Рабочая программа по технологии для 2 класса по УМК Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гвардейская школа-гимназия № 2»
Симферопольского района Республики Крым
ул.Острякова, 1-А, пгт. Гвардейское, Симферопольский район, 297513
тел/факс 3(652) 32-38-59, e-mail: gvardeiskoe2@yandex.ru
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _________Л.В.Демидович «___»___________2018г |
«УТВЕРЖДЕНО» Директор школы-гимназии _______Е.В. Богданова Приказ № ____ от «___»________2018г |
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«ТЕХНОЛОГИЯ»
Класс 2-Б
Срок реализации программы: 2018/2019 учебный год
Количество часов по учебному плану:34 ч/год, 1 ч/неделю
Планирование составлено на основе:
1. Технология. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ Е.А.Лутцева, Т.П.Зуева. – М.: Просвещение, 2014 – 160 с.
2. Учебник. Технология 2 класс: учеб. для общеобразоват. организаций /[Е.А.Лутцева, Т.П.Зуева.-2-е изд.-М.]: Просвещение,2014.-95 с.:ил.- (Школа России).
Составила рабочую программу учитель начальных классов: Лобанова О.П.
п. Гвардейское 2018г.
Введение
Рабочая программа по курсу «Технология» составлена на основе федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования.
Уровень обучения базовый
Цели изучения курса технологии:
- развитие социально значимых личностных качеств (потребность познавать и исследовать неизвестное, активность, инициативность, самостоятельность, самоуважение и самооценка);
- приобретение первоначального опыта практической преобразовательной и творческой деятельности в процессе формирования элементарных конструкторско-технологических знаний и умений и проектной деятельности;
- расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта, представлений о профессиональной деятельности человека.
Задачи:
- стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;
- формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности;
- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческого мышления; регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию и оценку;
- формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;
- развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
- ознакомление с миром профессий, их социальным значением, историей возникновения и развития;
- овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.
В соответствии с учебным планом МБОУ «Гвардейская школа-гимназия № 2» на изучение учебного предмета «Технология» во втором классе отводится 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Тема |
Количество часов по: |
Количество проектов по: |
||
примерной программе |
рабочей программе |
примерной программе |
рабочей программе |
||
1 |
Художественная мастерская |
10 |
9 |
1 |
1 |
2 |
Чертежная мастерская |
7 |
7 |
||
3 |
Конструкторская мастерская |
10 |
9 |
1 |
1 |
4 |
Рукодельная мастерская |
7 |
9 |
||
5 |
Всего |
34 |
34 |
2 |
2 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА, КУРСА
Художественная мастерская (9ч)
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание.
ОБЖ: Техника безопасности при работе с ножницами. Техника безопасности при работе с клеем.
Материальная культура как продукт творческой предметно-преобразующей деятельности человека.
Мир профессий. Профессии типа «Человек - техника», «Человек - природа», «Человек - художественный образ».
Ориентировка в задании: анализ информации в процессе наблюдений, чтения текста на страницах учебника, восприятия аудио- и видеоматериалов, в процессе общения с учителем и сверстниками. Организация рабочего места. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов. Планирование хода практической работы. Самоконтроль действий.
Задания разных типов - от точного повторения образца (в виде рисунка, схемы, простейшего чертежа) до создания собственного образа. Исследовательская работа. Работы коллективные, групповые, парами, индивидуальные. Взаимопомощь в работе.
Самообслуживание в школе и дома, элементарный уход за одеждой и обувью.
Чертежная мастерская (7ч)
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
ОБЖ: Техника безопасности при работе с ножницами. Техника безопасности при работе с клеем.
Многообразие материалов.
Бумага обычная цветная, страницы журналов, бумажные салфетки, гофрированная и металлизированная бумага, фантики; ткань, тесьма, веревки, нитки; клеенка, поролон, фольга, , птичьи перья, вата, яичная скорлупа, различный «бросовый» материал.
Новые свойства материалов:
разрывание бумаги по прямой и кривой линиям, по спирали, скручивание, надрезание, обрывание кусочками, сминание комочков, гофрирование, сгибание внутрь и выгибание наружу, вплетание полосок, сгибание полоски;
наклеивание ткани на бумагу и вырезание, складывание в технике оригами, вышивание по криволинейному контуру, присборивание;
рисование штрихами на пластилиновой основе, обрубовка, вытягивание из целого куска.
