Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» для 1 класса (1 вариант)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЗЫКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
«РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
на заседании МО Зам. директора по УВР Директор школы
Руководитель ________ / Э.О. Плодухина __________/ Е.В.Агапова
_______/ Е.Г.Ухтинская «__» _______ 2020 года Приказ по школе № _____
Протокол № __ от от «___» ______2020 г.
«___» _______2020 года
АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по речевой практике
для 1 класса
вариант Ι
на 2020-2021 учебный год
Составитель программы:
учитель Ухтинская Е.Г.
с. Зыково, 2020 г.
Адаптированная рабочая программа по речевой практике для обучающейся 1 класса с легкой умственной отсталостью составлена на основе следующих нормативных документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями на 29 июня 2011 г.)
Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школы
Рабочая программа ориентирована на учебник Комаровой С.В. «Речевая практика» 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы (вариант 1).
Рабочая программа реализуется в классе совместно с другими обучающимися. В основу разработки данной рабочей программы заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Цель программы по предмету «Речевая практика» – развитие речевой коммуникации для учащихся первого класса как способности использовать вербальные и невербальные средства для осуществления общения с окружающими людьми в различных ситуациях. Рабочая программа по предмету «Речевая практика» решает следующие задачи:
• способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся;
• корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;
• формировать выразительную сторону речи;
• учить строить устные связные высказывания;
• воспитывать культуру речевого общения.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Речевая практика»
Личностные результаты
Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
Понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;
Предметные результаты
Учащиеся должны уметь:
Выполнять задания словесной инструкции,
Различать громкую и шепотную речь, менять темп речи, использовать вопросительную интонацию в отработанных речевых ситуациях.
Называть предметы и действия, соотносить их с картинками,
Внятно выражать просьбы, употреблять «вежливые слова»,
Соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании,
Сообщать свое имя, фамилию, имена родственников, имена и отчества учителей и воспитателей,
Называть свою улицу,
Участвовать в ролевых играх,
Слушать сказку или рассказ и уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстрационный материал.
Базовые учебные действия
Коммуникативные учебные действия
Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия включают следующие умения:
адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия:
К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:
выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
устанавливать видо-родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
читать; писать; выполнять арифметические действия;
наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному предмету «Речевая практика»:
Минимальный уровень:
выполнять по словесной инструкции учителя действия, повторяющиеся каждый день;
называть предметы и соотносить их с картинками;
восприятие на слух небольших по объёму и доступных по содержанию сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;
участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;
употреблять «вежливые» слова при обращении к другим людям;
правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании;
сообщать своё имя и фамилию, имена и отчества учителей, воспитателей, имена ближайших родственников.
Достаточный уровень:
выполнять задания по словесной инструкции;
называть предметы и действия, соотносить их с картинками;
восприятие на слух небольших по объёму и доступных по содержанию сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию;
активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
внятно выражать просьбы, употреблять «вежливые» слова;
соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании;
сообщать своё имя и фамилию, имена и отчества учителей, воспитателей, имена ближайших родственников.
Промежуточная аттестация по учебному предмету проводится в конце учебного года в форме проверочной работы.
Содержание учебного предмета
На каждом году обучения программа курса «Речевая практика» включает в себя основные подразделы, содержание которых постепенно расширяется и усложняется.
Аудирование и понимание речи
Выполнение двухчленных инструкций по заданию учителя: сядь за парту и достань книгу, возьми тетради на столе и раздай их, возьми вазу и поставь в нее цветы и т.д.
Слушание, запоминание и отчетливое воспроизведение ряда слоговых комплексов (2-3 слога), близких по звучанию и данных в рифмованной форме: жа-жа-жа – есть иголки у ежа; ша-ша-ша – мама моет малыша; тра-тра-тра – мы проспали до утра; тру-тру-тру – со скамейки пыль сотру.
Выбор из двух близких по содержанию картин той, которая соответствует услышанному предложению: Шура вытирал пыль. - Шура вытирала пыль; Лена поднималась на горку. - Лена спускалась с горки.
Слушание сказок и рассказов в устном изложении учителя, выбор учащимися картинок по мере изложения текста.
Дикция и выразительность речи
Игры и упражнения на подвижность и четкость движений органов артикуляционного аппарата. Заучивание чистоговорок с голоса учителя, отчетливое и выразительное их произнесение.
Упражнения на развитие речевого дыхания. Пение слоговых цепочек на знакомые мотивы детских песен. Перечисление предметов (2 – 3) на одном выдохе с указанием на эти предметы. Произнесение небольших стихотворений в сопровождении движений.
Различение громкой и тихой речи в игре, в специально созданной учителем ситуации. Выбор и использование правильной силы голоса в индивидуальных и хоровых упражнениях.
Быстрое и медленное произнесение ряда звуков, слогов и слов. Упражнения в изменении темпа речи в соответствии с заданной ситуацией, типа: бабушка медленно спрашивает: Ты…куда…идешь,… внучка? Внучка быстро отвечает: Я бегу к подружке.
Разучивание детских стихотворений, мини-диалогов с последующим их воспроизведением в ролевых играх.
Вопросительная и восклицательная интонация в стихотворениях, разучиваемых с голоса учителя (по подражанию). Практическое использование вопросительной и восклицательной интонации в речевых ситуациях (самостоятельно или с помощью учителя).
