Рабочая программа по русскому языку (11 класс, УМК: В.Ф. Грекова, С.Е. Крючкова, Л.А. Чешко)
Предмет: Класс: УМК: Количество часов: |
Русский язык 11 класс В.Ф. Грекова, С.Е. Крючкова, Л.А. Чешко 36 |
Пояснительная записка
Статус документа.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся.
Данная рабочая программа составлена с учётом образовательного процесса вечерней школы. В центре образования выпускные 10 и 11 группы занимаются по заочной форме, в этих группах проводятся индивидуальные консультации, а в конце каждого полугодия - зачёты.
Общая характеристика учебного предмета
Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку на базовом уровне структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в старших классах развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Цели и задачи обучения
Воспитание гражданской позиции, культуры межнационального общения; формирование отношения к русскому языку как к духовной, нравственной ценности;
развитие познавательной активности, коммуникативных способностей, речи и мышления на межпредметной основе, навыков самообразования и самоорганизации, использования языка в различных сферах и ситуациях общения, умения пользоваться всеми видами лингвистических словарей;
усвоение знаний о языке в соответствии с Обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования;
закрепление и углубление знаний о языке как системе, разных языковых уровнях, единицах языка и их взаимодействии между собой, языковых нормах, функционально-стилистической системе языка;
расширение знаний о тексте; совершенствование навыков конструирования текста;
овладение умениями распознавать, анализировать, сравнивать, классифицировать языковые явления, оценивать их в соответствии с нормами русского языка, различать варианты и нарушения норм языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
применение полученных знаний, умений и навыков на практике, лингвистических знаний и умений на уроках литературы, при анализе литературного произведения; повышение уровня речевой культуры;
формирование навыков орфографической и пунктуационной грамотности, индивидуально-речевого стиля учащихся.
Место предмета
На изучение предмета отводится 1 час в неделю, итого 36 часов за учебный год. в 11 группе нет осенних и весенних каникул. Кроме того, предусмотрено 0,25 часа в неделю на индивидуальные консультации.
Общеучебные умения
При изучении русского языка на базовом уровне развиваются общеучебные умения:
коммуникативные (базовые умения использования языка во всех сферах общения);
интеллектуальные (синтез, обобщение, сравнение и сопоставление, противопоставление, оценивание, классификация);
информационные (извлечение информации из различных источников);
организационные (осуществление контроля и самоконтроля).
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать/понимать:
основные уровни языка и языковые единицы;
предусмотренные обязательным минимумом знания о фонетической, лексической и грамматической системах русского языка, о тексте и стилях речи;
взаимосвязь языка и культуры, основные исторические изменения, произошедшие в русском языке;
роль русского языка в современном мире и его место среди других языков мира;
имена выдающихся ученых-лингвистов;
типы языковых норм (орфоэпические, акцентологические, лексико-фразеологические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные);
источники богатства и выразительности русской речи, изобразительно-выразительные средства (тропы и синтаксические фигуры);
лингвистические термины (литературный язык, языковая норма, речевая ситуация и ее компоненты, культура речи).
Учащиеся должны уметь:
говорение и письмо
создавать высказывания на лингвистическую тему;
передавать содержание прослушанного и прочитанного текста в различных формах (план, конспект, тезисы, доклад, сообщение, реферат, аннотация) близко к тексту, сжато, выборочно, с изменением последовательности содержания, с выделением элементов, отражающих идейный смысл произведения;
соблюдать языковые нормы в устной и письменной речи;
оценивать аудированное сообщение на лингвистическую тему;
выявлять подтекст;
владеть всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи;
создавать тексты различных публицистических жанров (очерк, эссе, публицистическая и научно-популярная статья);
писать отзыв о художественном, публицистическом произведении;
принимать участие в диспуте, дискуссии;
составлять реферат по нескольким источникам и защищать основные положения работы;
аудирование и чтение
владеть разными видами чтения (информационное, ознакомительное) и использовать их в зависимости от коммуникативной задачи при самостоятельной работе с литературой разных стилей и жанров;
извлекать необходимую информацию из различных источников (учебная, справочная, художественная литература, средства массовой информации);
анализ текста и языковых единиц
выполнять все виды разбора (фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный, речеведческий, анализ художественного текста);
анализировать особенности употребления основных единиц языка;
анализировать тексты разных функциональных стилей и разных типов с точки зрения структуры, содержания, изобразительно-выразительных средств, стилевых особенностей; пользоваться языковыми средствами для точной передачи мысли при построении высказывания.
