12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Надежда Владимировна Кучмина9679
учитель русского языка и литературы МОУ "СОШ им. Г.И.Марчука р.п.Духовницкое Саратовской области", классный руководитель.
Россия, Саратовская обл., Духовницкое
Материал размещён в группе «Урок русского языка»
Пояснительная записка

В связи с модернизацией российского образования, введением нового Федерального базисного учебного плана, а также Единого государственного экзамена обновлены требования к уровню подготовки учащихся в выпускных классах полной (средней) школы, в том числе и по русскому языку.

Данная программа предполагает использование часов, выделяемых в региональном компоненте, с целью обобщения и систематизации знаний, умений и навыков по русскому языку, сформированных у учащихся на ступенях начальной и основной школы, и подготовки к Единому государственному экзамену.

На повторение и обобщение курса русского языка в рамках регионального компонента отводится 1 час.

Особое внимание при повторении в 10 классе должно быть уделено рассмотрению трудных вопросов фонетики, словообразования, лексики, морфологии, орфографии, в 11 классе - работе с текстом, его анализу, а также конструированию текстов различных жанров. После повторения каждой темы предполагается решение тестов.

Рабочая программа по русскому языку для регионального компонента представляет собой целостный документ, включающий 6 разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план, основное содержание тем курса, требования к уровню подготовки обучающихся, список литературы, календарно-тематический план.

 

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

10 класс

НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ

ВСЕГО ЧАСОВ

1

Знакомство с демонстрационной версией текущего года.

2

2

Трудные вопросы фонетики и нормы произношения.

5

3

Состав слова и словообразование.

7

4

Основные вопросы лексикологии и точность словоупотребления.

2

5

Трудные вопросы морфологии и нормы употребления частей речи.

9

6

Трудные вопросы орфографии.

7

9

Систематизация знаний.

2

Итого

 

34

11 класс

НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ

ВСЕГО ЧАСОВ

1

Анализ тем, представленных в демоверсии.

1

2

Текст и его основные признаки.

3

3

Функциональные стили и функционально-смысловые типы речи.

4

4

Основы продуцирования текста.

2

5

Сочинение по прочитанному тексту.

4

6

Трудные вопросы синтаксиса и синтаксические нормы.

10

7

Трудные вопросы пунктуации.

3

8

Выразительные средства в тексте

4

9

Мониторинг подготовленности к ЕГЭ. Анализ ошибок.

3

 

Резервные уроки

3

Итого

 

34 ч.


 

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КУРСА

10 класс

Нормы современного русского литературного языка.

(34 часа.)

Знакомство с демо-версией текущего года.

Решение теста. Анализ допущенных ошибок.

Трудные вопросы фонетики и нормы произношения. Звуки и буквы. Двойная роль букв е, ё, ю, я. Разделительные ъ и ь. Непроизносимые согласные. Озвончение и оглушение согласных. Основные орфоэпические и акцентологические нормы.Фонематический принцип.

Состав слова и словообразование. Корень, приставка, суффикс, окончание. Нулевое окончание и отсутствие окончания. Основные способы словообразования. Приставочно-суффиксальный и приставочный или суффиксальный способы словообразования.

Основные вопросы лексикологии и точность словоупотребления. Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. Синонимы, антонимы, паронимы. Фразеологизмы.

Трудные вопросы морфологии и нормы употребления частей речи. Существительные склоняемые и несклоняемые. Степени сравнения имён прилагательных. Склонение имён числительных. Спряжение глаголов. Причастия действительные и страдательные. Страдательные причастия прошедшего времени и отглагольные прилагательные. Наречия и наречные выражения. Служебные части речи.Слова категории состояния. Переходные явления в системе частей речи как способ образования грамматических омонимов.

Трудные вопросы орфографии. Чередующиеся гласные в корнях слов. О и ё после шипящих. Правописание приставок и суффиксов в разных частях речи. Н и нн в прилагательных и причастиях. Правописание личных окончаний глаголов. Не с разными частями речи. Слитное, раздельное и дефисное написание глаголов. Местоимения и союзы (так же- также и т.п.). Правописание предлогов.

Систематизация знаний.

11 класс

Текст,основы его анализа и продуцирования (34 часа)

Трудные вопросы синтаксиса и синтаксические нормы.

