Планируемые результаты изучения учебного предмета «Русский язык»
в 5 классе
Личностными результатами освоения программы по русскому (родному) языку являются:
Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования
Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию
Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью
Метапредметными результатами освоения программы по русскому (родному) языку являются:
Владение всеми видами речевой деятельности:
Адекватное понимание информации устного и письменного сообщения
Владение разными видами чтения
Адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров
Способность извлекать информацию из разных источников, включая СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой
Овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор
Умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств
Способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме
Умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости
Умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения
Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме
Владение различными видами монолога и диалога
Соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения
Способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета
Способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты
Умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами
Применение приобретенных ЗУН в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные ЗУН анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.)
Коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения
Предметными результатами освоения программы по русскому (родному) языку являются:
Представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества
Понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом
Усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц
Освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи
Овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний
Опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения
Проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка
Понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике
Осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы
Календарно – тематическое планирование учебного материала по русскому языку
для 5 класса на 2017 – 2018 учебный год
Учитель: Калинина Т. В.
Тематическое планирование разработано на основе: «Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений». Авторы Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. Москва «Просвещение», 2011г.
Составлено на основе ФГОС ООО по русскому языку.
№ урока |
Тема урока |
Дата проведения |
|
по плану |
по факту |
||
Язык и общение |
|||
1 |
Язык и человек. Общение устное и письменное |
||
2 |
Читаем учебник. Слушаем на уроке. |
||
3 |
Р. Р. Стили речи |
||
ВСПОМИНАЕМ, ПОВТОРЯЕМ, ИЗУЧАЕМ |
|||
4 |
Звуки и буквы. Произношение и правописание. |
||
5 |
Орфограмма |
||
6 |
Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова |
||
7 |
Правописание проверяемых согласных в корне слова. |
||
8 |
Правописание непроизносимых согласных в корне слова. |
||
9 |
Буквы и, а, у после шипящих |
||
10 |
Разделительные Ъ и Ь. |
||
11 |
Раздельное написание предлогов с другими словами |
||
12 |
Р.р. Что мы знаем о тексте. |
||
13 |
Части речи |
||
14 |
Глагол. -Тся и –ться в глаголах |
||
15 |
Р.Р Тема текста |
||
16 |
Личные окончания глаголов |
||
17 |
Имя существительное |
||
18 |
Имя прилагательное |
||
19 |
Местоимение |
||
20 |
Р. Р. Основная мысль текста. Сочинение по упр.118 Летние радости. |
||
СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ |
|||
21 |
Синтаксис. |
||
22 |
Пунктуация. |
||
23 |
Р.р. Сжатое изложение . Упр.127 |
||
24 |
Работа над ошибками |
||
25 |
Словосочетание. |
||
26 |
Разбор словосочетания. |
||
27 |
Предложение. |
||
28 |
Р. Р. Сжатое изложение по упр. 144 |
||
29 |
Виды предложений по цели высказывания. |
||
30 |
Восклицательные предложения |
||
31 |
Контрольный тест. |
||
32 |
Анализ контрольного теста. |
||
33 |
Главные члены предложения. Подлежащее. |
||
34 |
Сказуемое. |
||
35 |
Р. Р. Изложение по упр.168 |
||
36 |
Тире между подлежащим и сказуемым. |
||
37 |
Нераспространенные и распространенные предложения. |
||
38 |
Второстепенные члены предложения. |
||
39 |
Дополнение. |
||
40 |
Определение. |
||
41 |
Обстоятельство. |
||
42 |
Предложения с однородными членами. |
||
43 |
Знаки препинания в предложениях с однородными членами. |
||
44 |
Предложения с обращениями. |
||
45 |
Р. Р. Письмо |
||
46 |
Синтаксический разбор простого предложения. |
||
47 |
Пунктуационный разбор простого предложения |
||
48 |
Простые и сложные предложения |
||
49 |
Синтаксический разбор сложного предложения. |
||
50 |
Прямая речь. |
||
51 |
Диалог |
||
52 |
Р.р. Сжатое изложение по упр.261 |
||
53 |
Повторение и систематизация по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» |
||
54 |
Контрольная работа с грамматическим заданием по теме «Синтаксис, Пунктуация. Культура речи». |
||
55 |
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками |
||
ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ |
|||
56 |
Фонетика |
||
57 |
Гласные звуки. Согласные звуки |
||
58 |
Изменение звуков в потоке речи |
