Рабочая программа по русскому языку, 2 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса составлена на основе требований ФГОС с учетом УМК «Школа России», авторской программы «Русский язык» авторов В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, М.В.Бойкиной, М.Н.Дементьевой, Н.А.Стефаненко, сборника рабочих программ «Школа России». 1–4 классы, М.: Просвещение, 2011.
На изучение русского языка во 2 классе в учебном плане МБОУ «Гимназия №5» г. Брянска отводится 170 часов в год из расчета 5 часов в неделю на 34 учебные недели.
Количество проверочных работ, диктантов, сочинений, изложений, представлены в таблице согласно учебным триместрам, исходя из требований УМК, авторской программы:
Форма контроля |
1 триместр |
2 триместр |
3 триместр |
Итого |
||||
Проверочная работа |
2 |
1 |
4 |
7 |
||||
Диктант |
1 |
3 |
2 |
6 |
||||
Сочинения |
2 |
4 |
3 |
9 |
||||
Изложения |
4 |
4 |
3 |
11 |
||||
Контрольные списывания |
1 |
1 |
2 |
|||||
Промежуточная аттестация |
1 |
1 |
||||||
Комплексная работа |
1 |
1 |
2 |
|||||
Итого |
11 |
14 |
13 |
38 |
В тематическое планирование рабочей программы изменений не внесено.
В тематическое планирование включены часы на проведение промежуточной аттестации учащихся. Промежуточная аттестация учащихся проводится в соответствии с «Положением о формах, порядке текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся».
Срок реализации программы – 2017 – 2018 учебный год.
Планируемые результаты изучения курса
Личностные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:
• представления о своей этнической принадлежности;
• развития чувства любви к Родине, чувства гордости за свою Родину, народ, великое достояние русского народа
• представления об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.);
• осмысления необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле;
• осознания положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их родному языку;
• представления о своей родословной, достопримечательностях своей малой родины;
• положительного отношения к языковой деятельности;
• заинтересованности в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;
• понимания нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
• развития чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
• этических чувств (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, совести и др.); понимания чувств одноклассников, учителей;
• развития навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;
• представления о бережном отношении к материальным ценностям; развития интереса к проектно-творческой деятельности.
Метапредметные результаты
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
• Принимать и сохранять цель и учебную задачу;
• высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в дить варианты решения учебной задачи;
• планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
• учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках) в планировании и контроле способа решения;
• выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
• проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
• оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
• адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, другими лицами;
• понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;
• выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
• Осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
• воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);
• ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
• работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;
• осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;
• пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;
• пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
• осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);
• составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);
• составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;
• анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности);
• осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя);
• ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;
• находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;
• обобщать(выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
• делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
• подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи и др.);
• осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;
• устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
• Слушать собеседника и понимать речь других;
• оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
• принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);
• выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;
• задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания;
• признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;
• формулировать собственное мнение и аргументировать его;
• работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;
• строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи.
ОБЩИЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
• Понимание значения русского языка как государственного языка нашей страны Российской Федерации, языка межнационального общения;
• воспитание уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;
• понимание русского языка как великого достояния русского народа, как явления национальной культуры, как развивающегося явления;
• первоначальное представление о некоторых нормах русского языка (орфоэпических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета (в объёме изучаемого курса);
• начальные умения выбирать адекватные языковые средства при составлении небольших монологических высказываний;
• овладение первоначальными научными представлениями о системе и структуре русского языка, знакомство с некоторыми языковыми понятиями и их признаками из разделов:
Фонетика и графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис (в объёме изучаемого курса);
• применение орфографических правил и правил постановки
знаков препинания в процессе выполнения письменных работ (в объёме изучаемого курса);
• первоначальные умения проверять написанное;
• овладение учебными действиями с изучаемыми языковыми единицами;
• формирование начальных умений находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, слог, слово, слово как часть речи, слово как член предложения, предложение (в объёме изучаемого курса).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ ПРОГРАММЫ
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
• участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения);
• строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения своего собственного мнения);
• (самостоятельно) читать тексты учебника, извлекать из них новую информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей (под руководством учителя);
• пользоваться словарями учебника для решения языковых и речевых задач;
• различать устную и письменную речь;
• различать диалогическую речь; понимать особенности диалогической речи;
• отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;
• анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;
• понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), подбирать заглавие к тексту, распознавать части текста по их абзацным отступам, определять последовательность частей текста;
• читать вопросы к повествовательному тексту, находить на них ответы и грамотно их записывать;
• составлять текст по рисунку, вопросам и опорным словам; по рисунку и вопросам, по рисунку (после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу.
