12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Надежда Владимировна Кучмина9679 учитель русского языка и литературы МОУ "СОШ им. Г.И.Марчука р.п.Духовницкое Саратовской области", классный руководитель. Россия, Саратовская обл., Духовницкое Материал размещён в группе «Урок русского языка» |
Рабочая программа по русскому языку (региональный компонент) в 10-11 классах
В связи с модернизацией российского образования, введением нового Федерального базисного учебного плана, а также Единого государственного экзамена обновлены требования к уровню подготовки учащихся в выпускных классах полной (средней) школы, в том числе и по русскому языку.
Данная программа предполагает использование часов, выделяемых в региональном компоненте, с целью обобщения и систематизации знаний, умений и навыков по русскому языку, сформированных у учащихся на ступенях начальной и основной школы, и подготовки к Единому государственному экзамену.
На повторение и обобщение курса русского языка в рамках регионального компонента отводится 1 час.
Особое внимание при повторении в 10 классе должно быть уделено рассмотрению трудных вопросов фонетики, словообразования, лексики, морфологии, орфографии, в 11 классе - работе с текстом, его анализу, а также конструированию текстов различных жанров. После повторения каждой темы предполагается решение тестов.
Рабочая программа по русскому языку для регионального компонента представляет собой целостный документ, включающий 6 разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план, основное содержание тем курса, требования к уровню подготовки обучающихся, список литературы, календарно-тематический план.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
10 класс
№ | НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ | ВСЕГО ЧАСОВ |
1 | Знакомство с демонстрационной версией текущего года. | 2 |
2 | Трудные вопросы фонетики и нормы произношения. | 5 |
3 | Состав слова и словообразование. | 7 |
4 | Основные вопросы лексикологии и точность словоупотребления. | 2 |
5 | Трудные вопросы морфологии и нормы употребления частей речи. | 9 |
6 | Трудные вопросы орфографии. | 7 |
9 | Систематизация знаний. | 2 |
Итого |
| 34 |
11 класс
№ | НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ | ВСЕГО ЧАСОВ |
1 | Анализ тем, представленных в демоверсии. | 1 |
2 | Текст и его основные признаки. | 3 |
3 | Функциональные стили и функционально-смысловые типы речи. | 4 |
4 | Основы продуцирования текста. | 2 |
5 | Сочинение по прочитанному тексту. | 4 |
6 | Трудные вопросы синтаксиса и синтаксические нормы. | 10 |
7 | Трудные вопросы пунктуации. | 3 |
8 | Выразительные средства в тексте | 4 |
9 | Мониторинг подготовленности к ЕГЭ. Анализ ошибок. | 3 |
Резервные уроки | 3 | |
Итого | 34 ч. |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КУРСА
10 класс
Нормы современного русского литературного языка.
(34 часа.)
Знакомство с демо-версией текущего года.
Решение теста. Анализ допущенных ошибок.
Трудные вопросы фонетики и нормы произношения. Звуки и буквы. Двойная роль букв е, ё, ю, я. Разделительные ъ и ь. Непроизносимые согласные. Озвончение и оглушение согласных. Основные орфоэпические и акцентологические нормы.Фонематический принцип.
Состав слова и словообразование. Корень, приставка, суффикс, окончание. Нулевое окончание и отсутствие окончания. Основные способы словообразования. Приставочно-суффиксальный и приставочный или суффиксальный способы словообразования.
Основные вопросы лексикологии и точность словоупотребления. Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. Синонимы, антонимы, паронимы. Фразеологизмы.
Трудные вопросы морфологии и нормы употребления частей речи. Существительные склоняемые и несклоняемые. Степени сравнения имён прилагательных. Склонение имён числительных. Спряжение глаголов. Причастия действительные и страдательные. Страдательные причастия прошедшего времени и отглагольные прилагательные. Наречия и наречные выражения. Служебные части речи.Слова категории состояния. Переходные явления в системе частей речи как способ образования грамматических омонимов.
Трудные вопросы орфографии. Чередующиеся гласные в корнях слов. О и ё после шипящих. Правописание приставок и суффиксов в разных частях речи. Н и нн в прилагательных и причастиях. Правописание личных окончаний глаголов. Не с разными частями речи. Слитное, раздельное и дефисное написание глаголов. Местоимения и союзы (так же- также и т.п.). Правописание предлогов.
Систематизация знаний.
11 класс
Текст,основы его анализа и продуцирования (34 часа)
Трудные вопросы синтаксиса и синтаксические нормы.
