Рабочая программа по русскому языку, 5 класс

0
0
Материал опубликован 7 November 2017

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ковалинская основная общеобразовательная школа»

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

_____________И.В. Степанова

Протокол № 1 от 30 августа 2017 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы поУВР______ Э.И.Бормисова

30 августа 2017 г.

«Утверждено»

Директор школы

__________А.С.Викторов

Приказ № 19 от 30 августа 2017 г.

Рабочая программа

по русскому языку

5 класс

на 2017 -2018 учебный год

Составитель: учитель русского языка и литературы

Антипова Марина Михайловна

с. Ковали - 2017

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Примерной программы по русскому языку 5-9 классы.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения русского языка

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;

2)сознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3)достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

- овладение разными видами чтения;

-способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;

- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;

- способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;

- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

-соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

-умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;

2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать русский язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. д.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2)понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3)усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4)освоение базовых основ лингвистики;

5)овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;

6)опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;

7) проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;

8)понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9)осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Содержание учебного предмета

Язык и общение. (3 ч)

Язык и человек. Язык и речь. Общение устное и письменное. Язык и его единицы.

УРР. Стили речи.

Вспоминаем, повторяем, изучаем (26 ч)

Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.

Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.

Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

Местоимения 1, 2 и 3-го лица.

Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов I и II спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание -тся и -ться; раздельное написание не с глаголами.

Наречие (ознакомление).

Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.

УРР. Проектирование по готовому плану. Изложение.

Части речи. Глагол. Правописание -тся и -ться в глаголах.

УРР. Основная мысль текста.

УРР. Сочинение-описание по картине А.А. Пластова «Летом».

Контрольный диктант № 1 по теме «Вспоминаем, повторяем, изучаем».

УРР. Анализ контрольного диктанта. Синтаксис. Пунктуация. Словосочетание. Разбор словосочетания.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (28 ч)

Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.

Пунктуация как раздел науки о языке.

Словосочетание: главное и зависимое слово в словосочетании.

Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).

Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.

Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова. Синтаксический разбор словосочетания и предложения.

Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.

Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении). Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.

Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.

Диалог. Тире в начале реплик диалога.

Контрольное сочинение №1 «Осенние радости».

УРР. Письмо. Разбор простого предложения.

Контрольный диктант № 2 по теме «Синтаксис простого предложения».

Простые и сложные предложения. Синтаксический разбор сложного предложения.

УРР. Сжатое изложение.

Контрольный диктант № 3 по теме «Синтаксис и пунктуация». УРР. Анализ контрольного диктанта. Повторение по теме «Синтаксис»

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Куль­тура речи (18 ч)

Фонетика как раздел науки о языке. Звук как еди­ница языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твер­дые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие соглас­ные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.

Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.

Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печат­ные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.

Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мяг­кости согласных. Мягкий знак для обозначения мягко­сти согласных. Опознавательные признаки орфограмм.

Орфографический разбор.

Орфографические словари.

Контрольный тест № 1 по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика»

УРР. Сочинение по картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица».

Лексика. Культура речи (18 ч)

Лексика как раздел науки о языке. Слово как еди­ница языка.

Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые сло­вари. Проектирование на тему «Зима».

УРР. Изложение «Первый снег».

Контрольное сочинение №2 по картине Н.Э. Грабаря «Февральская лазурь».

Контрольный тест № 2 по теме «Лексика. Культура речи».

УРР. Изложение с изменением лица.

Морфемика. Орфография. Культура речи (26 ч)

Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окон­чание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка, их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари. Орфография как раздел науки о языке. Орфогра­фическое правило. Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередую­щихся гласных опав корнях -лож-, -лаг-, -рос- -раст-. Буквы ё' и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.

УРР. Рассуждение на тему «Какой школьный предмет вам больше всего нравится и почему?». Суффикс. Приставка.

УРР. Выборочное изложение «Последний лист орешника».

УРР. Сочинение по картине Г. Г. Нисского «Февраль. Подмосковье».

Контрольный диктант № 4 с грамматическим заданием по теме «Морфемика».

Морфология. Орфография. Культура речи (50 ч)

Имя существительное

Имя существительное как часть речи. Синтакси­ческая роль имени существительного в предложении.

Существительные одушевленные и неодушевлен­ные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названи­ях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спек­таклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками.

Род существительных. Три склонения имен суще­ствительных: изменение существительных по падежам и числам. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

Морфологический разбор слов. Буквы o и e после шипящих и в окончаниях существительных.

Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Пра­вописание гласных в падежных окончаниях имен су­ществительных.

Контрольный диктант № 5 по теме «Имя существительное».

Имя прилагательное

Имя прилагательное как часть речи. Синтаксиче­ская роль имени прилагательного в предложении.

Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с ос новой на шипящую. Неупотребление буквы ъ на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.

Изменение полных прилагательных по родам, па­дежам и числам, а кратких - по родам и числам.