Выражение лица: веселое, сердитое, грустное, удивленное. Соотнесение соответствующего выражения лица с символическим рисунком. Мимическая реакция на речь учителя, детей, в ситуациях с заданным содержанием.
Базовые формулы речевого общения
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.).
Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы «Это …», «Познакомься пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.
Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений.
Приглашение, предложение. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе …», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)».«Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).
Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.
Примерные темы речевых ситуаций
«Я – дома»: «Готовимся к празднику», «Новогодние чудеса», «Надо, надо умываться….», «Помощники», «Спокойной ночи!», «Доброе утро!» . «Весенние праздники»
«Я и мои товарищи»: «Знакомство во дворе», «Теремок», «В магазине игрушек», «Заячья избушка», «Петушок и бобовое зернышко»
«Я за порогом дома»: «Давайте познакомимся!», «Знакомство в гостях», «Покупка школьных принадлежностей», «Зимняя прогулка», «День Победы»
Календарно – тематическое планирование по речевой практике
№ п/п | Наименование раздела, темы | К -во часов | Дата проведения | |
по плану | факт | |||
1 | 1 сентября. Школа. | 1 | | |
2 | Ученик. | 1 | | |
3 | Класс. | 1 | | |
4 | Дежурство по классу. | 1 | | |
5 | Урок и перемена | 1 | | |
6 | Режим школьника. | 1 | | |
7 | Школьные принадлежности. | 1 | | |
8 | Бережное отношение к учебникам. | 1 | | |
9 | Покупка школьных принадлежностей | 1 | | |
10 | Правила поведения в магазине школьных принадлежностей. | 1 | | |
11 | Экскурсия в магазин школьных принадлежностей | 1 | | |
12 | Права и обязанности современного школьника. | 1 | | |
13 | Знакомство во дворе. | 1 | | |
14 | Что такое вежливость. | 1 | | |
15 | Я и мои товарищи | 1 | | |
16 | Что такое дружба. | 1 | | |
17 | Мы идём во двор гулять. | 1 | | |
18 | Составление рассказа "Мои друзья во дворе". | 1 | | |
19 | Знакомство в гостях. | 1 | | |
20 | Правила этикета. | 1 | | |
21 | Правила поведения в гостях. | 1 | | |
22 | Приветствие гостей. "Волшебные слова". | 1 | | |
23 | Составление рассказа «Как я ходил в гости». | 1 | | |
24 | Я принимаю гостей. | 1 | | |
25 | Готовимся к празднику«Новый год». | 1 | | |
26 | Новогодние традиции. | 1 | | |
27 | Приглашение гостей на Новый год. | 1 | | |
28 | Ёлочные игрушки. | 1 | | |
29 | Украшаем ёлку. | 1 | | |
30 | Новогодние поздравления. | 1 | | |
31 | Новый год в странах мира. | 1 | | |
32 | Новый год. | 1 | | |
33 | Новогодние чудеса. | 1 | | |
34 | Добрый Дедушка Мороз. | 1 | | |
35 | Поздравления и подарки. | 1 | | |
36 | В Новом году я обещаю... | 1 | | |
37 | Составление рассказа «Как я встретил Новый год». | 1 | | |
38 | Зимняя погода. | 1 | | |
39 | Зимняя одежда. | 1 | | |
40 | Зимняя обувь. | 1 | | |
41 | Зимняя прогулка. | 1 | | |
42 | Зимние виды спорта | 1 | | |
43 | Зимние развлечения | 1 | | |
44 | Составление рассказа "За что я люблю зиму". | 1 | | |
45 | Игрушки. | 1 | | |
46 | Игрушки народов мира. | 1 | | |
47 | Я люблю свою игрушку. | 1 | | |
48 | Правила поведения в магазине игрушек. | 1 | | |
49 | Магазин игрушек. Экскурсия. | 1 | | |
50 | Как вежливо просить о помощи. | 1 | | |
51 | Домашние дела. | 1 | | |
52 | Помощники. | 1 | | |
53 | Стихотворение А. Барто «Помощница». | 1 | | |
54 | Викторина "Помощники". | 1 | | |
55 | Рассказ « Как я помогаю дома». | 1 | | |
56 | Колыбельные песни. | 1 | | |
57 | Перед сном. | 1 | | |
58 | Постельные принадлежности. | 1 | | |
59 | Викторина "Сонное царство". | 1 | | |
60 | Гигиена перед сном. | 1 | | |
61 | Составление рассказа «Как я ложусь спать». | 1 | | |
62 | Утро вечера мудренее. | 1 | | |
63 | Доброе утро! | 1 | | |
64 | Режим дня школьника. | 1 | | |
65 | "Поделись улыбкою своей...". | 1 | | |
66 | Повторительно-обобщающий урок. | 1 | | |
Учебно-методическое обеспечение
1. Учебно-методическое обеспечение:
- Комарова С.В. Первый класс. Примерная рабочая программа для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
- Комарова С.В. «Методические рекомендации к урокам «Речевая практика». Пособие для учителя.
- Комарова С.В. «Речевая практика». Учебник
- Комарова С.В. «Речевая практика». Рабочая тетрадь
2. Технические средства:
- компьютер, персональный компьютер (ноутбук, планшет), проектор (сенсорная доска).
3. Учебно-практическое оборудование:
- раздаточный дидактический материал (игрушки, атрибуты для сюжетных игр);
- наборы предметных и сюжетных картинок;
- книги (сказки).