Рабочая программа по географии в 11 классе «Географическая картография»

6
0
Материал опубликован 20 December 2020 в группе

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа № 4

городского округа город Нововоронеж"



РАССМОТРЕНО

на школьном методическом объединении учителей

протокол №1 от 26 августа 2020 г.




Нелезина Г.В.

подпись ФИО руководителя ШМО

ПРИНЯТО

на Методическом Совете

школы

протокол №1 от 25 августа 2020 г.





Митрофанова М.А.

подпись ФИО председателя МС

УТВЕРЖДЕНО

Протокол педагогического совета

от 26 августа 2020 г. №1

приказ от 27 августа 2020 г. № 1




Зуева Т.Д.

подпись ФИО директора школы


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 


По учебному предмету (география)

«Географическая картография»


Ступень обучения 11 класс уровень учебный курс дополнительный ФГОС СОО


Количество часов 34 Уровень базовый


Учитель Ковалева Галина Валентиновна


Программа разработана на основе рабочей программы учебного предмета география 10-11 класс Федерального государственного общеобразовательного стандарта среднего общего образования и авторской программы под редакцией Ю.Н. Гладкий, В.В.Николина. «Просвещение» Москва 2016; Предметная линия учебников «Полярная звезда»

Рабочая программа поддерживается УМК:

М.А. Топчилов, Л.А. Ромашова, О.Н. Николаева Картография в качестве учебно-методического пособия Новосибирск СГГА 2015



г. Нововоронеж

2020-2021 учебный год


Аннотация к рабочей программе по географической картографии

для 11 класса


Рабочая программа по географической картографии для 11 класса составлена на основе:

- Авторской программы линии «Полярная звезда». Авторы: Ю.Н.Гладкий, В.В.Николина, Москва, Просвещение.2016 г. - Учебного плана МКОУ Нововоронежская СОШ №4.

Рабочая программа по географической картографии 11 класс составлена в соответствии с требованиями Концепции нового учебно-методического комплекса по географии.

Рабочая программа поддерживается УМК:

М.А. Топчилов, Л.А. Ромашова, О.Н. Николаева Картография Утверждено редакционно-издательским советом академии в качестве учебно-методического пособия Новосибирск СГГА 2015.

Рабочая программа учебного курса составлена на 34 часа в соответствии с учебным планом школы, 1 час в неделю. Практических работ – 4, в том числе 2 урока контрольного тестирования.

Главная цель данного курса в 11 классе является: сформировать картографическое мировоззрение о способах отражения окружающего мира, пространственном анализе и моделировании, дает основы работы с географическими картами, атласами и другими картографическими произведениями, знакомит с перспективами развития картографической науки.

Программа соответствует уровню подготовки обучающихся 10 классов.

Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков является текущий и тематический контроль.
Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, письменные задания, самостоятельные работы, практические работы, тестирование и т.п. в рамках урока.
Тематический контроль знаний - проверка знаний обучающихся через защиту проектов, письменные задания, самостоятельные работы, тестирование и т.п. в рамках урока, или части урока.



Учебно-методический комплекс для географической картографии

11 класс


Программа

Программа разработана на основе рабочей программы учебного предмета география 10-11 класс Федерального государственного общеобразовательного стандарта среднего общего образования и авторской программы под редакцией Ю.Н. Гладкий, В.В.Николина. «Просвещение» Москва 2016; Предметная линия учебников «Полярная звезда»

Рекомендуемая литература

Основная:

М.А. Топчилов, Л.А. Ромашова, О.Н. Николаева Картография Утверждено редакционно-издательским советом академии в качестве учебно-методического пособия Новосибирск СГГА 2015

Дополнительная:


1.Атоян Л.В. Компьютерная картография: Курс лекций. Мн.: БГУ, 2004. – 77с

2.Берлянд А.М. Картоведение. Москва. 2003

3.    Топчилов, М.А. Картография: учебно-метод. пособие. Издание 2-е, перераб. и доп. СГГА. – 2009. – 109 с.

4. Сваткова Т.Г. Атласная картография. М.: Аспект-Пресс, 2002.- 203с.

5.Берлянт А.М. Картография. М.: УКД, 2010, 322 с.

6.Картоведение, под ред. А. М. Берлянта. М.: Аспект-Пресс, 2003, 477 с.

7.Настенные карты:

- Политическая карта мира

- Месторождение полезных ископаемых мира

- Политическая карта Южной Америки

- Политическая карта Северной Америки

- Политическая карта Африки

- Политическая карта Евразии

Интернет-ресурсы:

1.Портал «География – электронная земля», www.webgeo.ru.