УPP. Описание животного. Структура текста данно­го жанра. Стилистические разновидности этого жанра. УРР. Изложение «Ю-ю» (по А.И. Куприну)

Контрольное изложение. Контрольный дик­тант № 6 с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное».

Глагол

Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глаго­ла в предложении.

Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть {-ться), -ти {-тисъ), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чьем) в неопределенной форме (повторение).

Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.

Правописание чередующихся гласных е и и в кор­нях глаголов -бер-, -бир-, -дер-, -дир-, -мер- -мир-, -пер-, -пир-, -тер-, -тир-, -стел-, -стил-.

Правописание не с глаголами.

Контрольное изложение № 2 «Шоколадный торт».

УPP. Понятие о рассказе, об особенностях его струк­туры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.

Контрольный дик­тант № 7 с грамматическим заданием по теме «Глагол».

Повторение и систематизация изученного в 5 классе (6 ч)

Проектная работа на тему: «Удивительная страна – Русский язык».

Тематическое планирование

Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в 2-х ч. /

(Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.: науч.ред. Н.М. Шанский)

(5 ч в неделю, всего – 175 ч)

урока

Тема урока

Кол-во часов

 

Язык и общение

3

1

Язык и человек. Язык и речь.

1

2

Общение устное и письменное. Читаем учебник. Слушаем на уроке.

1

3

РР. Стили речи.

1

 

Вспоминаем, повторяем, изучаем

26

4

Звуки и буквы. Произношение и правописание.

1

5

Орфограмма.

1

6

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.

1

7

Правописание проверяемых согласных в корне слова.

1

8

Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

1

9

Буквы и, у, а после шипящих. Контрольная работа. Диктант.

1

10

Разделительные ъ и ь.

1

11

Раздельное написание предлогов с другими словами.

1

12

Что мы знаем о тексте.

1

13,14

РР. Проектирование по готовому плану. Изложение.

2

15

Части речи.

1

16

Глагол.

1

17

Правописание -тся и -ться в глаголах.

1

18

Личные окончания глаголов.

1

19

РР. Тема текста.

1

20

Имя существитель­ное как часть речи.

1

21

Падежные окончания существительных.

1

22

Имя при­лагатель­ное как часть речи.

1

23

Местоиме­ние как часть речи.

1

24

РР. Основная мысль тек­ста.

1

25

Обучающее сочинение-описание по картине А.А. Пластова «Летом».

1

26

Повторение изученного в начальных классах.

1

27

Предупредительный диктант.

1

28

Кон­трольный диктант № 1 по теме «Вспоминаем, повторяем, изучаем».

1

29

Анализ контрольного диктанта.

1

 

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

28

30

Синтаксис.

1

31

Пунктуация.

1

32

Словосочетание.

1

33

Разбор словосочетания.

1

34

РР. Сжатое изложение.

1

35

Предложение.

1

36

Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные предложения.

1

37

Члены предложения. Глав­ные члены предложе­ния. Подлежащее.

1

38

Сказуемое.

1

39

Тире между подлежащим и сказуемым.

1

40

Нераспространённые и распространённые предложения.

1

41

Второстепенные члены предложения. Дополнение.

1

42

Определение.

1

43

Обстоятельство.

1

44

Контрольное сочинение №1 «Осенние радости».

1

45

Предложения с однородными членами.

1

46

Знаки препинания в предло­жениях с однородными членами.

1

47

Предложения с обращениями.

1

48

РР. Письмо.

1

49

Разбор простого предложения.

1

50

Контрольный диктант № 2 по теме «Синтаксис простого

предложе­ния».

1

51

Простые и сложные предложения.

1

52

Синтаксический разбор сложного предложения.

1

53

Прямая речь.

1

54

Диалог.

1

55

РР. Сжатое изложение.

1

56

Контрольный диктант № 3 по теме «Синтаксис и пунк­туация».

1

57

РР. Анализ кон­трольного диктанта. Повторение по теме «Синтаксис».

1

 

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи

18

58

Фонетика. Гласные звуки.

1

59

Согласные звуки. Согласные твердые и мягкие.

1

60

Позиционные чередования гласных и согласных.

1

61

РР. Повествование.

1

62, 63

РР. Обучающее изложение с элементами описания «Шкатулка».

2

64

Согласные звонкие и глухие.

1

65

Графика. Алфавит.

1

66

РР. Описание предмета.

1

67

Обозна­чение мягкости согласных с помощью мягкого знака.

1

68

Двойная роль букв е, ё, ю, я.

1

69

Орфоэпия.

1

70

Фонетический разбор слова.

1

71

Повторение по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика»

1

72

Кон­трольный тест № 1 по теме «Фоне­тика. Ор­фоэпия. Графика»

1

73

Анализ ошибок, допущен­ных в кон­трольном тесте

1

74,75

РР. Сочинение по картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица».

2

 

Лексика. Культура речи

18

76

Слово и его лексическое значение.

1

77

Однозначные и многозначные слова.

