12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовал
Калинина Татьяна Вахтанговна320
Милая, белая и пушистая девушка)))
Россия, Псковская обл., дер.Слопыгино
Материал размещён в группе «Дополнительные материалы к уроку»

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Русский язык»

в 5 классе

Личностными результатами освоения программы по русскому (родному) языку являются:

Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования

Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью


 

Метапредметными результатами освоения программы по русскому (родному) языку являются:


 

Владение всеми видами речевой деятельности:

Адекватное понимание информации устного и письменного сообщения

Владение разными видами чтения

Адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров

Способность извлекать информацию из разных источников, включая СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой

Овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор

Умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств

Способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме

Умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости

Умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения

Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме

Владение различными видами монолога и диалога

Соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения

Способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета

Способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты

Умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами

Применение приобретенных ЗУН в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные ЗУН анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.)

Коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения


 

Предметными результатами освоения программы по русскому (родному) языку являются:


 

Представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества

Понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом

Усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц

Освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи

Овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний

Опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения

Проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка

Понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике

Осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы


 


 


 


 


 


 

Календарно – тематическое планирование учебного материала по русскому языку

для 5 класса на 2017 – 2018 учебный год

Учитель: Калинина Т. В.

Тематическое планирование разработано на основе: «Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений». Авторы Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. Москва «Просвещение», 2011г.

Составлено на основе ФГОС ООО по русскому языку.


 


 

урока

Тема урока

Дата проведения

по плану

по факту

Язык и общение

1

Язык и человек. Общение устное и письменное

   

2

Читаем учебник. Слушаем на уроке.

   

3

Р. Р. Стили речи

   

ВСПОМИНАЕМ, ПОВТОРЯЕМ, ИЗУЧАЕМ

4

Звуки и буквы. Произношение и правописание.

   

5

Орфограмма

   

6

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова

   

7

Правописание проверяемых согласных в корне слова.

   

8

Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

   

9

Буквы и, а, у после шипящих

   

10

Разделительные Ъ и Ь.

   

11

Раздельное написание предлогов с другими словами

   

12

Р.р. Что мы знаем о тексте.

   

13

Части речи

   

14

Глагол. -Тся и –ться в глаголах

   

15

Р.Р Тема текста

   

16

Личные окончания глаголов

   

17

Имя существительное

   

18

Имя прилагательное

   

19

Местоимение

   

20

Р. Р. Основная мысль текста. Сочинение по упр.118 Летние радости.

   

СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

21

Синтаксис.

   

22

Пунктуация.

   

23

Р.р. Сжатое изложение . Упр.127

   

24

Работа над ошибками

   

25

Словосочетание.

   

26

Разбор словосочетания.

   

27

Предложение.

   

28

Р. Р. Сжатое изложение по упр. 144

   

29

Виды предложений по цели высказывания.

   

30

Восклицательные предложения

   

31

Контрольный тест.

   

32

Анализ контрольного теста.

   

33

Главные члены предложения. Подлежащее.

   

34

Сказуемое.

   

35

Р. Р. Изложение по упр.168

   

36

Тире между подлежащим и сказуемым.

   

37

Нераспространенные и распространенные предложения.

   

38

Второстепенные члены предложения.

   

39

Дополнение.

   

40

Определение.

   

41

Обстоятельство.

   

42

Предложения с однородными членами.

   

43

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

   

44

Предложения с обращениями.

   

45

Р. Р. Письмо

   

46

Синтаксический разбор простого предложения.

   

47

Пунктуационный разбор простого предложения

   

48

Простые и сложные предложения

   

49

Синтаксический разбор сложного предложения.

   

50

Прямая речь.

   

51

Диалог

   

52

Р.р. Сжатое изложение по упр.261

   

53

Повторение и систематизация по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»

   

54

Контрольная работа с грамматическим заданием по теме «Синтаксис, Пунктуация. Культура речи».

   

55

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

   

ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

56

Фонетика

   

57

Гласные звуки. Согласные звуки

   

58

Изменение звуков в потоке речи

   

59

Согласные твердые и мягкие

   

60

Р.Р. Повествование. Изложение по упр. 283

   

61

Согласные звонкие и глухие

   

62

Графика.

   

63

Алфавит

   

64

Р. Р. Описание предмета. Сочинение. Описание предмета.

   

65

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака

   

66

Двойная роль букв я, ю, е, е

   

67

Орфоэпия

   

68

Фонетический разбор слова

   

69

Повторение по теме « Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи».

   

70

Контрольная диктант с грамматическим заданием по теме « Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи».

   

71

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

   

ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ

72

Слово и его лексическое значение.

   

73

Однозначные и многозначные слова

   

74

Прямое и переносное значение слов.

   

75

Омонимы

   

76

Синонимы

   

77

Антонимы

   

78

Р. Р. Изложение по тексту К. Паустовского «Первый снег» упр.375.

   

79

Повторение по теме «Лексика. Культура речи».

   

80

Контрольная работа с грамматическим задание по теме «Лексика. Культура речи».

   

81

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

   

 

МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

82

Морфема – наименьшая значимая часть слова

   

83

Изменение и образование слов. Окончание

   

84

Основа слова

   

85

Р. Р. Сочинение в форме письма своему другу.

   

86

Корень слова

   

87

Р. Р. Сочинение-рассуждение

«Дни недели рассказывают о себе»

   

88

Суффикс

   

89

Приставка

   

90

Р. Р. Выборочное изложение по тексту В. Пескова «Последний лист орешника»

   

91

Чередование звуков

   

92

Беглые гласные

   

93

Варианты морфем. Морфемный разбор слова

   

94

Правописание гласных и согласных в приставках

   

95

Буквы з и с на конце приставок

   

96

Буквы а-о в корне –лаг/лож

   

97

Буквы а-о в корне –раст/рос

   

98

Буквы е-о после шипящих в корне

   

99

Буквы и-ы после ц

   

100

Р.Р. Устное сочинение по картине П. Кончаловского «Сирень в корзине»

   

101

Повторение по теме « Морфемика. Орфография. Культура речи».

   

102

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме « Морфемика. Орфография. Культура речи».

   

103

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

   

Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное

104

Имя существительное как часть речи

   

105

Р. Р. Доказательства в рассуждении. Сочинение по упр. 484

   

106

Имена существительные одушевленные и неодушевленные

   

107

Имена существительные собственные и нарицательные

   

108

Род имен существительных

   

109

Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа.

   

110

Р. Р. Сжатое изложение «Перо и чернильница»

   

111

Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа

   

112

Три склонения имен существительных

   

113

Падеж имен существительных

   

114

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.

   

115

Р. Р. Изложение с изменением лица по тексту В.П. Астафьева.

   

116

Множественное число имен существительных

   

117

Правописание о - е после шипящих и ц в окончаниях существительных

   

118

Повторение по теме «Имя существительное»

   

119

Морфологический разбор имени существительного

   

120

Р. Р. Устное сочинение по картине Г.Нисского «Февраль.Подмосковье»

   

121

Р. Р. Отзыв на устное сочинение

   

122

Контрольный диктант по теме

«Имя существительное»

   

123

Анализ контрольной работы по теме

«Имя существительное»

   

124

Имя прилагательное как часть речи

   

125

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных

   

126

Р. Р. Описание животного. Сочинение «Мое любимое животное» (по упр. 587)

   

127

Работа над ошибками

   

128

Прилагательные полные и краткие

   

129

Морфологический разбор прилагательного

   

130

Р. Р. Сочинение «Как я испугался» (по упр. 600)

   

131

Анализ ошибок, допущенных в сочинении

   

132

Повторение по теме «Имя прилагательное»

   

133

Повторение по теме

«Имя прилагательное»

   

134

Контрольная работа по теме

«Имя прилагательное»

   

135

Анализ контрольной работы по теме

«Имя прилагательное»

Работа над ошибками

   

Глагол

136

Глагол как часть речи

   

137

Не с глаголами

   

138

Р. Р. Устный рассказ на юмористическую тему.

   

139

Неопределенная форма глагола

   

140

Р. Р. Устное изложение (по упр.630)

   

141

Работа над ощибками

   

142

Правописание –ться и –тся в глаголах

   

143

Виды глагола

   

144

Буквы е - и в корнях с чередованием

   

145

Р. Р. Устный рассказ на тему «Как я однажды….»

   

146

Время глагола.

   

147

Прошедшее время

   

148

Настоящее время.

   

149

Будущее время

   

150

Спряжение глаголов.

   

151

Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием.

Закрепление

   

152

Морфологический разбор глагола

   

153

Р. Р. Сжатое изложение «Шоколадный торт»(по упр. 688)

   

154

Работа над ошибками

   

155

Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2м лице единственного числа

   

156

Употребление времен

   

157

Р.Р. Письменный рассказ на основе изображенного «Не взяли на рыбалку» (по упр. 701)

   

158

Повторение по теме «Глагол»

Тест по теме «Глагол»

   

159

Контрольная работа по теме «Глагол»

   

160

Анализ контрольной работы по теме «Глагол»

Работа над ошибками

   

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО

161

Разделы науки о языке.

   

162

Орфограммы в приставках и в корнях слов.

   

163

Орфограммы в окончаниях слов.

   

164

Тест.

   

165

Употребление букв Ъ и Ь

   

166

Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью

   

167

Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью

   

168

Итоговый контрольный тест

   

169

Анализ итогового теста.

   

170

Подведение итогов за год

   


 


 


 


 

Основное содержание тем учебного предмета «Русский язык» (170 ч.)

в 5 классе

Основное содержание разработанного курса полностью соответствует Примерной программе основного общего образования по русскому языку. В ней выделяются три сквозные содержательные линии:

содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;

содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций;

содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.


 

Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции

Раздел 1. Речь и речевое общение

1. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.

2. Осознание основных особенностей устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами диалога и монолога. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.

Раздел 2. Речевая деятельность

1. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.

2. Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определённую тему.

Раздел 3. Текст

1. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.

2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части и составление плана. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и т. д.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания.

Раздел 4. Функциональные разновидности языка

1. Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, язык художественной литературы. Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа).

2. Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка. Создание письменных высказываний разных типов речи: описание, повествование, рассуждение.


 

Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций

Раздел 5. Общие сведения о языке

1. Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства в современном мире. Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка.

Раздел 6. Фонетика и орфоэпия

1. Фонетика как раздел лингвистики. Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог ударение.

2. Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения. Орфоэпический словарь.

3. Совершенствование навыков различения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов. Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности. Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.

Раздел 7. Графика

1. Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения.

2. Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, в СМС-сообщениях.

Раздел 8. Морфемика и словообразование

1. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка. Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема. Приставка, суффикс как словообразующие морфемы. Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем.

2. Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологический словарь.

3. Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования. Применение знаний по морфемике в практике правописания.

Раздел 9. Лексикология и фразеология

1. Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка. Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.

2. Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, фразеологического словаря и т. п.) и использование её в различных видах деятельности.

Раздел 10. Морфология

1. Морфология как раздел грамматики. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола, наречия. Словари грамматических трудностей.

2. Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи. Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.

Раздел 11. Синтаксис

1. Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены. Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, предложения осложнённой и неосложнённой структуры. Однородные члены предложения, обращение. Классификация сложных предложений. Прямая речь

2. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций. Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.

Раздел 12. Правописание: орфография и пунктуация

1. Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание Ъ и Ь. Употребление прописной и строчной буквы. Перенос слов. Орфографические словари и справочники.

Пунктуация как система правил правописания. Знаки препинания и их функции. Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания в простом неосложнённом предложении. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложном предложении. Знаки препинания при прямой речи, в диалоге.

2. Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении. Использование орфографических словарей и справочников по правописанию.


 

Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции

Раздел 13. Язык и культура

1. Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.

2. Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.

Опубликовано в группе «Дополнительные материалы к уроку»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.