Рабочая программа по русскому языку в 5 – 9 классе (УМК под ред. И. М. Бгажноковой)

1
0
Материал опубликован 24 November 2021

ГБ ОУ «Клетнянская школа – интернат»



«Согласовано»

Руководитель МО


…………………….

Протокол № ……

от ….. ……….. 2021 г.

«Согласовано»

Зам. директора по УВР


…………………….


.. ……….. 2021 г.

«Утверждено»

Директор школы-интерната


…………………….

Приказ № ……

от ….. ……….. 2021 г.













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ


В 5 – 9 КЛАССЕ





Разработана учителем


Якушевой Е.А.








СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Пояснительная записка.


Общая характеристика учебного предмета.



Описание места учебного предмета в учебном плане.



Планируемые результаты освоения учебного предмета по итогам обучения в 5—9 классах. Личностные и предметные результаты.



Содержание учебного предмета.



Календарно-тематическое планирование (по классам).



Описание материально-технического обеспечения в образовательной деятельности.















Пояснительная записка.

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 5-9 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе :


Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБ ОУ «Клетнянская школа-интернат» (вариант 1).

Учебного плана ГБ ОУ«Клетнянская школа-интернат».

Годового календарного учебного графика образовательного учреждения.

«Рабочие программы по учебным предметам.ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. 5-9 кл.» М.И. Шишкова, Э.В. Якубовская, И.М. Бгажнокова.- М.: Просвещение,2019.


Предлагаемая программа ориентирована на учебники 5-9 классов для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / авт.-сост. Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская.- 10-е изд. – М.: Просвещение, 2019


ЦЕЛЬ программы: Формирование коммуникативных компетенций социально развитой личности.


    

Программа формулирует следующие ЗАДАЧИ преподавания русского языка:


формировать речевые умения и навыки;

развивать устную и письменную речь учащихся как средство общения и как способ коррекции их мыслительной деятельности;

учить школьников применять изученный грамматико-орфографический материал в устной и письменной форме речевой практики;

вырабатывать навыки грамотного письма на основе усвоения звукового состава языка, элементарных сведений по грамматике и правописанию;

повышать уровень общего развития учащихся.









Общая характеристика

Данная рабочая программа рассчитана на обучающихся 5-9 классов. Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний.  Программный материал расположен концентрически: основные части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) включены в содержание 5 и последующих классов с постепенным наращиванием сведений по каждой из названных тем.


Программа по русскому языку определяет содержание предмета и последовательность его прохождения по годам, учитывает особенности познавательной деятельности детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.

Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.

Данная программа включает в себя разделы: грамматика, правописание и развитие речи.

Обучение русскому языку носит коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой учебного предмета.

Учебный материал каждого класса делится на следующие разделы:

Грамматика и правописание.

Звуки и буквы.

Слово.

Предложение.

Связная речь.

В 5—9 классах продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.

С 5 класса начинается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части речи. Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (подбор гнезд родственных слов) и др.

Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи — обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.

Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с психическим недоразвитием к самостоятельной жизни, к общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. Работа организуется так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников навыки построения простого предложения разной степени распространенности и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.



Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т. к. возможности школьников с психическим недоразвитием излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию. Подготовительные упражнения — ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом создают основу, позволяющую учащимся овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение.

В 5–9 классах школьникам прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии, заявления, расписки и др.).

Основные направления коррекционной работы:

Коррекция фонематического слуха.

Коррекция артикуляционного аппарата.

Коррекция слухового и зрительного восприятия.

Коррекция мышц мелкой моторики.

Коррекция познавательных процессов.

ФОРМЫ РАБОТЫ.


Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются: тренировочные упражнения, словарные, выборочные, комментированные, зрительные, творческие, предупредительные, свободные, объяснительные диктанты, письмо по памяти, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д. В конце каждой темы проводится контрольная работа.

Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктанта и грамматического разбора и т.д.).

В числе видов грамматического разбора следует использовать задание на опознание орфограмм, определение частей речи, частей слов, членов предложения на основе установления связей слов в предложении, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.

Оценка знаний учащихся осуществляется по результатам письменных, устных повседневных работ учащихся, текущих и итоговых контрольных работ.














Описание места учебного предмета в учебном плане.



Учебный предмет «Русский язык» входит в образовательную область «Язык и речевая практика» основной части учебного плана образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Данная рабочая программа рассчитана на обучающихся 5-9 классов. Занятия по данной программе проводятся в форме урока (40 мин). В 5 классе отведено 170 часов в год (5 часов в неделю), в 6-9 классах – 136 часов в год (4 часа в неделю). Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от уровня усвоения темы учащимися.




Класс


5

6

7

8

9


Четверть

Количество часов в четверть

1 четверть

40

40





2 четверть

40

40





3 четверть

50

50





4 четверть

40

40





Всего

170

170





















Планируемые результаты освоения учебного предмета

по итогам обучения в 5—9 классах

Требования к контролю и оценке знаний определены тремя уровнями в зависимости от учебных возможностей школьников:

первый уровень (базовый) предполагает реализацию требований к ученику в объёме программного материала (дети с достаточно сохранными психическими процессами, способными к усвоению знаний на высоком уровне, самостоятельному выполнению заданий или с незначительной помощью учителя);

второй уровень скорректирован по отношению к базовому уровню в сторону уменьшения объёма материала и его содержательного потенциала (с систематическим использованием образцов выполнения работы, опорных схем, опосредованных подсказок) (дети с незначительными нарушениями психических процессов, низкой работоспособностью и самостоятельностью);

третий уровень ограничен умением аккуратно и правильно списывать с рукописного и печатного текстов. Он доступен ученикам с более выраженными или осложнёнными интеллектуальными нарушениями.



Основные требования к умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

1-й уровень

Писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами (55-60 слов);

подбирать однокоренные слова и следить за единообразным написанием орфограмм в разных частях слова;

определять части речи;

составлять простые и сложные предложения с опорой на иллюстрацию, предложенную ситуацию;

составлять план к текстам повествовательного характера с чётко выраженными структурными частями;

писать изложение после предварительного анализа по коллективно составленному плану и данной иллюстрации;

оформлять деловые бумаги с опорой на образец.



й уровень

Писать под диктовку текст с изученными орфограммами;

пользоваться школьным орфографическим словарём;

решать орфографические задачи, опираясь на схему;

называть и различать части речи;

принимать участие в составлении плана и отборе речевого материала для создания текста;

оформлять деловые бумаги с опорой на образец (под руководством

учителя).



й уровень

знать буквы, обозначать звуки буквами;

списывать с печатного и рукописного текстов отдельные слова;

записывать по памяти отдельные короткие слова (из 2-4 букв) и некоторые слова из словаря;

участвовать в подборе слов к предметным картинкам;

находить начало и конец предложения (большая буква в начале и точка

в конце);

участвовать в коллективном обсуждении содержания текста упражнений, подборе заголовка к тексту;

записывать по памяти своё имя, фамилию и отчество,

а также домашний адрес.

















