слов. Толковые словари русского языка.

Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Словари русского языка.

Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления. Общеупотребительные слова (нейтральная лексика).

Стилевые пласты лексики. Разные виды лексических словарей русского языка и их роль в овладении словарным богатством родного языка.

Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения экспрессивной окраски и стилевой принадлежности.

Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Проведение лексического разбора слов.

Морфология

Морфология как раздел грамматики.

Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке.

Самостоятельные части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия.

Служебные части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки предлогов и союзов.

Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи.

Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.

Синтаксис

Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.

Словосочетание как синтаксическая единица.

Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения.

Предложения осложненной структуры. Однородные члены предложения. Обращения.

Сложное предложение.

Способы передачи чужой речи.

Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций.

Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.

Правописание: орфография и пунктуация.

Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы.

Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь.

Слитные, раздельные и дефисные написания.

Употребление прописной и строчной буквы.

Перенос слов.

Орфографические словари и справочники.

Пунктуация как система правил правописания.

Знаки препинания и их функции.

Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания в простом неосложненном предложении. Знаки препинания в простом осложненном предложении (при однородных членах предложения, при обращении). Знаки препинания при прямой речи.

Формирование орфографической и пунктуационной зоркости. Соблюдение орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемный и морфологический анализ при выборе правильного написания. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.

Использование орфографических словарей и справочников по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем.

Содержание,

обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции

Язык и культура

Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.

Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.

4. Тематическое планирование

по курсу «Русский язык» 6 класс по программе Л.М.Рыбченковой.

п/п

 

Название темы

Количество часов

 

Теоретиче

ский материал

Количество работ (часов) по развитию речи

Количество контрольных работ, диктантов

1

Введение.

6

6

   

2

Морфемика, словообразование, культура речи.

22

19

2

1

3

Лексикология, орфография, культура речи.

39

32

4

2

4

Грамматика. Морфология, орфография, культура речи.

       
 

Имя существительное.

20

18

1

2

 

Имя прилагательное.

28

24

2

3

 

Имя числительное.

18

15

2

1

 

Местоимение.

25

18

4

1

 

Глагол.

33

26

3

1

5

Синтаксис, пунктуация, культура речи.

18

11

2

1

6

Заключительный урок.

1

1

   

Всего:

210

170

20 работ

(29 часов)

12

Календарно-тематическое планирование

уроков русского языка в 6 классе по программе Л.М. Рыбченковой

(210 часов в год, 6 часов в неделю).

урока

Содержание программного материала

Количество часов

Дата проведения

План

Факт

1

Русский язык – государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. §1

1

   

2

Понятие о функциональных разновидностях языка. §2

1

   

3-4

Текст и его признаки. §3

2

   

5-6

Орфоэпические нормы. §4

2

   

Морфемика, словообразование, орфография.

 

7-8

Состав слова. §5

2

   

9

РР Определение принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка (упр.34).

1

   

10-12

Основные способы образования слов в русском языке. §6

3

   

13-14

Сложные и сложносокращённые слова. §7

2

   

15

Понятие об этимологии. §8

1

   

16-17

Морфемный и словообразовательный разбор слова. §9

2

   

18

РР Сочинение на лингвистическую тему.

1

   

19-21

Буквы О и А в корнях –гор-/-гар-, -зор-/-зар-, -раст-/-рос- §10

3

   

22-24

Правописание приставок пре-/при- §11

3

   

25

Тестирование по теме. Стартовый контроль.

1

   

26

Повторение темы «Морфемика, словообразование, орфография».

1

   

27

Контрольный диктант с грамматическим заданием №1

1

   

28

Работа над ошибками.

1

   

Лексикология, орфография, культура речи.

 

29-30

Повторение изученного в V классе. §13

2

   

31-32

РР Сочинение-рассказ о народном промысле.

2

   

33-34

Метафора. §14

2

   

35-36

Лексические выразительные средства. §15

2

   

37

РР Подготовка материалов для сочинения-описания (упр.113).

1

   

38-41

Чередование гласных в корнях –скак-/-скоч-, -равн-/-ровн-, -твар-/-твор-.

4

   

42

Исконно русские слова. §17

1

   

43-44

Заимствованные слова. §18

2

   

45-46

Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями. §19

2

   

47-48

Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного употребления. Архаизмы, историзмы, неологизмы. §20

2

   

49-50

Общеупотребительные слова. Диалектизмы. §21

2

   

51-52

Профессионализмы. §22

2

   

53

Жаргонизмы. §23

1

   

54-55

Стилистически нейтральная и книжная лексика. §24

2

   

56

Стилистические пласты лексики. Разговорная лексика. §25

1

   

57

Контрольная работа №1

1

   

58

Работа над ошибками

1

   

59

РР Сочинение-рассуждение.

1

   

60

Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.§26

2

   

61-62

Фразеологизмы нейтральные и стилистически окрашенные. §27

2

   

63-64

РР Изложение (сжатое).

2

   

65

Повторение темы «Лексикология».

1

   

66

Контрольное сочинение№1

1

   

67

Работа над ошибками.

1

   

Грамматика. Морфология, орфография. Культура речи.

 

68

Части речи в русском языке. §29

1

   

69-70

Имя существительное как часть речи. §30

2

   

71-72

Разносклоняемые и несклоняемые имена существительные. §31

2

   

73

Имена существительные общего рода.

1

   

74

Морфологический разбор имени существительного. §33

1

   

75

РР Стиль текста( упр.253, 254).

