Рабочая программа по русскому языку для 9 класса
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса с углубленным изучением русского языка. (По программе В. В. Бабайцевой, 136 часов, 4 часа в неделю)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения (ФГОС) и Программы для общеобразовательных учреждений с углубленным изучением русского языка. 5-9 классы под редакцией В. В. Бабайцевой (Русский язык. 5-9 классы: рабочие программы: учебно-методическое пособие / сост. Е.И.Харитонова. - 4-е изд.,стереотип. – М.: «Дрофа», 2015.) Программа также составлена в соответствии с основными положениями системно-деятельностного подхода в обучении, конкретизирует содержание тем Стандарта. Примерное распределение учебных часов по разделам программы и календарно-тематическое планирование соответствуют методическим рекомендациям авторов учебно-методического комплекта.
Общая характеристика учебного предмета
На основании Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения, целями изучения русского (родного) языка в основной школе являются:
воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
осознание эстетической ценности родного языка;
овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;
овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умениями формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию;
проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);
освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка;
развитие способностей опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета;
обогащение активного и потенциального словарного запаса;
расширение объема используемых в речи грамматических средств;
совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского (родного) языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.
Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются:
личностные универсальные учебные действия (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения);
регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.);
познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.);
коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.).
Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.
Формирование функциональной грамотности, совершенствование речевой деятельности учащихся строится на основе знаний об устройстве русского языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения. Процесс обучения ориентирован не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационная переработка текстов, различные формы поиска информации и разные способы передачи ее в соответствии с речевой ситуацией, нормами литературного языка и этическими нормами общения.
Описание ценностных ориентиров в содержании учебного предмета
Русский язык – это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.
Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский (родной) язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.
Содержание учебного предмета
Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре Примерной программы. В ней выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций:
содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции.
Данная содержательная линия представлена в рабочей программе разделами, изучение которых направлено на сознательное формирование навыков речевого общения: «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка»;
содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций: разделы, отражающие устройство языка и особенности функционирования языковых единиц: «Фонетика, графика и орфоэпия», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Культура речи», «Правописание: орфография и пунктуация»;
содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.
Содержательная линия представлена в рабочей программе разделом «Общие сведения о русском языке», изучение которого позволит раскрыть связь языка с историей и культурой народа.
В учебном процессе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы. При изучении каждого раздела курса обучающиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют виды речевой деятельности, развивают различные коммуникативные умения, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. При таком подходе процесс осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных ситуациях общения оказываются неразрывно связанными. Именно поэтому последовательность разделов курса и количество часов, выделенных на изучение каждого из них, имеет примерный характер.
Нормативные правовые документы
Рабочая программа по русскому языку 9 класса составлена на основе следующих документов:
Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 19644);
Обязательный минимум содержания основного общего образования (Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004г. №1089);
Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;
Программы для общеобразовательных учреждений с углубленным изучением русского языка. 5-9 классы под редакцией В. В. Бабайцевой (Русский язык. 5-9 классы: рабочие программы: учебно-методическое пособие / сост. Е.И.Харитонова. - 4-е изд.,стереотип. – М.: «Дрофа», 2015.)
Календарный график и учебный план МБОУ «Гимназия №5» на 2019-2020 учебный год
Учебно-методический комплект по предмету
Программа реализуется с использованием учебного комплекса: «Русский язык. Теория», «Русский язык. Сборник заданий», «Русская речь».
В учебнике «Русский язык. Теория» излагаются сведения о языке, предназначенные для изучения в 5-9 классах. В течение пяти лет обучения книга остается в пользовании ученика. Основной принцип, определяющий содержание книги, - системное изложение теории, что для формирования практических умений и навыков является более прочной базой, чем раздробленные сведения из разных разделов науки о языке. Данный тип учебника выполняет как учебную, так и справочную функцию. Он используется не только при изучении нового материала, но и при повторении, при подготовке к зачетным работам, к экзаменам и т. д. Такой тип учебника способствует формированию у учащихся познавательной самостоятельности, умений работать с учебной литературой, пользоваться разными видами чтения.
Книга «Русский язык. Сборник заданий» обеспечивает усвоение учащимися знаний о языке, способов оперирования ими, формирование и совершенствование умений правильно и целесообразно пользоваться ресурсами родного языка в устной и письменной форме. Важное значение, наряду с упражнениями, предполагающими репродуктивную деятельность, придается задачам, вызывающим активизацию познавательной деятельности учащихся, развивающим мышление, формирующим интерес к изучению родного языка и совершенствованию речи.
Третий компонент учебного комплекса – «Pycская речь» (для каждого класса) предлагает систему работы по развитию связной речи: задачи и упражнения опираются на речеведческие понятия и правила речевого поведения, что способствует осознанному совершенствованию устной и письменной речи учащихся, повышению культуры речевого общения. Навык анализа текста (определяем тему, тип речи, стиль) предоставляет возможности уже в 5 классе научить детей осознанному конспектированию учебного текста, что является мощным стимулом повышения уровня их обучаемости в других областях знания. Уже с 5 класса учащиеся имеют представление о развёрнутом и сжатом конспекте, о тезисах выступления.
Все компоненты учебного комплекса тесно связаны между собой (представляют единый учебник в трех частях) и в совокупности способствуют решению задач обучения русскому языку в школе.
Информация о количестве учебных часов
Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает обязательное изучение русского языка в 9 классе в объёме 140 учебных часов. Согласно действующему в гимназии учебному плану, в 9 классе предполагается обучение в объеме 136 часов (4 часа в неделю). Данная модифицированная программа рассчитана на 136 часов. В Программе для общеобразовательных учреждений с углубленным изучением русского языка. 5-9 классы под редакцией В. В. Бабайцевой нет четкого указания на распределение количества часов, отведенных на изучение конкретных тем, поэтому данная рабочая программа составлена, исходя из тематического планирования, подготовленного кандидатом филологических наук О.А.Сальниковой (стр. 371-375) (Русский язык. 5-9 классы: рабочие программы: учебно-методическое пособие / сост. Е.И.Харитонова. - 4-е изд.,стереотип. – М.: «Дрофа», 2015.)
