Рабочая программа по русскому языку, 1-4 класс
Структура документа
Пояснительная записка.
Общая характеристика учебного предмета, курса.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Содержание учебного предмета, курса.
Календарно-тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся.
Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, концепцией филологического образования и концепцией учебно-методического комплекта «Перспективная начальная школа».
В концепции филологического образования описываются важнейшие методологические подходы к изучению русского языка в школе, устанавливаются научно обоснованные требования к содержанию и объему филологического образования школьников на этапах основного общего и среднего общего образования, включая перечень обязательных для изучения дидактических единиц (разделов науки о языке, понятий и терминов и т.д.), обеспечивается преемственность этапов филологического образования.
Данный комплект учебников подчиняется требованиям инструментальности и интерактивности, в силу того, что он ориентирован на максимально возможное обеспечение самостоятельной работы на уроке. Это касается не только организационных форм; комплект содержит разнообразный справочный материал, который выполняет роль дополнительного инструментария, необходимого для решения конкретных языковых задач.
Интерактивность обеспечивается тем, что учебники начинают, а научные сотрудники «Академкнига/Учебник» поддерживают содержательную переписку с учащимися (один раз в конце 1-го класса, по 4 раза — в каникулы — начиная со 2-го класса).
В УМК продумана система работы, побуждающая школьника постоянно самому добывать информацию и оперировать ею. Речь идет о системе словарей, которые включены в особый том учебника (начиная со 2-го класса) и к которым школьник вынужден постоянно обращаться, решая конкретные языковые задачи. Разработана система заданий, не позволяющая школьнику ответить на вопрос или выполнить задание, пока он не добудет недостающие знания в «другой» книге.
Для создания или восстановления целостной картины мира в учебнике продумана внешняя интрига, герои которой сопровождают школьника на протяжении четырех лет обучения. Эти герои — действующее интеллектуальное окружение школьника — они не только наравне с ним решают те же задачи, но и завязывают с ним содержательную переписку, смысл которой не только в том, чтобы создать интерактивную форму обучения русскому языку, но и в том, чтобы возродить почти утраченную культуру переписки, возродить почти утраченную культуру клубной работы с младшими школьниками, восстановить тот воспитательный потенциал (без прежней идеологической подоплеки), который несли в себе прежние идеологические объединения школьников.
Для восстановления целостной картины мира особое внимание в УМК уделяется системе иллюстраций. Огромное психологическое воздействие иллюстраций на сознание ребенка — хорошо известный факт. Разработанная система иллюстраций включает:
а) иллюстрации внешней интриги, позволяющей школьнику удерживать в сознании образы тех героев, которые его сопровождают в книге;
б) дидактические иллюстрации, которые носят образно-ассоциативный характер и помогают школьникам понять абстрактные языковые закономерности;
в) иллюстрации к текущим стихотворным текстам.
Для построения целостной картины мира, формирования речевой культуры младших школьников, поддержания интереса к занятиям по развитию речи в УМК по русскому языку разработана система работы с живописными произведениями, которая проводится на материале репродукций высокого качества, помещенных в учебнике «Литературное чтение».
Курс «Русский язык» на базе учебника (автор Чуракова Н.А.) имеет познавательно-коммуникативную направленность. Успехи в изучении русского языка во многом определяет качество подготовки ребенка по другим школьным предметам
Для формирования и диагностики уровня сформированности УУД обучающихся в школе применяется технология ПЗТО - проектно-задачная технология обучения. В связи с этим в календарно - тематическое планирование внесены изменения. Количество часов, необходимых для проведения стартовой и итоговой проектных задач обеспечиваются за счет резервных часов и часов на повторение.
Цели курса:
В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует цели:
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии Языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средств для успешного решения коммуникативных задач;
овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Задачи курса
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо:
формировать у детей первоначальные представления о русском языке как государственном языке Российской Федерации, как средстве общения людей разных национальностей в России и за рубежом;
осознать себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
развить речь, мышление, воображение школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
освоить первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
овладеть умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты‑описания и повествования небольшого объема;
воспитать позитивного эмоционально‑ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;
развить личность школьника, его творческие способности, интерес к учению.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у обучающихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В результате изучения курса русского языка и родного языка обучающиеся на ступени начального общего образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнёт формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому и родному языку, стремление к его грамотному использованию, русский язык и родной язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.
В процессе изучения русского языка и родного языка обучающиеся получат возможность реализовать в устном и письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.
У выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов. У них будут сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнёра, учёт различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы.
Выпускник на ступени начального общего образования:
• научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;
• сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное, при работе с текстом на компьютере сможет использовать полуавтоматический орфографический контроль, овладеет основными правилами оформления текста на компьютере;
• получит первоначальные представления о системе и структуре русского и родного языков: познакомится с разделами изучения языка — фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объёме содержания курса научится находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами.
В результате изучения курса русского языка и родного языка у выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по русскому и родному языкам и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка и родного языка на следующей ступени образования.
Предметные результаты освоения учебного предмета, курса
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Русский язык» к концу каждого года обучения представлены по блокам «Обучающийся (Выпускник) научится» и «Обучающийся (Выпускник) получит возможность научиться.
Ожидаемые результаты к концу 1-го года обучения
В области общих учебных действий обучающиеся научатся:
в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и на развороте; находить нужную дидактическую иллюстрацию;
первоначальным навыкам инструментального освоения алфавита: представлять на уровне прикидки, какие знаки и группы знаков (буквы) находятся в его начале, конце, середине;
работать с двумя источниками информации (учебной книгой и тетрадью для самостоятельной работы), сопоставлять условные обозначения учебника и тетради.
Ожидаемые результаты к концу 2-го года обучения
В области познавательных общих учебных действий обучающиеся научатся, получат возможность научиться:
инструментально освоить алфавит для свободной ориентации в корпусе учебных словарей: быстрого поиска нужной группы слов или словарной статьи;
ориентироваться в учебной книге: уметь читать язык условных обозначений; находить нужный текст упражнения, нужные правила или таблицу; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные стоки и слова на странице и развороте;
работать с несколькими источниками информации (с частями учебной книги и тетрадью для самостоятельной работы; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту);
работать со словарями: находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию.
Ожидаемые результаты к концу 3-го года обучения
В области познавательных общих учебных действий обучающиеся научатся, получат возможность научиться:
• свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить нужную словарную статью;
• свободно ориентироваться в учебной книге: уметь читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;
• работать с текстом (на уроках развития речи): выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;
• работать с несколькими источниками информации (с частями учебной книги, в одной из которых – система словарей, тетрадью для самостоятельной работы и дополнительными источниками информации – другими учебниками комплекта, библиотечными книгами, сведениями из Интернета); текстами и иллюстрациями к текстам.
