Рабочая программа по русскому языку 6 класс

5
0
Материал опубликован 14 September 2016 в группе

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Овощновская школа»

Джанкойского района Республики Крым

«РАССМОТРЕНО»

на заседании ШМО

протокол от____ .08.2016

____

Руководитель ШМО

___________________

«СОГЛАСОВАНО»

Зам. директора по УВР

_________Т.И.Посмашная

« ___»___________ 2016г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МОУ

«Овощновская школа»

приказ от ____.09.2016 г.

_________

__________С.В.Борисова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «Русский язык»

6 класс (базовый уровень)

Программа разработана

Дмитриевой О.Л.,

учителем русского языка

и литературы

2016 год

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа составлена на основе Федерального образовательного государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова). Учебник «Русский язык. 6 класс» в 2-х частях / Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.Г. Нарушевич, издательство «Просвещение», 2013. Программа рассчитана на 210 часов. Учебник соответствует требованиям общеобразовательного стандарта второго поколения по русскому языку для школ с русским языком обучения. Программа по русскому языку для 6 класса основной общеобразовательной школы реализует основные идеи ФГОС основного общего образования нового поколения. Её характеризует направленность на достижение результатов освоения курса русского языка не только на предметном, но и на личностном и метапредметном уровнях, системно-деятельностный подход, актуализация воспитательной функции учебного предмета «Русский язык».

Программа обеспечивает преемственность обучения с подготовкой учащихся в 5 классе и разработана на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку, созданной с учётом:

программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

фундаментального ядра содержания общего образования по русскому языку;

требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;

программы развития УУД.

. Ее характеризуют направленность на достижение результатов освоения курса русского языка не только на предметном, но и на личностном и метапредметном уровнях, системно-деятельностный подход, актуализация воспитательной функции учебного предмета «Русский язык».

В соответствии с ФГОС и Примерной программой содержание курса русского языка направлено на реализацию следующих целей изучения русского (родного) языка в основной общеобразовательной школе:

- воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания; человека, любящего свою родину, свой народ, знающего родной язык и культуру своего народа и уважающего традиции и культуры других народов;

- воспитание уважения к русскому языку, сознательного отношения к нему как к явлению культуры; осмысление русского языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;

- овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, сотрудничеству, позитивному диалогу, содержательным компромиссам; потребности в речевом самосовершенствовании;

- овладение навыками самостоятельной учебной деятельности, самообразования, важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и Т.Д.);

- освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

2.Планируемые результаты

(личностные, метапредметные и предметные)

освоения

учебного предмета «Русский язык»

Личностными результатами освоения программы по русскому языку в 6 классе являются:

-понимание русского языка как одной из национально-культурных ценностей русского

народа;

-понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих

способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного

образования;

-осознание эстетической ценности русского языка;

-уважительное отношение к родному языку;

-потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

-стремление к речевому самосовершествованию;

-формирование достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

-формирование способности самооценки на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения программы по русскому языку в 6 классе

являются:

-овладение всеми видами речевой деятельности (адекватное понимание информации

устного и письменного сообщения; овладение разными видами чтения; формирование

способности извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора

и систематизации материала на определенную тему; формирование умения вести

самостоятельный поиск информации);

-применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;

-способность использовать родной язык и как средство получения знаний по другим

предметам;

-коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе

речевого общения;

-знакомство с национально-культурными нормами речевого этикета.

Предметными результатами освоения программы по русскому языку в 6 классе являются:

-представление о русском языке как языке русского народа;

-понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих

способностей личности, при получении образования;

-овладение всеми видами речевой деятельности:

3.Содержание учебного предмета

 

Содержание курса полностью соответствует Примерной программе основного общего

образования по русскому языку. Выделяются три сквозные содержательные линии:

- содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;

- содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической компетенции;

- содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.

Названные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы, что

находит отражение в тематическом планировании.

Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции

Речь и речевое общение

Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая.

Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Овладение нормами речевого поведения в ситуациях формального и неформального межличностного общения.

Речевая деятельность

Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.

Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной информации текста, воспринимаемого зрительно и на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с ситуацией общения. Овладение практическими умениями поискового, ознакомительного, изучающего чтения. Овладение различными видами аудирования. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста. Создание устных и письменных высказываний разной коммуникативной направленности с учетом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материла на определенную тему.

Текст

Понятие текста, основные признаки текста. Тема, основная мысль текста. Микротема текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста. План текста как вид переработки текста.

Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры. Деление текста на смысловые части. Составление плана текста. Анализ языковых особенностей текста. Создание текстов различного типа. Соблюдение норм.

Содержание, обеспечивающее формирование

языковой и лингвистической компетенции

Общие сведения о языке

Язык. Языкознание. Представление о языке как знаковой системе, о лингвистике как науке.

Осознание роли языка в жизни человека, важности умения общаться..

Фонетика и орфоэпия

Фонетика как раздел лингвистики.

Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение.

Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения. Орфоэпический словарь.

Совершенствование навыков различение ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твердых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слова.

Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности.

Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений в собственной речевой практике. Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.

Графика

Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твердости и мягкости согласного. Способы обозначения [ j ].

Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, СМС-сообщениях.

Морфемика и словообразование

Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка.

Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема. Приставка, корень, суффикс как словообразующие морфемы.

Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слова.

Возможность исторических изменений в структуре слова.

Понятие об этимологии. Этимологический словарь.

Словообразование как раздел лингвистики.

Морфемный словарь

Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования.

Применение знаний по морфемике в практике правописания.

Использование морфемного словаря при решении разнообразных учебных задач.

Лексикология и фразеология

Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова.

Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов.

Тематические группы слов. Толковые словари русского языка.

Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Словари русского языка.

Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления. Общеупотребительные слова (нейтральная лексика).

Стилевые пласты лексики. Разные виды лексических словарей русского языка и их роль в овладении словарным богатством родного языка.

Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения экспрессивной окраски и стилевой принадлежности.

Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Проведение лексического разбора слов.

Морфология

Морфология как раздел грамматики.

Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке.

Самостоятельные части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия.

Служебные части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки предлогов и союзов.

Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи.

Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.

Синтаксис

Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.

Словосочетание как синтаксическая единица.

Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения.

Предложения осложненной структуры. Однородные члены предложения. Обращения.

Сложное предложение.

Способы передачи чужой речи.

Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций.

Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.

Правописание: орфография и пунктуация.

Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы.

Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь.

Слитные, раздельные и дефисные написания.

Употребление прописной и строчной буквы.

Перенос слов.

Орфографические словари и справочники.

Пунктуация как система правил правописания.

Знаки препинания и их функции.

Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания в простом неосложненном предложении. Знаки препинания в простом осложненном предложении (при однородных членах предложения, при обращении). Знаки препинания при прямой речи.

Формирование орфографической и пунктуационной зоркости. Соблюдение орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемный и морфологический анализ при выборе правильного написания. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.

Использование орфографических словарей и справочников по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем.

Содержание,

обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции

Язык и культура

Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.

Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.

4. Тематическое планирование

по курсу «Русский язык» 6 класс по программе Л.М.Рыбченковой.

п/п

 

Название темы

Количество часов

 

Теоретиче

ский материал

Количество работ (часов) по развитию речи

Количество контрольных работ, диктантов

1

Введение.

6

6

   

2

Морфемика, словообразование, культура речи.

22

19

2

1

3

Лексикология, орфография, культура речи.

39

32

4

2

4

Грамматика. Морфология, орфография, культура речи.

       
 

Имя существительное.

20

18

1

2

 

Имя прилагательное.

28

24

2

3

 

Имя числительное.

18

15

2

1

 

Местоимение.

25

18

4

1

 

Глагол.

33

26

3

1

5

Синтаксис, пунктуация, культура речи.

18

11

2

1

6

Заключительный урок.

1

1

   

Всего:

210

170

20 работ

(29 часов)

12

Календарно-тематическое планирование

уроков русского языка в 6 классе по программе Л.М. Рыбченковой

(210 часов в год, 6 часов в неделю).

урока

Содержание программного материала

Количество часов

Дата проведения

План

Факт

1

Русский язык – государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. §1

1

   

2

Понятие о функциональных разновидностях языка. §2

1

   

3-4

Текст и его признаки. §3

2

   

5-6

Орфоэпические нормы. §4

2

   

Морфемика, словообразование, орфография.

