Рабочая программа по русскому языку (8 класс)
Пояснительная записка
Настоящая программа по русскому языку для VIII класса создана на основе Федерального закона «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.2012г., Федерального компонента Государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ №1089 от 05.03.2004г); Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ МОРФ от 09.03.2004г.№1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений РФ); приказа Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 31.03.2014г. №253 г.; примерной программы основного общего образования по русскому языку, авторской программы для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н. М. Шанского, М: «Просвещение»,2008 г., рассчитанной на 102 часа в год (Русский язык: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / Л.А.Троснецова, Т.А.Ладыженская,А.Д.Дейкина,О.А.Александрова; науч.ред.Н.М.Шанский].– М: Просвещение, 2015г.).
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка.
Цели обучения
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Основное содержание.
Учебно-тематический план
Раздел программы |
Количество часов по программе |
В том числе р/р |
К/работы |
Введение |
1 |
||
Повторение пройденного в 5 – 7х классах |
8 |
1 |
К\д |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи |
5 |
||
Простое предложение |
3 |
1 |
|
Двусоставное предложение. Главные члены предложения |
7 |
1 |
к\д |
Второстепенные члены предложения |
8 |
к\д |
|
Односоставные предложения |
11 |
к\д |
|
Простое осложнённое предложение |
1 |
||
Однородные члены предложения |
14 |
1 |
к\д |
Обособленные члены предложения |
19 |
к\д |
|
Обращение |
12 |
1 |
к/д |
Чужая речь |
8 |
к\д |
|
Повторение и систематизация изученного в 8 классе |
5 |
к/д |
|
Итого |
101 |
1. Русский язык в современном мире. (1ч.)
2. Повторение изученного в 5 – 7-х классах (6ч.)
3. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.
(5ч.)
Повторение пройденного о словосочетании в 5 классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).
Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.
4. Простое предложение (3ч.)
Повторение пройденного о предложении. Грамматическая основа предложения. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.
Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.
Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности.
5. Двусоставные предложения.
Главные члены предложения. (6ч.)
Повторение пройденного о подлежащем. Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым. Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.
Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием. Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.
Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.
6. Второстепенные члены предложения. (7ч.)
Повторение изученного о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение. Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению. Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.
Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.
Ораторская речь, ее особенности. Публичное выступление об истории родного края.
7. Односоставные предложения. (11ч. )
Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определено-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные). Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.
Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями, как синтаксическими синонимами. Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.
Рассказ на свободную тему.
8. Простое осложнённое предложение.(1ч.)
Способы осложнения предложения (однородные и обособленные члены, вводные и вставные конструкции, обращения).
9.Однородные члены предложения. (13ч.)
Понятие о неполных предложениях. Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.
8. Однородные члены предложения. (12ч.)
Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, разделительными, противительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях. Вариативность постановки знаков препинания.
Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.
Рассуждение на основе литературного произведения.
9. Обособленные члены предложения (19ч.)
Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.
Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.
Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.
10. Обращение. (12.)
Повторение изученного об обращении. Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах. Одиночные и парные знаки препинания. Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий.
Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами и вводными предложениями; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.
Публичное выступление на общественно значимую тему.
11. Чужая речь. (7ч.)
Повторение изученного о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи. Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании. Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.
Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.
Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.
12. Повторение и систематизация изученного в 8 классе. (7ч.)
Требования к уровню подготовки учащихся за курс русского языка 8 класса.
I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в8 классе языковых единиц, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
II. К концу 8 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью;
составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами(и предложениями), обращениями;
пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;
соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По пунктуации. Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами. Ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращениях, междометиях, вводных словах и предложениях. Ставить тире в нужных случаях между подлежащими и сказуемыми.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами. Правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По связной речи. Определять тип и стиль текста. Подробно и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания местности, памятников. Писать сочинения-описания (сравнительная характеристика знакомых лиц; описание местности, памятника культуры или истории), сочинения-рассуждения на морально-этические темы. Совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки. Уметь просто и выразительно выступать перед слушателями по общественно важным проблемам.
