12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Таранова Татьяна Анатольевна1512 Россия, Приморский край, Уссурийск |
Рабочая программа по русскому языку (8 класс)
Пояснительная записка
Настоящая программа по русскому языку для VIII класса создана на основе Федерального закона «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.2012г., Федерального компонента Государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ №1089 от 05.03.2004г); Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ МОРФ от 09.03.2004г.№1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений РФ); приказа Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 31.03.2014г. №253 г.; примерной программы основного общего образования по русскому языку, авторской программы для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н. М. Шанского, М: «Просвещение»,2008 г., рассчитанной на 102 часа в год (Русский язык: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / Л.А.Троснецова, Т.А.Ладыженская,А.Д.Дейкина,О.А.Александрова; науч.ред.Н.М.Шанский].– М: Просвещение, 2015г.).
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка.
Цели обучения
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Основное содержание.
Учебно-тематический план
Раздел программы | Количество часов по программе | В том числе р/р | К/работы |
Введение | 1 | ||
Повторение пройденного в 5 – 7х классах | 8 | 1 | К\д |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи | 5 | ||
Простое предложение | 3 | 1 | |
Двусоставное предложение. Главные члены предложения | 7 | 1 | к\д |
Второстепенные члены предложения | 8 | к\д | |
Односоставные предложения | 11 | к\д | |
Простое осложнённое предложение | 1 | ||
Однородные члены предложения | 14 | 1 | к\д |
Обособленные члены предложения | 19 | к\д | |
Обращение | 12 | 1 | к/д |
Чужая речь | 8 | к\д | |
Повторение и систематизация изученного в 8 классе | 5 | к/д | |
Итого | 101 |
1. Русский язык в современном мире. (1ч.)
2. Повторение изученного в 5 – 7-х классах (6ч.)
3. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.
(5ч.)
Повторение пройденного о словосочетании в 5 классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).
Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.
4. Простое предложение (3ч.)
Повторение пройденного о предложении. Грамматическая основа предложения. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.
Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.
Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности.
5. Двусоставные предложения.
Главные члены предложения. (6ч.)
Повторение пройденного о подлежащем. Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым. Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.
Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием. Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.
Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.
6. Второстепенные члены предложения. (7ч.)
Повторение изученного о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение. Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению. Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.
Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.
Ораторская речь, ее особенности. Публичное выступление об истории родного края.
7. Односоставные предложения. (11ч. )
Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определено-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные). Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.
Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями, как синтаксическими синонимами. Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.
Рассказ на свободную тему.
8. Простое осложнённое предложение.(1ч.)
Способы осложнения предложения (однородные и обособленные члены, вводные и вставные конструкции, обращения).
9.Однородные члены предложения. (13ч.)
Понятие о неполных предложениях. Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.
8. Однородные члены предложения. (12ч.)
Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, разделительными, противительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях. Вариативность постановки знаков препинания.
Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.
Рассуждение на основе литературного произведения.
9. Обособленные члены предложения (19ч.)
Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.
Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.
Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.
10. Обращение. (12.)
Повторение изученного об обращении. Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах. Одиночные и парные знаки препинания. Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий.
Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами и вводными предложениями; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.
Публичное выступление на общественно значимую тему.
11. Чужая речь. (7ч.)
Повторение изученного о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи. Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании. Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.
Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.
Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.
12. Повторение и систематизация изученного в 8 классе. (7ч.)
Требования к уровню подготовки учащихся за курс русского языка 8 класса.
I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в8 классе языковых единиц, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
II. К концу 8 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью;
составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами(и предложениями), обращениями;
пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;
соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По пунктуации. Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами. Ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращениях, междометиях, вводных словах и предложениях. Ставить тире в нужных случаях между подлежащими и сказуемыми.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами. Правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По связной речи. Определять тип и стиль текста. Подробно и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания местности, памятников. Писать сочинения-описания (сравнительная характеристика знакомых лиц; описание местности, памятника культуры или истории), сочинения-рассуждения на морально-этические темы. Совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки. Уметь просто и выразительно выступать перед слушателями по общественно важным проблемам.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Название раздела, темы | Кол-во часов | Дата | Примечание | |||||||
План | Факт | ||||||||||
Введение (1 час) | |||||||||||
1 | Русский язык в современном мире. | 1 | 02.09 | ||||||||
Повторение изученного в 5-6 классах (8 ч.)
