МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СТАРОМАЙНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 1
«Рассмотрено на заседании МО» Протокол № ____ от «____»__________ 2016г Руководитель МО ____________ Л.А Фомичева |
«Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ «Старомайнская средняя школа № 1» _______________ М.Г. Зеленикина «01» сентября 2016 года |
«Утверждаю» Директор МОУ «Старомайнская средняя школа № 1» _______________ Н.Н. Рыжова Приказ № ___ от «01» сентября 2016 года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование учебного курса: Русский язык
Класс: 9
Уровень общего образования: основное общее образование
Учитель русского языка: Фомичева Людмила Александровна, соответствие занимаемой должности
Срок реализации программы: 2016 – 2017 учебный год
Количество часов по учебному плану: всего 136 часов в год; в неделю 4 часа.
Планирование составлено на основе примерной программы по русскому (родному) языку для основных школ и в соответствии c программой по русскому языку к учебникам для 5 – 9 классов (авторы программы М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский)
Учебник: Русский язык.9 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений./ (Л.А.Тростенцова Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2016
Рабочую программу составила ________________________ Л.А.Фомичева
(подпись) (расшифровка подписи
Рассмотрено на заседании
педагогического совета школы,
протокол № 1 от «__» августа 2016 года
р.п. Старая Майна
2016 – 2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку предназначена для обучения учащихся 9 класса общеобразовательных школ и составлена на основе материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования , Примерной программы по русскому языку к учебнику для 9 класса общеобразовательной школы авторов Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. (М.: Просвещение) и общеобразовательной программы МОУ «Старомайнская средняя школа № 1»
Данная рабочая программа отражает базовый уровень подготовки школьников по всем разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Согласно ФГОС основного общего образования и примерной образовательной программы основного общего образования, одобренные решением федерального учебно-методического объединения по общему образовании. (протокол от 8.04. 2015 № 1/15), и учебному плану образовательной программы на 2016-2017 уч.год на изучение учебного предмета РУССКИЙ ЯЗЫК отводится 3 часа в неделю. Но в связи с тем, что в учебном плане МОУ «Старомайнская средняя школа № 1» из части, формируемой участниками образовательных отношений, выделен дополнительно 1 час, программа составлена из расчета 4 часа в неделю,136 часов в год.
Дополнительное учебное время отводится на подготовку учащихся к ОГЭ. С целью подготовки учащихся к ОГЭ продумана система практических и контрольных работ в 9 классе, комплексный анализ текста, работа со средствами художественной выразительности, различные виды лингвистического анализа. Особое место отводится фонетическому разбору, показывающему изменение качества звука в потоке речи, трудностям орфоэпии, видам морфемного и словообразовательного разбора.
Добавлены часы на изучение темы «Систематизация изученного в 9 классе», на работу с тестами с целью подготовки к ОГЭ; на уроки развития речи учащихся с целью подготовки к написанию сжатого изложения и сочинения.
Планируемые результаты
освоения курса русского языка в 9 классе
Личностные результаты:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств языка для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
• владение разными видами чтения;
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, в том числе и с помощью технических средств и информационных технологий;
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
Учащиеся должны знать:
• основные сведения о языке, изученные в 5—9 классах;
• изученные языковедческие понятия, разделы языкознания;
• основные единицы языка, их признаки;
• смысл понятий: речь устная и письменная, монолог и диалог, сфера и ситуация речевого общения;
• признаки текста; способы и средства связи предложений и смысловых частей текста;
• признаки и жанровые особенности изученных стилей речи;
• функционально-смысловые типы речи, их признаки;
• основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), изученные в 5—9 классах; нормы речевого этикета.
Учащиеся должны уметь:
• различать изученные стили речи;
• определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
• опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
аудирование и чтение
• адекватно воспринимать информацию устного и письменного сообщения;
• владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
• извлекать информацию из различных источников; пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
• воспроизводить текст с заданной степенью свернутости;
• создавать тексты изученных стилей и жанров;
• свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• соблюдать в практике речевого общения основные нормы русского литературного языка;
• соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
• соблюдать нормы русского речевого этикета;
• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить и исправлять грамматические и речевые ошибки и недочеты; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;
• развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку;
• удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
• увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке;
• получения знаний по другим учебным предметам.
Содержание учебного предмета
Повторение изученного в 5-8 классах
Международное значение русского языка.
