12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Андрей Файрузов247
Учитель начальных классов и информатики.
Россия, Татарстан респ., Елабуга

Предмет:

Класс:

УМК:

Количество часов:

Русский язык

6

А.Д.Шмелев

210

Пояснительная записка.

Рабочая программа по русскому языку для VI класса составлена с использованием материалов Федерального государственного стандарта основного общего образования (ФГОС: основное общее образование// ФГОС. М.: Просвещение, 2010) и Рабочей программы по русскому языку для основной школы (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией А.Д.Шмелева (Москва, издателький центр Вентана-граф 2012 год)

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

-воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как к явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;

-овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;

-освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;

-развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;

- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

-освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объёма используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни

Задачи обучения

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),

интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),

информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),

организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Технологии и методики обучения

Личностно-ориентированные технологии обучения

Технология обучения как учебного исследования

Технология коллективноймыследеятельности (КМД)

Технология эвристического обучения

Метод проектов

Предметно-ориентированные технологии обучения - это технологии, обеспечивающие высокий уровень предметных знаний, умений и навыков, они являются составной частью так называемой «знаньевой» педагогики, альтернативой которой является личностно-ориентированная педагогика

Технология постановки цели

Технология полного усвоения (по материалам М. В. Кларина)

Технология концентрированного обучения

Модульное обучение.

Технологии оценивания достижений учащихся

Технология "Портфолио"

Безотметочное обучение

Интерактивные технологии

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Технология проведения дискуссий

Технология «Дебаты»

Технология дифференцированного обучения

Внешняя дифференциация – создание на основе определенных принципов (интересов, склонностей, способностей, достигнутых результатов, проектируемой профессии)

Внутренняя (уровневая) дифференциация – совокупность методов, форм и средств обучения, применяемых с учетом индивидуальных особенностей учеников на основе выделения разных уровней учебных требований

Общая характеристика учебного предмета (структура)

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для VI класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

Результаты обучения.

Личностные образовательные функции родного языка рассматриваются в школьной программе как система ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам. Они включают в себя:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определя¬ющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовер¬шенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные

1) владение всеми видами речевой деятельности (понимание информации, владение разными видами чтения; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей; способность извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала; способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью развернутости; умение создавать устные и письменные тексты разных типов; способность правильно и свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, при менять полученные знания и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с другими людьми в процессе речевого общения.

Предметные

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка; основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными); нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы Учебник содержат систематическое изложение дисциплины и являются важнейшим средством обучения и воспитания, поскольку служат для усвоения методов познания и учебных действий, развития навыков самостоятельной работы, являясь главным источником учебной информации курса русского. Структура данных учебников отражает содержательные линии программы.

1. Первая содержательная линия – коммуникативной компетенции – направлена на формирование коммуникативных навыков речевого общения, осознание функции современного русского языка в России и в мире. В учебниках эта линия представлена разделами «Язык и речь», «Текст».

2. Вторая содержательная линия программы, обозначенная как языковедческая компетенция, обеспечивает формирование языковой и лингвистической компетенции на основе коммуникативно-деятельностного подхода. Разделы учебника «Система языка» и «Правописание» в основном направлены на обеспечение учебными материалами реализацию этой линии программы.

3. Формирование функциональной грамотности учащихся через достижение культуроведческой компетенции, осознание национально-культурной специфики русского языка достигается за счет реализации в курсе третьей содержательной линии – линии культуроведческой компетенции, что реализуется в разделе учебника «Язык и культура. Культура речи».

В учебниках данной линии предложен модульный принцип организации учебных материалов как способ целостного представления системы языка, правил и законов его существования и осуществления связи между разделами учебной дисциплины. Модуль в этом случае понимается как логически завершенная часть учебного материала, в которой объединены учебное содержание, соответствующие ему учебные действия, обеспечивающие комплексное освоение всех видов речевой деятельности. Каждый такой блок учебного материала сопровождается контролем достигнутых результатов.

Главы-модули строятся по единому принципу: в них повторяются разделы, отражающие три основные содержательные линии программы.

Два раздела каждого модуля – «Язык и речь» и «Текст» – посвящены сознательному формированию коммуникативных навыков речевого общения. Они включают теоретические сведения, материалы для наблюдения, тренировочные и коммуникативные задания. Особенностью учебников линии является значительное внимание к устной форме речи на всех этапах работы, что обеспечивается аудиоприложением к учебнику, включающем материалы к разным типам заданиям.

Разделы «Система языка» и «Правописание» формируют языковую и лингвистическую компетенцию на основе коммуникативно-деятельностного подхода.

В разделе «Язык и культура. Культура речи» ставится задача формирования функциональной грамотности учащихся через достижение культуроведческой компетенции. В учебниках линии сделан акцент на национально-культурной специфике русского языка, его функциях в современной России и в мире.

Значительное внимание уделяется воспитанию речевой культуры, необходимой для овладения языком как эффективным средством общения, что способствует адаптации учащихся в обществе. Наличие аудиоприложения позволяет демонстрировать учащимся образцовую речь, что очень важно в условиях быстрого изменения литературного языка под воздействием общей тенденции к снижению литературной нормы.

Завершается каждый модуль учебника блоком повторения, где в интегрированном и взаимосвязанном виде обобщаются материалы всех разделов, есть лингвистические задания игрового характера.

В учебники включены задания, дифференцированные по уровням сложности, а также проектные задания, предусмотрена работа в парах и группах.

В УМК по русскому языку также входят рабочие тетради, методические пособия для учителя, приложения и дополнительная литература по предмету (тексты для изложений и других видов деятельности, тесты, справочники, материал для ксерокопирования и др.)

Курс русского языка выстраивается на основе авторской программы по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учебных заведений, составленной на основе Фундаментального ядра содер­жания общего образования, Требований к результатам ос­новного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения (2010 г.), и Примерной программы по русскому (родному) языку для основной школы

Курс обеспечивает формирование универсальных учебных действий и опорной системы знаний, специфических для данной предметной области на этапе основного общего образования, осуществляя преемственность со ступенью начального образования. с учётом коммуникативно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов к обучению, в русле которых овладение основными видами речевой деятельности сопровождается сознательным освоением языковой системы, основанном на современных представлений о языке и речи, и развитием личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий.

