Рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» для обучающихся 3 класса, вариант 1 АООП
Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Школа № 3 Костромской области для детей с ограниченными возможностями здоровья»
РАССМОТРЕНО:
На заседании МО учителей предметников
Протокол №__________________2019 года
Руководитель МО
__________________________О.А.Лебедева
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДЕНО:
Зам. директора по УВР Директор школы:
_____________С.А Яценко __________С.В.Рублевская
_____________2019г. _____________2019г
Рабочая программа учебного предмета
«Речевая практика»
для обучающихся 3 класса,
вариант 1 АООП
Составитель:
Мартынова Е.В.
учитель начальных классов
I квалификационной категории
2019-2020 уч.год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Речевая практика» составлена в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014г. и на основании адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
Рабочая программа ориентирована на использование учебника и рабочей тетради С.В. Комаровой «Речевая практика» (3 класс) для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы - М.: Просвещение, 2018 (ФГОС ОВЗ) и обеспечивает реализацию требований адаптированной основной общеобразовательной программы в предметной области «Язык и речевая практика» в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Обучение учащихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) представляет для педагогов значительную проблему, так как при поступлении в школу такие дети значительно отстают в развитии от детей с нормальным интеллектом. В значительной степени это обусловлено несовершенством речевой практики данной категории детей, недостатком языковых средств общения, ограниченным словарным запасом. Поэтому для учащихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) вводится курс «Речевая практика».
Основной целью обучения речевой практики у обучающихся этой категории является формирование и развитие коммуникативных и речевых умений в различных социальных ситуациях, их подготовка к жизни в современном обществе.
Исходя из основной цели, задачами речевой практики являются:
Образовательные:
способствовать совершенствованию речевого опыта;
формировать выразительную сторону речи;
обучать построению устных связных высказываний;
формировать и развивать устную коммуникацию.
Коррекционно-развивающие:
корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний.
Воспитательные:
воспитывать культуру речевого общения.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изучение данного предмета позволяет совершенствовать у обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) навыки устной коммуникации, произносительной стороны речи; расширяет представления об окружающей действительности, обогащает их словарный запас, формирует начальные представления о культуре общения. А так же обогащает лексическую и лексико-грамматическую стороны речи, развивает навыки связной устной речи и применение этих навыков в различных ситуациях общения; знакомит со средствами устной выразительности, нормами речевого этикета.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Речевая практика» входит в предметную область «Язык и речевая практика» и относится к обязательной части учебного плана.
На изучение предмета «Речевая практика» во 3 классе отводится по 2 часа в неделю, курс рассчитан на 68 часов (34 учебных недели).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
Предметные:
Минимальный уровень:
выполнять простые инструкции учителя;
применять элементарные правила речевого общения;
использовать базовые формулы речевого общения, речевые алгоритмы при общении в различных ситуациях с помощью учителя;
выбирать картинку, соответствующую слову и предложению из 2-3 слов с помощью учителя;
отвечать на простые вопросы с помощью учителя;
слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал.
Достаточный уровень:
выполнять инструкции учителя;
правильно выражать свои просьбы, употребляя вежливые слова, уметь здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться, используя соответствующие выражения;
использовать базовые формулы речевого общения, речевые алгоритмы при общении в различных ситуациях;
выбирать картинку, соответствующую слову и предложению из 3-4 слов;
участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;
понимать содержание сказок и рассказов, прочитанных учителем или артистами в аудиозаписи;
сообщать сведения о себе: имя и фамилию, адрес, имена и фамилии своих близких родственников;
слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание, опираясь на картинно-символический план.
Личностные:
овладение элементарными социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (в рамках предметных результатов 3-го года обучения);
формирование навыков коммуникации и знакомство с принятыми нормами социального взаимодействия (в рамках предметных результатов 3-го года обучения);
формирование навыков сотрудничества со взрослыми, сверстниками в разных социальных ситуациях (в рамках предметных результатов 3-го года обучения);
формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей;
формирование элементарных навыков готовности к самостоятельной жизни (в рамках предметных результатов 3-го года обучения);
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание курса «Речевая практика» как учебного предмета представлено следующими разделами:
Аудирование и понимание речи.
Дикция и выразительность речи.
Общение и его значение в жизни.
Организация речевого общения (базовые формулы речевого общения; примерные темы речевых ситуаций, алгоритм работы над речевой ситуацией).
Учебный материал в предложенных разделах, имеет концентрическую структуру и, в достаточной степени, представляет основы речевой практики необходимые, как для успешного продолжения образования на следующих ступенях обучения, так и для подготовки обучающихся данной категории к самостоятельной жизни в современном обществе.
Аудирование и понимание речи
Повторение оппозиционных слоговых структур, слов-паронимов, предложений, различных по количеству слов.
Слушание коротких сказок и рассказов в аудиозаписи, просмотр видеофильмов. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного или просмотренного.
Выполнение словесной инструкции, данной в письменном виде.
Включение письменного задания в ролевую ситуацию.
Выбор из двух сходных по содержанию картинок той, которая соответствует услышанному предложению. Объяснение выбора.
Дикция и выразительность речи
Совершенствование речевого дыхания.
Чёткое выразительное произнесение чистоговорок, стихотворных диалогов по подражанию.
Громкая, спокойная, тихая, шёпотная речь. Использование нужной силы голоса в различных ролевых ситуациях.
Вежливый тон голоса в разговоре. Передача различных чувств соответствующим тоном голоса (радость, удивление, жалость, гнев, грусть, страх и др.) в специально подобранных диалогах. Отгадывание на схематических рисунках (пиктограммах) выражения этих чувств. Соотнесение с подготовленной ситуацией.
Произнесение одной и той же фразы с вопросительной, повествовательной и восклицательной интонацией.
Общение и его значение в жизни
Общение с природой. Речевое общение. Правила речевого общения.
Письменное общение. Использование письменного общения в жизни (вывески и афиши на улицах города, реклама, письма, поздравительные открытки). Написание записок друг другу с передачей информации, просьбы, предложений о совместных действиях и т. д.
Базовые формулы речевого общения
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тётенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в поздравительной открытке.
Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут…», «Меня зовут…, а тебя?». Формулы «Это…», «Познакомься, пожалуйста, это…». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «Здравствуй», «Здравствуйте», «До свидания». Развёртывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.
Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы: «Привет», «Салют», «Счастливо», «Пока». Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развёртывание формул с помощью обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания: «Как дела?», «Как живёшь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании: «Приходи(те) ещё», «Заходи(те)», «Звони(те)».
Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с…», «Поздравляю с праздником…» и их развёртывание с помощью обращения по имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе…», «Желаю Вам…», «Я хочу пожелать…». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Формулы, сопровождающие вручение подарка: «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе…» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.
Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой…», «Как хорошо ты…», «Как красиво!» и др.
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика мобильной связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите, пожалуйста…», «Попросите, пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата: «Алло», «Да», «Я слушаю».
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, близким людям.
Развёртывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста…», «Можно…, пожалуйста!», «Разрешите…», «Можно мне…», «Можно я…».
Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но…».
Благодарность. Формулы «Спасибо», «Большое спасибо», «Пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо,… (имя)»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)», «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).
Замечание, извинение. Формула «Извините, пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому.
Слова поддержки, утешения.
Распределение учебных часов по разделам рабочей программы осуществляется следующим образом:
№ | Наименование раздела | количество часов |
1 | Школьная жизнь | 7 |
2. | Я и мои товарищи | 9 |
3. | Я дома | 6 |
4. | Я за порогом дома | 17 |
5. | Играем в сказку | 10 |
6. | Мир природы | 14 |
7. | Это я! | 5 |
| Итого: | 68 ч. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Приложение 1.
ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (КОНТРОЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ)
Контроль и проверка результатов обучения, является обязательным компонентом процесса обучения. Контроль по предмету «Речевая практика» позволяет отслеживать результаты эффективности освоения программы.
Оценочная деятельность учащихся осуществляется на каждом уроке в процессе прохождения темы в виде индивидуального и / или фронтального устного опроса, практических заданий на учебном материале.
Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы.
Предметные результаты:
Предметные результаты характеризуют достижения обучающихся в овладении ими содержанием каждой предметной области, усвоении знаний и умений, способности применять их в практической деятельности.
Начиная со второго полугодия 2 класса учителем выставляются оценки «удовлетворительно», «хорошо», «отлично».
В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:
«удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;
«хорошо» ― от 51% до 65% заданий.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учебная зона кабинета, оснащённая необходимой школьной мебелью.
Зона отдыха для обучающихся в классном помещении (пуф).
Технические средства: компьютер, интерактивная школьная доска, проектор.
Дидактические материалы: раздаточные дидактические материалы по темам - карточки с индивидуальными заданиями, сигнальные карточки, сказки, дидактические игры, стихи, загадки, чистоговорки.
Демонстрационные материалы: предметные и сюжетные картинки по темам, набор карточек с артикуляционными упражнениями, компьютерные презентации, игры, игровая атрибутика, игрушки, настольные игры, демонстрационные таблицы, фрагменты аудио- и видеозаписей; комплект мультимедийного обучающего оборудования EduQuest.
Учебник, рабочая тетрадь С.В. Комаровой «Речевая практика» (3 класс) для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы - М.: Просвещение, 2018
Приложение 1.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА»
№ п/п | Наименование раздела и темы урока | Кол-во часов | Виды работ | Основные понятия, словарная работа | Методическое обеспечение урока, оборудование | Коррекционная работа |
| Школьная жизнь – 4 часа | | | | ||
| Я ученик. | 1 | Игра «Приветствие». Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса). Актуализация правил ведения диалога. Конструирование диалогов-приветствий из реплик (прил. в рабочей тетради). Тренировочные упражнения в произнесении реплик с разной интонацией (спокойно, радостно, с обидой). Начало составления памятки «Секреты вежливого общения». | «Ты» и «Вы», диалог, вежливость. | Учебник, рабочая тетрадь, сюжетные картинке по теме. | Коррекция связной речи через формирование умения составлять предложений с опорой на иллюстративный материал. |
| Мы снова в школе! Правила приветствия и обращения. | 1 | Речевая разминка. Беседа о правилах речевого общения в школе: спокойный тон, вежливость. Беседа о правилах приветствия в школе в зависимости от адресата. Составление предложений с опорой на схемы и слова: по картинке, далее — на основе личного опыта. Конструирование возможных обращений к ровеснику и старшему на основе образцов учебника. | Приветствие. Обращение. «Скажите, пожалуйста». «Здравствуй» «Здравствуйте» «Добрый день» «Доброе утро» «Добрый вечер» «Привет» «Пока» | Учебник, рабочая тетрадь, сюжетные картинке по теме, видеофрагменты мультфильмов | Коррекция и развитие памяти через запоминание связной по смыслу информации; речи, через умение вступать в диалог (отвечать на вопросы, уточнять непонятное).. |
| Вот и лето пролетело! | 1 | Речевая разминка. Введение в ситуацию (отгадывание загадок о лете) Моделирование диалогов на основе изображенной на картинке ситуации. Выбор картинки, соответствующей предложению, повторение предложений за учителем. Задания в игровой форме: «Где я был — не расскажу, а что делал — покажу!», «Угадайте мой рисунок». Игра «Дополни предложение», «Рассказ по кругу». | Лето. Отдых. Игры. | Учебник, рабочая тетрадь, сюжетные картинке по теме. EduQuest. | Коррекция и развитие речи, через умение вступать в диалог (отвечать на вопросы, уточнять непонятное); активация словарного запаса детей. |
| Вспоминаем каникулы. | 1 | Речевая разминка. Обмен впечатлениями о самых интересных событиях, произошедших во время летних каникул. Составление рассказов на тему летнего отдыха (рассматривание иллюстрации, анализ плана, составление предложений и др.). | Лето, отдых, игры, каникулы. | Учебник, рабочая тетрадь, набор сюжетных картинок. | Коррекция устной речи через формирование умения строить предложения по сюжетным картинкам и опорным словам. |
