12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Антипова Марина Михайловна35 |
Рабочая программа по русскому языку, 5 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ковалинская основная общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» Руководитель ШМО _____________И.В. Степанова Протокол № 1 от 30 августа 2017 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы поУВР______ Э.И.Бормисова 30 августа 2017 г. | «Утверждено» Директор школы __________А.С.Викторов Приказ № 19 от 30 августа 2017 г. |
Рабочая программа
по русскому языку
5 класс
на 2017 -2018 учебный год
Составитель: учитель русского языка и литературы
Антипова Марина Михайловна
с. Ковали - 2017
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Примерной программы по русскому языку 5-9 классы.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения русского языка
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
2)сознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3)достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- овладение разными видами чтения;
-способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;
- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
-соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
-умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать русский язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. д.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2)понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3)усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4)освоение базовых основ лингвистики;
5)овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
6)опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;
7) проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;
8)понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9)осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Содержание учебного предмета
Язык и общение. (3 ч)
Язык и человек. Язык и речь. Общение устное и письменное. Язык и его единицы.
УРР. Стили речи.
Вспоминаем, повторяем, изучаем (26 ч)
Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.
Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2 и 3-го лица.
Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов I и II спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание -тся и -ться; раздельное написание не с глаголами.
Наречие (ознакомление).
Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.
УРР. Проектирование по готовому плану. Изложение.
Части речи. Глагол. Правописание -тся и -ться в глаголах.
УРР. Основная мысль текста.
УРР. Сочинение-описание по картине А.А. Пластова «Летом».
Контрольный диктант № 1 по теме «Вспоминаем, повторяем, изучаем».
УРР. Анализ контрольного диктанта. Синтаксис. Пунктуация. Словосочетание. Разбор словосочетания.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (28 ч)
Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слово в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова. Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении). Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
Контрольное сочинение №1 «Осенние радости».
УРР. Письмо. Разбор простого предложения.
Контрольный диктант № 2 по теме «Синтаксис простого предложения».
Простые и сложные предложения. Синтаксический разбор сложного предложения.
УРР. Сжатое изложение.
Контрольный диктант № 3 по теме «Синтаксис и пунктуация». УРР. Анализ контрольного диктанта. Повторение по теме «Синтаксис»
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи (18 ч)
Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.
Орфографический разбор.
Орфографические словари.
Контрольный тест № 1 по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика»
УРР. Сочинение по картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица».
Лексика. Культура речи (18 ч)
Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка.
Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари. Проектирование на тему «Зима».
УРР. Изложение «Первый снег».
Контрольное сочинение №2 по картине Н.Э. Грабаря «Февральская лазурь».
Контрольный тест № 2 по теме «Лексика. Культура речи».
УРР. Изложение с изменением лица.
Морфемика. Орфография. Культура речи (26 ч)
Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка, их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари. Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило. Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных опав корнях -лож-, -лаг-, -рос- -раст-. Буквы ё' и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
УРР. Рассуждение на тему «Какой школьный предмет вам больше всего нравится и почему?». Суффикс. Приставка.
УРР. Выборочное изложение «Последний лист орешника».
УРР. Сочинение по картине Г. Г. Нисского «Февраль. Подмосковье».
Контрольный диктант № 4 с грамматическим заданием по теме «Морфемика».
Морфология. Орфография. Культура речи (50 ч)
Имя существительное
Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками.
Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Морфологический разбор слов. Буквы o и e после шипящих и в окончаниях существительных.
Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
Контрольный диктант № 5 по теме «Имя существительное».
Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с ос новой на шипящую. Неупотребление буквы ъ на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.
УPP. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра. УРР. Изложение «Ю-ю» (по А.И. Куприну)
Контрольное изложение. Контрольный диктант № 6 с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное».
Глагол
Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть {-ться), -ти {-тисъ), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чьем) в неопределенной форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер-, -бир-, -дер-, -дир-, -мер- -мир-, -пер-, -пир-, -тер-, -тир-, -стел-, -стил-.
Правописание не с глаголами.
Контрольное изложение № 2 «Шоколадный торт».
УPP. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.
Контрольный диктант № 7 с грамматическим заданием по теме «Глагол».
Повторение и систематизация изученного в 5 классе (6 ч)
Проектная работа на тему: «Удивительная страна – Русский язык».