| |||||||||||
2 | Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения. | 1 | 04.09 | ||||||||
3 | Знаки препинания в сложном предложении. | 1 | 07.09 | ||||||||
4 | Буквы Н и НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. | 1 | 09.09 | ||||||||
5 | Закрепление и обобщение изученного материала. Буквы Н и НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. | 1 | 11.09 | ||||||||
6 | Р.р. Изложение с грамматическим заданием по тексту А.Аверченко (упр.26) | 1 | 14.09 | ||||||||
7 | Р.р. Изложение с грамматическим заданием по тексту А.Аверченко (упр.26) | 1 | 16.09 | ||||||||
8 | Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. | 1 | 18.09 | ||||||||
9 | Контрольный диктант по теме «Повторение в начале года» | 1 | 18.09 | ||||||||
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.(5ч.) | |||||||||||
10 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Основные единицы синтаксиса | 1 | |||||||||
11 | Текст как единица синтаксиса | 1 | 24.09 | ||||||||
12 | Предложение как единица синтаксиса. | 1 | 29.09 | ||||||||
13 | Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний. | 1 | 01.10 | ||||||||
14 | Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор словосочетания. | 1 | 02.10 | ||||||||
Простое предложение (3 ч.) | |||||||||||
15 | Грамматическая (предикативная) основа предложения. | 1 | 06.10 | ||||||||
16 | Порядок слов в предложении. Интонация. | 1 | 08.10 | ||||||||
17 | Р.р. Сочинение. Описание памятника культуры. | 1 | 09.10 | ||||||||
Двусоставное предложение. Главные члены предложения.(7 ч.) | |||||||||||
18 | Подлежащее. Сказуемое. | 1 | 15.10 | ||||||||
19 | Простое глагольное сказуемое. | 1 | 16.10 | ||||||||
20 | Р.р. Сочинение на тему «Чудный собор» (упр.102). | 1 | 20.10 | ||||||||
21 | Составное глагольное сказуемое. | 1 | 22.10 | ||||||||
22 | Составное именное сказуемое. | 1 | 23.10 | ||||||||
23 | Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 | |||||||||
24 | Контрольная работа по теме «Главные члены предложения». | 1 | |||||||||
Второстепенные члены предложения (8ч.) | |||||||||||
25 | Работа над ошибками. Роль второстепенных членов в предложении. Дополнение. | 1 | |||||||||
26 | Определение | 1 | |||||||||
27 | Приложение. Знаки препинания при нём. | 1 | |||||||||
28 | Обстоятельство. | 1 | |||||||||
29 | Синтаксический разбор двусоставного предложения. | 1 | |||||||||
30 | Р.р. Характеристика человека. | 1 | |||||||||
31 | Повторение. Подготовка к контрольной работе. | 1 | |||||||||
32 | Контрольная работа по теме «Второстепенные члены предложения». | 1 | |||||||||
Односоставные предложения (11ч.) | |||||||||||
33 | Анализ контрольного диктанта. Главный член односоставного предложения | 1 | |||||||||
34 | Назывные предложения | 1 | |||||||||
35 | Определённо-личные предложения. | 1 | |||||||||
36 | Неопределённо – личные предложения. | 1 | |||||||||
37 | Инструкция. | 1 | |||||||||
38 | Безличные предложения. | 1 | |||||||||
39 | Рассуждение. | 1 | |||||||||
40 | Неполные предложения | 1 | |||||||||
41 | Синтаксический разбор односоставного предложения. | 1 | |||||||||
42 | Урок-практикум. Обобщение и систематизация материала по односоставным и неполным предложениям. Подготовка к контрольному диктанту. | 1 | |||||||||
43 | Контрольная работа по теме «Односоставные и неполные предложения» | 1 | |||||||||
Простое осложнённое предложение (1ч.) | |||||||||||
44 | Анализ контрольного диктанта. Понятие об осложнённом предложение. | 1 | |||||||||
Однородные члены предложения (14ч.) | |||||||||||
45 | Понятие об однородных членах предложения | 1 | |||||||||
46 | Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них | 1 | |||||||||
47 | Изложение по тексту упр.242 | 1 | |||||||||
48 | Изложение по тексту упр.242 | 1 | |||||||||
49 | Однородные и неоднородные определения | 1 | |||||||||
50 | Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них | 1 | |||||||||
51 | Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них (продолжение темы). | 1 | |||||||||
52 | Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них | 1 | |||||||||
53 | Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них (продолжение темы). | 1 | |||||||||
54 | Синтаксический разбор предложения с однородными членами | 1 | |||||||||
55 | Пунктуационный разбор предложения с однородными членами | 1 | |||||||||
56 | Повторение по теме «Однородные члены предложения» | 1 | |||||||||
57 | Контрольный диктант по теме «Предложения с однородными членами» | 1 | |||||||||
58 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте | 1 | |||||||||
Обособленные члены предложения (19ч.) | |||||||||||
59 | Понятие об обособлении | 1 | |||||||||
60 | Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них. | 1 | |||||||||
61 | Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них (продолжение темы). | 1 | |||||||||
62 | Урок-зачёт по теме «Обособленные определения» | 1 | |||||||||
