Рабочая программа по русскому языку (8 класс, 136 часов По УМК С.Г. Бархударов)
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель МО Заместитель директора Директор
____________ ____________ ___________
/___________/ /___________/ /__________/
Протокол №1 «__» августа 20__г Приказ №_____
От «__» августа 20__г От «__» августа 20__г
Рабочая программа
по предмету
«Русский язык»
Класс 8 «А»
Составитель:
Воложина Ирина Васильевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №2
Высшая категория
Олекминск, 2022 г
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1897 (с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 г. № 1577).
- Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе;
- Примерной программы учебного курса: Русский язык. 8 класс: учеб. для общеобразовательных организаций / (С. Г. Бархударов и др.) 4-е изд., стер. – М.: Просвещение, 2022.
- Положения о рабочей программе педагога, утвержденного приказом директора школы № 01 08/16 от 01.09.2016
- Учебного плана, основного общего образования на 2022-2023 учебный год;
- Календарного учебного графика на 2022-2023 учебный год.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
-воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как к явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
-овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
-освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
-развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Формирование функциональной грамотности, совершенствование речевой деятельности учащихся строится на основе знаний об устройстве русского языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения. Процесс обучения должен быть ориентирован не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационная переработка текстов, различные формы поиска информации и разными способами передачи её в соответствии с речевой ситуацией и нормами литературного языка и этическими нормами общения.
Таким образом, в данной программе реализованы современные подходы к проектированию учебного содержания: ориентир на взаимосвязанное формирование лингвистической, языковой, коммуникативной и культурологической компетенций; на развитие всех видов речевой деятельности, формирование навыков чтения-понимания, выразительного чтения, письма, работы с научной информацией, представленной в разных видах; реализация принципов индивидуализации, уровневой дифференциации, использование коммуникативно-ориентированных упражнений, стимулирующих познавательную и творческую активность учащихся, а также способствующих совершенствованию коммуникативной компетенции на всех этапах обучения, в том числе и при обучении языковым темам курса.
Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение русского языка в 8 классе отводится 102 часа, что составляет 3 часа в неделю.
Учебник: (ФГОС) Русский язык. 8 класс: учеб. для общеобразовательных организаций / (С. Г. Бархударов и др.) 4-е изд., стер. – М.: Просвещение, 2022.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных. творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного Образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения: способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
владение разными видами чтения;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
владение разными видами монолога и диалога; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; умение совершенствовать и редактировать собственные тексты;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Содержание тем учебного предмета
Функции русского языка в современном мире (1 ч.)
Русский язык в современном мире.
Учащиеся научатся:
владеть русским языком – языком великого русского народа и одним из богатых языков мира.
Учащиеся получат возможность научиться:
опираясь на ключевые слова, план текста и его опорный конспект, рассказывать о значении русского языка в современном мире с учетом его истории и функционирования в современном обществе.
Основные термины по разделу:
Основные разделы языка, основные языковые единицы.
Повторение изученного в V–VII классах (6 ч. + 1 ч.)
Учащиеся научатся определять:
роль знаков препинания в простых и сложных предложениях: завершение, разделение, выделение; распределение знаков препинания на группы по их функциям; синтаксическим условиям употребления знаков препинания.
видам предложений по количеству описанных ситуаций, фрагментам действительности (простые и сложные); средствам связи простых предложений в сложных: союзным средствам и интонации (союзные) или интонация (бессоюзные);
видам сложных союзных предложений (сложносочиненные и сложноподчиненные) в зависимости от средства связи: сочинительного или подчинительного союзного средства;
условиям выбора и и я в суффиксах полных и кратких прилагательных, причастий, наречий; синтаксической роли наречий (обстоятельство), кратких прилагательных, причастий, категории состояния (сказуемое)
условиям выбора слитного и раздельного написания частицы не с разными частями речи: глаголами, краткими причастиями, деепричастиями, прилагательными (относительными и притяжательными), числительными
Учащиеся получат возможность научиться:
разграничивать знаки препинания по их функциям;
пользоваться простыми предложениями с составным именным сказуемым для характеристики, оценки предмета или явления;
определять вид сложного предложения;
соотносить сложное предложение с его графической схемой, определять по схеме вид сложного предложения;
создавать графические схемы сложных предложений и правильно употреблять разделительные и выделительные запятые;
правильно писать орфограмму «Одна и две буквы н» в суффиксах прилагательных и полных причастий, существительных, прилагательных, причастий, наречий, графически обозначать условия выбора данных орфограмм;
разграничивать краткие прилагательные и краткие причастия, правильно писать орфограмму «Одна и две буквы н» в данных частях речи;
разграничивать наречия, краткие прилагательные, причастия и категорию состояния с опорой на их роль в предложении; правильно писать орфограмму «Одна и две буквы н» в суффиксах данных частей речи;
правильно писать не с существительными и глаголами, прилагательными, наречиями; с краткими причастиями; с разными частями речи;
обозначать графически условия выбора орфограмм.
Основные термины по разделу:
Простые и сложные предложения. Знаки препинания. Графическая схема предложения. Орфограмма.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (5ч.+1ч.)
Учащиеся научатся основным единицам синтаксиса ( текст как единица синтаксиса. Предложение как единица синтаксиса)
Учащиеся получат возможность научиться:
находить в тексте синтаксические единицы и определять их роль в раскрытии замысла художественного произведения;
разграничивать основные синтаксические единицы по их функциям: номинативной и коммуникативной;
соотносить содержание предложения с фрагментами действительности;
разграничивать текст и набор отдельных предложений, определять границы предложения, используя необходимые знаки завершения.
