Рабочая программа по русскому языку (3 класс, УМК «Школа России»)

2
0
Материал опубликован 28 July 2022





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ



Составители:

Класс: 3а, 3б, 3в, 3г

Сроки реализации программы: 2021 – 2022 уч.г.

Количество часов в неделю/год: 4ч/ 136 ч.

Плановых контрольных работ: 5

Развитие речи: 12

Проектных работ: 4


Программа составлена на основе ФГОС НОО, в соответствии с учебным планом МБОУ «СШ №…» на 2021-2022 уч. год, авторской программы В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого по предмету «Русский язык» для общеобразовательных учреждений, рекомендованную Министерством образования и науки РФ, М: Просвещение


Учебники: Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций - М: Просвещение



Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностные результаты

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты

1.Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2.Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3.Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4.Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета; умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

5.Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Выпускник научится:

понимать, что предложение - это основная единица речи;

понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные предложения», «побудительные предложения»; грамматические особенности предложений, разных по цели высказывания;

различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные);

оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);

различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание, рассуждение);

называть и определять главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (без двоения на виды) члены предложения;

понимать, что слова в предложении связаны по смыслу и по форме;

различать словосочетание и предложение;

называть и определять части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог),

понимать особенности употребления в предложении имени существительного, при­лагательного, глагола, предлога;

называть и определять части слова (корень, окончание, приставка, суффикс);

понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»;

различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова;

использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;

давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;

понимать влияние ударения на смысл слова;

различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;

понимать роль разделительного мягкого знака и разделительного твёрдого знака в слове.

Выпускник получит возможность научиться:

орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55-65 слов), включающий изученные орфограммы за 1-3 класс;

проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы;

производить звуковой и звуко-буквенный разбор слова;

производить морфемный разбор ясных по составу слов, подбирать однокоренные слова разных частей речи;

распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, падеж имён существительных; род и число имён прилагательных; время и число глаголов; лицо и число местоимений);

изменять имена существительные, имена прилагательные, глаголы по числам; склонять в единственном числе имена существительные; изменять имена прилагательные по родам; изменять глаголы по временам;

интонационно правильно произносить предложения; определять вид предложения по цели высказывания и интонации;

вычленять в предложении основу и словосочетания;

производить элементарный синтаксический разбор предложения;

определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, под руководством учителя и самостоятельно составлять план текста;

определять тип текста;

писать изложение и сочинение (60-75 слов) по коллективно или самостоятельно со­ставленному плану под руководством учителя.

СОДЕРЖАНИе программы

Язык и речь

Виды речи. Речь, её назначение. Речь - отражение культуры человека. Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения. Формирование представлений о языке как основе национального самосознания.

Развитие речи

Составление текста по рисунку.

Текст. Предложение. Словосочетание

Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основ­ная мысль.

Построение текста: вступление, основная часть, заключение. Типы текстов: повествование, описание, рассуждение.

Формирование навыка смыслового чтения текста различных стилей и жанров в соот­ветствии с учебными целями и задачами.

Предложение (повторение и углубление представлений о предложении и диалоге).

Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, по­будительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные).

Знаки препинания в конце предложений.

Формирование внимательного отношения к окружающим. Сведения из истории главно­го города России - Москвы; развитие на их основе чувства патриотизма. Предложения с обращением (общее представление). Состав предложения (повторение и углубление представлений). Главные и второстепенные члены предложения (без терминов и названий). Распространённые и нераспространённые предложения.

Формирование навыков работы с графической и текстовой информацией (таблицы и памятки).

Разбор предложения по членам.

Простое и сложное предложения (общее представление). Запятая внутри сложного предложения.

Связь слов в словосочетании. Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса.

Развитие речи

Составление небольшого рассказа по репродукции картины.

Составление предложений (и текста) из деформированных слов, а также по рисунку, по данной теме, по модели.

Слово в языке и речи

Лексическое значение слова (повторение и углубление представлений о слове). Номинативная функция слова, понимание слова как единства звучания и значения; однозначные и многозначные слова, слова в прямом и переносном значении; синонимы, антонимы.

Работа с толковым словарём, словарём синонимов и антонимов. Использование омонимов в речи. Работа со словарём омонимов. Слово и словосочетание.

Значение фразеологизмов и их использование в речи. Работа со словарём фразеологизмов.

Развитие интереса к происхождению слов, к истории возникновения фразеологизмов. Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении) и их признаках. Формирование умений видеть красоту и образность слов русского языка в пейзажных отрывках текста.

Имя числительное (общее представление).

Обобщение и уточнение представлений об однокоренных (родственных) словах, о корне.

Слово и слог. Звуки и буквы (обобщение и углубление представлений). Слог, звуки и буквы. Гласные звуки и буквы для их обозначения.

Правописание слов с ударными (сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу) и безударными глас-в корне.

Согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласными в корне. Мягкий разделительный знак (ь). Правописание слов с мягким разделительным и.

Формирование установки на здоровый образ жизни (соблюдение правил дорожного движения при переходе улицы).

Развитие речи

Подробное изложение с языковым анализом текста, по вопросам или коллективно со­нному плану. Составление предложений и текста по репродукции картины.

Состав слова

Корень слова. Однокоренные слова. Чередование согласных в корне. Сложные слова.

Развитие интереса к истории языка, изменениям, происходящим в нём.

Формы слова. Окончание.

Значение приставки и суффикса в слове.

Основа слова.

Разбор слова по составу. Знакомство со словообразовательным словарём.

Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи.

Разбор слова по составу.

Формирование навыка моделирования слов.

Развитие речи

Сочинение по репродукции картины.

