Планируемые результаты изучения учебного предмета «Русский язык»
в 5 классе
Личностными результатами освоения программы по русскому (родному) языку являются:
Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования
Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию
Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью
 
Метапредметными результатами освоения программы по русскому (родному) языку являются:
 
Владение всеми видами речевой деятельности:
Адекватное понимание информации устного и письменного сообщения
Владение разными видами чтения
Адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров
Способность извлекать информацию из разных источников, включая СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой
Овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор
Умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств
Способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме
Умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости
Умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения
Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме
Владение различными видами монолога и диалога
Соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения
Способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета
Способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты
Умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами
Применение приобретенных ЗУН в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные ЗУН анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.)
Коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения
 
Предметными результатами освоения программы по русскому (родному) языку являются:
 
Представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества
Понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом
Усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц
Освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи
Овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний
Опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения
Проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка
Понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике
Осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы
 
 
 
 
 
 
Календарно – тематическое планирование учебного материала по русскому языку
для 5 класса на 2017 – 2018 учебный год
Учитель: Калинина Т. В.
Тематическое планирование разработано на основе: «Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений». Авторы Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. Москва «Просвещение», 2011г.
Составлено на основе ФГОС ООО по русскому языку.
 
 
| 
			 № урока  | 
			
			 Тема урока  | 
			
			 Дата проведения  | 
		|
| 
			 по плану  | 
			
			 по факту  | 
		||
| 
			 Язык и общение  | 
		|||
| 
			 1  | 
			
			 Язык и человек. Общение устное и письменное  | 
			||
| 
			 2  | 
			
			 Читаем учебник. Слушаем на уроке.  | 
			||
| 
			 3  | 
			
			 Р. Р. Стили речи  | 
			||
| 
			 ВСПОМИНАЕМ, ПОВТОРЯЕМ, ИЗУЧАЕМ  | 
		|||
| 
			 4  | 
			
			 Звуки и буквы. Произношение и правописание.  | 
			||
| 
			 5  | 
			
			 Орфограмма  | 
			||
| 
			 6  | 
			
			 Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова  | 
			||
| 
			 7  | 
			
			 Правописание проверяемых согласных в корне слова.  | 
			||
| 
			 8  | 
			
			 Правописание непроизносимых согласных в корне слова.  | 
			||
| 
			 9  | 
			
			 Буквы и, а, у после шипящих  | 
			||
| 
			 10  | 
			
			 Разделительные Ъ и Ь.  | 
			||
| 
			 11  | 
			
			 Раздельное написание предлогов с другими словами  | 
			||
| 
			 12  | 
			
			 Р.р. Что мы знаем о тексте.  | 
			||
| 
			 13  | 
			
			 Части речи  | 
			||
| 
			 14  | 
			
			 Глагол. -Тся и –ться в глаголах  | 
			||
| 
			 15  | 
			
			 Р.Р Тема текста  | 
			||
| 
			 16  | 
			
			 Личные окончания глаголов  | 
			||
| 
			 17  | 
			
			 Имя существительное  | 
			||
| 
			 18  | 
			
			 Имя прилагательное  | 
			||
| 
			 19  | 
			
			 Местоимение  | 
			||
| 
			 20  | 
			
			 Р. Р. Основная мысль текста. Сочинение по упр.118 Летние радости.  | 
			||
| 
			 СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ  | 
		|||
| 
			 21  | 
			
