12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Одинцова Ирина Евгеньевна74
Россия, Тамбовская обл., Тамбов

Календарно-тематическое планирование

уроков русского языка

165 ч. (из расчета 4часа в неделю)

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

по плану

по факту

Добукварный период 25 часов

1.

«Твои новые друзья». «Дорога в школу». Гигиенические требования. Раскрашивание, обведение.

1

01.09

 

2.

«Что в центре». Ориентировка на листе. Текст на списывание. Обведение фигур по образцу.

1

02.09

 

3.

«Сравни». Форма и количество фигур. Прямые и наклонные линии

1

05.09

 

4.

«Сравни». Форма и количество фигур. Прямые и наклонные линии

1

06.09

 

5.

«Определи направление». Определение направления с помощью жеста, замена жеста стрелкой.

1

07.09

 

6.

«Найди пару». «Лото». Классификация. Рабочая строка. Письмо наклонных и прямых линий. Усвоение последовательности действий при письме с образца

1

08.09

 

7.

«Целое и часть» (анализ графической формы). Параллельные линии. Обведение образца

1

09.09

 

8.

«Целое и часть» (анализ графической формы). Параллельные линии. Обведение образца

1

12.09

 

9.

«Головоломки». Развитие фонематического слуха. Письмо элементов печатных букв (прямые, наклонные, овалы, полуовалы)

1

13.09

 

10.

«Весёлые превращения». Упражнения на развитие воображения.  Развитие фонематического слуха. Письмо элементов печатных букв

1

14.09

 

11.

«Сравни дома». Тематическая классификация. Развитие фонематического слуха. Письмо элементов печатных букв. Усвоение последовательности действий при письме с образца; контроль.

1

15.09

 

12.

«Сравни дома». Тематическая классификация. Развитие фонематического слуха. Письмо элементов печатных букв. Усвоение последовательности действий при письме с образца; контроль.

1

16.09

 

13.

«На коньках». «Контуры и силуэты». Развитие фонематического слуха. Прямые и наклонные линии, длинные и короткие.

1

19.09

 

14.

«На волнах». Классификация. Усвоение последовательности действий при письме с образца; контроль.

1

20.09

 

15.

«Мы рисуем». «На лугу». Тематическая классификация.Развитие воображения.
Развитие фонематического слуха. Письмо элементов печатных букв.

1

21.09

 

16.

«Под грибом». «Сравни и подумай». Развитие воображения. Нахождение закономерностей.
Развитие фонематического слуха. Письмо элементов печатных букв.

1

22.09

 

17.

«Мы – спортсмены». «Сравни и подумай». Классификация (виды спорта). Развитие фонематического слуха, как подготовка к звуковому анализу. Обведение образцов. Письмо элементов печатных букв.

1

23.09

 

18.

«Мы – спортсмены». «Сравни и подумай». Классификация (виды спорта). Развитие фонематического слуха, как подготовка к звуковому анализу. Обведение образцов. Письмо элементов печатных букв.

1

26.09

 

19.

«Рассмотри и расскажи». «В гости к бабушке». Слова-названия предметов. Логические упражнения. Усвоение последовательности действий при письме с образца; контроль.

1

27.09

 

20.

«Рассмотри и расскажи». «В гости к бабушке». Слова-названия предметов. Логические упражнения. Усвоение последовательности действий при письме с образца; контроль.

1

28.09

 

21.

«Знаки в городе». «Разгадай секрет». Классификация; обобщение. Письмо элементов печатных букв.  Усвоение последовательности действий при письме с образца; контроль.

1

29.09

 

22.

«Подумай и сравни». Звуковой анализ слов. Элементы письменных букв.

1

30.09

 

23.

«В спортивном зале». «На велосипедах». Классификация. Звуковой анализ слов. Письмо элементов письменных букв

1

03.10

 

24.

«Проверь себя». Классификация. Из истории орудий письма. Звуковой анализ. Письмо элементов письменных букв.

1

04.10

 

25.

«Проверь себя». Классификация. Из истории орудий письма. Звуковой анализ. Письмо элементов письменных букв.

1

05.10

 

Букварный период ( 80 часов)

26.

Знакомство с тетрадью «Мой алфавит»

1

06.10

 

27.

Звуковой анализ слов. Строчная и заглавная буквы Аа

1

07.10

 

28.

Строчная и заглавная буквы Оо

1

10.10

 

29.

Строчная и заглавная буква Уу

1

11.10

 

30.

Строчная и заглавная буквы Ии

1

12.10

 

31.

Письмо буквы ы

1

13.10

 

32.

Строчная и заглавная буквы Ээ

1

14.10

 

33.

Повторение изученных букв. Буквенная мозаика.

1

17.10

 

34.

«Пиши да не спеши!» Запись коротких слов.

1

18.10

 

35.

Строчная и заглавная буквы Мм

1

19.10

 

36.

Строчная и заглавная буквы Сс

1

20.10

 

37.

Строчная и заглавная буквы Нн

1

21.10

 

38.

Строчная и заглавная буквы Лл

1

24.10

 

39.

Повторение изученных букв М, С,Н Л.

1

25.10

 

40.

Закрепление изученных букв. Самостоятельный звуковой анализ слов по выбору. Составление и запись предложений.

1

26.10

 

41.

Строчная и заглавная буквы Тт

1

27.10

 

42.

Строчная и заглавная буквы Тт

1

28.10

 

43.

Строчная буква к.

1

07.11

 

44.

Заглавная буква К

1

08.11

 

45.

Письмо слов и предложений.

1

09.11

 

46.

Письмо слов и предложений с изученными буквами.

1

10.11

 

47.

Буквенная мозаика.

1

11.11

 

48.

Строчная и заглавная буквы Рр

1

14.11

 

49.

Строчная и заглавная буквы Вв

1

15.11

 

50.

Письмо слов и предложений с изученными буквами.

1

16.11

 

51.

Письмо строчной буквы п

1

17.11

 

52.

Письмо заглавной буквы П

1

18.11

 

53.

Письмо строчной буквы г

1

21.11

 

54.

Письмо заглавной буквы Г

1

22.11

 

55.

Письмо слов и предложений с изученными буквами.

1

23.11

 

56.

Письмо слов и предложений с изученными буквами.

1

24.11

 

57.

Строчная и заглавная буквы Ее . Запись слогов, слов и предложений.

1

25.11

 

58.

Строчная и заглавная буквы Ёё . Запись слогов, слов и предложений.

1

28.11

 

59.

Буквы е и ё после согласных.