2.«Картография с основами топографии»- https://kpfu.ru/portal/docs/F105327148/Kartografiya.s.osnovami.topografii._1_.pdf

3 Р.А. Жмойдяк Л.В. Атоян Картография Курс лекций Минск 2006 - http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/38479/1/Kartografia%20kurs%20lekcij%20Zmojdiak.pdf 4. Предмет и задачи картографии Структура картографии. Картография в системе наук. https://docplayer.ru/35708300-Predmet-i-zadachi-kartografii-kartografiya-kartografiya-struktura-kartografii-kartografiya-v-sisteme-nauk.html

Пояснительная записка


Данная программа разработана для учащихся 11 Социально-экономического класса. Примерная программа по географии для 11 класса основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения и авторской программы под редакцией Ю.Н. Гладкий, В.В.Николина. «Просвещение» Москва 2016. Приказа МКОУ Нововоронежская СОШ №4 «Об утверждении списка учебников на 2020-2021 учебный год» от 26 августа 2020 г. №1/4..

Для реализации практико – ориентированных заданий используются возможности центра цифрового и гуманитарного образования «Точка роста».

Рабочая программа поддерживается УМК по географии:

М.А. Топчилов, Л.А. Ромашова, О.Н. Николаева Картография Утверждено редакционно-издательским советом академии в качестве учебно-методического пособия Новосибирск СГГА 2015

Рабочая программа учебного курса составлена на 34 часа в соответствии с учебным планом школы, 1 час в неделю. Практических работ – 4, в том числе 2 урока контрольного тестирования.

Целью учебного курса «Географическая картография» является получение знаний о картах, их составлении и разнообразии.

Задачами изучения является:

- углубление знаний о картографических произведениях;

-освоение способов картографического изображения, тематического содержания и рельефа, а также приемов картографической генерализации;

получение знаний о значении картографии в современном обществе, о связи картографии с географией и другими науками о Земле и обществе, геодезией, аэрокосмическими методами, геоинформатикой.

Личностным результатом обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

 Формирование личностных результатов выражает умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям.

 Метапредметными результатами изучения курса географической картографии является формирование универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

 -выражаются в способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

-уметь управлять своей познавательной деятельностью;

-уметь организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.

Формированию регулятивных УУД служат технология проблемного диалога и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.

Результатом формирования познавательных УУД являются:

использование картографических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения;

использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.

Коммуникативные УУД:

-Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);

-Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

-В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

-Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Географическая картография» являются следующие умения:

осознание роли географической картографии в познании окружающего мира:

объяснять роль различных источников географической информации;

объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;

находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;

составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников картографической информации;

использование карт как моделей;

определять на карте местоположение географических объектов;

понимание смысла собственной действительности.

Основные требования к уровню подготовки обучающихся:

В результате изучения «Географической картографии» ученик должен:

Знать:

-картографические способы изображений явлений на общегеографических, тематических картах;

-основную номенклатуру материков, как на физической карте, так и на политической;

- географические, полярные и прямоугольные координаты;

- принципы картографической генерализации;

- классификацию карт и атласов;

- принципы построения профилей.

Уметь:

- определять по карте высоты, превышения, формы и типы рельефа

географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

- читать карту и выполнять на ней необходимые измерения;

- вычерчивать надписи основным шрифтом;

- вычислять масштабы карт, по измеренному отрезку прямой;

- строить картографические сетки и изучать их свойства;

- определять по карте высоты, превышения, формы и типы рельефа

географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

- приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

-проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических.

Владеть:

навыками использования топографических карт;

знаниями чтения карт различной тематики;

навыками решения задач по картам;

техникой получения современной информации по разнообразным проблемам картографии.

Изучение факультативного курса «Географическая картография» способствует активному формированию географического мышления школьников, развивает их интерес к предмету. Данный курс помогает наиболее глубже развивать знания географической карте, развивает навыки работы с ней.

Учебно-тематический план

11 класс (34 часа, 1 час в неделю)


п/п

Тема раздела

Количество часов

1

Введение

1

2

Картографическая генерализация.

3

3

Составление и виды профилей

8

4

Немая карта

10

5

По материкам и странам

Номенклатура

10

6

Резерв

2


Итого:                                                       

34


Раздел I. Введение (1 час)

Связь картографии с другими науками. Значение картографии в современном обществе.

Раздел II. Картографическая генерализация. (3 часа)

Сущность и факторы генерализации. Виды генерализации. Свойство карты. Понятие о термине «генерализация». Тематика карты. Масштаб карты. Своеобразие картографируемых явлений. Степень изученности явлений. Значение генерализации. Виды генерализации: отбор картографируемых явлений, обобщение количественной характеристики, обобщение качественной характеристики, переход от простых объектов или понятий к более сложным. Условия генерализации.

