Рабочая программа по русскому языку, 8 класс, УМК: Быстрова Е.А.
Предмет: Класс: УМК: Количество часов: | Русский язык 8 Е.А. Быстрова, Т.М. Воителева, Л.В. Кибирева, Н.Н. Фаттахова 102 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа. Программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по русскому языку, «Обязательного минимума содержания образования», Примерной программы «Русский язык» основного общего образования
для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения и авторской программы общеобразовательных учреждений «Русский язык. 8 класс» автора-составителя Е.А. Быстровой
в соответствии с Федеральным базисным (общеобразовательным) учебным планом
для общеобразовательных учреждений РФ из расчёта часов на изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования и в соответствии с учебным планом ОУ на 2014-2015 учебный год. Программа будет реализовываться по учебнику «Русский язык: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Е.А. Быстрова, Т.М. Воителева, Л.В. Кибирева, Н.Н. Фаттахова; под редакцией Е.А. Быстровой.2-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Нормативные документы:
№ | Название документа | Автор | Год |
1 | Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ. | Приказ Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004 | 2004 |
2 | Государственный стандарт общего образования. | Приказ Минобразования РФ №1089 | 2004 |
3 | Примерная программа по русскому языку основного общего образования. | «Вестник образования», № 3 | 2005 |
4 | Программа курса «Русский язык» 5 – 9 классы к учебникам под редакцией Е.А. Быстровой для общеобразовательных учреждений (авторская программа), 8 класс. | Под редакцией Е.А. Быстровой, Л.В. Кибиревой. М.: ООО «Русское слово – учебник» | 2012 |
5 | Методическое письмо МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРЕПОДАВАНИЮ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ В 2010 – 2011 УЧЕБНОМ ГОДУ Письмо Министерства образования, науки и культуры Архангельской области от 6 декабря 2010 года № 209-03/4467 «О методических рекомендациях по преподаванию предметов». Методические рекомендации по преподаванию русского языка в общеобразовательных учреждениях Архангельской области в 2010-2011 учебном году. | Министерство образования, науки и культуры Архангельской области Государственное автономное образовательное учреждение «Архангельский областной институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» | 2010 |
6 | Учебный план ОУ на 2014-2015 год. (составлен на основе ФБУП-2004 года) | ПРОТОКОЛ № |
|
7 | Федеральный перечень учебников. Приказ Министерства образования и науки РФ "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования " Приказ Министерства образования и науки РФ " Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год" . | Приказ № 253 от 31.03.2014 г.
Приказ № 1067 от 19.12.12 | 31.03. 14. 19.12.12 |
По программе Е.А. Быстровой «Русский язык, 8 класс» на изучение предмета отводится 105 часов.
По учебному плану ОУ – 102 часа (3 часа в неделю, 34 учебные недели). Планирование составлено на 102 часа.
Учебно-тематическое планирование составлено в полном соответствии с содержанием программы.
Изменено (уменьшено) количество часов на итоговое повторение.
Структура документа.
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся; содержание тем учебного курса; перечень учебно-методического обеспечения, учебно-тематический план; календарно – тематическое планирование.
Общая характеристика учебного предмета.
Русский язык, родной язык русского народа — средство постижения и обретения его социокультурных ценностей, формирования духовно-нравственного мира россиянина и русского человека, его ментальности, средство развития интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.
Духовно-нравственное воспитание и развитие школьника средствами предмета русский язык — цель преподавания его сегодня. В то же время русский язык — важное средство социализации личности. Русский язык — средство развития личности, способной жить и трудиться в условиях постиндустриального, информационного и поликультурного общества, готовой реализовать себя
в обществе ХХI века. В процессе обучения русскому языку формируются такие качества личности, как коммуникабельность, готовность к сотрудничеству, к межличностному и межкультурному взаимодействию и взаимопониманию, умение самостоятельно решать проблемы, творчески мыслить, грамотно работать
с информацией, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям современного мира, быть конкурентоспособным, умение жить в многонациональной стране.
Цели и задачи обучения.
Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:
● воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры; воспитание интереса и любви к русскому языку;
● совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности к речевому взаимодействию и взаимопониманию;
● освоение знаний о русском языке, об устройстве языковой системы и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете.
Задачи обучения русскому языку в основной школе:
● осознание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, его самобытности, уникальности, эстетического богатства родного языка;
● формирование умений и навыков свободного и грамотного владения устной и письменной речью в основных видах речевой деятельности, овладение русским языком как средством общения в разных сферах и ситуациях его функционирования, развитие готовности к взаимодействию и взаимопониманию в бытовой, учебной, учебно-научной, социокультурной и деловой сферах, потребности к речевому самосовершенствованию;
● усвоение системы знаний о русском языке;
● формирование метапредметных умений и способов деятельности: определять цели предстоящей деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты; формирование способности извлекать информацию из различных источников, преобразовывать ее.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности.
Содержание курса русского языка обусловлено реализацией компетентностного подхода, то есть усвоение материала должно обеспечить формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция — это способность к межличностному и межкультурному общению адекватно целям, сферам и ситуациям общения. Она включает в себя знание основных речеведческих понятий, овладение основными видами речевой деятельности (аудирование, чтение, письмо, говорение) в разных сферах общения, основами культуры устной и письменной речи.
Коммуникативная компетенция предполагает умение определять цели общения, оценивать его ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера и выбирать адекватные стратегии коммуникации.
Лингвистическая (языковедческая) компетенция включает в себя овладение основами науки о русском языке, сведения о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; знаниями ее основных разделов и базовых понятий; предполагает формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов.
Языковая компетенция развивается и совершенствуется на основе обогащения словарного запаса языка и грамматического строя речи учащихся, овладения синонимическими средствами языка, его богатствами.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение социально-культурных норм речевого общения, умение объяснять значение слов с национально-культурным компонентом.
В программе реализуется коммуникативно-деятельностный подход, который означает предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.
Программа базируется на современных, уже получивших признание подходах к обучению: дидактических — личностно-ориентированном и деятельностном; лингводидактическом — сознательно (когнитивно) - коммуникативном.
В основе личностно-ориентированного подхода, утверждающегося сегодня в школе, лежит следующее:
1. Становление, развитие личности школьника - основная цель образования.
2. Отказ от авторитарного управления процессом обучения учителем. Ученик — активный субъект учебной деятельности.
3. Учет типологических и индивидуальных особенностей школьника: возрастных, его интересов, возможностей и потребностей.
В названии сознательно-коммуникативного подхода, его еще называют когнитивно-коммуникативным, подчеркивается его основная характеристика: обучение общению (коммуникации) сопрягается с сознательным познанием и усвоением системы сведений о языке, развитием познавательных способностей.
Согласно принципу сознательности языковой материал рассматривается как органическая и системно организованная часть учебного материала, на основе которой развивается речевая деятельность школьников. Осознанное усвоение языковых явлений, фактов, правил — обязательное условие достижения целей обучения русскому языку.
Основной характеристикой коммуникативности является развитие умений и навыков речевого общения, развитие и совершенствование речевой деятельности в ее основных видах. Принцип коммуникативности сопрягается с принципом сознательности усвоения учащимися грамматического материала.
Первую содержательную линию составляют разделы «Речь», «Речевая деятельность», «Текст». Она предполагает раскрытие и усвоение речеведческих понятий как условия совершенствования речевых способностей учащихся, овладение основными видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи: осознанное и адекватное восприятие и понимание звучащей речи (аудирование) и письменной речи (чтение), умение строить устное и письменное высказывание с учетом сферы и ситуации общения (говорение и письмо).
Вторая содержательная линия включает сведения об устройстве языка, особенностях его функционирования, о его грамматических категориях и явлениях. Эта содержательная линия включает разделы: «Синтаксис и пунктуация», «Фонетика, орфоэпия», «Морфемика и словообразование», «Графика, орфография», «Лексика», «Морфология».
При изучении названных разделов учащиеся получают не только соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют виды речевой деятельности.
