Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 5 класса (УМК под ред. А.Д. Шмелёва)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс
Русский язык (УМК под ред. А.Д. Шмелёва)
Составитель: учитель русского языка и литературы
Акмаева Татьяна Владимировна
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс
Русский язык (УМК под ред. А.Д. Шмелёва)
№ урока |
Тема урока |
Количество часов |
Дата проведения |
Характеристика деятельности учащихся (на уровне учебных действий) |
|
по плану |
фактически |
||||
Глава 1. Наш родной язык (22 ч.) |
|||||
О языке и речи (3 ч.) |
|||||
1 |
Вводный урок |
1 |
Формирование у учащихся умений получения и реализации новых знаний: работа с учебником, фронтальная беседа, комплексное повторение, проектирование выполнения домашнего задания. |
||
2 |
Родной язык |
1 |
Формирование у учащихся умений получения и реализации новых знаний: составление плана, фронтальная беседа, самостоятельная работа с текстом и иллюстрациями учебника, комплексное повторение, проектирование выполнения домашнего задания. |
||
3 |
Язык и речь |
1 |
Иметь представление о ситуациях и условиях общения, коммуникативных целях говорящего. Иметь представление об основных особенностях устной и письменной речи. Умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, высказывать предположения на основе наблюдений и сравнивать с выводами в учебнике; осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
||
Система языка (повторение изученного в начальной школе) - 8 ч. |
|||||
4 |
Звуки и буквы |
1 |
Овладевать основными понятиями фонетики. Осознавать (понимать) смыслоразличительную функцию звука. Понимать устройство речевого аппарата, способы образования звуков русского языка. |
||
5 |
Состав слова |
1 |
Осознавать морфему как значимую единицу языка; отличие морфемы от других значимых единиц языка; роль морфем в процессах формо- и словообразования. Опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав. |
||
6 |
Имя существительное |
1 |
Анализировать и характеризовать обще категориальное значение, морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль. Определять род, число, падеж, тип склонения имён существительных. Группировать имена существительные по заданным морфологическим признакам. |
||
7 |
Имя прилагательное |
1 |
Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки имени прилагательного, определять его синтаксическую роль. Определять род, число, падеж имён прилагательных; определять синтаксическую роль прилагательных. Правильно употреблять имена прилагательные с существительными. Наблюдать за особенностями использования имён прилагательных в изучаемых текстах. |
||
8 |
Местоимение |
1 |
Характеризовать обще категориальное значение местоимения. Определять число и падеж местоимения; определять, какое слово заменяет местоимение. |
||
9 |
Глагол |
1 |
Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки глагола, определять его синтаксическую функцию. Правильно употреблять при глаголах имена существительные в косвенных падежах. |
||
10 |
Предложение |
1 |
Определять границы предложений и способы их передачи в устной и письменной речи. Находить грамматическую основу предложения |
||
11 |
Входной контроль (диктант) |
1 |
Написать диктант, выполнить грамматическое задание. |
||
Правописание (6 ч.) |
|||||
12 |
Орфограммы и орфографические правила |
1 |
Иметь представление об орфографии как о системе правил. Формировать орфографическую и пунктуационную зоркость. |
||
13 |
Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова |
1 |
Освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи. Опираться на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. |
||
14-15 |
Проверяемые и непроверяемые глухие и звонкие согласные в корне слова |
2 |
Освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи. Опираться на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. |
||
16 |
Двойные согласные в корне слова |
1 |
Освоить содержание изученных орфографических и пунктуационных правил и алгоритмы их использования.