Основные термины по разделу:
Синтаксис, пунктуация, функции знаков препинания
Словосочетание
Повторение пройденного о словосочетании в V классе. Связь слов в словосочетании; согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).
Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.
Учащиеся научатся:
Находить словосочетания, определять его функции; виды словосочетаний по главному слову: глагольные, именные и наречные;
свободные словосочетания и фразеологические обороты;
согласование, управление, примыкание;
средства связи слов в словосочетаниях разных видов: предложно-падежные формы, смысл;
порядок устного и письменного разбора словосочетания
Учащиеся получат возможность научиться:
составлять разные виды словосочетаний;
определять роль разных видов словосочетаний в раскрытии авторского замысла;
разграничивать разные виды словосочетаний по их значению;
определять вид словосочетания по главному слову, в том числе в собственных примерах;
использовать в речи синонимические по значению словосочетания;
разграничивать свободные словосочетания и фразеологические обороты;
определять вид подчинительной связи и средства связи слов в словосочетании;
составлять словосочетания с заданным видом связи;
правильно употреблять форму зависимого слова при управлении;
разграничивать словосочетания и сочетания слов, не являющихся словами самостоятельных частей речи или не связанных подчинительной связью;
производить устный и письменный разбор словосочетания.
Основные термины по разделу:
Словосочетание, типы словосочетаний.
Словосочетание, виды синтаксических связей (сочинительная и подчинительная), синтаксический разбор словосочетаний.
Простое предложение (2 ч. + 1 ч.)
Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.
Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.
Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.
Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности.
Учащиеся научатся:
Определять виды предложений по наличию главных членов: двусоставные и односоставные;
грамматическую (предикативную) основу предложений, выражать его основное значение и отражать ситуацию, фрагмент действительности как реальный или как нереальный: возможный, желательный;
в русском языке,порядок слов и логическое ударение помогают выделить наиболее важное слово в предложении;
основные элементы интонации – повышение и понижение высоты тона и паузы – и графические способы их обозначения.
Учащиеся получат возможность научиться:
разграничивать односоставные и двусоставные предложения;
определять предикативность предложения – его отношение к описываемому фрагменту действительности (реальному/нереальному);
определять роль порядка слов для выделения наиболее важного слова в предложении;
выразительно читать предложения, в том числе по интонационным схемам;
выделять с помощью логического ударения наиболее важное слово в предложении;
составлять графическую интонационную схему предложения.
Основные термины по разделу:
Предложение, грамматическая основа, предложения простые и сложные.
Предложения повествовательные, побудительные, вопросительные; восклицательные – невосклицательные, утвердительные – отрицательные.
Простые двусоставные предложения
Главные члены предложения (8 ч. + 1 ч.)
Повторение пройденного о подлежащем.
Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.
Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.
Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.
Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.
Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.
Учащиеся научатся:
Определять способы выражения подлежащего;
способы выражения сказуемого;
правила согласования глагола-сказуемого с подлежащим в числе и роде;
основные элементы составного глагольного сказуемого: вспомогательный глагол и примыкающая к нему неопределенная форма; их функции;
способы выражения вспомогательного глагола;
основные элементы составного именного сказуемого: именная часть и глагол-связка; их функции;
способы выражения именной части;
тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении – знак разделения;
правила постановки тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении.
Учащиеся получат возможность:
находить подлежащее и определять способы его выражения;
определять способы выражения сказуемого;
соотносить грамматически глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным существительным общего рода, аббревиатурами, заимствованными словами;
согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим в числе в трудных случаях;
находить составное глагольное сказуемое, определять значение вспомогательного глагола, способы его выражения; использовать составные глагольные сказуемые в речи;
находить составное именное сказуемое, определять способ выражения именной части;
разграничивать простое глагольное сказуемое, выраженное глаголом быть, и составное именное сказуемое с глаголом-связкой быть;
определять вид сказуемого; пользоваться синонимическими вариантами сказуемого с учетом речевой ситуации;
интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой;
употреблять тире между подлежащим и сказуемым в соответствии с правилом, графически объяснять условия выбора тире;
пользоваться синонимическими вариантами сказуемых для создания предложений разных стилей;
использовать составные именные сказуемые с отсутствующей связкой в речи для характеристики человека.
Основные термины по разделу:
Двусоставные предложения: подлежащее, сказуемое; односоставные предложения.
Второстепенные члены предложения (8 ч. + 1 ч.)
Повторение изученного о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).
Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.
Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.
Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.
