12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Большакова Анастасия Павловна886
Россия, Ярославская обл., Ярославль
2

Рабочая программа по учебному предмету речевая практика 1 класс АООП Вариант 1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа учебного курса «Речевая практика» составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы обучения для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Цель: развитие речевой коммуникации учащихся с интеллектуальной недостаточностью как способности использовать вербальные и невербальные средства для общения с окружающими людьми в различных ситуациях.

Задачи:

- учить школьников понимать и четко выполнять речевые инструкции, взаимодействовать друг с другом в ходе выполнения заданий, обращаться друг к другу и адекватно отвечать на вопрос или просьбу,

- развивать интонационную выразительность речи детей, совершенствовать их лексику, грамматический строй речи, формировать простейшие умения в части построения связного монологического высказывания.

Общая характеристика учебного предмета

На каждом году обучения программа курса «Речевая практика» включает в себя основные подразделы, содержание которых постепенно расширяется и усложняется.

Подраздел «Аудирование и понимание речи» направлен на развитие у детей способности воспринимать и понимать обращенную к ним речь. Умение слушать является межпредметным умением, уровень сформированности которого определяет эффективность усвоения той информации, которая заложена в устном высказывании. Воспитание этого умения влияет на выразительность речи учащихся, развивает внимательное отношение к слову, а в дальнейшем способствует правильному восприятию и лучшему пониманию информации по любому учебному предмету.

Материал, включенный в подраздел «Аудирование и понимание речи», реализуется на каждом уроке речевой практики в виде самостоятельных тренировочных упражнений (в т.ч. артикуляционной гимнастики) или сопровождает задания других подразделов. Например: выбор названной учителем картинки из двух данных (мишка – миска); выбор картинки по ее описанию; выполнение практических заданий по словесной инструкции, слушание и понимание текста, читаемого учителем и т.д.

Подраздел «Дикция и выразительность речи» ориентирует учителя на выработку у школьников четкости произносительной стороны говорения, его эмоциональной выразительности. Выбор формы и содержания упражнений определяется темой урока и задачами данного этапа в его структуре.

Подразделы «Базовые формулы речевого общения» и темы речевых ситуаций» являются ведущими с точки зрения организации работы по развитию собственно устной разговорной речи. В содержание подразделов включен перечень базовых формул речевого этикета, над формированием которых осуществляется работа в 1 классе, а также темы речевых ситуаций, связанных с учебной жизнью и бытом детей. Учащиеся под руководством учителя «проигрывают» обозначенные ситуации, моделируя таким образом различные варианты речевого поведения в типичных сферах коммуникации людей.

Недостаточность жизненного опыта, бедность и несовершенство речевых умений учащихся определяет необходимость тщательной и организованной их подготовки к участию в ролевой игре по теме ситуации. В процессе подготовки уточняется и обогащается словарь, отрабатываются структурные варианты предложений. К связному высказыванию дети готовятся всей предшествующей работой. В их речевом арсенале накапливается достаточный объем словаря по теме, разные модели предложений, отдельные фрагменты речи (микротемы), являющиеся частью целого связного высказывания. Продуцирование учащимися связного высказывания опирается на наглядные средства в виде мелового рисунка на доске, картинно-символического плана к каждому предложению текста, картинного плана к отдельным микротемам и т.д.

В речевом общении формируются и проявляются личностные качества ребенка: умение правильно оценивать себя в речевой ситуации,

Урок речевой практики строится на основе темы, выбранной для создания речевой ситуации, в связи с которой из каждого подраздела отбираются и реализуются в пределах урока программные направления.

Речевой материал, подготовленный учителем, должен подчиняться единой теме, определяемой заданной ситуацией. В выполняемых учениками упражнениях последовательно отрабатываются отдельные речевые задания, которые затем реализуются детьми в речевых ситуациях.

Учитывая низкий уровень речевого развития, характерный для детей с интеллектуальной недостаточностью, начинающих обучение в дополнительном классе, в рамках работы над всеми речевыми ситуациями следует уделять пристальное внимание таким видам работы, как называние детьми предметов и действий с ними, характеристика предметов по цвету, величине, форме (по теме ситуации, совместно с учителем). Составление предложений с отработанной лексикой по вопросам и с помощью учителя, с опорой на картинно-символическую схему.

