Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов
I Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 1 - 4 классов МАОУ СОШ № 37 города Тюмени имени Героя Советского Союза Н.И.Кузнецова на 2020-2021 учебный год разработана в соответствии с нормативными документами:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции);
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (ред. от 31.12.2015 № 1576) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- «Санитарно - эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждённые Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 (ред. от 24.12.2015);
- Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН2.4.2.3286 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утверждёнными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26;
- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.09.2017 № 2039-р «Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 – 2023 годы»;
- Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ № 37 города Тюмени имени Героя Советского Союза Н.И.Кузнецова, утвержденная приказом №151 от 28.05.2015 с дополнениями приказ №188 от 31.05.2016;
- Учебным планом МАОУ СОШ № 37 города Тюмени имени Героя Советского Союза Н.И. Кузнецова на 2020 -2021 учебный год, утвержденный приказом № 343 от 31.08.2020;
- Авторской программой по предмету «Русский язык» В.Г. Кананкиной, М.В.Горецкого, М.В. Бойкиной – М.: Просвещение, 2014.
Для освоения программы используется учебник Русский язык. В.Г. Кананкиной, М.В.Горецкого, М.В. Бойкиной -М.: Просвещение,2019.
Цели и задачи
В настоящее время основные задачи российского образования в целом и начального общего образования в частности можно определить следующим образом: формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основ для самостоятельной реализации учебной деятельности, которая может обеспечить социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
С этим общим целеполаганием тесно связаны и цели изучения предмета «Русский язык» в начальной школе:
1) познавательная (ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся);
2)социокультурная (формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры.
Задачи: формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности.
Общая характеристика
Отличительной особенностью курса русского языка является коммуникативно познавательная основа, общая с курсом литературного чтения. Содержание этих двух курсов имеет ярко выраженную коммуникативно-речевую и познавательную направленность, охватывающую три аспекта изучения родного языка: систему языка, речевую деятельность и литературный текст, что обеспечивает реализацию в обучении системно-деятельностного подхода.
Программа курса обеспечивает целостное изучение родного языка в начальной школе за счёт реализации трёх принципов:
1) коммуникативного;
2) познавательного;
3) принципа личностной направленности обучения и творческой активности учащихся.
Коммуникативный принцип предусматривает:
осмысление и реализацию основной функции языка — быть средством общения;
развитие умения ориентироваться в ситуациях общения (понимать цель и результат общения собеседников, контролировать и корректировать свою речь в зависимости от ситуации общения);
знакомство с различными системами общения (устными и письменными, речевыми и неречевыми);
формирование представления о тексте как результате (продукте) речевой деятельности;
развитие у учащихся желания (потребности) создавать собственные тексты различной стилевой направленности: деловой (записка, письмо, объявление и др.), художественной (рассказ, стихотворение, сказка), научно-познавательной;
организацию учебного (делового) общения (общение как диалог учителя с детьми и друг с другом) с использованием формул речевого этикета и духовно-нравственного стиля общения, основанного на уважении, взаимопонимании и потребности в совместной деятельности.
Познавательный принцип предполагает:
усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека и как средства познания мира через слово;
развитие мышления младших школьников с опорой на «два крыла познания»:
образное и абстрактно-логическое мышление, развитие интуиции и воображения;
поэтапное усвоение важнейших понятий курса от наглядно-практического и наглядно-образного уровня до усвоения понятий в абстрактно-логической, понятийной форме;
осмысление понятия «культура», обеспечивающее целостность содержания обучения русскому языку, помогающее выявить пути образования изучаемого понятия (от его культурно-исторических истоков, где соединяется предмет деятельности с его функцией, до конечного результата деятельности, т. е. до образования того или иного понятия);
освоение процессов анализа и синтеза в структуре мыслительных действий (сравнения, классификации, систематизации и обобщения) и в общем процессе познания;
осмысление языка как знаковой системы особого рода и его заместительной функции;
рассмотрение слова как сложного языкового знака, как двусторонней единицы языка и речи;
формирование смыслового, а не озвучивающего чтения; объектом внимания учащихся становится как звуковая сторона слова, так и его смысл, значение;
поэтапное усвоение языка от раскрытия его лексико-семантической стороны (значения слов) до усвоения звукобуквенной и формально-грамматической (абстрактной) его формы.
Принцип личностной направленности обучения и творческой активности обеспечивает:
пробуждение у ребёнка желания учиться и получать знания;
формирование представлений о книге, родном языке и классической литературе как культурно-исторической ценности;
развитие интереса к изучению языка и творческой активности за счёт логики его усвоения, построенной «от ребёнка», а не «от науки о языке»(последняя предоставляет учащимся лишь конечные результаты познавательной деятельности, зафиксированные в форме готовых абстрактных понятий, годных для запоминания, поскольку не раскрывается путь их образования);
знакомство и освоение базовых ценностей, основанных на традициях отечественной культуры и обеспечивающих учащимся духовно-нравственную основу поведения и общения со сверстниками и взрослыми;
творческую самореализацию личности в процессе изучения русского языка и работы с художественным произведением через создание собственных текстов.
Реализация данных принципов позволяет наиболее полно обеспечить не только «инструментальную основу компетентности учащихся» (систему знаний, умений и навыков), но и духовно-нравственное развитие личности, обретение социального опыта.
Изучение русского языка на основе этих принципов создаёт реальные условия для реализации деятельностного подхода, благодаря которому предметное содержание разворачивается «от ребёнка», становится доступным и интересным для учащихся.
Начальным этапом изучения русского языка является обучение грамоте.
Основное внимание в этот период отводится изучению письменной речи и развитию фонематического слуха детей. Параллельно с освоением письменных форм речевого общения (умениями читать и писать) идёт совершенствование устных форм общения (умений слушать и говорить). Поэтому ключевым понятием в содержании обучения грамоте является «общение», которое не рассматривается статично, а разворачивается в форме деятельности, протекающей в культурно-историческом плане — от истоков возникновения процесса общения у людей (в письменной его форме) до развития письма на современном уровне.
После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Изучение систематического курса русского языка обеспечивает:
сознательное овладение (на доступном детям уровне) родным языком как средством общения и познания для свободного пользования им в различных ситуациях общения;
развитие коммуникативно-речевых умений (писать и говорить, слушать и читать), функциональной грамотности и интеллектуальных способностей учащихся;
формирование бережного отношения к языку, его богатству, глубине и выразительности; развитие интереса к родному языку, его изучению;
формирование стиля речевого общения учащихся, основанного на уважении к собеседнику и его мнению;
приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям русского языка и отечественной культуры.
Коммуникативно-познавательная направленность курса и реализуемый в нём системно-деятельностный подход нацеливают младших школьников на совместное изучение системы языка (фонетических, лексических, грамматических единиц) и осмысление способов функционирования этих языковых единиц в устной и письменной речи, в различных ситуациях общения и различных текстах.
Содержание курса раскрывается в доступной детям форме суть и специфику языка как средства общения и познания, как знаковой системы особого рода.
Содержание курса охватывает довольно широкий круг сведений, относящихся к разным сторонам языка. Учащиеся знакомятся с фонетическим составом слова, с делением слова на слоги и значащие части, с основными частями речи и важнейшими их формами, с различными видами предложений, с членами предложений, усваивают правила правописания. Программа предполагает знакомство учащихся с лексическим значением слова (без термина), с многозначностью слов и синонимией.
Обучение русскому языку на основе данной Программы имеет личностно ориентированный характер, так как оно построено с учётом уровня развития интересов ребёнка и его познавательных возможностей. Поэтому языковые понятия не даются в готовом виде (или на объяснительно-иллюстративной основе), а разворачиваются как процесс их получения, а в дальнейшем - как деятельность по их усвоению.