Личностные и предметные результаты.

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» является формирование следующих умений:

осознание языка как основного средства человеческого общения;

понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;

осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него.

стремление к речевому самосовершенствованию;

достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Предметными результатами изучения предмета является формирование следующих умений:

овладение навыками грамотного письма на основе усвоения звукового состава языка, элементарных сведений по грамматике и правописанию;

уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

последовательное и правильное изложение своих мыслей в устной и письменной форме;

понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике.


К концу 5 класса

Базовый уровень

Учащиеся должны уметь:

- различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на письме;

- подбирать группы родственных слов (несложные случаи);

- проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных путём изменения формы слова;

- обозначать мягкость согласных буквой ь;

- разбирать слова по составу;

- выделять имя существительное как часть речи;

Строить простое распространённое предложение;

- связно высказываться устно, письменно (с помощью учителя);

- пользоваться школьным орфографическим словарём.

Учащиеся должны знать:

- алфавит;

- способ проверки написания гласных и согласных (путём изменения формы слова).


Минимальный уровень

Учащиеся должны уметь:

- различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на письме;

- обозначать мягкость согласных буквой ь;

- разбирать слова по составу;

- выделять имя существительное как часть речи;

Строить простое распространённое предложение;

- пользоваться школьным орфографическим словарём.

Учащиеся должны знать:

- алфавит;

Словарь.

Адрес, беседа, библиотека, благодарю, ботинки, герой, граница, до свидания, забота, здравствуй, каникулы, конверт, космос, лестница, облако, область, однажды, oгpoмный, охрана, пaccaжиp, победа, север, столица, телевизор, телефон.


К концу 6 класса:

Базовый уровень

Учащиеся должны уметь:

- правильно обозначать звуки буквами на письме;

- подбирать группы родственных слов (несложные случаи);

- проверять написание в корне безударных гласных звонких и глухих согласных путём подбора родственных слова;

- разбирать слово по составу;

- выделять имя существительное и имя прилагательное как часть речи;

- строить простое распространённое предложение с однородными членами;

- связно высказываться устно и письменно (по плану);

- пользоваться школьным орфографическим словарём.

Учащиеся должны знать:

- способ проверки написания гласных и согласных в корне слов.


Минимальный уровень

Учащиеся должны уметь:

- правильно обозначать звуки буквами на письме;

- подбирать группы родственных слов (несложные случаи);

- разбирать слово по составу;

- выделять имя существительное и имя прилагательное как часть речи;

- пользоваться школьным орфографическим словарём.

Учащиеся должны знать:

- алфавит.


Словарь.

Апельсин, богатство, горизонт, директор, женщина, интересный, календарь, командир, комбайн, компас, конфета, мужчина, океан, пожалуйста, прекрасный, природа, растение, сейчас, солдат, соревнование, сосед, телеграмма, теперь, хозяин, шоссе.


К концу 7 класса

Базовый уровень

Учащиеся должны уметь:

- писать под диктовку текст, применять правила проверки написания слов;

- разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;

- различать части речи;

- строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение;

- писать изложение и сочинение с опорой на план, словосочетания после предварительной обработки каждой части;

- оформлять деловые бумаги по образцам;

- пользоваться словарем.

Учащиеся должны знать:

-главные и второстепенные (без конкретизации) члены предложения;

- название частей речи, их значение;

- наиболее распространенные правила правописания слов.



Минимальный уровень

Учащиеся должны уметь:

- писать под диктовку текст с предварительно разобранными трудными орфограммами;

- разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов под руководством учителя;

- различать части речи, ориентируясь на их значение и вопрос с помощью опорных таблиц;

- составлять и распространять предложения по рисункам, по схемам, по опорным словам, по аналогии;

-участвовать в обсуждении темы и идеи текста, пересказывать несложные по содержанию тексты с помощью учителя, по плану;

- оформлять деловые бумаги по образцам под руководством учителя;

- пользоваться словарем с помощью учителя.

Учащиеся должны знать:

- главные и второстепенные (без конкретизации) члены предложения по вопросам;

- название частей речи по опорным таблицам;

- способы проверки написания гласных и согласных в корне слова.


Словарь.

Антракт, бассейн, велосипед, география, естествознание, кабинет, километр, лекарство, мастер, мороженое, насекомое, недавно, портрет, порядочный, почтальон, приветливый, рецепт, сантиметр, спектакль, стадион, станок, театр, температура, тренер, тренировка.



К концу 8 класса

Базовый уровень

Учащиеся должны уметь:

- писать под диктовку текст, применять правила проверки написания слов;

- разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;

- различать части речи;

- строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение;

- писать изложение и сочинение с опорой на план, словосочетания после предварительной обработки каждой части;

- оформлять деловые бумаги по образцам;

- пользоваться словарем.

Учащиеся должны знать:

-главные и второстепенные (без конкретизации) члены предложения;

- название частей речи, их значение;

- наиболее распространенные правила правописания слов.


Минимальный уровень

Учащиеся должны уметь:

- писать под диктовку текст с предварительно разобранными трудными орфограммами;

- разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов под руководством учителя;

- различать части речи, ориентируясь на их значение и вопрос с помощью опорных таблиц;

- составлять и распространять предложения по рисункам, по схемам, по опорным словам, по аналогии;

-участвовать в обсуждении темы и идеи текста, пересказывать несложные по содержанию тексты с помощью учителя, по плану;

- оформлять деловые бумаги по образцам под руководством учителя;

- пользоваться словарем с помощью учителя.

Учащиеся должны знать:

- главные и второстепенные (без конкретизации) члены предложения по вопросам;

- название частей речи по опорным таблицам;

- способы проверки написания гласных и согласных в корне слов.


Словарь.

Государство, депутат, дисциплина, документ, информация, квитанция, клиент, медаль, полиция (милиция), неожиданно, Отечество, память, паспорт, патриот, пациент, планета, профессия, секретарь, совесть, станция, территория, характер, чувство, электричество, юмор.


К концу 9 класса

Базовый уровень

Учащиеся должны уметь:

- писать под диктовку текст, применять правила проверки написания слов;

- разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;

- различать части речи;

- строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение;

- писать изложение и сочинение с опорой на план, словосочетания после предварительной обработки каждой части;

- оформлять деловые бумаги по образцам;

- пользоваться словарем.

Учащиеся должны знать:

-главные и второстепенные (без конкретизации) члены предложения;

- название частей речи, их значение;

- наиболее распространенные правила правописания слов.


Минимальный уровень

Учащиеся должны уметь:

- писать под диктовку текст с предварительно разобранными трудными орфограммами;

- разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов под руководством учителя;

- различать части речи, ориентируясь на их значение и вопрос с помощью опорных таблиц;

- составлять и распространять предложения по рисункам, по схемам, по опорным словам, по аналогии;

-участвовать в обсуждении темы и идеи текста, пересказывать несложные по содержанию тексты с помощью учителя, по плану;

- оформлять деловые бумаги по образцам под руководством учителя;

- пользоваться словарем с помощью учителя.

