Рабочая программа по русскому языку (7 класс, УМК: Быстрова Е.А.)
Предмет: Класс: УМК: Количество часов: | Русский язык 7 Е.А.Быстровой, Л.В.Кибиревой 140 |
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 7 в класса составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы общеобразовательных учреждений по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 классов, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации (авторы программы Е.А.Быстрова, Ю.Н.Гостева, Л.В.Кибирева, Т.М.Воителева, Е.С.Антонова, Н.Н.Фаттахова, И.Р.Калмыкова). Программа курса «Русский язык» для 5-9 классов под редакцией Е.Н.Быстровой соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту.
Свободное владение родным русским языком - надежная основа каждого русского человека в его жизни, труде, творческой деятельности. Поэтому содержание обучения русскому языку структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 7 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции. Обучение ориентировано на развитие личности обучающегося, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.
Преподавание русского языка в 7 классе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
- развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности;
- освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Организация образовательного процесса построена на классно-урочной форме обучения с применением фронтальной, индивидуальной, парной, групповой работы.
Настоящей рабочей программой предусмотрена подача учебного материала с использованием следующих технологий обучения: личностно-ориентированное обучение; ИКТ; метод проектов; исследовательские работы обучающихся.
Элементы педагогических технологий: здоровьесберегающие, проблемное обучение, тест-технологии, сотрудничество.
Ожидаемые образовательные результаты в рамках ГОС:
Знать:
- формы речи, основные их признаки;
- признаки стилей речи (в рамках изученного); типы речи
- признаки текста (целостность, связность, законченность, членимость, заглавие или его возможность, тема и основная мысль);
- строение текста;
- самостоятельные части речи ( причастие, деепричастие), их грамматические признаки
- служебные части речи (предлог, союз, частица), а также междометия и звукоподражательные слова, их отличие от самостоятельных частей речи
Уметь:
- узнавать изученные в 7 классе самостоятельные части речи (причастие, деепричастие) и служебные части речи (предлог, союз, частица), а также междометия и звукоподражательные слова;
- различать постоянные и непостоянные морфологические признаки изученных частей речи и проводить их морфологический разбор;
- правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;
- владеть правильным способом применения изученных правил орфографии, учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова при выборе правильного написания;
- различать и конструировать сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами, использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте
- производить синтаксический и пунктуационный разбор в практических целях;
- осознанно производить морфемный и словообразовательный разбор;
- совершенствовать текст, устраняя лексические ошибки и стилистические недочеты;
- уместно пользоваться выразительно-изобразительными средствами лексики русского языка.
- анализировать текст с точки зрения содержания (темы и основной мысли), построения, языковых средств (использования синонимов, антонимов и т. д.);
- подробно и сжато излагать текст типа повествования, описания, рассуждения в устной и письменной формах с сохранением стиля речи;
- самостоятельно строить устные и письменные высказывания разных стилей и типов..
- соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, а также нормы письменной речи(орфографические, пунктуационные), пользоваться всеми видами словарей.
