Рабочая программа по русскому языку в 5 классе по УМК Т.А. Ладыженской
МБОУ «Кипринская ООШ»
Согласовано Зам. директора по УР . ._____________ «___»__________2018 г |
Утверждаю Директор МОУ «Кипринская ООШ» . _____________ «___»______________ 2018 г. |
|
Рабочая программа
по русскому языку
5 класс
на 2018/2019 учебный год
Учитель русского языка и
литературы
Дружинина А. Ю.
2018
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку составлена на основании следующих нормативных документов:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Примерной программы по русскому языку основного общего образования.
Авторской программы по русскому языку для основной школы авторов Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой.
Учебного плана МБОУ «Кипринская ООШ» на 2018 – 2019 учебный год.
УМК:
Учебник «Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. в 2 ч./ (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2012 г.
Рабочая тетрадь 5 класс Е. А. Ефремова. (ФГОС) Русский язык. Пособие для учебных общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2012г.
Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А.Тростенцовой и других. 5-9 классы. М.: - Просвещение, 2016 (электронный вариант)
Место предмета в учебном плане
Данная программа рассчитана на 170 часов (5 часа в неделю), 34 рабочих недели в соответствии с годовым учебным планом МБОУ «Кипринской ООШ» на 2018-2019 учебный год.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты
1) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
осуществление речевого самоконтроля в процессе учебой деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др. );
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
1) представление об основных функциях языка; о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка; основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; многоаспектный анализ текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Речь и речевое общение
Выпускник научится:
• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;
• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использован-ных языковых средств;
• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
Выпускник получит возможность научиться:
• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;
• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
• понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
Речевая деятельность
Аудирование
Выпускник научится:
• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;
• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;
• передавать содержание учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов в форме плана, тезисов, ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого).
Выпускник получит возможность научиться:
• понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.
Чтение
Выпускник научится:
• понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистических жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);
• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
• отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
Выпускник получит возможность научиться:
• понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
• извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.
Говорение
Выпускник научится:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);
• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;
• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и
жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-
культурной и деловой сферах общения;
• выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;
• участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения;
• анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.
Письмо
Выпускник научится:
• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально- культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);
• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;
• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.
Выпускник получит возможность научиться:
• писать рецензии, рефераты;
• составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;
• писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.
Текст
Выпускник научится:
• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;
• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;
• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, участие в беседе, дискуссии), официально-деловые тексты (резюме, деловое письмо, объявление) с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в
соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.
Функциональные разновидности языка
Выпускник научится:
• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);
• различать и анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, статья, интервью, очерк как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи);
• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, интервью, репортаж как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи; тексты повествовательного характера, рассуждение, описание; тексты, сочетающие разные функционально-смысловые типы речи);
• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;
• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.
Выпускник получит возможность научиться:
• различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;
• создавать тексты различных функциональных стилей и жанров (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект как жанры учебно-научного стиля), участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;
• анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.
Общие сведения о языке
Выпускник научится:
• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;
• определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;
• оценивать использование основных изобразительных средств языка.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.
Выпускник научится:
• проводить фонетический анализ слова;
• соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;
• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
• опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);
• выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и
справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Морфемика и словообразование
Выпускник научится:
• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
• различать изученные способы словообразования;
• анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
• опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;
• извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;
• использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.
Лексикология и фразеология
Выпускник научится:
• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;
• группировать слова по тематическим группам;
• подбирать к словам синонимы, антонимы;
• опознавать фразеологические обороты;
• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;
• опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение);
• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
• объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
• аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
• опознавать омонимы разных видов;
• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
• опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Морфология
Выпускник научится:
• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы; служебные части речи;
• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;
• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства морфологии;
• различать грамматические омонимы;
• опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Синтаксис
Выпускник научится:
• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;
• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;
• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;
• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства синтаксиса;
• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.
Правописание: орфография и пунктуация
Выпускник научится:
• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью
графических символов);
• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.
Выпускник получит возможность научиться:
• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
Язык и культура
Выпускник научится:
• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;
• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка;
• анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.