Формирование системы универсальных учебных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется с учётом возрастных особенностей развития личности и познавательной сферы подростка. Исходя из того, что в подростковом возрасте ведущей становится деятельность межличностного общения, приоритетное значение в развитии УУД в этот период приобретают коммуникативные учебные действия. В этом смысле задача начальной школы «учить ученика учиться» должна быть трансформирована в новую задачу для основной школы «учить ученика учиться в общении». В результате изучения базовых и дополнительных учебных предметов, а также в ходе внеурочной деятельности у выпускников основной школы будут сформированы личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия как основа учебного сотрудничества и умения учиться в общении.

Концептуальные положения данной программы обеспечивают:

    преемственность содержания обучения русскому языку на ступенях начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;

    сознательное освоение системы опорных знаний по русскому языку и формирование функциональной грамотности учащихся на основе их активной учебно-познавательной деятельности;

    развитие личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий в рамках создания социальной среды развития обучающихся;

    вклад результатов освоения программы по русскому языку в формирование личности учащиегося и его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.

Курс отражает системный подход к освоению знаний о языке и речи, направленность содержания на формирование культуры общения через овладение языком как средством общения в разных сферах и ситуациях общения; воспитание бережного отношения к русскому языку как одной из основных культурно значимых ценностей российского народа. При изучении каждого раздела курса учащиеся не только получают соответ­ствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют виды речевой деятельности, развивают различные коммуникативные умения, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. При таком подходе процесс осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных ситуациях общения оказываются неразрывно связанными.

Курс учитывает требование Стандарта на обеспечение перехода в образовании от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей учащихся, к практической направленности обучения на основе системно-деятельностного подхода с сохранением воспитательной функции образовательного процесса. Значительная роль отводится организации учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, нацеленной на развитие познавательных способностей учащихся, овладение практическими действиями для решения личностно и социально значимых задач, формирование умений ставить и решать проблемные задачи. Проектные формы работы, направленные на решение конкретной проблемы (задачи), позволяют нацелить обучающихся на создание определённого продукта, реализовать межпредметные связи, соединять теорию и практику, осуществлять совместное планирование деятельности с учителем.

Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основекомпетентностного под­хода, который обеспечивает формирование и развитие ком­муникативной, языковой и лингвистической (языковедчес­кой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использо­вания языка в жизненно важных для данного возраста сфе­рах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении ставить и решать многообразные коммуникативные задачи, которые включают способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение нормами и правилами общения, умение определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, готовность к гибкой регуляции собственного речевого поведения.1

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компе­тенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном яв­лении, его устройстве, развитии и функционировании; знания основных норм русского литературного языка; обогаще­ния словарного запаса и грамматического строя речи уча­щихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знанийо лингвис­тике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Культуроведческая компетенция предполагает осозна­ние родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освое­ние норм русского речевого этикета, осознание важности соблюдения основных норм русского литературного языка, культуры межнациональ­ного общения; способность объяснять значения слов с наци­онально-культурным компонентом.

Направленность курса русского (родного) языка на фор­мирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре программы курса. В ней выделя­ются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций:

    содержание, обеспечивающее формирование коммуни­кативной компетенции;

    содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций;

    содержание, обеспечивающееформирование культуро­ведческой компетенции, включая культуру речи.

Первая содержательная линия представлена в программе разделами, направленными на со­знательное формирование навыков речевого общения: «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функци­ональные разновидности языка». Учитывая решающий вклад данных разделов в формирование метапредметных результатов, время, отведенное на освоение их содержания не ограничивается количеством часов, указанным в программе на получение знаний, соответствующих данным разделам, поскольку овладение необходимыми навыками и умениями осуществляется на каждом уроке.

Вторая содержательная линия охватывает разделы, отража­ющие устройство языка и особенности функционирования языковых единиц: «Общие сведения о языке», «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Правописание: орфография и пунктуация». Освоение разделов данной линии формирует основную часть предметных результатов курса русского языка.

Третья содержательная линия представлена в программе разделами «Культура речи», «Язык и культура», изучение которых позволит раскрыть связь языка с историей народа, его культурой, ценностным, эмоциональным и поведенческим компонентом. Освоение содержания данных разделов вносит существенный вклад в формирование личностных результатов.

В учебном процессе указанные содержательные линии естественным образом интегрированы: получение знаний, соответ­ствующих каждому разделу, сопровождается овладением необходимыми умениями и навыками, совершенствованием видов речевой деятельности, развитием различных коммуникативных умений и углублением представлений о родном языке как национально-культурном феномене. При этом структура учебников УМК по русскому языку под редакцией А.Д. Шмелева, обеспечивающего освоение курса русского языка по данной программе, в общих чертах отражает её содержательные линии.

Программа подчёркивает направленность курса русского языка на формированиефункциональной грамотности, которая понимается как способность человека вступать во взаимоотношения с внешней средой, максимально быстро адаптируясь к ней и проявляя способность ко взаимодействию и взаимо­пониманию. Формирование функциональной грамотности должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в старших классах средней полной школы, в средних специальных учебных за­ведениях. Компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе. Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются:

    коммуникатив­ные универсальные учебные действия(способность владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимо­действие со сверстниками и взрослыми; адекватно восприни­мать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского рече­вого этикета и др.);

    познавательные универсальные учебные действия(способность формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказатель­ства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществ­лять библиографический поиск, извлекать необходимую ин­формацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, вы­бирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, системати­зировать информацию и предъявлять её разными способами и др.);

    регулятивные универсальные учебные действия(способности ста­вить и адекватно формулировать цель деятельности, планиро­вать последовательность действий и при необходимости изме­нять её; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокор­рекцию и др.).

Совершен­ствование речевой деятельности учащихся строится на усвоении знаний об устройстве русского языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения, умении анализировать и классифицировать языковые явления и факты, на воспитании культуры устного и письменного общения, включающей формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационная пе­реработка текстов, различные формы поиска информации и разные способы передачи её в соответствии с речевой ситуа­цией и нормами литературного языка и этическими нормами общения.

Предмет «Русский язык» в учебном плане 6 класса

Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объёме 735 часов.

В 6 классе на изучение русского языка отводится 210 часов (6 часов в неделю)

Всего часов

210 ч

В томчисле:

повторение

8 ч

контрольныеработы

16 ч

сочинения и изложения

8 ч

резервныеуроки

18 ч

Распределение часов по модулям учебника

Резервные уроки

О языке и речи

Система языка

Правописание

Текст

Изложение или сочинение

Язык и культура.

Культура речи

Повторение

Контроль

Часы

Контроль

Анализ контрольных работ

1 модуль.

Что значит «современный литературный язык»?

2

2

3

4

1

1

1

1

1

1

17

2 модуль.

Что значит работать над своей речью?