Календарно-тематическое планирование
№ урока |
Название раздела, темы |
Кол-во часов |
Дата |
Примечание |
|||||||
План |
Факт |
||||||||||
Введение (1 час) |
|||||||||||
1 |
Русский язык в современном мире. |
1 |
02.09 |
||||||||
Повторение изученного в 5-6 классах (8 ч.)
|
|||||||||||
2 |
Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения. |
1 |
04.09 |
||||||||
3 |
Знаки препинания в сложном предложении. |
1 |
07.09 |
||||||||
4 |
Буквы Н и НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. |
1 |
09.09 |
||||||||
5 |
Закрепление и обобщение изученного материала. Буквы Н и НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. |
1 |
11.09 |
||||||||
6 |
Р.р. Изложение с грамматическим заданием по тексту А.Аверченко (упр.26) |
1 |
14.09 |
||||||||
7 |
Р.р. Изложение с грамматическим заданием по тексту А.Аверченко (упр.26) |
1 |
16.09 |
||||||||
8 |
Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. |
1 |
18.09 |
||||||||
9 |
Контрольный диктант по теме «Повторение в начале года» |
1 |
18.09 |
||||||||
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.(5ч.) |
|||||||||||
10 |
Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Основные единицы синтаксиса |
1 |
|||||||||
11 |
Текст как единица синтаксиса |
1 |
24.09 |
||||||||
12 |
Предложение как единица синтаксиса. |
1 |
29.09 |
||||||||
13 |
Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний. |
1 |
01.10 |
||||||||
14 |
Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор словосочетания. |
1 |
02.10 |
||||||||
Простое предложение (3 ч.) |
|||||||||||
15 |
Грамматическая (предикативная) основа предложения. |
1 |
06.10 |
||||||||
16 |
Порядок слов в предложении. Интонация. |
1 |
08.10 |
||||||||
17 |
Р.р. Сочинение. Описание памятника культуры. |
1 |
09.10 |
||||||||
Двусоставное предложение. Главные члены предложения.(7 ч.) |
|||||||||||
18 |
Подлежащее. Сказуемое. |
1 |
15.10 |
||||||||
19 |
Простое глагольное сказуемое. |
1 |
16.10 |
||||||||
20 |
Р.р. Сочинение на тему «Чудный собор» (упр.102). |
1 |
20.10 |
||||||||
21 |
Составное глагольное сказуемое. |
1 |
22.10 |
||||||||
22 |
Составное именное сказуемое. |
1 |
23.10 |
||||||||
23 |
Тире между подлежащим и сказуемым. |
1 |
|||||||||
24 |
Контрольная работа по теме «Главные члены предложения». |
1 |
|||||||||
Второстепенные члены предложения (8ч.) |
|||||||||||
25 |
Работа над ошибками. Роль второстепенных членов в предложении. Дополнение. |
1 |
|||||||||
26 |
Определение |
1 |
|||||||||
27 |
Приложение. Знаки препинания при нём. |
1 |
|||||||||
28 |
Обстоятельство. |
1 |
|||||||||
29 |
Синтаксический разбор двусоставного предложения. |
1 |
|||||||||
30 |
Р.р. Характеристика человека. |
1 |
|||||||||
31 |
Повторение. Подготовка к контрольной работе. |
1 |
|||||||||
32 |
Контрольная работа по теме «Второстепенные члены предложения». |
1 |
|||||||||
Односоставные предложения (11ч.) |
|||||||||||
33 |
Анализ контрольного диктанта. Главный член односоставного предложения |
1 |
|||||||||
34 |
Назывные предложения |
1 |
|||||||||
35 |
Определённо-личные предложения. |
1 |
|||||||||
36 |
Неопределённо – личные предложения. |
1 |
|||||||||
37 |
Инструкция. |
1 |
|||||||||
38 |
Безличные предложения. |
1 |
|||||||||
39 |
Рассуждение. |
1 |
|||||||||
40 |
Неполные предложения |
1 |
|||||||||
41 |
Синтаксический разбор односоставного предложения. |
1 |
|||||||||
42 |
Урок-практикум. Обобщение и систематизация материала по односоставным и неполным предложениям. Подготовка к контрольному диктанту. |
1 |
|||||||||
43 |
Контрольная работа по теме «Односоставные и неполные предложения» |
1 |
|||||||||
Простое осложнённое предложение (1ч.) |
