Рабочая программа по географии в 11 классе «Географическая картография»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 4
городского округа город Нововоронеж"
РАССМОТРЕНО на школьном методическом объединении учителей протокол №1 от 26 августа 2020 г.
подпись ФИО руководителя ШМО | ПРИНЯТО на Методическом Совете школы протокол №1 от 25 августа 2020 г.
подпись ФИО председателя МС | УТВЕРЖДЕНО Протокол педагогического совета от 26 августа 2020 г. №1 приказ от 27 августа 2020 г. № 1
подпись ФИО директора школы |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По учебному предмету (география) «Географическая картография» |
Ступень обучения 11 класс уровень учебный курс дополнительный ФГОС СОО |
Количество часов 34 Уровень базовый Учитель Ковалева Галина Валентиновна |
Программа разработана на основе рабочей программы учебного предмета география 10-11 класс Федерального государственного общеобразовательного стандарта среднего общего образования и авторской программы под редакцией Ю.Н. Гладкий, В.В.Николина. «Просвещение» Москва 2016; Предметная линия учебников «Полярная звезда» Рабочая программа поддерживается УМК: М.А. Топчилов, Л.А. Ромашова, О.Н. Николаева Картография в качестве учебно-методического пособия Новосибирск СГГА 2015 |
г. Нововоронеж
2020-2021 учебный год
Аннотация к рабочей программе по географической картографии
для 11 класса
Рабочая программа по географической картографии для 11 класса составлена на основе:
- Авторской программы линии «Полярная звезда». Авторы: Ю.Н.Гладкий, В.В.Николина, Москва, Просвещение.2016 г. - Учебного плана МКОУ Нововоронежская СОШ №4.
Рабочая программа по географической картографии 11 класс составлена в соответствии с требованиями Концепции нового учебно-методического комплекса по географии.
Рабочая программа поддерживается УМК:
М.А. Топчилов, Л.А. Ромашова, О.Н. Николаева Картография Утверждено редакционно-издательским советом академии в качестве учебно-методического пособия Новосибирск СГГА 2015.
Рабочая программа учебного курса составлена на 34 часа в соответствии с учебным планом школы, 1 час в неделю. Практических работ – 4, в том числе 2 урока контрольного тестирования.
Главная цель данного курса в 11 классе является: сформировать картографическое мировоззрение о способах отражения окружающего мира, пространственном анализе и моделировании, дает основы работы с географическими картами, атласами и другими картографическими произведениями, знакомит с перспективами развития картографической науки.
Программа соответствует уровню подготовки обучающихся 10 классов.
Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков является текущий и тематический контроль.
Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, письменные задания, самостоятельные работы, практические работы, тестирование и т.п. в рамках урока.
Тематический контроль знаний - проверка знаний обучающихся через защиту проектов, письменные задания, самостоятельные работы, тестирование и т.п. в рамках урока, или части урока.
Учебно-методический комплекс для географической картографии
11 класс
Программа |
Программа разработана на основе рабочей программы учебного предмета география 10-11 класс Федерального государственного общеобразовательного стандарта среднего общего образования и авторской программы под редакцией Ю.Н. Гладкий, В.В.Николина. «Просвещение» Москва 2016; Предметная линия учебников «Полярная звезда» |
Рекомендуемая литература |
Основная: М.А. Топчилов, Л.А. Ромашова, О.Н. Николаева Картография Утверждено редакционно-издательским советом академии в качестве учебно-методического пособия Новосибирск СГГА 2015 |
Дополнительная: 1.Атоян Л.В. Компьютерная картография: Курс лекций. Мн.: БГУ, 2004. – 77с 2.Берлянд А.М. Картоведение. Москва. 2003 3. Топчилов, М.А. Картография: учебно-метод. пособие. Издание 2-е, перераб. и доп. СГГА. – 2009. – 109 с. 4. Сваткова Т.Г. Атласная картография. М.: Аспект-Пресс, 2002.- 203с. 5.Берлянт А.М. Картография. М.: УКД, 2010, 322 с. 6.Картоведение, под ред. А. М. Берлянта. М.: Аспект-Пресс, 2003, 477 с. 7.Настенные карты: - Политическая карта мира - Месторождение полезных ископаемых мира - Политическая карта Южной Америки - Политическая карта Северной Америки - Политическая карта Африки - Политическая карта Евразии |
Интернет-ресурсы: |
1.Портал «География – электронная земля», www.webgeo.ru. 2.«Картография с основами топографии»- https://kpfu.ru/portal/docs/F105327148/Kartografiya.s.osnovami.topografii._1_.pdf 3 Р.А. Жмойдяк Л.В. Атоян Картография Курс лекций Минск 2006 - http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/38479/1/Kartografia%20kurs%20lekcij%20Zmojdiak.pdf 4. Предмет и задачи картографии Структура картографии. Картография в системе наук. https://docplayer.ru/35708300-Predmet-i-zadachi-kartografii-kartografiya-kartografiya-struktura-kartografii-kartografiya-v-sisteme-nauk.html |
Пояснительная записка
Данная программа разработана для учащихся 11 Социально-экономического класса. Примерная программа по географии для 11 класса основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения и авторской программы под редакцией Ю.Н. Гладкий, В.В.Николина. «Просвещение» Москва 2016. Приказа МКОУ Нововоронежская СОШ №4 «Об утверждении списка учебников на 2020-2021 учебный год» от 26 августа 2020 г. №1/4..
Для реализации практико – ориентированных заданий используются возможности центра цифрового и гуманитарного образования «Точка роста».
Рабочая программа поддерживается УМК по географии:
М.А. Топчилов, Л.А. Ромашова, О.Н. Николаева Картография Утверждено редакционно-издательским советом академии в качестве учебно-методического пособия Новосибирск СГГА 2015
Рабочая программа учебного курса составлена на 34 часа в соответствии с учебным планом школы, 1 час в неделю. Практических работ – 4, в том числе 2 урока контрольного тестирования.
Целью учебного курса «Географическая картография» является получение знаний о картах, их составлении и разнообразии.
Задачами изучения является:
- углубление знаний о картографических произведениях;
-освоение способов картографического изображения, тематического содержания и рельефа, а также приемов картографической генерализации;
– получение знаний о значении картографии в современном обществе, о связи картографии с географией и другими науками о Земле и обществе, геодезией, аэрокосмическими методами, геоинформатикой.
Личностным результатом обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Формирование личностных результатов выражает умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям.
Метапредметными результатами изучения курса географической картографии является формирование универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
-выражаются в способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
-уметь управлять своей познавательной деятельностью;
-уметь организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.
Формированию регулятивных УУД служат технология проблемного диалога и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.
Результатом формирования познавательных УУД являются:
– использование картографических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения;
– использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.
Коммуникативные УУД:
-Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
-Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
-В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
-Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Географическая картография» являются следующие умения:
– осознание роли географической картографии в познании окружающего мира:
– объяснять роль различных источников географической информации;
– объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
– находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
– составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников картографической информации;
– использование карт как моделей;
– определять на карте местоположение географических объектов;
– понимание смысла собственной действительности.
Основные требования к уровню подготовки обучающихся:
В результате изучения «Географической картографии» ученик должен:
Знать:
-картографические способы изображений явлений на общегеографических, тематических картах;
-основную номенклатуру материков, как на физической карте, так и на политической;
- географические, полярные и прямоугольные координаты;
- принципы картографической генерализации;
- классификацию карт и атласов;
- принципы построения профилей.
Уметь:
- определять по карте высоты, превышения, формы и типы рельефа
географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
- читать карту и выполнять на ней необходимые измерения;
- вычерчивать надписи основным шрифтом;
- вычислять масштабы карт, по измеренному отрезку прямой;
- строить картографические сетки и изучать их свойства;
- определять по карте высоты, превышения, формы и типы рельефа
географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
- приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
-проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических.
Владеть:
– навыками использования топографических карт;
– знаниями чтения карт различной тематики;
– навыками решения задач по картам;
–техникой получения современной информации по разнообразным проблемам картографии.
Изучение факультативного курса «Географическая картография» способствует активному формированию географического мышления школьников, развивает их интерес к предмету. Данный курс помогает наиболее глубже развивать знания географической карте, развивает навыки работы с ней.
Учебно-тематический план
11 класс (34 часа, 1 час в неделю)
№ п/п | Тема раздела | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Картографическая генерализация. | 3 |
3 | Составление и виды профилей | 8 |
4 | Немая карта | 10 |
5 | По материкам и странам Номенклатура | 10 |
6 | Резерв | 2 |
| Итого: | 34 |
Раздел I. Введение (1 час)
Связь картографии с другими науками. Значение картографии в современном обществе.
Раздел II. Картографическая генерализация. (3 часа)
Сущность и факторы генерализации. Виды генерализации. Свойство карты. Понятие о термине «генерализация». Тематика карты. Масштаб карты. Своеобразие картографируемых явлений. Степень изученности явлений. Значение генерализации. Виды генерализации: отбор картографируемых явлений, обобщение количественной характеристики, обобщение качественной характеристики, переход от простых объектов или понятий к более сложным. Условия генерализации.
Разновидность генерализации явлений. Влияние картографических знаков на генерализацию. Генерализация явлений локализованных по пунктам. Явления, локализованные на линиях. Генерализация явлений сплошного распространения и локализованных по площадям. Генерализация явлений рассеянного распространения. Генерализация показателей движения и связей.
