Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Республики Мордовия «Саранская общеобразовательная школа
для детей с ограниченными возможностями здоровья»
«УТВЕРЖДЕНО» Директор школы _____________ Храмов С. В. «01» сентября 2017 г. |
Рабочая программа
учителя русского языка Рычковой В. В.
по учебному предмету
«Социально-бытовая ориентировка 5 класс»
2017-2018 учебный год
Саранск 2017
Содержание
Введение
I. Целевой раздел
I. 1. Пояснительная записка
II. Содержательный раздел
II. 1. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
II. 2. Базовые учебные действия
II. 3. Содержание учебного предмета
III. Организационный раздел
III. 1. Календарно-тематическое планирование
III. 2. Список литературных источников
I. Целевой раздел
I. 1. Пояснительная записка
Учебный предмет «Социально-бытовая ориентировка» имеет своей целью практическую подготовку обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в ближайшем и более отдаленном социуме.
Основные задачи, которые призван решать этот учебный предмет, состоят в следующем:
― расширение кругозора обучающихся в процессе ознакомления с различными сторонами повседневной жизни;
― формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых навыков, связанных с ведением домашнего хозяйства;
― ознакомление с основами экономики ведения домашнего хозяйства и формирование необходимых умений;
― практическое ознакомление с деятельностью различных учреждений социальной направленности; формирование умений пользоваться услугами учреждений и предприятий социальной направленности;
― усвоение морально-этических норм поведения, выработка навыков общения (в том числе с использованием деловых бумаг);
― развитие навыков здорового образа жизни; положительных качеств и свойств личности.
Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития обучающихся, уровня их знаний и умений. Программа состоит из разделов. В каждом разделе даны темы занятий, определено содержание практических работ, упражнений, а также перечислены требования к знаниям и умениям учащихся.
Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы; широко используются наглядные средства обучения, демонстрация учебных фильмов, диафильмов др.
Предмет «Социально-бытовая ориентировка» впервые появляется
в 5 классе и начинается со знакомством с разделом «Личная гигиена». Обучающиеся изучают основные правила личной гигиены.
В разделе «Одежда и обувь» важно обратить внимание школьников на изучение вопросов внешнего вида. Практические работы раздела: подготовка обуви к длительному хранению.
При изучении раздела «Питание» предполагается, что ученики будут знать название кухонной посуды, уметь сервировать стол к завтраку, самостоятельно смогут приготовить бутерброды, салаты, заварить чай. Во время практических работ необходимо проводить работу по выполнению правил безопасной работы и соблюдения санитарно – гигиенических требований.
Очень важным является раздел «Семья». Морально-этические беседы об основах семейных отношений, семейных традициях взаимоотношениях в семье играют огромную роль в формировании моральных ценностей у учеников.
Тесно связан с данным разделом следующий раздел «Культура поведения». Темы этого раздела дают возможность закрепить и расширить знания о морально-этических нормах поведения в семье и обществе, а также анализировать поступки людей и давать им оценку.
При изучении раздела «Жилище» обучающиеся усваивают виды жилых помещений в городе и в деревне, а главное, узнают, каким образом можно надолго сохранить свою квартиру или дом в пригодном для жизни состоянии.
Раздел «Транспорт» посвящен изучению правил ожидания и поведения в общественном транспорте и правила передвижения на велосипеде.
Раздел «Торговля» должен дать учащимся правильное представление о виде магазинов и их назначении. Предусмотрена экскурсия при изучении тем данного раздела.
На изучение тем в 5 классе отведено 34 часа (1 час в неделю).
Формулировка тем по всем разделам программы сокращена, ввиду её большого объема, с сохранением смысловой части темы.
Множество точек соприкосновения занятий по СБО с другими предметами: русским языком, математикой, биологией, географией, трудом помогают не только закреплению знаний, но и полноценному развитию личности ребенка.
Занятия по СБО проводятся в специальном кабинете, в котором отведены места для учащихся и для оборудования, обеспечивающего выполнение в полном объеме всех видов практических работ, предусмотренных программой.
II. Содержательный раздел
II. 1. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Освоение обучающимися программы по «Социально-бытовой ориентировке», которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения программы по «Социально-бытовой ориентировке» включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам освоения программы по «Социально-бытовой ориентировке» относятся:
1) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
2) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
3) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
4) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
5) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
6) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
7) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
8) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
9) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
10) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
11) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения программы по «Социально-бытовой ориентировке» включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Программа по «Социально-бытовой ориентировке» определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы. В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) Организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану.