Учащиеся должны знать:

- главные и второстепенные (без конкретизации) члены предложения по вопросам;

- название частей речи по опорным таблицам;

- способы проверки написания гласных и согласных в корне слов.


Словарь.

Автобиография, авторитет, аккуратно, безопасность, вежливость, ветеран, владелец, жестокость, иждивенец, изредка, кафе, компьютер, конфликт, мужество, население, национальность, независимость, обязанность, отдых, результат, сбербанк, свидетельство, традиция.








Критерии и нормы оценки знаний обучающихся по русскому языку


При оценке устных ответов по русскому языку принимаются во внимание:

правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;

б) полнота ответа;

в) умение практически применять свои знания;

г) последовательность изложения и речевое оформление ответа.


Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.


Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает незначительные ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.


Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.


При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:


Оценка «5» ставится за работу без ошибок, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает исправления. За правильное, полное, последовательное изложение авторского текста (темы) без ошибок в построении предложений.


Оценка «4» ставится за работу с 1-2 ошибками, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя допускает 2-3 ошибки. За изложение (сочинение), написанное без искажений авторского текста (темы), с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного смысла, без ошибок в построении предложений; допускается 3-4 орфографические ошибки.


Оценка «3» ставится за работу с 3-5 ошибками, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий. За изложение (сочинение), написанное с отступлениями от авторского текста (темы), с 2-3 ошибками в построении предложений и употреблении слов, влияющих на понимание смысла, с 5-6 орфографическими ошибками.

В письменных работах не учитываются одно-два исправления или одна пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует одной орфографической ошибке. Ошибки на неизученные правила правописания также не учитываются.


На всех уровнях выполнения учебных заданий работа учащихся должна оцениваться как удовлетворительная, хорошая или очень хорошая. Это даст шанс каждому ученику почувствовать себя успешным в учёбе независимо от степени нарушения интеллекта.






СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«РУССКИЙ ЯЗЫК»

В 5—9 КЛАССАХ


Программа по русскому языку в 5-9 классах имеет коммуникативную направленность. В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности.

Для решения этих взаимообусловленных задач строится содержательная часть программы. Особое внимание уделяется таким синтаксическим структурам, как предложение и текст, которые обеспечивают реализацию коммуникативной функции речи и возможность развёрнуто выражать мысли, точнее понимать высказывания других людей. Коммуникативная направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач.

Реализация коммуникативного подхода предполагает некоторое смещение акцентов при обучении русскому языку детей с нарушением интеллекта. Работа над усвоением грамматических категорий и орфографических правил перестаёт быть самоцелью, она осуществляется в процессе формирования собственно речевых умений и навыков. Большое значение приобретает не столько запоминание грамматической теории и орфографических правил (как называется, как изменяется), сколько умение применять изученный грамматико-орфографический материал в устной и письменной форме речевой практики.

Программа включает следующие разделы: «Звуки и буквы. Текст»,

«Слово. Текст», «Предложение. Текст», «Связная письменная речь», «Деловое письмо».

Во всех разделах задания к теме «Текст» выполняются в процессе изучения других грамматических тем.

Специальные уроки делового письма или связной речи с элементами творчества проводятся 1-2 раза в месяц по выбору учителя. Тренировочные упражнения в деловом письме используются и на других уроках русского языка.


Звуки и буквы

Повторение. Звуки речи. Гласные и согласные. Алфавит. Характеристика гласных: слогообразующая роль гласных, ударные и безударные гласные. Характеристика согласных: мягкие твёрдые, звонкие глухие. Несовпадение звука и буквы в слове.

Твёрдые и мягкие согласные. Их дифференциация. Обозначение мягкости согласных на письме буквами ii, е, ё, ю, я, ь.

Разделительный мягкий знак (ь). Дифференциация слитного и раздельного произношения согласных и гласных в словах. Употребление мягкого знака как показателя раздельного произношения согласного и гласного. Дифференциация употребления мягкого знака для обозначения мягкости согласных и разделительного мягкого знака.

Согласные звонкие и глухие. Дифференциация парных звонких и глухих согласных. Установление несоответствия звука и буквы на конце слова. Правописание звонких и глухих согласных на конце слова.

Ударные и безударные гласные. Соответствие звука и буквы под ударением и несоответствие их в безударной позиции. Введение термина орфограwча. Проверка написания безударных гласных путём изменения формы слова.

Звуковая характеристика языка. Соответствие и несоответствие произношения написанию в слове. Общий способ решения орфографических задач.

Употребление разделительных ь и ъ знаков в словах.

Проверяемые и непроверяемые написания в словах. Работа с орфографическим словарём.



Слова из словаря:

5 класс. Адрес, беседа, библиотека, благодарю, ботинки, герой, граница, до свидания, забота, здравствуй, каникулы, конверт, космос, лестница, облако, область, однажды, oгpoмньfй, охрана, naccaжиp, победа, север, столица, телевизор, телефон.

6 класс. Апельсин, богатство, горизонт, директор, женщина, интересный, календарь, командир, комбайн, компас, конфета, мужчина, океан, пожалуйста, прекрасный, природа, растение, сейчас, солдат, соревнование, сосед, телеграмма, теперь, хозяин, шоссе.

7 класс. Антракт, бассейн, велосипед, география, естествознание, кабинет, километр, лекарство, мастер, мороженое, насекомое, недавно, nopmpem, nopядoчньfй, почтальон, npивemлuвьfй, peцenm, сантиметр, спектакль, стадион, станок, meamp, температура, тренер, тренировка.

8 класс. Государство, дenymam, дисциплина, документ, информация, квитанция, клиент, медаль, полиция (милиция), неожиданно, Отечество, память, nacnopm, nampuom, пациент, планета, профессия, секретарь, совесть, станция, территория, характер, чувство, электричество, юмор.

9 класс. Автобиография, авторитет, аккуратно, безопасность, вежливость, ветеран, владелец, жестокость, иждивенец, изредка, кафе, компьютер, конфликт, мужество, население, национальность, независимость, обязанность, отдых, результат, сбербанк, свидетельство, традиция.

Слово. Состав слова

Родственные, или однокоренные, слова. Корень выразитель общего значения в группе однокоренных слов. Соотнесение однокоренных слов с их значением и включение их в предложения. Объяснение значений слов по плану и образцу. Подбор однокоренных слов, относящихся к разным частям речи. Их дифференциация.

Окончание как изменяемая часть слова. Образование смысловой связи между словами с помощью окончаний. Объединение слов в словосочетания с помощью вопроса.

Приставка как часть слова. Наблюдение за изменением значения слова в зависимости от приставки. Приставка и предлог. Их различение.

Правописание приставок с а и о. Приставка пере-.