Виды подчинительной связи слов в словосочетании (согласование, управление, примыкание). Грамматическая основа предложения. Сказуемые простые глагольные, составные глагольные, составные именные. Односоставные простые предложения. Однородные члены предложения с

повторяющимися и двойными (парными) союзами. Конструкции, осложняющие структуру предложения. Сложные предложения союзные и бессоюзные. Сложносочиненные предложения с общим второстепенным членом предложения. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Виды придаточных предложений. Сравнительные обороты и придаточные сравнительные. Сложные предложения с разными видами связи.

Трудные вопросы пунктуации.

Употребление тире и двоеточия в предложениях разного типа. Обособление определений, приложений, дополнений и обстоятельств. Запятая перед союзом как. Запятая на стыке двух союзов.

Текст и его основные признаки.

Смысловая и композиционная цельность текста. Последовательность предложений в тексте. Основные средства связи предложений в тексте.

Функциональные стили и функционально-смысловые типы речи.

Основные признаки разговорного, официально-делового, научного, публицистического стилей и

стиля художественной литературы. Описание, повествование, рассуждение.

Выразительные средства в тексте.

Тропы и фигуры речи. Средства выразительности фонетики и словообразования.

Основы продуцирования текста.

Основные единицы текстообразования: предложение, абзац, сложное синтаксическое целое. Абзац, его разновидности, функции абзацев. Структура текста: вступление, основная часть, заключение. Тема-рематическое движение мысли в тексте. Отзыв, рецензия, эссе


 

Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате обобщения и систематизации курса русского языка обучающийся должен

знать

основные признаки частей речи (самостоятельных и служебных), отличие служебных частей речи от самостоятельных.

правописание суффиксов существительных, прилагательных, глаголов и причастий; знать грамматические признаки частей речи.

Грамотно писать сложные слова, объясняя правописание.

Правописание падежных окончаний существительных, личных окончаний глаголов.

сходные и отличительные признаки предлога, союза и частицы как служебных частей речи.

признаки однородных членов предложения, простого и сложного предложения.

уметь

находить грамматическую основу, устанавливать грамматическую связь между главными членами, определять тип сказуемого, ставить тире в нужных случаях между главными членами.

устанавливать смысловые отношения между частями и передавать этот смысл интонацией в устной речи и знаками препинания - в письменной.

различать смысловые и стилистические особенности сложноподчиненных предложений с синонимическими подчинительными союзами.

использовать в речи изобразительные средства синтаксиса; производить синтаксический анализ простого и сложного предложения.

Опознавать бессоюзные сложные предложения.

Владеть навыками постановки знаков препинания в сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях с одним или несколькими придаточными.

Опознавание текстов разных стилей на основе их сопоставления и анализа, путем выявления типичных стилевых особенностей.

5.Учебно-методическое обеспечение.

Государственный стандарт полного (среднего) образования по русскому языку;

Программа полного (среднего) образования по русскому языку для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения.;

Программа по русскому языку в рамках часов регионального компонента при реализации программы «Русский язык. 10-11 кл».

В. Ф. Грекова, С. Е. Крючкова, А. А. Чешко «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах».

Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: /Под ред. Н. Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз., 2003;

Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2-х т. – М.: Рус. яз., 1985

Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков Орфографический словарь

Розенталь Д.Э.Справочник по орфографии и пунктуации.- Челябинск: Юж.-Урал.кн.изд-во., 1994.;

Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка: Ок. 30000 слов.- 4-е изд., стереотип.-М.: Рус.яз.,1985.

Пособия для подготовки к ЕГЭ:

Русский язык. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ. Высший балл. Егораева Г.Т., Серебрякова О.А. М.: «Экзамен», 2017.

Я сдам ЕГЭ! Русский яык. Модульный курс. Практика и диагностика. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Под ред. И.П.Цыбулько. М.: «Просвещение», 2017.

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1.СВЕДЕНИЯ О ПРОГРАММЕ И УМК

1. Программа по русскому языку в рамках часов регионального компонента при реализации программы «Русский язык. 10-11 кл».

2 .В. Ф. Грекова, С. Е. Крючкова, А. А. Чешко «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах».

2.Сведения о нагрузке

10 класс

Часов в год по программе – 34

Часов по плану – 35

Часов в неделю – 1

полугодие - 16 ч.

