Рабочая программа по русскому языку, 9 класс, УМК: Тростенцова Л.А.
Предмет: Класс: УМК: Количество часов: |
Русский язык 9 Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова 68 |
Раздел I. Пояснительная записка.
Статус документа
Настоящая программа по русскому языку для IX класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Структура документа
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в IX классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для IX класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане МОУ Куженкинская СОШ . Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в IX классе – 68 часов.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников основной школы, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
Раздел II. Основное содержание тем учебного курса.
Международное значение русского языка (1ч)
Понятие о литературном языке. Нормы русского литературного языка ( 1ч)
Роль русского языка как национального языка русского народа .Основные признаки стилей, признаки текста, типов речи. Основные единицы языка. (1 ч)
Повторение пройденного в 5 - 8 классах (5 ч + 3)ч
Сложносочиненные предложения (7 ч + 2 ч)
I. Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.
Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.
Авторское употребление знаков препинания.
II. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.
III. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.
Сложноподчиненные предложения (14 ч + 6 ч)
I. Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.
Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.
Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.
III. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему.
Деловые документы (автобиография, заявление).
Бессоюзные сложные предложения (6 ч + 2 ч)
I. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Раздели тельные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение передавать с помощью интонации раз- личные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.
III. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.
Сложные предложения с различными видами связи (4 ч + 2 ч)
I. Различные виды сложных предложений с союзной и бес союзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.
II. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.
III. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.
Общие сведения о языке и речи(8ч+2 ч)
Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты русского языка.
Русский язык - первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили. Богатство, красота, выразительность русского языка.
Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность. Наука о русском языке и ее разделы. видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык.
Повторение и систематизация изученного в 5 – 9 классах . (2 ч + 1 ч)
Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.
Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы.
Доклад или реферат на историко-литературную тему (по одному источнику).
Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему.
Конспект и тезисный план литературно-критической статьи.
Раздел III. Учебно-тематический план.
Содержание |
Кол-во часов |
Кол-во контрольных |
Развитие речи |
Международное значение русского языка |
1 |
- |
- |
Понятие о литературном языке. Нормы русского литературного языка. |
1 |
- |
- |
Роль русского языка как национального языка русского народа .Основные признаки стилей, признаки текста, типов речи. Основные единицы языка. |
1 |
- |
- |
Повторение пройденного в 5 - 8 классах |
8 |
- |
3 |
Сложное предложение. Понятие о сложном предложении. Основные виды сложных предложений. |
1 |
- |
- |
Сложносочиненные предложения |
9 |
1 |
2 |
Сложноподчиненные предложения |
20 |
2 |
6 |
Бессоюзные сложные предложения |
8 |
1 |
2 |
Сложные предложения с различными видами связи |
6 |
1 |
2 |
Общие сведения о языке и речи. |
10 |
1 |
2 |
Повторение и систематизация изученного в 5 – 9 классах . |
3 |
1 |
- |
ИТОГО |
68 |
7 |
17 |
Раздел IV. Требования к уровню подготовки выпускников за курс
основной школы по русскому языку
В результате изучения русского языка в основной школе ученик должен
знать
изученные разделы науки о языке;
смысл понятий речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; сфера и ситуация речевого общения; функциональные разновидности языка, их основные признаки; жанры; текст, его функционально-смысловые типы;
основные единицы языка, их признаки;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь
объяснять роль языка в жизни человека и общества; роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
определять тему, основную мысль текста, его принадлежность к определенной функциональной разновидности языка, функционально-смысловому типу и стилю; анализировать структуру и языковые особенности текста;
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
адекватно понимать информацию устного сообщения;
читать тексты разных стилей, используя разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (пересказ, изложение, конспект, план);
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения в собственной речевой практике;
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение, смешанный вид монолога) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
свободно, точно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
соблюдать этические нормы речевого общения (нормы речевого этикета);
соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
владеть навыками речевого самоконтроля: оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки и недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;
извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой, средствами массовой информации, в том числе представленными в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета).
Раздел V. Календарно-тематическое планирование.
