Рабочая программа по русскому языку 1-4 классы ФГОС (УМК «Школа России»)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №14 пос. Серебряный Бор»
Рассмотрено на заседании МО _________. Протокол № ________ от «______» ______ 2020 г | Согласовано Заместитель директора школы по УВР ________. «______» _______ 2020 г | Утверждаю Директор школы: ____________ приказ по СОШ №14 №______ от «_____» _______2020 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет: Русский язык
Класс: 1-4
Уровень изучения: базовый
Учебный год: 2020-24
Срок реализации программы: 4 года
Учителя: Ребрина Лариса Владимировна
пос. Серебряный Бор
2020 г.
1. Пояснительная записка.
Пояснительная записка
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников. Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка» (К. Д. Ушинский).
Программа разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Концепции и программы для начальных классов УМК «ШКОЛА РОССИИ», учебного плана и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №14 пос. Серебряный Бор учебно–методического комплекта по русскому языку, авторы: В.Г. Горецкий, Н.А. Федосова, В.П. Канакина.
Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию. «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
развитие коммуникативных умений;
развитие нравственных и эстетических чувств;
развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Учебным планом МБОУ СОШ №14 пос. Серебряный Бор предусмотрено изучение предмета «Русский язык»:
- в 1 классах в объёме 132 часов в год, по 4 часа в неделю из них: 91 час уроки обучения письму в период обучения грамоте и 41 час - уроки русского языка;
- во 2 классе в объёме 136 часов в год по 4 часа в неделю;
- в 3 классе в объёме 136 часов в год, по 4 часа в неделю;
- в 4 классе в объёме 136 часов в год, по 4 часа в неделю.
Используются:
В.Г. Горецкий, Н.А. Федосова Прописи к учебнику «Азбука» (4 части). – М.: Просвещение, 2019.
В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 1 класс: учебник для общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение, 2015.
В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 2 класс: учебник для общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение, 2016.
В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 3 класс: учебник для общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение, 2017.
В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 4 класс: учебник для общеобразовательных организаций в 2 ч. - М.: Просвещение, 2018.
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи. Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).
Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы. Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.
Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.
Послебукварный (заключительный) — повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.
После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения. Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся. Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников. Изучение русского языка в начальных классах - первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию. Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка. Занятия детей создают уникальную основу для самореализации личности любого обучающегося (как одаренного ребенка, так и ребенка с ОВЗ), они отвечают возрастным особенностям психического развития детей младшего школьного возраста.
При проведении уроков русского языка используются следующие методы обучения словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковые, беседы, интегрированные уроки, уроки в нетрадиционной форме, работа в группах, организационные игры, работа с информацией, проектная деятельность, и т.д.
В случае необходимости корректировки рабочих программ из-за выполнения учебного плана не в полном объёме (карантин, природные факторы, праздничные дни, болезнь учителя и т.д.) в процессе изучения курса, корректировка может быть осуществлена путем: объединения близких по содержанию тем уроков.
2. Планируемые результаты освоения предмета «Русский язык»
Учитель создаёт условия для достижения учащимися следующих личностных результатов изучения курса «Русский язык»:
формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
формирование отношения к родному русскому языку как к духовной, культурно-исторической ценности, чувства сопричастности к сохранению его чистоты, выразительности, ёмкости, восприятия языка как средства и условия общения;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебном процессе и других социальных ситуациях.
В первом классе учитель создаёт условия для достижения учащимися следующих метапредметных результатов изучения курса «Русский язык»:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; различных способов поиска (в справочниках, в учебниках и других учебных пособиях, в словарях), обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях изучаемого объекта системы русского родного языка, осознание учащимися двух реальностей - окружающего мира и слова, отражающего этот мир во всем его многообразии, осознание единства и различия этих реальностей;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Регулятивные УУД обучающийся научится:
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в справочном материале учебника – в памятках);
учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;
выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Познавательные УУД обучающийся научится:
использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература и сети Интернет);
пользоваться словарями и справочниками различных типов;
записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;
использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных, практических и лингвистических задач;
извлекать необходимую информацию из текста художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста;
передавать устно или письменно содержание текста;
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя аудио-, видео- и графическое сопровождение;
осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.
Коммуникативные УУД обучающийся научится:
слушать и слышать собеседника, вести диалог;
строить понятные для партнёра высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
стремиться к более точному выражению собственного мнения и позиции;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества;
выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
В первом классе учитель создаёт условия для достижения учащимися следующих предметных результатов изучения курса «Русский язык»:
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
первоначальные представления о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета;
умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов;
сознание безошибочного письма как одного и з проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, владение умением проверять написанное;
владение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
первоначальные научные представления о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи.
