Рабочая программа по учебному предмету речевая практика 1 класс АООП Вариант 1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного курса «Речевая практика» составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы обучения для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Цель: развитие речевой коммуникации учащихся с интеллектуальной недостаточностью как способности использовать вербальные и невербальные средства для общения с окружающими людьми в различных ситуациях.
Задачи:
- учить школьников понимать и четко выполнять речевые инструкции, взаимодействовать друг с другом в ходе выполнения заданий, обращаться друг к другу и адекватно отвечать на вопрос или просьбу,
- развивать интонационную выразительность речи детей, совершенствовать их лексику, грамматический строй речи, формировать простейшие умения в части построения связного монологического высказывания.
Общая характеристика учебного предмета
На каждом году обучения программа курса «Речевая практика» включает в себя основные подразделы, содержание которых постепенно расширяется и усложняется.
Подраздел «Аудирование и понимание речи» направлен на развитие у детей способности воспринимать и понимать обращенную к ним речь. Умение слушать является межпредметным умением, уровень сформированности которого определяет эффективность усвоения той информации, которая заложена в устном высказывании. Воспитание этого умения влияет на выразительность речи учащихся, развивает внимательное отношение к слову, а в дальнейшем способствует правильному восприятию и лучшему пониманию информации по любому учебному предмету.
Материал, включенный в подраздел «Аудирование и понимание речи», реализуется на каждом уроке речевой практики в виде самостоятельных тренировочных упражнений (в т.ч. артикуляционной гимнастики) или сопровождает задания других подразделов. Например: выбор названной учителем картинки из двух данных (мишка – миска); выбор картинки по ее описанию; выполнение практических заданий по словесной инструкции, слушание и понимание текста, читаемого учителем и т.д.
Подраздел «Дикция и выразительность речи» ориентирует учителя на выработку у школьников четкости произносительной стороны говорения, его эмоциональной выразительности. Выбор формы и содержания упражнений определяется темой урока и задачами данного этапа в его структуре.
Подразделы «Базовые формулы речевого общения» и темы речевых ситуаций» являются ведущими с точки зрения организации работы по развитию собственно устной разговорной речи. В содержание подразделов включен перечень базовых формул речевого этикета, над формированием которых осуществляется работа в 1 классе, а также темы речевых ситуаций, связанных с учебной жизнью и бытом детей. Учащиеся под руководством учителя «проигрывают» обозначенные ситуации, моделируя таким образом различные варианты речевого поведения в типичных сферах коммуникации людей.
Недостаточность жизненного опыта, бедность и несовершенство речевых умений учащихся определяет необходимость тщательной и организованной их подготовки к участию в ролевой игре по теме ситуации. В процессе подготовки уточняется и обогащается словарь, отрабатываются структурные варианты предложений. К связному высказыванию дети готовятся всей предшествующей работой. В их речевом арсенале накапливается достаточный объем словаря по теме, разные модели предложений, отдельные фрагменты речи (микротемы), являющиеся частью целого связного высказывания. Продуцирование учащимися связного высказывания опирается на наглядные средства в виде мелового рисунка на доске, картинно-символического плана к каждому предложению текста, картинного плана к отдельным микротемам и т.д.
В речевом общении формируются и проявляются личностные качества ребенка: умение правильно оценивать себя в речевой ситуации,
Урок речевой практики строится на основе темы, выбранной для создания речевой ситуации, в связи с которой из каждого подраздела отбираются и реализуются в пределах урока программные направления.
Речевой материал, подготовленный учителем, должен подчиняться единой теме, определяемой заданной ситуацией. В выполняемых учениками упражнениях последовательно отрабатываются отдельные речевые задания, которые затем реализуются детьми в речевых ситуациях.
Учитывая низкий уровень речевого развития, характерный для детей с интеллектуальной недостаточностью, начинающих обучение в дополнительном классе, в рамках работы над всеми речевыми ситуациями следует уделять пристальное внимание таким видам работы, как называние детьми предметов и действий с ними, характеристика предметов по цвету, величине, форме (по теме ситуации, совместно с учителем). Составление предложений с отработанной лексикой по вопросам и с помощью учителя, с опорой на картинно-символическую схему.