2

1

7

9

2

2

1

1

2

2

29

3 модуль.

Что такое сферы общения?

2

1

8

6

2

1

1

1

2

2

26

4 модуль

Сколько стилей в современном литературном языке?

3

1

7

8

1

-

1

1

2

2

26

5 модуль.

Трудно ли освоить язык науки?

2

1

11

10

1

1

2

1

2

2

33

6 модуль.

В чём особенности официальных документов?

2

1

4

4

2

1

1

1

2

2

20

7 модуль.

В чём особенности публицистической речи?

2

1

13

4

1

-

1

1

2

2

27

8 модуль.

Есть ли правила у беседы

3

1

11

4

2

2

1

2

3

3

32

18

9

64

49

12

8

9

9

16

16

210

Основное содержание модулей с характеристикой основных видов деятельности учащихся (на уровне формирования УУД

Кол-во часов

Название раздела модуля

Основное содержание программы

6 класса

Характеристика основных видов деятельности
учащихся (на уровне формирования универсальных учебных действий)

9

О языке и речи

Разновидности русского языка. Ситуация речевого общения (формальная, неформальная). Формы речи (устная и письменная). Сферы общения.. Основные понятия о стилях литературного языка.

Владеть различными видами диалога (этикетным, диалогом-расспросом, диалогом — побуждением к действию). Знать особенности диалогической и монологической речи. Сочетать разные виды диалога в своей речи в соответствии с нормами речевого поведения в типичных ситуациях общения. Сравнивать образцы диалогическойречи.

Характеризовать коммуникативные цели и мотивы говорящего. Уметь различать и сравнивать стили речи, знать их основные особенности.

64

Система языка

Изучаются такие разделы лингвистики как фонетика и графика, морфемика и словообразование, лексика и фразеология, морфология (причастие, деепричастие, имя числительное, местоимение), основные понятия синтаксиса.

Знать сильные и слабые фонетические позиции гласных и согласных звуков, слогораздел. Уметь делить слово на слоги, различать звуки по звонкости и глухости, мягкости и твёрдости, правильно ставить в словах ударения. Знать фонетические позиции чередования звуков.

Различать корневые и служебные морфемы, формообразующие и словообразовательные морфемы. Знать способы словообразования и уметь их различать.

Характеризовать лексику ограниченного употребления: диалектизмы, жаргонизмы, слова с эмоциональной окраской. Знать морфологические признаки и особенности форм глагола: причастий и деепричастий. Знать морфологические признаки числительных и местоимений. Владеть умением различать эти части речи в тексте, проводить морфологический разбор.

49

Правописание

Правописание гласных в корнях с чередованием. Правила переноса слов. Правописание приставок, сложных слов. Правописание суффиксов. Правописание причастий, деепричастий, числительных и местоимений. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, вводными словами, обращениями и сравнениями. Знаки препинания в предложениях с причастными и деепричастными оборотами.

Вырабатывать орфографическую и пунктуационную зоркость и грамотность. Осознавать себя как культурную личность, стремящуюся совершенствовать особенности своей письменной речи через знание законов и правил русской орфографии и пунктуации.

12

Текст

Структура текста. Смысловая и композиционная цельность, связность текста. Тема, коммуникативная установка, основная мысль текста. Микротема текста. Лексические, грамматические, смысловые средства связи предложений и частей текста. Основная и дополнительная информация текстов. Разные виды плана (простой, сложный, тезисный, вопросный и др.)

Описание как функционально-смысловой тип речи, его особенности (описания предмета, состояния, процесса); сочетание с другими функционально-смысловыми типами речи. Виды информационной переработки текста. Стили литературного языка.

Знать признаки текста. Определять тему, основную мысль текста, ключевые слова, виды связи предложений в тексте; смысловые, лексические и грамматические средства связи предложений и частей текста.

Анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения, уместности и целесообразности использования лексических и грамматических средств связи.

Выделять микротемы текста, делить его на абзацы; знать композиционные элементы абзаца и целого текста (зачин, основная часть, концовка).

Выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей.

Делить текст на смысловые части, различать темы и подтемы текста, осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (сложного), аннотации. Владеть устным пересказом авторского текста и уметь составлять устный рассказ по заданной теме.

Создавать и редактировать собственные письменные тексты.

8

Изложения и сочинения

Развитие речи в форме создания своих собственных текстов в виде сочинений, сочинений- миниатюр описаний предмета, картины, комнаты, события и др. Изложение авторского текста после прочтения или аудиотекста.

Вырабатывать умения создавать тексты разных стилей, типов и жанров. Работать над своим авторским стилем тематического письменного и устного изложения. Владеть умением пересказа, умением создавать планы к текстам, перерабатывать тексты.

9

Язык и культура. Культура речи

Употребление форм глагола и частей речи (причастий, деепричастий, числительных и местоимений) в литературном языке. Литературный язык и просторечия. Орфоэпические нормы современного русского языка. Нормативные словари современного русского языка.

Осознавать важность соблюдения языковых норм для культурного человека на основе освоения национальных ценностей, традиций, культуры, готовности к самообразованию и самовоспитанию. Овладеть основными нормами русского литературного языка при употреблении изученных частей речи; соблюдать их в устных и письменных высказываниях различной коммуникативной направленности, в случае необходимости корректировать речевые высказывания. Анализировать и оценивать соблюдение основных норм русского языка в чужой и собственной речи; корректировать собственную речь.

Овладеть нормативным ударением в словах и их формах, трудных с акцентологической точки зрения.

Использовать нормативные словари для получения информации о нормах современного русского литературного языка.

Осознавать связь русского языка с культурой и историей России.

Уместно использовать правила речевого поведения в учебной деятельности и повседневной жизни на основе уважения к личности, доброжелательного отношения к окружающим, потребности в социальном признании, ориентации в особенностях социальных отношений и взаимодействий.

Повторение

Повторение, обобщение и систематизация изученного в 5 классе и по модулям, так как модуль – это логически завершённый раздел, объединённый одной темой.

Самоконтроль и самопроверка знаний, полученных в предыдущих классах и по изученным модулям. Осознание результатов деятельности в приобретении знаний и умений по предмету.

16

Контроль

Проводится в разных формах по вариантам или группам после повторения и обобщения знаний, полученных в рамках изученного раздела «Правописание» и модуля. В конце учебного года проводится итоговый контроль.

Уметь показать приобретённые знания по темам и предметным разделам в разных формах контроля (тест, диктант, диктант с грамматическим заданием, контрольная работа и др.)