1 класс
Обучающийся получит возможность научиться:
узнавать все буквы русского алфавита;
пользоваться простейшими формулами речевого этикета при встрече, прощании, обращении друг к другу и взрослым;
выслушивать собеседника, проявляя к нему внимание и уважение, поддерживать разговор репликами и вопросами;
проводить звуковой анализ слов;
различать гласные и согласные звуки и буквы, звонкие и глухие согласные, мягкие и твёрдые звуки в слове, обозначать мягкость согласных с помощью букв (е, ё, и, ю, я) и мягкого знака, определять ударный слог в слове;
списывать с печатного и письменного текстов, не искажая начертания строчных и заглавных букв и правильно соединяя буквы в словах;
употреблять большую букву в начале и точку в конце предложения;
писать под диктовку слова, предложения, тексты, включающие 15-17 слов;
самостоятельно составлять и записывать текст из 3 - 5 предложений, разных по цели высказывания, на определённую тему;
виды предложений по цели высказывания (без терминологии) и эмоциональной окраске, предложения восклицательные и невосклицательные по интонации;
слова, называющие предмет, действие предмета и признак предмета;
соотношение количества звуков и букв в таких словах, как мел, мель, яма, ель;
использования прописной буквы в именах собственных;
написания слов с сочетаниями жи — ши, ча — ща, чу — щу;
обозначения в словах мягкости согласных звуков на письме;
правильного написания слов типа пень, яма;
правописания слов с непроверяемыми орфограммами.
В области освоения языка (фонетики, графики, грамматики):
слышать интонацию конца предложения, определять количество произнесенных предложений; выделять из предложения слова, определять их количество;
разграничивать звуки и буквы, правильно называть их;
различать звуки гласные и согласные, гласные ударные и безударные, согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие;
выделять и характеризовать отдельные звуки слова, определять их последовательность, обозначать звуковой состав слова в виде схемы;
выделять слоги, различать ударные и безударные;
различать гласные буквы, обозначающие твердость или мягкость согласных; различать позиции, когда буквы е, ё, ю, я обозначающие два звука или один.
различать слово и предложение;
выделять предложения, слова из потока речи (при восприятии на слух и зрительно);
различать слова по их функции: называют, указывают, помогают другим словам; разграничивать слова по вопросам кто? что? какой? какая? какие и др.;
различать звуки и буквы;
выделять последовательность звуков слова, характеризовать каждый (гласный/согласный, гласный ударный/безударный, согласный твёрдый/мягкий, звонкий/глухой); строить модель слогового и звукового состава слова из 5-6 звуков;
правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова в алфавитном порядке;
правильно обозначать твёрдость и мягкость согласных звуков, объяснять выбор способа обозначения.
В области письма (каллиграфии, графики, орфографии):
соблюдать правила посадки, положения тетради, ручки в руке;
правильно, аккуратно, разборчиво и, по возможности, красиво писать буквы оформлять их соединение; сравнивать с образцом и оценивать каллиграфическую сторону своей записи;
осознанно обозначать при письме твердость и мягкость согласных, а также звук «й»;
обнаруживать имеющие в слове, предложении «опасные при письме места»;
применять при письме правила оформления границ предложений, раздельного написания слов, а также написания букв гласных в ударных слогах жи-ши, ча-ща, чу-щу;
писать под диктовку и списывать с печатного текста слова и короткие предложения по алгоритму.
обнаруживать орфограммы по освоенным признакам: начало и конец мысли, граница слова, собственное имя, ударный слог жи-ши (ча-ща, чу-щу) буква на месте безударного гласного звука, а также парного по глухости-звонкости согласного на конце слова и перед другим парным по глухости-звонкости согласным;
правильно оформлять границы предложений: обозначать начало большой буквой, а конец точкой (вопросительным или восклицательным знаком в ясных случаях);
писать большую букву в собственных именах;
соблюдать основное правило переноса слов (по слогам, не оставляя и не перенося одну букву);
правильно писать ударные слоги жи-ши, ча-ща, чу-щу,
списывать и писать под диктовку учителя (по освоенной технологии);
под руководством учителя осуществлять проверку написанного;
использовать приобретённые каллиграфические умения.
В области речи, речевой деятельности:
участвовать в диалоге, в общей беседе, соблюдать основные правила общения на уроке;
пользоваться формулами речевого этикета в типовых ситуациях (приветствия, прощания, просьбы, извинения, благодарности);
выявлять среди слов те, значения которых неизвестны, не совсем понятны; выяснять с помощью учителя, в том числе по толковому словарю, их значения;
под руководством учителя читать и понимать информацию, представленную в учебнике;
осознавать наличие в речи разных задач общения; по-деловому сообщать и словами рисовать, передавая свои мысли, чувства, впечатления;
создавать (устно) предложения и небольшие монологические высказывания;
конструировать (из предложенных слов и сочетаний) записки, поздравления, телеграммы.
2 класс
Второклассник научится:
понимать – предложение – это основная единица речи;
понимать термины «повествовательные», «вопросительные», «побудительные» предложения; грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания;
различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные, вопросительные);
оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);
различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание);
различать главные члены предложения;
понимать – слова в предложении связаны по смыслу и по форме;
различать словосочетание и предложение;
понимать лексическое и грамматическое значение (вопрос) имени существительного, имени прилагательного, глагола;
понимать особенности употребления в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;
понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»;
различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова (без терминологии);
использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;
давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;
понимать назначение букв Е, Ё, Ю, Я;
различать деление слов на слоги и для переноса;
понимать влияние ударения на смысл слова;
различать звуки [и] и [й] и буквы, их обозначающие;
различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;
понимать роль разделительного мягкого знака в слове;
верно, употреблять прописную букву.