Опираться на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. |
||
17 |
Непроизносимые согласные |
1 |
Освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. Опираться на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. |
||
Текст. Культура языка (2 ч.) |
|||||
18 |
Признаки текста. |
1 |
Знать признаки текста. Определять тему, основную мысль текста, ключевые слова. |
||
19 |
Культура речи. |
1 |
Осознавать важность нормативного произношения для культурного человека, уважительно относиться к родному языку. Овладевать основными правилами литературного произношения и ударения в рамках изучаемого словарного состава. |
||
Повторение и контроль (3 ч.) |
|||||
20 |
Комплексное повторение материала главы |
1 |
Иметь представление об орфографии как о системе правил. Формировать орфографическую и пунктуационную зоркость. Освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи. Опираться на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова |
||
21-22 |
Контрольный диктант и его анализ |
1 |
|||
Глава 2. На каком языке мы говорим (18 ч.) |
|||||
О языке и речи (2ч.) |
|||||
23-24 |
Общенародный русский язык. Система русского литературного языка |
2 |
Осознавать роль русского языка в жизни общества и государства; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка. Иметь представление об основных разделах лингвистики, об уровнях системы современного русского языка, об основных единицах каждого уровня |
||
Система языка (7 ч.) |
|||||
25 |
Фонетика. Звуковой состав слов и транскрипция |
1 |
Овладевать основными понятиями фонетики. Осознавать (понимать) смыслоразличительную функцию звука. Понимать устройство речевого аппарата, способы образования звуков русского языка. Анализировать и характеризовать устно и с помощью элементов транскрипции. |
||
26 |
Слог и ударение |
1 |
Членить слова на слоги и правильно их переносить с одной строки на другую. Определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова Анализировать и характеризовать устно и с помощью элементов транскрипции: отдельные звуки речи; особенности произношения и написания слова, звуки в речевом потоке, слово с точки зрения деления его на слоги. |
||
27 |
Согласные звуки: звонкие, глухие, сонорные |
1 |
Анализировать и характеризовать устно и с помощью элементов транскрипции: отдельные звуки речи; особенности произношения и написания слова, звуки в речевом потоке. |
||
28 |
Согласные звуки: твёрдые и мягкие |
1 |
Классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам; слова по заданным параметрам их звукового состава. |
||
29 |
Гласные звуки: ударные и безударные |
1 |
Определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами. |
||
30 |
Графика. Буквы русского алфавита. Обозначение звука [й’] |
1 |
Сопоставлять и анализировать звуковой и буквенный состав слова. Использовать знание алфавита при поиске информации в словарях, энциклопедиях. |
||
31 |
Фонетический разбор слова |
1 |
Распознавать гласные и согласные; ударные и безударные гласные; согласные шумные (звонкие и глухие) и сонорные, мягкие и твёрдые; пары согласных по мягкости-твёрдости, по звонкости-глухости. Анализировать и характеризовать устно и с помощью транскрипции. |
||
Правописание (4 ч.) |
|||||
32 |
Гласные а, у, и, ы после шипящих и ц |
1 |
Освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи. Опираться на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. |
||
33 |
Правописание букв ь и ъ |
1 |
Освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи. Опираться на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. |
||
34 |
Употребление прописных и строчных букв |
1 |
Освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи. Опираться на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. |
||
35 |
Контроль знаний. Тест. |
1 |
Решить тест. |
||
Текст (3 ч.) |
|||||
36 |
Тема и основная мысль текста |
1 |
Знать признаки текста. Определять тему, основную мысль текста, ключевые слова. |
||
37-38 |
Обучение изложению |
2 |
Создавать собственные тексты с учётом требований к построению связного текста (связность, соответствие теме и основной мысли). |
||
Язык и культура речи. Культура речи (1 ч.) |
|||||
39 |
Нормы русского литературного языка |
1 |
Овладевать основными правилами литературного произношения и ударения в рамках изучаемого словарного состава. Анализировать и оценивать с орфоэпической точки зрения чужую и собственную речь; корректировать собственную речь. |
