Рабочая программа по русскому языку в 4 классе
Приложение 2
Рассмотрено Согласовано
на заседании МО Заместитель директора
Протокол №______ _______ Г.А.Ядрышникова
«22» мая 2017г. «25» мая 2017г.
Руководитель МО
_______В.И.Веселова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку, 4 класс
УМК «Перспективная начальная школа»
Муравьевой Марии Александровны,
учителя начальных классов
первой квалификационной категории
2017- 2018 учебный год
Содержание рабочей программы.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Содержание учебного предмета
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:
осознание языка как основного средства человеческого общения;
восприятие русского языка как явление национальной культуры;
понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
способность к итоговому и пооперационному самоконтролю;
овладение словами речевого этикета.
Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:
Регулятивные:
Ученик научится или получит возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания через выполнение системы заданий, ориентированных на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, рисунков, образца и т.д.
Познавательные:
умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
умения выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи, ситуации общения понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;
умение задавать вопросы;
самостоятельно формулировать тему и цели урока, составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем, работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
умение анализировать, сравнивать, классифицировать, установление причинных связей и зависимостей между объектами;
умение работать с таблицами, схемами, моделями;
умение представлять учебный материал в виде схем, моделей;
умение анализировать учебные тексты из разных предметных областей (математические, познавательные и др.) с точки зрения лингвистики;
вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным.
Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:
овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета;
умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;
умение проверять написанное;
умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
способность контролировать свои действия, проверять написанное.
Содержание учебного предмета
Фонетика и орфография
Системные наблюдения над фонетическими чередованиями согласных звуков (по глухости-звонкости, твердости-мягкости, месту и способу образования) и гласных звуков (замена ударных и безударных гласных).
Место ударения в слове. Разноместность и подвижность словесного ударения.
Расширение зоны применения общего правила обозначения фонетических чередований на письме: чередующиеся в одной и той же морфеме звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверок подобных написаний.
Правописание гласных в приставках (на примере приставок за-, про-, на-).
Правописание гласных в суффиксах (на примере суффиксов -лив- и -ов-).
Написание двойных согласных в словах иноязычного происхождения.
Чередования гласных с нулевым звуком («беглый гласный»). Написание суффиксов -ик-/-ек- с учетом наличия/отсутствия беглого гласного (повторение).
Написание о-ё после шипящих в разных частях слова: корнях, суффиксах и окончаниях (повторение).
Написание букв и-ы после приставки перед корнем, начинающимся на -и-.
Звукобуквенный разбор слова.
Лексика
Значение слова. Лексическое и грамматическое значение слова. Связь значений слова между собой (прямое и переносное значение; разновидности переносных значений).
Омонимия, антонимия, синонимия как лексические явления.
Паронимия (без введения термина) в связи с вопросами культуры речи.
Активный и пассивный словарный запас. Наблюдения над устаревшими словами и неологизмами.
Использование сведений о происхождении слов при решении орфографических задач.
Русская фразеология. Наблюдения над различиями между словом и фразеологизмом. Источники русской фразеологии. Стилистические возможности использования устойчивых выражений.
Морфемика и словообразование
Система способов словообразования в русском языке. Представление о словообразовательном аффиксе (без введения термина). Словообразование и орфография. Решение элементарных словообразовательных задач. Наблюдения над индивидуальным словотворчеством в поэзии (на уроках литературного чтения).
Морфемная структура русского слова.
Две основы глагола (основа начальной формы и формы настоящего времени). «Чередования звуков, видимые на письме» (исторические чередования), при словообразовании и словоизменении глаголов.
Разбор слов разных частей речи по составу.
Морфология
Система частей речи русского языка: самостоятельные и служебные части речи (повторение).
Имя существительное. Категориальное значение имен существительных (значение предметности). Правописание безударных падежных окончаний имен существительных трех склонений в единственном и множественном числе и их проверка (повторение). Синтаксическая функция имен существительных в предложении.
Морфологический разбор имени существительного.
