Рабочая программа по технологии для 3 класса по УМК «Школа России»

2
0
Материал опубликован 13 November 2017

Рабочая программа

по технологии

 3 класс

 

Авторы: Н.  И.  Роговцева, С. В. Анащенкова

 Введение

 

Рабочая программа для 3 класса по технологии составлена  на основании:

 

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ (с изменениями);
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 (с изменениями);
  • Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию при реализации имеющих государственную  аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;
  • Примерной программы начального общего образования по технологии;
  • авторской программы  «Технология» для общеобразовательных учреждений под редакцией  Н.  И.  Роговцевой (авторы: Н.  И.  Роговцева, С. В. Анащенкова), - М.: Просвещение, 2011, утверждённой МО  и науки РФ;
  • Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ № 4» г. Сафоново;
  • Положения о рабочей программе  МБОУ «СОШ № 4» г. Сафоново;
  • Учебного плана МБОУ «СОШ № 4» г. Сафоново на текущий учебный год.

 

УМК «Школа России»

 Используемый  учебник:

 ·         Н. И. Роговцева, Н. В. Богданова, Н. В. Добромыслова.  Технология. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением  на электронном носителе. /Н. И. Роговцева, Н. В. Богданова, Н. В. Добромыслова. – М.: Просвещение, 2014 г.

   Учебный план МБОУ «СОШ № 4» г.  Сафоново предусматривает изучение предмета  «Технология» в 3 классе на базовом уровне  - 34 часа в год (по 1 часу в неделю).

 Промежуточная аттестация (годовой контроль) проходит  в форме тестирования (0,5  часа).

 

  

    1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

 Личностные результаты

 У обучающего будут сформированы:

 ·         положительное отношение к труду и профессиональ­ной деятельности человека в городской среде;

·         бережное отношение к окружающему миру и резуль­тату профессиональной деятельности человека;

·         интерес к поисково-исследовательской деятельности, предлагаемой в заданиях учебника и с учётом собственных интересов;

·         представление о причинах успеха и неуспеха в предметно-практической деятельности;

·         этические нормы — сотрудничества, взаимопомощи, ответственности — при выполнении проекта;

·         потребность соблюдать правила безопасного пользо­вания инструментами и материалами для качественного выполнения изделия;

·         представления о значении проектной деятельности;

·         интерес к конструктивной деятельности;

·         простейшие навыки самообслуживания;

·         стремление понимать чувства других людей.

Обучающийся получит возможность для формирова­ния:

 ·         внутренней позиции на уровне положительного от­ношения к трудовой деятельности;

·         этических норм (долг, сопереживание, сочувствие) на основе анализа взаимодействия профессиональной дея­тельности людей;

·         понимания ценности коллективного труда в процессе реализации проекта;

·         способности оценивать свою деятельность, определяя по заданным критериям её успешность или неуспешность и находя способы её корректировки;

·         представления о себе как о гражданине России и жителе города, посёлка, деревни;

·         бережного и уважительного отношения к окружаю­щей среде;

·         уважительного отношения к людям и результатам их трудовой деятельности;

·         эстетических чувств;

·         потребности в творческой деятельности;

·         способности учитывать при выполнении изделия ин­тересы, склонности и способности других учеников.

  

Метапредметные результаты

Регулятивные

 У обучающегося будут сформированы умения:

 ·         следовать определённым правилам при выполнении изделия;

·         дополнять слайдовый и/или текстовый план выпол­нения изделия, предложенный в учебнике, недостающими или промежуточными этапами (с помощью учителя и/или самостоятельно);

·         выбирать средства для выполнения изделия и проек­та (под руководством учителя);

·         корректировать план выполнения работы при изме­нении конструкции или материалов;

·         проводить рефлексию своих действий по выполне­нию изделия при помощи одноклассников;

·         вносить необходимые изменения в свои действия на основе принятых правил;

·         действовать в соответствии с определённой ролью;

·         прогнозировать оценку выполнения изделия на ос­нове заданных в учебнике критериев и «Вопросов юного технолога» (под руководством учителя).

Обучающийся получит возможность для формирова­ния умений:

·         работать над проектом с помощью рубрики «Вопро­сы юного технолога»: ставить цель, составлять план, опре­деляя задачи каждого этапа работы над изделием, распре­делять роли; проводить самооценку; обсуждать и изменять план работы в зависимости от условий;

·         ставить новые задачи при изменении условий дея­тельности (под руководством учителя);

·         выбирать из предложенных вариантов наиболее ра­циональный способ выполнения изделия;

·         прогнозировать сложности, которые могут возник­нуть при выполнении проекта;

·         оценивать качество своей работы.