Второклассник получит возможность использовать приобретённые знания и познавательный опыт в практической деятельности и повседневной жизни для:
выразительности, грамматической правильности речи учащихся, развития их активного словаря;
составления предложений на заданную тему;
употребления в устной и письменной речи предложений, различных по цели высказывания и интонации;
оформления предложений и текстов в устной и письменной речи (интонация, знаки препинания);
самостоятельного составления или воспроизведения и записи текстов (описание, повествование, письмо другу с элементами описания и повествования, поздравление) по вопросам, плану, иллюстрации (сюжетным иллюстрациям);
орфографической грамотности речи учащихся;
проверки обозначения на письме безударных гласных и парных согласных в корне слова изменением числа и подбором однокоренных слов;
деления слов на слоги и переноса слов;
правильного написания слов с буквой Й;
обозначения мягкости согласных на письме;
написания слов с гласными и согласными орфограммами в слове, с разделительным ь знаком;
употребления прописной буквы в именах собственных;
работы со словарём (использование алфавита);
каллиграфически правильного списывания слов, предложений, текстов без пропусков, вставок, искажений букв;
письма под диктовку текстов (40-45 слов) с изученными орфограммами и пунктограммами.
3 класс
Обучающиеся научится:
понимать – предложение – это основная единица речи;
понимать термины «повествовательные», «вопросительные», «побудительные» предложения; грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания;
различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные, вопросительные);
оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);
различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание);
называть и определять главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
понимать, что слова в предложении связаны по смыслу и по форме;
различать словосочетание и предложение;
называть и определять части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог);
понимать особенности употребления в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;
называть и определять части слова (корень, окончание, приставка, суффикс);
понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слов»;
различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова;
использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;
давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;
понимать влияние ударения на смысл слова;
различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости;
обозначать мягкость согласных на письме;
понимать роль разделительного мягкого знака и разделительного твёрдого знака в слове.
Третьеклассники получат возможность научиться:
орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать, и писать (диктовку текста (55-65 слов), включающий изученные орфограммы за 1-3 класс;
проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы;
производить звуковой и звукобуквенный разбор слова;
производить морфемный разбор ясных по составу слов, подбирать однокоренные слова разных частей речи;
распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, падеж имён существительных; род и число имён прилагательных; время и число глаголов; лицо и число местоимений);
изменять имена существительные, имена прилагательные, глаголы по числа склонять в единственном числе имена существительные; изменять имена прилагательные по родам; изменять глаголы по временам;
интонационно правильно произносить предложения; определять вид предложен! по цели высказывания и интонации;
вычленять в предложении основу и словосочетания;
производить элементарный синтаксический разбор предложения;
определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, под руководством учителя и самостоятельно составлять план текста;
определять тип текста; писать изложение и сочинение (60-75 слов) по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя.
4 класс
Развитие речи обучающийся научится:
владеть формой диалогической речи; умением вести разговор (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.);
выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
использовать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ;
владеть монологической формой речи; под руководством учителя строить монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);
работать с текстом: определять тему и главную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданным текстам;
письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного и слухового восприятия, сохраняя основные особенности текста-образца;
грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
сочинять письма, поздравительные открытки, объявления и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;
составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных источников (по сюжетному рисунку, по репродукциям картин художников, по заданным теме и плану, опорным словам, на свободную тему, по пословице или поговорке, творческому воображению и др.);
проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
подробно и выборочно письменно передавать содержание текста;
различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов (художественного и научного или делового, разговорного и научного или делового);
оформлять результаты исследовательской работы;
Фонетика, орфоэпия, графика обучающийся научится:
произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
характеризовать звуки русского языка: гласные ударные – безударные; согласные твёрдые – мягкие, парные – непарные, твёрдые – мягкие; согласные глухие – звонкие, парные – непарные, звонкие и глухие; группировать звуки по заданному основанию;
соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);
пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова;
различать звуки и буквы;
классифицировать слова с точки зрения их звукобуквенного состава по самостоятельно определённым критериям;
знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;
пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, красной строки (абзаца), пунктуационными знаками (в пределах изученного).
Обучающийся получит возможность научиться:
выполнять (устно и письменно) звукобуквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;
оценивать правильность проведения звукобуквенного разбора слова (в объёме изучаемого курса).
Лексика обучающийся научится:
осознавать, что понимание значения слова – одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения;
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря, Интернета и др.;
распознавать среди предложенных слов синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова (простые случаи);
подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;
понимать этимологию мотивированных слов-названий;
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
находить в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, эпитеты, сравнения, олицетворения (без терминологии); оценивать уместность употребления этих слов в речи;
пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
работать с разными словарями;
приобретать опыт редактирования предложения (текста).
Состав слова (морфемика) обучающийся научится:
различать изменяемые и неизменяемые слова;
различать однокоренные слова среди других (не однокоренных) слов (форм слов, слов с омонимичными корнями, синонимов);
находить в словах окончание, основу (в простых случаях), корень, приставку, суффикс (постфикс -ся), соединительные гласные в сложных словах, использовать алгоритм опознавания изучаемых морфем;
находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни;
сравнивать, классифицировать слова по их составу;
соотносить слова с предъявляемыми к ним моделями, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
самостоятельно подбирать слова к заданной модели;
понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи); образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;
образовывать слова (разных частей речи).
Обучающийся получит возможность научиться:
понимать роль каждой из частей слова в передаче лексического значения слова;
понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;
разбирать самостоятельно (устно и письменно) по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом.
