Рабочая программа по технологии в 1 классе (УМК «Школа России»)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по технологии
1 класс
№ урока | Название раздела / Тема урока | Кол-во часов | Дата | |
план | факт | |||
Природная мастерская 11ч | ||||
1. | Рукотворный и природный мир города | 1 | | |
2. | Рукотворный и природный мир села | 1 | | |
3. | На земле, на воде и в воздухе | 1 | | |
4. | Природа и творчество. Природные материалы. Природные материалы родного края | 1 | | |
5. | Листья и фантазии | 1 | | |
6. | Семена и фантазии | 1 | | |
7. | Веточки и фантазии | 1 | | |
8. | Фантазии из шишек, желудей, каштанов | 1 | | |
9. | Композиция из листьев. Что такое композиция? | 1 | | |
10. | Орнамент из листьев. Что такое орнамент? | 1 | | |
11. | Природные материалы. Как их соединить? | 1 | | |
Пластилиновая мастерская 3ч | ||||
12. | Материалы для лепки. Что может пластилин? | 1 | | |
13. | В мастерской кондитера. Как работает мастер? | 1 | | |
14. | В море. Какие цвета и формы у морских обитателей. Наши проекты. «Аквариум» .Проверь себя. Проверка знаний | 1 | | |
Бумажная мастерская 14ч | ||||
15. | Мастерская Деда Мороза и Снегурочки | 1 | | |
16. | Наши проекты. Скоро Новый год! | 1 | | |
17. | Бумага. Какие у нее есть секреты? Бумага и картон. Какие секреты у картона? | 1 | | |
18. | Оригами. Как сгибать и складывать бумагу? | 1 | | |
19. | Обитатели пруда. Какие секреты у оригами? | 1 | | |
20. | Животные зоопарка. Одна основа, а сколько фигурок? | 1 | | |
21. | Наша родная армия | 1 | | |
22. | Ножницы. Что ты о них знаешь? ТБ при работе с ножницами. | 1 | | |
23. | Весенний праздник 8 марта. Как сделать подарок-портрет? | 1 | | |
24. | Шаблон. Для чего он нужен? | 1 | | |
25. | Бабочки. Как изготовить их из листа бумаги? | 1 | | |
26. | Орнамент в полосе. Для чего нужен орнамент? | 1 | | |
27. | Образы весны. Какие краски у весны? Настроение весны. Что такое колорит? | 1 | | |
28. | Праздники весны и традиции. Какие они? | | | |
Текстильная мастерская 3ч | ||||
29. | Мир тканей. Для чего нужны ткани? | | | |
30. | Игла-труженица. Что умеет игла? Вышивка. Для чего она нужна? | | | |
31. | Прямая строчка и перевивы. Для чего они нужны? Проверка знаний и умений, полученных в 1 классе | | | |
Тематическое планирование
№ п/п | Название разделов | Количество часов по авторской программе | Количество часов по рабочей программе | Проверочные работы |
1. | Природная мастерская | 7 | 11 | |
2. | Пластилиновая мастерская | 4 | 3 | 1 |
3. | Бумажная мастерская | 16 | 14 | |
4. | Текстильная мастерская | 6 | 3 | 1 |
| Итого | 33ч | 31ч | |
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные
Создание условий для формирования следующих умений
• положительно относиться к учению;
• проявлять интерес к содержанию предмета «Технология»;
• принимать одноклассников, помогать им, принимать помощь от взрослого и сверстников;
• чувствовать уверенность в себе, верить в свои возможности;
• самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения, самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
• чувствовать удовлетворение от сделанного или созданного им самим для родных, друзей, других людей, себя;
• бережно относиться к результатам своего труда и труда одноклассников;
• осознавать уязвимость, хрупкость природы, понимать положительные и негативные последствия деятельности человека;
• с помощью учителя планировать предстоящую практическую деятельность;
• под контролем учителя выполнять предлагаемые изделия с опорой на план и образец.
Метапредметные
Регулятивные УУД
• принимать цель деятельности на уроке;
• проговаривать последовательность действий на уроке;
• высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
• объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
• готовить рабочее место, отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
• выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
• выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
• совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку своей деятельности на уроке.
