Рабочая программа по русскому языку (7 класс, УМК: Быстрова Е.А.)

0
0
Материал опубликован 18 February 2016

Предмет:

Класс:

УМК:

Количество часов:

Русский язык

7

Е.А.Быстровой, Л.В.Кибиревой

140

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 7 в класса составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы общеобразовательных учреждений по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 классов, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации (авторы программы Е.А.Быстрова, Ю.Н.Гостева, Л.В.Кибирева, Т.М.Воителева, Е.С.Антонова, Н.Н.Фаттахова, И.Р.Калмыкова). Программа курса «Русский язык» для 5-9 классов под редакцией Е.Н.Быстровой соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту.

Свободное владение родным русским языком - надежная основа каждого русского человека в его жизни, труде, творческой деятельности. Поэтому содержание обучения русскому языку структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 7 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции. Обучение ориентировано на развитие личности обучающегося, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.

Преподавание русского языка в 7 классе направлено на достижение следующих целей:

- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

- развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности;

- освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Организация образовательного процесса построена на классно-урочной форме обучения с применением фронтальной, индивидуальной, парной, групповой работы.

Настоящей рабочей программой предусмотрена подача учебного материала с использованием следующих технологий обучения: личностно-ориентированное обучение; ИКТ; метод проектов; исследовательские работы обучающихся.

Элементы педагогических технологий: здоровьесберегающие, проблемное обучение, тест-технологии, сотрудничество.

Ожидаемые образовательные результаты в рамках ГОС:

Знать:

- формы речи, основные их признаки;

- признаки стилей речи (в рамках изученного); типы речи

- признаки текста (целостность, связность, законченность, членимость, заглавие или его возможность, тема и основная мысль);

- строение текста;

- самостоятельные части речи ( причастие, деепричастие), их грамматические признаки

- служебные части речи (предлог, союз, частица), а также междометия и звукоподражательные слова, их отличие от самостоятельных частей речи

Уметь:

- узнавать изученные в 7 классе самостоятельные части речи (причастие, деепричастие) и служебные части речи (предлог, союз, частица), а также междометия и звукоподражательные слова;

- различать постоянные и непостоянные морфологические признаки изученных частей речи и проводить их морфологический разбор;

- правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;

- владеть правильным способом применения изученных правил орфографии, учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова при выборе правильного написания;

- различать и конструировать сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами, использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте

- производить синтаксический и пунктуацион­ный разбор в практических целях;

- осознанно производить морфемный и словооб­разовательный разбор;

- совершенствовать текст, устраняя лексиче­ские ошибки и стилистические недочеты;

- уместно пользоваться выразительно-изобрази­тельными средствами лексики русского языка.

- анализировать текст с точки зрения содержа­ния (темы и основной мысли), построения, языко­вых средств (использования синонимов, антони­мов и т. д.);

- подробно и сжато излагать текст типа повество­вания, описания, рассуждения в устной и письмен­ной формах с сохранением стиля речи;

- самостоятельно строить устные и письменные высказывания разных стилей и типов..

- соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, а также нормы письменной речи(орфографические, пунктуационные), пользоваться всеми видами словарей.

Учебно-тематический план

по русскому языку (4 ч в неделю, всего 140 ч)

УМК Е.А.Быстровой, Л.В.Кибиревой

п/п

Тематический блок

Кол-во часов

Разделы

1.

Русский язык в современном мире

1 ч.

2.

Речь

8 ч.

3.

Повторение изученного в 5-6 классах

15 ч.

4.

Морфология. Орфография. Причастие

31 ч.

5.

Деепричастие

14 ч.

6.

Служебные части речи. Междометия.

1 ч.

7.

Предлог

14 ч.

8.

Союз

19 ч.

9.

Частица

16 ч.

10.

Междометия и звукоподражательные слова

5 ч.

11.

Повторение изученного в 7 классе

16 ч.

Всего:

140 ч.