			 Синтаксис.  | 
			||
| 
			 22  | 
			
			 Пунктуация.  | 
			||
| 
			 23  | 
			
			 Р.р. Сжатое изложение . Упр.127  | 
			||
| 
			 24  | 
			
			 Работа над ошибками  | 
			||
| 
			 25  | 
			
			 Словосочетание.  | 
			||
| 
			 26  | 
			
			 Разбор словосочетания.  | 
			||
| 
			 27  | 
			
			 Предложение.  | 
			||
| 
			 28  | 
			
			 Р. Р. Сжатое изложение по упр. 144  | 
			||
| 
			 29  | 
			
			 Виды предложений по цели высказывания.  | 
			||
| 
			 30  | 
			
			 Восклицательные предложения  | 
			||
| 
			 31  | 
			
			 Контрольный тест.  | 
			||
| 
			 32  | 
			
			 Анализ контрольного теста.  | 
			||
| 
			 33  | 
			
			 Главные члены предложения. Подлежащее.  | 
			||
| 
			 34  | 
			
			 Сказуемое.  | 
			||
| 
			 35  | 
			
			 Р. Р. Изложение по упр.168  | 
			||
| 
			 36  | 
			
			 Тире между подлежащим и сказуемым.  | 
			||
| 
			 37  | 
			
			 Нераспространенные и распространенные предложения.  | 
			||
| 
			 38  | 
			
			 Второстепенные члены предложения.  | 
			||
| 
			 39  | 
			
			 Дополнение.  | 
			||
| 
			 40  | 
			
			 Определение.  | 
			||
| 
			 41  | 
			
			 Обстоятельство.  | 
			||
| 
			 42  | 
			
			 Предложения с однородными членами.  | 
			||
| 
			 43  | 
			
			 Знаки препинания в предложениях с однородными членами.  | 
			||
| 
			 44  | 
			
			 Предложения с обращениями.  | 
			||
| 
			 45  | 
			
			 Р. Р. Письмо  | 
			||
| 
			 46  | 
			
			 Синтаксический разбор простого предложения.  | 
			||
| 
			 47  | 
			
			 Пунктуационный разбор простого предложения  | 
			||
| 
			 48  | 
			
			 Простые и сложные предложения  | 
			||
| 
			 49  | 
			
			 Синтаксический разбор сложного предложения.  | 
			||
| 
			 50  | 
			
			 Прямая речь.  | 
			||
| 
			 51  | 
			
			 Диалог  | 
			||
| 
			 52  | 
			
			 Р.р. Сжатое изложение по упр.261  | 
			||
| 
			 53  | 
			
			 Повторение и систематизация по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»  | 
			||
| 
			 54  | 
			
			 Контрольная работа с грамматическим заданием по теме «Синтаксис, Пунктуация. Культура речи».  | 
			||
| 
			 55  | 
			
			 Анализ контрольной работы. Работа над ошибками  | 
			||
| 
			 ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ  | 
		|||
| 
			 56  | 
			
			 Фонетика  | 
			||
| 
			 57  | 
			
			 Гласные звуки. Согласные звуки  | 
			||
| 
			 58  | 
			
			 Изменение звуков в потоке речи  | 
			||
| 
			 59  | 
			
			 Согласные твердые и мягкие  | 
			||
| 
			 60  | 
			
			 Р.Р. Повествование. Изложение по упр. 283  | 
			||
| 
			 61  | 
			
			 Согласные звонкие и глухие  | 
			||
| 
			 62  | 
			
			 Графика.  | 
			||
| 
			 63  | 
			
			 Алфавит  | 
			||
| 
			 64  | 
			
			 Р. Р. Описание предмета. Сочинение. Описание предмета.  | 
			||
| 
			 65  | 
			
			 Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака  | 
			||
| 
			 66  | 
			
			 Двойная роль букв я, ю, е, е  | 
			||
| 
			 67  | 
			
			 Орфоэпия  | 
			||
| 
			 68  | 
			
			 Фонетический разбор слова  | 
			||
| 
			 69  | 
			
			 Повторение по теме « Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи».  | 
			||
| 
			 70  | 
			
			 Контрольная диктант с грамматическим заданием по теме « Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи».  | 
			||
| 
			 71  | 
			
			 Анализ контрольной работы. Работа над ошибками  | 
			||
| 
			 ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ  | 
		|||
| 
			 72  | 
			
			 Слово и его лексическое значение.  | 
			||
| 
			 73  | 
			
			 Однозначные и многозначные слова  | 
			||
| 
			 74  | 
			
			 Прямое и переносное значение слов.  | 
			||
| 
			 75  | 
			
			 Омонимы  | 
			||
| 
			 76  | 
			
			 Синонимы  | 
			||
| 
			 77  | 
			
			 Антонимы  | 
			||
| 
			 78  | 
			
			 Р. Р. Изложение по тексту К. Паустовского «Первый снег» упр.375.  | 
			||
| 
			 79  | 
			
			 Повторение по теме «Лексика. Культура речи».  | 
			||
| 
			 80  | 
			
			 Контрольная работа с грамматическим задание по теме «Лексика. Культура речи».  | 
			||
| 
			 81  | 
			
			 Анализ контрольной работы. Работа над ошибками  | 
			||
| 
			 
 МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ  | 
		|||
| 
			 82  | 
			
			 Морфема – наименьшая значимая часть слова  | 
			||
| 
			 83  | 
			
			 Изменение и образование слов. Окончание  | 
			||
| 
			 84  | 
			
			 Основа слова  | 
			||
| 
			 85  | 
			
			 Р. Р. Сочинение в форме письма своему другу.  | 
			||
| 
			 86  | 
			
			 Корень слова  | 
			||
| 
			 87  | 
			
			 Р. Р. Сочинение-рассуждение «Дни недели рассказывают о себе»  | 
			||
| 
			 88  | 
			
			 Суффикс  | 
			||
| 
			 89  | 
			
			 Приставка  | 
			||
| 
			 90  | 
			
			 Р. Р. Выборочное изложение по тексту В. Пескова «Последний лист орешника»  | 
			||
| 
			 91  | 
			