Единообразное написание приставок на согласные вне зависимости от произношения (в-, с-, от-, под-, над-). Составление различных словосочетаний с однокоренными словами, образованными с помощью приставок.

Разделительный твёрдый знак (ъ) в словах с приставками. Правописание корней и приставок. Их систематизация.

Суффикс как часть слова. Изменение значения слова в зависимости от суффикса. Суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением.

Образование разных частей речи с помощью приставок и суффиксов. Образование разных слов с помощью одних и тех же приставок и суффиксов, наблюдение за значением этих слов.

Практическое использование однокоренных слов в тексте. Разбор слов по составу (простейшие случаи).

Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов путём изменения формы слова или подбора однокоренных слов. Дифференциация способов проверки. Проверяемые и проверочные слова в группе однокоренных слов.

Непроверяемые написания в корне. Наблюдение за единообразным написанием орфограмм в гpyппe однокоренных слов.

Сложные слова с соединительными гласными о, е и без соединительной гласной. Обогащение словаря сложными словами. Их активизация. Объяснение значения данных слов (по образцу). Составление словосочетаний и предложений с данными словами. Включение их в текст.

Сложносокращённые слова. Использование в тексте сложных и сложносокращённых слов.



Части речи

Слово как название предмета, его признака или действия. Части речи. Существительное. Прилагательное. Глагол. Их различение и вопросы как средство для выявления этих частей речи. Различение данных частей речи в группе однокоренных слов. Их дифференциация в предложении. Составление словосочетаний, состоящих из разных частей речи.



Существительное. Значение существительных в речи. Объединение ряда существительных общей темой. Разделение существительных на слова различных смысловых категорий: люди, их профессии, животные, растения, события, явления природы и т. д. Существительные, называющие один и тот же предмет по-разному. Существительные, противоположные по значению. Существительные, близкие по значению. Описание картин окружающей действительности существительными. Образование сравнительных оборотов с союзом как (один предмет похож на другой: глаза как бусинки).

Существительные одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные.

Большая буква в именах собственных. Названия праздников. Кавычки в названиях книг, журналов, магазинов и т. д. Распространение предложений в тексте именами собственными.

Изменение существительных по числам.

Нахождение смысловой связи между двумя данными существительными и составление предложений на основе двух слов.

Род существительных. Родовые окончания. Различение существительных по родам. Существительные мужского и женского рода с шипящей на конце. Различение их по родам в словосочетаниях. Правописание.

Число существительных. Изменение существительных по числам.

Подбор однокоренных существительных с разными грамматическими признаками. Включение их в предложения.

Изменение существительных в единственном числе по падежам (склонение). Словосочетания с существительным, постановка вопроса от главного слова к зависимому (существительному) и определение падежа существительного по вопросу. Выделение падежных окончаний (на примере существительных с ударными и беспроблемными окончаниями).

Предлоги и падежи. Предлог и падежное окончание для связи слов в предложении. Выбор падежной формы существительного после предлога.

Понятие о начальной форме существительных. Постановка существительных, стоящих в косвенных падежах, в начальную форму.

Три типа склонения существительных.

Ударные и безударные падежные окончания. Наблюдение за единообразным написанием ударных и безударных падежных окончаний.

Правописание безударных падежных окончаний существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе. Проверка безударных окончаний существительных каждого типа склонения способом подстановки существительного того же склонения и падежа с ударным окончанием. Распространение предложений однородными членами, выраженными существительными в заданной падежной форме. Склонение существительных во множественном числе. Распространение предложений однородными членами, выраженными существительными во множественном числе.

Определение грамматических признаков существительного (с опорой на таблицу).

Выбор из текста существительных и постановка их в начальную форму.

Несклоняемые существительные. Определение их рода. Согласование прилагательного и глагола прошедшего времени с несклоняемыми существительными.

Дополнение диалога завершающими репликами двух собеседников.

Прилагательное. Значение прилагательных в речи. Признаки, обозначаемые прилагательными: цвет, размер, форма, вкус и т. д. Описание человека, животных, явлений природы с помощью прилагательных. Описание предмета и его частей словосочетаниями с прилагательными. Прилагательные, противоположные по значению. Прилагательные, близкие по значению. Использование прилагательных для выражения сравнения (ласковый, как котёнок). Употребление прилагательных в прямом и переносном значении.

Род прилагательных. Его зависимость от рода существительных. Родовые окончания прилагательных.

Число прилагательных. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. Наблюдение за родовыми окончаниями. Дифференциация окончаний единственного и множественного числа: -ее, -ne.

Понятие о склонении прилагательных. Склонение прилагательных мужского и среднего рода. Склонение прилагательных женского рода. Постановка вопросов от существительного к прилагательному в косвенных падежах. Наблюдение за окончанием вопроса и окончанием прилагательного. Правописание падежных окончаний прилагательных в единственном числе. Склонение прилагательных во множественном числе. Проверка безударных окончаний прилагательных с помощью вопроса.

Прилагательные на -пй, -ье, -ья, -ьи. Их правописание.

Подбор нескольких прилагательных к существительному по смыслу (сначала с опорой на предмет или его изображение, а в дальнейшем без них). Согласование прилагательных с существительными. Выделение сочетаний существительных с прилагательными в разных падежных формах. Употребление словосочетаний в разных падежных формах.

Распространение предложений прилагательными и однородными членами, выраженными прилагательными в заданной падежной форме.

Выписывание из текста сочетаний существительных с прилагательными.

Восстановление текста по опорным словосочетаниям.

Включение прилагательных в описание портрета (с опорой на иллюстрацию, репродукцию картины).

Создание диалога на основе повествовательного текста с опорой на структурную схему диалога.



Глагол. Значение глаголов в речи. Семантические группы глаголов (глаголы движения, глаголы труда, глаголы речи и т. д.). Нахождение в тексте глаголов разных семантических групп.

Глаголы, противоположные по значению. Подбор к данным глаголам однокоренных и глаголов, противоположных по значению. Составление словосочетаний с глаголами, противоположными по значению, на заданную тему. Включение в текст пар глаголов, противоположных по значению. Использование глаголов для выражения сравнения (npыгaem, как мячик). Глаголы, близкие по значению, их использование в предложениях. Употребление глаголов в прямом и переносном значении, включение их в описание картины (по данной репродукции).

Изменение глаголов по временам (настоящее, прошедшее, будущее). Их различение по вопросам и значению. Употребление в речи глаголов разных временных категорий.

Число глаголов. Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде и числе.

Начальная форма глагола (неопределённая форма) на -шь, -ться, -ти, -чь, -чься (что делать? что сделать?). Постановка глаголов в начальную форму.

Правописание частицы не с глаголами. Значение отрицания.

Лицо глаголов в настоящем и будущем времени. 1, 2 и 3-е лицо глаголов единственного и множественного числа. Правописание глаголов 2-го лица единственного числа.

