Рабочая программа по русскому языку (8 класс)

2
0
Материал опубликован 24 May 2016

Пояснительная записка

Настоящая программа по русскому языку для VIII класса создана на основе Федерального закона «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.2012г., Федерального компонента Государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ №1089 от 05.03.2004г); Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ МОРФ от 09.03.2004г.№1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений РФ); приказа Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 31.03.2014г. №253 г.; примерной программы основного общего образования по русскому языку, авторской программы для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н. М. Шанского, М: «Просвещение»,2008 г., рассчитанной на 102 часа в год (Русский язык: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / Л.А.Троснецова, Т.А.Ладыженская,А.Д.Дейкина,О.А.Александрова; науч.ред.Н.М.Шанский].– М: Просвещение, 2015г.).

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка.

Цели обучения

воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Основное содержание.

Учебно-тематический план

Раздел программы

Количество часов по

программе

В том числе р/р

К/работы

Введение

1

   

Повторение пройденного в 5 – 7х классах

8

1

К\д

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

5

   

Простое предложение

3

1

 

Двусоставное предложение. Главные члены предложения

7

1

к\д

Второстепенные члены предложения

8

 

к\д

Односоставные предложения

11

 

к\д

Простое осложнённое предложение

1

   

Однородные члены предложения

14

1

к\д

Обособленные члены предложения

19

 

к\д

Обращение

12

1

к/д

Чужая речь

8

 

к\д

Повторение и систематизация изученного в 8 классе

5

 

к/д

Итого

101

   

1. Русский язык в современном мире. (1ч.)

2. Повторение изученного в 5 – 7-х классах (6ч.)

3. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

(5ч.)

Повторение пройденного о словосочетании в 5 классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).

Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.

4. Простое предложение (3ч.)

Повторение пройденного о предложении. Грамматическая основа предложения. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.

Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.

Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности.

5. Двусоставные предложения.

Главные члены предложения. (6ч.)

Повторение пройденного о подлежащем. Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым. Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.

Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием. Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.

Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.

6. Второстепенные члены предложения. (7ч.)

Повторение изученного о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение. Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению. Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.

Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.

Ораторская речь, ее особенности. Публичное выступление об истории родного края.

7. Односоставные предложения. (11ч. )

Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определено-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные). Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.

Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями, как синтаксическими синонимами. Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.

Рассказ на свободную тему.

8. Простое осложнённое предложение.(1ч.)

Способы осложнения предложения (однородные и обособленные члены, вводные и вставные конструкции, обращения).

9.Однородные члены предложения. (13ч.)

Понятие о неполных предложениях. Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.

8. Однородные члены предложения. (12ч.)

Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, разделительными, противительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях. Вариативность постановки знаков препинания.

Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.

Рассуждение на основе литературного произведения.

9. Обособленные члены предложения (19ч.)

Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.

Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.

Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.

10. Обращение. (12.)

Повторение изученного об обращении. Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах. Одиночные и парные знаки препинания. Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий.

Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами и вводными предложениями; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.

Публичное выступление на общественно значимую тему.

11. Чужая речь. (7ч.)

Повторение изученного о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи. Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании. Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.

Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.

Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.

12. Повторение и систематизация изученного в 8 классе. (7ч.)

Требования к уровню подготовки учащихся за курс русского языка 8 класса.

I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в8 классе языковых единиц, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

II. К концу 8 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью;

составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами(и предложениями), обращениями;

пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;

соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По пунктуации. Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами. Ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращениях, междометиях, вводных словах и предложениях. Ставить тире в нужных случаях между подлежащими и сказуемыми.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами. Правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемыми орфограммами.

По связной речи. Определять тип и стиль текста. Подробно и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания местности, памятников. Писать сочинения-описания (сравнительная характеристика знакомых лиц; описание местности, памятника культуры или истории), сочинения-рассуждения на морально-этические темы. Совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки. Уметь просто и выразительно выступать перед слушателями по общественно важным проблемам.

 

Календарно-тематическое планирование

урока

Название раздела, темы

Кол-во часов

Дата

Примечание

План

Факт

 

Введение (1 час)

1

Русский язык в современном мире.

1

02.09

   

Повторение изученного в 5-6 классах (8 ч.)

 

2

Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения.

1

04.09

   

3

Знаки препинания в сложном предложении.

1

07.09

   

4

Буквы Н и НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.