Приклеивать можно клеенку, поролон, фольгу, птичьи перья, вату, яичную скорлупу, пластиковые трубочки.
Технологические приемы обработки материалов.
Разметка: на глаз, по шаблону, с помощью линейки, копированием.
Сборка и соединение деталей: клеем, сшиванием, скручиванием, закручиванием ниткой, переплетением, с помощью узлов, сцеплением ворса бархатной бумаги и ниток.
Отделка: налепные украшения, рамочка в технике мозаики из кусочков ткани, рамочки из тесьмы, украшение кружевом.
Виды художественной техники
Аппликация
Обрывная аппликация из бумаги на бумажной основе.
Плоская аппликация из ткани на бумажной основе.
Объемная аппликация из бумаги, природных материалов или ткани на бумажной или картонной основе.
Комбинирование в одной работе разных материалов (коллаж).
Художественное складывание
Складывание приемом гофрирования («гармошкой») деталей из круга, овала, квадрата, треугольника. Объединение деталей в одном изделии.
Оригами из бумажного квадрата по схеме. Складывание квадратной льняной салфетки и сравнение свойств бумаги и ткани.
2.3. Измерение линейкой Приемы безопасной работы с инструментами (ножницами, иглой,).
Работа с технической документацией (рисунок, схема, эскиз, простейший чертеж). Линии чертежа (контур, сгиб, размерная). Условные знаки оригами: сложить «долиной», сложить «горой», складка, вогнуть внутрь, выгнуть наружу, перевернуть.
Изготовление плоскостных и объемных изделий по рисункам, эскизам, схемам, простейшим чертежам.
3. Конструкторская мастерская (9ч)
Конструирование и моделирование
ОБЖ: Техника безопасности при работе с ножницами. Техника безопасности при работе с клеем.
Выделение деталей изделия. Виды соединения деталей. Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу и заданным условиям.
Плоскостное конструирование и моделирование из геометрических форм. Аппликация и мозаика из геометрических фигур
Объемное конструирование и моделирование из готовых форм
Более сложные (по сравнению с первым классом) технические модели из готовых форм.
Более сложные художественные образы из готовых геометрических форм (в том числе из цилиндра и конуса).
Объемное конструирование и моделирование из бумаги
Поделки из одной или нескольких полосок, полученные приемами складывания, сгибания.
Летающие модели.
Моделирование из деталей конструктора
4 Рукодельная мастерская (9ч)
ОБЖ: Техника безопасности при работе с ножницами. Техника безопасности при работе с клеем. Техника безопасности при работе с иголкой.
Плетение
Косое плетение в четыре пряди из текстильных материалов или бумажного шпагата, проволоки, соломы.
Прямое плетение из полосок бумаги (разметка по линейке).
Узелковое плетение (макраме) из текстильных материалов (узлы морские и декоративные).
Шитье и вышивание
Вышивание по криволинейному контуру швом «вперед иголку».
Пришивание пуговицы с четырьмя отверстиями разными способами.
Планируемые результаты обучения
Личностные результаты
Обучающийся научится:
- объяснять свои чувства и ощущения от наблюдаемых образцов и предметов декоративно-прикладного творчества, объяснять своё отношение к поступкам одноклассников с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, рассуждать и обсуждать их;
- самостоятельно определять и высказывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов, результатов трудовой деятельности человека-мастера;
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какое мнение принять (своё или другое, высказанное в ходе обсуждения).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
- учиться совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
- учиться планировать практическую деятельность на уроке;
- с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
-работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов).
- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
-ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;
- добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрен словарь терминов);
- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни.
- договариваться сообща;
- учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3–4 человек.
Предметные результаты
1.Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание.
Обучающийся будет знать о :
- элементарных общих правилах создания рукотворного мира(прочность, удобство, эстетическая выразительность- симметрия , асимметрия);
- гармонии предметов и окружающей среды;
- профессиях мастеров родного края;
- характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства.
Обучающийся научится:
- самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы;
- готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место;
- выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности;
- самостоятельно выполнять доступные задания с опорой на технологическую карту в предложенных ситуациях и на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какое мнение принять – свое или другое, высказанное в ходе обсуждения;
-применять освоенные знания и практические умения (технологические, графические, конструкторские) в самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности.
2.Технология ручной обработки материалов. Основы художественно-практической деятельности.