Собственно ролевая игра по теме должна быть подготовлена в том числе за счет организации рассматривания атрибутов игре, разыгрывания мини-диалогов (учитель спрашивает, ученик отвечает) (Какой шар? – Большой. А этот шар? - Маленький.; Какая мышка? – Серая. А лягушка? – Зеленая»). Важно, чтобы учитель, являясь участником речевой ситуации, неформально стимулировал школьников к использованию новых слов, предложений в ролевой игре по теме ситуации.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Речевая практика» входит в предметную область «Язык и речевая практика» и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

В соответствии с годовым учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) курс речевой практики в 1 классе рассчитан на 33 часа. (33 учебные недели).

Количество часов в неделю, отводимых на уроки речевой практики в 1 классе, определено недельным учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и составляет 1 час в неделю.

Личностные и предметные результаты освоения предмета

Личностные результаты:

1) самостоятельное перемещение доступными маршрутами в школьном здании (в туалет, в столовую, в кабинеты специалистов, педагогов дополнительного образования и т.п.);

3) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (в рамках предметных результатов 1 года обучения – умение доброжелательно вести себя в диалоге, отвечать на вопросы собеседника и т.д. в соответствии с предусмотренными предметными результатами);

4) проявление интереса к осмыслению социального окружения, своего места в нем, практическое понимание своих социальных ролей – сын (дочь), воспитанник, ученик, одноклассник и т.д.), отражение в повседневном общении принятия соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

6) положительное отношение к сотрудничеству с взрослыми и сверстниками в ситуациях общения, предусмотренных программой, и повседневном школьном общении;

7) проявление доброжелательности, эмоционально-нра­вственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей с использованием полученных на уроках знаний и умений (интонационных, жестово-мимических умений, использование этикетных речевых оборотов в повседневной жизни);

8) положительное отношение к безопасному, здоровому образу жизни, проявление интереса к творческому труду, бережное отношение к материальным ценностям, результатам своего труда и труда окружающих.

Планируемые предметные результаты предусматривают овладение обучающимися практическими коммуникативными и речевыми умениями и представлены дифференцированно по двум уровням: минимальному и достаточному. Минимальный уровень освоения АООП в предметной области «Язык и речевая практика» является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, как особо указывается в АООП (вариант 1), отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы.

Достаточный уровень:

выполнять задания по словесной инструкции;

называть предметы и действия, соотносить их с соответствующими картинками;

внятно выражать просьбы, употреблять «вежливые» слова;

соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании;

уметь сообщить свое имя и фамилию, имена и отчества учителей, воспитателей, имена ближайших родственников, адрес дома;

уметь рассказать, как можно дойти или доехать до школы;

слушать небольшую сказку или рассказ, отвечать на вопросы, опираясь на наглядные средства.

Минимальный уровень:

выполнять элементарные задания по словесной инструкции учителя;

называть предметы и соотносить их с соответствующими картинками;

употреблять «вежливые» слова при обращении к другим людям;

правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании;

знать имя и фамилию, имя и отчество учителя, воспитателя, имена ближайших родственников и товарищей по классу;

слушать небольшую сказку или рассказ, соотносить картинки с их содержанием.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Аудирование и понимание речи

Выполнение двухчленных инструкций по заданию учителя: сядь за парту и достань книгу, возьми тетради на столе и раздай их, возьми вазу и поставь в нее цветы и т.д.

Слушание, запоминание и отчетливое воспроизведение ряда слоговых комплексов (2-3 слога), близких по звучанию и данных в рифмованной форме: жа-жа-жа – есть иголки у ежа; ша-ша-ша – мама моет малыша; тра-тра-тра – мы проспали до утра; тру-тру-тру – со скамейки пыль сотру.

Выбор из двух близких по содержанию картин той, которая соответствует услышанному предложению: Шура вытирал пыль. - Шура вытирала пыль; Лена поднималась на горку. - Лена спускалась с горки.

Слушание сказок и рассказов в устном изложении учителя, выбор учащимися картинок по мере изложения текста.

Дикция и выразительность речи

Игры и упражнения на подвижность и четкость движений органов артикуляционного аппарата. Заучивание чистоговорок с голоса учителя, отчетливое и выразительное их произнесение.