1

09.09

   

5

Закрепление и обобщение изученного материала. Буквы Н и НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.

1

11.09

   

6

Р.р. Изложение с грамматическим заданием по тексту А.Аверченко (упр.26)

1

14.09

   

7

Р.р. Изложение с грамматическим заданием по тексту А.Аверченко (упр.26)

1

16.09

   

8

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи.

1

18.09

   

9

Контрольный диктант по теме «Повторение в начале года»

1

18.09

   

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.(5ч.)

10

Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Основные единицы синтаксиса

1

     

11

Текст как единица синтаксиса

1

24.09

   

12

Предложение как единица синтаксиса.

1

29.09

   

13

Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.

1

01.10

   

14

Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор словосочетания.

1

02.10

   

Простое предложение (3 ч.)

15

Грамматическая (предикативная) основа предложения.

1

06.10

   

16

Порядок слов в предложении. Интонация.

1

08.10

   

17

Р.р. Сочинение. Описание памятника культуры.

1

09.10

   

Двусоставное предложение. Главные члены предложения.(7 ч.)

18

Подлежащее. Сказуемое.

1

15.10

   

19

Простое глагольное сказуемое.

1

16.10

   

20

Р.р. Сочинение на тему «Чудный собор» (упр.102).

1

20.10

   

21

Составное глагольное сказуемое.

1

22.10

   

22

Составное именное сказуемое.

1

23.10

   

23

Тире между подлежащим и сказуемым.

1

     

24

Контрольная работа по теме «Главные члены предложения».

1

     

Второстепенные члены предложения (8ч.)

25

Работа над ошибками.

Роль второстепенных членов в предложении. Дополнение.

1

     

26

Определение

1

     

27

Приложение. Знаки препинания при нём.

1

     

28

Обстоятельство.

1

     

29

Синтаксический разбор двусоставного предложения.

1

     

30

Р.р. Характеристика человека.

1

     

31

Повторение. Подготовка к контрольной работе.

1

     

32

Контрольная работа по теме «Второстепенные члены предложения».

1

     

Односоставные предложения (11ч.)

33

Анализ контрольного диктанта. Главный член односоставного предложения

1

     

34

Назывные предложения

1

     

35

Определённо-личные предложения.

1

     

36

Неопределённо – личные предложения.

1

     

37

Инструкция.

1

     

38

Безличные предложения.

1

     

39

Рассуждение.

1

     

40

Неполные предложения

1

     

41

Синтаксический разбор односоставного предложения.

1

     

42

Урок-практикум. Обобщение и систематизация материала по односоставным и неполным предложениям. Подготовка к контрольному диктанту.

1

     

43

Контрольная работа по теме «Односоставные и неполные предложения»

1

     

Простое осложнённое предложение (1ч.)

44

Анализ контрольного диктанта. Понятие об осложнённом предложение.

1

     

Однородные члены предложения (14ч.)

45

Понятие об однородных членах предложения

1

     

46

Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них

1

     

47

Изложение по тексту упр.242

1

     

48

Изложение по тексту упр.242

1

     

49

Однородные и неоднородные определения

1

     

50

Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них

1

     

51

Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них (продолжение темы).

1

     

52

Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них

1

     

53

Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них (продолжение темы).

1

     

54

Синтаксический разбор предложения с однородными членами

1

     

55

Пунктуационный разбор предложения с однородными членами

1

     

56

Повторение по теме «Однородные члены предложения»

1

     

57

Контрольный диктант по теме «Предложения с однородными членами»

1

     

58

Работа над ошибками, допущенными в диктанте

1

     

Обособленные члены предложения (19ч.)

59

Понятие об обособлении

1

     

60

Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них.

1

     

61

Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них (продолжение темы).

1

     

62

Урок-зачёт по теме «Обособленные определения»

1

     

63

Рассуждение на дискуссионную тему.

1

     

64

Рассуждение на дискуссионную тему.

1

     

65

Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них.

1

     

66

Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них (продолжение темы).

1

     

67

Урок-зачёт по теме «Обособленные приложения»

1

     

68

Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них.

1

     

69

Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них (продолжение темы).

1

     

70

Урок-зачёт по теме «Обособленные обстоятельства»

1

     

71

Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них.

1

     

72

Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них (продолжение темы).

1

     

73

Урок-зачёт по теме «Обособленные уточняющие члены предложения»

1

     

74

Синтаксический разбор предложения с обособленными членами.

