Рабочая программа по спецкурсу «Знаешь ли ты историю?» в 5-7 классах

2
0
Материал опубликован 7 June 2017 в группе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по спецкурсу «Знаешь ли ты историю?»

в 5,7- х классах

Короновой Лилии Романовны

Учителя истории и обществознания

МБОУ «Гимназия № 22»

Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

   

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ________ от

«__» августа 2015 г.

2015-2016 учебный год


 

Пояснительная записка.

Статус документа

Данная программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

Федеральный закон от 29.12.2012.года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г. № 1015;

Положение о спецкурсах по предметам муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №22» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

Положение о рабочей программе МБОУ «Гимназия № 22»

 Цели спецкурса:

Разнообразить и углубить знания обучающихся о жизни и деятельности ключевых исторических личностей, процессов и явлений;

Способствовать расширению границ личностного осмысления изучаемого;

Помочь обучающимся увидеть альтернативы развития государств на определенных этапах ее развития через судьбы государственных деятелей.

Сформировать культуру работы с историческими источниками, литературой, ведения дискуссии, поиска и обработки информации;

Развитие мыслительных, творческих, коммуникативных способностей обучающихся.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения истории, которые определены стандартом.

Рабочая программа спецкурса рассчитана на 30 часов (1 час в неделю).

Структура документа

Спецкурс по истории представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса, учащихся; перечень учебно-методического обес­печения, список литературы, календарно-тематическое планирование, планируемые результаты.

Общая характеристика спецкурса

В рамках программ школьных курсов истории и обществознания основное внимание уделяется рассмотрению событий, явлений, процессов. За скупыми строками учебников не всегда видны личности, без понимания мотивов и сущности деятельности которых, сложно составить истинную картину исторической действительности. Временные рамки урока не позволяют поразмышлять над возможными линиями развития исторической действительности с позиции «если бы..». Не только запомнить, выучить, а понять, вникнуть в суть изучаемого, через различную палитру мнений и суждений выработать свое отношение к событийности, позволяет ученикам формировать активную гражданскую позицию, способствует становлению ряда ключевых компетенций как в интеллектуальной, так и в коммуникационных сферах. Спецкурс «Знаешь ли ты историю?» представляют собой эффективное средство развития школьников, формирования у них качеств, способствующих эффективной деятельности в условиях современного общества. В процессе поиска аргументов на спорные вопросы истории участники знакомятся с новой для себя областью знаний, учатся искать и обрабатывать информацию, логически мыслить, определять стратегию спора, вести дискуссию, выслушивать собеседника. Всё это способствует формированию целого ряда умений и навыков, среди них – исследовательские, поисковые, организационные, лингвистические.

Данный курс ориентирован на обучающихся 5-7 классов гимназии, интересующихся историей, выходящей за рамки учебной программы. Содержание курса способствует расширению и углублению базового курса истории и обществознания за счет изучения жизнедеятельности исторических лиц, анализа различных источников, сравнения имеющихся точек зрения по обозначенной проблеме.

Приоритетными методами реализации программы являются работа с различными типами исторических источников, самостоятельная работа учащихся по получению информации из различных источников и ее представление с использованием цифровых технологий, выполнение исследовательских работ и их публичная защита.

Требования к уровню подготовки учащихся

Федеральный государственный стандарт основного общего образования формулирует требования, основанные на единстве личностных, метапредметных и предметных результатов.

Метапредметные результаты изучения истории включает в себя:

- способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;

- готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, вести конструктивный диалог;

- умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (таблицы, сочинения, планы, схемы, презентации, проекты);

- способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы.

Личностные результаты изучения спецкурса включает в себя:

- представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;

- опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны.

Предметные результаты изучения спецкурса включает в себя:

- усовершенствование навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи;

- расширение опыта оценочной деятельности на основе изучения явлений, событий, личностей, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Всеобщая история.

Введение (1 ч.)

Листаем страницы истории. Что такое история. Что дает изучение истории как науки. Источники изучения истории.

У истоков истории (6 ч.).

Загадка цифр и чисел: арабские и римские цифры, календари. Река времени: понятие «ленты времени», хронология. Исторические карты: физические, политические, карты культуры, карты отдельных стран, событийные карты, система работы с контурными картами. Исторические термины и понятия: причинно-следственная связь, повод, цели, результаты. Вспомогательные исторические дисциплины: нумизматика, геральдика, сфрагистика, палеонтология. Практическое занятие по решению исторических задач.

История за страницами учебника (5 ч.)

Неизведанные тайны прошлого: основные понятия археологов, значение науки для изучения истории, значимые раскопки. Таинственные письмена: кириллица и глаголица, летописание. История в художественной литературе: «Одиссея», «Илиада», «Повесть о Ерше Ершовиче», «Капитанская дочка», «Айвенго», «Война и мир». История и власть: сравнительная характеристика описания истории России царского, советского и современного периода. Практическое занятие по работе с историческими источниками и художественной литературой.

История под микроскопом (7 ч.)