Ожидаемые результаты к концу 4-го года обучения
В области познавательных УУД (общеучебных) выпускник научится:
работать с учебным текстом: выделять информацию, заданную аспектом, менять аспект рассмотрения в зависимости от учебной задачи;
ориентироваться в текущей учебной книге и в других книгах комплекта; в корпусе учебных словарей: уметь находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях;
работать с разными видами информации (представленными в текстовой форме, в виде таблиц, правил, моделей и схем, дидактических иллюстраций);
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Предметными результатами изучение курса «Русский язык» в 4 классе являются формирование следующих умений.
Обучающиеся должны знать/понимать:
общее правило написания проверяемых орфограмм в разных частях слова;
значимые части слова;
признаки изученных частей речи: существительного, прилагательного, глагола, местоимения, предлога, союза;
типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.
Уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации:
правописание безударных окончаний имен существительных трех склонений в единственном и множественном числе и способ их проверки;
правописание безударных окончаний имен прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном числе, а также окончаний множественного числа и способ их проверки;
правописание безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения;
правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени;
правописание суффиксов глаголов в повелительном наклонении;
писать о-е после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных, в падежных окончаниях существительных и прилагательных, в корне слова.
определять и выделять на письме однородные члены предложения в бессоюзных предложениях и с союзами а, и, но;
писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом;
правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в 4-м классе;
правильно употреблять предлоги О и ОБ перед существительными, прилагательными, местоимениями;
правильно употреблять местоимения ОБА и ОБЕ в разных падежных формах;
применять общее правило написания проверяемых орфограмм в разных частях слова;
производить звукобуквенный анализ слова; морфемный анализ слова (по составу); элементарный словообразовательный анализ; морфологический анализ имен существительных, прилагательных и глагола; синтаксический анализ простого предложения;
сравнивать слова, связанные отношениями производности, объяснять, какое из них от какого образовано, находить словообразовательный аффикс, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным);
определять спряжение глаголов по ударным личным окончаниям и глагольным суффиксам начальной формы глагола;
обнаруживать регулярные исторические чередования («чередования, видимые на письме»);
составлять схемы предложений с однородными членами и строить предложения по заданным моделям;
обнаруживать в реальном художественном тексте его составляющие: описание, повествование, рассуждение;
составлять с опорой на опыт собственных впечатлений и наблюдений текст с элементами описания, повествования и рассуждения;
доказательно различать художественный и научно-популярный тексты;
владеть нормами речевого этикета в ситуации предметного спора с одноклассниками;
составить аннотацию на отдельное литературное произведение и на сборник произведений;
находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и «читать» словарную статью, извлекая необходимую информацию.
различать члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое), второстепенные (дополнение, обстоятельство, определение); однородные члены предложения;
характеризовать особенности разных типов текста (повествование, описание, рассуждение).
Содержание учебного предмета, курса
Материал курса «Русский язык» представлен следующими содержательными линиями:
система языка (основы лингвистических знаний): фонетика, графика, орфоэпия, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
орфография и пунктуация;
развитие речи.
Языковой материал призван сформировать научное представление о системе и структуре русского языка с учетом возрастных особенностей младших школьников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка.
Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся как будущих членов общества.
1 класс
№п/п |
Наименование раздела |
Кол-во часов |
Содержание |
Форма организации |
Основные виды деятельности учащихся |
1. |
Обучение грамоте. Подготовительный период. |
12 часов |
Правила посадки и пользования письменными принадлежностями во время письма. Гигиенические правила письма. Пространственная ориентировка на странице тетради, её разлиновка. Рабочая строка. Понятие о вертикальных, горизонтальных и наклонных линейках. Линии – элементы как структурные единицы графической системы письменных букв русского алфавита. |
Урок первичного предъявления новых знаний и УУД Комбинированный урок. Закрепление и формирование предметных УУД |
Осознавание алфавита как определённой последовательности букв и воспроизведение его. Восстановление алфавитного порядка слов. Различение звуков (разных их качеств) и буквы. Различение гласных и согласных звуков. Классификация ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных звуков (парных и непарных), твёрдых и мягких согласных звуков (парных и непарных). Объяснение (характеристика)особенностей гласных, согласных звуков. Уточнение особенностей разных звуков в ярком зрительном образе путём многократного обращения к звуковому столбику. Определение звука по его характеристике. Соотношение звука и его характеристики. Устная характеристика звука. Группировка звуков по заданному основанию. Оценивание правильности предложенной характеристики звука, умение находить допущенные в ней ошибки. Нахождение (из ряда предложенных) слова с заданными характеристиками. Чтение и составление звуковой схемы слова. Анализ заданной звуковой схемы слова. Соотношение звучащего слова с его звуковой схемой. Решение звукобуквенной проблемы («Давайте найдём, как обозначаются эти звуки в звуковом столбике!») Деление слова на слоги. Умение обнаруживать особенности русской графики: работа Ь и букв Е, Ё., Ю Выполнять гигиенические требования к правильной посадке, правилам письма. Ориентироваться в пространстве листа тетради, в понятиях «слева», «справа», «вверх», «вниз». Выполнять логические задания на сравнение, группировку и обобщение элементов письменных букв как структурных единиц графической системы. |
2. |
Основной звукобуквенный период |
86 часов |
Правила посадки и пользования письменными принадлежностями. Повторение звуков, изученных на уроках чтения. Соотнесение изученного звука с условно – графическими и буквенными символами. Формирование зрительного образа изучаемой буквы. Алгоритм начертания изучаемых письменных букв. Знакомство с тремя видами соединений букв на письме. Письмо под счёт. |
Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями Комбинированный урок. Закрепление предметных УУД |
Анализировать и конструировать письменные буквы из элементов – шаблонов. Формировать в памяти чётко дифференцированных зрительно – двигательных образов письменных букв (больших – заглавных (прописных) и малых – строчных). Усваивать алгоритмы трёх видов соединения букв, изучаемых на уроке, с ранее изученными. Выработать навыки правильной посадки и пользования письменными принадлежностями. Читать образцы письма: слогов, слов, предложений, зафиксированных письменными буквами, записывать по образцу, проверять результаты своего письма. |
3. |
Заключительный период |
17 часов |
Закрепление технологии написания всех письменных букв и их соединений в графических слогах и цельных словах по алгоритмам. Работа по исправлению графических ошибок и совершенствованию каллиграфического качества письма: чёткости, устойчивости и удобочитаемости. |
Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями Комбинированный урок. Закрепление предметных УУД |
Выполнять логические задания на сравнение букв и объединение их в группы на основе общего по форме элемента. Списывать слова и предложения с печатного и письменного текстов. Формировать графическую грамотность, связность и каллиграфическое качество письма при условии ускорения его темпа. Писать под диктовку. |
4. |
Русский язык. Фонетика и графика. |
28 часов |
Алфавит. Правильное название букв. Расположение слов в алфавитном порядке. Гласные и согласные звуки. Различение звука и буквы. Слог. Ударение. Звук <й> и буква й. Работа букв Ю,Я,Е,Ё. Сочетания жи – ши, же – ше. Работа букв ь и ъ. Парные по звонкости – глухости на конце слова. |
Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными. умениями Комбинированный урок. Закрепление и формирование предметных УУД |
Соотносить звук и его характеристики. Устно характеризовать звук. Группировать звуки по заданному основанию. Классифицировать ударные и безударные гласные, звонкие и глухие согласные звуки (парные и непарные). Определять звук по его характеристике. Соотносить звук и его характеристики. Устно характеризовать звук. Уметь обнаруживать особенности русской графики: работа Ь и букв Е,Ё,Ю,Я. Находить (из ряда предложенных) слова с заданными характеристиками. Решать звукобуквенные проблемы. Читать и составлять звуковые схемы слова. Анализировать заданные звуковые схемы слова. Соотносить звучащие слова с его звуковой схемой. Оценивать правильность предложенной характеристики звука, находить допущенные в ней ошибки. Анализировать текст: определение границы предложения, выбор знака в конце предложения. Наблюдать за использованием в жизни норм речевого этикета. Обосновывать целесообразность выбора. |
5. |
Морфология. |
4 часа. |
Слова – названия предметов. Слова – названия действий. Слова – названия признаков. Слово – предмет, на которое направлено действие. Слова – помощники. Графическая схема слова. |
Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями Комбинированный урок |
Находить основания для классификации слов – названий предметов, действий. Различать слова – предметы главных и неглавных. Определение в тексте слов-помощников. |
6. |
Синтаксис. |
6 часов. |
Предложение. Речь письменная и устная. Предложение по цели высказывания и по интонации. Прописная буква в начале предложения. Знаки в конце предложения. Графическая схема предложения. |
Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями Комбинированный урок. |
Различать особенности письменной и устной речи. Читать предложения с разными логическими ударениями. Объяснять написания слов. Контролировать правильность написания слова и записи текста. |
7. |
Орфография и пунктуация. |
6 часов |
Прописная буква в именах собственных. Правило переноса слов. Правописание слов с сочетаниями ча – ща, чу – щу. Правило написания буквы парного согласного на конце слова. Правописание словарных слов. Правила списывания текста. |
Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями |
Объяснение написания слов. Соотносить звучание и написание слова, объяснять случаи расхождения звучания и написания. Обосновывать написание слов. Контроль правильности написания слова и записи текста. Оценка собственной работы (диктанта), анализ допущенных ошибок. Различение деление слова на слоги и деление для переноса. Читать предложения с разными логическими ударениями. Различать особенности письменной и устной речи. |
8. |
Развитие речи. |
6 часов |
«Азбука вежливости»: несколько формул речевого этикета, их использование в устной речи при общении со сверстниками и взрослыми. |
Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями Комбинированный урок. |
Различать особенности письменной и устной речи. Читать предложения с разными логическими ударениями. Анализировать текст: определение границы предложения, выбор знака в конце предложения. Наблюдение над использованием в жизни норм речевого этикета. Наблюдение над использованием в жизни норм речевого этикета. Умение обосновывать целесообразность выбора |
2 класс
№ п/п |
Наименование раздела |
Кол-во часов |
Содержание |
Форма организации |
Основные виды деятельности учащихся |
1. |
Фонетика и орфография. |
67 часов |
Чередование звуков, не отражаемые на письме (фонетические чередования): чередования ударных и безударных (в[о]ды – в[а]да); парных глухих и звонких согласных на конце слова и в корне перед шумным согласным (подру[г]а – дру[к], ло[ж]ечка – ло[ш]ка); согласных с нулевым звуком (мес[т]о – ме[сн]ый). Общее правило обозначений этих чередований на письме: чередующиеся в одном и том же корне звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверок подобных написаний. Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. Правописание сочетаний ЧК, чн, нч. Написание ы или и после ц в разных частях слова. Написание частицы не со словами, называющими действия. Разграничение на письме приставок и предлогов. Написание разделительных ъ и ь. Написание слов-названий предметов с основой на шипящий звук. |
Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями Комбинированный урок. Закрепление и формирование предметных УУД. |
Различать звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие. Объяснять (характеризовать) особенности гласных, согласных звуков. Определять звук по его характеристике. Сравнивать (соотносить) звук (выбирая из ряда предложенных) и его качественную характеристику. Характеризовать (устно) звук. Группировать звуки по заданному основанию. Сравнивать звуковой и буквенный состав слова. Объяснять функции букв Ь и Ъ. Называть правильно буквы алфавита, знать их последовательность. |
2. |
Лексика. |
4 часа |
Понятие о слове как основной номинативной единице языка. Многозначность слова. Понятие об омонимах (без введения термина). Способы разграничения многозначных и омонимичных слов. Синонимы. Отличия однокоренных слов от синонимов и омонимов. Понятие о происхождении слов. Слова и их дальние родственники. Использование сведений о происхождении слова при решении орфографических задач. |
Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями. |
Определять основные представления о слове (форма слова, изменение по числам и по команде вопросов, родственные слова, многозначные слова и слова-омонимы, слова-синонимы, этимология слова). Понимать смысл ОПРЕДЕЛЕНИЙ. Распознавать формы слова и родственных слов. Различать многозначные слова и омонимы. Уметь находить синонимы в тексте, понимать, как используются синонимы для объяснения значения слов. |
3. |
Морфемика и словообразование. |
4 часа |
Понятие об окончании слова и его основе. Окончания слов-названий предметов, слов-названий признаков и слов-названий действий. Разграничение слов, имеющих окончания (изменяемых) и не имеющих окончания (неизменяемых). Окончания, выраженные звуками, и нулевые. Корень слова. Понятие о родственных словах. Как делаются слова (элементарные представления о словообразовании). Образование слов с помощью суффиксов. Образование слов с помощью приставок. Образование слов с помощью приставки и суффикса одновременно. Сложные слова с соединительными гласными. Понятие о составе слова. Основные морфемы русского языка, их функции и способы вычленения. Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования). Системность подобных чередований при словообразовании и словоизменении. |
Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями. Комбинированный урок. Закрепление и формирование предметных УУД |