№ урока |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата проведения |
Приме- чание |
|
по плану |
факт |
||||
1. |
Международное значение русского языка. |
1 |
|||
2. |
Понятие о литературном языке. Нормы русского литературного языка. |
1 |
|||
3. |
Роль русского языка как национального языка русского народа .Основные признаки стилей, признаки текста, типов речи. Основные единицы языка. |
1 |
|||
4. |
Устная и письменная речь. Монолог и диалог. |
1 |
|||
5. |
Р/р Стили речи. |
1 |
|||
6. |
Простое предложение и его грамматическая основа. |
1 |
|||
7. |
Предложения с обособленными членами. |
1 |
|||
8. |
Предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями. |
1 |
|||
9-10 |
Р/р Изложение с продолжением. |
2 |
|||
11. |
Сложное предложение. Понятие о сложном предложении. Основные виды сложных предложений. |
1 |
|||
12. |
Сложносочинённое предложение и его особенности. Строение ССП, смысловые отношения. |
1 |
|||
13-14 |
ССП с соединительными, разделительными и противительными союзами. Знаки препинания в нём. |
2 |
|||
15. |
Разделительные знаки препинания между частями ССП с общим второстепенным членом. |
1 |
|||
16. |
Синтаксический и пунктуационный разборы ССП. |
1 |
|||
17. |
Контрольный диктант по теме «Сложносочинённое предложение и знаки препинания в нём». |
1 |
|||
18. |
Работа над ошибками контрольного диктанта. |
1 |
|||
19-20 |
Р/р Сочинение – рецензия на литературное произведение. |
2 |
|||
21. |
Понятие о сложноподчинённом предложении. Строение МПП, средства связи его частей. |
1 |
|||
22. |
Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении. |
1 |
|||
23-24 |
Роль указательных слов в СПП. |
2 |
|||
25-26 |
Р/р Изложение с элементами сочинения. |
2 |
|||
27-28 |
Виды придаточных предложений. СПП с придаточными определительными. |
2 |
|||
29. |
СПП с придаточными изъяснительными. |
1 |
|||
30-31 |
Р/р Сжатое изложение с элементами сочинения. |
2 |
|||
32. |
СПП с придаточными обстоятельственными. |
1 |
|||
33. |
СПП с придаточными времени и места. |
1 |
|||
34. |
СПП с придаточными причины, условия, уступки, цели и следствия. |
1 |
|||
35. |
СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными. |
1 |
|||
36. |
Контрольный диктант по теме «Сложноподчинённые предложения с разными видами придаточных, знаки препинания в них» |
1 |
|||
37. |
Работа над ошибками контрольного диктанта. |
1 |
|||
38-40 |
СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания в них. |
3 |
|||
41. |
Повторение и обобщение изученного по теме «Сложноподчинённые предложения». Синтаксический и пунктуационный разборы сложноподчинённого предложения. |
1 |
|||
42. |
Контрольная работа по теме «Сложноподчинённые предложения». |
1 |
|||
43. |
Р/р Сочинение-рассуждение на тему «Что такое подвиг?» |
1 |
|||
44-45 |
Р/р Подробное изложение текста «Сергей Иванович Ожегов». |
2 |
|||
46. |
Бессоюзное сложное предложение. Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в БСП. Запятая и точка с запятой в БСП. |
1 |
|||
47. |
БСП со значением причины, пояснения и дополнения. Двоеточие в БСП. |
1 |
|||
48. |
БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП. |
1 |
|||
49-50 |
Р/р Сочинение по картине Н.М. Ромадина «Село Хмелёвка». |
2 |
|||
51. |
Синтаксический и пунктуационный разбор БСП. |
1 |
|||
52-53 |
Р/р Изложение с элементами сочинения. |
2 |
|||
54-56 |
Сложные предложения с различными видами связи. Знаки препинания в них. |
3 |
|||
57-58 |
Р/р подробное изложение текста. |
2 |
|||
59. |
Публичная речь. |
1 |
|||
60-61 |
Научный и официально – деловой стили речи. Разговорный стиль. |
2 |
|||
62 - 63 |
Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. |
2 |
|||
64. |
Цитаты. Способы цитирования. Пунктуация при цитировании. |
1 |
|||
65. |
Контрольный диктант по теме «Бессоюзное сложное предложение. Речь» |
1 |
|||
66. |
Работа над ошибками контрольного диктанта. |
1 |
|||
67-68 |
Повторение изученного в 5-9 классах. Систематизация и обобщение. |
2 |
Раздел VI. Перечень учебно-методического обеспечения.
Печатные пособия.
Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 9 класса.
Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова Русский язык. 9 класс. М. Просвещение. 2013.
Диапозитивы.
Русские и советские лингвисты.
Мультимедийные пособия.
Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»
Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий
Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 9 класс.
Посвящен вопросам синтаксиса и пунктуации сложного предложения, вызывающим наибольшие трудности у учащихся. Кирилл и Мефодий
Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка.
Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5 – 11 классы.