Рабочая программа по русскому языку в 1 классе (УМК «Школа России»)
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы Канакина В.П., Горецкий В.Г., Дементьева М.Н., Стефаненко Н.А., Бойкина М.В., УМК «Школа России» (Москва «Просвещение» 2018 г.) положения о рабочей программе по учебному предмету, курсу и курсу внеурочной деятельности в соответствие с ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО МБОУ-Чемерновской СОШ. ФГОС СОО МБОУ-Чемерновской СОШ.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
развитие коммуникативных умений;
развитие нравственных и эстетических чувств;
развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
На изучение русского языка в 1 классе отводится 50 ч (5 ч в неделю, 10 уч.недель).
Предусмотрено проведение:
-списывание текста -2;
-словарный диктант – 1;
-диктант -1.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты
Общие представления освоения программы.
Представление о русском языке как государственном языке нашей страны Российской Федерации; представление о значимости языка и речи в жизни людей; представление о некоторых понятиях и правилах из области фонетики, графики, орфоэпии, лексики и грамматики, орфографии и пунктуации (в объёме учебной программы); практические умения работать с языковыми единицами; представление о некоторых изменениях в системе русского языка и его развитии, пополнении словарного запаса русского языка; представление о правилах речевого этикета; адаптация к языковой и речевой деятельности.
Развитие речи Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса. Обучающийся научится: слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос; пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку; составлять текст из набора предложений; выбирать заголовок для текста из ряда заголовков и самостоятельно озаглавливать текст; различать устную и письменную речь; различать диалогическую речь; отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений. Обучающийся получит возможность научиться: анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте; определять тему и главную мысль текста; соотносить заголовок и содержание текста; составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу; составлять небольшие монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.
Система языка Фонетика, орфоэпия, графика.
Обучающийся научится: понимать различие между звуками и буквами; устанавливать последовательность звуков в слове и их количество; различать гласные и согласные звуки, правильно их произносить; определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный; различать гласный звук [и] и согласный звук [й]; различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определять их в слове и правильно произносить; различать непарные твёрдые согласные [ж], [ш], [ц], непарные мягкие согласные [ч’], [щ’], находить их в слове, правильно произносить; различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги; обозначать ударение в слове; правильно называть буквы русского алфавита; называть буквы гласных как показателей твёрдости-мягкости согласных звуков; определять функцию мягкого знака (ь) как показателя мягкости предшествующего согласного звука. Обучающийся получит возможность научиться: наблюдать над образованием звуков речи; устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа стол, конь, ёлка; определять функцию букв е, ё, ю, я в словах типа клён, ёлка и др.; обозначать на письме звук [й’] в словах типа майка, быстрый; располагать заданные слова в алфавитном порядке; устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа коньки, утюг, яма, ель; находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем (вода, стриж, день, жить и др.); •произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён орфоэпическим словарём в учебнике). Лексика Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса. Обучающийся научится: различать слово и предложение, слово и слог, слово и набор буквосочетаний; определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения; классифицировать и объединять заданные слова по значению (люди, животные, растения, инструменты и др.); определять группу вежливых слов (слова-прощания, слова- приветствия, слова-извинения, слова-благодарения). Обучающийся получит возможность научиться: осознавать слово как единство звучания и значения; осознавать, что значение слова можно уточнить или определить с помощью толкового словаря; различать предмет (признак, действие) и слово, называющее этот предмет (признак, действие); на практическом уровне различать слова — названия предметов, названия признаков предметов, названия действий предметов; иметь представление о многозначных и однозначных словах (простые случаи), о словах, близких и противоположных по значению; подбирать слова, близкие и противоположные по значению, при решении учебных задач.
Морфология
Обучающийся получит возможность научиться: различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов); соотносить слова — названия предметов и вопрос, на который отвечают эти слова; соотносить слова — названия действий предметов и вопрос, на который отвечают эти слова; соотносить слова — названия признаков предметов и вопрос, на который отвечают эти слова; различать названия предметов, отвечающие на вопросы «кто?», «что?».