||
Повторение (7 ч.) |
|||||
40 |
Комплексное повторение материала главы. Самостоятельная работа. |
1 |
Выполнить проверочную работу. |
||
Глава 3. Как язык служит для общения (24 ч.) |
|||||
О языке и речи (1 ч.) |
|||||
41 |
Разговорная и книжная речь |
1 |
Различать образцы разговорной речи и языка художественной литературы. Иметь общее представление о функциональных разновидностях русского языка, различать тексты разных функциональных стилей литературного языка. |
||
Система языка |
|||||
42 |
Морфемика |
1 |
Осознавать морфему как значимую единицу языка; отличие морфемы от других значимых единиц языка; роль морфем в процессах формо- и словообразования. |
||
43 |
Морфемы – значимые части слова |
1 |
Характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав. |
||
44 |
Образование форм слов |
1 |
Осознавать морфему как значимую единицу языка; отличие морфемы от других значимых единиц языка; роль морфем в процессе формообразования. |
||
45 |
Основа слова |
1 |
Выделять основу слова. Осознавать морфему как значимую единицу языка; отличие морфемы от других значимых единиц языка; роль основы в процессе формообразования. |
||
46 |
Корень слова и однокоренные слова |
1 |
Определять корень слова. Осознавать корень как главную значимую часть слова; отличие морфемы от других значимых единиц языка; роль морфем в процессах формо- и словообразования. |
||
47 |
Суффиксы |
1 |
Выделять суффикс в слове. Знать основные суффиксы и их значение. Осознавать морфему как значимую единицу языка; отличие морфемы от других значимых единиц языка; роль морфем в процессах формо- и словообразования. |
||
48 |
Приставки |
1 |
Выделять приставку. Осознавать морфему как значимую единицу языка; отличие морфемы от других значимых единиц языка; роль морфем в процессах формо- и словообразования. |
||
49 |
Варианты морфем |
1 |
Опознавать варианты морфем. Осознавать морфему как значимую единицу языка; отличие морфемы от других значимых единиц языка; роль морфем в процессах формо- и словообразования. |
||
50 |
Словообразование. Образование слов с помощью приставок |
1 |
Анализировать словообразовательную структуру слова, выделяя исходную основу и словообразующую морфему, различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных, глаголов, составлять словообразовательные пары. |
||
51 |
Образование слов с помощью суффиксов |
1 |
Анализировать словообразовательную структуру слова, выделяя исходную основу и словообразующую морфему, различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных, глаголов, составлять словообразовательные пары. |
||
52 |
Образование слов способом сложения |
1 |
Анализировать словообразовательную структуру слова, выделяя исходную основу и словообразующую морфему, различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных, глаголов, составлять словообразовательные пары. |
||
53 |
Морфемный разбор слова |
1 |
Сопоставлять морфемную структуру слова и способ его образования. Анализировать словообразовательную структуру слова, выделяя исходную основу и словообразующую морфему; различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных, глаголов, составлять словообразовательные пары. |
||
Правописание (7 ч.) |
|||||
54-57 |
Корни с чередованием букв а и о Корни -гар- /-гор-, -зар- /-зор- Корень -лаг- /-лож Корень -рос- / -раст- / -ращ- Корень -скак-/-скоч |
4 |
Находить изучаемые корни в словах. Освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи. Опираться на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. |
||
58 |
Беглые гласные |
1 |
Находить беглые гласные. Освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи. Опираться на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. |
||
59 |
Безударные гласные в приставках |
1 |
Находить безударные гласные в приставках. Освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи. Опираться на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. |
||
60 |
Буквы а и о в приставках раз- (рас-) и роз- (рос-) Правописание приставок на -з/-с |
1 |
Находить гласные а-о в приставках. Освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи. Опираться на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. |
||
Текст (2 ч.) |
|||||
61 |
Строение текста |
1 |
