12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Муравьева Мария Александровна55 |
Рабочая программа по русскому языку
Приложение 2
Рассмотрено Согласовано
на заседании МО Заместитель директора
Протокол №______ _______ Г.А.Ядрышникова
«22» мая 2017г. «25» мая 2017г.
Руководитель МО
_______В.И.Веселова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку, 4 класс
УМК «Перспективная начальная школа»
Муравьевой Марии Александровны,
учителя начальных классов
первой квалификационной категории
2017- 2018 учебный год
Содержание рабочей программы.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Содержание учебного предмета
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:
осознание языка как основного средства человеческого общения;
восприятие русского языка как явление национальной культуры;
понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
способность к итоговому и пооперационному самоконтролю;
овладение словами речевого этикета.
Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:
Регулятивные:
Ученик научится или получит возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания через выполнение системы заданий, ориентированных на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, рисунков, образца и т.д.
Познавательные:
умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
умения выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи, ситуации общения понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;
умение задавать вопросы;
самостоятельно формулировать тему и цели урока, составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем, работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
умение анализировать, сравнивать, классифицировать, установление причинных связей и зависимостей между объектами;
умение работать с таблицами, схемами, моделями;
умение представлять учебный материал в виде схем, моделей;
умение анализировать учебные тексты из разных предметных областей (математические, познавательные и др.) с точки зрения лингвистики;
вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным.
Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:
овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета;
умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;
умение проверять написанное;
умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
способность контролировать свои действия, проверять написанное.
Содержание учебного предмета
Фонетика и орфография
Системные наблюдения над фонетическими чередованиями согласных звуков (по глухости-звонкости, твердости-мягкости, месту и способу образования) и гласных звуков (замена ударных и безударных гласных).
Место ударения в слове. Разноместность и подвижность словесного ударения.
Расширение зоны применения общего правила обозначения фонетических чередований на письме: чередующиеся в одной и той же морфеме звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверок подобных написаний.
Правописание гласных в приставках (на примере приставок за-, про-, на-).
Правописание гласных в суффиксах (на примере суффиксов -лив- и -ов-).
Написание двойных согласных в словах иноязычного происхождения.
Чередования гласных с нулевым звуком («беглый гласный»). Написание суффиксов -ик-/-ек- с учетом наличия/отсутствия беглого гласного (повторение).
Написание о-ё после шипящих в разных частях слова: корнях, суффиксах и окончаниях (повторение).
Написание букв и-ы после приставки перед корнем, начинающимся на -и-.
Звукобуквенный разбор слова.
Лексика
Значение слова. Лексическое и грамматическое значение слова. Связь значений слова между собой (прямое и переносное значение; разновидности переносных значений).
Омонимия, антонимия, синонимия как лексические явления.
Паронимия (без введения термина) в связи с вопросами культуры речи.
Активный и пассивный словарный запас. Наблюдения над устаревшими словами и неологизмами.
Использование сведений о происхождении слов при решении орфографических задач.
Русская фразеология. Наблюдения над различиями между словом и фразеологизмом. Источники русской фразеологии. Стилистические возможности использования устойчивых выражений.
Морфемика и словообразование
Система способов словообразования в русском языке. Представление о словообразовательном аффиксе (без введения термина). Словообразование и орфография. Решение элементарных словообразовательных задач. Наблюдения над индивидуальным словотворчеством в поэзии (на уроках литературного чтения).
Морфемная структура русского слова.
Две основы глагола (основа начальной формы и формы настоящего времени). «Чередования звуков, видимые на письме» (исторические чередования), при словообразовании и словоизменении глаголов.
Разбор слов разных частей речи по составу.
Морфология
Система частей речи русского языка: самостоятельные и служебные части речи (повторение).
Имя существительное. Категориальное значение имен существительных (значение предметности). Правописание безударных падежных окончаний имен существительных трех склонений в единственном и множественном числе и их проверка (повторение). Синтаксическая функция имен существительных в предложении.