Редактирование предложений с неуместным употреблением в них однокоренных слов, сдобное изложение повествовательного текста с языковым анализом.

Правописание частей слова

Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.

Формирование умений ставить перед собой орфографическую задачу, определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом. Формирование умений пла­нировать учебные действия при решении орфографической задачи.

Правописание слов с безударными гласными в корне.

Слова старославянского происхождения и их «следы» в русском языке. Формирование уважительного отношения к истории языка.

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и пе­ред согласными в корне.

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

Правописание слов с удвоенными согласными.

Правописание суффиксов и приставок.

Правописание приставок и предлогов.

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ).

Развитие речи

Составление текста по репродукции картины.

Изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельно состав­ленному плану.

Составление объявления.

Части речи

Части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоиме­ние, глагол, предлог, частица не, союз (общее представление).

Имя существительное. Значение и употребление имён существительных в речи.

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Представление об устаревших словах в русском языке.

Собственные и нарицательные имена существительные.

Правописание имён собственных.

Изменение имён существительных по числам.

Имена существительные, имеющие форму одного числа (салазки, мёд). Имена существительные общего рода (первое представление).

Формирование навыка культуры речи: норм согласования (серая мышь, вкусная кара­мель, листва облетела и др.).

Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода (рожь, тишь, вещь).

Изменение имён существительных по падежам. Определение падежа, в котором упот­реблено имя существительное.

Неизменяемые имена существительные.

Именительный падеж. Родительный падеж. Дательный падеж. Винительный падеж. Творительный падеж. Предложный падеж.

Начальная форма имени существительного.

Морфологический разбор имени существительного.

Имя прилагательное. Лексическое значение имён прилагательных.

Обогащение словарного запаса именами прилагательными.

Связь имени прилагательного с именем существительным.

Роль имён прилагательных в тексте.

Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении. Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе. Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного. Родовые окончания имён прилагательных (-ый, -ой, -ая, -яя). Изменение имён прилагательных по числам.

Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существи­тельного.

Изменение имён прилагательных, кроме имён прилагательных на -ий, -ья, ов. -ин. по падежам (первое представление).

Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного Начальная форма имени прилагательного. Морфологический разбор имени прилагательного.

Местоимение. Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица. Личные местоимения единственного и множественного числа.

Род местоимений 3-го лица единственного числа. Изменение личных местоимений 3-го лица в единственном числе по родам. Морфологический разбор местоимений.

Глагол. Значение и употребление в речи. Изменение глаголов по числам. Начальная (неопределённая) форма глагола. Глагольные вопросы что делать? и что сделать? Изменение глаголов по временам.

Род глаголов в прошедшем времени. Родовые окончания глаголов (-а, -о). Правописание частицы не с глаголами. Морфологический разбор глагола.

Развитие речи

Подробное изложение по самостоятельно составленному плану, по опорным словам. Письмо по памяти.

Составление устного рассказа по серии картин.

Сочинение по репродукции картины.

Составление текста-описания растения в научном стиле.

Сопоставление содержания и выразительных средств в искусствоведческом тексте и в репродукции картины.

Составление текста-описания о животном по личным наблюдениям. Составление сочинения-отзыва по репродукции картины. Составление письма.

Составление текста по сюжетным рисункам. Составление предложений с нарушенным порядком слов.

Повторение

Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:

формирование основ гражданской идентичности личности на базе:

чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;

восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;

формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;

·развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;

ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;

·развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:

развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

·развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:

формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.

Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.


Формы организации образовательного процесса: урок как коллективное действие, учебное занятие, урок - путешествие, урок - презентация, урок – экскурсия, урок – отчёт, урок – игра, урок – исследование,

График контрольных работ по русскому языку

1

Стартовая комплексная контрольная работа

13.09-17.09

2

Контрольная работа за 1 четверть

11.10-15.10

3

Комплексная контрольная работа за полугодие

13.12-17.12

4

Контрольная работа за 3 четверть

28.02-04.03

5

Итоговая комплексная контрольная работа

18.04-22.04

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Язык и речь (2ч)

Наша речь и наш язык

Виды речи. Речь, её назначение. Речь — отраже­ние культуры человека.

Язык, его назначение и его выбор в соответ­ствии с целями и условиями общения. Формирование представлений о языке как осно­ве национального самосознания.

Различать язык и речь. Объяснять, в каких случаях жизни мы пользу­емся разными видами речи и что такое хорошая речь. Рассказывать о сферах употребления в России русского языка и на­циональных языков.

Анализировать высказывания о русском языке (высказывание А.Куприна).

Находить выразительные средства русской речи в поэтических строках А. Пушкина

Текст. Предложение. Словосочетание (12 ч)

Текст (повторение и углубление представлений о тексте)

Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль. Построение текста: вступление, основная часть, заключение.

Типы текстов: повествование, описание, рассуж­дение.

Формирование навыка смыслового чтения тек­стов различных стилей и жанров в соответствии с учебными целями и задачами (это учебное дей­ствие формируется при изучении всего курса русского языка).

*Слова с непроверяемым написанием: орех.

Предложение (повторение и углубление пред­ставлений о предложении и диалоге)





Виды предложений по цели высказывания

(повествовательные, вопросительные, побуди­тельные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные)

Знаки препинания в конце предложений.







*Слова с непроверяемым написанием: овёс.

Формирование внимательного отношения к окружающим. Сведения из истории главного города России — Москвы; развитие на их основе чувства патриотизма.

Предложения с обращением (общее представ­ление)

Развитие речи. Составление предложений по рисунку в соответствии с заданной коммуника­тивной задачей.