Различение ЭТОГО слова и ДРУГОГО слова; формирование понятия родственных слов и выделение корня слова. Упражнение в умении определять окончание слова, определение его функции (в том числе и нулевого окончания). Определение неизменяемых слов, не имеющих окончания. Упражнения в различении разных форм слова по команде вопросов. Нахождение значимых частей слова (корня, приставки, суффикса, окончания). Выделение в слове окончания и основы. Определение образования слова. Выполнение разбора слова по составу. Определение исторических чередований. Анализировать таблицу «Правильно изменяй формы слов», использовать ее как алгоритм при самостоятельном изменении слова. Группировать слова по заданному принципу (с общим корнем, с одинаковыми приставками или суффиксами). Контролировать правильность объединения слов в группу (уметь обнаруживать «лишнее» слово в ряду предложенных: синоним в группе родственных слов или слово с омонимичным корнем в ряду родственных слов). Развивать орфографическую зоркость, Знать способы проверки безударного гласного в корне слова. Указывать способ словообразования (сложением основ с соединительным гласным). Объяснять значение сложных слов; выполнять разбор сложных слов выделять в сложных словах соединительные гласные. Объяснять способ образования новых слов; значение однокоренных слов; составлять схему образования новых слов; выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа; пользоваться обратным словарем; объяснять значение слова с разными приставками. |
4 |
Морфология. |
50 часов |
Разграничение разных слов и разных форм одного и того же слова (словообразование и словоизменение). Понятие о начальной форме слова. Начальная форма слов-названий предметов, слов-названий признаков и слов-названий действий. Изменение слов-названий предметов по числам и по команде вопросов (по падежам, без введения термина). Род слов-названий предметов. Изменение слов-названий признаков по числу, по команде вопросов (по падежам) и по родам |
Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями Комбинированный урок Закрепление предметных ЗУНов, формирование УУД |
Различение прямого и переносного значения слова. Упражнение в умении определять окончание слова, определение его функции (в том числе и нулевого окончания). Определение неизменяемых слов, не имеющих окончания. Упражнения в различении разных форм слова по команде вопросов. Определение начальной формы слов-названий предметов, слов-названий признаков, слов-названий действий. Изменение слова-названия предметов по числам и команде вопросов; определение их рода. Изменение слов-названий признаков по числам, команде вопросов и родам. Уметь: - изменять форму слова; - выделять в слове окончание. Уметь: - находить в предложении все словосочетания; - в словосочетании находить главное слово и зависимое и ставить от первого ко второму вопрос. Знать понятие «основа слова». Уметь: - противопоставлять слова, имеющие окончания, словам без окончаний; - выделять основу слов, которые не имеют окончания; - работать с обратным словарем; - составлять предложения с неизменяемыми словами иностранного происхождения; - различать формы слов иностранного происхождения. Уметь: - работать со словарями; - выписать из обратного словаря слова-названия предметов разного рода; - выписать из обратного словаря слова-названия предметов женского, мужского и среднего рода |
5. |
Синтаксис. |
10 часов |
Понятие о словосочетании. Различие между грамматической связью слов в словосочетании и слов, входящих в основу предложения. Понятие о предложении. Типы предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные. Типы предложений по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные. Понятие о главных и неглавных членах предложения. Формирование умения ставить вопросы к разным членам предложения. Понятие об обращении и способах его оформления на письме |
Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями Комбинированный урок Закрепление предметных ЗУНов, формирование УУД |
Рассмотрение слова в контексте. Различение предложения, словосочетания и слова. Упражнения в нахождении в составе предложения все словосочетания. Определение в словосочетании главного и зависимого слова, постановка вопроса от главного к зависимому слову. Оценка значения окончания в слове (связывать слова в предложении). Оценка значения предлогов (связывать слова в предложении). Определение типа предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске. Нахождение в предложении основы (главных членов) и неглавных членов. Постановка вопросов к разным членам предложения. Анализировать деформированный текст: определять границы предложений, выбирать знак в конце предложений. Классифицировать предложения по цели высказывания, находить в тексте повествовательные/побудительные/вопросительные предложения. Распространять предложения по опорным вопросам. Задавать смысловые вопросы (от слова к слову). Анализировать текст, находить в тексте предложения с однородными членами. Уметь: -пользоваться обратным словарем; -делить слова на группы по видам орфограмм |
6. |
Лексикография. |
5 часов |
Знакомство с учебными словарями: толковым, орфографическим (словарь «Пиши правильно»), обратным, орфоэпическим (словарь «Произноси правильно»), этимологическим (словарь происхождения слов). Создание учебных ситуаций, требующих обращения к словарям различных типов; формирование представлений об информации, которую можно извлечь из разных словарей; элементарные представления об устройстве словарных статей в разных словарях. |
Работа со словарями (орфографическим, обратным, произношения, толковым, этимологическим). Ориентировка в алфавитном столбике. Использование словарной информации как справочной и как способ проверки орфограмм. Осознание особенностей каждого вида словаря. Чтение словарной статьи (в толковых и энциклопедических словарях) и понимание системы обозначений и сокращений в словарях. Работа со 2-ой частью учебника, где размещаются словари. Проверка правильного написания слов в орфографическом словаре учебника. Выяснение значения слов в толковом словаре учебника. Рассмотрение слов старославянского и древнерусского происхождения в этимологическом словаре учебника. Решение определённых грамматических задач с помощью обратного словаря. Упражнения по произношению слов с помощью орфоэпического словаря. Ориентироваться в странице «Содержание». Выполнять практическую работу со словарями. Уметь пользоваться этимологическим словарем. |
|
7. |
Развитие речи с элементами культуры речи. |
30 часов |
Построение текста. Выделение в тексте смысловых частей. Оформление записи следующей части текста с помощью нового абзаца. Текст-описание и текст-повествование. Тема и основная мысль (основное переживание) текста. Составление плана текста. Изложение как жанр письменной речи. Использование плана для написания сочинения и для устного рассказа. Определение темы и основной мысли живописного произведения. Сравнительный анализ разных текстов, посвященных одной теме (сравнение основной мысли и переживания); сравнительный анализ разных текстов, посвященных разным темам (сравнение основной мысли или переживания). Сравнение научно-популярных и художественных текстов (интегрированная работа с авторами комплекта по окружающему миру). «Азбука вежливости»: закрепление основных формул речевого этикета, адекватных ситуации речи (в беседе со школьниками или со взрослыми); освоение жанра письма с точки зрения композиции и выбора языковых средств в зависимости от адресата и содержания. Правила употребления приставок на- и о- в словах надеть, надевать, одеть, одевать. |
Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями Комбинированный урок Закрепление предметных ЗУНов, формирование УУД |
Анализировать уместность использования средств устного общения в разных речевых ситуациях, во время монолога и диалога, накапливать опыт собственного использования речевых средств. Оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке. Использовать нормы речевого этикета в повседневной жизни. Моделировать правила участия в диалоге, полилоге (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор). Сочинять письма, поздравительные открытки. Уметь применять правила употребления приставок на- и о- в словах надеть, надевать, одеть, одевать. |
