12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Людмила Александровна Фомичева331 Россия, Ульяновская обл., Старая Майна |
Рабочая программа по русскому языку, 5 класс
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СТАРОМАЙНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 1
«Рассмотрено на заседании МО» Протокол № ____ от «____»__________ 2016г Руководитель МО ____________ Л.А.Фомичева | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ «Старомайнская средняя школа № 1» _______________ М.Г. Зеленикина «01» сентября 2016 года | «Утверждаю» Директор МОУ «Старомайнская средняя школа № 1» _______________ Н.Н. Рыжова Приказ № ___ от «01» сентября 2016 года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование курса: _русский язык
Класс: 5
Уровень общего образования: основное общее образование
Учитель:_Фомичева Людмила Александровна_, соответствие занимаемой должности .
Срок реализации программы: 2016-2017 учебный год
Количество часов по учебному плану: всего _175__часов в год; в неделю 5 час.
Планирование составлено на основе примерной программы по русскому (родному) языку для основных школ и в соответствии c программой по русскому языку к учебникам Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2012.)
Учебник: : Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ ( Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2012
Рабочую программу составила ________________________ Л.А.Фомичева
(подпись) (расшифровка подписи)
Рассмотрено на заседании
педагогического совета школы,
протокол № 1 от «__» августа 2016 года
р.п. Старая Майна
2016 – 2017 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования ( ФГОС: основное общее образование// ФГОС. М.: Просвещение, 2010.), Примерной программы по русскому (родному) языку для основных школ и в соответствии c программой по русскому языку к учебникам для 5 – 9 классов (авторы программы М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский) и образовательной программы и учебного плана МОУ «Старомайнская средняя школа № 1»
Рабочая программа ориентирована на учебник: Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ ( Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2012.
Согласно ФГОС основного общего образования и примерной образовательной программы основного общего образования, одобренные решением федерального учебно-методического объединения по общему образовании. (протокол от 8.04. 2015 № 1/15), и учебному плану образовательной программы на 2016-2017 уч.год на изучение учебного предмета РУССКИЙ ЯЗЫК отводится 5 часов в неделю.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные :
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные:
1)владение всеми видами речевой деятельности:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
• свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различныхсредств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные:
владение навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
владение навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
владение различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
адекватное понимание, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
участие в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
создание и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
анализ текста с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
использование знание алфавита при поиске информации;
различение значимых и незначимых единиц языка;
проведение фонетического и орфоэпического анализа слова;
членение слова на слоги и правильно их переносить;
определение места ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
распознавание морфем и членение слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
проведение морфемного и словообразовательного анализа слов;
проведение лексического анализа слова;
распознавание самостоятельных частей речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;
проведение морфологического анализа слова;
распознавание основных единиц синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
анализ различных видов словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
нахождение грамматической основы предложения;
распознавание главные и второстепенные члены предложения;
опознавание предложений простых и сложных, предложений осложненной структуры;
проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
соблюдение основных языковых норм в устной и письменной речи;
использование орфографических словарей.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности: направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.
В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
- коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);
- интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);
- информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);
- организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
5 КЛАСС
(175 часов)
Язык и общение (3ч + 11ч)
Язык и человек. Общение устное и письменное. Чтение и его виды. Слушание и его приёмы. Научный, художественный, разговорный стили речи.
Повторение пройденного в 1 - 4 классах (19ч + 4ч)
I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.
II. Самостоятельные и служебные части речи.
Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2 и 3-го лица.
Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами.
Наречие (ознакомление).
Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов с другими словами.
III. Текст. Тема текста, его основная мысль. Изложение подробное, по плану. Сочинение по впечатлениям. Правка текста.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (28ч + 7ч)
I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).
Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
Пунктуационный разбор простого предложения.
II. Умение соблюдать правила пунктуации в рамках изучения материала. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.
III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста. Устное и письменное сжатое изложение. Сочинение - повествование. Отзыв о сочинении товарища. Сочинение по картине.
Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи
(13 ч + 5ч)
I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Звонкие и глухие согласные, не имеющие парных звуков. Гласные и согласные в речи. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова.
Орфоэпия. Произносительные нормы литературного языка. Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.