16

Анализ контрольных работ

Умение анализировать диктанты, тестовые и контрольные работы, сопоставлять результаты знаний, находить и осознавать свои ошибки. Строить планы по совершенствованию знаний по предмету, грамотности.

18

Резервные уроки

Распределяются по темам на усмотрение учителя

210

Календарно- тематическое планирование по русскому языку 6 класс.

урока

Модуль=глава

Разделы главы

Тема

Планируемые результаты

Информа-ционное

и методическое обеспечение

Дата

Примечание

предметные

метапредметные

личностные

Глава 1.Что значит «современный литературный язык»?О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ

Виды монолога и диалога.

Сфера употребления, типичные ситуации общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка. Морфология как раздел грамматики (повторение)

Пользоваться основными понятиями морфологии, различать грамматическое и лексическое значение слова.

Анализировать и характеризовать общекатегориаль-ное значение , морфологические признаки существительного, прилагательного, глагола

Понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

Знать особенности диалогической и монологической речи, владеть различными видами диалога, сочетать разные виды диалога в своей речи в соответствии с нормами речевого поведения в типичных ситуациях общения

http://repetitor.1c.ru / - Серия учебных компьютерных программ '1С: 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.

http://www.gramota.ru /-

http://www.gramma.ru / http://www.school.edu.ru

1.

Вводный урок

1

2

Разновидности русского языка (повторение)

1

3

Имя существительное

1

4

Имя прилагательное

1

5

Глагол

1

6

Правописание падежных окончаний имён существительных

1

7

Правописание окончаний прилагательных

1

8

Правописание личных окончаний глаголов

1

9

Слитное и раздельное написание НЕ с существительными, прилагательными, глаголами

1

10

ТЕКСТ.Основные признаки текста

2

11-12

Р.р. Сочинение-описание по картине с использованием текста К. Паустовского - стр. 46

1

13

ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Литературный язык и просторечие

1

Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения

Осознавать связь русского языка с культурой и историей народа.

Приводить примеры , которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны.

способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения;

14

ПОВТОРЕНИЕКомплексное повторение материала главы 1

Выбор и организация языковых средств

способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности

2

15-16

Контрольная работа (тест или диктант с грамматическим заданием) и её анализ

Глава 2.

Что значит работать над своей речью?

17

О ЯЗЫКЕ И РЕЧИСитуация речевого общения

1

18

СИСТЕМА ЯЗЫКА

Фонетика и графика

Повторение изученного в 5 классе

1

Изменение звуков в речевом потоке.

Изменение качества гласного звука в зависимости от позиции.

Правила переноса

Употребление строчной и прописной букв.

Орфография как система правил правописания слов и их морфем.

Орфографические правила . связанные с правописание корней с чередованием. Правила переноса.









Пользоваться основными понятиями фонетики.

Проводить фонетический анализ слова. Иметь представление о сильной и слабой позиции. Классифицировать и группировать звуки речи по признакам. Различать способы членения слов на слоги и способы правильного переноса с одной строки на другую

Иметь представление об орфографии как о системе правил.

Обладать орфографической зоркостью.

Соблюдать основные орфографические нормы письменной речи.

Опираться на словообразовательный, морфологический разбор при выборе правильного написания слова.

способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

http://repetitor.1c.ru / - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии

19

Фонетические позиции и позиционные чередования звуков

2

20-21

Сильные и слабые фонетические позиции гласных звуков

1

22

Сильные и слабые фонетические позиции согласных по глухости-звонкости

1

23

Сильные и слабые фонетические позиции согласных по твёрдости и мягкости

1

24

Слогораздел: открытые и закрытые слоги.

1

25

ПРАВОПИСАНИЕ

Правописание согласных

2

26-27

Правописание безударных гласных

2

28-29-30

Гласные А и О в корнях с чередованием (повторение)

1

31

Гласные Е и И в корнях с чередованием

2

32-33-34

Правописание гласных в отдельных корнях с чередованием А//О: -клан-//-клон-, -твар-//-твор-, -плав-//-плов-, -равн-//-ровн-, -мак-//-мок-// -моч-

1

35

Основные правила переноса

2

36-37

Контрольная работа (диктант) и её анализ

2

38-39

ТЕКСТ

План текста: вопросный, назывной, тезисный

2

Выделять микротемы, делить текст на абзацы, делить текст на смысловые части, различать тема и подтемы текста, осуществлять информационную переработку текста , передавая его содержание при помощи плана

Микротема текста. Основная и дополнительная информация в тексте.

План.

определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

http://www.gramota.ru /- Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим

40-41

Р.р. Обучение изложению

1

42

ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. КУЛЬТУРА РЕЧИСовременные варианты орфоэпических норм

1

43

ПОВТОРЕНИЕ

Комплексное повторение материала главы 2.

2

44-45

Контрольная работа (тест) и её анализ

Глава 3.Что такое сферы общения?

46

О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ

Сферы общения

1

47

Морфемика и словообразование

Корневые и служебные морфемы

1

Словообразование и изменение форм слова, формообразующие и словообразующие морфемы. Производящая основа и словообразующая морфема. Словообразовательная пара и словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо. Основные способы словообразования. Род сложносокращенных слов, их согласование с глаголами прошедшего времени.

Составлять словообразовательные цепочки. Осуществлять устный и письменный морфемный и словообразова- тельный анализ, выделяя исходную основу и словообразующую морфему.

Овладеть основными понятиями морфемики и словообразования.

Осознать отличие морфемы от других значимых единиц языка. Опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа.

Уточнять лексическое значение слова с учетом морфемного и словообразовательного разбора.

Применять знания и умения в области морфемики и словообразования в практике правописания.

Применять знания и умения в области морфемики и словообразования в практике правописания. Осуществлять устный и письменный морфемный и словообразова- тельный анализ, выделяя исходную основу и словообразующую морфему.

48

Виды служебных морфем: формообразующие морфемы (окончания, суффиксы)

1

49

Виды служебных морфем: словообразовательные морфемы (приставка, суффикс, постфикс)

1

50

Нулевые словообразовательные морфемы

1

51

Основы производных и непроизводных слов

2

52-53

Морфологические способы словообразования

1

54

Способы образования сложных и сложносокращённых слов

1

55

Морфемный и словообразовательный разбор слова

1

56

ПРАВОПИСАНИЕ

Правописание приставок (повторение)

3

Орфография как система правил правописания слов и их морфем.

Орфографические правила, связанные с правописанием приставок и сложных слов. Правила переноса.

Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем

Обладать орфографической зоркостью.