В программе представлены сведения о роли русского языка в жизни человека, общества и государства,
в современном мире, о языке как развивающемся явлении, элементы истории языка, знания о лингвистике как науке, элементы истории науки о русском языке, сведения о ее выдающихся представителях.
Третья содержательная линия обеспечивает формирование культуроведческой компетенции, к этой линии относится материал, дающий представление о родном языке как национально-культурном феномене, раскрывающий связь языка с историей и культурой русского народа. Это содержание последовательно и целенаправленно реализуется при изучении каждого раздела программы.
.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны знать определение основных изученных в 8 классе языковых явлений и речеведческих понятий, пунктуационных правил, правила речевого этикета. Изучение предмета в 8 классе имеет синтаксическую и пунктуационную направленность. Начинается систематическое изучение синтаксиса.
К концу 8 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
ПО РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Аудирование:
- различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы;
- устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной принадлежности;
- сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания;
Чтение:
- - выделять в тексте главную и второстепенную информацию;
- разбивать текст на смысловые части и составлять простой и сложный планы;
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;
- владеть ознакомительным и изучающим, просмотровым и поисковом видами чтения;
- прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;
- извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;
- правильно расставлять логические ударения, паузы;
- выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;
- находить в тексте ключевые слова и объяснять их лексическое значение;
- прогнозировать содержание текста по данному началу;
- выступать перед аудиторией с небольшими сообщениями, докладом.
Говорение:
- доказательно отвечать на вопросы учителя;
- подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи
- создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности, выразительности речи;
- выражать своё отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации,
- определять стили речи; находить языковые средства, характерные для различных стилей речи;
- оценивать чужие и собственные речевые высказывания с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, языковой принадлежности.
Письмо:
- создавать письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи;
- подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи, сохраняя типологическую структуру исходного текста и его выразительные языковые и речевые средства;
- создавать письменное высказывание разных типов и стилей речи;
- составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма;
- определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;
- делить текст на абзацы;
- писать небольшие по объёму тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного);
- пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;
- выражать своё отношение к предмету речи;
- находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения;
- подбирать заголовок, отражающий основную тему и основную мысль текста;
- использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.);
- исправлять недочёты в содержании высказывания и его построении.
ПО ФОНЕТИКЕ И ОРФОЭПИИ:
- выделять в слове звуки речи; давать им фонетическую характеристику;
- проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;
- анализировать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
- находить в художественном тексте явления звукописи;
- правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи;
- работать с орфоэпическим словарём.
ПО МОРФЕМИКЕ и СЛОВОБРАЗОВАНИЮ:
- по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи их формы;
- определять способы образования слов различных частей речи;
- характеризовать словообразовательные гнезда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
- наблюдать за использованием выразительных средств морфемики и словообразования в речи.
- использовать морфемный, словообразовательный словари.
- применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов
ПО ЛЕКСИКОЛОГИИ И ФРАЗЕОЛОГИИ:
- соблюдать лексические нормы, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, с условиями и задачами общения;
- толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;
- проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нём примеры употребления слов в переносном значении;
- использовать в собственной речи синонимы, антонимы, паронимы и т.д.
- осуществлять выбор лексических средств и употреблять их в соответствии со значением и ситуацией общения.
- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
- извлекать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов
(толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря) и использовать ее в различных видах деятельности
ПО МОРФОЛОГИИ:
- различать постоянные и непостоянные морфологические признаки изученных частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;
- правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;
- использовать знания и умения по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения;
ПО ОРФОГРАФИИ:
- находить орфограммы в морфемах;
- группировать слова по видам орфограмм;
- владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;
- устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения;
- самостоятельно подбирать слова на изученные правила;
- учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слов при выборе правильного написания.
ПО СИНТАКСИСУ И ПУНКТУАЦИИ:
- овладеть основными понятиями синтаксиса;
- составлять схемы словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме; анализировать структуру словосочетания, определять способ связи слов в словосочетании;
- определять синтаксическую роль всех самостоятельных частей речи;
- распознавать виды предложений;
- определять виды главных и второстепенных членов предложения;
- находить, анализировать и использовать в речи обособленные члены предложения;
- овладеть основными способами передачи чужой речи;
- владеть правильным способом действий при применении изученных правил пунктуации;
- объяснять постановку знаков препинания в предложениях (в изученных синтаксических конструкциях) и использовать на письме специальные графические обозначения;
- самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.
ПО РЕЧЕВОМУ ЭТИКЕТУ:
- владеть навыками речевого этикета;
- осознавать роль русского языка в жизни страны, в дружбе народов, в жизни общества. Извлекать информацию из различных источников, представлять и передавать ее с учетом заданных условий общения.
Виды и формы контроля:
Диктант (контрольный, проверочный, выборочный, творческий, словарный, объяснительный, предупредительный, графический, «Проверяю себя», с языковым анализом текста, комментированный, свободный).
Комплексный анализ текста.
Сочинение, сочинение-рассуждение, сочинение-описание, сочинение-повествование, мини-сочинение.
Изложение, сжатое изложение, подробное изложение, с элементами сочинения
Тест.
Устное высказывание на лингвистическую тему.
Защита проектов.
8 класс
(105 ч, из них 21 ч — речь)
Основное содержание курса «Русский язык», подлежащее усвоению | Основные виды деятельности, которыми должен овладеть учащийся |
Русский язык в кругу славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка (1 ч) | Иметь элементарные представления о месте русского языка в кругу славянских языков, роли старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка, об основных формах функционирования современного русского языка |
Речь (21 ч) | |
Углубление знаний: текст, типы речи. Способы и средства связи предложений. Стили речи. Разговорный язык, его жанры. Научный стиль, его жанры: аннотация, рецензия, отзыв. Основные жанры официальноделового стиля: расписка, доверенность, заявление, резюме. Их особенности. Публицистический стиль, его жанры: заметка, репортаж, очерк | Различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официальноделовые, тексты художественной литературы. Устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка. Сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определенной функциональной разновидности языка и использованных языковых средств. Создавать письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи. Соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Оценивать чужие и собственные речевые высказывания с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, языковой принадлежности. Исправлять речевые недостатки, редактировать текст. Выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом |
Повторение изученного в 5—7 классах (6 ч) | |
Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Предложение (7 ч) | |
Синтаксис как раздел грамматики (1 ч) Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды и средства синтаксической связи | Овладеть основными понятиями синтаксиса. Осознавать (понимать) различие словосочетания и предложения, словосочетания и сочетания слов, являющихся главными членами предложения, сложной формой будущего времени глагола, свободных словосочетаний и фразеологизмов и др. |
Словосочетание (3 ч) Основные признаки словосочетания. Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные, наречные. Виды связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. | Распознавать главное и зависимое слово в словосочетании; определять виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова; виды подчинительной связи в словосочетании; нарушения норм сочетания слов в составе словосочетания. Анализировать и характеризовать словосочетания по морфологическим свойствам главного слова и видам подчинительной связи. Моделировать и употреблять в речи синонимические по значению словосочетания. |