Собственно ролевая игра по теме должна быть подготовлена в том числе за счет организации рассматривания атрибутов игре, разыгрывания мини-диалогов (учитель спрашивает, ученик отвечает) (Какой шар? – Большой. А этот шар? - Маленький.; Какая мышка? – Серая. А лягушка? – Зеленая»). Важно, чтобы учитель, являясь участником речевой ситуации, неформально стимулировал школьников к использованию новых слов, предложений в ролевой игре по теме ситуации.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Речевая практика» входит в предметную область «Язык и речевая практика» и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В соответствии с годовым учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) курс речевой практики в 1 классе рассчитан на 33 часа. (33 учебные недели).
Количество часов в неделю, отводимых на уроки речевой практики в 1 классе, определено недельным учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и составляет 1 час в неделю.
Личностные и предметные результаты освоения предмета
Личностные результаты:
1) самостоятельное перемещение доступными маршрутами в школьном здании (в туалет, в столовую, в кабинеты специалистов, педагогов дополнительного образования и т.п.);
3) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (в рамках предметных результатов 1 года обучения – умение доброжелательно вести себя в диалоге, отвечать на вопросы собеседника и т.д. в соответствии с предусмотренными предметными результатами);
4) проявление интереса к осмыслению социального окружения, своего места в нем, практическое понимание своих социальных ролей – сын (дочь), воспитанник, ученик, одноклассник и т.д.), отражение в повседневном общении принятия соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
6) положительное отношение к сотрудничеству с взрослыми и сверстниками в ситуациях общения, предусмотренных программой, и повседневном школьном общении;
7) проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей с использованием полученных на уроках знаний и умений (интонационных, жестово-мимических умений, использование этикетных речевых оборотов в повседневной жизни);
8) положительное отношение к безопасному, здоровому образу жизни, проявление интереса к творческому труду, бережное отношение к материальным ценностям, результатам своего труда и труда окружающих.
Планируемые предметные результаты предусматривают овладение обучающимися практическими коммуникативными и речевыми умениями и представлены дифференцированно по двум уровням: минимальному и достаточному. Минимальный уровень освоения АООП в предметной области «Язык и речевая практика» является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, как особо указывается в АООП (вариант 1), отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы.
Достаточный уровень:
выполнять задания по словесной инструкции;
называть предметы и действия, соотносить их с соответствующими картинками;
внятно выражать просьбы, употреблять «вежливые» слова;
соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании;
уметь сообщить свое имя и фамилию, имена и отчества учителей, воспитателей, имена ближайших родственников, адрес дома;
уметь рассказать, как можно дойти или доехать до школы;
слушать небольшую сказку или рассказ, отвечать на вопросы, опираясь на наглядные средства.
Минимальный уровень:
выполнять элементарные задания по словесной инструкции учителя;
называть предметы и соотносить их с соответствующими картинками;
употреблять «вежливые» слова при обращении к другим людям;
правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании;
знать имя и фамилию, имя и отчество учителя, воспитателя, имена ближайших родственников и товарищей по классу;
слушать небольшую сказку или рассказ, соотносить картинки с их содержанием.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Аудирование и понимание речи
Выполнение двухчленных инструкций по заданию учителя: сядь за парту и достань книгу, возьми тетради на столе и раздай их, возьми вазу и поставь в нее цветы и т.д.
Слушание, запоминание и отчетливое воспроизведение ряда слоговых комплексов (2-3 слога), близких по звучанию и данных в рифмованной форме: жа-жа-жа – есть иголки у ежа; ша-ша-ша – мама моет малыша; тра-тра-тра – мы проспали до утра; тру-тру-тру – со скамейки пыль сотру.
Выбор из двух близких по содержанию картин той, которая соответствует услышанному предложению: Шура вытирал пыль. - Шура вытирала пыль; Лена поднималась на горку. - Лена спускалась с горки.
Слушание сказок и рассказов в устном изложении учителя, выбор учащимися картинок по мере изложения текста.
Дикция и выразительность речи
Игры и упражнения на подвижность и четкость движений органов артикуляционного аппарата. Заучивание чистоговорок с голоса учителя, отчетливое и выразительное их произнесение.
Упражнения на развитие речевого дыхания. Пение слоговых цепочек на знакомые мотивы детских песен. Перечисление предметов (2 – 3) на одном выдохе с указанием на эти предметы. Произнесение небольших стихотворений в сопровождении движений.