Познавательная направленность программы обеспечивает усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека, как средства познания окружающего мира и развития речевого мышления.
Большое значение в Программе придаётся изучению языка как знаковой системы, так как она позволяет обратить внимание на взаимодействие смысловой (содержательной) и формальной сторон речи, что принципиально меняет систему изучения языка.
Обращение к семантической стороне языка создаёт условия для гармоничного развития образного и логического мышления. При этом повышается речевая активность и функциональная грамотность детей, возникает интерес и появляется бережное отношение к родному языку, его богатству и выразительности, развивается речевое мышление учащихся.
Программа предусматривает не только знакомство детей со знаково-символической деятельностью, но и освоение основ мыслительного процесса - анализа и синтеза, присутствующих в важнейших мыслительных операциях (сравнение, классификация, систематизация и обобщение).
В число основных содержательных линий программы входят:
- основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
- орфография и пунктуация;
- развитие речи.
Содержание программы и подходы к изучению русского языка имеют ряд особенностей. Так, изучению состава слова предшествуют упражнения на словообразование. Другой особенностью данной программы является подход к изучению частей речи, меняющий отношение учащихся к слову. Если при изучении лексики учащиеся имеют дело с единичным словом и его значением, то при освоении грамматики они работают с целой группой(классом) слов, имеющих общие признаки. Здесь важна не столько функция наименования, сколько функция обобщения, освоение которой необходимо для развития абстрактно-логического мышления (способ образования понятий). Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики, морфологии, морфемики и синтаксиса.
Для того чтобы изучение грамматики стало важнейшим элементом развития речи и мышления учащихся, а не тренировкой их памяти, в содержание включено формирование умений классифицировать (группировать) слова по разным основаниям (смысловым и формально-грамматическим). Эти учебные умения помогают учащимся различать особенности работы со словом с его конкретным значением в лексике и с абстрактным (обобщённым) значением слов в грамматике.
Такой подход подводит учащихся к самостоятельному выводу о наличии у целого класса слов общих признаков (грамматического значения, т. е. значения предметности, форм рода, числа и падежа у существительных и т. д.).
В данном курсе изучение частей речи строится поэтапно: от лексики к грамматике через различные уровни классификации и обобщения слов. Осознание различий между грамматическим (обобщённым) и лексическим (единичным) значением слова позволяет уйти от формального изучения грамматики.
В курсе изменён подход к изучению предложений. Предложение рассматривается как основная коммуникативная единица языка. Сначала формируется представление о предложении в целом (смысловая и интонационная завершённость, связи слов в предложении). Затем дети учатся классифицировать предложения по интонации (восклицательные — невосклицательные), по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные). После того как они накопят опыт наблюдений за предложением в различных речевых ситуациях, вводятся определения понятий.
Программа ориентирует на создание условий для развития регулятивных учебных действий, которые вносят порядок и планомерность в любую деятельность и составляют основу учебной деятельности. Формируются умения ставить цель, определять последовательность действий, контролировать, корректировать и оценивать их.
Программой предусматривается отработка навыков чистописания — своеобразная графическая «гимнастика», где используются образцы письма, отрабатывается написание обобщённых элементов букв, их соединений в словах, ритмическое и темповое написание слов и предложений, даётся установка на каллиграфическое написание букв, их соединений, осуществляется самоконтроль и взаимопроверка.
Отдельный, весьма важный элемент программы — знакомство со словарём.
Предполагается знакомство младших школьников с разными словарями:
орфографическим, толковым, энциклопедическим, словарём синонимов и антонимов.
Раздел «Развитие речи» предусматривает не только обогащение словаря, совершенствование грамматического строя речи (в устной и письменной форме), освоение различных видов работы с текстом, но и формирование представлений о речи в целом, о речевом общении, о средствах общения (вербальных и невербальных).
Изучение систематического курса русского языка начинается с обобщения первоначальных сведений о речевом общении и языке как средстве коммуникации, полученных в период обучения грамоте.
Программа ориентирует на выработку умений точно и ясно выражать свои мысли в речи, решать в процессе общения ту или иную речевую задачу (одобрить, объяснить, выразить удивление, подтвердить мысль собеседника и т. д.), держать в поле внимания содержание речи и форму её выражения.
Помимо общих представлений о тексте, ученики получают первые сведения о различных типах текстов (повествование, описание, рассуждение), начинают осмысливать роль слова в художественном тексте, работают с заглавием и составляют план (с помощью учителя), наблюдают за стилистическими особенностями художественных и научно - познавательных текстов.
Рассмотрение языка как средства общения в конкретных коммуникативно-речевых ситуациях и текстах (научных, деловых, художественных) помогает детям представить язык целостно, что повышает мотивацию в обучении родному языку.
Методы и технологии
В настоящее время использование современных образовательных технологий, обеспечивающих личностное развитие ребенка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности (воспроизведение оставшегося в памяти) в учебном процессе, можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени.
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
- развивающее обучение;
- проблемное обучение;
- разноуровневое обучение;
- технологию изучения изобретательских задач (ТРИЗ);
- исследовательские методы в обучении;
- проектные методы обучения;
- технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;
- обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии и др.
К основным методам обучения русскому языку традиционно относятся такие, как слово учителя, беседа, метод наблюдения над языковым и речевым материалом, использование наглядности, работа с книгой.
Место курса в учебном плане
На изучение русского языка в начальной школе выделяется всего 675 ч.
В первом классе — 132 ч (4 ч в неделю, 33 учебные недели), из них 92 ч (23 учебные недели) отводится на обучение письму в период обучения грамоте и 40 ч (10 учебных недель) — на уроки русского языка.