Практическая часть

Контрольные диктанты

6

Контрольные изложения

2

Контрольные сочинения

2

Контрольные словарные диктанты

6

Контрольная работа

1

Контрольный тест

1

Количество уроков с использованием ИКТ

25 %

Количество проектов

2

Количество исследовательских работ

3

Количество социальных/учебных практик

Темы проектов, исследовательских работ,

социальных/учебных практик учащихся

п/п

Тема проектов, исследовательских работ, социальных/учебных практик

Сроки реализации

Информационно-исследовательский проект «Программа сохранения нашего языка» по теме «Речь» (1 группа)

Социальный проект ««Роль социальной рекламы в жизни общества. Создание социальной рекламы, посвященной защите и спасению бездомных животных» по теме «Речь» (2 группа)

Исследовательская работа «Почему некоторые ученые относят причастия и деепричастия к самостоятельным частям речи?» по теме «Причастие. Деепричастие» (1 группа)

Исследовательская работа «Употребление причастий в речи» (2 группа )

Исследовательская работа «Употребление деепричастий в речи» (3 группа)

4. Календарно-тематический план

по русскому языку (4 ч в неделю, всего 140 ч)

УМК Е.А.Быстровой, Л.В.Кибиревой

урока

Наименование тем уроков

Дата проведения

План

Корректировка

1 триместр

Введение. Русский язык в современном мире.

Речь

Развитие речи. Текст. Тема широкая и узкая.

Развитие речи. Простой и сложный план.

Развитие речи. Чтение – основной вид речевой деятельности. Умеем ли мы правильно читать?

Развитие речи. Типы и стили речи. Письмо по памяти.

Развитие речи. Научно-учебный и научно-популярный стили речи.

Развитие речи. Публицистический стиль речи. Подготовка к домашнему сочинению о книге по выбору учащихся. (стр.45 или 47)

Развитие речи. Обобщение и систематизация материала по теме «Речь».

Развитие речи. Проверочная работа по теме «Речь»

Повторение изученного в 5 – 6 классах.

Повторение. Фонетика. Орфоэпия. Анализ проверочных работ по теме «Речь»

Развитие речи. Обучающее изложение «Советы о ведении диалога» (стр.61)

Повторение. Морфемика. Словообразование..Тест.

Повторение. Лексика и фразеология.

Развитие речи. Комплексный анализ стихотворения Н.Рубцова.

Повторение. Морфология. Части речи. Имя существительное. Контрольный словарный диктант (стр. 60,67,72)

Повторение. Имя прилагательное.

Повторение. Глагол.

Повторение. Местоимение. Имя числительное. Наречие.

Повторение. Синтаксис и пунктуация. Тест.

Обобщение по теме «Повторение изученного в 5 – 6 классах». Подготовка к контрольному диктанту.

Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5 – 6 классах» с языковым анализом текста.

Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками.

Развитие речи. Подготовка к контрольному изложению по тексту А.Яшина.. (стр.101-102)

Развитие речи. Написание контрольного изложения.

Причастие

Место причастия в системе частей речи.

Признаки глагола у причастия. Контрольный словарный диктант (стр. 94,100)

Признаки прилагательного у причастия. Тест

Склонение причастий. Правописание гласных в падежных окончаниях причастий.

Причастный оборот.

Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте. Тест

Действительные и страдательные причастия. Тест.

Образование действительных причастий настоящего времени.

Правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

Развитие речи. Микротема. Микротекст. Подготовка к контрольному сочинению по репродукции картины И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу»

Развитие речи. Написание контрольного сочинения.

Образование страдательных причастий настоящего времени.

Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

Образование действительных причастий прошедшего времени.

Правописание глагольного суффикса в действительных причастиях прошедшего времени.

Образование страдательных причастий прошедшего времени. Тест.

Гласные перед –НН- в страдательных причастиях прошедшего времени.

Гласные Е-Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Развитие речи. Сочинение-рассуждение по исходному тексу (из воспоминаний Н.Толстого) (стр. 138)

Полные и краткие причастия. Тест

Морфологический разбор причастия.

Причастия и отглагольные прилагательные. Письмо по памяти (стр.191)

Правописание Н-НН в страдательных причастиях прошедшего времени и отглагольных прилагательных.

Правописание Н-НН в суффиксах омонимичных частей речи. Тест

2 триместр

49

Написание НЕ- с причастиями.

50

Слитное и раздельное написание НЕ- с причастиями. Тест

51

Употребление причастий в речи. Контрольный словарный диктант (стр.114,131,162)

52

Систематизация и обобщение изученного по теме «Причастие». Подготовка к контрольному диктанту.

53

Контрольный диктант по теме «Причастие» с языковым анализом текста.

54

Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками.

55

Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению «Кем быть?» (стр. 164)

Деепричастие

56

Место деепричастия в системе частей речи. Признаки глагола и наречия у деепричастия

57

Написание НЕ- с деепричастиями.

58

Деепричастный оборот.

59

Знаки препинания при деепричастном обороте и одиночных деепричастиях.

60

Деепричастия несовершенного и совершенного вида. Тест.

61

Образование деепричастий несовершенного и совершенного вида. Контрольный словарный диктант (стр.182,8)

62

Морфологический разбор деепричастия.