||
59 |
Согласные твердые и мягкие |
||
60 |
Р.Р. Повествование. Изложение по упр. 283 |
||
61 |
Согласные звонкие и глухие |
||
62 |
Графика. |
||
63 |
Алфавит |
||
64 |
Р. Р. Описание предмета. Сочинение. Описание предмета. |
||
65 |
Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака |
||
66 |
Двойная роль букв я, ю, е, е |
||
67 |
Орфоэпия |
||
68 |
Фонетический разбор слова |
||
69 |
Повторение по теме « Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи». |
||
70 |
Контрольная диктант с грамматическим заданием по теме « Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи». |
||
71 |
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками |
||
ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ |
|||
72 |
Слово и его лексическое значение. |
||
73 |
Однозначные и многозначные слова |
||
74 |
Прямое и переносное значение слов. |
||
75 |
Омонимы |
||
76 |
Синонимы |
||
77 |
Антонимы |
||
78 |
Р. Р. Изложение по тексту К. Паустовского «Первый снег» упр.375. |
||
79 |
Повторение по теме «Лексика. Культура речи». |
||
80 |
Контрольная работа с грамматическим задание по теме «Лексика. Культура речи». |
||
81 |
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками |
||
МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ |
|||
82 |
Морфема – наименьшая значимая часть слова |
||
83 |
Изменение и образование слов. Окончание |
||
84 |
Основа слова |
||
85 |
Р. Р. Сочинение в форме письма своему другу. |
||
86 |
Корень слова |
||
87 |
Р. Р. Сочинение-рассуждение «Дни недели рассказывают о себе» |
||
88 |
Суффикс |
||
89 |
Приставка |
||
90 |
Р. Р. Выборочное изложение по тексту В. Пескова «Последний лист орешника» |
||
91 |
Чередование звуков |
||
92 |
Беглые гласные |
||
93 |
Варианты морфем. Морфемный разбор слова |
||
94 |
Правописание гласных и согласных в приставках |
||
95 |
Буквы з и с на конце приставок |
||
96 |
Буквы а-о в корне –лаг/лож |
||
97 |
Буквы а-о в корне –раст/рос |
||
98 |
Буквы е-о после шипящих в корне |
||
99 |
Буквы и-ы после ц |
||
100 |
Р.Р. Устное сочинение по картине П. Кончаловского «Сирень в корзине» |
||
101 |
Повторение по теме « Морфемика. Орфография. Культура речи». |
||
102 |
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме « Морфемика. Орфография. Культура речи». |
||
103 |
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками |
||
Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное |
|||
104 |
Имя существительное как часть речи |
||
105 |
Р. Р. Доказательства в рассуждении. Сочинение по упр. 484 |
||
106 |
Имена существительные одушевленные и неодушевленные |
||
107 |
Имена существительные собственные и нарицательные |
||
108 |
Род имен существительных |
||
109 |
Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа. |
||
110 |
Р. Р. Сжатое изложение «Перо и чернильница» |
||
111 |
Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа |
||
112 |
Три склонения имен существительных |
||
113 |
Падеж имен существительных |
||
114 |
Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. |
||
115 |
Р. Р. Изложение с изменением лица по тексту В.П. Астафьева. |
||
116 |
Множественное число имен существительных |
||
117 |
Правописание о - е после шипящих и ц в окончаниях существительных |
||
118 |
Повторение по теме «Имя существительное» |
||
119 |
Морфологический разбор имени существительного |
||
120 |
Р. Р. Устное сочинение по картине Г.Нисского «Февраль.Подмосковье» |
||
121 |
Р. Р. Отзыв на устное сочинение |
||
122 |
Контрольный диктант по теме «Имя существительное» |
||
123 |
Анализ контрольной работы по теме «Имя существительное» |
||
124 |
Имя прилагательное как часть речи |
||
125 |
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных |
||
126 |
Р. Р. Описание животного. Сочинение «Мое любимое животное» (по упр. 587) |
||
127 |
Работа над ошибками |
||
128 |
Прилагательные полные и краткие |
||
129 |
Морфологический разбор прилагательного |
||
130 |
Р. Р. Сочинение «Как я испугался» (по упр. 600) |
||
131 |
Анализ ошибок, допущенных в сочинении |
||
132 |
Повторение по теме «Имя прилагательное» |
||
133 |
Повторение по теме «Имя прилагательное» |
||
134 |
Контрольная работа по теме «Имя прилагательное» |
||
135 |
Анализ контрольной работы по теме «Имя прилагательное» Работа над ошибками |
||
Глагол |
|||
136 |
Глагол как часть речи |
||
137 |
Не с глаголами |
||
138 |
Р. Р. Устный рассказ на юмористическую тему. |
||
139 |
Неопределенная форма глагола |
||
140 |
Р. Р. Устное изложение (по упр.630) |
||
141 |
Работа над ощибками |
||
142 |
Правописание –ться и –тся в глаголах |
||
143 |
Виды глагола |
||
144 |
Буквы е - и в корнях с чередованием |
||
145 |
Р. Р. Устный рассказ на тему «Как я однажды….» |
||
146 |
Время глагола. |
||
147 |
Прошедшее время |
||
148 |
Настоящее время. |
||
149 |
Будущее время |
||
150 |
Спряжение глаголов. |
||
151 |
Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием. Закрепление |
||
152 |
Морфологический разбор глагола |
||
153 |
Р. Р. Сжатое изложение «Шоколадный торт»(по упр. 688) |
||
154 |
Работа над ошибками |
||
155 |
Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2м лице единственного числа |
||
156 |
Употребление времен |
||
157 |
Р.Р. Письменный рассказ на основе изображенного «Не взяли на рыбалку» (по упр. 701) |