Предложение (3 ч) Предложение как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и его отличия от других языковых единиц. Интонация, ее функции. Основные элементы интонации. Логическое ударение Виды предложений по цели высказывания: невопросительные (повествовательные, побудительные) и вопросительные. Их интонационные и смысловые особенности. Виды предложений по эмоциональной окраске: невосклицательные и восклицательные. Их интонационные и смысловые особенности. Предложения утвердительные и отрицательные, их смысловые и структурные различия. | Распознавать (выделять) словосочетания в составе предложения. Осуществлять выбор падежной формы управляемого слова, предложнопадежной формы управляемого существительного. Определять границы предложений и способы их передачи в устной и письменной речи. Корректировать интонацию в соответствии с коммуникативной целью высказывания. Распознавать виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске; утвердительные и отрицательные предложения. Анализировать и характеризовать интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных, восклицательных предложений; утвердительные и отрицательные предложения; сопоставлять их структурные и смысловые особенности. Моделировать предложения в соответствии с коммуникативной задачей высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные, восклицательные и невосклицательные, утвердительные, отрицательные); употреблять их в речевой практике |
Двусоставное предложение (15 ч) | |
Главные члены предложения (6 ч) Предложения простые и сложные, их структурные и смысловые различия. Простое двусоставное предложение. Синтаксическая структура простого предложения. Главные члены двусоставного предложения. Морфологические способы выражения подлежащего. Виды сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное сказуемое, способы их выражения. Особенности связи подлежащего и сказуемого | Опознавать (находить) грамматическую основу предложения, предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры. Распознавать главные и второстепенные члены предложения. Определять способы выражения подлежащего, виды сказуемого и способы его выражения. Анализировать и характеризовать синтаксическую структуру простых двусоставных предложений. Правильно согласовывать глаголсказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием или сложносокращенным словом; определения с определяемыми словами |
Второстепенные члены предложения, их виды и способы выражения (7 ч) Второстепенные члены предложения: определение (согласованное, несогласованное; приложение как разновидность определения), дополнение (прямое и косвенное), обстоятельство (времени, места, образа действия, цели, причины, меры, условия). Способы выражения второстепенных членов предложения. Прямой и обратный порядок слов в простом предложении, его коммуникативная и экспрессивностилистическая роль | Определять второстепенные члены, способ их выражения, задавать к ним вопросы. Составлять предложения со второстепенными членами. Опознавать прямой и обратный порядок слов в предложении. Анализировать и характеризовать структурные и смысловые особенности предложений с обратным порядком слов. Моделировать и употреблять в речи предложения с прямым и обратным порядком слов в соответствии с коммуникативной задачей высказывания. Наблюдать за особенностями употребления предложений с обратным порядком слов в речи. |
Предложения распространенные и нераспространенные, полные и неполные (2 ч) | Разграничивать и сопоставлять предложения распространенные и нераспространенные, полные и неполные. Наблюдать за особенностями употребления неполных предложений в речи. |
Односоставное предложение (8 ч) | |
Односоставные предложения, их виды, структурные и смысловые особенности Главный член односоставного предложения. Основные группы односоставных предложений: определенноличные, неопределенноличные, безличные, обобщенноличные, назывные. Их структурные и смысловые особенности | Разграничивать двусоставные неполные предложения и односоставные предложения. Опознавать односоставные предложения; определять их виды и морфологические способы выраже ния главного члена. Сопоставлять разные виды односоставных предложений по их структурным и смысловым особенностям. Анализировать и характеризовать виды односоставных предложений, их структурные и смысловые особенности. Моделировать односоставные предложения разных типов. Сравнивать синонимичные односоставные и двусоставные предложения |
Предложения осложненной структуры (42 ч) | |
Предложения с однородными членами, их интонационные и пунктуационные особенности (13 ч) Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. Однородные и неоднородные определения. Стилистические возможности предложений с однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах предложения | Опознавать предложения осложненной структуры; разграничивать сложные предложения и предложения осложненной структуры. Осознавать (понимать) условия однородности членов предложения. Опознавать и правильно интонировать предложения с разными типами сочетаний однородных членов (однородные члены с бессоюзным и союзным соединением, с парным соединением, повторяющимися или составными союзами, с обобщающим словом). Различать и сопоставлять однородные и неоднородные определения. Осуществлять выбор формы сказуемого при однородных подлежащих в соответствии с грамматическими нормами. Анализировать и характеризовать предложения с однородными членами предложения. Моделировать и использовать в речи предложения с разными типами сочетаний однородных членов, несколькими рядами однородных членов. Наблюдать за особенностями употребления однородных членов предложения в текстах разных стилей и жанров |
Предложения с обособленными членами, их смысловые, интонационные и пунктуационные особенности (20 ч) Обособленное определение и приложение. Причастный оборот как разновидность распространенного согласованного определения. Обособленные обстоятельства. Деепричастие и деепричастный оборот как разновидность обособленных обстоятельств, особенности их употребления. Обособленные дополнения. Уточняющие, поясняющие, присоединительные обособленные члены, их смысловые и интонационные особенности | Понимать сущность обособления, общие условия обособления. Опознавать и правильно интонировать предложения с разными видами обособленных членов. Сопоставлять обособленные необособленные второстепенные члены предложения. Моделировать и использовать в речи предложения с разными видами обособленных членов. Правильно конструировать предложения с деепричастными оборотами. Оценивать правильность построения предложений с обособленными членами, корректировать недочеты. Анализировать и характеризовать предложения с обособленными членами разных видов. Наблюдать за особенностями употребления обособленных членов предложения в текстах разных стилей и жанров |
Предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями (9 ч) Вводные конструкции. Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения) как средство выражения оценки высказывания, воздействия на собеседника. Группы вводных конструкций по значению. Использование вводных слов как средства связи предложений и смысловых частей текста | Понимать (осознавать) функции вводных конструкций речи. Опознавать и правильно интонировать предложения с вводными словами, словосочетаниями, предложениями; знать группы вводных слов и предложений по значению. Группировать вводные конструкции по заданным признакам. Сопоставлять предложения с вводными словами и предложения с созвучными им членами предложения. Моделировать и использовать в речи предложения с вводными конструкциями в соответствии с коммуникативной задачей высказывания. Использовать вводные слова в качестве средств связи предложений и смысловых частей текста. Анализировать и характеризовать грамматические и семантические особенности предложения с вводными конструкциями. Наблюдать за использованием вводных конструкций в речи |
Обращение Обращение (однословное и неоднословное), его функциии способы выражения. Интонация предложений с обращением | Понимать (осознавать) основные функции обращения. Опознавать и правильно интонировать предложения с распространенными и нераспространенными обращениями |
Повторение изученного (6 ч) |
Учебно-методическая литература:
1. «Русский язык: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Е.А. Быстрова, Т.М. Воителева, Л.В. Кибирева, Н.Н. Фаттахова; под редакцией Е.А. Быстровой.2-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014.
2. Школьные словари русского языка:
М.Т. Баранов «Школьный орфографический словарь русского языка»
Е.А. Быстрова, А.П. Окунева, Н.Б. Карашетва «Школьный толковый словарь русского языка»
В.П. Жуков, А.В. Жуков «школьный фразеологический словарь»
Л.П. Крысин «школьный словарь иностранных слов»
В.В. Львов «Школьный орфоэпический словарь»
С.И. Львова «Краткий орфографический словарь с этимологическими комментариями»
С.И. Львова «Краткий словообразовательный словарь школьника»
«школьный словарь иностранных слов» под редакцией В.В. Иванова
«Энциклопедический словарь юного филолога», сост. М.В. Панов
3. Тесты. 8 класс. М., «Дрофа». 2009г// С-П «Педагогическое общество России»
4. Г.А. Богданова. Уроки русского языка в 8 классе. Пособие для учителя.
5. Никитина. Уроки русского языка в 8 классе. Пособие для учителя.
Таблица тематического распределения часов.
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов | |
Авторская программа | Рабочая программа | ||
8 класс | |||
1 | Русский язык в кругу славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка | 1 | 1 |
2 | Речь | 21 (материал усваивается в течение учебного года) | 21 (материал усваивается в течение учебного года) |
3 | Повторение изученного в 5-7 классах | 6 | 6 |
4 | Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Предложение | 7 | 7 |
Синтаксис как раздел грамматики | 1 | 1 | |
Словосочетание | 3 | 3 | |
Предложение | 3 | 3 | |
5 | Двусоставное предложение | 15 | 15 |
Главные члены предложения | 6 | 6 | |
Второстепенные члены предложения | 7 | 7 | |
Предложения распространенные и нераспространенные | 2 | 2 | |
6 | Односоставное предложение | 8 | 8 |
7 | Предложения осложненной структуры | 42 | 38 |
Предложения с однородными членами, их интонационные и пунктуационные особенности | 13 | 13 | |
Предложения с обособленными членами, их смысловые, интонационные и пунктуационные особенности | 20 | 18 | |
Предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями | 9 | 7 | |
8 | Повторение изученного | 6 | 6 |
Пояснение. В связи с тем что количество часов по учебному плану меньше количества часов по программе, сокращено количество часов на изучение тем «Предложения с обособленными членами, их смысловые, интонационные и пунктуационные особенности» (20 до 18), « Предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями» (с 9 до 7).