Упражнения на развитие речевого дыхания. Пение слоговых цепочек на знакомые мотивы детских песен. Перечисление предметов (2 – 3) на одном выдохе с указанием на эти предметы. Произнесение небольших стихотворений в сопровождении движений.

Различение громкой и тихой речи в игре, в специально созданной учителем ситуации. Выбор и использование правильной силы голоса в индивидуальных и хоровых упражнениях.

Быстрое и медленное произнесение ряда звуков, слогов и слов. Упражнения в изменении темпа речи в соответствии с заданной ситуацией, типа: бабушка медленно спрашивает: Ты…куда…идешь,… внучка? Внучка быстро отвечает: Я бегу к подружке.

Разучивание детских стихотворений, мини-диалогов с последующим их воспроизведением в ролевых играх.

Вопросительная и восклицательная интонация в стихотворениях, разучиваемых с голоса учителя (по подражанию). Практическое использование вопросительной и восклицательной интонации в речевых ситуациях (самостоятельно или с помощью учителя).

Выражение лица: веселое, сердитое, грустное, удивленное. Соотнесение соответствующего выражения лица с символическим рисунком. Мимическая реакция на речь учителя, детей, в ситуациях с заданным содержанием.

Базовые формулы речевого общения

Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.).

Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы «Это …», «Познакомься пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).

Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.

Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений.

Приглашение, предложение. Правила поведения в гостях.

Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.

Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе …», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.

Поздравительные открытки.

Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)».«Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).

Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.

Темы речевых ситуаций

«Я – дома»: «Готовимся к празднику», «Новогодние чудеса», «Надо, надо умываться….», «Помощники», «Спокойной ночи!», «Доброе утро!» . «Весенние праздники»

«Я и мои товарищи»: «Знакомство во дворе», «Теремок», «В магазине игрушек», «Заячья избушка», «Петушок и бобовое зернышко»

«Я за порогом дома»: «Давайте познакомимся!», «Знакомство в гостях», «Покупка школьных принадлежностей», «Зимняя прогулка», «День Победы»









УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Тема/РАЗДЕЛ

Количество часов

1

Знакомство… (во дворе, в гостях…)

8

2

В магазине…

4

3

Готовимся к празднику

4

4

Зимняя прогулка

3

5

Надо, надо умываться…

2

6

Помощники

2

7

Петушок и бобовое зернышко

2

8

Весенние праздники

2

9

Спокойной ночи…

2

10

Доброе утро!

2

11

День победы

2


ИТОГО

33


Учебно – методическое обеспечение

В состав учебно – методического комплекса «Речевая практика» для 1 класса входят:

1. Комарова С.В. Первый класс. Примерная рабочая программа для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).

2. Комарова С.В. «Методические рекомендации к урокам «Речевая практика». Пособие для учителя.

3. Учебник: Речевая практика, 1 класс, С.В. Комарова, Москва, «Просвещение», 2017 г

Материально – техническое обеспечение

1. персональный компьютер (ноутбук), проектор (сенсорная доска).

2. раздаточный дидактический материал (игрушки, атрибуты для сюжетных игр);

3. наборы предметных и сюжетных картинок;

4. книги (сказки).























Календарно – тематическое планирование

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Страницы в учебнике

Характеристика основных видов деятельности ученика

Содержание курса

Дата проведения

1

Давайте знакомиться!

Знакомство. Приветствие, беседа. Ответы на вопросы по картинкам.

Инструктаж по технике безопасности во время уроков.

1





с. 7- 9

Выполнение простых и составных инструкций учителя. Словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосителе. Соотнесение речи и изображения. Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудионосителя. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.

Знакомство, приветствие (беседа, игры «Наши имена», «Приветствие», хоровод)

Ведение в ситуацию (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций, выбор картинки, соответствующей предложению, повторение предложений за учителем, составление предложений, ответы на вопросы)

Знакомство с основными правилами поведения в диалоге, при знакомстве: собеседники приветливо смотрят друг на друга, первым представляется старший (тренировочные упражнения в изображении доброжелательного выражения лица с использованием зеркал, игра «Подари улыбку», конструирование диалогов на основе иллюстраций, моделирование диалогов учитель-ученик)

Закрепление полученных знаний (экскурсии в школьные кабинеты с целью знакомства с учителями, моделирование диалогов, в т.ч. с использованием игрушек, как героев ситуации)

Обобщающая беседа.

Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут», «Меня зовут….., а тебя?». Формулы «Это…», «Познакомься пожалуйста, это…..». ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»)

02.09

2

Давайте знакомиться!

Знакомство с основными правилами поведения в диалоге. Экскурсия в школьные кабинеты.

1

09.09

3

Знакомство во дворе.

Беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы, работа с иллюстрацией.

1





с. 12-17


Выполнение простых и составных инструкций учителя. Словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосителе. Соотнесение речи и изображения. Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудионосителя. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.

Ведение в ситуацию (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций, выбор картинки, соответствующей предложению, повторение предложений за учителем, составление предложений, ответы на вопросы, работа с условно-графическими изображениями)

Разучивание чистоговорки

Закрепление правил поведения при знакомстве (конструирование диалогов по серии картин, ролевые игры по теме ситуации, в т.ч. с использованием игрушек как героев ситуации)

Составление рассказа по теме ситуации (игра «Дополни предложение»)

Обобщающая беседа.

Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут», «Меня зовут….., а тебя?». Формулы «Это…», «Познакомься пожалуйста, это…..». ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»)

«Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым

взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и т.д.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетя, дядя, девушка, мужчина и т.д.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения (Скажите, пожалуйста….). обращение в письме, в поздравительной открытке.

16.09

4

Знакомство во дворе.

Разучивание чистоговорки. Закрепление правил поведения при знакомстве. Составление рассказа.

1

23.09

5

Теремок.

Работа с иллюстрациями. Отгадывание загадок. Разучивание чистоговорки. Знакомство со сказкой «Теремок»

1






с. 28-31

Выполнение простых и составных инструкций учителя. Словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосителе. Соотнесение речи и изображения. Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудионосителя. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.

Введение в тему ситуации (работа с иллюстрацией, отгадывание загадки)

Разучивание чистоговорки

Знакомство со сказкой (устное рассказывание учителем с опорой на иллюстрации)

Закрепление содержания сказки (выборочный пересказ с опорой на иллюстрации (серия картин, разрезные картинки), драматизация фрагментов сказки, ролевая игра-хоровод по сюжету сказки, коллективное рассказывание сказки, прослушивание сказки в аудиозаписи, просмотр мультипликационного фильма)

Инсценирование сказки

Обобщающая беседа.

Оценивание проделанной своей работы и работы коллектива в целом.

30.09

6

Теремок.

Закрепление содержания сказки. Инсценирование сказки. Обобщающая беседа.

1

07.10

7

Знакомство в гостях.

Беседа с привлечением личного опыта. Ответы на вопросы. Правила этикета при знакомстве в гостях.

1





с. 34-39

Выполнение простых и составных инструкций учителя. Словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосителе. Соотнесение речи и изображения. Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудионосителя. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.

Ведение в ситуацию (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций, составление предложений, работа с условно-графическими изображениями)

Сообщение правил этикета при знакомстве со взрослым в гостях (рассказ учителя, тренировочные упражнения в использовании этикетных фраз и жестов, конструирование диалогов, моделирование диалогов учитель – ученик, ученик – ученик, проигрывание диалогов с использованием игрушек как героев ситуации)

Ролевые игры по теме ситуации («Кукла встречает гостей и др.)

Коллективное составление рассказа с опорой на иллюстрации и условно-графические схемы предложений

Беседа с привлечением личного опыта «Как я ходил в гости»

Составление рассказов из личного опыта по теме ситуации с опорой на символический план.

Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку. Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока». Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего», и др. Просьбы при прощании «Приходи (те) еще», «Заходи (те)», «Звони (те)».

14.10

8

Знакомство в гостях.

Ролевые игры. Составление рассказов.

1

21.10

9

Покупка школьных принадлежностей.

Уточнение и закрепление словарного запаса по теме. Разучивание скороговорки.

1






с. 42-45

Выполнение простых и составных инструкций учителя. Словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосителе. Соотнесение речи и изображения. Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудионосителя. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.