Обучающийся получит возможность научиться:
• анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
• соблюдать нормы произношения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника;
• озаглавливать текст по его теме или по его главной мысли;
• распознавать тексты разных типов: описание и повествование, рассуждение;
• замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
• составлять небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему (после предварительной подготовки);
• находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, синонимы);
• составлять небольшие высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка; на определённую тему;
• составлять текст (отзыв) по репродукциям картин художников (помещённых в учебнике);
• письменно излагать содержание прочитанного текста (после предварительной подготовки) по вопросам;
• проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические ошибки, замечать и исправлять неточности в содержании и оформлении.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
• различать понятия «звук» и «буква», правильно называть буквы и правильно произносить звуки в слове и вне слова;
• определять качественную характеристику звука: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);
• характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;
• понимать характеристику звука, представленную в модели (в звуковом обозначении);
• анализировать, сравнивать, группировать слова по указанным характеристикам звуков;
• определять функции букв е, ё, ю, я в слове;
• определять способы обозначения буквами твёрдости-мягкости согласных и звука [й’];
• определять количество слогов в слове и их границы, сравнивать и классифицировать слова по слоговому составу;
• определять ударный и безударные слоги в слове;
• правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту;
• использовать знание алфавита при работе со словарями;
• определять функцию мягкого знака (ь) как разделительного;
• устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я и мягким знаком (ь) — показателем мягкости согласного звука: коньки, ёлка, маяк;
• находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем (моряк, ёж, лось, друг, сказка);
• произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён орфоэпическим словарём учебника).
Обучающийся получит возможность научиться:
• осуществлять звуко-буквенный разбор простых по составу слов с помощью заданного в учебнике алгоритма;
• устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительным мягким знаком (ь): шью, друзья, вьюга;
• применять знания фонетического материала при использовании правил правописания и орфоэпии (различать ударные и безударные гласные, согласные звонкие — глухие, шипящие, мягкие и твёрдые и др.);
• пользоваться при письме небуквенными графическими срествами: пробелом между словами, знаком переноса, абзацем.
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
• осознавать слово как единство звучания и значения;
• выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;
• различать однозначные и многозначные слова (простые случаи);
• иметь представление о синонимах и антонимах;
• распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы
• подбирать к предложенным словам 1—2 синонима или анонима;
• наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи;
• наблюдать за словами, употреблёнными в прямом и переносном значении.
Обучающийся получит возможность научиться:
• выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;
• на практическом уровне распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
• замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении;
• пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
• осознавать значение понятия «родственные слова», соотносить его с понятием «однокоренные слова»;
• владеть первоначальными признаками для опознавания однокоренных слов среди других (неоднокоренных) слов;
• распознавать группы однокоренных слов при решении учебной задачи; подбирать родственные (однокоренные) слова к данному слову либо с заданным корнем;
• определять в слове корень (простые случаи), пользуясь заанным алгоритмом (памяткой определения корня слова).
Обучающийся получит возможность научиться:
• различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;
• различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
• подбирать однокоренные слова и формы слов с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова. Морфология.
Обучающийся научится:
• различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов), вопросы, на которые они отвечают, и соотносить их с определённой частью речи;
• находить грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков: имя существительное, имя прилагательное, глагол;
• находить имена существительные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по вопросам «кто»? и «что?», собственные и нарицательные имена существительные, определять форму числа имён существительных;
• находить имена прилагательные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа имён прилагательных, роль в предложении;
• находить глаголы, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа глаголов, роль в предложении; узнавать личные местоимения, понимать их значение и употребление в речи;
• находить предлоги и понимать их роль в предложении и тексте;
• подбирать примеры слов разных частей речи и форм этих слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
• различать грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков, определять их синтаксическую функцию в предложениях;
• выявлять принадлежность слова к определённой части речи на основе усвоенных признаков, определять признаки частей речи;
• различать имена существительные, употреблённые в форме одного числа (ножницы, кефир);
• выявлять роль разных частей речи в художественном тексте;
• использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
• пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях.
