12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Фания188
Россия, Красноярский край, Норильск

Рабочая программа по русскому языку для 9 класса с углубленным изучением русского языка. (По программе В. В. Бабайцевой, 136 часов, 4 часа в неделю)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

 

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Федерального го­сударственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения (ФГОС) и Программы для общеобразовательных учреждений с углубленным изучением русского языка. 5-9 классы под редакцией В. В. Бабайцевой (Русский язык. 5-9 классы: рабочие программы: учебно-методическое пособие / сост. Е.И.Харитонова. - 4-е изд.,стереотип. – М.: «Дрофа», 2015.) Программа также составлена в соответствии с основными положениями системно-деятельностного подхода в обучении, конкретизирует содержание тем Стандарта. Примерное распределение учебных часов по раз­делам программы и календарно-тематическое плани­рование соответствуют методическим рекомендациям авторов учебно-методического комплекта.

 

Общая характеристика учебного предмета

На основании Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения, целями изучения русского (родного) языка в основной школе являются:

воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, освоения морально-этических норм, принятых в обществе;

осознание эстетической ценности родного языка;

овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;

овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умениями формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию;

проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);

освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка;

развитие способностей опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета;

обогащение активного и потенциального словарного запаса;

расширение объема используемых в речи грамматических средств;

совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.

Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского (родного) языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.

Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются:

личностные универсальные учебные действия (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения);

регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.);

познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.);

коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.).

Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.

Формирование функциональной грамотности, совершенствование речевой деятельности учащихся строится на основе знаний об устройстве русского языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения. Процесс обучения ориентирован не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационная переработка текстов, различные формы поиска информации и разные способы передачи ее в соответствии с речевой ситуацией, нормами литературного языка и этическими нормами общения.

 

Описание ценностных ориентиров в содержании учебного предмета

Русский язык – это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.

Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский (родной) язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.

 

Содержание учебного предмета

Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре Примерной программы. В ней выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций:

содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции.

Данная содержательная линия представлена в рабочей программе разделами, изучение которых направлено на сознательное формирование навыков речевого общения: «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка»;

содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций: разделы, отражающие устройство языка и особенности функционирования языковых единиц: «Фонетика, графика и орфоэпия», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Культура речи», «Правописание: орфография и пунктуация»;

содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.

Содержательная линия представлена в рабочей программе разделом «Общие сведения о русском языке», изучение которого позволит раскрыть связь языка с историей и культурой народа.

В учебном процессе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы. При изучении каждого раздела курса обучающиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют виды речевой деятельности, развивают различные коммуникативные умения, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. При таком подходе процесс осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных ситуациях общения оказываются неразрывно связанными. Именно поэтому последовательность разделов курса и количество часов, выделенных на изучение каждого из них, имеет примерный характер.

Нормативные правовые документы

Рабочая программа по русскому языку 9 класса составлена на основе следующих документов:

Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 19644);

Обязательный минимум содержания основного общего образования (Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004г. №1089);

Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;

Программы для общеобразовательных учреждений с углубленным изучением русского языка. 5-9 классы под редакцией В. В. Бабайцевой (Русский язык. 5-9 классы: рабочие программы: учебно-методическое пособие / сост. Е.И.Харитонова. - 4-е изд.,стереотип. – М.: «Дрофа», 2015.)

Календарный график и учебный план МБОУ «Гимназия №5» на 2019-2020 учебный год

Учебно-методический комплект по предмету

Программа реализуется с использованием учебного комплекса: «Русский язык. Теория», «Русский язык. Сборник заданий», «Русская речь».

В учебнике «Русский язык. Теория» излагаются сведения о языке, предназначенные для изучения в 5-9 классах. В течение пяти лет обучения книга остается в пользовании ученика. Основной принцип, определяющий содержание книги, - системное изложение теории, что для формирования практических умений и навыков яв­ляется более прочной базой, чем раздробленные све­дения из разных разделов науки о языке. Данный тип учебника выполняет как учебную, так и спра­вочную функцию. Он используется не только при изучении нового материала, но и при повторении, при подготовке к зачетным работам, к экзаменам и т. д. Такой тип учебника способствует формирова­нию у учащихся познавательной самостоятельности, умений работать с учебной литературой, пользо­ваться разными видами чтения.

Книга «Русский язык. Сборник заданий» обеспечивает усвоение учащимися знаний о языке, способов оперирования ими, формирование и совершенствование умений правильно и целесооб­разно пользоваться ресурсами родного языка в уст­ной и письменной форме. Важное значение, наряду с упражнениями, пред­полагающими репродуктивную деятельность, при­дается задачам, вызывающим активизацию позна­вательной деятельности учащихся, развивающим мышление, формирующим интерес к изучению род­ного языка и совершенствованию речи.

Третий компонент учебного комплекса – «Pyc­ская речь» (для каждого класса) предлагает систе­му работы по развитию связной речи: задачи и уп­ражнения опираются на речеведческие понятия и правила речевого поведения, что способствует осоз­нанному совершенствованию устной и письменной речи учащихся, повышению культуры речевого об­щения. Навык анализа текста (определяем тему, тип речи, стиль) предоставляет возможности уже в 5 классе научить детей осознанному конспектированию учебного текста, что является мощным стимулом повышения уровня их обучаемости в других областях знания. Уже с 5 класса учащиеся имеют представление о развёрнутом и сжатом конспекте, о тезисах выступления.

Все компоненты учебного комплекса тесно связа­ны между собой (представляют единый учебник в трех частях) и в совокупности способствуют реше­нию задач обучения русскому языку в школе.

Информация о количестве учебных часов

Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает обязательное изучение русского языка в 9 классе в объёме 140 учебных часов. Согласно действующему в гимназии учебному плану,  в 9 классе предполагается обучение  в объеме 136 часов (4 часа в неделю). Данная модифицированная программа рассчитана на 136 часов. В Программе для общеобразовательных учреждений с углубленным изучением русского языка. 5-9 классы под редакцией В. В. Бабайцевой нет четкого указания на распределение количества часов, отведенных на изучение конкретных тем, поэтому данная рабочая программа составлена, исходя из тематического планирования, подготовленного кандидатом филологических наук О.А.Сальниковой (стр. 371-375) (Русский язык. 5-9 классы: рабочие программы: учебно-методическое пособие / сост. Е.И.Харитонова. - 4-е изд.,стереотип. – М.: «Дрофа», 2015.)


 


 

Учебно-тематический план

п/п.

Разделы, темы

Количество часов

Авторская программа

Рабочая программа

Всего отводится

из них на уроки развития речи

из них на уроки контроля

 

Общие сведения о языке

(Культура речи)

3+6 ч.

3 ч.

 

 

 

Повторение изученного в 5-8 классах

9 ч.

15 ч.

5 ч. (1 изложение)

1 ч. (контрольный диктант)

 

Сложное предложение

76 ч.

2 ч.

 

 

 

Сложносочиненное предложение

12 ч.

4 ч. (1 сочинение)

1 ч. (контрольная работа)

 

Сложноподчиненное предложение

36 ч.

10 ч. (3 сочинения, 1 изложение)

1 ч. (контрольная работа)

 

Бессоюзное сложное предложение

11 ч.

2 ч. (1 изложение)

1 ч. (контрольная работа)

 

Сложные предложения с разными видами связи. Период.

15 ч.

8 ч. (2 сочинения)

1 ч. (контрольная работа)

 

Предложения с чужой речью

11 ч.

18 ч.

4 ч. (1 изложение)

1 ч. (контрольная работа)

 

Обобщение и систематизация изученного в 5-9 классах

35 ч.

10 ч.

 

 

 

Подготовка к ОГЭ

13 ч.

 

2 контрольные работы в формате ОГЭ

 

Промежуточный контроль

 

1 ч.