Содержание учебного предмета
Язык и общение.
Введение (3 ч.)
Язык и человек. Общение устное и письменное. Чтение и его виды. Слушание и его приемы. Научный, художественный, разговорный стили речи.
Повторение изученного в начальных классах (30 ч.)
Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.
Части речи.
Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами.
Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Наречие (ознакомление). Раздельное написание предлогов со словами.
Текст. Тема текста, его основная мысль. Изложение подробное, по плану. Сочинение по впечатлениям. Правка текста.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (29 ч.)
Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Обращение, знаки препинания при обращении.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).
Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста. Устное и письменное сжатое изложение. Сочинение-повествование. Отзыв о сочинении товарища. Сочинение по картине.
Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи. (17 ч.)
Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.
Орфографический разбор. Орфографические словари.
Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), картины (натюрморта). Отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания. Подробное изложение повествовательного текста с описанием.
Лексика. Культура речи. (14 ч.)
Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
Сочинение-рассуждение. Подробное изложение от 3-го лица, членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
Морфемика. Орфография. Культура речи. (20 ч.)
Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Беглые гласные. Варианты морфем. Морфемный разбор слов.
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-- -лаг-, -рос- - -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности. Письмо-повествование. Описание картины с элементами рассуждения. Выборочное изложение.
Морфология. Орфография. Культура речи. (51 ч.)
Имя существительное (20 ч.)
Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных. Падеж имен существительных. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
Доказательства и объяснения в рассуждении. Сжатое изложение-повествование. Подробное изложение с изменением лица рассказчика.
Имя прилагательное (11 ч.)
Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам. Морфологический разбор имен прилагательных.
Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.
Глагол (20 ч.)
Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Время глагола.
Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, - nep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-. Правописание не с глаголами. Морфологический разбор глагола.
Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам. Репортаж. Устный рассказ по рисунку. Сжатое изложение рассказа. Изложение лингвистического текста.
Повторение и систематизация пройденного в 5 классе. (6 ч.)
Количество контрольных работ
Виды контроля |
В год |
1 четверть |
2 четверть |
3 четверть |
4 четверть |
Контрольные тесты, зачёты |
10 |
2 |
2 |
2 |
4 |
Контрольные изложения |
2 |
1 |
0 |
1 |
0 |
Контрольные сочинения |
2 |
0 |
1 |
0 |
1 |
Тематическое планирование
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Язык и общение (2+1ч.) |
1 |
|
1 |
Введение в курс 5 класса. Язык и человек |
1 |
2 |
Язык и человек. Общение устное и письменное |
1 |
3 |
Урок развития речи. Стили речи |
|
Повторение изученного в начальных классах (30ч.) |
1 |
|
4 |
Звуки и буквы. Произношение и правописание. |
1 |
5 |
Орфограмма |
1 |
6-7 |
Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. Входной контроль |
2 |
8-9 |
Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова |
2 |
10 |
Правописание проверяемых согласных в корне слова. |
1 |
11-12 |
Правописание непроверяемых согласных в корне слова. Индивидуальная работа по карточкам. |
2 |
13 |