| Я и мои товарищи - 4 часа | | | | ||
| Мы собрались поиграть. | 1 | Речевая разминка. Беседа о правилах речевого общения: спокойный тон, вежливость. Учимся строить диалог типа «предложение - возражение». Моделирование ситуации и обсуждение вопроса о том, как можно избежать конфликта. Игра: «Продолжи предложение». | Правила игры. | Учебник, рабочая тетрадь, набор сюжетных картинок. EduQuest. | Коррекция и развитие речи, через умение вступать в диалог (отвечать на вопросы, уточнять непонятное); активация словарного запаса детей. |
| Правила общения во время игр. | 1 | Речевая разминка. Беседа о правильном поведении в ситуации спора. Разучивание считалок. Продолжение составления памятки «Секреты вежливого общения». | Правила игры, водящий, считалка. | Учебник, рабочая тетрадь, набор сюжетных картинок. | Коррекция и развитие мышления путем установления причинно-следственных связей между поступками героев и их характерами; обогащение словарного запаса. |
| Игры с правилами. Считалочки. | 1 | Речевая разминка. Коллективное составление рассказа о правилах игры. Беседа на основе личного опыта об участии в играх с правилами; повторение правил игр, знакомых школьникам. Игра с правилами по выбору обучающихся. | Правила игры, водящий, считалка. | Учебник, рабочая тетрадь, набор сюжетных картинок. | Коррекция и развитие памяти через запоминание связной по смыслу информации; речи, через умение вступать в диалог (отвечать на вопросы, уточнять непонятное). |
| Наша любимая игра. | 1 | Речевая разминка. Обмен мнениями о любимой игре. Составление рассказа – описания правил игры. Игра «Покажи любимую игру». | Правила игры, водящий, считалка. | Учебник, рабочая тетрадь, набор сюжетных картинок. EduQuest. | Коррекция связной речи через формирование умения составлять предложений с опорой на иллюстративный материал. |
| Я за порогом дома – 4 часа | | | | ||
| Где же взять мне книгу почитать? | 1 | Речевая разминка. Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса). Беседа «Почему книгу называют собеседником?» Уточнение представлений обучающихся о графике и особенностях работы библиотеки в школе. Знакомство со специальным словом - формуляр. Моделирование возможных диалогов с библиотекарем при получении книги. | Библиотека, формуляр. | Учебник, рабочая тетрадь. Набор сюжетных картинок, мультимедийное оборудование | Коррекция и развитие речи, через умение вступать в диалог (отвечать на вопросы, уточнять непонятное); обогащение словарного запаса. |
| Правила поведения в библиотеке. | 1 | Речевая разминка. Назначение библиотеки, составление правил поведения в библиотеке, обсуждение целесообразности каждого правила. Ролевая игра «В библиотеке». Обобщение полученных знаний: составление правил поведения в библиотеке. Дополнение составления памятки «Секреты вежливого общения». | Библиотека, формуляр, библиотекарь. | Учебник, рабочая тетрадь. Набор сюжетных картинок, мультимедийное оборудование | Коррекция устной речи через формирование умения строить предложения по сюжетным картинкам и опорным словам. |
| Ролевая игра «В библиотеке» | 1 | Посещение школьной библиотеки. Использование в речи ранее усвоенных правил поведения. Участие в диалоге с библиотекарем. Знакомство с организацией работы библиотеки (расположение по алфавиту книг, формуляров читателей, тематические выставки в библиотеке). Загадки, викторины о героях сказок. Рисование любимого героя. | Библиотека, формуляр, библиотекарь. | Учебник, рабочая тетрадь. Набор сюжетных картинок, мультимедийное оборудование. EduQuest. | Коррекция устной речи через формирование умения строить предложения по опорным словам. |
| Читаю и рассказываю сказку. | 1 | Речевая разминка. Повторение правил поведения в библиотеке, вежливого обращения. Игра «Прятки со сказкой». Обсуждение рисунка - загадки, подготовленного учителем. | Библиотека, формуляр, библиотекарь. | Учебник, рабочая тетрадь. Набор сюжетных картинок, мультимедийное оборудование | Коррекция и развитие памяти через запоминание связной по смыслу информации; речи, через умение вступать в диалог (отвечать на вопросы, уточнять непонятное).. |
| Играем в сказку – 4 часа | | | | ||
| Отгадай сказку. | 1 | Речевая разминка. Актуализация содержания известных обучающимся сказок, героиней которых является Маша. Прослушивание и угадывание фрагментов видео-аудиозаписей различных сказок. Рисование иллюстрации к сказке, героиней которых является Маша. | Сказка. Сказочные герои. | Учебник, рабочая тетрадь. Аудиофрагменты сказок. Иллюстрации к сказкам. | Коррекция и развитие речи, через умение вступать в диалог (отвечать на вопросы, уточнять непонятное); обогащение словарного запаса. |
| Рассказывание сказки «Маша и медведь» | 1 | Речевая разминка. Актуализация сказки «Маша и медведь» (слушание аудиозаписи сказки с опорой на иллюстрации / устное рассказывание учителем с опорой на иллюстрации). Беседа о различных характерах героев сказки. Закрепление содержания сказки (выборочный пересказ с опорой на иллюстрации (серия картинок, разрезные картинки). Просмотр мультипликационного фильма. Коллективное составление из картинок содержания сказки. Рассказывание сказки. | Интонация. Характер, добрый, веселый | Учебник, рабочая тетрадь. Сюжетные картинки с героями сказки | Коррекция и развитие слухового восприятия через прослушивание читаемого текста; устной речи путем ответов на вопросы по содержанию прочитанного. |
| Рассказывание сказки «Три медведя». | 1 | Речевая разминка. Актуализация сказки «Три медведя» (слушание аудиозаписи сказки с опорой на иллюстрации / устное рассказывание учителем с опорой на иллюстрации). Беседа о различных характерах героев сказки. Коллективное рассказывание сказки с опорой на иллюстрации (серия картинок, разрезные картинки). Пересказ сказки с опорой на серию картинок. Рисование иллюстрации к сказке. | Интонация. Мимика. Жесты. | Учебник, рабочая тетрадь. Сюжетные картинки с героями сказки, аудиозапись сказки / мульфильм | Коррекция и развитие устной речи путем пересказа текста; пополнение и активизация словаря. |
| Играем в сказку. Инсценировка сказки. | 1 | Речевая разминка. Выбор сказки для инсценировки. Просмотр и прослушивание видеофрагментов. Разучивание слов сказочных героев. Упражнение в повторении слов, жестов и мимики героев. Инсценирование сказки по выбору обучающихся. | Герой сказки. Жест. Огорчился. Обрадовался. Развеселился. Погрустнел. | Учебник, рабочая тетрадь. Сюжетные картинки с героями сказки, видеофрагменты сказки. | Коррекция и развитие просодической стороны речи (интонации) через игру в сказку; памяти через запоминание связной по смыслу информации; обогащение словарного запаса. |