63

Контрольный тест по теме «Причастие. Деепричастие»

64

Употребление деепричастий в речи.

65

Развитие речи. Подготовка к сжатому изложению по отрывку из повести А.Грина «Алые паруса» (стр.183-184)

66

Развитие речи. Написание сжатого изложения.

67

Систематизация и обобщение изученного по теме «Деепричастие». Подготовка к контрольному диктанту.

68

Контрольный диктант по теме «Деепричастие» с языковым анализом текста.

69

Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками.

Служебные части речи. Междометия.

70

Служебные части речи. Междометия.

Предлог

71

Предлог как служебная часть речи.

72

Значения предлогов.

73

Разряды предлогов. Простые и составные предлоги. Письмо по памяти (стр.189)

74

Производные и непроизводные предлоги.

75

Основные различия производных и непроизводных предлогов.

76

Отличие производных предлогов от самостоятельных частей речи.

77

Морфологический разбор предлога.

78

Развитие речи. Сочинение-рассуждение «Что значит беречь себя для учения?» (стр. 201)

79

Слитное, раздельное, дефисное написание предлогов. Тест

80

Слитное и раздельное написание производных предлогов.

81

Употребление предлогов в речи. Контрольный словарный диктант (стр.208,50)

82

Систематизация и обобщение изученного по теме «Предлог». Подготовка к контрольному диктанту.

83

Контрольный диктант по теме «Предлог» с языковым анализом текста

84

Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками.

Союз

85

Союз как служебная часть речи.

86

Простые и составные союзы.

87

Союзы сочинительные и подчинительные.

88

Сочинительные союзы. Разряды сочинительных союзов.

89

Знаки препинания в простых предложениях с сочинительными союзами.

90

Знаки препинания в сложных предложениях с сочинительными союзами.

91

Подчинительные союзы. Значение и разряды подчинительных союзов.

92

Знаки препинания в сложных предложениях с подчинительными союзами.

93

Морфологический разбор союза.

94

Слитное и раздельное написание союзов.

95

Слитное написание союзов ЗАТО. ТОЖЕ. ТАКЖЕ. ЧТОБЫ.

96

Союзы и омонимичные слова других частей речи.

3 триместр

97

Союзы и союзные слова.

98

Употребление союзов в речи. Тест.

99

Развитие речи. Подготовка к контрольному сжатому изложению по тексту А.Дорохова (стр229-230)

100

Развитие речи. Написание контрольного сжатого изложения.

101

Систематизация и обобщение изученного по теме «Союз». Подготовка к контрольному диктанту.

102

Контрольный диктант по теме «Союз» с языковым анализом текста

103

Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками.

Частица

104

Частица как служебная часть речи.

105

Разряды частиц.

106

Формообразующие частицы.

107

Смысловые частицы

108

Раздельное написание частиц. Повторение. Фонетика, орфография.

109

Дефисное написание частиц. Повторение. Словообразование и орфография.

110

Значение частиц НЕ и НИ. Повторение. Повторение. Основные способы словообразования.

111

Различение на письме частицы НЕ и приставки НЕ-. Повторение. Чередование гласных в корнях слов

112

Правописание НЕ с разными частями речи. Повторение. Буквы Ы-И- после приставок.

113

Различение на письме частицы НИ, приставки НИ-, союза НИ-НИ. Повторение. Гласные в приставках пре- и при-

114

Морфологический разбор частицы. Тест.

115

Употребление частиц в речи. Повторение. Соединительные гласные в сложных словах

116

Систематизация и обобщение изученного по теме «Частицы». Подготовка к контрольному диктанту.

117

Контрольный диктант по теме «Частицы» с языковым анализом текста

118

Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками.

119

Развитие речи. Сочинение-рассказ о самом важном, запомнившемся дне из школьной жизни. (стр.256)

Междометия и звукоподражательные слова.

120

Междометие как особый разряд слов. Основные функции и семантические разряды междометий. Повторение. Морфемный и словообразовательный разбор.

121

Знаки препинания при междометиях. Контрольный словарный диктант (стр.232,254,265)

122

Простые, сложные, составные междометия. Производные и непроизводные междометия. Повторение. Лексика. Фразеология.

123

Звукоподражательные слова. Повторение. Культура речи.

124

Развитие речи. Лингвистическая сказка, герои которой – междометия. Подготовка к домашнему сочинению.

Повторение изученного в 7 классе.

125.

Причастие. Образование и правописание причастий.

126.

Знаки препинания при причастном обороте.

127.

