Рабочая программа по русскому языку (7 класс, 68 часов, ФГОС)
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку составлена на основании следующих нормативных доку-ментов:
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
2. Примерной программы по русскому языку основного общего образования.
3. Авторской программы по русскому языку для основной школы авторов Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой.
4. Учебного плана МБОУ г. Мценска «Средняя общеобразовательная школа №4» на 2016 – 2017 учебный год.
5. Федерального перечня учебников на 2016-2017 учебный год.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены Федеральным государственным стандартом общего образования.
Цели и задачи обучения:
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для VII класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане
В связи с тем, что авторская учебная программа по русскому языку рассчитана на 170 часов в год, а надомное обучение предусматривает уменьшение количества часов до 68, была составлена рабочая программа.
Данная программа отражает обязательное для усвоения в 7 классе содержание обучения русскому языку.
Содержание курса русского языка.
Повторение пройденного в 5-6 классах (4 ч.)
Синтаксис и пунктуация. Лексика и фразеология. Фонетика. Словообразование. Морфология и орфография.
Морфология. Орфография. Культура речи (51 ч.)
Причастие (22 ч.)
Повторение пройденного о глаголе в 5-6 классах. Действительные и страдательные причастия. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Склонение полных причастий. Правописание гласных в падежных окончаниях причастий. НЕ с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы Н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов.
Деепричастие (11 ч.)
Деепричастие как часть речи. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование. НЕ с деепричастиями.
Наречие (16 ч.)
Наречие как часть речи. Степени сравнения наречий и их образование. Правописание НЕ с наречиями на –О, -Е. НЕ и НИ в наречиях. Одна и две буквы Н в наречиях на –О, -Е. Буквы О и Е после шипящих на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях Слитные и раздельные написания наречий.
Категория состояния (2 ч.)
Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.
Служебные части речи (10 ч.)
Предлог (3 ч.)
Предлог как часть речи. Производные и непроизводные предлоги. Простые и составные предлоги. Слитное и раздельное написание предлогов.
Союз (3 ч.)
Союз как часть речи. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Слитные и раздельные написания союзов.
Частица (3 ч.)
Частица как часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Различение на письме частиц НЕ и НИ. Правописание частиц НЕ и НИ с различными частями речи.
Междометие. Звукоподражательные слова (1 ч.)
Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении. Звукоподражательные слова. Дефис в междометиях.
Повторение и систематизация пройденного в 7 классе (3 ч.)
Фонетика. Лексика. Фразеология. Словообразование. Морфология и орфография. Синтаксис и пунктуация.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств личности;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные
1) владение всеми видами речевой деятельности (понимание информации, владение разными видами чтения; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей; способность извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала; способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью развернутости; умение создавать устные и письменные тексты разных типов; способность правильно и свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, при менять полученные знания и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с другими людьми в процессе речевого общения.
Предметные
1) представление об основных функциях языка, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке;
4) освоение базовых понятий лингвистики;
5) освоение основными стилистическими ресурсами лексики фразеологии русского языка;
6) опознавание и анализ основных единиц языка;
7) проведение различных видов анализа слова
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; осознание эстетической функции родного языка.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема урока |
Дата проведения |
|
По плану |
Фактически |
||
Повторение пройденного в 5-6 классах (4 ч.) |
|||
1 |
Синтаксис и пунктуация |
||
2 |
Лексика и фразеология. Фонетика |
||
3 |
Словообразование. |
||
4 |
Морфология и орфография |
||
Морфология. Орфография. Культура речи (51 ч.) |
|||
Причастие (22 ч.) |
|||
5 |
Повторение изученного о глаголе. Морфологический разбор глагола |
||
6 |
Причастие как часть речи |
||
7 |
Склонение причастий |
||
8 |
Причастный оборот. Выделение причастных оборотов запятыми |
||
9 |
Р/Р Описание внешности человека. Обучающее изложение |
||
10 |
Действительные причастия |
||
11 |
Страдательные причастия |
||
12-13 |
Образование действительных причастий настоящего времени |
||
14-15 |
Образование действительных причастий прошедшего времени |
||
16-17 |
Образование страдательных причастий настоящего времени |
||
18-19 |
Образование страдательных причастий прошедшего времени |
||
20 |
Краткие страдательные причастия |
||
21 |
Морфологический разбор причастия |
||
22 |
Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями |
||
23-24 |
Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов |
||
25 |
Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени |
||
26 |
Повторение по теме «Причастие». Изложение |
||
Деепричастие (11 ч.) |
|||
27 |
Деепричастие как часть речи |
||
28-29 |
Деепричастный оборот. Запятая при деепричастном обороте |
||
30 |
Раздельное написание НЕ с деепричастиями |
||
31-32 |
Деепричастия совершенного вида |
||
33-34 |
Деепричастия несовершенного вида |
||
35 |
Морфологический разбор деепричастия |
||
36-37 |
Повторение по теме «Деепричастие» |
||
Наречие (16 ч.) |
|||
38 |
Наречие как часть речи. Смысловые группы наречий |
||
39-40 |
Степени сравнения наречий |
||
41 |
Морфологический разбор наречий |
||
42-43 |
Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о, -е |
||
44-45 |
Одна и две буквы Н в наречиях на –о, -е |
||
46 |
Р/Р Описание действий. Изложение |
||
47-48 |
Буквы О и Е после шипящих на конце наречий |
||
49-50 |
Буквы О и А на конце наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С- |
||
51 |
Дефис между частями слова в наречиях |
||
52 |
Мягкий знак после шипящих на конце наречий |
||
53 |
Повторение по теме «Наречие». Контрольный тест |
||
Категория состояния (2 ч.) |
|||
54 |
Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий |
||
55 |
Синтаксическая роль слов категории состояния |
||
Служебные части речи (10 ч.) |
|||
Предлог (3 ч.) |
|||
56 |
Предлог как часть речи. Употребление предлогов |
||
57 |
Непроизводные и производные предлоги |
||
58 |
Слитное и раздельное написание производных предлогов |
||
Союз (3 ч.) |
|||
59 |
Союз как часть речи. Простые и составные союзы |
||
60 |
Союзы сочинительные и подчинительные |
||
61 |
Запятая перед союзами в сложном предложении |
||
Частица (3 ч.) |
|||
62 |
Частица как часть речи. Разряды частиц |
||
63 |
Раздельное и дефисное написание частиц |
||
64 |
Различение частицы НЕ и приставки НЕ |
||
Междометия. Звукоподражательные слова (1 ч.) |
|||
65 |
Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении. Звукоподражательные слова. |
||
Повторение и систематизация пройденного в 7 классе (3 ч.) |
|||
66 |
Фонетика. Лексика и фразеология |
||
67 |
Морфология и орфография. Словообразование |
||
68 |
Синтаксис и пунктуация |
Учебно-методическое обеспечение
Литература для учителя
Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А.Тростенцовой и других. 5-9 классы.- М.: Просвещение, 2011.
С.В. Абрамова. Русский язык. Проектная работа старшеклассников- М.:Просвещение, 2011.
Г.А. Богданова. Уроки русского языка в 7 кл. / Г. А. Богданова. - СПб., 2014.
Г.А. Богданова Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы. / Г. А. Богданова. - М.: Просвещение, 2012.
М.Г. Бройде. Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2012.
Н.В. Егорова. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 7 класс – М.:ВАКО, 2013.
П.Ф. Ивченков. Обучающее изложение: 5-9 кл. / П. Ф. Ивченков. - М., 2011.
Н.А. Сенина. Русский язык. Тесты для промежуточного контроля. 7 класс – Ростов н/Д: Легион, 2013.
Литература для обучающихся
С.В. Антонова, Т.И. Гулякова. Русский язык: 7 класс: контрольные работы тестовой формы. – М.: Вентана-Граф, 2013.
Михайлова С. Ю. Ключи к орфографии / С. Ю. Михайлова. - М.: Просвещение, 2006.
Олимпиады по русскому языку / Сост. О. Н. Белявская. - Минск, 2012.
Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская Л. А. Тростенцова и др. ; науч. ред. Н. М. Шанский. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2014.
С.В. Савченкова Рабочая тетрадь по русскому языку: 7-й кл.: к учебнику Т.А. Ладыженской- М.: АСТ, 2014.
Электронные образовательные ресурсы:
http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ
http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении
http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты' по пунктуации, орфографии и др.
http://som.fio.ru/ - сетевое объединение методистов
http://www.ug.ru/ -«Учительская газета»
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
http://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет»
http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
http://www.mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и пунктуации
Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы http://www.mapryal.org/
Навигатор. Грамота. ру http://www.navigator.gramota.ru/
Новый словарь русского язык http://www.rubricon.ru/nsr_1.asp
Опорный орфографический компакт по русскому языку (пособие по орфографии) http://yamal.org/ook/
Русский филологический портал http://www.philology.ru/default.htm
Русский язык и культура речи http://www.sibupk.nsk.su/Public/Chairs/c_foreign/Russian/kr_rus.htm#4
Самый полный словарь сокращений русского языка http://www.sokr.ru/
Санкт-Петербургские Ведомости (Русский язык на рубеже тысячелетий) http://www.vedomosty.spb.ru/2001/arts/spbved-2473-art-17.html
Словарь русских фамилий http://www.rusfam.ru/
Уроки русского языка в школе Бабы-Яги http://sertolovo.narod.ru/1.htm
Тесты по русскому языку (на ОС "Шопен") http://altnet.ru/%7Emcsmall/cat_ru.htm
Основные правила грамматики русского языка http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html
Урок. Русский язык для школьников и преподавателей http://urok.hut.ru/
Толковый словарь В.И. Даля http://www.slova.ru/
Русские словари. Служба русского языка http://www.slovari.ru/lang/ru/
Словарь-справочник русского языкаhttp://slovar.boom.ru/
Легоцкая Вера Сергеевна
Александрова Марина Александровна
Людмила