Уточнение и обогащение словарного запаса по теме ситуации (называние предметных картинок, подбор прилагательных, составление словосочетаний, предложений, игры «Ещё какой (ая)?», «Подбери пару», «Отгадай мою покупку», работа с условно-графическими изображениями)

Разучивание чистоговорки

Знакомство с правилами поведения в магазине (беседа с элементами рассказа)

Закрепление полученных знаний (конструирование возможных диалогов в магазине с опорой на иллюстрации, моделирование диалогов)

Ролевые игры по теме ситуации («Магазин «Школьник»)

Составление рассказов из личного опыта по теме ситуации с опорой на символический план.

11.11

10

Покупка школьных принадлежностей.

Знакомство с правилами поведения в магазине. Ролевые игры по теме.

1

18.11

11

В магазине игрушек.

Уточнение и обогащение словарного запаса по теме. Беседа на основе личного опыта, по картинке.

1






с. 48-51

Выполнение простых и составных инструкций учителя. Словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосителе. Соотнесение речи и изображения. Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудионосителя. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.

Уточнение и обогащение словарного запаса по теме ситуации (составление и называние разрезных картинок, подбор прилагательных, составление словосочетаний, предложений, игры «Ещё какой (ая)?», «Отгадай мою игрушку», работа с условно-графическими изображениями)

Разучивание стихотворения А. Барто «Я люблю свою лошадку»

Введение в ситуацию (беседа на основе личного опыта, с опорой на иллюстрации, в т.ч. дополнение иллюстрации)

Перенос полученных знаний о правилах поведения в магазине в новую ситуацию (конструирование возможных диалогов в магазине при покупке игрушек с опорой на иллюстрации, моделирование диалогов, проигрывание диалогов)

Ролевые игры по теме ситуации («Магазин «Игрушки», «Ночью в магазине «Игрушки»)

Беседа «Моя любимая игрушка» с привлечением личного опыта учащихся

Составление рассказов из личного опыта по теме ситуации с опорой на символический план.

Формулы «Пожалуйста,…», «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите …», «Можно мне….», «Можно я ….». мотивирование отказа. Формулы «Извините, но ….» и др.

Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста».

25.11

12

В магазине игрушек.

Правила поведения в магазине. Ролевые игры по ситуации. Составление рассказов.

1

02.12

13

Готовимся к празднику.

Введение в ситуацию. Составление предложений, рассказов по картинке. Знакомство с Дедом Морозом.

1






с. 54-57

Выполнение простых и составных инструкций учителя. Словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосителе. Соотнесение речи и изображения. Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудионосителя. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.

Введение в ситуацию (беседа, рассказ учителя с опорой на иллюстрацию)

Перенос полученных знаний о правилах поведения при знакомстве в условия новой ситуации: проигрывание ситуации знакомства с Дедом Морозом.

Составление приглашений на новогодний праздник.

Моделирование возможных диалогов при приглашении на праздник.

Разучивание стихотворений новогодней тематики.

Слушание и разучивание песенки «В лесу родилась ёлочка..» (сл. Р. Кудшовой, муз. Л. Бекмана), пение логовых цепочек на мотив песенки.

Беседа с привлечением личного опыта «Что я подарю на новогодний праздник?»

Формулы «Поздравляю с…», «Поздравляю с праздником…» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству. Пожелание близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе…», «Желаю Вам…», «Я хочу пожелать….». неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона. Поздравительные открытки.

09.12

14

Готовимся к празднику.

Разучивание стихотворений новогодней тематики. Слушание и разучивание песенки.

1

16.12

15

Новогодние чудеса.

Введение в ситуацию. Беседа с опорой на иллюстрацию. Конструирование диалогов поздравления.

1






с. 60-63

Выполнение простых и составных инструкций учителя. Словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосителе. Соотнесение речи и изображения. Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудионосителя. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.

Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию, дополнение деталей ситуации по вопросам учителя, выбор предложения, наиболее подходящего к содержанию картинки, из двух, произнесенных учителем)

Перенос полученных знаний о правилах поведения при знакомстве в условия новой ситуации: проигрывание ситуации знакомства на карнавале

Разучивание чистоговорки

Составление новогодних поздравлений. Тренировочные упражнения в произнесении поздравлений с торжественной интонацией

Конструирование диалогов поздравления и ответной реплики, моделирование и проигрывание диалогов

Беседа с привлечением личного опыта «Что мне запомнилось на новогоднем празднике?»

