Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Никольская средняя общеобразовательная школа»
Лаишевского муниципального района Республики Татарстан
«Рассмотрена» «Согласована» «Утверждена»
на заседании ШМО (протокол №1)
Руководитель:_________ / С.С.Макарова/ Заместитель директора по УВР :__________ /Т.А.Гогова/ Директор школы:_________ /В.Г.Толокнова/
«27» августа 2014г. 29 августа 2014 г. Приказ № 78 от 29 августа 2014 г.
Рабочая программа
по русскому языку 5 класса
Учитель русского языка
и литературы : Макарова С.С.
Год составления: 2014 год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Настоящая рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе следующих документов:
Федерального закона «Об образовании Российской Федерации», Закона РТ «Об образовании»;
- Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г. № 1089);
- Примерной программы основного общего образования по русскому языку;
- Авторской программы по русскому языку для 5 – 9 классов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2010.) Рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва, «Просвещение», 2010 год;
- Приказа МО и Н РФ от 3 июня 2011 года № 1994 «О внесении изменений в федеральный БУП и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования», (утвержденного приказом МО РФ от 9 марта 2004 года №1312);
- Приказа МО и НРТ №4154 /12 от «09» июля 2012 года «Об утверждении базисного и примерных учебных планов для образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы начального общего и основного общего образования»;
- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2014\15 учебный год, утвержденный Приказом МО и НРФ № 253 от 31.03.2014 г.;
-Учебного плана МБОУ « Никольская средняя общеобразовательная школа» Лаишевского муниципального района Республики Татарстан на 2014 -2015 учебный год, утвержденного и введенного в действие Приказом № 75 от 29 августа 2014 года.
Структура документа
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку; требования к уровню подготовки выпускников, учебно-тематический план, основное содержание с примерным распределением учебных часов по основным разделам курса; календарно-тематическое планирование, список литературы..
Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объеме 735 часов. В том числе: в V классе – 210 час, в VI классе – 210 час, в VII – 140 час, в VШ классе – 105 час, в IХ классе – 68 час.
В рабочей программе отражен региональный (национально-региональный) компонент, на который в федеральном базисном учебном плане отводится 10% учебного времени от 735 часов, что составляет 74 часа.
В 5 классе на уроки русского языка выделено из школьного компонента БУП 2 часа для прохождения программы на базовом уровне обучения. Уроки добавлены на изучение следующих разделов:
Повторение изученного в начальных классах |
7ч. |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. |
13 ч. |
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. |
4 ч. |
Лексика. Культура речи. |
3 ч. |
Морфемика. Орфография. Культура речи. |
11 ч. |
Морфология. Орфография. Культура речи. |
24 ч. |
Повторение и систематизация изученного. |
8 ч. |
Уроки помечены знаком *.
Учебный год составляет 35 учебных недель – 175 часов.
Уровень обучения – базовый.
Срок реализации программы – 1 год.
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Цели обучения
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование уменийопознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса
Учащиеся должны знать:
определения основных изучаемых в 5 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.
К концу 5 класса должны овладеть следующими умениями и навыками:
разбирать слова фонетически, по составу, морфологически, а предложения (с двумя главными членами) - синтаксически. Составлять простые и сложные предложения изученных видов;
разъяснять значение известных слов и правильно употреблять их. Пользоваться орфографическими и толковыми словарями;
соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
ПО ОРФОГРАФИИ. Находить в словах изученные орфограммы, находить орфографические ошибки и исправлять их, правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами , изученными в 5 классе.
ПО ПУНКТУАЦИИ. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать свой выбор.
ПО СВЯЗНОЙ РЕЧИ. Определять тему и основную мысль текста, его стиль. Подробно и сжато пересказывать повествовательные тексты. Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине.
Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным материалом).
Правильно использовать языковые средства в устной и письменной речи.
Грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи.
Пользоваться различными словарями.
Использование приобретённых знаний
- при написании сочинений;
- при выстраивании диалога и монолога;
- при подготовке и сдаче ГИА и ЕГЭ.
РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
Аудирование:
- понимать основное содержание небольшого по объёму научно- учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
- выделять основную мысль, структурные части исходного текста.
Чтение:
- владеть техникой чтения;
- выделять в тексте главную и второстепенную информацию;
- разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;
- владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;
- прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;
- извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;
- правильно расставлять логические ударения, паузы;
- выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух.
Говорение:
- доказательно отвечать на вопросы учителя;
- подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи
- создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;
- выражать своё отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации.
Письмо:
- подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;
- создавать письменное высказывание разных типов речи;
- составлять план сочинения и соблюдать в процессе письма;
- определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;
- делить текст на абзацы;
- писать небольшие по объёму тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного);
- пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;
- выражать своё отношение к предмету речи;
- находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения;
- подбирать заголовок, отражающий основную тему и основную мысль текста;
- использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.);
- исправлять недочёты в содержании высказывания и его построении.
ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:
- выделять в слове звуки речи; давать им фонетическую характеристику;
- различать ударные и безударные слоги; не смешивать звуки и буквы;
- использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова;
- находить в художественном тексте явления звукописи;
- правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи;
- работать с орфоэпическим словарём.
ГРАФИКА:
- правильно произносить названия букв русского алфавита;
- свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;
- проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова.
МОРФЕМИКА:
- выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;
- подбирать однокоренные слова с учётом значения слова;
- учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;
- пользоваться словарём значения морфем и словарём морфемного строения слов;
- объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах.
ЛЕКСИКОЛОГИЯ:
- объяснять лексическое значение слов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);
- пользоваться толковым словарём для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов;
- распределять слова на тематические группы;
- употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
- различать прямое и переносное значение слов;
- отличать омонимы от многозначных слов;
- подбирать синонимы и антонимы;
- выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;
- находить в тексте выразительные приёмы, основанные на употреблении слова в переносном значении;
- владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;
- использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора.
МОРФОЛОГИЯ:
- различать части речи;
- правильно указывать морфологические признаки имён существительных, прилагательных, глаголов;
- уметь склонять, спрягать, образовывать формы времени и т.п.;
- правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи.
ОРФОГРАФИЯ:
- находить орфограммы в морфемах;
- группировать слова по видам орфограмм;
- владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приёмами применения изученных правил орфографии;
- устно объяснять выбор написания и использования на письме специальные графические обозначения;
- самостоятельно подбирать слова на изученные правила.
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:
- выделять словосочетания в предложении;
- определять главное и зависимое слово;
- составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме;
- выделять основы предложений с двумя главными членами;
- конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;
- характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;
- составлять простые и сложные предложения изученных видов;
- соблюдать верную интонацию конца предложений;
- опознавать предложения, осложнённые однородными членами, обращениями, вводными словами;
- находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;
- владеть правильным способом действий при применении изученных правил пунктуации;
- устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях (в изученных синтаксических конструкциях) и использовать на письме специальные графические обозначения;
- самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.
Учебно-тематический план.