 

1 ч. (промежуточный контроль)

 

Всего уроков развития речи и контроля

 

 

33 ч (Р/Р)

(6 сочинений, 4 изложения)

9 ч (к./д. – 1, к./р. – 7, промежуточный контроль - 1

 

Итого

140 ч

136 ч

 

 

 

 

 

 

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами освоения программы по русскому (родному) языку являются:

понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него;

потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения программы по русскому (родному) языку являются:

владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ);

умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

владение различными видами монолога и диалога;

соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения программы по русскому (родному) языку являются:

представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, роли родного языка в жизни человека и общества;

понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный стиль, язык художественной литературы; жанры научного стиля и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения;

понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

 

Основные формы контроля за сформированностью личностных, метапредметных и предметных результатов изучения русского языка:

диктант (объяснительный, предупредительный, графический, выборочный, распределительный, словарно-орфографический, терминологический);

диктант с грамматическим заданием (основные виды грамматических разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный, лексический);

сочинение (описание общего вида местности и действий, характери­стика литературного героя, по картине, эссе, стилизация, на свободную тему),

составление рассказа по сюжетным картинкам с включением части готового текста, редактирование текста (исправление орфографических, грамматиче­ских, пунктуационных и речевых ошибок);

составление сложного и простого плана к тексту;

составление рассказа по сюжетным картинкам с включением части готового текста;

составление текста определенно­го стиля и типа речи;

комплексный анализ текста;

работа с деформированным текстом

изложение (подробное, выборочное, сжатое);

тест (задания с выбором ответа, с кратким ответом, с развёрнутым ответом в объёме не менее 60 слов);

контрольное списывание (осложненное и неосложненное);

устное и письменное монологическое высказывание на лингвистическую тему;

подготовка сообщения, доклада (в устной и письменной форме), мультимедийной презентации.

Технологии, используемые в работе:

Развитие критического мышления посредством чтения и письма,

ИКТ (обучающие и контролирующие программы серии «1С: Школа», электронные тренажёры, мультимедийные коллекции сайтов ФЦИОР, ЕКАЦОР),

Обучение в сотрудничестве,

Исследовательские и проблемные методы обучения,

Здоровьесберегающие технологии,

Игровые методы обучения.

 

Требования к результатам обучения

Личностными, метапредметными, предметными результатами освоения девятиклассниками программы по русскому языку на углублён­ном уровне являются следующие.

Личностными результатами освоения выпускниками ос­новной школы программы по русскому языку на углублён­ном уровне являются:

понимание русского языка как одной из основных на­ционально-культурных ценностей русского народа, его роли в развитии интеллектуальных, творческих способностей и морально-нравственных качеств личности;

осознание эстетической ценности русского языка;

ува­жительное отношение к русскому языку, гордость за него;

потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

способность к самооценке речевого поведения;

стремле­ние к речевому самосовершенствованию;

понимание значения русского языка в процессе получения школьного образо­вания и самообразования;

достаточный объём словарного запаса и грамматиче­ских средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе общения;

готовность к успешной профессиональ­ной, социальной деятельности.

 

Метапредметными результатами освоения выпускника­ми основной школы программы по русскому языку на углуб­лённом уровне являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

а) рецептивные (слушание и чтение):

восприятие и понимание на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами слушания (ознакоми­тельным, детальным, выборочным);

восприятие и понимание письменных текстов разных стилей и жанров;

владение разными видами чтения (про­смотровым, ознакомительным, аналитическим, поиско­вым);

понимание информации устного и письменного сообще­ния (темы текста и коммуникативной установки автора, ос­новной мысли и способов её выражения);

способность к самостоятельному поиску информации;

способность извлекать информацию из различных источни­ков (учебная литература, Интернет, средства массовой ин­формации);

свободное пользование словарями разных типов;

отбор и систематизация материала на определённую те­му;

способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения и слушания;

сопоставление речевых высказываний по разным осно­ваниям (содержание, стилистические особенности, языко­вые средства);

умение воспроизводить устный и письменный текст с разной степенью свёрнутости (сжатый/подробный; тезисы, план, конспект);

б) продуктивные (говорение и письмо):

определение целей предстоящей речевой деятельности, планирование действий, оценивание достигнутых результа­тов;

умение выражать своё отношение к действительности и создавать устные и письменные тексты разных стилей и жанров с учётом речевой ситуации (адресата, коммуника­тивной цели, условий общения);

соблюдение основных языковых норм (орфоэпических, орфографических, лексических, грамматических, пункту­ационных) в процессе построения текста в устной и письмен­ной форме;

владение монологической и диалогической формой ре­чи;

соблюдение правил речевого этикета в различных ситу­ациях общения;

осуществление речевого самоконтроля в различных си­туациях общения, в том числе и в повседневном общении; определение причин коммуникативных неудач;

умение совершенствовать и редактировать собственные тексты;

умение выступать перед аудиторией с жанрами учебно-научной речи (сообщение, доклад и т. п.);

участие в дискуссионных формах общения; владение ос­новными приёмами аргументации.

применение приобретённых знаний и умений в повсе­дневной жизни;

использование родного языка как средства обучения, в том числе на надпредметном уровне;

использование русского языка для эффективного обще­ния со сверстниками и взрослыми в разных ситуациях обще­ния, в том числе при совместной деятельности;

владение национально-культурными нормами поведе­ния в различных ситуациях межличностного и межкультур­ного общения.

 

Предметными результатами освоения выпускниками ос­новной школы программы по русскому языку на углублён­ном уровне являются следующие.

По окончании 9 класса учащиеся должны уметь:

составлять схемы сложных предложений разных типов;

различать смысловые отношения между частями слож­ных предложений;

правильно ставить знаки препинания;

строить схемы предложений разных типов, особенно сложноподчинённых;

употреблять сложные предложения в речи, учитывая синонимические значения разных типов;

соотносить члены предложения и придаточные предло­жения;

производить синтаксический анализ сложных предло­жений разных типов;

различать стилистическую окраску средств связи и пра­вильно их употреблять в зависимости от стиля речи;

строить связное аргументированное высказывание на лингвистическую тему по материалу, изученному на уроках русского языка;

составлять деловые бумаги (заявление, расписку, харак­теристику, автобиографию);

писать сочинение на литературоведческую тему по изу­ченному произведению;

писать сочинение на свободную тему в разных жанрах и стилях речи;

различать разговорную речь, научный, публицистиче­ский, официально-деловой стили, язык художественной ли­тературы;

определять тему, тип и стиль речи, анализировать структуру и языковые особенности текста;

опознавать языковые единицы, выполнять различные виды их анализа;

соблюдать в практике письма основные правила орфо­графии и пунктуации;

соблюдать нормы русского речевого этикета, уместно ис­пользовать паралингвистические (неязыковые) средства об­щения;

осуществлять речевой самоконтроль, оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматиче­ские и речевые ошибки, недочёты, исправлять их, совершен­ствовать и редактировать собственные тексты.

 

Описание материально-технической базы

Тематическое планирование по русскому языку и развитию речи составлено по учебно-методическому комплекту:

Бабайцева, В. В. Русский язык. Теория. Углубл. изуч. 5–9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / В. В. Бабайцева – М. : Дрофа, 2016.

Русский язык. Сборник заданий. 8-9 кл.: учеб. пособие к учебнику В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы». Углубленное изучение / В. В. Бабайцева, Л.Д.Беднарская. – 4-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 2016.

Никитина, Е. И. Русский язык. Русская речь. 9 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / Е. И. Никитина. – М. : Дрофа, 2012.

Рабочие тетради:

Русский язык: 9 класс: рабочая тетрадь к учебнику В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы» для школ и классов с углубленным изучением русского языка./ Бабайцева В.В., Сергиенко М.И.. – 12-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016.

