Рабочая программа по спецкурсу «Знаешь ли ты историю?» в 5-7 классах
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по спецкурсу «Знаешь ли ты историю?»
в 5,7- х классах
Короновой Лилии Романовны
Учителя истории и обществознания
МБОУ «Гимназия № 22»
Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № ________ от «__» августа 2015 г. |
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка.
Статус документа
Данная программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
Федеральный закон от 29.12.2012.года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г. № 1015;
Положение о спецкурсах по предметам муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №22» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
Положение о рабочей программе МБОУ «Гимназия № 22»
Цели спецкурса:
Разнообразить и углубить знания обучающихся о жизни и деятельности ключевых исторических личностей, процессов и явлений;
Способствовать расширению границ личностного осмысления изучаемого;
Помочь обучающимся увидеть альтернативы развития государств на определенных этапах ее развития через судьбы государственных деятелей.
Сформировать культуру работы с историческими источниками, литературой, ведения дискуссии, поиска и обработки информации;
Развитие мыслительных, творческих, коммуникативных способностей обучающихся.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения истории, которые определены стандартом.
Рабочая программа спецкурса рассчитана на 30 часов (1 час в неделю).
Структура документа
Спецкурс по истории представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса, учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, список литературы, календарно-тематическое планирование, планируемые результаты.
Общая характеристика спецкурса
В рамках программ школьных курсов истории и обществознания основное внимание уделяется рассмотрению событий, явлений, процессов. За скупыми строками учебников не всегда видны личности, без понимания мотивов и сущности деятельности которых, сложно составить истинную картину исторической действительности. Временные рамки урока не позволяют поразмышлять над возможными линиями развития исторической действительности с позиции «если бы..». Не только запомнить, выучить, а понять, вникнуть в суть изучаемого, через различную палитру мнений и суждений выработать свое отношение к событийности, позволяет ученикам формировать активную гражданскую позицию, способствует становлению ряда ключевых компетенций как в интеллектуальной, так и в коммуникационных сферах. Спецкурс «Знаешь ли ты историю?» представляют собой эффективное средство развития школьников, формирования у них качеств, способствующих эффективной деятельности в условиях современного общества. В процессе поиска аргументов на спорные вопросы истории участники знакомятся с новой для себя областью знаний, учатся искать и обрабатывать информацию, логически мыслить, определять стратегию спора, вести дискуссию, выслушивать собеседника. Всё это способствует формированию целого ряда умений и навыков, среди них – исследовательские, поисковые, организационные, лингвистические.
Данный курс ориентирован на обучающихся 5-7 классов гимназии, интересующихся историей, выходящей за рамки учебной программы. Содержание курса способствует расширению и углублению базового курса истории и обществознания за счет изучения жизнедеятельности исторических лиц, анализа различных источников, сравнения имеющихся точек зрения по обозначенной проблеме.
Приоритетными методами реализации программы являются работа с различными типами исторических источников, самостоятельная работа учащихся по получению информации из различных источников и ее представление с использованием цифровых технологий, выполнение исследовательских работ и их публичная защита.
Требования к уровню подготовки учащихся
Федеральный государственный стандарт основного общего образования формулирует требования, основанные на единстве личностных, метапредметных и предметных результатов.
Метапредметные результаты изучения истории включает в себя:
- способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;
- готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, вести конструктивный диалог;
- умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (таблицы, сочинения, планы, схемы, презентации, проекты);
- способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы.
Личностные результаты изучения спецкурса включает в себя:
- представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;
- опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны.
Предметные результаты изучения спецкурса включает в себя:
- усовершенствование навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе изучения явлений, событий, личностей, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Всеобщая история.
Введение (1 ч.)
Листаем страницы истории. Что такое история. Что дает изучение истории как науки. Источники изучения истории.
У истоков истории (6 ч.).