5 класс
Содержание |
Кол-во часов |
Кол-во контрольных |
Развитие речи |
Вводный урок. Язык - важнейшее средство общения |
3 |
2 |
|
Повторение изученного в начальных классах |
20 |
1 |
3 |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. |
34 |
2 |
6 |
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. |
15 |
2 |
3 |
Лексика. Культура речи. |
10 |
1 |
2 |
Морфемика. Орфография. Культура речи. |
25 |
2 |
3 |
Морфология. Орфография. Культура речи. |
53 |
6 |
7 |
Повторение и систематизация изученного. |
15 |
1 |
2 |
ИТОГО |
175 |
15 |
28 |
Содержание тем учебного курса
Язык - важнейшее средство общения (3 ч)
Повторение пройденного в 1 - 4 классах (17 ч+3 ч)
I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.
Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами.
Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.
II Текст. Тема текста. Стили.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (28 ч +6ч)
I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения.
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союза- ми, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).
Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.
III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.
Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи (12 ч + 3 ч)
I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.
Орфографический разбор.
Орфографические словари.
II.Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.
Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).
III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
Лексика. Культура речи (8 ч + 2 ч)
I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.
Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
Морфемика. Орфография. Культура речи (22 ч + 3 ч)
I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове.чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и сна конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-- -лаг-, -рос- - -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.
III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.
Морфология. Орфография. Культура речи (48 ч+5 ч)
Самостоятельные и служебные части речи (1 ч)
Место причастия, деепричастия, категории состояния в системе частей речи.
Имя существительное (17 ч + 2 ч)
I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.
Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание глас
ных в падежных окончаниях имен существительных.
II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).
Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.
Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыс- лей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.
III. Доказательства и объяснения в рассуждении.
Имя прилагательное (9 ч + 2ч)
I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.
II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).
Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.
III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.
Глагол (20 ч +3 ч)
I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, - nep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-. Правописание не с глаголами.
II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).
Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.
Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.
III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.
Повторение и систематизация пройденного в 5 классе (13 ч+2 ч)
Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 5 класса
№ урока |
№ темы |
Дата проведения |
Наименование разделов и тем |
Теория |
Практика |
Контроль |
Примечание |
||||||||||||||||||||||||
по плану |
факт |
||||||||||||||||||||||||||||||
Язык – важнейшее средство общения (1 +2 ) |
|||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
1 |
3.09 |
Наука о русском языке, ее основные разделы |
Лингвистика как наука о языке и речи. Основные разделы лингвистики, изучающиеся в 5 классе. Писатели и ученые о богатстве и выразительности русского языка. |
|||||||||||||||||||||||||||
2 |
2 |
3.09 |
РР Язык – важнейшее средство общения. Общение устное и письменное |
Язык как основное средство обращения в определенном национальном коллективе. Устная и письменная речь. Разделы лингвистике, изучающие устную речь. |
Выразить основную мысль текста. |
текущий контроль полученных знаний |
|||||||||||||||||||||||||
3 |
3 |
4.09 |
РР Стили речи |
Функциональные разновидности языка: разговорный стиль, научный стиль, художественный стиль. |
Работа с текстами – распознавание стилей речи |
Итоговый контроль тест «Стили речи» |
|||||||||||||||||||||||||
Повторение изученного в начальных классах (17 +3) |
|||||||||||||||||||||||||||||||
4* |
1 |
5.09 |
Звуки и буквы. Произношение и
правописание |
Звуки гласные и согласные. Ударные и безударные гласные. Согласные глухие
и звонкие, мягкие и твердые. Различение буквы и звука. |
Определение основной мысли
Текста |
||||||||||||||||||||||||||
*5 |
2 |
8.09 |
Орфограмма. Правописание безударных гласных в корне слова |
Орфограмма. Место орфограмм в словах. Опознавательные признаки орфограмм. |
Составление предложений на заданную тему |
текущий контроль орфографический диктант |
|||||||||||||||||||||||||
6 |
3 |
10.09 |
Правописание проверяемых согласных в корне слова. |
Правописание проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова. |
Выписать пары одинаково произносимых слов, подобрать к каждому слова подходящие по смыслу. |
текущий контроль орфографический диктант |
|||||||||||||||||||||||||
7 |
4 |
10.09 |
Правописание непроизносимых согласных в корне слова |
Непроизносимые согласные в корне. |
Озаглавить заданный текст. |
текущий контроль «дырявый» диктант |
|||||||||||||||||||||||||
8 |
5 |
11.09 |
Буквы и, у, а после шипящих |
Правописание букв и ,у ,а после шипящих |
Составить предложения или связный текст на тему «Летом в лесу» или «Летом на реке» |
||||||||||||||||||||||||||
9 |
6 |
12.09 |
Разделительные ъ и ь |
Части слова. Разделительные ъ и ь |
Составить 3-4 предложения со
словами данными на поле учебника. |
текущий контроль Объяснительный
диктант |
|||||||||||||||||||||||||
*10 |
7 |
15.09 |
Раздельное написание предлогов |
Раздельное написание предлогов со словами. |
Озаглавить текст. |
||||||||||||||||||||||||||
11 |
8 |
17.09 |
РР Текст |
Текст как речевое произведение. Построение текста. Смысловая и композиционная цельность, связность текста. |
Составление текста |
Изложение по данному плану |
|||||||||||||||||||||||||
12 |
9 |
17.09 |
Части речи. |
Части речи. Самостоятельные и служебные части речи. |
Игра «Я пересказываю, ты слушаешь» |
текущий контроль теоретических знаний по теме |
|||||||||||||||||||||||||
13 |
10 |
18.09 |
Глагол. |
Глагол: время. Лицо, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях глаголов. Буква ьвовтором лице единственного числа. |
. Озаглавить текст. |
текущий контроль теоретических знаний по теме |
|||||||||||||||||||||||||
14* |
11 |
19.09 |
Правописание тся и ться в глаголах. |
Правописание тся и ться в глаголах. |
Составить предложения с употреблением глаголов на –ться и -тся |
текущий контроль объяснительный диктант |
|||||||||||||||||||||||||
*15 |
12 |
22.09 |
РР Тема текста
|
Тема сочинения. Широкая и узкая тема. Коммуникативная установка. |
Сочинение на тему «Однажды на прогулке…» |
текущий контроль Составление текста на определенную тему. |
|||||||||||||||||||||||||
16 |
13 |
24.09 |
Личные окончания глаголов. Не с глаголами. |
Разделительное написание нес глаголами.IиIIспряжения. Правописание гласных в личных окончаниях глаголов |
Составить предложения с глаголами, помещенными на поле. |
текущий контроль тесты «Личные окончания глаголов», «Не с глаголами» |
|||||||||||||||||||||||||
17 |
14 |
24.09 |
Имя существительное. Три склонения существительных, род, число, падеж. |
Имя существительное: три склонения существительных, род, число, падеж. Собственное и нарицательное; одушевленные и неодушевленные |
Приведите по 2-3 примера существительных, отвечающих на вопрос кто? И на вопрос что? |
текущий контроль Цифровой диктант «Ь в сущ. После шипящих» |
|||||||||||||||||||||||||
18* |
15 |
25.09 |
Имя существительное. Собственное и нарицательное. |
Имя существительное: три склонения существительных, род, число, падеж. Собственное и нарицательное; одушевленные и неодушевленные |
Разделить текст на части. Ответить на вопрос: о чем говорится в каждой части? |
текущий контроль
орфографический диктант «Окончания сущ.» |
|||||||||||||||||||||||||
19 |
16 |
26.09 |
Имя прилагательное |
Имя прилагательное: род,, число, падеж. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных |
Сравнить два текста. |
текущий контроль
Осложненное списывание «Окончания прилагательных» |
|||||||||||||||||||||||||
*20 |
17 |
29.09 |
Местоимение |
Местоимение 1, 2, 3 лица единственного числа, склонение личных местоимений |
Составить предложения с местоимениями 1,2,3 лица единственного лица. |
текущий контроль теоретических знаний по теме |
|||||||||||||||||||||||||
21 |
18 |
01.10 |
РР Основная мысль текста |
Основная мысль текста. Понятие «тема» и «основная мысль» |
Сочинение «Летние радости» |
предварительный контроль Стр.46 ответить на вопросы |
|||||||||||||||||||||||||
22 |
19 |
01.10 |
Диктант по теме «Повторение изученного в начальных классах» |
Изучение части речи. Правописание гласных и согласных в корне. Падежных и личных окончаний |
Итоговый контроль Запись под диктовку, выполнение грамматического задания |
||||||||||||||||||||||||||
23 |
20 |
02.10 |
Анализ диктанта |
Изучение части речи. Правописание гласных и согласных в корне. Падежных и личных окончаний |
периодический контроль словарный диктант |
||||||||||||||||||||||||||
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (28 +6) |
|||||||||||||||||||||||||||||||
24 |
1 |
03.10 |
Синтаксис. Пунктуация. |
Синтаксис как раздел грамматики, единицы синтаксиса: словосочетание, предложение.