Выделять микротемы текста, делить его на абзацы. Знать композиционные элементы абзаца и целого текста (зачин, основная часть, концовка). |
||
62 |
План текста |
1 |
Выделять микротемы текста, делить его на абзацы. Знать композиционные элементы абзаца и целого текста (зачин, основная часть, концовка). Осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде простого плана. Делить текст на смысловые части; объяснять порядок частей текста. |
||
Язык и культура речи. (1 ч.) |
|||||
63 |
Речевой этикет |
1 |
Учиться правилам хорошего тона в речи. |
||
Повторение и контроль (3ч.) |
|||||
64 |
Комплексное повторение материала главы 3 |
1 |
Повторить и закрепить материал. |
||
65-66 |
Контрольная работа и её анализ |
2 |
Написать диктант, выполнить грамматическое задание, проделать работу над ошибками. |
||
Глава 4. В чём заключается богатство языка (19 ч.) |
|||||
О языке и речи (2ч.) |
|||||
67 |
Разновидности русского языка |
1 |
Иметь общее представление о функциональных разновидностях русского языка, различать тексты разных функциональных стилей литературного языка. |
||
68 |
Стили литературного языка (общее понятие) |
1 |
Иметь общее представление о функциональных разновидностях русского языка, различать тексты разных функциональных стилей литературного языка. |
||
Система языка (10 ч.) |
|||||
69 |
Лексикология Слово – основная единица лексикологии |
1 |
Понимать роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций; расширять свой лексикон. |
||
70 |
Способы толкования слова |
1 |
Освоить способы толкования слов. Работать с учебником, толковым словарём. |
||
71 |
Однозначные и многозначные слова |
1 |
Различать однозначные и многозначные слова. Работать с учебником, толковым словарём. |
||
72 |
Прямое и переносное значения слова |
1 |
Различать прямое и переносное значения слова. Работать с учебником, толковым словарём. Наблюдать за использованием слов в переносном значении в художественной и разговорной речи. |
||
73 |
Тематические группы слов |
1 |
Использовать в собственной речи слова одной тематической группы. Группировать слова по тематическим группам. |
||
74 |
Омонимы |
1 |
Различать однозначные и многозначные слова; опознавать омонимы. |
||
75 |
Синонимы |
1 |
Различать однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слова; опознавать омонимы, синонимы. Наблюдать за использованием слов в переносном значении в художественной и разговорной речи; синонимов в художественных и учебно-научных текстах. Использовать в собственной речи синонимы. |
||
76 |
Антонимы |
1 |
Различать однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слова; опознавать омонимы, синонимы, антонимы; основные виды тропов. Наблюдать за использованием слов в переносном значении в художественной и разговорной речи; синонимов и антонимов в художественных и учебно-научных текстах. Использовать в собственной речи синонимы, антонимы. |
||
77 |
Фразеологизмы |
1 |
Опознавать фразеологические обороты. Уместно использовать фразеологические обороты в речи. |
||
78 |
Словари русского языка |
1 |
Извлекать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, фразеологического словаря) и использовать её в различных видах деятельности. |
||
Правописание (2 ч.) |
|||||
79 |
Буквы о и ё после шипящих в корне |
1 |
Находить изучаемую орфограмму в словах текста. Освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи. Опираться на фонетический, морфемно-словообразовательный анализ при выборе правильного написания слова. |
||
80 |
Буквы и и ы в корне после приставок |
1 |
Находить изучаемую орфограмму в словах текста. Освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи. Опираться на фонетический, морфемно-словообразовательный анализ при выборе правильного написания слова. |
||
Текст (3 ч.) |
|||||
81 |
Типы речи |
1 |
Освоить основные особенности повествования (рассказ), описания (предмета, состояния), рассуждения. |
||
82 |
Обучение сочинению |
2 |
Создавать собственные тексты с учётом требований к построению связного текста (связность, соответствие теме и основной мысли). |
||
Язык и культура. Культура речи (1ч.) |
|||||
83 |
Лексическое богатство русского языка и культура речи |
1 |
Осознавать важность овладения лексическим богатством и разнообразием литературного русского языка для формирования собственной речевой культуры. Использовать нормативные словари для получения информации о нормах современного русского литературного языка. |