Практическая работа №1. «Картографическая генерализация»
Раздел III. Составление и виды профилей (8 часов)
Профиль. Составление и виды профилей. Понятие о профиле. Особенности профилей. Тематика профилей. Фиды и построение профилей. Профиль плотности населения.
Почвенный разрез. Кривые изменения температур и осадков. Гипсометрический профиль. Геолого – геоморфологический профиль.
Практическая работа №2. «Составление профилей»
Раздел IV. Немая карта (10 часов)
Работа с контурной картой. Определение указанных территорий, обозначение географических объектов на контурной карте. Работа с контурной картой. По закреплению и усвоению географической номенклатуры в рамках курса «Материки, океаны, народы и страны». Острова, архипелаги, полуострова, заливы, проливы, равнины, горные системы, плоскогорья, горные вершины, вулканы, моря течения, реки, озера.
Практическая работа №3. «Обозначение рельефа на контурной карте»
Раздел V. По материкам и странам Номенклатура. (10 часов)
Углубленное изучение и анализ тематических карт материков и океанов. Изучение местоположения стран и столиц по материкам.
Практическая работа №4. «Составление по картам и другим источникам описания одной из стран мира». Обозначение на контурной карте крупнейших стран мира.
Условия реализации рабочей программы
(Рекомендуемые формы организации учебного процесса.
Материально-техническая база курса)
Реализация программы предполагается в логике классно - урочной системы. Программой предусмотрены фронтальные, групповые, индивидуальные, дискуссии, проектные, исследовательские формы работы.
Достижению целей программы обучения будет способствовать использование современных образовательных технологий:
- Исследовательская технология обучения
- Практико-ориентированные технологии
- Технология развития критического мышления
- Технология уровневой дифференциации
- Информационно-коммуникативные технологии
- Здоровьесберегающие технологии
- Активные и интерактивные методы обучения
- Метод проектов
- Игровые технологии
- Кейс - метод и др.
Программа построена на основе реализации компьютерных, информационных технологий обучения.
Условия реализации программы
Технические средства обучения
- мультимедийный компьютер для учителя (минимальные технические требования: графическая операционная система, с пакетом прикладных программ (текстовых, графических и т.п.), возможность выхода в Интернет);
- мультимедийный проектор,
- интерактивная доска,
- документ-камера.
Учебно-практическое оборудование:
Классная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления постеров и таблиц.
Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебных пособий, дидактических материалов.
Учебно-методическое обеспечение:
1.М.А. Топчилов, Л.А. Ромашова, О.Н. Николаева Картография Утверждено редакционно-издательским советом академии в качестве учебно-методического пособия Новосибирск СГГА 2015
2.Предмет и задачи картографии Картография Картография Структура картографии. Картография в системе наук. https://docplayer.ru/35708300-Predmet-i-zadachi-kartografii-kartografiya-kartografiya-struktura-kartografii-kartografiya-v-sisteme-nauk.html
3. Настенные карты
Календарно-тематическое планирование по географической картографии - 11 класс(1 час в неделю, 34 учебных часов за год)
№ урока | Тема урока | Кол.час. | Тип урока | Вид контроля | План | Факт | |
Раздел I. Введение (1 час) | |||||||
1/1 | Связь картографии с другими наукам | 1 | Лекция с элементами беседы | Подготовить сообщение | 1полуг. 2-7 сентябрь | | |
Раздел II. Картографическая генерализация. (3 часа) | |||||||
2/1 | Сущность и факторы генерализации | 1 | Комбинированный | Анализ материалов СМИ и сайтов Интернета | 9-14 сентябрь | | |
3/2 | Значение генерализации Виды генерализации | 1 | Комбинированный | Анализ материалов СМИ и сайтов Интернета Заполнение таблицы по результатам анализа карт | 16-21 сентябрь | | |
4/3 | Разновидность генерализации явлений | 1 | Урок-практикум | Практическая работа №1. «Картографическая генерализация» | 23-28 сентябрь | | |
Раздел III. Составление и виды профилей (8 часов) | |||||||
5/1 | Понятие о профиле | 1 | Лекция | Работа с профилями | 30-5 октябрь | | |
6/2 | Особенности профилей | 1 | Комбинированный | Работа с профилями Решение задач С, построение профиля | 7-12 октябрь | | |
7/3 | Виды профилей | 1 | Комбинированный | Работа со схемами: анализ, построение, классификация | 14-19 октябрь | | |