Русский язык: Рабочая тетрадь для 9 класса. В 3-х ч. / Богданова Г.А. /– М.: Издательский Дом «Генжер», 2017.

 

Электронное приложение к учебнику «Русский язык. Практика. 9 класс»


 

Электронное сопровождение УМК:

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) http://fcior.edu.ru

Единая Интернет-коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) www.school-collection.edu.ru

Российский общеобразовательный портал. Заочная работа со школьниками http://edu.of.ru/zaoch/

Российский общеобразовательный портал. Дистанционная поддержка профильного обучения http://edu.of.ru/profil/default.asp

Универсальная энциклопедия «Википедия» www.wikipedia.ru

Электронные словари www.slovari.ru

 

Приложение

Календарно-тематическое планирование


 

Дата проведения урока

Тема урока

Кол-во ча­сов

Содержание изучаемого материала в соответствии с ФГОС ОО (компетенции)

Планируемые результаты обучения (личностные, предметные, метапредметные)

Виды самостоятельной работы, направленные на формирование УУД.

Виды контроля дости­жений метапредметных и предметных результа­тов обучения

план

факт

языковая и лингвистическая

коммуникативная и культуроведческая

Введение. Общие сведения о языке (3ч)

1

 

 

Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление.

1

Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление.

 

 

Р/Р Составление тезисного плана лекции.

2

 

 

Основные формы сущест­вования нацио­нального рус­ского языка

1

Основные формы существования нацио­нального русского языка: русский лите­ратурный язык, терри­ториальные диалекты (народные говоры), социальные диалекты (жаргоны) и просто­речия. Национальный язык и единство его различных форм (раз­новидностей)

Объяснить разницу между понятиями «русский язык» и «русский литератур­ный язык». Выскажи­те ваше отношение к современному моло­дежному сленгу

Знать формы существования национально­го русского языка, понимать его неодно­родность, сферу функционирования, общенародного разговорного языка, знать группы просторечной лексики, источники обогащения лексики литературного языка (территориальные и социальные диалекты)

Анализ текстов Д.С.Лихачева о языке: определить тему, найти ключевые слова, к каким тематическим группам они относятся. Обоснуйте ответ своего отношения к выводу Д.Лихачева: «Есть язык народа как показатель его культуры и язык отдельного человека как показатель его личных качеств, качеств человека, который пользуется язы­ком народа»

3

 

 

Понятие о ли­тературном языке

1

Русский литератур­ный язык - основа на­ционального русского языка. Литературный язык как основа рус­ской художественной литературы. Основ­ные отличия литера­турного языка от язы­ка художественной литературы. Нормированность - отличи­тельная осо­бенность современного литературного языка

Устное сообщение «Какое место занимает литературный язык в общей системе русского языка». С какого времени по вашему мнению, ли­тературный язык можно считать со­временным?

Понимать, что ядром современного русско­го языка является литературный язык, уметь объяснять разнообразие лексического состава русского языка. Применять общие правила произношения и написания слов, их изменения и соединения друг с другом, находить нарушения в устной и письменной речи, исправлять их.

Составить таблицу «Раз­нообразие лексического состава русского языка». Написать сочинение- ми­ниатюру по 1 из тем: «Русский язык богат, об­разен и точен» (К. Пау­стовский), «Люблю обыч­ные слова, как неизведан­ные страны» (Д.Самойлов)

Повторение изученного в 5-8 классах (11ч + 4ч)

4-5

 

 

Комплексное повторение орфографии.

2

Комплексное повторение орфографии.

 

 

 

6

 

 

Р/Р Стили речи

1

Стили речи. Сфера употребления, задачи речи, языковые сред­ства, характерные для каждого стиля. Основные жанры стилей

Привести примеры речевых ситуаций, когда используется стиль речи: разговор­ный, научный, дело­вой, публицистический, художествен­ный. Каким стилем речи вы пользуетесь чаще?

Уметь различать разговорную речь, науч­ный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы, определять их жанры, тему, основ­ную мысль текста, функционально-смысловой тип, характерный для стиля речи, создавать собственное высказывание, учитывая ситуацию общения, адресата, используя характерные для каждого стиля речи выразительные средства языка

Составить план учебной статьи. Проанализировать речевое высказывание с т. зр. его соотнесенности с функциональными разно­видностями языка, сфера­ми общения и задачами речи. Анализ статьи жур­нала (газеты): выявить языковые средства публицистического стиля

7

 

 

Синтаксис словосочетания.

1

Синтаксис словосочетания.

 

Уметь производить анализ с/ч.,

Объяснительный диктант

8-9

 

 

Синтаксис простого осложненного предложения.

 

Предложения с однородными членами

2

Синтаксис и пунктуа­ция простого предло­жения. Способы вы­ражения главных чле­нов предложения; ви­ды предложений по наличию главных членов; виды односоставных предложений, предложения с однородными членами и знаки препинания при них

Поразмышляйте над высказыванием Я.Коменского:«Чи­тать и не понимать – то же, что совсем не читать».

Уметь производить структурно- смысловой анализ предложений, различать изученные виды простых предложений, интонационно выразительно читать, составлять схемы, расставлять знаки препинания, умело пользоваться синтаксическими синонимами, различать предложения с однородными членами и ССП

Объяснительный диктант

10-11-12

 

 

Предложения с обособленны­ми членами

3

Предложения с обособленными второстепенными членами

Прочитать текст, оп­ределить его стиль, записать, расставить недостающие знаки препинания, под­черкнуть обособлен­ные обстоятельства.

Уметь опознавать предложения с обособ­ленными членами, интонационно вырази­тельно их читать, конструировать предложения по схемам, устанавливать взаимо­связь смысловой, интонационной, грамма­тической и пунктуационной особенностей предложений с обособленными членами, использовать их в речи

Комментированное письмо

13

 

 

Предложения с обращениями, вводными сло­вами и встав­ными конст­рукциями

1

Знаки препинания в предложениях с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями

 

Уметь интонационно выразительно читать предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями, объ­яснять постановку знаков препинания, уместно использовать в своей речи синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи

Диктант «Проверяю себя»

14

 

 

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в 5-8 классах».

1

 

 

 

 

15-16-17-18

 

 

Р/Р Обучение написанию сжатого изложения.

 

Р/Р Сжатое изложение

2

 

 

2

Тема, основная мысль текста. Приемы сжатия текста. Использование изученных синтаксиче­ских конструкций

 

Понимать содержание прочитанного текста публицистического характера, его тему и коммуникативную цель, определять глав­ную мысль, понимать отношение автора к поставленной проблеме, извлекать основ­ную и второстепенную информацию; сжато излагать прочитанный текст, используя приемы сжатия текста.

Выполнение тренировочных упражнений.

Сжатое изложение

Сложное предложение (2ч)

19-20

 

 

Сложное пред­ложение как единица син­таксиса. Основные виды.

2

Понятие о сложном предложении. Слож­ное предложение как единица синтаксиса. Основные виды слож­ных предложений. Смысловое, структур­ное и интонационное единство частей сложного предложе­ния. Основные сред­ства связи между час­тями сложного пред­ложения

Поразмышляйте над словами Д.И.Писарева (стр.132)

Знать классификацию сложных предложе­ний в зависимости от средств связи, уметь отличать простое предложение от сложного, различать ССП, СПП, БСП, опреде­лять способы и средства связи частей сложного предложения, строить схемы сложных предложений, соблюдать пунк­туационные нормы на письме

Составить таблицу «Ос­новные виды сложных предложений», заполнить ее своими примерами

Сложносочиненное предложение (8ч + 4ч)

21-22

 

 

Понятие о сложносочиненном пред­ложении.

 

Средства связи частей ССП. Основные группы по значению и союзам.