|||||||||||
44 |
Анализ контрольного диктанта. Понятие об осложнённом предложение. |
1 |
|||||||||
Однородные члены предложения (14ч.) |
|||||||||||
45 |
Понятие об однородных членах предложения |
1 |
|||||||||
46 |
Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них |
1 |
|||||||||
47 |
Изложение по тексту упр.242 |
1 |
|||||||||
48 |
Изложение по тексту упр.242 |
1 |
|||||||||
49 |
Однородные и неоднородные определения |
1 |
|||||||||
50 |
Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них |
1 |
|||||||||
51 |
Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них (продолжение темы). |
1 |
|||||||||
52 |
Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них |
1 |
|||||||||
53 |
Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них (продолжение темы). |
1 |
|||||||||
54 |
Синтаксический разбор предложения с однородными членами |
1 |
|||||||||
55 |
Пунктуационный разбор предложения с однородными членами |
1 |
|||||||||
56 |
Повторение по теме «Однородные члены предложения» |
1 |
|||||||||
57 |
Контрольный диктант по теме «Предложения с однородными членами» |
1 |
|||||||||
58 |
Работа над ошибками, допущенными в диктанте |
1 |
|||||||||
Обособленные члены предложения (19ч.) |
|||||||||||
59 |
Понятие об обособлении |
1 |
|||||||||
60 |
Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них. |
1 |
|||||||||
61 |
Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них (продолжение темы). |
1 |
|||||||||
62 |
Урок-зачёт по теме «Обособленные определения» |
1 |
|||||||||
63 |
Рассуждение на дискуссионную тему. |
1 |
|||||||||
64 |
Рассуждение на дискуссионную тему. |
1 |
|||||||||
65 |
Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них. |
1 |
|||||||||
66 |
Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них (продолжение темы). |
1 |
|||||||||
67 |
Урок-зачёт по теме «Обособленные приложения» |
1 |
|||||||||
68 |
Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них. |
1 |
|||||||||
69 |
Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них (продолжение темы). |
1 |
|||||||||
70 |
Урок-зачёт по теме «Обособленные обстоятельства» |
1 |
|||||||||
71 |
Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них. |
1 |
|||||||||
72 |
Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них (продолжение темы). |
1 |
|||||||||
73 |
Урок-зачёт по теме «Обособленные уточняющие члены предложения» |
1 |
|||||||||
74 |
Синтаксический разбор предложения с обособленными членами. |
1 |
|||||||||
75 |
Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами |
1 |
|||||||||
76 |
Повторение по теме «Обособленные члены предложения». Подготовка к контрольному диктанту. |
1 |
|||||||||
77 |
Контрольная работа по теме «Обособленные члены предложения». |
1 |
|||||||||
Обращение (12ч.) |
|||||||||||
78 |
Анализ контрольной работы. Назначение обращения. Распространённые обращения. Выделительные знаки препинания при обращении. |
1 |
|||||||||
79 |
Употребление обращений. |
1 |
|||||||||
80 |
Составление делового письма. |
1 |
|||||||||
81 |
Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению. |
1 |
|||||||||
82 |
Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. |
1 |
|||||||||
83 |
Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях (продолжение темы). |
1 |
|||||||||
84 |
Вставные слова, словосочетания и предложения. |
1 |
|||||||||
85 |
Р.р.Публичные выступления (упр.386) |
1 |
|||||||||
86 |
Междометия в предложении. |
1 |
|||||||||
87 |
Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения. |
1 |
|||||||||
88 |
Повторение материала по теме «Слова, грамматически не связанными с членами предложения». |
1 |
|||||||||
89 |
