12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Рычкова Валентина Владимировна153
В 2015 году окончила МГПИ им. М. Е. Евсевьева по специальности «Логопедия» с дополнительной специальностью «Олигофренопедагогика». С сентября 2015 года работаю учителем русского языка в ГБОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа для детей с ОВЗ"
Россия, Мордовия респ., Саранск
Материал размещён в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Республики Мордовия «Саранская общеобразовательная школа

для детей с ограниченными возможностями здоровья»

 

«УТВЕРЖДЕНО»

Директор школы

_____________ Храмов С. В.

«01» сентября 2017 г.

Рабочая программа

учителя русского языка Рычковой В. В.

по учебному предмету

«Социально-бытовая ориентировка 5 класс»

2017-2018 учебный год

Саранск 2017

Содержание

Введение

I. Целевой раздел

I. 1. Пояснительная записка

II. Содержательный раздел

II. 1. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

II. 2. Базовые учебные действия

II. 3. Содержание учебного предмета

III. Организационный раздел

III. 1. Календарно-тематическое планирование

III. 2. Список литературных источников

I. Целевой раздел

I. 1. Пояснительная записка

Учебный предмет «Социально-бытовая ориентировка» имеет своей целью практическую подготовку обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в ближайшем и более отдаленном социуме.

Основные задачи, которые призван решать этот учебный предмет, состоят в следующем:

― расширение кругозора обучающихся в процессе ознакомления с различными сторонами повседневной жизни;

― формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых навыков, связанных с ведением домашнего хозяйства;

― ознакомление с основами экономики ведения домашнего хозяйства и формирование необходимых умений;

― практическое ознакомление с деятельностью различных учреждений социальной направленности; формирование умений пользоваться услугами учреждений и предприятий социальной направленности;

― усвоение морально-этических норм поведения, выработка навыков общения (в том числе с использованием деловых бумаг);

― развитие навыков здорового образа жизни; положительных качеств и свойств личности.

Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития обучающихся, уровня их знаний и умений. Программа состоит из разделов. В каждом разделе даны темы занятий, определено содержание практических работ, упражнений, а также перечислены требования к знаниям и умениям учащихся.

Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы; широко используются наглядные средства обучения, демонстрация учебных фильмов, диафильмов др.

Предмет «Социально-бытовая ориентировка» впервые появляется
в 5 классе и начинается со знакомством с разделом «Личная гигиена». Обучающиеся изучают основные правила личной гигиены.

В разделе «Одежда и обувь» важно обратить внимание школьников на изучение вопросов внешнего вида. Практические работы раздела: подготовка обуви к длительному хранению.

При изучении раздела «Питание» предполагается, что ученики будут знать название кухонной посуды, уметь сервировать стол к завтраку, самостоятельно смогут приготовить бутерброды, салаты, заварить чай. Во время практических работ необходимо проводить работу по выполнению правил безопасной работы и соблюдения санитарно – гигиенических требований.

Очень важным является раздел «Семья». Морально-этические беседы об основах семейных отношений, семейных традициях взаимоотношениях в семье играют огромную роль в формировании моральных ценностей у учеников.

Тесно связан с данным разделом следующий раздел «Культура поведения». Темы этого раздела дают возможность закрепить и расширить знания о морально-этических нормах поведения в семье и обществе, а также анализировать поступки людей и давать им оценку.

При изучении раздела «Жилище» обучающиеся усваивают виды жилых помещений в городе и в деревне, а главное, узнают, каким образом можно надолго сохранить свою квартиру или дом в пригодном для жизни состоянии.

Раздел «Транспорт» посвящен изучению правил ожидания и поведения в общественном транспорте и правила передвижения на велосипеде.

Раздел «Торговля» должен дать учащимся правильное представление о виде магазинов и их назначении. Предусмотрена экскурсия при изучении тем данного раздела.

На изучение тем в 5 классе отведено 34 часа (1 час в неделю).

Формулировка тем по всем разделам программы сокращена, ввиду её большого объема, с сохранением смысловой части темы.

Множество точек соприкосновения занятий по СБО с другими предметами: русским языком, математикой, биологией, географией, трудом помогают не только закреплению знаний, но и полноценному развитию личности ребенка.

Занятия по СБО проводятся в специальном кабинете, в котором отведены места для учащихся и для оборудования, обеспечивающего выполнение в полном объеме всех видов практических работ, предусмотренных программой.