Морфология обучающийся научится:
определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков;
классифицировать слова по частям речи;
распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
пользоваться словами разных частей речи и их формами в собственных речевых высказываниях;
выявлять роль и значение слов частей речи в речи;
определять грамматические признаки имён существительных – род, склонение, число, падеж;
определять грамматические признаки имён прилагательных – род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;
определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме – лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе);
определять грамматические признаки глаголов – время, число, род (в прошедшем времени в единственном числе), лицо (в настоящем и будущем времени);
распознавать наречия как часть речи; понимать их роль и значение в речи;
различать наиболее употребительные предлоги и определять их роль при образовании падежных форм имён существительных и местоимений; понимать роль союзов и частицы не в речи;
подбирать примеры слов и форм слов разных частей речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
разграничивать самостоятельные и служебные части речи;
сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым частям речи;
находить и исправлять в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.
Синтаксис обучающийся научится:
различать предложение, словосочетание и слово;
устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и по форме;
устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении и отражать её в схеме; соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
выделять из потока речи предложения, оформлять их границы; находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);
выделять из предложения словосочетания;
распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены; использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения;
составлять предложения с однородными членами и использовать их в речи;
при составлении таких предложений пользоваться бессоюзной связью и союзами и, а, но.
Обучающийся получит возможность научиться:
различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение;
находить в предложении обращение;
выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.
Орфография и пунктуация обучающийся научится:
применять ранее изученные правила правописания.
подбирать примеры с определённой орфограммой;
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);
определять разновидности орфограмм и соотносить их c изученными правилами;
пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами;
безошибочно списывать текст объёмом 80 – 90 слов;
писать под диктовку тексты объёмом 75 – 80 слов в соответствии с изученными правилами;
проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
применять правила правописания;
объяснять правописание безударных падежных окончаний имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин); правописание безударных падежных имён прилагательных; правописание личных окончаний глагола; написание сочетаний -ться и -тся в глаголах;
применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря;
при составлении собственных текстов во избежание орфографических или пунктуационных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь.
3. Содержание учебного предмета
Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять ее с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях.
Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения расширяется кругозор детей, развиваются речевые умения, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика. После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.
Виды речевой деятельности.
Слушание (аудирование). Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами.
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный-согласный; гласный ударный-безударный; согласный твёрдый-мягкий, парный-непарный; согласный звонкий-глухой, парный-непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного). Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, прямом и переносном значении слова, синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Синтаксис. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные (без ввода терминов).
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении под ударением;
сочетания чк, чн, чт, нч, щи и др.;
перенос слов;
прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова);
раздельное написание предлогов с именами существительными;
• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение? Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему. Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). Знакомство с жанрами письма.
1 класс
Обучение грамоте.
Раздел 1. Добукварный период - 20 часов.
«Пропись» — первая учебная тетрадь. Правила посадки при письме Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки. Письмо овалов и полуовалов. Рисование бордюров. Подготовка руки к письму. Письмо длинных прямых наклонных линий. Письмо наклонной длинной и короткой линии с закруглением внизу. Письмо наклонной длинной и короткой линии с закруглением вверху. Письмо овалов больших и маленьких, их чередование. Письмо коротких и длинных наклонных линий, их чередование. Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу и наверху. Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу. Письмо полуовалов и овалов, их чередование. Написание букв А, а; О, о; И, и; ы; У, у.
Раздел 2. Букварный период – 57 часов.
Русский алфавит. Написание букв Н, н; С, с; К, к; Т, т; Л, л; Р, р; В, в; Е, е; П, п; М, м; З, з; Б, б; Д, д; Я, я; Г, г; Ч, ч; Ш, ш; Ж, ж; Ё, ё; Й, й; Х, х; Ю, ю; Ц, ц; Э, э; Щ, щ; Ф, ф; мягкий и твёрдый разделительные знаки. Написание слогов, слов, предложений с изученными буквами. Правописание жи, ши, ща, щу.
Раздел 3. Послебукварный период - 14 часов.
Алфавит. Звуки и буквы. Оформление предложений в тексте Списывание текста Слова, отвечающие на вопросы «Кто?», «Что?». Слова, отвечающие на вопросы «Что делать?», «Что сделать?». Слова, отвечающие на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?». Правописание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧН-ЧК.
Русский язык
Раздел 1. Наша речь – 2 часа.
Знакомство с учебником. Наша речь. Устная и письменная речь (общее представление).
Раздел 2. Текст, предложение, диалог - 3 часа.
Текст (общее представление). Предложение. Диалог.
Раздел 3. Слова, слова, слова …- 4 часа.
Что такое слово? Слова-названия предметов, признаков, действий предметов. Вежливые слова. Однозначные и многозначные слова (общее представление). Слова, близкие и противоположные по значению.
Раздел 4. Слово и слог. Ударение – 4 часа.
Слово и слог. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Перенос слов. Правила переноса слов. Ударение (общее представление). Закрепление изученного материала.
Раздел 5. Звуки и буквы – 28 часов.