Виды подчинительной связи слов в словосочетании (согласование, управление, примыкание). Грамматическая основа предложения. Сказуемые простые глагольные, составные глагольные, составные именные. Односоставные простые предложения. Однородные члены предложения с
повторяющимися и двойными (парными) союзами. Конструкции, осложняющие структуру предложения. Сложные предложения союзные и бессоюзные. Сложносочиненные предложения с общим второстепенным членом предложения. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Виды придаточных предложений. Сравнительные обороты и придаточные сравнительные. Сложные предложения с разными видами связи.
Трудные вопросы пунктуации.
Употребление тире и двоеточия в предложениях разного типа. Обособление определений, приложений, дополнений и обстоятельств. Запятая перед союзом как. Запятая на стыке двух союзов.
Текст и его основные признаки.
Смысловая и композиционная цельность текста. Последовательность предложений в тексте. Основные средства связи предложений в тексте.
Функциональные стили и функционально-смысловые типы речи.
Основные признаки разговорного, официально-делового, научного, публицистического стилей и
стиля художественной литературы. Описание, повествование, рассуждение.
Выразительные средства в тексте.
Тропы и фигуры речи. Средства выразительности фонетики и словообразования.
Основы продуцирования текста.
Основные единицы текстообразования: предложение, абзац, сложное синтаксическое целое. Абзац, его разновидности, функции абзацев. Структура текста: вступление, основная часть, заключение. Тема-рематическое движение мысли в тексте. Отзыв, рецензия, эссе
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате обобщения и систематизации курса русского языка обучающийся должен
знать
основные признаки частей речи (самостоятельных и служебных), отличие служебных частей речи от самостоятельных.
правописание суффиксов существительных, прилагательных, глаголов и причастий; знать грамматические признаки частей речи.
Грамотно писать сложные слова, объясняя правописание.
Правописание падежных окончаний существительных, личных окончаний глаголов.
сходные и отличительные признаки предлога, союза и частицы как служебных частей речи.
признаки однородных членов предложения, простого и сложного предложения.
уметь
находить грамматическую основу, устанавливать грамматическую связь между главными членами, определять тип сказуемого, ставить тире в нужных случаях между главными членами.
устанавливать смысловые отношения между частями и передавать этот смысл интонацией в устной речи и знаками препинания - в письменной.
различать смысловые и стилистические особенности сложноподчиненных предложений с синонимическими подчинительными союзами.
использовать в речи изобразительные средства синтаксиса; производить синтаксический анализ простого и сложного предложения.
Опознавать бессоюзные сложные предложения.
Владеть навыками постановки знаков препинания в сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях с одним или несколькими придаточными.
Опознавание текстов разных стилей на основе их сопоставления и анализа, путем выявления типичных стилевых особенностей.
Государственный стандарт полного (среднего) образования по русскому языку;
Программа полного (среднего) образования по русскому языку для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения.;
Программа по русскому языку в рамках часов регионального компонента при реализации программы «Русский язык. 10-11 кл».
В. Ф. Грекова, С. Е. Крючкова, А. А. Чешко «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах».
Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: /Под ред. Н. Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз., 2003;
Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2-х т. – М.: Рус. яз., 1985
Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков Орфографический словарь
Розенталь Д.Э.Справочник по орфографии и пунктуации.- Челябинск: Юж.-Урал.кн.изд-во., 1994.;
Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка: Ок. 30000 слов.- 4-е изд., стереотип.-М.: Рус.яз.,1985.
Пособия для подготовки к ЕГЭ:
Русский язык. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ. Высший балл. Егораева Г.Т., Серебрякова О.А. М.: «Экзамен», 2017.
Я сдам ЕГЭ! Русский яык. Модульный курс. Практика и диагностика. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Под ред. И.П.Цыбулько. М.: «Просвещение», 2017.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1.СВЕДЕНИЯ О ПРОГРАММЕ И УМК
1. Программа по русскому языку в рамках часов регионального компонента при реализации программы «Русский язык. 10-11 кл».
2 .В. Ф. Грекова, С. Е. Крючкова, А. А. Чешко «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах».
2.Сведения о нагрузке
10 класс
Часов в год по программе – 34
Часов по плану – 35
Часов в неделю – 1
полугодие - 16 ч.
полугодие – 19 ч.
11 класс
Часов в год по программе – 34
Часов по плану – 34
Часов в неделю – 1
полугодие - 16 ч.
полугодие – 18 ч.