Орфографический разбор.
Орфографические словари.
II. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.
Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).
III. Типы текстов. Повествование. Описание предмета, картины. Отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания. Подробное изложение повествовательного текста с описанием.
Лексика. Культура речи (8 ч + 4 ч)
I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.
Ш. Сочинение – рассуждение. Создание текста на основе исходного (подробное изложение от третьего лица), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
Морфемика. Орфография. Культура речи (21 ч + 6 ч)
I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как наименьшая значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Беглые гласные. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож- - -лаг, -рос- - -раст-. Буквы ё и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.
III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности. Письмо – повествование. Описание картины с элементами рассуждения. Выборочное изложение.
Морфология. Орфография. Культура речи
Имя существительное (18 ч + 6 ч)
I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.
Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Морфологический разбор слов.
II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).
Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.
Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.
III. Доказательства и объяснения в рассуждении. Сжатое изложение – повествование. Подробное изложение с изменением лица рассказчика.
Имя прилагательное (11 ч + 5 ч)
I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Полные и краткие прилагательные.
Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.
Морфологический разбор имён прилагательных.
II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).
Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.
III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра. Сочинение с описанием животного в рассказе.
Глагол (29ч + 7ч)
I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Не с глаголом.
Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, - nep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-.
Время глагола: прошедшее, настоящее и будущее.
Морфологический разбор глагола.
II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).
Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.
Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.
III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам. Репортаж. Устный рассказ по рисунку. Сжатое изложение рассказа. Изложение лингвистического текста.
Повторение и систематизация пройденного в 5 классе (7ч + 8ч)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5 КЛАССЕ
(175 ЧАСОВ)
№ урока | Дата | Тема урока | Кол-во часов | ||||
Плановая | Скорректированная | ||||||
I четверть ЯЗЫК И ОБЩЕНИЕ | |||||||
1. | 01.09 | Читаем учебник. Слушаем на уроке. | 1 ч. | ||||
2. | 02.09 | Язык и человек. | 1 ч. | ||||
3. | 05.09 | Общение устное и письменное. | 1 ч. | ||||
4. | 06.09 | Р. Р. Стили речи. | 1 ч. | ||||
ВСПОМИНАЕМ, ПОВТОРЯЕМ, ИЗУЧАЕМ | |||||||
5. | 07.09 | Звуки и буквы. Произношение и правописание. | 1 ч. | ||||
6. | 08.09 | Орфограмма. | 1 ч. | ||||
7. | 09.09 | Правописание проверяемых безударных гласных в корне. | 1 ч. | ||||
8. | 12.09 | Правописание проверяемых согласных в корне слова. | 1 ч. | ||||
9. | 13.09 | Правописание непроизносимых согласных в корне слова. | 1 ч. | ||||
10. | 14.09 | Буквы и, у, а после шипящих. | 1 ч. | ||||