1

29.11

 

60.

Письмо слов и предложений с изученными буквами.

1

30.11

 

61.

Письмо слов и предложений с изученными буквами.

1

01.12

 

62.

Строчная и заглавная буквы Бб. Парные звуки б-п

1

02.12

 

63.

Строчная и заглавная буквы.

1

05.12

 

64.

Сравнение звуков з ис.

1

06.12

 

65.

Упражнение в написании слов с изученными буквами.

1

07.12

 

66.

Списывание с печатного текста. Запись предложений.

1

08.12

 

67.

Строчная и заглавная буква Дд. Парные звуки [д] и [т]

1

09.12

 

68.

Строчная и заглавная буква Жж. Слог «жи».

1

12.12

 

69.

Упражнение в написании слов с изученными буквами.

1

13.12

 

70.

Упражнение в написании слов с изученными буквами.

1

14.13

 

71.

Буквенная мозаика. Письмо слов и предложений с изученными буквами.

1

15.12

 

72.

Буква Яя в начале слова и после гласных.

1

16.12

 

73.

Упражнение в написании слов с изученными буквами.

1

19.12

 

74.

Письмо слов с буквой я после согласных.

1

20.12

 

75.

Письмо слов и предложений с изученными буквами.

1

21.12

 

76.

Письмо слов и предложений с изученными буквами.

1

22.12

 

77.

Строчная и заглавная буква Хх.

1

23.12

 

78.

Буква ь – показатель мягкости согласных

1

26.12

 

79.

Письмо слов и предложений с изученными буквами.

1

27.12

 

80.

Строчная и заглавная буква Йй.

1

28.12

 

81.

Повторение. Письмо слов с буквой Й й.

1

11.01

 

82.

Буква Юю в начале слова и после гласных.

1

12.01

 

83.

Буква Ю после согласных. Письмо слогов и слов, имеющих твёрдые и мягкие согласные.

1

13.01

 

84.

Письмо слогов и слов, имеющих твёрдые и мягкие согласные. Буквенная мозаика.

1

16.01

 

85.

Повторение изученного. Письмо слов и предложений с изученными буквами.

1

17.01

 

86.

Строчная и заглавная буква Ш ш.

1

18.01

 

87.

Правописание сочетаний жи-ши. Парные звуки [ж] и [ш].

1

19.01

 

88.

Строчная и заглавная буква Чч.

1

20.01

 

89.

Строчная и заглавная буква Щщ.

1

23.01

 

90.

Правописание буквосочетаний ча-ща, чу-щу.

1

24.01

 

91.

Повторение изученного. Письмо слов и предложений с изученными буквами.

1

25.01

 

92.

Строчная и заглавная буква Цц.

1

26.01

 

93.

Строчная и заглавная буква Фф.

1

27.01

 

94.

Повторение изученного.

1

30.01

 

95.

Разделительный ъ и ь знак. Списывание слов с предварительным проговариванием.

1

31.01

 

96.

Разделительный ъ и ь знак. Списывание слов с предварительным проговариванием.

1

01.02

 

97.

Буквенная мозаика. Письмо слов и предложений с изученными буквами.

1

02.02

 

98.

Секреты письма. Элементы букв щ и ц.

1

03.02

 

99.

Отработка элементов букв щ, ц, л, м, я, ч.

1

06.02

 

100.

Отработка элементов букв г, п, р, т. Письмо слов и предложений.

1

07.02

 

101.

Списывание слов и предложений. Отработка элементов букв г, к.

1

08.02

 

102.

Отработка элементов букв у, д. з.

1

09.02

 

103.

Упражнение по чистописанию. Отработка элементов букв о, с, б.

1

10.02

 

104.

Отработка элементов буквы ю. Упражнение по чистописанию.

1

13.02

 

105.

Отработка элементов букв э. ж, ф. Написание жи-ши.

1

14.02

 

106.

Отработка обобщённых элементов букв Е, е. Упражнение по чистописанию.

1

15.02

 

107.

Соединение букв. Списывание слов и предложений.

1

16.02

 

108.

Отработка обобщённых элементов букв ь, ъ, ы, е. Восстановление текста.

1

17.02

 

109.

Отработка обобщённых элементов букв А, Л. Упражнение по чистописанию.

1

27.02

 

110.

Отработка обобщённых элементов буквГ, П, Т, Р, У, Ф. Письмо слов и предложений.

1

28.02

 

111.

Закрепление первоначальныхорфографических навыков.Отработка обобщённых элементов букв Б, В, З.

1

01.03

 

112.

Отработка обобщённых элементов букв Б, В, З, Ю, Н. Чистописание.

1

02.03

 

113.

Отработка обобщённых элементов букв К, Д. Списывание предложений.

1

03.03

 

114

Закрепление первоначальных орфографических навыков. Отработка обобщённых элементов букв.

1

06.03

 

115

Закрепление первоначальных орфографических навыков. Отработка обобщённых элементов букв

1

07.03

 

Русский язык

116

Вводный урок по русскому языку. В мире общения. Цели и формы общения.

1

08.03

 

117.

Родной язык – главное средство общения. Русский язык как национальный язык русского народа.

1

09.03

 

118

Смысловая сторона русской речи.

1

10.03

 

119

Слово, его роль в нашей речи.

1

13.03

 

120

Слово и его значение.

1

14.03

 

121

Слова как « заместитель» реадьнвх предметов, их свойств и действий.

1

15.03

 

122

Знакомство с именами собственными. Отличие имени собственного от нарицательного.

1

16.03

 

123.

Имя собственное. Правописание имён собственных.

1

17.03

 

124

Имя собственное. Правописание имён собственных.

1

20.03

 

125

Составление рассказа-описания «Мой котик».

1

21.03

 

126

Слова снесколькими значениями.

1

22.03

 

127

Слова близкие и противоположные по значению.

1

23.03

 

128

Роль слов близких и противоположных по значению.

1

24.03

 

129

Знакомство с разными группами слов.

1

03.04

 

130

Знакомство с группами слов. Слова-названия предметов.

1

04.04

 

131

Знакомство с группами слов. Слова-признаки.

1

05.04

 

132

Знакомство с группами слов. Слова-действия.

1

06.04

 

133

Звуки и буквы.

1

07.04

 

134

Звуки и буквы.

1

10.04

 

135

Звуки и буквы. Алфавит.

1

11.04

 

136

Гласные звуки. Обозначение их буквами.

1

12.04

 

137

Согласные звуки. Обозначение их буквами.