Загадка цифр и чисел: арабские и римские цифры, календари. Река времени: понятие «ленты времени», хронология. Исторические карты: физические, политические, карты культуры, карты отдельных стран, событийные карты, система работы с контурными картами. Исторические термины и понятия: причинно-следственная связь, повод, цели, результаты. Вспомогательные исторические дисциплины: нумизматика, геральдика, сфрагистика, палеонтология. Практическое занятие по решению исторических задач.
История за страницами учебника (5 ч.)
Неизведанные тайны прошлого: основные понятия археологов, значение науки для изучения истории, значимые раскопки. Таинственные письмена: кириллица и глаголица, летописание. История в художественной литературе: «Одиссея», «Илиада», «Повесть о Ерше Ершовиче», «Капитанская дочка», «Айвенго», «Война и мир». История и власть: сравнительная характеристика описания истории России царского, советского и современного периода. Практическое занятие по работе с историческими источниками и художественной литературой.
История под микроскопом (7 ч.)
Общая историческая терминология. Личность в истории: сравнительный анализ различных исторических деятелей, их вклада в историю. Историческая характеристика государства, события, культурного объекта, эпохи. Практическое занятие на тему «По следам истории»: исторический анализ события, государства в определённый период.
История и ИКТ (6 ч.)
Творческий полёт в исследовательской работе: требования к оформлению исследовательских работ, понятия «цель», «методы» и т.д. Презентация – это просто: требования и технология оформления. История в документальных и художественных фильмах: «Анна и король», «Мальчик в полосатой пижаме». «Мой исторический фильм» - это возможно? Практическое занятие «Я - исследователь»
Исторический калейдоскоп (6 ч.)
«Белые пятна» в истории: теории происхождения человека, строительство пирамид, Куликовская битва, Золотоордынский протекторат. Исторические дебаты и ораторское искусство: требования к проведению исторических дискуссий, знаменитые ораторы (Перикл, Демосфен, Юлий Цезарь, Максимилиан Робеспьер, Петр Столыпин). Практические занятия по историческим дебатам. Россия в символах и образах: государственные символы России; берёза-символ красоты природы, русская матрёшка, хоровод. История семьи в истории России: человек и его ближайшее окружение, солидарность, лояльность, толерантность; происхождение имен и фамилий в семье; как составить свою родословную; участие семьи в событиях истории России.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема |
Количество часов |
|
Теоретическая часть |
Практическая часть |
|
Введение |
1 |
|
Тема 1. У истоков истории |
5 |
1 |
Тема 2. История за страницами учебника |
4 |
1 |
Тема 3. История под микроскопом |
6 |
1 |
Тема 4. История и ИКТ |
5 |
1 |
Тема 5. Сторонники и оппозиция |
3 |
2 |
Итог |
30 |
Календарно- тематическое планирование спецкурса
№ |
Тема урока |
Кол-во Часов |
Тип урока |
Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности |
Виды контроля, измерители |
Планируемые результаты |
Примерная дата проведения |
|
План |
Факт |
|||||||
Глава 1. У истоков истории (8 часа) |
||||||||
1 |
Введение. Листаем страницы истории. |
1 |
Урок усвоения новых знаний |
Знакомство с содержанием курса, рассмотрение организационных вопросов. |
Предварительный контроль. |
Личностные результаты: - способность к определению своей позиции по проблемным вопросам изучаемого периода. Метапредметные результаты: - овладение умением работать с хронологией, историческими картами. Предметные; - давать определения понятиям «письменные» и «вещественные» источники, «лента времени»; - работать с разными видами карт, анализировать и сравнивать данные; - составлять рассказ по рисунку, картам, схемам; - определять роль развития торговли и ремесла в появлении первых цивилизаций; - сочинять и решать исторические задачи. |
||
2 |
Загадка цифр и чисел |
1 |
Комбинированный урок |
Объяснение учителя, устные ответы по теме, проблемные вопросы. |