Имя прилагательное. Категориальное значение имен прилагательных (значение признака). Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном числе и окончаний прилагательных во множественном числе.
Синтаксическая функция имен прилагательных в предложении.
Местоимение. Категориальное значение местоимений (значение указания на имя). Личные местоимения. Склонение личных местоимений. Стилистические особенности употребления местоимений.
Синтаксическая роль местоимений в предложении.
Глагол. Категориальное значение глагола (значение действия). Грамматическое значение глагола и система его словоизменения.
Виды глагола. Времена глагола (повторение). Формы времени глаголов несовершенного и совершенного вида. Изменение в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Грамматическое значение личных окончаний. Понятие о типах спряжения: два набора личных окончаний. Изменение в прошедшем времени по родам и числам. Грамматическое значение окончаний прошедшего времени.
Правописание безударных личных окончаний: необходимость определения спряжения глагола. Способы определения спряжения глагола: по ударным личным окончаниям; по суффиксу начальной формы при безударных личных окончаниях. Правописание глаголов-исключений.
Правописание глаголов в прошедшем времени.
Наблюдения за значением и написанием глаголов в изъявительном и повелительном наклонении (без введения терминов) типа «выпишете — выпишите».
Синтаксическая функция глаголов в предложении.
Союз. Представление о союзе как о части речи. Сведения об употреблении союзов. Синтаксическая функция союза в предложении с однородными членами и в сложном предложении. Правописание союзов а, и, но в предложении с однородными членами.
Синтаксис и пунктуация
Понятие об однородных членах предложения и способах оформления их на письме: бессоюзная и союзная связь. Предложения с однородными главными и однородными второстепенными членами предложения.
Формирование умения составлять схему предложения с однородными членами.
Разбор простого предложения по членам предложения.
Представления о сложном предложении (наблюдения).
Сопоставление пунктуации в простых и сложных предложениях с союзами.
Лексикография
Использование учебных словарей: толкового, словаря устойчивых выражений, орфографического (словарь «Пиши правильно»), обратного, орфоэпического (словарь «Произноси правильно»), этимологического (Словарь происхождения слов), словообразовательного для решения различных лингвистических задач. Создание учебных и внеучебных ситуаций, требующих обращения учащихся к словарям.
Развитие речи с элементами культуры речи
Освоение изложения как жанра письменной речи.
Сочинение по наблюдениям с использованием описания и повествования.
Определение в реальном научно-популярном и художественном текстах элементов рассуждения. Использование элементов рассуждения в собственном сочинении по наблюдениям или впечатлениям.
Знакомство с жанром аннотации. Тематическое описание (выделение под тем) литературного произведения и составление аннотации на конкретное произведение. Составление аннотации на сборник произведений. Определение основной идеи (мысли) литературного произведения для составления аннотации с элементами рассуждения (рецензии) без введения термина «рецензия».
Сочинение по живописному произведению с использованием описания и повествования, с элементами рассуждения.
Азбука вежливости. Культура диалога. Речевые формулы, позволяющие корректно высказывать и отстаивать свою точку зрения, тактично критиковать точку зрения оппонента. Необходимость доказательного суждения в процессе диалога.
Правила употребления предлогов о и об (о ежике, об утке; об этом, о том; об изумрудном, о рубиновом).