1

13.04

 

138

Гласные и согласные звуки. Обозначение их буквами.

1

14.04

 

139

Слоги. Деление слов на слоги.

1

17.04

 

140

Слоги. Деление слов на слоги.

1

18.04

 

141

Перенос слов.

1

19.04

 

142

Ударение.

1

20.04

 

143

Ударение.

1

21.04

 

144

Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами.

1

24.04

 

145

Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами.

1

25.04

 

146

Обозначение мягкости согласных звуков на письме.

1

26.04

 

147

Обозначение мягкости согласных звуков на письме

1

27.04

 

148

Обозначение мягкости согласных звуков на письме с помощью мягкого знака и букв е,е, ю, я.

1

28.04

 

149

Обозначение мягкости согласных звуков на письме с помощью мягкого знака и букв е,е, ю, я.

1

01.05

 

150

Шипящие согласные звуки.Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща,чу-щу.

1

02.05

 

151

Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща,чу-щу.

1

03.05

 

152

Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща,чу-щу

1

04.05

 

153

Разделительный мягкий знак.

1

05.05

 

154

Разделительный мягкий знак.

1

10.05

 

155

Разделительный твёрдый знак.

1

11.05

 

156

Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами.

1

12.05

 

157

Наблюдение за произношением и обозначением на письме парных звонких и глухих согласных на конце слов и перед гласными.

1

15.05

 

158

Наблюдение за произношением и обозначением на письме парных звонких и глухих согласных на конце слов и перед гласными.

1

16.05

 

159

Наблюдение за произношением и обозначением на письме парных звонких и глухих согласных на конце слов и перед гласными.

1

17.05

 

160

Предложение. Отличие предложения от слов.

1

18.05

 

161

Предложение. Отличие предложения от слов.

1

19.05

 

162

Оформление предложений на письме. Знаки препинания в конце предложений.

1

22.05

 

163

Списывание текста.

1

23.05

 

164

Текст как речевое произведение. Отличие предложения от текста.

1

24.05

 

165

Составление текстов и предложений.

1

25.05

 

 


 


 


 


 

 

Материально-техническое обеспечение

1. Л. Ф. Климанова, А. В. Абрамов, Л. Н. Борейко. Рисуй, думай, рассказывай. Рабочая тетрадь. 1 класс. М.: Просвещение, 2016.

2.  Л. Ф. Климанова, А. В. Абрамов. Мой алфавит. Прописи. 1 класс. В 2 ч. М.: Просвещение, 2016.

 3.  Л. Ф. Климанова, А. В. Абрамов. Пиши красиво. Рабочая тетрадь. . 1 класс. М.: Просвещение, 2016.

    4.  Л. Ф. Климанова. Читалочка. Дидактическое пособие. 1 класс. М.: Просвещение, 2016.

 5.  Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева. Обучение грамоте. Методическое пособие с поурочными      разработками. М.:  Просвещение, 2016.

 6.  Сборник рабочих программ. Система учебников «Перспектива». 1 класс. М.: Просвещение,  2016.

7. Компьютер.

8. Проектор

9.Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников  системы «Перспектива» 1класс, М.: Просвещение,2016.

10.Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Рабочие программы 1-4 классы.


 

Содержание курса Обучение грамоте (115 ч)


 

Добукварный период (подготовительный этап) (25 часов)


 

Подготовка руки к письму. Гигиенические требования к посадке, держанию ручки. Ориентировка в тетради: рабочая строка; образец, центр листа, слева, справа.

Линии прямые, наклонные; сравнение их количества и направлений.

Письмо элементов печатных букв. Горизонтальные и вертикальные линии; штриховка по образцу.

Элементы письменных букв. Предложение, схема предложения.


 

Букварный период (основной этап) (80 часов)

Гигиенические требования к письму. Анализ графических элементов букв гласных звуков. Формы строчных и заглавных букв. Алгоритм написания букв. Два типа ориентировки: ориентировка на строке; ориентировка в написании буквы.

Согласные звуки, обозначение их буквами.

Обозначение гласных звуков буквами. Мягкие и твёрдые согласные. Обозначение на письме мягкости согласных. Звонкие и глухие согласные. Слого-звуковой анализ слов. Правила переноса слов по слогам.

Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Слова с непроверяемым написанием (ученик, учитель, фамилия, пенал и др.).

Анализ графических элементов букв согласных звуков. Формы строчных и заглавных букв. Алгоритм написания букв.

Ориентировка на строке, ориентировка в написании буквы.

Ритмическое и связное письмо букв, соединение букв в словах.

Формы строчных и прописных букв. Анализ графических элементов изучаемых букв.

Обозначение на письме мягкости предшествующего согласного звука с помощью мягкого знака и букв я, и, ю, е, ё.

Сравнение слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком как показателем мягкости согласных.

Правописание слов с разделительным твердым и мягким знаками (первоначальные наблюдения).

Письмо предложений и текстов с соблюдением норм каллиграфии.


 

Послебукварный период (обобщающий этап) (10 часов)

Устная и письменная речь. Слово, его звуковая (буквенная) форма и значение (содержание).

Звуко-слоговой состав слов. Слово и предложение. Знаки препинания в конце предложения. Заглавная буква в начале предложения; точка, вопросительный или восклицательный знак. Простейший анализ предложений. Порядок слов и смысл в предложении, их взаимосвязь. Правила орфографии и пунктуации. Словарные слова.


 

Русский язык (50 часов)

В мире общения (3 часа)

Речевой этикет при знакомстве, приветствии, прощании, поздравлении, выражении благодарности. Употребление вежливых слов, выбор обращения в зависимости от смтуации общения. Ументе говорить и умение слушать. Интонация, жесты и мимика в речевом общении.

Главное срелство общения – родной язык. Русский язык как национальный язык русского народа., россии. Речь устная и письменная. Устнае и письменные формы общения.


 

Роль слова в общении (1 час)

Роль слова и предложения в общении. Значение выбора слова для достижения нужной цели общения. Обогащение словаря как необходимое условие успешного общения. Диалог.


 

Слово и его значение (2 часа)

Слово как двусторонняя единица языка ( без термина), значение слова и его звуковая и буквенная форма. Наглядно-образные двусторонние модели слов.

Слова как «заместитель», «представитель» реальных предметов, их свойств и действий.

Слова, обозначающие одушевлённые и неодушевлённые предмета ( по вопросу кто? или что?

Имена собственные и нарицательные, их правописание. Слова со сходным и противоположным значением. Слова с обобщающим значением (учебные вещи, растения, одежда, транспорт, семья и др.). Содержательная (смысловая) классификация слов по определённым темам, составление тематических словариков.