Морфологический разбор имени существительного.
Имя прилагательное. Категориальное значение имен прилагательных (значение признака). Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном числе и окончаний прилагательных во множественном числе.
Синтаксическая функция имен прилагательных в предложении.
Местоимение. Категориальное значение местоимений (значение указания на имя). Личные местоимения. Склонение личных местоимений. Стилистические особенности употребления местоимений.
Синтаксическая роль местоимений в предложении.
Глагол. Категориальное значение глагола (значение действия). Грамматическое значение глагола и система его словоизменения.
Виды глагола. Времена глагола (повторение). Формы времени глаголов несовершенного и совершенного вида. Изменение в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Грамматическое значение личных окончаний. Понятие о типах спряжения: два набора личных окончаний. Изменение в прошедшем времени по родам и числам. Грамматическое значение окончаний прошедшего времени.
Правописание безударных личных окончаний: необходимость определения спряжения глагола. Способы определения спряжения глагола: по ударным личным окончаниям; по суффиксу начальной формы при безударных личных окончаниях. Правописание глаголов-исключений.
Правописание глаголов в прошедшем времени.
Наблюдения за значением и написанием глаголов в изъявительном и повелительном наклонении (без введения терминов) типа «выпишете — выпишите».
Синтаксическая функция глаголов в предложении.
Союз. Представление о союзе как о части речи. Сведения об употреблении союзов. Синтаксическая функция союза в предложении с однородными членами и в сложном предложении. Правописание союзов а, и, но в предложении с однородными членами.
Синтаксис и пунктуация
Понятие об однородных членах предложения и способах оформления их на письме: бессоюзная и союзная связь. Предложения с однородными главными и однородными второстепенными членами предложения.
Формирование умения составлять схему предложения с однородными членами.
Разбор простого предложения по членам предложения.
Представления о сложном предложении (наблюдения).
Сопоставление пунктуации в простых и сложных предложениях с союзами.
Лексикография
Использование учебных словарей: толкового, словаря устойчивых выражений, орфографического (словарь «Пиши правильно»), обратного, орфоэпического (словарь «Произноси правильно»), этимологического (Словарь происхождения слов), словообразовательного для решения различных лингвистических задач. Создание учебных и внеучебных ситуаций, требующих обращения учащихся к словарям.
Развитие речи с элементами культуры речи
Освоение изложения как жанра письменной речи.
Сочинение по наблюдениям с использованием описания и повествования.
Определение в реальном научно-популярном и художественном текстах элементов рассуждения. Использование элементов рассуждения в собственном сочинении по наблюдениям или впечатлениям.
Знакомство с жанром аннотации. Тематическое описание (выделение под тем) литературного произведения и составление аннотации на конкретное произведение. Составление аннотации на сборник произведений. Определение основной идеи (мысли) литературного произведения для составления аннотации с элементами рассуждения (рецензии) без введения термина «рецензия».
Сочинение по живописному произведению с использованием описания и повествования, с элементами рассуждения.
Азбука вежливости. Культура диалога. Речевые формулы, позволяющие корректно высказывать и отстаивать свою точку зрения, тактично критиковать точку зрения оппонента. Необходимость доказательного суждения в процессе диалога.
Правила употребления предлогов о и об (о ежике, об утке; об этом, о том; об изумрудном, о рубиновом).