11. | 15.09 | Разделительные ъ и ь. | 1 ч. | ||||
12. | 16.09 | Раздельное написание предлогов с другими словами. | 1 ч. | ||||
13. | 19.09 | Входной диагностический тест. | 1 ч. | ||||
14 -15. | 20.09-21.09 | Р. Р. Что мы знаем о тексте. Обучающее изложение (По Г. А. Скребицкому) | 2 ч. | ||||
16. | 22.09 | Части речи. | 1 ч. | ||||
17. | 23.09 | Глагол. | 1 ч. | ||||
18. | 26.09 | -Тся и –ться в глаголах | 1 ч. | ||||
19. | 27.09 | Р. Р. Тема текста. | 1 ч. | ||||
20 -21 | 28.09-29.09 | Личные окончания глаголов. Не с глаголами. | 2ч. | ||||
22. | 30.09 | Имя существительное. | 1 ч. | ||||
23. | 03.10 | Имя прилагательное. | 1 ч. | ||||
24. | 04.10 | Местоимение. | 1 ч. | ||||
25. | 05.10 | Р. Р. Основная мысль текста. | 1 ч. | ||||
26. | 06.10 | Повторение изученного.Подготовка к к.д. Контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1 ч. | ||||
СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ | |||||||
27 | 07.10 | Синтаксис и пунктуация. | 1 ч. | ||||
28. | 10.10 | Словосочетание. | 1 ч. | ||||
29 | 11.10 | Разбор словосочетаний. | 1 ч. | ||||
30 | 12.10 | Предложение. | 1 ч. | ||||
31- 32. | 13.10-14.10 | Р. Р. Сжатое изложение по рассказу В. П. Катаева. | 2 ч. | ||||
33. | 17.10 | Виды предложений по цели высказывания. | 1 ч. | ||||
34. | 18.10 | Восклицательные предложения. | 1 ч. | ||||
35-36 | 19.10-20.10 | Р. Р. Сочинение на свободную тему. | 1 ч. | ||||
37. | 21.10 | Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. | 1 ч. | ||||
38 | 24.10 | Сказуемое. | 1 ч. | ||||
39 | 25.10 | Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 ч. | ||||
40 | 26.10 | Нераспространенные и распространенные предложения. | 1 ч. | ||||
41. | 27.10 | Второстепенные члены предложения. | 1 ч. | ||||
42 | 28.10 | Дополнение. | 1 ч. | ||||
II четверть | |||||||
43. | 07.11 | Определение. | 1 ч. | ||||
44 | 08.11 | Обстоятельство. | 1 ч. | ||||
45 | 09.11 | Предложения с однородными членами и знаки препинания при них. Обобщающие слова при однородных членах. | 1 ч. | ||||
46. | 10.11 | Предложения с обращениями | 1 ч. | ||||
47 | 11.11 | Р. Р. Письмо. | 1 ч. | ||||
48 | 14.11 | Синтаксический разбор простого предложения. | 1 ч. | ||||
49-50. | 15-16.11 | Р. Р. Сочинение по картине Ф. П. Решетникова «Мальчишки». | 2 ч. | ||||
51. | 17.11 | Пунктуационный разбор простого предложения. | 1 ч. | ||||
52. | 18.11 | Простые и сложные предложения. | 1 ч. | ||||
53 | 21.11 | Синтаксический разбор сложного предложения. | 1 ч. | ||||
54 | 22.11 | Предложения с прямой речью. | 1 ч. | ||||
55 | 23.11 | Диалог. | 1 ч. | ||||
56 | 24.11 | Повторение и систематизация знаний по теме «Синтаксис и пунктуация». | 1 ч. | ||||
57 | 25.11 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1 | ||||
ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ | |||||||
58 | 28.11 | Фонетика. Гласные звуки. | 1 ч. | ||||
59. | 29.11 | Согласные звуки. | 1 ч. | ||||
60 | 30.11 | Изменение звуков в потоке речи. | 1 ч. | ||||
61 | 01.12 | Согласные твердые и мягкие. | 1 ч. | ||||
62 | 02.12 | Р. Р. Повествование. Обучающее изложение с элементами описания (по рассказу К. Г. Паустовского «Шкатулка»). | 1 ч. | ||||
63 | 05.12 | Согласные звонкие и глухие. | 1 ч. | ||||
64 | 06.12- | Графика. Алфавит. | 1 ч. | ||||
65 | 07.12 | Р. Р. Описание предмета в художественном стиле. | 1ч. | ||||
66 | 08.12 | Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. | 1 ч. | ||||
67 | 09.12 | Двойная роль букв е, ё, ю, я. | 1 ч. | ||||
68 | 12.12 | Орфоэпия. | 1 ч. | ||||