| Я за порогом дома – 5 часов | | | | ||
| На приёме у врача | 1 | Речевая разминка. Знакомство с темой (беседа на основе личного опыта). Актуализация имеющихся знаний о правилах поведения на приёме у врача. Конструирование возможных диалогов в регистратуре. Конструирование возможных диалогов с врачом. Ролевая игра «На приёме у врача». Продолжение составления памятки «Секреты вежливого общения». | Врач, доктор, приём, регистратура. | Учебник, рабочая тетрадь. Набор сюжетных картинок, мультимедийное оборудование. EduQuest. | Коррекция устной речи через формирование умения строить предложения по сюжетным картинкам и опорным словам. |
| Я пешеход | 1 | Слушание стихотворения «Светофор». Повторение правил безопасного поведения на улице опорой на иллюстрации. Моделирование ситуации «Я перехожу дорогу». Моделирование ситуации «Я на дороге» Просмотр видеофильма по правилам безопасности на дороге. Составление предложений по сюжетным картинкам. | Пешеходный переход, зебра, светофор, дорога, тротуар. Правила поведения на дороге. | Сюжетные картинки с правилами поведения на дороге. EduQuest. | Коррекция связной речи через формирование умения составлять предложений с опорой на иллюстративный материал. |
| Мы в продуктовом магазине. Отделы магазина. | 1 | Речевая разминка. Введение в ситуацию (рассматривание картинок, обсуждение проблемного вопроса). Выделение названий отделов, перечисление товаров, которые можно приобрести в каждом из них (работа с предметными картинками: отдел—товар). Дополнение недостающих символов отделов на картинке на второй странице разворота. Рисование возможных вывесок-картинок для различных отделов в магазинах. Коллективное отгадывание названий нарисованных детьми вывесок. | Магазин, супермаркет, гипермаркет, отделы, товар. | Учебник, рабочая тетрадь. Сюжетные картинки по теме. EduQuest. | Коррекция устной речи через формирование умения строить предложения по сюжетным картинкам и опорным словам. |
| Отправляюсь в магазин. Правила хорошего тона. | 1 | Речевая разминка. Актуализация знаний об отделах магазина и продающихся в этих отделах товарах. Знакомство со специализированными магазинами («Продукты», «Книги» и т. д.). Обсуждение назначения универсальных и специализированных магазинов. Знакомство с правилами поведения в магазине (беседа с элементами рассказа). Моделирование диалогов различной сложности между продавцом и покупателем (с привлечением внимания обучающихся к важности чёткого, достаточно громкого произнесения реплик при общении с продавцом в магазине). Дополнение составления памятки «Секреты вежливого общения». | Магазин, супермаркет, гипермаркет, отделы, товар. «Скажи(те), пожалуйста…» «Можно я…» «Разреши(те)…» | Учебник, рабочая тетрадь. Набор сюжетных картинок, мультимедийное оборудование EduQuest. | Коррекция и развитие речи, через умение вступать в диалог (отвечать на вопросы, уточнять непонятное); обогащение словарного запаса. |
| Ролевая игра «В магазине». | 1 | Речевая разминка. Закрепление правил поведения в магазине Рассматривание сюжетных картинок по теме. Конструирование возможных диалогов между продавцом и покупателями на основе содержания картинки. Закрепление правил поведения в магазине. Ролевые игры по теме ситуации. Игра «Отгадай мою покупку». | Магазин, супермаркет, гипермаркет, отделы, товар. «Скажи(те), пожалуйста…» «Можно я…» «Разреши(те)…». | Учебник, рабочая тетрадь. Набор сюжетных картинок, мультимедийное оборудование EduQuest. | Коррекция устной речи через формирование умения строить предложения по опорным словам. Развитие слухового восприятия; памяти, просодической стороны речи. |
| Я дома – 4 часа | | | | ||
| Телефон в нашей жизни. | 1 | Речевая разминка. Введение в тему (беседа на основе личного опыта обучающихся, рассматривание иллюстраций). Выявление умений обучающихся пользоваться телефонным аппаратом. Тренировочные упражнения в наборе заданного телефонного номера на телефонных аппаратах разных типов. Упражнения в чтении телефонных номеров разных типов (городской, мобильный, номер экстренного вызова). Знакомство с правилами набора разных типов номеров. Сигналы «Ждите» и «Занято», ответы операторов мобильных сетей. | Формулы «Алло», «Да». «Позовите пожалуйста …». Телефон городской, мобильный. | Учебник, рабочая тетрадь. Сюжетные картинки по теме, телефон. EduQuest. | Коррекция и развитие речи, через умение вступать в диалог (отвечать на вопросы, уточнять непонятное); обогащение словарного запаса. |
| Правила ведения телефонного разговора. | 1 | Речевая разминка. Знакомство с правилами ведения телефонного разговора: говорить чётко, громко, использовать приветствие в начале разговора, завершать разговор фразой прощания. (Беседа с элементами рассказа.) Составление «Правил общения по телефону». Работа в парах: моделирование телефонных разговоров, содержащих просьбы (просьба к другу сообщить домашнее задание, просьба к близкому человеку купить что-то по дороге домой и т. д.). | Формулы «Алло», «Да». «Попросите, пожалуйста..». «Перезвоните, пожалуйста, позже» | Учебник, рабочая тетрадь. Сюжетные картинки по теме, телефон | Коррекция связной речи через формирование умения составлять предложений с опорой на иллюстративный материал. |
| Телефонный разговор. | 1 | Речевая разминка. Прослушивание отрывка из стихотворения К. Чуковского «Телефон», чтение по ролям. Моделирование телефонных разговоров (приглашение в гости или на прогулку, поздравление, благодарность, необходимость получить информацию).Ролевые игры «Телефонный разговор». Конструирование телефонных разговоров на разные темы. | Здравствуйте! Пригласите, пожалуйста! Прощание благодарность | Учебник, рабочая тетрадь. Набор сюжетных картинок, мультимедийное оборудование EduQuest. | Коррекция устной речи через формирование умения строить предложения по сюжетным картинкам и опорным словам. |
| Я звоню в экстренные службы. | 1 | Речевая разминка. Заучивание необходимой информации для общения с диспетчерами экстренных служб (фамилия, имя и отчество, адрес обучающегося). Моделирование типового диалога с диспетчером. Закрепление полученных знаний (конструирование возможных реплик в телефонном диалоге с опорой на иллюстрации, моделирование диалогов). | Скорая помощь, пожарная часть | Учебник, рабочая тетрадь. Сюжетные картинки по теме EduQuest. | Коррекция устной речи через формирование умения строить предложения по сюжетным картинкам и опорным словам. |