Общая историческая терминология. Личность в истории: сравнительный анализ различных исторических деятелей, их вклада в историю. Историческая характеристика государства, события, культурного объекта, эпохи. Практическое занятие на тему «По следам истории»: исторический анализ события, государства в определённый период.

История и ИКТ (6 ч.)

Творческий полёт в исследовательской работе: требования к оформлению исследовательских работ, понятия «цель», «методы» и т.д. Презентация – это просто: требования и технология оформления. История в документальных и художественных фильмах: «Анна и король», «Мальчик в полосатой пижаме». «Мой исторический фильм» - это возможно? Практическое занятие «Я - исследователь»

Исторический калейдоскоп (6 ч.)

«Белые пятна» в истории: теории происхождения человека, строительство пирамид, Куликовская битва, Золотоордынский протекторат. Исторические дебаты и ораторское искусство: требования к проведению исторических дискуссий, знаменитые ораторы (Перикл, Демосфен, Юлий Цезарь, Максимилиан Робеспьер, Петр Столыпин). Практические занятия по историческим дебатам. Россия в символах и образах: государственные символы России; берёза-символ красоты природы, русская матрёшка, хоровод. История семьи в истории России: человек и его ближайшее окружение, солидарность, лояльность, толерантность; происхождение имен и фамилий в семье; как составить свою родословную; участие семьи в событиях истории России.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Количество часов

Теоретическая часть

Практическая часть

Введение

1

 

Тема 1. У истоков истории

5

1

Тема 2. История за страницами учебника

4

1

Тема 3. История под микроскопом

6

1

Тема 4. История и ИКТ

5

1

Тема 5. Сторонники и оппозиция

3

2

Итог

30


 

Календарно- тематическое планирование спецкурса

Тема урока

Кол-во

Часов

Тип урока

Характеристика

деятельности

учащихся или

виды учебной

деятельности

Виды контроля, измерители

Планируемые результаты

Примерная дата проведения

План

Факт

Глава 1. У истоков истории (8 часа)

1

Введение. Листаем страницы истории.

1

Урок усвоения новых знаний

Знакомство с содержанием курса, рассмотрение организационных вопросов.

Предварительный контроль.

Личностные результаты:

- способность к определению своей позиции по проблемным вопросам изучаемого периода.

Метапредметные результаты:

- овладение умением работать с хронологией, историческими картами.

Предметные;

- давать определения понятиям «письменные» и «вещественные» источники, «лента времени»;

- работать с разными видами карт, анализировать и сравнивать данные;

- составлять рассказ по рисунку, картам, схемам;

- определять роль развития торговли и ремесла в появлении первых цивилизаций;

- сочинять и решать исторические задачи.

   

2

Загадка цифр и чисел

1

Комбинированный урок

Объяснение учителя, устные ответы по теме, проблемные вопросы.

Текущий

Устный опрос. Работа с переводом веков в годы и наоборот.

   

3

Река времени

1

Комбинированный урок

Фронтальная работа. Устные ответы по теме, работа с лентой времени

Текущий

Устный опрос. Работа с лентой времени, решение исторических задач.

   

4

Исторические карты

1

Комбинированный урок

Групповая работа: ответы на проблемные вопросы, составление рассказа по картам

Текущий

Устный опрос. Анализ исторических карт, оформление презентаций.

   

5

Исторические термины и понятия.

1

Комбинированный урок

Объяснение учителя, устные ответы по теме, проблемные вопросы.

Текущий

Устный опрос. Работа со словарём и схемами.

   

6

Вспомогательные исторические дисциплины.

1

Комбинированный урок

Работа с картой, таблицей, презентацией.

Фронтальный опрос. Работа с картой, источниками, хронологией.

.

 

7

Практическое занятие по решению исторических задач.

1

Повторительно-обобщающий урок

Анализ и разработка исторических задач.

Тематический тест, работа по карточкам.

   

Глава 2. История за страницами учебника (6 часов)

8

Неизведанные тайны прошлого

1

Изучение нового материала.

Задания опережающего характера, работа с текстом и картой, терминологией.

Устный опрос. Связный ответ на предложенную тему, составление таблицы «Великие археологи»

Метапредметные:

- готовность к сотрудничеству при подготовке, оценки исторических источников.

Предметные:

- называть характеризовать источники,

- подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной форме результаты своей деятельности

   

9

Таинственные письмена.

1

Комбинированный урок

Устные и письменные ответы на вопросы и задания, работа с текстом

Устный опрос Работа с историческим текстом.

.

 

10

История на страницах художественной литературы.

1

Комбинированный урок

Анализ художественного произведения «Айвенго».

Устный опрос, работа с текстом произведения, ответы на проблемные вопросы

   

11

История и власть

1

Комбинированный урок

Устные ответы на вопросы учебника, работа с законами, приказами.

Устный опрос. Работа с текстом закона Хаммурапи и Салической правды.

   

12-

Практическое занятие по работе с историческими источниками и художественной литературой.

1

Повторительно-обобщающий урок.

Устные и письменные ответы на вопросы и задания, работа с текстом «Судебника» 1649 года, «Законов Хаммурапи».

Анализ исторических источников

   

Глава 3. История под микроскопом (8 часов)

13

Общая историческая терминология

1

Урок усвоения новых знаний

Задания опережающего характера, объяснение учителя

Фронтальный опрос, работа с текстом учебника, работа с картой.

Личностные:

- осмысление социально-нравственного опыта истории.

Метапредметные

- способность проанализировать события явления истории с различных точек зрения, опираясь на знания в различных областях.

Предметные;

- Уметь работать с историческим источником, формулировать выводы,

   

14

Личность в истории

1

Комбинированный урок

Защита рефератов, анализ исторического портрета

Устные сообщения по теме и их анализ

   

15

Историческая характеристика государства

1

Комбинированный урок

Объяснение учителя, прослушивание аудиоматериала

Ответы на проблемные вопросы, исторический анализ государства Латвии

   

16

Характеристика события

1

Комбинированный урок

Объяснение учителя, защита рефератов.

Устные сообщения, анализ исторического события «Пунические войны»

   

17

Характеристика объекта культуры

1

Комбинированный урок

Составление понятийного словаря, подготовка и просмотр презентаций

Историческая характеристика руин города Угарит, колонны из Суз, собора Парижской Богоматери, церкви Покрова в Филях

   

18

Характеристика эпохи

1

Комбинированный урок

Объяснение учителя, прослушивание аудиоматериала

Анализ античной эпохи, ответы на проблемные вопросы

   

19

Практическое занятие на тему «По следам истории»

1

Повторительно-обобщающий урок

Индивидуальная и групповая работа.

Исторический анализ эпохи. События, объекта культуры.

   

Тема 4. История и ИКТ (7 часов)

20

Творческий полёт в исследовательской работе

1

Комбинированный урок

Работа с учебником, устные ответы на вопросы, работа с раздаточным материалом

Устный опрос, Связный ответ на предложенную тему, работа с учебником и индивидуальными карточными заданиями

Метапредметные

- умение эффективно применять информационные технологии при изучении истории.

Предметные:

-работать с дополнительными источниками при подготовке реферата, презентаций.

- анализировать документальные и исторические фильмы, формулировать выводы

   

21

Презентация – это просто

1

Комбинированный урок

Работа с презентацией. Обучение оформлению презентаций.

Критический анализ презентаций.

   

22

История в документальных и художественных фильмах.

1

Комбинированный урок

Просмотр отрывков фильмов.

Анализ просмотренного материала на основе накопленных знаний.

   

23

«Мой исторический фильм» - это возможно?

1

Комбинированный урок

Составление сюжета фильма, съёмка.

Анализ проделанной работы.

   

24

Практическое занятие «Я исследователь»

1

Повторительно-обобщающий урок

Выступление с исследовательскими работами.

Анализ работ и выступлений.

.

 

Тема 5. Сторонники и оппозиция (6 часов)

25

«Белые пятна» истории

1

Изучение нового материала

Задания опережающего характера, индивидуальные доклады

Ответы на проблемные вопросы

Личностные:

- способность определения своей позиции по проблемному вопросу.

Метапредметные

- умение вести исторические дебаты.

Предметные:

- знание основных дат, терминов;

- анализ исторических сообщений.

   

26

Исторические дебаты и ораторское искусство

1

Комбинированный урок

Объяснение учителя правил введении дебатов, групповая работа

Разделение класса на сторонников и оппозицию для решения спорных вопросов на основе дебатов.

   

27-28

Практические занятия по дебатам

2

Повторительно-обобщающий урок

Групповая работа.

Выступление с сообщениями, подготовка вопросов оппонентам.

   

29

Россия в символах и образах

1

Комбинированный урок

Задания опережающего характера, индивидуальные доклады

Ответы на проблемные вопросы

.

 

30

История семьи в истории России

1

Повторительно-обобщающий урок

Работа с учебником и воспоминаниями родных, работа с раздаточным материалом.

Анализ исторических источников (писем, воспоминаний), составление генеалогического древа

.

 

К концу курса обучающиеся должны научиться

Учащийся научится:

• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.);

• использовать историческую карту как источник информации;

• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятника;

• объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;

• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям истории.

Учащийся получит возможность научиться:

• сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

• высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия различных народов в мировой истории;

- разрабатывать структуру исследовательских работ;

- применять ИКТ средства.

Перечень учебно-методического обеспечения.

Оборудование

1.Ноутбук, подключенный к Интернету

2. Мультимедийный проектор, экран, колонки.

3.Телевизор, DVD, CD- плейер.

Учебные пособия, дидактический материал

1.Демонстрационные таблицы по истории.

2.Портреты исторических деятелей, правителей и т.д .

3. КИМы для проведения контрольных и тестовых работ по истории.

4.Энциклопедии, справочный материал.

5. Интерактивные карты по истории для 5-9 классов.

Цифровые образовательные ресурсы

www.krugosvet.ru Универсальная энциклопедия «Кругосвет»

www.rubricon.ru Энциклопедия «Рубрикон»

Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»

Биографии исторических личностей - http://www.biografia.ru/ - Биография.Ру - информационно-образовательный ресурс

Страницы всемирной истории - http://art-rus.info/

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.