Рабочая программа
по русскому языку (обучение грамоте) для 1 класса
на 2018- 2019 учебный год
1. Горецкий В.Г. и др. Азбука. Учебник 1 класс. – В 2 ч. – Ч. 1. – М.: Просвещение, 2014.
2. Горецкий В.Г. и др. Азбука. Учебник 1 класс. – В 2 ч. –Ч. 2. – М.: Просвещение, 2014.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для муниципальных образовательных учреждений Амвросиевского района Донецкой Народной Республики с обучением на русском языке составлена на основе:
«Государственного образовательного стандарта начального общего образования» (утверждён приказом Министерства образования Донецкой Народной Республики от 25 июля 2018 года №665),
«Примерной программы начального общего образования для общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики / сост. Грабовая Г.С., Седова Н.Н., Полищук Е.Н., Калафат О.В. – 3-е издание, доработанное. – ГОУДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018. –226 с. ( рекомендовано Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики (приказ № 725 от 23.08.2018 г.), рекомендовано научно-методическим советом ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО» (протокол № 4 от 16.08.2018г.),
«Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных .организаций/В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М.В. Бойкина и др. – М.: Просвещение, 2014; «Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык: Поурочно-тематическое планирование: 1- 4 классы / М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. – Смоленск: Ассоциация ХХ1 век, 2013».
Цели начального курса русского языка:
создать условия для осознания ребёнком себя как языковой личности, как носителя русского языка и тем самым способствовать формированию его гражданской идентичности; для становления у него интереса к изучению русского языка, для появления сознательного отношения к своей речи;
заложить основы лингвистических знаний как элемент представления о научной картине мира и как базу для формирования умения осознанно пользоваться языком в процессе коммуникации;
сформировать комплекс языковых и речевых умений, обеспечивающих сознательное использование средств языка, функциональную грамотность учащихся;
средствами предмета «Русский язык» влиять на формирование психологических новообразований младшего школьника, его интеллектуальное и эмоциональное развитие, на формирование комплекса универсальных учебных действий и в целом умения учиться;
обеспечить становление у младших школьников всех видов речевой деятельности в устной и письменной форме, становление их коммуникативной компетенции.
Для достижения курсом русского языка поставленных целей необходима особая
организация работы по освоению его предметного содержания – необходима реализация системно-деятельностного подхода к процессу лингвистического образования младших школьников.
Общая характеристика учебного предмета (курса)
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач предметной области «Филология»:
Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства, о языке как основе национального самосознания.
Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи.
Развитие коммуникативных умений.
Развитие нравственных и эстетических чувств.
Развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит
достижение основных целей изучения предмета:
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова),морфологии и синтаксисе;
формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять не сложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт
параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: до букварного( подготовительного), букварного (основного) и после букварного(заключительного).
До букварный период является введением в систему языкового и литературного
образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности ,развитие интереса к самому процессу чтения.
Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с
осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог,
«читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и буквуударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.
Букварный периода охватывает изучение первых согласных звуков и их
буквенных обозначений, последующих гласных звуков и букв, их обозначающих;
происходит знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое(читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.
Послебукварный (заключительный) период – повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов.
После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и
литературного чтения.
Систематический курс русского языка представлен в рабочей программе следующими содержательными линиями:
1. система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
2. орфография и пунктуация;
3. развитие речи.
Содержание рабочей программы является основой для овладения обучающимися приём амиактивного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи),сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.
Рабочей программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией: работать с учебной книгой, анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты (сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения и др.) Рабочая программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует
включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Место предмета «Русский язык» в учебном плане
Освоение языка в 1 классе начинается с курса « Обучение грамоте», который в данной рабочей программе рассчитан на 25 учебных недель (200 ч.): 8 часов в неделю.
Курс русского языка в 1 классе занимает 7 недель и составляет 35 ч.: 5 часов в
неделю. Литературное чтение в 1 классе занимает 7 недель и составляет 21 ч.: 3 часа в неделю. Всего в первом классе 32 учебные недели.
Во 2-4 классах на уроки русского языка отводится по 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебных недели в каждом классе).
Ценностные ориентиры содержания предмета «Русский язык»
Язык является средством общения людей, важнейшим средством коммуникации, поэтому знакомство с системой языка должно обеспечивать обучение младших школьников овладению этим средством для осуществления эффективного, результативного общения. Вот почему данному курсу придана коммуникативная направленность.