Синтаксис
Обучающийся научится:
• различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения; выделять предложения из речи;
• определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения; соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;
• сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), интонацию (мелодику, логическое ударение),
порядок слов, знаки конца предложения;
• находить главные члены предложения (основу предложения): подлежащее и сказуемое;
• различать главные и второстепенные члены предложения (без дифференциации на виды);
• устанавливать связи слов между словами в предложении;
• соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
• восстанавливать деформированные предложения;
• составлять предложения по схеме, рисунку, на определённую тему.
Обучающийся получит возможность научиться:
• опознавать предложения распространённые и нераспространённые; составлять такие предложения, распространять нераспространённые предложения второстепенными членами;
• находить предложения с обращениями.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
а) применять изученные правила правописания:
• раздельное написание слов в предложении;
• написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении под ударением и без ударения);
• отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чт, чн, щн, нч;
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в учебнике), в том числе удвоенные буквы согласных;
• разделительный мягкий знак (ь);
• знаки препинания конца предложения (. ? !);
• раздельное написание предлогов с именами существительными;
• раздельное написание частицы не с глаголами;
б) применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании;
в) безошибочно списывать текст объёмом 40—50 слов с доски и из учебника;
г) писать под диктовку тексты объёмом 30—40 слов в соответствии с изученными правилами.
Обучающийся получит возможность научиться:
• осознавать значение понятий «орфограмма», «проверяемая орфограмма», «непроверяемая орфограмма»;
• определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
• разграничивать орфограммы на изученные правила письма и неизученные;
• обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах;
• применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
• пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами.
Содержание курса
«Наша речь» (3 ч)
Знакомство с учебником. Какая бывает речь? Что можно узнать о человеке по его речи? Диалог и монолог.
«Текст» (3 ч)
Текст. Признаки текста. Тема и главная мысль текста. Заглавие. Части текста. Построение текста: вступление, основная мыль, заключение. Развитие речи. Составление рассказа по рисунку, данному началу и опорным словам.
«Предложение» (11 ч)
Предложение как единица речи, его назначение и признаки: законченность мысли, связь слов в предложении. Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания (без терминологии). Логическое (смысловое) ударение в предложении. Вводный контрольный диктант. Главные члены предложения (основа). Комплексная работа. Второстепенные члены предложения. (без деления на виды). Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Связь слов в предложении. Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции И.С.Остроухова «Золотая осень». Проверочная работа по теме «Предложение».
СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА. (18 ч)
Слово и его значение (4 ч)
Слово и его значение.Что такое лексическое значение слова? Что такое синонимы и антонимы. Работа со словарями синонимов и антонимов.Развитие речи. Изложение текста по данным к нему вопросам.
Однокоренные слова (4 ч )
Однокоренные слова .Родственные (однокоренные) слова. Корень слова (первое представление). Различение родственных (однокоренных) слов и синонимов, родственных (однокоренных) слов и слов с омонимичными корнями. Выделение корня в родственных слов. Работа со словарём однокоренных слов учебника. Единообразное написание корня в однокоренных словах.
Слог, ударение, перенос слова (6 ч)
Слог как минимальная произносительная единица. Ударение. Словесное и логическое (смысловое) ударение в предложении. Словообразующая функция ударения. Работа с орфоэпическим словарем. Орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Развитие речи. Составление рассказа по серии сюжетных рисунков. Перенос слов. Перенос слов по слогам. Правила переноса части слова с одной строки на другую (якорь, уче-ник, коль-цо, суб-бота, чайка). Контрольное списывание текста.
ЗВУКИ И БУКВЫ (60 ч)
Звуки и буквы (2ч)
Различие звуков и букв. Звуки и их обозначение буквами на письме. Условные звуковые обозначения слов. Замена звука буквой и наоборот.
Русский алфавит , или Азбука (3 ч)
Значение алфавита. Знание алфавита: правильное называние букв, знание их последовательности. Употребление прописной (заглавной) буквы. Использование алфавита при работе со словарями. Проверочная работа (тестирование) по теме «Звуки и буквы. Алфавит».
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне (14 ч)
Произношение ударного и безударного звука в корне слова и его обозначение на письме. Особенности проверяемых и проверочных слов. Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук. Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне. Правописание слов с безударными гласными звуками в корне. Орфографическая задача и пути её решения. «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне». Проверочный диктант «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне». Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины С.А. Тутунова «Зима пришла».Детство».
Согласные звуки (1 ч)
Признаки согласного звука. Смыслоразличительная роль согласных звуков в корне.
Согласный звук [ Й ] и буква И краткое
Слова с удвоенными согласными (3 ч)
Произношение и написание слов с удвоенными согласными. Проект «И в шутку и всерьёз». Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины А.С.Степанова «Лоси».
Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения ( 2 ч)
Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, я, ь.
Мягкий знак (ь) (5 ч).
Правописание мягкого знака (ь) на конце и в середине слова перед другими согласными. Развитие речи. Изложение по коллективно составленному плану. Проект "Пишем письмо". Промежуточная аттестация. Диктант.
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (8 ч).
Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН,НЧ. Орфоэпические нормы произношения слов с данными сочетаниями. Проект "Рифма". Правописание буквосочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу. Упражнение в правильном написании буквосочетаний. Проверочная работа по теме «Буквосочетания с шипящими звуками». Проверочная работа по теме «Буквосочетания с шипящими звуками».
Звонкие и глухие согласные звуки (1 ч)
Как отличить звонкие согласные звуки от глухих?
Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным (13 ч)
Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова. Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных. Способы проверки парных согласных в корне слова: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. Упражнения в написании слов с парными согласными в корне слова. Решение орфографических задач. Развитие речи. Работа с текстом. Запись ответов на вопросы к тексту. Обобщение знаний об изученных правилах письма. Правописание гласных и согласных в корне слова. Проверочный диктант по теме «Слова с парными глухими и звонкими согласными».
Разделительный мягкий знак (Ъ) (5 ч)
Правописание слов с разделительным мягким знаком. Сравнение роли разделительного Ь и Ь, показателя мягкости. Правила переноса слов с мягким знаком. Проверочная работа «Правописание слов с разделительным мягким знаком». Развитие речи. Письменное изложение теста по вопросам.
ЧАСТИ РЕЧИ (57 ч )
Части речи (2 ч)
Соотнесение слов-названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи.
Имя существительное (17 ч)
Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные.Развитие речи. Составление устного рассказа по репродукции картины В.М.Васнецова «Богатыри». Составление письменного рассказа по личным наблюдениям и вопросам. Правописание собственных имён существительных. Контрольное списывание. Единственное и множественное число имён существительных. Употребление имен существительных только в одном числе. Употребление имен существительных только в одном числе. Развитие речи. Работа с текстом. Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам. Определение синтаксической функции существительного в предложении (подлежащее или второстепенный член). Обобщение знаний об имени существительном. Проверочная работа по теме «Имя существительное».
Глагол (12 ч)
Глагол как часть речи и употребление его в речи (общее представление) . Синтаксическая функция глагола в предложении (чаще всего является сказуемым. Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели». Единственное и множественное число глаголов. Правописание частицы НЕ с глаголами. Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол». Развитие речи. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений. Текст-повествование и роль в нём глаголов. Развитие речи.. Составление текста-повествования на предложенную тему. Проверочная работа по теме «Глагол».
Имя прилагательное (13 ч)
Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи (общее представление). Связь имени прилагательного с именем существительным. Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении. Сравнение как одно из выразительных средств языка. Единственное и множественное число имён прилагательных. Текст-описание и роль в нём имён прилагательных. Развитие речи. Составление текста-описания натюрморта по репродукции картины Ф.П. Толстого «Букет цветов. Бабочка и птичка». Обобщение знаний об имени прилагательном. Проверочная работа по теме «Имя прилагательное».
Местоимение (5 ч)
Местоимение (личное) как часть речи: его значение ,употребление в речи (общее представление) . Развитие речи. Редактирование текста с повторяющимися именами существительными. Что такое текст-рассуждение? Структура текста рассуждения. Работа с текстом. Проверочная работа по теме «Местоимение».
Предлог ( 5 ч)
Общее понятие о предлоге. Роль предлогов в речи. Раздельное написание предлогов со словами. Правописание предлогов в именами существительными. Развитие речи. Редактирование теста. Восстановление деформированного повествовательного текста. Обобщение знаний об имени прилагательном. Тестирование по теме «Предлог».
Проект «В словари - за частями речи!» . Контрольный диктант по теме «Части речи». Обобщающий урок по теме «Части речи». Игровой урок-путешествие «В страну частей речи».
ПОВТОРЕНИЕ (18 ч)
Повторение по теме «Текст». Повторение по теме «Предложение». Повторение по теме «Слово и его значение». Повторение по теме «Части речи». Повторение по теме «Звуки и буквы». Итоговый контрольный диктант. Повторение по теме «Правила правописания». Итоговая комплексная работа. Решение орфографических задач. Обобщение знаний по курсу русского языка за 2 класс.