Составление рассказа по теме ситуации (составление предложений о новогоднем празднике с последующим использованием для коллективного рассказа).

Формулы «Поздравляю с…», «Поздравляю с праздником…» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству. Пожелание близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе…», «Желаю Вам…», «Я хочу пожелать….». неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона. Поздравительные открытки. Формулы, сопровождающие вручен6ие подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе (Вам)…»и др. этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.

23.12

16

Новогодние чудеса.

Составление рассказа по теме ситуации. Составление предложений о новогоднем празднике.

1

13.01

17

Зимняя прогулка.

Введение в тему. Беседа по предметным картинкам. Тренировочные упражнения в произнесении просьб.

1





с. 66-69

Выполнение простых и составных инструкций учителя. Словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосителе. Соотнесение речи и изображения. Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудионосителя. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.

Ведение в тему (беседа, называние предметных картинок с изображениями зимней одежды и обуви)

Разучивание чистоговорки

Введение в ситуацию: просьба о помощи (беседа по сюжетной картинке)

Конструирование возможных реплик в диалоге, содержащих просьбу.

Тренировочные упражнения в произнесении просьб с соответствующей интонацией.

Моделирование диалогов обращения за помощью при сборах на прогулку.

Ролевые игры по теме («Кукла одевается на прогулку» и др.)

Составление рассказа по теме (с опорой на сюжетную картинку, серию картин или символический план)

20.01

18

Зимняя прогулка.

Моделирование диалогов обращения за помощью при сборах на прогулку. Ролевые игры по теме.

1

27.01

19

«Надо, надо умываться…»

Введение в тему. Знакомство со стихотворением Чайковского «Мойдодыр». Работа с картинками.

1





с.70-71

Выполнение простых и составных инструкций учителя. Словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосителе. Соотнесение речи и изображения. Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудионосителя. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.

Ведение в тему (беседа с опорой на сюжетную картинку)

Знакомство со стихотворением К. Чуковского «Мойдодыр». Работа с серий картин к стихотворению. Разучивание фрагментов стихотворения.

Составление предложений по теме ситуации (просьба в утвердительной и вопросительной формах)

Конструирование возможных диалогов, содержащих просьбу.

Моделирование диалогов.

Ролевые игры по теме с использованием игрушек, как героев ситуации

Коллективное составление рассказа по теме «Утро школьника» (игра «Кто знает, пусть продолжит»)

03.02

20

«Надо, надо умываться…»

Составление предложений по теме. Моделирование диалогов. Ролевые игры. Составление рассказа.

1

17.02

21

Помощники.

Введение в тему. Работа по сюжетной картинке. Знакомство со стихотворением А. Барто «Помощница»

1






с. 74-75


Выполнение простых и составных инструкций учителя. Словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосителе. Соотнесение речи и изображения. Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудионосителя. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.

Ведение в тему (беседа с опорой на сюжетную картинку)

Знакомство со стихотворением А. Барто «Помощница». Работа с серий картин к стихотворению. Разучивание.

Составление предложений по теме ситуации (просьба, предложение в утвердительной и вопросительной формах)

Конструирование возможных диалогов, содержащих просьбу и/или распределение обязанностей.

Моделирование диалогов.

Ролевые игры по теме («Дежурство в классе» и др.)

Коллективное составление рассказа по теме «День школьника» (игра «Кто знает, пусть продолжит»)

02.03

22

Помощники.

Составление предложений по теме. Моделирование диалогов. Ролевые игры по теме.

1

16.03

23

«Петушок и бобовое зернышко»

Введение в тему ситуации. Знакомство со сказкой.

1



-

Выполнение простых и составных инструкций учителя. Словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосителе. Соотнесение речи и изображения. Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудионосителя. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.

Введение в тему ситуации (работа с иллюстрацией, отгадывание загадки)

Знакомство со сказкой (устное рассказывание учителем с опорой на иллюстрации)

Закрепление содержания сказки (выборочный пересказ с опорой на иллюстрации (серия картин, разрезные картинки), драматизация фрагментов сказки, коллективное рассказывание сказки, прослушивание сказки в аудиозаписи, просмотр мультипликационного фильма)

Инсценирование сказки

Обобщающая беседа.