Русский язык является государственным языком государства, средством
межнационального общения, родным языком русского народа, явлением национальной культуры. Поэтому освоение детьми русского языка, осознание его богатых возможностей, красоты, признание его значения в жизни человека и общества важно для духовно-нравственного становления личности. Воспитание у школьника уважительного отношения крусскому языку и к себе как его носителю, обучение ответственному, бережному обращению с языком, умелому его использованию в процессе общения следует рассматривать как
компонент личностного развития ребёнка, компонент становления его
гражданственности.
Язык – это явление культуры, поэтому качество владения языком, грамотность устной и письменной речи являются показателями общей культуры человека. Помощь младшим школьникам в осознании этого факта и на его основе формирование стремления полноценно владеть языком в устной и письменной форме – второй компонент личностного развития ребёнка, компонент становления его культурного облика.
Русский язык в системе школьного образования является не только предметом
изучения, но и средством обучения. Поэтому освоение русского языка и всех видов речевой деятельности на нём является основой успешного изучения всех других учебных предметов, в том числе основой умения получать, преобразовывать, фиксировать и передавать информацию. Этим определяется статус предмета «Русский язык» в системе начального общего образования
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
ВЫПУСКНИКОМ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
В результате изучения курса русского языка по данной рабочей программе у выпускника начальной школы будут сформированы предметные (лингвистические) знания и умения, предусмотренные программой, а также личностные и метапредметные (универсальные учебные действия: регулятивные, познавательные, коммуникативные, работа с информацией, совместная деятельность как основа умения учиться).
Личностные результаты освоения предмета «Русский язык»
У выпускника будут сформированы:
представление о русском языке как языке его страны; осознание языка как средства общения; элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка, представление о богатых его возможностях, осознание себя носителем этого языка; понимание того, что ясная, правильная речь – показатель культуры человека; желание умело пользоваться русским языком и элементы сознательного отношения к своей речи, контроля за ней.
Выпускник получит возможность для формирования:
чувства причастности к своей стране и её языку; понимания значимости хорошего владения русским языком, развития коммуникативного и учебно-познавательного мотивов его освоения; выраженного познавательного интереса к русскому языку; сознательного отношения к качеству своей речи.
Метапредметные результаты освоения предмета «Русский язык»
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно, в том числе во
внутренней речи) свои действия для решения задачи;
действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в
источниках информации: речь учителя, учебник и т. д.;
выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме ;использовать речь для регуляции своих действий;
контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы;
оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления;
адекватно воспринимать оценку учителя.
Выпускник получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
адекватно оценивать свои достижения, осознавать трудности, понимать их причины, планировать действия для преодоления затруднений и выполнять их.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя,
одноклассников), решая её;
читать и понимать учебные задания, следовать инструкциям;
находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию,
представленнуюв явном виде;
самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательнойучебной литературе, использовать её для решения учебно-познавательных задач;
находить в указанных источниках языковые примеры для иллюстрации определённыхпонятий, правил, закономерностей;
пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, справочниками;
применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный и др.),использовать эти способы в процессе решения учебных задач;
понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, табличнойформе; переводить её в словесную форму;
владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач;
ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разнымиспособами;
осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию, группировку языковогоматериала по заданным критериям, понимать проводимые аналогии;
строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делатьвыводы, формулировать их;
подводить факты языка и речи под понятие на основе выделения комплекса
существенных признаков.
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных доступных
источниках (справочниках, учебно-познавательных книгах и др.);
находить языковые примеры для иллюстрации понятий, правил, закономерностей всамостоятельно выбранных источниках;
делать небольшие выписки из прочитанного для практического использования;
осуществлять выбор способа решения конкретной языковой или речевой задачи;
анализировать и характеризовать языковой материал по самостоятельно определённымпараметрам;
проводить сравнение и классификацию языкового материала, самостоятельно выбираяоснования для этих логических операций.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого
поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения ит.д.);
задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
понимать зависимость характера речи (отбора содержания и его организации, выбораязыковых средств) от задачи ситуации общения (сообщить, объяснить что-то или словаминарисовать увиденное, показать действия или признаки; поздравить кого-то или научитьчему-то; в устной или письменной форме; адресат взрослый или сверстник и т.д.);
выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуациюобщения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражениямысли;
осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; стараться проявлятьтерпимость по отношению к высказываемым другим точкам зрения;
вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместнойдеятельности, распределять роли (договариваться), оказывать взаимопомощь, осуществлятьвзаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;
воспроизводить информацию, доносить её до других;
создавать небольшие монологические высказывания с ориентацией на партнёра, сучётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства.