Учебно-тематический план
№ п/п. |
Разделы, темы |
Количество часов |
|||
Авторская программа |
Рабочая программа |
||||
Всего отводится |
из них на уроки развития речи |
из них на уроки контроля |
|||
|
Общие сведения о языке (Культура речи) |
3+6 ч. |
3 ч. |
|
|
|
Повторение изученного в 5-8 классах |
9 ч. |
15 ч. |
5 ч. (1 изложение) |
1 ч. (контрольный диктант) |
|
Сложное предложение |
76 ч. |
2 ч. |
|
|
|
Сложносочиненное предложение |
12 ч. |
4 ч. (1 сочинение) |
1 ч. (контрольная работа) |
|
|
Сложноподчиненное предложение |
36 ч. |
10 ч. (3 сочинения, 1 изложение) |
1 ч. (контрольная работа) |
|
|
Бессоюзное сложное предложение |
11 ч. |
2 ч. (1 изложение) |
1 ч. (контрольная работа) |
|
|
Сложные предложения с разными видами связи. Период. |
15 ч. |
8 ч. (2 сочинения) |
1 ч. (контрольная работа) |
|
|
Предложения с чужой речью |
11 ч. |
18 ч. |
4 ч. (1 изложение) |
1 ч. (контрольная работа) |
|
Обобщение и систематизация изученного в 5-9 классах |
35 ч. |
10 ч. |
|
|
|
Подготовка к ОГЭ |
13 ч. |
|
2 контрольные работы в формате ОГЭ |
|
|
Промежуточный контроль |
|
1 ч. |
|
1 ч. (промежуточный контроль) |
|
Всего уроков развития речи и контроля |
|
|
33 ч (Р/Р) (6 сочинений, 4 изложения) |
9 ч (к./д. – 1, к./р. – 7, промежуточный контроль - 1 |
|
Итого |
140 ч |
136 ч |
|
|
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами освоения программы по русскому (родному) языку являются:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него;
потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения программы по русскому (родному) языку являются:
владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ);
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
владение различными видами монолога и диалога;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения программы по русскому (родному) языку являются:
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, роли родного языка в жизни человека и общества;
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный стиль, язык художественной литературы; жанры научного стиля и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения;
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Основные формы контроля за сформированностью личностных, метапредметных и предметных результатов изучения русского языка:
диктант (объяснительный, предупредительный, графический, выборочный, распределительный, словарно-орфографический, терминологический);
диктант с грамматическим заданием (основные виды грамматических разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный, лексический);
сочинение (описание общего вида местности и действий, характеристика литературного героя, по картине, эссе, стилизация, на свободную тему),
составление рассказа по сюжетным картинкам с включением части готового текста, редактирование текста (исправление орфографических, грамматических, пунктуационных и речевых ошибок);
составление сложного и простого плана к тексту;
составление рассказа по сюжетным картинкам с включением части готового текста;
составление текста определенного стиля и типа речи;
комплексный анализ текста;
работа с деформированным текстом
изложение (подробное, выборочное, сжатое);
тест (задания с выбором ответа, с кратким ответом, с развёрнутым ответом в объёме не менее 60 слов);
контрольное списывание (осложненное и неосложненное);
устное и письменное монологическое высказывание на лингвистическую тему;
подготовка сообщения, доклада (в устной и письменной форме), мультимедийной презентации.
Технологии, используемые в работе:
Развитие критического мышления посредством чтения и письма,
ИКТ (обучающие и контролирующие программы серии «1С: Школа», электронные тренажёры, мультимедийные коллекции сайтов ФЦИОР, ЕКАЦОР),
Обучение в сотрудничестве,
Исследовательские и проблемные методы обучения,
Здоровьесберегающие технологии,
Игровые методы обучения.
Требования к результатам обучения
Личностными, метапредметными, предметными результатами освоения девятиклассниками программы по русскому языку на углублённом уровне являются следующие.
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку на углублённом уровне являются:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, его роли в развитии интеллектуальных, творческих способностей и морально-нравственных качеств личности;
осознание эстетической ценности русского языка;
уважительное отношение к русскому языку, гордость за него;
потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
способность к самооценке речевого поведения;
стремление к речевому самосовершенствованию;
понимание значения русского языка в процессе получения школьного образования и самообразования;
достаточный объём словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе общения;
готовность к успешной профессиональной, социальной деятельности.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку на углублённом уровне являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
а) рецептивные (слушание и чтение):
восприятие и понимание на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами слушания (ознакомительным, детальным, выборочным);
восприятие и понимание письменных текстов разных стилей и жанров;
владение разными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, аналитическим, поисковым);
понимание информации устного и письменного сообщения (темы текста и коммуникативной установки автора, основной мысли и способов её выражения);
способность к самостоятельному поиску информации;
способность извлекать информацию из различных источников (учебная литература, Интернет, средства массовой информации);
свободное пользование словарями разных типов;
отбор и систематизация материала на определённую тему;
способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения и слушания;
сопоставление речевых высказываний по разным основаниям (содержание, стилистические особенности, языковые средства);
умение воспроизводить устный и письменный текст с разной степенью свёрнутости (сжатый/подробный; тезисы, план, конспект);
б) продуктивные (говорение и письмо):
определение целей предстоящей речевой деятельности, планирование действий, оценивание достигнутых результатов;
умение выражать своё отношение к действительности и создавать устные и письменные тексты разных стилей и жанров с учётом речевой ситуации (адресата, коммуникативной цели, условий общения);
соблюдение основных языковых норм (орфоэпических, орфографических, лексических, грамматических, пунктуационных) в процессе построения текста в устной и письменной форме;
владение монологической и диалогической формой речи;
соблюдение правил речевого этикета в различных ситуациях общения;
осуществление речевого самоконтроля в различных ситуациях общения, в том числе и в повседневном общении; определение причин коммуникативных неудач;
умение совершенствовать и редактировать собственные тексты;
умение выступать перед аудиторией с жанрами учебно-научной речи (сообщение, доклад и т. п.);
участие в дискуссионных формах общения; владение основными приёмами аргументации.
применение приобретённых знаний и умений в повседневной жизни;
использование родного языка как средства обучения, в том числе на надпредметном уровне;
использование русского языка для эффективного общения со сверстниками и взрослыми в разных ситуациях общения, в том числе при совместной деятельности;
владение национально-культурными нормами поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку на углублённом уровне являются следующие.
По окончании 9 класса учащиеся должны уметь:
составлять схемы сложных предложений разных типов;
различать смысловые отношения между частями сложных предложений;
правильно ставить знаки препинания;
строить схемы предложений разных типов, особенно сложноподчинённых;
употреблять сложные предложения в речи, учитывая синонимические значения разных типов;
соотносить члены предложения и придаточные предложения;
производить синтаксический анализ сложных предложений разных типов;
различать стилистическую окраску средств связи и правильно их употреблять в зависимости от стиля речи;
строить связное аргументированное высказывание на лингвистическую тему по материалу, изученному на уроках русского языка;
составлять деловые бумаги (заявление, расписку, характеристику, автобиографию);
писать сочинение на литературоведческую тему по изученному произведению;
писать сочинение на свободную тему в разных жанрах и стилях речи;
различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
определять тему, тип и стиль речи, анализировать структуру и языковые особенности текста;
опознавать языковые единицы, выполнять различные виды их анализа;
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
соблюдать нормы русского речевого этикета, уместно использовать паралингвистические (неязыковые) средства общения;
осуществлять речевой самоконтроль, оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Описание материально-технической базы
Тематическое планирование по русскому языку и развитию речи составлено по учебно-методическому комплекту:
Бабайцева, В. В. Русский язык. Теория. Углубл. изуч. 5–9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / В. В. Бабайцева – М. : Дрофа, 2016.
Русский язык. Сборник заданий. 8-9 кл.: учеб. пособие к учебнику В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы». Углубленное изучение / В. В. Бабайцева, Л.Д.Беднарская. – 4-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 2016.
Никитина, Е. И. Русский язык. Русская речь. 9 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / Е. И. Никитина. – М. : Дрофа, 2012.
Рабочие тетради:
Русский язык: 9 класс: рабочая тетрадь к учебнику В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы» для школ и классов с углубленным изучением русского языка./ Бабайцева В.В., Сергиенко М.И.. – 12-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016.
Русский язык: Рабочая тетрадь для 9 класса. В 3-х ч. / Богданова Г.А. /– М.: Издательский Дом «Генжер», 2017.