06.04

24

«Петушок и бобовое зернышко»

Закрепление содержания сказки, пересказ по сюжетным картинкам. Прослушивание сказки.

1


25

Весенние праздники.

Введение в ситуацию, беседа с порой на сюжетную картинку. Составление поздравлений.

1



с. 75-76

Выполнение простых и составных инструкций учителя. Словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосителе. Соотнесение речи и изображения. Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудионосителя. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.

Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию, дополнение деталей ситуации по вопросам учителя, выбор предложения, наиболее подходящего к содержанию картинки, из двух, произнесенных учителем)

Составление поздравлений. Тренировочные упражнения в произнесении поздравлений с различной интонацией в зависимости от адресата

Конструирование диалогов поздравления и ответной реплики, моделирование и проигрывание диалогов

Создание видеопоздравления

13.04

26

Весенние праздники.

Конструирование диалогов поздравления и ответной реплики.

1


27

Спокойной ночи!

Введение в тему, беседа с опорой на сюжетную картинку. Знакомство со сказкой С. Маршака «Сказка о глупом мышонке».

1



с. 82

Выполнение простых и составных инструкций учителя. Словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосителе. Соотнесение речи и изображения. Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудионосителя. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.

Ведение в тему (беседа с опорой на сюжетную картинку, дополнение картинки)

Разучивание чистоговорки

Знакомство со сказкой С. Маршака «Сказка о глупом мышонке». Работа с серий картин к сказке.

Знакомство с этикетными формами пожеланий перед сном. Тренировочные упражнения в произнесении пожеланий перед сном спокойным голосом, с ласковой интонацией.

Разучивание колыбельной.

Моделирование диалогов по теме ситуации.

Ролевые игры по теме

Составление рассказов «Как я ложусь спать» (по образцу, данному учителем, с опорой на символический или картинный план)

20.04

28

Спокойной ночи!

Знакомство с этикетными формами пожеланий перед сном.

1


29

Доброе утро!

Введение в тему, беседа с опорой на сюжетную картинку. Знакомство с этикетными формами утренних приветствий и пожеланий.

1


с. 90

Выполнение простых и составных инструкций учителя. Словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосителе. Соотнесение речи и изображения. Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудионосителя. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.

Ведение в тему (беседа с опорой на сюжетную картинку, дополнение картинки)

Разучивание чистоговорки

Знакомство с этикетными формами утренних приветствий и пожеланий. Тренировочные упражнения в произнесении этикетных форм с различной интонацией: ласково, бодро и т.д.

Моделирование диалогов по теме ситуации.

Ролевые игры по теме

Беседа на тему «Как начинается твоё утро?»

Составление коротких рассказов из личного опыта

27.04

30

Доброе утро!

Моделирование диалогов по теме. Составление рассказов.

1


31

День Победы!

Введение в ситуацию беседа с опорой на иллюстрацию. Беседа «День победы!»

1


Выполнение простых и составных инструкций учителя. Словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосителе. Соотнесение речи и изображения. Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудионосителя. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.

Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию, дополнение деталей ситуации по вопросам учителя, выбор предложения, наиболее подходящего к содержанию картинки, из двух, произнесенных учителем)

Составление поздравлений. Тренировочные упражнения в произнесении поздравлений с торжественной интонацией

Конструирование диалогов поздравления и ответной реплики, моделирование и проигрывание диалогов

Создание видеопоздравления

18.05

32

День Победы!

Составление поздравлений.

Конструирование диалогов поздравления и ответной реплики, моделирование и проигрывание диалогов.

1


33

Повторение пройденного за год

1


Выполнение простых и составных инструкций учителя. Словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосителе. Соотнесение речи и изображения. Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудионосителя. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.

Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата

(взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.

Формулы «Поздравляю с…», «Поздравляю с праздником…» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству. Пожелание близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе…», «Желаю Вам…», «Я хочу пожелать….». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона. Поздравительные открытки. Формулы, сопровождающие вручен6ие подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе (Вам)…»и др. этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.














Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.