63 | Рассуждение на дискуссионную тему. | 1 | |||||||||
64 | Рассуждение на дискуссионную тему. | 1 | |||||||||
65 | Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них. | 1 | |||||||||
66 | Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них (продолжение темы). | 1 | |||||||||
67 | Урок-зачёт по теме «Обособленные приложения» | 1 | |||||||||
68 | Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них. | 1 | |||||||||
69 | Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них (продолжение темы). | 1 | |||||||||
70 | Урок-зачёт по теме «Обособленные обстоятельства» | 1 | |||||||||
71 | Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них. | 1 | |||||||||
72 | Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них (продолжение темы). | 1 | |||||||||
73 | Урок-зачёт по теме «Обособленные уточняющие члены предложения» | 1 | |||||||||
74 | Синтаксический разбор предложения с обособленными членами. | 1 | |||||||||
75 | Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами | 1 | |||||||||
76 | Повторение по теме «Обособленные члены предложения». Подготовка к контрольному диктанту. | 1 | |||||||||
77 | Контрольная работа по теме «Обособленные члены предложения». | 1 | |||||||||
Обращение (12ч.) | |||||||||||
78 | Анализ контрольной работы. Назначение обращения. Распространённые обращения. Выделительные знаки препинания при обращении. | 1 | |||||||||
79 | Употребление обращений. | 1 | |||||||||
80 | Составление делового письма. | 1 | |||||||||
81 | Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению. | 1 | |||||||||
82 | Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. | 1 | |||||||||
83 | Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях (продолжение темы). | 1 | |||||||||
84 | Вставные слова, словосочетания и предложения. | 1 | |||||||||
85 | Р.р.Публичные выступления (упр.386) | 1 | |||||||||
86 | Междометия в предложении. | 1 | |||||||||
87 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения. | 1 | |||||||||
88 | Повторение материала по теме «Слова, грамматически не связанными с членами предложения». | 1 | |||||||||
89 | Контрольный диктант по теме «Слова, грамматически не связанными с членами предложения». | 1 | |||||||||
Чужая речь (8ч.) | |||||||||||
90 | Понятие о чужой речи. Прямая и косвенная речь. Косвенная речь. | 1 | |||||||||
91 | Прямая речь | 1 | |||||||||
92 | Диалог | 1 | |||||||||
93 | Рассказ | 1 | |||||||||
94 | Цитата | 1 | |||||||||
95 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью. Повторение материала по теме «Чужая речь». | 1 | |||||||||
96 | Контрольный диктант по теме «Чужая речь». | 1 | |||||||||
97 | Анализ контрольного диктанта | 1 | |||||||||
Повторение и систематизация изученного в 8 классе (5ч.) | |||||||||||
98 | Синтаксис и морфология | 1 | |||||||||
99 | Синтаксис и пунктуация | 1 | |||||||||
100 | Изложение по тексту упр.443 | 1 | |||||||||
101 | Синтаксис и культура речи | 1 | |||||||||
102 | Синтаксис и орфография | 1 | |||||||||
Итого: | 102 | часа |
Перечень учебно-методического обеспечения.
1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Шанский Н. М. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2008
2. Русский язык: Учебник для 8 кл. общеобразовательных учреждений[Л.А.Тростнецова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.А.Александрова; науч.ред.Н.М.Шанский.] – 2-е изд.М.: Просвещение, 2015.
3. Л.А.Троснецова, А.И.Запорожец. Русский язык. Поурочные разработки.Пособие для учителей общеобразовательных организаций.- М.: Просвещение, 2014.
4. Костяева Т. А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку: 8класс/ Т. А. Костяева. – М.: Просвещение, 2008.
5.Ладыженская Т. А. Обучение русскому языку в 8 классе/ Т. А. Ладыженская, М. Г. Баранов, Л. А. Тростенцова, Л. Ю. Комиссарова. – М.: Просвещение, 2009.
6. Львова С. И. Практикум по русскому языку: 8 класс / С. И. Львова. – М.: Просвещение, 2010.
Образовательные электронные ресурсы:
Навигатор.Грамота.ру.
Опорный орфографический компакт по русскому языку (пособие по орфографии)
Русский филологический портал
Лист корректировки
Дата | Тема | Причина корректировки | Способ корректировки |
Перечень письменных работ по русскому языку – 8 класс
№п/п | Вид работы | Тема |
1 | Р.р.Изложение с грамматическим заданием | Текст А.Аверченко (упр.26) |
2 | Контрольный диктант | Повторение изученного в 5-8 классах |
3 | Р.р.Сочинение | Описание памятника культуры |
4 | Р.р.Сочинение | «Чудный собор» (упр.102) |
5 | Контрольная работа | Главные члены предложения |
6 | Контрольная работа | Второстепенные члены предложения |
7 | Контрольный диктант | Односоставные предложения |
8 | Изложение | Текст упр.242 |
9 | Контрольный диктант | Однородные члены предложения |
10 | Контрольный диктант | Обособленные члены предложения |
11 | Контрольный диктант | Слова, грамматически не связанные с членами предложения |
12 | Контрольный диктант | Чужая речь |
13 | Изложение | Текст упр.443 |
14 |