| Играем в сказку – 3 часа | | | | ||
| Слушание и рассказывание сказки «Снегурочка». | 1 | Речевая разминка. Ведение в тему (беседа с опорой на сюжетную картинку). Прослушивание аудиозаписи сказки «Снегурочка» с опорой на иллюстрации. Работа с серией картинок к сказке. Составление предложений по картинкам с использованием текстовых синонимов. Подбор слов для связи эпизодов сказки: жили-были, решили, зажили, однажды, стали. Составление предложений по картинкам. | Рассказчик, сказка, слушатель. Жили-были, решили, зажили, однажды, стали | Учебник, рабочая тетрадь. | Коррекция и развитие слухового восприятия через прослушивание читаемого текста; устной речи путем ответов на вопросы по содержанию прочитанного. |
| Рассказывание сказки по иллюстрациям. | 1 | Речевая разминка. Отгадывание загадок. Коллективное рассказывание сказки с опорой на картинки («рассказ по кругу» или «рассказ с эстафетой»). Инсценирование фрагментов сказки. | Роль, мимика, жесты | Учебник, рабочая тетрадь. | Коррекция и развитие устной речи путем пересказа сказки; пополнение и активизация словаря. |
| Расскажи мне сказку. | 1 | Речевая разминка. Прослушивание сказки в аудиозаписи/ просмотр мультипликационного фильма. Конкурс «Мастер сказки сказывать». Раскрашивание картинки из сказки. | Рассказчик, сказка, слушатель. Жили-были, решили, зажили, однажды, стали | Учебник, рабочая тетрадь. | Коррекция и развитие просодической стороны речи (интонации) через рассказывание сказки; памяти через запоминание связной по смыслу информации; обогащение словарного запаса. |
| Я дома – 3 часа | | | | ||
| Готовимся к новогоднему празднику | 1 | Речевая разминка. Выявление представлений детей по теме «Новый год». Рассматривание картинок подготовки к празднику. Составление письма Деду Морозу с опорой на условно-графические схемы предложений. Разучивание стихотворений, песенок новогодней тематики. | Новый год, Дед Мороз, Снегурочка, праздник, песня | Сюжетные картинки по теме, песенка «В лесу родилась ёлочка..» | Коррекция и развитие памяти через запоминание связной по смыслу информации; речи, через умение вступать в диалог (отвечать на вопросы, уточнять непонятное).. |
| Новогодние поздравления. Поздравительные открытки. | 1 | Речевая разминка. Введение в тему (беседа с использованием личного опыта поздравления обучающихся). Составление новогодних поздравлений. Тренировочные упражнения в произнесении поздравлений с торжественной интонацией. Конструирование диалогов поздравления и ответной реплики, моделирование и проигрывание диалогов. Рисование новогодней открытки. Дополнение составления памятки «Секреты вежливого общения». | Поздравляю, Подарок. Формулы «Поздравляю с…», «Поздравляю с праздником…», «Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)» | Сюжетные картинки по теме, открытки. | Коррекция устной речи через формирование умения строить предложения по сюжетным картинкам и опорным словам. |
| Новогодние чудеса. | 1 | Рассматривание картинки новогодних атрибутов. Беседа с привлечением личного опыта «Что мне запомнилось на новогоднем празднике?». Составление рассказа по теме ситуации (составление предложений о новогоднем празднике с последующим использованием для коллективного рассказа) Прослушивание новогодней песни. Рисование «Новогодний подарок». | Чудеса, поздравляю, подарок. | Сюжетные картинки по теме, открытки, аудиозаписи песен. | Коррекция и развитие памяти через запоминание связной по смыслу информации; речи, через умение вступать в диалог (отвечать на вопросы, уточнять непонятное).. |
| Я за порогом дома – 5 часов | | | | ||
| Правила дорожного движения достойны уважения. | 1 | Речевая разминка. Отгадывание задок о транспорте. Практическая отработка правил дорожного движения. Игра «Я – пешеход». Разучивание знаков «Пешеходный переход», «Осторожно, дети!». Просмотр видеофильма по правилам безопасности на дороге. Составление предложений по сюжетным картинкам. Зарисовка знаков. | Пешеходный переход, зебра, светофор, дорога, тротуар. Правила поведения на дороге. | Сюжетные картинки с правилами поведения на дороге | Коррекция связной речи через формирование умения составлять предложений с опорой на иллюстративный материал. |
| Я еду в автобусе. | 1 | Речевая разминка. Рассматривание картинок с транспортом. Беседа о правилах поведения в транспорте. Анализ и оценивание поведения детей, изображенных на рисунках. Конструирование реплик в диалоге «Я еду в автобусе». Моделирование ситуации «Я в автобусе». Составление предложений и короткого рассказзображенных на рисунках. анспорте. 00000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000а из личного опыта. Дополнение составления памятки «Секреты вежливого общения». | Вежливость, воспитанность, культура общения с незнакомыми. Правила поведения в общественном транспорте. «Садитесь, пожалуйста!». | Сюжетные картинки с транспортом, мультимедийное оборудование EduQuest. | Коррекция устной речи через формирование умения строить предложения по сюжетным картинкам и опорным словам. |
| Знакомство с театром. | 1 | Речевая разминка. Актуализация имеющегося опыта, знаний по теме. Обогащение словарного запаса по теме (работа с иллюстрациями, ответы на вопросы). Расширение представлений обучающихся о назначении изображённых мест, сообщение названий должностей людей, работающих в кассе (кассир) и в гардеробе (гардеробщик). Моделирование и проигрывание возможных диалогов в кинотеатре. Моделирование диалогов между кассиром и покупателем. Игра «Я дарю тебе билет». | Зритель, билет, касса, кассир, гардероб, гардеробщик. | Учебник, рабочая тетрадь. Набор сюжетных картинок, мультимедийное оборудование EduQuest. | Коррекция связной речи через формирование умения составлять предложений с опорой на иллюстративный материал. |
| Правила вежливого зрителя. | 1 | Речевая разминка. Составление рассказа по картинке. Знакомство с названиями и назначением изображённых мест. Моделирование ситуации «Я иду в театр». Составление «Правил вежливого зрителя». Продолжение составления памятки «Секреты вежливого общения». | Зрительный зал, театр, гардероб, гардеробщик, антракт. | Учебник, рабочая тетрадь. Набор сюжетных картинок, мультимедийное оборудование | Коррекция и развитие памяти через запоминание связной по смыслу информации; речи, через умение вступать в диалог (отвечать на вопросы, уточнять непонятное).. |