Тематическое планирование
Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в 2-х ч. /
(Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.: науч.ред. Н.М. Шанский)
(5 ч в неделю, всего – 175 ч)
№ урока | Тема урока | Кол-во часов |
Язык и общение | 3 | |
1 | Язык и человек. Язык и речь. | 1 |
2 | Общение устное и письменное. Читаем учебник. Слушаем на уроке. | 1 |
3 | РР. Стили речи. | 1 |
Вспоминаем, повторяем, изучаем | 26 | |
4 | Звуки и буквы. Произношение и правописание. | 1 |
5 | Орфограмма. | 1 |
6 | Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. | 1 |
7 | Правописание проверяемых согласных в корне слова. | 1 |
8 | Правописание непроизносимых согласных в корне слова. | 1 |
9 | Буквы и, у, а после шипящих. Контрольная работа. Диктант. | 1 |
10 | Разделительные ъ и ь. | 1 |
11 | Раздельное написание предлогов с другими словами. | 1 |
12 | Что мы знаем о тексте. | 1 |
13,14 | РР. Проектирование по готовому плану. Изложение. | 2 |
15 | Части речи. | 1 |
16 | Глагол. | 1 |
17 | Правописание -тся и -ться в глаголах. | 1 |
18 | Личные окончания глаголов. | 1 |
19 | РР. Тема текста. | 1 |
20 | Имя существительное как часть речи. | 1 |
21 | Падежные окончания существительных. | 1 |
22 | Имя прилагательное как часть речи. | 1 |
23 | Местоимение как часть речи. | 1 |
24 | РР. Основная мысль текста. | 1 |
25 | Обучающее сочинение-описание по картине А.А. Пластова «Летом». | 1 |
26 | Повторение изученного в начальных классах. | 1 |
27 | Предупредительный диктант. | 1 |
28 | Контрольный диктант № 1 по теме «Вспоминаем, повторяем, изучаем». | 1 |
29 | Анализ контрольного диктанта. | 1 |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи | 28 | |
30 | Синтаксис. | 1 |
31 | Пунктуация. | 1 |
32 | Словосочетание. | 1 |
33 | Разбор словосочетания. | 1 |
34 | РР. Сжатое изложение. | 1 |
35 | Предложение. | 1 |
36 | Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные предложения. | 1 |
37 | Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. | 1 |
38 | Сказуемое. | 1 |
39 | Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 |
40 | Нераспространённые и распространённые предложения. | 1 |
41 | Второстепенные члены предложения. Дополнение. | 1 |
42 | Определение. | 1 |
43 | Обстоятельство. | 1 |
44 | Контрольное сочинение №1 «Осенние радости». | 1 |
45 | Предложения с однородными членами. | 1 |
46 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | 1 |
47 | Предложения с обращениями. | 1 |
48 | РР. Письмо. | 1 |
49 | Разбор простого предложения. | 1 |
50 | Контрольный диктант № 2 по теме «Синтаксис простого предложения». | 1 |
51 | Простые и сложные предложения. | 1 |
52 | Синтаксический разбор сложного предложения. | 1 |
53 | Прямая речь. | 1 |
54 | Диалог. | 1 |
55 | РР. Сжатое изложение. | 1 |
56 | Контрольный диктант № 3 по теме «Синтаксис и пунктуация». | 1 |
57 | РР. Анализ контрольного диктанта. Повторение по теме «Синтаксис». | 1 |
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи | 18 | |
58 | Фонетика. Гласные звуки. | 1 |
59 | Согласные звуки. Согласные твердые и мягкие. | 1 |
60 | Позиционные чередования гласных и согласных. | 1 |
61 | РР. Повествование. | 1 |
62, 63 | РР. Обучающее изложение с элементами описания «Шкатулка». | 2 |
64 | Согласные звонкие и глухие. | 1 |
65 | Графика. Алфавит. | 1 |
66 | РР. Описание предмета. | 1 |
67 | Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. | 1 |
68 | Двойная роль букв е, ё, ю, я. | 1 |
69 | Орфоэпия. | 1 |
70 | Фонетический разбор слова. | 1 |
71 | Повторение по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика» | 1 |
72 | Контрольный тест № 1 по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика» | 1 |
73 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном тесте | 1 |
74,75 | РР. Сочинение по картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица». | 2 |
Лексика. Культура речи | 18 | |
76 | Слово и его лексическое значение. | 1 |
77 | Однозначные и многозначные слова. | 1 |
78 | РР. Сочинение-рассуждение «Какой ты след оставишь?» | 1 |
79 | Прямое и переносное значение слова. | 1 |
80 | Проектная работа на тему «Зима». | 1 |
81 | Омонимы. | 1 |
82 | Синонимы. | 1 |
83,84 | Контрольное сочинение №2 по картине Н.Э. Грабаря «Февральская лазурь». | 2 |
85 | Анализ контрольного сочинения. | 1 |
86 | Антонимы. | 1 |