1

78

РР. Сочинение-рассуждение «Какой ты след оставишь?»

1

79

Прямое и переносное значение слова.

1

80

Проектная работа на тему «Зима».

1

81

Омонимы.

1

82

Синонимы.

1

83,84

Контрольное сочинение №2 по картине Н.Э. Грабаря «Февральская лазурь».

2

85

Анализ контрольного сочинения.

1

86

Антонимы.

1

87,88

РР. Изложение «Первый снег».

2

89

Повторение по теме «Лексика. Культура речи».

1

90

Контрольный тест № 2 по теме «Лексика. Культура речи».

1

91

Анализ ошибок, допущенных в контрольном тесте.

1

92,93

РР. Изложение с изменением лица.

2

 

Морфемика. Орфография. Культура речи

26

94

Морфема – наименьшая значимая часть слова.

1

95

Изменение и образование слов.

1

96

Оконча­ние.

1

97

Основа слова.

1

98

Корень слова.

1

99

РР. Рассуждение на тему «Какой школьный предмет вам больше всего нравится?»

1

100

Суффикс.

1

101

Приставка.

1

102,103

РР. Выборочное изложение «Последний лист орешника».

2

104

Анализ письменной работы.

1

105

Чередование звуков.

1

106

Беглые гласные.

1

107

Варианты морфем.

1

108

Морфемный разбор слова.

1

109

Правописание гласных и согласных в приставках.

1

110

Буквы з и с на конце приставок.

1

111

Буквы а — о в корне -лаг-лож-.

1

112

Буквы а — о в корне -раст-рос-.

1

113

Буквы ё — о после шипящих в корне.

1

114

Буквы и ы после ц.

1

115,116

РР. Сочинение по картине Г. Г. Нисского «Февраль. Подмоско­вье».

2

117

Повторение по теме «Морфемика».

1

118

Контрольный диктант № 4 с граммати­ческим заданием по теме «Морфемика».

1

119

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте.

1

 

Морфология. Орфография. Культура речи

50

120

Имя существительное как часть речи.

1

121

Доказа­тельства в рассуждении.

1

122

Имена существи­тельные одушевленные и неодушевленные.

1

123

Имена существи­тельные собствен­ные и на­рицатель­ные.

1

124

Род имен существительных.

1

125

Имена существи­тельные, которые имеют форму только

множест­венного числа.

1

126

Имена существи­тельные, которые имеют форму только

единствен­ного числа.

1

127

Контрольное изложение № 1 «Раненый лебедь».

1

128

Три склонения имен существительных.

1

129

Право­писание гласных в падежных оконча­ниях имен существительных в единственном числе.

1

130

Падеж имен существительных.

1

131

Множественное число имен существительных.

1

132

Право­писание о — е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

1

133

Повторение по теме «Имя существительное».

1

134

Морфологический разбор имени существи­тельного.

1

135

Контрольный диктант № 5 по теме «Имя существительное».

1

136

Анализ ошибок, допущен­ных в кон­трольном диктанте.

1

137

Имя прилага­тельное как часть речи .

1

138

Право­писание гласных в падеж­ных окон­чаниях имен

при­лагатель­ных.

1

139

РР. Описание животного.

1

140

РР. Изложение «Ю-ю» (по А.И. Куприну)

1

141

Анализ ошибок, допущенных в изложении.

1

142

Прилагательные полные и краткие.

1

143

РР. Устное сочинение по картине А. Комарова «Наводнение».

1

144

Морфологический разбор имени прилагательного.

1

145

Повторение по теме «Имя прилагательное».

1

146

Контрольный диктант № 6 с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное».

1

147

РР. Анализ контрольного диктанта.

1

148

Глагол как часть речи.

1

149

Не с глаго­лами.

1

150

РР. Рассказ.

1

151

Неопре­деленная форма гла­гола.

1

152

Правописание –тся и –ться.

1

153

Виды глагола.

1

154

Буквы е и в корнях с чередо­ванием.

1

155

Невыдуманный рассказ (о себе).

1

156

Время глагола.

1

157

Прошед­шее время.

1

158

Настоящее время.

1

159

Будущее время.

1

160

Спряжение глаголов.

1

161

Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием.

1

162

Морфологический разбор глагола.

1

163,164

Контрольное изложение № 2 «Шоколадный торт».

2

165

Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-ом лице единствен­ного числа.

1

166

Употребление времен.

1

167

Повто­рение по теме «Глагол».

1

168

Кон­трольный диктант № 7 с грам­мати­ческим заданием по теме «Глагол».

1

169

Анализ контрольного диктанта. Сочи­нение «Куда бы я хотел (а) поехать летом?»

1

 

Повторение и систематизация изученного в 5 классе

6

170

Разделы науки о языке. Проектная работа.

1

171

Орфограм­мы в при­ставках, корнях и окончаниях слов.

1

172

Итоговая контрольная работа.

1

173,174

Комплексное повторение изученного.

2

175

Обобщающий урок.

1

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.