Знаки препинания конца предложения (знаки завершения, выделения) |
Прочитать и определить
основную мысль текста. Сжато, в 3-5 предложениях, изложить его содержание. |
текущий контроль
теоретических знаний по теме |
|||||||||||||||||||||||||
*25 |
2 |
06.10 |
Словосочетание. Разбор словосочетания |
Основные призники словосочетания: смысловая и грамматическая связь главного и зависимого слова. Способы выражения главного и зависимого слова |
Составить словосочетания по рисунку. |
текущий контроль Составление словосочетаний, знакомство с образцом разбора словосочетаний |
|||||||||||||||||||||||||
26 |
3 |
08.10 |
Предложение |
Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и его отличия от других языковых единиц |
Определить основную мысль заданного текста. |
текущий контроль Определение границ предложений |
|||||||||||||||||||||||||
27 |
4 |
08.10 |
Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные предложения |
Виды предложений по цели высказывания.:(повествовательные, побудительные) и восклицательные |
Работа с текстом |
Определение темы, основной мысли, ключевых слов, частей текста |
|||||||||||||||||||||||||
28 |
5 |
09.10 |
РР Сжатое изложение |
Основная мысль текста. Главная и второстепенная информация текста. |
|||||||||||||||||||||||||||
29* |
6 |
10.10 |
РР Сжатое изложение |
текущий контроль
синт. разбор предложения. |
|||||||||||||||||||||||||||
*30 |
7 |
13.10 |
Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее |
Определение главных членов предложения. Грамматическая основа предложения. Подлежащее. Способы его выражения. |
текущий контроль Определить какими членами предложения являются данные слова |
||||||||||||||||||||||||||
31 |
8 |
15.10 |
Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее.Способы его выражения. |
Составить пять предложений на тему «Поздней осенью в лесу» |
|||||||||||||||||||||||||||
32 |
9 |
15.10 |
Сказуемое. |
Определение главных членов предложения. Сказуемое. Способы его выражения. |
Описать море с помощью глаголов-сказуемых. |
Конструкция предложений |
|||||||||||||||||||||||||
33 |
10 |
16.10 |
Тире между подлежащим и сказуемым |
Способы выражения подлежащего и сказуемого существительным в именительном падеже. Особенности связи подлежащего и сказуемого. |
Замените данные предложения другими, близкими по смыслу.. |
текущий контроль
работа по карточкам «Расставить знаки препинания |
|||||||||||||||||||||||||
34* |
11 |
17.10 |
Нераспространенное и распространенное предложения |
Распространенные и нераспространенные предложения. |
текущий контроль Синтаксический разбор предложений |
||||||||||||||||||||||||||
*35 |
12 |
20.10 |
Второстепенные члены предложения |
Второстепенные члены предложения. |
Урок –получение новых знаний |
текущий контроль Определение втор.членов |
|||||||||||||||||||||||||
36 |
13 |
22.10 |
Дополнение. |
Второстепенные члены предложения. Способы выражения дополнения. |
Составить предложения по заданной схеме. |
текущий контроль теоретических знаний по теме |
|||||||||||||||||||||||||
37 |
14 |
22.10 |
Определение |
Способы выражения определений. |
Озаглавить текст. |
периодический контроль
Составление предложе-ний |
|||||||||||||||||||||||||
38 |
15 |
23.10 |
Обстоятельство |
Способы выражения обстоятельств. |
Составить связный текс из данных предложений. |
периодический контроль
Составление предложе-ний |
|||||||||||||||||||||||||
*39 |
16 |
24.10 |
Предложение с однородными членами. |
Предложения с однородными членами, не связанными союзами а,нои одиночным союзом и |
Составить предложения с союзами: а, но, и |
текущий контроль теоретических знаний по теме |
|||||||||||||||||||||||||
*40 |
17 |
27.10 |
Знаки препинания в предложениях с однородными членами. |
Запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и |
текущий контроль теоретических знаний по теме |
||||||||||||||||||||||||||
41 |
18 |
29.10 |
Обобщающие слова при однородных членах |
Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова. |
Из каждой пары предложений составить одно с однородными членами. |
текущий контроль Проверочная работа по теме «Однородные члены предложе-ния» |
|||||||||||||||||||||||||
42 |
19 |
29.10 |
Предложения с обращениями. |
Предложения. Осложненные обращением. Обращение, выраженное словом или сочетанием слов. |
Составить предложения по схемам. |
текущий контроль
Составление предложе-ний с обращениями по схемам
|
|||||||||||||||||||||||||
43 |
20 |
30.10 |
|
Контрольный диктант за 1 четверть
|
Диктант |
||||||||||||||||||||||||||
44 |
21 |
31.10 |
РР Письмо |
Письмо как одна из разновидностей текста. Эпистола, эпистолярный жанр. Содержание, оформление письма. Адрес. |
Анализ писем героев художественных произведений |
Сочинение - письмо |
|||||||||||||||||||||||||
2 четверть *45 |
22 |
10.11 |
Синтаксический разбор простого предложения |
Простое предложение. Порядок синтаксического предложения. |
текущий контроль Синтаксический разбор простого предложения |
||||||||||||||||||||||||||
46 |
23 |
12.11 |
РР Сочинение по картине Ф.П.Решетникова « Опять двойка» |
сочинение |
|||||||||||||||||||||||||||
*47 |
24 |
12.11 |
Пунктуационный разбор простого предложения |
Знаки завершения предложения. |
текущий контроль пунктуационный разбор простого предложения |
||||||||||||||||||||||||||
48 |
25 |
13.11 |
Простые и сложные предложения. |
Простые и сложные предложения. Грамматическая основа предложений |
Продолжить каждый из начатых примеров, чтобы получить сложное предложения. |
текущий контроль теоретических знаний по теме |
|||||||||||||||||||||||||
*49 |
26 |
14.11 |
Простые и сложные предложения. Грамматическая основа предложений. |
урок - упражнение |
|||||||||||||||||||||||||||
*50 |
27 |
17.11 |
Синтаксический разбор сложного предложения. |
Сложное и простое осложненное предложения. Знаки завершения предложения, разделительные и выделительные знаки препинания |
Озаглавить . Доказать, что это текст. |
текущий контроль Синтаксический разбор сложного и простого предложения. |
|||||||||||||||||||||||||
51 |
28 |
19.11 |
Прямая речь. |
Предложения с прямой речью. Знаки препинания при прямой речи. |
Выписать предложения с обращением. |
текущий контроль составление текста с прямой речью |
|||||||||||||||||||||||||
*52 |
29 |
19.11 |
Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи. |
Предложения с прямой речью. Знаки препинания при прямой речи. |
текущий контроль осложненное списывание |
||||||||||||||||||||||||||
53 |
30 |
20.11 |
РР Диалог. |
Диалог. Реплика. Знаки препинания при диалоге. |
Записать телефонный разговор, употребляя вежливую форму общения |
текущий контроль составление диалога |
|||||||||||||||||||||||||
54 |
31 |
21.11 |
Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация».