Учащиеся научатся:
Определять виды второстепенных членов предложения по характеру значения и синтаксической роли в предложении: дополнение, определение, обстоятельство;
что такое дополнение, основные способы его выражения;
виды дополнений: прямые и косвенные;
способы выражения прямого дополнения;
что такое определение;
виды определений в зависимости от характера связи с определяемым словом: согласованное и несогласованное;
способы выражения согласованных и несогласованных определений;
несогласованные определения могут сочетать значение определения со значениями дополнения и обстоятельства
что такое приложение;
способы выражения приложения;
правила постановки дефиса при приложении;
правило согласования имен собственных, выступающих в роли приложения, с определяемым словом
что такое обстоятельство, способы его выражения;
виды обстоятельств по значению (места, времени, образа действия, причины, цели, условия, уступки);
второстепенный член предложения может совмещать разные значения, например дополнения и обстоятельства места или образа действия
порядок устного и письменного синтаксического разбора двусоставного предложения
Учащиеся получат возможность научиться:
находить в предложении второстепенные члены;
распознавать в предложении дополнения, определять их вид (прямое/косвенное) и способ выражения;
разграничивать употребление неопределенной формы глагола в качестве дополнения и части составного глагольного сказуемого;
использовать в речи прямые дополнения, выраженные существительным в винительном падеже без предлога и в родительном падеже без предлога при отрицании;
распознавать дополнения, выраженные словосочетаниями;
разграничивать прямое дополнение и подлежащее;
находить грамматические ошибки в использовании дополнений и исправлять их в соответствии с нормами литературного языка;
разграничивать определение и именную часть составного сказуемого;
распознавать согласованные и несогласованные определения и определять способ их выражения;
различать использование неопределенной формы глагола в предложении в качестве сказуемого, дополнения, определения;
использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы;
обнаруживать несогласованные определения, сочетающие значение определения со значением дополнения;
находить в предложении приложение и определяемое слово и различать их;
использовать приложения в речи;
согласовывать имена собственные, выступающие в роли приложения, с определяемым словом, употреблять дефис при одиночных приложениях;
находить в предложении обстоятельства места, ставить к ним вопросы,
использовать в речи обстоятельства места и определять способ их выражения;
распознавать в предложении обстоятельства времени и использовать их в речи;
находить в предложении обстоятельства образа действия и определять их роль в раскрытии авторского замысла;
разграничивать разные виды обстоятельств и определять способы их выражения;
находить в тексте обстоятельства причины и цели, определять способ их выражения;
ставить вопросы к обстоятельствам условия;
использовать обстоятельства уступки в деловом стиле речи;
находить второстепенные члены предложения, в которых совмещаются несколько значений, и определять эти значения;
производить устный и письменный синтаксический разбор двусоставного предложения.
Основные термины по разделу:
Второстепенные члены предложения: определения, приложения, дополнения, обстоятельства.
Простые односоставные предложения (8 ч. + 2 ч.)
Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, не определенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).
Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.
Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами.
Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.
Рассказ на свободную тему.
Учащиеся научатся:
Определять грамматическую основу односоставных предложений; способ графического обозначения главного члена (три прямые линии);
способы выражения главного члена односоставного предложения;
виды односоставных предложений по наличию второстепенных членов (распространенные/нераспространенные)
что такое назывное (номинативное) предложение, способы выражения его главного члена;
текстообразующую роль назывных предложений (зачин: лаконично вводит читателя в обстановку событий; ремарка и пр.)
что такое определенно-личное предложение, способы выражения его главного члена;
текстообразующую роль определенно-личных предложений (обобщение жизненного опыта в пословицах и поговорках)
что такое неопределенно-личное предложение, способы выражения его главного члена;
текстообразующую роль неопределенно-личных предложений
что такое безличное предложение, способы выражения его главного члена;
функции безличных предложений в речи (описание состояния человека или природы, побуждение к действию)
порядок проведения устного и письменного синтаксического разбора односоставного предложения
Учащиеся получат возможность научиться:
разграничивать двусоставные и односоставные предложения, определять способ выражения главного члена односоставных предложений;
различать распространенные и нераспространенные односоставные предложения;
распространять нераспространенные односоставные предложения;
распознавать назывные предложения, находить их главный член, определять способы его выражения; разграничивать главный член назывного предложения и подлежащее двусоставного предложения;
определять роль назывного предложения в художественном тексте (указание на время, место действия; ремарка; указание на фрагментарность воспоминаний и пр.);
пользоваться двусоставными и односоставными назывными предложениями как синтаксическими синонимами;
использовать назывные предложения в речи в качестве ремарок, для создания впечатления фрагментарности воспоминаний
распознавать определенно-личные предложения, находить их главный член, определять способ его выражения;
разграничивать разные варианты выражения главного члена определенно-личного предложения;
пользоваться двусоставными и односоставными определенно-личными предложениями как синтаксическими синонимами;
использовать определенно-личные предложения в речи;
распознавать неопределенно-личные предложения, находить их главный член, определять способ его выражения;
разграничивать неопределенно-личные и определенно-личные предложения с обобщенным значением;
разграничивать безличные предложения, обозначающие состояние природы и состояние человека;
находить главный член безличных предложений, определять способ его выражения;
использовать безличные предложения в заданной речевой ситуации;
пользоваться двусоставными и односоставными безличными предложениями как синтаксическими синонимами;
различать разные способы выражения главного члена безличного предложения;
находить безличные предложения, выступающие в роли побудительных;
определять способ выражения их главного члена;
правильно интонировать данные предложения;
производить устно и письменно синтаксический разбор односоставного предложения
Основные термины по разделу:
Предложение, простое предложение, осложненное предложение.
Неполное предложение
Понятие о неполных предложениях.
Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.
Учащиеся научатся:
Определять неполное предложение;
варианты неполных предложений: по смыслу или по составу членов предложения;
диалогичный контекст использования неполных предложений в речи;
правило употребления тире в неполном предложении
Учащиеся получат возможность научиться:
распознавать неполные предложения, определять их тип, находить пропущенный член предложения, ставить тире на месте неназванного члена, выраженного глаголом;
распознавать неполные предложения, находить пропущенные члены;
использовать неполные предложения в диалоге;
Основные термины по разделу:
Предложение, простое предложение, структурная неполнота предложения.
Простое осложненное предложение(1ч.)
Простое осложненное предложение. Способы осложнения предложения.
Учащиеся должны знать:
что такое осложненное предложение;
способы осложнения предложения (однородные и обособленные члены, вводные и вставные конструкции, обращения)
Учащиеся должны уметь:
определять способ осложнения предложения
Основные термины по разделу:
Предложение, простое предложение, осложненное предложение.
Однородные члены предложения (12ч. + 2ч.)
Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определение Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.
Вариативность постановки знаков препинания.
Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.
Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера).
Учащиеся научатся:
Определять однородные члены предложения;
способы выражения однородных членов (все члены предложения),
тип связи (сочинительная) и средства связи (перечислительная интонация, союзы) между собой;
функции однородных членов предложения в речи (детализация, создание комического эффекта, классификация и пр.);
правило постановки знаков препинания при однородных членах, связанных только перечислительной интонацией;
правило постановки знаков препинания при однородных членах с обобщающим словом;
что такое однородные и неоднородные определения;
основные случаи использования неоднородных определений в качестве однородных;
правило постановки знаков препинания при однородных и неоднородных определениях разновидности сочинительных союзов, которые используются для связи однородных членов предложения: по значению – соединительные, противительные, разделительные; по составу – одиночные, повторяющиеся, двойные;
функционирование союза и в предложении (для связи простых предложений в составе сложного, при однородных членах);
правила постановки знаков препинания при однородных членах, связанных сочинительными союзами;
фразеологические обороты с повторяющимися союзами и–и, ни–ни, не разделяющимися запятыми;
правило постановки знаков препинания (двоеточия и тире) при однородных членах с обобщающим словом в разных позициях; способы выражения обобщающего слова (имя существительное, словосочетание, местоимение, наречие);
порядок устного и письменного синтаксического разбора предложения с однородными членами;
порядок устного и письменного пунктуационного разбора предложения с однородными членами.
Учащиеся получат возможность научиться:
распознавать однородные члены предложения и произносить их с соответствующей интонацией,
составлять графические схемы однородных членов;
использовать разделительные запятые в предложениях с однородными членами;
находить однородные члены предложения, распознавать характер сочинительной связи между ними (союзная, бессоюзная);
использовать однородные члены предложения в заданной ситуации: для достижения комического эффекта, для детального описания явления в книжных стилях;
правильно ставить знаки препинания при однородных членах предложения, связанных только перечислительной интонацией;
использовать однородные члены предложения, связанные только перечислительной интонацией, в заданной речевой ситуации;
правильно расставлять знаки препинания;
интонационно правильно читать предложения с обобщающим словом при однородных членах, правильно расставлять знаки препинания при однородных членах с обобщающим словом;
разграничивать однородные и неоднородные определения;
использовать однородные и неоднородные определения в заданной речевой ситуация;
распознавать использование в тексте неоднородных определений в качестве однородных, правильно расставлять знаки препинания;
определять роль однородных и неоднородных определений в раскрытий авторского замысла;
правильно расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами, связанными сочинительными, противительными, разделительными, двойными союзами;
использовать предложения с однородными членами, связанными бессоюзной связью и союзной (с помощью двойных союзов), как синтаксические синонимы;
разграничивать разные функции союза и в предложении: связь простых предложений в составе сложного и однородных членов;
распознавать разновидность союза и по составу (одиночный, повторяющийся);
правильно расставлять знаки препинания при союзе и;
использовать однородные члены предложения, связанные повторяющимся союзом и, в речи для усиления утверждения;
разграничивать использование повторяющихся союзов и – и, ни – ни при однородных членах и во фразеологических оборотах, правильно расставлять знаки препинания;
определять роль однородных членов в раскрытии замысла художественного произведения, правильно расставлять знаки препинания при однородных членах;
использовать однородные определения в заданных речевых ситуациях;
находить обобщающее слово и определять его позицию (после однородных членов или перед ними), правильно расставлять знаки препинания;
интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах;
использовать обобщающие слова, выраженные местоимениями и наречиями, в речи, правильно расставлять знаки препинания;
разграничивать разные позиции обобщающего слова по отношению к однородным членам, правильно расставлять знаки препинания;
производить устно и письменно синтаксический разбор предложения с однородными членами;
производить устно и письменно пунктуационный разбор предложения с однородными членами.
Основные термины по разделу:
Предложение, однородные члены предложения.
Однородные члены предложения: однородные и неоднородные определения.
Однородные члены предложения: однородные и неоднородные приложения.
Однородные члены предложения, сочинительные союзы, группы сочинительных союзов.
Обобщающие слова, однородные члены предложения.
Обособленные члены предложения (16ч. + 1ч.)
Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.
Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.
Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.
Ораторская речь, ее особенности.
Учащиеся научатся:
обособлению – выделению второстепенных членов предложения в устной речи интонационно, на письме с помощью запятых и тире;
графическому обозначению обособленных членов предложения и интонации обособления;
видам обособленных определений (согласованные и несогласованные);
способам выражения обособленного определения (причастный оборот, одиночные прилагательные, прилагательные с зависимыми словами, существительные в косвенном падеже, сочетание существительного с прилагательным или числительным);
способам выражения определяемого слова (нарицательное, собственное существительное, местоимение);
правилу обособления согласованных определений (постпозиция по отношению к определяемому слову, местоимение или собственное существительное в роли определяемого слова, наличие добавочного обстоятельственного значения);
правилу обособления несогласованных определений (характер добавочного, разъясняющего замечания);
правилу обособления приложений (постпозиция по отношению к определяемому слову, личное местоимение или имя собственное в роли определяемого слова, дополнительное обстоятельственное значение);
способам выражения обособленного обстоятельства (одиночное деепричастие, деепричастный оборот);
правилу обособления обстоятельств (одиночные деепричастия и деепричастные обороты обособляются всегда);
фразеологические обороты, не являющиеся деепричастными виды уточняющих членов предложения (обстоятельство, дополнение);
правилу выделения уточняющих членов предложения;
порядку устного и письменного синтаксического разбора предложения с обособленными членами;
порядку устного и письменного пунктуационного разбора предложения с обособленными членами.