Основные единицы языка и их особенности (звуки, морфемы, слова, словосочетания, предложения). Лексическое и грамматическое значение слова.
Части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки.
Основные правила правописания.
Сложное предложение
Текст. Основные стили текста.
Сложное предложение и его признаки.
Сложные предложения с союзами и без союзов.
Классификация сложных предложений: сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.
СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ Основные группы ССП.
Строение сложносочиненного предложения и средства связи в нем: интонация и сочинительные союзы (соединительные, разделительные и противительные).
Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения.
Запятая между частями сложносочиненного предложения.
Рецензия.
Интонация сложносочиненного предложения.
Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами.
Стилистические особенности сложносочиненного предложения и ряда простых предложений.
СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Строение сложноподчиненного предложения: главное и придаточное предложение в его составе; средства связи в сложноподчиненном предложении.
Основные виды придаточных предложений: определительные, изъяснительные, обстоятельственные (места, времени, образа действия и степени, цели, условия, причины, уступительные, сравнительные, следствия).
Место придаточного предложения по отношению к главному.
Предложения с несколькими придаточными.
Знаки препинания между главным и придаточным предложениями.
Синонимика союзных предложений.
Стилистические особенности сложноподчиненного и простого предложений.
Использование сложноподчиненных предложений разного вида в разных типах речи.
Деловые документы (автобиография, заявление).
БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного предложения.
Интонация бессоюзного сложного предложения.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Выразительные особенности бессоюзных предложений.
Синонимика простых и сложных предложений с союзами и без союзов.
Реферат.
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи.
Знаки препинания в нем.
Правильное построение сложных предложений с разными видами связи.
Уместное употребление их (преимущественно в книжной речи).
Стилистические особенности сложного предложения с разными видами связи и текста с разными способами связи простых предложений.
Авторские знаки препинания.
Общие сведения о языке
Понятие о языке.
Работа со словарями.
Роль языка в жизни общества.
Язык как развивающееся явление.
Роль старославянского языка в развитии русского.
Значение письменности: русская письменность.
Видные ученые-русисты.
Русский литературный язык и его стили.
Систематизация изученного в 9 классе.
Систематизация знаний о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении.
Стили языка.
Повторение изученных разделов: фонетика, лексика, морфемика, морфология.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 9 КЛАССЕ
№ |
Дата проведения |
Тема урока |
Кол-во часов |
|
план |
факт |
|||
I четверть Повторение изученного в 5-8 классах |
||||
1 |
01.09 |
Международное значение русского языка. |
1 |
|
2 |
05.09 |
Устная и письменная речь |
1 |
|
3 |
06.09 |
Монолог и диалог |
1 |
|
4 |
07.09 |
Стили речи |
1 |
|
5 |
08.09 |
Подготовка к ОГЭ. Приемы сжатия текста. |
1 |
|
6 |
12.09 |
Простое предложение и его грамматическая основа. |
1 |
|
7 |
13.09 |
Предложения с обособленными членами |
1 |
|
8 |
14.09 |
Р.Р.Сочинение по данному началу.(по упр.37) |
1 |
|
9 |
15.09 |
Подготовка к ОГЭ. Исключение как прием сжатия. |
1 |
|
10 |
19.09 |
Обращения, вводные слова и вставные конструкции |