Тематическое планирование
Русский язык (170 часов)
(1 триместр-36 ч , 2 триместр-52 ч ,3 триместр-48 ч )
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
Дата |
|||
план |
факт |
|||||
«Наша речь» (3 ч) 1 триместр |
||||||
1 |
Знакомство с учебником. Какая бывает речь? 1 часть Уч.с. 6-7 |
1 ч |
||||
2 |
Что можно узнать о человеке по его речи? Уч.с 8-9 (*здравствуй (те)). |
1 ч |
||||
3 |
Диалог и монолог. Уч.с. 10-14 (*прощай). |
1 ч |
||||
«Текст» (3 ч) |
||||||
4 |
Текст. Признаки текста. Тема и главная мысль текста. Заглавие. Уч.с. 16-19 (*сентябрь). |
1 ч |
||||
5 |
Части текста. Построение текста: вступление, основная мыль, заключение. Уч.с. 20-22. |
1 ч |
||||
6 |
Развитие речи. Составление рассказа по рисунку, данному началу и опорным словам. |
1 ч |
||||
«Предложение» (11 ч) |
||||||
7 |
Анализ работ. Предложение как единица речи, его назначение и признаки: законченность мысли, связь слов в предложении. Уч.с.24-26 (*родина,скоро.быстро). |
1 ч |
||||
8 |
Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания (без терминологии). Логическое (смысловое) ударение в предложении. Уч.с. 26-28 (*ветер,ветерок). |
1 ч |
||||
9 |
Вводный контрольный диктант. |
1 ч |
||||
10 |
Работа над ошибками. Главные члены предложения (основа). Уч.с. 29-30. |
1 ч |
||||
11 |
Комплексная работа. |
1 ч |
||||
12 |
Анализ работ. Второстепенные члены предложения. (без деления на виды).Уч.с. 31 (*рисунок, рисовать). |
1 ч |
||||
13 |
Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Уч.с. 32-34 (*подлежащее, сказуемое). |
1 ч |
||||
14 |
Распространенные и нераспространенные предложения. Уч.с. 35-36. |
1 ч |
||||
15 |
Связь слов в предложении. Уч.с. 37-38 (*яблоня,яблоко). |
1 ч |
||||
16 |
Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции И.С.Остроухова «Золотая осень». Уч.с. 39, упр. 47. |
1 ч |
||||
17 |
Проверочная работа по теме «Предложение» |
1 ч |
||||
СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА. (18 ч) Слово и его значение (4 ч) |
||||||
18 |
Работа над ошибками. Слово и его значение. Что такое лексическое значение слова? Уч.с.42-46 (*берёза, лопата,ягода). |
1 ч |
||||
19 |
Однозначные и многозначные слова. Уч.с. 47-49 (*дорога). |
1 ч |
||||
20 |
Прямое и переносное значение слов. Работа с толковым и орфографическим словарями. Уч.с. 49-51. |
1 ч |
||||
21 |
Развитие речи. Наблюдение за переносным значением слов как средством создания словесно-художественных образов. |
1 ч |
||||
Синонимы и антонимы ( 4 ч ) |
||||||
22 |
Анализ работ. Что такое синонимы и антонимы. Уч.с. 52-54(*синонимы). |
1 ч |
||||
23 |
Что такое синонимы и антонимы. Уч.с. 54-56 (*антонимы). |
|||||
24 |
Работа со словарями синонимов и антонимов. (*осина,до свидания). |
1 ч |
||||
25 |
Развитие речи. Изложение текста по данным к нему вопросам. |
1 ч |
||||
Однокоренные слова (4 ч ) |
||||||
26 |
Анализ работ. Однокоренные слова .Родственные (однокоренные) слова. Корень слова (первое представление). Уч.с.58-59. |
1 ч |
||||
27 |
Различение родственных (однокоренных) слов и синонимов, родственных (однокоренных) слов и слов с омонимичными корнями. Уч.с.60 |
1 ч |
||||
28 |
Выделение корня в родственных слов. Работа со словарём однокоренных слов учебника. Уч.с.61-62 . |
1 ч |
||||
29 |
Единообразное написание корня в однокоренных словах. Уч.с.63-64 (*сахар) |
1 ч |
||||
Слог, ударение, перенос слова (6 ч) |
||||||
30 |
Слог как минимальная произносительная единица. Уч.с.65-66. |
1 ч |
||||
31 |
Ударение. Словесное и логическое (смысловое) ударение в предложении. Словообразующая функция ударения. Уч.с.67-70 (*извини(те),капуста). |
1 ч |
||||
32 |
Работа с орфоэпическим словарем. Орфоэпические нормы современного русского литературного языка. |