Учащиеся получат возможность научиться:
интонационно правильно произносить предложения с обособленными членами, определять их роль в предложении;
выделять запятыми обособленные члены, выраженные причастными и деепричастными оборотами, показывать графически интонацию обособления;
распространять обособленные члены;
правильно расставлять знаки препинания для выделения обособленных определений, выраженных причастными оборотами;
интонационно правильно произносить предложения с обособленными несогласованными определениями, выделять на письме несогласованные определения;
находить обособленные определения и слова, к которым они относятся, объяснять условия обособления определения;
находить определения, нуждающиеся в обособлении, выделять их запятыми, объяснять графически условия обособления;
распознавать приложение, нуждающееся в обособлении, выделять на письме обособленные приложения, объяснять условия обособления;
объяснять использование тире для выделения приложения;
использовать распространенные приложения в заданной речевой ситуации, правильно расставлять знаки препинания;
распознавать обособленные обстоятельства, выделять их графически, объяснять условия обособления;
обнаруживать обстоятельства, нуждающиеся в обособлении, выделять их запятыми, объяснять условия обособления графически;
распознавать определения и обстоятельства, нуждающиеся в обособлении, правильно расставлять знаки препинания, объяснять условия обособления графически;
обнаруживать обособленные определения, приложения и обстоятельства в художественном тексте, объяснять их роль в раскрытии авторского замысла;
согласовывать обстоятельство, выраженное деепричастием, со сказуемым, находить и исправлять грамматические недочеты в построении предложений с обособленными обстоятельствами;
находить обособленные члены предложения, разграничивать обособленные обстоятельства, определения и уточняющие члены предложения; объяснять графически условия обособления;
находить обособленные уточняющие члены предложения, выделять их знаками препинания, определять их текстообразующую роль;
распознавать обособленные обстоятельства уступки с предлогом несмотря на, выделять их запятыми;
распознавать обособленные определения и уточнения в художественном тексте;
объяснять использование авторских выделительных знаков вместо запятых;
определять их роль в раскрытии авторского замысла;
использовать предложения с обособленными определениями и уточнениями в заданной речевой ситуации;
производить устно и письменно синтаксический разбор предложения с обособленными членами;
производить устно и письменно пунктуационный разбор предложения с обособленными членами.
Основные термины по разделу:
Обособление, функции знаков препинания. Обособление определения.
Обособленные члены предложения: обособленные приложения.
Обособленные члены предложения: обособленные обстоятельства.
Обособленные члены предложения: обособленные дополнения.
Обращение(3ч. + 1 ч.)
Повторение изученного об обращении.
Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях.
Текстообразующая роль обращений.
Умение интонационно правильно произносить предложения с об ращениями.
Публичное выступление на общественно значимую тему.
Учащиеся должны знать:
какие слова не являются членами предложения (обращения, вводные слова, междометия);
функции слов, не являющихся членами предложения (коммуникативная, эмотивная);
что такое обращение;
способы выражения обращения;
что такое распространенное обращение;
правила выделения обращения в устной речи (звательная интонация) и на письме (выделительные знаки препинания).
Учащиеся научатся:
подбирать примеры, иллюстрирующие назначение обращений (название лица или кличка животного для привлечения его внимания, поэтическое обращение);
интонационно правильно произносить предложения с обращениями (выделяя обращения звательной интонацией), правильно расставлять знаки препинания для выделения обращений на письме;
обнаруживать обращение в тексте, определять способ его выражения, разграничивать обращение и подлежащее;
использовать распространенные обращения в речи;
использовать обращения в речевых ситуациях: разговор по телефону, поздравление, деловое письмо и пр.;
определять речевой контекст использования разных видов обращений, пользоваться обращениями в собственной речи;
распознавать обращения в тексте, правильно расставлять выделительные знаки препинания при обращениях;
определять способ выражения обращений, интонационно правильно произносить предложения с обращениями;
определять текстообразующую роль обращений.
Основные термины по разделу:
Обращения, знаки препинания при обращениях.
Вводные и вставные конструкции(9ч. +1ч.)
Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания.
Текстообразующая роль вводных слов и междометий.
Умение интонационно правильно произносить предложения с вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными слова ми; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.
Публичное выступление на общественно значимую тему и/или об истории своего края.
Учащиеся научатся:
Определять вводные слова;
группы вводных слов по значению;
правила выделения вводных слов в устной речи (интонация вводности) и на письме (выделительные знаки препинания);
что такое вводные предложения;
виды вводных предложений (односоставные/двусоставные), их опознавательные признаки (союзы как, что);
правила выделения вводных предложений в устной речи и на письме;
частицы и наречия, не являющиеся вводными словами;
что такое вставные конструкции, их назначение;
правила выделения вставных конструкций в устной речи и на письме;
что такое междометие, его назначение;
правила выделения междометий на письме;
порядок устного и письменного синтаксического и пунктуационного разбора предложения со словами, не являющимися членами предложения.