2

Понятие о сложносо­чиненном предложе­нии. Строение ССП, средства связи частей ССП, смысловые от­ношения между час­тями ССП

Выписать из любого произведения худо­жественной литера­туры отрывок - опи­сание природы. От­ветить на вопрос: какие художествен­ные средства исполь­зованы автором?

Знать грамматические признаки ССП, его строение, уметь интонационно оформлять ССП с разными типами смысловых отно­шений между частями, выявлять эти отно­шения, правильно ставить знаки препинания, составлять схемы предложений и кон­струировать предложения по схеме

Составить таблицу «Группы ССП». Диктант «Проверяю себя»

23

 

 

Смысловые отношения между частями ССП и способы их выражения.

1

Смысловые отноше­ния между частями. ССП и способы их выражения

Анализ художествен­ного текста (миниатюра М.Пришвина «Лесной ручей»)

Уметь определять смысловые отношения между частями ССП, способы их выражения, составлять ССП с разными средствами связи частей, интонационно и пунктуационно оформлять, опознавать в текстах, употреблять в речи, различать ССП с сою­зом И и простые предложения с однородными членами, связанными союзом И

Взаимодиктант

24-25

 

 

Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в ССП.

2

Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в нем

Как вы понимаете высказывание А.В.Луначарского? (стр.134)

Знать основные группы ССП по значению и союзам, уметь определять смысловые отношения между частями ССП и способы их выражения: соединительные отношения (однородность, перечисление, одновременность, последовательность - соедини­тельные союзы); противительные (противоположность, несовместимость - противительные союзы); разделительные (вы­бор, несовместимость, чередование, взаи­моисключение - разделительные союзы)

Творческий диктант. От­ветить на вопрос что об­щего и в чем различие в постановке запятых меж­ду однородными членами и частями ССП?

26

 

 

Знаки препинания в ССП с общим второстепенным членом

1

Знаки препинания в ССП с общим второстепенным членом

Анализ художествен­ного текста В.Бианки

Уметь опознавать ССП с общим второсте­пенным членом, производить синтаксиче­ский и пунктуационный разбор предложений, обосновывать отсутствие запя­той, конструировать предложения

Синтаксический, пунк­туационный разбор пред­ложений. Конструирова­ние предложений

27

 

 

Синтаксический и пунктуационный разбор ССП.

1

Синтаксический и пунктуационный раз­бор ССП. Знаки препинания в ССП

Анализ художествен­ного текста (стих. И.А.Бунина)

Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор ССП, конструиро­вать ССП разных видов, интонационно правильно читать, пунктуационно оформ­лять, производить синонимичную замену ССП и СПП, различать ССП и простые предложения с однородными членами

Написать сочинение- ми­ниатюру «Наступление зимнего вечера», исполь­зуя в нем ССП. Диктант «Проверяю себя»

28

 

 

Контрольная работа по теме «Сложносочиненное предложение».

1

Синтаксический и пунктуационный раз­бор ССП. Знаки пре­пинания в ССП

 

Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор ССП, конструиро­вать ССП разных видов, интонационно правильно читать, пунктуационно оформ­лять, производить синонимичную замену ССП и СПП, различать ССП и простые предложения с однородными членами, воспроизводить текст, воспринимаемый на слух под диктовку, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы, выполняя различные виды разбора

Диктант с грамматическим заданием

29-30-31

 

 

Р/Р Обучение сочинению в формате ОГЭ на морально-этическую тему ( 9.3.)

 

Р/Р Сочинение в формате ОГЭ на морально-этическую тему (9.3.)

3

Тема, основная мысль текста.

 

Понимать содержание прочитанного текста его тему и коммуникативную цель, определять глав­ную мысль, понимать отношение автора к поставленной проблеме, извлекать основ­ную и второстепенную информацию; комментировать отношение автора к поставленной проблеме, выражать собственное мнение, аргументируя его, привлекая информацию из жизненного и читательского опыта.

Сочинение на тему 9.3.

32

 

 

Р/Р Устная и письменная

речь. Монолог и диалог.

1

Разновидности рече­вого общения: неопосредованное и опо­средованное, устное и письменное, диалоги­ческое и монологиче­ское; их особенности.

 

Уметь создавать устное монологическое высказывание на учебные, социально-бытовые темы, вести диалог, владеть ос­новными нормами построения устного и письменного высказывания, правильной и выразительной интонацией

Устное монологическое высказывание на разные темы

33-34

 

 

Р/Р Подготовка к итоговому собеседованию.

2

Композиция рассказа.

Последовательность микротекстов

Выразительные сред­ства языка; нормы литературного языка

Уметь определять композиционные эле­менты рассказа, его основную мысль, соз­давать сочинение в жанре рассказа (опре­делять замысел, сюжет), передавать после­довательность микротекстов, обращая внимание на место, время действия, их причинно- следственную связь, используя выразительные средства языка, соблюдая нормы литературного языка.

Выполнение вариантов по итоговому собеседованию.

Сложноподчиненное предложение (26ч. + 10ч.)

35-36

 

 

Понятие о сложноподчиненном предложении.

 

Строение сложноподчиненного предложения. Основные группы СПП по их значению.

2

Понятие о сложноподчиненном предложе­нии. Строение СПП, средства связи его частей: союзы, союзные слова, союзные частицы.

Составление плана параграфа.

Знать структуру СПП, средства связи его частей, уметь определять место придаточ­ного по отношению к главному, производить синонимичную замену простых предложений с обособленными членами и СПП, правильно ставить знаки препинания, составлять схемы, объяснять их с помощью знаков препинания

Составить план §, проил­люстрировать пункты плана своими примерами.

37

 

 

Подчинитель­ные союзы и союзные слова в СПП

1

Подчинительные сою­зы и союзные слова в СПП.

 

Понимать различия союзов и союзных слов, уметь их различать, определять гра­ницы придаточных предложений, использовать союзы и союзные слова при конструировании СПП, правильно ставить знаки препинания

Составление схем СПП, комментированное пись­мо. Рассмотреть таблицу и ответить на вопросы: какие подчинительные сою­зы имеют омонимы среди относительных местоиме­ний и как их различить в предложении?

38

 

 

Роль указательных слов.

Особенности присоединения

придаточных

предложений к главному

1

Роль указательных слов. Особенности присоединения прида­точных предложений к главному

Подберите примеры пословиц по теме урока. Написать не­большой рассказ, названием которому послужила бы одна из пословиц.

Понимать соответствие синтаксической роли указательных слов виду придаточных предложений, пунктуационное правило «Запятая при составном подчинительном союзе», особенности присоединения придаточных предложений к главному; уметь опознавать указательные слова главной части СПП, выяснять характер отношений между указательными словами в главной и придаточной части, их синтаксическую функцию в главном предложении и роль в СПП; отличать СПП с указательными сло­вами от СПП с двойными союзами, пра­вильно ставить знаки препинания

Взаимодиктант

39-40

 

 

Р/Р Изложение с элементами сочинения

2

Изложение с элементами сочинения. Текст, заголовок, тема, основная мысль. Сложный план. Средства выразительности текста

 

Изложение с элементами сочинения

 

41

 

 

Виды придаточных пред­ложений

1

Виды придаточных предложений, спосо­бы их различения. Однозначные и мно­гозначные придаточ­ные

Синтаксическая синонимия

Знать виды придаточных предложений, способы их различения, уметь определять вид придаточного по вопросу, союзу или союзному слову, синтаксической роли указательного слова, разграничивать одно­значные и многозначные придаточные

Синонимичная замена СПП на простые, состав­ление схем. Конструиро­вание по схемам

42-43

 

 

Придаточные подлежащные.

