Рабочая программа по русскому языку для 6 класса
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (210 часов), по ФГОС; на 2016-2017 уч. г.
Составитель:
Егорова Наталья Александровна,
учитель русского языка и литературы
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РУССКИЙ ЯЗЫК":
1) совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и аудирования, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации):
создание устных монологических высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета; умение различать монологическую, диалогическую и полилогическую речь, участие в диалоге и полилоге;
развитие навыков чтения на русском языке (изучающего, ознакомительного, просмотрового) и содержательной переработки прочитанного материала, в том числе умение выделять главную мысль текста, ключевые понятия, оценивать средства аргументации и выразительности;
овладение различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
понимание, интерпретация и комментирование текстов различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка, осуществление информационной переработки текста, передача его смысла в устной и письменной форме, а также умение характеризовать его с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения;
умение оценивать письменные и устные речевые высказывания с точки зрения их эффективности, понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
выявление основных особенностей устной и письменной речи, разговорной и книжной речи;
умение создавать различные текстовые высказывания в соответствии с поставленной целью и сферой общения (аргументированный ответ на вопрос, изложение, сочинение, аннотация, план (включая тезисный план), заявление, информационный запрос и др.);
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования:
осознанное использование речевых средств для планирования и регуляции собственной речи; для выражения своих чувств, мыслей и коммуникативных потребностей;
соблюдение основных языковых норм в устной и письменной речи;
стремление расширить свою речевую практику, развивать культуру использования русского литературного языка, оценивать свои языковые умения и планировать их совершенствование и развитие;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка:
распознавание и характеристика основных видов выразительных средств фонетики, лексики и синтаксиса (звукопись; эпитет, метафора, развёрнутая и скрытая метафоры, гипербола, олицетворение, сравнение; сравнительный оборот; фразеологизм, синонимы, антонимы, омонимы) в речи;
уместное использование фразеологических оборотов в речи;
корректное и оправданное употребление междометий для выражения эмоций, этикетных формул;
использование в речи синонимичных имен прилагательных в роли эпитетов;
4) расширение и систематизация научных знаний о языке, его единицах и категориях; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики:
идентификация самостоятельных (знаменательных) служебных частей речи и их форм по значению и основным грамматическим признакам;
распознавание существительных, прилагательных, местоимений, числительных, наречий разных разрядов и их морфологических признаков, умение различать слова категории состояния и наречия;
распознавание глаголов, причастий, деепричастий и их морфологических признаков;
распознавание предлогов, частиц и союзов разных разрядов, определение смысловых оттенков частиц;
распознавание междометий разных разрядов, определение грамматических особенностей междометий;
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста:
проведение фонетического, морфемного и словообразовательного (как взаимосвязанных этапов анализа структуры слова), лексического, морфологического анализа слова, анализа словообразовательных пар и словообразовательных цепочек слов;
проведение синтаксического анализа предложения, определение синтаксической роли самостоятельных частей речи в предложении;
анализ текста и распознавание основных признаков текста, умение выделять тему, основную мысль, ключевые слова, микротемы, разбивать текст на абзацы, знать композиционные элементы текста;
определение звукового состава слова, правильное деление на слоги, характеристика звуков слова;
определение лексического значения слова, значений многозначного слова, стилистической окраски слова, сферы употребления, подбор синонимов, антонимов;
деление слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
умение различать словообразовательные и формообразующие морфемы, способы словообразования;
проведение морфологического разбора самостоятельных и служебных частей речи; характеристика общего грамматического значения, морфологических признаков самостоятельных частей речи, определение их синтаксической функции;
опознавание основных единиц синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
умение выделять словосочетание в составе предложения, определение главного и зависимого слова в словосочетании, определение его вида;
определение вида предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске;
определение грамматической основы предложения;
распознавание распространённых и нераспространённых предложений, предложений осложнённой и неосложнённой структуры, полных и неполных;
распознавание второстепенных членов предложения, однородных членов предложения, обособленных членов предложения; обращений; вводных и вставных конструкций;