Учащиеся получат возможность научиться:
интонационно правильно произносить предложения с вводными ловами, разграничивать вводные слова и слова, являющиеся членами предложения;
разграничивать употребление слова однако в качестве вводного и в качестве противительного союза, выделять вводные слова знаками препинания;
использовать вводные слова разных значений в речи;
обнаруживать вводные слова в тексте, правильно выделять их знаками препинания;
определять текстообразующую роль вводных слов;
распознавать вводные слова, определять их значение, правильно выделять вводные слова запятыми;
использовать вводные слова в заданной речевой ситуации, правильно расставлять знаки препинания при вводных словах;
распознавать вводные предложения, интонационно правильно произносить предложения с вводными предложениями, правильно расставлять знаки препинания;
использовать в речи синонимические вводные слова, сочетания слов и вводные предложения;
разграничивать вводные слова и слова, не являющиеся вводными;
употреблять вводные слова как средство связи предложений в тексте;
обнаруживать вставные конструкции в тексте, определять их назначение;
распознавать вставные конструкции, выделять их на письме знаками препинания;
употреблять вводные слова и вставные конструкции как средство связи предложений в тексте;
обнаруживать вводные слова и вставные конструкции в тексте;
обнаруживать междометия в тексте, определять их текстообразующую роль;
распознавать междометия в предложениях, определять их назначение, интонационно правильно произносить предложения с междометиями, правильно расставлять знаки препинания при междометиях;
разграничивать употребление о при обращении и с междометием без обращения;
производить устно и письменно синтаксический и пунктуационный разбор предложения со словами, не являющимися членами предложения.
Основные термины по разделу:
Вводные слова, группы вводных слов по значению, вставные конструкции.
Междометия, вопросительно-восклицательные, утвердительные и отрицательные слова.
Публицистический стиль, признаки стиля, жанры публицистического стиля.
Функции знаков препинания, сочетание знаков препинания.
Функции знаков препинания, факультативные знаки препинания: вариативные, альтернативные, собственно факультативные.
Авторская пунктуация.
Чужая речь (5 ч. + 2 ч.)
Повторение изученного о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.
Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.
Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.
Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.
Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.
Учащиеся научатся:
определять чужую речь;
способы передачи чужой речи (прямая/косвенная);
структуру предложения с чужой речью (часть, передающая чужую речь, и комментирующая часть);
прямую речь;
косвенную речь;
структуру предложений с косвенной речью;
текстообразующую роль предложений с косвенной речью;
структуру предложений с прямой речью;
правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью;
текстообразующую роль предложений с прямой речью;
диалог; правила пунктуационного оформления диалога;
цитаты;
способы введения цитаты в авторский текст;
правила пунктуационного оформления цитат;
порядок устного и письменного разбора предложений с чужой речью.
Учащиеся получат возможность научиться:
интонационно правильно (с интонацией предупреждения или пояснения) произносить предложения с чужой речью;
разграничивать глаголы разной семантики в комментирующей части;
распространять комментирующую часть предложений с чужой речью;
разграничивать предложения с прямой и косвенной речью;
обнаруживать предложения с косвенной речью, объяснять их текстообразующую роль;
заменять прямую речь косвенной;
конструировать комментирующую часть предложения, правильно расставлять знаки препинания;
обнаруживать комментирующую часть в интерпозиции;
составлять графические схемы предложений, в которых комментирующая часть расположена внутри прямой речи;
соотносить структуру предложения с его графическим обозначением (схемой);
выделять в произношении комментирующую часть (слова автора);
соотносить структуру предложения с его схематической записью; анализировать языковые средства, помогающие автору в реализации замысла произведения;
объяснять текстообразующую роль диалога как вида прямой речи, составлять его графическую схему;
пользоваться логическими синонимами для более точного обозначения характера речи, правильно расставлять знаки препинания;
заменять косвенную речь прямой, исправляя грамматические ошибки, пунктуационно правильно оформлять диалог;
определять текстообразующую роль цитаты;
обнаруживать в комментирующей части слова, указывающие на характер речи;
распознавать цитаты в тексте, правильно расставлять знаки препинания при цитировании;
вводить цитату в авторский текст разными способами: как составную часть и как предложение с прямой речью;
определять текстообразующую роль цитаты;
использовать цитаты в речи;
исправлять речевые недочеты при цитировании;
цитировать стихотворный текст;
использовать цитаты в заданной речевой ситуации;
производить устно и письменно синтаксический разбор предложений с чужой речью.
Основные термины по разделу:
Способы передачи чужой речи: прямая речь, косвенная речь. Несобственно-прямая речь и слова автора.
Диалог, реплики диалога. Цитата, способы оформления цитат.
Повторение и систематизация изученного в VIII классе (4ч.)
Сочинение повествовательного характера с элементами описания (рассуждения).
Учащиеся научатся:
взаимосвязи синтаксиса и морфологии;
первичным и вторичным синтаксическим функциям различных частей речи.
Учащиеся получат возможность научиться:
производить синтаксический разбор предложения, разграничивать первичные и вторичные синтаксические функции частей речи; разграничивать функционирование слов в составе грамматической формы и в качестве самостоятельного члена предложения;
пользуясь алгоритмом, расставлять знаки препинания в тексте;
разграничивать употребление знаков препинания в разных функциях (разделение, выделение, завершение);
правильно употреблять форму зависимого слова при управлении; правильно строить предложение с деепричастным оборотом; пользоваться синтаксическими синонимами для избежания повторов;
правильно писать слова с изученными орфограммами, объяснять синтаксические условия выбора правильного написания;
обнаруживать ошибки в правописании слов, исправлять их, объяснять условия выбора правильного написания.
Основные термины по разделу:
Синтаксис, пунктуация, культура речи
Словосочетание. Простое предложение. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. Односоставные предложения. Неполные предложения. Осложненное предложение. Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения
Обращение. Вводные и вставные конструкции. Чужая речь.