Учебно-тематический план
по русскому языку (4 ч в неделю, всего 140 ч)
УМК Е.А.Быстровой, Л.В.Кибиревой
№ п/п | Тематический блок | Кол-во часов |
Разделы | ||
1. | Русский язык в современном мире | 1 ч. |
2. | Речь | 8 ч. |
3. | Повторение изученного в 5-6 классах | 15 ч. |
4. | Морфология. Орфография. Причастие | 31 ч. |
5. | Деепричастие | 14 ч. |
6. | Служебные части речи. Междометия. | 1 ч. |
7. | Предлог | 14 ч. |
8. | Союз | 19 ч. |
9. | Частица | 16 ч. |
10. | Междометия и звукоподражательные слова | 5 ч. |
11. | Повторение изученного в 7 классе | 16 ч. |
Всего: | 140 ч. | |
Практическая часть | ||
Контрольные диктанты | 6 | |
Контрольные изложения | 2 | |
Контрольные сочинения | 2 | |
Контрольные словарные диктанты | 6 | |
Контрольная работа | 1 | |
Контрольный тест | 1 | |
Количество уроков с использованием ИКТ | 25 % | |
Количество проектов | 2 | |
Количество исследовательских работ | 3 | |
Количество социальных/учебных практик |
Темы проектов, исследовательских работ,
социальных/учебных практик учащихся
№ п/п | Тема проектов, исследовательских работ, социальных/учебных практик | Сроки реализации |
Информационно-исследовательский проект «Программа сохранения нашего языка» по теме «Речь» (1 группа) | ||
Социальный проект ««Роль социальной рекламы в жизни общества. Создание социальной рекламы, посвященной защите и спасению бездомных животных» по теме «Речь» (2 группа) | ||
Исследовательская работа «Почему некоторые ученые относят причастия и деепричастия к самостоятельным частям речи?» по теме «Причастие. Деепричастие» (1 группа) | ||
Исследовательская работа «Употребление причастий в речи» (2 группа ) | ||
Исследовательская работа «Употребление деепричастий в речи» (3 группа) |
4. Календарно-тематический план
по русскому языку (4 ч в неделю, всего 140 ч)
УМК Е.А.Быстровой, Л.В.Кибиревой
№ урока | Наименование тем уроков | Дата проведения | |
План | Корректировка | ||
1 триместр | |||
| Введение. Русский язык в современном мире. | ||
Речь | |||
| Развитие речи. Текст. Тема широкая и узкая. | ||
| Развитие речи. Простой и сложный план. | ||
| Развитие речи. Чтение – основной вид речевой деятельности. Умеем ли мы правильно читать? | ||
| Развитие речи. Типы и стили речи. Письмо по памяти. | ||
| Развитие речи. Научно-учебный и научно-популярный стили речи. | ||
| Развитие речи. Публицистический стиль речи. Подготовка к домашнему сочинению о книге по выбору учащихся. (стр.45 или 47) | ||
| Развитие речи. Обобщение и систематизация материала по теме «Речь». | ||
| Развитие речи. Проверочная работа по теме «Речь» | ||
Повторение изученного в 5 – 6 классах. | |||
| Повторение. Фонетика. Орфоэпия. Анализ проверочных работ по теме «Речь» | ||
| Развитие речи. Обучающее изложение «Советы о ведении диалога» (стр.61) | ||
| Повторение. Морфемика. Словообразование..Тест. | ||
| Повторение. Лексика и фразеология. | ||
| Развитие речи. Комплексный анализ стихотворения Н.Рубцова. | ||
| Повторение. Морфология. Части речи. Имя существительное. Контрольный словарный диктант (стр. 60,67,72) | ||
| Повторение. Имя прилагательное. | ||
| Повторение. Глагол. | ||
| Повторение. Местоимение. Имя числительное. Наречие. | ||
| Повторение. Синтаксис и пунктуация. Тест. | ||
| Обобщение по теме «Повторение изученного в 5 – 6 классах». Подготовка к контрольному диктанту. | ||
| Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5 – 6 классах» с языковым анализом текста. | ||
| Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками. | ||
| Развитие речи. Подготовка к контрольному изложению по тексту А.Яшина.. (стр.101-102) | ||
| Развитие речи. Написание контрольного изложения. | ||
Причастие | |||
| Место причастия в системе частей речи. | ||
| Признаки глагола у причастия. Контрольный словарный диктант (стр. 94,100) | ||
| Признаки прилагательного у причастия. Тест | ||
| Склонение причастий. Правописание гласных в падежных окончаниях причастий. | ||
| Причастный оборот. | ||
| Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте. Тест | ||
| Действительные и страдательные причастия. Тест. | ||
| Образование действительных причастий настоящего времени. | ||
| Правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени. | ||
| Развитие речи. Микротема. Микротекст. Подготовка к контрольному сочинению по репродукции картины И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу» | ||
| Развитие речи. Написание контрольного сочинения. | ||
| Образование страдательных причастий настоящего времени. | ||
| Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. | ||
| Образование действительных причастий прошедшего времени. | ||
| Правописание глагольного суффикса в действительных причастиях прошедшего времени. | ||
| Образование страдательных причастий прошедшего времени. Тест. | ||
| Гласные перед –НН- в страдательных причастиях прошедшего времени. | ||
| Гласные Е-Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. | ||
| Развитие речи. Сочинение-рассуждение по исходному тексу (из воспоминаний Н.Толстого) (стр. 138) | ||
| Полные и краткие причастия. Тест | ||
| Морфологический разбор причастия. | ||
| Причастия и отглагольные прилагательные. Письмо по памяти (стр.191) | ||
| Правописание Н-НН в страдательных причастиях прошедшего времени и отглагольных прилагательных. | ||
| Правописание Н-НН в суффиксах омонимичных частей речи. Тест | ||
2 триместр | |||
49 | Написание НЕ- с причастиями. | ||
50 | Слитное и раздельное написание НЕ- с причастиями. Тест | ||
51 | Употребление причастий в речи. Контрольный словарный диктант (стр.114,131,162) | ||
52 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Причастие». Подготовка к контрольному диктанту. | ||
53 | Контрольный диктант по теме «Причастие» с языковым анализом текста. | ||
54 | Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками. | ||
55 | Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению «Кем быть?» (стр. 164) | ||
Деепричастие | |||
56 | Место деепричастия в системе частей речи. Признаки глагола и наречия у деепричастия | ||
57 | Написание НЕ- с деепричастиями. | ||
58 | Деепричастный оборот. | ||
59 | Знаки препинания при деепричастном обороте и одиночных деепричастиях. | ||
60 | Деепричастия несовершенного и совершенного вида. Тест. | ||
61 | Образование деепричастий несовершенного и совершенного вида. Контрольный словарный диктант (стр.182,8) | ||
62 | Морфологический разбор деепричастия. | ||
63 | Контрольный тест по теме «Причастие. Деепричастие» | ||
64 | Употребление деепричастий в речи. | ||
65 | Развитие речи. Подготовка к сжатому изложению по отрывку из повести А.Грина «Алые паруса» (стр.183-184) | ||
66 | Развитие речи. Написание сжатого изложения. | ||
67 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Деепричастие». Подготовка к контрольному диктанту. | ||
68 | Контрольный диктант по теме «Деепричастие» с языковым анализом текста. | ||
69 | Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками. | ||
Служебные части речи. Междометия. | |||
70 | Служебные части речи. Междометия. | ||
Предлог | |||
71 | Предлог как служебная часть речи. | ||
72 | Значения предлогов. | ||
73 | Разряды предлогов. Простые и составные предлоги. Письмо по памяти (стр.189) | ||
74 | Производные и непроизводные предлоги. | ||
75 | Основные различия производных и непроизводных предлогов. | ||
76 | Отличие производных предлогов от самостоятельных частей речи. | ||
77 | Морфологический разбор предлога. | ||
78 | Развитие речи. Сочинение-рассуждение «Что значит беречь себя для учения?» (стр. 201) | ||
79 | Слитное, раздельное, дефисное написание предлогов. Тест | ||
80 | Слитное и раздельное написание производных предлогов. | ||
81 | Употребление предлогов в речи. Контрольный словарный диктант (стр.208,50) | ||
82 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Предлог». Подготовка к контрольному диктанту. | ||
83 | Контрольный диктант по теме «Предлог» с языковым анализом текста | ||
84 | Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками. | ||
Союз | |||
85 | Союз как служебная часть речи. | ||
86 | Простые и составные союзы. | ||
87 | Союзы сочинительные и подчинительные. | ||
88 | Сочинительные союзы. Разряды сочинительных союзов. | ||
89 | Знаки препинания в простых предложениях с сочинительными союзами. | ||
