12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Таранова Татьяна Анатольевна1011
Россия, Приморский край, пгт.Лучегорск

Пояснительная записка

Настоящая программа по русскому языку для VIII класса создана на основе Федерального закона «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.2012г., Федерального компонента Государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ №1089 от 05.03.2004г); Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ МОРФ от 09.03.2004г.№1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений РФ); приказа Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 31.03.2014г. №253 г.; примерной программы основного общего образования по русскому языку, авторской программы для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н. М. Шанского, М: «Просвещение»,2008 г., рассчитанной на 102 часа в год (Русский язык: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / Л.А.Троснецова, Т.А.Ладыженская,А.Д.Дейкина,О.А.Александрова; науч.ред.Н.М.Шанский].– М: Просвещение, 2015г.).

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка.

Цели обучения

воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Основное содержание.

Учебно-тематический план

Раздел программы

Количество часов по

программе

В том числе р/р

К/работы

Введение

1

   

Повторение пройденного в 5 – 7х классах

8

1

К\д

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

5

   

Простое предложение

3

1

 

Двусоставное предложение. Главные члены предложения

7

1

к\д

Второстепенные члены предложения

8

 

к\д

Односоставные предложения

11

 

к\д

Простое осложнённое предложение

1

   

Однородные члены предложения

14

1

к\д

Обособленные члены предложения

19

 

к\д

Обращение

12

1

к/д

Чужая речь

8

 

к\д

Повторение и систематизация изученного в 8 классе

5

 

к/д

Итого

101

   

1. Русский язык в современном мире. (1ч.)

2. Повторение изученного в 5 – 7-х классах (6ч.)

3. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

(5ч.)

Повторение пройденного о словосочетании в 5 классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).

Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.

4. Простое предложение (3ч.)

Повторение пройденного о предложении. Грамматическая основа предложения. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.

Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.

Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности.

5. Двусоставные предложения.

Главные члены предложения. (6ч.)

Повторение пройденного о подлежащем. Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым. Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.

Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием. Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.

Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.

6. Второстепенные члены предложения. (7ч.)

Повторение изученного о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение. Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению. Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.

Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.

Ораторская речь, ее особенности. Публичное выступление об истории родного края.

7. Односоставные предложения. (11ч. )

Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определено-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные). Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.

Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями, как синтаксическими синонимами. Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.

Рассказ на свободную тему.

8. Простое осложнённое предложение.(1ч.)

Способы осложнения предложения (однородные и обособленные члены, вводные и вставные конструкции, обращения).

9.Однородные члены предложения. (13ч.)

Понятие о неполных предложениях. Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.

8. Однородные члены предложения. (12ч.)

Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, разделительными, противительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях. Вариативность постановки знаков препинания.

Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.

Рассуждение на основе литературного произведения.

9. Обособленные члены предложения (19ч.)

Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.

Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.

Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.

10. Обращение. (12.)

Повторение изученного об обращении. Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах. Одиночные и парные знаки препинания. Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий.

Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами и вводными предложениями; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.

Публичное выступление на общественно значимую тему.

11. Чужая речь. (7ч.)

Повторение изученного о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи. Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании. Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.

Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.

Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.

12. Повторение и систематизация изученного в 8 классе. (7ч.)

Требования к уровню подготовки учащихся за курс русского языка 8 класса.

I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в8 классе языковых единиц, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

II. К концу 8 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью;

составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами(и предложениями), обращениями;

пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;

соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По пунктуации. Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами. Ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращениях, междометиях, вводных словах и предложениях. Ставить тире в нужных случаях между подлежащими и сказуемыми.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами. Правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемыми орфограммами.

По связной речи. Определять тип и стиль текста. Подробно и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания местности, памятников. Писать сочинения-описания (сравнительная характеристика знакомых лиц; описание местности, памятника культуры или истории), сочинения-рассуждения на морально-этические темы. Совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки. Уметь просто и выразительно выступать перед слушателями по общественно важным проблемам.

 

Календарно-тематическое планирование

урока

Название раздела, темы

Кол-во часов

Дата

Примечание

План

Факт

 

Введение (1 час)

1

Русский язык в современном мире.

1

02.09

   

Повторение изученного в 5-6 классах (8 ч.)

 

2

Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения.

1

04.09

   

3

Знаки препинания в сложном предложении.

1

07.09

   

4

Буквы Н и НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.

1

09.09

   

5

Закрепление и обобщение изученного материала. Буквы Н и НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.