 

Придаточные сказуемные

2

Придаточные подлежащные. Придаточ­ные сказуемные

Поразмышляем над высказыванием Д.И.Писарева (стр.156)

Знать особенности СПП с придаточными подлежащными и придаточными сказуемными, уметь определять границы главного и придаточного предложений, вид прида­точного по способу и характеру смысловой связи главного предложения с придаточ­ным

Диктант «Проверяю себя»

44

 

 

Придаточные определительные

1

Придаточные определительные

Как вы понимаете слова А.Эйнштейна «Образование есть то, что остаѐтся по­сле того, когда забы­вается всѐ, чему нас учили»?

Понимать отличия СПП с придаточным определительным, уметь находить опреде­лительные придаточные по характеру смы­словой связи между частями, значению союзных слов, определять синтаксическую функцию союзного слова, производить синонимичную замену СПП с придаточ­ными определительными на простые с разными видами определений

Составить описательную миниатюру с СПП с при­даточным определительным

45

 

 

Придаточные определительные

1

Придаточные определительные

Редактирование текстов

Уметь находить определительные прида­точные по характеру смысловой связи ме­жду частями, значению союзных слов, оп­ределять синтаксическую функцию союз­ного слова, производить синонимичную замену СПП с придаточными определительными на простые с разными видами определений, пользоваться синтаксически­ми синонимами в своей речи, интонационно и пунктуационно грамотно оформлять их

Выписать из комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» афоризмы - СПП с придаточными определительными. Составить их схемы

46

 

 

Придаточные дополнитель­ные

1

Придаточные дополнительные

Анализ публицисти­ческого текста А.Яшина

Знать место придаточного дополнительного по отношению к главному, средства связи придаточного с главным; уметь различать подчинительные союзы и союзные слова, опознавать СПП с прида­точным дополнительным по характеру, смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов и союзных слов; конструировать СПП с придаточным дополнительным, заменять их на предложения с прямой речью

Составить повествовательную миниатюру, включающую СПП с до­полнительными прида­точными

47-48

 

 

Р/Р Рецензия на книгу

2

Воспоминание о кни­ге. Рецензия на книгу. Особенности жанра рецензии

Написать рецензию на одно из произве­дений художествен­ной литературы «Алые паруса» А.Грина, «Не стре­ляйте в белых лебе­дей» Б.Васильева или научно-популярную книгу

Уметь сопоставлять исходные тексты вос­поминания о книге, выделять общее и раз­личное в разных по типу текстах: тексте-повествовании и тексте- рассуждении; отмечать особенности языка; уметь писать рецензию на книгу научно- популярного характера или художественное произведе­ние, оценивать тему, основную мысль, композицию, язык, использовать в своем тексте лексические и грамматические выражения оценки, авторского отношения к прочитанному

Работа с памяткой «Как работать над рецензией на книгу» или «Как работать над отзывом на научно- популярные книги». Со­ставление плана рецензии

49

 

 

Придаточные обстоятельст­венные, их типы.

1

Придаточные обстоятельственные

Как вы понимаете слова Н.А.Добролюбова «Народная муд­рость высказывается обыкновенно афори­стически»? Аргумен­тируйте свою точку зрения.

Знать виды придаточных обстоятельствен­ных, уметь находить придаточные обстоя­тельственные по характеру смысловой свя­зи между частями, значению подчинитель­ных союзов и союзных слов, определять средства связи придаточных с главными, правильно расставлять знаки препинания

Подготовить устное со­общение «Специфика придаточных места и вре­мени и их отличие от при­даточных определитель­ных». Конструирование предложений по схемам

50

 

 

СПП с придаточными места

1

Придаточные места. Стилистические особенно­сти союзов, связы­вающих придаточные места с главным

Анализ публицисти­ческого текста М.Пришвина. Анализ художествен­ного текста В.Солоухина. Анализ публицисти­ческого текста В.И.Мурадели.

Уметь находить придаточные обстоятель­ственные по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов и союзных слов, определять сред­ства связи придаточных с главными, пра­вильно расставлять знаки препинания, кон­струировать предложения, выразительно читать, употреблять в речи, производить синонимичную замену, сравнивать модели СПП с разными видами придаточных, вы­являть общее и различное

Используя таблицу и опорный материал, подго­товить устное высказыва­ние о придаточных об­стоятельственных. Ответить на вопросы: почему в художественной речи, особенно в поэзии, усту­пительные придаточные часто прикрепляются к главному словами «сколь­ко», «как» и др. с усилительной частицей НИ; какой оттенок значения имеютэти придаточные; выражением какой стилевой черты служат?

51

 

 

СПП с придаточными времени

1

Придаточные времени. Стилистические особенно­сти союзов, связы­вающих придаточные времени с главным

Синтаксическая синонимия

Уметь находить придаточные времени, определять сред­ства связи придаточных с главными, пра­вильно расставлять знаки препинания, кон­струировать предложения, выразительно читать, употреблять в речи, производить синонимичную замену.

Конструи­рование предложе­ний по схемам. Осложненное списывание, схематический диктант.

52

 

 

СПП с придаточными причины

1

Придаточные причины . Стилистические особенно­сти союзов, связы­вающих придаточные причины с главным

Синтаксическая синонимия

Уметь находить придаточные времени, определять сред­ства связи придаточных с главными, пра­вильно расставлять знаки препинания, кон­струировать предложения, выразительно читать, употреблять в речи, производить синонимичную замену.

Осложненное списывание, схематический диктант.

53

 

 

СПП с придаточными следствия

1

Придаточные следствия. Стилистические особенно­сти союзов, связы­вающих придаточные следствия с главным

Синтаксическая синонимия

Уметь находить придаточные времени, определять сред­ства связи придаточных с главными, пра­вильно расставлять знаки препинания, кон­струировать предложения, выразительно читать, употреблять в речи, производить синонимичную замену.

Конструи­рование предложе­ний по схемам. Осложненное списывание.

54

 

 

СПП с придаточными образа действия и меры и степени.

1

Придаточные образа действия и меры и степени. Стилистические особенно­сти союзов, связы­вающих придаточные образа действия и меры и степени с главным

Синтаксическая синонимия

Уметь находить придаточные времени, определять сред­ства связи придаточных с главными, пра­вильно расставлять знаки препинания, кон­струировать предложения, выразительно читать, употреблять в речи, производить синонимичную замену.

Конструи­рование предложе­ний по схемам. Осложненное списывание, схематический диктант. Объяснительный диктант. Работа с текстом.

55

 

 

СПП с придаточными сравнительными.

1

Придаточные сравнительными. Стилистические особенно­сти союзов, связы­вающих придаточные сравнительными с главным

Синтаксическая синонимия

Уметь находить придаточные времени, определять сред­ства связи придаточных с главными, пра­вильно расставлять знаки препинания, кон­струировать предложения, выразительно читать, употреблять в речи, производить синонимичную замену.

Конструи­рование предложе­ний по схемам. Осложненное списывание.

56

 

 

Р/Р Различные спо­собы выраже­ния сравнения

1

Отличие СПП с при­даточным сравнитель­ным от простого предложения со срав­нительным оборотом. Значение сравнитель­ных конструкций в речи

Найти в текстах ху­дожественных произ­ведений различные способы выражения сравнения

Уметь определять значения сравнений, выраженные разными способами (словосо­четание, фразеологизм, сравнительныйоборот, составное именное сказуемое, СПП с придаточным сравнения), ставить знаки препинания перед союзом КАК, употреб­лять эти конструкции в речи, определять их значение в тексте

Творческое списывание

57-58

 

 

Р/Р Сочинение в формате ОГЭ на тему 9.3.

2

Тема, основная мысль текста.

 

Понимать содержание прочитанного текста его тему и коммуникативную цель, определять глав­ную мысль, понимать отношение автора к поставленной проблеме, извлекать основ­ную и второстепенную информацию; комментировать отношение автора к поставленной проблеме, выражать собственное мнение, аргументируя его, привлекая информацию из жизненного и читательского опыта.

Сочинение на тему 9.3.

59

 

 

СПП с придаточными цели.