Текущий Устный опрос. Работа с переводом веков в годы и наоборот. |
|||
3 |
Река времени |
1 |
Комбинированный урок |
Фронтальная работа. Устные ответы по теме, работа с лентой времени |
Текущий Устный опрос. Работа с лентой времени, решение исторических задач. |
|||
4 |
Исторические карты |
1 |
Комбинированный урок |
Групповая работа: ответы на проблемные вопросы, составление рассказа по картам |
Текущий Устный опрос. Анализ исторических карт, оформление презентаций. |
|||
5 |
Исторические термины и понятия. |
1 |
Комбинированный урок |
Объяснение учителя, устные ответы по теме, проблемные вопросы. |
Текущий Устный опрос. Работа со словарём и схемами. |
|||
6 |
Вспомогательные исторические дисциплины. |
1 |
Комбинированный урок |
Работа с картой, таблицей, презентацией. |
Фронтальный опрос. Работа с картой, источниками, хронологией. |
. |
||
7 |
Практическое занятие по решению исторических задач. |
1 |
Повторительно-обобщающий урок |
Анализ и разработка исторических задач. |
Тематический тест, работа по карточкам. |
|||
Глава 2. История за страницами учебника (6 часов) |
||||||||
8 |
Неизведанные тайны прошлого |
1 |
Изучение нового материала. |
Задания опережающего характера, работа с текстом и картой, терминологией. |
Устный опрос. Связный ответ на предложенную тему, составление таблицы «Великие археологи» |
Метапредметные: - готовность к сотрудничеству при подготовке, оценки исторических источников. Предметные: - называть характеризовать источники, - подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной форме результаты своей деятельности |
||
9 |
Таинственные письмена. |
1 |
Комбинированный урок |
Устные и письменные ответы на вопросы и задания, работа с текстом |
Устный опрос Работа с историческим текстом. |
. |
||
10 |
История на страницах художественной литературы. |
1 |
Комбинированный урок |
Анализ художественного произведения «Айвенго». |
Устный опрос, работа с текстом произведения, ответы на проблемные вопросы |
|||
11 |
История и власть |
1 |
Комбинированный урок |
Устные ответы на вопросы учебника, работа с законами, приказами. |
Устный опрос. Работа с текстом закона Хаммурапи и Салической правды. |
|||
12- |
Практическое занятие по работе с историческими источниками и художественной литературой. |
1 |
Повторительно-обобщающий урок. |
Устные и письменные ответы на вопросы и задания, работа с текстом «Судебника» 1649 года, «Законов Хаммурапи». |
Анализ исторических источников |
|||
Глава 3. История под микроскопом (8 часов) |
||||||||
13 |
Общая историческая терминология |
1 |
Урок усвоения новых знаний |
Задания опережающего характера, объяснение учителя |
Фронтальный опрос, работа с текстом учебника, работа с картой. |
Личностные: - осмысление социально-нравственного опыта истории. Метапредметные - способность проанализировать события явления истории с различных точек зрения, опираясь на знания в различных областях. Предметные; - Уметь работать с историческим источником, формулировать выводы, |
||
14 |
Личность в истории |
1 |
Комбинированный урок |
Защита рефератов, анализ исторического портрета |
Устные сообщения по теме и их анализ |
|||
15 |
Историческая характеристика государства |
1 |
Комбинированный урок |
Объяснение учителя, прослушивание аудиоматериала |
Ответы на проблемные вопросы, исторический анализ государства Латвии |
|||
16 |
Характеристика события |
1 |
Комбинированный урок |
Объяснение учителя, защита рефератов. |
Устные сообщения, анализ исторического события «Пунические войны» |
|||
17 |
Характеристика объекта культуры |
1 |
Комбинированный урок |
Составление понятийного словаря, подготовка и просмотр презентаций |
Историческая характеристика руин города Угарит, колонны из Суз, собора Парижской Богоматери, церкви Покрова в Филях |
|||
18 |
Характеристика эпохи |
1 |
Комбинированный урок |
Объяснение учителя, прослушивание аудиоматериала |
Анализ античной эпохи, ответы на проблемные вопросы |
|||
19 |
Практическое занятие на тему «По следам истории» |