69 | 13.12 | Фонетический разбор слова. | 1 ч. | ||||
70 | 14.12 | Р. Р. Описание предметов, изображенных на картине (Ф. Толстой «Цветы, фрукты, птицы»). | 1 ч. | ||||
71. | 15.12 | Повторение изученного в разделе «Фонетика и графика». | 1 ч. | ||||
72 | 16.12 | Рубежное тестирование за 1 полугодие | 1 ч. | ||||
ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ | |||||||
73 | 19.12 | Слово и его лексическое значение. | 1 ч. | ||||
74 | 20.13 | Однозначные и многозначные слова. | 1 ч. | ||||
75 | 21.12 | Прямое и переносное значение слов. | 1 ч. | ||||
76 | 22.12 | Р. Р. Контрольное изложение (по рассказу К. Г. Паустовского «Первый снег»). | 1 ч. | ||||
77 | 23.12 | Омонимы. | 1 ч. | ||||
78 | 26.12 | Синонимы.Антонимы. | |||||
79-80 | 27.12 28.01 | Р. Р. Контрольное сочинение по картине (И. Э. Грабарь. «Февральская лазурь»). | 2 ч. | ||||
81 | 29.01 | Повторение изученного в разделе «Лексика». | 1 ч. | ||||
III четверть МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ | |||||||
82 | 09.01 | Морфема - наименьшая значимая часть слова. | 1 ч. | ||||
83 | 10.01 | Изменение и образование слов. | 1 ч. | ||||
84 | 11.01 | Окончание. | 1 ч. | ||||
85-86 | 12.01-13.01 | Р. Р. Сочинение по личным впечатлениям. | 1 ч. | ||||
87 | 16.01 | Основа слова. | 1 ч. | ||||
88 | 17.01 | Корень слова. Контрольный словарный диктант. | 1 ч. | ||||
89-90 | 18.01-19.01 | Р. Р. Рассуждение. Сочинение – рассуждение. | 2 ч. | ||||
91 | 20.01 | Суффикс. | 1 ч. | ||||
92 | 23.01 | Приставка. | 1 ч. | ||||
93-94 | 24.02-25.02 | Р. Р. Выборочное изложение с изменением лица. | 2 ч. | ||||
95-96 | 26.02-27.02 | Чередование звуков. Беглые гласные. | 2ч. | ||||
97 | 30.01 | Варианты морфем. Морфемный разбор. | 1 ч. | ||||
98 | 31.01 | Правописание гласных и согласных в приставках. | 1 ч. | ||||
99 | 01.02 | Буквы З и С на конце приставок. | 1 ч. | ||||
100 | 02.02 | Буквы а – о в корнях –лаг- - -лож-. | 1 ч. | ||||
101 | 03.02 | Буквы а – о в корнях –раст, -рос-, -ращ-. | 1 ч. | ||||
102 | 06.02 | Буквы О – Ё после шипящих в корне. | 1 ч. | ||||
103 | 07.02 | Буквы И – Ы после Ц. | 1 ч. | ||||
104-105 | 08.02-09.02 | Повторение изученного в разделе «Морфемика. Орфография». | 2 ч. | ||||
16 | 10.02 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1 ч. | ||||
107-108 | 13.02-14.02 | Р. Р. Сочинение – описание изображенного по картине (П. П. Кончаловский. «Сирень в корзине»). | 2 ч. | ||||
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. | |||||||
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ | |||||||
109 | 15.02 | Имя существительное как часть речи. | 1 ч. | ||||
110 | 16.02 | Р. Р. Доказательства в рассуждении. | 1 ч. | ||||
111 | 17.02 | Имена существительные одушевленные и неодушевленные. | 1 ч. | ||||
112 | 20.02 | Имена существительные собственные и нарицательные. Контрольный словарный диктант. | 1 ч. | ||||
113 | 21.02 | Род имен существительных. | 1 ч. | ||||
114 | 22.02 | Имена существительные, которые имеют только форму множественного числа. | 1 ч. | ||||
115-116 | 24.02-27.03 | Р. Р. Элементы рассуждения в повествовании. Сжатое изложение (Е. Пермяк. «Перо и чернильница»). | 2 ч. | ||||
117 | 28.02 | Имена существительные, которые имеют только форму единственного числа. | 1 ч. | ||||
118 | 01.03 | Три склонения имен существительных. | 1 ч. | ||||
119 | 02.03 | Падежи имен существительных. | 1 ч. | ||||
120 | 03.03 | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. | 1 ч. | ||||
121-122 | 06.03-07.03 | Р. Р. Подробное изложение с изменением лица. | 2 ч. | ||||