3 класс
№ п/п |
Наименование раздела |
Кол-во часов |
Содержание |
Форма организации |
Основные виды деятельности учащихся |
1 |
Фонетика и орфография |
20 часов |
Закрепление общего правила обозначения фонетических чередований на письме: чередующиеся в одном и том же корне звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверок подобных написаний. Понятие об орфограмме. Виды изученных орфограмм. Написание двойных согласных в корне слова и на стыках морфем. Правописание наиболее употребительных приставок, приставки с-, приставок на -с, -з. Правописание предлогов. Разграничение на письме приставок и предлогов. Представление о «беглом гласном» звуке. Написание суффиксов -ик-/-ек- с учетом беглого гласного. Написание суффикса -ок- после шипящих. Звукобуквенный разбор слова. |
Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями Комбинированный урок Закрепление предметных ЗУНов, формирование УУД |
Выполнение звукобуквенного анализа слова (определение количество слогов, выполнение элементарной транскрипции, нахождение ударных и безударных слогов, соотношение количества и порядка расположения букв и звуков, характеристика согласных и гласных звуков). Определять наличие изученных орфограмм в словах. Объяснять написания слов. Прогнозировать наличие определенных орфограмм: письмо с пропуском определенных орфограмм. Контролировать правильность написания: письмо со знаками вопросов на месте сомнения. Составлять словарик слов, в которых были допущены ошибки. Моделировать в ходе коллективной работы алгоритмы применения орфографических правил. Группировать слова по месту и типу орфограммы. Объяснять написание слов, используя орфографический словарик учебника. Анализировать текст с точки зрения наличия в нем слов с определенной орфограммой. |
2 |
Лексика |
15 часов |
Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы. Способы разграничения многозначных и омонимичных слов. Синонимы. Отличия однокоренных слов от синонимов и омонимов. Антонимы. Происхождение слов. Использование сведений о происхождении слов при решении орфографических задач. |
Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями Комбинированный урок Закрепление предметных ЗУНов, формирование УУД |
Использовать словари русского языка. Ориентироваться самостоятельно в толковом словарике учебнике: находить значение неизвестных слова, выписывать его. Подбирать синонимы для заполнения пропуска в предложении, в тексте, объяснить целесообразность выбранного синонима. Различение прямого и переносного значения слова; нахождение в тексте синонимов и антонимов; различение однокоренных слов от омонимов и синонимов. |
3 |
Морфемика и словообразование |
20 часов |
Образование слов с помощью суффиксов. Образование слов с помощью приставок. Образование слов с помощью приставки и суффикса одновременно. Сложные слова с соединительными гласными. Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования). Системность подобных чередований при словообразовании и словоизменении. Разбор слова по составу. |
Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями Комбинированный урок Закрепление предметных ЗУНов, формирование УУД |
Анализировать таблицу «Правильно изменяй формы слов», использовать ее как алгоритм при самостоятельном изменении слова. Группировать слова по заданному принципу (с общим корнем, с одинаковыми приставками или суффиксами). Контролировать правильность объединения слов в группу (уметь обнаруживать «лишнее» слово в ряду предложенных: синоним в группе родственных слов или слово с омонимичным корнем в ряду родственных слов). Анализировать заданную схему состава слова и подбирать к ней слова. Подбирать максимальное количество родственных слов с опорой на словарь (в процессе парной, групповой работы и самостоятельно). Анализировать текст с установкой на поиск в нем родственных слов; слов с заданными приставками, суффиксами. Объяснять значение слова - давать развернутое его толкование. При определении состава слова приводить доказательства |
4 |
Морфология Понятие о частях речи |
70 часов |
Имя существительное как часть речи. Категориальное значение (значение предметности). Разряды по значению (на уровне наблюдения). Одушевленность. Значение числа. Изменение по числам. Значение рода. Синтаксическое значение падежа (изменение слова для связи с другими словами в предложении). Склонение как изменение по числам и падежам. Синтаксическая функция имен существительных в предложении. Три склонения существительных. Правописание безударных падежных окончаний. Написание о-ё после шипящих и ц в падежных окончаниях существительных. Написание существительных с суффиксом -ищ-. Морфологический разбор имени существительного. Имя прилагательное как часть речи. Категориальное значение (значение признака). Начальная форма. Зависимость от имени существительного в значениях числа, рода и падежа. Значение числа. Склонение (твердый и мягкий варианты). Синтаксическая функция имен прилагательных в предложении. Правописание безударных падежных окончаний. Традиционное написание окончания -ого. Местоимение как часть речи (общее представление). Категориальное значение (значение указания на имя). Личные местоимения. Изменение по лицам и числам. Глагол как часть речи (значение действия). Категориальное значение. Неопределенная форма глагола как его начальная форма. Суффикс неопределенной формы -ть(-ти, -чь). Суффикс -л- глагола прошедшего времени. Другие глагольные суффиксы -а, -е, -и, -о, -у, -я, постфиксы -ся(сь). Изменение по временам. Изменение по числам. Изменение в прошедшем времени по родам. Изменение в настоящем и будущем времени по лицам. Связь форм лица с личными местоимениями. Синтаксическая функция глаголов в предложении. Различение написания –ться и –тся в глаголах, стоящих в неопределенной форме и в формах 3 л. ед. и мн. ч. |
Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями Комбинированный урок Закрепление предметных ЗУНов, формирование УУД |
Классифицировать(группировать) слова по частям речи, объяснять основания классификации (части речи; самостоятельные и служебные части речи). Выдвигать предложения: находить основание для классификации имён существительных (по родам, числам, склонениям), глаголов (по вопросам, временам, спряжениям), изменение прилагательного по числам, падежам и родам. Характеризовать признаки изученных частей речи. Контролировать правильность выполнения морфологического разбора. Различение названия падежей. |
5 |
Синтаксис |
15 часов |
Понятие о главных и неглавных членах предложения. Подлежащее и сказуемое как основа предложения. Значение второстепенных членов предложения. Понятие дополнения, обстоятельства, определения. Формирование умения ставить смысловые и падежные вопросы к разным членам предложения. Формирование умения составлять схему предложения. Разбор простого предложения по членам предложения. |
Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями Комбинированный урок Закрепление предметных ЗУНов, формирование УУД |
Анализировать деформированный текст: определять границы предложений, выбирать знак в конце предложений. Классифицировать предложения по цели высказывания, находить в тексте повествовательные/побудительные/вопросительные предложения. Распространять предложения по опорным вопросам. Задавать смысловые вопросы (от слова к слову). Анализировать текст, находить в тексте предложения с однородными членами |
6 |
Развитие речи с элементами культуры речи |
30 часов |
