Рабочая программа по русскому языку, 5 класс, УМК: Разумовская М.М.

1
0
Материал опубликован 18 February 2016

Предмет:

Класс:

УМК:

Количество часов:

Русский язык

5

М.М.Разумовской

210

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому языку в 5 классе создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования МО РФ (приказ от 05.03.2004г №1089), Примерной программы основного общего образования по русскому для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения, авторской программы под редакцией М.М.Разумовской. Изучение курса реализуется через УМК: учебник «Русский язык. 5 класс» М.М.Разумовской. Учебник М.М.Разумовской входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011-2012 учебный год (приказ МИНОБРНАУКИ РОССИИ №2080 от 24.12.2010г).

Главной целью обучения русскому языку в общеобразовательном учебном заведении является обеспечение языкового развития учащихся, помощь им в овладении речевой деятельностью: формирование умения и навыков грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, обучение их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Курс русского языка для основной школы направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, деятельностного подходов к обучению русскому языку:

*воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

*совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

*освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

*формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объеме 735 часов. В том числе: в V классе – 210 час, в VI классе – 210 час, в VII – 140 час, в VШ классе – 105 час, в IХ классе – 70 час.

Рабочая программа под редакцией М.М.Разумовской в 5 классе рассчитана на 210 часов. По учебному плану школы на 2011-2012 учебный год на изучение русского языка в 5 классе отведено 6 часов в неделю, 210 часов в год.

Тематическое планирование по русскому языку в 5 классе рассчитано на 205 часов с учетом того, что 4 часа в году выпадают на праздничные дни: 23 февраля, 8 марта, 1 мая, 9 мая. Недостает еще одного часа, потому что на осенние каникулы выпадает два понедельника (31.10.11г и 07.11.11г).

Уплотнение изучения темы «Строение слова» производится с 4 до 3 часов, темы «Лексика. Словообразование. Правописание» - с 37 до 36 часов,

темы «Синтаксис и пунктуация» (вводный курс) – с 36 до 35 часов, темы «Морфология. Правописание» - с 64 до 63 часов, темы «О языке и речи» - с 6 до 5 часов.

Распределение часов рабочей программы по разделам:

п/п

Разделы программы

Кол-во часов

Способы отслеживания

Контрольная работа

Контрольный диктант

Изложение

Сочинение

1

О языке и речи

2

Повторение. Фонетика. Графика

1 – 16.09.11г

1 – 13, 14.09

3

Текст

4

Письмо. Орфография

13ч

1 – 04.10.11г

5

Строение слова

6

Слово как часть речи

12ч

2 – 22.10.11г

1 – 13, 14.10.11г

7

Фонетика. Орфоэпия

8

Лексика. Словообразование. Правописание

36ч

3 – 26.11.11г

4 – 17.12.11г

2 – 19.11.11г

3 – 06.12.11г

4 – 20.12.11г

2 – 15, 16.11.11г

3 – 10, 11.12.11г

9

Стили речи

4 – 24, 26.12.11г

10

Синтаксис и пунктуация (вводный курс)

35ч

5 – 17.01.12г

6 – 10.02.12г

5 – 26.01.12г

6 – 20.02.12г

11

Типы речи

12

Морфология. Правописание

63ч

7 – 20.03.12г

8 – 09.04.12г

9 – 29.04.12г

10 – 10.05.12г

11 – 29.05.12г

2 – 27, 28.04.12г

5 – 05, 06.04.12г

13

Строение текста

6 – 15, 16.05.12г

Итого

205ч

6

11

2

6

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Речь (41ч)

Текст, его основные признаки. Стили речи. Типы речи. Композиционные формы: деловая инструкция, объявление. Основные требования к изложению и сочинению.

Основные умения: Чтение. Осмысленно и бегло читать учебные тексты, выразительно читать тексты художественного стиля.

Анализ текста. Определять тему и основную мысль текста; подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста; составлять простой план. Выделять в тексте типы речи. Определять стиль; находить в тексте языковые средства, характерные для данного стиля.

Воспроизведение текста. Подробно пересказывать тексты, содержащие разные типы речи; сохранять их строение и стиль. Сжато пересказывать тексты такого же строения.

Создание текста. Создавать устные и письменные высказывания; развивать мысли в пределах абзаца при помощи зачинов, раскрывать тему и основную мысль высказывания; писать сочинения. Составлять деловые инструкции, объявления.

Совершенствование текста. Находить и исправлять недочеты в содержании высказывания и его строения.

Закрепление и углубление изученного в начальных классах (22ч)

Фонетика, орфоэпия, графика. Предмет изучения фонетики. Звуки речи. Слог. Ударение. Элементарные сведения о транскрипции. Предмет изучения орфоэпии. Предмет изучения графики. Алфавит.. Знакомство с орфоэпическим словарем и его использование.

Письмо. Орфография. Значение письма в жизни общества. Предмет изучения орфографии. Понятие орфограммы. Основные виды изученных орфограмм гласных и согласных корня. Использование орфографического словаря.

Слово и его значение. Лексика. Предмет изучения лексики. Слово и его лексическое значение. Этикетные слова как особая лексическая группа. Знакомство с толковым словарем.

Слово и его строение. Морфемика. Предмет изучения состава слова. Морфема как часть слова. Знакомство со словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов.

Слово как часть речи. Морфология. Предмет изучения морфологии. Система частей речи в русском языке. Знаменательные части речи, их основные признаки. Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные слова. Знакомство с грамматико-орфографическим словарем.

Культура речи. Правильное произношение звуков речи, заимствованных слов. Уместное использование этикетных слов и выражений в речи.