Различение громкой и тихой речи в игре, в специально созданной учителем ситуации. Выбор и использование правильной силы голоса в индивидуальных и хоровых упражнениях.
Быстрое и медленное произнесение ряда звуков, слогов и слов. Упражнения в изменении темпа речи в соответствии с заданной ситуацией, типа: бабушка медленно спрашивает: Ты…куда…идешь,… внучка? Внучка быстро отвечает: Я бегу к подружке.
Разучивание детских стихотворений, мини-диалогов с последующим их воспроизведением в ролевых играх.
Вопросительная и восклицательная интонация в стихотворениях, разучиваемых с голоса учителя (по подражанию). Практическое использование вопросительной и восклицательной интонации в речевых ситуациях (самостоятельно или с помощью учителя).
Выражение лица: веселое, сердитое, грустное, удивленное. Соотнесение соответствующего выражения лица с символическим рисунком. Мимическая реакция на речь учителя, детей, в ситуациях с заданным содержанием.
Базовые формулы речевого общения
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.).
Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы «Это …», «Познакомься пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.
Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений.
Приглашение, предложение. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе …», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)».«Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).
Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.
Темы речевых ситуаций
«Я – дома»: «Готовимся к празднику», «Новогодние чудеса», «Надо, надо умываться….», «Помощники», «Спокойной ночи!», «Доброе утро!» . «Весенние праздники»
«Я и мои товарищи»: «Знакомство во дворе», «Теремок», «В магазине игрушек», «Заячья избушка», «Петушок и бобовое зернышко»
«Я за порогом дома»: «Давайте познакомимся!», «Знакомство в гостях», «Покупка школьных принадлежностей», «Зимняя прогулка», «День Победы»
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№п/п | Тема/РАЗДЕЛ | Количество часов |
1 | Знакомство… (во дворе, в гостях…) | 8 |
2 | В магазине… | 4 |
3 | Готовимся к празднику | 4 |
4 | Зимняя прогулка | 3 |
5 | Надо, надо умываться… | 2 |
6 | Помощники | 2 |
7 | Петушок и бобовое зернышко | 2 |
8 | Весенние праздники | 2 |
9 | Спокойной ночи… | 2 |
10 | Доброе утро! | 2 |
11 | День победы | 2 |
| ИТОГО | 33 |
Учебно – методическое обеспечение
В состав учебно – методического комплекса «Речевая практика» для 1 класса входят:
1. Комарова С.В. Первый класс. Примерная рабочая программа для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
2. Комарова С.В. «Методические рекомендации к урокам «Речевая практика». Пособие для учителя.
3. Учебник: Речевая практика, 1 класс, С.В. Комарова, Москва, «Просвещение», 2017 г
Материально – техническое обеспечение
1. персональный компьютер (ноутбук), проектор (сенсорная доска).
2. раздаточный дидактический материал (игрушки, атрибуты для сюжетных игр);
3. наборы предметных и сюжетных картинок;
4. книги (сказки).