опознавание сложного предложения, типов сложного предложения, сложных предложений с различными видами связи, выделение средств синтаксической связи между частями сложного предложения;
определение функционально-смысловых типов речи, принадлежности текста к одному из них и к функциональной разновидности языка, а также создание текстов различного типа речи и соблюдения норм их построения;
определение видов связи, смысловых, лексических и грамматических средств связи предложений в тексте, а также уместность и целесообразность их использования;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и стилем общения:
умение использовать словари (в том числе – мультимедийные) при решении задач построения устного и письменного речевого высказывания, осуществлять эффективный и оперативный поиск на основе знаний о назначении различных видов словарей, их строения и способах конструирования информационных запросов;
пользование толковыми словарями для извлечения необходимой информации, прежде всего – для определения лексического значения (прямого и переносного) слова, принадлежности к его группе однозначных или многозначных слов, определения прямого и переносного значения, особенностей употребления;
пользование орфоэпическими, орфографическими словарями для определения нормативного написания и произношения слова;
использование фразеологических словарей для определения значения и особенностей употребления фразеологизмов;
использование морфемных, словообразовательных, этимологических словарей для морфемного и словообразовательного анализа слов;
использование словарей для подбора к словам синонимов, антонимов;
7) овладение основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка:
поиск орфограммы и применение правил написания слов с орфограммами;
освоение правил правописания служебных частей речи и умения применять их на письме;
применение правильного переноса слов;
применение правил постановки знаков препинания в конце предложения, в простом и в сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге;
соблюдение основных орфоэпических правил современного русского литературного языка, определение места ударения в слове в соответствии с акцентологическими нормами;
выявление смыслового, стилистического различия синонимов, употребления их в речи с учётом значения, смыслового различия, стилистической окраски;
нормативное изменение форм существительных, прилагательных, местоимений, числительных, глаголов;
соблюдение грамматических норм, в том числе при согласовании и управлении, при употреблении несклоняемых имен существительных и аббревиатур, при употреблении предложений с деепричастным оборотом, употреблении местоимений для связи предложений и частей текста, конструировании предложений с союзами, соблюдение видовременной соотнесённости глаголов-сказуемых в связном тексте.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
6 КЛАСС
(210 часов)
Язык. Речь. Общение (2 ч.)
Русский язык - один из развитых языков мира. Язык, речь. Общение. Ситуация общения.
Повторение изученного в 5 классе (13 ч.)
Фонетика. Орфоэпия. Морфемы в слове. Орфоэпия. Морфемы в приставках и корнях слов. Части речи. Орфограммы в окончаниях слов. Словосочетания. Простое предложение. Знаки препинания. Сложное предложение. запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений. Прямая речь. Диалог. Типы речи. Стиль речи. Основная мысль текста, Составление диалога.
Входная диагностическая контрольная работа.
Текст (6 ч.)
Текст, его особенности. Тема и основная мысль Заглавие текста. Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова. Основные признаки: и стили речи. Официально-деловой стиль, Речь устная и письменная; диалогическая монологическая. Основная мысль текста.
Лексика Культура речи (12 ч.)
Слово и его лексическое значение. Собирание материалов к сочинению. Общеупотребительные слова.
Профессионализмы. Диалектизмы. Исконно-русские и заимствованные слова. Неологизмы. Устаревшие слова. Словари. Повторение.
Контрольная работа по теме «Лексика. Культура речи»
Фразеология. Культура речи (4 ч.)
Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Повторение.
Тестирование по теме «Фразеология»
Словообразование. Орфография. Культура речи (33 ч.)
Морфемика и словообразование. Описание помещения. Основные способы образования слов в русском языке. Этимология слов. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. Буквы а и о в корне –кас- - кос-. Буквы а я о в корне –гар- - гор-.
Буквы а и о в корне –зар- -зор-. Буквы ы, и после приставок. Гласные в приставках пре- и при-. Соединительные гласные о и е в сложных словах. Сложносокращенные слова. Морфемный и словообразовательный разбор слова. Повторение.
Р. Р. Сложный план сочинения. Описание помещения.
Контрольная работа теме «Словообразование. Орфография»
Морфология. Орфография. Культура речи
Имя существительное (22 ч.)
Имя существительное как часть речи. Разносклоняемые имена существительные. Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя. Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имен существительных. Имена существительные общего рода. Морфологический разбор имени существительного. Не с существительными. Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик (-щик). Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных. Повторение.
P.P. Написание письма.