Построение текста. Выделение в тексте смысловых частей. Подбор заголовков к каждой части текста и к тексту в целом. Составление плана текста. Использование плана для пересказа текста, устного рассказа по картине, написания изложения и сочинения. Освоение изложения как жанра письменной речи. Различение текста-описания и текста-повествования. Обнаружение в художественном тексте разных частей: описания и повествования. Сочинение по наблюдениям с использованием описания и повествования. Сравнение научно-популярных и художественных текстов (интегрированная работа с авторами комплекта по окружающему миру). Различение развернутого научного сообщения на заданную тему и словарной статьи на эту же тему. Определение темы и основной мысли живописного произведения. Сочинение по картине с использованием описания и повествования. Сравнительный анализ разных текстов и живописных произведений, посвященных одной теме (сравнение основной мысли или переживания); сравнительный анализ разных текстов и живописных произведений, посвященных разным темам (сравнение основной мысли или переживания). «Азбука вежливости»: закрепление основных формул речевого этикета, адекватных ситуации речи (в беседе со школьниками или со взрослыми). Дальнейшее освоение жанра письма с точки зрения композиции и выбора языковых средств в зависимости от адресата и содержания. |
Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями Комбинированный урок Закрепление предметных ЗУНов, формирование УУД |
Анализировать успешность участия в диалоге. Выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор), в том числе при общении с носителями нерусского языка. Соотносить тексты и заголовки, выбирать наиболее подходящий заголовок из ряда предложенных. Воспроизводить текст в соответствии с заданием: подробно, выборочно. Анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски. Составлять план текста. Сочинять письма, поздравительные открытки. |
4 класс
№ п/п |
Наименование раздела |
Кол-во часов |
Содержание |
Форма организации |
Основные виды деятельности учащихся |
1 |
Фонетика и орфография |
25 часов |
Системные наблюдения над фонетическими чередованиями согласных звуков (по глухости-звонкости, твердости-мягкости, месту и способу образования) и гласных звуков (замена ударных и безударных гласных). Место ударения в слове. Разноместность и подвижность словесного ударения. Понятие о вариантах произношения. Наблюдения над некоторыми проявлениями «старшей» и «младшей» нормы (на материалах стихотворных текстов). Наблюдения над стилистическими орфоэпическими вариантами. Расширение зоны применения общего правила обозначения фонетических чередований на письме: чередующиеся в одной и той же морфеме звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверок подобных написаний. Правописание гласных в приставках (на примере приставок за-, про-, на-). Правописание гласных в суффиксах (на примере суффиксов -лив- и -ов-). Написание двойных согласных в словах иноязычного происхождения. Чередования гласных с нулевым звуком («беглый гласный»). Написание суффиксов -ик-/-ек- с учетом наличия/отсутствия беглого гласного (повторение). Написание о-ё после шипящих в разных частях слова: корнях, суффиксах и окончаниях (повторение). Написание букв и-ы после приставки перед корнем, начинающимся на -и-. Звукобуквенный разбор слова. |
Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями Комбинированный урок Закрепление предметных ЗУНов, формирование УУД |
Упражнения в различении звуков и букв. Характеристика звуков русского языка (ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие, согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие). Определять наличие изученных орфограмм в словах. Объяснять написания слов. Соотносить звучание и написание слова, объяснять случаи их расхождения. Обосновывать написание слов. Прогнозировать наличие определенных орфограмм: письмо с пропуском определенных орфограмм. Контролировать правильность написания: письмо со знаками вопросов на месте сомнения. Составлять словарик слов, в которых были допущены ошибки. Моделировать в ходе коллективной работы алгоритмы применения орфографических правил. Группировать слова по месту и типу орфограммы. Объяснять написание слов, используя орфографический словарик учебника. Анализировать текст с точки зрения наличия в нем слов с определенной орфограммой. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки. Обосновывать написание слов с непроверяемыми орфограммами с помощью различных опор при запоминании слов. Моделировать предложения, включая в них слова с непроверяемыми орфограммами. Создавать собственные тексты с максимальным количеством включенных в них словарных слов. Объяснять написание слов в ходе предварительного анализа текста диктанта. Оценивать собственный диктант, анализировать допущенные ошибки |
2 |
Лексика |
10 часов |
Значение слова. Лексическое и грамматическое значение слова. Связь значений слова между собой (прямое и переносное значение; разновидности переносных значений). Тематические классы слов. Омонимия, антонимия, синонимия как лексические явления. Система парадигматических отношений между словами. Паронимия (без введения термина) в связи с вопросами культуры речи. Активный и пассивный словарный запас. Наблюдения над устаревшими словами и неологизмами. Общенародная и необщенародная лексика. Наблюдения над терминами русского происхождения и заимствованными; над диалектными языковыми различиями. Использование сведений о происхождении слов при решении орфографических задач. Русская фразеология. Наблюдения над различиями между словом и фразеологизмом. Источники русской фразеологии. Стилистические возможности использования устойчивых выражений. |
Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями Комбинированный урок Закрепление предметных ЗУНов, формирование УУД |
Ориентироваться самостоятельно в толковом словарике учебнике: находить значение неизвестных слова, выписывать его. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значение слова по тексту или уточнение с помощью толкового словаря учебника. Подбор синонимов для устранения повторов в речи; использование их для объяснения значений слов. Подбор антонимов для точной характеристики предметов при их сравнении. Различение употребления в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи). Выбор слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи. Подбирать синонимы для заполнения пропуска в предложении, в тексте, объяснить целесообразность выбранного синонима. |
3 |
Морфемика и словообразование |
15 часов |
Производные и непроизводные слова. Представление о словообразовательном аффиксе (без введения термина). Система способов словообразования в русском языке. Словообразование и орфография. Решение элементарных словообразовательных задач. Наблюдения над индивидуальным словотворчеством в поэзии и детской речи. Морфемная структура русского слова. Две основы глагола (основа начальной формы и формы настоящего времени). Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования), при словообразовании и словоизменении глаголов. Разбор слов разных частей речи по составу. |
Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями Комбинированный урок Закрепление предметных ЗУНов, формирование УУД |
Морфемный анализ слова (по составу); элементарный словообразовательный анализ. Сравнение слов, связанных отношениями производности, объяснение, какое из них от какого образовано, Нахождение словообразовательного аффикса, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным). Анализировать таблицу «Правильно изменяй формы слов», использовать ее как алгоритм при самостоятельном изменении слова. Контролировать правильность объединения слов в группу (уметь обнаруживать «лишнее» слово в ряду предложенных: синоним в группе родственных слов или слово с омонимичным корнем в ряду родственных слов). Анализировать заданную схему состава слова и подбирать к ней слова. Подбирать максимальное количество родственных слов с опорой на словарь (в процессе парной, групповой работы и самостоятельно). Анализировать текст с установкой на поиск в нем родственных слов; слов с заданными приставками, суффиксами. Объяснять значение слова - давать развернутое его толкование. При определении состава слова приводить доказательства (в игровых упражнениях типа: «Докажи, что в слове... корень...»; «Докажи, что в слове... нет приставки...', «Докажи, что записанные слова являются родственными»). |
