12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Калинина Татьяна Вахтанговна320 Милая, белая и пушистая девушка))) Россия, Псковская обл., дер.Слопыгино Материал размещён в группе «Дополнительные материалы к уроку» |
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Русский язык»
в 5 классе
Личностными результатами освоения программы по русскому (родному) языку являются:
Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования
Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию
Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью
Метапредметными результатами освоения программы по русскому (родному) языку являются:
Владение всеми видами речевой деятельности:
Адекватное понимание информации устного и письменного сообщения
Владение разными видами чтения
Адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров
Способность извлекать информацию из разных источников, включая СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой
Овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор
Умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств
Способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме
Умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости
Умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения
Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме
Владение различными видами монолога и диалога
Соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения
Способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета
Способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты
Умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами
Применение приобретенных ЗУН в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные ЗУН анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.)
Коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения
Предметными результатами освоения программы по русскому (родному) языку являются:
Представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества
Понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом
Усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц
Освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи
Овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний
Опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения
Проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка
Понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике
Осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы
Календарно – тематическое планирование учебного материала по русскому языку
для 5 класса на 2017 – 2018 учебный год
Учитель: Калинина Т. В.
Тематическое планирование разработано на основе: «Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений». Авторы Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. Москва «Просвещение», 2011г.
Составлено на основе ФГОС ООО по русскому языку.
№ урока | Тема урока | Дата проведения | |
по плану | по факту | ||
Язык и общение | |||
1 | Язык и человек. Общение устное и письменное | ||
2 | Читаем учебник. Слушаем на уроке. | ||
3 | Р. Р. Стили речи | ||
ВСПОМИНАЕМ, ПОВТОРЯЕМ, ИЗУЧАЕМ | |||
4 | Звуки и буквы. Произношение и правописание. | ||
5 | Орфограмма | ||
6 | Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова | ||
7 | Правописание проверяемых согласных в корне слова. | ||
8 | Правописание непроизносимых согласных в корне слова. | ||
9 | Буквы и, а, у после шипящих | ||
10 | Разделительные Ъ и Ь. | ||
11 | Раздельное написание предлогов с другими словами | ||
12 | Р.р. Что мы знаем о тексте. | ||
13 | Части речи | ||
14 | Глагол. -Тся и –ться в глаголах | ||
15 | Р.Р Тема текста | ||
16 | Личные окончания глаголов | ||
17 | Имя существительное | ||
18 | Имя прилагательное | ||
19 | Местоимение | ||
20 | Р. Р. Основная мысль текста. Сочинение по упр.118 Летние радости. | ||
СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ | |||
21 | Синтаксис. | ||
22 | Пунктуация. | ||
23 | Р.р. Сжатое изложение . Упр.127 | ||
24 | Работа над ошибками | ||
25 | Словосочетание. | ||
26 | Разбор словосочетания. | ||
27 | Предложение. | ||
28 | Р. Р. Сжатое изложение по упр. 144 | ||
29 | Виды предложений по цели высказывания. | ||
30 | Восклицательные предложения | ||
31 | Контрольный тест. | ||
32 | Анализ контрольного теста. | ||
33 | Главные члены предложения. Подлежащее. | ||
34 | Сказуемое. | ||
35 | Р. Р. Изложение по упр.168 | ||
36 | Тире между подлежащим и сказуемым. | ||
37 | Нераспространенные и распространенные предложения. | ||
38 | Второстепенные члены предложения. | ||
39 | Дополнение. | ||
40 | Определение. | ||
41 | Обстоятельство. | ||
42 | Предложения с однородными членами. | ||
43 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | ||
44 | Предложения с обращениями. | ||
45 | Р. Р. Письмо | ||
46 | Синтаксический разбор простого предложения. | ||
47 | Пунктуационный разбор простого предложения | ||
48 | Простые и сложные предложения | ||
49 | Синтаксический разбор сложного предложения. | ||
50 | Прямая речь. | ||
51 | Диалог | ||
52 | Р.р. Сжатое изложение по упр.261 | ||
53 | Повторение и систематизация по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» | ||
54 | Контрольная работа с грамматическим заданием по теме «Синтаксис, Пунктуация. Культура речи». | ||
55 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | ||
ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ | |||
56 | Фонетика | ||
57 | Гласные звуки. Согласные звуки | ||
58 | Изменение звуков в потоке речи | ||
59 | Согласные твердые и мягкие | ||
60 | Р.Р. Повествование. Изложение по упр. 283 | ||
61 | Согласные звонкие и глухие | ||
62 | Графика. | ||
63 | Алфавит | ||
64 | Р. Р. Описание предмета. Сочинение. Описание предмета. | ||
65 | Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака | ||
66 | Двойная роль букв я, ю, е, е | ||
67 | Орфоэпия | ||
68 | Фонетический разбор слова | ||
69 | Повторение по теме « Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи». | ||
70 | Контрольная диктант с грамматическим заданием по теме « Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи». | ||
71 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | ||
ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ | |||
72 | Слово и его лексическое значение. | ||
73 | Однозначные и многозначные слова | ||
74 | Прямое и переносное значение слов. | ||
75 | Омонимы | ||
76 | Синонимы | ||
77 | Антонимы | ||
78 | Р. Р. Изложение по тексту К. Паустовского «Первый снег» упр.375. | ||
79 | Повторение по теме «Лексика. Культура речи». | ||
80 | Контрольная работа с грамматическим задание по теме «Лексика. Культура речи». | ||
81 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | ||
МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ | |||
82 | Морфема – наименьшая значимая часть слова | ||
83 | Изменение и образование слов. Окончание | ||
84 | Основа слова | ||
85 | Р. Р. Сочинение в форме письма своему другу. | ||
86 | Корень слова | ||
87 | Р. Р. Сочинение-рассуждение «Дни недели рассказывают о себе» | ||
88 | Суффикс | ||
89 | Приставка | ||
90 | Р. Р. Выборочное изложение по тексту В. Пескова «Последний лист орешника» | ||
91 | Чередование звуков | ||
92 | Беглые гласные | ||
93 | Варианты морфем. Морфемный разбор слова | ||
94 | Правописание гласных и согласных в приставках | ||
95 | Буквы з и с на конце приставок | ||
96 | Буквы а-о в корне –лаг/лож | ||
97 | Буквы а-о в корне –раст/рос | ||
98 | Буквы е-о после шипящих в корне | ||
99 | Буквы и-ы после ц | ||
100 | Р.Р. Устное сочинение по картине П. Кончаловского «Сирень в корзине» | ||
101 | Повторение по теме « Морфемика. Орфография. Культура речи». | ||
102 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме « Морфемика. Орфография. Культура речи». | ||
103 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | ||
Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное | |||
104 | Имя существительное как часть речи | ||
105 | Р. Р. Доказательства в рассуждении. Сочинение по упр. 484 | ||
106 | Имена существительные одушевленные и неодушевленные | ||
107 | Имена существительные собственные и нарицательные | ||
108 | Род имен существительных | ||
109 | Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа. | ||
110 | Р. Р. Сжатое изложение «Перо и чернильница» | ||
111 | Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа | ||
112 | Три склонения имен существительных | ||
113 | Падеж имен существительных | ||
114 | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. | ||
115 | Р. Р. Изложение с изменением лица по тексту В.П. Астафьева. | ||
116 | Множественное число имен существительных | ||
117 | Правописание о - е после шипящих и ц в окончаниях существительных | ||
118 | Повторение по теме «Имя существительное» | ||
119 | Морфологический разбор имени существительного | ||
120 | Р. Р. Устное сочинение по картине Г.Нисского «Февраль.Подмосковье» | ||
121 | Р. Р. Отзыв на устное сочинение | ||
122 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | ||
123 | Анализ контрольной работы по теме «Имя существительное» | ||
124 | Имя прилагательное как часть речи | ||
125 | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных | ||
126 | Р. Р. Описание животного. Сочинение «Мое любимое животное» (по упр. 587) | ||
127 | Работа над ошибками | ||
128 | Прилагательные полные и краткие | ||
129 | Морфологический разбор прилагательного | ||
130 | Р. Р. Сочинение «Как я испугался» (по упр. 600) | ||
131 | Анализ ошибок, допущенных в сочинении | ||
132 | Повторение по теме «Имя прилагательное» | ||
133 | Повторение по теме «Имя прилагательное» | ||
134 | Контрольная работа по теме «Имя прилагательное» | ||
135 | Анализ контрольной работы по теме «Имя прилагательное» Работа над ошибками | ||
Глагол | |||
136 | Глагол как часть речи | ||
137 | Не с глаголами | ||
138 | Р. Р. Устный рассказ на юмористическую тему. | ||
139 | Неопределенная форма глагола | ||
140 | Р. Р. Устное изложение (по упр.630) | ||
141 | Работа над ощибками | ||
142 | Правописание –ться и –тся в глаголах | ||
143 | Виды глагола | ||
144 | Буквы е - и в корнях с чередованием | ||
145 | Р. Р. Устный рассказ на тему «Как я однажды….» | ||
146 | Время глагола. | ||
147 | Прошедшее время | ||
148 | Настоящее время. | ||
149 | Будущее время | ||
150 | Спряжение глаголов. | ||
151 | Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием. Закрепление | ||
152 | Морфологический разбор глагола | ||
153 | Р. Р. Сжатое изложение «Шоколадный торт»(по упр. 688) | ||
154 | Работа над ошибками | ||
155 | Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2м лице единственного числа | ||
156 | Употребление времен | ||