Синтаксис
Обучающийся научится: различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения; выделять предложения из речи; соблюдать в устной речи интонацию конца предложений; определять границы предложения в деформированном тексте (из 2—3 предложений), выбирать знак для конца каждого предложения; соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам; составлять предложения из слов (в том числе из слов, данных не в начальной форме); составлять предложения по схеме, рисунку на заданную тему (например, на тему «Весна»); писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы. Обучающийся получит возможность научиться: определять существенные признаки предложения: закончен- ность мысли и интонацию конца предложения; устанавливать связь слов в предложении; сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), интонацию (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения. Орфография и пунктуация Обучающийся научится: а) применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в предложении; написание буквосочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением; отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чн, чт; перенос слов; прописная буква в начале предложения, именах собственных; непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника); знаки препинания конца предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки; б) безошибочно списывать текст объёмом 20—25 слов с доски и из учебника; в) писать под диктовку тексты объёмом 15—20 слов в соответствии с изученными правилами. Обучающийся получит возможность научиться: определять случаи расхождения звукового и буквенного состава слов; писать двусложные слова с безударным гласным звуком (простейшие случаи, слова типа вода, трава, зима, стрела); писать слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова (простейшие случаи, слова типа глаз, дуб и др.); применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании; пользоваться орфографическим словарём в учебнике как средством самоконтроля.
Метапредметные результаты.
Обучающийся получит возможность для формирования следующих регулятивных УУД: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока), с помощью учителя; понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках) при работе с учебным материалом; высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Обучающийся получит возможность для формирования следующих познавательных УУД: целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника); осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику); работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя; понимать текст, опираясь на содержащую в нём информацию, находить в нём необходимые факты, сведения и другую информацию; преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели), в словесную форму под руководством учителя; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку); анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя); осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя); делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.); осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя). Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД: слушать собеседника и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); принимать участие в диалоге; задавать вопросы, отвечать на вопросы других; принимать участие в работе парами и группами; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение; оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.
Личностные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД: внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; положительного отношения к урокам русского языка; уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы; интереса к языковой и речевой деятельности; представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа; представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.); первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности.
Содержание учебного предмета
Наша речь |
Язык и речь. Виды речи. Русский язык – родной язык русского народа. |
Текст, предложение, диалог |
Текст (общее представление). Смысловая связь предложений в тексте. Заголовок текста. Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль. Выделение предложения из речи. Установление связи слов в предложении. Диалог. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки). |
Слова, слова, слова… |
Слово. Роль слов в речи. Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков предметов, слова-названия действий предметов. Тематические группы слов. Вежливые слова. Слова однозначные и многозначные (общее представление). Слова, близкие и противоположные по значению. Словари учебника: толковый, близких и противоположных по значению слов. |
Слово и слог. Ударение. |
Слово и слог. Перенос слов. Ударение (общее представление). |