Звуки и буквы. Чем отличаются буквы от звуков? Условные звуковые обозначения слов. Русский алфавит, или Азбука. Что такое алфавит? Использование алфавита при работе со словарями. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. Ударные и безударные гласные звуки. Ударные и безударные гласные звуки. Особенности проверяемых и проверочных слов. Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук. Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука. Согласные звуки. Слова с удвоенными согласными. Буквы И и Й. В чем различие звуков [и] и [й’]. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Буквы для обозначения твёрдых и мягких согласных звуков. Роль и, е, ё, ю, ь. Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. Мягкий знак в конце слова и в середине слова перед согласным. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений. Согласные звонкие и глухие. Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук. Шипящие согласные звуки. Буквы шипящих согласных звуков: непарных твёрдых ш, ж; непарных мягких ч, щ. Проект «Скороговорки». Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ. Правило их правописания. Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Правило их правописания. Заглавная буква в словах. Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов и т.д. Проект «Сказочная страничка». Повторение и обобщение изученного материала. Контрольный диктант за 1 класс. Перелистаем учебник.
2 класс
Раздел 1. Наша речь - 3 часа.
Знакомство с учебником. Какая бывает речь? Что можно узнать о человеке по его речи? Как отличить диалог от монолога?
Раздел 2. Текст – 5 часов.
Что такое текст? Что такое тема и главная мысль текста? Части текста. Проверь себя.
Раздел 3. Предложение – 11 часов.
Что такое предложение? Как из слов составить предложение? Что такое главные члены предложения? Что такое второстепенные члены предложения? Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Входной контрольный диктант. Что такое распространенные и нераспространенные предложения? Как установить связь слов в предложении?
Раздел 4. Слова, слова, слова… – 20 часов.
Что такое лексическое значение слов? Что такое однозначные и многозначные слова? Что такое прямое и переносное значение многозначных слов? Что такое синонимы? Что такое антонимы? Что такое родственные слова? Что такое корень? Что такое однокоренные слова? Какие бывают слоги? Как определить ударный слог? Как переносить с одной строки на другую? Проверочная работа. Правила переноса слов.
Раздел 5. Звуки и буквы – 30 часов.
Как различить звуки и буквы? Как мы используем алфавит? Какие слова пишутся с заглавной буквы? Как определить гласные звуки? Буквы, обозначающие гласные звуки. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Проверяемое слово. Проверочное слово. Правила подбора проверочного слова. Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне. Словарные слова. Орфограмма. Проверь себя. Как определить согласные звуки? Контрольный диктант за первое полугодие. Согласный звук [й] и буква И краткое. Проект «И в шутку и всерьез». Слова с удвоенными согласными. Твердые и мягкие согласные звуки, и буквы для их обозначения. Как обозначить мягкость на письме? Правописание мягкого знака в конце и в середине слова перед другими согласными. Мягкий знак в конце и в середине слова перед другими согласными. Проект «Пишем письмо». Проверочная работа.
Раздел 6. Правописание буквосочетаний с шипящими звуками
ЖИ-ШИ, ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА – 25 часов.
Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ. «Твердые и мягкие согласные». Проект «Рифма». Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Проверь себя. Как отличить звонкие согласные звуки от глухих? Произношение и написание парных согласных звонких и глухих согласных звуков. Проверка парных согласных в корне слова. Распознавание проверяемых и проверочных слов. Правописание парных согласных звонких и глухих согласных на конце слова. Правописание слов с разделительным мягким знаком. Разделительный мягкий знак
Раздел 7. Части речи – 34 часа.
Что такое части речи? Что такое имя существительное? Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей. Заглавная буква в названиях книг, журналов и газет, в географических названиях. Заглавная буква в написании кличек животных. Единственное и множественное число имен существительных. Употребление существительных только в одном числе. Что такое глагол? Единственное и множественное число глаголов. Правописание не с глаголами. Что такое текст-повествование? Что такое имя прилагательное? Связь имени прилагательного с именем существительным. Прилагательные близкие и противоположные по значению. Единственное и множественное число имен прилагательных. Что такое текст-описание? Проверка знаний. Общее понятие о предлоге. Раздельное написание предлогов со словами. Восстановление предложений. Проверка знаний. Что такое местоимение? Местоимение. Что такое текст рассуждение? Проверка знаний.
Раздел 8. Повторение – 8 часов.
Повторение по темам «Текст», «Предложения», «Слово и его значение», «Части речи», «Части речи», «Звуки и буквы», «Правила правописания». Контрольный диктант за 2 класс. Обобщение знаний по курсу русского языка за 2 класс.
3 класс
Раздел 1. Язык и речь - 2 часа.
Наша речь. Виды речи. Наш язык.
Раздел 2. Текст. Предложение. Словосочетание – 11 часов.
Текст. Типы текстов. Предложение. Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по интонации. Предложение с обращением. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. Простое предложение. Сложное предложение. Словосочетание. Главное и зависимое слово в словосочетании. Контрольный диктант по теме «Предложение».
Раздел 3. Слово в языке и речи – 18 часов.
Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Синонимы и антонимы. Омонимы. Слово и словосочетание. Фразеологизмы. Обучающее изложение. Части речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол. Что такое имя числительное? Однокоренные слова. Звуки и буквы. Гласные звуки. Звуки и буквы согласные звуки. Звонкие и глухие согласные. Разделительный мягкий знак. Обучающее изложение. Обобщение изученного. Проект «Рассказ о слове». Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи».
Раздел 4. Состав слова – 14 часов.
Что такое корень слова? Как найти в слове корень? Сложные слова. Что такое окончание? Как найти в слове окончание? Окончание слова. Что такое приставка? Как найти в слове приставку? Значение приставок. Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? Значение суффиксов. Сочинение по картине А.А. Рылова «В голубом просторе». Что такое основа? Обобщение изученного. Контрольный диктант по теме «Состав слова». Обучающее изложение. Проект «Семья слов».