Электронное приложение к учебнику «Русский язык. Практика. 9 класс»
Электронное сопровождение УМК:
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) http://fcior.edu.ru
Единая Интернет-коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) www.school-collection.edu.ru
Российский общеобразовательный портал. Заочная работа со школьниками http://edu.of.ru/zaoch/
Российский общеобразовательный портал. Дистанционная поддержка профильного обучения http://edu.of.ru/profil/default.asp
Универсальная энциклопедия «Википедия» www.wikipedia.ru
Электронные словари www.slovari.ru
Приложение
Календарно-тематическое планирование
№ |
Дата проведения урока |
Тема урока |
Кол-во часов |
Содержание изучаемого материала в соответствии с ФГОС ОО (компетенции) |
Планируемые результаты обучения (личностные, предметные, метапредметные) |
Виды самостоятельной работы, направленные на формирование УУД. Виды контроля достижений метапредметных и предметных результатов обучения |
||
план |
факт |
языковая и лингвистическая |
коммуникативная и культуроведческая |
|||||
Введение. Общие сведения о языке (3ч) |
||||||||
1 |
|
|
Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. |
1 |
Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. |
|
|
Р/Р Составление тезисного плана лекции. |
2 |
|
|
Основные формы существования национального русского языка |
1 |
Основные формы существования национального русского языка: русский литературный язык, территориальные диалекты (народные говоры), социальные диалекты (жаргоны) и просторечия. Национальный язык и единство его различных форм (разновидностей) |
Объяснить разницу между понятиями «русский язык» и «русский литературный язык». Выскажите ваше отношение к современному молодежному сленгу |
Знать формы существования национального русского языка, понимать его неоднородность, сферу функционирования, общенародного разговорного языка, знать группы просторечной лексики, источники обогащения лексики литературного языка (территориальные и социальные диалекты) |
Анализ текстов Д.С.Лихачева о языке: определить тему, найти ключевые слова, к каким тематическим группам они относятся. Обоснуйте ответ своего отношения к выводу Д.Лихачева: «Есть язык народа как показатель его культуры и язык отдельного человека как показатель его личных качеств, качеств человека, который пользуется языком народа» |
3 |
|
|
Понятие о литературном языке |
1 |
Русский литературный язык - основа национального русского языка. Литературный язык как основа русской художественной литературы. Основные отличия литературного языка от языка художественной литературы. Нормированность - отличительная особенность современного литературного языка |
Устное сообщение «Какое место занимает литературный язык в общей системе русского языка». С какого времени по вашему мнению, литературный язык можно считать современным? |
Понимать, что ядром современного русского языка является литературный язык, уметь объяснять разнообразие лексического состава русского языка. Применять общие правила произношения и написания слов, их изменения и соединения друг с другом, находить нарушения в устной и письменной речи, исправлять их. |
Составить таблицу «Разнообразие лексического состава русского языка». Написать сочинение- миниатюру по 1 из тем: «Русский язык богат, образен и точен» (К. Паустовский), «Люблю обычные слова, как неизведанные страны» (Д.Самойлов) |
Повторение изученного в 5-8 классах (11ч + 4ч) |
||||||||
4-5 |
|
|
Комплексное повторение орфографии. |
2 |
Комплексное повторение орфографии. |
|
|
|
6 |
|
|
Р/Р Стили речи |
1 |
Стили речи. Сфера употребления, задачи речи, языковые средства, характерные для каждого стиля. Основные жанры стилей |
Привести примеры речевых ситуаций, когда используется стиль речи: разговорный, научный, деловой, публицистический, художественный. Каким стилем речи вы пользуетесь чаще? |
Уметь различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы, определять их жанры, тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип, характерный для стиля речи, создавать собственное высказывание, учитывая ситуацию общения, адресата, используя характерные для каждого стиля речи выразительные средства языка |
Составить план учебной статьи. Проанализировать речевое высказывание с т. зр. его соотнесенности с функциональными разновидностями языка, сферами общения и задачами речи. Анализ статьи журнала (газеты): выявить языковые средства публицистического стиля |
7 |
|
|
Синтаксис словосочетания. |
1 |
Синтаксис словосочетания. |
|
Уметь производить анализ с/ч., |
Объяснительный диктант |
8-9 |
|
|
Синтаксис простого осложненного предложения.
Предложения с однородными членами |
2 |
Синтаксис и пунктуация простого предложения. Способы выражения главных членов предложения; виды предложений по наличию главных членов; виды односоставных предложений, предложения с однородными членами и знаки препинания при них |
Поразмышляйте над высказыванием Я.Коменского:«Читать и не понимать – то же, что совсем не читать». |
Уметь производить структурно- смысловой анализ предложений, различать изученные виды простых предложений, интонационно выразительно читать, составлять схемы, расставлять знаки препинания, умело пользоваться синтаксическими синонимами, различать предложения с однородными членами и ССП |
Объяснительный диктант |
10-11-12 |
|
|
Предложения с обособленными членами |
3 |
Предложения с обособленными второстепенными членами |
Прочитать текст, определить его стиль, записать, расставить недостающие знаки препинания, подчеркнуть обособленные обстоятельства. |
Уметь опознавать предложения с обособленными членами, интонационно выразительно их читать, конструировать предложения по схемам, устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной особенностей предложений с обособленными членами, использовать их в речи |
Комментированное письмо |
13 |
|
|
Предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями |
1 |
Знаки препинания в предложениях с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями |
|
Уметь интонационно выразительно читать предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями, объяснять постановку знаков препинания, уместно использовать в своей речи синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи |
Диктант «Проверяю себя» |
14 |
|
|
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в 5-8 классах». |
1 |
|
|
|
|
15-16-17-18 |
|
|
Р/Р Обучение написанию сжатого изложения.
Р/Р Сжатое изложение |
2
2 |
Тема, основная мысль текста. Приемы сжатия текста. Использование изученных синтаксических конструкций |
|
Понимать содержание прочитанного текста публицистического характера, его тему и коммуникативную цель, определять главную мысль, понимать отношение автора к поставленной проблеме, извлекать основную и второстепенную информацию; сжато излагать прочитанный текст, используя приемы сжатия текста. |
Выполнение тренировочных упражнений. Сжатое изложение |
Сложное предложение (2ч) |
||||||||
19-20 |
|
|
Сложное предложение как единица синтаксиса. Основные виды. |
2 |
Понятие о сложном предложении. Сложное предложение как единица синтаксиса. Основные виды сложных предложений. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. Основные средства связи между частями сложного предложения |
Поразмышляйте над словами Д.И.Писарева (стр.132) |
Знать классификацию сложных предложений в зависимости от средств связи, уметь отличать простое предложение от сложного, различать ССП, СПП, БСП, определять способы и средства связи частей сложного предложения, строить схемы сложных предложений, соблюдать пунктуационные нормы на письме |
Составить таблицу «Основные виды сложных предложений», заполнить ее своими примерами |
Сложносочиненное предложение (8ч + 4ч) |
||||||||
21-22 |
|
|
Понятие о сложносочиненном предложении.