||
Повторение (1 ч.) |
|||||
84 |
Комплексное повторение материала главы 4. Самостоятельная работа |
1 |
Повторить и закрепить материал. Выполнить самостоятельную работу. |
||
Глава 5. Как в языке выражаются отношения людей (22 ч.) |
|||||
О языке и речи (1 ч.) |
|||||
85 |
Диалогическая и монологическая речь |
1 |
Различать образцы диалогической и монологической речи. Иметь представление о различных видах монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога. |
||
Система языка (11 ч.) |
|||||
86 |
Словосочетание и предложение |
1 |
Осознавать роль синтаксиса в формировании и выражении мысли, различие словосочетания и предложения. Группировать и моделировать словосочетания по заданным признакам. |
||
87 |
Синтаксический разбор словосочетания |
1 |
Выполнять синтаксический разбор словосочетания. |
||
88 |
Виды предложений |
1 |
Распознавать виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Различать интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных, восклицательных предложений; употреблять их в речевой практике. |
||
89 |
Распространённые и нераспространённые предложения |
1 |
Распознавать главные и второстепенные члены предложения. Разграничивать предложения распространённые и нераспространённые. |
||
90 |
Главные члены предложения |
1 |
Находить грамматическую основу предложения, опознавать предложения простые и сложные. |
||
91 |
Второстепенные члены предложения |
1 |
Распознавать главные и второстепенные члены предложения. |
||
92 |
Предложения с однородными членами |
1 |
Опознавать предложения с однородными членами, правильно интонировать их, употреблять в устной и письменной речи. |
||
93 |
Предложения с вводными словами и обращениями |
1 |
Понимать основные функции обращения. Опознавать и правильно интонировать предложения с обращениями. Моделировать и употреблять в речи предложения с различными формами обращений в соответствии со сферой и ситуацией общения. Распознавать вводные конструкции в речи. Опознавать и правильно интонировать предложения с вводными словами, словосочетаниями. |
||
94 |
Синтаксический разбор простого предложения |
1 |
Разбирать предложения по членам предложения, указывать части речи, давать характеристику предложения. |
||
95 |
Сложное предложение |
1 |
Опознавать сложные предложения. Отличать их от простых с однородными членами. |
||
96 |
Способы передачи чужой речи |
1 |
Освоить прямую речь, косвенную речь, диалог. Составлять предложения с прямой речью, диалог. |
||
Правописание (5 ч) |
|||||
97 |
Тире между подлежащим и сказуемым |
1 |
Формировать пунктуационную грамотность. Освоить содержание изучаемых пунктуационных правил и алгоритмы их использования. Соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи. Опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении. |
||
98 |
Знаки препинания в предложениях с однородными членами |
1 |
Формировать пунктуационную грамотность. Освоить содержание изучаемых пунктуационных правил и алгоритмы их использования. Соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи. Опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении. |
||
99 |
Знаки препинания в предложениях с обращениями и вводными словами |
1 |
Формировать пунктуационную грамотность. Освоить содержание изучаемых пунктуационных правил и алгоритмы их использования. Соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи. Опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении. |
||
100 |
Знаки препинания в сложном предложении |
1 |
Формировать пунктуационную грамотность. Освоить содержание изучаемых пунктуационных правил и алгоритмы их использования. Соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи. Опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении. |
||
101 |
Знаки препинания в предложениях с прямой речью |
1 |
Формировать пунктуационную грамотность. Освоить содержание изучаемых пунктуационных правил и алгоритмы их использования. Соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи. Опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении. |
||
Текст (1 ч.) |
|||||
102 |
Повествование: рассказ |
1 |
|
Наблюдать над текстами-повествованиями, освоить их особенности, научиться отличать их от текстов других типов речи. |
|
Язык и культура. Культура речи (1 ч.) |
|||||
103 |
Формы обращения и речевой этикет |