 


 

Имя собственное (4 часа)

Различие имен собственных и нарицательных. Называние одного предмета (имена собственные) или целого класса однородных предметов (имена нарицательные).


 

Слова с несколькими значениями (1 час)

Слова с несколькими значениями. Сходство предметов, называемых одним словом, как обязательное условие проявления многозначности.

 

Слова, близкие и противоположные по значению (2 часа)

Слова, близкие и противоположные по значению, их значение и звучание. Роль синонимов и антонимов (без употребления терминов) в речи.


 

Группы слов (4 часа)

Группы слов, объединенных основным значением (предмет, признак предмета, действие предмета). Вопросы к словам разных групп (кто? что? какой? что делает?).


 

Звуки и буквы. Алфавит (3 часа)

Обобщение первоначальных сведений о звуках и буквах русского языка. Звуковой анализ, звуковая и буквенная форма слова. Смыслоразличительная роль звуков в словах.

Алфавит как основа письменности. Осмысление различий между звуком и буквой, звуками в устной речи и названиями букв этих звуков.


 

Гласные звуки. Обозначение их буквами. Согласные звуки. Обозначение их буквами (3 часа)

Шесть гласных звуков и десять гласных букв в русском языке. Обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме. Количество согласных звуков и согласных букв. Роль гласных и согласных звуков в речи.


 

Слоги. Перенос слова (2 часа)

Деление слова на фонетические слоги. Определение количества слогов в слове. Закрепление знаний о слоге. Правила переноса слов.


 

Ударение. Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами (4 часа)

Ударение в русском языке как более сильное произнесение гласного звука. Роль ударения в узнавании слова. Безударные гласные звуки как орфограмма. Способы проверки безударных гласных (элементарные случаи).


 

Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме (4 часа)

Правила обозначения мягкости согласных на письме с помощью мягкого знака и букв е, ё, и, ю, я.


 

Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу (3 часа)

Шипящие согласные звуки. Правила написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.


 

Разделительный мягкий знак. Разделительный твердый знак (3 часа)

Употребление разделительного мягкого знака после согласных перед гласными буквами е, ё, и, ю, я. Употребление разделительного твердого знака (без изучения правила, общее наблюдение).


 

Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами (4 часа)

Звонкие и глухие согласные (парные, непарные).

Наблюдение за произношением и обозначением на письме парных звонких и глухих согласных на конце слова и перед гласными.


 

От слова к предложению. Знаки препинания в конце предложения (4 часа)

Общее представление о предложении, его смысловой и интонационной законченности. Смысловая и интонационная законченность предложения. Смысловая связь слов в предложении ( по вопросам). Наблюдение за смыслом и формрй предложения при изменении порядка слов. Роль предложения в речевом общении, его коммуникативная функция, интонационное оформление предложения в речи и на письме ( заглавная буква в начале предложения и знаки препинания в конце ). Знакомство со знаками препинания.

От предложения к тексту (2 час

Практическое представление о речевой ситуации ( собеседники, цепь и результат общения). Тест как речевое произведение. Автор текстУчебно - тематическое планирование уроков

(обучение письму)


 

Тема урока

Характеристика деятельности ученика

 

Добукварный период (25 ч.)

Рабочая тетрадь «Рисуй, думай, рассказывай» (25 ч.)

«Новые друзья»

Формирование умения воспроизводить с опорой на наглядный материал гигиенические правила письма объяснять свой выбор, . Освоение способов ориентирования в первой учебной тетради. Систематизация знаний о форме предметов, освоение элементов письменных букв

«Что в центре?»

Формирование умения ориентироваться на листе, на рабочей строке. Освоение умения классифицировать слова-названия предметов, находить одно общее слово для группы предметов, составлять устный рассказ по картинке

«Сравни»

Развитие умения сравнивать предметы по форме, величине и количеству; составлять устный рассказ по рисунку. Формирование алгоритма своего действия, перевод внешней речи на внутренний план

«Определи направление».

Формирование умения ориентироваться на рабочей строке, обозначать направление движения стрелкой, рисовать линии по направлению стрелки горизонтальные и вертикальные линии. Развитие умения сравнивать, составлять рассказ по рисунку

«Найди пару». «Лото»

Развитие умения классифицировать логически («Лото») и ассоциативно («Найди пару»), составлять рассказ по рисунку. Формирование умения наиболее точно выполнять задание: писать прямые и наклонные линии

«Целое и часть»

Формирование умения различать целое и часть, дополнять часть до целого и разбивать целое на части. Развитие умения обводить по контуру, проводить параллельные линии, штриховать

«Головоломки». «Весёлые превращения»

Развитие умения анализировать элементы графического рисунка, находить общее и различное, писать элементы печатных букв. Освоение умения воспроизводить линии по образцу и сверять с ним написанные линии и фигуры

«Сравни дома». «В походе»

Освоение умения выполнять штриховку, писать элементы печатных букв по образцу. Формирование умения классифицировать слова по темам, различать название групп предметов и названий каждого предмета

«На коньках». «На волнах»

Формирование умения классифицировать слова по темам, называть вид транспорта для передвижения по воде, по земле и по воздуху. Освоение умения писать линии по образцу: прямые и наклонные, короткие и длинные

«Мы рисуем». «Под грибом»

 

Формирование алгоритма составления рассказа по сюжетным картинкам, данным в прописи. Освоение способов написания элементов печатных букв, выполнять штриховку по пунктирным линиям, ориентируясь на образец. Систематизация знаний о форме предметов. Формирование умения работать в группе

«Мы рисуем». «Под грибом»

«Мы спортсмены». «Кто построил домики?»

Формирование представления о пользе занятий спортом. Развитие умения работать по алгоритму, выполнять штриховку

«Рассмотри и расскажи». «»В гости к бабушке»

 

Освоение пространственных представлений «за» и «перед». Формирование алгоритма обведения графических элементов, предметов по контуру, штриховки, не выходя за контур. Освоение способов написания овалов и полуовалов, чередование их, соблюдая наклон, высоту и интервал между ними

«Прогулка в парке». «Знаки в городе»

«Подумай и сравни»

 

Освоение умения различать слово и его значение. Развитие умения определять последовательность и количество звуков в слове, соотносить их со звуковой схемой, подбирать слова с заданным звуком в начале и середине слова, писать элементы письменных букв, составлять предложения по рисункам

«Проверь себя»

 

Букварный период (80 ч.)