|
Главные и второстепенные члены предложения. Осложненное простое и сложное предложение. Знаки препинания в них. |
Объяснить, чем выбранный в тексте фрагмент(раздаточный материал) привлек ваше внимание. |
итоговый контроль стр.105 ответы на вопросы |
|||||||||||||||||||||||||
*55 |
32 |
24.11 |
Проверочная работа по теме «Синтаксис и пунктуация. Культура речи.» |
предварительный контроль проверочная работа |
|||||||||||||||||||||||||||
56 |
33 |
26.11 |
Диктант по теме «Синтаксис и пунктуация». |
Главные и второстепенные члены предложения. Осложненное простое и сложное предложение. Знаки препинания вих. |
Итоговый контроль Запись под диктовку, выполнение грамматического задания |
||||||||||||||||||||||||||
57 |
34 |
26.11 |
Анализ диктанта |
Главные и второстепенные члены предложения. Осложненное простое и сложное предложение. Знаки препинания в них. |
периодический контроль словарный диктант |
||||||||||||||||||||||||||
Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи (12 +3) |
|||||||||||||||||||||||||||||||
58 |
1 |
27.11 |
Фонетика. Гласные звуки.
|
Фонетика и орфоэпия как разделы науки о языке. Звук- основная единица фонетики. Фонетическая транскрипция как специальный способ записи звучащей речи. Система гласных и согласных звуков русского языка. |
Составить таблицу « Гласные звуки». К каждому звуку подобрать по два односложных слова. |
текущий контроль теоретических знаний по теме |
|||||||||||||||||||||||||
59 |
2 |
28.11 |
Согласные звуки. |
Согласные звонкие и глухие, мягкие и твердые. Парные и непарные согласные по звонкости- глухости, по твердости и мягкости. Сонорные согласные. Шипящие согласные. Смыслоразличительная роль звука. |
Определять основную мысль текста. |
текущий контроль теоретических знаний по теме |
|||||||||||||||||||||||||
*60 |
3 |
01.12 |
Изменение звуков в потоке речи. |
Изменение звуков в потоке речи. Изменения качества гласного звука в безударной позиции. Оглушение озвончение согласных звуков. Характеристика отдельного звука речи. И анализ звуков в речевом потоке, соотношение звука и буквы. |
Озаглавить текст. |
текущий контроль теоретических знаний по теме |
|||||||||||||||||||||||||
61 |
4 |
03.12 |
Твердые и мягкие согласные. |
Твердые и мягкие согласные. |
Подобрать к глаголам: спор, проверка, трудовой, желтый, гордый, закалка-однокоренные глаголы. |
текущий контроль теоретических знаний по теме |
|||||||||||||||||||||||||
62 |
5 |
03.12 |
РР Повествование. |
Композиция повествования. План как средство внутренней организации текста |
Изложение-повествование |
||||||||||||||||||||||||||
63 |
6 |
04.12 |
Согласные звонкие и глухие. |
Согласные звонкие и глухие. |
Заменить в данных словах согласный парным глухим или звонким. Составить три примера самостоятельно. |
текущий контроль теоретических знаний по теме |
|||||||||||||||||||||||||
64 |
7 |
5.12 |
Графика. Алфавит
|
Разделы лингвистики, изучающие письменную речь: графика, орфография, пунктуация. Связь фонетики с графикой. Письмо и каллиграфия. |
текущий контроль теоретических знаний по теме |
||||||||||||||||||||||||||
*65 |
8 |
08.12 |
РР Описание предмета. Подготовка к сочинению. |
Тип речи- описание. Композиционная схема данного типа речи. Особенности художественного типа речи. |
сочинение |
||||||||||||||||||||||||||
66 |
9 |
10.12 |
РР Сочинение - описание предмета. |
||||||||||||||||||||||||||||
67 |
10 |
10.12 |
Обозначение мягкости согласного с помощью мягкого знака. |
Твердые и мягкие согласные. Использование Ь для обозначения мягкости предшествующего согласного. Написания сочетаний ЧК. ,ЧН, НЧ,РЩ |
Составить на основе заданных словосочетаний, текст из 5-6 предложений. Озаглавить его. |
||||||||||||||||||||||||||
68 |
11 |
11.12 |
Двойная роль букв е, ё, ю, я. |
Соотношение буквы и звука. Звуковое значение букв |
. Оформить разговор двух мальчиков как диалог. |
||||||||||||||||||||||||||
69 |
12 |
12.12 |
Орфоэпия. Фонетический разбор. |
Допишите начатые предложения. |
текущий контроль теоретических знаний по теме |
||||||||||||||||||||||||||
*70 |
13 |
15.12 |
Повторение по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика» |
Орфоэпия как раздел языкознания. Понятие об орфоэпической норме. Овладение основными правилами литературного произношения и ударения: нормы произношения безударных звуков; произношение мягкого или твердого согласного перед [э] в иноязычных словах; произношение сочетаний согласных (ЧН, ЧТ и др.),особенности произношения иноязычных слов. Орфоэпический словарь, его назначение, структура, содержание словарной статьи. Оценивание собственной и чужой с точки зрения орфоэпических норм. |
Составить восклицательное предложение со словами: душистый, ароматный. |
итоговый контроль стр. 131 ответ на вопросы |
|||||||||||||||||||||||||
71 |
14 |
17.12 |
Диктант по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика» |
Орфоэпия как раздел языкознания. Понятие об орфоэпической норме. Овладение основными правилами литературного произношения и ударения: нормы произношения безударных звуков; произношение мягкого или твердого согласного перед [э] в иноязычных словах; произношение сочетаний согласных (ЧН, ЧТ и др.),особенности произношения иноязычных слов. Орфоэпический словарь, его назначение, структура, содержание словарной статьи. Оценивание собственной и чужой с точки зрения орфоэпических норм. |
Итоговый контроль Запись под диктовку, выполнение грамматического задания |
||||||||||||||||||||||||||
*72 |
15 |
17.12 |
Анализ диктанта |
периодический контроль словарный диктант |
|||||||||||||||||||||||||||
Лексика. Культура речи. (8 + 2) |
|||||||||||||||||||||||||||||||
73 |
1 |
18.12 |
Слово и его лексическое значение. |
Лексикология как раздел лингвистики. Лексика как словарный состав, совокупность слов данного языка. Слово - основная единица языка и речи. Отличие слова от других языковых единиц. Лексическое значение слова. Толкование лексического значения слова с помощью описания, толкования, подбора синонимов, антонимов, однокоренных слов. |
Записать в виде словарной статьи толкование любого из отгаданных слов заданного кроссворда. |
текущий контроль теоретических знаний по теме |
|||||||||||||||||||||||||
74 |
2 |
19.12 |
Однозначные и многозначные слова |
Лексическое богатство русского языка как источник выразительности речи. Характеристика лексической системы русского языка с точки зрения особенностей лексического значения слов. Однозначные и многозначные слова. |
Составить словосочетания или предложения со словом полотно в разных значениях |