1 |
Иметь представление об особенностях русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни при проведении этикетных диалогов приветствия, прощания, поздравления с использованием обращений на основе знаний о своей этнической принадлежности, освоения национальных ценностей, традиций, культуры. Уместно использовать правила речевого поведения в собственной речевой практике на основе уважения к личности, доброжелательного отношения к окружающим, потребности в социальном признании. |
||
Повторение и контроль (3 ч.) |
|||||
104 |
Комплексное повторение материала главы 5 |
1 |
Повторить, обобщить и закрепить материал. |
||
105- 106 |
Контрольный диктант по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» и его анализ |
2 |
Написать контрольную работу. Выполнить работу над ошибками. |
||
Глава 6. Чем различаются устная и письменная речь (24) |
|||||
О языке и речи (1 ч.) |
|||||
107 |
Речь устная и письменная |
1 |
Иметь представление об основных особенностях устной и письменной речи. Различать образцы устной и письменной речи. |
||
Система языка (10 ч.) |
|||||
108 |
Морфология Части речи |
1 |
Овладеть основными понятиями морфологии. Осознавать (понимать) особенности грамматического значения слова в отличие от лексического значения. |
||
109 |
Имя существительное как часть речи |
1 |
Анализировать категориальное значение, морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль. |
||
110 |
Разряды имён существительных |
1 |
Распознавать существительные разных смысловых разрядов. |
||
111 |
Одушевлённые и неодушевлённые существительные |
1 |
Распознавать одушевлённые и неодушевлённые существительные. |
||
112 |
Род имён существительных |
1 |
Определять род имён существительных. Группировать имена существительные по заданным морфологическим признакам. |
||
113 |
Род несклоняемых существительных |
1 |
Определять род несклоняемых имён существительных. Группировать имена существительные по заданным морфологическим признакам. |
||
114 |
Склонение имён существительных |
1 |
Определять число, падеж, тип склонения имён существительных. Группировать имена существительные по заданным морфологическим признакам. |
||
115 |
Число – непостоянный признак имён существительных |
1 |
Распознавать имена существительные, имеющие форму только множественного или только единственного числа; приводить соответствующие примеры. |
||
116 |
Падеж – непостоянный признак имён существительных |
1 |
Распознавать имена существительные в формах разных падежей, существительные разных типов склонения; приводить соответствующие примеры. |
||
117 |
Морфологический разбор имени существительного |
1 |
Анализировать и характеризовать обще категориальное значение, морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль. Распознавать одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные; существительные общего рода, имена существительные, имеющие форму только множественного или только единственного числа, имена существительные разных типов склонения; приводить соответствующие примеры. |
||
Правописание (8 ч.) |
|||||
118 |
Прописная буква в именах собственных |
1 |
Находить изучаемую орфограмму в словах текста. Освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи. |
||
119 |
Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных |
1 |
Находить изучаемую орфограмму в словах текста. Освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи. Опираться на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. |
||
120 |
Правописание безударных падежных окончаний имён существительных Гласные в суффиксах имён существительных -ек- и -ик- |
1 |
Находить изучаемую орфограмму в словах текста. Освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи. Опираться на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. |
||
121- 122 |
Гласные о и е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных |
2 |
Находить изучаемую орфограмму в словах текста. Освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи. Опираться на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. |
||
123 |
Правописание существительных с суффиксами -чик- и –щик- |
1 |
Находить изучаемую орфограмму в словах текста. Освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи. Опираться на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. |
||
124 |
Слитное и раздельное написание не с существительными |