1 |
|
11 |
20.09 |
Синтаксис простого предложения. Анализ текста. |
1 |
|
12 |
21.09 |
Диагностическая работа. Диктант с грамматическим заданием. |
1 |
|
13 |
22.09 |
Подготовка к ОГЭ. Обобщение как прием сжатия. |
1 |
|
14 |
26.09 |
Анализ входного диктанта. |
1 |
|
Сложное предложение |
||||
15 16 |
27.09 28.09 |
Понятие о сложном предложении |
2 |
|
17 |
29.09 |
Подготовка к ОГЭ. Упрощение как прием сжатия. |
1 |
|
18 |
03.10 |
Союзные и бессоюзные сложные предложения |
1 |
|
19 |
04.10 |
Р/р. Подготовка к сочинению по картине Т.Назаренко «Церковь Вознесения на улице Набережной» |
1 |
|
20 |
05.10 |
Р/р. Написание сочинения по картине Т.Назаренко «Церковь Вознесения на улице Набережной». |
1 |
|
21 |
06.10 |
Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. |
1 |
|
22 |
10.10 |
Интонация сложного предложения. |
1 |
|
СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ |
||||
23 |
11.10 |
Понятие о сложносочиненном предложении. |
1 |
|
24 |
12.10 |
Смысловые отношения в ССП |
1 |
|
25 |
13.10 |
ССП с соединительными ,разделительными и противительными союзами |
1 |
|
26 |
17.10 |
Синтаксический и пунктуационны разбор ССП. Подготовка к контрольному диктанту |
1 |
|
27 |
18.10 |
Контрольный диктант по теме «Сложносочиненные предложения» |
1 |
|
28 |
19.10 |
. Анализ контрольного диктанта. |
1 |
|
29 |
20.10 |
Подготовка к ОГЭ. Редактирование текста. |
1 |
|
СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
||||
30 |
24.10 |
Понятие о сложноподчиненном предложении. |
1 |
|
31 32 |
25.10 26.10 |
Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в СПП. |
2 |
|
33 |
27.10 |
Подготовка к ОГЭ. Нормы русской орфографии. |
1 |
|
II четверть. |
||||
34 |
07.11 |
Союзы и союзные слова в СПП |
1 |
|
35 36 |
08.11 09.11 |
Р/р. Сжатое изложение. Написание сжатого изложения |
2 |
|
37 |
10.11 |
Подготовка к ОГЭ. Лексика.Фразеология. |
1 |
|
38 |
14.11 |
Роль указательных слов в СПП. |
1 |
|
39 40 |
15.11 16.11 |
Основные группы СПП. СПП с придаточными определительными и изъяснительными |
2 |
|
41 |
17.11 |
Подготовка к ОГЭ. Выразительность русской речи. |
1 |
|
42 |
21.11 |
СПП с придаточными обстоятельственными. |
1 |
|
43 |
22.11 |
СПП с придаточными времени и места. |
1 |
|
44 45 |
23.11 24.11 |
СПП с придаточными цели,причины,условия,уступки и следствия. |
2 |
|
46 |
28.11 |
Подготовка к ОГЭ. Различение простого и сложного предложения.. |
1 |
|
47 |
29.11 |
СПП с придаточными образа действия ,меры и степени и сравнительными. |
1 |
|
48 |
30.11 |
РР.Подготовка к сочинению по картине В.Фельдмана «Родина». |
1 |
|
49 |
01.12 |
Р.Р.Написание сочинения по картине В.Фельдмана «Родина». |
1 |
|
50 |
05.12 |
Подготовка к ОГЭ. Знаки препинания в простом и сложном предложении. |
1 |
|
51 52 53 |
06.12 07.12 08.12 |
СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания при них.. |
3 |
|
54 |
12.12 |
Подготовка к ОГЭ. Синтаксический анализ сложного предложения. |
1 |
|
55 56 |
13.12 14.12 |
Синтаксический и пунктуационный разбор СПП |
2 |
|
57 |
15.12 |
Повторение изученного о СПП.Подготовка к контрольному тестированию. |
1 |
|
58 |
19.12 |
Подготовка к ОГЭ. Сочинение-рассуждение (по упр.184) |
1 |
|
59 60 |
20.12 21.12 |
Контрольное тестирование «Виды придаточных предложений» |
2 |
|
61 |
22.12 |
Анализ контрольного тестирования |
1 |
|
62 |
26.12 |
Подготовка к ОГЭ. Структура сочинения-рассуждения. |
1 |
|
63 64 |
27.12 28.12 |
Р/р. Контрольное сочинение-рассуждение»Что мы называем Родиной?» |
2 |
|
65 |
29.12 |
Подготовка к ОГЭ. Анализ сочинений. |
1 |
|
III четверть |
||||
БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
||||
66 |
09.01 |