Средства связи частей ССП. Основные группы по значению и союзам. |
2 |
Понятие о сложносочиненном предложении. Строение ССП, средства связи частей ССП, смысловые отношения между частями ССП |
Выписать из любого произведения художественной литературы отрывок - описание природы. Ответить на вопрос: какие художественные средства использованы автором? |
Знать грамматические признаки ССП, его строение, уметь интонационно оформлять ССП с разными типами смысловых отношений между частями, выявлять эти отношения, правильно ставить знаки препинания, составлять схемы предложений и конструировать предложения по схеме |
Составить таблицу «Группы ССП». Диктант «Проверяю себя» |
23 |
|
|
Смысловые отношения между частями ССП и способы их выражения. |
1 |
Смысловые отношения между частями. ССП и способы их выражения |
Анализ художественного текста (миниатюра М.Пришвина «Лесной ручей») |
Уметь определять смысловые отношения между частями ССП, способы их выражения, составлять ССП с разными средствами связи частей, интонационно и пунктуационно оформлять, опознавать в текстах, употреблять в речи, различать ССП с союзом И и простые предложения с однородными членами, связанными союзом И |
Взаимодиктант |
24-25 |
|
|
Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в ССП. |
2 |
Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в нем |
Как вы понимаете высказывание А.В.Луначарского? (стр.134) |
Знать основные группы ССП по значению и союзам, уметь определять смысловые отношения между частями ССП и способы их выражения: соединительные отношения (однородность, перечисление, одновременность, последовательность - соединительные союзы); противительные (противоположность, несовместимость - противительные союзы); разделительные (выбор, несовместимость, чередование, взаимоисключение - разделительные союзы) |
Творческий диктант. Ответить на вопрос что общего и в чем различие в постановке запятых между однородными членами и частями ССП? |
26 |
|
|
Знаки препинания в ССП с общим второстепенным членом |
1 |
Знаки препинания в ССП с общим второстепенным членом |
Анализ художественного текста В.Бианки |
Уметь опознавать ССП с общим второстепенным членом, производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений, обосновывать отсутствие запятой, конструировать предложения |
Синтаксический, пунктуационный разбор предложений. Конструирование предложений |
27 |
|
|
Синтаксический и пунктуационный разбор ССП. |
1 |
Синтаксический и пунктуационный разбор ССП. Знаки препинания в ССП |
Анализ художественного текста (стих. И.А.Бунина) |
Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор ССП, конструировать ССП разных видов, интонационно правильно читать, пунктуационно оформлять, производить синонимичную замену ССП и СПП, различать ССП и простые предложения с однородными членами |
Написать сочинение- миниатюру «Наступление зимнего вечера», используя в нем ССП. Диктант «Проверяю себя» |
28 |
|
|
Контрольная работа по теме «Сложносочиненное предложение». |
1 |
Синтаксический и пунктуационный разбор ССП. Знаки препинания в ССП |
|
Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор ССП, конструировать ССП разных видов, интонационно правильно читать, пунктуационно оформлять, производить синонимичную замену ССП и СПП, различать ССП и простые предложения с однородными членами, воспроизводить текст, воспринимаемый на слух под диктовку, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы, выполняя различные виды разбора |
Диктант с грамматическим заданием |
29-30-31 |
|
|
Р/Р Обучение сочинению в формате ОГЭ на морально-этическую тему ( 9.3.)
Р/Р Сочинение в формате ОГЭ на морально-этическую тему (9.3.) |
3 |
Тема, основная мысль текста. |
|
Понимать содержание прочитанного текста его тему и коммуникативную цель, определять главную мысль, понимать отношение автора к поставленной проблеме, извлекать основную и второстепенную информацию; комментировать отношение автора к поставленной проблеме, выражать собственное мнение, аргументируя его, привлекая информацию из жизненного и читательского опыта. |
Сочинение на тему 9.3. |
32 |
|
|
Р/Р Устная и письменная речь. Монолог и диалог. |
1 |
Разновидности речевого общения: неопосредованное и опосредованное, устное и письменное, диалогическое и монологическое; их особенности. |
|
Уметь создавать устное монологическое высказывание на учебные, социально-бытовые темы, вести диалог, владеть основными нормами построения устного и письменного высказывания, правильной и выразительной интонацией |
Устное монологическое высказывание на разные темы |
33-34 |
|
|
Р/Р Подготовка к итоговому собеседованию. |
2 |
Композиция рассказа. Последовательность микротекстов |
Выразительные средства языка; нормы литературного языка |
Уметь определять композиционные элементы рассказа, его основную мысль, создавать сочинение в жанре рассказа (определять замысел, сюжет), передавать последовательность микротекстов, обращая внимание на место, время действия, их причинно- следственную связь, используя выразительные средства языка, соблюдая нормы литературного языка. |
Выполнение вариантов по итоговому собеседованию. |
Сложноподчиненное предложение (26ч. + 10ч.) |
||||||||
35-36 |
|
|
Понятие о сложноподчиненном предложении.
Строение сложноподчиненного предложения. Основные группы СПП по их значению. |
2 |
Понятие о сложноподчиненном предложении. Строение СПП, средства связи его частей: союзы, союзные слова, союзные частицы. |
Составление плана параграфа. |
Знать структуру СПП, средства связи его частей, уметь определять место придаточного по отношению к главному, производить синонимичную замену простых предложений с обособленными членами и СПП, правильно ставить знаки препинания, составлять схемы, объяснять их с помощью знаков препинания |
Составить план §, проиллюстрировать пункты плана своими примерами. |
37 |
|
|
Подчинительные союзы и союзные слова в СПП |
1 |
Подчинительные союзы и союзные слова в СПП. |
|
Понимать различия союзов и союзных слов, уметь их различать, определять границы придаточных предложений, использовать союзы и союзные слова при конструировании СПП, правильно ставить знаки препинания |
Составление схем СПП, комментированное письмо. Рассмотреть таблицу и ответить на вопросы: какие подчинительные союзы имеют омонимы среди относительных местоимений и как их различить в предложении? |
38 |
|
|
Роль указательных слов. Особенности присоединения придаточных предложений к главному |
1 |
Роль указательных слов. Особенности присоединения придаточных предложений к главному |
Подберите примеры пословиц по теме урока. Написать небольшой рассказ, названием которому послужила бы одна из пословиц. |
Понимать соответствие синтаксической роли указательных слов виду придаточных предложений, пунктуационное правило «Запятая при составном подчинительном союзе», особенности присоединения придаточных предложений к главному; уметь опознавать указательные слова главной части СПП, выяснять характер отношений между указательными словами в главной и придаточной части, их синтаксическую функцию в главном предложении и роль в СПП; отличать СПП с указательными словами от СПП с двойными союзами, правильно ставить знаки препинания |
Взаимодиктант |
39-40 |
|
|
Р/Р Изложение с элементами сочинения |
2 |
Изложение с элементами сочинения. Текст, заголовок, тема, основная мысль. Сложный план. Средства выразительности текста |
|
Изложение с элементами сочинения |
|
41 |
|
|
Виды придаточных предложений |
1 |
Виды придаточных предложений, способы их различения. Однозначные и многозначные придаточные |
Синтаксическая синонимия |
Знать виды придаточных предложений, способы их различения, уметь определять вид придаточного по вопросу, союзу или союзному слову, синтаксической роли указательного слова, разграничивать однозначные и многозначные придаточные |
Синонимичная замена СПП на простые, составление схем. Конструирование по схемам |
42-43 |
|
|
Придаточные подлежащные.