| Мы в кинотеатре. | 1 | Речевая разминка. Повторение правил вежливого зрителя. Составление диалогов по образцу. Ролевая игра «Я в кинотеатре». | Фойе, буфет, зрительный зал, зритель, билет, касса, кассир. | Учебник, рабочая тетрадь. Набор сюжетных картинок, мультимедийное оборудование | Коррекция устной речи через формирование умения строить предложения по сюжетным картинкам и опорным словам.. |
| Мир природы – 4 часа | | | | ||
| Погода и мы | 1 | Речевая разминка. Слушание песни «Хорошая погода» А. Олейникова. Введение в тему (беседа, называние предметных картинок с изображениями сезонной одежды и обуви). Выяснение источников информации о прогнозе погоды на ближайшие дни и сравнение её содержания. Составление ответов на вопросы по картинкам. Составление описания по плану. | Пасмурная, ясная, дождливая, снегопад, солнечная. | Учебник, рабочая тетрадь. Набор сюжетных картинок, мультимедийное оборудование EduQuest | Коррекция связной речи через формирование умения составлять предложений с опорой на иллюстративный материал. |
| Какая сегодня погода? | 1 | Речевая разминка. Актуализация имеющихся знаний о том, какую информацию содержит прогноз погоды, как её нужно использовать при планировании своего времени. Прослушивание аудиозаписей с прогнозами погоды, информационных колонок из газет, просмотр видеофрагментов. Слушание стихотворения А. Барто «Нестойкая погода». Составление описания по плану. Ролевые игры по теме («Кукла одевается на прогулку» и др.). | Прогноз погоды символы информация о погоде. | Учебник, рабочая тетрадь. Набор сюжетных картинок, мультимедийное оборудование EduQuest. | Коррекция и развитие речи, через умение вступать в диалог (отвечать на вопросы, уточнять непонятное); обогащение словарного запаса. |
| Оденемся по погоде | 1 | Речевая разминка. Отгадывание загадок. Игра по распределению одежды в зависимости от сезона. Установление последовательности действий при одевании. Игра «Оденься правильно» Обсуждение возможных планов на выходные дни с учётом прогноза погоды. | Прогноз погоды. | Учебник, рабочая тетрадь. Набор сюжетных картинок, мультимедийное оборудование EduQuest. | Коррекция и развитие речи, через умение вступать в диалог (отвечать на вопросы, уточнять непонятное); обогащение словарного запаса. |
| Мы – друзья или враги природы? | 1 | Речевая разминка. Рассматривание сюжетных картинок и выбор правильного поведения в природе. Обсуждение замыслов рассказов, картинок. Чтение рассказов о природе, беседа по содержанию. Отгадывание загадок. Игра «Так или не так». | Охрана природы. | Набор сюжетных картинок, мультимедийное оборудование | Коррекция и развитие речи, через умение вступать в диалог (отвечать на вопросы, уточнять непонятное); обогащение словарного запаса. |
| Играем в сказку – 3 часа | | | | ||
| Слушание и рассказывание сказки «Лисичка со скалочкой». | 1 | Речевая разминка. Ведение в тему (беседа с опорой на сюжетную картинку). Прослушивание аудиозаписи сказки «Лисичка со скалочкой» с опорой на иллюстрации. Работа с серией картинок к сказке. Составление предложений по картинкам с использованием текстовых синонимов. Подбор слов для связи эпизодов сказки. Составление предложений по картинкам. | Рассказчик, сказка, слушатель. Жили-были, однажды, стали. | Набор сюжетных картинок, мультимедийное оборудование | Коррекция и развитие слухового восприятия через прослушивание читаемого текста; устной речи путем ответов на вопросы по содержанию прочитанного. |
| Рассказывание сказки «Лисичка со скалочкой» по иллюстрациям. | 1 | Речевая разминка. Отгадывание загадок. Коллективное рассказывание сказки с опорой на картинки («рассказ по кругу» или «рассказ с эстафетой»). | Роль, мимика, жесты | Набор сюжетных картинок, мультимедийное оборудование | Коррекция и развитие устной речи путем пересказа сказки; пополнение и активизация словаря. |
| Инсценирование сказки «Лисичка со скалочкой». | 1 | Речевая разминка. Прослушивание сказки в аудиозаписи/ просмотр мультипликационного фильма. Разучивание слов сказочных героев. Упражнение в повторении слов, жестов и мимики героев. Инсценирование сказки. Раскрашивание картинки из сказки. | Рассказчик, сказка, слушатель. Жили-были, решили, зажили, однажды, стали | Набор сюжетных картинок, мультимедийное оборудование | Коррекция и развитие просодической стороны речи (интонации) через игру в сказку; памяти через запоминание связной по смыслу информации; обогащение словарного запаса. |
| Школьная жизнь – 2 часа | | | | ||
| День защитника Отечества. | 1 | Речевая разминка. Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию, рассматривание открыток). Рассказ учителя о празднике, знакомство с традициями праздника. Составление поздравлений. Тренировочные упражнения в произнесении поздравлений с различной интонацией в зависимости от адресата. Стихи, посвященные празднику. Работа над подарком к празднику (раскраска, рисование открытки) | 23 февраля. Защитник Отечества, пограничник, праздник мужчин. | Сюжетные картинки по теме, атрибуты праздника | Коррекция связной речи через формирование умения составлять предложений с опорой на иллюстративный материал. |
| Праздники в нашей жизни. | 1 | Речевая разминка. Беседа о праздниках. Перечисление и соотнесение с сюжетными картинками государственных, семейных и школьных праздников. Определение места, где находятся герои, обсуждение их настроения, событий, которое происходит. Называние праздников, традиций. Рассказы детей о запомнившихся праздниках. | Праздник. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» | Сюжетные картинки «Семья», «Праздники». EduQuest. | Коррекция устной речи через формирование умения строить предложения по сюжетным картинкам и опорным словам. |
| Я дома – 2 часа | | | | ||
| Готовимся к празднику. 8 Марта. | | Речевая разминка. Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию). Рассказ учителя о празднике, знакомство с традициями праздника. Конструирование диалогов поздравления и ответной реплики, моделирование и проигрывание диалогов. Стихи, посвященные празднику. Разучивание речевых формул поздравления. Рисование поздравительной открытки для учителей. | 8 марта. Понятия «мамин день», «праздник женщин» | Сюжетные картинки по теме, атрибуты праздника. EduQuest. | Коррекция связной речи через формирование умения составлять предложений с опорой на иллюстративный материал. |