||
158 |
Повторение по теме «Глагол» Тест по теме «Глагол» |
||
159 |
Контрольная работа по теме «Глагол» |
||
160 |
Анализ контрольной работы по теме «Глагол» Работа над ошибками |
||
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО |
|||
161 |
Разделы науки о языке. |
||
162 |
Орфограммы в приставках и в корнях слов. |
||
163 |
Орфограммы в окончаниях слов. |
||
164 |
Тест. |
||
165 |
Употребление букв Ъ и Ь |
||
166 |
Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью |
||
167 |
Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью |
||
168 |
Итоговый контрольный тест |
||
169 |
Анализ итогового теста. |
||
170 |
Подведение итогов за год |
Основное содержание тем учебного предмета «Русский язык» (170 ч.)
в 5 классе
Основное содержание разработанного курса полностью соответствует Примерной программе основного общего образования по русскому языку. В ней выделяются три сквозные содержательные линии:
• содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;
• содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций;
• содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции
Раздел 1. Речь и речевое общение
1. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.
2. Осознание основных особенностей устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами диалога и монолога. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.
Раздел 2. Речевая деятельность
1. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.
2. Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определённую тему.
Раздел 3. Текст
1. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.
2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части и составление плана. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и т. д.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания.
Раздел 4. Функциональные разновидности языка
1. Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, язык художественной литературы. Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа).
2. Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка. Создание письменных высказываний разных типов речи: описание, повествование, рассуждение.
Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций
Раздел 5. Общие сведения о языке
1. Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства в современном мире. Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка.
Раздел 6. Фонетика и орфоэпия
1. Фонетика как раздел лингвистики. Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог ударение.
2. Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения. Орфоэпический словарь.
3. Совершенствование навыков различения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов. Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности. Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.
Раздел 7. Графика
1. Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения.
2. Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, в СМС-сообщениях.
Раздел 8. Морфемика и словообразование
1. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка. Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема. Приставка, суффикс как словообразующие морфемы. Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем.
2. Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологический словарь.
3. Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования. Применение знаний по морфемике в практике правописания.
Раздел 9. Лексикология и фразеология
1. Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка. Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.
2. Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, фразеологического словаря и т. п.) и использование её в различных видах деятельности.
Раздел 10. Морфология
1. Морфология как раздел грамматики. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола, наречия. Словари грамматических трудностей.
2. Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи. Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.
Раздел 11. Синтаксис
1. Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены. Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, предложения осложнённой и неосложнённой структуры. Однородные члены предложения, обращение. Классификация сложных предложений. Прямая речь
2. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций. Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.
Раздел 12. Правописание: орфография и пунктуация
1. Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание Ъ и Ь. Употребление прописной и строчной буквы. Перенос слов. Орфографические словари и справочники.
Пунктуация как система правил правописания. Знаки препинания и их функции. Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания в простом неосложнённом предложении. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложном предложении. Знаки препинания при прямой речи, в диалоге.
2. Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении. Использование орфографических словарей и справочников по правописанию.
Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции
Раздел 13. Язык и культура
1. Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.
2. Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.