Правила употребления числительных ОБА и ОБЕ в разных падежных формах.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Русский язык 4 класс 5 часов - в неделю, 170 часов – в год
Учебник: Авторы: М. А. Каленчук, Н. А. Чуракова, Т. А. Байкова «Академкнига/Учебник» - 2012г
№ п/п | Тема урока | Домашнее задание | Дата | Примечание | |
план | факт | ||||
1 | Безударный гласный, проверяемый ударением, в корне, суффиксе и приставке | ||||
2 | Безударный гласный, проверяемый ударением, в корне, суффиксе и приставке | ||||
3. | Безударный гласный, проверяемый ударением, в корне, суффиксе и приставке | ||||
4. | Безударный гласный, проверяемый ударением, в корне, суффиксе и приставке | ||||
5. | Урок развития речи. Знакомимся с текстом-рассуждением | ||||
6 . | Различение суффиксов. Значение суффиксов | ||||
7. | Различение суффиксов. Значение суффиксов | ||||
8. | Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков | ||||
9. | Склонение слов ОБЕ, ОБА | ||||
10. | Урок развития речи. Учимся рассуждать | ||||
11. | Однородные члены предложения | ||||
12. | Однородные члены предложения | ||||
13. | Административная контрольная работа | ||||
14. | Работа над ошибками. Знаки препинания при однородных членах предложения | ||||
15. | Урок развития речи.Работа с картиной | ||||
16. | Знаки препинания при однородных членах предложения, объединенных союзами | ||||
17. | Знаки препинания при однородных членах предложения, объединенных союзами | ||||
18. | Глагол. Спряжение глагола. Ударные и безударные личные окончания | ||||
19. | Сравниваем личные окончания глаголов, принадлежащих к разным спряжениям | ||||
20. | Урок развития речи. Учимся рассуждать | ||||
21. | Учимся различать спряжение глаголов по ударным личным окончаниям | ||||
22 | Учимся различать спряжение глаголов по ударным личным окончаниям | ||||
23 | Учимся правильно писать безударные личные окончания глаголов | ||||
24. | Учимся правильно писать безударные личные окончания глаголов | ||||
25. | Урок развития речи.Учимся составлять научное сообщение | ||||
26. | Правило употребления предлогов о и об | ||||
27 | Продолжаем определять спряжение глагола по его начальной форме | ||||
28 | Продолжаем определять спряжение глагола по его начальной форме | ||||
29 | Продолжаем определять спряжение глагола по его начальной форме | ||||
30. | Урок развития речи.Продолжаем знакомиться с текстом-рассуждением | ||||
31 | Определяем спряжение глагола по его начальной форме | ||||
32 | Определяем спряжение глагола по его начальной форме | ||||
33. | Диктант по теме «Спряжение глаголов» | ||||
34. | Работа над ошибками. Азбука вежливости | ||||
35. | Урок развития речи. Письменное изложение | ||||
36. | Характеристика предложения и разбор слова как части речи | ||||
37. | Характеристика предложения и разбор слова как части речи | ||||
38. | Проверочная работа по теме «Характеристика предложения и разбор слова как части речи» | ||||
39. | Урок развития речи. Учимся составлять научное сообщение | ||||
40. | Урок развития речи.Продолжаем знакомиться с текстом-рассуждением | ||||
41. | Глагол. Спряжение глаголов БРИТЬ и СТЕЛИТЬ | ||||
42. | Глаголы с суффиксом -Я- в начальной форме | ||||
43. | Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени | ||||
44. | Урок развития речи.Составляем рассказ по картине | ||||
45. | Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени | ||||
46. | Суффиксы повелительной формы глагола | ||||
47. | Суффиксы повелительной формы глагола | ||||
48. | Различение повелительной формы мн. ч. и формы 2-го лица мн. ч. | ||||
49. | Урок развития речи.Что такое монолог и диалог | ||||
50. | Различение повелительной формы мн. ч. и формы 2-го лица мн. ч. | ||||
51. | Трудности написания глаголов на -ять в настоящем (или будущем) и в прошедшем времени | ||||