Соблюдать основные орфографические нормы письменной речи

57-59

Правописание приставок при-, пре-

1

60

Правописание сложных существительных с соединительными гласными

2

61-62

Правописание сложных имён прилагательных

2

63-64

Контрольная работа (диктант) и её анализ

2

65-66

ТЕКСТ

План текста: простой и сложный

2

Выделять микротемы, делить текст на абзацы, делить текст на смысловые части, различать тема и подтемы текста, осуществлять информационную переработку текста , передавая его содержание при помощи плана. Создавать и корректировать текст

Микротема текста. Основная и дополнительная информация в тексте.

План.

Осознать важность соблюдения языковых норм для культурного человека.

Овладеть основными нормами русского литературного языка.

67-68

Р.р. Изложение по аудиотексту

1

69

ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Ударение в сложных словах

1

Овладеть основными нормами русского литературного языка.

Взаимосвязь языка и культуры, русский речевой этикет.

Варианты норм, нормативные словари современного русского литературного языка

Осознавать связь русского языка с культурой и историей народа.

70

ПОВТОРЕНИЕ

Комплексное повторение материала главы 3

2

71-72

Контрольная работа (тест) и её анализ

Глава 4.Сколько стилей в современном литературном языке?

Устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка. Сопоставлять и сравнивать с точки зрения их содержания , стилистических особенностей и использования языковых средств.

Функциональные разновидности языка.

Сфера употребления , типичные ситуации характерные для различных стилей. Основные жанры стилей

Оценивать чужие и собственные речевые высказывания с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, языковым нормам

73

О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ

Стили литературного языка

1

74

СИСТЕМА ЯЗЫКА

Лексика и фразеология

Слово – основная единица лексикологии (повторение)

1

Слово как единица языка. Отличие слова от других языковых единиц. Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления. Стилистическая окраска слов. Стилистические пометы в толковых словарях русского языка.

Фразеологизмы , их признаки и значение . Нейтральные и стилистически окрашенные фразеологизмы, сферы их употребления

Овладеть основными понятиями лексики и фразеологии.

Понимать особенности слова как лексического уровня языка.

Наблюдать над использованием слов в художественной , разговорной речи, а также в различных стилях речи. Характеризовать слова с точки зрения сферы употребления.

Извлекать необходимую информацию из толкового, фразеологического словаря и использовать ее в различных видах деятельности.

75

Паронимы

1

76

Стилистическая окраска лексики литературного языка

1

77

Лексика ограниченного употребления: диалектизмы

1

78

Лексика ограниченного употребления: жаргонизмы

1

79

Слова с эмоциональной окраской

1

80

Стилистическая окраска фразеологизмов

1

81

ПРАВОПИСАНИЕ

Употребление прописных и строчных букв (повторение)

2

Орфография как система правил правописания слов и их морфем.

Орфографические правила, связанные с правописанием суффиксов. Правила переноса.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами .Употребление строчной и прописной букв.

Иметь представление об орфографии как о системе правил.

Опираться на словообразовательный, морфологический разбор при выборе правильного написания слова.

Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем

Обладать орфографической зоркостью.

Соблюдать основные орфографические нормы письменной речи

82-83

Правописание суффиксов прилагательных. Буквы –Н- и -НН- в суффиксах отымённых прилагательных

2

84-85

Суффиксы – СК-//-К- в отымённых прилагательных

2

86-87

Суффиксы прилагательных –ЕВ-//-ОВ-//-ЁВ- и –ИВ-, -ЛИВ-, -ЧИВ-

1

88

Знаки препинания в предложениях с однородными членами (повторение)

2

89-90

Контрольная работа (диктант) и её анализ

1

91

ТЕКСТ

Средства связи предложений и частей текста

1

Взаимосвязь языка и культуры, русский речевой этикет.

Варианты норм.

Нормативные словари современного русского языка

( орфоэпический, толковый, грамматических трудностей,

орфографический)

Осознавать связь русского языка с культурой и историей народа.

Уместно использовать правила речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни на основе уважения к личности, доброжелательного отношения к окружающим, потребности в социальном признании, ориентации в особенностях социальных отношений и взаимодействий.

Использовать нормативные словари для получения информации о нормах современного русского литературного языка

92

ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. КУЛЬТУРА РЕЧИ Нормативные словари современного русского языка

1

93

Комплексное повторение главы 4

2

94-95

Контрольная работа (тест) и её анализ

2

Глава 5.Трудно ли освоить язык науки?

96

О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ

Научный стиль

1

Основные жанры научного стиля : аннотация и ее особенности

Писать аннотацию в соответствии с целью и ситуацией общения.

Исправлять речевые недостатки и редактировать текст.

достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

97

СИСТЕМА ЯЗЫКА

Морфология. Причастие.

Части речи (повторение)

1

Морфология как раздел грамматики (повторение)

Глагол как часть речи (повторение)

Причастие , его грамматические признаки, признаки прилагательного и глагола у причастия.

Действительные и страдательные причастия.

Полные и краткие формы причастия.

Синтаксическая функция причастия

Распознавать грамматические признаки глагола и прилагательного у причастия, приводить примеры действительных и страдательных причастий.

Правильно употреблять причастия с определяемым словом; соблюдать временно-видовую соотнесенность причастий с формой глагола-сказуемого; правильный порядок слов в предложении с причастным оборотом.

Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к

Наблюдать за особенностями употребления причастий в различных функциональных стилях и анализировать их

98

Глагол как часть речи (повторение)

1

99

Причастие – особая форма глагола с признаками прилагательного

1

100

Признаки прилагательного у причастия

2

101-102

Суффиксы причастий

2

103-104

Образование действительных причастий настоящего времени

2

105-106

Образование действительных причастий прошедшего времени

2

107-108

Образование страдательных причастий настоящего времени

2

109-110

Образование страдательных причастий прошедшего времени

2

111-112

Краткие страдательные причастия

1

113

Морфологический разбор причастия

2

114-115

ПРАВОПИСАНИЕ

Гласные в суффиксах причастий настоящего времени

3

Орфография как система правил правописания слов и их морфем.

Орфографические правила, связанные со слитным и раздельным написанием, а также правописанием Н и НН. Правила переноса.

Знаки препинания в предложениях с причастным оборотом

Иметь представление об орфографии как о системе правил.

Обладать орфографической зоркостью.

Соблюдать основные орфографические нормы письменной речи.

Опираться на словообразовательный, морфологический разбор при выборе правильного написания слова.

Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем

116-117-118

Буквы Н и НН в страдательных причастиях прошедшего времени

2

119-120

Буквы Н и НН в полных формах отглагольных прилагательных

2

121-122

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями

2

123-124

Знаки препинания в предложениях с причастными оборотами

2

125-126

Контрольная работа (диктант) и её анализ

1

127

ТЕКСТ

Типы речи в научном стиле литературного языка

2

Знать признаки текста.

Определять тему, коммуникативную установку, основную мысль текста, ключевые слова, виды связи предложений.

Создавать свои собственные тексты.

Функциональные типы речи , их особенности, сочетание с другими функционально-смысловыми типами речи

Анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения, уместности и целесообразности использования грамматических и лексических средств связи.

128-129

Р.р. Мини-сочинения. Слово в разных стилях речи.

1

130

ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. КУЛЬТУРА РЕЧИ Употребление причастий в литературном языке

1

131

Употребление причастного оборота

1

132

Повторение

Комплексное повторение материала главы 5

2

133-134

Контрольная работа (тест) и её анализ

2

Глава 6.В чём особенности официальных документов?

Писать заявление в соответствии с целью и ситуацией общения. Выступать перед аудиторией , вести беседу в соответствии с ситуацией

Сфера употребления , типичные ситуации речевого общения , задачи речи, языковые средства, характерные для официально- делового стиля. Основные жанры : заявление

Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

135

О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ

Официально-деловой стиль

1

136

СИСТЕМА ЯЗЫКА

Деепричастие.

Деепричастие как форма глагола

2

Деепричастие , его грамматические признаки.

Наречные и глагольные признаки у деепричастия.

Деепричастия совершенного и несовершенного вида.

Синтаксическая функция деепричастия. Распознавать грамматические признаки глагола и наречия у деепричастия, приводить примеры деепричастий совершенного и несовершенного вида

Правильно употреблять деепричастия ; правильный порядок слов в предложении с деепричастным оборотом

Пользоваться основными понятиями морфологии, различать грамматическое и лексическое значение слова.

Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение , морфологические признаки глагола, деепричастия, определять их синтаксическую функцию.

Распознавать грамматические признаки глагола и наречия у деепричастия, приводить примеры деепричастий совершенного и несовершенного вида

Наблюдать за особенностями употребления деепричастий в различных функциональных стилях и анализиро-вать их

137-138

Образование деепричастий

2

139-140

Деепричастный оборот

1

141

Морфологический разбор деепричастия

2

142-143

ПРАВОПИСАНИЕ

Слитное и раздельное написание НЕ с деепричастиями

2

144-145

Знаки препинания в предложениях с деепричастиями и деепричастными оборотами

2

146-147

Контрольная (диктант) работа и её анализ

1

148

ТЕКСТ

Деловые бумаги: заявление

1

Знать признаки текста.

Определять тему, коммуникативную установку, основную мысль текста, ключевые слова, виды связи предложений.

Анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения, уместности и целесообразности использования грамматических и лексических средств связи.

Функциональные типы речи , их особенности, сочетание с другими функционально-смысловыми типами речи

Анализиро-вать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения. Создавать собственные тексты

149

Типы речи: официально-деловое и художественное описание

1

150

Р.р. Сочинение-описание по картине

1

151

ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. КУЛЬТУРА РЕЧИ Употребление деепричастий в литературном языке

1

152

ПОВТОРЕНИЕ

Комплексное повторение материала главы 6.

Самостоятельная работа

2

153-154

Контрольная работа (тест) и её анализ

2

Глава 7.В чём особенности публицистической речи?

Устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка.

Основные жанры публицистического стиля : выступление

Сопоставлять и сравнивать с точки зрения их содержания , стилистических особенностей и использования языковых средств.

155

О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ

Публицистический стиль

СИСТЕМА ЯЗЫКА

1

Имя числительное как часть речи, его общекатегориаль-ное значение, морфологические свойства, синтаксические функции.

Разряды числительных по значению и строению.

Грамматические признаки количественных и порядковых числительных. Склонение числительных

Овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

Правильно использовать имена числительные для обозначения дат, перечней и т.д., в деловой речи

156

Имя числительное.

Имя числительное как часть речи

1

157

Простые, сложные и составные числительные

1

158

Количественные числительные

2

159-160

Склонение простых количественных числительных

2

161-162

Склонение сложных числительных

2

163-164

Склонение составных количественных числительных

2

165-166

Обозначение дробных чисел

1

167

Собирательные числительные

1

168

Порядковые числительные

1

169

Морфологический разбор имени числительного

Правописание

2

170-171

Правописание мягкого знака в именах числительных

2

Орфография как система правил правописания слов и их морфем.

Орфографические правила, связанные со слитным и раздельным написанием. Правила переноса.

Овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;

Отличать числительные от других частей речи с количественным значением.

172-173

Слитное и раздельное написание числительных

2

174-174

Контрольная работа (диктант) и её анализ

1

175

Текст

Соединение в тексте разных типов речи

1

Употребление числительных в литературном языке

Взаимосвязь языка и культуры, русский речевой этикет

Орфоэпические , лексические , грамматические, стилистические, правописные нормы употребления числительных

Овладеть основными нормами русского литературного языка при употреблении изученной части речи; соблюдать их в устных и письменных высказываниях различной коммуникативной направленности

176

ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. КУЛЬТУРА РЕЧИ Употребление числительных в литературном языке

1

177

Повторение

Комплексное повторение материала главы 7.

Самостоятельная работа

2

178-179

Контрольная работа (тест) и её анализ

2

Глава 8.Есть ли правила у беседы

Устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка.

Сопоставлять и сравнивать с точки зрения их содержания , стилистических особенностей и использования языковых средств.

Использовать возможности электронной почты для информационного общения. Вести личный дневник с использованием возможности Интернета

Оценивать чужие и собственные речевые высказывания с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, языковым нормам

180

О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ

Обиходная разговорная речь

1

181

СИСТЕМА ЯЗЫКА

Местоимение.

Знаменательные и местоименные части речи

1

Местоимение как часть речи, его общекатегориальное значение , морфологические свойства, синтаксические функции.

Разряды местоимений по значению и грамматическим признакам.

Склонение местоимений. Правильно изменять по падежам, группировать местоимения по заданным морфологическим признакам.

Способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме

Употреблять местоимения для связи предложений и частей текста, использовать местоимения в речи в соответствии с закрепленными в языке этическими нормами

182

Особенности местоимения как части речи

2

183-184

Личные местоимения

1

185

Возвратные местоимения

1

186

Притяжательные местоимения

1

187

Определительные местоимения

1

188

Указательные местоимения

2

189-190

Вопросительные и относительные местоимения

1

191

Неопределённые и отрицательные местоимения

1

192

Морфологический разбор местоимения

2

193-194

ПРАВОПИСАНИЕ

Правописание местоимений с предлогами

2

Орфография как система правил правописания слов и их морфем.