Выпускник получит возможность научиться:
начинать диалог, беседу, завершать их, соблюдая правила вежливости;
оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание ипытаться учитывать в своей деятельности;
инициировать совместную деятельность, распределять роли, договариваться с
партнёрами о способах решения возникающих проблем;
создавать высказывания разных видов (в устной и письменной форме) для решенияразличных коммуникативных задач, адекватно строить их и использовать в них разнообразные средства языка;
применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Общие результаты освоения программы
Выпускники начальной школы:
овладеют начальными представлениями о языке как средстве общения, о принятых правилах культуры речевого поведения, о разновидностях речи, о системе средств русского языка (фонетических, графических, лексических, словообразовательных, грамматических),об особенностях общения в устной и письменной форме, о нормах литературного языка и правилах письма;
освоят основные понятия и правила из области фонетики, графики, морфемики,
грамматики, орфографии, культуры речи, теории текста (в объёме изученного); приобретут умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать различные единицы языка(звуки, буквы, слова, предложения) по указанным параметрам, конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты);
овладеют основными орфографическими и пунктуационными умениями и в целомосновами грамотного письма (в пределах изученного);
приобретут опыт изучающего и поискового (при работе со словарями, справочниками)чтения, а также правильного речевого поведения, создания собственных высказываний разных видов (в освоенных пределах) с учётом задач и ситуации общения.
ОБЪЕКТЫ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ
Объектами проверки и оценивания учебных достижений обучающихся по русскому языку являются составляющие коммуникативной компетентности:
- опыт речевой деятельности (аудиативные умения, способность вести диалог, строить монологические связные высказывания в устной и письменной форме, умение выразительно читать и понимать смысл прочитанного);
- знания о языке и речи, языковые умения и навыки;
- орфографические и пунктуационные умения и навыки;
- графические навыки письма, техника, скорость письма, культура оформления письменных работ.
Требования к результатам освоения образовательной программы
начального общего образования.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, отражают:
Предметная область «Филология».
Русский язык. Литературное чтение.
Русский язык:
Предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык» должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать формирование языковой компетенции.
Предметные результаты должны обеспечивать:
1) формирование первоначального представления о многообразии языков и культур на территории Донецкой Народной Республики; осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа;
2) формирование понимания роли языка как основного средства человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Донецкой Народной Республики; понимание роли русского языка как языка межнационального общения;
3) владение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах русского литературного языка: аудирование (слушание): адекватно воспринимать звучащую речь;понимать воспринимаемую на слух информацию, содержащуюся в предложенном тексте; определять основную мысль воспринимаемого на слух текста; передавать содержание воспринимаемого на слух текста путем ответа на вопросы; задавать вопрос по услышанному учебному, научно- познавательному и художественному тексту;
говорение: осознавать цели и ситуации устного общения; выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи; использовать диалогическую форму речи; умение начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.; строить устные монологические высказывания всоответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение); применять нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой); соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию ;владеть разборчивым аккуратным почерком; списывать, писать под диктовку в соответствии с изученными правилами; письменно излагать содержание прослушанного и (или) прочитанного текста (подробное, выборочное); создавать небольшие собственные тексты (сочинения) по соответствующей возрасту тематике (на основе впечатлений, литературных
произведений, сюжетных картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т.п.); использовать специальную и справочную литературу, словари, газеты, журналы, сеть Интернет;
4) формирование первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике, графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах речи и их признаках и особенностях употребления;
5) формирование первоначального представления о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
Сводный перечень видов обязательного контроля
Учитель самостоятельно определяет место и форму уроков контроля
Вид проверки |
1кл. 1 и 2 четв. |
1кл. 3 и 4 четв.. |
2 кл. 1 и 2 четв. |
2 кл. 3 и 4 четв. |
3кл. 1 и 2 четв. |
3 кл. 3 и 4 четв. |
4 кл. 1 и 2.четв. |
4 кл. 3 и 4четв. |
Аудирование |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
||
Диалог |
1 |
1 |
1 |
|||||
Устное изложение |
1 |
|||||||
Устное сочинение |
1 |
1 |
||||||
Чтение |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Письменное изложение |
1 |
1 |
||||||
Письменное сочинение |
1 |
|||||||
Проверка языковых знаний, умений и навыков |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
||
Диктант |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
||
Списывание |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Общее количество проверок |
2 |
6 |
6 |
7 |
8 |
8 |
8 |
(для текущего контроля учитель может использовать и другие виды работ: грамматические задания, словарные диктанты, тестовые и комбинированные работы)
При оценивании письменных работ необходимо учитывать все виды ошибок: дисграфические и дислексические, орфографические и пунктуационные. Кроме того, учитель должен помнить, что за дисграфические и дислексические ошибки оценка не снижается; орфографические и пунктуационные ошибки оцениваются и считаются равноценными (грубыми); ошибка в одном и том же слове, которое повторяется в работе несколько раз, считается одной ошибкой; ошибки на одно правило, но в разных словах считаются разными ошибками.