123 | 09.03 | Множественное число имен существительных. | 1 ч. | ||||
124 | 10.03 | Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. | 1 ч. | ||||
125 | 13.03 | Морфологический разбор имени существительного. | 1 ч. | ||||
126 | 14.01 | Повторение изученного по теме «Имя существительное». | 1ч. | ||||
127-128 | 15.03-16.03 | Р. Р. Устное сочинение по картине (Г. Г. Нисский. «Февраль. Подмосковье»). | 2 ч. | ||||
129 | 17.03 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. Анализ диктанта и работа над ошибками. | 1 ч. | ||||
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ | |||||||
130 | 20.03 | Имя прилагательное как часть речи. | 2 ч. | ||||
131 | 21.03 | Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных. | 1 ч. | ||||
132-133 | 22.03 23.03 | Р. Р. Описание животного. | 2 ч. | ||||
IV четверть. | |||||||
134 | 24.03 | Прилагательные полные и краткие. | 1 ч. | ||||
135-136 | 03.04 04.04 | Р. Р. Подготовка к сочинению -описание животного на основе изображенного. Сочинение по картине (А. Н. Комаров. «Наводнение»). | 2 ч. | ||||
137 | 05.04 | Морфологический разбор имени прилагательного. | 1 ч. | ||||
138-139 | 06.04 07.04 | Р. Р. Контрольное изложение. Описание животного (отрывок из повести И. С. Тургенева «Муму») | 2 ч. | ||||
140-141 | 10.04 11.04 | Повторение изученного по теме «Имя прилагательное».Проверочный тест | 2ч. | ||||
142 | 12.04 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. Анализ диктанта и работа над ошибками. | 1 ч. | ||||
ГЛАГОЛ | |||||||
143 | 13.04 | Глагол как часть речи. | 1 ч. | ||||
144 | 14.04 | Не с глаголами. | 1 ч. | ||||
145 | 17.04 | Р. Р. Рассказ. | 1 ч. | ||||
146 | 18.04 | Неопределенная форма глагола. Контрольный словарный диктант. | 1 ч. | ||||
147 | 29.04 | Правописание -ться и –тся в глаголах. | 1 ч. | ||||
148 | 20.04 | Виды глагола. | 1 ч. | ||||
149 | 21.04 | Правописание букв е – и в корнях с чередованием. | 1 ч. | ||||
150 | 24.04 | Р. Р. Невыдуманный рассказ (о себе). | 1 ч. | ||||
151 | 25.04 | Время глагола. | 1 ч. | ||||
152 153 | 26.04 27.04 | Прошедшее время глагола. | 2 ч. | ||||
154 | 28.04 | Настоящее время глагола. | 1 ч. | ||||
155 | 02.05 | Будущее время глаголов. | 1 ч. | ||||
156 | 03.05 | Спряжение глаголов. | 1 ч. | ||||
157-158 | 04.05 05.05 | Правописание безударных личных окончаний глаголов. | 2 ч. | ||||
159 | 08.05 | Морфологический разбор глагола. | 1 ч. | ||||
160 | 10.05 | Р. Р. Сжатое изложение с изменением формы лица (А. Ф. Савчук. «Шоколадный торт»). | 1 ч. | ||||
161 | 11.05 | Мягкий знак после шипящих в глаголах второго лица единственного числа. | 1 ч. | ||||
162 | 12.05 | Употребление времен. | 1 ч. | ||||
163 | 15.05 | Р. Р. Употребление «живописного настоящего» в повествовании. | 1 ч. | ||||
164 | 16.05 | Повторение изученного по теме «Глагол». | 1 ч. | ||||
165-166 | 17.05 18.05 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | 2 ч. | ||||
167 | 19.05 | Р. Р. Сочинение-рассказ по рисунку (О. Попович. «Не взяли на рыбалку»). | 1 ч. | ||||
ПОВТОРЕНИЕ | |||||||
168 | 22.05 | Разделы науки о языке. | 1 ч. | ||||
169-170 | 23.05 24.05 | Р. Р. Контрольное сочинение на одну из тем по выбору. | 2 ч. | ||||
171 | 25.05 | Орфограммы в приставках и корнях слови в окончаниях слов | 1 ч. | ||||
172 | 26.05 | Употребление букв Ъ и Ь. Раздельные написания. | 1 ч. | ||||
173 | 29.05 | Знаки препинания в простом и сложном предложении. | 1 ч. | ||||
174-175 | 30.-31.05 | Итоговое тестирование. Итоговые уроки | 2 ч. |
1 Часы на развитие коммуникативных умений