Основные умения: Определять звуки речи, различать ударные и безударные слоги; не смешивать звуки и буквы; свободно пользоваться алфавитом. Правильно произносить звуки и их сочетания в составе слов; названия букв алфавита. Употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; толковать лексическое значение известных учащимся слов и подбирать к словам синонимы и антонимы, пользоваться толковым словарем. Выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова; подбирать однокоренные слова с учетом значения слов; определять изученные части речи и их формы; пользоваться словарем морфемного строения слов. Различать части речи; знать и верно указывать специфические морфологические признаки частей речи; знать, как изменяются эти части речи, уметь склонять, спрягать. Понимать значение письма и правописания для жизни людей; замечать орфограммы корня и дифференцировать их; владеть правилами обозначения на письме проверяемых и непроверяемых произношением гласных и согласных; знать виды приставок и верно их писать; безошибочно писать буквенные сочетания.

Синтаксис и пунктуация (35ч)

Предмет изучения синтаксиса и пунктуации. Словосочетание. Предложение. Виды предложений по цели высказывания. Интонация и порядок слов. Логическое ударение. Предложения распространенные и нераспространенные. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже. Предложения с однородными членами. Обращение. Сложные предложения с союзной и бессоюзной связью. Понятие о сложносочиненном и сложноподчиненном предложении. Прямая речь. Диалог.

Основные умения: Выделять словосочетания в предложении, определять главное и зависимое слово; определять предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; составлять простые и сложные предложения изученных видов. Правильно ставить знаки препинания в конце предложения; соблюдать пунктуацию в предложениях с однородными членами, соединительными союзами А, И, НО, а также при бессоюзной связи; ставить двоеточие после обобщающего слова; разделять запятой части сложного предложения.

Лексика. Словообразование. Орфография. (48ч)

Слово. Слова однозначные и многозначные. Прямое и переносное значение слова. Слова-синонимы, антонимы, омонимы. Пути пополнения словарного состава русского языка. Понятие о механизме образования слов в русском языке. Чередование гласных и согласных в морфемах. Словообразовательная модель. Правописание приставок на з-с. Правописание корней с чередованием о-а. Общеупотребительная лексика и слова, имеющие ограниченную сферу употребления. Фразеологизмы.

Основные умения: употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; толковать лексическое значение известных учащимся слов и подбирать к словам синонимы и антонимы; пользоваться толковым словарем.

Выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова; подбирать однокоренные слова с учетом значения слов; понимать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы; пользоваться словарем морфемного строения слов.

МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. (59ч)

Имя существительное (20ч)

Имя существительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма. Основные способы образования имен существительных. Правила употребления при письме типичных суффиксов. Правила слитного и раздельного написания НЕ с именами существительными. Имена существительные одушевленные и неодушевленные; собственные и нарицательные. Род имен существительных. Падеж. Склонение имен существительных. Правила безударных окончаний имен существительных. Имена существительные в художественном тексте: их образная и экспрессивная роль.

Культура речи: Правильное употребление рода; верное определение родовой принадлежности неизменяемых существительных. Правильное употребление некоторых грамматических форм. Правильное произношение имен существительных.

Имя прилагательное (13ч)

Имя прилагательное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма. Основные способы образования имен прилагательных. Разряды имен прилагательных по значению. Прилагательные полные и краткие, их роль в предложении. Степени сравнения имен прилагательных. Склонение имен прилагательных. Правописание падежных имен прилагательных. Развитие навыков пользования лингвистическими словарями разных типов. Образная, эмоциональная функция имен прилагательных в художественном тексте. Эпитеты.

Культура речи: правильное произношение прилагательных.

Глагол (26ч)

Глагол как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма. Основные способы образования глаголов. Правописание НЕ с глаголами. Возвратные глаголы. Правописание ТСЯ/ТЬСЯ в глаголах. Виды глаголов. Корни с чередованием И-Е, их правописание. Наклонение глагола. Время глагола. Лицо и число. Спряжение. Правописание безударных личных окончаний глагола. Разноспрягаемые глаголы. Наклонения глаголов. Безличные глаголы. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Употребление глаголов в переносном значении.

Культура речи: правильное использование видо-временных форм; их верное произношение.

Основные умения по морфологии: различать части речи; знать и верно указывать специфические морфологические признаки имен существительных, прилагательных и глаголов; знать, как изменяются эти части речи, уметь склонять, спрягать, образовывать формы наклонения.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5 КЛАССЕ.

6 часов в неделю 205 часов в год

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Сроки

Языковая, речевая, правописная компетенции

Способы отслеживания

Ожидаемый результат

О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ (5ч)

1

Зачем человеку нужен язык.

1

01.09.11г

Показать учащимся, что язык – универсальное средство общения, и что свободное владение родным языком – признак культуры человека.; способствовать углублению и систематизации лингвистических знаний и совершенствованию речевых умений. Сформировать умение читать и анализировать лингвистический текст; способствовать развитию индивидуальных лингвистических интересов и склонностей.

Уметь сопоставлять значение, структуру и правописание слов.

2

Что мы знаем о русском языке.

1

02.09.11г

Объяснить учащимся, что русский язык – один из развитых языков мира, богатый и выразительный. Познакомить учащихся с М.В.Ломоносовым как создателем русской лингвистики.

3

Что такое речь.

1

03.09.11г

Показать отличие понятий русский язык и русская речь, рассмотреть основные условия, необходимые для речевого общения.

4

Речь монологическая и диалогическая. Речь устная и письменная.

1

05.09.11г

Показать отличие речи монологической от диалогической и особенность оформления речи диалогической. Рассмотреть особенности речи устной и ее отличие от речи письменной.