			 Чередование звуков  | 
			||
| 
			 92  | 
			
			 Беглые гласные  | 
			||
| 
			 93  | 
			
			 Варианты морфем. Морфемный разбор слова  | 
			||
| 
			 94  | 
			
			 Правописание гласных и согласных в приставках  | 
			||
| 
			 95  | 
			
			 Буквы з и с на конце приставок  | 
			||
| 
			 96  | 
			
			 Буквы а-о в корне –лаг/лож  | 
			||
| 
			 97  | 
			
			 Буквы а-о в корне –раст/рос  | 
			||
| 
			 98  | 
			
			 Буквы е-о после шипящих в корне  | 
			||
| 
			 99  | 
			
			 Буквы и-ы после ц  | 
			||
| 
			 100  | 
			
			 Р.Р. Устное сочинение по картине П. Кончаловского «Сирень в корзине»  | 
			||
| 
			 101  | 
			
			 Повторение по теме « Морфемика. Орфография. Культура речи».  | 
			||
| 
			 102  | 
			
			 Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме « Морфемика. Орфография. Культура речи».  | 
			||
| 
			 103  | 
			
			 Анализ контрольной работы. Работа над ошибками  | 
			||
| 
			 Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное  | 
		|||
| 
			 104  | 
			
			 Имя существительное как часть речи  | 
			||
| 
			 105  | 
			
			 Р. Р. Доказательства в рассуждении. Сочинение по упр. 484  | 
			||
| 
			 106  | 
			
			 Имена существительные одушевленные и неодушевленные  | 
			||
| 
			 107  | 
			
			 Имена существительные собственные и нарицательные  | 
			||
| 
			 108  | 
			
			 Род имен существительных  | 
			||
| 
			 109  | 
			
			 Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа.  | 
			||
| 
			 110  | 
			
			 Р. Р. Сжатое изложение «Перо и чернильница»  | 
			||
| 
			 111  | 
			
			 Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа  | 
			||
| 
			 112  | 
			
			 Три склонения имен существительных  | 
			||
| 
			 113  | 
			
			 Падеж имен существительных  | 
			||
| 
			 114  | 
			
			 Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.  | 
			||
| 
			 115  | 
			
			 Р. Р. Изложение с изменением лица по тексту В.П. Астафьева.  | 
			||
| 
			 116  | 
			
			 Множественное число имен существительных  | 
			||
| 
			 117  | 
			
			 Правописание о - е после шипящих и ц в окончаниях существительных  | 
			||
| 
			 118  | 
			
			 Повторение по теме «Имя существительное»  | 
			||
| 
			 119  | 
			
			 Морфологический разбор имени существительного  | 
			||
| 
			 120  | 
			
			 Р. Р. Устное сочинение по картине Г.Нисского «Февраль.Подмосковье»  | 
			||
| 
			 121  | 
			
			 Р. Р. Отзыв на устное сочинение  | 
			||
| 
			 122  | 
			
			 Контрольный диктант по теме «Имя существительное»  | 
			||
| 
			 123  | 
			
			 Анализ контрольной работы по теме «Имя существительное»  | 
			||
| 
			 124  | 
			
			 Имя прилагательное как часть речи  | 
			||
| 
			 125  | 
			
			 Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных  | 
			||
| 
			 126  | 
			
			 Р. Р. Описание животного. Сочинение «Мое любимое животное» (по упр. 587)  | 
			||
| 
			 127  | 
			
			 Работа над ошибками  | 
			||
| 
			 128  | 
			
			 Прилагательные полные и краткие  | 
			||
| 
			 129  | 
			
			 Морфологический разбор прилагательного  | 
			||
| 
			 130  | 
			
			 Р. Р. Сочинение «Как я испугался» (по упр. 600)  | 
			||
| 
			 131  | 
			
			 Анализ ошибок, допущенных в сочинении  | 
			||
| 
			 132  | 
			
			 Повторение по теме «Имя прилагательное»  | 
			||
| 
			 133  | 
			
			 Повторение по теме «Имя прилагательное»  | 
			||
| 
			 134  | 
			
			 Контрольная работа по теме «Имя прилагательное»  | 
			||
| 
			 135  | 
			
			 Анализ контрольной работы по теме «Имя прилагательное» Работа над ошибками  | 
			||
| 
			 Глагол  | 
		|||
| 
			 136  | 
			