1 ч |
||||
33 |
Развитие речи. Составление рассказа по серии сюжетных рисунков. Уч.с.74,упр.114. |
1 ч |
||||
34 |
Анализ работ. Перенос слов. Перенос слов по слогам. Правила переноса части слова с одной строки на другую (якорь, уче-ник, коль-цо, суб-бота, чайка). Уч.с.71-73 (*жёлтый, посуда). |
1 ч |
||||
35 |
Контрольное списывание текста. |
1 ч |
||||
ЗВУКИ И БУКВЫ (60 ч) Звуки и буквы (2ч) |
||||||
36-37 |
Анализ работ. Различие звуков и букв. Звуки и их обозначение буквами на письме. Условные звуковые обозначения слов. Замена звука буквой и наоборот. Уч.с.78-80 (*октябрь) |
2 ч |
||||
Русский алфавит , или Азбука (3 ч) |
||||||
38 |
Значение алфавита. Знание алфавита: правильное называние букв, знание их последовательности. Уч.с.81-85 (*алфавит, ноябрь). |
1 ч |
||||
39 |
Употребление прописной (заглавной) буквы. Использование алфавита при работе со словарями. Уч.с.86-88 . |
1 ч |
||||
40 |
Проверочная работа (тестирование) по теме «Звуки и буквы. Алфавит». |
1 ч |
||||
Гласные звуки (2 ч) |
||||||
41 |
Работа над ошибками. Признаки гласного звука. Смыслоразличительная и слогообразующая роль гласных звуков. Буквы, обозначающие гласные звуки. Уч.с.89-91 . |
1 ч |
||||
42 |
Развитие речи. Работа с текстом. Запись ответов на вопросы к тексту. Уч.с.92,упр.140. |
1 ч |
||||
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне (14 ч) |
||||||
43 |
Анализ работ. Произношение ударного и безударного звука в корне слова и его обозначение на письме. Уч.с.93-94 . |
1 ч |
||||
44 |
Особенности проверяемых и проверочных слов. Уч.с.95-96. |
1 ч |
||||
45-46 |
Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук. Уч.с.96-103(*одежда,снегирь,лягушка) . |
2 ч |
2 триместр |
|||
47-48 |
Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне. Уч.с.103-105 (*земляника). |
2 ч |
||||
49-50 |
Правописание слов с безударными гласными звуками в корне.Уч.с.106-107 (*малина, молоток). |
2 ч |
||||
51 |
Орфографическая задача и пути её решения. Уч.с.108-109 |
1 ч |
||||
52-54 |
«Правописание слов с безударным гласным звуком в корне». Уч.с.110-111 |
3 ч |
||||
55 |
Проверочный диктант «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне». |
1 ч |
||||
56 |
Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины С.А. Тутунова «Зима пришла».Детство». Уч.с.111. упр.177 |
1 ч |
||||
Согласные звуки (1 ч) |
||||||
57 |
Анализ работ. Признаки согласного звука. Смыслоразличительная роль согласных звуков в корне. Уч.с.112-114 (*мороз) |
1 ч |
||||
Согласный звук [ Й ] и буква И краткое (1 ч) |
||||||
58 |
Согласный звук [ Й ] и буква И краткое. Уч.с.114-116 (*урожай, урожайный) |
1 ч |
||||
Слова с удвоенными согласными (3 ч) |
||||||
59 |
Произношение и написание слов с удвоенными согласными. Уч.с.117-118 (*суббота,субботний). |
1 ч |
||||
60 |
Проект «И в шутку и всерьёз». Уч.с.119 |
1 ч |
||||
61 |
Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины А.С.Степанова «Лоси». Уч.с.118, упр.191 |
1 ч |
||||
Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения ( 2 ч) |
||||||
62-63 |
Анализ работ. Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, я, ь. Уч.с.120-123 (*декабрь) |
2 ч |
||||
Мягкий знак (ь) (5 ч). |
||||||
64-65 |
Правописание мягкого знака (ь) на конце и в середине слова перед другими согласными. Уч.с.124-128 (*мебель,коньки) |
2 ч |
||||
66 |
Развитие речи. Изложение по коллективно составленному плану. Уч.с.127, упр.208 |
1 ч |
||||
67 |
Анализ работ. Проект "Пишем письмо". Уч.с.129 |
1 ч |
||||
68 |
Промежуточная аттестация. Диктант. |
1 ч |
||||
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (8 ч). |
||||||
69-70 |
Работа над ошибками. Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН,НЧ. Орфоэпические нормы произношения слов с данными сочетаниями. 2 часть Уч.с.4-7 (*тарелка) |