Познавательные

У обучающегося будут сформированы умения:

 ·         выделять информацию из текстов, заданную в явной форме;

·         высказывать суждения, обосновывать и доказывать свой выбор, приводя факты, взятые из материалов учебни­ка (текста, иллюстраций);

·         проводить защиту проекта по заданному плану с ис­пользованием материалов учебника;

·         использовать знаки, символы, схемы для заполнения технологической карты и работы с материалами учебника;

·         проводить анализ изделий и определять или допол­нять последовательность их выполнения (под руководством учителя и/или самостоятельно);

·         выделять признаки изучаемых объектов на основе сравнения;

·         находить закономерности, устанавливать причинно- следственные связи между реальными объектами и явле­ниями (под руководством учителя и/или самостоятельно);

·         проводить сравнение и классификацию по самостоя­тельно выбранным критериям;

·         проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Обучающийся получит возможность для формирова­ния умений:

·         осуществлять поиск информации в соответствии с поставленной учителем задачей, используя различные ресурсы информационной среды образовательного учреж­дения;

·         высказывать суждения о свойствах объекта, его строении и т. д.;

·         осуществлять выбор наиболее эффективных спосо­бов решения задач разного характера с учётом конкретных условий;

·         устанавливать причинно-следственные связи между объектами и явлениями;

·         проводить сравнение предметов, явлений и изделий по самостоятельно предложенным критериям;

·         находить информацию по заданным основаниям и в соответствии с собственными интересами и потребностя­ми.

 

Коммуникативные

У обучающегося будут сформированы умения:

 ·         слушать собеседника, понимать и/или принимать его точку зрения;

·         находить точки соприкосновения различных мне­ний;

·         приводить аргументы за и противпри совместных обсуждениях (под руководством учителя);

·         осуществлять попытку решения конфликтных ситу­аций (конфликтов интересов) при выполнении изделия, в том числе предлагать разные способы решения конфликт­ных ситуаций;

·         оценивать высказывания и действия партнёра, срав­нивать их со своими высказываниями и поступками;

·         формулировать высказывания, задавать вопросы, адекватные ситуации и учебной задаче;

·         проявлять инициативу в ситуации общения.

Обучающийся получит возможность для формирова­ния умений:

·         строить монологические высказывания в соответ­ствии с реальной ситуацией, вести диалог на заданную тему, используя различные средства общения, в том числе и средства ИКТ;

·         учиться договариваться, учитывая интересы партнё­ра и собственные интересы;

·         задавать вопросы на уточнение и/или углубление по­лучаемой информации;

·         осуществлять взаимопомощь при взаимодействии в паре, группе.

 

Предметные

Общекультурные и общетрудовые компетенции.

Основы культуры труда

Обучающийся научится:

·                    воспринимать современную городскую среду как продукт преобразующей и творческой деятельности челове­ка — созидателя в различных сферах на земле, в воздухе, на воде, в информационном пространстве;

·                    называть основные виды профессиональной деятель­ности человека в городе: экскурсовод, архитектор, инженер-строитель, прораб, модельер, закройщик, портной, швея, садовник, дворник и др.;

·                    бережно относиться к предметам окружающего мира;

·                    организовывать самостоятельно рабочее место для выполнения изделия в зависимости от используемых ин­струментов и материалов;

·                    соблюдать правила безопасной работы с инструмен­тами при выполнении изделия;

·                    отбирать материалы и инструменты, необходимые для выполнения изделия в зависимости от вида работы, за­менять их (с помощью учителя);

·                    проводить самостоятельный анализ простейших предметов быта по используемому материалу;

·                    проводить анализ конструктивных особенностей простейших предметов быта (под руководством учителя и самостоятельно);

·                    осваивать доступные действия по самообслужива­нию и доступные виды домашнего труда;

·                    определять самостоятельно этапы изготовления из­делия на основе анализа готового изделия, текстового и/ или слайдового плана, работы с технологической картой.

Обучающийся получит возможность научиться:

·                    объяснять понятие «городская инфраструктура»;

·                    уважительно относиться к профессиональной дея­тельности человека;

·                    осмыслять значение профессий сферы обслуживания для обеспечения комфортной жизни человека;

·                    осуществлять коллективную проектную деятель­ность (под руководством учителя).

 

 

Технология ручной обработки материалов.

 Элементы графической грамоты.

 

Обучающийся научится:

·                    узнавать и называть основные материалы и их свой­ства,  происхождение, применение в жизни (табл. 1)

Таблица 1

 

Материал

Планируемые результаты

Бумага и картон

·         Определять виды бумаги (копировальная, металлизиро­ванная, калькированная) и называть их свойства;

·         определять свойства различных видов бумаги: толщина, или объёмная масса; гладкость; белизна; прозрачность; со­противление разрыву, излому, продавливанию; прочность поверхности; влагопрочность; деформация при намокании; скручиваемость; впитывающая способность;

·         называть особенности использования различных видов бумаги; называть практическое применение кальки, копи­ровальной и металлизированной бумаги;

·         выбирать необходимый вид бумаги для выполнения из­делия и объяснять свой выбор

Текстильные и волокнистые материалы

·         Определять структуру и состав ткани (под руководством учителя);

·         определять способ производства тканей (хлопковые и льняные ткани вырабатываются из волокон растительного происхождения; шерстяные производятся из шерстяного волокна, получаемого из шерсти животных; искусственные получают, используя химические вещества) (под руковод­ством учителя);

·                 рассказывать о способе производства тканей (ткачество, гобелен)

Природные материалы

·         Называть свойства природных материалов;

·         сравнивать природные материалы по цвету, форме, прочности;

·         сравнивать свойства природных материалов при изго­товлении изделий из соломки, листьев, веточек и др.;

·         знакомство с новым природным материалом — солом­кой, его свойствами и особенностями использования в де­коративно-прикладном искусстве;

  • знакомство с новым материалом — пробкой, его свой­ствами и особенностями использования

Пластичные материалы

·         использовать свойства (цвет, состав, пластичность) пла­стичных материалов при выполнении изделий;

·         объяснять значение использования пластичных матери­алов в жизни человека;

·         выбирать материал в зависимости от назначения изде­лия;

  • наблюдать за использованием пластичных материалов в жизнедеятельности человека

Конструктор

·         Сравнивать свойства металлического и пластмассового конструкторов

Металл

·         Называть свойства проволоки

Бисер

·         Называть свойства бисера, его виды и способы исполь­зования;

·         выделять виды изделий из бисера;

·         называть свойства лески и особенности её использова­ния;

·         объяснять приёмы использования лески при изготовле­нии изделий из бисера

Продукты питания

·         Объяснять понятия «продукты питания», «рецепт», «ингредиенты», «мерка»;

  • определять виды продуктов

 ·         экономно расходовать используемые материалы при выполнении изделия;

·         выбирать материалы в соответствии с заданными критериями;

·         выполнять простейшие чертежи, эскизы и наброски;

·         изготавливать изделия (плоские и объёмные) по слайдовому плану, эскизам, техническим рисункам и про­стым чертежам;

·         выполнять разметку материала с помощью циркуля, по линейке, через копировальную, калькированную бума­гу, с помощью шаблонов, на глаз;

·         выполнять разметку на ткани мягким карандашом, кусочком мыла или мела, при помощи шаблона или вы­кройки;

·         выполнять разметку симметричных деталей;

·         оформлять изделия по собственному замыслу на ос­нове предложенного образца;

·         готовить пищу по рецептам, не требующим термиче­ской обработки;

·         заполнять простейшую техническую документацию - «Технологическую карту»;

·         выполнять и выбирать технологические приёмы ручной обработки материалов в зависимости от их свойств (табл. 2);

 

Таблица 2

Материал

Планируемые результаты

Бумага и картон

·         Выбирать приёмы и способы работы с бумагой при выполнении изделия: склеивание, отрезание, рисование, складывание, проглаживание гладилкой, вырезание, от­рывание, обрывание по контуру;

·         размечать детали изделия при помощи шаблона, цир­куля, по линейке, на глаз;

·         соблюдать правила экономного расходования бумаги;

·         составлять композиции по образцу; в соответствии с собственным замыслом; используя различные техники (аппликация, рваная аппликация, мозаика, конструиро­вание, моделирование, макетирование);

·         выполнять различные виды орнамента: геометриче­ский, растительный, зооморфный, комбинированный;

·         выполнять изделия на основе техники оригами;

·         использовать способ соединения бумажных изделий при помощи клея;

·         использовать в практической работе разные виды бума­ги (журнальную, газетную, цветную, картон);

·         выполнять раскрой деталей с помощью ножниц;

  • использовать приёмы работы с калькой, копироваль­ной и металлизированной бумагой;

·         заменять вид бумаги в зависимости от выполняемого изделия (под руководством учителя);

·         выполнять изделия, используя технологию папье-маше;

·         использовать особенности бумаги при освоении техно­логии создания объёмных изделий;

·         выполнять раскрой, вырезая симметричные фигуры из гармошки, подгонять по шаблону;

  • осваивать элементы переплётных работ (переплёт ли­стов в книжный блок)

Ткани и нитки

·         Отмерять длину нити;

·         использовать строчки стежков в декоративных работах для оформления изделий;

·         выполнять разметку деталей изделия, используя вы­кройки;

·         выполнять раскрой деталей изделия при помощи нож­ниц;

·         расходовать экономно ткань и нитки при выполнении изделия;

·         выбирать нитки в зависимости от выполняемых работ и назначения;

·         украшать изделия отделочными материалами — тесь­мой, блёстками, используя вышивку и вязаные элементы;

·         использовать технологический процесс производства тканей на ткацком станке для выполнения изделия (го­белен);

·         называть виды плетения в ткани;

·         конструировать новогодние костюмы из ткани;

·         обрабатывать ткани, используя технологию крахмале­ния;

·         различать виды ниток, сравнивать их свойства и на­значение;