Раздел 5. Правописание частей слова – 23 часа.
В каких значимых частях слова есть орфограммы? Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Закрепление правописания слов с безударным гласным звуком в корне. Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. Закрепление правописания слов с глухими и звонкими согласными в корне. Обучающее изложение. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова. Закрепление правописания слов с непроизносимыми согласными в корне слова. Правописание слов с удвоенными согласными. Закрепление правописания слов с удвоенными согласными. Сочинение по картине В.М. Васнецова «Снегурочка». Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов». Правописание суффиксов. Правописание приставок. Правописание суффиксов и приставок. Правописание приставок. Правописание предлогов. Правописание слов с разделительным твердым знаком. Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова». Разделительный твёрдый знак. Разделительный мягкий знак. Обучающее изложение. Проект «Составляем орфографический словарь».
Раздел 6. Части речи – 61 час.
Части речи. Имя существительное. Значение имён существительных в речи. Употребление имён существительных в речи. Одушевлённые и неодушевленные имена существительные. Обучающее изложение. Собственный и нарицательные имена существительные. Проект «Тайна имени». Число имён существительных. Единственное и множественное число имён существительных. Род имён существительных. Женский, мужской и средний род имён существительных. Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих. Закрепление написания ь на конце имён существительных после шипящих. Обучающее изложение. Контрольный диктант по теме «Имя существительное». Склонение имён существительных. Падеж имён существительных. Сочинение по картине И.Я. Бибилина «Иван-царевич и лягушка-квакушка». Именительный падеж. Родительный падеж. Дательный падеж. Винительный падеж. Творительный падеж. Предложный падеж. Обучающее изложение. Обобщение изученного. Проект «Зимняя страничка». Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». Контрольный диктант по теме «Правописание падежных окончаний имён существительных». Имя прилагательное. Значение имён прилагательных в речи. Употребление имён прилагательных в речи. Роль прилагательных в тексте. Текст-описание. Отзыв по картине М.А. Врубеля «Царевна-лебедь». Род имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по родам. Изменение имён прилагательных по родам (падежные окончания). Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное». Число имён прилагательных. Единственное и множественное число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по падежам. Падежные окончания имён прилагательных. Обобщение изученного. Отзыв по картине А.А. Серова «Девочка с персиками». Проект «Имена прилагательные в загадках». Местоимение. Личные местоимения. Изменение личных местоимений по родам. Местоимение. Обучающее изложение. Глагол. Значение глаголов в речи. Употребление глаголов в речи. Неопределённая форма глаголов. Ставим глаголы в неопределённую форму. Число глаголов. Времена глаголов. Времена глаголов. 2-е лицо глаголов. Изменение глаголов по временам. Обучающее изложение. Род глаголов в прошедшем времени. Правописание частицы не с глаголами. Обобщение изученного. Обобщение по теме «Глагол». Контрольный диктант по теме «Глагол».
Раздел 7. Повторение – 7 часов.
Части речи. Обобщение изученного о словах, предложениях. Правописание окончаний имён прилагательных. Правописание приставок и предлогов. Правописание безударных гласных. Итоговый контрольный диктант. Текст. Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул».
4 класс
Раздел 1. Повторение – 10 часов
Знакомство с учебником. Наша речь и наш язык. Язык и речь. Формула вежливости. Текст. План текста. Изложение по тексту Е. Пермяка. Анализ работ. Типы текстов. Предложение как единица речи. Виды предложений. Диалог. Обращение. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Словосочетание.
Раздел 2. Предложение – 6 часов
Однородные члены предложения (общее понятие) Связь однородных членов в предложении. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Входной контрольный диктант. Работа над ошибками. Сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая осень». Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного. Проверь себя. Проект: «Похвальное слово знакам препинания».
Раздел 3. Слово в языке и речи – 17 часов.
Анализ работ. Слово и его лексическое значение. Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова. Синонимы, антонимы, омонимы. Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов. Состав слова. Распознавание значимых частей слова. Правописание гласных и согласных в корнях слов. Правописание приставок и суффиксов. Разделительные Ъ и Ь знаки. Обучающее изложение по тексту Ю. Дмитриева. Анализ изложения. Части речи. Морфологические признаки частей речи. Склонение имен существительных и имён прилагательных. Глагол. Имя числительное. Наречие как часть речи. Правописание наречий. Сочинение-отзыв по картине В.М. Васнецова «Иван – царевич на Сером волке». Контрольный диктант по теме «Части речи».
Раздел 4. Имя существительное – 30 часов.
Работа над ошибками. Распознавание падежей имен существительных. Упражнение в распознавании падежей неодушевленных имен существительных. Упражнение в распознавании падежей имен существительных. Повторение сведений о падежах и приемах их распознавания. Несклоняемые существительные. Три склонения имён существительных. 1-е склонение имён существительных. Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег». Анализ работ. 2-е склонение имён существительных. Упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения. 3-е склонение имён существительных. Упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения. Обучающее изложение по тексту Н. Сладкова. Анализ изложения. Падежные окончания имен существительных 1, 2, 3 – склонения. Именительный и винительный падежи. Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже. Правописание окончаний имен прилагательных в дательном падеже. Правописание безударных окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах. Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже. Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже. Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах. Сочинение по картине В.А. Тропинина «Кружевница». Контрольный диктант за первое полугодие. Анализ контрольного диктанта. Повторение. Склонение имен существительных во множественном числе. Именительный падеж имен существительных множественного числа. Родительный падеж множественного числа. Дательный, творительный, предложный падежи имен существительных множественного числа. Обучающее изложение по тексту Ю. Яковлева. Анализ изложения. Правописание падежных окончаний существительных. Проект: «Говорите правильно».
