Рабочая программа по технологии 1 класса (УМК «Перспектива»)
ПЛАНИРУЕМЫ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО ПРОГРАММЕ «ТЕХНОЛОГИЯ» 1 КЛАСС
Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
Формирование первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;
Приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Метапредметные результаты
Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмами поиска средств её осуществления.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата
Использование знаково- символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
Использование различных способов поиска ( в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умении вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио -,видео -,и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
Овладение навыками смыслового чтения текста различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно – следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Личностные результаты
Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религии.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Понятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Результаты освоения учебного курса
К концу первого года обучения обучающиеся должны знать/понимать:
Роль трудовой деятельности в жизни человека;
Содержание труда людей ближайшего окружения;
Область применения и назначение инструментов: карандаша ТМ, ножниц, кисточки для клея, фальцовки, стеки, швейной иглы, булавки с колечком;
Область применения и назначения приспособлений: шаблона, подкладного листа и доски, наперстка, пялец.
Уметь в процессе самостоятельной и парной работы:
Осуществлять организацию рабочего места под руководством учителя;
Составлять словесный план собственной трудовой деятельности;
Получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя образец, рисунки (на бумажных носителях);
Изготавливать изделия из доступных материалов (цветной , писчей бумаги, сухих листьев, веточек, семян растений, шишек, желудей, скорлупы грецких орехов, натуральной ткани, ниток, пластилина) по сборочной схеме; выбирать материалы с учетом их свойств, определяемым по внешним признакам;
Соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия под контролем учителя;
Создавать модели несложных объектов из природных материалов;
Осуществлять декоративное оформление изделия аппликацией, мозаикой, вышивкой швом «вперед иголку», плетеным узором, природными материалами.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Применении информации при решении различных задач;
Выполнения домашнего труда (самообслуживание, мелкий ремонт одежды);
Соблюдение правил личной гигиены и использования безопасных приемов работы с материалами, инструментами;
Создания различных предметов по собственному замыслу из бумаги, природных, текстильных и пластичных материалов;
Осуществления сотрудничества в совместной работе
Содержание предмета
Давай познакомимся -3 часа. Как работать с учебником. (1 час)
Знакомство с учебником и рабочей тетрадью; условными обозначениями; критериями оценки изделия по разным основаниям. Я и мои друзья Знакомство с соседом по парте, сбор информации о круге его интересов, осмысление собственных интересов и предпочтений и заполнение анкеты.
Материалы и инструменты. (1 час)
Знакомство с понятиями: «материалы» и «инструменты». Организация рабочего места. Рабочее место. Подготовка рабочего места. Размещение инструментов и материалов. Уборка рабочего места
Что такое технология. (1 час)
Знакомство со значением слова «технология» (название предмета и процесса выполнения изделия). Осмысление умений, которыми овладеют дети на уроках.
Понятие: «технология».
Человек и земля -20 час. Природный материал. (1 час)
Виды природных материалов. Подготовка природных материалов к работе, приемы и способы работы с ними. Сбор, сортировка, сушка под прессом и хранение природного материала. Выполнение аппликации по заданному образцу.
Понятия: «аппликация», «пресс», «природные материалы», «план выполнения работы» (текстовый и слайдовый).
Изделие: « Аппликация из листьев».
Пластилин. (1 часа)
Знакомство со свойствами пластилина. Инструменты, используемые при работе с пластилином. Приемы работы с пластилином. Выполнение аппликации из пластилина. Использование «Вопросов юного технолога» для организации своей деятельности и ее рефлексии.
Понятия: «эскиз», «сборка».
Изделие: аппликация из пластилина «Ромашковая поляна».
Выполнение изделия из природного материала с использованием техники соединения пластилином. Составление тематической композиции.
Понятие: «композиция».
Изделие «Мудрая сова».
Растения. (1 часа)
Использование растений человеком. Знакомство с частями растений. Знакомство с профессиями связанными с земледелием. Получение и сушка семян.
Понятие: «земледелие»,
Изделие: «заготовка семян»
Проект «Осенний урожай».
Осмысление этапов проектной деятельности (на практическом уровне.). Использование «Вопросов юного технолога» для организации проектной деятельности. Приобретение первичных навыков работы над проектом под руководством учителя. Отработка приемов работы с пластилином, навыков использования инструментов.