Во 2—4 классах на уроки русского языка отводится по 136 ч (4 ч в неделю, по 34 учебные недели в каждом классе).II. Планируемые результаты
Класс | 1 | 2 | 3 | 4 |
Личностные | Обучающийся получит возможность: - осмыслить себя в качестве школьника, своё положительное отношение к школе; - осмыслить значение общения для передачи и получения информации; - для формирования уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и как к государственному языку; - для формирования интереса к языковой и речевой деятельности; - освоить основные правила речевого общения; - получить представление о многообразии окружающего мира и духовных традициях русского народа; - получить представление об этических чувствах (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, миролюбие, терпение и т. д.); - получить первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками; - для формирования потребности к творческой деятельности. | Обучающийся научится: понимать значимость речи для процесса общения; испытывать чувство гордости за родной язык; осознавать потребность в освоении лексического богатства родного языка; уважительно относиться к языку и его традициям; осознавать необходимость свободного владения языком для успешного общения; применять навыки культурного поведения при общении. Обучающийся получит возможность: развивать личностные качества в процессе общения (внимание к собеседнику, терпение, использование вежливых слов и т. п.); испытывать потребность в общении; осмысливать значение общения; понимать культурную значимость орфографически верной письменной речи; осознавать необходимость писать грамотно; сформировать интерес к изучению истории русского языка; понимать значение орфоэпически правильно звучащей речи для успешного общения людей, для определения культурного уровня человека; стремиться к совершенствованию своей произносительной культуры; развивать потребность к постоянному обогащению своего словаря; проявлять интерес к топонимике родного края (к истории географических названий), к истории слов (в том числе и личных имён); научиться уважительному отношению к художественным произведениям, испытывать интерес к ним, воспитывать в себе внимательное отношение к использованию слова в художественной речи; создавать собственные словесные произведения по образцу; •понимать изобразительные возможности гласных и согласных звуков в речи, использовать эти возможности при создании собственных речевых произведений; осознать потребность обращения к справочной лингвистической литературе (орфографическому и орфоэпическому словарям); научиться добросовестно относиться к труду и его результатам (на примере знакомства с деятельностью В. И. Даля), усвоить негативное отношение к лени; усвоить уважительное отношение к семейным ценностям; осознать важность сопереживания близким, попавшим в трудные ситуации; сформировать навыки поведения в экстремальных ситуациях; научиться проявлять интерес и уважение к различным профессиям и их представителям; научиться относиться с уважением к обычаям других народов и стран; расширять свой кругозор путём знакомства с новыми географическими объектами, старинными городами, выдающимися людьми; сформировать интерес и любовь к живой природе; сформировать гуманное отношение к домашним животным; соблюдать правила поведения при проведении дидактических игр в классе; оценивать степень своего продвижения в освоении учебного материала; понимать необходимость постепенности в усвоении знаний (на примере повторного обращения к употреблению разделительного твёрдого знака). | Обучающийся научится: -испытывать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России при работе с текстами об истории и культуре нашей страны, древних и современных городах, известных людях; осознавать свою этническую и национальную принадлежность; относиться с уважением к представителям других народов; уважительно относиться к иному мнению; понимать практическую значимость получаемых знаний по русскому языку; соблюдать правила поведения на уроке и в классе; развивать навыки сотрудничества с одноклассниками и со взрослыми; • конструктивно разрешать проблемные ситуации; оценивать свои успехи в освоении языка. Обучающийся получит возможность: сформировать целостный социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; воспринимать окружающий мир как единый «мир общения»; эффективно взаимодействовать с окружающим миром (людьми, природой, культурой) для успешной адаптации в коллективе и обществе; развивать свои коммуникативные и литературно-творческие способности; осваивать духовно-нравственные ценности при работе с текстами о мире, обществе, нравственных проблемах; совершенствовать свою речь и общую культуру; сформировать эстетические чувства при работе с поэтическими и прозаическими произведениями. | Обучающийся научится: осознавать свою гражданскую идентичность, свою этническую принадлежность в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; уважительно, с гордостью относиться к своей стране, её людям, истории, родному языку, осознавать ответственность человека за общее благополучие; осознавать роль языка как основного средства человеческого общения и явления национальной культуры, не забывая о вспомогательных средствах общения (мимика, жесты, выразительные движения, интонация); осваивать духовно-нравственные ценности, заложенные в языке и выражаемые с помощью языка; проявлять интерес к изучению родного языка; понимать значимость позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, стремления к его грамотному использованию; стремиться применять полученные знания в практике речевого общения; понимать зависимость культурного уровня человека от степени его владения языком; относиться к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека; осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры; доброжелательно относиться к собеседникам; уважать чужое мнение; положительно относиться к школе, ориентироваться на содержательные моменты школьной действительности; формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; осознавать причины успеха в учебной деятельности, производя самоанализ и самоконтроль результата, анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимая обоснованность оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; ориентироваться в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; ориентироваться в своем поведении на общепринятые моральные нормы; понимать чувства других людей и сопереживать им; ориентироваться на здоровый образ жизни; понимать основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; испытывать и выражать чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой; понимать эстетическую ценность произведений мастеров слова; стремиться к созданию собственных речевых произведений, вызывающих чувство прекрасного; осознавать потребность в использовании справочной литературы; стремиться к совершенствованию своих знаний в области родного языка. Обучающийся получит возможность: осознать необходимость учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; выработать устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения; учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач; понимать установку на здоровый образ жизни и реализовать её в реальном поведении и поступках; научиться осознавать искусство как значимую сферу человеческой жизни; понимать чувства других людей и сопереживать им, совершать поступки, направленные на помощь другим и обеспечение их благополучия. |
Метапредметные | Обучающийся получит возможность: -принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя; -высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи; -проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на предложенный алгоритм («узелки на память»); -оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; -целенаправленно слушать учителя и одноклассников, участвовать в обсуждении и решении познавательных задач; -ориентироваться в учебнике и использовать условные обозначения при освоении материала урока; -осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации; -понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику); -работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя; -понимать текст, опираясь на содержащуюся в нём информацию, находить в нём необходимые факты, сведения и другую информацию; -преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели) в словесную формподруководством учителя; -понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; -составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме, обсуждать её, участвуя в диалоге с соблюдением правил бесконфликтного общения; -осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя); -делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; -использовать собственный опыт в решении познавательных задач; -слушать собеседника и понимать речь других; -оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); -принимать участие в диалоге; -задавать вопросы, отвечать на вопросы других; -работать в парах и в группах; -договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; -признавать существование различных точек зрения, высказывать собственное мнение; -оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости. | Обучающийся научится: использовать знаково-символические средства для решения учебных задач; работать с моделями слова, звуковыми схемами; пользоваться наглядно-образными схемами для классификации языковых единиц; контролировать свою речь в процессе общения. Обучающийся получит возможность научиться: находить сходство и различие языковых единиц (звук и буква, гласные и согласные звуки, слово и предложение, корень и приставка, суффикс; тексты разных типов и т. д.); сравнивать языковые единицы по разным критериям; развивать логическое мышление (при восстановлении последовательности предложений в тексте, при делении текста на предложения, при прогнозировании возможного содержания и типа текста по его заглавию, по изо-бражённой на рисунке жизненной ситуации, при распределении слов на группы); развивать абстрактное