Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» для 1 класса (1 вариант)

5
0
Материал опубликован 28 June 2022 в группе

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ


«ЗЫКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»




«РАССМОТРЕНО»              «СОГЛАСОВАНО»                   «УТВЕРЖДАЮ»

на заседании МО               Зам. директора по УВР          Директор школы

Руководитель                    ________ / Э.О. Плодухина    __________/ Е.В.Агапова

_______/ Е.Г.Ухтинская    «__» _______ 2020 года         Приказ по школе № _____

Протокол № __ от                                                           от «___» ______2020 г.

«___» _______2020 года









АДАПТИРОВАННАЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по речевой практике

для 1 класса

вариант Ι

на 2020-2021 учебный год






Составитель программы:


                                                                                                      учитель Ухтинская Е.Г.











с. Зыково, 2020 г.

Адаптированная рабочая программа по речевой практике для обучающейся 1 класса с легкой умственной отсталостью составлена на основе следующих нормативных документов:

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государтвеннного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями на 29 июня 2011 г.)

Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школы

Рабочая программа ориентирована на учебник Комаровой С.В. «Речевая практика» 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы (вариант 1).

Рабочая программа реализуется в классе совместно с другими обучающимися. В основу разработки данной рабочей программы заложены дифференцированный и деятельностный подходы.

Цель программы по предмету «Речевая практика» – развитие речевой коммуникации для учащихся первого класса как способности использовать вербальные и невербальные средства для осуществления общения с окружающими людьми в различных ситуациях. Рабочая программа по предмету «Речевая практика» решает следующие задачи:

способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся;

корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;

формировать выразительную сторону речи;

учить строить устные связные высказывания;

воспитывать культуру речевого общения.


Планируемые результаты освоения учебного предмета

«Речевая практика»

Личностные результаты

Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

Понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;

Предметные результаты

Учащиеся должны уметь:

Выполнять задания словесной инструкции,

Различать громкую и шепотную речь, менять темп речи, использовать вопросительную интонацию в отработанных речевых ситуациях.

Называть предметы и действия, соотносить их с картинками,

Внятно выражать просьбы, употреблять «вежливые слова»,

Соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании,

Сообщать свое имя, фамилию, имена родственников, имена и отчества учителей и воспитателей,

Называть свою улицу,

Участвовать в ролевых играх,

Слушать сказку или рассказ и уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстрационный материал.


Базовые учебные действия

Коммуникативные учебные действия

Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:

всту­пать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–уче­ник, ученик–класс, учитель−класс);

использовать принятые ритуалы со­ци­аль­ного взаимодействия с одноклассниками и учителем;

обращаться за по­мо­щью и при­нимать помощь;

слушать и понимать инструкцию к учебному за­да­нию в разных видах деятельности и быту;

сотрудничать с взрослыми и све­рстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, со­переживать, кон­с­т­ру­к­ти­в­но взаимодействовать с людьми;

договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Регулятивные учебные действия:

Регулятивные учебные действия включают следующие умения:

адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

при­нимать цели и произвольно включаться в деятельность, сле­до­вать предложенному плану и работать в общем темпе;

активно уча­с­т­во­вать в де­ятельности, контролировать и оценивать свои дей­с­т­вия и действия од­но­к­ла­с­сников;

соотносить свои действия и их результаты с заданными об­ра­з­ца­ми, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных кри­териев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные учебные действия:

К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:

выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых пред­метов;

устанавливать видо-родовые отношения предметов;

делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

читать; писать; выполнять арифметические действия;

наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;

работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).


Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному предмету «Речевая практика»:

Минимальный уровень:

выполнять по словесной инструкции учителя действия, повторяющиеся каждый день;

называть предметы и соотносить их с картинками;

восприятие на слух небольших по объёму и доступных по содержанию сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;

участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;

употреблять «вежливые» слова при обращении к другим людям;

правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании;

сообщать своё имя и фамилию, имена и отчества учителей, воспитателей, имена ближайших родственников.

Достаточный уровень:

выполнять задания по словесной инструкции;

называть предметы и действия, соотносить их с картинками;

восприятие на слух небольших по объёму и доступных по содержанию сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию;

активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;

внятно выражать просьбы, употреблять «вежливые» слова;

соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании;

сообщать своё имя и фамилию, имена и отчества учителей, воспитателей, имена ближайших родственников.


Промежуточная аттестация по учебному предмету проводится в конце учебного года в форме проверочной работы.


Содержание учебного предмета


На каждом году обучения программа курса «Речевая практика» включает в себя основные подразделы, содержание которых постепенно расширяется и усложняется.


Аудирование и понимание речи

Выполнение двухчленных инструкций по заданию учителя: сядь за парту и достань книгу, возьми тетради на столе и раздай их, возьми вазу и поставь в нее цветы и т.д.

Слушание, запоминание и отчетливое воспроизведение ряда слоговых комплексов (2-3 слога), близких по звучанию и данных в рифмованной форме: жа-жа-жа – есть иголки у ежа; ша-ша-ша – мама моет малыша; тра-тра-тра – мы проспали до утра; тру-тру-тру – со скамейки пыль сотру.

Выбор из двух близких по содержанию картин той, которая соответствует услышанному предложению: Шура вытирал пыль. - Шура вытирала пыль; Лена поднималась на горку. - Лена спускалась с горки.

Слушание сказок и рассказов в устном изложении учителя, выбор учащимися картинок по мере изложения текста.


Дикция и выразительность речи

Игры и упражнения на подвижность и четкость движений органов артикуляционного аппарата. Заучивание чистоговорок с голоса учителя, отчетливое и выразительное их произнесение.