Контроль за результатами обучения осуществляется в следующих направлениях:
речевые умения и навыки (формы контроля: доклад, устное сообщение);
умение выполнять разнообразные виды разбора на основе имеющихся лингвистических знаний (формы контроля: комплексный анализ текста, фонетический, морфемный и словообразовательный, морфологический, синтаксический, орфографический и пунктуационный разборы);
умение воспроизводить аудированный текст с соблюдением орфографических и пунктуационных норм (формы контроля: контрольный диктант, изложение с творческим заданием (с элементами сочинения), подробное и сжатое изложение);
умение создавать текст того или иного функционального стиля, типа речи, жанра (формы контроля: сочинения разнообразных жанров, реферат).
Обязательное содержание
Повторение — 1 час.
Синтаксис и пунктуация – 33 часа
основные принципы русской пунктуации — 1 час;
словосочетание — 1 час;
простое предложение — 14 часов
директорская контрольная работа — 2 часа
сложное предложение — 11 часов
директорская контрольная работа — 1 час
итоговое тестирование и анализ — 3 часа
Работа с текстом — 2 часа
Используемый учебно-методический комплекс
Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Русский язык. 10—11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2013.
Тематическое и поурочное планирование по русскому языку к пособию для занятий по русскому языку в старших классах В.Ф. Грекова, С.Е. Крючкова, Л.А. Чешко. – Раман Т.В.
Учебно-методическое обеспечение
Для учащихся
Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Русский язык. 10—11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2013.
Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов. М.: Вер- бум-М, 2013.
Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык: Справочные материалы. М.: Просвещение, 2009.
Багге М.Б. ЕГЭ. Русский язык: Контрольные измерительные материалы. М.: Просвещение, 2009.
Балыхина Т.М., Кузнецова М.В. Тесты по русскому языку. Пунктуация. М.: Издат-Школа, 2012.
Баронова М.М. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ. М.: Астрель, 2008.
Бисеров А.Ю., Соколова Н.В. ЕГЭ - 2010. Русский язык. М.: ACT: Астрель, 2009.
МалюшкинА.Б. Комплексный анализ текста: Рабочая тетрадь: 10—11 классы. М.: ТЦ «Сфера», 2012.
Пучкова Л.И., Гостева Ю.Н. Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Грамматика. Речь: 10—11 классы. М.: Просвещение, 2012.
Цыбулъко И. П. ЕГЭ - 2010. Русский язык: Тренировочные задания. М.: Просвещение. Эксмо, 2013.
Цыбулъко И.П., Капинос В.И. ЕГЭ - 2010. Русский язык: Сборник экзаменационных заданий (Федеральный банк экзаменационных материалов). М.: Эксмо, 2013.
Пахнова Т.М. Готовимся к письменным и устным экзаменам по русскому языку: 9—11 классы. М.: Вербум-М, 2003.
Для учителя
Греков В.Ф., Крючков С.Е., Четко Л.А. Русский язык. 10—11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2013.
Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Методические рекомендации по использованию учебника «Русский язык: Учебник-практикум для старших классов» при изучении предмета на базовом и профильном уровнях. М.: Вербум-М, 2010.
Львова С.И. Сборник диктантов с языковым анализом текста: 10—11 классы. М.: Мнемозина, 2012.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку
в 11 очно-заочных классах и группах
на 2013- 2014 учебный год
36 часов (1 час в неделю)
Русский язык: 10-11 кл. / Учебник для общеобразовательных учреждений. В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. – М.: Просвещение, 2013.