Минимальный уровень:
- представления о разных группах продуктов питания; знание отдельных видов продуктов питания, относящихся к различным группам; понимание их значения для здорового образа жизни человека;
- приготовление несложных видов блюд под руководством учителя;
- представления о санитарно-гигиенических требованиях к процессу приготовления пищи; соблюдение требований техники безопасности при приготовлении пищи;
- знание отдельных видов одежды и обуви, некоторых правил ухода за ними; соблюдение усвоенных правил в повседневной жизни;
- знание правил личной гигиены и их выполнение под руководством взрослого;
- знание названий торговых организаций, их видов и назначения;
- совершение покупок различных товаров под руководством взрослого;
- знание и соблюдение правил поведения в общественном транспорте;
Достаточный уровень:
- знание способов хранения и переработки продуктов питания;
- составление ежедневного меню из предложенных продуктов питания;
- самостоятельное приготовление несложных знакомых блюд;
- самостоятельное совершение покупок товаров ежедневного назначения;
- соблюдение правил личной гигиены по уходу за полостью рта, волосами, кожей рук и т.д.;
- соблюдение правила поведения в доме и общественных местах; представления о морально-этических нормах поведения.
II. 2. Базовые учебные действия
На уроках «Социально-бытовой ориентации» формируются следующие базовые учебные действия.
Личностные учебные действия:
Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; осознанно относиться к выбору профессии; понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе.
Коммуникативные учебные действия:
Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения, аргументировать свою позицию; дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый – незнакомый и т.) использовать разные виды письма для решения жизненно значимых задач; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия представлены умениями: соблюдать правила безопасного и бережного поведения в природе и обществе; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
Познавательные учебные действия включают: дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию; использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
II. 3. Содержание учебного предмета
Личная гигиена
Правила личной гигиены. Сохранение в чистоте и порядке личных вещей. Уход за полостью рта. Сохранение и укрепление зрения.
Одежда и обувь
Виды одежды, её назначение. Виды головных уборов, их назначение. Повседневный уход за одеждой. Виды обуви, их назначение. Уход за обувью
Практическая работа: подготовка обуви к длительному хранению.
Питание
Основные продукты питания. Режим питания. Место приготовления пищи и оборудование его. Кухонная посуда и инвентарь. Сервировка стола. Приготовление бутербродов. Формы нарезки овощей. Приготовление салата. Приготовление винегрета.
Практические работы: приготовление бутербродов, салатов, винегрета, сервировка стола.
Семья
Семья. Родственные отношения в семье. Взаимоотношения между членами семьи и взаимопомощь.
Культура поведения
Осанка при ходьбе, в положении сидя и стоя. Обращение к старшим и сверстникам при встрече и расставании. Мимика и жесты. Правила поведения за столом. Вежливые слова.
Жилище
Виды жилых помещений. Варианты квартир и подсобных помещений. Организация рабочего места школьника. Домашний адрес.
Транспорт
Виды транспортных средств. Правила дорожного движения. Правила поведения на остановке и в общественном транспорте.
Торговля
Основные виды магазинов. Виды отделов в продовольственных магазинах. Правила покупки товаров в продовольственном магазине. Правила поведения в магазине.
Экскурсия в продовольственный магазины.