текущий контроль теоретических знаний по теме |
|||||||||||||||||||||||||
*75 |
3 |
22.12 |
Прямое и переносное значение слов |
Прямое и переносное значение слов. Понимание основания для переноса наименования (сходство смежность объектов или признаков). Основные виды тропов, основанные на употреблении слова в переносном значении. Наблюдение за использованием переносных значений слов в художественных текстах |
Озаглавить текст. Найти в нем слова, которые имеют примерно такое же значение как слова необыкновенный, особенный, необычный. |
текущий контроль теоретических знаний по теме |
. |
||||||||||||||||||||||||
76 |
4 |
24.12 |
Омонимы. |
Лексические омонимы как слова, тождественные по звучанию и написанию, но различные по лексическому значению. Различение омонимов и многозначных слов в речи. Характеристика русского языка с точки зрения семантической группировки слов. Различные виды омонимов. |
Составить с омонимами распространенные предложения. |
текущий контроль теоретических знаний по теме |
|||||||||||||||||||||||||
77 |
5 |
24.12 |
Синонимы |
Синонимы как слова, близкие или тождественные по лексическому значению. Смысловые и стилистические различия синонимов. Использование синонимов как средства связи предложений в тексте и как средства устранения неоправданного повтора |
Составить предложения с двумя прилагательными- синонимами. |
текущий контроль работа с толковым словарем |
|||||||||||||||||||||||||
78 |
6 |
25.12 |
РР Сочинение по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь» |
Тип речи- описание. Описание природы. |
|||||||||||||||||||||||||||
79 |
7 |
26.12 |
Антонимы. |
Антонимы как слова, противоположные по лексическому значению. Словари антонимов русского языка. Наблюдение за использованием антонимов в художественных текстах. |
Закончить начатые предложения. |
текущий контроль работа с толковым словарем |
|||||||||||||||||||||||||
3 четверть *80 |
8 |
13.01 |
Повторение по теме «Лексика. Культура речи». Подготовка к зачету. |
итоговый контроль |
|||||||||||||||||||||||||||
*81 |
9 |
15.01 |
Повторение по теме «Лексика. Культура речи». Зачет. |
итоговый контроль - зачет |
|||||||||||||||||||||||||||
82 |
10 |
16.01 |
РР Изложение с элементами сочинения |
Основная мысль текста. Заголовок. План. Стиль текста. |
Составление плана |
||||||||||||||||||||||||||
Морфемика. Орфография. Культура речи (22+3) |
|||||||||||||||||||||||||||||||
*83 |
1 |
16.01 |
Морфема - наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов |
Отличие морфемы от других языковых единиц. Виды морфем. Корневые и некорневые морфемы. Словообразовательные и словоизменительные морфемы |
Озаглавить текст. Пересказать. |
периодический контроль – словарный диктант текущий контроль теоретических знаний по теме |
|||||||||||||||||||||||||
84 |
2 |
18.01 |
Окончание и основа слова. |
Основа слова, окончание. |
Определить стиль речи. |
текущий контроль теоретических знаний по теме |
|||||||||||||||||||||||||
*85 |
3 |
20.01 |
Корень слова. |
Корень. Однокоренные слова. Общность в лексическом значении однокоренных слов. |
Подобрать к словам чистота, светлый, чернеть как можно больше однокоренных слов, относящихся к разным частям речи. |
текущий контроль теоретических знаний по теме |
|||||||||||||||||||||||||
86 |
4 |
22.01 |
РР Рассуждение. |
Тип речи – рассуждение. Композиционная схема рассуждения, его смысловые части. |
Сочинение - рассуждение |
текущий контроль полученных знаний |
|||||||||||||||||||||||||
87 |
5 |
23.01 |
Суффикс как словообразовательная морфема. |
Суффикс как словообразовательная морфема. |
Подобрать однокоренные слова с суффиксом –тель к словам читать, преподавать, наблюдать, учить, водить, строить. |
текущий контроль теоретических знаний по теме |
|||||||||||||||||||||||||
88 |
6 |
23.01 |
Приставка как словообразовательная морфема |
Приставка как словообразовательная морфема. Приставка как значимая часть слова. Роль приставки как средства образования слов. Значение приставок. |
Озаглавить текст. Определить стиль. |
текущий контроль морфемного разбора (самостоятельная работа) |
|||||||||||||||||||||||||
89 |
7 |
25.01 |
РР Выборочное изложение |
Выделение в тексте главной и второстепенной информации. Изучающее чтение. Подробный пересказ. Тип речи. |
|||||||||||||||||||||||||||
*90 |
8 |
27.01 |
Чередование звуков. Беглые гласные. |
Чередование гласных и согласных в корнях слов. Типы чередований. Появление чередований при образовании форм и новых слов. Беглые гласные как вариант чередования |
Составить четыре словосочетания с чередующимися согласными и гласными в корне. |
||||||||||||||||||||||||||
91 |
9 |
29.01 |
Варианты морфем. Морфемный разбор слова. |
Морфемные словари русского языка. Порядок морфемного разбора, членение слова на морфемы. Уточнение лексического значения слова с опорой на его морфемный состав, находить орфограммы в морфеме |
Найти пословицу высмеивающую леность, недобросовестное отношение к труду. |
текущий контроль теоретических знаний по теме |
|||||||||||||||||||||||||
*92 |
10 |
30.01 |
Правописание гласных и согласных в приставках. |
Правописание неизменяемых приставок |
Подобрать по два слова с приставками: перед, пере, в, об, над, с, от, о, до, по, про, за, на, над ,во ,обо ,подо, надо ,со, ото, об, от, под. |
текущий контроль теоретических знаний по теме |
|||||||||||||||||||||||||
93 |
11 |
30.01 |
Буква з-с на конце приставок. |
Приставки на З-С |
Подобрать к каждому из данных слов( бить, пустить, пилить) однокоренные слова с приставками раз, рас, с. |
текущий контроль – цифровой диктант |
|||||||||||||||||||||||||
94 |
12 |
01.02 |
Буквы о-а в корне лаг-лож. |
Корни ЛАГ-ЛОЖ |
Составить предложения с данными словосочетаниями:отложить галету, расстегнуть ворот рубахи. |
текущий контроль – знание орфограммы |
|||||||||||||||||||||||||
*95 |
13 |
03.02 |
Буквы о-а в корне лаг-лож. Трудные случаи написания. |
цифровой диктант |
|||||||||||||||||||||||||||
96 |
14 |
05.02 |
Буквы о-а в корне раст-ращ, рос. |
Корни РАСТ- РАЩ –РОС
|
Подобрать к словам: растение, дремлет, слова с чередованием согласных в корне. |
текущий контроль – знание орфограммы |
|||||||||||||||||||||||||
*97 |
15 |
06.02 |
Буквы о-а в корне раст-ращ, рос. Слова –исключения. |
||||||||||||||||||||||||||||
*98 |
16 |
06.02 |
Буквы о-а в корне раст-ращ, рос.Тестирование. |
тестирование |
|||||||||||||||||||||||||||
99 |
17 |
08.02 |
Буквы ё-о после шипящих в корне |
Знать способы выбора О-Ё в корнях слов после шипящих, находить орфограммы в морфеме, уметь обосновывать выбор Ё-О после шипящих в корне |