мышление при классификации слов по частям речи; классифицировать языковые единицы по различным критериям; работать с предложенными алгоритмами и самостоятельно или с помощью учителя составлять алгоритмы (например, алгоритмы проверки орфограмм); • понимать значение алгоритма для осуществления своей деятельности; сотрудничать со сверстниками в процессе выполнения парной и групповой работы; работать с различными словарями и справочниками, составленными по алфавитному принципу; развивать речь (при составлении словосочетаний и предложений из за-данных слов и по рисунку, при изменении слов — названий предметов по числам, при работе с прозаическими текстами и составлении собственных текстов, при изложении текста, при доказательстве верности своего решения, при объяснении выбора проверочных слов, при подборе обобщающих слов, при составлении собственных речевых произведений по заданной теме, по жизненным впечатлениям, при подборе пословиц с заданным словом, при составлении загадок, составлении диалогов, характерных для различных ком-муникативных ситуаций, и т. п.); развивать внимание (например: нахождение «третьего лишнего», работа с картинками, нахождение ошибок в чужом тексте и т. п.); понимать значение орфоэпически грамотного произношения слов при общении; понимать важность орфографически правильного написания слов для общения, понимания письменной речи; понимать обучающую задачу дидактических игр; принимать участите в составлении учебных лингвистических словарей; применять полученные знания для решения практических задач. | Обучающийся научится: -ориентироваться в пространстве учебника с помощью знаков навигации; -понимать цели и задачи учебной деятельности; -находить ответы на проблемные вопросы; -пользоваться различными алгоритмами, предлагаемыми в учебнике (рубрики «Шаги к умению», «Узелки на память»); самостоятельно оценивать свои достижения; пользоваться знаково-символическими средствами в учебных целях (схема речевого общения, рисунок — схема состава слова, рисунок — схема частей речи); пользоваться справочной литературой (словарями) развивать логическое мышление при сравнении различных языковых единиц (слово, словосочетание, предложение; корневые и аффиксальные морфемы; главные и второстепенные члены предложения и др.) и при классификации языковых единиц по различным критериям; развивать речь при анализе художественных и научных текстов и при составлении собственных текстов различных типов. Обучающийся получит возможность научиться: делать самостоятельные выводы; находить выход из проблемных ситуаций; определять цель и дидактическую значимость предлагаемых учебных заданий; выступать в разных ролевых функциях (учитель — ученик), предусмотренных заданиями. | Обучающийся научится: систематизировать и обобщать полученные знания; оценивать свои успехи в учебной деятельности; контролировать и корректировать свои действия; ставить и осмысливать цель, определять способы её достижения и последовательность своих действий; анализировать результаты, анализировать их с поставленной целью; работа в паре, группе, соблюдая правила совместной работы; работать со знаково-символической формой представления учебного материала; работать со справочной лингвистической литературой; понимать значение правильно организованного общения для достижения поставленных целей. |
Предметные | Развитие речи. Речевое общение Ученик научится: -первичному умению оценивать правильность (уместность) выбора языковых и -неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста; -соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета; -слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос; -пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку; -составлять текст из набора предложений; -выбирать заголовок текста из ряда данных и самостоятельно озаглавливать текст. Учение получит возможность научиться: -различать устную и письменную речь; -различать диалогическую речь; -отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений; -анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте; -определять тему и главную мысль текста; -соотносить заголовок и содержание текста; -составлять текст по рисунку и опорным словам ( после анализа содержания рисунка); -составлять текст по его началу и по его концу, по вопросам; -составлять небольшие монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка. Главный помощник в общении – родной язык. Лексика Ученик научится: -различать слово и предложение, слово и слог; -различать слово как двустороннюю единицу языка; иметь представление о значении слова и его звукобуквенной форме на основе наглядно-образных моделей; -различать слова, обозначающие одушевленные и неодушевленные предметы и -отвечающие на вопросы кто? что?; -определять имена собственные и правильно их записывать; -определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения; -выделять слова с общим значением (члены семьи, одежда, транспорт и др.); Ученик получит возможность научиться: -осознавать слово как единство звучания и значения; -получить первоначальное представление о знаковой функции слова как -заместителя, «представителя» реальных предметов, их свойств и действий; -получить первоначальное представление о словах со сходным и -противоположным значением, с прямым и переносным значением слова и многозначных словах; -составлять тематические группы слов по определенным темам. Фонетика, графика, орфография Ученик научится: -различать звуки речи; - понимать различие между звуками и буквами; -устанавливать последовательность звуков в слове и их число; -различать гласные и согласные звуки, определять их в слове и правильно произносить; -определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный; -различать гласный звук [и] и согласный звук [й]; -различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определять их в слове и правильно произносить; -различать непарные твёрдые согласные [ж], [ш], [ц] непарные мягкие согласные [ч’], [щ’], находить их в слове, правильно произносить; -различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги; -обозначать ударение в слове; -правильно называть буквы в алфавитном порядке; -различать звуки речи и буквы, которыми обозначаются звуки на письме; -переносить слова по слогам на письме; -раздельно писать слова в предложении; -верно писать буквосочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу в словах; -употреблять прописную букву в начале предложения, в именах собственных; -верно писать непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в учебнике); -без ошибок списывать текст с доски и учебника; -писать под диктовку слова, предложения, тексты, включающие 12—15 слов; -самостоятельно составлять и записывать текст из 2—3 предложений на определенную тему. Ученик получит возможность научиться: -наблюдать над образованием звуков речи; -находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при -орфоэпическом проговаривании слов учителем; -произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка ( круг слов определён словарём произношения в учебнике); -различать два способа обозначения мягкости согласных: с помощью гласных е, ё, и, ю, я, ь; -находить безударные гласные в словах, подбирать проверочные слова; -писать мягкий и твердый знаки в словах на основе анализа их звучания; -пользоваться орфографическим словарём в учебнике как средством самоконтроля. Морфология Ученик научится: -распределять слова по группам по их основному значению и вопросам; -находить в тексте слова -названия предметов, названия признаков предметов и названия действий. Синтаксис и пунктуация Ученик научится: -различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения; -выделять предложения из речи; -соблюдать в устной речи интонацию конца предложений; -соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам; -составлять предложения из слов; -составлять предложения по схеме, по рисунку; -писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы; -верно оформлять предложения на письме: употреблять большую букву в начале и точку в конце предложения Ученик получит возможность научиться: -определять существенные признаки предложения: о смысловую и интонационную законченность; -устанавливать смысловую связь слов в предложении по вопросам; -осмысливать роль предложения в речевом общении, его интонационное и пунктуационное оформление в речи. | Развитие речи. Речевое общение Ученик научится: • ориентироваться в ситуации общения, использовать правила речевого этикета (в групповых формах работы и других видах сотрудничества); • различать устные и письменные формы общения; • составлять рассказ о себе и своей семье по заданному алгоритму; • составлять предложение на заданную тему, правильно оформлять его на письме и в устной речи; • понимать важность слова для точного называния предметов и явлений, формировать представление о неисчерпаемости лексического богатства русского языка; • понимать необходимость осознания значения слова и его написания; • называть основные языковые единицы (звуки, буквы, слова, предложения, текст); • писать изложение текста из 40—55 слов по составленному плану. Ученик получит возможность научиться: • поддерживать диалог с собеседником при помощи реплик и вопросов, проявлять к собеседнику внимание, терпение, уважение к чужому мнению; • понимать и уметь объяснить значение жестов, мимики и рисунка для передачи информации; • составлять и расшифровывать «рисуночное письмо»; • составлять тексты разных типов и стилей, в том числе деловой текст (записка, письмо, объявление, поздравление); • иметь наглядно-образное представление о структуре языка (единицах, из которых он состоит). Главный помощник в общении — родной язык. Фонетика, графика, орфография Ученик научится: • понимать преимущества звукобуквенного письма; • осознавать необходимость знания букв для передачи устной речи на письме; использовать знание алфавита; • понимать, какова роль гласных и согласных звуков в различении слов; • систематизировать знания о звуках и буквах русского языка, понимать различие между звуками и буквами; • находить и объяснять