Рабочая программа по русскому языку, 5 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ковалинская основная общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» Руководитель ШМО _____________И.В. Степанова Протокол № 1 от 30 августа 2017 г. |
«Согласовано» Заместитель директора школы поУВР______ Э.И.Бормисова 30 августа 2017 г. |
«Утверждено» Директор школы __________А.С.Викторов Приказ № 19 от 30 августа 2017 г. |
Рабочая программа
по русскому языку
5 класс
на 2017 -2018 учебный год
Составитель: учитель русского языка и литературы
Антипова Марина Михайловна
с. Ковали - 2017
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Примерной программы по русскому языку 5-9 классы.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения русского языка
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
2)сознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3)достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- овладение разными видами чтения;
-способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;
- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
-соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
-умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать русский язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. д.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2)понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3)усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4)освоение базовых основ лингвистики;
5)овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
6)опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;
7) проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;
8)понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9)осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Содержание учебного предмета
Язык и общение. (3 ч)
Язык и человек. Язык и речь. Общение устное и письменное. Язык и его единицы.
УРР. Стили речи.
Вспоминаем, повторяем, изучаем (26 ч)
Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.
Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2 и 3-го лица.
Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов I и II спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание -тся и -ться; раздельное написание не с глаголами.
Наречие (ознакомление).
Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.
УРР. Проектирование по готовому плану. Изложение.
Части речи. Глагол. Правописание -тся и -ться в глаголах.
УРР. Основная мысль текста.
УРР. Сочинение-описание по картине А.А. Пластова «Летом».
Контрольный диктант № 1 по теме «Вспоминаем, повторяем, изучаем».
УРР. Анализ контрольного диктанта. Синтаксис. Пунктуация. Словосочетание. Разбор словосочетания.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (28 ч)
Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слово в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова. Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении). Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
Контрольное сочинение №1 «Осенние радости».
УРР. Письмо. Разбор простого предложения.
Контрольный диктант № 2 по теме «Синтаксис простого предложения».
Простые и сложные предложения. Синтаксический разбор сложного предложения.
УРР. Сжатое изложение.
Контрольный диктант № 3 по теме «Синтаксис и пунктуация». УРР. Анализ контрольного диктанта. Повторение по теме «Синтаксис»
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи (18 ч)
Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.
Орфографический разбор.
Орфографические словари.
Контрольный тест № 1 по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика»
УРР. Сочинение по картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица».
Лексика. Культура речи (18 ч)
Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка.
Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари. Проектирование на тему «Зима».
УРР. Изложение «Первый снег».
Контрольное сочинение №2 по картине Н.Э. Грабаря «Февральская лазурь».
Контрольный тест № 2 по теме «Лексика. Культура речи».
УРР. Изложение с изменением лица.
Морфемика. Орфография. Культура речи (26 ч)
Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка, их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари. Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило. Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных опав корнях -лож-, -лаг-, -рос- -раст-. Буквы ё' и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
УРР. Рассуждение на тему «Какой школьный предмет вам больше всего нравится и почему?». Суффикс. Приставка.
УРР. Выборочное изложение «Последний лист орешника».
УРР. Сочинение по картине Г. Г. Нисского «Февраль. Подмосковье».
Контрольный диктант № 4 с грамматическим заданием по теме «Морфемика».
Морфология. Орфография. Культура речи (50 ч)
Имя существительное
Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками.
Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Морфологический разбор слов. Буквы o и e после шипящих и в окончаниях существительных.
Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
Контрольный диктант № 5 по теме «Имя существительное».
Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с ос новой на шипящую. Неупотребление буквы ъ на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.
УPP. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра. УРР. Изложение «Ю-ю» (по А.И. Куприну)
Контрольное изложение. Контрольный диктант № 6 с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное».
Глагол
Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть {-ться), -ти {-тисъ), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чьем) в неопределенной форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер-, -бир-, -дер-, -дир-, -мер- -мир-, -пер-, -пир-, -тер-, -тир-, -стел-, -стил-.
Правописание не с глаголами.
Контрольное изложение № 2 «Шоколадный торт».
УPP. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.
Контрольный диктант № 7 с грамматическим заданием по теме «Глагол».
Повторение и систематизация изученного в 5 классе (6 ч)
Проектная работа на тему: «Удивительная страна – Русский язык».