Состав предложения (повторение и углубление представлений)

Главные и второстепенные члены предложения (без терминов их названий). Распространённые и нераспространённые пред­ложения.



Формирование навыков работы с графической и текстовой информацией (таблицы и памятки).

*Слова с непроверяемым написанием: восток (восточный).


Разбор предложения по членам.




Простое и сложное предложения (общее пред­ставление)

*Слова с непроверяемым написанием: заря.



Запятая внутри сложного предложения.








Словосочетание

Связь слов в словосочетании. Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса.

*Слова с непроверяемым написанием: пшеница.

Проверочная работа

Различать текст и предложение, текст и набор предложений. Определять тему и главную мысль текста.

Подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста.

Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Различать типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Восстанавливать деформированный текст (с нарушенным порядком предложений), подбирать к нему заголовок, определять тип текста, записывать составленный текст.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учеб­нику.

Отличать предложение от группы слов, не составляющих предло­жение.

Анализировать непунктированный текст, выделять в нём предло­жения.

Выделять в письменном тексте диалог.

Наблюдать над значением предложений, различных по цели высказы­вания (без терминологии), находить их в тексте, составлять предложе­ния такого типа.

Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интона­цию конца предложения.

Классифицировать предложения по цели высказывания и по интона­ции.

Анализировать содержание таблицы и составлять сообщение о типах предложений.

Обосновывать знаки препинания в конце предложений.

Находить обращения в предложении и наблюдать за выделением об­ращения в письменной речи.

Составлять рассказ по рисунку, использовать в нём диалог, а в пред­ложениях — обращения.


Устанавливать при помощи вопросов связь между членами предложе­ния.

Различать и выделять главные и второстепенные члены в предложе­нии, распространённые и нераспространённые предложения. Распространять нераспространённое предложение второстепенными членами.

Читать и составлять модели предложения, находить по ним предло­жения в тексте.

Составлять сообщение по информации, представленной в таблице.



Работать с памяткой «Как разобрать предложение по членам». Плани­ровать свои действия при разборе предложения по членам на основе заданного алгоритма.

Обсуждать алгоритм разбора предложения по членам и разбирать предложение по членам.

Различать простые и сложные предложения, объяснять знаки препи­нания внутри сложного предложения. Составлять из двух простых предложений одно сложное. Составлять сообщение по таблице «Простое и сложное предложение»

Разделять запятой части сложного предложения.

Работать с памяткой «Как дать характеристику предложению». Рас­суждать при определении характеристик заданного предложения.

Различать словосочетание и предложение.

Выделять в предложении словосочетания.

Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении.

Составлять предложения из деформированных слов, словосочетаний по рисунку, по заданной теме, по модели.

Составлять небольшой текст по репродукции картины В. Д. Поленова «Золотая осень».

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учеб­нику


Слово в языке и речи (18 ч)

Лексическое значение слова (повторение и углубление представлений о слове)

Номинативная функция слова, понимание слова как единства звучания и значения; однозначные и многозначные слова, слова в прямом и пере­носном значении; синонимы, антонимы.

*Слова с непроверяемым написанием: альбом, погода.





Работа с толковым словарём, словарями сино­нимов и антонимов.


Омонимы

Использование омонимов в речи.

*Слова с непроверяемым написанием: понедель­ник.

Работа со словарём омонимов.

Слово и словосочетание

Фразеологизмы

Значение фразеологизмов и их использование в речи.

*Слова с непроверяемым написанием: ракета.

Работа со словарём фразеологизмов. Развитие интереса к происхождению слов, к истории возникновения фразеологизмов.








Развитие речи. Подробное изложение с языко­вым анализом текста.


Части речи

Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении) и их признаках

*Слова с непроверяемым написанием: трак­тор, чёрный.

Формирование умений видеть красоту и образ­ность слов русского языка в пейзажных зарисов­ках текста.


Имя числительное (общее представление)

* Слова с непроверяемым написанием: восемь, четыре, вторник, среда.

Проверочная работа

Однокоренные слова

Обобщение и уточнение представлений об однокоренных (родственных) словах, о корне слова.

*Слова с непроверяемым написанием: карто­фель.

Слово и слог. Звуки и буквы (обобщение и углубление представлений) (7 ч)

Слог, звуки и буквы. Гласные звуки и буквы для их обозначения.


Правописание слов с ударными (сочетания жи— ши, ча—ща, чу—щу) и безударными гласными в корне.


Согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласными в корне.


Мягкий разделительный знак (ь). Правописание слов с мягким разделительным знаком.


Формирование установки на здоровый образ жизни (соблюдение правил дорожного движения при переходе улицы).


*Слова с непроверяемым написанием: овощи, петрушка, горох, помидор, огурец, огород.



Развитие речи. Изложение повествовательного текста по вопросам или коллективно составлен­ному плану.



Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по тол­ковому словарю.

Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном зна­чении.

Составлять сообщение по схеме на тему «Что я знаю о значениях слов русского языка».

Работать со страничкой для любознательных: знакомство со значени­ями слова погода.

Находить синонимы, антонимы среди других слов, в предложении, тексте, подбирать к слову синонимы и антонимы.

Работать с толковым словарём, словарями синонимов и антонимов; находить в них необходимую информацию о слове.

Распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение.



Работать со словарём омонимов, находить в нём нужную информацию о слове.

Различать слово и словосочетание как сложное название предмета.

Находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение, отличать фразеологизм от неустойчивого словосочетания.

Работать со словарём фразеологизмов, находить в нём нужную инфор­мацию.

Работать со страничкой для любознательных: знакомство со сведения­ми о возникновении фразеологизмов «бить баклуши», «спустя рукава» и др.