3.Календарно-тематический план. 10 класс
№ урока | Содержание (Тема урока) | Кол-во часов | Дата проведе-ния | Использование ИКТ | Основные понятия |
1 полугодие | 16 | ||||
1 | Знакомство с демонстрационной версией текущего года. | 1 | 2/09 | Анализ основных тем, представленных в демо-версии | |
2 | Анализ основных тем демо-версии. | 1 | 9.09 | ||
Фонетика | 5 | ||||
3 | Трудные вопросы фонетики и нормы произношения. | 1 | 16.09 | презентация | |
4 | Звуки и буквы. Двойная роль букв е, ё, ю, я. Разделительные ъ и ь. | 1 | 23.09 | тест | Фонематический принцип. |
5 | Непроизносимые согласные. Озвончение и оглушение | 1 | 30.09 | тест | |
6 | Основные орфоэпические и акцентологические нормы. | 1 |
7.10 | презентация | |
7 | Тестирование по теме «Фонетика» | 1 | 14.10 | ||
Словообразование. | 7 | ||||
8 | Корень, приставка, суффикс, окончание. | 1 | 21.10 | ||
9 | Основные способы словообразования. | 1 | 28.10 | презентация | |
10 | Морфологический и неморфологический способ образования слов. | 1 | 11.11 | презентация | . |
11 | Приставочно-суффиксальный способ словообразования. | 1 | 18.11 | ||
12 | Приставочный способ словообразования. | 1 | 25.11 | ||
13 | Суффиксальный способ словообразования. | 1 | 2.12 | ||
14 | Тестирование по теме «Словообразование» | 1 | 9.12 | ||
Лексика | 2 | ||||
15 | Основные вопросы лексикологии и точность словоупотребления. | 1 | 16.12 | презентация | Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. |
16 | Синонимы, антонимы, паронимы. Фразеологизмы. | 1 | 23.12 | презентация | Синонимы, антонимы, паронимы. Фразеологизмы. |
2 полугодие | 18 | ||||
Морфология. | 9 | ||||
17 | Трудные вопросы морфологии и нормы употребления частей речи. | 1 | 13/01 | презентация | |
18 | Существительные склоняемые и несклоняемые. | 1 | 20.01 | ||
19 | Степени сравнения имён прилагательных. | 1 | 27.01 | презентация | |
20 | Склонение имён числительных | 1 | 3.02 | тест | |
21 | Служебные части речи. | 1 | 10.02 | презентация | |
22 | Спряжение глаголов. | 1 | 17.02 | тест | |
23 | Причастия действительные и страдательные. | 1 | 24.02 | презентация | Страдательные причастия прошедшего времени и отглагольные прилагательные. |
24 | Наречия и наречные выражения. | 1 | 3.03 | презентация | |
25 | Тестирование по теме «Морфология» | 1 | 10.03 | ||
Орфография. | 7 | ||||
26 | Трудные вопросы орфографии. | 1 | 17.03 | ||
27 | Чередующиеся гласные в корнях слов. | 1 | 24.03 | тест | Чередующиеся гласные в корнях слов. |
28 | О и ё после шипящих. | 1 | 7.04 | тест | О и ё после шипящих. |
29 | Правописание личных окончаний глаголов. | 1 | 14.04 | тест | |
30 | Н-НН в суффиксах прилагательных, наречий, причастий. | 1 | 21.04 | презентация | |
31 | Слитное, раздельное и дефисное написание частей речи. | 1 | 28.04 | презентация | |
32 | Тестирование по теме «Орфография» | 1 | 5.05 | ||
Повторение.. | 3 | ||||
33-34 | Урок-практикум. Обобщение по темам курса. | 12.05 19.05 | |||
35 | Решение тестовых заданий | 26.05 | |||
Итого 35 ч. |
Календарно-тематический план. 11 класс
№ урока | Содержание (Тема урока) | Кол-во часов | Дата проведения | Использование ИКТ | Основные понятия | |
1 полугодие | 16 | |||||
1 | Знакомство с демонстрационной версией текущего года. | 1 | 2/09 | тест | Анализ основных тем, представленных в демо-версии | |
Текст и его основные признаки. | 3 | |||||
2 | Текст и его основные признаки. Смысловая и композиционная цельность текста. Задание 1,20. | 1 | 9.09 | тест | Текст, осн.признаки, композиция | |
3 | Последовательность предложений в тексте. Задание 2,20. | 1 | 16.09 | тест | Связь предложений, союзы | |
4 | Основные средства связи предложений в тексте. Задание 2. | 1 | 23.09 | презентация | Союзы, частицы, союзные слова | |
Функциональные стили и функционально-смысловые типы речи. | 4 | |||||