Обучающийся будет знать:
- обобщенные названия технологических операций: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка;
- виды материалов, обозначенных в программе, их свойства и названия;
- происхождение натуральных тканей и их виды;
- способы соединения деталей из разных материалов, изученные соединительные материалы;
- линии чертежа и приемы построения прямоугольника и окружности с помощью чертежных инструментов;
- название, устройство и назначение чертежных инструментов (линейка, циркуль, угольник)
Обучающийся получит возможность научиться:
- выполнять экономную разметку с помощью чертежных инструментов с опорой на простейший чертеж (эскиз);
- оформлять изделие и соединять детали прямой строчкой и ее вариантами;
- справляться с доступными практическими заданиями с опорой на образец и инструкционную карту.
3. Конструирование и моделирование.
Обучающийся будет знать:
- неподвижный и подвижный способ соединения деталей;
-отличие макета от модели.
Обучающийся получит возможность научиться:
- конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертеже или эскизу
- определять способ соединения деталей и выполнять подвижное неподвижное соединение известными способами.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ПРЕДМЕТУ ТЕНОЛОГИЯ
№ п/п |
Дата |
Тема урока |
Планируемые результаты |
|||
план |
факт |
предметные |
метапредметные |
личностные |
||
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ МАСТЕРСКАЯ (9 часов) |
||||||
1 |
Правила безопасности на уроке. Что ты уже знаешь? |
Учащийся будет знать об элементарных общих правилах создания рукотворного мира, о гармонии предметов и окружающей среды. Готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место. Обобщенные названия технологических операций: разметка, полученных деталей из заготовки, сборки изделия, отделка, названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе. Читать простейшие чертежи (эскизы). |
Регулятивные. Определять цель деятельности на уроке. Планировать практическую деятельность на уроке. Определять успешность выполнения своего задания. Познавательные. Наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, традиции и творчество мастеров родного края. Находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях. Коммуникативные. Вести небольшой познавательн6ый диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия. Вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни. |
Объяснять свои чувства и ощущения от наблюдения объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера. Уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров. |
||
2 |
Зачем художнику знать о цвете, форме и размере? (Практическая работа «Орнамент из семян») |
|||||
3 |
Какова роль цвета в композиции? |
|||||
4 |
Какие бывают цветочные композиции? (Практическая работа «Цветочная композиция») ИТБ 046 |
|||||
5 |
Как увидеть белое изображение на белом фоне. (Практическая работа «Белоснежное очарование») ИТБ 046 |
|||||
6 |
Что такое симметрия? Как получить симметричные детали? (Практическая работа «Композиция – симметрия») ИТБ 046 |
|||||
7 |
Можно ли сгибать картон? Как? Проект «Африканская саванна» ИТБ 046 |
|||||
8 |
Как плоское превратить в объемное? «Объёмный цветок». (Практическая работа) ИТБ 046 |
|||||
9 |
Как согнуть картон по кривой линии? (Практическая работа) «Объёмные животные» ИТБ 046 |
|||||
ЧЕРТЕЖНАЯ МАСТЕРСКАЯ ( 7 часов) |
||||||
10 |
Что такое технологические операции и способы? (Практическая работа «Игрушки с пружинками») ИТБ 046,049 |
Обобщенные названия технологических операций: разметка, полученных деталей из заготовки, сборки изделия, отделка, названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе. Читать простейшие чертежи (эскизы). Выполнять экономную разметку с помощью чертежных инструментов. Справляться с доступными практическими (технологическими) заданиями с опорой на образец и технологическую карту. Готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место. |
Регулятивные. Определять цель деятельности на уроке. Выявлять и формулировать учебную проблему. Выполнять пробные поисковые действия для выявления оптимального решения проблемы. Работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства, осуществлять контроль точности выполнения операций. Познавательные. Наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, традиции и творчество мастеров родного края. Выявлять конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов. Коммуникативные. Слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение. Выполнять предлагаемые задания в паре, группе, договариваться, помогать одноклассникам. |
Объяснять свои чувства и ощущения от наблюдения объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера. Уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров. |
||
11 |
Что такое линейка и что она умеет? (Практическая работа «Измерение линейкой») |
|||||
12 |