Выбирать слова в соответствии с целью и адресатом высказывания. Устранять однообразное употребление слова в данном и в собственном тексте.

Анализировать текст с целью выделения слов, выражающих авторское отношение, а также олицетворений, сравнений в авторском тексте и письменно и шагать содержание текста-образца.

Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи.

Определять грамматические признаки изученных частей речи и обо­сновывать правильность их выделения.

Выделять выразительные средства языка в пейзажных зарисовках.



Распознавать имя числительное по значению и по вопросам (сколько? который?), объяснять значение имён числительных в речи. Приводить примеры слов — имён числительных.





Распознавать однокоренные слова, выделять в них корень. Различать, сравнивать однокоренные слова и слова-синонимы, слова с омонимичными корнями.

Приводить примеры однокоренных слов с заданным корнем.

Различать слово и слог, звук и букву.

Определять качественную характеристику гласных и согласных звуков в словах типа роса, мороз, коньки, ёж.


Работать с памяткой «Как сделать звуко-буквенный разбор слов». Про­водить звуковой и звуко-буквенный разбор определённого слова.

Определять наличие в слове изученных орфограмм. Находить и от­мечать в словах орфограммы.

Обсуждать алгоритм орфографических действий при решении орфо­графической задачи.

Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой.

Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами.


Группировать слова по типу орфограммы. Приводить примеры с заданной орфограммой.


Определять среди других слов слова, которые появились в нашем язы­ке сравнительно недавно (компьютер).

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учеб­нику.

Излагать письменно содержание повествовательного текста по данным вопросам или коллективно составленному плану.

Подбирать из разных источников информацию о слове и его окруже­нии. Составлять словарную статью о слове, участвовать в её презен­тации.

Состав слова (15 ч)

Корень слова

Корень слова. Однокоренные слова. Чередование согласных в корне. Сложные слова.

Работа со словарём однокоренных слов.

*Слова с непроверяемым написанием: столица.

Развитие интереса к истории языка, изменени­ям, происходящим в нём.

Правописание сложных слов (соединительные гласные в сложных словах (самолёт, вездеход).





Формы слова. Окончание

*Слова с непроверяемым написанием: обед, ужин.


Приставка

Суффикс

Значение этих значимых частей в слове.


Развитие речи. Сочинение по репродукции картины А. А. Рылова «В голубом просторе».

Основа слова

Разбор слова по составу. Знакомство со слово­образовательным словарём.





Обобщение знаний о составе слова

Изменяемые и неизменяемые слова, их употре­бление в речи.


Разбор слова по составу.


Формирование навыка моделирования слов.

*Слова с непроверяемым написанием: пирог, шоссе.




Проверочная работа.


Развитие речи. Редактирование предложений с неуместным употреблением в нём однокорен­ных слов. Подробное изложение повествова­тельного текста с языковым анализом.


Проект «Семья слов».

Правописание частей слова (22 ч)

Общее представление о правописании слов

с орфограммами в значимых частях слова

Формирование умений ставить перед собой орфо­графическую задачу, определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом. Формирование умений планировать учебные дей­ствия при решении орфографической задачи.

*Слова с непроверяемым написанием: четверг.

Правописание слов с безударными гласными в корне

Слова старославянского происхождения и их «следы» в русском языке. Формирование уважи­тельного отношения к истории языка.

*Слова с непроверяемым написанием: север, бе­рег.


Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне

*Слова с непроверяемым написанием: пороша.

Правописание слов с непроизносимыми со­гласными в корне

*Слова с непроверяемым написанием: чувство, лестница, интересный.

Правописание слов с удвоенными согласны­ми

*Слова с непроверяемым написанием: коллек­ция, коллектив, аккуратный, грамм, кило­грамм.

Правописание суффиксов и приставок

Правописание приставок и предлогов

*Слова с непроверяемым написанием: желать.

Правописание слов с разделительным твёр­дым знаком (ъ)


Развитие речи. Составление текста по репро­дукции картины В. М. Васнецова «Снегурочка». Изложение повествовательного деформирован­ного текста по самостоятельно составленному плану.


Составление объявления.

Формулировать определения однокоренных слов и корня слова. Различать однокоренные слова, группировать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень, подбирать примеры одноко­ренных слов.

Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Работать со словарём однокоренных слов, находить в нём нужную информацию о слове.

Работать со страничкой для любознательных: наблюдение над чередо­ванием звуков в корне слов(берег—бережок). Находить чередующиеся звуки в корне слова. Различать сложные слова, находить в них корни.

Формулировать определение окончания, выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Формулировать определения приставки и суффикса. Объяснять зна­чение приставок и суффиксов в слове. Выделять в словах приставки и суффиксы. Образовывать слова с помощью приставки или суффикса.

Рассматривать картину, высказывать своё отношение к картине, ана­лизировать содержание, составлять (под руководством учителя) по картине описательный текст.


Выделять в словах основу слова.

Работать со страничкой для любознательных: наблюдение над слово­образовательными статьями в словообразовательном словаре. Работать с форзацем учебника «Словообразование»: наблюдать над группами однокоренных слов и способами их образования.

Работать с памяткой «Как разобрать слово по составу». Обсуждать алгоритм разбора слов по составу, планировать учебные действия при определении в слове значимых частей.


Проводить разбор слов по составу (кроме слов типа семья, читать и слов, утративших членимость в современном русском языке).

Анализировать, составлять модели разбора слова по составу и под­бирать слова по этим моделям.

Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учеб­нику.

Редактировать предложения с однокоренными словами.

Подробно излагать содержание повествовательного текста поданному плану и самостоятельно подобранному заголовку к тексту.

Составлять «семью слов» по аналогии с данным объектом, участво­вать в презентации своей работы.

Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы.

Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами.




Работать со страничкой для любознательных (знакомство со старосла­вянизмами).



Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове.

Приводить примеры слов с заданной орфограммой.

Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выпол­ненной письменной работы.

Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.


Работать с орфографическим словарём.

Составлять словарики слов с определённой орфограммой.



Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учеб­нику.

Составлять текст по репродукции картины В. М. Васнецова «Снегуроч­ка» и опорным словам.

Восстанавливать содержание повествовательного деформированного текста; составлять письменный пересказ данного текста по самостоя­тельно составленному плану.

Работать с памяткой «Как подготовиться к изложению». Составлять объявление.

Части речи (65 ч)

Части речи (повторение и углубление представ­лений)

Части речи: имя существительное, имя прилага­тельное, имя числительное, местоимение, глагол, предлог, частица не, союз (общее представ­ление).



ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (28 ч)

Повторение и углубление представлений

Значение и употребление имён существительных в речи.


Одушевлённые и неодушевлённые имена суще­ствительные.


Представление об устаревших словах в русском языке.


Развитие речи. Подробное изложение по само­стоятельно составленному плану.


Собственные и нарицательные имена существи­тельные.


Правописание имён собственных.

*Слова с непроверяемым написанием: самолёт, комната, однажды.

Проект «Тайна имени».

Развитие интереса к тайнам имён, тайне своего имени; развитие мотивов к проведению иссле­довательской работы.


Число имён существительных

Изменение имён существительных по числам. Имена существительные, имеющие форму одно­го числа (салазки, мёд).


Развитие речи. Работа с текстом. Письмо по памяти.


Род имён существительных



Имена существительные общего рода (первое представление).

Формирование нравственных представлений о ка­чествах и свойствах личности (жадности, неряш­ливости, невежестве, ябедничестве, лжи и др.).

*Слова с непроверяемым написанием: кровать.


Формирование навыка культуры речи: норм со­гласования (серая мышь, вкусная карамель, листва облетела и др.).

Мягкий знак (в) после шипящих на конце имён существительных женского рода (рожь, тишь, вещь).


Развитие речи. Подробное изложение пове­ствовательного текста. Составление устного рас­сказа по серии картин.


Проверочный работа.


Падеж имён существительных

Изменение имён существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Неизменяемые имена существительные.

*Слова с непроверяемым написанием: рябина.


Развитие речи. Составление рассказа по репро­дукции картины И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка».


Именительный падеж.

Родительный падеж.

Дательный падеж.

Винительный падеж.

Творительный падеж.

Предложный падеж.


Формирование представлений о трудолюбии, мастерстве.

*Слова с непроверяемым написанием: рябина, трамвай, пятница, около, солома, потом.


Развитие речи. Работа с текстом. Подробное изложение текста повествовательного типа.




Все падежи (обобщение знаний об имени су­ществительном) Работа с таблицей «Признаки падежей».


Начальная форма имени существительного.


Морфологический разбор имени существитель­ного.


*Слова с непроверяемым написанием: вокруг.


Развитие речи. Составление сочинения по ре­продукции картины К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».


Проект «Зимняя страничка».



ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (16ч)

Повторение и углубление представлений об имени прилагательном

Лексическое значение имён прилагательных. Обогащение словарного запаса именами при­лагательными.

Связь имени прилагательного с именем суще­ствительным.

Роль имён прилагательных в тексте.



Сложные имена прилагательные, обозначаю­щие цвета и оттенки цвета. Синтаксическая функции имени прилагательно­го в предложении.


Текст-описание

Художественное и научное описания. Использование имён прилагательных в тексте-описании.



Развитие речи. Составление текста-описания растения в научном стиле.

Формирование чувства прекрасного в процессе работы с поэтическими текстами и репродукци­ями картин русских художников.


Развитие речи. Сопоставление содержания и выразительных средств в искусствоведческом тексте и в репродукции картины М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь».


* Слова с непроверяемым написанием: привет­ливый, ромашка, растение. Красная площадь. Московский Кремль.



Формы имён прилагательных

Род имён прилагательных

Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе. Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени суще­ствительного.



Родовые окончания имён прилагательных (-ый. -ой. -ая, -яя).

*Слова с непроверяемым написанием: сирень.



Число имён прилагательных

Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагатель­ного от формы числа имени существительного.

Развитие речи. Составление текста-описания о животном по личным наблюдениям.

*Слова с непроверяемым написанием: поэт, гвоздика, животное.


Падеж имён прилагательных (общее представ­ление)

Изменение имён прилагательных, кроме имён прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин, по паде­жам (первое представление). Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного. Начальная форма имени прилагательного.

Обобщение знаний об имени прилагательном (6 ч).



Морфологический разбор имени прилагатель­ного. Развитие речи. Составление сочинения-отзыва по репродукции картины А. А. Серова «Девочка с персиками».


Проект «Имена прилагательные в загадках».


МЕСТОИМЕНИЕ (3 ч)

Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица. Личные местоимения единственного и множе­ственного числа.

Род местоимений 3-го лица единственного чис­ла. Изменение личных местоимений 3-го лица в единственном числе по родам.


Морфологический разбор местоимений.

*Слова с непроверяемым написанием: одуван­чик, воскресенье.

Формирование бережного отношения к при­роде.


Проверочная работа.

ГЛАГОЛ (18 ч)

Повторение и углубление представлений о глаголе

Значение и употребление в речи. Число. Изме­нение глаголов по числам.

*Слова с непроверяемым написанием: завтрак (завтракать).

Развитие речи. Составление текста по сюжет­ным рисункам.

Формы глагола

Начальная (неопределённая) форма глагола.