90 | Знаки препинания в сложных предложениях с сочинительными союзами. | ||
91 | Подчинительные союзы. Значение и разряды подчинительных союзов. | ||
92 | Знаки препинания в сложных предложениях с подчинительными союзами. | ||
93 | Морфологический разбор союза. | ||
94 | Слитное и раздельное написание союзов. | ||
95 | Слитное написание союзов ЗАТО. ТОЖЕ. ТАКЖЕ. ЧТОБЫ. | ||
96 | Союзы и омонимичные слова других частей речи. | ||
3 триместр | |||
97 | Союзы и союзные слова. | ||
98 | Употребление союзов в речи. Тест. | ||
99 | Развитие речи. Подготовка к контрольному сжатому изложению по тексту А.Дорохова (стр229-230) | ||
100 | Развитие речи. Написание контрольного сжатого изложения. | ||
101 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Союз». Подготовка к контрольному диктанту. | ||
102 | Контрольный диктант по теме «Союз» с языковым анализом текста | ||
103 | Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками. | ||
Частица | |||
104 | Частица как служебная часть речи. | ||
105 | Разряды частиц. | ||
106 | Формообразующие частицы. | ||
107 | Смысловые частицы | ||
108 | Раздельное написание частиц. Повторение. Фонетика, орфография. | ||
109 | Дефисное написание частиц. Повторение. Словообразование и орфография. | ||
110 | Значение частиц НЕ и НИ. Повторение. Повторение. Основные способы словообразования. | ||
111 | Различение на письме частицы НЕ и приставки НЕ-. Повторение. Чередование гласных в корнях слов | ||
112 | Правописание НЕ с разными частями речи. Повторение. Буквы Ы-И- после приставок. | ||
113 | Различение на письме частицы НИ, приставки НИ-, союза НИ-НИ. Повторение. Гласные в приставках пре- и при- | ||
114 | Морфологический разбор частицы. Тест. | ||
115 | Употребление частиц в речи. Повторение. Соединительные гласные в сложных словах | ||
116 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Частицы». Подготовка к контрольному диктанту. | ||
117 | Контрольный диктант по теме «Частицы» с языковым анализом текста | ||
118 | Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками. | ||
119 | Развитие речи. Сочинение-рассказ о самом важном, запомнившемся дне из школьной жизни. (стр.256) | ||
Междометия и звукоподражательные слова. | |||
120 | Междометие как особый разряд слов. Основные функции и семантические разряды междометий. Повторение. Морфемный и словообразовательный разбор. | ||
121 | Знаки препинания при междометиях. Контрольный словарный диктант (стр.232,254,265) | ||
122 | Простые, сложные, составные междометия. Производные и непроизводные междометия. Повторение. Лексика. Фразеология. | ||
123 | Звукоподражательные слова. Повторение. Культура речи. | ||
124 | Развитие речи. Лингвистическая сказка, герои которой – междометия. Подготовка к домашнему сочинению. | ||
Повторение изученного в 7 классе. | |||
125. | Причастие. Образование и правописание причастий. | ||
126. | Знаки препинания при причастном обороте. | ||
127. | Развитие речи. Текст. Типы и стили речи. Комплексный анализ текста (стр.268-269). | ||
128. | Деепричастие. Образование и правописание деепричастий. | ||
129. | Знаки препинания при деепричастном обороте и одиночных деепричастиях. | ||
130. | Развитие речи. Задание по выбору. Контрольное сочинение-описание или сочинение-рассуждение «Моя республика» или «Мой родной край» (стр.275) | ||
131. | Предлог. Слитное и раздельное написание производных предлогов. | ||
132. | Союз. Слитное и раздельное написание союзов. | ||
133. | Частица. Правописание частиц НЕ и НИ. | ||
134. | Правописание НЕ с разными частями речи. | ||
135. | Междометия и звукоподражательные слова. | ||
136. | Обобщение и систематизация материала по теме «Повторение изученного в 7 классе». Подготовка к итоговой контрольной работе. | ||
137. | Итоговая контрольная работа по теме «Повторение изученного в 7 классе». | ||
138. | Анализ контрольной работы. | ||
139. | Защита проектов «Программа сохранения нашего языка» (стр.43) (1 группа) | ||
140. | Защита проектов «Роль социальной рекламы в жизни общества. Создание социальной рекламы, посвященной защите и спасению бездомных животных» (стр.49-50) (2 группа) |
5. Информационно-методическое обеспечение.