Понятие: «проект».
Изделие. «Овощи из пластилина».
Бумага. (1 час)
Знакомство с видами и свойствами бумаги. Приемы и способы работы с бумагой. Правила безопасной работы с ножницами. Знакомство с правилами разметки при помощи шаблона и сгибанием, соединение деталей при помощи клея. Составление симметричного орнамента из геометрических фигур. Знакомство с использованием бумаги и правилами экономного расходования ее.
Понятия: «шаблон». «симметрия», «правила безопасной работы».
Изделие. Закладка из бумаги
Насекомые. (1 час)
Знакомство с видами насекомых. Использование человеком продуктов жизнедеятельности пчел. Составление плана выполнения изделия по образцу на слайдах. Выполнение изделия из различных материалов (природные, бытовые материалы, пластилин, краски).
Изделие «Пчелы и соты».
Дикие животные. (1 час)
Виды диких животных. Знакомство с техникой «коллаж». Выполнение аппликации из журнальных вырезок в технике коллаж. Знакомство с правилами работы в паре.
Проект «Дикие животные».
Изделие: «Коллаж «Дикие животные»
Новый год. (2 час)
Проект «Украшаем класс к новому году».
Освоение проектной деятельности: работа в парах, распределение ролей, представление работы классу, оценка готового изделия. Украшение на елку. Подбор необходимых инструментов и материалов. Выполнение разметки деталей по шаблону. Соединение деталей изделия при помощи клея. Выполнение елочной игрушки из полосок цветной бумаги.
Изделие: «украшение на елку»
Украшение на окно. Выполнение украшения на окно в форме елочки из тонкой бумаги. Раскрой бумаги без ножниц (обрыв по контуру). Приклеивание бумажного изделия мыльным раствором к стеклу.
Изделие: «украшение на окно»
Домашние животные. (1 час)
Виды домашних животных. Значение домашних животных в жизни человека. Выполнение фигурок домашних животных из пластилина. Закрепление навыков работы с пластилином.
Изделие: «Котенок».
Такие разные дома. (1 час)
Знакомство с видами домов и материалами, применяемыми при их постройке. Практическая работа по определению свойств гофрированного картона. Выполнение макета домика с использованием гофрированного картона и природных материалов.
Понятия: «макет», «гофрированный картон».
Изделие: « Домик из веток».
Посуда. (1 часа)
Знакомство с видами посуды и. материалами, из которых ее производят. Использование посуды. Сервировка стола и правила поведения за столом. Выполнение разных изделий по одной технологии из пластилина. Работа в группах при выполнении изделий для чайного сервиза.
Понятия: «сервировка», «сервиз».
Проект «Чайный сервиз»
Изделия: «чашка», « чайник», « сахарница»
Свет в доме. (1 час)
Знакомство с разнообразием осветительных приборов в доме. Сравнивать старинные и современные способы освещения жилища. Выполнение модели торшера, закрепление навыков вырезания окружности. Знакомство с правилами безопасной работы с шилом. Изделие: « Торшер».
Мебель (1 час)
Знакомство с видами мебели и материалами, которые необходимы для ее изготовления. Освоение правил самообслуживания (уборка комнаты и правила ухода за мебелью). Выполнение модели стула из гофрированного картона. Отделка изделия по собственному замыслу.
Изделие: «Стул»
Одежда Ткань, Нитки (1 час)
Знакомство с видами одежды, ее назначением и материалы их которых ее изготавливают. Способы создания одежды. Виды ткани и нитей, их состав, свойства, назначение и применение в быту и на производстве. Создание разных видов кукол из ниток по одной технологии.
Понятия: «выкройка», «модель»
Изделие: «Кукла из ниток»
Учимся шить (2 часа)
Знакомство с правилами работы с иглой. Освоение строчки прямых стежков, строчки стежков с перевивом змейкой, строчки стежков с перевивом спиралью. Пришивание пуговицы с двумя и четырьмя отверстиями. Использование разных видов стежков для оформления закладки. Оформление игрушки при помощи пуговиц.