Придаточные сказуемные |
2 |
Придаточные подлежащные. Придаточные сказуемные |
Поразмышляем над высказыванием Д.И.Писарева (стр.156) |
Знать особенности СПП с придаточными подлежащными и придаточными сказуемными, уметь определять границы главного и придаточного предложений, вид придаточного по способу и характеру смысловой связи главного предложения с придаточным |
Диктант «Проверяю себя» |
44 |
|
|
Придаточные определительные |
1 |
Придаточные определительные |
Как вы понимаете слова А.Эйнштейна «Образование есть то, что остаѐтся после того, когда забывается всѐ, чему нас учили»? |
Понимать отличия СПП с придаточным определительным, уметь находить определительные придаточные по характеру смысловой связи между частями, значению союзных слов, определять синтаксическую функцию союзного слова, производить синонимичную замену СПП с придаточными определительными на простые с разными видами определений |
Составить описательную миниатюру с СПП с придаточным определительным |
45 |
|
|
Придаточные определительные |
1 |
Придаточные определительные |
Редактирование текстов |
Уметь находить определительные придаточные по характеру смысловой связи между частями, значению союзных слов, определять синтаксическую функцию союзного слова, производить синонимичную замену СПП с придаточными определительными на простые с разными видами определений, пользоваться синтаксическими синонимами в своей речи, интонационно и пунктуационно грамотно оформлять их |
Выписать из комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» афоризмы - СПП с придаточными определительными. Составить их схемы |
46 |
|
|
Придаточные дополнительные |
1 |
Придаточные дополнительные |
Анализ публицистического текста А.Яшина |
Знать место придаточного дополнительного по отношению к главному, средства связи придаточного с главным; уметь различать подчинительные союзы и союзные слова, опознавать СПП с придаточным дополнительным по характеру, смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов и союзных слов; конструировать СПП с придаточным дополнительным, заменять их на предложения с прямой речью |
Составить повествовательную миниатюру, включающую СПП с дополнительными придаточными |
47-48 |
|
|
Р/Р Рецензия на книгу |
2 |
Воспоминание о книге. Рецензия на книгу. Особенности жанра рецензии |
Написать рецензию на одно из произведений художественной литературы «Алые паруса» А.Грина, «Не стреляйте в белых лебедей» Б.Васильева или научно-популярную книгу |
Уметь сопоставлять исходные тексты воспоминания о книге, выделять общее и различное в разных по типу текстах: тексте-повествовании и тексте- рассуждении; отмечать особенности языка; уметь писать рецензию на книгу научно- популярного характера или художественное произведение, оценивать тему, основную мысль, композицию, язык, использовать в своем тексте лексические и грамматические выражения оценки, авторского отношения к прочитанному |
Работа с памяткой «Как работать над рецензией на книгу» или «Как работать над отзывом на научно- популярные книги». Составление плана рецензии |
49 |
|
|
Придаточные обстоятельственные, их типы. |
1 |
Придаточные обстоятельственные |
Как вы понимаете слова Н.А.Добролюбова «Народная мудрость высказывается обыкновенно афористически»? Аргументируйте свою точку зрения. |
Знать виды придаточных обстоятельственных, уметь находить придаточные обстоятельственные по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов и союзных слов, определять средства связи придаточных с главными, правильно расставлять знаки препинания |
Подготовить устное сообщение «Специфика придаточных места и времени и их отличие от придаточных определительных». Конструирование предложений по схемам |
50 |
|
|
СПП с придаточными места |
1 |
Придаточные места. Стилистические особенности союзов, связывающих придаточные места с главным |
Анализ публицистического текста М.Пришвина. Анализ художественного текста В.Солоухина. Анализ публицистического текста В.И.Мурадели. |
Уметь находить придаточные обстоятельственные по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов и союзных слов, определять средства связи придаточных с главными, правильно расставлять знаки препинания, конструировать предложения, выразительно читать, употреблять в речи, производить синонимичную замену, сравнивать модели СПП с разными видами придаточных, выявлять общее и различное |
Используя таблицу и опорный материал, подготовить устное высказывание о придаточных обстоятельственных. Ответить на вопросы: почему в художественной речи, особенно в поэзии, уступительные придаточные часто прикрепляются к главному словами «сколько», «как» и др. с усилительной частицей НИ; какой оттенок значения имеютэти придаточные; выражением какой стилевой черты служат? |
51 |
|
|
СПП с придаточными времени |
1 |
Придаточные времени. Стилистические особенности союзов, связывающих придаточные времени с главным |
Синтаксическая синонимия |
Уметь находить придаточные времени, определять средства связи придаточных с главными, правильно расставлять знаки препинания, конструировать предложения, выразительно читать, употреблять в речи, производить синонимичную замену. |
Конструирование предложений по схемам. Осложненное списывание, схематический диктант. |
52 |
|
|
СПП с придаточными причины |
1 |
Придаточные причины . Стилистические особенности союзов, связывающих придаточные причины с главным |
Синтаксическая синонимия |
Уметь находить придаточные времени, определять средства связи придаточных с главными, правильно расставлять знаки препинания, конструировать предложения, выразительно читать, употреблять в речи, производить синонимичную замену. |
Осложненное списывание, схематический диктант. |
53 |
|
|
СПП с придаточными следствия |
1 |
Придаточные следствия. Стилистические особенности союзов, связывающих придаточные следствия с главным |
Синтаксическая синонимия |
Уметь находить придаточные времени, определять средства связи придаточных с главными, правильно расставлять знаки препинания, конструировать предложения, выразительно читать, употреблять в речи, производить синонимичную замену. |
Конструирование предложений по схемам. Осложненное списывание. |
54 |
|
|
СПП с придаточными образа действия и меры и степени. |
1 |
Придаточные образа действия и меры и степени. Стилистические особенности союзов, связывающих придаточные образа действия и меры и степени с главным |
Синтаксическая синонимия |
Уметь находить придаточные времени, определять средства связи придаточных с главными, правильно расставлять знаки препинания, конструировать предложения, выразительно читать, употреблять в речи, производить синонимичную замену. |
Конструирование предложений по схемам. Осложненное списывание, схематический диктант. Объяснительный диктант. Работа с текстом. |
55 |
|
|
СПП с придаточными сравнительными. |
1 |
Придаточные сравнительными. Стилистические особенности союзов, связывающих придаточные сравнительными с главным |
Синтаксическая синонимия |
Уметь находить придаточные времени, определять средства связи придаточных с главными, правильно расставлять знаки препинания, конструировать предложения, выразительно читать, употреблять в речи, производить синонимичную замену. |
Конструирование предложений по схемам. Осложненное списывание. |
56 |
|
|
Р/Р Различные способы выражения сравнения |
1 |
Отличие СПП с придаточным сравнительным от простого предложения со сравнительным оборотом. Значение сравнительных конструкций в речи |
Найти в текстах художественных произведений различные способы выражения сравнения |
Уметь определять значения сравнений, выраженные разными способами (словосочетание, фразеологизм, сравнительныйоборот, составное именное сказуемое, СПП с придаточным сравнения), ставить знаки препинания перед союзом КАК, употреблять эти конструкции в речи, определять их значение в тексте |
Творческое списывание |
57-58 |
|
|
Р/Р Сочинение в формате ОГЭ на тему 9.3. |
2 |
Тема, основная мысль текста. |
|
Понимать содержание прочитанного текста его тему и коммуникативную цель, определять главную мысль, понимать отношение автора к поставленной проблеме, извлекать основную и второстепенную информацию; комментировать отношение автора к поставленной проблеме, выражать собственное мнение, аргументируя его, привлекая информацию из жизненного и читательского опыта. |
Сочинение на тему 9.3. |
59 |
|
|
СПП с придаточными цели. |
1 |
Придаточные цели. Стилистические особенности союзов, связывающих придаточные цели с главным |
|
Уметь находить придаточные времени, определять средства связи придаточных с главными, правильно расставлять знаки препинания, конструировать предложения, выразительно читать, употреблять в речи, производить синонимичную замену. |
Конструирование предложений по схемам. Осложненное списывание. |
60 |
|
|
СПП с придаточными условия |
1 |
Придаточные условия. Стилистические особенности союзов, связывающих придаточные условия с главным |
Синтаксическая синонимия |