Прописи «Мой алфавит» (1 и 2 части)

Знакомство с тетрадью «Мой алфавит»

Развитие умения мотивировать учебную деятельность. Освоение умения различать печатный и прописной шрифт. Освоение способов ориентирования в учебной тетради

Звуковой анализ слов. Строчные буквы а,о

Освоение звукового анализа слов как установления последовательности звуков в слове. Развитие умения писать печатные буквы, используя ориентиры. Освоение умения анализировать графическую форму букв а и о, выделять элементы, писать в узкой строке эти буквы

Заглавные (прописные) буквы А и О

Освоение правила употребления заглавной буквы на письме в именах собственных и в начале предложения. Развитие умения работать с моделями слов, писать буквы А и О, составлять звуковые схемы слов с опорой на рисунок. Формирование умения составлять предложения с опорой на схему

Строчная и заглавная буква Уу

Освоение умения различать значение и звучание слова на основе моделей, строить связные высказывания по рисунку. Развитие умения проводить звуко- буквенный анализ. Формирование умения писать печатную и письменную букву Уу

Строчные буквы и, ы

Освоение умения определять последовательность действий при написании букв и, ы, использовать контроль и оценку в ходе работы. Развитие умения читать слова после анализа звуковой схемы, писать письменные и печатные буквы и, ы

Заглавная буква И. Звук [э], буква Ээ

Освоение умения характеризовать звуки [и] и [ы], проводить слого – звуковой анализ слов с этими буквами, писать буквы И, Ээ. Развитие умения составлять несколько вариантов предложений по схеме

Повторение изученных букв

Развитие умения проводить слого – звуковой анализ слов на моделях слов и в громко – речевой форме. Формирование умения сравнивать печатные и прописные буквы, находить их особенности. Освоение умения составлять предложения по схеме и правильно оформлять их интонационно, правильно оформлять предложение на письме

Строчная и заглавная буква Мм

Осознание значения доброжелательного общения людей в семье. Формирование умения определять последовательность действий при написании буквы Мм. Развитие умения выделять в словах заданные звуки, характеризовать их

Строчная буква с

Формирование умения сравнивать и писать письменную и печатную букву Сс. Развитие умения определять последовательность действий при написании букв, использовать действие контроля и оценки при написании буквы. Развитие умения читать слова и предложения, написанные письменным шрифтом.

Заглавная буква С

Строчная и заглавная буква Нн

Развитие умения определять последовательность действий при написании букв, писать строчную и заглавную букву Нн. Формирование умения анализировать предложение, записывать его, соблюдать правила написания. Развитие умения читать слова и предложения, написанные письменным шрифтом

Строчная и заглавная буква Нн

Строчная и заглавная буква Лл

Развитие умения определять последовательность действий при написании букв, писать строчную и заглавную букву Лл. Формирование умения анализировать предложение, записывать его, соблюдать правила написания

Повторение изученных букв Мм, Сс, Нн, Лл

Развитие умения писать слоги, слова и предложения с изученными буквами; обозначать на письме мягкость согласного с помощью буквы и. Формирование умения работать в паре, соблюдая формы вежливого общения

Строчная и заглавная буква Тт

Развитие умения выделять в словах звуки [т]-[т˙], характеризовать их, обозначать буквой т. Формирование умения писать букву Тт, определять последовательность действий при написании букв. Освоение умения читать слова и предложения, написанные письменным шрифтом, работать в паре

Строчная буква к

Развитие умения выделять в словах звуки [к]-[к˙], характеризовать их, обозначать буквой к. Формирование умения писать букву к, определять последовательность действий при написании букв

Заглавная буква К

Развитие умения писать заглавную букву К и слова с ней. Формирование умения анализировать графическую форму заглавных букв, дописывать и составлять предложения. Освоение умения толковать многозначные слова, классифицировать их

Повторение. Буквенная мозаика

Освоение умения проговаривать слова перед написанием. Развитие умения составлять и записывать небольшие предложения, контролировать написание, исправлять ошибки

Строчная и заглавная буква Рр

Развитие умения выделять в словах звуки [р]-[р˙], характеризовать их, обозначать буквой Рр. Формирование умения писать букву Рр. Освоение умения работать в паре

Строчная и заглавная буква Вв

 

Развитие умения выделять в словах звуки [в]-[в˙], характеризовать их, обозначать буквой Вв. Формирование умения писать букву Вв, определять последовательность действий при написании букв. Освоение умения читать слова и предложения, написанные письменным шрифтом, работать в паре, моделировать слова

Строчная и заглавная буква Вв

Повторение изученных букв

Освоение умения переводить печатный текст в письменную форму. Развитие умения воспроизводить графический образ изученных письменных букв. Формирование умения самостоятельно составлять короткие слова и небольшие предложения, записывать их, соблюдая правила

Строчная и заглавная буква Пп

Развитие умения выделять в словах звуки [п]-[п˙], характеризовать их, обозначать буквой Пп. Формирование умения писать букву Пп, определять последовательность действий при написании букв. Освоение умения моделировать слова и предложения

Строчная и заглавная буква Гг

Развитие умения выделять в словах звуки [г]-[г˙], характеризовать их, обозначать буквой Гг. Формирование умения писать букву Гг, определять последовательность действий при написании букв. Освоение умения моделировать слова и предложения

Буква Ее в начале слова и после гласных

Развитие умения писать строчную и заглавную букву Ее; обозначать буквой е слитные звуки [й˙э], в начале слова и после гласной. Освоение умения списывать с печатного текста, составлять устные рассказы по картинке, придумывать заглавия и записывать их

Буква Ёё в начале слова и после гласных

Развитие умения писать строчную и заглавную букву Ее; обозначать буквой е слитные звуки [й˙о], в начале слова и после гласной. Освоение умения списывать с печатного текста, составлять устные рассказы по картинке

Буквы е и ё после согласных

Освоение умения обозначать мягкость согласных с помощью букв е, ё. Развитие умения списывать с печатного текста, определять последовательность действий при списывании.