Изделия: «Закладка с вышивкой», « Медвежонок».
Передвижение по земле (1 часа)
Знакомство со средствами передвижения в различных климатических условиях. Значение средств передвижения для жизни человека. Знакомство с конструктором его деталями и правилами соединения деталей. Выполнение из конструктора модели тачки.
Изделие: «Тачка».
Человек и вода -2 часа. Вода в жизни человека. (1 час)
Вода в жизни растений. Осмысление значимости воды для человека и растений. Выращивание растений и уход за комнатными растениями. Проведение эксперимента по определению всхожести семян. Проращивание семян.
Понятие: «рассада».
Изделие: «Проращивание семян», «Уход за комнатными растениями»
Питьевая вода.
Выполнение макета колодца из разных материалов (бумага и природные материалы). Анализ конструкции изделия, создание модели куба при помощи шаблона развертки и природного материала (палочек.). Создание композиции на основе заданного в учебнике образца.
Изделие: «Колодец»
Передвижение по воде. (1 час)
Знакомство со значение водного транспорта для жизни человека. Знакомство со способами сборки плота. Создание из бумаги модели плота, повторяя технологию его сборки. Создание формы цилиндра из бумаги. Проводить исследование различных материалов на плавучесть. Знакомство со способами и приемами выполнения изделий в технике оригами. Осуществление работы над проектом.
Понятие: «оригами».
Проект: «Речной флот», Изделия: «Кораблик из бумаги», «Плот»
Человек и воздух -4 часа. Использование ветра. (1 час)
Осмысление способов использования ветра человеком. Работа с бумагой. Изготовление макета по шаблону. Рациональное размещение материалов и инструментов. Знакомство со способами разметки по линейке. Выполнение правил техники безопасности. Изготовление модели флюгера из бумаги. Оформление по самостоятельному замыслу.
Понятие: «флюгер».
Изделие: «Вертушка»
Полеты птиц. (1 час)
Знакомство с видами птиц. Закреплять навыки работа с бумагой. Знакомство со способом создания мозаики с использованием техники «рваная бумага». Знакомство со способами экономного расходования бумаги материалов при выполнении техники «рваная бумага». Выполнение аппликации. Выполнение деталей для мозаики в группе.
Понятие: «мозаика».
Изделие: «Попугай»
Полеты человека. (2 час)
Знакомство с видами летательных аппаратов. Моделирование. Выполнение модели самолета и парашюта. Закрепление умения работать с бумагой в технике «оригами», размечать по шаблону. Оформление изделия по собственному замыслу.
Понятия: «летательные аппараты».
Изделие: «Самолет», «Парашют»
Человек и информация -4 часа. Способы общения. 1 час
Изучение способов общения. Закрепление способов работы с бумагой, картоном, глиной. Создание рисунка на пластичном материале при помощи продавливания. Перевод информации в разные знаково-символические системы (анаграммы и пиктограммы). Использование знаково-символической системы для передачи информации (кодирование,
шифрование).
Изделия: «Письмо на глиняной дощечке », «Зашифрованное письмо».
Важные телефонные номера. Правила движения.2 час
Знакомство со способами передачи информации Перевод информации в знаково-символическую систему. Осмысление значения дорожных знаков для обеспечения безопасности. Нахождение безопасного маршрута из дома до школы, его графическое изображение.
Изделие: Составление маршрута безопасного движения от дома до школы.
Компьютер. 1 час.