 

7-8

Состав слова. §5

2

   

9

РР Определение принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка (упр.34).

1

   

10-12

Основные способы образования слов в русском языке. §6

3

   

13-14

Сложные и сложносокращённые слова. §7

2

   

15

Понятие об этимологии. §8

1

   

16-17

Морфемный и словообразовательный разбор слова. §9

2

   

18

РР Сочинение на лингвистическую тему.

1

   

19-21

Буквы О и А в корнях –гор-/-гар-, -зор-/-зар-, -раст-/-рос- §10

3

   

22-24

Правописание приставок пре-/при- §11

3

   

25

Тестирование по теме. Стартовый контроль.

1

   

26

Повторение темы «Морфемика, словообразование, орфография».

1

   

27

Контрольный диктант с грамматическим заданием №1

1

   

28

Работа над ошибками.

1

   

Лексикология, орфография, культура речи.

 

29-30

Повторение изученного в V классе. §13

2

   

31-32

РР Сочинение-рассказ о народном промысле.

2

   

33-34

Метафора. §14

2

   

35-36

Лексические выразительные средства. §15

2

   

37

РР Подготовка материалов для сочинения-описания (упр.113).

1

   

38-41

Чередование гласных в корнях –скак-/-скоч-, -равн-/-ровн-, -твар-/-твор-.

4

   

42

Исконно русские слова. §17

1

   

43-44

Заимствованные слова. §18

2

   

45-46

Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями. §19

2

   

47-48

Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного употребления. Архаизмы, историзмы, неологизмы. §20

2

   

49-50

Общеупотребительные слова. Диалектизмы. §21

2

   

51-52

Профессионализмы. §22

2

   

53

Жаргонизмы. §23

1

   

54-55

Стилистически нейтральная и книжная лексика. §24

2

   

56

Стилистические пласты лексики. Разговорная лексика. §25

1

   

57

Контрольная работа №1

1

   

58

Работа над ошибками

1

   

59

РР Сочинение-рассуждение.

1

   

60

Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.§26

2

   

61-62

Фразеологизмы нейтральные и стилистически окрашенные. §27

2

   

63-64

РР Изложение (сжатое).

2

   

65

Повторение темы «Лексикология».

1

   

66

Контрольное сочинение№1

1

   

67

Работа над ошибками.

1

   

Грамматика. Морфология, орфография. Культура речи.

 

68

Части речи в русском языке. §29

1

   

69-70

Имя существительное как часть речи. §30

2

   

71-72

Разносклоняемые и несклоняемые имена существительные. §31

2

   

73

Имена существительные общего рода.

1

   

74

Морфологический разбор имени существительного. §33

1

   

75

РР Стиль текста( упр.253, 254).

1

   

76-79

Словообразование имён существительных. §34

4

   

80-81

Сложносокращённые имена существительные. §35

2

   

82-84

Правописание гласных в суффиксах имён существительных. §36

3

   

85

Повторение темы «Имя существительное». §37

1

   

86

Контрольный диктант №2.Словарный диктант №1.

1

   

87

Работа над ошибками.

1

   

Имя прилагательное.

 

88-89

Имя прилагательное как часть речи. §38

2

   

90-91

Особенности строения текста-описания. §38 (упр.286-287).

2

   

92-93

Степени сравнения имён прилагательных. Сравнительная степень. §39

2

   

94-95

Степени сравнения имён прилагательных. Превосходная степень. §40

2

   

96

РР Сжатое изложение ( упр. 303-304).

1

   

97-98

Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные. §41

2

   

99-100

Разряды имён прилагательных по значению. Относительные прилагательные. §42

2

   

101

Разряды имён прилагательных по значению. Притяжательные прилагательные. §43

1

   

102

Контрольное изложение №1

1

   

103

Анализ работ. Работа над ошибками

1

   

104

Морфологический разбор имени прилагательного. §44

1

   

105

Словообразование имён прилагательных. Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных.