Дифференциация глаголов 3-го лица единственного числа и неопределённой формы глаголов (-тся, -ться). Изменение глаголов с ударным окончанием по лицам и числам.

Составление сочетаний глаголов с существительными, отвечающими на вопросы косвенных падежей.

Включение в диалог слов автора, данных отдельно и характеризующих речь участников диалога. Краткий письменный пересказ текста по вопросам.

Повелительная форма глаголов. Использование в диалоге глаголов в повелительной форме.

Местоимение. Значение личных местоимений в речи. Правильное соотнесение местоимений с существительными.

Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Употребление местоимений 2-гo лица множественного числа (вы, Вы) при обращении к нескольким лицам и одному человеку.

Изменение местоимений 3-го лица единственного числа по родам.

Склонение и правописание личных местоимений единственного и множественного числа. Раздельное написание предлогов с местоимениями.

Использование местоимений как средства связи предложений в тексте.

Замена местоимениями повторяющихся существительных и словосочетаний с ними в рядом стоящих предложениях.

Письменный пересказ текста на основе коллективно составленного плана и выписанных словосочетаний с местоимениями к каждому пункту плана.

Наречие. Значение наречий в речи. Наречия, характеризующие глаголы речи. Наречия противоположные и близкие по значению. Употребление сочетаний глаголов с наречиями в прямом и переносном значении. Признаки действия, отвечающие на вопросы как? где? когда? куда? откуда?

Неизменяемость наречий. Образование наречий от прилагательных. Правописание наречий на -а и -о.

Подбор наречий к глаголу по смыслу (с опорой на иллюстрацию). Распространение предложений наречиями. Употребление наречий для связи предложений в тексте и частей текста между собой. Выписывание словосочетаний с наречиями. Восстановление текста по выписанным словосочетаниям.

Числительное. Понятие о числительном как части речи. Случаи употребления в устной и письменной речи.

Правописание числительных от 5 до 20, 30; от 50 до 80; от 100 до 900. Составные числительные, их правописание.

Предложение. Нераспространённые и распространённые предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Распространение предложения с помощью вопросов, рисунков. Ответы на вопрос нераспространённым и распространённым предложениями.

Практическое знакомство с однородными членами предложения. Интонация перечисления. Перечисление без союзов и с одиночным союзом И.

Однородные члены предложения с союзами а,но.Интонация сопоставления. Знаки препинания. Дополнение предложения однородными членами по вопросу. Распространение предложений однородными членами, выраженными разными частями речи. Постановка вопроса к однородным членам предложения. Включение в предложение однородных членов путём замены слова с обобщающим значением словами с конкретными значениями. Практическое знакомство с обращением. Интонационные особенности.

Место обращения в предложении. Культура речи при обращении.

Определение объекта, к которому обращена речь. Включение данных обращений в текст.

Различение предложений в зависимости от цели высказывания: повествовательные, вопросительные, восклицательные. Правильное их интонирование. Составление разных по интонации предложений об одном предмете.

Употребление восклицательных и вопросительных предложений в диалоге.

Сложное предложение без союзов. Знаки препинания. Сравнение сложного предложения с простым предложением. Смысловая и интонационная законченность сложного предложения. Составление сложных предложений с опорой на рисунки и схему сложного предложения.

Нераспространённые простые и сложные предложения. Распространение их в тексте.

Сложные предложения с союзами что, чтобы, потому что, когда. Выделение главных и второстепенных членов в частях сложного предложения.

Составление сложных предложений с опорой на фрагменты предложений, включающих союзы и, а, но, что, чтобы, потому что, когда.



Текст

Различение текста и не текста. Определение темы текста. Заголовок.

Отличие предложения от текста. Деление текста на предложения. Границы предложений.

Установление последовательности предложений в тексте.

Тема и основная мысль. Отбор примеров и фактов для развития основной мысли (из ряда предложенных).

Части текста. Красная строка. Запись текста с соблюдением красной строки.

Расположение частей текста в соответствии с данным планом. Деление текста на части по данному плану.

План текста. Деление главной части плана на подпункты, отражающие последовательность предъявляемых фактов (примеров).

Дополнение текста фактами, подтверждающими основную мысль, по вопросам к тексту, с опорой на рисунки. Коллективный подбор примеров (фактов) для подкрепления основной мысли текста.

Связь частей в тексте с помощью слов однажды, как-то раз, недавно, давным -давно, вдруг, неожиданно, внезапно, с тех пор, теперь, и вот.

Установление последовательности фактов, подтверждающих основную мысль в тексте. Связь между ними с помощью слов сначала, потом, затем, наконец.

Анализ текста: тема, основная мысль, части текста, средства связи предложений в тексте, составление плана к тексту.


Деловое письмо

Адрес. Адресные данные и порядок их записи. Восстановление нарушенного порядка адресных данных. Индекс. Его значение. Отправитель и получатель. Тематический словарь.

Почтовая марка, её функциональное значение. Заполнение конверта.

Поздравление. Текст поздравления, его структурные части (обращение, поздравление, пожелание, подпись). Тематический словарь.

Дополнение текста поздравления пропущенными структурными частями. Всенародные праздники, их названия, календарные данные.

Поздравительная открытка. Расположение частей текста поздравления на ней. Заполнение лицевой и обратной стороны поздравительной открытки. Речевой этикет. День учителя. Поздравление с Днём учителя.

Календарь памятных дат. Его заполнение. Профессиональные праздники. Внесение личностно значимых профессиональных праздников в календарь памятных дат.

Записка. Текст записки, её структурные части (обращение, сообщение, подпись). Тематический словарь.

Записка-просьба, записка-приглашение, записка-извинение, записка- благодарность. Речевой этикет.

Дополнение текста записки пропущенными структурными частями.

Составление записок на заданные темы, правильное расположение записок на листе бумаги.

Письмо. Личные письма. Текст письма и его структурные части (приветствие с обращением, сообщение, прощание, подпись). Тематический словарь.

Дополнение текста письма пропущенными структурными частями.

Выделение в тексте письма вопросов и просьб к адресату как отдельной структурной единицы. Преобразование повествовательного текста в текст письма. Коллективное сочинение писем по образцу, по письму-заготовке, на заданную тему, ответов на полученное письмо.

Объявление. Текст объявления, его структурные части (обращение, сообщение, подпись). Тематический словарь.

Особенности текста объявления: краткость, точность {где? когда?).

Школьные объявления. Доска объявлений. Объявления о пропаже и находке.

Объявления на улице и в газете.

Составление объявлений из данных структурных частей.

Дополнение текста объявления пропущенными структурными частями. Составление объявлений с опорой на объявления-заготовки.

Объяснительная записка. Текст объяснительной записки, её структурные части (адресат, название деловой бумаги, объяснение, фамилия, имя, отчество и подпись составителя, число). Тематический словарь.

Членение текста объяснительной записки на структурные части и правильное расположение их на листе бумаги.

Составление объяснительной записки из отдельных структурных частей.