1 |
Находить изучаемую орфограмму в словах текста. Освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи. Опираться на морфологический анализ при выборе правильного написания слова. |
||
125 |
Контроль знаний. Правописание существительных |
1 |
Выполнить проверочную работу. |
||
Текст (3 ч.) |
|||||
126 |
Тип речи: рассуждение |
1 |
Освоить тип речи рассуждение, его строение и основные особенности. Наблюдать особенности строения рассуждения в текстах. |
||
127- 128 |
Сочинение - рассуждение |
2 |
Создавать собственные тексты (рассуждение) с учётом требований к построению связного текста (связность, соответствие теме и основной мысли). |
||
Язык и культура речи (1 ч.) |
|||||
129 |
Что такое грамматические нормы? |
1 |
Употреблять имена существительные, имена прилагательные, глаголы в соответствии с грамматическими и лексическими нормами. Осознавать важность овладения лексическим богатством и разнообразием литературного русского языка для формирования собственной. |
||
Повторение (1 ч.) |
|||||
130 |
Комплексное повторение материала главы 6. Самостоятельная работа |
1 |
Повторить, обобщить, закрепить материал. Выполнить самостоятельную работу. |
||
Глава 7 Что такое современный язык (17 ч.) |
|||||
О языке и речи (1 ч.) |
|||||
131 |
Современный русский литературный язык |
1 |
Осознавать роль русского языка в жизни общества и государства; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка. Иметь представление о разновидностях современного русского языка. |
||
Система языка (6 ч.) |
|||||
132 |
Имя прилагательное как часть речи |
1 |
Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки имени прилагательного, определять его синтаксическую роль. |
||
133 |
Разряды прилагательных по значению. |
1 |
Определять разряды прилагательных. Различать прилагательные качественные, относительные, притяжательтные. |
||
134 |
Полные и краткие прилагательные |
1 |
Образовывать краткую форму имён прилагательных и изменять её по родам и числам. Определять синтаксическую роль полных и кратких прилагательных. |
||
135 |
Формы степеней сравнения качественных прилагательных |
1 |
Образовывать формы степеней сравнения. Определять их синтаксическую роль. |
||
136 |
Склонение качественных и относительных прилагательных. Склонение притяжательных прилагательных. |
1 |
Освоить особенности склонения прилагательных разных разрядов. Определять род, число, падеж имён прилагательных. |
||
137 |
Морфологический разбор прилагательных |
1 |
Анализировать и характеризовать категориальное значение, морфологические признаки имени прилагательного, определять его синтаксическую роль. Определять род, число, падеж имён прилагательных; определять синтаксическую роль прилагательных. |
||
Правописание (5 ч.) |
|||||
138 |
Слитное и раздельное написание не с прилагательными |
1 |
Находить изучаемую орфограмму в словах текста. Освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи. Опираться на морфологический анализ при выборе правильного написания слова. |
||
139 |
Правописание гласных после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях прилагательных |
1 |
Находить изучаемую орфограмму в словах текста. Освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи. Опираться на фонетический, морфемный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. |
||
140 |
Буквы н и нн в отымённых прилагательных |
1 |
Находить изучаемую орфограмму в словах текста. Освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи. Опираться на морфемный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. |
||
141 |
Правописание суффикса –ск- в прилагательных |
1 |
Находить изучаемую орфограмму в словах текста. Освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи. Опираться на морфемный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. |
||
142 |
Контрольная работа |
1 |
Выполнить контрольную работу и работу над ошибками. |
||
Текст (3 ч.) |
|||||
143 |
Типы речи. Описание |
1 |
Повторить особенности типа речи описание. |
||
144- 145 |
Сочинение – описание по картине |
2 |
Создавать собственные тексты (описание картины) с учётом требований к построению связного текста (связность, соответствие теме и основной мысли). |
||
Язык и культура речи (1 ч.) |
|||||
146 |
Комплексное повторение материала главы 7. Самостоятельная работа. |
1 |
Повторить, обобщить, закрепить материал. Выполнить самостоятельную работу. |