Оценивание опыта речевой деятельности.
При оценке знаний, умений, навыков по развитию речи необходимо учитывать:
─ объем словарного запаса, его качественную и количественную характеристику, степень овладения лексической системой языка;
─ практическое впадение грамматическими средствами языка (построение предложений, различение слов по признакам грамматической категориальности, овладение согласованием, глагольным управлением, падежно-предложными конструкциями);
─ сформированность связной речи.
При оценке ответов принимаются во внимание следующие критерии: полнота и правильность ответа; степень осознанности усвоения излагаемых знаний; последовательность изложения и культура речи.
При оценивании результатов деятельности обучающихся по предмету «Русский язык» рекомендуется использовать следующие документы:
Государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказМОН ДНР№665 от 25.07.2018г.).
«Критерии оценивания учебных достижений учащихся в системе начального общегообразования», составлены в соответствии с законом «Об образовании» ДНР(постановление НС ДНР № 1-23311-НС от 19.06.2015).
Методические рекомендации «Пятибалльная система оценивания учебных достиженийшкольников Донецкой Народной Республики, утверждёнными решением научно -методического совета Донецкого ИППО (протокол №1 от 29.01.2015г.).
«Инструкция о проведении текущего контроля знаний и промежуточной аттестацииучащихся в образовательных организациях, реализующих общеобразовательныеучебные программы начального общего, основного общего, среднего общегообразования» (приказ МОН ДНР № 3585 от 03.08.2015г.).
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 класс
Добукварный период |
40 часов |
Букварный период |
140 часов |
Послебукварный период |
20 часов |
Наша речь. Текст. Предложение. Диалог. Слово. Слог. Ударение. Звуки и буквы. |
35 часов |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Примечание: при календарном планировании учитель сам определяет место обязательного контроля («Аудирование», «Изложение», «Сочинение», «Проверка языковых знаний, умений и навыков», «Диктант», «Списывание» и т. д.); при календарном планировании после контрольной работы обязательным есть урок «Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.»
Русский язык. Обучение грамоте
Обучение грамоте
1. Горецкий В.Г. и др. Азбука. Учебник 1 класс. – В 2 ч. – Ч. 1. – М.: Просвещение, 2014.
2. Горецкий В.Г. и др. Азбука. Учебник 1 класс. – В 2 ч. –Ч. 2. – М.: Просвещение, 2014.