полугодие – 19 ч.

11 класс

Часов в год по программе – 34

Часов по плану – 34

Часов в неделю – 1

полугодие - 16 ч.

полугодие – 18 ч.

3.Календарно-тематический план. 10 класс


 

урока

Содержание

(Тема урока)

Кол-во

часов

Дата

проведе-ния

Использование

ИКТ

Основные

понятия

 

1 полугодие

16

     

1

Знакомство с демонстрационной версией текущего года.

1

2/09

 

Анализ основных тем, представленных в демо-версии

2

Анализ основных тем демо-версии.

1

9.09

   
 

Фонетика

5

     

3

Трудные вопросы фонетики и нормы произношения.

1

16.09

презентация

 

4

Звуки и буквы. Двойная роль букв е, ё, ю, я. Разделительные ъ и ь.

1

23.09

тест

Фонематический принцип.

5

Непроизносимые согласные. Озвончение и оглушение

1

30.09

тест

 

6

Основные орфоэпические и акцентологические нормы.

1


 

7.10

презентация

 

7

Тестирование по теме «Фонетика»

1

14.10

   
 

Словообразование.

7

     

8

Корень, приставка, суффикс, окончание.

1

21.10

   

9

Основные способы словообразования.

1

28.10

презентация

 

10

Морфологический и неморфологический способ образования слов.

1

11.11

презентация

.

11

Приставочно-суффиксальный способ словообразования.

1

18.11

   

12

Приставочный способ словообразования.

1

25.11

   

13

Суффиксальный способ словообразования.

1

2.12

   

14

Тестирование по теме «Словообразование»

1

9.12

   
 

Лексика

2

     

15

Основные вопросы лексикологии и точность словоупотребления.

1

16.12

презентация

Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы.

16

Синонимы, антонимы, паронимы. Фразеологизмы.

1

23.12

презентация

Синонимы, антонимы, паронимы. Фразеологизмы.

 

2 полугодие

18

     
 

Морфология.

9

     

17

Трудные вопросы морфологии и нормы употребления частей речи.

1

13/01

презентация

 

18

Существительные склоняемые и несклоняемые.

1

20.01

   

19

Степени сравнения имён прилагательных.

1

27.01

презентация

 

20

Склонение имён числительных

1

3.02

тест

 

21

Служебные части речи.

1

10.02

презентация

 

22

Спряжение глаголов.

1

17.02

тест

 

23

Причастия действительные и страдательные.

1

24.02

презентация

Страдательные причастия прошедшего времени и отглагольные прилагательные.

24

Наречия и наречные выражения.

1

3.03

презентация

 

25

Тестирование по теме «Морфология»

1

10.03

   
 

Орфография.

7

     

26

Трудные вопросы орфографии.

1

17.03

   

27

Чередующиеся гласные в корнях слов.

1

24.03

тест

Чередующиеся гласные в корнях слов.

28

О и ё после шипящих.

1

7.04

тест

О и ё после шипящих.

29

Правописание личных окончаний глаголов.

1

14.04

тест

 

30

Н-НН в суффиксах прилагательных, наречий, причастий.

1

21.04

презентация

 

31

Слитное, раздельное и дефисное написание частей речи.

1

28.04

презентация

 

32

Тестирование по теме «Орфография»

1

5.05

   
 

Повторение..

3

     

33-34

Урок-практикум. Обобщение по темам курса.

 

12.05

19.05

   

35

Решение тестовых заданий

 

26.05

   
 

Итого 35 ч.

       


 

Календарно-тематический план. 11 класс


 

урока

Содержание

(Тема урока)

Кол-во часов

Дата проведения

Использование

ИКТ

Основные

понятия

   
 

1 полугодие

16

       

1

Знакомство с демонстрационной версией текущего года.

1

2/09

 

тест

Анализ основных тем, представленных в демо-версии

 

Текст и его основные признаки.

3

       

2

Текст и его основные признаки. Смысловая и композиционная цельность текста. Задание 1,20.

1

9.09

 

тест

Текст, осн.признаки, композиция

3

Последовательность предложений в тексте. Задание 2,20.

1

16.09

 

тест

Связь предложений, союзы

4

Основные средства связи предложений в тексте. Задание 2.

1

23.09

 

презентация

Союзы, частицы, союзные слова

 

Функциональные стили и функционально-смысловые типы речи.

4

       

5

Функциональные стили. Основные признаки разговорного стиля.

1

30.09

   

Стили речи, признаки разгов. стиля

6

Основные признаки официально-делового стиля

1

7.10

 

тест

признаки оф-дел. стиля

7

Основные признаки научного, публицистического стилей.

1

14.10

 

презентация

Научный, публиц. Стили, термины, средства выразительности

8

Основные признаки стиля художественной литературы.

1

21.10

   

Особенности худож. стиля

 

Основы продуцирования текста

2

       

9

Функционально-смысловые типы речи. Описание, повествование, рассуждение. Структура сочинения

(задание 25).

1

28.10

 

презентация

Типы речи, их особенности

10

Основные единицы текстообразования: предложение, абзац, сложное синтаксическое целое.

1

11.11

 

презентация

Предложение, абзац, ССЦ

 

Сочинение по прочитанному тексту

4

     

.

11

Структура текста: вступление, основная часть, заключение. (задание 25).

1

18.11

 

презентация

Компоненты композиции сочинения

12

Тема-рематическое движение мысли в тексте. Отзыв, рецензия, эссе.

1

25.11

   

Отзыв, рецензия, эссе

13

Критерии оценивания сочинения на ЕГЭ (задание 25)

1

2.12

 

презентация

Сочинение, эссе

14

Сочинение по прочитанному тексту (задание 25)

1

9.12

     
 

Трудные вопросы синтаксиса и синтаксические нормы

10

       

15

Синтаксические нормы. Задание 7.

1

16.12

 

презентация

классификация грамм. ошибок

16

Способы подчинительной связи слов в словосочетании. Задание 7.

1

23.12

 

презентация

согласование, управление, примыкание

 

2 полугодие

18

       

17

Грамматическая основа предложения. Сказуемые простые глагольные, составные глагольные, составные именные.

1

13/01

 

презентация

ГО предложения, типы сказуемых

18

Односоставные простые предложения. Задание 15.

1

20.01

 

презентация

Виды односоставных предложений

19

Однородные члены предложения с повторяющимися и двойными (парными) союзами. Задание 15.

1

27.01

   

Однородные члены, союзы

20

Конструкции, осложняющие структуру предложения. Задание 15,

1

3.02

 

презентация

Осложнённое предложение, вв.слова, обращения

21

Сложные предложения союзные и бессоюзные. Сложносочиненные предложения с общим второстепенным членом

1

10.02

 

тест

ССП, СПП, БСП

22

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Задание 18.

1

17.02

 

презентация

Структура СПП

23

Виды придаточных предложений. Сравнительные обороты и придаточные сравнительные.

1

24.02

 

тест

СПП, сравнит. оборот

24

Сложные предложения с разными видами связи. Задание 19

1

3.03

 

презентация

Союзная и бессоюзная связь частей СП

 

Трудные вопросы пунктуации

3

       

25

Употребление тире и двоеточия в предложениях разного типа.

1

10.03

 

презентация

тире, двоеточие, обобщающее слово, БСП, предложения с прямой речью

26

Обособление второстепенных членов Задание 16.

1

17.03

 

тест

Обособление, условия обособления

27

Запятая перед союзом как. Запятая на стыке двух союзов. Задание 18,19.

1

24.03

 

тест

простые, составные союзы

 

Выразительные средства в тексте.

3

       

28

Сравнение. Метафора, олицетворение. Метонимия, синекдоха. Задание 24.

1

7.04

 

тест

различение разных средств выразительности

29

Эпитет. Аллегория. Перифраз. Задание 24.

1

14.04

 

тест

различение разных средств выразительности

30

Гипербола. Литота. Аллитерация и ассонанс. Задание 24.

1

21.04

 

презентация

различение разных средств выразительности

 

Мониторинг подготовленности к ЕГЭ

4

   

презентация

 

31

Мониторинг

1

28.04

     

32

Анализ ошибок

1

5.05

     

33

Урок-практикум.

1

12.05

     

34

Обобщение по темам курса.

1

19.05

     
             
 

Итого 34 ч.

         
Опубликовано в группе «Урок русского языка»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.