Рабочая программа по русскому языку в 10–11 классах (УМК В.Ф. Грекова, С.Е. Крючкова, Л.А. Чешко)
В связи с модернизацией российского образования, введением нового Федерального базисного учебного плана, а также Единого государственного экзамена обновлены требования к уровню подготовки учащихся в выпускных классах полной (средней) школы, в том числе и по русскому языку.
Данная программа предполагает использование часов, выделяемых в региональном компоненте, с целью обобщения и систематизации знаний, умений и навыков по русскому языку, сформированных у учащихся на ступенях начальной и основной школы, и подготовки к Единому государственному экзамену.
На повторение и обобщение курса русского языка в рамках регионального компонента отводится 1 час.
Особое внимание при повторении в 10 классе должно быть уделено рассмотрению трудных вопросов фонетики, словообразования, лексики, морфологии, орфографии, в 11 классе - работе с текстом, его анализу, а также конструированию текстов различных жанров. После повторения каждой темы предполагается решение тестов.
Рабочая программа по русскому языку для регионального компонента представляет собой целостный документ, включающий 6 разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план, основное содержание тем курса, требования к уровню подготовки обучающихся, список литературы, календарно-тематический план.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
10 класс
№ |
НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ |
ВСЕГО ЧАСОВ |
1 |
Знакомство с демонстрационной версией текущего года. |
2 |
2 |
Трудные вопросы фонетики и нормы произношения. |
5 |
3 |
Состав слова и словообразование. |
7 |
4 |
Основные вопросы лексикологии и точность словоупотребления. |
2 |
5 |
Трудные вопросы морфологии и нормы употребления частей речи. |
9 |
6 |
Трудные вопросы орфографии. |
7 |
9 |
Систематизация знаний. |
2 |
Итого |
|
34 |
11 класс
№ |
НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ |
ВСЕГО ЧАСОВ |
1 |
Анализ тем, представленных в демоверсии. |
1 |
2 |
Текст и его основные признаки. |
3 |
3 |
Функциональные стили и функционально-смысловые типы речи. |
4 |
4 |
Основы продуцирования текста. |
2 |
5 |
Сочинение по прочитанному тексту. |
4 |
6 |
Трудные вопросы синтаксиса и синтаксические нормы. |
10 |
7 |
Трудные вопросы пунктуации. |
3 |
8 |
Выразительные средства в тексте |
4 |
9 |
Мониторинг подготовленности к ЕГЭ. Анализ ошибок. |
3 |
Резервные уроки |
3 |
|
Итого |
34 ч. |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КУРСА
10 класс
Нормы современного русского литературного языка.
(34 часа.)
Знакомство с демо-версией текущего года.
Решение теста. Анализ допущенных ошибок.
Трудные вопросы фонетики и нормы произношения. Звуки и буквы. Двойная роль букв е, ё, ю, я. Разделительные ъ и ь. Непроизносимые согласные. Озвончение и оглушение согласных. Основные орфоэпические и акцентологические нормы.Фонематический принцип.
Состав слова и словообразование. Корень, приставка, суффикс, окончание. Нулевое окончание и отсутствие окончания. Основные способы словообразования. Приставочно-суффиксальный и приставочный или суффиксальный способы словообразования.
Основные вопросы лексикологии и точность словоупотребления. Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. Синонимы, антонимы, паронимы. Фразеологизмы.
Трудные вопросы морфологии и нормы употребления частей речи. Существительные склоняемые и несклоняемые. Степени сравнения имён прилагательных. Склонение имён числительных. Спряжение глаголов. Причастия действительные и страдательные. Страдательные причастия прошедшего времени и отглагольные прилагательные. Наречия и наречные выражения. Служебные части речи.Слова категории состояния. Переходные явления в системе частей речи как способ образования грамматических омонимов.
Трудные вопросы орфографии. Чередующиеся гласные в корнях слов. О и ё после шипящих. Правописание приставок и суффиксов в разных частях речи. Н и нн в прилагательных и причастиях. Правописание личных окончаний глаголов. Не с разными частями речи. Слитное, раздельное и дефисное написание глаголов. Местоимения и союзы (так же- также и т.п.). Правописание предлогов.
Систематизация знаний.
11 класс
Текст,основы его анализа и продуцирования (34 часа)
Трудные вопросы синтаксиса и синтаксические нормы.
Виды подчинительной связи слов в словосочетании (согласование, управление, примыкание). Грамматическая основа предложения. Сказуемые простые глагольные, составные глагольные, составные именные. Односоставные простые предложения. Однородные члены предложения с
повторяющимися и двойными (парными) союзами. Конструкции, осложняющие структуру предложения. Сложные предложения союзные и бессоюзные. Сложносочиненные предложения с общим второстепенным членом предложения. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Виды придаточных предложений. Сравнительные обороты и придаточные сравнительные. Сложные предложения с разными видами связи.