Глагольные вопросы: что делать? и что сде­лать?

*Слова с непроверяемым написанием: песок.


Число глаголов

Изменение глаголов по числам.


Развитие речи. Составление предложений (с нарушенным порядком слов), их запись.

Времена глагола

Изменение глаголов по временам.

*Слова с непроверяемым написанием: кварти­ра, герои, солдат.


Развитие речи. Выборочное подробное изложе­ние повествовательного текста по опорным сло­вам и самостоятельно составленному плану.

Род глаголов в прошедшем времени

Родовые окончания глаголов (-а, -о).




Развитие речи. Составление предложений и текста.


Правописание частицы НЕ с глаголами

Обобщение знаний о глаголе

Морфологический разбор глагола.


Проверочная работа.


Формирование чувства гордости и уважения к защитникам России, русским солдатам.

Повторение

Определять по изученным признакам слова различных частей речи. Классифицировать слова по частям речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное). Подбирать примеры слов изученных частей речи.

Составлять по рисунку текст, определять, какие части речи были упо­треблены в составленном рассказе.

Распознавать имена существительные среди слов других частей речи, определять лексическое значение имён существительных. Различать среди однокоренных слов имена существительные. Находить устаревшие слова — имена существительные.

Выделять среди имён существительных одушевлённые и неодушевлён­ные (по вопросу и по значению).

Находить среди имён существительных в тексте устаревшие слова, объ­яснять их значение.

Письменно излагать содержание текста-образца по самостоятельно составленному плану.


Распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имён собственных.

Обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных.



Наблюдать над толкованием значения некоторых имён. Составлять (с помощью взрослых) рассказ о своём имени.



Определять число имён существительных. Изменять форму числа имён существительных.

Распознавать имена существительные, имеющие форму одного числа.

Работать с текстом: определять тему, главную мысль, тип текста, вы­делять в тексте части, соответствующие плану, выписать трудные слова, записать текст по памяти.

Определять род имён существительных.

Классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода.

Согласовывать имена существительные общего рода и имена прилага­тельные. (Этот мальчик — большой умница. Эта девочка — большая умница.)



Правильно употреблять в речи словосочетания типа серая мышь, лесная глушь.


Правильно записывать имена существительные с шипящим звуком на конце и контролировать правильность записи


Подробно письменно излагать содержание текста-образца. Составлять устный и письменный рассказ по серии картин.




Анализировать таблицу «Склонение имён существительных» по вопро­сам учебника.

Изменять имена существительные по падежам. Запоминать названия падежей.

Работать с памяткой «Как определить падеж имени существительного». Определять падеж имён существительных.

Составлять рассказ по репродукции картины (под руководством учи­теля).


Распознавать именительный (родительный и др.) падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нём имя су­ществительное в заданной падежной форме.

Сопоставлять и различать внешне сходные падежные формы (имени­тельный и винительный падежи, родительный и винительный падежи имён существительных одушевлённых мужского рода и др.).




Работать с текстом: осмысленно читать, отвечать на вопросы к тексту, определять тип текста, тему и главную мысль, подбирать заголовок, самостоятельно составлять план, подробно излагать содержание по са­мостоятельно составленному плану. Проверять письменную работу (сочинение).

Составлять сообщение об изученных падежах имен существительных.

Определять начальную форму имени существительного.

Работать с памяткой «Порядок разбора имени существительного».

Распознавать, пользуясь памяткой, изученные признаки имени суще­ствительного по заданному алгоритму и обосновывать правильность их определения.



Составлять устно текст по репродукции картины художника К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень», пользуясь опорными словами (под руковод­ством учителя).

Подбирать слова — имена существительные на тему «Зима», состав­лять словарь зимних слов, анализировать поэтические тексты, посвя­щенные зимней природе.



Распознавать имена прилагательные среди других частей речи.


Определять лексическое значение имён прилагательных.

Выделять словосочетания с именами прилагательными из предложения.

Подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные, а к именам прилагательным — имена существительные.

Распознавать сложные имена прилагательные и правильно их запи­сывать (серебристо-белый и др).

Определять, каким членом предложения является имя прилагательное.


Распознавать художественное и научное описания, наблюдать над употреблением имён прилагательных в таких текстах.

Выделять в текстах художественного стиля выразительные средства языка.

Составлять текст-описание о растении в научном стиле.


Находить изобразительно-выразительные средства в описательном тек­сте (о картине М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь»)

Рассматривать репродукцию картины М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь» и высказывать своё отношение к ней.

Работать со страничкой для любознательных: знакомство с происхож­дением названий цветов (голубой, лазоревый, бирюзовый).


Определять род имён прилагательных, классифицировать имена при­лагательные по роду.

Наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного.

Изменять имена прилагательные по родам в единственном числе. Образовывать словосочетания, состоящие из имён прилагательных и имён существительных.

Писать правильно родовые окончания имён прилагательных. Соблюдать нормы правильного употребления в речи имён прилагатель­ных в словосочетаниях типа серая мышь, пенистый шампунь, белый лебедь и др.

Определять форму числа имени прилагательного, изменять имена при­лагательные по числам.

Подбирать имена прилагательные для сравнения признаков предметов.

Составлять (устно) текст-описание о животном по личным наблюде­ниям с предварительным обсуждением структуры текста.



Анализировать таблицу в учебнике «Изменение имён прилагательных по падежам». Изменять, пользуясь таблицей, имена прилагательные по падежам.


Определять начальную форму имени прилагательного.


Определять падеж имён прилагательных по падежу имён существитель­ных.

Правильно произносить и писать имена прилагательные мужского и среднего рода в родительном падеже (доброго здоровья).