52. | Трудности написания глаголов на -ять в настоящем (или будущем) и в прошедшем времени | ||||
53. | Проверочная работа по теме «Правописание личных окончаний глаголов» | ||||
54. | Урок развития речи.Письменное изложение | ||||
55. | Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс -чь | ||||
56. | Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс -чь | ||||
57. | Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков | ||||
58. | Усекаемая и не усекаемая основа глаголов | ||||
59. | Урок развития речи.Учимся делать научное сообщение | ||||
60. | Усекаемая и не усекаемая основа глаголов | ||||
61. | Разноспрягаемые глаголы БЕЖАТЬ и ХОТЕТЬ | ||||
62 | Разноспрягаемые глаголы БЕЖАТЬ и ХОТЕТЬ | ||||
63. | Правописание О и Ё после шипящих в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных | ||||
64. | Урок развития речи.Азбука вежливости | ||||
65. | Контрольное списывание | ||||
66. | Правописание О и Ё после шипящих в разных частях слова | ||||
67. | Образование и правописание кратких форм прилагательных м.р. ед.ч. с основой на шипящий | ||||
68. | Образование наречий от прилагательных с основой на шипящий и их написание | ||||
69. | Проверочная работа по теме «Правописание О и Ё после шипящих в разных частях слова» | ||||
70. | Урок развития речи.Учимся писать сочинение по картине | ||||
71. | Повторение. Правописание орфограмм в окончаниях разных частей речи | ||||
72. | Административная контрольная работа | ||||
73. | Работа над ошибками.Повторение. Правописание глаголов. | ||||
74. | Урок развития речи.Продолжаем знакомиться с текстом-рассуждением | ||||
75 | Повторение. Правописание орфограмм в окончаниях разных частей речи | ||||
76 | Проверочная работа по теме «Повторение. Правописание орфограмм в окончаниях разных частей речи» | ||||
77 | Где используются однородные члены | ||||
78 | Где используются однородные члены | ||||
79. | Урок развития речи.Учимся писать сочинение | ||||
80. | Части речи. Имя существительное | ||||
81. | Урок развития речи.Что такое аннотация и как её составить | ||||
82. | Имя существительное | ||||
83. | Имя прилагательное | ||||
84. | Краткая форма прилагательных | ||||
85. | Синонимы (повторение) | ||||
86. | Урок развития речи. Продолжаем знакомиться с текстом-рассуждением | ||||
87. | Части речи. Глагол | ||||
88. | Правописание безударных гласных в корнях и приставках; правописание приставок РАЗ- / РАС- и С- | ||||
89. | Правописание безударных гласных в корнях и окончаниях существительных, прилагательных, глаголов. Определение спряжения | ||||
90. | Устойчивые выражения | ||||
91. | Урок развития речи. Описание предмета | ||||
92. | Простая и сложная форма будущего времени глаголов | ||||
93. | Простая и сложная форма будущего времени глаголов | ||||
94. | Различение 2 л. мн. ч. настоящего времени и повелительной формы глагола | ||||
95. | Правописание безударных гласных в корнях и окончаниях существительных, прилагательных и глаголов | ||||
96. | Урок развития речи.Что такое аннотация и как её составить | ||||
97. | Личные местоимения | ||||
98. | Личные местоимения | ||||
99. | Диктант по теме «Личные местоимения» | ||||
100. | Разбор слова по составу | ||||
101. | Урок развития речи. Письменное изложение | ||||
102. | Разбор по составу глаголов | ||||
103. | Разбор слова по составу | ||||
104. | Орфограммы в корнях слов | ||||
105. | Орфограммы в корнях слов | ||||
106. | Урок развития речи.Что такое монолог и диалог | ||||
107. | Орфограммы в корнях слов | ||||
108. | Орфограммы в суффиксах слов | ||||
109 | Существительные. Беглый гласный в суффиксе слов | ||||
110 | Существительные. Беглый гласный в суффиксе слов | ||||
111. | Проверочная работа по теме «Существительные. Беглый гласный в суффиксе слов» | ||||