№ |
|
|
|
Тема урока |
Элементы минимального содержания |
Вид контроля |
1. |
|
|
|
Синтаксис и пунктуация (функционально-семантический аспект). Основные принципы русской пунктуации. § 64. |
Три основных направления в истории русской пунктуации. Три принципа русской пунктуации. Функции знаков препинания. Повторение и углубление сведений о словосочетаниях. Предложение как основная единица языка, средство выражения мысли. |
Пунктуационный анализ текста. Практикум. |
2. |
|
|
|
Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов. |
Повторение и углубление сведений о словосочетаниях. Формирование аналитических навыков разбора словосочетания. Предложение как основная единица языка, средство выражения мысли. |
Тренинг, практикум. Тест. ЕГЭ: В 3. |
3. |
|
|
|
Односоставные, двусоставные предложения. Полные и неполные предложения. § 66. |
Повторение и обобщение знаний о видах предложений по структуре; закрепление навыков определения в предложении подлежащего и сказуемого; формирование пунктуационных правописных навыков; формирование аналитических навыков разбора предложения. |
Словарный диктант. Тренинг. Тест. ЕГЭ В 4. |
4. |
|
|
|
Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. |
Обобщение сведений о способах выражения подлежащего; правильное его согласование со сказуемым. Способы выражения сказуемого. Приемы различения разных типов сказуемого в зависимости от выражения в них лексического и грамматического значений. Условия постановки тире между подлежащим и сказуемым. § 66. Тире в неполном предложении. § 68. Формирование аналитических навыков разбора предложения. |
Тренировочные упражнения. Тест. ЕГЭ А9, А20, А24. |
5. |
|
|
|
Проверочный диктант. |
Воспроизведение аудированного текста в письменной форме. |
Диктант. |
6. |
|
|
|
Знаки препинания между однородными членами. Употребление двоеточия и тире при однородных членах. § 72. |
Однородные члены предложения и их отличительные признаки. Виды сочинительных союзов. Знаки препинания при однородных членах. Однородные и неоднородные определения. Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. |
Комментированное письмо (упр. 405). Тест. ЕГЭ А20, 23. |
7. |
|
|
|
Однородные и неоднородные определения. |
Формирование навыков постановки знаков препинания при однородных и неоднородных определениях. Согласование в предложениях с однородными членами. § 73, 74. |
Тренинг, практикум. Тест. ЕГЭ А20, 23.. |
8. |
|
|
|
Проверочная работа. |
Проверка усвоения знаний по изученному материалу., аналитических навыков синтаксического и пунктуационного разбора. |
Тесты ЕГЭ А9, А10, А20, А23, А24, В4. |
9. |
|
|
|
Обособленные члены предложения. Обособленные определения. |
Обособление определений. § 75. Обособление оборотов с распространёнными определениями, выраженными причастиями и прилагательными. § 76. Совершенствование навыка правильной постановки знаков препинания. |
Объяснительный диктант Тест. ЕГЭ А6, А21, В5. |
10. |
|
|
|
Обособленные приложения и дополнения. |
Согласованные и не согласованные предложения. Совершенствование навыка правильной постановки знаков препинания. Обособленные дополнения. |
Объяснительный диктант. Тест ЕГЭ А21, В5. |
11. |
|
|
|
Обособленные обстоятельства § 78. Грамматическая норма. |
Обособленные обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами, выраженные существительными с производными предлогами. Совершенствование навыка правильной постановки знаков препинания. |
Тест. ЕГЭ А4, А21, В5. |
12. |
|
|
|
Предложения с уточняющими членами . Уточняющие обстоятельства. § 77, 79. Сравнительные обороты. § 80. |
Уточняющие, дополнительные и присоединительные конструкции. Знаки препинания при сравнительных оборотах. |
Синтаксический разбор осложнённых предложений. Тест. ЕГЭ А 21. |
13. |
|
|
|
Вводные конструкции (слова, предложения, вставные конструкции). § 81. |
Понятие о вводных словах. Группы вводных слов. Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с членами предложения. Различение вводных слов и омонимичных им самостоятельных частей речи (упр. 438). |
Тест. ЕГЭ А22. |
14 |
|
|
|
Обращение. Междометия в составе предложения. Слова-предложения Да и Нет. § 82. |
Знаки препинания при обращениях, междометиях, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных словах. |
Работа с предложениями, тестами. |
15. |
|
|
|
Контрольный диктант по теме «Простое осложненное предложение». |
Воспроизведение аудированного текста, выполнение грамматического задания. |
Диктант с грамматическим заданием ЕГЭ В3, В4, В5.