1

Придаточные цели. Стилистические особенно­сти союзов, связы­вающих придаточные цели с главным

 

Уметь находить придаточные времени, определять сред­ства связи придаточных с главными, пра­вильно расставлять знаки препинания, кон­струировать предложения, выразительно читать, употреблять в речи, производить синонимичную замену.

Конструи­рование предложе­ний по схемам. Осложненное списывание.

60

 

 

СПП с придаточными условия

1

Придаточные условия. Стилистические особенно­сти союзов, связы­вающих придаточные условия с главным

Синтаксическая синонимия

Уметь находить придаточные времени, определять сред­ства связи придаточных с главными, пра­вильно расставлять знаки препинания, кон­струировать предложения, выразительно читать, употреблять в речи, производить синонимичную замену.

Осложненное списывание, схематический диктант.

61

 

 

СПП с придаточными уступки.

1

Придаточные уступки . Стилистические особенно­сти союзов, связы­вающих придаточные уступки с главным

Синтаксическая синонимия

Уметь находить придаточные времени, определять сред­ства связи придаточных с главными, пра­вильно расставлять знаки препинания, кон­струировать предложения, выразительно читать, употреблять в речи, производить синонимичную замену.

Конструи­рование предложе­ний по схемам. Осложненное списывание.

62

 

 

СПП с придаточными присоединительными.

1

Придаточные присоединительными . Стилистические особенно­сти союзов, связы­вающих придаточные присоединительными с главным

 

Уметь находить придаточные времени, определять сред­ства связи придаточных с главными, пра­вильно расставлять знаки препинания, кон­струировать предложения, выразительно читать, употреблять в речи, производить синонимичную замену.

Осложненное списывание, схематический диктант.

63-64

 

 

Пробная контрольная работа в формате ОГЭ.

2

 

 

 

Пробная контрольная работа в формате ОГЭ.

65

 

 

Р/Р Аннотация

1

Признаки текста как единицы речи. Анно­тация: ее цель, задачи. Обязательные и факультативные компоненты аннотации

Написать рекоменда­тельную аннотацию на книгу или подго­товить аннотированный список книг для стенда «Ре­комендую прочитать»

Понимать жанровое своеобразие аннота­ции как вторичного текста, уметь сравни­вать тексты аннотаций разных стилей и типов, определять общее и различное, ана­лизировать аннотации на книги научно-популярного характера и научное произве­дение, редактировать, составлять самим аннотации, включая в них основные ком­поненты, выделять и формулировать тему первоисточника, его основные проблемы, определять читательский адрес

Анализ аннотаций, пере­сказ, близкий к тексту

66-67

 

 

СПП с несколькими придаточными. Знаки препи­нания в них

2

СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания в них

Ответить на вопрос, поставленный К.Г.Паустовским: «Неужели мы долж­ны любить свою зем­лю только за то, что она богата?...»

Знать классификацию СПП с несколькими придаточными, пунктограммы «Отсутствие запятой между однородными придаточны­ми», уметь производить структурно- се­мантический анализ СПП с несколькими придаточными, составлять их схемы и кон­струировать по схемам, интонационно и пунктуационно оформлять, наблюдать за использованием сложных синтаксических конструкций в текстах разных стилей и типов

Осложненное списывание

68-69

 

 

Обобщение и систематизация изученного по теме «СПП»

2

Строение СПП. Сред­ства связи, виды при­даточных. Знаки пре­пинания в СПП

Анализ научного текста

Уметь различать ССП, СПП и простые ос­ложненные предложения, производить си­нонимичную замену подчинительных сою­зов и синтаксических конструкций, опре­делять значения придаточных, конструировать СПП с различными видами прида­точных, правильно расставлять знаки пре­пинания

Работа с текстом: опреде­ление темы, основной мысли, стиля и типа речи, составление плана, схем сложных предложений

70

 

 

Контрольная работа по теме «Сложноподчиненное предложение».

1

Строение СПП. Сред­ства связи, виды при­даточных. Знаки пре­пинания в СПП

 

Уметь различать ССП, СПП и простые ос­ложненные предложения, производить си­нонимичную замену подчинительных сою­зов и синтаксических конструкций, опре­делять значения придаточных, конструировать СПП с различными видами прида­точных, правильно расставлять знаки пре­пинания, производить композиционно-содержательный, типологический, стили­стический, языковой анализ текста, анализ правописания отдельных слов и пунктуации в ССП и СПП

Комплексный анализ текста

71-72

 

 

Р/Р Портретный очерк

2

Композиция и герой портретного очерка. Средства выразительности. Интервью как возможный элемент очерка. Портретная зарисовка

Написать портретный очерк о человеке, которого вы хорошо знаете. Отразить ос­новную мысль очерка в названии или эпи­графе

Понимать своеобразие жанра портретного очерка, уметь писать сочинение в жанре портретного очерка, сочетать в нем сле­дующие компоненты: портрет героя, рас­сказ о главном деле его жизни, его интере­сах, увлечениях, о взаимоотношении с ок­ружающими, использовать на письме сред­ства выразительности, соблюдать нормы русского языка

Составление сложного плана портретного очерка. Наблюдение над композицией. Написание сочинения-миниатюры (за­готовки)

Бессоюзное сложное предложение (9ч + 2ч)

73-74

 

 

Понятие о бес­союзном слож­ном предложении. Интонация в БСП.

 

Запятая и точка с запятой в БСП.

2

Понятие о бессоюзном сложном предложе­нии. Интонация в БСП. Запятая и точка с запятой в них

Понаблюдать, как в отрывке из романа А.С.Пушкина «Евге­ний Онегин» БСП позволяют лаконично и емко выразить глу­бокое содержание.

Знать грамматические признаки БСП, пунктограмму «Запятая и точка с запятой в БСП», уметь опознавать их в тексте, выявлять смысловые отношения между частя­ми, расставлять знаки препинания, обосно­вывая их выбор, читать БСП, передавая голосом отношения перечисления, конст­руировать БСП

Составление предложений по схемам. Комментиро­ванное письмо

75-76

 

 

Тире в бессоюзном слож­ном предложении

2

Тире в бессоюзном сложном предложении

Анализ художествен­ного текста М.Ю.Лермонтова. Выразительное чте­ние, интонационная гимнастика

Знать условия постановки тире между час­тями сложного бессоюзного предложения, выявлять смысловые отношения между частями, конструировать предложения с данными значениями противопоставления, времени, условия и следствия, интонаци­онно и пунктуационно оформлять, вырази­тельно читать, передавая голосом смысловые отношения между частями БСП, сопоставлять сложные союзные и БСП как синтаксические синонимы

Составить тезисный план §, проиллюстрировать примерами. Взаимодиктант

77-78

 

 

Двоеточие в бессоюзном сложном пред­ложении

2

Двоеточие в бессоюз­ном сложном предло­жении

Выразительное чте­ние, интонационная гимнастика

Знать условия постановки двоеточия меж­ду частями сложного бессоюзного предложения; выявлять смысловые отношения между частями, конструировать предложе­ния с данными значениями причины, пояс­нения, дополнения; интонационно и пунктуационно оформлять, выразительно читать, передавая голосом смысловые отно­шения между частями БСП, сопоставлять сложные союзные и БСП как синтаксические синонимы

Конструирование пред­ложений по схемам. Дик­тант «Проверяю себя»

79-80

 

 

Р/Р Подготовка к итоговому собеседованию.

2

Композиция рассказа.

Последовательность микротекстов

Выразительные сред­ства языка; нормы литературного языка

Уметь определять композиционные эле­менты рассказа, его основную мысль, соз­давать сочинение в жанре рассказа (опре­делять замысел, сюжет), передавать после­довательность микротекстов, обращая внимание на место, время действия, их причинно- следственную связь, используя выразительные средства языка, соблюдая нормы литературного языка.