157 | Р.Р. Письменный рассказ на основе изображенного «Не взяли на рыбалку» (по упр. 701) | ||
158 | Повторение по теме «Глагол» Тест по теме «Глагол» | ||
159 | Контрольная работа по теме «Глагол» | ||
160 | Анализ контрольной работы по теме «Глагол» Работа над ошибками | ||
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО | |||
161 | Разделы науки о языке. | ||
162 | Орфограммы в приставках и в корнях слов. | ||
163 | Орфограммы в окончаниях слов. | ||
164 | Тест. | ||
165 | Употребление букв Ъ и Ь | ||
166 | Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью | ||
167 | Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью | ||
168 | Итоговый контрольный тест | ||
169 | Анализ итогового теста. | ||
170 | Подведение итогов за год |
Основное содержание тем учебного предмета «Русский язык» (170 ч.)
в 5 классе
Основное содержание разработанного курса полностью соответствует Примерной программе основного общего образования по русскому языку. В ней выделяются три сквозные содержательные линии:
• содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;
• содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций;
• содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции
Раздел 1. Речь и речевое общение
1. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.
2. Осознание основных особенностей устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами диалога и монолога. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.
Раздел 2. Речевая деятельность
1. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.
2. Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определённую тему.
Раздел 3. Текст
1. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.
2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части и составление плана. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и т. д.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания.
Раздел 4. Функциональные разновидности языка
1. Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, язык художественной литературы. Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа).
2. Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка. Создание письменных высказываний разных типов речи: описание, повествование, рассуждение.
Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций
Раздел 5. Общие сведения о языке
1. Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства в современном мире. Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка.
Раздел 6. Фонетика и орфоэпия
1. Фонетика как раздел лингвистики. Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог ударение.
2. Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения. Орфоэпический словарь.
3. Совершенствование навыков различения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов. Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности. Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.
Раздел 7. Графика
1. Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения.
2. Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, в СМС-сообщениях.
Раздел 8. Морфемика и словообразование
1. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка. Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема. Приставка, суффикс как словообразующие морфемы. Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем.
2. Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологический словарь.
3. Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования. Применение знаний по морфемике в практике правописания.
Раздел 9. Лексикология и фразеология
1. Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка. Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.
2. Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, фразеологического словаря и т. п.) и использование её в различных видах деятельности.
Раздел 10. Морфология
1. Морфология как раздел грамматики. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола, наречия. Словари грамматических трудностей.
2. Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи. Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.
Раздел 11. Синтаксис
1. Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены. Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, предложения осложнённой и неосложнённой структуры. Однородные члены предложения, обращение. Классификация сложных предложений. Прямая речь
2. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций. Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.
Раздел 12. Правописание: орфография и пунктуация
1. Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание Ъ и Ь. Употребление прописной и строчной буквы. Перенос слов. Орфографические словари и справочники.
Пунктуация как система правил правописания. Знаки препинания и их функции. Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания в простом неосложнённом предложении. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложном предложении. Знаки препинания при прямой речи, в диалоге.
2. Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении. Использование орфографических словарей и справочников по правописанию.
Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции
Раздел 13. Язык и культура
1. Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.
2. Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.