Формирование умения работать в паре, соблюдая культуру речевого общения

Повторение

Развитие умения моделировать слова, писать слова и предложения с изученными буквами. Формирование умения выписывать из текста слова по заданному признаку. Освоение умения классифицировать изученные буквы и характеризовать их

«Узелки на память»

Строчная и заглавная буква Бб. Парные звуки [б] и [п]

Освоение умения писать строчную и заглавную букву Бб и слова с ней, сравнивать парные звуки [б] и [п], анализировать графическую форму буквы, дописывать и составлять предложения. Формирование умения классифицировать слова по их значению, использовать слова с обобщающим значением

Строчная и заглавная буква Зз

 

Освоение умения писать строчную и заглавную букву Зз и слова с ней, сравнивать парные звуки [з] и [с], анализировать графическую форму буквы, дописывать и составлять предложения. Формирование умения классифицировать слова по их значению, использовать слова с обобщающим значением

Парные звуки [з] и [с]

Буквы Бб, Зз. Повторение

Освоение умения словесно описывать последовательность написания элементов букв, соединение их в словах. Формирование умения различать звонкие и глухие согласные, находить парные согласные в словах и писать их. Развитие умения подбирать слова по заданному признаку

Строчная и заглавная буква Дд. Парные звуки [д] и [т]

Освоение умения писать строчную и заглавную букву Дд и слова с ней, сравнивать парные звуки [д] и [т], анализировать графическую форму буквы, дописывать и составлять предложения. Формирование умения моделировать слова

Строчная и заглавная буква Жж. Слог «жи»

Освоение умения проводить слого – звуковой анализ слов с новым звуком, определять ударный слог, подписывать буквы под звуковыми схемами. Формирование умения писать строчную и заглавную букву Жж и слова с ней, анализировать их графическую форму

Повторение изученных букв Зз, Бб, Дд, Жж

Освоение умения переводить печатный текст в письменную форму. Развитие умения воспроизводить графический образ изученных письменных букв. Формирование умения самостоятельно составлять короткие слова и небольшие предложения, записывать их, соблюдая правила

Буква Яя в начале слова и после гласных

Освоение умения делить на слоги слова с новой буквой, выделять слитно произносимый слог [й˙а] и обозначать его буквой я. Развитие умения писать строчную букву я, обозначать буквой я слитные звуки [й˙а] в начале слова и после гласной. Формирование умения списывать с печатного текста, проверять написанное

Буква я после согласных

Освоение умения обозначать мягкость согласных с помощью буквы я. Развитие умения списывать с печатного текста, определять последовательность действий при списывании.

Формирование умения работать в паре, соблюдая культуру речевого общения

Повторение

Развитие умения писать слова, в которых после мягких согласных пишутся е, ё, я, и. Формирование умения списывать с печатного текста, проводить слого – звуковой анализ слов с мягкими согласными

Строчная и заглавная буква Хх

Развитие умения выделять в словах звуки [х]-[х˙], характеризовать их, обозначать буквой Хх. Формирование умения писать букву Хх, определять последовательность действий при написании букв. Освоение умения моделировать слова и предложения

Буква ь – показатель мягкости согласных

Освоение умения сравнивать слова с твёрдыми и мягкими согласными; обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака, различать слова с ь на конце и в середине слова. Развитие умения писать букву ь и слова с мягким знаком

Строчная и заглавная буква Йй

Освоение представления о звуке [й˙], как мягком звонком согласном. Развитие умения писать букву й, слова и предложения с этой буквой. Формирование умения моделировать слова с буквой й

Буква Юю в начале слова и после гласных

Освоение умения делить на слоги слова с новой буквой, выделять слитно произносимый слог [й˙у] и обозначать его буквой ю. Развитие умения писать букву Юю

Буква ю после согласных. Повторение

Освоение умения обозначать мягкость согласных с помощью буквы ю. Развитие умения списывать с печатного текста, определять последовательность действий при списывании.

Формирование умения работать в паре, соблюдая культуру речевого общения

Строчная и заглавная буква Шш. Парные звуки [ж] и [ш]

Освоение умения писать строчную и заглавную букву Шш и слова с ней, сравнивать парные звуки [ж] и [ш], анализировать графическую форму буквы, дописывать и составлять предложения. Формирование умения моделировать слова, правильно писать слова с сочетаниями «жи» и «ши»

Строчная и заглавная буква Чч

Освоение представления о звуке [ч˙], как мягком глухом согласном. Развитие умения писать букву Чч, слова и предложения с этой буквой. Формирование умения моделировать слова с буквой ч, правильно писать слова с буквосочетанием «чу»

Строчная и заглавная буква Щщ

Освоение представления о звуке [щ˙], как мягком глухом согласном. Развитие умения писать букву Щщ, слова и предложения с этой буквой. Формирование умения моделировать слова с буквой щ, правильно писать слова с буквосочетанием «щу»

Строчная и заглавная буква Цц

Освоение представления о звуке [ц], как о твёрдом глухом согласном. Развитие умения писать букву Цц, слова и предложения с этой буквой. Формирование умения моделировать слова с буквой ц, работать в паре

Строчная и заглавная буква Фф

Освоение умения писать строчную и заглавную букву Фф и слова с ней, сравнивать парные звуки [в] и [ф], анализировать графическую форму буквы, дописывать и составлять предложения. Формирование умения моделировать слова, правильно писать имена собственные

Разделительный твёрдый знак (ъ)

Освоение умения писать букву ъ и слова с этой буквой. Развитие умения сравнивать слова с твёрдым знаком и без него. Формирование умения дополнять предложения словами, работать самостоятельно

Разделительный мягкий знак (ь). Повторение букв ь и ъ

Развитие умения подбирать и выписывать из текста слова по заданному признаку. Формирование умения сравнивать слова с мягким знаком и без него. Освоение умения изменять слова по числам, моделировать слова с ь и ъ знаками

Буквенная мозаика. Обобщение. Алфавит

Развитие умения писать выборочный диктант. Формирование творческих способностей через составление предложений по опорным словам. Освоение умения обобщать, анализировать результаты работы, мотивировать учебную деятельность

Послебукварный период (10 ч.)

Рабочая тетрадь «Пиши красиво»

Алфавит. Письмо основных элементов букв

Освоение представления о старинном русском алфавите. Развитие умения сравнивать буквы старинного алфавита и современное упрощённое написание. Формирование установки на чёткое, разборчивое и красивое письмо. Развитие умения характеризовать элементы букв

Письмо плавных линий с точкой

Письмо прямых линий с закруглением с двух сторон

Формирование установки на чёткое, разборчивое и красивое письмо. Развитие умения характеризовать элементы букв. Формирование умения составлять и записывать предложения, моделировать предложения

Письмо букв, включающих прямые линии с одним и двумя закруглениями

Формирование установки на чёткое, разборчивое и красивое письмо. Развитие умения характеризовать элементы букв. Формирование умения составлять и записывать предложения, моделировать слова. Освоение умения подбирать и записывать слова с заданным количеством слогов

Письмо прямых линий с двумя закруглениями и плавными линиями

Развитие умения объяснять смысл русских народных пословиц, приводить примеры к пословицам. Развитие умения составлять предложения с именами собственными. Формирование установки на чёткое, разборчивое и красивое письмо

Письмо прямых линий с петлёй вверху и внизу

Развитие умения составлять предложения по картинке. Формирование установки на чёткое, разборчивое и красивое письмо. Развитие умения моделировать слова

Письмо овалов и полуовалов

Формирование установки на чёткое, разборчивое и красивое письмо. Развитие умения характеризовать элементы букв. Формирование умения составлять и записывать предложения, моделировать слова. Освоение умения составлять и записывать предложения с заданным количеством слов

Повторение изученного

Русский язык (50 ч.)