Что такое чертёж и как его прочитать? (Практическая работа «Открытка – сюрприз».) ИТБ 049 |
|||||
13 |
Как изготовить несколько одинаковых прямоугольников? (Практическая работа Аппликация с плетением».) |
|||||
14 |
Можно ли разметить прямоугольник по угольнику? (Практическая работа «Блокнотик для записей»). ИТБ 049 |
|||||
15 |
Можно ли без шаблона разметить круг? (Практическая работа «Узоры в круге») ИТБ 049 |
|||||
16 |
Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. (Практическая работа «Игрушки из конусов») ИТБ 049 |
|||||
КОНСТРУКТОРСКАЯ МАСТЕРСКАЯ (9 часов) |
||||||
17 |
Какой секрет у подвижных игрушек? «Игрушки качалки» ИТБ 046 |
заданиями с опорой на образец и технологическую карту. Неподвижные и подвижные способы соединения деталей, отличия макета от модели. Конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу. Определять способы соединения деталей и выполнять их простейшими способами. Готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место. Обобщенные названия технологических операций: разметка, полученных деталей из заготовки, сборки изделия, отделка, названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе. Читать простейшие чертежи (эскизы). |
Регулятивные Работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства, осуществлять контроль точности выполнения операций. Определять успешность выполнения своего задания Познавательные. Выявлять конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов. Наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, традиции и творчество мастеров родного края. Коммуникативные. Слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение. Выполнять предлагаемые задания в паре, группе, договариваться, помогать одноклассникам. |
Уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров. Принимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к людям ремесленных профессий. |
||
18 |
Как из неподвижной игрушки сделать подвижную? Подвижные игрушки» ИТБ 049,046 |
|||||
19 |
Ещё один способ сделать игрушку подвижной «Подвижные игрушки» ИТБ 049,046 |
|||||
20 |
Что заставляет вращаться пропеллер? «Пропеллер» ИТБ 049,046 |
|||||
21 |
Можно ли соединить детали без соединительных материалов? «Самолёт» ИТБ 049 |
|||||
22 |
День защитника Отечества. Изменяется ли вооружение в армии? «Поздравительная открытка» ИТБ 049 |
|||||
23 |
Как машины помогают человеку? «Макет автомобиля» ИТБ 049 |
|||||
24 |
Поздравляем женщин и девочек «Открытка к 8 Марта» ИТБ 049 |
|||||
25 |
Что интересного в работе архитектора? Проект «Создадим свой город» ИТБ 049 |
|||||
РУКОДЕЛЬНАЯ МАСТЕРСКАЯ (9 часов) |
||||||
26 |
Какие бывают ткани? «Одуванчик» ИТБ 049,048 |
Учащийся будет знать об элементарных общих правилах создания рукотворного мира, о гармонии предметов и окружающей среды. Готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место. Читать простейшие чертежи (эскизы). Выполнять экономную разметку с помощью чертежных инструментов. Справляться с доступными практическими (технологическими) заданиями с опорой на образец и технологическую карту. Обобщенные названия технологических операций: разметка, полученных деталей из заготовки, сборки изделия, отделка, названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе. Читать простейшие чертежи (эскизы). |
Регулятивные. Определять цель деятельности на уроке. Планировать практическую деятельность на уроке. Определять успешность выполнения своего задания. Выполнять пробные поисковые действия для выявления оптимального решения проблемы. Познавательные. Выявлять конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов. Выявлять конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов Коммуникативные. Слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение. Выполнять предлагаемые задания в паре, группе, договариваться, помогать одноклассникам. |
Объяснять свои чувства и ощущения от наблюдения объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера. Уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров. Принимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к людям ремесленных профессий. |
||
27 |
Какие бывают нитки? Как они используются? «Птичка из помпона» ИТБ 049,048 |
|||||
28 |
Что такое натуральные ткани? Каковы их свойства? «Подставка» ИТБ 049,048 |
|||||
29 |
Строчка косого стежка. Есть ли у неё «дочки»? «Мешочек с сюрпризом» ИТБ 049,050,048 |
|||||
30 |
Как ткань превращается в изделие? Лекало «Футляр для мобильного телефона» ИТБ 049,050,048 |
|||||
31 |
Что узнали? Чему научились? |
|||||
32 |
Проверим себя. |
|||||
33 |
Выставка работ учащихся. |
|||||
34 |
Итоговый урок за год. |
Материально-техническое обеспечение .
1.Лутцева Е.А., Зуева Т.П. Технология. 2 класс: учебник для общеобразовательных организаций. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
2.Лутцева Е.А., Зуева Т.П. Методические рекомендации к учебнику «Технология» для 2 класса. – М.: Просвещение, 2014.