Тематический планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся
№ п/п | Наименование разделов, тем | Количество часов | Контрольный диктант | Сочинение | Изложение | Контрольная работа |
1. | Русский язык в современном мире | 1 | | | | |
2. | Повторение изученного в 5-7 классах | 6 | 1 | | 1 | |
3. | Синтаксис. Пунктуация. Культура речи | 6 | 1 | | | |
4 | Простое предложение | 3 | | 1 | | |
5. | Главные члены предложения | 9 | 1 | | 1 | 1 |
6. | Второстепенные члены предложения | 9 | | 1 | | 1 |
7. | Односоставные предложения | 10 | 1 | 2 | | |
8 | Простое осложненное предложение | 16 | 1 | 2 | 1 | 1 |
9. | Обособленные члены предложения | 17 | 1 | 1 | | 1 |
10. | Обращение | 4 | | 1 | | 1 |
11. | Вводные и вставные конструкции | 10 | | | 1 | 1 |
12. | Чужая речь | 7 | 1 | 1 | 1 | |
13. | Повторение и систематизация изученного в 8 кл | 4 | | | | |
| Итого | 102 | 7 | 9 | 5 | 6 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ
№ уро ка | Тема | Количество уроков | Дата проведения | | | | | ||||||
План. | Факт. | | | | | ||||||||
1 | Функции русского языка в современном мире. | 1 | 05.09 | | | | | | |||||
2 | Фонетика и графика. Орфография. | 1 | 06.09 | | | | | | |||||
3 | Морфемика и словообразование | 1 | 08.09 | | | | | | |||||
4 | Лексикология и фразеология | 1 | 12.09 | | | | | | |||||
5 | Закрепление обобщение изученного материала. | 1 | 13.09 | | | | | | |||||
6 | Морфология и синтаксис. | 1 | 15.09 | | | | | | |||||
7 | Строение текста. Стили речи. Основные единицы синтаксиса Текст как единица синтаксиса | 1 | 19.09 | | | | | | |||||
8 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в 7 классе». | 1 | 20.09 | | | | | | |||||
9 | Анализ контрольного диктанта. | 1 | 22.09 | | | | | | |||||
10 | Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний. | 1 | 26.09 | | | | | | |||||
11 | Синтаксические связи слов в словосочетаниях. | 1 | 27.09 | | | | | | |||||
12 | Синтаксический разбор словосочетаний. | 1 | 29.09 | | | | | | |||||
13 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи». | 1 | 03.10 | | | | | | |||||
14. | Анализ ошибок допущенных в контрольном диктанте. | | 04.10 | | | | | | |||||
15 | Строение и грамматическое значение предложений. | 1 | 06.10 | | | | | | |||||
16 | Порядок слов в предложении. Интонация. Логическое ударение. | 1 | 19.10 | | | | | | |||||
17 | Р/Р Характеристика человека. | 1 | 11.10 | | | | | | |||||
18 | Главные члены предложения. Подлежащее. | 1 | 13.10 | | | | | | |||||
19 | Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. | 1 | 17.10 | | | | | | |||||
20 | Составное глагольное сказуемое. | 1 | 18.10 | | | | | | |||||
21 | Составное именное сказуемое. | 1 | 20.10 | | | | | | |||||
22 | Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 | 24.10 | | | | | | |||||
23 | Повторение материала по теме «Главные члены предложения». | 1 | 25.10 | | | | | | |||||
24 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Главные члены предложения. | 1 | 27.10 | | | | | | |||||
25 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. | 1 | 07.11 | | | | | | |||||
26 | Р/Р Сжатое изложение с элементами сочинения-рассуждения «Язык- самая большая ценность народа». | 1 | 08.11 | | | | | | |||||
27-28 | Роль второстепенных членов предложения. Дополнение. | 2 | 10.11 14.11 | | | | | | |||||
29 | Определение согласованное и несогласованное. Способы выражения определения | 1 | 15.11 | | | | | | |||||
30 | Приложение. Знаки препинания при нём. | 1 | 17.11 | | | | | | |||||
31 | Обстоятельство. Основные виды обстоятельств. | 1 | 21.11 | | | | | | |||||
32 | Основные группы двусоставных предложений | 1 | 22.11 | | | | | | |||||
33 | Р/Р Ораторская (публичная) речь. | 1 | 24.11 | | | | | | |||||
34 | Повторение по теме «Второстепенные члены предложения». | 1 | 28.11 | | | | | | |||||
35 | Контрольная работа по теме «Второстепенные члены предложения». | 1 | 29.11 | | | | | | |||||
36 | Главный член односоставного предложения. Назывные предложения. | 1 | 01.12 | | | | | | |||||
37 | Определённо-личные предложения. | 1 | 05.12 | | | | | | |||||
38 | Неопределённо-личные предложения. | 1 | 06.12 | | | | | | |||||
39 | Р/Р Инструкция. | 1 | 08.12 | | | | | | |||||
40 | Безличные предложения. | 1 | 12.12 | | | | | | |||||
41 | Р/Р Рассуждение. | 1 | 13.12 | | | | | | |||||
42 | Понятие о неполных предложениях. Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении. | 1 | 15.12 | | | | | | |||||
43 | Синтаксический разбор односоставного предложения. | 1 | 19.12 | | | | | | |||||
44 | Повторение по теме «Односоставные предложения». | 1 | 20.12 | | | | | | |||||
45 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Односоставные предложения». | 1 | 22.12 | | | | | | |||||
46 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Понятие об осложненном предложении. | 1 | 09.01.23 | | | | | | |||||
47 | Понятие об однородных членах предложения. Средства связи однородных членов предложения. | 1 | 10.01 | | | | | | |||||
48 | Однородные и неоднородные определения | 1 | 12.01 | | | | | | |||||
49 | Однородные и неоднородные определения. | 1 | 16.01 | | | | | | |||||
50 | Р/Р Сочинение по картине М. Добужинского «Город в николаевское время» (по упр. 314). | 1 | 17.01 | | | | | | |||||
51-52 | Однородные члены связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. | 2 | 19.01 | | | | | | |||||