1

     

75

Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами

1

     

76

Повторение по теме «Обособленные члены предложения». Подготовка к контрольному диктанту.

1

     

77

Контрольная работа по теме «Обособленные члены предложения».

1

     

Обращение (12ч.)

78

Анализ контрольной работы.

Назначение обращения. Распространённые обращения. Выделительные знаки препинания при обращении.

1

     

79

Употребление обращений.

1

     

80

Составление делового письма.

1

     

81

Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению.

1

     

82

Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях.

1

     

83

Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях (продолжение темы).

1

     

84

Вставные слова, словосочетания и предложения.

1

     

85

Р.р.Публичные выступления (упр.386)

1

     

86

Междометия в предложении.

1

     

87

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения.

1

     

88

Повторение материала по теме «Слова, грамматически не связанными с членами предложения».

1

     

89

Контрольный диктант по теме «Слова, грамматически не связанными с членами предложения».

1

     

Чужая речь (8ч.)

90

Понятие о чужой речи. Прямая и косвенная речь. Косвенная речь.

1

     

91

Прямая речь

1

     

92

Диалог

1

     

93

Рассказ

1

     

94

Цитата

1

     

95

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью. Повторение материала по теме «Чужая речь».

1

     

96

Контрольный диктант по теме «Чужая речь».

1

     

97

Анализ контрольного диктанта

1

     

Повторение и систематизация изученного в 8 классе (5ч.)

98

Синтаксис и морфология

1

     

99

Синтаксис и пунктуация

1

     

100

Изложение по тексту упр.443

1

     

101

Синтаксис и культура речи

1

     

102

Синтаксис и орфография

1

     
 

Итого:

102

часа

   

Перечень учебно-методического обеспечения.

1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Шанский Н. М. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2008

2. Русский язык: Учебник для 8 кл. общеобразовательных учреждений[Л.А.Тростнецова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.А.Александрова; науч.ред.Н.М.Шанский.] – 2-е изд.М.: Просвещение, 2015.

3. Л.А.Троснецова, А.И.Запорожец. Русский язык. Поурочные разработки.Пособие для учителей общеобразовательных организаций.- М.: Просвещение, 2014.

4. Костяева Т. А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку: 8класс/ Т. А. Костяева. – М.: Просвещение, 2008.

5.Ладыженская Т. А. Обучение русскому языку в 8 классе/ Т. А. Ладыженская, М. Г. Баранов, Л. А. Тростенцова, Л. Ю. Комиссарова. – М.: Просвещение, 2009.

6. Львова С. И. Практикум по русскому языку: 8 класс / С. И. Львова. – М.: Просвещение, 2010.

 

Образовательные электронные ресурсы:

http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обученииhttp://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты' по пунктуации, орфографии и др.

http://som.fio.ru/ - сетевое объединение методистов http://www.ug.ru/ -«Учительская газета» http://www.school.edu.ru/ -Российский бразовательный портал

http://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет» http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября» http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета

http://www.mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и пунктуации Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы http://www.mapryal.org/

Навигатор.Грамота.ру.http://www.navigator.gramota.ru. Новый словарь русского язык http://www.rubricon.ru/nsr_1.asp

Опорный орфографический компакт по русскому языку (пособие по орфографии) http://yamal.org/ook/

Русский филологический портал http://www.philology.ru/default.htm

 

Лист корректировки

Дата

Тема

Причина корректировки

Способ корректировки

       
       
       
       
       
       
       

 

Перечень письменных работ по русскому языку – 8 класс

п/п

Вид работы

Тема

1

Р.р.Изложение с

грамматическим заданием

Текст А.Аверченко (упр.26)

2

Контрольный диктант

Повторение изученного в 5-8 классах

3

Р.р.Сочинение

Описание памятника культуры

4

Р.р.Сочинение

«Чудный собор» (упр.102)

5

Контрольная работа

Главные члены предложения

6

Контрольная работа

Второстепенные члены предложения

7

Контрольный диктант

Односоставные предложения

8

Изложение

Текст упр.242

9

Контрольный диктант

Однородные члены предложения

10

Контрольный диктант

Обособленные члены предложения

11

Контрольный диктант

Слова, грамматически не связанные с членами предложения

12

Контрольный диктант

Чужая речь

13

Изложение

Текст упр.443

14

   
Комментарии
Комментариев пока нет.