·         использовать виды швов при выполнении изделия: стачные и украшающие, ручные и машинные, строчку стежков «через край», тамбурный шов;

·         освоить строчки стебельчатых, петельных и кресто­образных стежков;

·         освоить новые технологические приёмы: создание мяг­ких игрушек из бросовых материалов (старые перчатки, варежки), производство полотна ручным способом (гобе­лен), изготовление карнавального костюма;

·         вязать воздушные петли крючком;

·         выполнять соединение деталей при помощи натягива­ния нитей

Природные материалы

·         Применять на практике различные приёмы работы с природными материалами;

·         использовать при выполнении и оформлении изделий различные природные материалы;

·         выполнять сборку изделий из природных материалов, используя для соединения деталей клей и пластилин;

·         осваивать технологию выполнения аппликации из со­ломки;

·         осваивать приёмы работы с соломкой (подготавливать соломку к выполнению изделия, используя холодный и горячий способы);

·         учитывать цвет и фактуру соломки при создании ком­позиции;

·         использовать свойства пробки при создании изделия;

·         выполнять композицию из природных материалов;

  • оформлять изделия из природных материалов, исполь­зуя технологии росписи, аппликации

Пластичные материалы

·         Делить пластилин на части с помощью стеки и нитки;

·         применять пластичные материалы в качестве материа­ла для соединения деталей;

·         использовать конструктивный способ лепки: вылепли­вание сложной формы из нескольких частей разных форм путём примазывания одной части к другой; лепка мелких деталей приёмом вытягивания;

·         использовать пластилин для декорирования изделий;

  • использовать технологию выполнения объёмных из­делий — лепки из солёного теста, конструирования из пластичных материалов

Конструктор

·         Определять детали, необходимые для выполнения из­делия;

  • выполнять способы соединения конструктора (подвиж­ное, неподвижное)

Металл

·         Осваивать способы работы с проволокой: скручивание, сгибание, откусывание;

·         использовать приёмы работы с проволокой при выпол­нении изделия

Бисер

·         Осваивать технологию бисероплетения;

  • Выполнять изделия приёмом плетения цепочки

Продукты питания

·         Осваивать способы приготовления пищи (без термиче­ской обработки, с термической обработкой);

·         готовить блюда по рецептам, определяя ингредиенты и способы приготовления;

  • использовать мерку для определения веса продуктов

Растения, уход за растениями

·         Осваивать способы ухода за парковыми растениями;

·         наблюдать и фиксировать результаты опытов;

  • определять и использовать инструменты и приспосо­бления, необходимые для ухода за парковыми растениями

 

  •  использовать инструменты, необходимые при вычер­чивании, рисовании заготовок (карандаш, резинка, линей­ка, циркуль);
  • чертить прямые линии по линейке и намеченным точкам;
  • вычерчивать окружность при помощи циркуля по заданному радиусу;
  • выполнять эскиз и технический рисунок;
  • применять масштабирование при выполнении черте­жа;
  • уметь читать простейшие чертежи;
  • анализировать и использовать обозначения линий чертежа;
  • применять приёмы безопасной работы с инструмен­тами;
  • использовать правила и способы работы шилом, швейной иглой, булавками, напёрстком, ножницами, пяль­цами (вышивание), ножом (разрезание), циркулем, гаеч­ным и накидным ключами;
  • объяснить понятие «универсальность инструмента»;
  • использовать правила безопасной работы при работе с материалами (яичной скорлупой, металлизированной бу­магой и др.);
  • осуществлять раскрой ножницами по криволинейно­му и прямолинейному контуру, разрыванием пальцами;
  • осваивать правила работы с новыми инструментами;
  • осваивать способы работы с кухонными инструмен­тами и приспособлениями;
  • соблюдать правила безопасности и гигиены при при­готовлении пищи;
  • при сборке и отделке изделий использовать приёмы:
  • окантовка картоном;
  • крепление кнопками;
  • склеивание объёмных фигур из развёрток;
  • соединение с помощью острогубцев и плоскогуб­цев;
  • скручивание мягкой проволоки;
  • соединение с помощью ниток, клея, скотча;
  • понимать значение клапанов при склеивании раз­вёртки

 Обучающийся получит возможность научиться:

  • изготавливать простейшие изделия (плоские и объ­ёмные) по готовому образцу;

 комбинировать различные технологии при выполне­нии одного изделия;

  • осмыслять возможности использования одной техно­логии для изготовления разных изделий;
  • осмыслять значение инструментов и приспособлений в практической работе, быту и профессиональной деятель­ности;
  • оформлять изделия по собственному замыслу;
  • выбирать и заменять материалы и инструменты при выполнении изделий;

подбирать наиболее подходящий материал для вы­полнения

  

Конструирование и моделирование

Обучающийся научится:

 ·         выделять детали конструкции, называть их форму, расположение и определять способ соединения;

·         анализировать конструкцию изделия по рисунку, простому чертежу, схеме, готовому образцу;

·         частично изменять свойства конструкции изделия;

·         выполнять изделие, используя разные материалы;

·         повторять в конструкции изделия конструктивные особенности реальных предметов и объектов;

·         анализировать текстовый и слайдовый планы изго­товления изделия; составлять на основе слайдового плана текстовый и наоборот.