Выполнение вариантов по итоговому собеседованию.

81-82

 

 

Систематизация и обоб­щение изучен­ного по теме «Бессоюзное сложное пред­ложение»

2

БСП, знаки препина­ния в нем. Синтакси­ческий и пунктуаци­онный разбор

Составить рассказ «Случай в лесу (на рыбалке)», передавая чувства человека (страх, удивление, волнение и др.) ис­пользуя по возможности БСП

Уметь опознавать БСП в тексте, восприни­мать их на слух, правильно выбирать знаки препинания, определяя смысловые отно­шения между частями, составлять схемы, конструировать БСП по схемам, выразительно читать, употреблять БСП в собст­венной речи, производить синонимичную замену сложных предложений с союзной и бессоюзной связью

Взаимодиктант.

83

 

 

Контрольная работа по теме «Бессоюзное сложное пред­ложение»

1

БСП, знаки препина­ния в нем. Синтакси­ческий и пунктуаци­онный разбор

 

Уметь опознавать БСП в тексте, восприни­мать их на слух, правильно выбирать знаки препинания, определяя смысловые отно­шения между частями, составлять схемы, конструироватьБСП по схемам, выразительно читать, употреблять БСП в собст­венной речи, производить синонимичную замену сложных предложений с союзной и бессоюзной связью

Тест

84-85

 

 

Р/Р Сжатое изложение

2

Тема, основная мысль текста. Приемы сжатия текста. Использование изученных синтаксиче­ских конструкций

 

Понимать содержание прочитанного текста публицистического характера, его тему и коммуникативную цель, определять глав­ную мысль, понимать отношение автора к поставленной проблеме, извлекать основ­ную и второстепенную информацию; сжато излагать прочитанный текст, используя приемы сжатия текста.

Сжатое изложение

Сложные многокомпонентные предложе­ния. (7ч.+8ч.)

86-87

 

 

Сложные многокомпонентные предложе­ния.

 

Период.

2

Структурные особен­ности сложных пред­ложений с разными видами связей. Поня­тие о периоде.

Средства художест­венной выразитель­ности в тексте. Рабо­та со схемами.

Знать структурные особенности сложных предложений с разными видами связей, уметь опознавать сложные синтаксические конструкции в тексте в зависимости от со­четания видов связи

Составление схем, состав­ление предложений по схемам

88-89

 

 

Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи

2

Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи

Синтаксические нор­мы. Творческое спи­сывание.

Уметь разделять запятой рядом стоящие союзы и союзные слова: И (НО), ЕСЛИ; И (НО), КОГДА; ЧТО, ЕСЛИ; ЧТО, КОГДА и др.; редактировать текст с учетом син­таксических норм языка, строить схемы

Творческое списывание

90-91

 

 

Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи

2

Знаки препинания в сложных предложени­ях с различными ви­дами связи

Анализ текста художественного стиля

Уметь конструировать предложения, выяв­лять смысловые отношения, средства связи частей, выразительно читать, интонационно и пунктуационно оформлять, находить заданные конструкции в тексте, объяснять в них пунктуацию, понимать роль разнообразия синтаксического строя как проявления богатства, выразительности языка и речи

Ответить на вопросы: ка­кую роль выполняет пей­зажная зарисовка в приве­денном отрывке из повес­ти Л.Н.Толстого «Отроче­ство», благодаря каким синтаксическим особен­ностям текста писателю удалось избежать моно­тонности в описании при­роды и собственного со­стояния?

92

 

 

Контрольная работа по теме «Сложные многокомпонентные предложе­ния».

 

1

Комплексный анализ текста. Сложные предложения и знаки препинания в них

 

Уметь производить композиционно-содержательный, типологический, стилистический, языковой анализ текста, анализ правописания отдельных слов и пунктуации; создавать свой текст на ос­нове исходного в соответствии с задан­ной темой и функционально-смысловым типом речи, комментируя отношение автора к поставленной проблеме в про­читанном тексте; выражать собственное мнение с привлечением примеров и фак­тов из жизненного или читательского опыта; выбирать и организовывать язы­ковые средства в соответствии с темой, целью, стилем и типом речи; соблюдать языковые и речевые нормы в продук­тивной речи

Комплексный анализ текста

93-94-95

 

 

Р/Р Обучение сочинению в формате ОГЭ на тему 9.2.

 

Сочинение в формате ОГЭ на тему 9.2.

3

Тема, основная мысль текста.

 

Понимать содержание прочитанного текста его тему и коммуникативную цель, определять глав­ную мысль, понимать отношение автора к поставленной проблеме, извлекать основ­ную и второстепенную информацию; комментировать отношение автора к поставленной проблеме, выражать собственное мнение, аргументируя его, привлекая информацию из жизненного и читательского опыта.

Сочинение на тему 9.2.

96

 

 

Р/Р Разговор­ный стиль речи

1

Особенности разго­ворного стиля речи. Использование эле­ментов разговорного стиля в художественной литературе как средство выразитель­ности речи.. Диалог как компонент худо­жественного произве­дения

Написать письмо такому человеку, с которым вам хочется поделиться воспоминаниями об ин­тересном событии, встрече, прочитанной книге и др,

Понимать основные признаки разговор­ной речи, уметь различать стили речи, определять особенности разговорного стиля, читать, анализировать тексты раз­говорного стиля, производить стилисти­ческий разбор по плану: определять цель высказывания, сферу применения в уст­ной и письменной речи, средства языка, характерные для данного стиля, преду­преждать ошибки смешения стилей речи и форм речи

Анализ текстов разговорного стиля и стиля художественной литера­туры

97

 

 

Р/Р Научный стиль речи

1

Научный и официаль­но- деловой стиль ре­чи

Ответить на вопросы: в чем сходство офи­циального и делового стиля речи, какую функцию они выпол­няют?

Уметь анализировать тексты научного и официально- делового стилей, понимать их функции и сферу применения; опре­делять языковые средства, характерные для этих стилей речи; создавать собст­венное высказывание в официальном или научном стиле, сохраняя их особен­ности, соблюдая специфику жанра в официально- деловом стиле (объявле­ние, расписка, доверенность, заявление, характеристика, автобиография, резю­ме); составлять конспект и план учебной статьи учебника, учебных пособий, лингвистических книг для учащихся, гото­вить материал для устных и письменных сообщений на лингвистическую тему

Составить конспект ста­тьи «Стилистическое использование синони­мов»

98-99-100

 

 

Р/Р Обучение сочинению на в формате ОГЭ на лингвистическую тему (9.1.)

 

Р/Р Сочинение в формате ОГЭ на лингвистическую тему (9.1.)

3

Тема, основная мысль текста.

 

Понимать содержание прочитанного текста его тему и коммуникативную цель, определять глав­ную мысль, понимать отношение автора к поставленной проблеме, извлекать основ­ную и второстепенную информацию; комментировать отношение автора к поставленной проблеме, выражать собственное мнение, аргументируя его, привлекая информацию из жизненного и читательского опыта.

Сочинение на тему 9.1.

Предложения с чужой речью (14ч + 4ч)

101-102

 

 

Способы пере­дачи чужой речи.

 

Разделительные и вы­делительные знаки препинания в предложениях с прямой речью

2

Способы передачи чужой речи. Раздели­тельные и выдели­тельные знаки препи­нания в предложениях с прямой речью.

Стилистические возможности разных способов передачи чужой речи.

Знать основные способы передачи чу­жой речи, уметь правильно интониро­вать в предложениях с прямой и косвен­ной речью, использовать предложения с прямой речью с учетом содержания и стиля высказывания, правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью и обосновывать их поста­новку

Составление диалогов, схем предложений. Кон­струирование предложе­ний по схемам

103-104

 

 

Предложения с прямой речью.