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Страницы в учебнике | Характеристика основных видов деятельности ученика | Содержание курса | Дата проведения |
1 | Давайте знакомиться! Знакомство. Приветствие, беседа. Ответы на вопросы по картинкам. Инструктаж по технике безопасности во время уроков. | 1 | с. 7- 9 | Выполнение простых и составных инструкций учителя. Словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосителе. Соотнесение речи и изображения. Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудионосителя. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении. | Знакомство, приветствие (беседа, игры «Наши имена», «Приветствие», хоровод) Ведение в ситуацию (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций, выбор картинки, соответствующей предложению, повторение предложений за учителем, составление предложений, ответы на вопросы) Знакомство с основными правилами поведения в диалоге, при знакомстве: собеседники приветливо смотрят друг на друга, первым представляется старший (тренировочные упражнения в изображении доброжелательного выражения лица с использованием зеркал, игра «Подари улыбку», конструирование диалогов на основе иллюстраций, моделирование диалогов учитель-ученик) Закрепление полученных знаний (экскурсии в школьные кабинеты с целью знакомства с учителями, моделирование диалогов, в т.ч. с использованием игрушек, как героев ситуации) Обобщающая беседа. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут», «Меня зовут….., а тебя?». Формулы «Это…», «Познакомься пожалуйста, это…..». ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!») | 02.09 |
2 | Давайте знакомиться! Знакомство с основными правилами поведения в диалоге. Экскурсия в школьные кабинеты. | 1 | 09.09 | |||
3 | Знакомство во дворе. Беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы, работа с иллюстрацией. | 1 | с. 12-17 | Выполнение простых и составных инструкций учителя. Словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосителе. Соотнесение речи и изображения. Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудионосителя. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении. | Ведение в ситуацию (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций, выбор картинки, соответствующей предложению, повторение предложений за учителем, составление предложений, ответы на вопросы, работа с условно-графическими изображениями) Разучивание чистоговорки Закрепление правил поведения при знакомстве (конструирование диалогов по серии картин, ролевые игры по теме ситуации, в т.ч. с использованием игрушек как героев ситуации) Составление рассказа по теме ситуации (игра «Дополни предложение») Обобщающая беседа. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут», «Меня зовут….., а тебя?». Формулы «Это…», «Познакомься пожалуйста, это…..». ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!») «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и т.д.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетя, дядя, девушка, мужчина и т.д.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения (Скажите, пожалуйста….). обращение в письме, в поздравительной открытке. | 16.09 |
4 | Знакомство во дворе. Разучивание чистоговорки. Закрепление правил поведения при знакомстве. Составление рассказа. | 1 | 23.09 | |||
5 | Теремок. Работа с иллюстрациями. Отгадывание загадок. Разучивание чистоговорки. Знакомство со сказкой «Теремок» | 1 | с. 28-31 | Выполнение простых и составных инструкций учителя. Словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосителе. Соотнесение речи и изображения. Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудионосителя. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении. | Введение в тему ситуации (работа с иллюстрацией, отгадывание загадки) Разучивание чистоговорки Знакомство со сказкой (устное рассказывание учителем с опорой на иллюстрации) Закрепление содержания сказки (выборочный пересказ с опорой на иллюстрации (серия картин, разрезные картинки), драматизация фрагментов сказки, ролевая игра-хоровод по сюжету сказки, коллективное рассказывание сказки, прослушивание сказки в аудиозаписи, просмотр мультипликационного фильма) Инсценирование сказки Обобщающая беседа. Оценивание проделанной своей работы и работы коллектива в целом. | 30.09 |
6 | Теремок. Закрепление содержания сказки. Инсценирование сказки. Обобщающая беседа. | 1 | 07.10 | |||
7 | Знакомство в гостях. Беседа с привлечением личного опыта. Ответы на вопросы. Правила этикета при знакомстве в гостях. | 1 | с. 34-39 | Выполнение простых и составных инструкций учителя. Словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосителе. Соотнесение речи и изображения. Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудионосителя. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении. | Ведение в ситуацию (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций, составление предложений, работа с условно-графическими изображениями) Сообщение правил этикета при знакомстве со взрослым в гостях (рассказ учителя, тренировочные упражнения в использовании этикетных фраз и жестов, конструирование диалогов, моделирование диалогов учитель – ученик, ученик – ученик, проигрывание диалогов с использованием игрушек как героев ситуации) Ролевые игры по теме ситуации («Кукла встречает гостей и др.) Коллективное составление рассказа с опорой на иллюстрации и условно-графические схемы предложений Беседа с привлечением личного опыта «Как я ходил в гости» Составление рассказов из личного опыта по теме ситуации с опорой на символический план. Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку. Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока». Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего», и др. Просьбы при прощании «Приходи (те) еще», «Заходи (те)», «Звони (те)». | 14.10 |