 Обучающийся получит возможность научиться:

 ·         сравнивать конструкции реальных объектов и кон­струкции изделия;

·        соотносить объёмную конструкцию из правильных геометрических фигур с изображением развёртки;

·        создавать собственную конструкцию изделия по за­данному образцу.

 

Практика работы на компьютере

 Обучающийся научится:

·         использовать при защите проекта информацию, представленную в учебнике в разных формах;

 ·         воспринимать книгу как источник информации;

·         наблюдать и соотносить разные информационные объекты в учебнике (текст, иллюстративный материал, текстовый план, слайдовый план) и делать выводы и умо­заключения;

·         выполнять преобразования информации, в том числе переводить текстовую информацию в табличную форму;

·         самостоятельно заполнять технологическую карту по заданному образцу;

·         использовать компьютер для поиска, хранения и воспроизведения информации;

·         различать устройства компьютера и соблюдать пра­вила безопасной работы;

·         находить, сохранять и использовать рисунки для оформления афиши.

  Обучающийся получит возможность научиться:

·         переводить информацию из одного вида в другой;

·         создавать простейшие информационные объекты;

·         использовать возможности Интернета для поиска ин­формации.

  

Проектная деятельность

 Обучающийся научится:

 ·        составлять план последовательности выполнения из­делия по заданному слайдовому или текстовому плану;

·        определять этапы проектной деятельности;

·        определять задачи каждого этапа проектной дея­тельности (под руководством учителя и самостоятельно);

·        распределять роли при выполнении изделия и/или выбирать роли в зависимости от своих интересов и возмож­ностей (под руководством учителя);

·        проводить оценку качества выполнения изделия по заданным критериям;

·        прогнозировать последовательность выполнения из­делия на основе технологической карты как одного из средств реализации проекта.

 Обучающийся получит возможность научиться:

 ·         объяснять понятие «стоимость изделия» и его значе­ние в практической и производственной деятельности;

·         выделять задачи каждого этапа проектной деятель­ности;

·         распределять роли при выполнении изделия в зави­симости от умения качественно выполнять отдельные виды обработки материалов;

·         проводить оценку качества выполнения изделия на каждом этапе проекта и корректировать выполнение из­делия;

·         развивать навыки работы в коллективе, умения ра­ботать в паре; применять на практике правила сотрудни­чества.

    

2.     Содержание учебного предмета

 

1.      Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания.

 Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д. разных народов России). Особенности тематики, материалов, внеш­него вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа.

 

Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность, гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).

Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего вре­мени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактическихматериалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).

 Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и оформление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка). Система коллективных, групповых и индивидуальных проектов. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности — изделия, которые могут быть использованы для праздников, для использования в учебной и внеучебной деятельности и т. п. Освоение навыков самообслуживания, по уходу за домом, комнатными растениями.

Выполнение элементарных расчётов стоимости изготавливаемого изделия.

 2.      Технология ручной обработки материалов[1]. Элементы графической грамоты.

 Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств материалов, используемых при выполнении практических работ. Многообразие  материалов и их практическое применение в жизни.

 

Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов.  Выбор и замена материалов в соответствии с их декоративно-художественными и конструктивными свойствами, использование соответствуют способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.

 Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), соблюдение правил их рационального и безопасного использования.

Общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертёж и др.); анализ устройстваи назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор и замена материалов инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), раскрой деталей, сборка изделия (клеевая, ниточная, проволочная, винтовая и др.), отделка изделия или его деталей  (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Умение заполнять технологическую карту. Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, гео­метрический и др.).

Проведение измерений и построений для решения практических за­дач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва).

Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, про­стейшему чертежу или эскизу, схеме.

 3.      Конструирование и моделирование

 Общее представление о конструировании изделий (технических, бы­товых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление).

 

Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).

Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу.

 4.      Практика работы на компьютере

 Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации.

 

Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, об­работки информации. Включение и выключение компьютера и подклю­чаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устрой­ствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), гото­выми материалами на электронных носителях (СО).

Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схе­ма, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на прин­тер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word.

 

3 КЛАСС (34 ч)

 

Здравствуй, дорогой друг! Как работать с учебником.

Путешествуем по городу (1 ч)

 Повторение изученного в предыдущих классах. Особенности содержания учебника 3 класса. Планирование  изготовление изделия на основе «Вопросов юного технолога» и технологической карты.

Критерии оценки качества изготовления изделий. Маршрут экскурсии по городу. Деятельность человека в культурно-исторической среде, в инфраструктуре современного города. Профессиональная деятельность человека в городской среде.