53 | Однородные члены связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. | 1 | 23.01 | | | | | | |||||
54 | Р.Р. Сочинение по картине Ф. Васильева «Мокрый луг» с использованием безличных предложений, с однородными членами (по упр. 337). | 1 | 24.01 | | | | | | |||||
55 | Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них. | 1 | 26.01 | | | | | | |||||
56 | Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них. | 1 | 30.01 | | | | | | |||||
57 | Синтаксический разбор предложений с однородными членами. | 1 | 31.01 | | | | | | |||||
58 | Пунктуационный разбор предложений с однородными членами. | 1 | 02.02 | | | | | | |||||
59 | Обобщение изученного по теме «Однородные члены предложения». | 1 | 06.02 | | | | | | |||||
60 | Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения». | 1 | 07.02 | | | | | | |||||
61 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Понятие об обособлении второстепенных членов предложения. | 1 | 09.02 | | |||||||||
62 | Обособление определений. Выделительные знаки препинания при них. | 1 | 13.02 | | |||||||||
63 | Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений. Выделительные знаки препинания при них. | 1 | 14.02 | | |||||||||
64 | Обособление определений с обстоятельственным оттенком значения. Обособление несогласованных определений. | 1 | 16.02 | | |||||||||
65 | Р/Р Рассуждение на дискуссионную тему. | 1 | 20.02 | | |||||||||
66 | Обособление приложений. Выделительные знаки препинания при них. | 1 | 21.02 | | |||||||||
67 | Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием. | 1 | 23.02 | | |||||||||
68 | Обособление обстоятельств выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием. | 1 | 27.02 | | |||||||||
69 | Сравнительный оборот. Отсутствие или наличие запятой перед союзом КАК. | 1 | 28.02 | | |||||||||
70 | Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами. | 1 | 02.03 | | |||||||||
71 | Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них. | 1 | 06.03 | | |||||||||
72 | Обособление уточняющих членов предложения, присоединяемых при помощи союзов и других слов. | 1 | 07.03 | | |||||||||
73 | Обособление дополнений с предлогами. | 1 | 09.03 | | |||||||||
74 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с обособленными членами. | 1 | 13.03 | | |||||||||
75 | Обобщение по теме «Обособленные члены предложения». | 1 | 14.03 | | |||||||||
76 | Контрольная работа по теме «Обособленные члены предложения». | 1 | 16.03 | | |||||||||
77 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Обособленные члены предложения». | 1 | 20.03 | | |||||||||
78 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Обращение. Распространённые обращения. Выделительные знаки препинания при обращении. | 1 | 21.03 | | |||||||||
79 | Употребление обращений. | 1 | 23.03 | | |||||||||
80 | Р/Р Эпистолярный жанр. Составление делового письма. | 1 | 03.04 | | |||||||||
81 | Контрольное тестирование по теме «Обращение». | 1 | 04.04 | | |||||||||
82 | Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению. | 1 | 06.04 | | |||||||||
83 | Вводные слова, словосочетания и знаки препинания при них. | 1 | 10.04 | | |||||||||
84 | Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. | 1 | 11.04 | | |||||||||
85 | Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. | 1 | 13.04 | | |||||||||
86 | Р/Р Контрольное сжатое изложение. | 1 | 17.04 | | |||||||||
87 | Промежуточная итоговая аттестация. Контрольная работа. | 1 | 18.04 | | |||||||||
88 | Вставные слова, словосочетания и предложения. | 1 | 20.04 | | |||||||||
89 | Междометия в предложении. | 1 | 24.04 | | |||||||||
90 | Повторение материала по теме ««Обращения, вводные слова и междометия». | 1 | 25.04 | | |||||||||
91 | Контрольный тест по теме «Вводные и вставные конструкции». | 1 | 27.04 | | |||||||||
92 | Понятие о чужой речи. Комментирующая часть. Прямая и косвенная речь. Косвенная речь. | 1 | 02.05 | | | ||||||||
93 | Прямая речь. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. | 1 | 04.05 | | | ||||||||
94 | Р/Р Диалог. | 1 | 07.05 | | | ||||||||
95 | Р/Р Рассказ. | 1 | 11.05 | | | ||||||||
96 | Цитата и знаки препинания при ней. | 1 | 15.05 | | | ||||||||
97 | Синтаксический разбор и пунктуационный разбор предложений с чужой речью. Повторение по теме «Чужая речь». | 1 | 16.05 | | | ||||||||
98 | Итоговая контрольная работа. | 1 | 18.05 | | | ||||||||
99 | Анализ итоговой контрольной работы. | 1 | 22.05 | | | ||||||||
100 | Повторение изученного в 8 классе | 1 | 23.05 | | | ||||||||
101 | Повторение изученного в 8 классе | 1 | 25.05 | | | ||||||||
102 | Заключительный урок. | 1 | 29.05 | | |
Описание учебно-методического и материально-технического обепечения образовательного процесса
Обучение русскому языку в 8 классе: Методические рекомендации к учебнику для 8 класса общеобразовательных учреждений / Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Шеховцова И.А. – М.: Просвещение, 2017.
Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М. Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2017.
Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5–9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2017.
Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 8 класс / Сост. Н.В.Егорова. – М.: ВАКО, 2017
Нури О.А. Поурочные разработки по русскому языку: 8 класс: к учебнику Л.А.Тростенцовой «Русский язык. 8 класс». – М.: Издательство «Экзамен», 2016.
28