Составьте со словами: шоссе, шофер, жокей, решетка словосочетанияили нераспространенные предложения. |
текущий контроль – знание орфограммы |
|||||||||||||||||||||||||
*100 |
18 |
10.02 |
Буквы ё-о после шипящих в корне. Слова исключения. |
|
цифровой диктант |
||||||||||||||||||||||||||
101 |
19 |
12.02 |
Буквы ы-и после ц |
Знать способы выбора И-Ы в корнях после Ц, суффиксах и окончаниях. Уметь обосновывать этот выбор, находить орфограммы в морфемах |
Озаглавить текс. |
текущий контроль – знание орфограммы |
|||||||||||||||||||||||||
*102 |
20 |
13.02 |
Буквы ы-и после ц. Способы выбора И-Ы в корнях после Ц, суффиксах и окончаниях. |
цифровой диктант |
|||||||||||||||||||||||||||
103 |
21 |
13.02 |
Повторение по теме «Морфемика. Орография. Культура речи» |
Применение знаний и умений по морфемике в практике правописания. |
итоговый контроль - Стр183 контр. вопр |
||||||||||||||||||||||||||
*104 |
22 |
15.02 |
Проверочная работа по теме «Морфемика. Орография. Культура речи» |
Применение знаний и умений по морфемике в практике правописания |
предварительный контроль -тест |
||||||||||||||||||||||||||
105 |
23 |
17.02 |
Диктант по теме «Морфемика. Орография. Культура речи» |
Итоговый контроль Запись под диктовку, выполнение грамматического задания |
|||||||||||||||||||||||||||
*106 |
24 |
19.02 |
Анализ диктанта |
периодический контроль словарный диктант |
|||||||||||||||||||||||||||
107 |
25 |
20.02 |
РР Сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» |
Тема. Основная мысль текста. Описание предмета. |
текущий контроль навыков связной речи |
||||||||||||||||||||||||||
Морфология. Орфография. Культура речи (46 ч+7 ч) Имя существительное (17 +2 ч) |
|||||||||||||||||||||||||||||||
108 |
1 |
20.02 |
Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное как часть речи |
Морфология как раздел грамматики. Грамматическое значение слова и его отличие от лексического значения. Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. |
Определить стиль текста. |
текущий контроль теоретических знаний по теме |
|||||||||||||||||||||||||
109 |
2 |
22.02 |
РР Доказательства в рассуждении
|
Строение текста- рассуждения и способы различия основной мысли (тезиса), цепь умозаключений, одно в другого. Тезис, доказательство, вывод. Доказательства и объяснения рассуждения |
текущий контроль навыков развития связной речи |
||||||||||||||||||||||||||
*110 |
3 |
24.02 |
Одушевленные и неодушевленные |
Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Грамматические различия одушевленных и неодушевленных существительных |
Составить предложения с обращениями, выраженными как одушевленными, так и неодушевленными существительными. |
текущий контроль теоретических знаний по теме |
|||||||||||||||||||||||||
111 |
4 |
26.02 |
Собственные и нарицательные существительные. |
Имена существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных произведений; выделение этих названий кавычками |
Определить стиль и вид текста. |
текущий контроль теоретических знаний по теме |
|||||||||||||||||||||||||
112 |
5 |
27.02 |
РР Сжатое изложение |
Текст. Основная мысль текста. Деление на абзацы. Стиль текста. Выделение ключевых слов. |
|||||||||||||||||||||||||||
*113 |
6 |
27.02 |
Морфологический разбор существительного |
Морфологические признаки существительного |
текущий контроль теоретических знаний по теме |
||||||||||||||||||||||||||
*114 |
7 |
01.03 |
Род имен существительных |
Род как постоянный признак существительного. Существительные мужского, женского, среднего, общего рода; существительные, не имеющие родовой характеристики. |
Составить со словами мышь, путь, рояль, фамилия, повидло, яблоко такие словосочетания или предложения, в которых отчетливо выявлялся бы род этих слов. |
текущий контроль теоретических знаний по теме |
|||||||||||||||||||||||||
*115 |
8 |
03.03 |
Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа |
Число имен существительных, существительные, которые имеют форму только множественного числа |
Составить диалог, используя слова: клещи, кусачки, ножницы, опилки. |
текущий контроль теоретических знаний по теме |
|||||||||||||||||||||||||
116 |
9 |
05.03 |
Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа |
Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа |
Пересказать текст. |
текущий контроль теоретических и практических знаний по теме |
|||||||||||||||||||||||||
117 |
10 |
06.03 |
Три склонения существительного. Падеж существительного |
Типы склонений имен существительных. Склоняемые и несклоняемые существительные. Система падежей в русском языке. |
Составить четыре предложения на тему « Моя улица», употребив в них существительные с предлогами из-за, у, около, возле. |
текущий контроль теоретических и практических знаний по теме |
|||||||||||||||||||||||||
118 |
11 |
06.03 |
Правописание гласных в падежных окончаниях сущ. в ед.ч. |
Система падежей в русском языке. Падежные окончания существительных |
Прочитать текст. Определить тип и стиль речи. |
текущий контроль теоретических и практических знаний по теме |
|||||||||||||||||||||||||
*119 |
12 |
08.03 |
Правописание гласных в падежных окончаниях сущ. в ед.ч.Система падежей в русском языке. |
|
|||||||||||||||||||||||||||
*120 |
13 |
10.03 |
Правописание гласных в падежных окончаниях сущ. в ед.ч.Падежные окончания существительных. |
цифровой диктант
|
|||||||||||||||||||||||||||
121 |
14 |
12.03 |
Множественное число существительного |
Правильное употребление имен существительных в речи орфоэпические и грамматические нормы. |
Составить сообщение о погоде. Определить стиль рассказа. |
текущий контроль теоретических и практических знаний по теме |
|||||||||||||||||||||||||
122 |
15 |
13.03 |
Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных |
Буквы О-Ё после шипящих и ц в окончаниях существительных |
Найти синонимы к слову шуршание. Составить словосочетание с этим словом. |
текущий контроль теоретических и практических знаний по теме |
|||||||||||||||||||||||||
123 |
16 |
13.03 |
Систематизация и обобщение знаний по теме: «Имя существительное» |
Морфологические признаки существительного. Правописание окончаний. Употребление существительных в речи. |
Сочинение по картине Г.Г. Нисского « Февраль. Подмосковье» |
итоговый контроль стр. 223 отв. на вопр. |
|||||||||||||||||||||||||
*124 |
17 |
15.03 |
Проверочная работа по теме «Имя существительное» |
Имя существительное |
предварительный контроль |
Д\Зупр.550, 554 |
|||||||||||||||||||||||||
125 |
18 |
17.03 |
Диктант по теме «Имя существительное» |