4 |
Морфология |
60 часов |
Система частей речи русского языка: самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное. Категориальное значение имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных трех склонений в единственном и множественном числе и их проверка (повторение). Синтаксическая функция имен существительных в предложении. Морфологический разбор имени существительного. Имя прилагательное. Категориальное значение имен прилагательных. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном числе и окончаний прилагательных во множественном числе. Синтаксическая функция имен прилагательных в предложении. Местоимение. Категориальное значение местоимений. Личные местоимения. Склонение личных местоимений. Стилистические особенности употребления местоимений. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Глагол. Категориальное значение глагола. Грамматическое значение глагола и система его словоизменения. Виды глагола. Времена глагола (повторение). Формы времени глаголов несовершенного и совершенного вида. Изменение в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Грамматическое значение личных окончаний. Понятие о типах спряжения: два набора личных окончаний. Изменение в прошедшем времени по родам и числам. Грамматическое значение окончаний прошедшего времени. Правописание безударных личных окончаний: необходимость определения спряжения глагола. Способы определения спряжения глагола: по ударным личным окончаниям; по суффиксу начальной формы при безударных личных окончаниях. Правописание глаголов-исключений. Правописание глаголов в прошедшем времени. Наблюдения над значением и написанием глаголов в изъявительном и повелительном наклонении (без введения терминов) типа выпишете — выпишите. Синтаксическая функция глаголов в предложении. Союз. Представление о союзе как о части речи. Сведения об употреблении союзов. Синтаксическая функция союза в предложении с однородными членами и в сложном предложении. Правописание союзов а, и, но в предложении с однородными членами. |
Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями Комбинированный урок Закрепление предметных ЗУНов, формирование УУД |
Определение частей речи: существительного, прилагательного, глагола, местоимения, предлога, союза. Упражнения в определении трёх типов склонения существительных. Определение спряжения глаголов по ударным личным окончаниям и глагольным суффиксам начальной формы глагола. Проведение морфологического разбора имен существительных, имен прилагательных и глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивание правильности проведения морфологического разбора. Нахождение в тексте таких частей речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах. Классифицировать(группировать) слова по частям речи, объяснять основания классификации (части речи; самостоятельные и служебные части речи). Выдвигать предложения: находить основание для классификации имён существительных (по родам, числам, склонениям), глаголов (по вопросам, временам, спряжениям). Характеризовать признаки изученных частей речи. Контролировать правильность выполнения морфологического разбора. |
5 |
Синтаксис и пунктуация |
25 часов |
Понятие об однородных членах предложения и способах оформления их на письме: бессоюзная и союзная связь. Предложения с однородными главными и однородными второстепенными членами предложения. Формирование умения составлять схему предложения с однородными членами. Разбор простого предложения по членам предложения. Представления о сложном предложении (наблюдения). Сопоставление пунктуации в простых и сложных предложениях с союзами. |
Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями Комбинированный урок Закрепление предметных ЗУНов, формирование УУД |
Определение однородных членов предложения. Составление схем предложений с однородными членами и построение предложения по заданным моделям. Различение второстепенных членов предложения – дополнения, обстоятельства, определения. Выполнение в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивание правильности разбора. Различение простых и сложных предложений. Анализировать деформированный текст: определять границы предложений, выбирать знак в конце предложений. Классифицировать предложения по цели высказывания, находить в тексте повествовательные/побудительные/вопросительные предложения. Распространять предложения по опорным вопросам. Задавать смысловые вопросы (от слова к слову). Анализировать текст, находить в тексте предложения с однородными членами |
6 |
Развитие речи с элементами культуры речи |
35 часов |
Освоение изложения как жанра письменной речи. Сочинение по наблюдениям с использованием описания и повествования. Определение в реальном научно-популярном и художественном текстах элементов рассуждения. Использование элементов рассуждения в собственном сочинении по наблюдениям или впечатлениям. Знакомство с жанром аннотации. Тематическое описание (выделение подтем) литературного произведения и составление аннотации на конкретное произведение. Составление аннотации на сборник произведений. Определение основной идеи (мысли) литературного произведения для составления аннотации с элементами рассуждения (рецензии) без введения термина «рецензия». Сочинение по живописному произведению с использованием описания и повествования, с элементами рассуждения. Азбука вежливости. Культура диалога. Речевые формулы, позволяющие корректно высказывать и отстаивать свою точку зрения, тактично критиковать точку зрения оппонента. Необходимость доказательного суждения в процессе диалога. Правила употребления предлогов о и об (о ежике, об утке; об этом, о том; об изумрудном, о рубиновом). Правила употребления числительных ОБА и ОБЕ в разных падежных формах. |
Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями Комбинированный урок Закрепление предметных ЗУНов, формирование УУД |
Различение особенностей разных типов текста (повествование, описание, рассуждение). Обнаружение в реальном художественном тексте его составляющие: описание, повествование, рассуждение. Составление с опорой на опыт собственных впечатлений и наблюдений текст с элементами описания, повествования и рассуждения. Различение художественного и научно-популярного текстов. Составление аннотации на отдельное литературное произведение и на сборник произведений. Создание текста по предложенному заголовку. Подробный или выборочный пересказ текста. Анализ и корректировка текстов с нарушенным порядком предложений, нахождение в тексте смысловых пропусков. Корректировка текстов, в которых допущены нарушения культуры речи. Анализ последовательности собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотнесение их с разработанным алгоритмом. Оценивание правильности выполнения учебной задачи: соотнесение собственного текста с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов). |
Лексикография (изучается на протяжении всего курса)
Использование учебных словарей: толкового, словаря устойчивых выражений, орфографического (словарь «Пиши правильно»), обратного, орфоэпического (словарь «Произноси правильно»), этимологического (Словарь происхождения слов) для решения различных лингвистических задач. Создание учебных и внеучебных ситуаций, требующих обращения учащихся к словарям.