87,88 | РР. Изложение «Первый снег». | 2 |
89 | Повторение по теме «Лексика. Культура речи». | 1 |
90 | Контрольный тест № 2 по теме «Лексика. Культура речи». | 1 |
91 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном тесте. | 1 |
92,93 | РР. Изложение с изменением лица. | 2 |
Морфемика. Орфография. Культура речи | 26 | |
94 | Морфема – наименьшая значимая часть слова. | 1 |
95 | Изменение и образование слов. | 1 |
96 | Окончание. | 1 |
97 | Основа слова. | 1 |
98 | Корень слова. | 1 |
99 | РР. Рассуждение на тему «Какой школьный предмет вам больше всего нравится?» | 1 |
100 | Суффикс. | 1 |
101 | Приставка. | 1 |
102,103 | РР. Выборочное изложение «Последний лист орешника». | 2 |
104 | Анализ письменной работы. | 1 |
105 | Чередование звуков. | 1 |
106 | Беглые гласные. | 1 |
107 | Варианты морфем. | 1 |
108 | Морфемный разбор слова. | 1 |
109 | Правописание гласных и согласных в приставках. | 1 |
110 | Буквы з и с на конце приставок. | 1 |
111 | Буквы а — о в корне -лаг— -лож-. | 1 |
112 | Буквы а — о в корне -раст— -рос-. | 1 |
113 | Буквы ё — о после шипящих в корне. | 1 |
114 | Буквы и — ы после ц. | 1 |
115,116 | РР. Сочинение по картине Г. Г. Нисского «Февраль. Подмосковье». | 2 |
117 | Повторение по теме «Морфемика». | 1 |
118 | Контрольный диктант № 4 с грамматическим заданием по теме «Морфемика». | 1 |
119 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. | 1 |
Морфология. Орфография. Культура речи | 50 | |
120 | Имя существительное как часть речи. | 1 |
121 | Доказательства в рассуждении. | 1 |
122 | Имена существительные одушевленные и неодушевленные. | 1 |
123 | Имена существительные собственные и нарицательные. | 1 |
124 | Род имен существительных. | 1 |
125 | Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа. | 1 |
126 | Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа. | 1 |
127 | Контрольное изложение № 1 «Раненый лебедь». | 1 |
128 | Три склонения имен существительных. | 1 |
129 | Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных в единственном числе. | 1 |
130 | Падеж имен существительных. | 1 |
131 | Множественное число имен существительных. | 1 |
132 | Правописание о — е после шипящих и ц в окончаниях существительных. | 1 |
133 | Повторение по теме «Имя существительное». | 1 |
134 | Морфологический разбор имени существительного. | 1 |
135 | Контрольный диктант № 5 по теме «Имя существительное». | 1 |
136 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. | 1 |
137 | Имя прилагательное как часть речи . | 1 |
138 | Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных. | 1 |
139 | РР. Описание животного. | 1 |
140 | РР. Изложение «Ю-ю» (по А.И. Куприну) | 1 |
141 | Анализ ошибок, допущенных в изложении. | 1 |
142 | Прилагательные полные и краткие. | 1 |
143 | РР. Устное сочинение по картине А. Комарова «Наводнение». | 1 |
144 | Морфологический разбор имени прилагательного. | 1 |
145 | Повторение по теме «Имя прилагательное». | 1 |
146 | Контрольный диктант № 6 с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное». | 1 |
147 | РР. Анализ контрольного диктанта. | 1 |
148 | Глагол как часть речи. | 1 |
149 | Не с глаголами. | 1 |
150 | РР. Рассказ. | 1 |
151 | Неопределенная форма глагола. | 1 |
152 | Правописание –тся и –ться. | 1 |
153 | Виды глагола. | 1 |
154 | Буквы е — и в корнях с чередованием. | 1 |
155 | Невыдуманный рассказ (о себе). | 1 |
156 | Время глагола. | 1 |
157 | Прошедшее время. | 1 |
158 | Настоящее время. | 1 |
159 | Будущее время. | 1 |
160 | Спряжение глаголов. | 1 |
161 | Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием. | 1 |
162 | Морфологический разбор глагола. | 1 |
163,164 | Контрольное изложение № 2 «Шоколадный торт». | 2 |
165 | Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-ом лице единственного числа. | 1 |
166 | Употребление времен. | 1 |
167 | Повторение по теме «Глагол». | 1 |
168 | Контрольный диктант № 7 с грамматическим заданием по теме «Глагол». | 1 |
169 | Анализ контрольного диктанта. Сочинение «Куда бы я хотел (а) поехать летом?» | 1 |
Повторение и систематизация изученного в 5 классе | 6 | |
170 | Разделы науки о языке. Проектная работа. | 1 |
171 | Орфограммы в приставках, корнях и окончаниях слов. | 1 |
172 | Итоговая контрольная работа. | 1 |
173,174 | Комплексное повторение изученного. | 2 |
175 | Обобщающий урок. | 1 |