112. | Урок развития речи. Учимся составлять аннотации | ||||
113. | Диктант по теме «Существительное» | ||||
114. | Работа над ошибками. Буквы О/Е после шипящих | ||||
115 | Прилагательные. Буквы О/Е после шипящих и Ц | ||||
116 | Проверочная работа по теме «Прилагательные.Буквы О/Е после шипящих и Ц» | ||||
117. | Урок развития речи. Продолжаем знакомиться с текстом-рассуждением | ||||
118. | Прилагательные. Буквы О/Е после шипящих и Ц | ||||
119 | Глагольные суффиксы | ||||
120 | Глагольные суффиксы | ||||
121. | Существительные. Орфограммы в окончаниях слов. | ||||
122. | Урок развития речи.Работа с картиной | ||||
123. | Орфограммы в окончаниях прилагательных | ||||
124 | Орфограммы в окончаниях глаголов | ||||
125 | Орфограммы в окончанияхглаголов | ||||
126. | Урок развития речи. Письменное изложение | ||||
127. | Диктант по теме «Глагольные суффиксы» | ||||
128. | Работа над ошибками. Учимся различать форму 2-го лица мн. ч. и повелительную форму мн.ч. глагола | ||||
129. | Орфограммы в окончанияхглаголов | ||||
130. | Учимся различать форму 2-го лица мн. ч. и повелительную форму мн.ч. глагола | ||||
131. | Урок развития речи. Учимся составлять аннотации | ||||
132. | Орфограммы в приставках | ||||
133. | Правописание Ъ после приставок на согласный перед гласными Е, Ё, Ю, Я | ||||
134. | Работа разделительного Ь | ||||
135. | Урок развития речи. Рассматриваем старые фотографии | ||||
136. | Правописание разделительного Ь в прилагательных, отвечающих на вопрос чей? | ||||
137. | Правописание разделительного Ь в прилагательных, отвечающих на вопрос чей? | ||||
138. | Правописание разделительного Ь в прилагательных, отвечающих на вопрос чей? | ||||
139. | Контрольное списывание | ||||
140. | Урок развития речи. Рассматриваем старые фотографии | ||||
141. | Слова, которые легко перепутать | ||||
142. | Административная контрольная работа | ||||
143. | Ь после шипящих на конце основы в словах разных частей речи | ||||
144. | Прилагательные. Краткая форма | ||||
145. | Урок развития речи.Учимся писать сочинение | ||||
146. | Ь после шипящих в глаголах | ||||
147. | Написание -ТЬСЯ и -ТСЯ в глаголах | ||||
148. | Глагол как часть речи | ||||
149. | Распространенные и нераспространенные предложения. Однородные члены | ||||
150. | Урок развития речи. Учимся рассказывать о творчестве писателя или поэта | ||||
151. | Разбор предложения по членам предложения | ||||
152. | Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях | ||||
153. | Диктант по теме «Глагол» | ||||
154. | Работа над ошибками. Отличие сложных предложений от простых предложений с однородными членами | ||||
155. | Постановка знаков препинания в сложных предложениях | ||||
156 | Постановка знаков препинания в сложных предложениях | ||||
157 | Проверочная работа по теме «Постановка знаков препинания в сложных предложениях» | ||||
158. | Постановка знаков препинания в сложных предложениях | ||||
159. | Диктант по теме «Знаки препинания в сложных предложениях» | ||||
160. | Работа над ошибками. Разбор предложения по членам предложения | ||||
161. | Разбор предложения по членам предложения | ||||
162. | Урок развития речи.Учимся рассказывать о творчестве писателя или поэта | ||||
163. | Совершенствование комплекса орфографических умений | ||||
164. | Совершенствование комплекса орфографических умений | ||||
165. | Совершенствование комплекса орфографических умений | ||||
166. | Урок развития речи.Учимся писать сочинение | ||||
167. | Урок развития речи.Учимся писать сочинение | ||||
168. | Систематизация знаний о слове; упражнение в различных видах разбора | ||||
169. | Систематизация знаний о слове; упражнение в различных видах разбора | ||||
170. | Систематизация знаний о слове; упражнение в различных видах разбора |
4