1 |
Повторительно-обобщающий урок |
Индивидуальная и групповая работа. |
Исторический анализ эпохи. События, объекта культуры. |
|||
Тема 4. История и ИКТ (7 часов) |
||||||||
20 |
Творческий полёт в исследовательской работе |
1 |
Комбинированный урок |
Работа с учебником, устные ответы на вопросы, работа с раздаточным материалом |
Устный опрос, Связный ответ на предложенную тему, работа с учебником и индивидуальными карточными заданиями |
Метапредметные - умение эффективно применять информационные технологии при изучении истории. Предметные: -работать с дополнительными источниками при подготовке реферата, презентаций. - анализировать документальные и исторические фильмы, формулировать выводы |
||
21 |
Презентация – это просто |
1 |
Комбинированный урок |
Работа с презентацией. Обучение оформлению презентаций. |
Критический анализ презентаций. |
|||
22 |
История в документальных и художественных фильмах. |
1 |
Комбинированный урок |
Просмотр отрывков фильмов. |
Анализ просмотренного материала на основе накопленных знаний. |
|||
23 |
«Мой исторический фильм» - это возможно? |
1 |
Комбинированный урок |
Составление сюжета фильма, съёмка. |
Анализ проделанной работы. |
|||
24 |
Практическое занятие «Я исследователь» |
1 |
Повторительно-обобщающий урок |
Выступление с исследовательскими работами. |
Анализ работ и выступлений. |
. |
||
Тема 5. Сторонники и оппозиция (6 часов) |
||||||||
25 |
«Белые пятна» истории |
1 |
Изучение нового материала |
Задания опережающего характера, индивидуальные доклады |
Ответы на проблемные вопросы |
Личностные: - способность определения своей позиции по проблемному вопросу. Метапредметные - умение вести исторические дебаты. Предметные: - знание основных дат, терминов; - анализ исторических сообщений. |
||
26 |
Исторические дебаты и ораторское искусство |
1 |
Комбинированный урок |
Объяснение учителя правил введении дебатов, групповая работа |
Разделение класса на сторонников и оппозицию для решения спорных вопросов на основе дебатов. |
|||
27-28 |
Практические занятия по дебатам |
2 |
Повторительно-обобщающий урок |
Групповая работа. |
Выступление с сообщениями, подготовка вопросов оппонентам. |
|||
29 |
Россия в символах и образах |
1 |
Комбинированный урок |
Задания опережающего характера, индивидуальные доклады |
Ответы на проблемные вопросы |
. |
||
30 |
История семьи в истории России |
1 |
Повторительно-обобщающий урок |
Работа с учебником и воспоминаниями родных, работа с раздаточным материалом. |
Анализ исторических источников (писем, воспоминаний), составление генеалогического древа |
. |
К концу курса обучающиеся должны научиться
Учащийся научится:
• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.);
• использовать историческую карту как источник информации;
• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятника;
• объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям истории.
Учащийся получит возможность научиться:
• сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
• высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия различных народов в мировой истории;
- разрабатывать структуру исследовательских работ;
- применять ИКТ средства.
Перечень учебно-методического обеспечения.
Оборудование
1.Ноутбук, подключенный к Интернету
2. Мультимедийный проектор, экран, колонки.
3.Телевизор, DVD, CD- плейер.
Учебные пособия, дидактический материал
1.Демонстрационные таблицы по истории.
2.Портреты исторических деятелей, правителей и т.д .
3. КИМы для проведения контрольных и тестовых работ по истории.
4.Энциклопедии, справочный материал.
5. Интерактивные карты по истории для 5-9 классов.
Цифровые образовательные ресурсы
www.krugosvet.ru Универсальная энциклопедия «Кругосвет»
www.rubricon.ru Энциклопедия «Рубрикон»
Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»
Биографии исторических личностей - http://www.biografia.ru/ - Биография.Ру - информационно-образовательный ресурс
Страницы всемирной истории - http://art-rus.info/