Познавательные УУД
Учащийся научится с помощью учителя:
• наблюдать связи человека с природой и предметным миром, предметный мир ближайшего окружения; сравнивать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий;
• сравнивать изучаемые материалы по их свойствам, конструкции предлагаемых изделий, делать простейшие обобщения; группировать предметы и их образы по общему признаку (конструкторскому, технологическому, декоративно-художественному);
• анализировать предлагаемое задание, отличать новое от уже известного;
• ориентироваться в материале на страницах учебника;
• находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);
• делать выводы о результате совместной работы всего класса;
• преобразовывать информацию из одной формы в другую — в изделия, художественные образы.
Коммуникативные УУД
Учащийся научится:
• слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную или выявленную проблему.
Предметные
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание.
Учащийся будет знать о (на уровне представлений):
• роли и месте человека в окружающем мире; о созидательной, творческой деятельности человека и природе как источнике его вдохновения;
• отражении форм и образов природы в работах мастеров художников; о разнообразных предметах рукотворного мира;
• профессиях близких и окружающих людей. Учащийся будет уметь:
• обслуживать себя во время работы (соблюдать порядок на рабочем месте, ухаживать за инструментами и правильно хранить их);
• соблюдать правила гигиены труда.
2. Технология ручной обработки материалов. Основы художественно-практической деятельности.
Учащийся будет знать:
• общие названия изученных видов материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей) и их свойства (цвет, фактура, форма и др.);
• последовательность изготовления несложных изделий (разметка, резание, сборка, отделка);
• способы разметки («на глаз», по шаблону);
• формообразование сгибанием, складыванием, вытягиванием;
• клеевой способ соединения;
• способы отделки: раскрашивание, аппликация, прямая строчка;
• названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила безопасной работы ими. Учащийся будет уметь:
• различать материалы и инструменты по их назначению;
• качественно выполнять операции и использовать верные приёмы при изготовлении несложных изделий: 1) экономно размечать по шаблону, сгибанием; 2) точно резать ножницами; 3) соединять изделия с помощью клея; 4) эстетично и аккуратно отделывать изделия раскрашиванием, аппликационно, прямой строчкой;
• использовать для сушки плоских изделий пресс;
• безопасно работать и правильно хранить инструменты (ножницы, иглы);
• с помощью учителя выполнять практическую работу и осуществлять самоконтроль с опорой на инструкционную карту, образец, с помощью шаблона.
3. Конструирование и моделирование.
Учащийся будет знать о:
• детали как составной части изделия;
• конструкциях разборных и неразборных;
• неподвижном клеевом соединении деталей.
Учащийся будет уметь:
• различать разборные и неразборные конструкции несложных изделий;
• конструировать и моделировать изделия из различных материалов по образцу, рисунку.
Содержание курса
1.Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания. Умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания.
Трудовая деятельность и ее значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и др. разных народов России и мира).
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), ее использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчиненный).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые и индивидуальные проекты. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности – изделия, услуги (например, помощь ветеранам, пенсионерам, инвалидам), праздники и т. п.
Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, сверстникам и взрослым.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приемов их рационального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и другие виды соединения), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Умение читать инструкционную и технологическую карты и изготавливать изделие с опорой на неё.
Использование измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертеж, эскиз, развертка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линия надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертеж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
3.Конструирование и моделирование
Общее представление о техники (транспорт, машины и механизмы). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и др.).
4.Практика работы на компьютере
Информация, ее отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации.
Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приемы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приемов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЭОР (электронными образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях.
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок), их преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word и Power Point.
Аннотация к рабочей программе
Рабочая программа учебного предмета «Технология» составлена с учетом требований ФГОС НОО и положения о Рабочей программе по учебному предмету (курсу)педагога, осуществляющего функции ведения ФГООС НОО, ФГОС ООО и разработано на основе:
- Основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного образовательного учреждения «Карлинская средняя школа»
- Авторской программы Н.И. Роговцевой, Н.В. Богдановой, И.П. Фрейтаг, Н.В. Добромысловой, Н.В. Шипиловой «Технология» 1-4 классы (УМК «Школа России»)
Программа адресована учащимся 1 класса; объём учебного времени, отводимого на изучение – 1 час в неделю, всего 31 час (31 учебная неделя).
Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:
-Технология. 1 класс: учебник для общеобразовательных организаций / Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева. – М.: Просвещение, 2021.
- Т.Н. Максимова. Поурочные разработки по технологии. Универсальное издание. 1 класс.- М. «ВАКО», 2016