Работать с памяткой «Порядок разбора имени прилагательного». Раз­бирать имя прилагательное как часть речи в том порядке, какой указан н памятке.

Определять изученные грамматические признаки имени прилагатель­ного и обосновывать правильность их выделения.

Составлять сочинение-отзыв по репродукции картины А.А.Серова «Девочка с персиками» и опорным словам.


Наблюдать над именами прилагательными в загадках, подбирать свои загадки с именами прилагательными, участвовать в конкурсе загадок.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учеб­нику.

Распознавать личные местоимения среди других частей речи. Определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, чис­ло, род (у местоимений 3-го лица единственного числа). Обосновывать правильность выделения изученных признаков местои­мений.

Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоиме­ниями.

Оценивать уместность употребления местоимений в тексте. Работать с памяткой «Порядок разбора личного местоимения». Поль­зуясь памяткой, разбирать личное местоимение как часть речи.


Распознавать глаголы среди других частей речи. Различать глаголы, отвечающие на определённый вопрос. Определять лексическое значение глаголов.



Составлять рассказ но сюжетным рисункам (под руководством учи­тели).

Узнавать неопределённую форму глагола по вопросам. Образовывать от глаголов в неопределённой форме однокоренные глаголы. Обсуждать значение фразеологизмов, в состав которых входит глаголы в неопределённой форме.


Распознавать число глагола. Изменять глаголы по числам.


Составлять предложения из слов; определять, могут ли предложения составить текст, подбирать заголовок к тексту.


Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам. Образо­вывать от неопределённой формы глагола временные формы глаголов.

Анализировать текст, отбирать содержание для выборочного изложе­ния, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова, письменно излагать содержание текста.

Определять род и число глаголов в прошедшем времени. Правильно записывать родовые окончания глагола в прошедшем вре­мени (-а, -о).

Правильно произносить глаголы в прошедшем времени. Работать с ор­фоэпическим словарём.

Трансформировать предложения (записать глаголы в прошедшем вре­мени), определить тему предложений, установить последовательность предложений, чтобы получился текст, подобрать к нему заголовок и записать составленный текст.

Раздельно писать частицу не с глаголами. Правильно произносить глаголы в прошедшем времени с частицей не.

Работать с памяткой «Порядок разбора глагола». Пользуясь памяткой, разбирать глагол как часть речи.

Определять изученные грамматические признаки глагола и обосновы­вать правильность их выделения.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учеб­нику.



Календарно-тематическое планирование по русскому языку

ТБ при работе с ТСО (в начале каждой четверти)


Тема урока

Кол-во часов

Дата

Примечание

Язык и речь 2ч.

1

1

ТБ Наша речь. Виды речи.

1

01.09-03.09


2

2

Наш язык. Для чего нужен язык.

1


Текст. Предложение. Словосочетание 12ч.

3

1

Текст. Типы текстов.

1



4

2

Предложение.

1


5

3

Виды предложений по цели высказывания.

1

06.09-10.09


6

4

Виды предложений по интонации.

1


7

5

Предложения с обращением.

1


8

6

Главные и второстепенные члены предложения.

1


9

7

Закрепление по теме: «Главные и второстепенные члены предложения». Словарный диктант.

1

13.09-17.09

СД

10

8

Простое и сложное предложения.

1


11

9

Закрепление по теме «Простое и сложное предложения»

1


12

10

Стартовая комплексная контрольная работа.

1

СККР

13

11

Работа над ошибками. Словосочетание.

1

20.09-24.09


14

12

РК Словосочетание.

1


Слово в языке и речи 18ч.

15

1

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.

1



16

2

Синонимы и антонимы.

1


17

3

Омонимы.

1

27.09-01.10


18

4

Слово и словосочетание.

1


19

5

Фразеологизмы.

1


20

6

Обучающее сочинение по картине К.Е.Маковского «Дети, бегущие от грозы».

1

РР

21

7

Части речи.

1

04.10-08.10


22

8

Имя существительное.

1


23

9

Имя прилагательное.

1


24

10

Глагол.

1


25

11

Что такое имя числительное?

1

11.10-15.10


26

12

Однокоренные слова.

1


27

13

Контрольная работа за 1 четверть.

1

КР

28

14

Работа над ошибками. Звуки и буквы. Гласные звуки.

1


29

15

Звуки и буквы. Согласные звуки.

1

18.10-22.10


30

16

Разделительный мягкий знак.

1


31

17

Обучающее изложение. (Упр.88, с.52)

1

РР

32

18

Закрепление по теме: «Части речи»

1


Состав слова 15ч.

33

1

Что такое корень слова?

1

01.11-05.11


34

2

Как найти в слове корень? Диктант «Гроза».

1

Д

35

3

РК Сложные слова.

1


36

4

Что такое окончание? Как найти в слове окончание?

1


37

5

Окончание слова.

1

08.11-12.11


38

6

Что такое приставка? Как найти в слове приставку?

1


39

7

Значения приставок.

1


40

8

Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?

1


41

9

Значения суффиксов.

1

15.11-19.11


42

10

Сочинение по картине А.А. Рылова «В голубом просторе» (С. 94, упр.177)

1

РР

43

11

Что такое основа слова?

1


44

12

Обобщение изученного по теме "Что такое основа слова". Проверочная работа.

1

ПР

45

13

Закрепление по теме: «Состав слова»

1

22.11-26.11


46

14

Проект «Семья слов».

1

Проект №1

47

15

Обучающее изложение (упр.191, С.99)

1

РР

Правописание частей слова 22ч.

48

1

В каких значимых словах есть орфограммы? Правописание слов с безударными гласными в корне.