Тематическое планирование
Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в 2-х ч. /
(Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.: науч.ред. Н.М. Шанский)
(5 ч в неделю, всего – 175 ч)
№ урока |
Тема урока |
Кол-во часов |
Язык и общение |
3 |
|
1 |
Язык и человек. Язык и речь. |
1 |
2 |
Общение устное и письменное. Читаем учебник. Слушаем на уроке. |
1 |
3 |
РР. Стили речи. |
1 |
Вспоминаем, повторяем, изучаем |
26 |
|
4 |
Звуки и буквы. Произношение и правописание. |
1 |
5 |
Орфограмма. |
1 |
6 |
Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. |
1 |
7 |
Правописание проверяемых согласных в корне слова. |
1 |
8 |
Правописание непроизносимых согласных в корне слова. |
1 |
9 |
Буквы и, у, а после шипящих. Контрольная работа. Диктант. |
1 |
10 |
Разделительные ъ и ь. |
1 |
11 |
Раздельное написание предлогов с другими словами. |
1 |
12 |
Что мы знаем о тексте. |
1 |
13,14 |
РР. Проектирование по готовому плану. Изложение. |
2 |
15 |
Части речи. |
1 |
16 |
Глагол. |
1 |
17 |
Правописание -тся и -ться в глаголах. |
1 |
18 |
Личные окончания глаголов. |
1 |
19 |
РР. Тема текста. |
1 |
20 |
Имя существительное как часть речи. |
1 |
21 |
Падежные окончания существительных. |
1 |
22 |
Имя прилагательное как часть речи. |
1 |
23 |
Местоимение как часть речи. |
1 |
24 |
РР. Основная мысль текста. |
1 |
25 |
Обучающее сочинение-описание по картине А.А. Пластова «Летом». |
1 |
26 |
Повторение изученного в начальных классах. |
1 |
27 |
Предупредительный диктант. |
1 |
28 |
Контрольный диктант № 1 по теме «Вспоминаем, повторяем, изучаем». |
1 |
29 |
Анализ контрольного диктанта. |
1 |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи |
28 |
|
30 |
Синтаксис. |
1 |
31 |
Пунктуация. |
1 |
32 |
Словосочетание. |
1 |
33 |
Разбор словосочетания. |
1 |
34 |
РР. Сжатое изложение. |
1 |
35 |
Предложение. |
1 |
36 |
Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные предложения. |
1 |
37 |
Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. |
1 |
38 |
Сказуемое. |
1 |
39 |
Тире между подлежащим и сказуемым. |
1 |
40 |
Нераспространённые и распространённые предложения. |
1 |
41 |
Второстепенные члены предложения. Дополнение. |
1 |
42 |
Определение. |
1 |
43 |
Обстоятельство. |
1 |
44 |
Контрольное сочинение №1 «Осенние радости». |
1 |
45 |
Предложения с однородными членами. |
1 |
46 |
Знаки препинания в предложениях с однородными членами. |
1 |
47 |
Предложения с обращениями. |
1 |
48 |
РР. Письмо. |
1 |
49 |
Разбор простого предложения. |
1 |
50 |
Контрольный диктант № 2 по теме «Синтаксис простого предложения». |
1 |
51 |
Простые и сложные предложения. |
1 |
52 |
Синтаксический разбор сложного предложения. |
1 |
53 |
Прямая речь. |
1 |
54 |
Диалог. |
1 |
55 |
РР. Сжатое изложение. |
1 |
56 |
Контрольный диктант № 3 по теме «Синтаксис и пунктуация». |
1 |
57 |
РР. Анализ контрольного диктанта. Повторение по теме «Синтаксис». |
1 |
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи |
18 |
|
58 |
Фонетика. Гласные звуки. |
1 |
59 |
Согласные звуки. Согласные твердые и мягкие. |
1 |
60 |
Позиционные чередования гласных и согласных. |
1 |
61 |
РР. Повествование. |
1 |
62, 63 |
РР. Обучающее изложение с элементами описания «Шкатулка». |
2 |
64 |
Согласные звонкие и глухие. |
1 |
65 |
Графика. Алфавит. |
1 |
66 |
РР. Описание предмета. |
1 |
67 |
Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. |
1 |
68 |
Двойная роль букв е, ё, ю, я. |
1 |
69 |
Орфоэпия. |
1 |
70 |
Фонетический разбор слова. |
1 |
71 |
Повторение по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика» |
1 |
72 |
Контрольный тест № 1 по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика» |
1 |
73 |
Анализ ошибок, допущенных в контрольном тесте |
1 |
74,75 |
РР. Сочинение по картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица». |
2 |
Лексика. Культура речи |
18 |
|
76 |
Слово и его лексическое значение. |
1 |
77 |
Однозначные и многозначные слова. |
1 |
78 |
РР. Сочинение-рассуждение «Какой ты след оставишь?» |
1 |
79 |
Прямое и переносное значение слова. |
1 |
80 |
Проектная работа на тему «Зима». |
1 |
81 |
Омонимы. |
1 |
82 |
Синонимы. |
1 |
83,84 |
Контрольное сочинение №2 по картине Н.Э. Грабаря «Февральская лазурь». |
2 |
85 |
Анализ контрольного сочинения. |
1 |
86 |
Антонимы. |
1 |
87,88 |