2 ч |
||||
71 |
Проект "Рифма". Уч.с.8-9 |
1 ч |
||||
72-73 |
Правописание буквосочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу. Уч.с.10-13 (*товарищ, щавель, метель) |
2 ч |
||||
74 |
Упражнение в правильном написании буквосочетаний. Уч.с.14-15 (* метель) |
1ч |
||||
75 |
Проверочная работа по теме «Буквосочетания с шипящими звуками». |
1 ч |
||||
76 |
Развитие речи. Сочинение-описание «Зимой». |
1 ч |
||||
Звонкие и глухие согласные звуки (1 ч) |
||||||
77 |
Анализ работ. Как отличить звонкие согласные звуки от глухих? Уч.с.16-18 |
1 ч |
||||
Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным (13 ч) |
||||||
78 |
Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова. Уч.с.18-19 |
1 ч |
||||
79-80 |
Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных. Уч.с.20-21 (*морковь). |
2 ч |
||||
81-82 |
Способы проверки парных согласных в корне слова: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. Уч.с.22-23 (*народ). |
2 ч |
||||
83-84 |
Упражнения в написании слов с парными согласными в корне слова. Уч.с.24-26 (*вдруг. завод). |
2 ч |
||||
85-86 |
Решение орфографических задач. Уч.с.27-28 (*морковь). |
2 ч |
||||
87 |
Развитие речи. Работа с текстом. Запись ответов на вопросы к тексту. Уч.с.29 |
1 ч |
||||
88-89 |
Анализ работ. Обобщение знаний об изученных правилах письма. Правописание гласных и согласных в корне слова. Уч.с.30 |
2 ч |
||||
90 |
Проверочный диктант по теме «Слова с парными глухими и звонкими согласными». |
1 ч |
||||
Разделительный мягкий знак (Ъ) (5 ч) |
||||||
91-92 |
Работа над ошибками. Правописание слов с разделительным мягким знаком. Уч.с.31-34 (*обезьяна). |
2 ч |
||||
93 |
Сравнение роли разделительного Ь и Ь, показателя мягкости. Правила переноса слов с мягким знаком. Уч.с.35-38 |
1 ч |
||||
94 |
Проверочная работа «Правописание слов с разделительным мягким знаком». |
1 ч |
||||
95 |
Развитие речи. Письменное изложение теста по вопросам. Уч.с.37, упр.66 |
1 ч |
||||
ЧАСТИ РЕЧИ (57 ч ) Части речи (2 ч) |
||||||
96-97 |
Анализ работ. Соотнесение слов-названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи. Уч.с.40-43 (*месяц). |
2 ч |
||||
Имя существительное (17 ч) |
||||||
98-99 |
Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи. Уч.с44-47 (*январь,февраль). |
2 ч |
||||
100-101 |
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Уч.с.48-51 (*картина). |
2 ч |
||||
102-103 |
Собственные и нарицательные имена существительные.Уч.с.51-53 . |
2 ч |
||||
104 |
Развитие речи. Составление устного рассказа по репродукции картины В.М.Васнецова «Богатыри». Составление письменного рассказа по личным наблюдениям и вопросам.Уч.с.54, упр.93 |
1 ч |
||||
105 |
Анализ работ. Правописание собственных имён существительных. Уч.с.55-60 (*отец. фамилия ,Россия, город, улица). |
1 ч |
||||
106 |
Контрольное списывание. |
1 ч |
||||
107-108 |
Анализ работ. Единственное и множественное число имён существительных. Уч.с.61-63 |
2 ч |
||||
109 |
Употребление имен существительных только в одном числе. Уч.с.64-65 (*топор). |
1 ч |
||||
110 |
Развитие речи. Работа с текстом. Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам. Уч.с.66, упр. 115 |
1 ч |
||||
111 |
Анализ работ. Определение синтаксической функции существительного в предложении (подлежащее или второстепенный член). |
1 ч |
3 триместр |
|||
112-113 |
Обобщение знаний об имени существительном. Уч.с.67 |
2 ч |
||||
114 |
Проверочная работа по теме «Имя существительное» |
1 ч |
||||
Глагол (12 ч) |
||||||
115-116 |
Работа над ошибками. Глагол как часть речи и употребление его в речи (общее представление) . Уч.с.68-72 |
2 ч |
||||
117 |