| Весенние поздравления. Составление поздравлений, создание поздравительных открыток. | 1 | Речевая разминка. Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию, рассматривание открыток). Составление поздравлений. Тренировочные упражнения в произнесении поздравлений с различной интонацией в зависимости от адресата. Создание поздравительных открыток. Подпись адресата открытки. Дополнение составления памятки «Секреты вежливого общения». Проверочная работа по теме «Я дома» | 8 марта. Мамин день, праздник женщин. Формулы: Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе …» , «Как красиво». «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» | Сюжетные картинки по теме, атрибуты праздника | Коррекция устной речи через формирование умения строить предложения по сюжетным картинкам и опорным словам. |
| Я и мои товарищи - 3 часа | | | | ||
| Веселый праздник. Приглашаю тебя в гости. | 1 | Речевая разминка. Рассматривание картинок по теме урока. Моделирование: приглашение в гости. Игра «Приглашаю тебя в гости». Слушание песни З. Петровой «День рождения». Коллективное составление рассказа «Как мы отмечали день рождения» по опорным картинкам. | Праздники, день рождения. | Учебник, рабочая тетрадь. Сюжетные картинки по теме, атрибуты праздника. EduQuest. | Коррекция устной речи через формирование умения строить предложения по сюжетным картинкам и опорным словам. |
| У меня день рождения. | 1 | Речевая разминка. Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций). Заучивание даты своего дня рождения. Русская народная игра «Каравай». Проигрывание диалогов между учащимися при преподнесении подарков. Составление рассказа о праздновании своего дня рождения. Конкурсы и развлечения на детском празднике. Составление рассказа по теме с опорой на сюжетные картинки, план из ключевых слов. | Общение, пожелания, подарки. | Учебник, рабочая тетрадь. Сюжетные картинки по теме, атрибуты праздника. EduQuest. | Коррекция и развитие памяти через запоминание связной по смыслу информации; речи, через умение вступать в диалог (отвечать на вопросы, уточнять непонятное).. |
| Ролевая игра «Приём гостей» | 1 | Речевая разминка. Слушание стихотворения Б. Заходера «Подарок». Основные правила приёма гостей и поведения в гостях, за праздничным столом. Ролевая игра «Приём гостей». Проигрывание возможных диалогов за столом между героями картинок. Дополнение составления памятки «Секреты вежливого общения». | Конкурсы, развлечения. | Учебник, рабочая тетрадь. Сюжетные картинки по теме, атрибуты праздника. EduQuest. | Коррекция устной речи через формирование умения строить предложения по сюжетным картинкам и опорным словам. |
| Мир природы – 6 часа | | | | ||
| Учимся понимать животных | 1 | Речевая разминка. Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций). Подведение обучающихся к выводу о том, что животные тоже общаются с человеком, но не с помощью слов, а с помощью жестов, поз, звуков. Обращение к личному опыту школьников. Беседа о домашних животных, которые живут у детей или их близких. | Жесты, позы, звуки. | Учебник, рабочая тетрадь. Картинки с изображением животных. EduQuest. | Коррекция и развитие речи, через умение вступать в диалог (отвечать на вопросы, уточнять непонятное); обогащение словарного запаса. |
| Хороший ли я хозяин. | 1 | Речевая разминка. Отгадывание загадок Составление правил ухода за домашним животным (по выбору обучающихся). Обсуждение возможных последствий невнимательного отношения человека к своим питомцам. | Хозяин, питомец, уход за питомцем. | Учебник, рабочая тетрадь. Картинки с изображением животных. EduQuest. | Коррекция и развитие речи, через умение вступать в диалог (отвечать на вопросы, уточнять непонятное); обогащение словарного запаса. |
| Рассказы писателей о животных. | 1 | Речевая разминка. Отгадывание загадок Пересказ ранее изучавшихся на уроках чтения произведений о животных. Игра «Вспомни меня», «Расскажи мою историю» и т. д. | Пересказ. | Учебник, рабочая тетрадь. Картинки с изображением животных | Коррекция и развитие устной речи путем пересказа текста; формирование умения строить предложения по сюжетным картинкам и опорным словам. |
| В зоопарке у зверей | 1 | Речевая разминка. Прослушивание стихотворения «Где обедал воробей?» Просмотр видеозаписи «Московский зоопарк» Составление предложений по опорной схеме. | Названия животных зоопарка. Зоопарк. | Учебник, рабочая тетрадь. Сюжетные картинки по теме. EduQuest. | Коррекция и развитие памяти через запоминание связной по смыслу информации; речи, через умение вступать в диалог (отвечать на вопросы, уточнять непонятное).. |
| Весенняя прогулка | 1 | Речевая разминка. Знакомство с темой (ответы на вопросы на основе иллюстраций). Краткое описание происходящих действий на картинке и выявление их причин. Выкладывание ряда картин в правильной последовательности. Составление предложений по каждой картинке. Слушание стихотворения А. Плещеева «Весна». Составление рассказа о весне по опорным словам и на основе наблюдений. | Первоцветы, мать и мачеха, одуванчики | Сюжетные картинки по теме. EduQuest. | Коррекция связной речи через формирование умения составлять предложений с опорой на иллюстративный материал. |
| Ты пришёл к природе в гости. | 1 | Речевая разминка. Знакомство с темой (ответы на вопросы на основе иллюстраций). Слушание коротких стихотворений о природе. Тренировочные упражнения в передаче радости (способность передавать интонацией чувства и эмоции) Беседа о правилах поведения на природе. Рисование природы. | Природа. | Сюжетные картинки по теме. | Коррекция и развитие речи, через умение вступать в диалог (отвечать на вопросы, уточнять непонятное); обогащение словарного запаса. |
| Это я - 5 часов | | | | ||
| Расскажи о себе. | 1 | Речевая разминка. Знакомство с темой (ответы на вопросы на основе иллюстраций). Подготовка к составлению описания внешности человека (игры «Наш портрет», «Рассказ по кругу» и др.). Составление рассказов-описаний о себе и товарищах игра «Узнай себя». | Портрет | Учебник, рабочая тетрадь. Сюжетные картинки. EduQuest. | Коррекция и развитие речи, через умение вступать в диалог (отвечать на вопросы, уточнять непонятное); обогащение словарного запаса.. |