5 | Функциональные стили. Основные признаки разговорного стиля. | 1 | 30.09 | Стили речи, признаки разгов. стиля | ||
6 | Основные признаки официально-делового стиля | 1 | 7.10 | тест | признаки оф-дел. стиля | |
7 | Основные признаки научного, публицистического стилей. | 1 | 14.10 | презентация | Научный, публиц. Стили, термины, средства выразительности | |
8 | Основные признаки стиля художественной литературы. | 1 | 21.10 | Особенности худож. стиля | ||
Основы продуцирования текста | 2 | |||||
9 | Функционально-смысловые типы речи. Описание, повествование, рассуждение. Структура сочинения (задание 25). | 1 | 28.10 | презентация | Типы речи, их особенности | |
10 | Основные единицы текстообразования: предложение, абзац, сложное синтаксическое целое. | 1 | 11.11 | презентация | Предложение, абзац, ССЦ | |
Сочинение по прочитанному тексту | 4 | . | ||||
11 | Структура текста: вступление, основная часть, заключение. (задание 25). | 1 | 18.11 | презентация | Компоненты композиции сочинения | |
12 | Тема-рематическое движение мысли в тексте. Отзыв, рецензия, эссе. | 1 | 25.11 | Отзыв, рецензия, эссе | ||
13 | Критерии оценивания сочинения на ЕГЭ (задание 25) | 1 | 2.12 | презентация | Сочинение, эссе | |
14 | Сочинение по прочитанному тексту (задание 25) | 1 | 9.12 | |||
Трудные вопросы синтаксиса и синтаксические нормы | 10 | |||||
15 | Синтаксические нормы. Задание 7. | 1 | 16.12 | презентация | классификация грамм. ошибок | |
16 | Способы подчинительной связи слов в словосочетании. Задание 7. | 1 | 23.12 | презентация | согласование, управление, примыкание | |
2 полугодие | 18 | |||||
17 | Грамматическая основа предложения. Сказуемые простые глагольные, составные глагольные, составные именные. | 1 | 13/01 | презентация | ГО предложения, типы сказуемых | |
18 | Односоставные простые предложения. Задание 15. | 1 | 20.01 | презентация | Виды односоставных предложений | |
19 | Однородные члены предложения с повторяющимися и двойными (парными) союзами. Задание 15. | 1 | 27.01 | Однородные члены, союзы | ||
20 | Конструкции, осложняющие структуру предложения. Задание 15, | 1 | 3.02 | презентация | Осложнённое предложение, вв.слова, обращения | |
21 | Сложные предложения союзные и бессоюзные. Сложносочиненные предложения с общим второстепенным членом | 1 | 10.02 | тест | ССП, СПП, БСП | |
22 | Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Задание 18. | 1 | 17.02 | презентация | Структура СПП | |
23 | Виды придаточных предложений. Сравнительные обороты и придаточные сравнительные. | 1 | 24.02 | тест | СПП, сравнит. оборот | |
24 | Сложные предложения с разными видами связи. Задание 19 | 1 | 3.03 | презентация | Союзная и бессоюзная связь частей СП | |
Трудные вопросы пунктуации | 3 | |||||
25 | Употребление тире и двоеточия в предложениях разного типа. | 1 | 10.03 | презентация | тире, двоеточие, обобщающее слово, БСП, предложения с прямой речью | |
26 | Обособление второстепенных членов Задание 16. | 1 | 17.03 | тест | Обособление, условия обособления | |
27 | Запятая перед союзом как. Запятая на стыке двух союзов. Задание 18,19. | 1 | 24.03 | тест | простые, составные союзы | |
Выразительные средства в тексте. | 3 | |||||
28 | Сравнение. Метафора, олицетворение. Метонимия, синекдоха. Задание 24. | 1 | 7.04 | тест | различение разных средств выразительности | |
29 | Эпитет. Аллегория. Перифраз. Задание 24. | 1 | 14.04 | тест | различение разных средств выразительности | |
30 | Гипербола. Литота. Аллитерация и ассонанс. Задание 24. | 1 | 21.04 | презентация | различение разных средств выразительности | |
Мониторинг подготовленности к ЕГЭ | 4 | презентация | ||||
31 | Мониторинг | 1 | 28.04 | |||
32 | Анализ ошибок | 1 | 5.05 | |||
33 | Урок-практикум. | 1 | 12.05 | |||
34 | Обобщение по темам курса. | 1 | 19.05 | |||
Итого 34 ч. |