Уметь отличать монолог от диалога, письменную речь от устной.

ПОВТОРЕНИЕ. ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. (9ч)

5-6

Звуки и буквы. Алфавит.

2

06.09.11г 07.09.11г

Добиться того, чтобы учащиеся вспомнили алфавит, правильно произносили названия букв, различали буквы и звуки, пользовались упрощенной транскрипцией.

Уметь отличать буквы от звуков, уметь пользоваться упрощенной транскрипцией.

7-8

Что обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я.

2

08.09.11г

09.09.11г

Объяснить учащимся, что буквы Е,Ё,Ю,Я имеют особенность: могут обозначать то два звука, то один с предшествующей мягкостью согласного звука.

9-10

Фонетический разбор слова.

2

10.09.11г

12.09.11г

Углубить и систематизировать представление о фонетическом разборе слов.

Уметь делать фонетический разбор.

11-12

Р.р. Сочинение №1 по картине И.И.Шишкина «Корабельная роща».

2

13.09.11г

14.09.11г

Научить учащихся писать сочинение-описание по картине. Сформировать умение составлять простой план сочинения.

Сочинение №1

13

Повторение по теме «Фонетика. Графика».

1

15.09.11г

Повторить и обобщить изученное по разделу. Подготовить учащихся к контрольной работе.

14

Контрольная работа №1 по теме «Фонетика. Графика».

1

16.09.11г

Контроль усвоения темы.

Контрольная работа №1.

ТЕКСТ(3ч)

15

Что такое текст.

1

17.09.11г

Повторить и углубить сведения о тексте и его признаках.

Знать основные признаки текста.

16

Тема текста.

1

19.09.11г

Дать понятие темы текста, широкой и узкой темы. Сформировать умение определять тему текста, широкую и узкую темы.

Уметь определять тему текста.

17

Основная мысль текста.

1

20.09.11г

Дать понятие основной мысли текста (идеи). Сформировать умение определять основную мысль текста и отражать ее в заголовке.

Уметь определять основную мысль текста.

ПИСЬМО. ОРФОГРАФИЯ. ( 13ч)

18

Зачем людям письмо.

1

21.09.11г

Раскрыть назначение письма в жизни человеческого общества. Познакомить с вкладом Я.К.Грота в развитие русской орфографии.

19

Орфография. Нужны ли правила?

1

22.09.11г

Ввести понятие орфограммы. Сформировать способ обнаружения орфограмм в процессе письма.

Уметь обнаруживать орфограммы.

20

Входная контрольная работа.

1

23.09.11г

Научить различать проверяемые и не проверяемые ударением гласные корня. Сформировать умение правильно подбирать однокоренные слова.

Уметь находить проверяемые и непроверяемые орфограммы корня.

21

Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами гласных и согласных звуков.

1

24.09.11г

Научить различать согласные в корнях слов: проверяемые произношением и непроверяемые, а также непроизносимые и удвоенные согласные.

Уметь безошибочно писать согласные в корнях слов.

22

Сочетания букв ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ; НЧ, ЧК, ЧН, НЩ, РЩ.

1

26.09.11г

Закрепить навыки правописания букв, воспроизводящихся на письме всегда в одном и том же виде.

Уметь правильно писать гласные после шипящих.

23

Ь после шипящих в конце имен существительных и глаголов.

1

27.09.11г

Закрепить навык правописания Ь после шипящих на конце слов. Формировать у учащихся навык орфографического анализа.

Уметь писать Ь после шипящих на конце слов.

24-25

Разделительные Ь и Ъ.

2

28.09.11г

29.09.11г

Закрепить правило употребления Ь и Ъ. Развивать речевой слух учащихся.

Уметь видеть орфограмму Ь и Ъ в слове.

26

НЕ с глаголами.

1

30.09.11г

Закрепить правило написания НЕ с глаголами. Сформировать навык правописания слов с непроверяемыми орфограммами.

Уметь писать НЕ с глаголами.

27

Написание -ТСЯ, -ТЬСЯ в глаголах.

1

01.10.11г

Научить способу определения написания –ТСЯ, -ТЬСЯ в конце глаголов, закрепить это правило.

Уметь правильно писать –ТСЯ, -ТЬСЯ в конце глаголов.

28

Повторение по теме «Письмо. Орфография».

1

03.10.11г

Повторить и обобщить все изученное по орфографии. Подготовиться к контрольному диктанту.

29-30

Контрольный диктант №1 по теме «Письмо. Орфография». Анализ диктанта.

2

04.10.11г

05.10.11г

Проверить орфографические и пунктуационные знания и умения учащихся по теме. Отработать навыки самостоятельной работы над ошибками.

Диктант №1

СТРОЕНИЕ СЛОВА (3ч)

31

Почему корень, приставка, суффикс и окончание – значимые части слова.

1

06.10.11г

Сформировать представление о слове как системе разных языковых значений, передающихся с помощью морфем. Формировать навык разбора слова по составу.

Знать, что такое морфема.

32-33

Как образуются формы слова.

2

07.10.11г 08.10.11г

Дать понятие окончания как изменяемой морфемы. Дать понятие основы как части слова без окончания. Формировать умение выделять окончание, особенно нулевое, и основу слова.

Уметь выделять основу и окончание слова.

СЛОВО КАК ЧАСТЬ РЕЧИ (12ч)

34-35

Самостоятельные части речи.

2

10.10.11г 11.10.11г

Дать предварительное представление обо всех частях речи. Тренировать в их разграничении.

36-37

Р.р. Изложение №1 «Барсучонок».