8 | Знакомство в гостях. Ролевые игры. Составление рассказов. | 1 | 21.10 | |||
9 | Покупка школьных принадлежностей. Уточнение и закрепление словарного запаса по теме. Разучивание скороговорки. | 1 | с. 42-45 | Выполнение простых и составных инструкций учителя. Словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосителе. Соотнесение речи и изображения. Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудионосителя. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении. | Уточнение и обогащение словарного запаса по теме ситуации (называние предметных картинок, подбор прилагательных, составление словосочетаний, предложений, игры «Ещё какой (ая)?», «Подбери пару», «Отгадай мою покупку», работа с условно-графическими изображениями) Разучивание чистоговорки Знакомство с правилами поведения в магазине (беседа с элементами рассказа) Закрепление полученных знаний (конструирование возможных диалогов в магазине с опорой на иллюстрации, моделирование диалогов) Ролевые игры по теме ситуации («Магазин «Школьник») Составление рассказов из личного опыта по теме ситуации с опорой на символический план. | 11.11 |
10 | Покупка школьных принадлежностей. Знакомство с правилами поведения в магазине. Ролевые игры по теме. | 1 | 18.11 | |||
11 | В магазине игрушек. Уточнение и обогащение словарного запаса по теме. Беседа на основе личного опыта, по картинке. | 1 | с. 48-51 | Выполнение простых и составных инструкций учителя. Словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосителе. Соотнесение речи и изображения. Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудионосителя. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении. | Уточнение и обогащение словарного запаса по теме ситуации (составление и называние разрезных картинок, подбор прилагательных, составление словосочетаний, предложений, игры «Ещё какой (ая)?», «Отгадай мою игрушку», работа с условно-графическими изображениями) Разучивание стихотворения А. Барто «Я люблю свою лошадку» Введение в ситуацию (беседа на основе личного опыта, с опорой на иллюстрации, в т.ч. дополнение иллюстрации) Перенос полученных знаний о правилах поведения в магазине в новую ситуацию (конструирование возможных диалогов в магазине при покупке игрушек с опорой на иллюстрации, моделирование диалогов, проигрывание диалогов) Ролевые игры по теме ситуации («Магазин «Игрушки», «Ночью в магазине «Игрушки») Беседа «Моя любимая игрушка» с привлечением личного опыта учащихся Составление рассказов из личного опыта по теме ситуации с опорой на символический план. Формулы «Пожалуйста,…», «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите …», «Можно мне….», «Можно я ….». мотивирование отказа. Формулы «Извините, но ….» и др. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». | 25.11 |
12 | В магазине игрушек. Правила поведения в магазине. Ролевые игры по ситуации. Составление рассказов. | 1 | 02.12 | |||
13 | Готовимся к празднику. Введение в ситуацию. Составление предложений, рассказов по картинке. Знакомство с Дедом Морозом. | 1 | с. 54-57 | Выполнение простых и составных инструкций учителя. Словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосителе. Соотнесение речи и изображения. Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудионосителя. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении. | Введение в ситуацию (беседа, рассказ учителя с опорой на иллюстрацию) Перенос полученных знаний о правилах поведения при знакомстве в условия новой ситуации: проигрывание ситуации знакомства с Дедом Морозом. Составление приглашений на новогодний праздник. Моделирование возможных диалогов при приглашении на праздник. Разучивание стихотворений новогодней тематики. Слушание и разучивание песенки «В лесу родилась ёлочка..» (сл. Р. Кудшовой, муз. Л. Бекмана), пение логовых цепочек на мотив песенки. Беседа с привлечением личного опыта «Что я подарю на новогодний праздник?» Формулы «Поздравляю с…», «Поздравляю с праздником…» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству. Пожелание близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе…», «Желаю Вам…», «Я хочу пожелать….». неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона. Поздравительные открытки. | 09.12 |
14 | Готовимся к празднику. Разучивание стихотворений новогодней тематики. Слушание и разучивание песенки. | 1 | 16.12 | |||