Трудные вопросы пунктуации.
Употребление тире и двоеточия в предложениях разного типа. Обособление определений, приложений, дополнений и обстоятельств. Запятая перед союзом как. Запятая на стыке двух союзов.
Текст и его основные признаки.
Смысловая и композиционная цельность текста. Последовательность предложений в тексте. Основные средства связи предложений в тексте.
Функциональные стили и функционально-смысловые типы речи.
Основные признаки разговорного, официально-делового, научного, публицистического стилей и
стиля художественной литературы. Описание, повествование, рассуждение.
Выразительные средства в тексте.
Тропы и фигуры речи. Средства выразительности фонетики и словообразования.
Основы продуцирования текста.
Основные единицы текстообразования: предложение, абзац, сложное синтаксическое целое. Абзац, его разновидности, функции абзацев. Структура текста: вступление, основная часть, заключение. Тема-рематическое движение мысли в тексте. Отзыв, рецензия, эссе
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате обобщения и систематизации курса русского языка обучающийся должен
знать
основные признаки частей речи (самостоятельных и служебных), отличие служебных частей речи от самостоятельных.
правописание суффиксов существительных, прилагательных, глаголов и причастий; знать грамматические признаки частей речи.
Грамотно писать сложные слова, объясняя правописание.
Правописание падежных окончаний существительных, личных окончаний глаголов.
сходные и отличительные признаки предлога, союза и частицы как служебных частей речи.
признаки однородных членов предложения, простого и сложного предложения.
уметь
находить грамматическую основу, устанавливать грамматическую связь между главными членами, определять тип сказуемого, ставить тире в нужных случаях между главными членами.
устанавливать смысловые отношения между частями и передавать этот смысл интонацией в устной речи и знаками препинания - в письменной.
различать смысловые и стилистические особенности сложноподчиненных предложений с синонимическими подчинительными союзами.
использовать в речи изобразительные средства синтаксиса; производить синтаксический анализ простого и сложного предложения.
Опознавать бессоюзные сложные предложения.
Владеть навыками постановки знаков препинания в сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях с одним или несколькими придаточными.
Опознавание текстов разных стилей на основе их сопоставления и анализа, путем выявления типичных стилевых особенностей.
Государственный стандарт полного (среднего) образования по русскому языку;
Программа полного (среднего) образования по русскому языку для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения.;
Программа по русскому языку в рамках часов регионального компонента при реализации программы «Русский язык. 10-11 кл».
В. Ф. Грекова, С. Е. Крючкова, А. А. Чешко «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах».
Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: /Под ред. Н. Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз., 2003;
Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2-х т. – М.: Рус. яз., 1985
Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков Орфографический словарь
Розенталь Д.Э.Справочник по орфографии и пунктуации.- Челябинск: Юж.-Урал.кн.изд-во., 1994.;
Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка: Ок. 30000 слов.- 4-е изд., стереотип.-М.: Рус.яз.,1985.
Пособия для подготовки к ЕГЭ:
Русский язык. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ. Высший балл. Егораева Г.Т., Серебрякова О.А. М.: «Экзамен», 2017.
Я сдам ЕГЭ! Русский яык. Модульный курс. Практика и диагностика. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Под ред. И.П.Цыбулько. М.: «Просвещение», 2017.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1.СВЕДЕНИЯ О ПРОГРАММЕ И УМК
1. Программа по русскому языку в рамках часов регионального компонента при реализации программы «Русский язык. 10-11 кл».
2 .В. Ф. Грекова, С. Е. Крючкова, А. А. Чешко «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах».
2.Сведения о нагрузке
10 класс
Часов в год по программе – 34
Часов по плану – 35
Часов в неделю – 1
полугодие - 16 ч.
полугодие – 19 ч.
11 класс
Часов в год по программе – 34
Часов по плану – 34
Часов в неделю – 1
полугодие - 16 ч.
полугодие – 18 ч.
3.Календарно-тематический план. 10 класс
№ урока |
Содержание (Тема урока) |
Кол-во часов |
Дата проведе-ния |
Использование ИКТ |
Основные понятия |
1 полугодие |
16 |
||||
1 |
Знакомство с демонстрационной версией текущего года. |
1 |
2/09 |
Анализ основных тем, представленных в демо-версии |
|
2 |
Анализ основных тем демо-версии. |
1 |
9.09 |
||
Фонетика |
5 |
||||
3 |
Трудные вопросы фонетики и нормы произношения. |
1 |
16.09 |
презентация |
|
4 |
Звуки и буквы. Двойная роль букв е, ё, ю, я. Разделительные ъ и ь. |
1 |
23.09 |
тест |
Фонематический принцип. |
5 |
Непроизносимые согласные. Озвончение и оглушение |
1 |
30.09 |
тест |
|
6 |
Основные орфоэпические и акцентологические нормы. |
1 |
7.10 |
презентация |
|
7 |
Тестирование по теме «Фонетика» |
1 |
14.10 |
||
Словообразование. |
7 |
||||
8 |
Корень, приставка, суффикс, окончание. |
1 |
21.10 |
||
9 |
Основные способы словообразования. |
1 |
28.10 |
презентация |
|
10 |
Морфологический и неморфологический способ образования слов. |
1 |
11.11 |
презентация |
. |
11 |
Приставочно-суффиксальный способ словообразования. |
1 |
18.11 |
||
12 |
Приставочный способ словообразования. |
1 |
25.11 |
||
13 |
Суффиксальный способ словообразования. |
1 |
2.12 |
||
14 |
Тестирование по теме «Словообразование» |
1 |
9.12 |
||
Лексика |
2 |
||||
15 |
Основные вопросы лексикологии и точность словоупотребления. |
1 |
16.12 |
презентация |
Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. |
16 |
Синонимы, антонимы, паронимы. Фразеологизмы. |
1 |
23.12 |
презентация |
Синонимы, антонимы, паронимы. Фразеологизмы. |
2 полугодие |
18 |
||||
Морфология. |
9 |
||||
17 |
Трудные вопросы морфологии и нормы употребления частей речи. |
1 |
13/01 |
презентация |
|
18 |
Существительные склоняемые и несклоняемые. |
1 |
20.01 |
||
19 |
Степени сравнения имён прилагательных. |
1 |
27.01 |
презентация |
|
20 |
Склонение имён числительных |
1 |
3.02 |
тест |
|
21 |
Служебные части речи. |
1 |
10.02 |
презентация |
|
22 |
Спряжение глаголов. |
1 |
17.02 |
тест |
|
23 |
Причастия действительные и страдательные. |
1 |
24.02 |
презентация |
Страдательные причастия прошедшего времени и отглагольные прилагательные. |
24 |
Наречия и наречные выражения. |
1 |
3.03 |
презентация |
|
25 |
Тестирование по теме «Морфология» |
1 |
10.03 |
||
Орфография. |
7 |
||||
26 |
Трудные вопросы орфографии. |
1 |
17.03 |
||
27 |
Чередующиеся гласные в корнях слов. |
1 |
24.03 |
тест |
Чередующиеся гласные в корнях слов. |
28 |
О и ё после шипящих. |
1 |
7.04 |
тест |
О и ё после шипящих. |
29 |
Правописание личных окончаний глаголов. |
1 |
14.04 |
тест |
|
30 |
Н-НН в суффиксах прилагательных, наречий, причастий. |
1 |
21.04 |
презентация |
|
31 |
Слитное, раздельное и дефисное написание частей речи. |
1 |
28.04 |
презентация |
|
32 |
Тестирование по теме «Орфография» |
1 |
5.05 |
||
Повторение.. |
3 |
||||
33-34 |
Урок-практикум. Обобщение по темам курса. |
12.05 19.05 |
|||
35 |
Решение тестовых заданий |
26.05 |
|||
Итого 35 ч. |
Календарно-тематический план. 11 класс
№ урока |
Содержание (Тема урока) |
Кол-во часов |
Дата проведения |
Использование ИКТ |
Основные понятия |
|
1 полугодие |
16 |
|||||
1 |
Знакомство с демонстрационной версией текущего года. |
1 |
2/09 |
тест |
Анализ основных тем, представленных в демо-версии |
|
Текст и его основные признаки. |
3 |
|||||
2 |
Текст и его основные признаки. Смысловая и композиционная цельность текста. Задание 1,20. |
1 |
9.09 |
тест |
Текст, осн.признаки, композиция |
|
3 |
Последовательность предложений в тексте. Задание 2,20. |
1 |
16.09 |
тест |
Связь предложений, союзы |
|
4 |
Основные средства связи предложений в тексте. Задание 2. |
1 |
23.09 |
презентация |
Союзы, частицы, союзные слова |
|
Функциональные стили и функционально-смысловые типы речи. |
4 |
|||||
5 |