2

12.10.11г 13.10.11г

Научить писать изложение, близкое к тексту, после подготовительного анализа, с опорой на план изложения. Научить сохранить в изложении характерные для художественного стиля языковые средства.

Изложение №1

38-39

Как изменяются имена существительные, имена прилагательные и глаголы.

2

14.10.11г 15.10.11г

Научить определять морфологические признаки имен существительных, имен прилагательных и глаголов. Научить понимать, как они изменяются.

Знать, что изменяемые части речи в предложении могут иметь разные формы, что склонение и спряжение определяются по начальной форме слова.

40-42

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частица.

3

17.10.11г 18.10.11г

19.10.11г

Научить узнавать служебные части речи, отличать их от самостоятельных. Дать понятие о «службе» предлогов, союзов, частиц.

Уметь отличать служебные части речи от самостоятельных.

43

Повторение по теме «Слово как часть речи».

1

20.10.11г

Повторить и обобщить изученное по теме. Подготовиться к контрольной работе.

44-45

Контрольная работа №2 по теме «Слово как часть речи». Анализ контрольной работы.

2

21.10.11г 22.10.11г

Проверить знания и умения по изученной теме.

Контрольная работа №2

ТЕКСТ (ПРОДОЛЖЕНИЕ) (3ч)

46

От чего зависит порядок расположения предложений в тексте.

1

24.10.11г

Показать, отчего зависит порядок расположения предложений в тексте. Сформировать умение воспринимать звучащий текст, звучащее слово на слух.

47-48

Абзац как часть текста.

2

25.10.11г 26.10.11г

Дать понятие абзаца, его строения. Формировать умение находить микротемы и абзац в тексте.

Уметь делить текст на абзацы.

ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. (5ч)

49

Что изучает фонетика.

1

27.10.11г

Дать понятие о фонетике как о разделе языкознания.

Знать, что такое фонетика.

50

Звуки гласные и согласные.

1

28.10.11г

Познакомить учащихся с особенностями образования гласных и согласных звуков, с основной характеристикой согласных звуков. Отрабатывать умение обозначать звуки в фонетической транскрипции.

51

Слог, ударение.

1

29.10.11г

Дать понятие слога, ударных и безударных слогов.

Знать, что такое слог, ударный и безударный.

52

Что изучает орфоэпия. Произношение ударных и безударных гласных звуков.

1

08.11.11г

Дать понятие об орфоэпии как о разделе науки о русском языке, правилах произношения гласных звуков. Развивать речевой слух учащихся. Познакомить со словарем Р.И.Аванесова.

53

Произношение согласных звуков. Орфоэпический разбор слова.

1

09.11.11г

Дать понятие о правилах произношения согласных звуков в русском языке, об элементах транскрипции.

Уметь производить орфоэпический разбор слова.

ЛЕКСИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ПРАВОПИСАНИЕ. (36ч)

54

Как определить лексическое значение слова.

1

10.11.11г

Дать понятие лексического значения слова, научить способам словотолкования. Формировать умение пользоваться толковым словарем.

Уметь определять лексическое значение слова, пользоваться толковым словарем.

55

Сколько лексических значений имеет слово.

1

11.11.11г

Дать понятие лексики. Формировать умение определять лексическое значение слова, однозначные и многозначные слова.

56-57

Когда слово употребляется в переносном значении.

2

12.11.11г 14.11.11г

Дать понятие о переносном значении слова. Формировать умение различать прямое и переносное значения слов, понимать фразеологизмы.

Знать, что такое фразеологизм.

58-59

Р.р. Сочинение-описание №2 по картине И.Т.Хруцкого «Цветы и плоды».

2

15.11.11г 16.11.11г

Закрепить навыки написания сочинения-описания по картине. Научить использовать в сочинении художественный стиль.

Сочинение №2

60-61

Как пополняется словарный состав русского языка.

2

17.11.11г 18.11.11г

Дать понятие о русском словообразовании и заимствованиях. Познакомить со старославянизмами.

62-63

Контрольный диктант №2 по теме «Лексика. Словообразование. Правописание». Анализ диктанта.

2

19.11.11г 21.11.11г

Проверить орфографические и пунктуационные знания и умения учащихся по теме. Отработать навыки самостоятельной работы над ошибками.

Диктант №2

64-65

Как образуются слова в русском языке.

2

22.11.11г 23.11.11г

Дать понятие о способах образования слов в русском языке. Формировать умение разбирать слово по составу. Дать представление о словообразовательной модели.

Знать способы образования слов.

66

Какие чередования гласных и согласных происходят в словах.

1

24.11.11г

Дать понятие о чередовании гласных и согласных в словах. Формировать умение видеть чередования гласных и согласных в словах.

67

Повторение по теме «Лексика. Словообразование. Правописание».

1

25.11.11г

Обобщить и систематизировать изученное по теме. Подготовить к контрольной работе.

68

Контрольная работа №3 по теме «Лексика. Словообразование». Правописание».

1

26.11.11г

Проверить знания учащихся по изученному материалу.

Контрольная работа №3

Уметь выполнять разбор по составу и словообразовательный.

69-70

Правописание чередующихся гласных А/О в корнях –ЛАГ-/ -ЛОЖ, --РОС/-РАСТ-(-РАЩ-).

2

28.11.11г 29.11.11г

Закрепить правописание чередующихся гласных в корнях –ЛАГ-/ -ЛОЖ, --РОС/-РАСТ-(-РАЩ-). Формировать умение рассуждать при выборе чередующейся гласной в корне.

Уметь писать корни с чередованиями.

71-72

Буквы О/Ё после шипящих в корнях слов.