|
16 |
|
|
|
Проверочное тестирование в формате ЕГЭ (директорская контрольная работа) и его анализ. |
Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков. |
Тест. ЕГЭ часть А. |
17. |
|
|
|
Анализ проверочных работ. |
Работа над ошибками. |
|
18. |
|
|
|
Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочинённых предложениях. § 83. |
ССП. Сочинительные союзы, их виды (соединительные, противительные, разделительные) Знаки препинания в ССП. Составление схем ССП. |
Пунктуационный анализ текста. |
19. |
|
|
|
Пунктуация в предложениях с союзом и. Трудные случаи постановки запятой в ССП. |
Совершенствование навыков правильной постановки знаков препинания в простом предложении с однородными членами и в ССП. |
Тест. ЕГЭ А10, А20, А23. |
20. |
|
|
|
Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с одним придаточным. |
СПП. Подчинительные союзы и союзные слова. Знаки препинания. Виды связей придаточных предложений с главным. Роль указательных слов. |
Схематический диктант. Тест ЕГЭ А25,В 6. |
21. |
|
|
|
Виды придаточных предложений. |
Подчинительные союзы и союзные слова. Знаки препинания. Виды связей придаточных предложений с главным. Роль указательных слов. |
Тест ЕГЭ А 25, В6. |
22. |
|
|
|
Синонимия СПП и предложений с причастными и деепричастными оборотами. § 85. |
Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи. |
Тест ЕГЭ А4, А6 , А21. |
23. |
|
|
|
СПП с двумя или несколькими придаточными. § 86, 87. |
Способы связи между частями СПП с несколькими придаточными (однородное, последовательное, параллельное). Знаки препинания. Составление схем СПП. |
Тест. ЕГЭ А26, В6. |
24. |
|
|
|
СПП с двумя или несколькими придаточными. § 86, 87. |
Способы связи между частями СПП с несколькими придаточными (однородное, последовательное, параллельное). Знаки препинания. Составление схем СПП. |
Тест. ЕГЭ А26, В6. |
25. |
|
|
|
Бессоюзное сложное предложение. § 88. Знаки препинания в БСП. |
Основные признаки БСП, условия постановки в них знаков препинания, прием сравнения БСП с синонимичными ССП и СПП. |
Объяснительный диктант. |
26. |
|
|
|
Бессоюзное сложное предложение. § 88. |
Основные признаки БСП, условия постановки в них знаков препинания, прием сравнения БСП с синонимичными ССП и СПП. |
Словарный диктант. Тест. ЕГЭ А10, А24. |
27. |
|
|
|
Знаки препинания в предложениях с разными видами связи. § 89. |
Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи. Составление схем. |
Тест. ЕГЭ А10, А25. |
28-29. |
|
|
|
Директорская контрольная работа (тестирование в формате ЕГЭ). |
Проверка уровня подготовки к ЕГЭ.
|
Тест ЕГЭ: части А и В.
|
30. |
|
|
|
Знаки препинания в предложениях с разными видами связи. § 89. |
Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи. Составление схем. |
Тест ЕГЭ В6.
|
31 |
|
|
|
Знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью. Цитирование. § 90, 91. |
Способы передачи чужой речи. Цитирование, его разновидности. Особенности постановки знаков препинания. Составление схем. |
Тренинг. Практикум. |
32 |
|
|
|
Контрольный диктант по теме «Сложное предложение» с грамматическим заданием. |
Воспроизведение аудированного текста в письменной форме. Синтаксический разбор сложного предложения, задание В6 ЕГЭ. |
Тренинг. Практикум. |
33 |
|
|
|
Анализ ошибок, опущенных в директорской контрольной работе и в диктанте. Подготовка к ЕГЭ. РР. Стили и типы речи. § 2. Тропы.Стилистические фигуры речи. |
Общая характеристика научно-популярного, публицистического стилей. Практикум по выявлению тропов и фигур в литературном произведении. |
Тест. ЕГЭ А27 – 29, А30, В8. |
34. |
|
|
|
РР. Текст. Тема и проблема текста. Подготовка к выполнению задания в части С1. |
Определение темы, идеи, проблематики текста. Авторская позиция. Выражение собственного отношения к авторской позиции в тексте и его аргументация. Способы аргументации. |
Домашнее сочинение ЕГЭ часть С1. |
35. |
|
|
|
Анализ ошибок, допущенных в домашних сочинениях. Повторение. Обобщение. Систематизация изученного |
Работа над ошибками. Многовариантные тесты ЕГЭ. |
ЕГЭ: части А и В. |
36. |
|
|
|
Повторение. Обобщение. Систематизация изученного |
Работа над ошибками. Многовариантные тесты ЕГЭ. |
ЕГЭ части А и В. |