1



49

2

Правописание слов с двумя безударными гласными в корне.

1

29.11-03.12


50

3

Правописание слов с безударными гласными в корне. Словарный диктант.

1

СД

51

4

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.

1


52

5

Правописание слов с парными согласными в корне.

1


53

6

Сочинение по картине В.М. Васнецова «Снегурочка»

1

06.12-10.12

РР

54

7

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

1


55

8

Закрепление по теме: «Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне»

1


56

9

Правописание слов с удвоенными согласными в корне.

1


57

10

Закрепление по теме «Правописание слов с удвоенными согласными в корне»

1

13.12-17.12


58

11

Комплексная контрольная работа за 1 полугодие.

1

ККР

59

12

Работа над ошибками. Правописание суффиксов и приставок

1


60

13

Правописание суффиксов и приставок

1


61

14

Закрепление по теме: «Правописание суффиксов и приставок».

1

20.12-24.12


62

15

Правописание приставок и предлогов

1


63

16

Закрепление по теме: «Правописание суффиксов и приставок». Проверочная работа.

1

ПР

64

17

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком.

1


65

18

Разделительные твёрдый и мягкий знаки.

1

10.01-14.01


66

19

Разделительные твёрдый и мягкий знаки. Повторение.

1


67

20

Разделительные твёрдый и мягкий знаки. Закрепление.

1


68

21

Обучающее изложение (упр. 278,с. 140).

1

РР

69

22

Закрепление по теме: «Правописание частей слова».

1

17.01-21.01


Части речи 65ч.

Имя существительное 28ч.

70

1

Части речи.

1



71

2

Имя существительное и его роль в речи.

1


72

3

Значение и употребление имён существительных в речи.

1


73

4

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

1

24.01-28.01


74

5

Обучающее изложение «Мал, да удал» (с.14 упр.21)

1

РР

75

6

РК Собственные и нарицательные имена существительные.

1


76

7

Проект «Тайна имени»

1

Проект №2

77

8

Число имён существительных

1

31.01-04.02


78

9

Закрепление по теме: «Число имён существительных»

1


79

10

Род имён существительных

1


80

11

Закрепление по теме: «Род имён существительных». Диктант «Пришла зима».

1

Д

81

12

Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.

1

07.02-11.02


82

13

Обучающее изложение (упр.62, с. 35)

1

РР

83

14

Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.

1


84

15

Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих. Повторение.

1


85

16

Склонение имён существительных.

1

14.02-18.02


86

17

Падеж имён существительных.

1


87

18

Сочинение по картине И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка».

1

РР

88

19

Именительный падеж.

1


89

20

Родительный падеж.

1

21.02-25.02


90

21

Дательный падеж.

1

91

22

Обучающее изложение (упр.101,с.56)

1

РР

92

23

Винительный падеж.

1


93

24

Творительный падеж.

1

28.02-04.03


94

25

Предложный падеж.

1


95

26

Проект «Зимняя страничка»

1

Проект №3

96

27

Контрольная работа за 3 четверть.

1

КР

97

28

Работа над ошибками. Обобщение по теме «Падежи»

1

07.03-11.03


Имя прилагательное 16ч.

98

1

Значение и употребление имён прилагательных в речи.

1



99

2

Значение и употребление имён прилагательных в речи.

1


100

3

Роль прилагательных в тексте.

1


101

4

Текст-описание. Словарный диктант.

1

14.03-18.03

СД

102

5

Род имён прилагательных.

1


103

6

Изменение имён прилагательных по родам

1


104

7

Закрепление по теме «Изменение имён прилагательных по родам»

1


105

8

РК Число имён прилагательных

1

228.03-01.04


106

9

Закрепление по теме «Число имён прилагательных». Диктант «Детские забавы».

1

Д

107

10

Изменения имён прилагательных по падежам

1


108

11

Закрепление по теме «Изменения имён прилагательных по падежам»

1


109

12

Обучающее сочинение по картине В.А. Серова «Девочка с персиками» (упр. 154, С. 88)

1

04.04-08.04

РР

110

13

Изменения имён прилагательных по падежам. Повторение.

1


111

14

Изменение имён прилагательных по родам. Закрепление.

1


112

15

Проект «Имена прилагательные в загадках».

1

Проект №4

113

16

Обобщение по разделу «Имя прилагательное»


1

11.04-15.04


Местоимение 3ч.

114

1

Личные местоимения.

1



115

2

Изменения личных местоимений по родам.

1


116

3

Закрепление по теме: «Местоимение». Проверочная работа.

1

ПР

Глагол 18ч.

117

1

Значение и употребление глаголов в речи.

1

18.04-22.04


118

2

Значение и употребление глаголов в речи. Закрепление.

1


119

3

Неопределённая форма глагола.

1


120

4

Итоговая комплексная контрольная работа.

1

ИККР

121

5

Работа над ошибками. Неопределённая форма глагола.

1

25.04-29.04


122

6

Число глаголов.

1


123

7

Времена глаголов.

1


124

8

Времена глаголов. 2-е лицо глаголов.

1


125

9

Времена глаголов. Закрепление. Словарный диктант.

1

02.05-06.05

СД

126

10

Изменения глаголов по временам.

1


127

11

Обучающее изложение (упр. 213, С. 120)

1

РР

128

12

Род глаголов в прошедшем времени.

1


129

13

Род глаголов в прошедшем времени. Закрепление.

1

09.05-13.05


130

14

Правописание частицы НЕ с глаголами.

1


131-132

15-16

Закрепление по теме «Части речи». Самостоятельная работа.

Повторение по теме «Части речи»

1

1

СР

133-134

17-18

Обобщение по теме «Части речи»

2

16.05-20.05



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.