			 Глагол как часть речи  | 
			||
| 
			 137  | 
			
			 Не с глаголами  | 
			||
| 
			 138  | 
			
			 Р. Р. Устный рассказ на юмористическую тему.  | 
			||
| 
			 139  | 
			
			 Неопределенная форма глагола  | 
			||
| 
			 140  | 
			
			 Р. Р. Устное изложение (по упр.630)  | 
			||
| 
			 141  | 
			
			 Работа над ощибками  | 
			||
| 
			 142  | 
			
			 Правописание –ться и –тся в глаголах  | 
			||
| 
			 143  | 
			
			 Виды глагола  | 
			||
| 
			 144  | 
			
			 Буквы е - и в корнях с чередованием  | 
			||
| 
			 145  | 
			
			 Р. Р. Устный рассказ на тему «Как я однажды….»  | 
			||
| 
			 146  | 
			
			 Время глагола.  | 
			||
| 
			 147  | 
			
			 Прошедшее время  | 
			||
| 
			 148  | 
			
			 Настоящее время.  | 
			||
| 
			 149  | 
			
			 Будущее время  | 
			||
| 
			 150  | 
			
			 Спряжение глаголов.  | 
			||
| 
			 151  | 
			
			 Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием. Закрепление  | 
			||
| 
			 152  | 
			
			 Морфологический разбор глагола  | 
			||
| 
			 153  | 
			
			 Р. Р. Сжатое изложение «Шоколадный торт»(по упр. 688)  | 
			||
| 
			 154  | 
			
			 Работа над ошибками  | 
			||
| 
			 155  | 
			
			 Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2м лице единственного числа  | 
			||
| 
			 156  | 
			
			 Употребление времен  | 
			||
| 
			 157  | 
			
			 Р.Р. Письменный рассказ на основе изображенного «Не взяли на рыбалку» (по упр. 701)  | 
			||
| 
			 158  | 
			
			 Повторение по теме «Глагол» Тест по теме «Глагол»  | 
			||
| 
			 159  | 
			
			 Контрольная работа по теме «Глагол»  | 
			||
| 
			 160  | 
			
			 Анализ контрольной работы по теме «Глагол» Работа над ошибками  | 
			||
| 
			 ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО  | 
		|||
| 
			 161  | 
			
			 Разделы науки о языке.  | 
			||
| 
			 162  | 
			
			 Орфограммы в приставках и в корнях слов.  | 
			||
| 
			 163  | 
			
			 Орфограммы в окончаниях слов.  | 
			||
| 
			 164  | 
			
			 Тест.  | 
			||
| 
			 165  | 
			
			 Употребление букв Ъ и Ь  | 
			||
| 
			 166  | 
			
			 Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью  | 
			||
| 
			 167  | 
			
			 Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью  | 
			||
| 
			 168  | 
			
			 Итоговый контрольный тест  | 
			||
| 
			 169  | 
			
			 Анализ итогового теста.  | 
			||
| 
			 170  | 
			
			 Подведение итогов за год  | 
			||
 
 
 
 
Основное содержание тем учебного предмета «Русский язык» (170 ч.)
в 5 классе
Основное содержание разработанного курса полностью соответствует Примерной программе основного общего образования по русскому языку. В ней выделяются три сквозные содержательные линии:
• содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;
• содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций;
• содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.
 
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции
Раздел 1. Речь и речевое общение
1. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.
2. Осознание основных особенностей устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами диалога и монолога. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.
Раздел 2. Речевая деятельность
1. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.
2. Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определённую тему.
Раздел 3. Текст
1. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.
2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части и составление плана. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и т. д.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания.
Раздел 4. Функциональные разновидности языка
1. Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, язык художественной литературы. Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа).
2. Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка. Создание письменных высказываний разных типов речи: описание, повествование, рассуждение.
 
Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций
Раздел 5. Общие сведения о языке
1. Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства в современном мире. Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка.
Раздел 6. Фонетика и орфоэпия
1. Фонетика как раздел лингвистики. Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог ударение.
2. Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения. Орфоэпический словарь.
3. Совершенствование навыков различения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов. Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности. Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.
Раздел 7. Графика
1. Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения.
2. Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, в СМС-сообщениях.
Раздел 8. Морфемика и словообразование
1. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка. Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема. Приставка, суффикс как словообразующие морфемы. Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем.
2. Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологический словарь.
3. Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования. Применение знаний по морфемике в практике правописания.
Раздел 9. Лексикология и фразеология
1. Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка. Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.
2. Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, фразеологического словаря и т. п.) и использование её в различных видах деятельности.
Раздел 10. Морфология
1. Морфология как раздел грамматики. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола, наречия. Словари грамматических трудностей.
2. Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи. Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.
Раздел 11. Синтаксис
1. Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены. Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, предложения осложнённой и неосложнённой структуры. Однородные члены предложения, обращение. Классификация сложных предложений. Прямая речь
2. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций. Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.
Раздел 12. Правописание: орфография и пунктуация
1. Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание Ъ и Ь. Употребление прописной и строчной буквы. Перенос слов. Орфографические словари и справочники.
Пунктуация как система правил правописания. Знаки препинания и их функции. Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания в простом неосложнённом предложении. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложном предложении. Знаки препинания при прямой речи, в диалоге.
2. Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении. Использование орфографических словарей и справочников по правописанию.
 
Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции
Раздел 13. Язык и культура
1. Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.
2. Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.