III. Организационный раздел
III.1. Календарно-тематическое планирование по социально-бытовой ориентировке 5 класс
(34 ч. в год; 1 ч. в неделю)
№ урока |
Тема урока |
Кол-во часов |
Предметные результаты |
Личностные результаты |
Дата |
||
5А |
5Б |
||||||
I четверть – 8 часов |
|||||||
1. |
Личная гигиена. Правила личной гигиены. |
1 |
Уметь соблюдать правила личной гигиены. |
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении Овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни. |
|||
2. |
Уход за полостью рта. |
1 |
Уметь ухаживать за полостью рта. |
||||
3. |
Сохранение и укрепление зрения. |
1 |
Знать правила ухода за глазами. |
||||
4. |
Одежда и обувь. Виды одежды, её назначение. |
1 |
Знать виды одежды, уметь подбирать одежду в зависимости от сезона и ситуации |
||||
5. |
Виды головных уборов, их назначение. |
1 |
Знать виды головных уборов, уметь подбирать головной убор в зависимости от сезона и ситуации |
||||
6. |
Повседневный уход за одеждой. |
1 |
Уметь ухаживать за своей одеждой. |
||||
7. |
Виды обуви, их назначение. |
1 |
Знать виды обуви, уметь подбирать обувь в зависимости от сезона и ситуации. |
||||
8. |
Уход за обувью. |
1 |
Уметь ухаживать за обувью. |
||||
№ урока |
Тема урока |
Кол-во часов |
Предметные результаты |
Личностные результаты |
Дата |
||
5А |
5Б |
||||||
II четверть – 6 часов |
|||||||
1. |
Питание. Основные продукты питания. |
1 |
Знать основные продукты питания и названия витаминов, содержащихся в них. |
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении Овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни. |
|||
2. |
Режим питания. |
1 |
Знать определение режима питания, соблюдать свой режим питания. |
||||
3. |
Место приготовления пищи и оборудование его. |
1 |
Уметь подготовить место для приготовления пищи. |
||||
4. |
Кухонная посуда и инвентарь. |
1 |
Знать назначение кухонной посуды и инвентаря, правила ухода за ними. |
||||
5. |
Сервировка стола. |
1 |
Уметь сервировать стол. |
||||
6. |
Приготовление бутербродов. |
1 |
Уметь приготовить бутерброд. |
№ урока |
Тема урока |
Кол-во часов |
Предметные результаты |
Личностные результаты |
Дата |
||
5А |
5Б |
||||||
III четверть – 11 часов |
|||||||
1. |
Питание. Формы нарезки овощей. |
1 |
Знать основные формы нарезки овощей. |
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении Овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни. |
|||
2. |
Приготовление салата. Практическая работа: приготовление салата. |
2 |
Уметь приготовить салат по рецепту. |
||||
3. |
Приготовление винегрета. |
1 |
Уметь приготовить винегрет по рецепту |
||||
4. |
Семья. Семья. Родственные отношения в семье. |
1 |
Знать понятие «семья», родственные отношения, кто может считаться членом семьи. |
||||
5. |
Взаимоотношения между членами семьи и взаимопомощь. |
1 |
Знать определение взаимоотношения и взаимопомощи. |
||||
6. |
Культура поведения. Осанка при ходьбе, в положении сидя и стоя. |
1 |
Знать определение здорового образа жизни. |
||||
7. |
Обращение к старшим и сверстникам при встрече и расставании. Мимика и жесты. |
1 |
Знать основные правила обращения при встрече и расставании. Уметь использовать мимику и жесты при коммуникации. |
||||
8. |
Правила поведения за столом. Вежливые слова. |
1 |
Уметь вести себя за столом, знать основные формы обращения за столом. |
||||
9. |
Жилище. Виды жилых помещений. |
2 |
Знать определение «жилое помещение», знать виды жилых помещений в городе и в деревне, уметь отличать их друг от друга. |
№ урока |
Тема урока |
Кол-во часов |
Предметные результаты |
Личностные результаты |
Дата |
||
5А |
5Б |
||||||
IV четверть – 8 часов |
|||||||
1. |
Жилище. Варианты квартир и подсобных помещений. |
1 |
Знать виды квартир и подсобных помещений. |
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении Овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни. |
|||
2. |
Организация рабочего места школьника. |
1 |
Уметь организовать свое рабочее место. |
||||
3. |
Домашний адрес и адрес школы. |
1 |
Уметь писать свой домашний адрес и адрес школы. |
||||
4. |
Транспорт. Виды транспортных средств. |
1 |
Знать основные виды транспортных средств. |
||||
5. |
Правила дорожного движения. |
1 |
Знать правила дорожного движения, основные дорожные знаки. |
||||
6. |
Правила поведения на остановке и в общественном транспорте. |
1 |
Знать правила поведения в общественном транспорте. |
||||
7. |
Торговля. Основные виды магазинов. Виды отделов в продовольственных магазинах. |
1 |
Знать основные виды магазинов и их назначение. |
||||
8. |
Правила покупки товаров в продовольственном магазине. Правила поведения в магазине. |
1 |
Знать правила осуществления покупок в продовольственном магазине. |
III. 2. Список литературных источников
Основная литература
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5–9 классы: Сб.1. / под ред. В. В. Воронковой // Раздел «Социально-бытовая ориентировка» / В. В. Воронкова. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – С. 103–151.
2. Жестовская, О. Б. «Уроки СБО». Учебное пособие для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / О. Б. Жестовская. – М. : Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 136 с. : ил.
Акатова Ирина Анатольевна
Рычкова Валентина Владимировна
Шаманаева Ирина Юрьевна