Раздел 5. Имя прилагательное – 25 часов.
Имя прилагательное как часть речи. Род и число имён прилагательных. Сочинение - описание «Моя любимая игрушка». Склонение имен прилагательных. Сочинение на тему: «Чем мне запомнилась картина В.А. Серова «Мика Морозов». Анализ работы. Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном и родительном падеже. Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже. Именительный, винительный, родительный падежи. Проект: «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина». Склонение имен прилагательных женского рода. Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода. Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных женского рода. Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода. Изложение описательного текста. Анализ изложения. Склонение имён прилагательных во множественном числе. Сочинение-отзыв по картине Н.К. Рериха «Заморские гости». Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа. Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа. Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа. Обобщение по теме «Имя прилагательное». Сочинение-отзыв по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь». Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» Анализ контрольного диктанта. Повторение.
Раздел 6. Местоимение – 7 часов.
Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам. Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам. Изменение личных местоимений по падежам. Изложение повествовательного текста с элементами описания. Контрольный диктант по теме «Местоимение». Анализ контрольного диктанта. Повторение.
Раздел 7. Глагол – 27 часов.
Роль глаголов в языке. Изменение глаголов по временам. Неопределённая форма глагола. Изменение глаголов по временам. Изложение повествовательного текста по цитатному плану. Анализ изложения. Спряжение глаголов. 2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе. Сочинение по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода». Ι и ΙΙ спряжение глаголов настоящего времени. I и II спряжение глаголов в будущего времени. Наши проекты: «Пословицы и поговорки». Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени. Возвратные глаголы. Правописание -тся и –ться в возвратных глаголах. Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок. Правописание глаголов в прошедшем времени. Изложение повествовательного текста по вопросам. Контрольный диктант по теме «Глагол». Анализ контрольного диктанта. Повторение. Обобщение по теме «Глагол». Глагол. Изложение повествовательного текста. Проверка знаний по теме «Глагол». Анализ изложения, тестовой работы. Повторение.
Раздел 8. Повторение – 14 часов.
Язык. Речь. Текст. Предложение и словосочетание. Признаки предложения. Предложение и словосочетание. Однородных членах предложения. Лексическое значение слова. Сочинение на тему «Мои впечатления от картины И.И. 132Шишкина «Рожь». Состав слова. Закрепление знаний о составе слова. Орфограммы в корне слова. Изложение повествовательного текста по цитатному плану. Анализ изложения. Части речи. Итоговый контрольный диктант. Анализ контрольного диктанта. Части речи. Повторение. Звуки и буквы. Игра «По галактике Частей Речи».
Также на протяжении всего курса обучения особое внимание уделяется реализации регионального компонента в виде освящения следующих тем: Особенности якутского языка. Подбираем обращения в якутских сказках. Работа со словарями якутского языка. Существительные в якутских сказках. Прилагательные в якутских сказках. Необычные слова якутского языка. Значение якутских имён. Ищем части речи в якутских сказках. Стихотворения про первый снег якутских поэтов. Природа глазами якутского народа. Игрушки-обереги у коренных народов РС (Я). Якутские пословицы и поговорки. Словарь якутских слов.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Средства обучения | 1. Компьютер 2. Мультимедийный проектор 3. Экран – доска | 1 1 1 |
УМК учителя | В.Г. Горецкий, Н.А. Федосова Прописи к учебнику «Азбука» (4 части). – М.: Просвещение, 2019. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 1 класс: учебник для общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение, 2015. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 2 класс: учебник для общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение, 2016. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 3 класс: учебник для общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение, 2017. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 4 класс: учебник для общеобразовательных организаций в 2 ч. - М.: Просвещение, 2018. Словари по русскому языку: орфографический, толковый, орфоэпический, фразеологизмов. Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому языку. Наборы предметных (сюжетных) картинок. О.И. Дмитриева. Поурочные разработки по русскому языку. 1-4 класс. М.: ВАКО, 2020. | 1 1 1 1 1 1 |
УМК ученика | В.Г. Горецкий, Н.А. Федосова Прописи к учебнику «Азбука» (4 части). – М.: Просвещение, 2019. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 1 класс: учебник для общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение, 2015. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 2 класс: учебник для общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение, 2016. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 3 класс: учебник для общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение, 2017. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 4 класс: учебник для общеобразовательных организаций в 2 ч. - М.: Просвещение, 2018. | На каждого учащегося |
ЦОРы | Электронное приложение «Обучение грамоте», «Русский язык. 1-4 класс» - М: Образование-Медиа, 2015 г. | 1 |