8/4 | Гипсометрический профиль | 1 | Урок-практикум | Построение макета профиля территории | 21-26 октябрь | | |
9/5 | Профиль плотности населения | 1 | Комбинированный | Исследование по картам и статистическим материалам, решение географических задач | 5-9 ноябрь | | |
10/6 | Почвенный разрез | 1 | Комбинированный | Решение географических задач по построению профиля | 11-16 ноябрь | | |
11/7 | Кривые изменения температур и осадков | 1 | Комбинированный | Исследование по картам и статистическим материалам, решение географических задач | 18-29 ноябрь | | |
12/8 | Геолого – геоморфологический профиль | 1 | Урок-практикум | Практическая работа №2. «Построение профилей» | 25-30 ноябрь | | |
Раздел IV. Немая карта (10 часов) | |||||||
13/1 | Значение контурных карт | 1 | Урок-практикум | Проект: «Карта - как источник информации» | 2-7 декабрь | | |
14/2 | Евразия | 1 | Урок-практикум | Работа с картами атласа Работа с контурной картой | 9-14 декабрь | | |
15/3 | Северная Америка | 1 | Урок-практикум | Работа с картами атласа Работа с контурной картой | 15-20 декабрь | | |
16/4 | Южная Америка | 1 | Урок-практикум | Работа с картами атласа Работа с контурной картой | 23-28 декабрь | | |
17/5 | Африка | 1 | Урок-практикум | Работа с картами атласа Работа с контурной картой | 2 полуг. 13-18 январь | | |
18/6 | Австралия и Океания | 1 | Урок-практикум | Работа с картами атласа Работа с контурной картой | 20-25 январь | | |
19/7 | Антарктида | 1 | Урок-практикум | Практическая работа №3. «Обозначение рельефа на контурной карте» | 27-1 январь | | |
20/8 | Тихий океан | 1 | Урок-практикум | Работа с картами атласа Работа с контурной картой | 3-8 февраль | | |
21/9 | Атлантический океан | 1 | Урок-практикум | Контрольное тестирование по теме «По материкам и странам» | 10-15 февраль | | |
22/10 | Индийский и Северный Ледовитый океаны | 1 | Урок-практикум | Работа с картами атласа Работа с контурной картой | 17-22 февраль | | |
Раздел V. По материкам и странам Номенклатура (10 часов) | |||||||
23/1 | Тематические карты материков и океанов | 1 | Урок - исследование | Анализ карт и статистических материалов Заполнение таблицы по результатам анализа карт | 24-29 февраль | | |
24/2 | Политическая карта мира | 1 | Урок - исследование | Практическая работа №4. «Составление по картам и другим источникам описания одной из стран мира» | 2-7 март | | |
25/3 | Европа | 1 | Урок - исследование | Номенклатура Европы | 9-14 март | | |
26/4 | Азия | 1 | Урок - исследование | Номенклатура Азии | 16-21 март | | |
27/5 | Северная Америка | 1 | Урок - исследование | Номенклатура Северной Америки | 30-4 апрель | | |
28/6 | Центральная Америка | 1 | Урок-практикум | Проект: «Путешествуем с картой по городам Америки» | 6-11 апрель | | |
29/7 | Южная Америка | 1 | Урок - исследование | Номенклатура Южной Америки | 13-18 апрель | | |
30/8 | Африка | 1 | Урок - исследование | Номенклатура Африки | 20-25 апрель | | |
31/9 | Австралия и Океания | 1 | Урок - исследование | Номенклатура Австралии и Океании | 27-30 апрель | | |
32/10 | Обобщение по всему курсу | 1 | Урок контроля и коррекции знаний | Итоговое контрольное тестирование по всему курсу | 4-8 май | | |
Резерв (2 часа) | |||||||
33/1 | Подготовка к ЕГЭ | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Решение задач А В | 11-16 май | | |
34/2 | Подготовка к ЕГЭ | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Решение задач С | 18-21 май | |
График практических работ 11 класса
№ | Дата | Тема практической работы |
1 | 23-28 сентябр | «Картографическая генерализация» |
2 | 25-30 ноябрь | «Построение профилей» |
3 | 27-1 январь | «Обозначение рельефа на контурной карте» |
4 | 2-7 март | «Составление по картам и другим источникам описания одной из стран мира» |
График контрольных работ 11 класса
№ | Дата | Тема контрольной работы |
1 | 10-15 февраль | Контрольное тестирование по теме «По материкам и странам» |
2 | 4-8 май | Итоговое контрольное тестирование по всему курсу |
График проектных работ 11 класса
№ | Дата | Тема проектной работы |
1 | 2-7 декабрь | «Карта - как источник информации» |
2 | 6-11 апрель | «Путешествуем с картой по городам Южной Америки» |
Корректировка календарно - тематического планирования
учителя географии Ковалевой Г.В.
по географической картографии
за I полугодие
Класс | По плану | По факту | Причина | Приказ |
11Б | 16 | | | |
за II полугодие
Класс | По плану | По факту | Причина | Приказ |
11Б | 18 | | | |
9