расхождения в количестве звуков и букв в слове; • передавать на письме мягкость и твердость согласных звуков (обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью мягкого знака и букв е, ё, ю, я, и; твёрдость — с помощью букв а, о, э, у, ы; • разграничить две функции букв е, ё, ю, я, и: обозначение мягкости согласных звуков и обозначение двух звуков; • правилам деления слов на слоги, определять количество слогов в слове; • находить ударный слог в слове, понимать смыслоразличительную функцию ударения (на примере омографов); • понимать различия между звонкими и глухими согласными звуками; понимать, почему парные звонкие и глухие согласные в конце слова являются орфограммой; • понимать отличие алгоритма объяснения проверяемого написания букв безударных гласных звуков и парных по звонкости-глухости согласных, проверяемых и непроверяемых ударением; • верно писать буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, чк, чн, щн, понимать, почему они носят традиционный характер и являются орфограммами; • переносить слова по слогам в соответствии с правилами; • правилам употребления прописной буквы; • правильно писать слова с удвоенными согласными; • правильно писать слова с непроизносимыми согласными; • уметь использовать мягкий знак в качестве разделительного и как показатель мягкости согласных звуков; • употреблять при написании слов разделительные твёрдый и мягкий знаки, объяснять разницу в употреблении разделительных твёрдого и мягкого знаков. Ученик получит возможность научиться: • различать произношение некоторых слов, характерное для литературной речи, и варианты произношения, которые встречаются в просторечии; • понимать неоднозначность соотношения «звук-буква», объяснять случаи расхождения в написании и произношении при передаче звуков в слабых позициях (безударные гласные, парные звонкие-глухие согласные в конце слова); • особенностям орфографического и орфоэпического словарей, понимать их назначение; • иметь представление о единообразном написании слова Лексика Ученик научится: • формировать ценностное отношение к слову; • расширять свой лексический запас словами разных тематических групп; • иметь представление о слове как двусторонней языковой единице, имеющей материальную форму (звучание или написание) и значение; • составлять двусторонние модели слов; • формировать представление о понятийном (обобщающем) значении слова; • понимать различие в функциях имён собственных и нарицательных. Ученик получит возможность научиться: • понимать назначение толкового словаря, уметь с ним работать; • понимать принцип возникновения нескольких значений у одного слова, объяснять значение многозначного слова в конкретном случае; • углубить знания об омонимах, различать омонимы и многозначные слова; • углубить знания о синонимах, понимать возможные различия слов-синонимов (по сфере употребления, по стилистической и эмоционально-экспрессивной окрашенности); • выбирать синонимы в зависимости от ситуации общения; • расширить знания об антонимах, подбирать антонимы к словам разных частей речи; • понимать выразительные возможности фразеологических оборотов, объяснять значение устойчивых оборотов. Состав слова (морфемика) Ученик научится: • называть части слова; • выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и на общность написания корней; • разграничивать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями; • выделять приставку в слове, определять значение, которое приставки привносят в слово; • различать предлоги и приставки; • находить суффикс в слове, определять значение, которое придает слову суффикс, и его роль в образовании новых слов; • правильно употреблять окончание в устной и письменной речи (простейшие случаи ударного окончания); • объяснять роль окончания для связи слов в предложении и в словосочетании. Ученик получит возможность научиться: • формировать представление о слове как объединении морфем, стоящих в определённом порядке и имеющих определённое значение; • понимать принцип единообразного написания морфем; • составлять слова с предложенными морфемами. Морфология Ученик научится: • определять части речи по обобщенному значению предметности, действия, признака и по вопросам; • понимать роль использования слов каждой части речи в произведениях словесного творчества. Ученик получит возможность научиться: • научиться понимать грамматическую общность слов, относящихся к определённым частям речи; • получить образное представление о языке как о чётко организованной структуре Части речи Ученик научится: • находить имена существительные в предложении по вопросу и общему значению предметности; • определять различия между одушевлёнными и неодушевлёнными, собственными и нарицательными существительными; • осознанно употреблять заглавную букву при написании имён собственных, обобщать все известные способы употребления заглавной буквы; • определять число имён существительных; • находить глаголы в предложении по вопросу и общему значению действия; • находить в предложении имена прилагательные по их основному грамматическому значению и по вопросу; • определять число глаголов; • определять связь имени прилагательного с именем существительным в числе; • классифицировать имена прилагательные на основе различия в их значении. Ученик получит возможность научиться: • верно употреблять существительные, имеющие вариативные формы окончаний (в родительном падеже множественного числа); • ставить вопросы к глаголам в форме настоящего, прошедшего и будущего времени; • на практическом уровне изменять глаголы по временам; • редактировать тексты, дополняя их именами прилагательными; • образовывать имена прилагательные от других частей речи. Синтаксис. Предложение Ученик научится: • выделять предложение из связного текста, правильно оформлять его на письме; • определять тип предложения по цели высказывания и по интонации. Ученик получит возможность научиться: • определять отношения между словами в предложении на основе вопроса от слова к слову; • составлять предложения разных типов. Текст Ученик научится: • озаглавливать текст; • определять тему и главную мысль текста; Ученик получит возможность научиться: • практически различать текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение; • составлять план текста на основе памяток, образцов; • составлять текст заданного типа, в том числе деловые тексты (записка, объявление, поздравительное письмо). | Развитие речи. Речевое общение Ученик научится: • понимать, что язык является главным средством общения людей, помогающее выразить мысли и чувства; • относиться к русскому языку как к великой ценности и культурному достоянию народа • анализировать речевую модель общения: речь партнера (собеседника) по общению, цель и тему общения, его результат; • понимать речевые задачи общения: что-то сообщить (проинформировать, известить), одобрить (поддержать, похвалить, согласиться, подтвердить), возразить (оспорить, покритиковать, убедить), объяснить (уточнить, побудить, доказать, посоветовать, воодушевить); • выбирать языковые средства в зависимости от ситуации общения; • контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от ситуации общения; • правильно использовать в общении вспомогательные средства: мимику, жесты, выразительные движения, интонацию, логические ударения, паузы в соответствии с культурными нормами; • различать диалогическую и монологическую речь; • составлять диалоги, основанные на известных правилах продуктивного общения; • составлять устные тексты различных типов: повествование, описание, рассуждение; • пересказывать текст с помощью опорных слов, с ориентировкой на главную мысль высказывания; • писать изложения по составленному плану; • оставлять рассказы по серии картинок, на предложенную тему, по личным впечатлениям. Ученик получит возможность научиться: • совершенствовать свою устную речь на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях; • говорить выразительно, понятно, логично, чётко формулируя мысль в словесной форме; говорить связно в нормальном темпе, соблюдая необходимые нормы орфоэпии; • делать полный и краткий пересказ текста; • устранять в текстах шаблонные фразы и выражения, передавать своё отношение к высказанному; • исключать из речи слова со значением неодобрения («кривляка», «худосочный», «здоровенный» и др.); • совершенствовать культуру речевого общения: соблюдать нормы речевого этикета, уметь выразить просьбу, пожелание, благодарность, извинение; уметь поздравить или пригласить друзей, вести разговор по телефону, правильно обратиться к собеседнику; • соблюдать культуру письменного общения: писать буквы, предложения в соответствии с правилами русской графики и орфографии, соблюдать аккуратность в ведении записей, чёткость и аккуратность выполнения письменных работ. Главный помощник в общении — родной язык. Фонетика, графика, орфография Ученик научится: • проводить звукобуквенный анализ слов; • определять ударение в словах; • делить слова на слоги и на части для переноса; • находить в тексте слова с девятью изученными ранее основными орфограммами (употребление прописной буквы, безударные гласные, звонкие и глухие согласные звуки в корнях слов, буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, чк, чн, щн; непроверяемые написания; разделительные мягкий и твёрдый знаки, непроизносимые согласные звуки, удвоенные согласные в корне, перенос слов), применять нужный алгоритм для написания этих орфограмм; • верно употреблять мягкий знак на конце имен существительных после шипящих с учетом рода имен существительных; • правильно писать «не» с глаголами; • использовать нужный алгоритм проверки всех изученных орфограмм; • писать под диктовку тексты (55—65 слов), включающие слова с изученными орфограммами. Ученик получит возможность научиться: • верно произносить слова с «проблемным» ударением, с особенностями произношения, определяемым по орфоэпическому словарю; • формировать представление о единообразии написания слова, морфем; • писать мягкий знак на конце глаголов неопределенной формы после буквы ч. Лексика Ученик научится: • различать лексическое