Уметь находить придаточные времени, определять средства связи придаточных с главными, правильно расставлять знаки препинания, конструировать предложения, выразительно читать, употреблять в речи, производить синонимичную замену. |
Осложненное списывание, схематический диктант. |
61 |
|
|
СПП с придаточными уступки. |
1 |
Придаточные уступки . Стилистические особенности союзов, связывающих придаточные уступки с главным |
Синтаксическая синонимия |
Уметь находить придаточные времени, определять средства связи придаточных с главными, правильно расставлять знаки препинания, конструировать предложения, выразительно читать, употреблять в речи, производить синонимичную замену. |
Конструирование предложений по схемам. Осложненное списывание. |
62 |
|
|
СПП с придаточными присоединительными. |
1 |
Придаточные присоединительными . Стилистические особенности союзов, связывающих придаточные присоединительными с главным |
|
Уметь находить придаточные времени, определять средства связи придаточных с главными, правильно расставлять знаки препинания, конструировать предложения, выразительно читать, употреблять в речи, производить синонимичную замену. |
Осложненное списывание, схематический диктант. |
63-64 |
|
|
Пробная контрольная работа в формате ОГЭ. |
2 |
|
|
|
Пробная контрольная работа в формате ОГЭ. |
65 |
|
|
Р/Р Аннотация |
1 |
Признаки текста как единицы речи. Аннотация: ее цель, задачи. Обязательные и факультативные компоненты аннотации |
Написать рекомендательную аннотацию на книгу или подготовить аннотированный список книг для стенда «Рекомендую прочитать» |
Понимать жанровое своеобразие аннотации как вторичного текста, уметь сравнивать тексты аннотаций разных стилей и типов, определять общее и различное, анализировать аннотации на книги научно-популярного характера и научное произведение, редактировать, составлять самим аннотации, включая в них основные компоненты, выделять и формулировать тему первоисточника, его основные проблемы, определять читательский адрес |
Анализ аннотаций, пересказ, близкий к тексту |
66-67 |
|
|
СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания в них |
2 |
СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания в них |
Ответить на вопрос, поставленный К.Г.Паустовским: «Неужели мы должны любить свою землю только за то, что она богата?...» |
Знать классификацию СПП с несколькими придаточными, пунктограммы «Отсутствие запятой между однородными придаточными», уметь производить структурно- семантический анализ СПП с несколькими придаточными, составлять их схемы и конструировать по схемам, интонационно и пунктуационно оформлять, наблюдать за использованием сложных синтаксических конструкций в текстах разных стилей и типов |
Осложненное списывание |
68-69 |
|
|
Обобщение и систематизация изученного по теме «СПП» |
2 |
Строение СПП. Средства связи, виды придаточных. Знаки препинания в СПП |
Анализ научного текста |
Уметь различать ССП, СПП и простые осложненные предложения, производить синонимичную замену подчинительных союзов и синтаксических конструкций, определять значения придаточных, конструировать СПП с различными видами придаточных, правильно расставлять знаки препинания |
Работа с текстом: определение темы, основной мысли, стиля и типа речи, составление плана, схем сложных предложений |
70 |
|
|
Контрольная работа по теме «Сложноподчиненное предложение». |
1 |
Строение СПП. Средства связи, виды придаточных. Знаки препинания в СПП |
|
Уметь различать ССП, СПП и простые осложненные предложения, производить синонимичную замену подчинительных союзов и синтаксических конструкций, определять значения придаточных, конструировать СПП с различными видами придаточных, правильно расставлять знаки препинания, производить композиционно-содержательный, типологический, стилистический, языковой анализ текста, анализ правописания отдельных слов и пунктуации в ССП и СПП |
Комплексный анализ текста |
71-72 |
|
|
Р/Р Портретный очерк |
2 |
Композиция и герой портретного очерка. Средства выразительности. Интервью как возможный элемент очерка. Портретная зарисовка |
Написать портретный очерк о человеке, которого вы хорошо знаете. Отразить основную мысль очерка в названии или эпиграфе |
Понимать своеобразие жанра портретного очерка, уметь писать сочинение в жанре портретного очерка, сочетать в нем следующие компоненты: портрет героя, рассказ о главном деле его жизни, его интересах, увлечениях, о взаимоотношении с окружающими, использовать на письме средства выразительности, соблюдать нормы русского языка |
Составление сложного плана портретного очерка. Наблюдение над композицией. Написание сочинения-миниатюры (заготовки) |
Бессоюзное сложное предложение (9ч + 2ч) |
||||||||
73-74 |
|
|
Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в БСП.
Запятая и точка с запятой в БСП. |
2 |
Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в БСП. Запятая и точка с запятой в них |
Понаблюдать, как в отрывке из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» БСП позволяют лаконично и емко выразить глубокое содержание. |
Знать грамматические признаки БСП, пунктограмму «Запятая и точка с запятой в БСП», уметь опознавать их в тексте, выявлять смысловые отношения между частями, расставлять знаки препинания, обосновывая их выбор, читать БСП, передавая голосом отношения перечисления, конструировать БСП |
Составление предложений по схемам. Комментированное письмо |
75-76 |
|
|
Тире в бессоюзном сложном предложении |
2 |
Тире в бессоюзном сложном предложении |
Анализ художественного текста М.Ю.Лермонтова. Выразительное чтение, интонационная гимнастика |
Знать условия постановки тире между частями сложного бессоюзного предложения, выявлять смысловые отношения между частями, конструировать предложения с данными значениями противопоставления, времени, условия и следствия, интонационно и пунктуационно оформлять, выразительно читать, передавая голосом смысловые отношения между частями БСП, сопоставлять сложные союзные и БСП как синтаксические синонимы |
Составить тезисный план §, проиллюстрировать примерами. Взаимодиктант |
77-78 |
|
|
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении |
2 |
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении |
Выразительное чтение, интонационная гимнастика |
Знать условия постановки двоеточия между частями сложного бессоюзного предложения; выявлять смысловые отношения между частями, конструировать предложения с данными значениями причины, пояснения, дополнения; интонационно и пунктуационно оформлять, выразительно читать, передавая голосом смысловые отношения между частями БСП, сопоставлять сложные союзные и БСП как синтаксические синонимы |
Конструирование предложений по схемам. Диктант «Проверяю себя» |
79-80 |
|
|
Р/Р Подготовка к итоговому собеседованию. |
2 |
Композиция рассказа. Последовательность микротекстов |
Выразительные средства языка; нормы литературного языка |
Уметь определять композиционные элементы рассказа, его основную мысль, создавать сочинение в жанре рассказа (определять замысел, сюжет), передавать последовательность микротекстов, обращая внимание на место, время действия, их причинно- следственную связь, используя выразительные средства языка, соблюдая нормы литературного языка. |
Выполнение вариантов по итоговому собеседованию. |
81-82 |
|
|
Систематизация и обобщение изученного по теме «Бессоюзное сложное предложение» |
2 |
БСП, знаки препинания в нем. Синтаксический и пунктуационный разбор |
Составить рассказ «Случай в лесу (на рыбалке)», передавая чувства человека (страх, удивление, волнение и др.) используя по возможности БСП |
Уметь опознавать БСП в тексте, воспринимать их на слух, правильно выбирать знаки препинания, определяя смысловые отношения между частями, составлять схемы, конструировать БСП по схемам, выразительно читать, употреблять БСП в собственной речи, производить синонимичную замену сложных предложений с союзной и бессоюзной связью |
Взаимодиктант. |
83 |
|
|
Контрольная работа по теме «Бессоюзное сложное предложение» |
1 |
БСП, знаки препинания в нем. Синтаксический и пунктуационный разбор |
|
Уметь опознавать БСП в тексте, воспринимать их на слух, правильно выбирать знаки препинания, определяя смысловые отношения между частями, составлять схемы, конструироватьБСП по схемам, выразительно читать, употреблять БСП в собственной речи, производить синонимичную замену сложных предложений с союзной и бессоюзной связью |
Тест |
84-85 |
|
|
Р/Р Сжатое изложение |
2 |
Тема, основная мысль текста. Приемы сжатия текста. Использование изученных синтаксических конструкций |
|
Понимать содержание прочитанного текста публицистического характера, его тему и коммуникативную цель, определять главную мысль, понимать отношение автора к поставленной проблеме, извлекать основную и второстепенную информацию; сжато излагать прочитанный текст, используя приемы сжатия текста. |
Сжатое изложение |
Сложные многокомпонентные предложения. (7ч.+8ч.) |
||||||||
86-87 |
|
|
Сложные многокомпонентные предложения.