Функциональные стили. Основные признаки разговорного стиля. |
1 |
30.09 |
Стили речи, признаки разгов. стиля |
||
6 |
Основные признаки официально-делового стиля |
1 |
7.10 |
тест |
признаки оф-дел. стиля |
|
7 |
Основные признаки научного, публицистического стилей. |
1 |
14.10 |
презентация |
Научный, публиц. Стили, термины, средства выразительности |
|
8 |
Основные признаки стиля художественной литературы. |
1 |
21.10 |
Особенности худож. стиля |
||
Основы продуцирования текста |
2 |
|||||
9 |
Функционально-смысловые типы речи. Описание, повествование, рассуждение. Структура сочинения (задание 25). |
1 |
28.10 |
презентация |
Типы речи, их особенности |
|
10 |
Основные единицы текстообразования: предложение, абзац, сложное синтаксическое целое. |
1 |
11.11 |
презентация |
Предложение, абзац, ССЦ |
|
Сочинение по прочитанному тексту |
4 |
. |
||||
11 |
Структура текста: вступление, основная часть, заключение. (задание 25). |
1 |
18.11 |
презентация |
Компоненты композиции сочинения |
|
12 |
Тема-рематическое движение мысли в тексте. Отзыв, рецензия, эссе. |
1 |
25.11 |
Отзыв, рецензия, эссе |
||
13 |
Критерии оценивания сочинения на ЕГЭ (задание 25) |
1 |
2.12 |
презентация |
Сочинение, эссе |
|
14 |
Сочинение по прочитанному тексту (задание 25) |
1 |
9.12 |
|||
Трудные вопросы синтаксиса и синтаксические нормы |
10 |
|||||
15 |
Синтаксические нормы. Задание 7. |
1 |
16.12 |
презентация |
классификация грамм. ошибок |
|
16 |
Способы подчинительной связи слов в словосочетании. Задание 7. |
1 |
23.12 |
презентация |
согласование, управление, примыкание |
|
2 полугодие |
18 |
|||||
17 |
Грамматическая основа предложения. Сказуемые простые глагольные, составные глагольные, составные именные. |
1 |
13/01 |
презентация |
ГО предложения, типы сказуемых |
|
18 |
Односоставные простые предложения. Задание 15. |
1 |
20.01 |
презентация |
Виды односоставных предложений |
|
19 |
Однородные члены предложения с повторяющимися и двойными (парными) союзами. Задание 15. |
1 |
27.01 |
Однородные члены, союзы |
||
20 |
Конструкции, осложняющие структуру предложения. Задание 15, |
1 |
3.02 |
презентация |
Осложнённое предложение, вв.слова, обращения |
|
21 |
Сложные предложения союзные и бессоюзные. Сложносочиненные предложения с общим второстепенным членом |
1 |
10.02 |
тест |
ССП, СПП, БСП |
|
22 |
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Задание 18. |
1 |
17.02 |
презентация |
Структура СПП |
|
23 |
Виды придаточных предложений. Сравнительные обороты и придаточные сравнительные. |
1 |
24.02 |
тест |
СПП, сравнит. оборот |
|
24 |
Сложные предложения с разными видами связи. Задание 19 |
1 |
3.03 |
презентация |
Союзная и бессоюзная связь частей СП |
|
Трудные вопросы пунктуации |
3 |
|||||
25 |
Употребление тире и двоеточия в предложениях разного типа. |
1 |
10.03 |
презентация |
тире, двоеточие, обобщающее слово, БСП, предложения с прямой речью |
|
26 |
Обособление второстепенных членов Задание 16. |
1 |
17.03 |
тест |
Обособление, условия обособления |
|
27 |
Запятая перед союзом как. Запятая на стыке двух союзов. Задание 18,19. |
1 |
24.03 |
тест |
простые, составные союзы |
|
Выразительные средства в тексте. |
3 |
|||||
28 |
Сравнение. Метафора, олицетворение. Метонимия, синекдоха. Задание 24. |
1 |
7.04 |
тест |
различение разных средств выразительности |
|
29 |
Эпитет. Аллегория. Перифраз. Задание 24. |
1 |
14.04 |
тест |
различение разных средств выразительности |
|
30 |
Гипербола. Литота. Аллитерация и ассонанс. Задание 24. |
1 |
21.04 |
презентация |
различение разных средств выразительности |
|
Мониторинг подготовленности к ЕГЭ |
4 |
презентация |
||||
31 |
Мониторинг |
1 |
28.04 |
|||
32 |
Анализ ошибок |
1 |
5.05 |
|||
33 |
Урок-практикум. |
1 |
12.05 |
|||
34 |
Обобщение по темам курса. |
1 |
19.05 |
|||
Итого 34 ч. |