значение и звукобуквенную форму слова; • сравнивать слова по значению и по форме (синонимы, антонимы, омонимы); • распознавать в тексте синонимы и антонимы; • находить необходимую информацию о значении слова в лингвистических словарях; • сопоставлять значения слов на основе их двусторонних моделей; • объяснять прямое и переносное значение слова, понимать причины появления многозначности. Ученик получит возможность научиться: • понимать различие основной функции имён и личных местоимений; • объяснять устройство и назначение толкового словаря, словаря синонимов и антонимов; • различать мотивированные и немотивированные названия Состав слова (морфемика) Ученик научится: • разбирать слова по составу, выделяя в них приставку, корень, суффикс, окончание; • выделять в слове основу и окончание; • составлять с помощью условных обозначений схему состава слова; • различать однокоренные слова и разные формы одного слова; • объяснять значение, которое привносят в слово приставка и суффикс; • образовывать новые слова с предложенными приставками и суффиксами; • правильно писать приставки, формировать представление о единообразии их написания; • понимать роль окончания для связи слов в предложении и словосочетании. Ученик получит возможность научиться: • находить в корнях слов исторические фонетические чередования согласных звуков (река — реченька, снег — снежок, бег — бежать); • образовывать сложные слова на базе предложенных сочетаний слов, разбирать сложные слова по составу. Морфология Ученик научится: • определять части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) по обобщённому значению предметности, действия, признака и по вопросам; • правильно употреблять слова разных частей речи в собственных высказываниях; • различать одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные; • определять число имён существительных; • определять род имён существительных, согласовывать с ними слова других частей речи; • определять падеж имени существительного по предложенному алгоритму; • изменять имена существительные по падежам; • сравнивать по значению и по функции имена существительные и личные местоимения; • употреблять личные местоимения в речи; • распознавать глаголы в тексте на основе их значения и грамматических признаков; • определять времена глаголов; • образовывать глагольные формы настоящего, прошедшего и будущего времени; • определять число глаголов; • верно писать частицу «не» с глаголами; • писать мягкий знак в глаголах неопределенной формы; • находить имена прилагательные в тексте на основе их значения и грамматических признаков; • определять связь имени прилагательного с именем существительным; • верно писать безударные окончания имён прилагательных, используя предложенный алгоритм Ученик получит возможность научиться: • верно употреблять в речи имена существительные с «проблемным» определением рода; • сопоставлять написание имён существительных женского и мужского рода с шипящими согласными на конце; • образовывать формы множественного числа имён существительных при наличии вариантных окончаний; • разбирать имя существительное как часть речи (начальная форма, собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, род, число, падеж); • устранять повторы слов в предложении, используя личные местоимения; • обоснованно применять нужные формы глаголов в собственных устных высказываниях и в письменной речи; • делать разбор имени прилагательного как части речи: определять род, число и падеж имени прилагательного; • объяснять роль имён прилагательных в речи; • использовать имена прилагательные в собственных речевых произведениях Синтаксис. Словосочетание Ученик научится: • объяснять различия слова, предложения и словосочетания на основе их главной функции — быть средством номинации или средством выражения законченной мысли; • составлять словосочетания по заданным моделям; • находить словосочетания в предложении. Предложение Ученик научится: • определять тип предложения по цели высказывания и по интонации; • находить главные члены предложения — подлежащее и сказуемое; • находить второстепенные члены предложения (без их разграничения); • устанавливать связь между членами предложения по вопросам; • находить в предложении однородные члены. Ученик получит возможность научиться: • верно ставить знаки препинания при однородных членах предложения Текст Ученик научится: • отличать текст от простого набора предложений; • устанавливать связь между предложениями в тексте; • определять тему и основную мысль текста • озаглавливать текст; • выделять в тексте вступление, основную часть и заключение; • составлять план текста; • распознавать типы текстов (описание, повествование, рассуждение). Ученик получит возможность научиться: • различать художественные и научные тексты; • составлять тексты разных типов | Развитие речи. Речевое общение Учащиеся научатся: – использовать родной язык в соответствии с целями речевого общения, отбирать соответствующие слова и выражения; – определять цели, тему, способы и результаты общения; – контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от речевой ситуации; – расширять своё представление о речевом общении: ролевые отношения (кто и кому говорит), содержание речи и её словесное оформление (что и как говорится), цель и мотивы общения (зачем и почему говорится); – составлять диалоги с использованием обращений и средств речевого этикета; – использовать формулы речевого этикета, используемые в устной и письменной речи, в различных сферах общения (в школе, дома, в клубе, театре и т. д.); – составлять тексты определённого типа (описание, повествование, рассуждение) с учётом цели общения; – писать изложения и сочинения повествовательного характера с использованием в них элементов рассуждения и описания; – списывать текст аккуратно и без ошибок; писать под диктовку тексты (75—80 слов) с изученными орфограммами (безударные падежные окончания существительных, безударные личные окончания глаголов). Учащиеся получат возможность научиться: – определять недостатки устного речевого общения (несвязность, многословие, логическая незавершённость, шаблонность и однообразие речи и др.); – развивать диалогическую и связную монологическую речь. Язык как средство общения Фонетика, графика, орфография, лексика . Учащиеся научатся: – объяснять смысл и значение родного языка в жизни человека; – понимать роль письменности в истории человечества; – систематизировать знания об основных языковых единицах (звуки, буквы, слова); – делать звуко-буквенный анализ слов; – находить в словах орфограммы и определять алгоритм их проверки; – находить в тексте и использовать в собственных речевых произведениях синонимы, антонимы, многозначные слова; – объяснять специфику устройства слова с помощью его модели; – пользоваться лингвистическими словарями (толковым, орфографическим, орфоэпическим, синонимов и антонимов). Состав слова (морфемика) Учащиеся научатся: – разбирать слова (в том числе и сложные) по составу, выделяя корень, приставку, суффикс и окончание; – объяснять написание частей слова. Морфология Учащиеся научатся: – различать части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог; выделять их признаки (грамматически); – доказывать принадлежность слова к определённой части речи. Имя существительное Учащиеся научатся: – определять 1, 2 и 3-е склонение имён существительных; – верно писать падежные окончания имён существительных, применяя алгоритм (кроме существительных на -ия, -ие, -ий); – разбирать имя существительное как часть речи, т. е. определять его начальную форму, род, склонение, падеж и число. Учащиеся получат возможность научиться: – употреблять в речи несклоняемые имена существительные, верно определяя их род. Имя прилагательное Учащиеся научатся: – выделять в предложении сочетание имени существительного с именем прилагательным; – верно писать безударные окончания имён прилагательных, используя алгоритм;– разбирать имя прилагательное как часть речи, указывая его начальную форму, род, падеж и число. Местоимение Учащиеся научатся: – определять лицо, число и падеж личных местоимений; – правильно образовывать падежные формы личных местоимений; – правильно писать местоимения с предлогами; – употреблять местоимения в собственной речи. Глагол Учащиеся научатся: – определять I и II спряжения глагола, применяя алгоритм; – грамотно писать безударные личные окончания глаголов; – определять время и число глагола, его род в прошедшем времени и лицо в настоящем и будущем времени; – изменять глаголы по лицам и числам в настоящем и будущем времени; – верно ставить глагол в начальную форму; – обосновывать написание -тся и -ться в глаголах; – писать мягкий знак после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа; – верно писать окончания -о, -а в глаголах среднего и женского рода в прошедшем времени; – разбирать глагол как часть речи, указывая начальную (неопределённую) форму, спряжение, время и лицо в настоящем и род в прошедшем времени. Имя числительное Учащиеся получат возможность научиться: – объяснять различия функций количественных и порядковых числительных; – употреблять числительные в речи. Наречие Учащиеся получат возможность научиться: – определять грамматические особенности наречий; – находить наречия в предложении; – распространять предложения наречиями. Служебные части речи Учащиеся научатся: – объяснять различие предлогов, союзов и частиц (элементарные примеры); – без ошибок писать их с другими частями речи. Синтаксис Словосочетание Учащиеся научатся: – выделять словосочетание в предложении; – определять связь слов в словосочетании, выделять главное и зависимое слово в словосочетании. Учащиеся получат возможность научиться: – составлять словосочетания разных типов; – распространять предложение словосочетаниями. Предложение Учащиеся научатся: – проводить разбор предложения, выделять главные и второстепенные члены предложения; – находить однородные члены предложения, ставить знаки препинания; – сравнивать простые и сложные предложения; – ставить знаки препинания в элементарных сложных предложениях. Учащиеся получат возможность научиться: – находить в предложении обращение, ставить знаки препинания при обращении. Текст Учащиеся научатся: – распознавать виды текста: повествование, рассуждение, описание; – определять принадлежность текста к художественной, научной или деловой речи; – озаглавливать текст с опорой на его тему или основную мысль; – составлять план текста, делить текст на части; – составлять собственные тексты разных типов. |