1

   

106-108

Одна и две буквы Н в суффиксах имён прилагательных. §46

3

   

109

Правописание имён прилагательных с суффиксами –к- и –ск-. §47

1

   

110-111

Словообразование имён прилагательных. Правописание сложных прилагательных. §48

2

   

112-113

РР Описание признаков предметов и явлений окружающего мира. §49

2

   

114

Повторение темы «Имя прилагательное». §50

1

   

115

Контрольный диктант№3.

Словарный диктант№2.

1

   

116

Работа над ошибками

1

   

Имя числительное.

 

117

Имя числительное как часть речи. §51

1

   

118-119

Простые, сложные и составные числительные. §52

2

   

120

Количественные и порядковые числительные. §53

1

   

121

РР Роль числительных в тексте (упр.385).

1

   

122-124

Склонение числительных. §54

3

   

125-127

Разряды количественных числительных (целые, дробные, собирательные). §55

3

   

128

РР Сочинение на лингвистическую тему (упр. 417).

1

   

129

Синтаксическая роль числительных в предложении.

1

   

130

Лексические способы сокращения текста.

1

   

131

Морфологический разбор числительного. §57

1

   

132

Повторение темы «Имя числительное». §58

1

   

133

Контрольное изложение №2.

1

   

134

Анализ работ. Работа над ошибками.

1

   

Местоимение.

 

135

Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. §59

1

   

136-137

Личные местоимения. §60

2

   

138

РР Приёмы сжатия текста. §60

1

   

139

Возвратное местоимение себя. §61

1

   

140-141

Притяжательные местоимения. §62

2

   

142-143

РР Сочинение-описание картины Н. Богданова- Бельского «Виртуоз» (упр.450-451).

2

   

144

Указательные местоимения. §63

1

   

145

Определительные местоимения. §64

1

   

146

РР Текст. Логика текста (упр.460).

1

   

147-148

Вопросительно- относительные местоимения. §65

2

   

149-150

Неопределённые местоимения. §66

2

   

151-152

Отрицательные местоимения. §67

2

   

153

Морфологический разбор местоимения. §68

1

   

154-155

РР Сочинение – описание картины А. Пластова «Жатва» (упр.488-491).

2

   

156

Повторение темы «Местоимение». §69

1

   

157

Тестирование по теме «Местоимение».

1

   

158

Контрольное сочинение №2.

1

   

159

Анализ сочинений. Работа над ошибками.

1

   

Глагол.

 

160

Глагол. §70

1

   

161-162

Совершенный и несовершенный вид глагола. §71

2

   

163

Разноспрягаемые глаголы. §72

1

   

164-165

Переходные и непереходные глаголы. Возвратные глаголы. §73

2

   

166-168

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. §74

3

   

169

Условное наклонение. §75

1

   

170-171

РР Сочинение-рассуждение по упр. 540.

2

   

172-175

Повелительное наклонение. §76

4

   

176-177

РР Создание текста- инструкции (упр. 550-552).

2

   

178

Употребление наклонений. §77

1

   

179-181

Безличные глаголы. §78

3

   

182

Морфологический разбор глагола. §79

1

   

183-185

Правописание гласных в суффиксах глаголов. §80

3

   

186-187

РР Рассказ о событии. §81

2

   

188-189

Повторение темы «Глагол». §82

2

   

190

Контрольная работа №2

1

   

191

Работа над ошибками.

1

   

Синтаксис, пунктуация, культура речи.

 

192

Основные единицы синтаксиса. §83

1

   

193-194

Простое предложение.§84

2

   

195-196

РР Сочинение-описание картины А. Куинджи «Берёзовая роща» (упр.591-592).

2

   

197

Порядок слов в предложении. §85

1

   

198-199

Простое осложнённое предложение. §86

2

   

200-201

РР Рассуждение. §87

2

   

202

Сложное предложение. §88

1

   

203

Синтаксический разбор простого и сложного предложений. §89

1

   

204

Повторение темы «Синтаксис и пунктуация».§89

1

   

205

Контрольный диктант с грамматическим заданием.№4

1

   

206

Работа над ошибками.

1

   

207-209

Повторение изученного за 6 класс.

3

   

210

Итоговый заключительный урок. Подведение итогов за год.

1

   
Комментарии
Комментариев пока нет.