Календарное планирование
Добукварный период - 40 ч
Букварный период -140 ч
Послебукварный период -20 ч
И Т О Г О - 200ч
№ |
Дата по плану |
Дата по факту |
Тематическое планирование |
Тема 1 Добукварный период (40 ч) |
|||
1 |
«Азбука» -первая учебная книга. Речь устная и письменная. Предложение. |
||
2 |
Пропись – первая учебная тетрадь. Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки |
||
3 |
Слово и предложение. |
||
4 |
Письмо овалов и полуовалов. Рисование бордюров. Подготовка руки к письму. |
||
5 |
Сказки и пословицы о труде .Работа с детской книгой |
||
6 |
Слог. Слог как минимальная произносительная единица языка |
||
7 |
Составление предложений к иллюстрациям прописи. |
||
8 |
Определение количества слогов в словах. |
||
9 |
Дикие и домашние животные. Забота о животных |
||
10 |
Штриховка и обводка предметных рисунков. |
||
11 |
Составление и запись схем слов. Воспроизведение сказки по серии сюжетных картинок. |
||
12 |
Вписывание полуовалов и овалов в рабочую строку сверху вниз, снизу вверх. |
||
13 |
Составление небольших рассказов по сюжетным картинкам .Работа с детской книгой. |
||
14 |
Письмо длинных прямых наклонных линий. |
||
15 |
Графическое изображение слова, разделённого на слоги . Ударение. Ударный слог. |
||
16 |
Деление слова на слоги, графическое изображение слога в схеме – модели слова.Письмо овалов больших и маленьких , их чередование. |
||
17 |
Звуки в окружающем мире и в речи. Составление небольших рассказов повествовательного характера по сюжетным картинкам, материалам собственных игр, занятий, наблюдений |
||
18 |
Письмо коротких и длинных наклонных линий с закруглением внизу и вверху. |
||
19 |
Звуки в словах. Звуковой анализ слова. Сопоставление слов , различающихся одним звуком. |
||
20 |
Письмо овалов и наклонных прямых линий. |
||
21 |
Гласные и согласные звуки, их особенности . Звуковой анализ слова Работа с детской книгой.. |
||
22 |
Письмо коротких длинных и наклонных линий с закруглением вправо , влево. |
||
23 |
Составление рассказов по иллюстрациям. Слог – слияние. |
||
24 |
Письмо полуовалов , их чередование. |
||
25 |
Гласный звук [ а] , буквы А,а. |
||
26 |
Письмо строчной буквы а. |
||
27 |
Гласный звук[ а] , буквы А,а. |
||
28 |
Письмо заглавной буквы А. |
||
29 |
Гласный звук [о] ,буквы О,о. Работа с детской книгой. |
||
30 |
Письмо строчной и заглавной буквы О,о. . |
||
31 |
Гласный звук [ и] , буквы И,и. |
||
32 |
Письмо строчной буквы и. |
||
33 |
Гласный звук [и], буквы И, и. |
||
34 |
Письмо заглавной буквы и. Сравнение печатной и письменной букв. |
||
35 |
Гласный звук [ы], буква ы |
||
36 |
Строчная буква ы. Сравнение печатной и письменной букв. |
||
37 |
Гласный звук [у], буквы У, у.Работа с детской книгой. |
||
38 |
Строчная буква у |
||
39 |
Гласный звук[ у ], буквы У,у. |
||
40 |
Заглавная буква У . |
||
Тема 2 Букварный период (140 ч) |
|||
41 |
Согласные звуки [н], [н’], буквы Н, н. Составление рассказа по сюжетным картинкам. |
||
42 |
Письмо строчной буквы н. |
||
43 |
Согласные звуки [н], [н’], буквы Н, н. Народные сказки. Любовь к Родине. |
||
44 |
Заглавная буквы Н. |
||
45 |
Согласные звуки [с], [с’], буквы С, с. Сельскохозяйственные работы. Труженики села. Работа с детской книгой. |
||
46 |
Письмо строчной буквы с. Сравнение строчной и заглавной букв. |
||
47 |
Согласные звуки [с], [с’], буквы С, с. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. |
||
48 |
Письмо заглавной буквы С. Сравнение строчной и заглавной букв. |
||
49 |
Согласные звуки [к], [к’], буквы К, к. Звонкие и глухие согласные. Диалог. |
||
50 |
Письмо строчной буквы к. Сравнение строчной и заглавной букв. |
||
51 |
Согласные звуки [к], [к’], буквы К, к. Бережное отношение к природе. Работа с пословицами и поговорками |
||
52 |
Заглавная буква К. Сравнение строчной и заглавной букв К, к. |
||
53 |
Согласные звуки [Т], [т’], буквы Т, т. Охранять природу – значит охранять Родину. Работа с детской книгой. |
||
54 |
Письмо строчной буквы т. Сравнение строчной и заглавной букв. |
||
55 |
Согласные звуки [Т], [т’]. Чтение слов и предложений. |
||
56 |
Письмо заглавной буквы Т. |
||
57 |
Согласные звуки [л], [л’], буквы Л, л. |
||
58 |
Письмо строчной буквы л. Сравнение строчной и заглавной букв. |
||
59 |
Согласные звуки [л], [л’], буквы Л, л. Чтение слогов, слов и предложений. |
||
60 |
Письмо заглавной буквы Л. Сравнение строчной и заглавной букв. |
||
61 |
Повторение и закрепление изученного. Работа с детской книгой. |
||
62 |
Письмо под диктовку. |
||
63 |
Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р. |
||
64 |
Письмо строчной буквы р. Сравнение строчной и заглавной букв. |
||
65 |
Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р. Чтение слогов, слов и предложений. |
||
66 |
Письмо заглавной буквы Р. Сравнение строчной и заглавной букв. |
||
67 |
Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в. |
||
68 |
Письмо строчной буквы в. Сравнение строчной и заглавной букв. |
||
69 |
Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в. Чтение слогов, слов и предложений. Работа с детской книгой. |
||
70 |
Письмо заглавной буквы В. Сравнение строчной и заглавной букв. |
||
71 |
Буквы Е, е. Буква е в начале слов и после гласных в середине и на конце слов. Буква е – показатель мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии. |
||
72 |
Письмо строчной буквы е. Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. |
||
73 |
Буквы Е, е. |
||
74 |
Письмо заглавной буквы Е. Сравнение строчной и заглавной букв. |
||
75 |
Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п. Профессии. |
||
76 |
Строчная буква п. Сравнение строчной и заглавной букв П, п. Сравнение печатной и письменной букв. |
||
77 |
Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п. Чтение слогов, слов и предложений.Работа с детской книгой. |
||
78 |
Письмо заглавной буквы П. Сравнение строчной и заглавной букв. |
||
79 |
Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м . Чтение слов с новой буквой, предложений и коротких текстов. |
||
80 |
Письмо строчной м. Сравнение строчной и заглавной букв. |
||
81 |
Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м. Чтение слогов, слов и предложений. |
||
82 |
Письмо заглавной буквы М. Сравнение строчной и заглавной букв |
||
83 |
Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з . В зоопарке. Роль физкультуры и спорта в укреплении здоровья . |
||
84 |
Письмо строчной з. Сравнение строчной и заглавной букв |
||
85 |
Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з. Чтение слогов, слов и предложений. Работа с детской книгой. |
||
86 |
Письмо заглавной буквы З. Сравнение строчной и заглавной букв |
||
87 |
Чтение слов с новой буквой, предложений и коротких текстов. |
||
88 |
Списывание с печатного шрифта. Самооценка и взаимооценка. |
||
89 |
Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б |
||
90 |
Письмо строчной Б. Сравнение строчной и заглавной букв б. |
||
91 |
Согласные звуки [Б], [Б’], буквы Б, б. Чтение слогов, слов и предложений. |
||
92 |
Письмо заглавной буквы Б. Слогозвуковой анализ слов со звуками [б], [б’]. Соединение букв Б, б в слогах и словах. П п . |
||
93 |
Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д. Работа с детской книгой. |
||
94 |
Строчная буква д. Сравнение строчной и заглавной букв д. |
||
95 |
Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д. Чтение слогов, слов и предложений. |
||
96 |
Письмо заглавной буквы Д. Сравнение строчной и заглавной букв |
||
97 |
Буквы я, Я. |
||
98 |
Строчная буква я. Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. |
||
99 |
Буквы я, Я. |
||
100 |
Письмо заглавной буквы Я. Сравнение строчной и заглавной букв. |
||
101 |
Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г. Работа с детской книгой. |
||
102 |
Строчная буква г. Сравнение строчной и заглавной букв.Сопоставление слогов и слов с буквами г и к. |
||
103 |
Слого -звуковой анализ слов со звуками [г], [г’]. составление слогов и слов с буквами г и к |
||
104 |
Письмо заглавной буквы Г. Рисование бордюров в широкой строке безотрывно. |
||
105 |
Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч. Чтение слов с новой буквой, предложений и коротких текстов. |
||
106 |
Строчная буква ч. Сравнение печатной и письменной букв. |
||
107 |
Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания . |
||
108 |
Заглавная буква Ч. Соединение буквы ч в слогах и словах. Характеристика звука. Правописание ча, чу. Письмо слогов и слов с буквой . |
||
109 |
Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков . Работа с детской книгой. |
||
110 |
Буква ь. Сравнение печатной и письменной букв. Конструирование печатной буквы ь. Письмо письменной буквы ь. Слого-звуковой анализ слов с ь. |
||
111 |
Обозначение буквой ь мягкости согласных на конце и в середине слова. Чтение слов с новой буквой, предложений и коротких текстов. |
||
112 |
Соединение буквы ь в словах. Обозначение мягким знаком мягкости предыдущего согласного. Письмо слогов и слов с буквой ь в конце и середине слова |
||
113 |
Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания . |
||
114 |
Вопросительные слова «кто?», «что?» Заглавная буква в именах собственных – названиях рек. Списывание с печатного текста |
||
115 |
Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши. Чтение слов с новой буквой, предложений и коротких текстов. |
||
116 |
Строчная буква ш. Сравнение строчной и заглавной букв. |
||
117 |
Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.Работа с детской книгой. |
||
118 |
Письмо заглавной буквы Ш. Сравнение строчной и заглавной букв. |
||
119 |
Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. |
||
120 |
Правописание имён собственных. Списывание с печатного текста. Письменный ответ на вопрос. Работа с пословицей . Самооценка |
||
121 |
Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания |
||
122 |
Письмо слогов и слов с изученными буквами. Сопоставление букв И, Ш, и, ш . Слого -звуковой анализ слов с сочетаниями ши , запись слов с ши под диктовку . |
||
123 |
Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. |
||
124 |
Письмо под диктовку изученных букв, слов с изученными буквами, 1 –2 предложений. |
||
125 |
Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш]. Чтение слов с новой буквой, предложений и коротких текстов. Работа с детской книгой. |
||
126 |
Строчная буква ж. Сравнение печатной и письменной букв |
||
127 |
Твёрдый согласный звук [ж]. |
||
128 |
Письмо заглавной буквы Ж. |
||
129 |
Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Дружба . |
||
130 |
Правописание сочетания жи, же. Списывание с печатного текста. Работа с пословицей. Запись предложений, оформление границ . |
||
131 |
Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. |
||
132 |
Восстановление деформированного текста. |
||
133 |
Буквы Ё, ё. Буква ё в начале слов и после гласных в середине и на конце слов. Буква ё – показатель мягкости предшествующего согласного звука в слоге - слиянии. Чтение слов с новой буквой, предложений и коротких текстов Работа с детской книгой. |
||
134 |
Строчная буква ё. Сравнение печатной и письменной букв. Конструирование письменной и печатной букв ё. Письмо строчной буквы ё. Слого-звуковой анализ слов со звуками [й’о], [о]. Соединение буквы ё в слогах |
||
135 |
Чтение Письмо слогов и слов с буквой ё. Обозначение мягкости предыдущего согласного буквой ё. Списывание с печатного шрифта. Образова ние существительных – названий детёнышей животных. Запись предложений, оформление границ е предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания . |
||
136 |
Заглавная буква Ё . Сравнение строчной и заглавной букв. Конструирование заглавной письменной и печатной букв Ё . |
||
137 |
Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. |
||
138 |
Письмо предложений, содержащих слова с буквой ё. Обозначение мягкости предыдущего согласного буквой ё. Работа по развитию речи: составление устного рассказа о парках и скверах своего города ( села). |
||
139. |
Звук [й’], буквы Й, й. Чтение слов с новой буквой, предложений и коротких текстов. |
||
140. |
Строчная буква й. Сравнение строчной и заглавной букв. |
||
141 |
Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Правила дорожного движения. Работа с детской книгой. |
||
142. |
Употребление имён прилагательных в речи для характеристики предмета. Списывание с печатного шрифта. Работа с поговоркой. Запись предложений, оформление границ. |
||
143. |
Чтение с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. |
||
144. |
Слова - действия. Составление рассказа о профессиях родного края . |
||
145 |
Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х. Чтение слов с новой буквой, предложений и коротких текстов . |
||
146. |
Строчная буква х. Сравнение печатной и письменной букв . |
||
147. |
Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Слава хлебу на столе! |
||
148. |
Заглавная буква в именах собственных. Слого-звуковой анализ слов со звуками [х], [х’]. Соединение букв Х, х в слогах и словах. Письмо слогов и слов с буквами Х, х. Признаки предмета. |
||
149 |
Чтение с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. |
||
150. |
Списывание с печатного и письменного шрифта. Списывание с печатного текста. Работа с пословицами и поговорками. |
||
151 |
Составление рассказа по теме предложенной учителем.Работа с детской книгой. |
||
152 |
Письмо элементов изученных букв. Письмо букв, слов. |
||
153. |
Буквы Ю, ю. Буква ю в начале слов и после гласных в середине и на конце слов. Буква ю – показатель мягкости предшествующего согласного звука в слоге- слиянии. Чтение слов с новой буквой . |