Звуки и буквы |
Звуки и буквы. Русский алфавит, или Азбука. Гласные звуки. Ударные и безударные гласные звуки. Согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. Согласные звонкие и глухие. Шипящие согласные звуки. Заглавная буква в словах. |
Повторение |
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Наша речь | 2 |
2 | Текст, предложение, диалог | 3 |
3 | Слова, слова, слова | 4 |
4 | Слово и слог. Ударение | 6 |
5 | Звуки и буквы | 34 |
6 | Повторение | 1 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | № урокав теме | Тема | Количество часов | Дата | |
план | факт | ||||
3 четверь- 10 часов Наша речь – 2 часа | |||||
1 | 1 | Язык и речь, их значение в жизни людей. | 1 | | |
2 | 2 | Устная и письменная речь. | 1 | | |
Текст, предложение, диалог – 3 часа | |||||
3 | 1 | Текст и предложение. | 1 | | |
4 | 2 | Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль. | 1 | | |
5 | 3 | Диалог. | 1 | | |
Слова, слова, слова – 4 часа | |||||
6 | 1 | Роль слов в речи. | 1 | | |
7 | 2 | Слова-названия предметов, признаков предметов, действий предметов. | 1 | | |
8 | 3 | Тематические группы слов. Вежливые слова | 1 | | |
9 | 4 | Однозначные и многозначные слова. Слова, близкие и противоположные по значению. | 1 | | |
Слово и слог. Ударение -6 часов | |||||
10 | 1 | Слово и слог. Слог как минимальная произносительная единица. | 1 | | |
4 четверть-40 часов | |||||
11 | 2 | Деление слов на слоги | 1 | | |
12 | 3 | Перенос слов | 1 | | |
13 | 4 | Перенос слов. | 1 | | |
14 | 5 | Ударение (общее представление). | 1 | | |
15 | 6 | Ударные и безударные слоги. Р.р. Коллективное составление содержания основной части сказки. | 1 | | |
Звуки и буквы – 34 часов | |||||
16 | 1 | Звуки и буквы Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове. | 1 | | |
17 | 2 | Звуки и буквы. Списывание текста | 1 | | |
18 | 3 | Русский алфавит, или Азбука Значение алфавита. | 1 | | |
19 | 4 | Русский алфавит, или Азбука | 1 | | |
20 | 5 | Гласные звуки и буквы. Буквы, обозначающие гласные звуки. | 1 | | |
21 | 6 | Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. | 1 | | |
22 | 7 | Гласные звуки и буквы. Слова с буквой э. | 1 | | |
23 | 8 | Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение ударного гласного буквой на письме. | 1 | | |
24 | 9 | Ударные и безударные гласные звуки. Особенности проверяемых и проверочных слов. | 1 | | |
25 | 10 | Правописание гласных в ударных и безударных слогах. | 1 | | |
26 | 11 | Правописание гласных в ударных и безударных слогах. | 1 | | |
27 | 12 | Развитие речи. Составление устного рассказа по рисунку и опорным словам. | 1 | | |
28 | 13 | Согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки | 1 | | |
29 | 14 | Слова с удвоенными согласными. | 1 | | |
30 | 15 | Слова с буквами Ии Й | 1 | | |
31 | 16 | Твёрдые и мягкие согласные звуки. | 1 | | |
32 | 17 | Парные и непарные по твёрдости - мягкости согласные звуки | 1 | | |
33 | 18 | Твёрдые и мягкие согласные звуки Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь. | 1 | | |
34 | 19 | Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука | 1 | | |
35 | 20 | Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком. Перенос слов с ь. | 1 | | |
36 | 21 | Развитие речи. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений. | 1 | | |
37 | 22 | Звонкие и глухие согласные звуки | 1 | | |
38 | 23 | Парные глухие и звонкие согласные звуки | 1 | | |
39 | 24 | Обозначение парных звонких и глухих согласных звуков на конце слов. | 1 | | |
40 | 25 | Словарный диктант. Правописание парных согласных звуков на конце слов. | 1 | | |
41 | 26 | Развитие речи. Выполнение текстовых заданий. Правописание парных согласных звуков на конце слов. | 1 | | |
42 | 27 | Шипящие согласные звуки | 1 1 | | |
43 | 28 | Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ. Правило правописания сочетаний чк, чн, чт, нч. | | | |
44 | 29 | Буквосочетания ЖИ—ШИ, ЧА—ЩА, ЧУ—ЩУ. | 1 | | |
45 | 30 | Шипящие согласные звуки Развитие речи. Наблюдение над изобразительными возможностями языка. | 1 | | |
46 | 31 | Итоговый контрольный диктант | 1 | | |
47 | 32 | Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов и т.д. (общее представление). | 1 | | |
48 | 33 | Заглавная буква в словах . Списывание текста. | 1 | | |
49 | 34 | Проект «Сказочная страничка» (в названиях сказок — изученные правила письма). | 1 | | |
Повторение – 1 час | |||||
50 | 1 | Повторение и обобщение изученного материала. | 1 | | |
5.
Книгопечатная продукция
Горецкий В.Г., Канакина В.П. и др. Русский язык. Рабочие программы. 1-4 классы
Учебник
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 1 класс.
Рабочая тетрадь
Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 1 класс
Методические пособия
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Методическое пособие. 1 класс
Печатные пособия
10