2

30.11.11г 01.12.11г

Изучить правописание О/Ё после шипящих и Ц в корнях слов. Сформировать умение выбрать и объяснить данную орфограмму.

Правильно определять написание О/Ё после шипящих и Ц в корне слова.

73

Чем отличаются друг от друга слова-омонимы.

1

02.12.11г

Дать понятие омонимов и их видов. Сформировать умение различать их по значению, строению, написанию. Научить сопоставительному анализу внешне похожих слов.

Уметь отличать друг от друга слова-омонимы.

74-75

Что такое профессиональные и диалектные слова.

2

03.12.11г 05.12.11г

Дать понятие о профессиональных и диалектных словах. Сформировать умение объяснять их значение. Познакомить со словарем В.И.Даля.

Уметь находить в тексте профессиональные и диалектные слова.

76-77

Контрольный диктант №3 «Медвежонок» по теме «Лексика. Словообразование. Правописание».

2

06.12.11г 07.12.11г

Проверить орфографические и пунктуационные знания учащихся. Проверить умение выполнять разбор слова по составу.

Диктант №3

78

О чем рассказывают устаревшие слова.

1

08.12.11г

Дать понятие об устаревших словах, объяснить причины их появления в языке.

79

Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова.

1

09.12.11г

Дать понятие «речевой этикет». Показать, как правильно и уместно употреблять этикетные слова прощания, просьбы, благодарности.

80-81

Р.р. Сочинение-описание №3 по картине К.Ф.Юона

«Русская зима».

2

10.12.11г 12.12.11г

Закрепить навыки написания сочинения-описания по картине. Научить описывать зимний пейзаж.

Сочинение №3

82-83

Правописание приставок.

2

13.12.11г 14.12.11г

Повторить сведения о правописании неизменяемых приставок. Изучить правописание приставок на З-С.

Уметь правильно употреблять данную орфограмму на письме.

84-85

Буквы И-Ы после Ц.

2

15.12.11г 16.12.11г

Закрепить правописание орфограммы И-Ы после Ц. Формировать умение и желание пользоваться орфографическим словарем.

86

Контрольная работа №4 по теме «Лексика. Словообразование. Правописание».

1

17.12.11г

Проверить умение учащихся без ошибок списывать тексты, обнаруживать орфограммы в корнях слов.

Контрольная работа №4.

Уметь без ошибок списывать текст.

87

Повторение по теме «Лексика. Словообразование. Правописание».

1

19.12.11г

Повторить и обобщить изученное по теме. Подготовиться к контрольному диктанту.

88-89

Контрольный диктант «Летняя гроза» №4 по теме «Лексика. Словообразование. Правописание». Анализ контрольного диктанта.

2

20.12.11г 21.12.11г

Проверить орфографические и пунктуационные умения и навыки. Проверить умение учащихся выполнять синтаксический разбор простого предложения и разбор слова по составу.

Диктант №4

СТИЛИ РЕЧИ (6ч)

90

Что изучает стилистика.

1

22.12.11г

Дать понятие о науке стилистике. Закрепить понятие речевой ситуации.

91

Разговорная и книжная речь.

1

23.12.11г

Дать понятие о разговорной и книжной речи, сферах их использования.

Знать, что такое разговорная и книжная речь.

92-93

Р.р. Сочинение-описание №4 по картине И.И.Машкова «Клубника и белый кувшин».

2

24.12.11г 26.12.11г

Познакомить с творчеством известного художника И.И.Машкова. Закрепить навык создания сочинения-описания по картине.

Сочинение №4

94-95

Художественная и научно-деловая речь.

2

27.12.11г 28.12.11г

Дать понятие о художественной и научно-деловой речи. Научиться распознавать эти виды речи.

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ (ВВОДНЫЙ КУРС) (35ч)

96

Что изучает синтаксис и пунктуация.

1

29.12.11г

Дать понятие синтаксиса и пунктуации как разделов науки о языке. Объяснить их неразрывную связь. Познакомить с деятельностью ученого-лингвиста А.М.Пешковского.

Знать определение новых разделов языка.

97-98

Словосочетание.

2

30.12.11г 14.01.12г

Дать понятие словосочетания. Научить устанавливать смысловую и грамматическую связь в словосочетании. Формировать умение выделять словосочетание из предложения.

Знать, что такое словосочетание и уметь выделять его из предложения.

99

Предложение. Интонация предложения. Виды предложений по цели высказывания.

1

16.01.12г

Дать понятие предложения, интонации предложения, логического ударения, паузы. Дать понятие видов предложения по цели высказывания, научить их различать. Подготовиться к контрольной работе.

Уметь различать предложения по цели высказывания.

100

Контрольная работа №5 по теме «Синтаксис и пунктуация».

1

17.01.12г

Проверить умение отличать словосочетания от других сочетаний слов, умение выделять словосочетания из предложения, умение выполнять разбор словосочетаний.

Контрольная работа №5

101

Восклицательные предложения.

1

18.01.12г

Дать понятие восклицательного предложения. Формировать умение определять невосклицательные и восклицательные предложения.

Уметь отличать восклицательные предложения от невосклицательных.

102

Главные члены предложения.

1

19.01.12г

Закрепить понятие главных членов предложения. Учить находить основу предложения.

Уметь находить основу предложения.

103

Тире между подлежащим и сказуемым.

1

20.01.12г

Изучить случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым.

104

Предложения распространенные и нераспространенные.

1

21.01.12г

Дать понятие о распространенности и нераспространенности предложения, раскрыть значение и роль второстепенных членов. Научить распространять предложения.

Уметь определять в тексте распространенные и нераспространенные предложения.