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

В мире общения (2 ч)

Речевой этикет при знакомстве, приветствии, прощании, поздравлении, выражении благодарности. Употребление вежливых слов, выбор обращения в зависимости от ситуации общения. Умение говорить и умение слушать. Интонация, жесты и мимика в речевом общении

Использовать в речи слова речевого этикета.

Выбирать обращение к собеседнику в зависимости от ситуации общения. Отрабатывать навыки культурного ведения диалога. Целесообразно использовать жесты, мимику при ведении диалога

Главное средство общения — родной язык. Русский язык как национальный язык русского народа, России. Речь устная и письменная. Устные и письменные формы общения (умение читать, писать, слушать и говорить)

Строить собственные высказывания о любви к родному языку после прочтения высказываний о русском языке, художественных произведений, пословиц и поговорок. Различать устные и письменные формы общения, сравнивать их. Понимать и объяснять различия между устной и письменной речью, решать проблемные ситуации по рисункам. Оформлять предложения на письме и в устной речи (заглавная буква в начале и знак препинания в конце предложения, интонация завершённости)

Роль слова в общении (2 ч)

Роль слова и предложения в общении. Значение выбора слова для достижения нужной цели общения. Обогащение словаря как необходимое условие успешного общения.

Диалог

 

Находить слова и выражения, помогающие выразить свою мысль и достичь нужной цели общения. Участвовать в диалоге, выслушивать собеседника, высказывать своё мнение. Составлять воображаемые диалоги с героями произведений. Давать характеристику ситуации общения

Слово и его значение (3 ч)

Слово как двусторонняя единица языка (без термина), значение слова и его звуковая и буквенная форма. Наглядно-образные двусторонние модели слов.

Слово как «заместитель», «представитель» реальных предметов, их свойств и действий.

Слова, обозначающие одушевлённые и неодушевлённые предметы (по вопросу кто? или что?).

Имена собственные и нарицательные, их правописание.

Слова со сходным и противоположным значением.

Слова с обобщающим значением (учебные вещи, растения, одежда, транспорт, семья и др.).

Содержательная (смысловая) классификация слов по определённым темам, составление тематических словариков

Различать в слове его звуковую сторону (внешнюю) и значение (внутреннюю). Объяснять смысл, значение используемых в речи слов.

Сравнивать и различать слово и предмет, подбирать к одному предмету несколько слов-названий, по-разному характеризующих его. Объединять слова в группы на основе их значения (по тематическим признакам). Понимать необходимость обогащения словаря. Использовать слова различных тематических групп

Имя собственное (2 ч)

Различие имён собственных и нарицательных. Называние одного предмета (имена собственные) или целого класса однородных предметов (имена нарицательные)

Употреблять заглавную букву в написании имён собственных. Придумывать и записывать слова — имена собственные и нарицательные, классифицировать, давать группам слов общее название. Объяснять этимологию русских фамилий, кличек животных (простейшие случаи)

Слова с несколькими значениями (2 ч)

Слова с несколькими значениями. Сходство предметов, называемых одним словом, как обязательное условие проявления многозначности

Сравнивать предметы, называемые одним многозначным словом, находить в них общее. Объяснять значение многозначного слова в конкретных примерах его употребления

Слова, близкие и противоположные по значению (2 ч)

Слова близкие и противоположные по значению, их значение и звучание. Роль синонимов и антонимов (без употребления терминов) в речи

Сравнивать синонимы и антонимы по значению и по звучанию. Употреблять синонимы и антонимы разных тематических групп в речи. Использовать словари синонимов и антонимов

Группы слов (3 ч)

Группы слов, объединённых основным значением (предмет, признак предмета, действие предмета). Вопросы к словам разных групп (кто? что? какой? что делает?)

Распределять слова по группам на основе их основного значения и вопроса. Находить в тексте слова — названия предметов, названия признаков и названия действий. Составлять группы слов, объединённых общими признаками, записывать вопросы, на которые они отвечают (какой? что делает? кто? что?). Работать с орфографическим словарём, составлять тематические словарики; собирать и записывать их. Участвовать в конкурсе «Кто больше знает слов и их значений?», подбирать слова по темам, помогающим через слово познавать мир (человек: его семья, возраст (младенец, дитя, старец), облик человека (рост, фигура, волосы), качества и черты характера (ум, смелость, честность)

Звуки и буквы. Алфавит (2 ч)

Обобщение первоначальных сведений о звуках и буквах русского языка. Звуковой анализ, звуковая и буквенная форма слова. Смыслоразличительная роль звуков в словах.

Алфавит как основа письменности.

Осмысление различий между звуком и буквой, звуками в устной речи и названиями букв этих звуков ([ж] — жэ, [к] — ка, [ф] — эф)

Различать звуки и буквы. Проводить слого-звуковой анализ слов. Понимать и объяснять роль звуков в различении слов. Называть буквы в алфавитном порядке

Гласные звуки. Обозначение их буквами. Согласные звуки.

Обозначение их буквами (2 ч)

Шесть гласных звуков и десять гласных букв в русском языке. Обозначение мягкости и твёрдости согласных звуков на письме. Количество согласных звуков и согласных букв. Роль гласных и согласных звуков в речи

Обозначать на письме мягкость и твёрдость согласных звуков. Анализировать примеры звукописи. Проводить звуко-буквенный анализ слов

Слоги. Перенос слов (2 ч)

Деление слова на фонетические слоги. Определение количества слогов в слове. Закрепление знаний о слоге. Правила переноса слов

Делить слова на слоги, опираясь на количество гласных звуков в слове. Объяснять различие между словом и слогом. Исправлять некорректно выполненное деление слов на слоги. Составлять рассказы по опорным словам. Сравнивать деление слова на слоги и на части для переноса. Применять правила переноса слов. Переносить слова со строки на строку по слогам. Называть несколько вариантов переноса слов. Объяснять деление слов для переноса, работая в паре

Ударение. Ударные и безударные гласные звуки.