Правописание непроизносимых согласных в корне слова. |
1 |
14 |
Буквы и,у,а после шипящих. |
1 |
15 |
Разделительные Ъ и Ь |
1 |
16 |
Раздельное написание предлогов с другими словами |
1 |
17 |
Урок развития речи. Что мы знаем о тексте |
1 |
18-19 |
Урок развития речи. Обучающее изложение «Хитрый заяц». |
1 |
20-21 |
Части речи |
2 |
22 |
Глагол |
1 |
23 |
-Тся и -ться в глаголах |
1 |
24 |
Урок развития речи. Тема текста |
1 |
25 |
Личные окончания глаголов. |
1 |
26 |
Проверочная работа |
1 |
27 |
Имя существительное. |
1 |
28 |
Имя прилагательное |
1 |
29 |
Местоимение |
1 |
30 |
Урок развития речи. Устное сочинение по картине А.А. Пластова «Летом». |
1 |
31 |
Урок развития речи. Основная мысль текста |
1 |
32-33 |
Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в начальной школе». Работа над ошибками |
2 |
Синтаксис. Пунктуация (29 ч.) |
||
34 |
Синтаксис. Пунктуация |
1 |
35-36 |
Словосочетание. |
2 |
37 |
Разбор словосочетания |
1 |
38 |
Предложение. Грамматическая основа. |
1 |
39 |
Урок развития речи. Сжатое изложение (контрольное) |
1 |
40 |
Виды предложения по цели высказывания. Вопросительные предложения |
1 |
41 |
Восклицательные предложения |
1 |
42-43 |
Контрольный тест по теме «Словосочетание и предложение». Анализ ошибок, допущенных в тесте |
2 |
44 |
Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее |
1 |
45 |
Сказуемое. |
1 |
46 |
Тире между подлежащим и сказуемым |
1 |
47 |
Нераспространённые и распространённые предложения. Второстепенные члены предложения. Дополнение |
1 |
48 |
Определение |
1 |
49 |
Обстоятельство. |
1 |
50 |
Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. |
1 |
51 |
Обобщающие слова в предложениях с однородными членами предложения |
1 |
52 |
Предложения с обращениями |
1 |
53 |
Урок развития речи. Письмо |
1 |
54 |
Р/р. Сочинение-описание по картине Ф. Решетникова «Опять двойка» |
1 |
55 |
Самостоятельная работа «Синтаксис простого предложения» |
1 |
56-57 |
Знаки препинания в сложном предложении. Синтаксический разбор сложного предложения |
2 |
58-59 |
Прямая речь. Знакомство с косвенной речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью |
2 |
60 |
Диалог |
1 |
61-62 |
Контрольный диктант по теме «Синтаксис. Пунктуация». Анализ ошибок, допущенных в диктанте |
2 |
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография (17 ч.) |
||
63 |
Фонетика. Гласные звуки |
1 |
64 |
Согласные звуки. Согласные твердые и мягкие |
1 |
65 |
Позиционные чередования гласных и согласных. Изменение звуков в потоке речи |
1 |
66 |
Урок развития речи. Повествование |
1 |
67-68 |
Урок развития речи. Обучающее изложение с элементами описания (по К.Г. Паустовскому «Шкатулка») |
2 |
69 |
Согласные звонкие и глухие |
1 |
70 |
Графика. Алфавит |
1 |
71 |
Обозначение мягкости согласных с помощью ь |
1 |
72 |
Двойная роль букв е, ё, ю, я. |
1 |
73 |
Орфоэпия. |
1 |
74 |
Фонетический разбор слова |
1 |
75 |
Повторение по теме «Фонетика» |
1 |
76-77 |
Контрольный диктант по разделу «Фонетика». Анализ ошибок, допущенных в диктанте |
2 |
78-79 |
Урок развития речи. Описание предметов, изображенных на картине Ф. Толстого «Цветы, фрукты, птица» (контрольное) |
2 |
Лексика (14 ч.) |
||
80 |
Лексика. Слово и его лексическое значение |
1 |
81 |
Однозначные и многозначные слова |
1 |
82-83 |
Прямое и переносное значение слова |
2 |
84-85 |
Омонимы. Синонимы |
2 |
86-87 |
Урок развития речи. Сочинение по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь». |
2 |
88 |
Антонимы |
1 |
89-90 |
Урок развития речи. Изложение по К.Г. Паустовскому «Первый снег» |
2 |
91 |
Повторение изученного по разделу «Лексика». |
1 |
92-93 |
Контрольный диктант по теме «Лексика». Анализ ошибок, допущенных в диктанте |
2 |
Морфемика. Орфография. Культура речи (20 ч.) |
||
94 |
Урок развития речи. Выборочное изложение с изменением лица |
1 |
95 |
Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов |
1 |