Рекомендуемое число контрольных работ и работ по развитию речи
Вид контрольных работ | 8 класс |
Диктант | 4 |
Изложение | 3 |
Сочинение | 2 |
Количество итоговых контрольных диктантов, контрольных сочинений и изложений регламентируется Методическими рекомендациями по преподаванию русского языка в общеобразовательных учреждениях Архангельской области на 2011 -2012 учебный год:
Учебно-тематическое планирование уроков.
№ | Название раздела, темы | Количество часов | Из них | |||||
контрольных диктантов | контрольных работ, зачётов | развития речи | ||||||
всего часов | изложений | сочинений | ||||||
1. | Русский язык в кругу славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка | 1 | ||||||
2. | Речь | - всего 21 - в начале года | 21 6 |
| 1 (1ч.) | |||
3. | Повторение изученного в 5-7 классах | 6 | 1 |
|
| |||
4. | Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Предложение | 7 | 1 | 1 контр. (1ч.) | ||||
Синтаксис как раздел грамматики | 1 |
|
|
|
| |||
Словосочетание | 3 | |||||||
Предложение | 3 | |||||||
5. | Двусоставное предложение | 15 | ||||||
Главные члены предложения | 6 | 2 | 1 обуч. (2ч.) | |||||
Второстепенные члены предложения | 7 | 1 | 2 | 1 обуч. (2 ч.) | ||||
Предложения распространенные и нераспространенные | 2 | |||||||
6. | Односоставное предложение | 8 | 1 полугодовой контр. | 3 | 3 (3 ч.) | |||
7. | Предложения осложненной структуры | 38 | ||||||
Предложения с однородными членами, их интонационные и пунктуационные особенности | 13 | 1 | 2 | 1 контр. (1 час) | 1 (1 час) | |||
Предложения с обособленными членами, их смысловые, интонационные и пунктуационные особенности | 18 | 1 | 1 | 2 | 1 контр. (1 час) | |||
Предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями | 7 | 1 | 1 (1 час) | |||||
8. | Повторение изученного | 6 | 1(итоговый диктант) | 2 | 1 контр. (1 час) | |||
Итого | 102 | 5
| 2 | 21 | 3 (4 часа); из них 2 контр. | 9 (10 часов); из них 2 контр. |
Календарно-тематическое планирование.
1 четверть.
(По плану 27 часов, из них уроков развития речи – 9 часов, контрольных диктантов – 1 час.)
№ урока | Дата | Тема урока | Специальные знания, умения, навыки | Словарная работа | Примечания | |
по плану | по факту | |||||
№ 1. | Русский язык в кругу славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка | Знать: о месте русского языка в кругу славянских языков, роли старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка, об основных формах функционирования современного русского языка Уметь: выявлять место русского языка среди других языков; проводить лингвистическое наблюдение; работать со схемой; отвечать на вопросы по содержанию прочитанных текстов; составлять план теоретического материала; создавать устное высказывание, раскрывая тему и развивая основную мысль. | праязык индоевропейская семья языков восточнославянская группа западнославянская группа южнославянская группа старославянский язык церковнославянский язык |
| ||
Речь (повторяем и изучаем новое) (в начале года - 5 часов + 1 сочинение) | ||||||
№ 2. р./р. | Развитие речи. Текст и его признаки. Типы речи. | Знать: что такое текст, признаки текста; типы речи. Уметь: определять тему, основную мысль текста, ключевые слова, виды связи предложений в тексте; смысловые, лексические и грамматические средства связи предложений текста и частей текста; устанавливать принадлежность текста к определённому типу речи. | повествование описание рассуждение |
| ||
№ 3. р./р. | Развитие речи. Стили речи. Разговорный язык. | Знать: стили речи, отличие книжной речи от разговорной; основные признаки разговорной речи. Уметь: устанавливать принадлежность текста к определённому типу речи, функциональной разновидности языка; сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания. делить текст на композиционные части; осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде схемы, различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы. | функциональные стили речи разговорный язык |
| ||
№ 4. р./р. | Развитие речи. Научный стиль речи. | Знать: особенности научного стиля речи. Уметь: устанавливать принадлежность текста к определенному функциональному стилю речи; анализировать и составлять текст определённого стиля речи; осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана простого или сложного; создавать и редактировать собственные тексты различного типа речи, стиля, жанра с учётом требований к построению связного текста. | аннотация рецензия |
| ||
№ 5. р./р. | Развитие речи. Официально-деловой стиль речи | Знать: особенности официально-делового стиля речи. Уметь: устанавливать принадлежность текста к определенному функциональному стилю речи; анализировать и составлять текст определённого стиля речи; осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана простого или сложного; создавать и редактировать собственные тексты различного типа речи, стиля, жанра с учётом требований к построению связного текста. | заявление доверенность расписка резюме инструкция |
| ||
№ 6. р./р. | Развитие речи. Публицистический стиль речи | Знать: особенности публицистического стиля речи. Уметь: устанавливать принадлежность текста к определенному функциональному стилю речи; анализировать и составлять текст определённого стиля речи; осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана простого или сложного; создавать и редактировать собственные тексты различного типа речи, стиля, жанра с учётом требований к построению связного текста. | заметка репортаж очерк отзыв |
| ||
№ 7. р./р. | Развитие речи. Сочинение публицистического стиля (очерк или статья в газету) об экологических проблемах края | Уметь: создавать текст публицистического стиля; оценивать чужие и собственные речевые высказывания с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, языковой принадлежности; выступать перед аудиторией. |
| |||
Повторение (на основе изученного в 5-7 классах) (6ч) | ||||||
№ 8.
| Повторение. Фонетика. Орфоэпия. | Знать: звуки русской речи, правила произношения и правописания гласных и согласных в корнях слов, основные правила литературного произношения и ударения. Уметь: соотносить в словах буквы и звуки, производить фонетический разбор слова, находить и объяснять орфограммы в корнях слов, правильно произносить слова. |
| |||
№ 9.
| Основные принципы русской орфографии. Типы орфограмм. | Знать: основные принципы русской орфографии; типы орфограмм. Уметь: различать и применять различные типы орфограмм. |
|
| ||
№ 10.
| Морфология. Именные части речи. | Знать: морфологические признаки и синтаксическую роль именных частей речи; правила правописания данных частей речи, нормы употребления. Уметь: производить морфологический разбор именных частей речи; правильно писать и употреблять данные части речи. |
| |||
№ 11.
| Морфология. Глагол и его формы. | Знать: морфологические признаки и синтаксическую роль глагола и его форм; правила правописания данных частей речи, нормы употребления. Уметь: производить морфологический разбор глагола и его форм; правильно писать и употреблять данные части речи. |
|
| ||
№ 12.
| Морфология. Служебные части речи. | Знать: морфологические признаки и синтаксическую роль служебных частей речи; правила правописания данных частей речи, нормы употребления. Уметь: производить морфологический разбор служебных частей речи; правильно писать и употреблять данные части речи. |
| |||
№ 13. к/р | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в 5-7 классах». | Уметь: решать орфографические и пунктуационные задачи, производить синтаксический разбор простого предложения. |
| |||
Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Предложение. (7ч + 1 р/р ) Синтаксис как раздел грамматики (1 час) | ||||||
№ 14. | Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды и средства синтаксической связи | Знать: основные понятия синтаксиса. Уметь: осознавать различие словосочетания и предложения, словосочетания и сочетания слов, являющихся главными членами предложения, сложной формой будущего времени глагола, свободных словосочетаний и фразеологизмов и др. | грамматика синтаксис словосочетание предложение |
| ||
Словосочетание (3 часа) | ||||||
№ 15.