Развитие речи. Текст. Типы и стили речи. Комплексный анализ текста (стр.268-269).

128.

Деепричастие. Образование и правописание деепричастий.

129.

Знаки препинания при деепричастном обороте и одиночных деепричастиях.

130.

Развитие речи. Задание по выбору. Контрольное сочинение-описание или сочинение-рассуждение «Моя республика» или «Мой родной край» (стр.275)

131.

Предлог. Слитное и раздельное написание производных предлогов.

132.

Союз. Слитное и раздельное написание союзов.

133.

Частица. Правописание частиц НЕ и НИ.

134.

Правописание НЕ с разными частями речи.

135.

Междометия и звукоподражательные слова.

136.

Обобщение и систематизация материала по теме «Повторение изученного в 7 классе». Подготовка к итоговой контрольной работе.

137.

Итоговая контрольная работа по теме «Повторение изученного в 7 классе».

138.

Анализ контрольной работы.

139.

Защита проектов «Программа сохранения нашего языка» (стр.43) (1 группа)

140.

Защита проектов «Роль социальной рекламы в жизни общества. Создание социальной рекламы, посвященной защите и спасению бездомных животных» (стр.49-50) (2 группа)

5. Информационно-методическое обеспечение.

Учебно-методический комплект (УМК)

Быстрова Е.А., Кибирева Л.В., Гостева Ю.Н., Воителева Т.М. Русский язык: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. М.: ООО «Русское слово – учебник» 2013

Литература для учителя

1. Ганжина Н.Ю., Назарова Н.Ф. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации (5-7 классы). Саратов. «Лицей» 1998

2. Зайцева О.Н. Олимпиады по русскому языку. 5-9 классы. М.: «Экзамен» 2013

3. Крамаренко Н.О. Русский язык. 7 класс. Поурочные планы. Волгоград. Учитель. 2008

4. Львов В.В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе. 5-9 классы. М.: Просвещение 2000

5. Малющкин А.Б. Учебные таблицы по русскому языку. 5-11 классы. М.: «Сфера» 2012

6. Мизинина И., Тюрина. Трудности русской орфографии. Справочное пособие с мини-словарем трудных написаний. М.: ООО Н-ПРО 2005

7. Никитина Е.И. Уроки развития речи. 7 класс. М.: Дрофа 2002

8. Орг А.О. Олимпиады по русскому языку. М.: «Просвещение» 2002

9. Павлова Т.И., Гунина Л.Н. Практика формирования лингвистических знаний в 5-8 классах. Ростов-на-Дону. Легион. 2012

10. Потапова Г.Н. КИМы. Русский язык. 7 класс. М.: Экзамен 2014

11. Программа курса «Русский язык» к учебникам под редакцией Е.А.Быстровой для 5-9 классов общеобразовательных учреждений / под редакцией Е.А.Быстровой, Л.В.Кибиревой/ М.: ООО «Русское слово - учебник» 2012

12. Руднева А.В. Русский язык. Весь школьный курс в схемах и таблицах. М.: Эксмо 2014

13. Сидорова Т.Л. Памятка по культуре речи. Ростов-на-Дону. «Феникс» 2014

14. Соколова Г.П. Правописание НЕ и НИ. М.: Просвещение 1999

15. Федорова М.В. Уроки русского языка в 7 классе. М.: Просвещение 2001

Литература для обучающихся

1. Зайцева О.Н. Олимпиады по русскому языку. 5-9 классы. М.: «Экзамен» 2013

2. Малющкин А.Б. Учебные таблицы по русскому языку. 5-11 классы. М.: «Сфера» 2012

3. Мизинина И., Тюрина. Трудности русской орфографии. Справочное пособие с мини-словарем трудных написаний. М.: ООО Н-ПРО 2005

4. Орг А.О. Олимпиады по русскому языку. М.: «Просвещение» 2002

5. Потапова Г.Н. КИМы. Русский язык. 7 класс. М.: Экзамен 2014

6. Руднева А.В. Русский язык. Весь школьный курс в схемах и таблицах. М.: Эксмо 2014

7. Сидорова Т.Л. Памятка по культуре речи. Ростов-на-Дону. «Феникс» 2014

Адреса электронных ресурсов

1.Презентации.

2. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка .

3. Единая коллекция ЦОР: http://school-collection.edu.ru/

4.ЭОР для занятий по русскому языку :http://ininfo.mggu-sh.ru

5.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ НА КОМПАКТ-ДИСКАХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. http://ruslit.metodist.ru

6. Каталог электронных образовательных ресурсов. http://fcior.edu.ru/

13


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.