Упражнения на развитие речевого дыхания. Пение слоговых цепочек на знакомые мотивы детских песен. Перечисление предметов (2 – 3) на одном выдохе с указанием на эти предметы. Произнесение небольших стихотворений в сопровождении движений.

Различение громкой и тихой речи в игре, в специально созданной учителем ситуации. Выбор и использование правильной силы голоса в индивидуальных и хоровых упражнениях.

Быстрое и медленное произнесение ряда звуков, слогов и слов. Упражнения в изменении темпа речи в соответствии с заданной ситуацией, типа: бабушка медленно спрашивает: Ты…куда…идешь,… внучка? Внучка быстро отвечает: Я бегу к подружке.

Разучивание детских стихотворений, мини-диалогов с последующим их воспроизведением в ролевых играх.

Вопросительная и восклицательная интонация в стихотворениях, разучиваемых с голоса учителя (по подражанию). Практическое использование вопросительной и восклицательной интонации в речевых ситуациях (самостоятельно или с помощью учителя).

Выражение лица: веселое, сердитое, грустное, удивленное. Соотнесение соответствующего выражения лица с символическим рисунком. Мимическая реакция на речь учителя, детей, в ситуациях с заданным содержанием.


Базовые формулы речевого общения

Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.).

Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы «Это …», «Познакомься пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).

Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.

Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений.

Приглашение, предложение. Правила поведения в гостях.

Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.

Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе …», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.

Поздравительные открытки.

Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)».«Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).

Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.

Примерные темы речевых ситуаций

«Я – дома»: «Готовимся к празднику», «Новогодние чудеса», «Надо, надо умываться….», «Помощники», «Спокойной ночи!», «Доброе утро!» . «Весенние праздники»

«Я и мои товарищи»: «Знакомство во дворе», «Теремок», «В магазине игрушек», «Заячья избушка», «Петушок и бобовое зернышко»

«Я за порогом дома»: «Давайте познакомимся!», «Знакомство в гостях», «Покупка школьных принадлежностей», «Зимняя прогулка», «День Победы»



Календарно – тематическое планирование по речевой практике


п/п

Наименование раздела, темы

К -во часов

Дата проведения

по плану

факт

1

1 сентября. Школа.

1



2

Ученик.

1



3

Класс.

1



4

Дежурство по классу.

1



5

Урок и перемена

1



6

Режим школьника.

1



7

Школьные принадлежности.

1



8

Бережное отношение к учебникам.

1



9

Покупка школьных принадлежностей

1



10

Правила поведения в магазине школьных принадлежностей.

1



11

Экскурсия в магазин школьных принадлежностей

1



12

Права и обязанности современного школьника.

1



13

Знакомство во дворе.

1



14

Что такое вежливость.

1



15

Я и мои товарищи

1



16

Что такое дружба.

1



17

Мы идём во двор гулять.

1



18

Составление рассказа "Мои друзья во дворе".

1



19

Знакомство в гостях.

1



20

Правила этикета.

1



21

Правила поведения в гостях.

1



22

Приветствие гостей.

"Волшебные слова".

1



23

Составление рассказа «Как я ходил в гости».

1



24

Я принимаю гостей.

1



25

Готовимся к празднику«Новый год».

1



26

Новогодние традиции.

1



27

Приглашение гостей на Новый год.

1



28

Ёлочные игрушки.

1



29

Украшаем ёлку.

1



30

Новогодние поздравления.

1



31

Новый год в странах мира.

1



32

Новый год.

1



33

Новогодние чудеса.

1



34

Добрый Дедушка Мороз.

1



35

Поздравления и подарки.

1



36

В Новом году я обещаю...

1



37

Составление рассказа «Как я встретил Новый год».

1



38

Зимняя погода.

1



39

Зимняя одежда.

1



40

Зимняя обувь.

1



41

Зимняя прогулка.

1



42

Зимние виды спорта

1



43

Зимние развлечения

1



44

Составление рассказа "За что я люблю зиму".

1



45

Игрушки.

1



46

Игрушки народов мира.

1



47

Я люблю свою игрушку.

1



48

Правила поведения в магазине игрушек.

1



49

Магазин игрушек. Экскурсия.

1



50

Как вежливо просить о помощи.

1



51

Домашние дела.

1



52

Помощники.

1



53

Стихотворение А. Барто «Помощница».

1



54

Викторина "Помощники".

1



55

Рассказ « Как я помогаю дома».

1



56

Колыбельные песни.

1



57

Перед сном.

1



58

Постельные принадлежности.

1



59

Викторина "Сонное царство".

1



60

Гигиена перед сном.

1



61

Составление рассказа «Как я ложусь спать».

1



62

Утро вечера мудренее.

1



63

Доброе утро!

1



64

Режим дня школьника.

1



65

"Поделись улыбкою своей...".

1



66

Повторительно-обобщающий урок.

1





Учебно-методическое обеспечение



1. Учебно-методическое обеспечение:

- Комарова С.В. Первый класс. Примерная рабочая программа для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).

- Комарова С.В. «Методические рекомендации к урокам «Речевая практика». Пособие для учителя.

- Комарова С.В. «Речевая практика». Учебник

- Комарова С.В. «Речевая практика». Рабочая тетрадь

2. Технические средства:

- компьютер, персональный компьютер (ноутбук, планшет), проектор (сенсорная доска).

3. Учебно-практическое оборудование:

- раздаточный дидактический материал (игрушки, атрибуты для сюжетных игр);

- наборы предметных и сюжетных картинок;

- книги (сказки).
















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации