Рабочая программа по русскому языку, 5 класс

3
0
Материал опубликован 4 September 2017 в группе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Никольская средняя общеобразовательная школа»

Лаишевского муниципального района Республики Татарстан


 

«Рассмотрена» «Согласована» «Утверждена»

на заседании ШМО (протокол №1)

Руководитель:_________ / С.С.Макарова/ Заместитель директора по УВР :__________ /Т.А.Гогова/ Директор школы:_________ /В.Г.Толокнова/

 

«27» августа 2014г. 29 августа 2014 г. Приказ № 78 от 29 августа 2014 г.

 

 

Рабочая программа

по русскому языку 5 класса


 

Учитель русского языка

и литературы : Макарова С.С.

Год составления: 2014 год.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Настоящая рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе следующих документов:

Федерального закона «Об образовании Российской Федерации», Закона РТ «Об образовании»;

- Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г. № 1089);

- Примерной программы основного общего образования по русскому языку;

- Авторской программы по русскому языку для 5 – 9 классов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2010.) Рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва, «Просвещение», 2010 год;

- Приказа МО и Н РФ от 3 июня 2011 года № 1994 «О внесении изменений в федеральный БУП и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования», (утвержденного приказом МО РФ от 9 марта 2004 года №1312);

- Приказа МО и НРТ №4154 /12 от «09» июля 2012 года «Об утверждении базисного и примерных учебных планов для образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы начального общего и основного общего образования»;

- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2014\15 учебный год, утвержденный Приказом МО и НРФ № 253 от 31.03.2014 г.;

-Учебного плана МБОУ « Никольская средняя общеобразовательная школа» Лаишевского муниципального района Республики Татарстан на 2014 -2015 учебный год, утвержденного и введенного в действие Приказом № 75 от 29 августа 2014 года.


 


 


 


 


 


 

Структура документа

Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку; требования к уровню подготовки выпускников, учебно-тематический план, основное содержание с примерным распределением учебных часов по основным разделам курса; календарно-тематическое планирование, список литературы..

Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объеме 735 часов. В том числе: в V классе – 210 час, в VI классе – 210 час, в VII – 140 час, в VШ классе – 105 час, в IХ классе – 68 час.

В рабочей программе отражен региональный (национально-региональный) компонент, на который в федеральном базисном учебном плане отводится 10% учебного времени от 735 часов, что составляет 74 часа.

В 5 классе на уроки русского языка выделено из школьного компонента БУП 2 часа для прохождения программы на базовом уровне обучения. Уроки добавлены на изучение следующих разделов:

Повторение изученного в начальных классах

7ч.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

13 ч.

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи.

4 ч.

Лексика. Культура речи.

3 ч.

Морфемика. Орфография. Культура речи.

11 ч.

Морфология. Орфография. Культура речи.

24 ч.

Повторение и систематизация изученного.

8 ч.

 

Уроки помечены знаком *.

Учебный год составляет 35 учебных недель – 175 часов.

Уровень обучения – базовый.

Срок реализации программы – 1 год.


 


 


 

Общая характеристика учебного предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.


 

Цели обучения

 

воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

формирование уменийопознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.


 

Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса

Учащиеся должны знать:

определения основных изучаемых в 5 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.

К концу 5 класса должны овладеть следующими умениями и навыками:

разбирать слова фонетически, по составу, морфологически, а предложения (с двумя главными членами) - синтаксически. Составлять простые и сложные предложения изученных видов;

разъяснять значение известных слов и правильно употреблять их. Пользоваться орфографическими и толковыми словарями;

соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

ПО ОРФОГРАФИИ. Находить в словах изученные орфограммы, находить орфографические ошибки и исправлять их, правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами , изученными в 5 классе.

ПО ПУНКТУАЦИИ. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать свой выбор.

ПО СВЯЗНОЙ РЕЧИ. Определять тему и основную мысль текста, его стиль. Подробно и сжато пересказывать повествовательные тексты. Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине.

Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным материалом).

Правильно использовать языковые средства в устной и письменной речи.

Грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи.

Пользоваться различными словарями.

Использование приобретённых знаний

- при написании сочинений;

- при выстраивании диалога и монолога;

- при подготовке и сдаче ГИА и ЕГЭ.

РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

Аудирование:

- понимать основное содержание небольшого по объёму научно- учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;

- выделять основную мысль, структурные части исходного текста.

Чтение:

- владеть техникой чтения;

- выделять в тексте главную и второстепенную информацию;

- разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;

- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;

- владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;

- прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;

- извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;

- правильно расставлять логические ударения, паузы;

- выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух.

Говорение:

- доказательно отвечать на вопросы учителя;

- подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи

- создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;

- выражать своё отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации.

Письмо:

- подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;

- создавать письменное высказывание разных типов речи;

- составлять план сочинения и соблюдать в процессе письма;

- определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;

- делить текст на абзацы;

- писать небольшие по объёму тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного);

- пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;

- выражать своё отношение к предмету речи;

- находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения;

- подбирать заголовок, отражающий основную тему и основную мысль текста;

- использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.);

- исправлять недочёты в содержании высказывания и его построении.

ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:

- выделять в слове звуки речи; давать им фонетическую характеристику;

- различать ударные и безударные слоги; не смешивать звуки и буквы;

- использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова;

- находить в художественном тексте явления звукописи;

- правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи;

- работать с орфоэпическим словарём.

ГРАФИКА:

- правильно произносить названия букв русского алфавита;

- свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;

- проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова.

МОРФЕМИКА:

- выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;

- подбирать однокоренные слова с учётом значения слова;

- учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;

- пользоваться словарём значения морфем и словарём морфемного строения слов;

- объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах.

ЛЕКСИКОЛОГИЯ:

- объяснять лексическое значение слов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);

- пользоваться толковым словарём для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов;

- распределять слова на тематические группы;

- употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;

- различать прямое и переносное значение слов;

- отличать омонимы от многозначных слов;

- подбирать синонимы и антонимы;

- выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;

- находить в тексте выразительные приёмы, основанные на употреблении слова в переносном значении;

- владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;

- использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора.

МОРФОЛОГИЯ:

- различать части речи;

- правильно указывать морфологические признаки имён существительных, прилагательных, глаголов;

- уметь склонять, спрягать, образовывать формы времени и т.п.;

- правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи.

ОРФОГРАФИЯ:

- находить орфограммы в морфемах;

- группировать слова по видам орфограмм;

- владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приёмами применения изученных правил орфографии;

- устно объяснять выбор написания и использования на письме специальные графические обозначения;

- самостоятельно подбирать слова на изученные правила.

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:

- выделять словосочетания в предложении;

- определять главное и зависимое слово;

- составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме;

- выделять основы предложений с двумя главными членами;

- конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;

- характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;

- составлять простые и сложные предложения изученных видов;

- соблюдать верную интонацию конца предложений;

- опознавать предложения, осложнённые однородными членами, обращениями, вводными словами;

- находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;

- владеть правильным способом действий при применении изученных правил пунктуации;

- устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях (в изученных синтаксических конструкциях) и использовать на письме специальные графические обозначения;

- самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.

Учебно-тематический план.

5 класс

Содержание

Кол-во часов

Кол-во контрольных

Развитие речи

Вводный урок. Язык - важнейшее средство общения

3

 

2

Повторение изученного в начальных классах

20

1

3

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

34

2

6

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи.

15

2

3

Лексика. Культура речи.

10

1

2

Морфемика. Орфография. Культура речи.

25

2

3

Морфология. Орфография. Культура речи.

53

6

7

Повторение и систематизация изученного.

15

1

2

ИТОГО

175

15

28


 


 


 

Содержание тем учебного курса

Язык - важнейшее средство общения (3 ч)

Повторение пройденного в 1 - 4 классах (17 ч+3 ч)

I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.

Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.

Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных.

Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами.

Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.

II Текст. Тема текста. Стили.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (28 ч +6ч)

I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.

Пунктуация как раздел науки о языке.

Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.

Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).

Грамматическая основа предложения.

Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.

Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союза- ми, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.

Синтаксический разбор словосочетания и предложения.

Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.

Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).

Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.

Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.

Диалог. Тире в начале реплик диалога.

II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.

III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.

Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи (12 ч + 3 ч)

I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.

Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.

Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.

Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.

Орфографический разбор.

Орфографические словари.

II.Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.

Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).

III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.

Лексика. Культура речи (8 ч + 2 ч)

I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.

II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.

Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.

Морфемика. Орфография. Культура речи (22 ч + 3 ч)

I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове.чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.

Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.

Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и сна конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-- -лаг-, -рос- - -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.

II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.

III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.

Морфология. Орфография. Культура речи (48 ч+5 ч)

Самостоятельные и служебные части речи (1 ч)

Место причастия, деепричастия, категории состояния в системе частей речи.

Имя существительное (17 ч + 2 ч)

I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.

Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.

Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание глас

ных в падежных окончаниях имен существительных.

II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).

Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.

Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыс- лей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.

III. Доказательства и объяснения в рассуждении.

Имя прилагательное (9 ч + 2ч)

I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.

Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.

II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).

Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.

III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.

Глагол (20 ч +3 ч)

I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.

Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).

Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.

Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, - nep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-. Правописание не с глаголами.

II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).

Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.

Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.

III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.

Повторение и систематизация пройденного в 5 классе (13 ч+2 ч)


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 5 класса

урока

темы

Дата

проведения

Наименование разделов и тем

Теория

Практика

Контроль

Примечание

по плану

факт

Язык – важнейшее средство общения (1 +2 )

1

1

3.09

 

Наука о русском языке, ее основные разделы

Лингвистика как наука о языке и речи. Основные разделы лингвистики, изучающиеся в 5 классе. Писатели и ученые о богатстве и выразительности русского языка.

     

2

2

3.09

 

РР Язык – важнейшее средство общения.

Общение устное и письменное

Язык как основное средство обращения в определенном национальном коллективе. Устная и письменная речь. Разделы лингвистике, изучающие устную речь.

Выразить основную мысль текста.

текущий контроль полученных знаний

 

3

3

4.09

 

РР Стили речи

Функциональные разновидности языка: разговорный стиль, научный стиль, художественный стиль.

Работа с текстами – распознавание стилей речи

Итоговый контроль

тест «Стили речи»

 

Повторение изученного в начальных классах (17 +3)

4*

1

5.09

 

Звуки и буквы. Произношение и


 


 

правописание

Звуки гласные и согласные. Ударные и безударные гласные. Согласные глухие


 


 

и звонкие, мягкие и твердые. Различение буквы и звука.

Определение основной мысли


 


 

Текста

   

*5

2

8.09

 

Орфограмма. Правописание безударных гласных в корне слова

Орфограмма. Место орфограмм в словах. Опознавательные признаки орфограмм.

Составление предложений на заданную тему

текущий контроль

орфографический диктант

 

6

3

10.09

 

Правописание проверяемых согласных в корне слова.

Правописание проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова.

Выписать пары одинаково произносимых слов, подобрать к каждому слова подходящие по смыслу.

текущий контроль орфографический диктант

 

7

4

10.09

 

Правописание непроизносимых согласных в корне слова

Непроизносимые согласные в корне.

Озаглавить заданный текст.

текущий контроль

«дырявый» диктант

 

8

5

11.09

 

Буквы и, у, а после шипящих

Правописание букв и ,у ,а после шипящих

Составить предложения или связный текст на тему «Летом в лесу» или «Летом на реке»

   

9

6

12.09

 

Разделительные ъ и ь

Части слова. Разделительные ъ и ь

Составить 3-4 предложения со


 

словами данными на поле учебника.

текущий контроль Объяснительный


 

диктант

 

*10

7

15.09

 

Раздельное написание предлогов

Раздельное написание предлогов со словами.

Озаглавить текст.

   

11

8

17.09

 

РР Текст

Текст как речевое произведение. Построение текста. Смысловая и композиционная цельность, связность текста.

Составление текста

Изложение по данному плану

 

12

9

17.09

 

Части речи.

Части речи. Самостоятельные и служебные части речи.

Игра «Я пересказываю, ты слушаешь»

текущий контроль теоретических знаний по теме

 

13

10

18.09

 

Глагол.

Глагол: время. Лицо, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях глаголов. Буква ьвовтором лице единственного числа.

. Озаглавить текст.

текущий контроль теоретических знаний по теме

 

14*

11

19.09

 

Правописание тся и ться в глаголах.

Правописание тся и ться в глаголах.

Составить предложения с употреблением глаголов на –ться и -тся

текущий контроль объяснительный диктант

 

*15

12

22.09

 

РР Тема текста


 


 

Тема сочинения. Широкая и узкая тема. Коммуникативная установка.

Сочинение на тему «Однажды на прогулке…»

текущий контроль

Составление текста на определенную тему.

 

16

13

24.09

 

Личные окончания глаголов. Не с глаголами.

Разделительное написание нес глаголами.IиIIспряжения. Правописание гласных в личных окончаниях глаголов

Составить предложения с глаголами, помещенными на поле.

текущий контроль тесты «Личные окончания глаголов», «Не с глаголами»

 

17

14

24.09

 

Имя существительное. Три склонения существительных, род, число, падеж.

Имя существительное: три склонения существительных, род, число, падеж. Собственное и нарицательное; одушевленные и неодушевленные

Приведите по 2-3 примера существительных, отвечающих на вопрос кто? И на вопрос что?

текущий контроль

Цифровой диктант «Ь в сущ. После шипящих»

 

18*

15

25.09

 

Имя существительное. Собственное и нарицательное.

Имя существительное: три склонения существительных, род, число, падеж. Собственное и нарицательное; одушевленные и неодушевленные

Разделить текст на части. Ответить на вопрос: о чем говорится в каждой части?

текущий контроль


 

орфографический диктант «Окончания сущ.»

 

19

16

26.09

 

Имя прилагательное

Имя прилагательное: род,, число, падеж. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных

Сравнить два текста.

текущий контроль


 

Осложненное списывание «Окончания прилагательных»

 

*20

17

29.09

 

Местоимение

Местоимение 1, 2, 3 лица единственного числа, склонение личных местоимений

Составить предложения с местоимениями 1,2,3 лица единственного лица.

текущий контроль теоретических знаний по теме

 

21

18

01.10

 

РР Основная мысль текста

Основная мысль текста. Понятие «тема» и «основная мысль»

Сочинение «Летние радости»

предварительный контроль

Стр.46 ответить на вопросы

 

22

19

01.10

 

Диктант по теме «Повторение изученного в начальных классах»

Изучение части речи. Правописание гласных и согласных в корне. Падежных и личных окончаний

 

Итоговый контроль

Запись под диктовку, выполнение грамматического задания

 

23

20

02.10

 

Анализ диктанта

Изучение части речи. Правописание гласных и согласных в корне. Падежных и личных окончаний

 

периодический контроль

словарный диктант

 

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (28 +6)

24

1

03.10

 

Синтаксис. Пунктуация.

Синтаксис как раздел грамматики, единицы синтаксиса: словосочетание, предложение.


 

Знаки препинания конца предложения (знаки завершения, выделения)

Прочитать и определить


 


 

основную мысль текста. Сжато, в 3-5 предложениях, изложить его содержание.

текущий контроль


 


 

теоретических

знаний по теме

 

*25

2

06.10

 

Словосочетание. Разбор словосочетания

Основные призники словосочетания: смысловая и грамматическая связь главного и зависимого слова. Способы выражения главного и зависимого слова

Составить словосочетания по рисунку.

текущий контроль Составление словосочетаний, знакомство с образцом разбора словосочетаний

 

26

3

08.10

 

Предложение

Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и его отличия от других языковых единиц

Определить основную мысль заданного текста.

текущий контроль Определение границ предложений

 

27

4

08.10

 

Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные предложения

Виды предложений по цели высказывания.:(повествовательные, побудительные) и восклицательные

Работа с текстом

Определение темы, основной мысли, ключевых слов, частей текста

 

28

5

09.10

 

РР Сжатое изложение

Основная мысль текста. Главная и второстепенная информация текста.

   

29*

6

10.10

 

РР Сжатое изложение

 

текущий контроль


 

синт. разбор предложения.

 

*30

7

13.10

 

Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее

Определение главных членов предложения. Грамматическая основа предложения. Подлежащее. Способы его выражения.

 

текущий контроль Определить какими членами

предложения являются данные слова

 

31

8

15.10

 

Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее.Способы его выражения.

Составить пять предложений на тему «Поздней осенью в лесу»

 

32

9

15.10

 

Сказуемое.

Определение главных членов предложения. Сказуемое. Способы его выражения.

Описать море с помощью глаголов-сказуемых.

Конструкция предложений

 

33

10

16.10

 

Тире между подлежащим и сказуемым

Способы выражения подлежащего и сказуемого существительным в именительном падеже. Особенности связи подлежащего и сказуемого.

Замените данные предложения другими, близкими по смыслу..

текущий контроль


 

работа по карточкам «Расставить знаки препинания

 

34*


 

11


 

17.10

 


 

Нераспространенное и распространенное предложения


 

Распространенные и нераспространенные предложения.

 


 

текущий контроль

Синтаксический разбор предложений

 

*35

12

20.10

 

Второстепенные члены предложения

Второстепенные члены предложения.

Урок –получение новых знаний

текущий контроль

Определение втор.членов

 

36

13

22.10

 

Дополнение.

Второстепенные члены предложения. Способы выражения дополнения.

Составить предложения по заданной схеме.

текущий контроль теоретических знаний по теме

 

37

14

22.10

 

Определение

Способы выражения определений.

Озаглавить текст.

периодический контроль


 

Составление предложе-ний

 

38

15

23.10

 

Обстоятельство

Способы выражения обстоятельств.

Составить связный текс из данных предложений.

периодический контроль


 

Составление предложе-ний

 

*39

16

24.10

 

Предложение с однородными членами.

Предложения с однородными членами, не связанными союзами а,нои одиночным союзом и

Составить предложения с союзами: а, но, и

текущий контроль теоретических знаний по теме

 

*40

17

27.10

 

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и

 

текущий контроль теоретических знаний по теме

 

41

18

29.10

 

Обобщающие слова при однородных членах

Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.

Из каждой пары предложений составить одно с однородными членами.

текущий контроль Проверочная работа по теме «Однородные члены предложе-ния»

 

42

19

29.10

 

Предложения с обращениями.

Предложения. Осложненные обращением. Обращение, выраженное словом или сочетанием слов.

Составить предложения по схемам.

текущий контроль


 

Составление предложе-ний с обращениями по схемам


 


 


 

 

43

20

30.10

 

Контрольный диктант за 1 четверть

 

   

Диктант

 

44

21

31.10

 

РР Письмо

Письмо как одна из разновидностей текста. Эпистола, эпистолярный жанр. Содержание, оформление письма. Адрес.

Анализ писем героев художественных произведений

Сочинение - письмо

 

2 четверть *45

22

10.11

 

Синтаксический разбор простого предложения

Простое предложение. Порядок синтаксического предложения.

 

текущий контроль

Синтаксический разбор простого предложения

 

46

23

12.11

 

РР Сочинение по картине Ф.П.Решетникова « Опять двойка»

 

сочинение

   

*47

24

12.11

 

Пунктуационный разбор простого предложения

Знаки завершения предложения.

 

текущий контроль

пунктуационный разбор простого предложения

 

48

25

13.11

 

Простые и сложные предложения.

Простые и сложные предложения. Грамматическая основа предложений

Продолжить каждый из начатых примеров, чтобы получить сложное предложения.

текущий контроль теоретических знаний по теме

 

*49

26

14.11

 

Простые и сложные предложения. Грамматическая основа предложений.

урок - упражнение

   

*50

27

17.11

 

Синтаксический разбор сложного предложения.

Сложное и простое осложненное предложения. Знаки завершения предложения, разделительные и выделительные знаки препинания

Озаглавить . Доказать, что это текст.

текущий контроль

Синтаксический разбор сложного и простого предложения.

 

51

28

19.11

 

Прямая речь.

Предложения с прямой речью. Знаки препинания при прямой речи.

Выписать предложения с обращением.

текущий контроль

составление текста с прямой речью

 

*52

29

19.11

 

Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи.

Предложения с прямой речью. Знаки препинания при прямой речи.

 

текущий контроль

осложненное списывание

 

53

30

20.11

 

РР Диалог.

Диалог. Реплика. Знаки препинания при диалоге.

Записать телефонный разговор, употребляя вежливую форму общения

текущий контроль

составление диалога

 

54

31

21.11

 

Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация».


 

Главные и второстепенные члены предложения. Осложненное простое и сложное предложение. Знаки препинания в них.

Объяснить, чем выбранный в тексте фрагмент(раздаточный материал) привлек ваше внимание.

итоговый контроль

стр.105 ответы на вопросы

 

*55

32

24.11

 

Проверочная работа по теме «Синтаксис и пунктуация. Культура речи.»

 

предварительный контроль проверочная работа

 

56

33

26.11

 

Диктант по теме «Синтаксис и пунктуация».

Главные и второстепенные члены предложения. Осложненное простое и сложное предложение. Знаки препинания вих.

 

Итоговый контроль

Запись под диктовку, выполнение грамматического задания

 

57

34

26.11

 

Анализ диктанта

Главные и второстепенные члены предложения. Осложненное простое и сложное предложение. Знаки препинания в них.

 

периодический контроль

словарный диктант

 
 

Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи (12 +3)

 

58

1

27.11

 

Фонетика. Гласные звуки.


 

Фонетика и орфоэпия как разделы науки о языке. Звук- основная единица фонетики. Фонетическая транскрипция как специальный способ записи звучащей речи. Система гласных и согласных звуков русского языка.

Составить таблицу « Гласные звуки». К каждому звуку подобрать по два односложных слова.

текущий контроль теоретических знаний по теме

 

59

2

28.11

 

Согласные звуки.

Согласные звонкие и глухие, мягкие и твердые. Парные и непарные согласные по звонкости- глухости, по твердости и мягкости. Сонорные согласные. Шипящие согласные. Смыслоразличительная роль звука.

Определять основную мысль текста.

текущий контроль теоретических знаний по теме

 

*60

3

01.12

 

Изменение звуков в потоке речи.

Изменение звуков в потоке речи. Изменения качества гласного звука в безударной позиции. Оглушение озвончение согласных звуков. Характеристика отдельного звука речи. И анализ звуков в речевом потоке, соотношение звука и буквы.

Озаглавить текст.

текущий контроль теоретических знаний по теме

 

61

4

03.12

 

Твердые и мягкие согласные.

Твердые и мягкие согласные.

Подобрать к глаголам: спор, проверка, трудовой, желтый, гордый, закалка-однокоренные глаголы.

текущий контроль теоретических знаний по теме

 

62

5

03.12

 

РР Повествование.

Композиция повествования. План как средство внутренней организации текста

Изложение-повествование

   

63

6

04.12

 

Согласные звонкие и глухие.

Согласные звонкие и глухие.

Заменить в данных словах согласный парным глухим или звонким. Составить три примера самостоятельно.

текущий контроль теоретических знаний по теме

 

64

7

5.12

 

Графика. Алфавит


 


 


 


 


 

Разделы лингвистики, изучающие письменную речь: графика, орфография, пунктуация. Связь фонетики с графикой. Письмо и каллиграфия.

 

текущий контроль теоретических знаний по теме

 

*65

8

08.12

 

РР Описание предмета. Подготовка к сочинению.

Тип речи- описание. Композиционная схема данного типа речи. Особенности художественного типа речи.

 

сочинение

 

66

9

10.12

 

РР Сочинение - описание предмета.

 

67

10

10.12

 

Обозначение мягкости согласного с помощью мягкого знака.

Твердые и мягкие согласные. Использование Ь для обозначения мягкости предшествующего согласного. Написания сочетаний ЧК. ,ЧН, НЧ,РЩ

Составить на основе заданных словосочетаний, текст из 5-6 предложений. Озаглавить его.

   

68

11

11.12

 

Двойная роль букв е, ё, ю, я.

Соотношение буквы и звука. Звуковое значение букв

. Оформить разговор двух мальчиков как диалог.

   

69

12

12.12

 

Орфоэпия. Фонетический разбор.

 

Допишите начатые предложения.

текущий контроль теоретических знаний по теме

 

*70

13

15.12

 

Повторение по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика»

Орфоэпия как раздел языкознания. Понятие об орфоэпической норме. Овладение основными правилами литературного произношения и ударения: нормы произношения безударных звуков; произношение мягкого или твердого согласного перед [э] в иноязычных словах; произношение сочетаний согласных (ЧН, ЧТ и др.),особенности произношения иноязычных слов. Орфоэпический словарь, его назначение, структура, содержание словарной статьи. Оценивание собственной и чужой с точки зрения орфоэпических норм.

Составить восклицательное предложение со словами: душистый, ароматный.

итоговый контроль стр. 131 ответ на вопросы

 

71

14

17.12

 

Диктант по теме «Фонетика.

Орфоэпия. Графика»

Орфоэпия как раздел языкознания. Понятие об орфоэпической норме. Овладение основными правилами литературного произношения и ударения: нормы произношения безударных звуков; произношение мягкого или твердого согласного перед [э] в иноязычных словах; произношение сочетаний согласных (ЧН, ЧТ и др.),особенности произношения иноязычных слов. Орфоэпический словарь, его назначение, структура, содержание словарной статьи. Оценивание собственной и чужой с точки зрения орфоэпических норм.

 

Итоговый контроль

Запись под диктовку, выполнение грамматического задания

 

*72

15

17.12

 

Анализ диктанта

   

периодический контроль

словарный диктант

 

Лексика. Культура речи. (8 + 2)

 

73

1

18.12

 

Слово и его лексическое значение.

Лексикология как раздел лингвистики. Лексика как словарный состав, совокупность слов данного языка. Слово - основная единица языка и речи. Отличие слова от других языковых единиц. Лексическое значение слова. Толкование лексического значения слова с помощью описания, толкования, подбора синонимов, антонимов, однокоренных слов.

Записать в виде словарной статьи толкование любого из отгаданных слов заданного кроссворда.

текущий контроль теоретических знаний по теме

 

74

2

19.12

 

Однозначные и многозначные слова

Лексическое богатство русского языка как источник выразительности речи. Характеристика лексической системы русского языка с точки зрения особенностей лексического значения слов. Однозначные и многозначные слова.

Составить словосочетания или предложения со словом полотно в разных значениях

текущий контроль теоретических знаний по теме

 

*75

3

22.12

 

Прямое и переносное значение слов

Прямое и переносное значение слов. Понимание основания для переноса наименования (сходство смежность объектов или признаков). Основные виды тропов, основанные на употреблении слова в переносном значении. Наблюдение за использованием переносных значений слов в художественных текстах

Озаглавить текст. Найти в нем слова, которые имеют примерно такое же значение как слова необыкновенный, особенный, необычный.

текущий контроль теоретических знаний по теме

.

76


 

4


 

24.12

 


 

Омонимы.


 

Лексические омонимы как слова, тождественные по звучанию и написанию, но различные по лексическому значению. Различение омонимов и многозначных слов в речи. Характеристика русского языка с точки зрения семантической группировки слов. Различные виды омонимов.


 

Составить с омонимами распространенные предложения.


 

текущий контроль теоретических знаний по теме

 

77

5

24.12

 

Синонимы

Синонимы как слова, близкие или тождественные по лексическому значению. Смысловые и стилистические различия синонимов. Использование синонимов как средства связи предложений в тексте и как средства устранения неоправданного повтора

Составить предложения с двумя прилагательными- синонимами.

текущий контроль работа с толковым словарем

 

78

6

25.12

 

РР Сочинение по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»

Тип речи- описание. Описание природы.

     

79

7

26.12

 

Антонимы.

Антонимы как слова, противоположные по лексическому значению. Словари антонимов русского языка. Наблюдение за использованием антонимов в художественных текстах.

Закончить начатые предложения.

текущий контроль работа с толковым словарем

 

3 четверть

*80

8

13.01

 

Повторение по теме «Лексика. Культура речи». Подготовка к зачету.

   

итоговый контроль

 

*81


 


 

9


 


 

15.01

 


 


 

Повторение по теме «Лексика. Культура речи». Зачет.

   


 


 

итоговый контроль - зачет

 

82

10

16.01

 

РР Изложение с элементами сочинения

Основная мысль текста. Заголовок. План. Стиль текста.

 

Составление плана

 

Морфемика. Орфография. Культура речи (22+3)

*83

1

16.01

 

Морфема - наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов

Отличие морфемы от других языковых единиц. Виды морфем. Корневые и некорневые морфемы. Словообразовательные и словоизменительные морфемы

Озаглавить текст. Пересказать.

периодический контроль – словарный диктант текущий контроль теоретических знаний по теме

 

84

2

18.01

 

Окончание и основа слова.

Основа слова, окончание.

Определить стиль речи.

текущий контроль теоретических знаний по теме

 

*85

3

20.01

 

Корень слова.

Корень. Однокоренные слова. Общность в лексическом значении однокоренных слов.

Подобрать к словам чистота, светлый, чернеть как можно больше однокоренных слов, относящихся к разным частям речи.

текущий контроль теоретических знаний по теме

 

86

4

22.01

 

РР Рассуждение.

Тип речи – рассуждение. Композиционная схема рассуждения, его смысловые части.

Сочинение - рассуждение

текущий контроль полученных знаний

 

87

5

23.01

 

Суффикс как словообразовательная морфема.

Суффикс как словообразовательная морфема.

Подобрать однокоренные слова с суффиксом –тель к словам читать, преподавать, наблюдать, учить, водить, строить.

текущий контроль теоретических знаний по теме

 

88

6

23.01

 

Приставка как словообразовательная морфема

Приставка как словообразовательная морфема. Приставка как значимая часть слова. Роль приставки как средства образования слов. Значение приставок.

Озаглавить текст. Определить стиль.

текущий контроль морфемного разбора (самостоятельная работа)

 

89

7

25.01

 

РР Выборочное изложение

Выделение в тексте главной и второстепенной информации. Изучающее чтение. Подробный пересказ. Тип речи.

     

*90

8

27.01

 

Чередование звуков. Беглые гласные.

Чередование гласных и согласных в корнях слов. Типы чередований. Появление чередований при образовании форм и новых слов.

Беглые гласные как вариант чередования

Составить четыре словосочетания с чередующимися согласными и гласными в корне.

   

91

9

29.01

 

Варианты морфем. Морфемный разбор слова.

Морфемные словари русского языка.

Порядок морфемного разбора, членение слова на морфемы. Уточнение лексического значения слова с опорой на его морфемный состав, находить орфограммы в морфеме

Найти пословицу высмеивающую леность, недобросовестное отношение к труду.

текущий контроль теоретических знаний по теме

 

*92

10

30.01

 

Правописание гласных и согласных в приставках.

Правописание неизменяемых приставок

Подобрать по два слова с приставками: перед, пере, в, об, над, с, от, о, до, по, про, за, на, над ,во ,обо ,подо, надо ,со, ото, об, от, под.

текущий контроль теоретических знаний по теме

 

93

11

30.01

 

Буква з-с на конце приставок.

Приставки на З-С

Подобрать к каждому из данных слов( бить, пустить, пилить) однокоренные слова с приставками раз, рас, с.

текущий контроль – цифровой диктант

 

94

12

01.02

 

Буквы о-а в корне лаг-лож.

Корни ЛАГ-ЛОЖ

Составить предложения с данными словосочетаниями:отложить галету, расстегнуть ворот рубахи.

текущий контроль – знание орфограммы

 

*95

13

03.02

 

Буквы о-а в корне лаг-лож. Трудные случаи написания.

 

цифровой диктант

 

96

14

05.02

 

Буквы о-а в корне раст-ращ, рос.

Корни РАСТ- РАЩ –РОС


 

Подобрать к словам: растение, дремлет, слова с чередованием согласных в корне.

текущий контроль – знание орфограммы

 

*97

15

06.02

 

Буквы о-а в корне раст-ращ, рос. Слова –исключения.

   

*98

16

06.02

 

Буквы о-а в корне раст-ращ, рос.Тестирование.

 

тестирование

 

99

17

08.02

 

Буквы ё-о после шипящих в корне

Знать способы выбора О-Ё в корнях слов после шипящих, находить орфограммы в морфеме, уметь обосновывать выбор Ё-О после шипящих в корне

Составьте со словами: шоссе, шофер, жокей, решетка словосочетанияили нераспространенные предложения.

текущий контроль – знание орфограммы

 

*100

18

10.02

 

Буквы ё-о после шипящих в корне. Слова исключения.


 


 


 

цифровой диктант

 

101

19

12.02

 

Буквы ы-и после ц

Знать способы выбора И-Ы в корнях после Ц, суффиксах и окончаниях. Уметь обосновывать этот выбор, находить орфограммы в морфемах

Озаглавить текс.

текущий контроль – знание орфограммы

 

*102

20

13.02

 

Буквы ы-и после ц. Способы выбора И-Ы в корнях после Ц, суффиксах и окончаниях.

 

цифровой диктант

 

103

21

13.02

 

Повторение по теме «Морфемика. Орография. Культура речи»

Применение знаний и умений по морфемике в практике правописания.

 

итоговый контроль - Стр183 контр. вопр

 

*104

22

15.02

 

Проверочная работа по теме «Морфемика. Орография. Культура речи»

Применение знаний и умений по морфемике в практике правописания

 

предварительный контроль -тест

 

105

23

17.02

 

Диктант по теме «Морфемика. Орография. Культура речи»

   

Итоговый контроль

Запись под диктовку, выполнение грамматического задания

 

*106

24

19.02

 

Анализ диктанта

   

периодический контроль

словарный диктант

 

107

25

20.02

 

РР Сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине»

Тема. Основная мысль текста. Описание предмета.

 

текущий контроль навыков связной речи

 

Морфология. Орфография. Культура речи (46 ч+7 ч)

Имя существительное (17 +2 ч)

 

108

1

20.02

 

Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное как часть речи

Морфология как раздел грамматики. Грамматическое значение слова и его отличие от лексического значения. Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

Определить стиль текста.

текущий контроль теоретических знаний по теме

 

109

2

22.02

 

РР Доказательства в рассуждении

 

Строение текста- рассуждения и способы различия основной мысли (тезиса), цепь умозаключений, одно в другого. Тезис, доказательство, вывод. Доказательства и объяснения рассуждения

 

текущий контроль навыков развития связной речи

 

*110

3

24.02

 

Одушевленные и неодушевленные

Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Грамматические различия одушевленных и неодушевленных существительных

Составить предложения с обращениями, выраженными как одушевленными, так и неодушевленными существительными.

текущий контроль теоретических знаний по теме

 

111

4

26.02

 

Собственные и нарицательные существительные.

Имена существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных произведений; выделение этих названий кавычками

Определить стиль и вид текста.

текущий контроль теоретических знаний по теме

 

112

5

27.02

 

РР Сжатое изложение

Текст. Основная мысль текста. Деление на абзацы. Стиль текста. Выделение ключевых слов.

     

*113

6

27.02

 

Морфологический разбор существительного

Морфологические признаки существительного

 

текущий контроль теоретических знаний по теме

 

*114

7

01.03

 

Род имен существительных

Род как постоянный признак существительного. Существительные мужского, женского, среднего, общего рода; существительные, не имеющие родовой характеристики.

Составить со словами мышь, путь, рояль, фамилия, повидло, яблоко такие словосочетания или предложения, в которых отчетливо выявлялся бы род этих слов.

текущий контроль теоретических знаний по теме

 

*115

8

03.03

 

Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа

Число имен существительных, существительные, которые имеют форму только множественного числа

Составить диалог, используя слова: клещи, кусачки, ножницы, опилки.

текущий контроль теоретических знаний по теме

 

116

9

05.03

 

Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа

Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа

Пересказать текст.

текущий контроль теоретических и практических знаний по теме

 

117

10

06.03

 

Три склонения существительного. Падеж существительного

Типы склонений имен существительных. Склоняемые и несклоняемые существительные.

Система падежей в русском языке.

Составить четыре предложения на тему « Моя улица», употребив в них существительные с предлогами из-за, у, около, возле.

текущий контроль теоретических и практических знаний по теме

 

118

11

06.03

 

Правописание гласных в падежных окончаниях сущ. в ед.ч.

Система падежей в русском языке. Падежные окончания существительных

Прочитать текст. Определить тип и стиль речи.

текущий контроль теоретических и практических знаний по теме

 

*119

12

08.03

 

Правописание гласных в падежных окончаниях сущ. в ед.ч.Система падежей в русском языке.

 

 

*120

13

10.03

 

Правописание гласных в падежных окончаниях сущ. в ед.ч.Падежные окончания существительных.

 

цифровой диктант


 

 

121

14

12.03

 

Множественное число существительного

Правильное употребление имен существительных в речи орфоэпические и грамматические нормы.

Составить сообщение о погоде. Определить стиль рассказа.

текущий контроль теоретических и практических знаний по теме

 

122

15

13.03

 

Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных

Буквы О-Ё после шипящих и ц в окончаниях существительных

Найти синонимы к слову шуршание. Составить словосочетание с этим словом.

текущий контроль теоретических и практических знаний по теме

 

123

16

13.03

 

Систематизация и обобщение знаний по теме: «Имя существительное»

Морфологические признаки существительного. Правописание окончаний. Употребление существительных в речи.

Сочинение по картине Г.Г. Нисского « Февраль. Подмосковье»

итоговый контроль стр. 223 отв. на вопр.

 

*124

17

15.03

 

Проверочная работа по теме «Имя существительное»

Имя существительное

 

предварительный контроль

Д\Зупр.550, 554

125

18

17.03

 

Диктант по теме «Имя существительное»

   

Итоговый контроль


 


 

Запись под диктовку, выполнение грамматического задания

 

*126

19

19.03

 

Анализ диктанта

   

периодический контроль

словарный диктант

 
   

127

1

20.03

 

Имя прилагательное как часть речи

Имя существительное как часть речи .общее грамматическое значение. Род, число и падеж имен прилагательных. Полные и краткие прилагательные. Синтаксическая роль имени прилагательного.

Разбить текст на два абзаца.

   

*128

2

20.03

 

Правописание гласных

в окончаниях прилагательных.

Падежные окончания прилагательных. Зависимость рода, числа и падежа прилагательного от существительного.

Прочитать и озаглавить текст.

текущий контроль теоретических и практических знаний по теме

 

129

3

22.03

 

О-Е после шипящих в прилагательных и существительных

Окончание имен прилагательных после шипящих и Ц

буквы О-Ё после шипящих и ц в окончаниях существительных

 

текущий контроль – цифровой диктант

 

*130

4

02.04

 

РР Типы речи. Описание

Заголовок. Повествование с элементами описания животного. Стиль текста.

Изложение с элементами сочинения

текущий контроль

 

131

5

02.04

 

Прилагательные полные и краткие

Полные и краткие прилагательные. Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких- породам и числам. Синтаксическая роль в предложении полных и кратких прилагательных

Определить стиль текста.

текущий контроль теоретических и практических знаний по теме

 

*132

6

03.04

 

Морфологический разбор прилагательного.

Порядок морфологического разбора. Общее значение прилагательного. Морфологические признаки

Определить стиль описания.

текущий контроль теоретических и практических знаний по теме

 

133

7

03.04

 

Повторение по теме «Имя прилагательное».

Правильное употребление имен прилагательных в речи.

 

текущий контроль стр 239 отв. на вопр.

 

*134

8

05.04

 

Проверочная работа по теме «Имя прилагательное».

Имя прилагательное. Морфологические признаки. Правописание прилагательных

 

предварительный контроль

 

*135

9

07.04

 

Диктант по теме «Имя прилагательное».

   

Итоговый контроль

Запись под диктовку, выполнение грамматического задания

 

*136

10

09.04

 

Анализ диктанта

       

137

11

10.04

 

РР Сочинение – описание животного на основе личных впечатлений.

Художественное описание животного. Основная мысль. Конкретизация темы. Выбор заглавия. Языковые средства выразительности художественного стиля. Словарно-лексическая и словарно- орфографическая работа.

 

периодический контроль

словарный диктант

 
 

Глагол (20+3)

138

1

12.04

 

Глагол как часть речи.

Глагол как часть речи. Обобщающее значение. Морфологические признаки (на основе изученного в начальной школе). Употребление глагола в речи

Составить с глаголом желтеет предложение.

текущий контроль теоретических и практических знаний по теме

 

*139

2

14.04

 

Не с глаголами

Раздельное написание НЕ с глаголами. Глаголы- исключения.

Составить шесть вопросительных предложений с глаголами: не был, не жил, не дал, не была, нежила, не дала.

текущий контроль – орфографический

диктант

 

*140

3

16.04

 

 

РР Написание сочинения-рассказа

Тип речи - повествование. Композиционные элементы повествования. Рассказ по сюжетным картинкам.

 

контроль навыков развития связной речи

 

141

5

   

Неопределенная форма глагола

Инфинитив.

Определите тип и стиль текста.

контроль теоретических и практических ЗУН


 

 

*142

6

17.04

 

Правописание -тся и -ться в глаголах.

тся и ться в глаголах.

 

контроль теоретических и практических ЗУН

 

143

7

19.04

 

Вид глаголов: совершенный и несовершенный.

Совершенный и несовершенный вид глагола

Составить и записать с глаголами: положить, положил, положу пять предложений.

текущий контроль теоретических и практических знаний по теме

 

*145

8

21.04

 

Корни с чередованием е-и

Буквы Е-И в корнях глаголов с чередованием:

-бер-бир, дер-дир , мер-мир

пер-пир ,тер-тир ,стел-стил

 

текущий контроль теоретических и практических знаний по теме

 

146

9

23.04

 

Корни с чередованием е-и. Гласные в глаголах совершенного и несовершенного вида.

 

орфографический диктант

 

147

10

24.04

 

РР Сочинение – рассказ « Невыдуманный рассказ о себе»

       

148

11

24.04

 

Время глагола. Прошедшее время

Вид и время глаголов. Образование временных форм от глаголов совершенного и несовершенного вида

Составить с глаголами прошедшего времени словосочетания.

текущий контроль теоретических и практических знаний по теме

 

149

12

26.04

 

Настоящее время.

Будущее время.

Глаголы в настоящем времени. Образование глаголов настоящего времени. Их значение.

Две формы будущего времени: простая и сложная. Способы образования форм будущего времени.

Составить связной текст на тему: «Сегодня на улице». Используйте глаголы в настоящем и будущем времени.

текущий контроль теоретических и практических знаний по теме

 

*150

13

28.04

 

Спряжение глаголов.

Лицо и число глаголов. Iи II спряжение глагола, глаголы- исключения. Способ определения спряжения глаголов. Правописание безударных личных окончаний глагола

Составить с глаголами: облегчит, углубит, упростит словосочетания или предложения.

текущий контроль теоретических и практических знаний по теме

 

*151

14

30.04

 

Спряжение глаголов. Как определить спряжение глаголов с безударным личным окончанием

     

*152

15

01.05

 

Спряжение глаголов. Слова-исключения.

 

орфографический диктант

 

153

16

01.05

 

Морфологический разбор глагола.

Морфологические признаки глагола. Синтаксическая роль в предложении. Употребление глаголов.

Составьте и разыграйте диалог на тему: «Я встречаю гостей».

текущий контроль - морфологический разбор глагола

 

154

17

03.05

 

Правописание глаголов во 2-ом л.ед.числа.


 

Форма глагола 2-го лица единственного числа. Употребление глаголов данной формы в предложениях без подлежащего в глаголах второго лица

Ь в глаголах второго лица. Неопределенная форма глагола, оканчивающаяся на шипящую

 

периодический контроль – правописание Ь в сущ., прилаг, глаг.

 

*155

18

05.05

 

Правописание глаголов во

2-ом л.ед.числа.

Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа

Разбейте текст на абзацы.

цифровой диктант «Ь в сущ., прилаг, глаг»

 

156

19

07.05

 

Употребление времен.

Времена глагола. Употребление форм настоящего и будущего времени глагола при изображении прошлого

Напишите по рисункам спортивный репортаж.

   

*157

20

08.05

 

Повторение по теме

«Глагол».

Общее значение, морфологические признаки глагола. Правописание глагола

 

итоговый контроль - Стр 280 контр. вопр

 

*158

21

08.05

 

Тест по теме «Глагол»

Общее значение, морфологические признаки глагола. Правописание глагола.

 

предварительный контроль - тест

 

159

22

10.05

 

Диктант по теме «Глагол»

Общее значение, морфологические признаки глагола. Правописание глагола.

 

Итоговый контроль

Запись под диктовку, выполнение грамматического задания

 

*160

23

12.05

 

Анализ диктанта

   

периодический контроль

словарный диктант

 
 

161

1

14.05

 

Разделы науки о языке .Синтаксис. Фонетика. Лексикология.

Синтаксис. Фонетика. Лексикология. Морфемика. Морфология. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол.

Озаглавить таблицы. Добавить по одному примеру к каждому правилу.

текущий контроль теоретических знаний

 

*162

2

15.05

 

Разделы науки о языке. Имя существительное. Имя прилагательное.

   

текущий контроль практических знаний

 

163

3

15.05

 

Орфограммы в приставках и в корнях слов

Гласные. Ударные и безударные. Согласные. Части речи, части слова. Условия выбора орфограмм.

Заполнить таблицу примерами.

текущий контроль практических знаний

 

*164

4

17.05

 

Орфограммы в приставках и в корнях слов. Условия выбора орфограмм.

 

*165

5

19.05

 

Орфограммы в окончаниях слов

Орфография и морфология. Части речи. Части слова

Прочитать. Доказать, что это текст.

текущий контроль практических знаний

 

166

6

21.05

 

Орфограммы в окончаниях слов. Части речи. Части слова

       

167*

7

22.05

 

Употребление ъ и ь.

Части речи. Части слова. Ь после шипящих в разных частях речи. Правописание разделительных Ь и Ъ

 

текущий контроль практических знаний

 

168*

8

22.05

 

Знаки препинания в простом и сложном предложении. Знаки завершения, разделения, выделения.

Простое предложение. Обращение. Однородные члены предложения. Обобщающее слово. Знаки завершения, разделения, выделения.

 

текущий контроль практических знаний

 

169

9

24.05

 

Итоговый контрольный диктант

   

итоговый контроль

 

170

10

26.05

 

РР Сжатое изложение

   

Изложение

 

*171

11

28.05

 

Подготовка к итоговому тесту.

   

 

 

*172

12

29.05

 

Итоговый тест

   

Итоговый контроль

 

*173-*174- *175

13- 15

29.05- 31.05

 

Резервные уроки

       


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  • Русский язык. 5 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений/ [Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А. Тростенцова и др]. – 36-е изд.- М.:Просвещение, 2009.


 

  • Стандарт основного общего образования по русскому языку. URL: http://www.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/fkgs/08.doc (дата обращения: 06.08.10).

    Примерные программы основного общего образования. Русский язык для образовательных учреждений с русским языком обучения. URL:

    http://www.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/prog/02-1-o.doc (дата обращения: 06.08.10).

    Русский язык. 5 класс: Поурочные планы. II полугодие (по учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. «Русский язык. 5 класс») / Авт.-сост. И.В.Карасева.- Волгоград: Учитель, 2003.

    Диктанты по русскому языку. 5 класс:Словарные, проверочные, контрольные.- СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010.

    Вахрушева Т.В. таблицы по русскому языку: Справочное учебное пособие для начальной школы.-М.: АСТ-ПРЕСС,1997.

Образовательные электронные ресурсы

http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.

http://www.gramota.ru/-Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.

http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.

http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета

claw.ru1news/izlozheniya/izlozheniyadlya-5 Изложения для 5-1147

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.