Итоговый контроль
Запись под диктовку, выполнение грамматического задания |
|||||||||||||||||||||||||||
*126 |
19 |
19.03 |
Анализ диктанта |
периодический контроль словарный диктант |
|||||||||||||||||||||||||||
127 |
1 |
20.03 |
Имя прилагательное как часть речи |
Имя существительное как часть речи .общее грамматическое значение. Род, число и падеж имен прилагательных. Полные и краткие прилагательные. Синтаксическая роль имени прилагательного. |
Разбить текст на два абзаца. |
||||||||||||||||||||||||||
*128 |
2 |
20.03 |
Правописание гласных в окончаниях прилагательных. |
Падежные окончания прилагательных. Зависимость рода, числа и падежа прилагательного от существительного. |
Прочитать и озаглавить текст. |
текущий контроль теоретических и практических знаний по теме |
|||||||||||||||||||||||||
129 |
3 |
22.03 |
О-Е после шипящих в прилагательных и существительных |
Окончание имен прилагательных после шипящих и Ц буквы О-Ё после шипящих и ц в окончаниях существительных |
текущий контроль – цифровой диктант |
||||||||||||||||||||||||||
*130 |
4 |
02.04 |
РР Типы речи. Описание |
Заголовок. Повествование с элементами описания животного. Стиль текста. |
Изложение с элементами сочинения |
текущий контроль |
|||||||||||||||||||||||||
131 |
5 |
02.04 |
Прилагательные полные и краткие |
Полные и краткие прилагательные. Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких- породам и числам. Синтаксическая роль в предложении полных и кратких прилагательных |
Определить стиль текста. |
текущий контроль теоретических и практических знаний по теме |
|||||||||||||||||||||||||
*132 |
6 |
03.04 |
Морфологический разбор прилагательного. |
Порядок морфологического разбора. Общее значение прилагательного. Морфологические признаки |
Определить стиль описания. |
текущий контроль теоретических и практических знаний по теме |
|||||||||||||||||||||||||
133 |
7 |
03.04 |
Повторение по теме «Имя прилагательное». |
Правильное употребление имен прилагательных в речи. |
текущий контроль стр 239 отв. на вопр. |
||||||||||||||||||||||||||
*134 |
8 |
05.04 |
Проверочная работа по теме «Имя прилагательное». |
Имя прилагательное. Морфологические признаки. Правописание прилагательных |
предварительный контроль |
||||||||||||||||||||||||||
*135 |
9 |
07.04 |
Диктант по теме «Имя прилагательное». |
Итоговый контроль Запись под диктовку, выполнение грамматического задания |
|||||||||||||||||||||||||||
*136 |
10 |
09.04 |
Анализ диктанта |
||||||||||||||||||||||||||||
137 |
11 |
10.04 |
РР Сочинение – описание животного на основе личных впечатлений. |
Художественное описание животного. Основная мысль. Конкретизация темы. Выбор заглавия. Языковые средства выразительности художественного стиля. Словарно-лексическая и словарно- орфографическая работа. |
периодический контроль словарный диктант |
||||||||||||||||||||||||||
Глагол (20+3) |
|||||||||||||||||||||||||||||||
138 |
1 |
12.04 |
|
Глагол как часть речи. |
Глагол как часть речи. Обобщающее значение. Морфологические признаки (на основе изученного в начальной школе). Употребление глагола в речи |
Составить с глаголом желтеет предложение. |
текущий контроль теоретических и практических знаний по теме |
||||||||||||||||||||||||
*139 |
2 |
14.04 |
Не с глаголами |
Раздельное написание НЕ с глаголами. Глаголы- исключения. |
Составить шесть вопросительных предложений с глаголами: не был, не жил, не дал, не была, нежила, не дала. |
текущий контроль – орфографический диктант |
|||||||||||||||||||||||||
*140 |
3 |
16.04
|
РР Написание сочинения-рассказа |
Тип речи - повествование. Композиционные элементы повествования. Рассказ по сюжетным картинкам. |
контроль навыков развития связной речи |
||||||||||||||||||||||||||
141 |
5 |
Неопределенная форма глагола |
Инфинитив. |
Определите тип и стиль текста. |
контроль теоретических и практических ЗУН
|
||||||||||||||||||||||||||
*142 |
6 |
17.04 |
Правописание -тся и -ться в глаголах. |
тся и ться в глаголах. |
контроль теоретических и практических ЗУН |
||||||||||||||||||||||||||
143 |
7 |
19.04 |
Вид глаголов: совершенный и несовершенный. |
Совершенный и несовершенный вид глагола |
Составить и записать с глаголами: положить, положил, положу пять предложений. |
текущий контроль теоретических и практических знаний по теме |
|||||||||||||||||||||||||
*145 |
8 |
21.04 |
Корни с чередованием е-и |
Буквы Е-И в корнях глаголов с чередованием: -бер-бир, дер-дир , мер-мир пер-пир ,тер-тир ,стел-стил |
текущий контроль теоретических и практических знаний по теме |
||||||||||||||||||||||||||
146 |
9 |
23.04 |
Корни с чередованием е-и. Гласные в глаголах совершенного и несовершенного вида. |
орфографический диктант |
|||||||||||||||||||||||||||
147 |
10 |
24.04 |
РР Сочинение – рассказ « Невыдуманный рассказ о себе» |
||||||||||||||||||||||||||||
148 |
11 |
24.04 |
Время глагола. Прошедшее время |
Вид и время глаголов. Образование временных форм от глаголов совершенного и несовершенного вида |
Составить с глаголами прошедшего времени словосочетания. |
текущий контроль теоретических и практических знаний по теме |
|||||||||||||||||||||||||
149 |
12 |
26.04 |
Настоящее время. Будущее время. |
Глаголы в настоящем времени. Образование глаголов настоящего времени. Их значение. Две формы будущего времени: простая и сложная. Способы образования форм будущего времени. |
Составить связной текст на тему: «Сегодня на улице». Используйте глаголы в настоящем и будущем времени. |
текущий контроль теоретических и практических знаний по теме |
|||||||||||||||||||||||||
*150 |
13 |
28.04 |
Спряжение глаголов. |
Лицо и число глаголов. Iи II спряжение глагола, глаголы- исключения. Способ определения спряжения глаголов. Правописание безударных личных окончаний глагола |
Составить с глаголами: облегчит, углубит, упростит словосочетания или предложения. |
текущий контроль теоретических и практических знаний по теме |
|||||||||||||||||||||||||
*151 |
14 |
30.04 |
Спряжение глаголов. Как определить спряжение глаголов с безударным личным окончанием |
||||||||||||||||||||||||||||
*152 |
15 |
01.05 |
Спряжение глаголов. Слова-исключения. |
орфографический диктант |
|||||||||||||||||||||||||||
153 |
16 |
01.05 |
Морфологический разбор глагола. |
Морфологические признаки глагола. Синтаксическая роль в предложении. Употребление глаголов. |
Составьте и разыграйте диалог на тему: «Я встречаю гостей». |
текущий контроль - морфологический разбор глагола |
|||||||||||||||||||||||||
154 |
17 |
03.05 |
Правописание глаголов во 2-ом л.ед.числа.