||
Глава 8. Как язык объединяет людей (25 ч.) |
|||||
О языке и речи (1 ч.) |
|||||
147 |
Русский язык – государственный язык РФ |
1 |
Осознавать роль русского языка в жизни общества и государства. |
||
Система языка (15 ч.) |
|||||
148 |
Глагол как часть речи |
1 |
Анализировать общее категориальное значение, морфологические признаки глагола, определять его синтаксическую функцию. |
||
149 |
Инфинтитив |
1 |
Уметь образовывать неопределённую форму глагола, соотносить личные формы глагола с инфинитивом. |
||
150 |
Виды глагола |
1 |
Группировать глаголы по заданным морфологическим признакам. Использовать в речи форму настоящего и будущего времени в значении прошедшего времени, соблюдать видо-временную соотнесённость глаголов-сказуемых в связном тексте. |
||
151 |
Переходные и непереходные глаголы |
1 |
Группировать глаголы по заданным морфологическим признакам. |
||
152 |
Возвратные и невозвратные глаголы |
1 |
Группировать глаголы по заданным морфологическим признакам. |
||
153 |
Определение типов спряжения глаголов |
1 |
Определять тип спряжения глаголов, соотносить личные формы глагола с инфинитивом. |
||
154 |
Наклонения глаголов |
1 |
Группировать глаголы по заданным морфологическим признакам. |
||
155 |
Изменение глаголов по временам |
1 |
Группировать глаголы по заданным морфологическим признакам. Использовать в речи форму настоящего и будущего времени в значении прошедшего времени, соблюдать видо-временную соотнесённость глаголов-сказуемых в связном тексте. |
||
156 |
Изменение глаголов по лицам и числам |
1 |
Наблюдать за изменением глаголов в настоящем времени. Освоить спряжение глаголов. Использовать в речи форму настоящего и будущего времени в значении прошедшего времени, соблюдать видо-временную соотнесённость глаголов-сказуемых в связном тексте. |
||
157 |
Изменение глаголов по числам и родам |
1 |
Наблюдать за изменением глаголов в прошедшем времени. Освоить изменение глаголов по родам и числам. Использовать в речи форму настоящего и будущего времени в значении прошедшего времени, соблюдать видо-временную соотнесённость глаголов-сказуемых в связном тексте. |
||
158 |
Условное наклонение |
1 |
Образовывать формы условного наклонения. Группировать глаголы по заданным морфологическим признакам. |
||
159 |
Повелительное наклонение |
1 |
Образовывать формы повелительного наклонения. Группировать глаголы по заданным морфологическим признакам. |
||
160 |
Безличные глаголы |
1 |
Различать личные и безличные глаголы. |
||
161 |
Морфологический разбор глагола |
1 |
Проводить морфологический анализ глагола. |
||
Правописание (4 ч.) |
|||||
162 |
Не с глаголами |
1 |
Находить изучаемую орфограмму в словах текста. Освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи. Опираться на морфологический анализ при выборе правильного написания слова. |
||
163 |
Гласные е и и в корнях с чередованием |
1 |
Находить изучаемую орфограмму в словах текста. Освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи. Опираться на фонетический, морфемный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. |
||
164 |
Буква ь после шипящих в глаголах |
1 |
Находить изучаемую орфограмму в словах текста. Освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи. Опираться на фонетический, морфемный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. |
||
165 |
Суффиксы глаголов –ова- (-ева-), -ыва- (-ива-) |
1 |
Находить изучаемую орфограмму в словах текста. Освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи. Опираться на фонетический, морфемный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. |
||
Текст (1 ч.) |
|||||
166 |
Типы речи: описание состояния |
1 |
Освоить особенности типа речи описание состояния. |
||
Язык и культура речи (1 ч.) |
|||||
167 |
Употребление глаголов в речи |
1 |
Правильно употреблять при глаголах имена существительные в косвенных падежах. Использовать в речи форму настоящего и будущего времени в значении прошедшего времени, соблюдать видо-временную соотнесённость глаголов-сказуемых в связном тексте. |
||
Правописание (3 ч.) |
|||||
168- 169 |
Комплексное повторение и систематизация изученного в 5 классе |
2 |
Повторить, обобщить основные темы 5 кл. |
||
170 |
Итоговая контрольная работа |
1 |
Выполнить контрольную работу. |
||
Всего: |
170 ч. |
||||
В том числе контроль |
13 ч. |