Контрольный диктант по теме «Слова, грамматически не связанными с членами предложения». |
1 |
|||||||||
Чужая речь (8ч.) |
|||||||||||
90 |
Понятие о чужой речи. Прямая и косвенная речь. Косвенная речь. |
1 |
|||||||||
91 |
Прямая речь |
1 |
|||||||||
92 |
Диалог |
1 |
|||||||||
93 |
Рассказ |
1 |
|||||||||
94 |
Цитата |
1 |
|||||||||
95 |
Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью. Повторение материала по теме «Чужая речь». |
1 |
|||||||||
96 |
Контрольный диктант по теме «Чужая речь». |
1 |
|||||||||
97 |
Анализ контрольного диктанта |
1 |
|||||||||
Повторение и систематизация изученного в 8 классе (5ч.) |
|||||||||||
98 |
Синтаксис и морфология |
1 |
|||||||||
99 |
Синтаксис и пунктуация |
1 |
|||||||||
100 |
Изложение по тексту упр.443 |
1 |
|||||||||
101 |
Синтаксис и культура речи |
1 |
|||||||||
102 |
Синтаксис и орфография |
1 |
|||||||||
Итого: |
102 |
часа |
Перечень учебно-методического обеспечения.
1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Шанский Н. М. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2008
2. Русский язык: Учебник для 8 кл. общеобразовательных учреждений[Л.А.Тростнецова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.А.Александрова; науч.ред.Н.М.Шанский.] – 2-е изд.М.: Просвещение, 2015.
3. Л.А.Троснецова, А.И.Запорожец. Русский язык. Поурочные разработки.Пособие для учителей общеобразовательных организаций.- М.: Просвещение, 2014.
4. Костяева Т. А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку: 8класс/ Т. А. Костяева. – М.: Просвещение, 2008.
5.Ладыженская Т. А. Обучение русскому языку в 8 классе/ Т. А. Ладыженская, М. Г. Баранов, Л. А. Тростенцова, Л. Ю. Комиссарова. – М.: Просвещение, 2009.
6. Львова С. И. Практикум по русскому языку: 8 класс / С. И. Львова. – М.: Просвещение, 2010.
Образовательные электронные ресурсы:
http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обученииhttp://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты' по пунктуации, орфографии и др.
http://som.fio.ru/ - сетевое объединение методистов http://www.ug.ru/ -«Учительская газета» http://www.school.edu.ru/ -Российский бразовательный портал
http://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет» http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября» http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
http://www.mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и пунктуации Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы http://www.mapryal.org/
Навигатор.Грамота.ру.http://www.navigator.gramota.ru. Новый словарь русского язык http://www.rubricon.ru/nsr_1.asp
Опорный орфографический компакт по русскому языку (пособие по орфографии) http://yamal.org/ook/
Русский филологический портал http://www.philology.ru/default.htm
Лист корректировки
Дата |
Тема |
Причина корректировки |
Способ корректировки |
Перечень письменных работ по русскому языку – 8 класс
№п/п |
Вид работы |
Тема |
1 |
Р.р.Изложение с грамматическим заданием |
Текст А.Аверченко (упр.26) |
2 |
Контрольный диктант |
Повторение изученного в 5-8 классах |
3 |
Р.р.Сочинение |
Описание памятника культуры |
4 |
Р.р.Сочинение |
«Чудный собор» (упр.102) |
5 |
Контрольная работа |
Главные члены предложения |
6 |
Контрольная работа |
Второстепенные члены предложения |
7 |
Контрольный диктант |
Односоставные предложения |
8 |
Изложение |
Текст упр.242 |
9 |
Контрольный диктант |
Однородные члены предложения |
10 |
Контрольный диктант |
Обособленные члены предложения |
11 |
Контрольный диктант |
Слова, грамматически не связанные с членами предложения |
12 |
Контрольный диктант |
Чужая речь |
13 |
Изложение |
Текст упр.443 |
14 |