Период. |
2 |
Структурные особенности сложных предложений с разными видами связей. Понятие о периоде. |
Средства художественной выразительности в тексте. Работа со схемами. |
Знать структурные особенности сложных предложений с разными видами связей, уметь опознавать сложные синтаксические конструкции в тексте в зависимости от сочетания видов связи |
Составление схем, составление предложений по схемам |
88-89 |
|
|
Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи |
2 |
Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи |
Синтаксические нормы. Творческое списывание. |
Уметь разделять запятой рядом стоящие союзы и союзные слова: И (НО), ЕСЛИ; И (НО), КОГДА; ЧТО, ЕСЛИ; ЧТО, КОГДА и др.; редактировать текст с учетом синтаксических норм языка, строить схемы |
Творческое списывание |
90-91 |
|
|
Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи |
2 |
Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи |
Анализ текста художественного стиля |
Уметь конструировать предложения, выявлять смысловые отношения, средства связи частей, выразительно читать, интонационно и пунктуационно оформлять, находить заданные конструкции в тексте, объяснять в них пунктуацию, понимать роль разнообразия синтаксического строя как проявления богатства, выразительности языка и речи |
Ответить на вопросы: какую роль выполняет пейзажная зарисовка в приведенном отрывке из повести Л.Н.Толстого «Отрочество», благодаря каким синтаксическим особенностям текста писателю удалось избежать монотонности в описании природы и собственного состояния? |
92 |
|
|
Контрольная работа по теме «Сложные многокомпонентные предложения».
|
1 |
Комплексный анализ текста. Сложные предложения и знаки препинания в них |
|
Уметь производить композиционно-содержательный, типологический, стилистический, языковой анализ текста, анализ правописания отдельных слов и пунктуации; создавать свой текст на основе исходного в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи, комментируя отношение автора к поставленной проблеме в прочитанном тексте; выражать собственное мнение с привлечением примеров и фактов из жизненного или читательского опыта; выбирать и организовывать языковые средства в соответствии с темой, целью, стилем и типом речи; соблюдать языковые и речевые нормы в продуктивной речи |
Комплексный анализ текста |
93-94-95 |
|
|
Р/Р Обучение сочинению в формате ОГЭ на тему 9.2.
Сочинение в формате ОГЭ на тему 9.2. |
3 |
Тема, основная мысль текста. |
|
Понимать содержание прочитанного текста его тему и коммуникативную цель, определять главную мысль, понимать отношение автора к поставленной проблеме, извлекать основную и второстепенную информацию; комментировать отношение автора к поставленной проблеме, выражать собственное мнение, аргументируя его, привлекая информацию из жизненного и читательского опыта. |
Сочинение на тему 9.2. |
96 |
|
|
Р/Р Разговорный стиль речи |
1 |
Особенности разговорного стиля речи. Использование элементов разговорного стиля в художественной литературе как средство выразительности речи.. Диалог как компонент художественного произведения |
Написать письмо такому человеку, с которым вам хочется поделиться воспоминаниями об интересном событии, встрече, прочитанной книге и др, |
Понимать основные признаки разговорной речи, уметь различать стили речи, определять особенности разговорного стиля, читать, анализировать тексты разговорного стиля, производить стилистический разбор по плану: определять цель высказывания, сферу применения в устной и письменной речи, средства языка, характерные для данного стиля, предупреждать ошибки смешения стилей речи и форм речи |
Анализ текстов разговорного стиля и стиля художественной литературы |
97 |
|
|
Р/Р Научный стиль речи |
1 |
Научный и официально- деловой стиль речи |
Ответить на вопросы: в чем сходство официального и делового стиля речи, какую функцию они выполняют? |
Уметь анализировать тексты научного и официально- делового стилей, понимать их функции и сферу применения; определять языковые средства, характерные для этих стилей речи; создавать собственное высказывание в официальном или научном стиле, сохраняя их особенности, соблюдая специфику жанра в официально- деловом стиле (объявление, расписка, доверенность, заявление, характеристика, автобиография, резюме); составлять конспект и план учебной статьи учебника, учебных пособий, лингвистических книг для учащихся, готовить материал для устных и письменных сообщений на лингвистическую тему |
Составить конспект статьи «Стилистическое использование синонимов» |
98-99-100 |
|
|
Р/Р Обучение сочинению на в формате ОГЭ на лингвистическую тему (9.1.)
Р/Р Сочинение в формате ОГЭ на лингвистическую тему (9.1.) |
3 |
Тема, основная мысль текста. |
|
Понимать содержание прочитанного текста его тему и коммуникативную цель, определять главную мысль, понимать отношение автора к поставленной проблеме, извлекать основную и второстепенную информацию; комментировать отношение автора к поставленной проблеме, выражать собственное мнение, аргументируя его, привлекая информацию из жизненного и читательского опыта. |
Сочинение на тему 9.1. |
Предложения с чужой речью (14ч + 4ч) |
||||||||
101-102 |
|
|
Способы передачи чужой речи.
Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью |
2 |
Способы передачи чужой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. |
Стилистические возможности разных способов передачи чужой речи. |
Знать основные способы передачи чужой речи, уметь правильно интонировать в предложениях с прямой и косвенной речью, использовать предложения с прямой речью с учетом содержания и стиля высказывания, правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью и обосновывать их постановку |
Составление диалогов, схем предложений. Конструирование предложений по схемам |
103-104 |
|
|
Предложения с прямой речью. |
2 |
Строение предложений с прямой речью. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Стилистические возможности разных способов передачи чужой речи |
Анализ миниатюры Ф.Кривина |
Уметь пунктуационно оформлять предложения с прямой речью, выразительно читать, производить синонимичную замену предложений с прямой речью и косвенной, определять стилистические возможности разных способов передачи чужой речи |
Осложненное списывание |
105-106 |
|
|
Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной |
2 |
Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной |
|
Понимать отличия косвенной речи от прямой, уметь заменять прямую речь косвенной и наоборот, правильно расставлять знаки препинания |
Конструирование предложений с разными способами передачи чужой речи |
107-108 |
|
|
Цитаты. Способы цитирования. Знаки препинания при цитировании |
2 |
Цитаты. Способы цитирования. Знаки препинания при цитировании |
Передать в письменной форме небольшую сцену с диалогом или монологом из любимого вами фильма. Использовать по возможности все известные вам способы передачи чужой речи. |
Знать различные способы цитирования, уметь ими пользоваться в тексте в соответствии с задачами и характером высказывания, выделять цитаты знаками препинания |
Записать текст под диктовку, оформить цитаты, определить их функцию в тексте. Рассказать о случаях, когда цитаты не заключаются в кавычки, привести свои примеры |
109-110 |
|
|
Систематизация и обобщение изученного по теме «Способы передачи чужой речи» |
2 |
Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь. Синонимия предложений. |
Предложения с прямой и косвенной речью. Использованиеразличных способов цитирования в собственных речевых высказываниях. |
Уметь производить синтаксический разбор предложений и моделировать предложения с прямой речью, производить синонимичную замену предложений с прямой и косвенной речью, пунктуационно правильно оформлять, выразительно читать, использовать изобразительные средства синтаксиса в собственной речи |
Пунктуационный разбор. Взаимодиктант |
111 |
|
|
Контрольная работа по теме «Способы передачи чужой речи» |
1 |
|
|
|
|
112 |
|
|
Р/Р Официально-деловой стиль речи. Деловые бумаги (заявление, расписка, характеристика, автобиография, резюме) |
1 |
Официально-деловой стиль речи. Деловые бумаги (заявление, расписка, характеристика, автобиография, резюме) |
|
|
Составление деловых бумаг (заявление, расписка, характеристика, автобиография, резюме) |
113-114 |
|
|
Р/Р Изложение с элементом сочинения |
2 |
Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью. Использование различных способов цитирования в собственных речевых высказываниях. Текст. Тема, основная мысль, изобразительные средства языка |
Прочитать высказывание выдающегося русского филолога и педагога В.В.Виноградова, подготовить краткое сообщение о нем, используя высказывание ученого и тексты в учебнике |
Уметь производить синонимичную замену предложений с прямой и косвенной речью; пунктуационно правильно оформлять, выразительно читать, использовать изобразительные средства синтаксиса в собственной речи; понимать основное содержание прочитанного текста художественного стиля, его тему, коммуникативную цель, основную мысль ;подробно пересказывать исходный текст, соблюдая логику, сохраняя тип, стиль речи, языковые средства; выполнять тестовые задания с выбором ответа на основе прочитанного текста; извлекать основную информацию из текста при чтении, анализировать языковые единицы, представленные в тексте; создавать собственный текст на основе исходного, выражать собственное мнение по проблеме, затронутой в нем, аргументировать его с привлечением информации, извлеченной из этого текста, знаний, жизненного и читательского опыта, оформлять речь в соответствии с нормами письма, использовать в ней разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка |
Подробное изложение прочитанного текста с элементом сочинения |
115 |
|
|
Р/Р Публицистический и художественный стили речи |
1 |
Публицистический и художественный стили речи |
Сочинение о родном крае или о дорогом для вас человеке. Конкретизировать тему, определить, в каком стиле будете ее раскрывать. |
Уметь анализировать тексты публицистического и художественного стиля, определять цель, сферу применения, особенности, языковые средства, характерные для этих стилей речи, опознавать их в художественных произведениях, использовать в собственных высказываниях экспрессивную лексику, многозначные слова, метафоры, сравнения и др. как средства выразительности |
Ответить на вопрос: в чем сходство и различие публицистического и художественного стилей речи? Лингвистический анализ художественного текста |
116-117 |
|
|
Комплексная работа с текстом. |
2 |
|
|
|
Комплексная работа с текстом. |
118 |
|
|
Словарь как вид справочной литературы. Основные виды словарей |
1 |
Словарь как вид справочной литературы. Основные виды словарей |
Устное сообщение «В.И.Даль - известный русский лексикограф» или «Д.Н.Ушаков - составитель толкового словаря» |
Знать особенности словарей, отражающих нормы правописания и произношения, выразительные возможности языка и речи, энциклопедические и толковые словари, их структуру, уметь ими пользоваться в исследовательской и проектной деятельности, при подготовкек урокам |
Сопоставительный анализ словарей. Составить словарную статью для толкового словаря (словаря синонимов, антонимов) |
Обобщение и систематизация изученного в 5-9 классах (10ч) |
||||||||
119-120-121-122 |
|
|
Повторение орфографии.
Орфографические нормы
Орфографический анализ слов
Орфографический анализ слов |
4 |
Звуки русского языка, их классификация. Смыслоразличительная роль звука. Орфоэпические и Орфографические нормы |
|
Уметь делать сообщение о звуках речи, особенностях произношения гласных и согласных звуков по плану; из вариантов ударений выбирать правильный, соотносить звук и букву на письме, выразительно читать текст; оценивать свою и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм, производить элементарный звуковой анализ текста; использовать алфавит в практической деятельности; опознавать орфограммы, выбор которых зависит от фонетических условий |
Тест |
123-124 |
|
|
Морфология и орфография |
2 |
Употребление частей речи. Соблюдение норм русского языка. Орфограммы, выбор которых зависит от морфологических условий |
Отредактировать предложения, устранить повтор слов с помощью подбора синонимов, личных местоимений, описательных оборотов |
Уметь распознавать изученные части речи на основе общего грамматического значения, морфологических признаков, синтаксической роли, использовать их в речи, соблюдая грамматические нормы, делать правильный выбор орфограмм, написание которых зависит от морфологических условий |
Определить синтаксическую роль наречий и слов-состояний в предложениях. Рассказать о роли наречий и слов-состояний. Прочитать тексты, определить в каком из них прилагательные употребляются в выделительной функции, в каком - в изобразительной и оценочной. Рассказать о роли прилагательных в речи. |
125-126-127-128 |
|
|
Повторение синтаксиса и пунктуации.
Повторение синтаксиса и пунктуации.
Пунктуационные нормы
Пунктуационные нормы |
4 |
|
|
|
|
129 |
|
|
Промежуточная аттестация |
1 |
|
|
|
|
130-131-132 |
|
|
Подготовка к ОГЭ. |
3 |
|
|
|
|
133-134 |
|
|
Р/Р Пробная контрольная работа в форме ОГЭ |
2 |
|
|
Уметь передать основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы; правильно применить приемы сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение); связно и последовательно излагать текст; создавать собственный текст на основе исходного, выражать собственное мнение по проблеме, затронутой в нем, аргументировать его с привлечением информации, извлеченной из этого текста, знаний, жизненного и читательского опыта, оформлять речь в соответствии с нормами письма, использовать в ней разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка. |
Контрольная работа в форме ГИА |
135-136 |
|
|
Подготовка к ОГЭ. |
2 |
|
|
|
|