| Словосочетание. Виды словосочетаний. | Знать : основные признаки словосочетания; основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные, наречные. Уметь: распознавать главное и зависимое слово в словосочетании; определять виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова; анализировать и характеризовать словосочетания по морфологическим свойствам главного слова; моделировать и употреблять в речи синонимические по значению словосочетания. | главное слово зависимое слово именное глагольное наречное словосочетание подчинительная связь |
| ||
№ 16. | Виды связи слов в словосочетании. | Знать: виды связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Уметь: определять виды подчинительной связи в словосочетании; нарушения норм сочетания слов в составе словосочетания; анализировать и характеризовать словосочетания по морфологическим свойствам главного слова и видам подчинительной связи; моделировать и употреблять в речи синонимические по значению словосочетания. | согласование, управление, примыкание |
| ||
№ 17.
| Виды связи слов в словосочетании. | Знать: виды связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Уметь: определять виды подчинительной связи в словосочетании; нарушения норм сочетания слов в составе словосочетания; анализировать и характеризовать словосочетания по морфологическим свойствам главного слова и видам подчинительной связи; моделировать и употреблять в речи синонимические по значению словосочетания. | согласование, управление, примыкание |
| ||
Предложение (3 часа) | ||||||
№ 18. | Предложение как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения.
| Знать: основные признаки предложения как минимального речевого высказывания. Уметь: распознавать словосочетания в составе предложения; осуществлять выбор падежной формы управляемого слова, предложнопадежной формы управляемого существительного; определять границы предложений и способы их передачи в устной и письменной речи; корректировать интонацию в соответствии с коммуникативной целью высказывания. | предложение |
| ||
№ 19.
| Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. | Знать: виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Уметь: распознавать виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске; анализировать и характеризовать интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных, восклицательных предложений; утвердительные и отрицательные; моделировать предложения в соответствии с коммуникативной задачей высказывания; употреблять их в речевой практике | повествовательное, побудительное, вопросительное, восклицательное предложение | . | ||
№ 20. | Утвердительные и отрицательные предложения. | Знать: виды предложений утвердительные и отрицательные. Уметь: распознавать виды предложений; анализировать и характеризовать интонационные и смысловые особенности утвердительных и отрицательных предложений; моделировать предложения в соответствии с коммуникативной задачей высказывания; употреблять их в речевой практике | утвердительные и отрицательные предложения | |||
№ 21. р./р. | Развитие речи. Контрольное сочинение-описание по картине И. Левитана «Осень. Охотник» | Уметь: создавать сочинение-описание по картине, используя средства связи между частями, соблюдать логику при переходе от одной части к другой, использовать языковые средства, выбирать нужное начало сочинения в зависимости от темы, писать в соответствии с нормами русского языка. | ||||
Двусоставное предложение (15 ч) Главные члены предложения (6 + 2 р/р ; из них в 1 четверти 4+2 р/р) | ||||||
№ 22. | Подлежащее и способы его выражения | Знать: функцию главных членов предложения; признаки подлежащего и способы его выражения. Уметь: находить грамматическую основу предложения, предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры; распознавать главные и второстепенные члены предложения; определять способы выражения подлежащего; правильно согласовывать глаголсказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием или сложносокращенным словом; | подлежащее |
| ||
№ 23. | Сказуемое. Виды сказуемого. Простое глагольное сказуемое. | Знать: виды сказуемого. Уметь: находить и характеризовать сказуемое в предложении, согласовывать подлежащее со сказуемым, применяя соответствующее правило, учитывая сосуществующие варианты согласования; определять морфологические способы выражения ПГС. | простое глагольное сказуемое |
| ||
№ 24. | Составное глагольное сказуемое. | Знать: структуру составного глагольного сказуемого. Уметь: опознавать СГС в тексте по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значения; различать ПГС и СГС. | составное глагольное сказуемое |
| ||
№ 25. | Составное именное сказуемое. | Знать: структуру СИС. Уметь: опознавать СИС в тексте по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значения; определять способы выражения именной части СИС; различать ПГС, СГС и СИС; сопоставлять предложения с синонимичными сказуемыми разных видов. | составное именное сказуемое | |||
№ 26. р/р | Развитие речи. Обучающее сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (типы сказуемых). | Знать: особенности создания текста сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Уметь: выстроить алгоритм работы над сочинением на лингвистическую тему; определять тему текста, тип и стиль речи; формулировать основную мысль текста; писать сочинение-рассуждение, сохраняя его композиционные особенности. |
| |||
№ 27. р/р | Развитие речи. Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. | Уметь: писать сочинение на предложенную тему в соответствии с нормами русского языка, соблюдая композиционные особенности сочинения. |
|
|
2 четверть.
(По плану 21 час, из них уроков развития речи – 3 часа, контрольных диктантов – 1 час.)
№ урока | Дата | Тема урока | Специальные знания, умения, навыки | Словарная работа | Примечания | |
по плану | по факту | |||||
Двусоставное предложение (15 ч) Главные члены предложения (6 + 2 р/р ; из них в 1 четверти 4+2 р/р, во 2 четверти – 2 часа) | ||||||
№ 1.
| Тире между подлежащим и сказуемым. | Знать: особенности связи подлежащих и сказуемых, условия постановки знаков препинания между ними. Уметь: определять способы выражения подлежащих и сказуемых; применять правило постановки тире между подлежащим и сказуемым. | ||||
№ 2. | Обобщение изученного по теме «Главные члены предложения». | Уметь: определять морфологические способы выражения главных членов предложения; различать виды сказуемых; применять знания о главных членах предложения при синтаксическом анализе предложения. | ||||
Второстепенные члены предложения (7 ч. + 2 р/р) | ||||||
№ 3. | Второстепенные члены предложения. Определение. Согласованные и несогласованные определения
| Знать: определение определения ; виды определений (согласованное и несогласованное). Уметь: находить определение, определять способ его выражения, задавать к нему вопросы; вид определения; составлять предложения с определениями; уметь использовать их для характеристики предмета, явления и в качестве эпитета. | согласованные и несогласованные определения | |||
№ 4. | Приложение как разновидность определения. | Знать: определение приложения; виды приложений (распространённые и нераспространённые). Уметь: находить приложение, способ его выражения, задавать к нему вопросы; вид приложения ; ставить знаки препинания при приложении; составлять предложения с приложениями. | приложение распространённые и нераспространённые приложения | |||
№ 5. | Дополнение. Виды дополнений. | Знать: определение дополнения; виды дополнений. Уметь: определять дополнение, способ его выражения, задавать к нему вопросы; вид дополнения (прямое, косвенное); не смешивать дополнение с подлежащим; составлять предложения с дополнениями. | прямые и косвенные дополнения | |||
№ 6. | Обстоятельство. Основные значения и способы выражения | Знать: определение обстоятельства; виды обстоятельств по значению. Уметь: различать виды обстоятельств по значению; определять способ их выражения; использовать обстоятельства для придания речи точности, ясности, выразительности, использовать как средство связи предложений в повествовательных текстах. | обстоятельства времени, места, образа действия, цели, причины, меры, условия | |||
№ 7. | Порядок слов в предложении. | Знать: прямой и обратный порядок слов в предложении; Уметь: опознавать прямой и обратный порядок слов в предложении; анализировать и характеризовать структурные и смысловые особенности предложений с обратным порядком слов; моделировать и употреблять в речи предложения с прямым и обратным порядком слов в соответствии с коммуникативной задачей высказывания; наблюдать за особенностями употребления предложений с обратным порядком слов в речи. | прямой и обратный порядок слов в предложении | |||
№ 8. | Обобщение изученного по теме «Второстепенные члены предложения» | Уметь: находить, анализировать, правильно употреблять в речи второстепенные члены предложения. |
| |||