Правила употребления числительных ОБА и ОБЕ в разных падежных формах.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Русский язык 4 класс 5 часов - в неделю, 170 часов – в год
Учебник: Авторы: М. А. Каленчук, Н. А. Чуракова, Т. А. Байкова «Академкнига/Учебник» - 2012г
№ п/п |
Тема урока |
Домашнее задание |
Дата |
Примечание |
|
план |
факт |
||||
1 |
Безударный гласный, проверяемый ударением, в корне, суффиксе и приставке |
||||
2 |
Безударный гласный, проверяемый ударением, в корне, суффиксе и приставке |
||||
3. |
Безударный гласный, проверяемый ударением, в корне, суффиксе и приставке |
||||
4. |
Безударный гласный, проверяемый ударением, в корне, суффиксе и приставке |
||||
5. |
Урок развития речи. Знакомимся с текстом-рассуждением |
||||
6 . |
Различение суффиксов. Значение суффиксов |
||||
7. |
Различение суффиксов. Значение суффиксов |
||||
8. |
Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков |
||||
9. |
Склонение слов ОБЕ, ОБА |
||||
10. |
Урок развития речи. Учимся рассуждать |
||||
11. |
Однородные члены предложения |
||||
12. |
Однородные члены предложения |
||||
13. |
Административная контрольная работа |
||||
14. |
Работа над ошибками. Знаки препинания при однородных членах предложения |
||||
15. |
Урок развития речи.Работа с картиной |
||||
16. |
Знаки препинания при однородных членах предложения, объединенных союзами |
||||
17. |
Знаки препинания при однородных членах предложения, объединенных союзами |
||||
18. |
Глагол. Спряжение глагола. Ударные и безударные личные окончания |
||||
19. |
Сравниваем личные окончания глаголов, принадлежащих к разным спряжениям |
||||
20. |
Урок развития речи. Учимся рассуждать |
||||
21. |
Учимся различать спряжение глаголов по ударным личным окончаниям |
||||
22 |
Учимся различать спряжение глаголов по ударным личным окончаниям |
||||
23 |
Учимся правильно писать безударные личные окончания глаголов |
||||
24. |
Учимся правильно писать безударные личные окончания глаголов |
||||
25. |
Урок развития речи.Учимся составлять научное сообщение |
||||
26. |
Правило употребления предлогов о и об |
||||
27 |
Продолжаем определять спряжение глагола по его начальной форме |
||||
28 |
Продолжаем определять спряжение глагола по его начальной форме |
||||
29 |
Продолжаем определять спряжение глагола по его начальной форме |
||||
30. |
Урок развития речи.Продолжаем знакомиться с текстом-рассуждением |
||||
31 |
Определяем спряжение глагола по его начальной форме |
||||
32 |
Определяем спряжение глагола по его начальной форме |
||||
33. |
Диктант по теме «Спряжение глаголов» |
||||
34. |
Работа над ошибками. Азбука вежливости |
||||
35. |
Урок развития речи. Письменное изложение |
||||
36. |
Характеристика предложения и разбор слова как части речи |
||||
37. |
Характеристика предложения и разбор слова как части речи |
||||
38. |
Проверочная работа по теме «Характеристика предложения и разбор слова как части речи» |
||||
39. |
Урок развития речи. Учимся составлять научное сообщение |
||||
40. |
Урок развития речи.Продолжаем знакомиться с текстом-рассуждением |
||||
41. |
Глагол. Спряжение глаголов БРИТЬ и СТЕЛИТЬ |
||||
42. |
Глаголы с суффиксом -Я- в начальной форме |
||||
43. |
Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени |
||||
44. |
Урок развития речи.Составляем рассказ по картине |
||||
45. |
Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени |
||||
46. |
Суффиксы повелительной формы глагола |
||||
47. |
Суффиксы повелительной формы глагола |
||||
48. |
Различение повелительной формы мн. ч. и формы 2-го лица мн. ч. |
||||
49. |
Урок развития речи.Что такое монолог и диалог |
||||
50. |
Различение повелительной формы мн. ч. и формы 2-го лица мн. ч. |
||||
51. |
Трудности написания глаголов на -ять в настоящем (или будущем) и в прошедшем времени |