Орфографические правила, связанные со слитным и раздельным написанием. Правила переноса.

Овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации;

Способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

195-196

Правописание неопределённых и отрицательных местоимений

2

197-198

Контрольная работа (диктант) и её анализ

2

199-200

Текст

Устный рассказ

2

Определять тему, коммуникативную установку, основную мысль текста, ключевые слова, виды связи предложений.

Анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения, уместности и целесообразности использования грамматических и лексических средств связи.

Создавать свои собственные

осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

201-202

Р.р. Контрольное изложение

1

203

ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. КУЛЬТУРА РЕЧИ Употребление местоимений в литературном языке

2

204-205

Повторение

Контрольная работа (диктант) и её анализ

2

206-207

Комплексное повторение и систематизация изученного в 6 классе

3

Орфоэпические , лексические , грамматические, стилистические, правописные нормы употребления местоимений

Осознавать связь русского языка с культурой и историей народа.

Приводить примеры , которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны.

Овладеть основными нормами русского литературного языка при употреблении изученной части речи; соблюдать их в устных и письменных высказываниях различной коммуникативной направленности, в случае необходимости корректировать речевое высказывание

уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

208-209-210

Комплексное повторение изученного материала.

3

Перечень обязательных контрольных работ, сочинений и изложений

п.п.

Глава. Тема

Кодификатор

Форма контроля

Модуль 1. Что значит «современный литературный язык»?

Сочинение-описание

Уметь строить текст-описание предмета, картины, события и др.

Сочинение по картине, сочинение по воображению, сочинение на основе вымышленных или реальных событий и др. (на усмотрение учителя)

Контрольная работа по теме: «Повторение пройденного в 5 классе». (Входной контроль)

Уметь объяснять орфограммы в словах и знаки препинания в предложениях.

Тест или диктант с грамматическим заданием

Модуль 2. Что значит работать над своей речью?

Контрольная работа по теме: «Правописание безударных гласных в корне и гласных в корнях с чередованием»

Знать основные правила переноса слов, правописание безударных гласных в корне, правописание гласных в корнях с чередованием. Уметь применять правила, подбирать однокоренные проверочные слова.

Диктант с грамматическим заданием

Изложение

Последовательность работы над подробным изложением в соответствии с планом.

Уметь выделять в тексте главную и второстепенную информацию, сокращать текст, выбирая основную идею.

Изложение

Контрольная работа по теме: «Комплексное повторение главы 2»

Уметь отвечать на вопросы, по всем разделам главы 2.

Вопросы А – система языка, правописание и пунктуация.

Вопросы В – язык и речь, культура речи.

Вопросы С – текст, работа с текстом.

Тест

Модуль 3. Что такое сферы общения?

Контрольная работа по теме: «Правописание приставок»

Знать правописание приставок при-, пре-, правописание сложных существительных с соединительными гласными, правописание сложных имён прилагательных. Уметь применять правила.

Контрольная работа с грамматическим заданием.

Изложение по аудиотексту

Знать последовательность работы над изложением по аудиотексту в соответствии с планом и вопросным рядом по тексту.

Уметь выделять в тексте главную и второстепенную информацию, сокращать текст до мини-изложения, где хорошо читается основная идея.

Мини-изложение с вопросным рядом

Контрольная работа по теме: «Комплексное повторение главы 3»

Уметь отвечать на вопросы, по всем разделам главы 2.

Вопросы А – система языка, правописание и пунктуация.

Вопросы В – язык и речь, культура речи.

Вопросы С – текст, работа с текстом.

Тест

Модуль 4. Сколько стилей в современном литературном языке?

Контрольная работа по теме: «Правописание суффиксов прилагательных»

Знать правила правописания –Н- и –НН- в суффиксах отымённых прилагательных, -СК- //-К- в суффиксах отымённых прилагательных, правописание -ЕВ-//-ОВ-//-ЁВ- и –ИВ-,-ЛИВ-,-ЧИВ-

10

Контрольная работа по теме: «Комплексное повторение главы 4»

Уметь отвечать на вопросы, по всем разделам главы 2.

Вопросы А – система языка, правописание и пунктуация.

Вопросы В – язык и речь, культура речи.

Вопросы С – текст, работа с текстом.

Тест

Модуль 5. Трудно ли освоить язык науки?

11

Контрольная работа по теме: «Правописание причастий»

Знать правописание причастий. Знать как выделяются на письме причастные обороты. Уметь применять правила.

Диктант

12

Мини-сочинения. Слово в разных стилях речи.

Уметь выстраивать композиционную схему сочинения в разных стилей речи, определять смысловые части, работать с планом. Уметь наблюдать за словом в разных стилях речи.

Сочинения

13

Контрольная работа по теме: «Комплексное повторение главы 5»

Уметь отвечать на вопросы, по всем разделам главы 2.

Вопросы А – система языка, правописание и пунктуация.

Вопросы В – язык и речь, культура речи.

Вопросы С – текст, работа с текстом.

Тест

Модуль 6. В чём особенности официальных документов?

14

Контрольная работа по теме: «Правописание деепричастий»

Знать правило о написании НЕ с деепричастиями, как выделяются на письме деепричастия и деепричастные обороты. Уметь применять правила при написании текста.

Диктант

15

Сочинение-описание по картине

Уметь строить текст-описание, пользоваться при написании синонимами, изобразительно-выразительными средствами языка и оборотами речи.

Сочинение

16

Контрольная работа по теме: «Комплексное повторение главы 6»

Уметь отвечать на вопросы, по всем разделам главы 2.

Вопросы А – система языка, правописание и пунктуация.

Вопросы В – язык и речь, культура речи.

Вопросы С – текст, работа с текстом.

Тест

Глава 7. В чём особенности публицистической речи?

17

Контрольная работа по теме: «Правописание имён числительных»

Уметь объяснять орфограммы в словах и знаки препинания в предложениях, знать правила правописания имён числительных.

Диктант

18

Контрольная работа по теме: «Комплексное повторение главы 7»

Уметь отвечать на вопросы, по всем разделам главы 2.

Вопросы А – система языка, правописание и пунктуация.

Вопросы В – язык и речь, культура речи.

Вопросы С – текст, работа с текстом.

Тест

Глава 8. Есть ли правила у беседы?

19

Контрольная работа по теме: «Правописание местоимений»

Знать общее значение, морфологические признаки местоимений, правописание местоимений с предлогами, неопределённых и отрицательных местоимений. Уметь пользоваться изученными правилами на практике.