2

Строение предложе­ний с прямой речью. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Стилистиче­ские возможности разных способов пе­редачи чужой речи

Анализ миниатюры Ф.Кривина

Уметь пунктуационно оформлять пред­ложения с прямой речью, выразительно читать, производить синонимичную замену предложений с прямой речью и косвенной, определять стилистические возможности разных способов передачи чужой речи

Осложненное списывание

105-106

 

 

Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной

2

Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвен­ной

 

Понимать отличия косвенной речи от прямой, уметь заменять прямую речь косвенной и наоборот, правильно рас­ставлять знаки препинания

Конструирование предложений с разными способами передачи чужой речи

107-108

 

 

Цитаты. Спо­собы цитирования. Знаки препинания при цитирова­нии

2

Цитаты. Способы цитирования. Знаки препинания при цитировании

Передать в письменной форме не­большую сцену с диалогом или монологом из любимого вами фильма. Ис­пользовать по воз­можности все известные вам способы пе­редачи чужой речи.

Знать различные способы цитирования, уметь ими пользоваться в тексте в соот­ветствии с задачами и характером высказывания, выделять цитаты знаками препинания

Записать текст под дик­товку, оформить цитаты, определить их функцию в тексте. Рассказать о случаях, когда цитаты не заключаются в кавычки, привести свои примеры

109-110

 

 

Систематиза­ция и обобще­ние изученного по теме «Спо­собы передачи чужой речи»

2

Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь. Сино­нимия предложений.

Предложения с прямой и косвенной речью. Использова­ниеразличных спо­собов цитирования в собственных речевых высказываниях.

Уметь производить синтаксический раз­бор предложений и моделировать пред­ложения с прямой речью, производить синонимичную замену предложений с прямой и косвенной речью, пунктуационно правильно оформлять, выразитель­но читать, использовать изобразительные средства синтаксиса в собст­венной речи

Пунктуационный разбор. Взаимодиктант

111

 

 

Контрольная работа по теме «Спо­собы передачи чужой речи»

1

 

 

 

 

112

 

 

Р/Р Официально-деловой стиль речи. Деловые бумаги (заявление, расписка, характеристика, автобиография, резюме)

1

Официально-деловой стиль речи. Деловые бумаги (заявление, расписка, характеристика, автобиография, резюме)

 

 

Составление деловых бумаг (заявление, расписка, характеристика, автобиография, резюме)

113-114

 

 

Р/Р Изложение с элементом сочинения

2

Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь. Сино­нимия предложений с прямой и косвенной речью. Использование различных способов цитирования в собст­венных речевых вы­сказываниях. Текст. Тема, основная мысль, изобразительные средства языка

Прочитать высказы­вание выдающегося русского филолога и педагога

В.В.Виноградова, подготовить краткое сообщение о нем, используя высказывание ученого и тек­сты в учебнике

Уметь производить синонимичную за­мену предложений с прямой и косвен­ной речью; пунктуационно правильно оформлять, выразительно читать, ис­пользовать изобразительные средства синтаксиса в собственной речи; пони­мать основное содержание прочитанного текста художественного стиля, его тему, коммуникативную цель, основную мысль ;подробно пересказывать исходный текст, соблюдая логику, сохра­няя тип, стиль речи, языковые средства; выполнять тестовые задания с выбором ответа на основе прочитанного текста; извлекать основную информацию из текста при чтении, анализировать язы­ковые единицы, представленные в тек­сте; создавать собственный текст на основе исходного, выражать собствен­ное мнение по проблеме, затронутой в нем, аргументировать его с привлечени­ем информации, извлеченной из этого текста, знаний, жизненного и читатель­ского опыта, оформлять речь в соответ­ствии с нормами письма, использовать в ней разнообразные грамматические кон­струкции и лексическое богатство языка

Подробное изложение прочитанного текста с элементом сочинения

115

 

 

Р/Р Публицистический и художественный стили речи

1

Публицистический и художественный сти­ли речи

Сочинение о родном крае или о дорогом для вас человеке. Конкретизировать тему, определить, в каком стиле будете ее раскрывать.

Уметь анализировать тексты публици­стического и художественного стиля, определять цель, сферу применения, особенности, языковые средства, харак­терные для этих стилей речи, опознавать их в художественных произведениях, использовать в собственных высказываниях экспрессивную лексику, многозначные слова, метафоры, сравне­ния и др. как средства выразительности

Ответить на вопрос: в чем сходство и различие публицистического и художественного стилей речи? Лингвистический анализ художественного текста

116-117

 

 

Комплексная работа с текстом.

2

 

 

 

Комплексная работа с текстом.

118

 

 

Словарь как вид справочной литературы. Основные виды словарей

1

Словарь как вид спра­вочной литературы. Основные виды сло­варей

Устное сообщение «В.И.Даль - известный русский лек­сикограф» или «Д.Н.Ушаков - соста­витель толкового словаря»

Знать особенности словарей, отражаю­щих нормы правописания и произноше­ния, выразительные возможности языка и речи, энциклопедические и толковые словари, их структуру, уметь ими поль­зоваться в исследовательской и проектной деятельности, при подготовкек урокам

Сопоставительный ана­лиз словарей. Составить словарную статью для толкового словаря (словаря синонимов, антонимов)

Обобщение и систематизация изученного в 5-9 классах (10ч)

119-120-121-122

 

 

Повторение орфографии.

 

Орфографические нормы

 

Ор­фографический анализ слов

 

Ор­фографический анализ слов

4

Звуки русского языка, их классификация. Смыслоразличительная роль звука. Орфо­эпические и Орфографические нормы

 

Уметь делать сообщение о звуках речи, особенностях произношения гласных и согласных звуков по плану; из вариан­тов ударений выбирать правильный, соотносить звук и букву на письме, выра­зительно читать текст; оценивать свою и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм, производить элементарный звуковой анализ текста; ис­пользовать алфавит в практической дея­тельности; опознавать орфограммы, выбор которых зависит от фонетических условий

Тест

123-124

 

 

Морфология и орфография

2

Употребление частей речи. Соблюдение норм русского языка. Орфограммы, выбор которых зависит от морфологических ус­ловий

Отредактировать предложения, устранить повтор слов с помощью подбора синонимов, личных местоимений, описа­тельных оборотов

Уметь распознавать изученные части речи на основе общего грамматического значения, морфологических признаков, синтаксической роли, использовать их в речи, соблюдая грамматические нормы, делать правильный выбор орфограмм, написание которых зависит от морфоло­гических условий

Определить синтаксиче­скую роль наречий и слов-состояний в пред­ложениях. Рассказать о роли наречий и слов-состояний. Прочитать тексты, определить в каком из них прилагательные употребляются в выделительной функции, в каком - в изобразитель­ной и оценочной. Рас­сказать о роли прилага­тельных в речи.

125-126-127-128

 

 

Повторение синтаксиса и пунктуации.

 

Повторение синтаксиса и пунктуации.

 

Пунктуационные нормы

 

Пунктуационные нормы

4

 

 

 

 

129

 

 

Промежуточная аттестация

1

 

 

 

 

130-131-132

 

 

Подготовка к ОГЭ.

3

 

 

 

 

133-134

 

 

Р/Р Пробная контрольная работа в форме ОГЭ

2

 

 

Уметь передать основное содержание прослушанного текста, отразив все важ­ные для его восприятия микротемы; правильно применить приемы сжатия текста (исключение, обобщение, упро­щение); связно и последовательно изла­гать текст; создавать собственный текст на основе исходного, выражать собст­венное мнение по проблеме, затронутой в нем, аргументировать его с привлече­нием информации, извлеченной из этого текста, знаний, жизненного и читатель­ского опыта, оформлять речь в соответ­ствии с нормами письма, использовать в ней разнообразные грамматические кон­струкции и лексическое богатство языка.

Контрольная работа в форме ГИА

135-136

 

 

Подготовка к ОГЭ.

2

 

 

 

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.