РР. Изложение «Первый снег». |
2 |
89 |
Повторение по теме «Лексика. Культура речи». |
1 |
90 |
Контрольный тест № 2 по теме «Лексика. Культура речи». |
1 |
91 |
Анализ ошибок, допущенных в контрольном тесте. |
1 |
92,93 |
РР. Изложение с изменением лица. |
2 |
Морфемика. Орфография. Культура речи |
26 |
|
94 |
Морфема – наименьшая значимая часть слова. |
1 |
95 |
Изменение и образование слов. |
1 |
96 |
Окончание. |
1 |
97 |
Основа слова. |
1 |
98 |
Корень слова. |
1 |
99 |
РР. Рассуждение на тему «Какой школьный предмет вам больше всего нравится?» |
1 |
100 |
Суффикс. |
1 |
101 |
Приставка. |
1 |
102,103 |
РР. Выборочное изложение «Последний лист орешника». |
2 |
104 |
Анализ письменной работы. |
1 |
105 |
Чередование звуков. |
1 |
106 |
Беглые гласные. |
1 |
107 |
Варианты морфем. |
1 |
108 |
Морфемный разбор слова. |
1 |
109 |
Правописание гласных и согласных в приставках. |
1 |
110 |
Буквы з и с на конце приставок. |
1 |
111 |
Буквы а — о в корне -лаг— -лож-. |
1 |
112 |
Буквы а — о в корне -раст— -рос-. |
1 |
113 |
Буквы ё — о после шипящих в корне. |
1 |
114 |
Буквы и — ы после ц. |
1 |
115,116 |
РР. Сочинение по картине Г. Г. Нисского «Февраль. Подмосковье». |
2 |
117 |
Повторение по теме «Морфемика». |
1 |
118 |
Контрольный диктант № 4 с грамматическим заданием по теме «Морфемика». |
1 |
119 |
Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. |
1 |
Морфология. Орфография. Культура речи |
50 |
|
120 |
Имя существительное как часть речи. |
1 |
121 |
Доказательства в рассуждении. |
1 |
122 |
Имена существительные одушевленные и неодушевленные. |
1 |
123 |
Имена существительные собственные и нарицательные. |
1 |
124 |
Род имен существительных. |
1 |
125 |
Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа. |
1 |
126 |
Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа. |
1 |
127 |
Контрольное изложение № 1 «Раненый лебедь». |
1 |
128 |
Три склонения имен существительных. |
1 |
129 |
Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных в единственном числе. |
1 |
130 |
Падеж имен существительных. |
1 |
131 |
Множественное число имен существительных. |
1 |
132 |
Правописание о — е после шипящих и ц в окончаниях существительных. |
1 |
133 |
Повторение по теме «Имя существительное». |
1 |
134 |
Морфологический разбор имени существительного. |
1 |
135 |
Контрольный диктант № 5 по теме «Имя существительное». |
1 |
136 |
Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. |
1 |
137 |
Имя прилагательное как часть речи . |
1 |
138 |
Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных. |
1 |
139 |
РР. Описание животного. |
1 |
140 |
РР. Изложение «Ю-ю» (по А.И. Куприну) |
1 |
141 |
Анализ ошибок, допущенных в изложении. |
1 |
142 |
Прилагательные полные и краткие. |
1 |
143 |
РР. Устное сочинение по картине А. Комарова «Наводнение». |
1 |
144 |
Морфологический разбор имени прилагательного. |
1 |
145 |
Повторение по теме «Имя прилагательное». |
1 |
146 |
Контрольный диктант № 6 с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное». |
1 |
147 |
РР. Анализ контрольного диктанта. |
1 |
148 |
Глагол как часть речи. |
1 |
149 |
Не с глаголами. |
1 |
150 |
РР. Рассказ. |
1 |
151 |
Неопределенная форма глагола. |
1 |
152 |
Правописание –тся и –ться. |
1 |
153 |
Виды глагола. |
1 |
154 |
Буквы е — и в корнях с чередованием. |
1 |
155 |
Невыдуманный рассказ (о себе). |
1 |
156 |
Время глагола. |
1 |
157 |
Прошедшее время. |
1 |
158 |
Настоящее время. |
1 |
159 |
Будущее время. |
1 |
160 |
Спряжение глаголов. |
1 |
161 |
Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием. |
1 |
162 |
Морфологический разбор глагола. |
1 |
163,164 |
Контрольное изложение № 2 «Шоколадный торт». |
2 |
165 |
Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-ом лице единственного числа. |
1 |
166 |
Употребление времен. |
1 |
167 |
Повторение по теме «Глагол». |
1 |
168 |
Контрольный диктант № 7 с грамматическим заданием по теме «Глагол». |
1 |
169 |
Анализ контрольного диктанта. Сочинение «Куда бы я хотел (а) поехать летом?» |
1 |
Повторение и систематизация изученного в 5 классе |
6 |
|
170 |
Разделы науки о языке. Проектная работа. |
1 |
171 |
Орфограммы в приставках, корнях и окончаниях слов. |
1 |
172 |
Итоговая контрольная работа. |
1 |
173,174 |
Комплексное повторение изученного. |
2 |
175 |
Обобщающий урок. |
1 |