Разновидность генерализации явлений. Влияние картографических знаков на генерализацию. Генерализация явлений локализованных по пунктам. Явления, локализованные на линиях. Генерализация явлений сплошного распространения и локализованных по площадям. Генерализация явлений рассеянного распространения. Генерализация показателей движения и связей.

Практическая работа №1. «Картографическая генерализация»

Раздел III. Составление и виды профилей (8 часов)

Профиль. Составление и виды профилей. Понятие о профиле. Особенности профилей. Тематика профилей. Фиды и построение профилей. Профиль плотности населения.

Почвенный разрез. Кривые изменения температур и осадков. Гипсометрический профиль. Геолого – геоморфологический профиль.

Практическая работа №2. «Составление профилей»

Раздел IV. Немая карта (10 часов)

Работа с контурной картой. Определение указанных территорий, обозначение географических объектов на контурной карте. Работа с контурной картой. По закреплению и усвоению географической номенклатуры в рамках курса «Материки, океаны, народы и страны». Острова, архипелаги, полуострова, заливы, проливы, равнины, горные системы, плоскогорья, горные вершины, вулканы, моря течения, реки, озера.

Практическая работа №3. «Обозначение рельефа на контурной карте»

Раздел V. По материкам и странам Номенклатура. (10 часов)

Углубленное изучение и анализ тематических карт материков и океанов. Изучение местоположения стран и столиц по материкам.

Практическая работа №4. «Составление по картам и другим источникам описания одной из стран мира». Обозначение на контурной карте крупнейших стран мира.



Условия реализации рабочей программы

(Рекомендуемые формы организации учебного процесса.

Материально-техническая база курса)


Реализация программы предполагается в логике классно - урочной системы. Программой предусмотрены фронтальные, групповые, индивидуальные, дискуссии, проектные, исследовательские формы работы.

Достижению целей программы обучения будет способствовать использование современных образовательных технологий:

- Исследовательская технология обучения

- Практико-ориентированные технологии

- Технология развития критического мышления

- Технология уровневой дифференциации

- Информационно-коммуникативные технологии

- Здоровьесберегающие технологии

- Активные и интерактивные методы обучения

- Метод проектов

- Игровые технологии

- Кейс - метод и др.

Программа построена на основе реализации компьютерных, информационных технологий обучения.

Условия реализации программы
Технические средства обучения
- мультимедийный компьютер для учителя (минимальные технические требования: графическая операционная система, с пакетом прикладных программ (текстовых, графических и т.п.), возможность выхода в Интернет);
- мультимедийный проектор,
- интерактивная доска,
- документ-камера.

Учебно-практическое оборудование:
Классная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления постеров и таблиц.
Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебных пособий, дидактических материалов.
Учебно-методическое обеспечение:

1.М.А. Топчилов, Л.А. Ромашова, О.Н. Николаева Картография Утверждено редакционно-издательским советом академии в качестве учебно-методического пособия Новосибирск СГГА 2015

2.Предмет и задачи картографии Картография Картография Структура картографии. Картография в системе наук. https://docplayer.ru/35708300-Predmet-i-zadachi-kartografii-kartografiya-kartografiya-struktura-kartografii-kartografiya-v-sisteme-nauk.html

3. Настенные карты

Календарно-тематическое планирование по географической картографии - 11 класс

(1 час в неделю, 34 учебных часов за год)

урока


Тема урока


Кол.час.

Тип урока

Вид контроля

План

Факт

Раздел I. Введение (1 час)

1/1

Связь картографии с другими наукам

1

Лекция с элементами беседы

Подготовить сообщение

1полуг.

2-7

сентябрь


Раздел II. Картографическая генерализация. (3 часа)

2/1

Сущность и факторы генерализации

1

Комбинированный


Анализ материалов СМИ и сайтов Интернета

9-14 сентябрь


3/2

Значение генерализации

Виды генерализации

1

Комбинированный


Анализ материалов СМИ и сайтов Интернета

Заполнение таблицы по результатам анализа карт

16-21 сентябрь


4/3

Разновидность генерализации явлений

1

Урок-практикум


Практическая работа №1. «Картографическая генерализация»


23-28 сентябрь


Раздел III. Составление и виды профилей (8 часов)