Система оценки планируемых результатов
УУД | Умения | Оценка результата |
Метапредметные | Обучающийся научится: использовать знаково- символические средства для решения учебных задач; работать с моделями слова, звуковыми схемами; пользоваться наглядно-образными схемами для классификации язы-ковых единиц; контролировать свою речь в про-цессе общения. | |
Предметные | Развитие речи. Речевое общение Ученик научится: Ученик научится: -первичному умению оценивать правильность (уместность) выбора языковых и -неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста; -соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета; -слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос; -пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку; -составлять текст из набора предложений; -выбирать заголовок текста из ряда данных и самостоятельно озаглавливать текст. Главный помощник в общении – родной язык. Лексика Ученик научится: -различать слово и предложение, слово и слог; -различать слово как двустороннюю единицу языка; иметь представление о значении слова и его звукобуквенной форме на основе наглядно-образных моделей; -различать слова, обозначающие одушевленные и неодушевленные предметы и -отвечающие на вопросы кто? что?; -определять имена собственные и правильно их записывать; -определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения; -выделять слова с общим значением (члены семьи, одежда, транспорт и др.); Фонетика, графика, орфография Ученик научится: -различать звуки речи; - понимать различие между звуками и буквами; -устанавливать последовательность звуков в слове и их число; -различать гласные и согласные звуки, определять их в слове и правильно произносить; -определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный; -различать гласный звук [и] и согласный звук [й]; -различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определять их в слове и правильно произносить; -различать непарные твёрдые согласные [ж], [ш], [ц] непарные мягкие согласные [ч’], [щ’], находить их в слове, правильно произносить; -различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги; -обозначать ударение в слове; -правильно называть буквы в алфавитном порядке; -различать звуки речи и буквы, которыми обозначаются звуки на письме; -переносить слова по слогам на письме; -раздельно писать слова в предложении; -верно писать буквосочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу в словах; -употреблять прописную букву в начале предложения, в именах собственных; -верно писать непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в учебнике); -без ошибок списывать текст с доски и учебника; -писать под диктовку слова, предложения, тексты, включающие 12—15 слов; -самостоятельно составлять и записывать текст из 2—3 предложений на определенную тему. Морфология Ученик научится: -распределять слова по группам по их основному значению и вопросам; -находить в тексте слова -названия предметов, названия признаков предметов и названия действий. Синтаксис и пунктуация Ученик научится: -различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения; -выделять предложения из речи; -соблюдать в устной речи интонацию конца предложений; -соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам; -составлять предложения из слов; -составлять предложения по схеме, по рисунку; -писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы; -верно оформлять предложения на письме: употреблять большую букву в начале и точку в конце предложения Ученик получит возможность научиться: -определять существенные признаки предложения: о смысловую и интонационную законченность; -устанавливать смысловую связь слов в предложении по вопросам; -осмысливать роль предложения в речевом общении, его интонационное и пунктуационное оформление в речи. |
Система оценки планируемых результатов
Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, сочинений, тестовых заданий.
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.
Контрольное списывание, как и диктант, - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.
Изложение и сочинение (обучающие) проверяют, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умения организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.
Тестовые задания - динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в
нестандартных учебных ситуациях.
Одним из результатов обучения в начальной школе является способность выпускников решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи на основе:
✔системы знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах;
✔умений учебно-познавательной и предметно-практическойдеятельности;
✔обобщенных способов деятельности;
✔коммуникативных и информационных умений.
В связи с этим к предметным работам, целью которых является оценка достижения планируемых результатов по математике, литературному чтению и русскому языку в итоговую оценку включается комплексная проверочная работа. Ее целью является оценка достижения планируемых результатов по двум междисциплинарным программам «Чтение: работа с информацией» и «Программа формирования универсальных учебных действий», т. е. оценка способности выпускников начальной школы работать с информацией, представленной в различном виде (в виде литературных и научно-познавательных текстов, таблиц, диаграмм, графиков и др.), и решать учебные и практические задачи на основе сформированных предметных знаний и умений, а также универсальных учебных действий на межпредметной основе.
Среди универсальных учебных действий, составляющих основу для продолжения обучения, для комплексной оценки могут быть выбраны следующие группы действий:
• в сфере регулятивных универсальных учебных действий — способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;• в сфере познавательных универсальных учебных действий — использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование, владеть широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач;
• в сфере коммуникативных универсальных учебных действий — адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Таким образом, комплексная работа будет оценивать сформированность отдельных универсальных учебных способов действий (регулятивных, познавательных и коммуникативных) в ходе решения различных задач на межпредметной основе.
Измерительные материалы итоговой работы могут включать разное число комплексных заданий, которое будет определяться особенностями объекта оценки и рассматриваемой ситуацией, предложенной для выполнения заданий, а также формой представления информации. Примерные варианты таких работ представлены в методическом пособии Оценкадостижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч. Ч. 1 / [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.]; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. — М. : Просвещение, 2011.
Примерные комплексные работы:
1 класс https://nsportal.ru/sites/default/files/2016/03/07/logino1_1.pdf
2 класс http://brodnikova.3dn.ru/_ld/1/102_moi_dostizheny_.pdf
3 класс https://osh-lub.edu.yar.ru/itogovaya_kompleksnaya_rabota_3_klass.pdf
4 класс http://ermakova76.ucoz.ru/index/resursy_uchitelja/0-148
Организация проектной исследовательской деятельности
Буквы из различных материалов.
Семья слов.
Мини – сборник пословиц «О дружбе».
Фразеологизмы - неизменные спутники нашей жизни.
Хорошо уметь писать – свои мысли выражать.
Царство корней.
Строим слова и предложения.
Тайна моего имени.
Утерянные буквы русского алфавита.
Что в имени тебе моем..?
Что читают в нашем классе?
Что я знаю о словах?
Энциклопедия одного слова.
Почему наш город … называется именно так.
Создание занимательного фразеологического словаря.
Удивительные омонимы.
Содержание учебного предмета
Фонетика. Звуки речи, их характеристика. Осознание единства звукового состава слова и его значения.
Выделение отдельных звуков в слове. Установление числа и последовательности звуков в слове, фиксирование их в звуковых и образно-символических схемах. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.
Различение гласных и согласных звуков. Понимание фонемных противопоставлений: твёрдых и мягких фонем, знаково-символическое их обозначение. Различение согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги, открытый и закрытый слоги. Ударение. Определение места ударения в слове, различение ударных и безударных слогов, ударных и безударных гласных.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы ъ, ь, не обозначающие звуков. Гласные буквы е, ё, ю, я;их двойная роль (в зависимости от места в слове). Обозначение на письме мягкости согласных звуков с помощью букв и, е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости согласных звуков. Употребление ъ и ь как разделительных знаков.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Значение алфавита. Сравнение алфавитного письма (обозначение звуков буквами) и письма с помощью рисунков, символов (пиктография). Понимание ценности современного письма.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук) как вида речевой деятельности. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Воспроизведение прочитанного текста по вопросам учителя и самостоятельно.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных заглавных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным почерком. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Освоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Практическое различение значения и звучания слова. Роль слова как посредника в общении, его номинативная функция. Правильное употребление в речи слов, называющих отдельные предметы (роза, ландыш, осока), и слов с обобщающим значением (цветы, растения).