Понятие о бессоюзном сложном предложении |
1 |
|
67 |
10.01 |
Интонация в БСП. |
1 |
|
68 |
11.01 |
БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в БСП. |
1 |
|
69 |
12.01 |
Подготовка к ОГЭ. Знаки препинания в БСП. |
1 |
|
70 |
16.01 |
БСП. Запятая и точка с запятой в БСП. Тест |
1 |
|
71 72 |
17.01 18.01 |
БСП со значение причины,пояснения,дополнения.Двоеточие в БСП. |
2 |
|
73 |
19.01 |
Подготовка к ОГЭ. Знаки препинания в БСП. |
1 |
|
74 75 |
23.01 24.01 |
БСП со значением противопоставления,времени ,условия и следствия. Тире в БСП. |
2 |
|
76 |
25.01 |
Р/р.Подготовка к сочинению-отзыву по картине Н.Ромадина «Село Хмелёвка». |
1 |
|
77 |
26.01 |
Р.Р.Написание сочинения-отзыва по картине Н.Ромадина «Село Хмелёвка». |
1 |
|
78 |
30.01 |
Синтаксический и пунктуационный разбор БСП. Подготовка к диктанту. |
1 |
|
79 |
31.01 |
Контрольный диктант по теме «БСП» |
1 |
|
СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ |
||||
80 81 |
01.02 02.02 |
Употребление союзной и бессоюзной связи в сложных предложениях |
2 |
|
82 83 |
06.02 07.02 |
Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. |
2 |
|
84 |
08.02 |
Подготовка к ОГЭ. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. |
1 |
|
85 |
09.02 |
Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи. |
1 |
|
86 87 |
13.02 14.02 |
Р/р. Публичная речь. (по упр.222) |
2 |
|
88 |
15.02 |
Повторение по теме «Сложные предложения с различными видами связи.» |
1 |
|
89 |
16.02 |
Контрольная работа по теме «Сложные предложения с различными видами связи.» |
1 |
|
90 |
20.02 |
Подготовка к ОГЭ. Лингвистический анализ текста |
1 |
|
91 |
21.02 |
Р.Р. Изложение (по упр.219). |
1 |
|
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО |
||||
92 93 94 |
22.02 27.03 28.02 |
Повторение изученного.Подготовка к контрольному тестированию в формате ОГЭ. |
3 |
|
95 96 |
01.02 02.03 |
Контрольный тест в формате ОГЭ по программе 9 класса. |
2 |
|
97 |
06.03 |
Анализ контрольного тестирования. |
1 |
|
98 99 |
07.03 09.03 |
Подготовка к ОГЭ. Виды сочинений. |
2 |
|
100 101 |
13.03 14.03 |
Повторение. Фонетика. Графика. Орфография. |
2 |
|
102 103 |
15.03 16.03 |
Повторение. Лексика. Фразеология. Орфография. |
2 |
|
104 |
20.03 |
Подготовка к ОГЭ. Как работать над сочинением-рассуждением. |
1 |
|
105 106 |
21.03 22.03 |
Повторение. Морфемика и словообразование. |
2 |
|
107 |
23.03 |
Р.Р. Контрольное сжатое изложение |
1 |
|
IV четверть |
||||
108 109 110 |
3.04 4.04 5.04 |
Повторение. Морфология. . |
3 |
|
111 |
6.04 |
Подготовка к ОГЭ. Работа над сочинением-рассуждением |
1 |
|
112 113 114 |
10.04 11.04 12.04 |
Повторение.Синтаксис . |
3 |
|
115 116 |
13.04 17.04 |
Р.Р.Сочинение –рецензия (по упр.260) |
2 |
|
117 |
18..04 |
Подготовка к ОГЭ. Работа над сочинением -рассуждением |
1 |
|
118 119 120 |
19.04 20.04 24.04 |
Повторение. Орфография.Пунктуация. |
3 |
|
121 |
25.04 |
Подготовка к ОГЭ. Композиционное и речевое оформление сочинения. |
1 |
|
122 123 |
26.04 27.04 |
Р.Р. Сочинение –рассуждение (по упр.282) |
2 |
|
124 125 |
02.05 03.05 |
Р/р. Сжатое изложение. Написание сжатого изложения. |
2 |
|
126 |
04.05 |
Анализ изложения |
1 |
|
127 |
08.05 |
Подготовка к ОГЭ. Подбираем аргументы для сочинения. |
1 |
|
128 129 |
10.05 11.05 |
Р/р Сочинение-рассуждение. Написание контрольного сочинения-рассуждения |
2 |
|
130 |
15.05 |
Анализ контрольного сочинения. |
1 |
|
131 132 |
16.05 17.05 |
Подготовка к итоговому тестированию в формате ОГЭ. |
2 |
|
133 |
18.05 |
Итоговое тестирование в формате ОГЭ |
1 |
|
134 |
22.05 |
Анализ итогового тестирования. |
1 |
|
135 136 |
23.05 24.05 |
Итоговые уроки(защита проектов на лингвистическую тему) |
2 |