Понятия: городская инфраструктура, маршрутная карта, хаотичный, экскурсия, экскурсовод

 

Человек и земля (21 ч)

 Архитектура. (1 ч)

Основы черчения. Выполнение чертежа и масштабирование при изготовлении изделия.  Правила безопасной работы с ножом. Объёмная модель дома. Самостоятельное оформление изделия по эскизу.

Профессии: архитектор, инженер – строитель, прораб.

Понятия:  архитектура, каркас, чертёж, масштаб, эскиз, технический рисунок, развёртка, линии чертежа.

Изделие: «Дом»

Городские постройки (1 ч)

Назначение городских построек, их архитектурные особенности.

Проволока: свойства и способы работы (скручивание, сгибание, откусывание). Правила безопасной работы с плоскогубцами, острогубцами. Объемная модель телебашни из проволоки.

Понятия: проволока, сверло, кусачки, плоскогубцы, телебашня.

Изделие: «Телебашня»

 

Парк (1 ч)

Природа в городской среде. Профессии, связанные с уходом за растениями в городских условиях. Композиция из природных материалов.

Макет городского парка. Сочетание различных материалов работе над одной композицией.

Профессии: ландшафный дизайнер, озеленитель, дворник.

Понятия: лесопарк, садово – парковое искусство, секатор.

 Изделие: «Городской парк»

 

Проект «Детская площадка (2 ч)

Проект «Детская площадка».

Алгоритм построения деятельности в проекте, выделение этапов проектной деятельности. Заполнение технологической карты.Работа в мини - группах. Изготовление объёмной модели из бумаги. Раскрой деталей по шаблону. Создание тематической композиции, оформление изделия. Презентация результатов проекта, его защита. Критерии оценивания изделия (аккуратность, выполнение всех технологических операций, оригинальность композиции).

 

Понятия: технологическая карта, защита проекта.

Изделия: «Качалка», «Песочница», «Игровой комплекс», «Качели»

 

Ателье мод. Одежда. Пряжа и ткани (2 ч)

Виды и модели одежды. Школьная форма и спортивная форма. Ткани, из которых изготавливают разные виды одежды. Предприятие по пошиву одежды (ателье). Выкройка платья.

 Виды и свойства тканей, пряжи. Природные и химические волокна. Способы украшения одежды –«вышивка», «монограмма». Правила безопасной работы с иглой.

Различные виды швов с использованием пяльцев. Техника выполнения стебельчатого шва. Строчка стебельчатых и петельных и крестообразных стежков.

Аппликация. Виды аппликации. Алгоритм выполнения аппликации.

Профессии: модельер, закройщик, портной, швея.

Понятия: ателье, фабрика, ткань, пряжа, выкройка, кроить, рабочая одежда, форменная одежда, аппликация, виды аппликации, вышивание, монограмма, шов.

Практическая работа: «Коллекция тканей»

Изделия: «Строчка стебельчатых стежков», «Строчка петельных стежков», «украшение платочка монограммой», «Украшение фартука». Аппликация из ткани.

 

Изготовление тканей (1 ч)

Технологический процесс производства тканей. Производство полотна ручным способом. Прядение, ткачество, отделка. Виды плетения в ткани (основа, уток). Гобелен, технологический процесс его создания. Изготовление гобелена по образцу. Сочетание цветов в композиции.

Профессии: прядильщица, ткач.

Понятия: ткачество, ткацкий станок, гобелен.

Изделие: «Гобелен»

 

Вязание (1 ч)

Новый технологический процесс – вязание. История вязания. Способы вязания. Виды и назначение вязаных вещей. Инструменты для ручного вязания - крючок и спицы. Правила работы вязальным крючком. Приемы вязания крючком.

Понятия: вязание, крючок, воздушные петли.

Изделие: «Воздушные петли»

 

Одежда для карнавала (1 ч)

Карнавал. Проведение карнавала в разных странах. Особенности карнавальных костюмов. Создание карнавальных костюмов из подручных материалов. Выкройка. Крахмал, его приготовление. Крахмаление тканей. Работа с тканью. Изготовление карнавального костюма для мальчика и девочки с использованием одной технологии.

Понятия: карнавал, крахмал, кулиска.

Изделия: «Кавалер», «Дама»

 

Бисероплетение (1 ч)

Знакомство с новым материалом – бисером. Виды бисера. Свойства бисера и способы его использования. Виды изделий из бисера. Материалы, инструменты и приспособления для работы с бисером. Леска, ее свойства и особенности. Использование лески при приготовлении изделий из бисера. Освоение способов бисероплетения.

Понятия: бисер, бисероплетение.

Изделия: «Браслетик «Цветочки»», « Браслетик «Подковки»»

Практическая работа: «Кроссворд «Ателье мод»»

 

 

Кафе (1 ч)

Знакомство с работой кафе. Профессиональные обязанности повара, кулинара, официанта. Правила поведения в кафе. Выбор блюд. Способы определения массы продуктов при помощи мерок.