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.
Орфография и пунктуация. Знакомство с правилами правописания и их применение:
раздельное написание слов;
обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);
употребление ь для обозначения на письме мягкости согласных;
употребление ъ и ь как разделительных знаков;
прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
перенос слов по слогам без стечения согласных;
знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Первоначальное представление о тексте как речевом произведении. Выделение в тексте предложений. Объединение предложений в текст. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании.
Первоначальное представление о речи с помощью наглядно-образных моделей. Деление речи на смысловые части (предложения) с помощью рисунков и схем. Составление из предложений связного текста, его запись.
Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, по материалам собственных игр, занятий, наблюдений.
Культура речевого общения. Освоение позитивной модели речевого общения, основанной на доброжелательности, миролюбии и уважении к собеседнику.
Систематический курс русского языкаФонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.
Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости-мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительныхъ и ь.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика.Практическое представление о слове как единице языка. Понимание слова, единства звучания и значения. Различение внешней (звуко-буквенной) стороны и внутренней (значения слова) с помощью наглядно-образных моделей. Первоначальное представление о слове как знаке, как заместителе реальных предметов (их действий и свойств).
Определение значения слов по тексту, выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.
Номинативная функция слова (называть предметы окружающего мира).
Слова — имена собственные (наименование единичных предметов), имена нарицательные (общее наименование ряда подобных предметов).
Дифференциация слов по вопросам «кто?», «что?» для обозначения одушевлённых и неодушевлённых предметов. Различение слов с конкретным и общим значением (шуба — одежда). Знакомство со словарями.
Наблюдения за использованием в речи антонимов и синонимов. Первоначальные представления об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Роль окончаний в словах (для связи слов в предложении). Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.
Морфология. Общее представление о частях речи.
Классификация слов по частям речи. Знание средств их выделения (вопросы и общее значение). Деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2 и 3-му склонению. Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Основные признаки. Дифференциация и группировка слов по вопросам. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Морфологический разбор имён прилагательных.
Имя числительное. Общее представление об имени числительном как части речи. Употребление числительных в речи.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Роль местоимения в речи.
Глагол. Значение и употребление в речи. Основные признаки. Классификация глаголов по вопросам. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Неизменяемость наречий. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союзы (и, а, но), их роль в речи. Частица не, её значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Выделение признаков предложения. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.
Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Различение простых и сложных предложений. Роль предложения в речевом общении, его коммуникативная функция.
Орфография и пунктуация. Практическое усвоение понятия «орфограмма». Формирование орфографической зоркости, использование разных способов написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания:
сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу;
сочетания чк—чн, чт, щн;
перенос слов;
заглавная буква в начале предложения, в именах собственных;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
разделительные ъ и ь;
мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (ночь, рожь, мышь);
безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин);
безударные окончания имён прилагательных;
раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
не с глаголами;
мягкий знак после шипящих на конце глаголов 2-го лица единственного числа (пишешь, учишь);
мягкий знак в глаголах на -ться;
безударные личные окончания глаголов;
раздельное написание предлогов с другими словами;
знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.
Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к предлагаемым текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения, сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
Освоение позитивной, духовно-нравственной модели общения, основанной на взаимопонимании, терпении, уважении к собеседнику и внимании к иному мнению.
При составлении тематического планирования учтён национально - региональный компонент, который предусматривает материал краеведческого содержания:
-Государственный язык - русский.
-Минутка красивого письма «Моя Родина – Россия».
-Рассказ о родном крае.
- Русский фольклор.
-Названия городов Тюменской области.
- Минутка красивого письма «Тюмень – столица Тюменской области».
-Как люди жили раньше.
- Достопримечательности родного города.
-Основные профессии в моём городе.
- Названия рек родного края.
- Улицы нашего города.
- Минутка красивого письма «Одна ласточка весны не делает».
- Изучение стихов поэтов родного края.
- Минутка красивого письма «Птица сильна крыльями, а человек дружбой».
Межпредметные связи учебного предмета
Русский язык «Письмо заглавной и строчной буквы оО»
литературное чтение «Звук о. Буква о»
Русский язык «Роль слов с переносным значением»
Литературное чтение «Ф. Тютчев. «Чародейкою Зимой…», А. Пушкин. «Вот север, тучи нагоняя…»,С. Есенин. «Береза». «Поет зима, аукает…»
Русский язык «Синонимы» и литературное чтение «Н. Некрасов «Славная осень». Средства художественной выразительности: сравнение».
Русский язык «Типы текста» и литературное чтение «К. Паустовский «Барсучий нос»
Русский язык «Антонимы» - литературное чтение «Ф. Тютчев «Листья». Контраст как средство создания образа»
Русский язык «Предложения с однородными членами» и окружающий мир «Группы животных»
Русский язык «Прямое и переносное значение слова» и литературное чтение «Шрамы на сердце»
Русский язык «Образование новых слов с помощью приставок.» и литературное чтение «Папе на фронт»
III Тематическое планирование
1 класс – 132 часов
Раздел | Тема | Количество часов |
| Добукварный период | 25 |
| Букварный(основной период) | 61 |
| Послебукварный | 11 |
| Слово и его значение | 16 |
| Звуки и буквы | 6 |
| Слово | 9 |
| Предложение | 3 |
| Текст | 1 |
Итого: | | 132 |
2 класс 136 ч
Раздел | Тема | Количество часов |
1. | Мир общения | 11 |
2. | Звуки и буквы. Слог. Ударение | 49 |
3. | Слово и его значение | 16 |
4. | Состав слова | 16 |
5. | Части речи | 22 |
6. | Предложение. Текст | 9 |
7. | Повторение изученного за год | 13 |
Итого: | | 136 |
3 класс 136 ч
Раздел | Тема | Количество часов |
1. | Мир общения. Повторяем — узнаём новое | 11 |
2. | Язык — главный помощник в общении | 31 |
3. | Состав слова | 28 |
4. | Части речи: Имя существительное Местоимение Глагол Имя прилагательное | 63 |
5. | Повторение | 3 |
Итого: | | 136 |
4 класс 136 ч
Раздел | Тема | Количество часов |
1. | Повторяем- узнаем новое | 11 |
2. | Текст как речевое произведение | 5 |
3. | Язык как средство общения | 28 |
4. | Состав слова. Однокоренные слова | 19 |
5. | Слово как части речи Имя существительное Имя прилагательное Местоимение Глагол Имя числительное Наречие | 67 22 9 5 18 3 5 |
6. | Повторение | 6 |
Итого: | | 136 |
Виды деятельности учащихся, направленные на достижение результатов
Виды учебно-познавательной деятельности | Предметы видов |
Наблюдение | Внешние признаки, свойства объектов познания, получаемые без вмешательства в них |
Эксперимент | Существенные, ведущие свойства, закономерности объектов природы, получаемые непосредственно путем вмешательства, воздействия на них |
Работа с книгой | Систематизированная информация, изложенная в учебной, научной и научно-популярной литературе |
Систематизация знаний | Существенные связи и отношения между отдельными элементами системы научных знаний |
Решение познавательных задач (проблем) | Комплексная разнообразная информация познавательного характера |
Построение графиков | Закономерные связи между явлениями (свойствами, процессами, характеристиками) |