Учебно-методический комплект (УМК)
Быстрова Е.А., Кибирева Л.В., Гостева Ю.Н., Воителева Т.М. Русский язык: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. М.: ООО «Русское слово – учебник» 2013
Литература для учителя
1. Ганжина Н.Ю., Назарова Н.Ф. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации (5-7 классы). Саратов. «Лицей» 1998
2. Зайцева О.Н. Олимпиады по русскому языку. 5-9 классы. М.: «Экзамен» 2013
3. Крамаренко Н.О. Русский язык. 7 класс. Поурочные планы. Волгоград. Учитель. 2008
4. Львов В.В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе. 5-9 классы. М.: Просвещение 2000
5. Малющкин А.Б. Учебные таблицы по русскому языку. 5-11 классы. М.: «Сфера» 2012
6. Мизинина И., Тюрина. Трудности русской орфографии. Справочное пособие с мини-словарем трудных написаний. М.: ООО Н-ПРО 2005
7. Никитина Е.И. Уроки развития речи. 7 класс. М.: Дрофа 2002
8. Орг А.О. Олимпиады по русскому языку. М.: «Просвещение» 2002
9. Павлова Т.И., Гунина Л.Н. Практика формирования лингвистических знаний в 5-8 классах. Ростов-на-Дону. Легион. 2012
10. Потапова Г.Н. КИМы. Русский язык. 7 класс. М.: Экзамен 2014
11. Программа курса «Русский язык» к учебникам под редакцией Е.А.Быстровой для 5-9 классов общеобразовательных учреждений / под редакцией Е.А.Быстровой, Л.В.Кибиревой/ М.: ООО «Русское слово - учебник» 2012
12. Руднева А.В. Русский язык. Весь школьный курс в схемах и таблицах. М.: Эксмо 2014
13. Сидорова Т.Л. Памятка по культуре речи. Ростов-на-Дону. «Феникс» 2014
14. Соколова Г.П. Правописание НЕ и НИ. М.: Просвещение 1999
15. Федорова М.В. Уроки русского языка в 7 классе. М.: Просвещение 2001
Литература для обучающихся
1. Зайцева О.Н. Олимпиады по русскому языку. 5-9 классы. М.: «Экзамен» 2013
2. Малющкин А.Б. Учебные таблицы по русскому языку. 5-11 классы. М.: «Сфера» 2012
3. Мизинина И., Тюрина. Трудности русской орфографии. Справочное пособие с мини-словарем трудных написаний. М.: ООО Н-ПРО 2005
4. Орг А.О. Олимпиады по русскому языку. М.: «Просвещение» 2002
5. Потапова Г.Н. КИМы. Русский язык. 7 класс. М.: Экзамен 2014
6. Руднева А.В. Русский язык. Весь школьный курс в схемах и таблицах. М.: Эксмо 2014
7. Сидорова Т.Л. Памятка по культуре речи. Ростов-на-Дону. «Феникс» 2014
Адреса электронных ресурсов
1.Презентации.
2. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка .
3. Единая коллекция ЦОР: http://school-collection.edu.ru/
4.ЭОР для занятий по русскому языку :http://ininfo.mggu-sh.ru
5.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ НА КОМПАКТ-ДИСКАХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. http://ruslit.metodist.ru
6. Каталог электронных образовательных ресурсов. http://fcior.edu.ru/
13