105

Второстепенные члены предложения.

1

23.01.12г

Научить выделять в предложении второстепенные члены. Понимать их значение и роль в предложении.

106-107

Дополнение.

2

24.01.12г 25.01.12г

Дать понятие дополнения. Научить находить дополнения в предложении. Подготовиться к контрольному диктанту.

108-109

Контрольный диктант «Шустрая птичка» №5 по теме «Синтаксис и пунктуация». Анализ контрольного диктанта.

2

26.01.12г 27.01.12г

Проверить орфографические и пунктуационные знания и умения учащихся. Закрепить навык самостоятельной работы учащихся над ошибками.

Диктант №5

110

Определение.

1

28.01.12г

Дать понятие определения. Формировать умение находить определение в предложении.

Уметь выделять в предложении главные члены и второстепенные.

111-112

Обстоятельство.

2

30.01.12г 31.01.12г

Дать понятие обстоятельства и видов обстоятельств. Формировать умение находить обстоятельства в предложении. Закрепить навык синтаксического разбора предложения.

113-114

Однородные члены предложения.

2

01.02.12г 02.02.12г

Дать понятие однородных членов предложения. Проверить умение находить и выделять второстепенные члены предложения.

Уметь выделять в предложении главные и второстепенные члены.

115

Обобщающее слово перед однородными членами.

1

03.02.12г

Дать понятие обобщающего слова перед однородными членами. Сформировать умение находить обобщающее слово.

Уметь ставить знаки препинания при обобщающем слове.

116

Двоеточие после обобщающего слова.

1

04.02.12г

Выучить правило постановки двоеточия после обобщающего слова.

117-118

Обращение.

2

06.02.12г 07.02.12г

Дать понятие обращения. Формировать умение находить его, правильно ставить знаки препинания при обращении.

Знать, что такое обращение, уметь ставить знаки препинания при нем.

119-120

Синтаксический разбор простого предложения.

2

08.02.12г 09.02.12г

Изучить порядок синтаксического разбора предложения. Формировать умение выполнять синтаксический разбор простого предложения.

Знать порядок выполнения синтаксического разбора простого предложения.

121

Контрольная работа №6 по теме «Синтаксис и пунктуация».

1

10.02.12г

Проверить умения учащихся выполнять синтаксический разбор предложения.

Контрольная работа №6

122-123

Сложное предложение.

2

11.02.12г 13.02.12г

Дать понятие сложного предложения. Формировать навык распознавания простого и сложного предложений.

Уметь отличать простое предложение от сложного.

124-125

Прямая речь.

2

14.02.12г 15.02.12г

Дать понятие прямой речи. Формировать умение оформлять прямую речь на письме.

Уметь оформлять прямую речь на письме.

126-127

Диалог.

2

16.02.12г 17.02.12г

Дать понятие диалога. Формировать умение правильно оформлять диалог на письме. Повторить формы речевого этикета.

128

Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация».

1

18.02.12г

Повторить изученное по теме. Подготовиться к диктанту.

129-130

Контрольный диктант №6 «Фомка и Барин» по теме «Синтаксис и пунктуация». Анализ контрольного диктанта.

2

20.02.12г 21.02.12г

Проверить орфографические и пунктуационные умения и навыки учащихся, умение выполнять синтаксический разбор предложения.

Диктант №6

ТИПЫ РЕЧИ (4ч)

131

Что такое тип речи.

1

22.02.12г

Дать понятие типа речи. Формировать умение распознавать типы речи в тексте.

Знать типы речи.

132-133

Описание, повествование, рассуждение.

2

24.02.12г 25.02.12г

Дать полное понятие типов речи: описание, повествование, рассуждение. Формировать умение определять типы речи.

134

Оценка действительности.

1

27.02.12г

Дать понятие об особом типе речи – оценке действительности. Научить определять этот тип в тексте.

Знать, что такое оценка действительности.

СТРОЕНИЕ ТЕКСТА (1ч)

135

Строение текста типа рассуждения-доказательства.

1

28.02.12г

Дать понятие о типе рассуждения-доказательства. Научить распознавать составляющие части текста данного типа.

МОРФОЛОГИЯ. ПРАВОПИСАНИЕ. (28ч)

136

Морфология. Правописание.

1

29.02.12г

Дать понятие морфологии как раздела науки о языке. Повторить основные сведения о частях речи. Формировать умение различать самостоятельные и служебные части речи.

Знать, что такое морфология.

137

Что обозначает глагол.

1

01.03.12г

Повторить основные сведения о глаголе как части речи. Обогатить речь учащихся с помощью использования разнообразных глаголов говорения.

Знать, что такое глагол, его морфологические признаки и синтаксическую роль.

138

Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами (закрепление).

1

02.03.12г

Закрепить изученное правило о слитном и раздельном написании НЕ с глаголами. Поработать над употреблением глаголов с НЕ в живой речи, активно пользуясь таким типом речи, как рассуждение-доказательство.

Знать правило употребления НЕ с глаголами.

139

Как образуются глаголы.

1

03.03.12г

Дать понятие о способах образования глаголов: приставочном и суффиксальном. Закрепить навык производить морфемный анализ отдельных глаголов.

Уметь определять способ образования глагола.

140-141

Вид глагола.

2

05.03.12г 06.03.12г

Дать понятие о видах глагола, их смысловых и морфемных различиях. Формировать умение правильно использовать глаголы несовершенного и совершенного вида в речи.

Знать виды глагола и их смысловое и морфемное различие.

142

Корни с чередованием букв Е-И.

1

07.03.12г

Объяснить правописание корней с чередованием букв Е-И. дать понятие об омонимичных корнях.