№ 9 к./р. | Контрольная работа по теме «Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения» . | Уметь: находить, анализировать, правильно употреблять в речи второстепенные члены предложения. | ||||
№ 10. р./р. | Развитие речи. Приёмы сжатия. Сжатое изложение. | Знать: приёмы сжатия текста. Уметь: использовать различные приёмы сжатия текста. | ||||
№ 11. р./р. | Развитие речи. Написание сжатого изложения (по упр.20). | Уметь: писать сжатое изложение в соответствии с нормами русского языка | ||||
Предложения распространённые и нераспространённые, полные и неполные (2 часа) | ||||||
№ 12. | Предложения распространённые и нераспространённые. | Знать: структурные особенности распространённых и нераспространённых предложений. Уметь: разграничивать и сопоставлять предложения распространенные и нераспространенные | распространённые и нераспространённые предложения | |||
№ 13. | Предложения полные и неполные. | Знать: структурные особенности полных и неполных предложений; назначение неполных предложений. Уметь: разграничивать и сопоставлять предложения полные и неполные; наблюдать за особенностями употребления неполных предложений в речи; пунктуационно оформлять неполные предложения на письме, отграничивать структуру неполных предложений от односоставных. | полные и неполные предложения | |||
Односоставное предложение ( 8 ч. + 3 р/р, из них во 2 четверти - 7 + 1 р\р) | ||||||
№ 14. | Понятие об односоставных предложениях. Основные виды односоставных предложений. | Знать: структурные особенности односоставных предложений, виды односоставных предложений. Уметь: различать двусоставные и односоставные предложения, опознавать односоставные предложения в тексте, в структуре сложного предложения. | односоставные предложения | |||
№ 15. | Определённо – личные предложения | Знать: структурно-грамматические особенности о/л предложений. Уметь: различать односоставные и двусоставные предложения; находить о/л предложения по их значению, структурным особенностям; использовать в разных стилях речи; пользоваться двусоставными и о/л предложениями как синтаксическими синонимами; правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят о/л предложения | определённо – личные односоставные предложения | |||
№ 16. р./р. | Развитие речи. Сочинение - описание картины (упр. 5) | Уметь: создавать сочинение-описание по картине, используя средства связи между частями, соблюдать логику при переходе от одной части к другой, использовать языковые средства, выбирать нужное начало сочинения в зависимости от темы, писать в соответствии с нормами русского языка. | ||||
№ 17. | Неопределённо-личные предложения | Знать: структурно-грамматические особенности н/л предложений; особенности выражения сказуемого в н/л предложении. Уметь: различать односоставные и двусоставные предложения; находить н/л предложения по их значению, структурным особенностям; использовать в разных стилях речи; использовать н/л предложения в собственных высказываниях; заменять синонимичными конструкциями; правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят о/л предложения | неопределённо-личные односоставные предложения | |||
№ 18. | Обобщённо-личные предложения | Знать: функцию обобщённо-личных предложений в речи, способы выражения сказуемого в них. Уметь: опознавать предложения в тексте; употреблять их в собственных высказываниях; использовать о/с предложения с обобщённым значением ( пословицы, афоризмы, крылатые выражения) | обобщённо-личные односоставные предложения | |||
№ 19. к. д. | Контрольный полугодовой диктант.
| Уметь: записывать текст, воспринятый на слух, в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами. | ||||
№ 20. | Анализ контрольного полугодового диктанта. | Уметь: исправлять допущенные ошибки, делать словесное и графическое комментирование, приводить примеры. | ||||
№ 21. | Безличные предложения. | Знать: структурные особенности безличных предложений, способы выражения сказуемого; особенности употребления в речи. Уметь: опознавать безличные предложения в тексте и умело употреблять в собственной речи. | безличные односоставные предложения |
3 четверть.
(По плану 30 часов, из них уроков развития речи – 6 часов, контрольных диктантов – 1 час.)
№ урока | Дата | Тема урока | Специальные знания, умения, навыки | Словарная работа | Примечания | |
по плану | по факту | |||||
Односоставное предложение (8 ч. + 3 р./р.; из них в 3 четверти - 1 час + 2 р./р.) | ||||||
№ 1. | Назывные предложения. | Знать: структурно-грамматические особенности назывных предложений. Уметь: различать односоставные назывные и двусоставные неполные предложения; находить назывные предложения по их значению, структурным особенностям; использовать в разных стилях речи; использовать назывные предложения в собственных высказываниях; заменять синонимичными конструкциями; правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят назывные предложения. | назывные односоставные предложения | |||
№ 2. р./р. | Развитие речи. Сочинение-описание по картине (упр.48) | Уметь: создавать сочинение-описание по картине, используя средства связи между частями, соблюдать логику при переходе от одной части к другой, использовать языковые средства, выбирать нужное начало сочинения в зависимости от темы, писать в соответствии с нормами русского языка. | ||||
№ 3. р./р. | Развитие речи. Сочинение-рассуждение (ЧГП стр.50-51) | Знать: особенности создания текста сочинения-рассуждения по проблематике текста. Уметь: выстроить алгоритм работы над сочинением- рассуждением; определять тему текста, тип и стиль речи; формулировать основную мысль текста; писать сочинение-рассуждение, сохраняя его композиционные особенности. |
| |||
Предложения осложнённой структуры - 38 часов + 5 часов р./р. | ||||||
Предложения с однородными членами, их интонационные и пунктуационные особенности – 13 часов + 2 часа р./р. | ||||||
№ 4. | Понятие об однородных членах предложения. Средства связи однородных членов. | Знать: условия однородности членов предложения; средства связи однородных членов Уметь: разграничивать сложные предложения и предложения осложненной структуры; опознавать предложения осложненной структуры, предложения с однородными членами, соблюдать перечислительную интонацию в предложениях с однородными членами предложения. | однородные члены предложения
| |||
№ 5. | Одиночные и распространённые однородные члены предложения. | Знать: признаки однородных членов предложения; средства связи однородных членов; одиночные и распространённые однородные члены предложения; способы их выражения. Уметь: разграничивать сложные предложения и предложения осложненной структуры; опознавать предложения с однородными одиночными и распространёнными членами предложения, соблюдать перечислительную интонацию в предложениях с однородными членами предложения. | одиночные однородные члены предложения распространённые однородные члены предложения | |||
№ 6. | Однородные главные члены предложения. | Знать: признаки однородных членов предложения; средства связи однородных членов; знаки препинания при однородных членах предложения; однородные подлежащие и сказуемые. Уметь: находить в предложении однородные главные члены (в том числе распространённые); уметь ставить знаки препинания при однородных главных членах предложения; осуществлять выбор формы сказуемого при однородных подлежащих в соответствии с грамматическими нормами. |
| |||
№ 7. | Однородные второстепенные члены предложения. | Знать: признаки однородных членов предложения; средства связи однородных членов; знаки препинания при однородных членах предложения; однородные определения, дополнения, приложения, обстоятельства. Уметь: находить в предложении однородные второстепенные члены (в том числе распространённые); уметь ставить знаки препинания при однородных второстепенных членах предложения. |
| |||
№ 8. | Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. | Знать: интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами; сочинительные союзы и их роль в предложениях с однородными членами предложения. Уметь: опознавать и правильно интонировать предложения с разными типами сочетаний однородных членов (однородные члены с бессоюзным и союзным соединением, с парным соединением, повторяющимися или составными союзами); ставить знаки препинания при однородных членах перед второй частью составных союзов, при повторяющихся союзах после каждого однородного члена; в случаях, когда запятая не ставится. |
| |||
№ 9
| Однородные и неоднородные определения. | Знать: различать однородные и неоднородные определения. Уметь: Закрепить знания о постановке знаков препинания при однородных членах предложения; повторить порядок синтаксического разбора предложений с однородными членами | однородные и неоднородные определения | |||
№ 10. | Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. | Знать: интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными и неоднородными определениями. Уметь: опознавать и правильно интонировать предложения с однородными и неоднородными определениями; ставить знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. | ||||