|
Форма глагола 2-го лица единственного числа. Употребление глаголов данной формы в предложениях без подлежащего в глаголах второго лица Ь в глаголах второго лица. Неопределенная форма глагола, оканчивающаяся на шипящую |
периодический контроль – правописание Ь в сущ., прилаг, глаг. |
||||||||||||||||||||||||||
*155 |
18 |
05.05 |
Правописание глаголов во 2-ом л.ед.числа. Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа |
Разбейте текст на абзацы. |
цифровой диктант «Ь в сущ., прилаг, глаг» |
||||||||||||||||||||||||||
156 |
19 |
07.05 |
Употребление времен. |
Времена глагола. Употребление форм настоящего и будущего времени глагола при изображении прошлого |
Напишите по рисункам спортивный репортаж. |
||||||||||||||||||||||||||
*157 |
20 |
08.05 |
Повторение по теме «Глагол». |
Общее значение, морфологические признаки глагола. Правописание глагола |
итоговый контроль - Стр 280 контр. вопр |
||||||||||||||||||||||||||
*158 |
21 |
08.05 |
Тест по теме «Глагол» |
Общее значение, морфологические признаки глагола. Правописание глагола. |
предварительный контроль - тест |
||||||||||||||||||||||||||
159 |
22 |
10.05 |
Диктант по теме «Глагол» |
Общее значение, морфологические признаки глагола. Правописание глагола. |
Итоговый контроль Запись под диктовку, выполнение грамматического задания |
||||||||||||||||||||||||||
*160 |
23 |
12.05 |
Анализ диктанта |
периодический контроль словарный диктант |
|||||||||||||||||||||||||||
161 |
1 |
14.05 |
Разделы науки о языке .Синтаксис. Фонетика. Лексикология. |
Синтаксис. Фонетика. Лексикология. Морфемика. Морфология. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол. |
Озаглавить таблицы. Добавить по одному примеру к каждому правилу. |
текущий контроль теоретических знаний |
|||||||||||||||||||||||||
*162 |
2 |
15.05 |
Разделы науки о языке. Имя существительное. Имя прилагательное. |
текущий контроль практических знаний |
|||||||||||||||||||||||||||
163 |
3 |
15.05 |
Орфограммы в приставках и в корнях слов |
Гласные. Ударные и безударные. Согласные. Части речи, части слова. Условия выбора орфограмм. |
Заполнить таблицу примерами. |
текущий контроль практических знаний |
|||||||||||||||||||||||||
*164 |
4 |
17.05 |
Орфограммы в приставках и в корнях слов. Условия выбора орфограмм. |
||||||||||||||||||||||||||||
*165 |
5 |
19.05 |
Орфограммы в окончаниях слов |
Орфография и морфология. Части речи. Части слова |
Прочитать. Доказать, что это текст. |
текущий контроль практических знаний |
|||||||||||||||||||||||||
166 |
6 |
21.05 |
Орфограммы в окончаниях слов. Части речи. Части слова |
||||||||||||||||||||||||||||
167* |
7 |
22.05 |
Употребление ъ и ь. |
Части речи. Части слова. Ь после шипящих в разных частях речи. Правописание разделительных Ь и Ъ |
текущий контроль практических знаний |
||||||||||||||||||||||||||
168* |
8 |
22.05 |
Знаки препинания в простом и сложном предложении. Знаки завершения, разделения, выделения. |
Простое предложение. Обращение. Однородные члены предложения. Обобщающее слово. Знаки завершения, разделения, выделения. |
текущий контроль практических знаний |
||||||||||||||||||||||||||
169 |
9 |
24.05 |
Итоговый контрольный диктант |
итоговый контроль |
|||||||||||||||||||||||||||
170 |
10 |
26.05 |
РР Сжатое изложение |
Изложение |
|||||||||||||||||||||||||||
*171 |
11 |
28.05 |
Подготовка к итоговому тесту. |
|
|||||||||||||||||||||||||||
*172 |
12 |
29.05 |
Итоговый тест |
Итоговый контроль |
|||||||||||||||||||||||||||
*173-*174- *175 |
13- 15 |
29.05- 31.05 |
Резервные уроки |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Русский язык. 5 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений/ [Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А. Тростенцова и др]. – 36-е изд.- М.:Просвещение, 2009.
-
Стандарт основного общего образования по русскому языку. URL: http://www.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/fkgs/08.doc (дата обращения: 06.08.10).
Примерные программы основного общего образования. Русский язык для образовательных учреждений с русским языком обучения. URL:
http://www.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/prog/02-1-o.doc (дата обращения: 06.08.10).
Русский язык. 5 класс: Поурочные планы. II полугодие (по учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. «Русский язык. 5 класс») / Авт.-сост. И.В.Карасева.- Волгоград: Учитель, 2003.
Диктанты по русскому языку. 5 класс:Словарные, проверочные, контрольные.- СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010.
Вахрушева Т.В. таблицы по русскому языку: Справочное учебное пособие для начальной школы.-М.: АСТ-ПРЕСС,1997.
Образовательные электронные ресурсы
http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.
http://www.gramota.ru/-Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
claw.ru›1news/izlozheniya/izlozheniya…dlya-5… Изложения для 5-1147