1

11.09

   

6

Р.р. Изложение с грамматическим заданием по тексту А.Аверченко (упр.26)

1

14.09

   

7

Р.р. Изложение с грамматическим заданием по тексту А.Аверченко (упр.26)

1

16.09

   

8

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи.

1

18.09

   

9

Контрольный диктант по теме «Повторение в начале года»

1

18.09

   

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.(5ч.)

10

Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Основные единицы синтаксиса

1

     

11

Текст как единица синтаксиса

1

24.09

   

12

Предложение как единица синтаксиса.

1

29.09

   

13

Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.

1

01.10

   

14

Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор словосочетания.

1

02.10

   

Простое предложение (3 ч.)

15

Грамматическая (предикативная) основа предложения.

1

06.10

   

16

Порядок слов в предложении. Интонация.

1

08.10

   

17

Р.р. Сочинение. Описание памятника культуры.

1

09.10

   

Двусоставное предложение. Главные члены предложения.(7 ч.)

18

Подлежащее. Сказуемое.

1

15.10

   

19

Простое глагольное сказуемое.

1

16.10

   

20

Р.р. Сочинение на тему «Чудный собор» (упр.102).

1

20.10

   

21

Составное глагольное сказуемое.

1

22.10

   

22

Составное именное сказуемое.

1

23.10

   

23

Тире между подлежащим и сказуемым.

1

     

24

Контрольная работа по теме «Главные члены предложения».

1

     

Второстепенные члены предложения (8ч.)

25

Работа над ошибками.

Роль второстепенных членов в предложении. Дополнение.

1

     

26

Определение

1

     

27

Приложение. Знаки препинания при нём.

1

     

28

Обстоятельство.

1

     

29

Синтаксический разбор двусоставного предложения.

1

     

30

Р.р. Характеристика человека.

1

     

31

Повторение. Подготовка к контрольной работе.

1

     

32

Контрольная работа по теме «Второстепенные члены предложения».

1

     

Односоставные предложения (11ч.)

33

Анализ контрольного диктанта. Главный член односоставного предложения

1

     

34

Назывные предложения

1

     

35

Определённо-личные предложения.

1

     

36

Неопределённо – личные предложения.

1

     

37

Инструкция.

1

     

38

Безличные предложения.

1

     

39

Рассуждение.

1

     

40

Неполные предложения

1

     

41

Синтаксический разбор односоставного предложения.

1

     

42

Урок-практикум. Обобщение и систематизация материала по односоставным и неполным предложениям. Подготовка к контрольному диктанту.

1

     

43

Контрольная работа по теме «Односоставные и неполные предложения»

1

     

Простое осложнённое предложение (1ч.)

44

Анализ контрольного диктанта. Понятие об осложнённом предложение.

1

     

Однородные члены предложения (14ч.)

45

Понятие об однородных членах предложения

1

     

46

Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них

1

     

47

Изложение по тексту упр.242

1

     

48

Изложение по тексту упр.242

1

     

49

Однородные и неоднородные определения

1

     

50

Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них

1

     

51

Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них (продолжение темы).

1

     

52

Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них

1

     

53

Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них (продолжение темы).

1

     

54

Синтаксический разбор предложения с однородными членами

1

     

55

Пунктуационный разбор предложения с однородными членами

1

     

56

Повторение по теме «Однородные члены предложения»

1

     

57

Контрольный диктант по теме «Предложения с однородными членами»

1

     

58

Работа над ошибками, допущенными в диктанте

1

     

Обособленные члены предложения (19ч.)

59

Понятие об обособлении

1

     

60

Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них.

1

     

61

Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них (продолжение темы).

1

     

62

Урок-зачёт по теме «Обособленные определения»

1

     

63

Рассуждение на дискуссионную тему.

1

     

64

Рассуждение на дискуссионную тему.

1

     

65

Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них.

1

     

66

Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них (продолжение темы).

1

     

67

Урок-зачёт по теме «Обособленные приложения»

1

     

68

Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них.

1

     

69

Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них (продолжение темы).

1

     

70

Урок-зачёт по теме «Обособленные обстоятельства»

1

     

71

Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них.

1

     

72

Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них (продолжение темы).

1

     

73

Урок-зачёт по теме «Обособленные уточняющие члены предложения»

1

     

74

Синтаксический разбор предложения с обособленными членами.

1

     

75

Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами

1

     

76

Повторение по теме «Обособленные члены предложения». Подготовка к контрольному диктанту.