№ 11. р./р. | Развитие речи. Сочинение-описание по картине С. Брусилова «Сирень на веранде». | Уметь: создавать сочинение-описание по картине, используя средства связи между частями, соблюдать логику при переходе от одной части к другой, использовать языковые средства, выбирать нужное начало сочинения в зависимости от темы, писать в соответствии с нормами русского языка. | ||||
№ 12. | Знаки препинания при однородных членах предложения. | Знать: пунктуационные особенности предложений с однородными членами; сочинительные союзы и их роль в предложениях с однородными членами предложения. Уметь: опознавать и правильно интонировать предложения с разными типами сочетаний однородных членов (однородные члены с бессоюзным и союзным соединением, с парным соединением, повторяющимися или составными союзами); ставить знаки препинания при однородных членах перед второй частью составных союзов, при повторяющихся союзах после каждого однородного члена; моделировать и использовать в речи предложения с разными типами сочетаний однородных членов, несколькими рядами однородных членов. | ||||
№ 13. | Обобщающие слова при однородных членах предложения. | Знать: об обобщающих словах; о постановке знаков препинания при обобщающих словах. Уметь: опознавать и правильно интонировать предложения с разными типами сочетаний однородных членов, в том числе с обобщающим словом; конструировать предложения с обобщающим словом при однородных членах предложения. | обобщающее слово | |||
№ 14. | Позиция обобщающего слова по отношению к однородным членам предложения. Знаки препинания при обобщающем слове. | Знать: об обобщающих словах; о постановке знаков препинания при обобщающих словах в случаях, когда обобщающее слово стоит перед рядом однородных членов, или после однородных членов, или если оно стоит перед однородными членами, но после них предложение продолжается. Уметь: опознавать и правильно интонировать предложения с разными типами сочетаний однородных членов, в том числе с обобщающим словом; конструировать предложения с обобщающим словом при однородных членах предложения. |
| |||
№ 15. | Обобщение по теме «Однородные члены предложения». | Уметь: анализировать, характеризовать и использовать предложения с однородными членами предложения; наблюдать за особенностями употребления однородных членов предложения в текстах разных стилей и жанров. |
| |||
№ 16. | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Предложения с однородными членами». | Проверить усвоение темы «Предложения с однородными членами». | ||||
№ 17. | Анализ и работа над ошибками контрольного диктанта с грамматическим заданием. | Уметь: исправлять допущенные ошибки, делать словесное и графическое комментирование, приводить примеры; устранить пробелы в знаниях по теме «Однородные члены предложения» | ||||
№ 18. р./р. | Развитие речи. Контрольное сжатое изложение. | Уметь: писать сжатое изложение в соответствии с нормами русского языка. | ||||
Предложения с обособленными членами, их смысловые, интонационные и пунктуационные особенности – 18 часов + 2 р./р. ( из них в 3 четверти – 10 часов + 2 р./р.) | ||||||
№ 19. | Понятие об обособлении. Предложения с обособленными членами. | Знать: понятие об обособлении, об обособленных членах предложения; общие условия обособления. Уметь: выделять интонационно обособленные члены, проводить синонимическую замену обособленных членов, правильно ставить знаки; разграничивать сложные предложения и предложения осложненной структуры.
| обособленные члены предложения | |||
№ 20. | Обособленные определения. | Знать: правила обособления согласованных и несогласованных определений. Уметь: находить грамматические условия обособления определений, выраженных причастным оборотом и прилагательным с зависимыми словами, одиночных согласованных определений; опознавать и правильно интонировать предложения с обособлением, правильно их конструировать. | обособленные согласованные определения обособленные одиночные согласованные определения обособленные несогласованные определения | |||
№ 21. | Согласованные определения одиночные и распространённые. Знаки препинания при обособленных согласованных определениях | Знать: правила обособления или отсутствия обособления согласованных и несогласованных определений. Уметь: находить грамматические условия обособления определений, выраженных причастным оборотом и прилагательным с зависимыми словами, в том числе с обстоятельственным оттенком, одиночных согласованных определений; опознавать и правильно интонировать предложения с обособлением, правильно их конструировать. | обособленные согласованные определения обособленные одиночные согласованные определения обособленные несогласованные определения | |||
№ 22 | Причастный оборот как разновидность распространённого согласованного определения. Знаки препинания при обособленных согласованных определениях. | Знать: правила обособления или отсутствия обособления согласованных определений, выраженных причастным оборотом. Уметь: находить грамматические условия обособления определений, выраженных причастным оборотом; опознавать и правильно интонировать предложения с обособлением, правильно их конструировать; графически объяснять постановку знаков препинания при обособленных определениях. | ||||
№ 23 | Несогласованные определения. Знаки препинания при обособленных несогласованных определениях. | Закрепить: правила обособления несогласованных определений. Уметь: находить грамматические условия обособления несогласованных определений; опознавать и правильно интонировать предложения с обособлением, правильно их конструировать. | несогласованные определения | |||
№ 24 | Обособленные приложения. Знаки препинания при обособленных приложениях. | Знать: правила обособления приложений; Уметь: интонационно правильно произносить предложения с обособленными приложениями, находить грамматические условия для обособления распространённых и одиночных приложений; опознавать и правильно интонировать предложения с обособлением, правильно их конструировать. | обособленные приложения одиночные обособленные приложения распространённые обособленные приложения | |||
№ 25 | Приложения с союзом КАК. | Знать: правила постановки знаков препинания при союзе как; Уметь: правильно ставить знаки препинания в оборотах с союзом как; моделировать и использовать в речи предложения с разными видами обособленных определений и приложений. | ||||
№ 26 | Обобщение по теме «Обособление определений и приложений». | Уметь: опознавать и правильно интонировать предложения с обособленными определениями и приложениями; сопоставлять обособленные и необособленные определения и приложения; моделировать и использовать в речи предложения с разными видами обособленных членов; наблюдать за особенностями употребления обособленных определений и приложений в текстах разных стилей и жанров; анализировать и характеризовать предложения с обособленными определениями и приложениями. | ||||
№ 27
| Обособленные обстоятельства. Деепричастие и деепричастный оборот как разновидность обособленных обстоятельств. | Знать: условия обособления обстоятельств. Уметь: находить обособленное обстоятельство, выраженное деепричастием и деепричастным оборотом, определять его границы, правильно ставить знаки препинания, заменять их синонимическими конструкциями; опознавать и правильно интонировать предложения с обособлением, правильно конструировать предложения с деепричастными оборотами. | обособленное обстоятельство деепричастный оборот | |||
№ 28 | Обособленные обстоятельства. Способы их выражения и разновидности значения. | Знать: условия обособления обстоятельств. Уметь: находить обособленное обстоятельство, выраженное существительным с производным предлогом, определять его границы, правильно ставить знаки препинания, заменять их синонимическими конструкциями; опознавать и правильно интонировать предложения с обособлением. | обособленное обстоятельство | |||
№ 29 р./р. | Развитие речи. Контрольное сочинение на лингвистическую тему | Знать: особенности создания текста сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Уметь: выстроить алгоритм работы над сочинением на лингвистическую тему; определять тему текста, тип и стиль речи; формулировать основную мысль текста; писать сочинение-рассуждение, сохраняя его композиционные особенности; писать сочинение на предложенную тему в соответствии с нормами русского языка, соблюдая композиционные особенности сочинения. | ||||
№ 30 р./р. | Развитие речи. Жанры официально-делового стиля. Резюме. | Знать: особенности официально-делового стиля речи, жанра резюме. Уметь: устанавливать принадлежность текста к определенному функциональному стилю речи; анализировать и составлять текст определённого стиля речи и жанра; создавать и редактировать собственное резюме с учётом требований к построению связного текста. | официально-деловой стиль резюме |
4 четверть.
(По плану 24 часа, из них уроков развития речи – 3 часа, контрольных диктантов – 2 часа, контрольных работ – 1 час.)