15 | Новогодние чудеса. Введение в ситуацию. Беседа с опорой на иллюстрацию. Конструирование диалогов поздравления. | 1 | с. 60-63 | Выполнение простых и составных инструкций учителя. Словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосителе. Соотнесение речи и изображения. Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудионосителя. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении. | Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию, дополнение деталей ситуации по вопросам учителя, выбор предложения, наиболее подходящего к содержанию картинки, из двух, произнесенных учителем) Перенос полученных знаний о правилах поведения при знакомстве в условия новой ситуации: проигрывание ситуации знакомства на карнавале Разучивание чистоговорки Составление новогодних поздравлений. Тренировочные упражнения в произнесении поздравлений с торжественной интонацией Конструирование диалогов поздравления и ответной реплики, моделирование и проигрывание диалогов Беседа с привлечением личного опыта «Что мне запомнилось на новогоднем празднике?» Составление рассказа по теме ситуации (составление предложений о новогоднем празднике с последующим использованием для коллективного рассказа). Формулы «Поздравляю с…», «Поздравляю с праздником…» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству. Пожелание близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе…», «Желаю Вам…», «Я хочу пожелать….». неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона. Поздравительные открытки. Формулы, сопровождающие вручен6ие подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе (Вам)…»и др. этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки. | 23.12 |
16 | Новогодние чудеса. Составление рассказа по теме ситуации. Составление предложений о новогоднем празднике. | 1 | 13.01 | |||
17 | Зимняя прогулка. Введение в тему. Беседа по предметным картинкам. Тренировочные упражнения в произнесении просьб. | 1 | с. 66-69 | Выполнение простых и составных инструкций учителя. Словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосителе. Соотнесение речи и изображения. Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудионосителя. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении. | Ведение в тему (беседа, называние предметных картинок с изображениями зимней одежды и обуви) Разучивание чистоговорки Введение в ситуацию: просьба о помощи (беседа по сюжетной картинке) Конструирование возможных реплик в диалоге, содержащих просьбу. Тренировочные упражнения в произнесении просьб с соответствующей интонацией. Моделирование диалогов обращения за помощью при сборах на прогулку. Ролевые игры по теме («Кукла одевается на прогулку» и др.) Составление рассказа по теме (с опорой на сюжетную картинку, серию картин или символический план) | 20.01 |
18 | Зимняя прогулка. Моделирование диалогов обращения за помощью при сборах на прогулку. Ролевые игры по теме. | 1 | 27.01 | |||
19 | «Надо, надо умываться…» Введение в тему. Знакомство со стихотворением Чайковского «Мойдодыр». Работа с картинками. | 1 | с.70-71 | Выполнение простых и составных инструкций учителя. Словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосителе. Соотнесение речи и изображения. Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудионосителя. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении. | Ведение в тему (беседа с опорой на сюжетную картинку) Знакомство со стихотворением К. Чуковского «Мойдодыр». Работа с серий картин к стихотворению. Разучивание фрагментов стихотворения. Составление предложений по теме ситуации (просьба в утвердительной и вопросительной формах) Конструирование возможных диалогов, содержащих просьбу. Моделирование диалогов. Ролевые игры по теме с использованием игрушек, как героев ситуации Коллективное составление рассказа по теме «Утро школьника» (игра «Кто знает, пусть продолжит») | 03.02 |
20 | «Надо, надо умываться…» Составление предложений по теме. Моделирование диалогов. Ролевые игры. Составление рассказа. | 1 | 17.02 | |||
21 | Помощники. Введение в тему. Работа по сюжетной картинке. Знакомство со стихотворением А. Барто «Помощница» | 1 | с. 74-75 | Выполнение простых и составных инструкций учителя. Словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосителе. Соотнесение речи и изображения. Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудионосителя. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении. | Ведение в тему (беседа с опорой на сюжетную картинку) Знакомство со стихотворением А. Барто «Помощница». Работа с серий картин к стихотворению. Разучивание. Составление предложений по теме ситуации (просьба, предложение в утвердительной и вопросительной формах) Конструирование возможных диалогов, содержащих просьбу и/или распределение обязанностей. Моделирование диалогов. Ролевые игры по теме («Дежурство в классе» и др.) Коллективное составление рассказа по теме «День школьника» (игра «Кто знает, пусть продолжит») | 02.03 |
22 | Помощники. Составление предложений по теме. Моделирование диалогов. Ролевые игры по теме. | 1 | 16.03 | |||
23 | «Петушок и бобовое зернышко» Введение в тему ситуации. Знакомство со сказкой. | 1 | - | Выполнение простых и составных инструкций учителя. Словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосителе. Соотнесение речи и изображения. Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудионосителя. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении. | Введение в тему ситуации (работа с иллюстрацией, отгадывание загадки) Знакомство со сказкой (устное рассказывание учителем с опорой на иллюстрации) Закрепление содержания сказки (выборочный пересказ с опорой на иллюстрации (серия картин, разрезные картинки), драматизация фрагментов сказки, коллективное рассказывание сказки, прослушивание сказки в аудиозаписи, просмотр мультипликационного фильма) Инсценирование сказки Обобщающая беседа. | 06.04 |