Синтаксическая функция глагола в предложении (чаще всего является сказуемым. |
1 ч |
||||
118 |
Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели». Уч.с.73,упр.127. |
1 ч |
||||
119-120 |
Анализ работ. Единственное и множественное число глаголов. Уч.с.74-77 |
2 ч |
||||
121 |
Правописание частицы НЕ с глаголами. Уч.с.78-81 (*обед). |
1 ч |
||||
122 |
Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол». |
1 ч |
||||
123 |
Развитие речи. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений. Уч.с.81.упр.143. |
1 ч |
||||
124 |
Анализ работ. Текст-повествование и роль в нём глаголов. Уч.с.82-84 (*магазин). |
1 ч |
||||
125 |
Развитие речи.. Составление текста-повествования на предложенную тему.уч.с.83, упр.145 |
1 ч |
||||
126 |
Проверочная работа по теме «Глагол». |
1 ч |
||||
Имя прилагательное (13 ч) |
||||||
127 |
Анализ работ. Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи (общее представление) . Уч.с.86 |
1 ч |
||||
128 |
Связь имени прилагательного с именем существительным. Уч.с.87-90 |
2 ч . |
||||
129 |
Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении. |
1 ч |
||||
130 |
Сравнение как одно из выразительных средств языка. Уч.с.91 |
1 ч |
||||
131-132 |
Единственное и множественное число имён прилагательных. Уч.с.92-94 (*облако, метро).Тестирование по теме «Имя прилагательное». |
2 ч |
||||
133-134 |
Текст-описание и роль в нём имён прилагательных. Уч.с.95-97 |
2 ч |
||||
135 |
Развитие речи. Составление текста-описания натюрморта по репродукции картины Ф.П. Толстого «Букет цветов. Бабочка и птичка».Уч.с.98 , упр.170. |
1 ч |
||||
136-137 |
Анализ работ. Обобщение знаний об имени прилагательном. Уч.с.99 |
2 ч |
||||
138 |
Проверочная работа по теме «Имя прилагательное». |
1 ч |
||||
Местоимение (5 ч) |
||||||
139- 140 |
Работа над ошибками. Местоимение (личное) как часть речи: его значение ,употребление в речи (общее представление) . Уч.с.100-104 (*платок). |
2 ч |
||||
141 |
Развитие речи. Редактирование текста с повторяющимися именами существительными. |
1 ч |
||||
142 |
Анализ работ. Что такое текст-рассуждение? Структура текста рассуждения. Работа с текстом. Уч.с.105-107 (*потому что, так как). |
1 ч |
||||
143 |
Проверочная работа по теме «Местоимение». |
1 ч |
||||
Предлог ( 5 ч) |
||||||
144 |
Работа над ошибками. Общее понятие о предлоге. Роль предлогов в речи. Уч.с.108-109 (*апрель). |
1 ч |
||||
145 |
Раздельное написание предлогов со словами. Уч.с.110). |
1 ч |
||||
146 |
Правописание предлогов в именами существительными. Уч.с.111 (*шёл). |
1 ч |
||||
147 |
Развитие речи. Редактирование теста. Восстановление деформированного повествовательного текста. |
1 ч |
||||
148 |
Анализ работ. Обобщение знаний об имени прилагательном. Тестирование по теме «Предлог» |
1 ч |
||||
149 |
Проект «В словари - за частями речи!» Уч.с.114-115 |
1 ч |
||||
150 |
Контрольный диктант по теме «Части речи». |
1 ч |
||||
151 |
Работа над ошибками. Обобщающий урок по теме «Части речи». |
1 ч |
||||
152 |
Игровой урок-путешествие «В страну частей речи». |
1 ч |
||||
ПОВТОРЕНИЕ (18 ч) |
||||||
153 |
Повторение по теме «Текст». Уч.с.116-117 |
1 ч |
||||
154-155 |
Повторение по теме «Предложение». Уч.с.117-120 |
2 ч |
||||
156 |
Повторение по теме «Слово и его значение». Уч.с.120-122 |
1 ч |
||||
157 |
Повторение по теме «Части речи». Уч.с.122-125 |
1 ч |
||||
158 |
Повторение по теме «Звуки и буквы». Уч.с.126-127 |
1 ч |
||||
159 |
Итоговый контрольный диктант. |
1 ч |
||||
160 |
Работа над ошибками. Повторение по теме «Правила правописания». Уч.с.127-129 |
1 ч |
||||
161 |
Итоговая комплексная работа. |
1 ч |
||||
162-168 |
Анализ работ. Решение орфографических задач. |
7 ч |
||||
169-170 |
Обобщение знаний по курсу русского языка за 2 класс. |
2 ч |