II. Содержательный раздел

II. 1. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

Освоение обучающимися программы по «Социально-бытовой ориентировке», которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты освоения программы по «Социально-бытовой ориентировке» включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

К личностным результатам освоения программы по «Социально-бытовой ориентировке» относятся:

1) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

2) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

3) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

4) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

5) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

6) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

7) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

8) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

9) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

10) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

11) проявление готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты освоения программы по «Социально-бытовой ориентировке» включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

Программа по «Социально-бытовой ориентировке» определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы. В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) Организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану.

Минимальный уровень:

- представления о разных группах продуктов питания; знание отдельных видов продуктов питания, относящихся к различным группам; понимание их значения для здорового образа жизни человека;

- приготовление несложных видов блюд под руководством учителя;

- представления о санитарно-гигиенических требованиях к процессу приготовления пищи; соблюдение требований техники безопасности при приготовлении пищи;

- знание отдельных видов одежды и обуви, некоторых правил ухода за ними; соблюдение усвоенных правил в повседневной жизни;

- знание правил личной гигиены и их выполнение под руководством взрослого;

- знание названий торговых организаций, их видов и назначения;

- совершение покупок различных товаров под руководством взрослого;

- знание и соблюдение правил поведения в общественном транспорте;

Достаточный уровень:

- знание способов хранения и переработки продуктов питания;

- составление ежедневного меню из предложенных продуктов питания;

- самостоятельное приготовление несложных знакомых блюд;

- самостоятельное совершение покупок товаров ежедневного назначения;

- соблюдение правил личной гигиены по уходу за полостью рта, волосами, кожей рук и т.д.;

- соблюдение правила поведения в доме и общественных местах; представления о морально-этических нормах поведения.

II. 2. Базовые учебные действия

На уроках «Социально-бытовой ориентации» формируются следующие базовые учебные действия.

Личностные учебные действия:

Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; осознанно относиться к выбору профессии; понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе.

Коммуникативные учебные действия:

Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения, аргументировать свою позицию; дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый – незнакомый и т.) использовать разные виды письма для решения жизненно значимых задач; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные учебные действия:

Регулятивные учебные действия представлены умениями: соблюдать правила безопасного и бережного поведения в природе и обществе; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Познавательные учебные действия:

Познавательные учебные действия включают: дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию; использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

II. 3. Содержание учебного предмета

Личная гигиена

Правила личной гигиены. Сохранение в чистоте и порядке личных вещей. Уход за полостью рта. Сохранение и укрепление зрения.

Одежда и обувь

Виды одежды, её назначение. Виды головных уборов, их назначение. Повседневный уход за одеждой. Виды обуви, их назначение. Уход за обувью

Практическая работа: подготовка обуви к длительному хранению.

Питание

Основные продукты питания. Режим питания. Место приготовления пищи и оборудование его. Кухонная посуда и инвентарь. Сервировка стола. Приготовление бутербродов. Формы нарезки овощей. Приготовление салата. Приготовление винегрета.

Практические работы: приготовление бутербродов, салатов, винегрета, сервировка стола.

Семья

Семья. Родственные отношения в семье. Взаимоотношения между членами семьи и взаимопомощь.

Культура поведения

Осанка при ходьбе, в положении сидя и стоя. Обращение к старшим и сверстникам при встрече и расставании. Мимика и жесты. Правила поведения за столом. Вежливые слова.

Жилище

Виды жилых помещений. Варианты квартир и подсобных помещений. Организация рабочего места школьника. Домашний адрес.

Транспорт

Виды транспортных средств. Правила дорожного движения. Правила поведения на остановке и в общественном транспорте.

Торговля

Основные виды магазинов. Виды отделов в продовольственных магазинах. Правила покупки товаров в продовольственном магазине. Правила поведения в магазине.

Экскурсия в продовольственный магазины.

III. Организационный раздел

III.1. Календарно-тематическое планирование по социально-бытовой ориентировке 5 класс

(34 ч. в год; 1 ч. в неделю)

урока

Тема урока

Кол-во часов

Предметные результаты

Личностные результаты

Дата

I четверть – 8 часов

1.

Личная гигиена.

Правила личной гигиены.

1

Уметь соблюдать правила личной гигиены.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей.

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении

Овладение социально­ бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.

   

2.

Уход за полостью рта.

1

Уметь ухаживать за полостью рта.

   

3.

Сохранение и укрепление зрения.