1

     

77

Контрольная работа по теме «Обособленные члены предложения».

1

     

Обращение (12ч.)

78

Анализ контрольной работы.

Назначение обращения. Распространённые обращения. Выделительные знаки препинания при обращении.

1

     

79

Употребление обращений.

1

     

80

Составление делового письма.

1

     

81

Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению.

1

     

82

Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях.

1

     

83

Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях (продолжение темы).

1

     

84

Вставные слова, словосочетания и предложения.

1

     

85

Р.р.Публичные выступления (упр.386)

1

     

86

Междометия в предложении.

1

     

87

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения.

1

     

88

Повторение материала по теме «Слова, грамматически не связанными с членами предложения».

1

     

89

Контрольный диктант по теме «Слова, грамматически не связанными с членами предложения».

1

     

Чужая речь (8ч.)

90

Понятие о чужой речи. Прямая и косвенная речь. Косвенная речь.

1

     

91

Прямая речь

1

     

92

Диалог

1

     

93

Рассказ

1

     

94

Цитата

1

     

95

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью. Повторение материала по теме «Чужая речь».

1

     

96

Контрольный диктант по теме «Чужая речь».

1

     

97

Анализ контрольного диктанта

1

     

Повторение и систематизация изученного в 8 классе (5ч.)

98

Синтаксис и морфология

1

     

99

Синтаксис и пунктуация

1

     

100

Изложение по тексту упр.443

1

     

101

Синтаксис и культура речи

1

     

102

Синтаксис и орфография

1

     
 

Итого:

102

часа

   

Перечень учебно-методического обеспечения.

1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Шанский Н. М. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2008

2. Русский язык: Учебник для 8 кл. общеобразовательных учреждений[Л.А.Тростнецова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.А.Александрова; науч.ред.Н.М.Шанский.] – 2-е изд.М.: Просвещение, 2015.

3. Л.А.Троснецова, А.И.Запорожец. Русский язык. Поурочные разработки.Пособие для учителей общеобразовательных организаций.- М.: Просвещение, 2014.

4. Костяева Т. А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку: 8класс/ Т. А. Костяева. – М.: Просвещение, 2008.

5.Ладыженская Т. А. Обучение русскому языку в 8 классе/ Т. А. Ладыженская, М. Г. Баранов, Л. А. Тростенцова, Л. Ю. Комиссарова. – М.: Просвещение, 2009.

6. Львова С. И. Практикум по русскому языку: 8 класс / С. И. Львова. – М.: Просвещение, 2010.

 

Образовательные электронные ресурсы:

http://www.9151394.ru / - Информационные и коммуникационные технологии в обученииhttp://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты' по пунктуации, орфографии и др.

http://som.fio.ru / - сетевое объединение методистов http://www.ug.ru/ -«Учительская газета» http://www.school.edu.ru/ -Российский бразовательный портал

http://schools.techno.ru / - образовательный сервер «Школы в Интернет» http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября» http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета

http://www.mediaterra.ru/ruslang / - теория и практика русской орфографии и пунктуации Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы http://www.mapryal.org/

Навигатор.Грамота.ру. http://www.navigator.gramota.ru . Новый словарь русского язык http://www.rubricon.ru/nsr_1.asp

Опорный орфографический компакт по русскому языку (пособие по орфографии) http://yamal.org/ook /

Русский филологический портал http://www.philology.ru/default.htm

 

Лист корректировки

Дата

Тема

Причина корректировки

Способ корректировки

       
       
       
       
       
       
       

 

Перечень письменных работ по русскому языку – 8 класс

п/п

Вид работы

Тема

1

Р.р.Изложение с

грамматическим заданием

Текст А.Аверченко (упр.26)

2

Контрольный диктант

Повторение изученного в 5-8 классах

3

Р.р.Сочинение

Описание памятника культуры

4

Р.р.Сочинение

«Чудный собор» (упр.102)

5

Контрольная работа

Главные члены предложения

6

Контрольная работа

Второстепенные члены предложения

7

Контрольный диктант

Односоставные предложения

8

Изложение

Текст упр.242

9

Контрольный диктант

Однородные члены предложения

10

Контрольный диктант

Обособленные члены предложения

11

Контрольный диктант

Слова, грамматически не связанные с членами предложения

12

Контрольный диктант

Чужая речь

13

Изложение

Текст упр.443

14

   
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.