Изучение компьютера и его частей. Освоение правил пользования компьютером и поиска информации. Понятия: «компьютер», «интернет»
Тематическое планирование
№ | Тема раздела | Колич. часов |
1 | Давайте познакомимся | 3ч |
2 | Человек и земля | 20ч |
3 | Человек и вода | 2ч. |
4 | Человек и воздух | 4ч. |
5 | Человек и информация | 3ч. |
Календарно – тематическое планирование по технологии в 1- А классе
Учитель: Журавлева Т.А. (количество часов по учебному плану: 33; по КТП: 32)
№ п/п | Раздел учебной программы Темы уроков; контрольных, практических работ | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности | Материально-техническое обеспечение | Формы, виды контроля на уроке | Дата проведения урока | ||
По плану | По факту | |||||||
Давайте познакомимся | ||||||||
1 | Экскурсия в кабинет технологии и мастерские. Как работать с учебником. Материалы и инструменты. Знакомство с учебником , условными обозначениями, критериями оценки изделия по разным основаниям. | 1 | Коллективная, Работа в парах | ЭПУ Уч. с. 4-7 Т.с.4-7 | Работа с материалом учебника . | 03.09 | | |
2 | Экскурсия на СЮТ. Человек, природа, техника. Знакомство с понятиями: материалы, инструменты. | 1 | Коллективная | ЭПУ Уч. с. 8-9 Т.с.8-9 | Уо | 10.09 | | |
3 | Экскурсия в школьную столовую. Профессии. Организация рабочего места. Рабочее место. Подготовка рабочего места. Размещение инструментов и материалов. Уборка рабочего места. | 1 | Коллективная | ЭПУ Уч. с. 10-12 Т.с.4-9 | Уо Работа с материалом учебника . | 17.09 | | |
Человек и земля. | ||||||||
4 | Экскурсия на пришкольный участок. Сбор природного материала. Виды природных материалов. Подготовка природных материалов к работе, приёмы и способы работы с ними. Сбор, сортировка, сушка под прессом и хранение природного материала.. Понятия: пресс, природные материалы, план выполнения работы. | 1 | Групповая, работа в парах | ЭПУ Уч. с. 13-16 Т.с.10-11 | Фо Работа с материалом учебника . | 24.09 | | |
5 | Растения в жизни человека. Экскурсия в городской детский экоцентр. Использование растений человеком. Знакомство с частями растений. Знакомство с профессиями, связанными с земледелием. Получение и сушка семян. | 1 | Коллективная | Т | фо Работа с материалом учебника | 01.10 | | |
6 | Экскурсия в комнату школьника на выставку изделий из пластилина. Знакомство со свойствами пластилина. Инструменты, используемые при работе с пластилином. Приёмы работы с пластилином. | 1 | Групповая, работа в парах | ЭПУ Уч. с. 17-21 | фо Работа с материалом учебника | 08.10 | | |
7 | Экскурсия на СЮН. Выполнение аппликации из пластилина. Использование рубрики «Вопросы юного технолога» для организации своей деятельности и её рефлексии. Понятия: эскиз, сборка. Изделие: аппликация из пластилина «Ромашковая поляна». Изделие: «Мудрая сова» | 1 | Групповая, работа в парах | ЭПУ Уч. с. 22-23 | фо Работа с материалом учебника | 15.10 | | |
8 | Экскурсия в кабинет информатики. Знакомство с видами и свойствами бумаги. Приёмы и способы работы с бумагой. Правила безопасной работы ножницами. | 1 | Групповая, работа в парах | ЭПУ Уч. с.32-35 Р.т. с. 14 | фо Работа с материалом учебника | 22.10 | | |
9 | Изделия: «Волшебные фигуры», «Закладка из бумаги» | 1 | Групповая, работа в парах | ЭПУ Уч. с. 36-39 Р.т. с. 15 | фо | 2 четверть 05.11 | | |
10 | Насекомые Изготовление изделия из различных материалов (природные, бросовые материалы, пластилин, краски). Изделие: «Пчёлы и соты» | 1 | Групповая, работа в парах | ЭПУ Уч. с. 40-41 | фо Работа с материалом учебника | 12.11 | | |