1

Знать правила ухода за глазами.

   

4.

Одежда и обувь.

Виды одежды, её назначение.

1

Знать виды одежды, уметь подбирать одежду в зависимости от сезона и ситуации

   

5.

Виды головных уборов, их назначение.

1

Знать виды головных уборов, уметь подбирать головной убор в зависимости от сезона и ситуации

   

6.

Повседневный уход за одеждой.

1

Уметь ухаживать за своей одеждой.

   

7.

Виды обуви, их назначение.

1

Знать виды обуви, уметь подбирать обувь в зависимости от сезона и ситуации.

   

8.

Уход за обувью.

1

Уметь ухаживать за обувью.

   

урока

Тема урока

Кол-во часов

Предметные результаты

Личностные результаты

Дата

II четверть – 6 часов

1.

Питание.

Основные продукты питания.

1

Знать основные продукты питания и названия витаминов, содержащихся в них.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении

Овладение социально­ бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.

   

2.

Режим питания.

1

Знать определение режима питания, соблюдать свой режим питания.

   

3.

Место приготовления пищи и оборудование его.

1

Уметь подготовить место для приготовления пищи.

   

4.

Кухонная посуда и инвентарь.

1

Знать назначение кухонной посуды и инвентаря, правила ухода за ними.

   

5.

Сервировка стола.

1

Уметь сервировать стол.

   

6.

Приготовление бутербродов.

1

Уметь приготовить бутерброд.

   

урока

Тема урока

Кол-во часов

Предметные результаты

Личностные результаты

Дата

III четверть – 11 часов

1.

Питание.

Формы нарезки овощей.

1

Знать основные формы нарезки овощей.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей.

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении

Овладение социально­ бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.

   

2.

Приготовление салата.

Практическая работа: приготовление салата.

2

Уметь приготовить салат по рецепту.

   

3.

Приготовление винегрета.

1

Уметь приготовить винегрет по рецепту

   

4.

Семья.

Семья. Родственные отношения в семье.

1

Знать понятие «семья», родственные отношения, кто может считаться членом семьи.

   

5.

Взаимоотношения между членами семьи и взаимопомощь.

1

Знать определение взаимоотношения и взаимопомощи.

   

6.

Культура поведения.

Осанка при ходьбе, в положении сидя и стоя.

1

Знать определение здорового образа жизни.

   

7.

Обращение к старшим и сверстникам при встрече и расставании. Мимика и жесты.

1

Знать основные правила обращения при встрече и расставании. Уметь использовать мимику и жесты при коммуникации.

   

8.

Правила поведения за столом. Вежливые слова.

1

Уметь вести себя за столом, знать основные формы обращения за столом.

   

9.

Жилище.

Виды жилых помещений.

2

Знать определение «жилое помещение», знать виды жилых помещений в городе и в деревне, уметь отличать их друг от друга.

   

урока

Тема урока

Кол-во часов

Предметные результаты

Личностные результаты

Дата

IV четверть – 8 часов

1.

Жилище.

Варианты квартир и подсобных помещений.

1

Знать виды квартир и подсобных помещений.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей.

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении

Овладение социально­ бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.

   

2.

Организация рабочего места школьника.

1

Уметь организовать свое рабочее место.

   

3.

Домашний адрес и адрес школы.

1

Уметь писать свой домашний адрес и адрес школы.

   

4.

Транспорт.

Виды транспортных средств.

1

Знать основные виды транспортных средств.

   

5.

Правила дорожного движения.

1

Знать правила дорожного движения, основные дорожные знаки.

   

6.

Правила поведения на остановке и в общественном транспорте.

1

Знать правила поведения в общественном транспорте.

   

7.

Торговля.

Основные виды магазинов. Виды отделов в продовольственных магазинах.

1

Знать основные виды магазинов и их назначение.

   

8.

Правила покупки товаров в продовольственном магазине. Правила поведения в магазине.

1

Знать правила осуществления покупок в продовольственном магазине.

   

III. 2. Список литературных источников

Основная литература

1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5–9 классы: Сб.1. / под ред. В. В. Воронковой // Раздел «Социально-бытовая ориентировка» / В. В. Воронкова. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – С. 103–151.

2.  Жестовская, О. Б. «Уроки СБО». Учебное пособие для  5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / О. Б. Жестовская. – М. : Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 136 с. : ил.


 

Опубликовано в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»


Комментарии (3)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.