96 |
Окончание. Основа слова |
1 |
97-98 |
Корень слова. |
2 |
99 |
Приставка |
1 |
100 |
Суффикс. |
1 |
101 |
Чередование звуков. |
1 |
102 |
Беглые гласные |
1 |
103 |
Варианты морфем |
1 |
104 |
Морфемный разбор слова. Проверочная работа |
1 |
105 |
Правописание гласных и согласных в приставках |
1 |
106 |
Буквы з и с на конце приставок. |
1 |
107 |
Буквы о-а в корне -лаг- - -лож- |
1 |
108 |
Буквы о-а в корне -раст- - -рос- -ращ- |
1 |
109 |
Буквы ё-о после шипящих в корне |
1 |
110 |
Буквы и-ы после ц |
1 |
111-112 |
Контрольный диктант по разделу «Морфемика. Орфография». Анализ ошибок, допущенных в диктанте |
2 |
113 |
Р/р. Сочинение. Описание картины Н.П.Кончаловского «Сирень». |
1 |
Морфология. Орфография. Культура речи (51 ч.) |
||
Имя существительное (20 ч.) |
1 |
|
114 |
Имя существительное как часть речи |
1 |
115 |
Урок развития речи. Доказательства в рассуждении. |
1 |
116 |
Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. |
1 |
117 |
Имена существительные собственные и нарицательные |
1 |
118 |
Урок развития речи. Элементы рассуждения. Сжатое изложение |
1 |
119 |
Род имён существительных |
1 |
120 |
Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа |
1 |
121 |
Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа |
1 |
122 |
Три склонения имён существительных |
1 |
123 |
Падеж имён существительных |
1 |
124 |
Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе |
1 |
125 |
Урок развития речи. Изложение с изменением лица (контрольное) |
1 |
126 |
Множественное число имён существительных. |
1 |
127 |
Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных |
1 |
128 |
Морфологический разбор имени существительного |
|
129-130 |
Урок развития речи. Сочинение по картине «Февраль. Подмосковье» Г.Г. Нисского |
2 |
131 |
Систематизация и обобщение знаний по теме «Имя существительное». |
1 |
132-133 |
Контрольный диктант по теме «Имя существительное». Анализ ошибок, допущенных в диктанте |
2 |
Имя прилагательное (11ч.) |
||
134 |
Имя прилагательное как часть речи. |
1 |
135-136 |
Правописание гласных в падежных окончания прилагательных |
2 |
137 |
Урок развития речи. Описание животного |
1 |
138 |
Прилагательные полные и краткие |
1 |
139 |
Урок развития речи. Сочинение-описание животного по картине А.Комарова «Наводнение» |
1 |
140 |
Морфологический разбор имени прилагательного |
1 |
141 |
Урок развития речи. Сочинение-описание животного на основе личных впечатлений. |
1 |
142 |
Систематизация и обобщение знаний по теме «Имя прилагательное». |
1 |
143-144 |
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное». Анализ ошибок, допущенных в диктанте |
2 |
Глагол (20 ч.) |
1 |
|
145 |
Глагол как часть речи. |
1 |
146 |
Не с глаголами |
1 |
147 |
Урок развития речи. Рассказ |
1 |
148 |
Неопределённая форма глагола |
1 |
149 |
Правописание –тся и –ться . |
1 |
150 |
Виды глагола |
1 |
151-152 |
Буквы е – и в корнях с чередованиями |
2 |
153 |
Урок развития речи. Невыдуманный рассказ о себе (контрольное) |
1 |
154 |
Время глагола. |
1 |
155 |
Настоящее время |
1 |
156 |
Будущее время |
1 |
157-158 |
Спряжение глаголов. Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием |
2 |
159 |
Морфологический разбор глагола |
1 |
160 |
Повторение изученного по теме «Глагол». |
1 |
161 |
Правописание ь в глаголах 2-го лица единственного числа. |
1 |
162 |
Употребление времён |
1 |
163 |
Урок развития речи. Сочинение-рассказ по рисунку О.В. Попович «Не взяли на рыбалку». |
1 |
164 |
Контрольный диктант по теме «Глагол». |
1 |
Повторение и систематизация изученного (6 ч.) |
||
165 |
Разделы науки о языке |
1 |
166 |
Орфограммы в приставках и в корнях слов |
1 |
167 |
Орфограммы в окончаниях слов |
1 |
168 |
Употребление букв ь и ъ. Раздельные написания |
1 |
169 |
Знаки препинания в простом и сложном предложении |
1 |
170 |
Итоговое тестирование. Повторение и систематизация изученного за учебный год |
1 |