||||
52. |
Трудности написания глаголов на -ять в настоящем (или будущем) и в прошедшем времени |
||||
53. |
Проверочная работа по теме «Правописание личных окончаний глаголов» |
||||
54. |
Урок развития речи.Письменное изложение |
||||
55. |
Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс -чь |
||||
56. |
Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс -чь |
||||
57. |
Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков |
||||
58. |
Усекаемая и не усекаемая основа глаголов |
||||
59. |
Урок развития речи.Учимся делать научное сообщение |
||||
60. |
Усекаемая и не усекаемая основа глаголов |
||||
61. |
Разноспрягаемые глаголы БЕЖАТЬ и ХОТЕТЬ |
||||
62 |
Разноспрягаемые глаголы БЕЖАТЬ и ХОТЕТЬ |
||||
63. |
Правописание О и Ё после шипящих в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных |
||||
64. |
Урок развития речи.Азбука вежливости |
||||
65. |
Контрольное списывание |
||||
66. |
Правописание О и Ё после шипящих в разных частях слова |
||||
67. |
Образование и правописание кратких форм прилагательных м.р. ед.ч. с основой на шипящий |
||||
68. |
Образование наречий от прилагательных с основой на шипящий и их написание |
||||
69. |
Проверочная работа по теме «Правописание О и Ё после шипящих в разных частях слова» |
||||
70. |
Урок развития речи.Учимся писать сочинение по картине |
||||
71. |
Повторение. Правописание орфограмм в окончаниях разных частей речи |
||||
72. |
Административная контрольная работа |
||||
73. |
Работа над ошибками.Повторение. Правописание глаголов. |
||||
74. |
Урок развития речи.Продолжаем знакомиться с текстом-рассуждением |
||||
75 |
Повторение. Правописание орфограмм в окончаниях разных частей речи |
||||
76 |
Проверочная работа по теме «Повторение. Правописание орфограмм в окончаниях разных частей речи» |
||||
77 |
Где используются однородные члены |
||||
78 |
Где используются однородные члены |
||||
79. |
Урок развития речи.Учимся писать сочинение |
||||
80. |
Части речи. Имя существительное |
||||
81. |
Урок развития речи.Что такое аннотация и как её составить |
||||
82. |
Имя существительное |
||||
83. |
Имя прилагательное |
||||
84. |
Краткая форма прилагательных |
||||
85. |
Синонимы (повторение) |
||||
86. |
Урок развития речи. Продолжаем знакомиться с текстом-рассуждением |
||||
87. |
Части речи. Глагол |
||||
88. |
Правописание безударных гласных в корнях и приставках; правописание приставок РАЗ- / РАС- и С- |
||||
89. |
Правописание безударных гласных в корнях и окончаниях существительных, прилагательных, глаголов. Определение спряжения |
||||
90. |
Устойчивые выражения |
||||
91. |
Урок развития речи. Описание предмета |
||||
92. |
Простая и сложная форма будущего времени глаголов |
||||
93. |
Простая и сложная форма будущего времени глаголов |
||||
94. |
Различение 2 л. мн. ч. настоящего времени и повелительной формы глагола |
||||
95. |
Правописание безударных гласных в корнях и окончаниях существительных, прилагательных и глаголов |
||||
96. |
Урок развития речи.Что такое аннотация и как её составить |
||||
97. |
Личные местоимения |
||||
98. |
Личные местоимения |
||||
99. |
Диктант по теме «Личные местоимения» |
||||
100. |
Разбор слова по составу |
||||
101. |
Урок развития речи. Письменное изложение |
||||
102. |
Разбор по составу глаголов |
||||
103. |
Разбор слова по составу |
||||
104. |
Орфограммы в корнях слов |
||||
105. |
Орфограммы в корнях слов |
||||
106. |
Урок развития речи.Что такое монолог и диалог |
||||
107. |
Орфограммы в корнях слов |
||||
108. |
Орфограммы в суффиксах слов |
||||
109 |
Существительные. Беглый гласный в суффиксе слов |
||||
110 |
Существительные. Беглый гласный в суффиксе слов |
||||
111. |
Проверочная работа по теме «Существительные. Беглый гласный в суффиксе слов» |