Работа с бумагой, конструирование модели весов.

Профессии: повар, кулинар, официант.

Понятия: порция, меню.

Изделие: «Весы»

Практическая работа: «Тест «Кухонные принадлежности»»

 

Фруктовый завтрак (1 ч)

Приготовление пищи. Кухонные инструменты и приспособления. Способы приготовления пищи (без термической обработки и с термической обработкой). Меры безопасности при приготовлении пищи. Правила гигиены при приготовлении пищи. Рецепты блюд.

Освоение способов приготовления пищи. Приготовление блюда по рецепту и определение его стоимости.

Понятия: рецепт, ингредиенты, стоимость.

Изделие (по выбору учителя): «Фруктовый завтрак», «Солнышко в тарелке»

Практическая работа: «Таблица «Стоимость завтрака»»

 

Колпачок-цыпленок (1 ч)

Сервировка стола к завтраку. Сохранение блюда тёплым. Свойства синтепона. Работа с тканью. Изготовление колпачка для яиц.

Понятия: синтепон, сантиметровая лента.

Изделие: «Колпачок – цыплёнок»

 

Бутерброды (1 ч)

Блюда, не требующие тепловой обработки, - холодные закуски. Приготовление холодных закусок по рецепту. Питательные свойства продуктов. Простейшая сервировка стола. Приготовление блюд по одной технологии с использованием разных ингредиентов.

Изделие: «Бутерброды», «Радуга на шпажке»

 

Салфетница (1 ч)

Особенности сервировки праздничного стола. Способы складывания салфеток. Изготовление салфеток для украшения праздничного стола с использованием симметрии.

Понятия: салфетница, сервировка.

Изделия: «Салфетница», «Способы складывания салфеток»

 

Магазин подарков (1 ч)

Виды магазинов. Особенности работы магазина. Профессии людей, работающих в магазине (кассир, кладовщик, бухгалтер). Информация об изделии (продукте) на ярлыке.

Изготовление подарка к Дню защитника Отечества. Работа с пластичным материалом  (тестопластика).

Профессии: товаровед, бухгалтер, кассир, кладовщик, оформитель витрин.

Понятия: магазин, консультировать, витрина, этикетка, брелок.

Изделие: «Солёное тесто», «Брелок для ключей»

 

Золотистая соломка (1 ч)

Работа с природными материалами.  Знакомство с новым видом природного материала – соломкой. Свойства соломки. Ее использование в декоративно-прикладном искусстве. Технология подготовки соломки - холодный и горячий способы. Изготовление аппликации из соломки. Учет цвета, фактуры соломки при создании композиции.

Понятия: соломка, междоузлия.

Изделие: «Золотистая соломка»

 

Упаковка подарков (1 ч)

Значение подарка для человека. Правила упаковки и художественного оформления подарков. Основы гармоничного сочетания цветов при составлении композиции. Оформление подарка в зависимости от того, кому он предназначен (взрослому или ребёнку, мальчику или девочке). Учет при выборе оформления подарка его габаритных размеров и назначения.

Работа с бумагой и картоном. Изготовление коробки для подарка.

Понятия: упаковка, контраст, тональность.

Изделие: «Упаковка подарков»

 

Автомастерская (1 ч)

Знакомство с историей создания и устройством автомобиля. Работа с картоном. Построение развертки при помощи вспомогательной сетки. Технология конструирования объемных фигур.

Создание объемной модели грузовика из бумаги. Тематическое оформление изделия.

Профессии: инженер – конструктор, автослесарь.

Понятия: пассажирский транспорт, двигатель, экипаж, упряжка, конструкция, объёмная фигура, грань.

Изделие: «Фургон «Мороженое»

 

Грузовик (1 ч)

Работа с металлическим конструктором. Анализ конструкции готового изделия. Детали конструктора. Инструменты для работы с конструктором. Выбор необходимых деталей. Способы их соединения (подвижное и неподвижное). Сборка изделия. Презентация.

Понятия: подвижное соединение, неподвижное соединение.

Изделия: «Грузовик», «автомобиль»

Практическая работа: «Человек и земля»

  

Человек и вода (4 ч)

 

Мосты (1 ч)

Мост, путепровод, виадук. Виды мостов (арочные, понтонные, висячие, балочные), их назначение. Конструктивные особенности мостов. Моделирование. Изготовление модели висячего моста. Раскрой деталей из картона. Работа с различными материалами (картон, нитки, проволока, трубочки из – под  коктейля, зубочистки и пр.). Новый вид  соединения деталей - натягивание нитей.

Понятия:  мост, путепровод, виадук, балочный мост, висячий мост, арочный мост, понтонный мост, несущая конструкция.