Знать наизусть перечень корней с чередованием Е-И.

143

Инфинитив.

1

09.03.12г

Формировать умение безошибочно определять инфинитив. Закрепить правописание Ь в конце инфинитива.

Знать, на какие вопросы отвечает инфинитив.

144-145

Правописание –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах (закрепление).

2

10.03.12г 12.03.12г

Закрепить правописание –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах. Научить правильно ставить вопрос от слова, к которому относится неопределенная форма глагола.

Знать правило написания –ТСЯ и –ТЬСЯ.

146

Наклонение глагола.

1

13.03.12г

Дать понятие об изъявительном, сослагательном и повелительном наклонениях глагола. Закрепить правописание глаголов в различных наклонениях.

Уметь определять наклонение глагола.

147

Как образуется сослагательное наклонение глагола.

1

14.03.12г

Дать понятие об образовании сослагательного наклонения глагола. Закрепить правописание частицы БЫ.

Знать способ образования сослагательного наклонения.

148-149

Как образуется повелительное наклонение глагола.

2

15.03.12г 16.03.12г

Дать понятие об образовании повелительного наклонения глагола. Повторить формулы речевого этикета.

Уметь образовывать повелительное наклонение.

150-151

Времена глагола.

2

17.03.12г 19.03.12г

Объяснить учащимся, что глаголы изменяются по временам только в форме изъявительного наклонения. Дать понятие об образовании форм времени. Подготовиться к контрольному диктанту.

152-153

Контрольный диктант №7 «Встреча в деревне» по теме «Морфология. Правописание». Анализ контрольного диктанта.

2

20.03.12г 21.03.12г

Проверить орфографические и пунктуационные знания учащихся. Проверить умение выполнять разбор слова по составу и морфологический разбор глагола.

Диктант №7

154-155

Спряжение глагола. Лицо и число.

2

22.03.12г 23.03.12г

Формировать умение определять спряжение глаголов. Научить изменять по лицам и числам разноспрягаемые глаголы.

Уметь спрягать глаголы.

156-157

Правописание безударных личных окончаний глаголов.

2

02.04.12г 03.04.12г

Закрепить правописание личных окончаний глаголов. Объяснить учащимся, что по неопределенной форме определяется спряжение у глаголов только с безударными окончаниями.

Уметь правильно писать личные окончания глаголов.

158

Безличные глаголы. Переходные и непереходные глаголы.

1

04.04.12г

Дать понятие безличных глаголов. Формировать умение находить безличные и личные глаголы в безличном значении.

Уметь находить безличные глаголы в тексте.

159-160

Р.р. Сочинение-повествование №5 с описанием животного.

2

05.04.12г 06.04.12г

Учить писать сочинение-повествование с описанием животного. Научить различать научное и художественное описание внешнего вида, условий жизни и повадок животного.

Сочинение №5

161

Повторение по теме «Морфология. Правописание».

1

07.04.12г

Повторить и обобщить изученное о глаголе. Подготовиться к контрольному диктанту.

162-163

Контрольный диктант №8 «Дуб» по теме «Морфология. Правописание». Анализ контрольного диктанта.

2

09.04.12г 10.04.12г

Проверить орфографические и пунктуационные знания и умения учащихся, умение выполнять синтаксический разбор простого предложения.

Диктант №8

СТРОЕНИЕ ТЕКСТА (ПРОДОЛЖЕНИЕ) (3ч)

164

Как связываются предложения в тексте.

1

11.04.12г

Продолжить изучение связи предложений в тексте.

Знать, что такое «данное» и «новое» и уметь их находить в предложении.

165

«Данное» и «новое» в предложениях.

1

12.04.12г

Дать понятие о «данном» и «новом» в предложении. Формировать умение находить «данное» и «новое» в предложении.

166

Строение текста типа повествования.

1

13.04.12г

Познакомить учащихся со строением типа повествования. Формировать умение создавать собственный текст этого типа. Учить редактировать текст-повествование.

МОРФОЛОГИЯ. ПРАВОПИСАНИЕ (ПРОДОЛЖЕНИЕ) (22ч)

167

Что обозначает имя существительное.

1

14.04.12г

Объяснить грамматическое значение предметности имени существительного. Выяснить, чем отличается имя существительное от других частей речи.

Знать морфологические и грамматические признаки имени существительного, его синтаксическую роль в предложении.

168

Как образуются имена существительные.

1

16.04.12г

Выяснить, какими способами образуются имена существительные. Сформировать умение образовывать имена существительные.

169

Употребление суффиксов существительных –ЧИК-, -ЩИК-.

1

17.04.12г

Закрепить правописание суффиксов существительных. Объяснить порядок следования определения написания суффиксов.

Знать порядок определения написания суффиксов. Уметь правильно пользоваться данной орфограммой.

170

Употребление суффиксов существительных –ЕК-, -ИК- (-ЧИК-).

1

18.04.12г

Закрепить правописание суффиксов существительных. Объяснить порядок следования определения написания суффиксов.

171

Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными.

1

19.04.12г

Изучить и закрепить правописание НЕ с именами существительными. Повторить правописание НЕ с глаголами.

Уметь писать НЕ с глаголами и именами существительными.

172-173

Имена существительные одушевленные и неодушевленные.

2

20.04.12г 21.04.12г

Дать понятие об одушевленных и неодушевленных именах существительных. Формировать умение различать их. Подготовиться к контрольному диктанту.

174-175

Диктант №9 «Приезд Электроника в город» по теме «Морфология. Правописание». Анализ диктанта.