1

   

76-79

Словообразование имён существительных. §34

4

   

80-81

Сложносокращённые имена существительные. §35

2

   

82-84

Правописание гласных в суффиксах имён существительных. §36

3

   

85

Повторение темы «Имя существительное». §37

1

   

86

Контрольный диктант №2.Словарный диктант №1.

1

   

87

Работа над ошибками.

1

   

Имя прилагательное.

 

88-89

Имя прилагательное как часть речи. §38

2

   

90-91

Особенности строения текста-описания. §38 (упр.286-287).

2

   

92-93

Степени сравнения имён прилагательных. Сравнительная степень. §39

2

   

94-95

Степени сравнения имён прилагательных. Превосходная степень. §40

2

   

96

РР Сжатое изложение ( упр. 303-304).

1

   

97-98

Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные. §41

2

   

99-100

Разряды имён прилагательных по значению. Относительные прилагательные. §42

2

   

101

Разряды имён прилагательных по значению. Притяжательные прилагательные. §43

1

   

102

Контрольное изложение №1

1

   

103

Анализ работ. Работа над ошибками

1

   

104

Морфологический разбор имени прилагательного. §44

1

   

105

Словообразование имён прилагательных. Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных.

1

   

106-108

Одна и две буквы Н в суффиксах имён прилагательных. §46

3

   

109

Правописание имён прилагательных с суффиксами –к- и –ск-. §47

1

   

110-111

Словообразование имён прилагательных. Правописание сложных прилагательных. §48

2

   

112-113

РР Описание признаков предметов и явлений окружающего мира. §49

2

   

114

Повторение темы «Имя прилагательное». §50

1

   

115

Контрольный диктант№3.

Словарный диктант№2.

1

   

116

Работа над ошибками

1

   

Имя числительное.

 

117

Имя числительное как часть речи. §51

1

   

118-119

Простые, сложные и составные числительные. §52

2

   

120

Количественные и порядковые числительные. §53

1

   

121

РР Роль числительных в тексте (упр.385).

1

   

122-124

Склонение числительных. §54

3

   

125-127

Разряды количественных числительных (целые, дробные, собирательные). §55

3

   

128

РР Сочинение на лингвистическую тему (упр. 417).

1

   

129

Синтаксическая роль числительных в предложении.

1

   

130

Лексические способы сокращения текста.

1

   

131

Морфологический разбор числительного. §57

1

   

132

Повторение темы «Имя числительное». §58

1

   

133

Контрольное изложение №2.

1

   

134

Анализ работ. Работа над ошибками.

1

   

Местоимение.

 

135

Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. §59

1

   

136-137

Личные местоимения. §60

2

   

138

РР Приёмы сжатия текста. §60

1

   

139

Возвратное местоимение себя. §61

1

   

140-141

Притяжательные местоимения. §62

2

   

142-143

РР Сочинение-описание картины Н. Богданова- Бельского «Виртуоз» (упр.450-451).

2

   

144

Указательные местоимения. §63

1

   

145

Определительные местоимения. §64

1

   

146

РР Текст. Логика текста (упр.460).

1

   

147-148

Вопросительно- относительные местоимения. §65

2

   

149-150

Неопределённые местоимения. §66

2

   

151-152

Отрицательные местоимения. §67

2

   

153

Морфологический разбор местоимения. §68

1

   

154-155

РР Сочинение – описание картины А. Пластова «Жатва» (упр.488-491).

2

   

156

Повторение темы «Местоимение». §69

1

   

157

Тестирование по теме «Местоимение».

1

   

158

Контрольное сочинение №2.

1

   

159

Анализ сочинений. Работа над ошибками.

1

   

Глагол.

 

160

Глагол. §70

1

   

161-162

Совершенный и несовершенный вид глагола. §71

2

   

163

Разноспрягаемые глаголы. §72

1

   

164-165

Переходные и непереходные глаголы. Возвратные глаголы. §73

2

   

166-168

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. §74

3

   

169

Условное наклонение. §75

1

   

170-171

РР Сочинение-рассуждение по упр. 540.

2

   

172-175

Повелительное наклонение. §76

4

   

176-177

РР Создание текста- инструкции (упр. 550-552).

2

   

178

Употребление наклонений. §77

1

   

179-181

Безличные глаголы. §78

3

   

182

Морфологический разбор глагола. §79

1

   

183-185

Правописание гласных в суффиксах глаголов. §80

3

   

186-187

РР Рассказ о событии. §81

2

   

188-189

Повторение темы «Глагол». §82

2

   

190

Контрольная работа №2

1

   

191

Работа над ошибками.

1

   

Синтаксис, пунктуация, культура речи.

 

192

Основные единицы синтаксиса. §83

1

   

193-194

Простое предложение.§84

2

   

195-196

РР Сочинение-описание картины А. Куинджи «Берёзовая роща» (упр.591-592).

2

   

197

Порядок слов в предложении. §85

1

   

198-199

Простое осложнённое предложение. §86

2

   

200-201

РР Рассуждение. §87

2

   

202

Сложное предложение. §88

1

   

203

Синтаксический разбор простого и сложного предложений. §89

1

   

204

Повторение темы «Синтаксис и пунктуация».§89

1

   

205

Контрольный диктант с грамматическим заданием.№4

1

   

206

Работа над ошибками.

1

   

207-209

Повторение изученного за 6 класс.

3

   

210

Итоговый заключительный урок. Подведение итогов за год.

1

   
Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.