Изделие: модель «Мост»

 

Водный транспорт (1 ч)

Водный транспорт. Виды водного транспорта.

Работа с бумагой. Работа с пластмассовым конструктором. Конструирование. Заполнение технологической карты.

Профессии: кораблестроитель.

Понятия: верфь, баржа, контргайка.

Изделия: «Яхта», «Баржа» (по выбору учителя)

 

 

Океанариум (1 ч)

Океанариум и его обитатели. Ихтиолог. Мягкие игрушки. Виды мягких игрушек (плоские, полуобъёмные, объёмные). Правила и последовательность работы над мягкой игрушкой. Технология создания мягкой игрушки из подручных материалов.

Работа с текстильными материалами. Изготовление упрощенного варианта мягкой игрушки. Закрепление навыков выполнения стежков и швов.

Профессия: ихтиолог.

Понятия: мягкая игрушка, океанариум.

Практическая работа: «Мягкая игрушка»

Изделие: «Осьминог и рыбки»

 

Фонтаны (1 ч)

Фонтаны. Виды и конструктивные особенности фонтанов. Изготовление объемной модели фонтана из пластичных материалов по заданному образцу.

Понятия: фонтан, декоративный водоём

Изделие: «Фонтан»

Практическая работа: «Человек и вода»

 

 

Человек и воздух (3 ч)

 

Зоопарк (1 ч)

Знакомство с историей возникновения зоопарков в России. Бионика. История возникновения искусства оригами. Использование оригами. Различные техники оригами: классическое оригами, модульное оригами.  Мокрое складывание. Условные обозначения техники оригами.

Работа с бумагой. Изготовление изделия в технике оригами по условным обозначениям.

Понятия: оригами, бионика.

Изделие: «Птицы»

Практическая работа: «Тест «Условные обозначения техники оригами»»

 

Вертолетная площадка (1 ч)

Знакомство с особенностями конструкции вертолета. Особенности профессий летчика, штурмана, авиаконструктора. Конструирование модели вертолета. Знакомство с новым материалом - пробкой.

Профессии: летчик, штурман, авиаконструктор.

Понятия: вертолёт, лопасть.

Изделие: «Вертолёт «Муха»»

 

Воздушный шар (1 ч)

Техника «папье-маше». Применение техники папье-маше для создания предметов быта.  Освоение техники «папье – маше». Украшение города и помещений при помощи воздушных шаров. Варианты цветового решения композиции из воздушных шаров. Способы соединения деталей при помощи ниток и скотча.

Понятия: папье – маше

Изделея: «Воздушный шар»

Практическая работа: «Человек и воздух»

 

 

Человек и информация (5 ч)

 

Переплётная мастерская (1 ч)

Книгопечатание. Основные этапы книгопечатания.

Печатные станки, печатный пресс, литера. Конструкция книг (книжный блок, обложка, переплёт, слизура, крышки, корешок). Профессиональная деятельность печатника, переплётчика. Переплёт книги и его назначение. Декорирование изделия.

Освоение элементов переплётных работ (переплёт листов в книжный блок) при изготовлении «Папки достижений).

Профессии: печатник, переплётчик.

Понятия: переплёт

Изделие: «Переплётные работы»

 

Почта (1 ч)

Способы общения и передачи информации. Почта. Телеграф. Особенности работы почты и профессиональная деятельность почтальона. Виды почтовых отправлений. Понятие «бланк».Процесс доставки почты. Корреспонденция. Заполнение бланка почтового отправления.

Профессии: почтальон, почтовый служащий.

Понятия: корреспонденция, бланк.

Изделие: «Заполняем бланк»

 

Кукольный театр (2 ч)

Театр. Кукольный театр. Профессиональная деятельность кукольника, художника-декоратора, кукловода. Пальчиковые куклы.

Театральная афиша, театральная программка. Правила поведения в театре. Спектакль.

Осмысление способов передачи информации при помощи книги, письма, телеграммы, афиши, театральной программки, спектакля.

 

Изготовление пальчиковых кукол для спектакля. Работа с тканью, шитье. Изготовление пальчиковых кукол. Колпачок. Работа с бумагой по шаблону.

Профессии: кукольник, художник – декоратор, кукловод.

Понятия: театр, театр кукол,  программа.

Изделие: «Кукольный театр»

 

Афиша (1 ч)

Программа MicrosoftOfficeWord. Правила набора текста. Программа MicrosoftWordDocument.doc. Сохранение документа, форматирование, печать.

Создание афиши и программки на компьютере.

Обобщение изученного материала

Понятия: афиша, панель документов, текстовый редактор

Изделие: «Афиша»

 

 [1] В начальной школе учащиеся могут использовать любые доступные в обработке экологически безопасные материалы (природные, бумажные, текстильные, синтетические др.), а также материалы, применяемые при изготовлении изделий декоративно-прикладного искусства того региона, в котором проживают школьники.

Комментарии
Комментариев пока нет.