Контрольный диктант по теме «Имя существительное»
Морфология. Орфография. Культура речи
Имя прилагательное (28 ч.)
Имя прилагательное как часть речи. Описание природы. Степени сравнения имен прилагательных. Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные. Относительные прилагательные. Притяжательные прилагательные. Морфологический разбор имени прилагательного. Не с прилагательными.
Буквы о, е после шипящих и в суффиксах прилагательных. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Различение на письме суффиксов прилагательных -к, ск-. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. Повторение.
P.P. Описание природы: основная мысль, структура описания, языковые средства, используемые в описании. Составление плана описания природы.
Контрольная работа по теме «Имя прилагательное». Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное». Сочинение-описание природы.
Имя числительное (17 ч.)
Имя числительное как часть речи. Простые и составные числительные. Мягкий знак на конце и в середине числительных. Порядковые числительные. Разряды количественных числительных. Числительные, обозначающие целые числа. Дробные числительные. Собирательные числительные. Морфологический разбор имени числительного. Повторение.
P.P. Стиль текста. Составление текста объявления. Устное выступление на тему «Берегите природу!»
Контрольная работа по теме «Имя числительное».
Местоимение (20 ч.)
Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Возвратное местоимение себя. Вопросительные и относительные местоимения. Неопределенные местоимения. Отрицательные местоимения. Притяжательные местоимения. Рассуждение. Указательные местоимения. Определительные местоимения. Местоимения и другие части речи. Морфологический разбор местоимения. Повторение.
P.P. Составление рассказа от первого лица. Анализ текста. Сочинение-рассуждение.
Контрольная работа по теме «Местоимение»
Глагол (23 ч.)
Глагол как часть речи. Разноспрягаемые глаголы. Глаголы переходные и непереходные. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Условное наклонение. Повелительное наклонение. Употребление наклонений. Безличные глаголы. Морфологический разбор глагола. Рассказ на основе услышанного. Правописание гласных в суффиксах глагола. Повторение.
P.P. Сочинение-рассказ. Составление текста с глаголами условного наклонения. Рассказ по рисункам. Составление текста-рецепта.
Контрольный диктант по теме «Глагол»
Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах. (23 ч.)
Разделы науки о языке. Орфография. Лексика и фразеология. Словообразование. Синтаксис.
Р.Р. Повторение изученного о тексте, его частях, стилях речи
Итоговая контрольная работа
Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов |
1. | Русский язык – один из развитых языков мира | 1 |
2. | Язык, речь, общение. Ситуация общения | 1 |
3. | Повторение изученного по фонетике и орфоэпии | 1 |
4-5. | Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и в корнях слов | 2 |
6. | Части речи. Орфограммы в окончаниях слов | 1 |
7. | Орфограммы в окончаниях | 1 |
8. | Проверочная работа по теме «Части речи» | 1 |
9. | Словосочетание. Простое предложение | 1 |
10-11. | Сложное предложение. Запятые в сложном предложении | 2 |
12. | Синтаксический разбор предложений | 1 |
13. | Прямая речь. Диалог | 1 |
14. | Входная диагностическая контрольная работа | 1 |
15. | Анализ результатов входной диагностики. Работа над ошибками | 1 |
16. | Текст, его особенности | 1 |
17. | Тема и основная мысль текста. Заглавие текста | 1 |
18. | Начальные и конечные предложения текста | 1 |
19. | Ключевые слова. Основные признаки текста | 1 |
20. | Текст и стили речи | 1 |
21. | Официально-деловой стиль речи | 1 |
22-23. | Слово и его лексическое значение | 2 |
24. | Общее понятие об общеупотребительных словах | 1 |
25. | Общее понятие о профессионализмах | 1 |
26. | Понятие о диалектизмах | 1 |
27. | Исконно русские и заимствованные слова | 1 |
28. | Неологизмы (новые слова) | 1 |
29. | Понятие об устаревших словах | 1 |
30. | Словари. Составление словарной статьи | 1 |