||||
112. |
Урок развития речи. Учимся составлять аннотации |
||||
113. |
Диктант по теме «Существительное» |
||||
114. |
Работа над ошибками. Буквы О/Е после шипящих |
||||
115 |
Прилагательные. Буквы О/Е после шипящих и Ц |
||||
116 |
Проверочная работа по теме «Прилагательные.Буквы О/Е после шипящих и Ц» |
||||
117. |
Урок развития речи. Продолжаем знакомиться с текстом-рассуждением |
||||
118. |
Прилагательные. Буквы О/Е после шипящих и Ц |
||||
119 |
Глагольные суффиксы |
||||
120 |
Глагольные суффиксы |
||||
121. |
Существительные. Орфограммы в окончаниях слов. |
||||
122. |
Урок развития речи.Работа с картиной |
||||
123. |
Орфограммы в окончаниях прилагательных |
||||
124 |
Орфограммы в окончаниях глаголов |
||||
125 |
Орфограммы в окончанияхглаголов |
||||
126. |
Урок развития речи. Письменное изложение |
||||
127. |
Диктант по теме «Глагольные суффиксы» |
||||
128. |
Работа над ошибками. Учимся различать форму 2-го лица мн. ч. и повелительную форму мн.ч. глагола |
||||
129. |
Орфограммы в окончанияхглаголов |
||||
130. |
Учимся различать форму 2-го лица мн. ч. и повелительную форму мн.ч. глагола |
||||
131. |
Урок развития речи. Учимся составлять аннотации |
||||
132. |
Орфограммы в приставках |
||||
133. |
Правописание Ъ после приставок на согласный перед гласными Е, Ё, Ю, Я |
||||
134. |
Работа разделительного Ь |
||||
135. |
Урок развития речи. Рассматриваем старые фотографии |
||||
136. |
Правописание разделительного Ь в прилагательных, отвечающих на вопрос чей? |
||||
137. |
Правописание разделительного Ь в прилагательных, отвечающих на вопрос чей? |
||||
138. |
Правописание разделительного Ь в прилагательных, отвечающих на вопрос чей? |
||||
139. |
Контрольное списывание |
||||
140. |
Урок развития речи. Рассматриваем старые фотографии |
||||
141. |
Слова, которые легко перепутать |
||||
142. |
Административная контрольная работа |
||||
143. |
Ь после шипящих на конце основы в словах разных частей речи |
||||
144. |
Прилагательные. Краткая форма |
||||
145. |
Урок развития речи.Учимся писать сочинение |
||||
146. |
Ь после шипящих в глаголах |
||||
147. |
Написание -ТЬСЯ и -ТСЯ в глаголах |
||||
148. |
Глагол как часть речи |
||||
149. |
Распространенные и нераспространенные предложения. Однородные члены |
||||
150. |
Урок развития речи. Учимся рассказывать о творчестве писателя или поэта |
||||
151. |
Разбор предложения по членам предложения |
||||
152. |
Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях |
||||
153. |
Диктант по теме «Глагол» |
||||
154. |
Работа над ошибками. Отличие сложных предложений от простых предложений с однородными членами |
||||
155. |
Постановка знаков препинания в сложных предложениях |
||||
156 |
Постановка знаков препинания в сложных предложениях |
||||
157 |
Проверочная работа по теме «Постановка знаков препинания в сложных предложениях» |
||||
158. |
Постановка знаков препинания в сложных предложениях |
||||
159. |
Диктант по теме «Знаки препинания в сложных предложениях» |
||||
160. |
Работа над ошибками. Разбор предложения по членам предложения |
||||
161. |
Разбор предложения по членам предложения |
||||
162. |
Урок развития речи.Учимся рассказывать о творчестве писателя или поэта |
||||
163. |
Совершенствование комплекса орфографических умений |
||||
164. |
Совершенствование комплекса орфографических умений |
||||
165. |
Совершенствование комплекса орфографических умений |
||||
166. |
Урок развития речи.Учимся писать сочинение |
||||
167. |
Урок развития речи.Учимся писать сочинение |
||||
168. |
Систематизация знаний о слове; упражнение в различных видах разбора |
||||
169. |
Систематизация знаний о слове; упражнение в различных видах разбора |
||||
170. |
Систематизация знаний о слове; упражнение в различных видах разбора |
4