Обозначение их буквами (3 ч)

Ударение в русском языке как более сильное произнесение гласного звука. Роль ударения в узнавании слова.

Безударные гласные звуки как орфограмма. Способы проверки безударных гласных (элементарные случаи)

Ставить в словах ударение, называть ударный слог, подчёркивать безударные гласные. Ставить ударение в словах в соответствии с литературными нормами. Пользоваться орфоэпическим словариком для определения верного произношения слова. Сравнивать произношение и написание гласных в словах. Находить безударные гласные в словах, подбирать проверочные слова. Анализировать ритм стихотворной речи

Твёрдые и мягкие согласные звуки.

Обозначение мягкости согласных звуков на письме (3 ч)

Правила обозначения мягкости согласных на письме с помощью мягкого знака и букв е, ё, и, ю, я

Обозначать на письме мягкость и твёрдость согласных звуков. Различать способы передачи мягкости согласных звуков на письме с помощью мягкого знака и букв е, ё, и, ю, я. Записывать слова в алфавитном порядке. Определять количество звуков и букв в словах (день, яма, мяч, конь, ель)

Правописание буквосочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу (3 ч)

Шипящие согласные звуки. Правила написания буквосочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу

Писать буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу. Находить в текстах слова с изучаемыми орфограммами. Озаглавливать текст. Пересказывать текст по вопросам

Разделительный мягкий знак. Разделительный твёрдый знак (3 ч)

Употребление разделительного мягкого знака после согласных перед буквами е, ё, ю, я, и. Употребление разделительного твердого знака (без изучения правил, общее наблюдение)

Писать мягкий знак в словах на основе анализа их звучания. Различать слова с разделительным мягким знаком и без него. Образовывать формы слов таким образом, чтобы в них появлялся разделительный мягкий знак. Писать слова с разделительными мягким и твёрдым знаками. Наблюдать за употреблением разделительного твёрдого знака в словах. Составлять объявления по заданной форме

Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами (5 ч)

Звонкие и глухие согласные (парные, непарные).

Наблюдение за произношением и обозначением на письме парных звонких и глухих согласных на конце слова и перед гласными

Характеризовать звуки (гласные — согласные, твёрдые — мягкие, звонкие — глухие), приводить свои примеры. Сравнивать произношение и написание парных (звонких и глухих) согласных на конце слова и перед гласными. Использовать при письме известные способы обозначения мягких согласных: мягким знаком и гласными буквами е, ё, ю, я, и. Различать слова, написание которых совпадает с произношением, и слова, написание которых расходится с ним (безударные гласные, сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу). Писать диктанты с известными орфограммами без ошибок, использовать приёмы учебной деятельности — контроль, коррекцию

От слова к предложению. Знаки препинания в конце предложения (5 ч)

Общее представление о предложении, его смысловой и интонационной законченности.

Смысловая и интонационная законченность предложения. Смысловая связь слов в предложении (по вопросам). Наблюдения за смыслом и формой предложения при изменении порядка слов. Роль предложения в речевом общении, его коммуникативная функция, интонационное оформление предложения в речи и на письме (заглавная буква в начале предложения и знаки препинания в конце).

Знакомство со знаками препинания

Отличать предложение от слова. Составлять и записывать предложение на определённую тему (о школе, детях, маме, природе). Оформлять предложения на письме (писать заглавную букву в начале, ставить точку в конце, делать пробелы между словами). Списывать небольшой текст без ошибок, проверять, оценивать работу. Писать диктанты, организовывать самопроверку

От предложения к тексту (6 ч)

Практическое представление о речевой ситуации (собеседники, цель и результат общения).

Текст как речевое произведение, автор текста

Находить слова и выражения, помогающие выразить свою мысль и достичь нужной цели общения. Участвовать в диалоге, выслушивать собеседника, высказывать своё мнение. Составлять воображаемый диалог с героями произведений. Характеризовать особенности ситуации общения. Различать практически текст и предложение. Озаглавливать текст. Составлять письмо, приглашение. Объяснять их особенности. Задавать вопросы, уточняющие содержание текста. Обсуждать содержание текста. Составлять небольшие тексты по теме и наблюдениям (по вопросам и опорным словам). Выражать свое отношение к изучению русского языка


 


 


 


 


 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА

РУССКИЙ ЯЗЫК 1 КЛАСС

к УМК «ПЕРСПЕКТИВА»

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы Л. Ф. Климановой, Т. В. Бабушкиной, а также планируемых результатов начального общего образования.

В системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет «Русский язык» реализует две основные цели:

1) познавательную (ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся);

2) социокультурную (формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека).

Современное обучение русскому языку не ограничивается знакомством учащихся с системой языка и его правилами, формированием элементарных речевых умений и навыков. Данный предмет играет важную роль в становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения, формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Особенностью предмета является его тесная взаимосвязь с литературным чтением, обеспечивающая реализацию основных задач содержания предметной области «Филология»:

формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

развитие коммуника­тивных умений;

развитие нравственных и эстетических чувств;

развитие способностей к творческой деятель­ности.

В учебном плане на изучение курса «Русский язык» отводится 165 часов.

(5 ч в неделю, 33 учебные недели), из них 115 ч (23учебные недели) отводятся на обучение письму в период обучения грамоте и 50 ч (10 учебных недель) – на уроки русского языка.


 

Планируемые результаты изучения курса "Русский язык"

ЛИЧНОСТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:

- осознавать роль языка и речи в жизни людей;

- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений и их поступкам.

 

МЕТАПРЕДМЕТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД)

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

- учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

-находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- делать выводы на основе совместной работы класса и учителя;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения и небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

- выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- учиться работать в паре, в группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).


 

Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:

- отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

- осмысленно, правильно читать целыми словами;

- отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

- подробно пересказывать текст;

- составлять устный рассказ по картинке;

- называть звуки из которых состоит слово (гласные - ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые. Мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква», делить слово на слоги, ставить ударение;

- определять роль гласных букв, стоящих после букв обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука);

- обозначать мягкость согласных звуков на письме;

-определять количество букв и звуков в слове;

- писать большую букву в начале предложения и в именах и фамилиях;

- ставит пунктуационные знаки конца предложения;

- списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соедине
 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.