Дополнение текста объяснительной записки пропущенными структурными частями.

Тематика объяснительных записок. Составление объяснительных записок на заданные темы.

Заявление. Текст заявления, его структурные части (кому, от кого; название документа, просьба заявителя, подпись, дата). Тематический словарь.

Членение текста заявления на структурные части и правильное расположение их на листе бумаги.

Составление заявления из отдельных структурных частей. Дополнение текста заявления пропущенными структурными частями. Тематика заявлений. Составление заявлений на заданные темы.

Заполнение бланков заявлений.

Расписка. Текст расписки, её структурные части (название документа, содержание документа, подпись, дата). Тематический словарь.

Членение текста расписки на структурные части и правильное расположение их на листе бумаги.

Составление расписки из отдельных структурных частей. Дополнение текста расписки пропущенными структурными частями. Тематика расписок. Составление расписок на заданные темы.

Доверенность. Текст доверенности, её структурные части. Тематический словарь.

Членение текста доверенности на структурные части и правильное расположение их на листе бумаги.

Составление доверенности из отдельных структурных частей. Дополнение текста доверенности пропущенными структурными частями.

Тематика доверенностей. Составление данного документа на заданные темы. Заполнение бланков доверенности.

Автобиография. Текст автобиографии, её структурные части. Тематический словарь.

Членение текста автобиографии на структурные части и правильное расположение их на листе бумаги.

Составление автобиографии из отдельных структурных частей. Дополнение текста автобиографии пропущенными структурными частями. Составление автобиографии по образцу, вопросам и самостоятельно.

Внесение автобиографических данных в различные документы.

Заполнение бланков автобиографическими данными.



Связная письменная речь с элементами творчества

Коллективное составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Коллективное изложение зрительно воспринимаемого текста по данному плану и опорным словам.

Коллективное сочинение по плану и опорным словосочетаниям. Составление рассказа по сюжетной картинке и данному плану. Коллективный рассказ на основе распространения данного текста. Коллективное изложение текста, воспринятого на слух.

Выделение опорных слов из текста с предварительным его анализом (тема, образные слова, средства связи предложений). Обсуждение заголовка к тексту. Изложение рассказа по данному началу и опорным словам.

Изложение воспринятого на слух текста по данному началу и опорным словам.

Коллективное описание предмета с опорой на предмет или его изображение по предложенному учителем плану.

Коллективный рассказ на основе художественной картины бытового жанра с предварительным анализом, составлением плана, отбором речевого материала.

Продолжение рассказа по данному началу и плану последующих частей.

Коллективное сочинение повествовательного характера с опорой на серию сюжетных картинок с предварительной отработкой сюжета и словаря.

Сочинение по данному плану и опорным словам или по данному началу частей текста.

Сочинение по материалам личных наблюдений. Изложение содержания текста биографии писателя. Сочинение с элементами рассуждения по вопросам.

Коллективное описание героя на материале уроков чтения с предварительной отработкой содержания и речевого оформления текста.





















Календарно-тематическое планирование

по предмету «Русский язык» в 6 классе


урока

Дата

Тема


Кол-во часов

Словарь



Повторение

12



1


Звуки и буквы. Текст


1


2


Гласные и согласные. Их различение.


1


3


Безударные гласные в словах

1


4


Сомнительные звонкие и глухие согласные в словах

1


5


Сомнительные гласные и согласные в

словах

1


6


Текст. Части текста. Красная строка


1


7


Непроверяемые гласные и согласные в

словах

1

телеграм-

ма

8-9


Закрепление знаний по теме «Звуки и буквы» (контрольные вопросы и задания).

2


10


Контрольный диктант по теме «Звуки и буквы».

1


11


Работа над ошибками

1


12


Деловое письмо. Адрес


1



Характеристика основных видов деятельности ученика

Сравнивать гласные и согласные.

Проследить за единообразным написанием гласных и парных звонких и глухих согласных в корне однокоренных слов, находить проверочные и проверяемые слова в группе однокоренных слов. Пользоваться способами проверки безударных гласных и парных согласных в корне однокоренных слов.

Пополнять свой словарный запас однокоренными словами и активно использовать их при составлении предложений. Различать проверяемые и непроверяемые написания гласных и согласных в словах.

Понаблюдать за делением текста на части. Познакомиться с понятием «красная строка». Тренироваться в записи текста с соблюдением красной сроки.

Перечислить все адресные данные, необходимые для оформления почтовых отправлений. Найти в адресе отправителя и получателя (адресат). Познакомиться с историей почтовой марки.




Предложение. Текст


13


13


Деление текста на предложения


1


14


Выделение главных и второстепенных

членов предложения

1


15


Нераспространённые и

распространённые предложения

1

хозяин

16


Текст. Расположение частей текста в

соответствии с данным планом

1


17


Распространение предложений с помощью рисунков

1

конфета

18


Распространение предложений с

помощью вопросов

1


19


Однородные члены предложения

1


20-21


Закрепление знаний по теме «Предложение».


2


22


Контрольный диктант по теме «Предложение».


1


23


Работа над ошибками


1


24-25


Деловое письмо. Поздравление.

Оформление открытки

2



Характеристика основных видов деятельности ученика

Тренироваться в делении текста на предложения. Уметь выделять главные и второстепенные члены предложения.

Сравнивать предложения нераспространённые и распространённые и делать вывод об их различиях. Овладевать умением распространять предложения с помощью вопросов и рисунков, а также однородных членов предложения.

Различать в диалоге слова автора и слова участников диалога. Учиться записывать диалог без слов автора, используя данную схему диалога. Сделать речь участников диалога более интересной, дополнив её однородными членами предложения.

Познакомиться с планом текста. Учиться выделять вступление, главную часть и заключение. Тренироваться в составлении текста из отдельных частей по данному плану и записывать получившийся текст, соблюдая красную строку.

Повторить названия частей в тексте поздравлений. Тренироваться в правильном расположении частей поздравления на поздравительных открытках. Познакомиться с интересными сведениями о речевом этикете и поделиться впечатлениями с одноклассниками. Составить сезонный календарь памятных дат. Заполнить несколько поздравительных открыток.




Состав слова. Текст


35


26


Корень и однокоренные слова

1


27


Окончание как изменяемая часть слова


1


28


Образование смысловой связи между

словами с помощью окончания

1


29


Приставка как часть слова


1


30


Изменение значения слова в зависимости

от приставки

1

горизонт

31


Суффикс как часть слова


1


32


Разбор слов по составу


1




33


Правописание безударных гласных в

корне

Написание гласных в корне однокоренных слов


1


34


Проверяемые и проверочные слова


1


35


Проверка безударных гласных в корне


1


36


Правописание звонких и глухих

согласных в корне

Написание согласных в корне однокоренных слов. Проверяемые и проверочные слова

1


37


Проверка парных звонких и глухих

согласных в корне

1


38


Правописание безударных гласных и сомнительных согласных в корне

1


39


Закрепление знаний по теме «Правописание безударных гласных и сомнительных согласных в корне».