№ урока | Дата | Тема урока | Специальные знания, умения, навыки | Словарная работа | Примечания | |
по плану | по факту | |||||
Предложения с обособленными членами, их смысловые, интонационные и пунктуационные особенности – 18 часов + 2 р./р.; из них в 4 четверти – 8 часов. | ||||||
№ 1 | Обособленные дополнения. | Знать: условия обособления дополнений. Уметь: находить обособленное дополнение, определять его границы, правильно ставить знаки препинания, заменять их синонимическими конструкциями; опознавать и правильно интонировать предложения с обособлением, правильно конструировать предложения с обособленным дополнением. | обособленное дополнение | |||
№ 2 | Обобщение по теме «Обособленные члены предложения». | Уметь: опознавать и правильно интонировать предложения с обособленными членами предложения; применять правила пунктуации при обособленных членах предложения; моделировать и использовать в речи предложения с разными видами обособленных членов; наблюдать за особенностями употребления обособленных членов предложения в текстах разных стилей и жанров; анализировать и характеризовать предложения с обособленными членами предложения. |
| |||
№ 3 к./д. | Контрольный диктант по теме «Обособленные члены предложения». | Уметь: воспроизводить аудируемый текст на письме, соблюдать орфографические и пунктуационные нормы. |
| |||
№ 4 | Уточняющие члены предложения. | Знать: понятие об уточняющих членах предложения; интонационные особенности предложений с уточняющими членами предложения; условия обособления уточняющих членов предложения. Уметь: находить уточняющие члены предложения, определять их границы, правильно ставить знаки препинания; опознавать и правильно интонировать предложения с обособлением, правильно конструировать предложения с уточняющими членами предложения. | уточняющие члены предложения | |||
№ 5 | Уточняющие, поясняющие, присоединительные обособленные члены, их смысловые и интонационные особенности. | Знать: смысловые и интонационные особенности предложений с уточняющими, поясняющими и присоединительными членами предложения; условия обособления данных членов предложения. Уметь: находить уточняющие поясняющие, присоединительные обособленные члены предложения, определять их границы, правильно ставить знаки препинания; опознавать и правильно интонировать предложения с обособлением, правильно конструировать предложения с уточняющими поясняющими, присоединительными обособленными членами предложения; производить анализ предложений. | уточняющие, поясняющие, присоединительные обособленные члены | |||
№ 6 | Обобщение по теме «Обособленные и уточняющие члены предложения». | Знать: смысловые и интонационные особенности предложений с обособленными членами предложения; условия обособления данных членов предложения. Уметь: определять и выделять обособленные второстепенные и уточняющие члены предложения; создавать и корректировать тексты с включением различных случаев обособления, обосновывать синтаксические нормы построения предложений с обособленными членами предложения, правильно их интонировать. |
| |||
№ 7 к./р. | Контрольная работа по теме «Предложения с обособленными членами предложения». | Уметь: находить, анализировать, правильно употреблять в речи обособленные члены предложения. | ||||
№ 8 | Анализ и работа над ошибками контрольной работы. | Уметь: исправлять допущенные ошибки, делать словесное и графическое комментирование, приводить примеры; устранить пробелы в знаниях по теме «Предложения с обособленными членами предложения». | ||||
Предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями – 7 часов + 1 час р./р. | ||||||
№ 9 | Вводные слова и конструкции, знаки препинания при них. | Знать: функции вводных конструкций речи, правила их выделения. Уметь: правильно произносить предложения с вводными конструкциями, соблюдать пунктуационные правила выделения вводных конструкций. | вводные слова вводные конструкции (словосочетания, предложения) | |||
№ 10 | Вводные конструкции как средство выражения оценки высказывания, воздействия на собеседника | Знать: роль вводных слов как средства выражения субъективной оценки высказывания, воздействия на собеседника. Уметь: выражать определённые отношения к высказыванию с помощью вводных слов; правильно ставить знаки препинания при вводных словах; различать вводные слова и члены предложения. | вводные слова вводные конструкции | |||
№ 11 | Группы вводных конструкций по значению. | Знать: группы вводных конструкций по значению. Уметь: выражать определённые отношения к высказыванию с помощью вводных слов; правильно ставить знаки препинания при вводных словах; различать вводные слова и члены предложения. | вводные слова вводные конструкции | |||
№ 12 | Использование вводных слов как средства связи предложений и смысловых частей текста. | Знать: смысловые и интонационные особенности предложений с вводными конструкциями. Уметь: правильно интонировать предложения с вводными словами, моделировать в речи в соответствии с коммуникативной задачей. | вводные слова вводные конструкции | |||
№ 13 | Обращение, его функции и способы выражения. | Знать: основные функции обращения (звательная, оценочная, изобразительная); способы выражения обращения. Уметь: характеризовать синтаксические, интонационные, пунктуационные особенности предложений с обращениями. | обращение распространённое обращение | |||
№ 14 | Обращение и знаки препинания при нём. Интонация предложений с обращением. | Знать: пунктуационные правила выделения обращения. Уметь: интонационно правильно произносить предложения, употреблять формы обращений в различных речевых ситуациях, различать обращения и подлежащее в двусоставном предложении. | обращение | |||
№ 15 | Порядок синтаксического разбора простого предложения. | Знать: порядок синтаксического разбора простого предложения. Уметь: выполнять синтаксический разбор простого предложения с вводными словами, обращениями, обособленными и однородными членами предложения. | ||||
№ 16 р./р. | Развитие речи. Сочинение-рассуждение по тексту М. Горького (стр. 119)
| Уметь: строить сочинение-рассуждение; полно излагать мысли; соблюдать орфографические и пунктуационные нормы русского языка. | ||||
Повторение изученного – 6 часов + 2 р./р. | ||||||
№ 17 | Синтаксис и морфология. | Уметь: опознавать части речи по их грамматическим признакам, определять синтаксическую роль в предложении; использовать в речи разные виды предложений. | морфология синтаксис синтаксические конструкции | |||
№ 18 | Синтаксис и пунктуация. | Знать: смыслоразличительную роль знаков препинания. Уметь: пунктуационно грамотно оформлять предложения с однородными и обособленными членами предложения; обосновывать выбор знаков препинания. | пунктуация знаки препинания | |||
№ 19 р./р. | Развитие речи. Контрольное сжатое изложение. | Уметь: сжато пересказать прослушанный текст, сохраняя языковые особенности исходного текста, соблюдая нормы русского языка. | ||||
№ 20 | Синтаксис и пунктуация. | Знать: смыслоразличительную роль знаков препинания. Уметь: пунктуационно грамотно оформлять предложения с однородными и обособленными членами предложения, с конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения; обосновывать выбор знаков препинания. | пунктуация знаки препинания | |||
№ 21 к./д. | Итоговая контрольная работа (диктант). | Уметь: воспроизводить аудируемый текст на письме, соблюдать орфографические и пунктуационные нормы. | ||||
№ 22 | Анализ ошибок контрольной итоговой работы. | Уметь: исправлять допущенные ошибки, делать словесное и графическое комментирование, приводить примеры. | ||||
№ 23 р./р. | Развитие речи. Текст. Стили речи. | Знать: что такое текст, признаки текста; типы речи; стили речи. Уметь: определять тему, основную мысль текста, ключевые слова, виды связи предложений в тексте; смысловые, лексические и грамматические средства связи предложений текста и частей текста; устанавливать принадлежность текста к определённому типу и стилю речи; производить комплексный анализ текста. | текст стили речи | |||
№ 24 | Синтаксис и культура речи. | Уметь: соблюдать орфографические, грамматические и лексические нормы при построении словосочетаний разных видов; синтаксические – при построении предложений; исправлять нарушения синтаксических норм, владеть языковыми средствами в соответствии с целями общения. | словосочетание синтаксис и пунктуация простого предложения синтаксические нормы |
За год по плану 102 часа, из них
уроков развития речи – 21 час,
(контрольных изложений – 2, контрольных сочинений – 2),
контрольных диктантов – 5, из них итоговых – 2.