11 | Дикие животные Проект «Дикие животные» Изделие: «Коллаж» | 1 | Групповая, работа в парах | ЭПУ УЧ. с. 42-45 | уо Работа с материалом учебника | 19.11 | | |
12 | Домашние животные Закрепление навыков работы с пластилином. Изделие: «Котёнок» | 1 | Коллективная | ЭПУ Уч. с.50-51 Р.т. с. 16-17 | уо Работа с материалом учебника | 26.11 | | |
13 | Такие разные дома Изготовление макета дома с использованием гофрированного картона и природных материалов. Понятия: макет, гофрированный картон. Изделие: «Домик из веток» | 1 | Коллективная | ЭПУ Уч. с. 52-56 Р.т. с. 18 | уо Работа с материалом учебника | 03.12 | | |
14 | Знакомство с видами посуды и материалами, из которых её изготавливают. | 1 | Коллективная | ЭПУ Уч. с. 57-59 | уо | 10.12 | | |
15 | Проект «Чайный сервиз» Изготовление разных изделий по одной технологии из пластилина. Изделия: «Чашка», «Чайник», «Сахарница» | 1 | Групповая, работа в группе | ЭПУ Уч. с. 60-61 | фо Работа с материалом учебника | 17.12 | | |
16 | Мебель Изделие: «Стул» | 1 | Коллективная | Уч. с. 66-68 Р.т. с. 20-21 | уо | 24.12 | | |
17 | Одежда, ткань, нитки Понятия: выкройка, модель. Изделие: «Кукла из ниток» | 1 | Коллективная | ЭПУ Уч. с. 69-73 | фо | 3 четверть 14.01 | | |
18 | Знакомство с правилами работы иглой. Освоение строчки прямых стежков, строчки стежков с перевивом змейкой, строчки стежков с перевивом спиралью. | 1 | Групповая, работа в парах | | | 21.01 | | |
19-20 | Изделия: «Строчка прямых стежков», «Строчка стежков с перевивом змейкой», «Строчка стежков с перевивом спиралью», «Закладка с вышивкой», «Пришиваем пуговицу с двумя отверстиями», «Медвежонок» | 2 | Коллективная | ЭПУ Уч. с. 74-81 Р.т. с. 24-25 | уо Работа с материалом учебника | 28.01 04.02 | | |
21-22 | Новый год Проект «Украшаем класс к Новому году» Изготовление ёлочной игрушки из полосок цветной бумаги. Изделия: «Украшение на ёлку», «Украшение на окно» | 2 | Практическая, метод «проекта» | ЭПУ Уч. с. 46-49 | фо Работа с материалом учебника | 18.02 25.02 | | |
23 | Передвижение по земле Изделие « Санки» | 1 | Коллективная | Уч. с. 82-83 Р. Т. с. 26 | фо | 04.03 | | |
ЧЕЛОВЕК И ВОДА. | ||||||||
24 | Вода в жизни человека. Вода в жизни растений Практическая работа: «Проращивание семян | 1 | Практическая работа | ЭПУ Уч. с. 90-95 Р. Т. с. 27 | фо Работа с материалом учебника | 11.03 | | |
25 | Питьевая вода Изделие: «Колодец» | 1 | Коллективная | ЭПУ Уч. с. 96-97 | уо Работа с материалом учебника | 18.03 | | |
ЧЕЛОВЕК И ВОЗДУХ. | ||||||||
26 | Использование ветра Изделие: «Вертушка» | 1 | Коллективная | ЭПУ Уч. с. 104-106 | уо Работа с материалом учебника | 4 четверть 08.04 | | |
27 | Полёты птиц Понятие: мозаика. Изделие: «Попугай» | 1 | Групповая, работа в парах | ЭПУ Уч. с. 107-109 Р.т. с. 29 | фо Работа с материалом учебника | 15.04
| | |
28-29 | Полёты человека Изделия: «Самолёт», «Парашют» | 2 | Коллективная | ЭПУ Уч. с. 110-114 Р. Т. с. 30 | уо Работа с материалом учебника | 22.04 29.04 | | |
Человек и информация. | ||||||||
30 | Способы общения ( экскурсия в библиотеку). | 1 | Групповая, работа в парах | ЭПУ Уч. с. 116-119 | Фо Работа | 06.05 | | |
31 | Важные номера телефонов. Правила дорожного движения (праздник « посвящение первоклассников в пешеходы). | 1 | Коллективная | ЭПУ Уч. с. 120 Р. Т. с. 31 | Уо Работа с материалом учебника . | 13.05 | | |
32 | Компьютер.( экскурсия в кабинет информатики) | 1 | Коллективная | ЭПУ Уч. с. 122-124 | | 20.05 | |
«СОГЛАСОВАНО»
зам. дир. по УВР
_________________
«_31_»августа_2020_г.
Коррекция планирования
Дата непроведённого урока | Причина | Коррекция |
| | |
| | |
| | |
Источники: http://technology.prosv.ru/umk/4.html