1

сейчас

теперь

40


Контрольный диктант по теме «Правописание безударных гласных и сомнительных согласных в корне».

1


41


Работа над ошибками


1


42-43


Изложение зрительно воспринимаемого

текста

2



44


Правописание приставок

Приставка и предлог


1


календарь

45


Различение приставки и предлога


1

комбайн

46


Наблюдение за правописанием гласных

в приставках

1


47


Правописание гласных в приставках

1


48


Правописание безударных гласных в

корне и приставке

1


49-50


Текст. Деление текста на части по

данному плану

2

соревно-

вание

51


Наблюдение за правописанием

согласных в приставках

1


52


Правописание приставок на согласную


1


53


Разделительный твёрдый знак в словах

с приставками

1


54


Различение написания слов с

разделительным твёрдым знаком и без него

1


55-56


Закрепление знаний по теме «Состав слова».


2


57


Контрольный диктант по теме «Состав слова».


1


58


Работа над ошибками


1


59-60


26. Деловое письмо. Записка

2



Характеристика основных видов деятельности ученика

Дополнить вывод о том, какие слова называются однокоренным.

Учиться объяснять значения слов по данному плану и образцу (почему предмет так называется).

Объяснять, какую важную работу выполняют окончания в словах, и подкреплять свои объяснения примерами.

Понаблюдать за изменением значения слова в зависимости от приставки и суффикса. Тренироваться в выборе пропущенных приставок и суффиксов в словах, опираясь на смысл словосочетания и предложения.

Разбирать слова по составу, используя таблицу.

Находить в словах и объяснять орфографическую трудность. Отрабатывать способы проверки безударных гласных и парных согласных в корне однокоренных слов.

Уметь различать приставку и предлог, выучив для этого два правила. Понаблюдать за правописанием гласных и согласных в приставке. Запомнить правила правописания приставок. Подбирать примеры слов с заданными приставками. Запомнить случаи написания разделительного твёрдого знака в приставках.

Научиться различать записку-просьбу, записку-приглашение, записку-сообщение. Тренироваться в написании записок.

Прочитать отрывок из рассказа «Любовь» Ю. Буковского о любовной записке второклассника. Ответить на вопросы.

Учиться делить текст на части по данному плану.




Части речи. Текст


2


61


Существительное, прилагательное,

глагол

1

богатство

62


Различение существительных,

прилагательных и глаголов в предложении

1



63


Имя существительное

Понятие об имени существительном

35

1


64


Значение существительных в речи


1


65


Существительные обозначающие

явления природы

1

растение

66


Существительные, называющие один и

тот же предмет по-разному

1


67


Существительные, противоположные по

значению

1



68


Род и число существительных

Различение существительных по родам


1


прекра-сный

69


Изменение существительных по числам


1



70


Правописание имён собственных

Существительные собственные и нарицательные


1


71


Деление текста на части по данному плану (упр.144)

1


72


Большая буква в именах собственных

1


73


Кавычки в именах собственных


1


74-75


Различение написаний

существительных собственных и нарицательных

2

океан

76-77


Закрепление знаний по теме «Имя существительное».

2


78


Контрольный диктант по теме «Имя существительное».


1


79


Работа над ошибками


1




80


Изменение существительных по

падежам

Понятие о склонении


1


81


Определение падежей существительных

по вопросам

1


82


Именительный падеж кто? что?


1


83


Родительный падеж кого? чего?

1


84


Дательный падеж кому? чему?


1


85


Винительный падеж кого? что?

1

мужчина

женщина

86


Творительный падеж кем? чем?

1


87


Предложный падеж о ком? о чём?

1

природа

88


Текст. Подтверждение основной мысли

текста дополнительными фактами

1

компас


89


Понятие о начальной форме


1


90


Постановка существительных в

начальную форму

1


91-92


Закрепление знаний по теме «Изменение существительных по падежам».

2


93


Составление текста по картине (В.М. Васнецов «Ковер-самолет»)

1


94


Контрольный диктант по теме «Изменение существительных по падежам».


1


95


Работа над ошибками


1


96-97


Деловое письмо. Письмо


2



Характеристика основных видов деятельности ученика

Уметь находить разные части речи в группе однокоренных слов. Различать существительные, прилагательные и глаголы в предложении.

Выделять из текста существительные и менять их форму по вопросам кто? что? (ставить в начальную форму).

Понаблюдать за существительными, которые называют предмет по-разному. Потренироваться в подборе существительных, называющих один и тот же предмет по-разному. Составлять предложения с такими существительными. Учиться подбирать пары существительных, противоположных по значению.

Восстановить в памяти понятия рода и числа существительных.

Пополнить знания о правописании имён собственных случаями написания их в кавычках.

Познакомиться с понятием о склонении существительных. Постараться запомнить названия падежей и вопросы к ним.

Учиться определять падежи данных существительных по вопросам.

Познакомиться с понятием о начальной форме существительного. Учиться ставить существительные в начальную форму.

Продолжать работу с текстом. Находить в нём основную мысль, подбирать дополнительные факты для подтверждения основной мысли.

Познакомиться с основными частями текста письма. Потренироваться в правильном расположении частей письма на листе бумаги. Прочитать историческую справку и поделиться с одноклассниками интересными сведениями о книжках- письмовниках.




98


Имя прилагательное


Понятие об имени прилагательном

30


1


99


Значение прилагательных в речи


1


100


Описание явлений природы с помощью

прилагательных

1


101


Описание человека, животных с

помощью прилагательных

1


102


Прилагательные, противоположные по

значению

1





103



Изменение прилагательных по родам

и числам


Изменение прилагательных по родам




1


104


Окончания прилагательных мужского

рода


1


105


Окончания прилагательных женского

рода

1


106


Окончания прилагательных среднего

рода

1

шоссе

107


Определение родовых окончаний

прилагательных

1


108


Пересказ текста с опорой на репродукцию картины и план (М.И. Авилов «Поединок Пересвета с Челубеем»)

1


109


Изменение прилагательных по числам

1

интерес-

ный

110-111


Закрепление знаний по теме «Род и число прилагательных»

2


112


Контрольный диктант по теме «Род и число прилагательных»


1


113


Работа над ошибками


1






114


Склонение прилагательных мужского и

среднего рода


Понятие о склонении прилагательных




1


115


Постановка вопросов к прилагательным

в косвенных падежах.

1


116


Именительный падеж прилагательных

мужского и среднего рода

1


117


Родительный падеж прилагательных

мужского и среднего рода

1


118


Дательный падеж прилагательных мужского и среднего рода

1


119


Винительный падеж прилагательных

мужского и среднего рода

1


120


Творительный падеж прилагательных

мужского и среднего рода

1


121


Предложный падеж прилагательных

мужского и среднего рода

1

командир

122-123


Закрепление знаний по теме «Склонение прилагательных мужского и среднего рода».