2

23.04.12г 24.04.12г

Проверить орфографические и пунктуационные навыки учащихся, умение выполнять словообразовательный разбор, находить одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Диктант №9

176

Собственные и нарицательные имена существительные.

1

25.04.12г

Дать понятие о собственных и нарицательных именах существительных. Сформировать умение различать эти существительные.

Уметь определять в тексте собственные и нарицательные имена существительные.

177

Род имен существительных.

1

26.04.12г

Объяснить понятие грамматического рода и происхождение среднего рода. Сформировать умение определять род имен существительных.

Уметь определять род имен существительных.

178-179

Р.р. Изложение №2 от третьего лица.

2

27.04.12г 28.04.12г

Научить писать изложение текста от 3-го лица. Формировать умение сохранить строение текста, языковые средства, характерные для стиля речи.

Изложение №2

180

Существительные общего рода.

1

30.04.12г

Дать понятие о существительных общего рода. Формировать умение правильно определять род имен существительных.

181

Род несклоняемых имен существительных.

1

02.05.12г

Формировать умение определять род несклоняемых имен существительных по контекстному окружению и с помощью словаря, а также по правилу.

Уметь определять род несклоняемых имен существительных.

182

Число имен существительных.

1

03.05.12г

Повторить и закрепить изученное о формах числа существительных. Дать понятие об именах существительных, употребляемых только во множественном, или только в единственном числе.

Уметь определять число имен существительных.

183-184

Падеж и склонение имен существительных.

2

04.05.12г 05.05.12г

Повторить падеж и склонение имен существительных. Изучить разносклоняемые существительные. Изучить схему морфологического разбора имени существительного.

Уметь производить морфологический разбор имени существительного.

185

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

1

07.05.12г

Закрепить правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

Знать и уметь применять на письме правило правописания безударных личных окончаний имен существительных.

186

Употребление имен существительных в речи.

1

08.05.12г

Рассмотреть синтаксическую роль имен существительных. Формировать умение правильно употреблять имена существительные в речи. Подготовиться к диктанту.

187-188

Диктант №10 «В самолете во время грозы» по теме «Морфология. Правописание». Анализ диктанта.

2

10.05.12г 11.05.12г

Проверить орфографические и пунктуационные знания и умения учащихся. Проверить умение выполнять разбор слова по составу и морфологический разбор имени существительного.

Диктант №10

СТРОЕНИЕ ТЕКСТА (ПРОДОЛЖЕНИЕ) (4ч)

189-190

Строение текста типа описания предмета. Соединение типов речи в тексте.

2

12.05.12г 14.05.12г

Показать учащимся, что в описании всегда говорится о признаках того, что описывается. Обратить внимание учащихся на отличительные особенности описания предмета в научном и художественном стилях. Дать понятие о соединении типов речи в тексте. Объяснить причины этого.

Уметь создавать собственные тексты типа описания.

191-192

Р.р. Сочинение №6 на заданную тему.

2

15.05.12г 16.05.12г

Учить писать сочинение на заданную тему. Формировать умение определять, какие темы сочинений требуют описания, какие- рассуждения, а какие можно раскрыть как повествование.

Сочинение №6

МОРФОЛОГИЯ. ПРАВОПИСАНИЕ (продолжение) (13ч)

193

Что обозначает имя прилагательное.

1

17.05.12г

Дать определение имени прилагательного как части речи.

Знать, что обозначает имя прилагательное.

194

Прилагательные качественные, относительные и притяжательные.

1

18.05.12г

Объяснить морфологические особенности качественных, относительных и притяжательных имен прилагательных.

Уметь различать разряды прилагательных.

195-196

Правописание окончаний имен прилагательных.

2

19.05.12г 21.05.12г

Закрепить правописание окончаний имен прилагательных. Закрепить дефисное написание прилагательных, обозначающих оттенки цветов.

Уметь проверять безударное окончание прилагательного с помощью вопроса.

197

Образование имен прилагательных.

1

22.05.12г

Познакомить учащихся с суффиксальным способом образования прилагательных.

Знать способы образования прилагательных.

198

Прилагательные полные и краткие.

1

23.05.12г

Дать понятие о полных и кратких именах прилагательных. Формировать умение определять форму имени прилагательного в тексте.

Знать, на какие вопросы отвечают полная и краткая форма имени прилагательного.

199

Сравнительная и превосходная степень качественных имен прилагательных.

1

24.05.12г

Дать понятие о сравнительной и превосходной степенях сравнения имен прилагательных. Изучить порядок морфологического разбора имени прилагательного.

Знать способ образования степеней сравнения имени прилагательного.

200

Как образуется сравнительная степень прилагательного.

1

25.05.12г

Изучить образование сравнительной степени имени прилагательного. Формировать умение правильно употреблять в речи форму сравнительной степени прилагательного.

Знать, как образуется сравнительная степень имени прилагательного, уметь находить ее в тексте.

201

Как образуется превосходная степень прилагательного.

1

26.05.12г

Изучить образование превосходной степени имени прилагательного. Формировать умение правильно употреблять данную форму прилагательного в речи.

Знать, как образуется превосходная степень имени прилагательного.

202

Повторение по теме «Морфология. Правописание».

1

28.05.12г

Повторить и обобщить все изученное по данному разделу. Подготовиться к итоговому контрольному диктанту.

203-204

Итоговый контрольный диктант №11 «Весной». Анализ контрольного диктанта.

2

29.05.12г 30.05.12г

Проверить орфографические и пунктуационные умения учащихся.

Диктант №11

205

Итоговый урок.

1

31.05.12г

Всего 205 часов Диктантов -11 изложений – 2 сочинений – 6 контрольных работ - 6

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.