5/1

Понятие о профиле

1

Лекция

Работа с профилями

30-5 октябрь


6/2

Особенности профилей

1

Комбинированный


Работа с профилями

Решение задач С, построение профиля

7-12 октябрь


7/3

Виды профилей


1

Комбинированный


Работа со схемами: анализ, построение, классификация

14-19 октябрь


8/4

Гипсометрический профиль

1

Урок-практикум


Построение макета профиля территории

21-26 октябрь


9/5

Профиль плотности населения


1

Комбинированный


Исследование по картам и статистическим материалам, решение географических задач

5-9 ноябрь


10/6

Почвенный разрез


1

Комбинированный


Решение географических задач по построению профиля

11-16 ноябрь


11/7

Кривые изменения температур и осадков

1

Комбинированный


Исследование по картам и статистическим материалам, решение географических задач

18-29 ноябрь


12/8

Геолого – геоморфологический профиль

1

Урок-практикум


Практическая работа №2. «Построение профилей»


25-30 ноябрь


Раздел IV. Немая карта (10 часов)

13/1

Значение контурных карт

1

Урок-практикум


Проект: «Карта - как источник информации»

2-7 декабрь


14/2

Евразия

1

Урок-практикум


Работа с картами атласа

Работа с контурной картой

9-14 декабрь


15/3

Северная Америка

1

Урок-практикум


Работа с картами атласа

Работа с контурной картой

15-20 декабрь


16/4

Южная Америка

1

Урок-практикум


Работа с картами атласа

Работа с контурной картой

23-28 декабрь


17/5

Африка

1

Урок-практикум


Работа с картами атласа

Работа с контурной картой

2 полуг.

13-18 январь


18/6

Австралия и Океания

1

Урок-практикум


Работа с картами атласа

Работа с контурной картой

20-25 январь


19/7

Антарктида

1

Урок-практикум


Практическая работа №3. «Обозначение рельефа на контурной карте»

27-1 январь


20/8

Тихий океан

1

Урок-практикум


Работа с картами атласа

Работа с контурной картой

3-8 февраль


21/9

Атлантический океан

1

Урок-практикум


Контрольное тестирование по теме «По материкам и странам»

10-15 февраль


22/10

Индийский и Северный Ледовитый океаны

1

Урок-практикум


Работа с картами атласа

Работа с контурной картой


17-22 февраль


Раздел V. По материкам и странам Номенклатура (10 часов)

23/1

Тематические карты материков и океанов

1

Урок - исследование

Анализ карт и статистических материалов

Заполнение таблицы по результатам анализа карт

24-29 февраль


24/2

Политическая карта мира

1

Урок - исследование

Практическая работа №4. «Составление по картам и другим источникам описания одной из стран мира»

2-7

март


25/3

Европа

1

Урок - исследование

Номенклатура Европы

9-14 март


26/4

Азия

1

Урок - исследование

Номенклатура Азии

16-21 март


27/5

Северная Америка

1

Урок - исследование

Номенклатура Северной Америки

30-4 апрель


28/6

Центральная Америка

1

Урок-практикум


Проект: «Путешествуем с картой по городам Америки»

6-11 апрель


29/7

Южная Америка

1

Урок - исследование

Номенклатура Южной Америки

13-18 апрель


30/8

Африка

1

Урок - исследование

Номенклатура Африки

20-25 апрель


31/9

Австралия и Океания

1

Урок - исследование

Номенклатура Австралии и Океании

27-30 апрель


32/10

Обобщение по всему курсу

1

Урок контроля и коррекции знаний

Итоговое контрольное тестирование по всему курсу

4-8

май


Резерв (2 часа)

33/1

Подготовка к ЕГЭ

1

Урок актуализации знаний и умений

Решение задач А В

11-16 май


34/2

Подготовка к ЕГЭ

1

Урок актуализации знаний и умений

Решение задач С

18-21 май



График практических работ 11 класса


Дата

Тема практической работы

1

23-28 сентябр

«Картографическая генерализация»

2

25-30 ноябрь

«Построение профилей»

3

27-1 январь

«Обозначение рельефа на контурной карте»

4

2-7

март

«Составление по картам и другим источникам описания одной из стран мира»



График контрольных работ 11 класса


Дата

Тема контрольной работы

http://topography.ltsu.org/kartography/test_onlain.html

1

10-15 февраль

Контрольное тестирование по теме «По материкам и странам»

2

4-8

май

Итоговое контрольное тестирование по всему курсу



График проектных работ 11 класса


Дата

Тема проектной работы

1

2-7 декабрь

«Карта - как источник информации»

2

6-11 апрель

«Путешествуем с картой по городам Южной Америки»



Корректировка календарно - тематического планирования

учителя географии Ковалевой Г.В.

по географической картографии

за I полугодие

Класс

По плану

По факту

Причина

Приказ

11Б

16






за II полугодие

Класс

По плану

По факту

Причина

Приказ

11Б

18






9


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.