Словарь (1 класс)
Адрес, алфавит, город, дежурный, карандаш, карман, картина, картофель, квадрат, квартира, компот, коньки, косынка, лимон, линейка, морковь, Москва, облако, окно, пальто, пенал, платок, портфель, телевизор, телефон, яблоко (26 слов).
Словарь (2 класс)
Арбуз, береза, билет, быстро, вдруг, весело, воробей, ворона, газета, город, группа, девочка, деревня, директор, до свидания, завод, заяц, здравствуйте, иней, капуста, класс, корова, лисица, лопата, машина, медведь, молоко, морковь, мороз, Москва, народ, одежда, посуда, работа, ребята, Родина, Россия, русский, скоро, собака, сорока, спасибо, столица, суббота, тетрадь, товарищ, урожай, ученик, учитель, фамилия, хорошо, ягода, язык (53 слова).
Словарь (3 класс)
Автобус, аллея, аптека, багаж, библиотека, болото, вагон, винегрет, вокзал, восток, герой, горох, горячий, декабрь, дорога, животное, завтрак, запад, земляника, комбайн, компьютер, космонавт, космос, Кремль, кровать, лестница, магазин, малина, месяц, металл, метро, ноябрь, обед, овощ, огурец, однажды, октябрь, орех, осина, отец, песок, пирог, пирожное, победа, погода, помидор, потом, праздник, пшеница, ракета, рассказ, расстояние, рисунок, север, сентябрь, сирень, соловей, солома, тарелка, топор, трактор, трамвай, троллейбус, ужин, февраль, футбол, хоккей, хороший, четверг, чувство, шоссе, шофёр, экскурсия, январь (всего 75 слов)
Словарь (4класс)
Автомобиль, аннотация, беседа, библиография, библиотека, билет, биография, богатство, велосипед, галерея, гореть, горизонт, гражданин, диалог, желать, железо, завтра, здесь, инженер, искусный, искусство, календарь, коллектив, коллекция, корабль, костер, натюрморт, отечество, пейзаж, портрет, правительство, президент, привет, профессия, путешествие, салют, свобода, сегодня, сейчас, секрет, солдат, хозяин, цитата, экскаватор, электричество, эскалатор (всего 46 слов)
Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
1 класс
1. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Азбука. 1 класс: Учебник по обучению грамоте и чтению. Под ред. М.Л. Каленчук. - М.: Академ-книга/Учебник.
2. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Азбука. 1 класс: Тетради по письму №1, №2, №3. – М.: Академкнига/Учебник.
3. Лаврова Н.М. Азбука. Пишу и проверяю себя. Начала формирования регулятивных УУД. 1 класс: Тетради №1, №2. - М.: Академкнига/Учебник.
4. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Азбука. Обучение грамоте и чтению: 1 класс: Методическое пособие. - М.: Академкнига/Учебник.
5. Лаврова Н.М. Азбука. Поурочно – тематические разработки. 1 класс: Методическое пособие. - М.: Академкнига/Учебник.
6. Чуракова Н.А. Русский язык. 1 класс: Учебник. - М.: Академкнига/Учебник.
7. Гольфман Е.Р. Русский язык: Тетрадь для самостоятельной работы. 1 класс. - М.: Академкнига/Учебник.
8. Чуракова Н.А., Гольфман Е.Р. Русский язык: 1 класс: Методическое пособие. – М.: Академкнига/Учебник.
9. Лаврова Н.М. Русский язык. Сборник проверочных и контрольных работ. 1 – 2 классы: Методическое пособие. – М: М.: Академкнига/Учебник./
2 класс
1. Программа «Русский язык»,1-4 классы. Чуракова Н.А. Москва. Издательство «Академкнига/Учебник», 2011.
2. Русский язык. Учебник для 2 класса Ч. 1, 2, 3. Чуракова Н.А. Москва. Издательство «Академкнига/Учебник», 2012.
3. "Тетрадь для самостоятельных работ". 2 класс. Ч. 1, 2. Т. А. Байкова, О. В. Малаховская, Е. Р. Ерышева. Москва. Издательство «Академкнига/Учебник», 2012.
4. "Методическое пособие для учителя по русскому языку". 2 класс. Н. А. Чуракова, М.Л. Каленчук, Т.А. Байкова, О.В. Малаховская. Москва. Издательство «Академкнига/Учебник», 2012.
3 класс
1. Программа «Русский язык»,1-4 классы. Чуракова Н.А. Москва. Издательство «Академкнига/Учебник», 2012.
2. Русский язык. Учебник для 3 класса. Чуракова Н.А. Москва. Издательство «Академкнига/Учебник», 2013.
3. «Тетради для самостоятельных работ» 3 класс. Чуракова Н.А. Москва. Издательство «Академкнига/Учебник», 2013.
4. «Методическое пособие для учителя по русскому языку» 3 класс. Абрамова М.Г., Байкова Т.А., Малаховская О.В. Москва. Издательство «Академкнига/Учебник», 2013.
5. «Сборник проверочных и контрольных работ по русскому языку» 3-4 класс. Лаврова Н.М. Москва. Издательство «Академкнига/Учебник», 2013.
4 класс
1. Программа «Русский язык»,1-4 классы. Чуракова Н.А. Москва. Издательство «Академкнига/Учебник», 2012.
2. Русский язык. Учебник для 4класса. Чуракова Н.А. Москва. Издательство «Академкнига/Учебник», 2014.
3. «Тетради для самостоятельных работ» 4 класс. Чуракова Н.А. Москва. Издательство «Академкнига/Учебник», 2014.
4. «Методическое пособие для учителя по русскому языку» 4класс. Абрамова М.Г., Байкова Т.А., Малаховская О.В. Москва. Издательство «Академкнига/Учебник», 2014.
5. «Сборник проверочных и контрольных работ по русскому языку» 3-4 класс. Лаврова Н.М. Москва. Издательство «Академкнига/Учебник», 2013.
6. Магнитная доска.
7. Мультимедийное оборудование:
интерактивная доска ActivBoard 378E100,
проектор мультимедийный,
принтер лазерный,
ноутбук педагога Notebook iRU Patriot 501,
акустические колонки,
нетбуки обучающихся Netbook iRU Intro 010,
набор картинных словарей с методическими рекомендациями для учителя,
набор магнитных азбук «Буквы русского алфавита, цифры, математические знаки»,
набор звуковых схем раздаточный,
модель-аппликация «Набор звуковых схем»,
касса слогов демонстрационная,
система контроля и мониторинга качества знаний ProClass с программным обеспечением,
документ-камера Ken-a-vision.