24 | «Петушок и бобовое зернышко» Закрепление содержания сказки, пересказ по сюжетным картинкам. Прослушивание сказки. | 1 | | |||
25 | Весенние праздники. Введение в ситуацию, беседа с порой на сюжетную картинку. Составление поздравлений. | 1 | с. 75-76 | Выполнение простых и составных инструкций учителя. Словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосителе. Соотнесение речи и изображения. Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудионосителя. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении. | Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию, дополнение деталей ситуации по вопросам учителя, выбор предложения, наиболее подходящего к содержанию картинки, из двух, произнесенных учителем) Составление поздравлений. Тренировочные упражнения в произнесении поздравлений с различной интонацией в зависимости от адресата Конструирование диалогов поздравления и ответной реплики, моделирование и проигрывание диалогов Создание видеопоздравления | 13.04 |
26 | Весенние праздники. Конструирование диалогов поздравления и ответной реплики. | 1 | | |||
27 | Спокойной ночи! Введение в тему, беседа с опорой на сюжетную картинку. Знакомство со сказкой С. Маршака «Сказка о глупом мышонке». | 1 | с. 82 | Выполнение простых и составных инструкций учителя. Словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосителе. Соотнесение речи и изображения. Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудионосителя. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении. | Ведение в тему (беседа с опорой на сюжетную картинку, дополнение картинки) Разучивание чистоговорки Знакомство со сказкой С. Маршака «Сказка о глупом мышонке». Работа с серий картин к сказке. Знакомство с этикетными формами пожеланий перед сном. Тренировочные упражнения в произнесении пожеланий перед сном спокойным голосом, с ласковой интонацией. Разучивание колыбельной. Моделирование диалогов по теме ситуации. Ролевые игры по теме Составление рассказов «Как я ложусь спать» (по образцу, данному учителем, с опорой на символический или картинный план) | 20.04 |
28 | Спокойной ночи! Знакомство с этикетными формами пожеланий перед сном. | 1 | | |||
29 | Доброе утро! Введение в тему, беседа с опорой на сюжетную картинку. Знакомство с этикетными формами утренних приветствий и пожеланий. | 1 | с. 90 | Выполнение простых и составных инструкций учителя. Словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосителе. Соотнесение речи и изображения. Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудионосителя. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении. | Ведение в тему (беседа с опорой на сюжетную картинку, дополнение картинки) Разучивание чистоговорки Знакомство с этикетными формами утренних приветствий и пожеланий. Тренировочные упражнения в произнесении этикетных форм с различной интонацией: ласково, бодро и т.д. Моделирование диалогов по теме ситуации. Ролевые игры по теме Беседа на тему «Как начинается твоё утро?» Составление коротких рассказов из личного опыта | 27.04 |
30 | Доброе утро! Моделирование диалогов по теме. Составление рассказов. | 1 | | |||
31 | День Победы! Введение в ситуацию беседа с опорой на иллюстрацию. Беседа «День победы!» | 1 | | Выполнение простых и составных инструкций учителя. Словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосителе. Соотнесение речи и изображения. Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудионосителя. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении. | Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию, дополнение деталей ситуации по вопросам учителя, выбор предложения, наиболее подходящего к содержанию картинки, из двух, произнесенных учителем) Составление поздравлений. Тренировочные упражнения в произнесении поздравлений с торжественной интонацией Конструирование диалогов поздравления и ответной реплики, моделирование и проигрывание диалогов Создание видеопоздравления | 18.05 |
32 | День Победы! Составление поздравлений. Конструирование диалогов поздравления и ответной реплики, моделирование и проигрывание диалогов. | 1 | | |||
33 | Повторение пройденного за год | 1 | | Выполнение простых и составных инструкций учителя. Словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосителе. Соотнесение речи и изображения. Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудионосителя. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении. | Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку. Формулы «Поздравляю с…», «Поздравляю с праздником…» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству. Пожелание близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе…», «Желаю Вам…», «Я хочу пожелать….». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона. Поздравительные открытки. Формулы, сопровождающие вручен6ие подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе (Вам)…»и др. этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки. | |