| Вещи в моем шкафу. Аккуратность и опрятность. | 1 | Речевая разминка. Знакомство с темой (ответы на вопросы на основе иллюстраций). Слушание стихотворения С. Я. Маршака «Рассеянный». Беседа по содержанию. Слушание стихотворения «Научу обуваться и братца» Е. Благининой. Отгадывание загадок. Беседа об обуви, ее видах, значении, уходе. Беседа об одежде, ее видах, значении, уходе.. Диалог на тему «Собираемся на прогулку» с опорой на сюжетную картинку. Игра «Оденься правильно» | Обувь, одежда, гигиена, правила ухода за одеждой | Учебник, рабочая тетрадь. Сюжетные картинки «Обувь», «Одежда» | Коррекция и развитие памяти через запоминание связной по смыслу информации; речи, через умение вступать в диалог (отвечать на вопросы, уточнять непонятное).. |
| Мой дом и моя семья. | 1 | Речевая разминка. Слушание стихотворения М. Шварца «Моя семья». Упражнение в установлении прямых родственных связей. Составление предложений по опоре. | Родственные отношения старше-младше | Учебник, рабочая тетрадь. Сюжетные картинки по теме. EduQuest. | Коррекция и развитие речи, через умение вступать в диалог (отвечать на вопросы, уточнять непонятное); обогащение словарного запаса. |
| «Это слово говорят, если вас благодарят» | 1 | Речевая разминка. Выявление представлений по теме ситуации с опорой на наглядный материал. Моделирование ситуации «Я хочу поблагодарить». Построение реплик-благодарностей по образцу. Проигрывание диалогов по теме. Дополнение составления памятки «Секреты вежливого общения». | «Спасибо», «Большое спасибо», «Очень приятно!», «Я очень рада!» Правила ведения диалога. Речевые формулы: «Можно…пожалуйста!», «Разрешите…», «Можно мне…» | Сюжетные картинки по теме. | Коррекция и развитие речи, через умение вступать в диалог (отвечать на вопросы, уточнять непонятное); обогащение словарного запаса. |
| Ролевая игра по теме: «Вежливые слова» | 1 | Речевая разминка. Рассказ В. Осеевой «Волшебное слово» Моделирование возможных диалогов между героями картинки. Беседа с опорой на иллюстрацию, дополнение деталей ситуации по вопросам учителя. Игра-викторина по теме «Вежливые слова». | Формулы вежливого обращения | Сюжетные картинки по теме. | Коррекция устной речи через формирование умения строить предложения по сюжетным картинкам и опорным словам. |
| Школьная жизнь – 1 час | | | | ||
| Поклонимся памяти героев | 1 | Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию, дополнение деталей ситуации по вопросам учителя, выбор предложения, наиболее подходящего к содержанию картинки, из двух произнесенных учителем). скрашивание картинки.елем). 2. зуемых для сна. 00000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000 Знакомство с традициями празднования «Дня Победы». Составление поздравлений. Тренировочные упражнения в произнесении поздравлений с торжественной интонацией. Конструирование диалогов поздравления и ответной реплики, моделирование и проигрывание диалогов. Раскрашивание картинки. | Родина, солдат, победа, салют. | Сюжетные картинки с изображение праздника | Коррекция и развитие речи, через умение вступать в диалог (отвечать на вопросы, уточнять непонятное); обогащение словарного запаса. |
| Я и мои товарищи – 2 часа | | | | ||
| Если друг попал в беду, помоги ему. | 1 | Речевая разминка. Слушание стихотворения Г.П. Шалаевой «Если друг попал в беду, помоги ему» Составление диалогов по картинке. Дополнение предложений с опорой на сюжетные картинки. Выявление представлений детей по теме «Опасные ситуации» с помощью вопросов учителя и с опорой на иллюстративный материал. Рассказ по сюжетным картинкам | «Чем могу тебе помочь», «Я тебе помогу» | Сюжетные картинки по теме, мультимедийное оборудование EduQuest. | Коррекция и развитие речи, через умение вступать в диалог (отвечать на вопросы, уточнять непонятное); активация словарного запаса детей. |
| Не надо больше ссориться. | 1 | Речевая разминка. Слушание стихотворения Э. Мошковская «Не надо больше ссориться». Моделирование спорных ситуации и способы их решения. Дополнение предложений с опорой на сюжетные картинки. Составление коротких высказываний по сюжетным картинкам «Как мы поссорились», «Как мы договорились». Проигрывание диалогов между детьми с использованием соответствующей мимики, силы голоса, жестов. Игра «Что такое хорошо?» Подведение итогов работы по составлению памятки «Секреты вежливого общения». | «Прости, пожалуйста», «Я нечаянно», «Я не хотел» и др. | Сюжетные картинки по теме. | Коррекция и развитие речи, через умение вступать в диалог (отвечать на вопросы, уточнять непонятное); активация словарного запаса детей. |
| Мир природы – 4 часа | | | | ||
| «К нам весна шагает...» | 1 | Речевая разминка. Слушание стихотворения А. Плещеева «Весна». Составление диалога по сюжетной картинке «Весенняя экскурсия». Игра «Сложи картинку и назови, что получилось». Слушание стихотворения «Подснежник» Е. Серовой. Название первых весенних цветов. Отгадывание загадок. Зарисовка весенних цветов. | Времена года, весна, сезонные изменения. Подснежник, мать-и-мачеха, ветреница | Серии сюжетных картин, мультимедийное оборудование EduQuest. | Коррекция связной речи через формирование умения составлять предложений с опорой на иллюстративный материал. |
| Скоро лето! | 1 | Речевая разминка. Слушание стихотворения И. Гуриной «Здравствуй лето!», пословицы, поговорки о лете. Подбор предложений к иллюстрации. Составление связных высказываний описательного типа на основе анализа иллюстраций. Отгадывание загадок. Зарисовка иллюстрации о лете. | Лето, каникулы, | Сюжетные и предметные картинки о лете, мультимедийное оборудование EduQuest. | Коррекция связной речи через формирование умения составлять предложений с опорой на иллюстративный материал. |
| Летняя одежда. | 1 | Речевая разминка. Слушание стихотворения И. Гуриной «Здравствуй, лето!» Беседа «В чём пойти на улицу», «Как одеться, если дождик» с опорой на сюжетные картинки и заданные ситуации. Составление предложений по сюжетным картинкам. | Называние предметов одежды и обуви. Летние месяцы | Сюжетные и предметные картинки о лете, мультимедийное оборудование EduQuest. | Коррекция связной речи через формирование умения составлять предложений с опорой на иллюстративный материал. |
| Летние развлечения. | 1 | Речевая разминка. Отгадывание загадок, игра «Доскажи словечко». Слушание стихотворения о летних занятиях детей. Беседа «Давай поиграем», «Мы едем купаться», «Как вести себя в лесу». Составление предложений по сюжетным картинкам. Правила безопасного поведения на водоёмах, в лесах. Игра «Морские фигуры». | Правила поведения в лесу, на водоеме летом. | Сюжетные и предметные картинки о лете, мультимедийное оборудование EduQuest. | Коррекция и развитие памяти через запоминание связной по смыслу информации; речи, через умение вступать в диалог (отвечать на вопросы, уточнять непонятное).. |
7