Тематическое планирование
№ раздела и тем | Название темы | Количество часов | Количество часов | Количество контрольных работ | Количество контрольных работ |
По примерной (авторской) программе | По рабочей программе | По примерной (авторской) программе | По рабочей программе | ||
1 класс | |||||
Письмо (обучение грамоте) | |||||
1 | Добукварный период | 20 | 20 | - | - |
2 | Букварный период | 57 | 57 | - | - |
3 | Послебукваный период | 14 | 14 | 1 | 1 |
Русский язык | |||||
4 | Наша речь | 2 | 2 | - | - |
5 | Текст, предложение, диалог | 3 | 3 | - | - |
6 | Слова, слова, слова | 4 | 4 | - | - |
7 | Слово и слог. Ударение | 4 | 4 | - | - |
8 | Звуки и буквы | 28 | 28 | 3 | 3 |
Итого: | 132 | 132 | 4 | 4 | |
2 класс | |||||
1 | Наша речь | 3 | 3 | ||
2 | Текст | 6 | 5 | 1 | 1 |
3 | Предложение | 10 | 11 | 2 | 2 |
4 | Слова, слова, слова | 20 | 20 | 2 | 2 |
5 | Звуки и буквы | 29 | 30 | 3 | 3 |
6 | Правописание буквосочетаний с шипящими звуками. | 26 | 25 | 2 | 2 |
7 | Части речи. | 34 | 34 | 3 | 3 |
8 | Повторение. | 8 | 8 | 2 | 2 |
Итого: | 136 | 136 | 15 | 15 | |
3 класс | |||||
1 | Язык и речь. | 2 | 2 | ||
2 | Текст. Предложение. Словосочетание. | 11 | 11 | 1 | 1 |
3 | Слово в языке и речи. | 18 | 18 | 1 | 1 |
4 | Состав слова. | 14 | 14 | 1 | 1 |
5 | Правописание частей слова. | 23 | 23 | 2 | 2 |
6 | Части речи. Имя существительное Имя прилагательное Местоимение Глагол | 1 27 15 4 14 | 1 27 15 4 14 | 0 2 1 0 1 | 0 2 1 0 1 |
7 | Повторение. | 7 | 7 | 1 | 2 |
Итого: | 136 | 136 | 15 | 16 | |
4 класс | |||||
1 | Повторение. | 10 | 10 | - | - |
2 | Предложение. | 6 | 6 | 1 | 1 |
3 | Слово в языке и речи. | 17 | 17 | 1 | 1 |
4 | Имя существительное. | 30 | 30 | 1 | 1 |
5 | Имя прилагательное. | 25 | 25 | 1 | 1 |
6 | Местоимение | 7 | 7 | 1 | 1 |
7 | Глагол | 27 | 27 | 1 | 1 |
8 | Повторение. | 14 | 14 | 1 | 2 |
Итого: | 136 | 136 | 7 | 8 |
В настоящее время на уроках русского языка используют следующие формы организации обучения: объяснительно-иллюстративное обучение (выдача учебной информации, наглядность), разноуровневое обучение (дифференцированный подход по уровню обученности), учебно-деловая игра (создание проблемной ситуации и др.), элементы развивающего обучения (личностно-ориентированное обучение), проектирование и другие технологии. Особое внимание уделяется коммуникативному взаимодействию между учителем и обучающихся, между самими учениками. Основной особенностью методов и форм обучения является то, что они используются в соответствии с индивидуальными возможностями обучающихся. К системе средств обучения относятся: учебники, учебные пособия, интерактивная доска, компьютер, ЦОРы, демонстрационные модели, раздаточный материал и др.
Формы контроля знаний. Контроль уровня достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий. Различают также текущий и тематический контроль.
Согласно нормам СанПиН 2.4.1178-02 учащимся 1 классов оценка (отметка) не выставляется.
При определении уровня предметных результатов первоклассников учитель руководствуется процентным соотношением оценочных суждений:
- высокий уровень - 85-100%;
- удовлетворительный - 70-84 %;
- минимальный - 40-69 %;
- неудовлетворительный - менее 39 %.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки по русскому языку во 2-4 классах:
Ошибки:
нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены и вставки лишних букв в словах;
неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);
наличие ошибок на изучение правила по орфографии;
существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;
отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;
употребление слов в несвойственном им значении (в изложении).
Недочеты:
отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;
отсутствие «красной» строки;
неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и тоже правило;
незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.
Снижение отметки за общее впечатление от работы допускается в случаях, указанных выше.
При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествования.
При оценке диктанта следует руководствоваться следующими критериями:
количество ошибок определяется после квалификации допущенных ошибок. Если ученик допустил несколько ошибок на одно орфографическое или пунктуационное правило, необходимо первые три из повторяющихся ошибок отмечать (подчеркивать), но засчитывать за одну ошибку. Если далее в работе допущены ошибки на ту же орфограмму, каждая следующая ошибка выносится как самостоятельная. Такой подход позволяет выявить и учесть на следующей ступени обучения индивидуальные особенности ученика, например, небольшой словарный запас, неумение подобрать проверочное слово, плохая зрительная (моторная, долговременная) память и т.п.
Исправления, допущенные учеником, ошибкой не считаются и не влияют на оценку работы.
Качество почерка и аккуратность оформления работы не влияют на оценку выполнения итогового диктанта.
Нормы оценок по русскому языку:
«5» («отлично») - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета (два недочета приравниваются к одной ошибке); логичность и полнота изложения;
«4» («хорошо») - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала;
«3» («удовлетворительно») - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса;
«2» («плохо») - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного; наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
При выполнении метапредметных работ оценивание происходит следующим образом. Результаты оцениваются по уровням:
высокий уровень - 90-100% - «5»
уровень выше среднего - 75-89 % - «4»
средний уровень – 50-74 % - «3»
низкий уровень — менее 49 % - «2»