31. | Повторение по теме «Лексика. Культура речи» | 1 |
32. | Контрольная работа по теме «Лексика. Культура речи» | 1 |
33. | Анализ результатов контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 |
34. | Фразеология как раздел науки о языке. Изучение фразеологизмов | 1 |
35. | Источники фразеологизмов | 1 |
36. | Повторение по теме «Фразеология» | 1 |
37. | Тестирование по теме «Фразеология» | 1 |
38. | Повторение изученного по морфемике и словообразованию | 1 |
39. | Р.Р. Описание помещения | 1 |
40-41-42. | Основные способы образования слов в русском языке | 3 |
43. | Проверочная работа по теме «Морфемика и словообразование» | 1 |
44. | Этимология слов | 1 |
45. | Р.Р. Систематизация материалов к сочинению (описание помещения). Сложный план | 1 |
46. | Р.Р. Написание сочинения (описание помещения) | 1 |
47. | Р.Р. Анализ ошибок, допущенных в сочинении. Редактирование текста | 1 |
48 | Правописание чередующихся гласных а и о в корне -кас— -кос- | 1 |
49. | Отработка умения правописания чередующихся гласных | 1 |
50-51. | Чередование гласных в корне -гар— -гор-. Условия выбора | 2 |
52-53. | Чередование гласных корне -зар- — -зор- | 2 |
54. | Правописание корней с чередованием гласных а и о | 1 |
55-56. | Употребление букв ы и и после приставок | 2 |
57-58. | Правописание приставок ПРИ-ПРЕ. Значение приставок | 2 |
59-60. | Отработка умения правописания приставок ПРИ-ПРЕ | 2 |
61-62. | Соединительные гласные o и e в сложных словах. Образование и состав сложных слов. | 2 |
63-64. | Правописание сложносокращенных слов | 2 |
65. | Морфемный разбор слова | 1 |
66-67. | Словообразовательный разбор слова | 2 |
68. | Повторение по теме «Словообразование. Орфография» | 1 |
69. | Контрольная работа теме «Словообразование. Орфография» | 1 |
70. | Анализ результатов контрольной работы. Работа над ошибками | 1 |
71. | Повторение изученного об имени существительном в 5 классе | 1 |
72. | Имя существительное как часть речи | 1 |
73. | Сообщение сведений о разносклоняемых именах существительных | 1 |
74. | Разносклоняемые имена существительные | 1 |
75. | Буква е в суффиксе -ен- существительных на –мя | 1 |
76. | Отработка умения правописания е в суффиксе –ен- существительных на –мя | 1 |
77. | Несклоняемые имена существительные | 1 |
78. | Род несклоняемых имен существительных | 1 |
79. | Имена существительные общего рода | 1 |
80. | Согласование существительных общего рода с прилагательными и глаголами. | 1 |
81. | Морфологический разбор имен существительных | 1 |
82. | Р.Р. Письмо. Как писать письма | 1 |
83-84. | Правописание не с существительными | 2 |
85. | Правописание букв ч и щ в суффиксе существительных -чик- (-щик-) | 1 |
86. | Правописание суффиксов существительных -ек и ик | 1 |
87-88. | Правописание гласных о и е после шипящих в суффиксах существительных | 2 |
89-90. | Повторение по теме «Имя существительное» | 2 |
91. | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | 1 |
92. | Анализ результатов контрольного диктанта. Работа над ошибками | 1 |
93. | Имя прилагательное как часть речи | 1 |
94. | Описание природы | 1 |
95. | Написание сочинения-описания природы | 1 |
96. | Степени сравнения имён прилагательных. Сравнительная степень | 1 |
97. | Степени сравнения имён прилагательных. Превосходная степень | 1 |
98. | Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные | 1 |
99. | Качественные прилагательные. Их употребление в речи. | 1 |
100-101. | Относительные прилагательные | 2 |
102-103. | Притяжательные прилагательные | 2 |
104-105. | Повторение изученного по теме «Имя прилагательное» | 2 |
106. | Морфологический разбор имени прилагательного | 1 |
107. | Контрольная работа по теме «Имя прилагательное» | 1 |
108. | Анализ результатов контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 |
109-110. | Правописание не с именами прилагательными | 2 |
111. | Правописание букв о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных | 1 |
112-113-114. | Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных | 3 |
115. | Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск- | 1 |
116-117. | Дефисное и слитное написание сложных прилагательных | 2 |
118. | Повторение по теме «Имя прилагательное» | 1 |
119. | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | 1 |
120. | Анализ результатов контрольного диктанта. Работа над ошибками | 1 |
121. | Имя числительное как часть речи | 1 |
122. | Различие простых и составных числительных | 1 |
123-124. | Мягкий знак на конце и в середине числительных | 2 |
125. | Порядковые числительные | 1 |
126. | Склонение порядковых числительных. | 1 |
127. | Разряды количественных числительных | 1 |
128. | Числительные, обозначающие целые числа | 1 |
129-130. | Склонение количественных числительных | 2 |
131. | Употребление и написание дробных числительных | 1 |
132. | Употребление и написание собирательных числительных | 1 |
133. | Морфологический разбор имени числительного | 1 |
134. | Повторение по теме «Имя числительное» | 1 |
135. | Контрольная работа по теме «Имя числительное» | 1 |
136. | Анализ результатов тестирования. Работа над ошибками. | 1 |
137. | Составление текста выступления на тему «Берегите природу!» | 1 |
138. | Местоимение как часть речи | 1 |
139-140. | Разряды местоимений. Личные местоимения. | 2 |
141. | Возвратное местоимение себя | 1 |
142. | Р.Р. Рассказ по сюжетным рисункам | 1 |
143-144. | Вопросительные и относительные местоимения | 2 |
145. | Неопределенные местоимения | 1 |
146. | Правописание неопределенных местоимений | 1 |
147. | Отрицательные местоимения | 1 |
148. | Правописание отрицательных местоимений | 1 |
149-150. | Притяжательные местоимения | 2 |
151-152. | Указательные местоимения | 2 |
153-154. | Определительные местоимения | 2 |
155. | Местоимения и другие части речи | 1 |
156. | Морфологический разбор местоимения | 1 |
157-158. | Повторение по теме «Местоимение» | 2 |
159. | Контрольная работа по теме «Местоимение» | 1 |
160. | Анализ результатов контрольной работы. Работа над ошибками | 1 |
161-162. | Глагол как часть речи | 2 |
163. | Личные окончания глаголов | 1 |
164. | Разноспрягаемые глаголы | 1 |
165-166. | Глаголы переходные и непереходные | 2 |
167-168. | Ознакомление с наклонениями глагола. Изъявительное наклонение | 2 |
169. | Изложение с изменением лица рассказчика | 1 |
170. | Условное наклонение глагола | 1 |
171. | Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении | 1 |
172. | Повелительное наклонение глагола | 1 |
173. | Мягкий знак в глаголах повелительного наклонения | 1 |
174. | Суффиксы глаголов повелительного наклонения | 1 |
175. | Употребление наклонений | 1 |
176. | Понятие о безличных глаголах и их употребление. | 1 |
177. | Безличные глаголы | 1 |
178-179. | Морфологический разбор глагола | 2 |
180-181. | Правописание гласных в суффиксах глаголов | 2 |
182. | Правописание гласных в глагольных суффиксах | 1 |
183-184. | Повторение изученного по теме «Глагол» | 2 |
185. | Контрольный диктант по теме «Глагол» | 1 |
186. | Анализ результатов контрольного диктанта. Работа над ошибками | 1 |
187. | Разделы науки о языке | 1 |
188. | Повторение изученного по орфографии. Орфограммы в приставках | 1 |
189. | Орфограммы в корне слова | 1 |
190. | Орфограммы в суффиксах и окончаниях | 1 |
191-192. | Повторение изученного по лексике и фразеологии | 2 |
193-194. | Повторение изученного по морфемике и словообразованию | 2 |
195. | Повторение изученного по морфологии. Имя существительное | 1 |
196. | Повторение изученного по морфологии. Имя прилагательное | 1 |
197. | Повторение изученного по морфологии. Местоимение | 1 |
198. | Повторение изученного по морфологии. Имя числительное | 1 |
199. | Повторение изученного по морфологии. Глагол | 1 |
200-201. | Повторение изученного по синтаксису | 2 |
202-203. | Повторение изученного по пунктуации | 2 |
204. | Итоговая контрольная работа | 1 |
205. | Анализ результатов итоговой контрольной работы. Работа над ошибками | 1 |
206-207. | Р.Р. Повторение изученного о тексте, его частях, стилях речи | 2 |
208-210. | Резервные уроки | 2 |