2


124


Контрольный диктант по теме «Склонение прилагательных мужского и среднего рода».

1


125


Работа над ошибками


1


126-127


Деловое письмо. Объявление


2



Характеристика основных видов деятельности ученика

Упражняться в подробном описании предмета, его качества и свойства с помощью прилагательных (коллективные упражнения).

Познакомиться с прилагательными, противоположными по значению. Учиться находить в тексте и составлять пары прилагательных, противоположных по значению. Распространять предложения прилагательными, противоположными по значению выделенным прилагательным.

Наблюдать за изменением прилагательных по родам и числам и учиться делать выводы о зависимости грамматических признаков прилагательных от существительных. Учиться доказывать правильность своих выводов, подкрепляя их примерами.

Познакомиться с понятием о склонении прилагательных. Учиться ставить вопросы к прилагательным в косвенных падежах, выделять окончания вопросов и окончания прилагательных.

Овладевать умением склонять прилагательные мужского и среднего рода по падежам. Выделять из предложения сочетания прилагательных с существительными, определять их падеж по вопросам и выделять окончания прилагательных.

Сочинять диалог на основе повествовательного текста, в котором «прячется» разговор героев; использовать для этого данную схему диалога и начало фраз героев.

Закреплять умение делить текст на части по данному плану и записывать текст, соблюдая красную строку.

Познакомиться с разной тематикой объявлений. Накапливать тематический словарь. Научиться называть и выделять в объявлении три основные части. Потренироваться составлять из разных частей школьные объявления. Прочитать историческую справку об устных объявлениях. Поделиться с одноклассниками интересными сведениями.




128


Глагол


Понятие о глаголе

19


1



129


Значение глагола в речи


1


130


Глаголы, противоположные по

значению

1


131


Различение существительных,

прилагательных и глаголов

1

соседи


132


Изменение глаголов по временам

Настоящее время глаголов


1


133


Прошедшее время глаголов


1


134


Будущее время глаголов

1


135-136


Различение глаголов по временам


2



137


Изменение глаголов по числам

Единственное и множественное число глаголов настоящего времени


1


138


Единственное и множественное число

глаголов будущего времени

1

директор

139


Единственное и множественное число

глаголов прошедшего времени

1


140


Текст. Связь частей в тексте


1


141-142


Закрепление знаний по теме «Глагол».


2


143


Контрольный диктант по теме «Глагол».


1


144


Работа над ошибками


1


145-146


Коллективный рассказ на основе

распространения данного текста

2



Характеристика основных видов деятельности ученика

Обсудить значение глагола в речи (какие действия называет) и в предложении (каким членом предложения является).

Познакомиться с глаголами, противоположными по значению, учиться составлять из них пары и включать в предложения.

Наблюдать за изменением глаголов по родам и числам и учиться делать выводы о значении этих свойств глагола.

Учиться доказывать правильность своих выводов, подкрепляя их примерами.

Учиться различать глаголы по временам, изменять их по числам. Отрабатывать умение ставить вопросы к глаголам.

Познакомиться с текстами, описывающими интересный случай или занимательную историю. Учиться использовать в них особые слова и словосочетания, которые помогут связать части текста по смыслу



Предложение. Текст


13


147


Различение повествовательных,

вопросительных и восклицательных

предложений

1

апельсин

148


Однородные члены предложения

Определение однородных членов

предложения



1


149


Однородные члены предложения без

союзов

1


150


Однородные члены предложения с

союзом И

1


151


Однородные члены предложения без

союзов и с союзом И

1


152-153


Пересказ текста по картине с опорой на запись (Б.М. Кустодиев «Ярмарка»)

2


154


Обращение

Знакомство с обращением


1


155


Место обращения в предложении

1

пожа-

луйста

156-157


Закрепление знаний по теме «Предложение».


2


158


Контрольный диктант по теме «Предложение».


1


159


Работа над ошибками


1



Характеристика основных видов деятельности ученика

Восстановить в памяти знания о разных по интонации предложениях. Дополнить вывод о различиях, характерных для повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений. Уметь привести примеры.

Отрабатывать умение ставить запятые между однородными членами предложения без союзов и с одиночным союзом п.

Познакомиться с обращением, его значением в речи. Потренироваться в чтении обращений с особой звательной интонацией. Понаблюдать за местом обращения в предложении и выделением обращения при письме запятыми.

Использовать обращения в диалогах. Придумывать добрые, ласковые слова-обращения участникам диалога




Повторение


8


160-161


Состав слова


2


162-163


Правописание гласных и согласных в

корне и приставке


2


164-165


Имя существительное


2


166


Имя прилагательное


1


167-168


Глагол


2


169-170


Деловое письмо. Объявление

2


Характеристика основных видов деятельности ученика


Находить в словах и объяснять орфографическую трудность. Отрабатывать способы проверки безударных гласных и парных согласных в корне однокоренных слов.

Различать существительные, прилагательные и глаголы в предложении.

Составлять из разных частей школьные объявления.




































ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Программы:

«Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. 5-9 кл.» М.И. Шишкова, Э.В. Якубовская, И.М. Бгажнокова.- М.: Просвещение,2019.

Учебники:

Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / авт.-сост. Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская.- 10-е изд. – М.: Просвещение, 2017

Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / авт.-сост. Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская.- 10-е изд. – М.: Просвещение, 2017

Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / авт.-сост. Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская.- 10-е изд. – М.: Просвещение, 2017

Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / авт.-сост. Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская.- 10-е изд. – М.: Просвещение, 2017

Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / авт.-сост. Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская .- 10-е изд. – М.: Просвещение, 2017



Учебно-методические пособия:

Якубовская Э. В. РУССКИЙ ЯЗЫК. Методические рекомендации 5-9 классы.-Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.-М.: Просвещение, 2019.

Учебное пособие для педагогических институтов под редакцией А.К.Аксеновой «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе VIII вида».

«Уроки русского языка в коррекционной школе» под редакцией Н.Н. Бебешиной, Ф.И.Самсоновой.

«Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания» под редакцией А.К.Аксеновой, Н.Г. Галунчиковой, М. «Просвещение», 2004 год.

«Сборник диктантов и проверочных работ по русскому языку в 5-9 кл. для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы» (интернет-ресурсы).

Наглядные пособия (5-9 касс) по темам

«Предложение», «Состав слова», «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол», «Местоимение», «Наречие», «Имя числительное», «Деловые бумаги».

Тестовые задания (8-9 касс) по темам

«Предложение», «Состав слова», «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол», «Местоимение», «Наречие», «Имя числительное».

Дидактические карточки (5-9 касс) по темам

«Предложение», «Состав слова», «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол», «Местоимение», «Наречие», «Имя числительное», «Деловые бумаги», «Развитие речи».

Дидактический материал «Словарные слова» (5-9 кл.) (загадки, иллюстрации).

Технические средства обучения: ноутбук, видеопроектор.













































в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.