||
154. |
Строчная буква ю. Сравнение печатной и письменной букв. |
||
155. |
Чтение слов с новой буквой, предложений и коротких текстов. |
||
156 |
Заглавная буква Ю. |
||
157 |
Чтение слов с изученными буквами. |
||
158. |
Обозначение буквой ю мягкости предыдущего согласного, буквой у – твёрдости предыдущего согласного. Различение звуков в словах типа: лук – люк. Правописание имён собственных (имена людей). Списывание с печатного и письменного шрифта. |
||
159 |
Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц. Чтение слов с новой буквой, предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Работа с детской книгой. |
||
160 |
Строчная буква ц. Повторение изученного материала. Сравнение печатной и письменной букв. |
||
161. |
Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Отработка техники чтения. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений . |
||
162 |
Письмо заглавной буквы Ц. |
||
163 |
Чтение с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. |
||
164. |
Соединение букв Ц, ц в слогах и словах. Письмо слогов и слов с буквами Ц, ц. Списывание с печатного и письменного шрифта. Работа с пословицами и поговоркам . |
||
165. |
Гласный звук [э], буквы Э, э. Чтение слов с новой буквой, предложений и коротких текстов . |
||
166. |
Строчная буква э. Слого-звуковой анализ слов со звуком [э]. Сравнение печатной и письменной букв. |
||
167 |
Чтение с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Работа с детской книгой. |
||
168 |
Письмо заглавной буквы Э. Списывание с печатного и письменного шрифта. |
||
169. |
Мягкий глухой согласный звук [щ’]. Буквы Щ, щ. Чтение слов с новой буквой, предложений и коротких текстов. |
||
170. |
Строчная буква щ. Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуком [щ’]. Списывание с печатного и письменного шрифта. Письмо предложений с комментированием. |
||
171. |
Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Отработка техники чтения. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. |
||
172 |
Письмо заглавной буквы Щ. Письмо предложений с комментированием. |
||
173. |
Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф. Чтение слов с новой буквой, предложений и коротких текстов. |
||
174. |
Строчная буква ф. Сравнение строчной и заглавной букв. |
||
175 |
Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф. Отработка техники чтения. |
||
176 |
Письмо заглавной буквы Ф. Списывание с печатного и письменного шрифта |
||
177 |
Мягкий и твердый разделительные знаки. Работа с детской книгой. |
||
178 |
Письмо букв ь, ъ. |
||
179 |
Русский алфавит. |
||
180 |
Письмо слов с разделительными ь, ъ знаками. |
||
ПОСЛЕБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД ( 20 Ч) |
|||
181. |
Как хорошо уметь читать. Одна у человека родная мать – одна у него и Родина. |
||
182. |
Начиная с этого урока используется рабочая тетрадь в узкую линейку. Учитель самостоятельно планирует деятельность учащихся на уроках письма в послебукварный период с учётом особенностей своего класса. Слова отвечающие на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какие?» |
||
183. |
П. Пронько «Отчизна», М. Пришвина «Моя родина». Работа с детской книгой. |
||
184. |
Предлоги. Местоимения. |
||
185. |
История славянской азбуки. История первого букваря. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале познавательного текста «Кто знает аз да буки, тому и книги в руки. |
||
186. |
Правописание безударных гласных в корне слова. |
||
187. |
А.С. Пушкин – гордость нашей Родины Выставка книг для детей с произведениями А.С. Пушкина. |
||
188. |
Звонкие и глухие согласные в корне слова. |
||
189. |
Рассказы Л.Н. Толстого и К.Д. Ушинского для детей. Развитие осознанности и выразительности чтения на материалах рассказов Л.Н. Толстого и К.Д. Ушинского для детей. |
||
190 |
Повторение правописания сочетаний –жи, - ши, ча,-ща. |
||
191 |
Стихи К.И. Чуковского и С.Я. Маршака. Выставка книг писателей Работа с детской книгой.. |
||
192 |
Повторение правописания –чу, -щу. |
||
193 |
Рассказы В.В. Бианки и М.М. Пришвина о природе и животных. Знакомство с творчеством писателей. Выставка книг писателей для детей. |
||
194 |
Списывание. |
||
195 |
Стихи А.Л. Барто и С.В. Михалкова. Выставка книг писателей. |
||
196 |
Заглавная буква в словах. |
||
197 |
Весёлые стихи Б.В. Заходера и В.Д. Берестова Выставка книг. |
||
198 |
Правописание –чк,-чн,-щн. |
||
199 |
Мой родной Донбасс. Работа с детской книгой. |
||
200 |
Деление слов на слоги. Основа предложения. |