Диктант

20

Контрольная работа по теме: «Комплексное повторение главы 8»

Уметь отвечать на вопросы, по всем разделам главы 2.

Вопросы А – система языка, правописание и пунктуация.

Вопросы В – язык и речь, культура речи.

Вопросы С – текст, работа с текстом.

Тест

Итоговая контрольная работа

Знать орфограммы и пунктограммы за курс изучения русского языка в 6 классе. Правильно писать слова и ставить знаки препинания в простых и сложных предложениях. Знать систему языка, изученную в 6 классе, уметь работать с текстами разных стилей и типов.

Диктант / тест

Оценка образовательных достижений учащихся 6 класса

Формами контроля, выявляющими подготовку учащихся по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные выступления учащихся, письменные творческие работы, диктанты, словарные диктанты, тесты, изложения, сочинения.

Словарные и текстовые диктанты – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности, которые сопровождаются дополнительными (фонетическими, лексическими, орфографическими, грамматическими) заданиями.

Изложения и сочинения позволяют проверить сформированность уровня речевой подготовки учащихся и грамотность, т.е. соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. К изложениям предъявляются требования последовательного изложения событий, соблюдения точной передачи фактов и описания героев.





Нормы оценки знаний, умений и компетентностей

учащихся 6 класса по русскому языку

Познавательные универсальные учебные действия на уровне приобретённых знания, умения и навыки учащихся оцениваются на основании устных ответов и письменных работ по пятибалльной системе оценивания.

Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных, способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:

1) полноту и правильность ответа,

2) степень осознанности, понимания изученного,

3) языковое оформление ответа.

Отметка «5» ставится, если ученик:

1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка

Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 —2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1—2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание, большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Отметка «1» не ставится.

Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Оценка диктантов

Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса. Объем диктанта устанавливается: для класса V – 90-100 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.) Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для V класса – 15 слов. Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам. До конца первой четверти (а в V классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

1) на правила, которые не включены в школьную программу;

2) на еще не изученные правила;

3) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

4) в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля). При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибок. Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

К негрубым относятся ошибки:

1) в исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

4) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

5) в написании ы и ипосле приставок;

6)в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);

7)в собственных именах нерусского происхождения;

8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость иоднотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в здании; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму). Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

Оценка«5» выставляется за

- безошибочную работу;

- при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка«4» выставляется при наличии в диктанте

- 2 орфо­графических и 2 пунктуационных ошибок;

- 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок;

- 4 пунктуационных при отсут­ствии орфографических ошибок;

- 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка«3» выставляется за диктант, в котором допущены

- 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки;

- 3 орфогра­фические и 5 пунктуационных ошибок;

- 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок.

Оценка«2» выставляется за диктант, в котором допущено

- до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок;

- 6 орфо­графических и 8 пунктуационных ошибок;

- 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок;

- 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

Оценка дополнительных заданий при диктанте

Оценка«5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка«2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Оценка контрольного словарного диктанта

Оценка«5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка«4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1 - 2 ошибки.

Оценка«3» ставится за диктант, в котором допущено 3 - 4 ошибки.

Оценка«2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.

Оценка сочинений и изложений

Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

- Содержание темы полностью соответствует теме.

- Фактические ошибки отсутствуют.

- Содержание излагается последовательно.

- Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

- Достигнуто стилевое единство и выразительность текста

- 1 орфографическая ошибка

- 1 пунктуационная ошибка

- 1 грамматическая ошибка

«4»

- Содержание соответствует теме.

- Имеются единичные фактические неточности.

- Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

- Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

- Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью

- 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки

- 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки

- 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок

- 2 грамматические ошибки

«3»

- В работе допущены существенные отклонения от темы.

- Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

- Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

- 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки.

.

Основная литература

    Савчук Л.О. Русский язык. Программа: 5-9 классы. М: Вентана-Граф, 2013

    Шмелёв А.Д. и др. Русский язык: 6 класс. М.: Вентана-Граф, 2013

Дополнительная литература для учителя

    Антонова С.В., Гулякова Т.И. Русский язык. Контрольные работы тестовой формы. 6 класс. М.: Вентана-Граф, 2010

    АсмоловА.Г., БурменскаяГ.В., Володарская И.А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. М., Просвещение, 2011

    Беляков Е.В. Понятие информационно-коммуникационных технологий и их роль в образовательном процессе //Литература в школе. – 2008.-№ 3.- С. 28-31

    Гольдин З.Д. Русский язык в таблицах 5-11 классы. М., 2007

    Львова С.И. Русский язык. Обучение морфемике и словообразованию в основной школе. 5-9 классы. М.: Вентана-Граф, 2011

    Панов М.В. Занимательная орфография. – М.: Образ, 2004

    Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: уч. пособие для студентов высш. и сред. пед.учеб. вузов и системы повышения пед. кадров/ под ред. Полат Е.С. – М.: Академия, 2001

    Поташник М.М. Требования к современному уроку. –М.: Центр педагогического образования, 2008 г

    Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е.С. Савинов. М., «Просвещение» , 2011

    Репкин В. В. Экспериментальная программа развивающего обучения русскому языку. 5-9 классы. - Томск: Пеленг, 1997

    Репкина Н. В. Что такое развивающее обучение. - Томск: Пеленг, 1993.

    Селезнёва Л.Б. Русский язык. Орфография. Школьный курс за 100 часов. М.: Вентана-Граф, 2007

    Селезнёва Л.Б. Русский язык. Пунктуация. Школьный курс за 100 часов. М.: Вентана-Граф, 2007

    Соколова Г. И. Создание условий для саморазвития учащихся в обучении. // Осмысление // Научно-практический сборник. – Самара, 1997

    Цукерман Г. А. Психология и саморазвитие: задача для подростков и педагогов: Пособие для учителей. – М.: Интерпракс, 1994.

    Шапиро Н.А. Учимся понимать и строить текст: 5-9 классы. – М.: Сентябрь, 2000

Справочные пособия

    Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуки. - М., 1963

    Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000

    Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык.– М.: Международные отношения, 1994

    Стронская И.М. Все части речи русского языка в таблицах и схемах. – Санкт – Петербург: Литера, 2006

    Энциклопедия для детей, том 10: Языкознание. Русский язык. – М.: Аванта+, 1998

    Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4-х томах. – М.: Астрель. АСТ, 2004

Образовательные электронные ресурсы

http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.

http://www.gramota.ru/-Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.

http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.

http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета


1

10

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.