Рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» в 3–4 классах (АООП, вариант 1)
Рабочая программа утверждена на 2020-2021 учебный год
Приказ №96-од от 24.08.2020 года
Рабочая программа
учебного предмета «Речевая практика»
3-4 класс
Адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с умственной отсталостью, вариант 1
Разработана Лябиной Е.С.,
учителем специального (коррекционного) класса
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) МКОУ СОШ №2 п.Жигалово, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1599).
Основная цель изучения предмета заключается в направленном исправлении дефектов общего и речевого развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Основные задачи реализации содержания:
расширение представлений об окружающей действительности;
обогащение лексической и грамматико-синтаксической сторон речи;
развитие навыков связной устной речи;
развитие навыков устной коммуникации и их применение в различных ситуациях общения;
ознакомление со средствами устной выразительности, овладение нормами речевого этикета.
Общая характеристика учебного предмета
Речевая практика как школьный учебный предмет имеет коррекционно-развивающее значение. Уроки речевой практики оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферу, способствуют формированию личности обучающегося с умственной отсталостью, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Изобразительное искусство» во 3,4 классах рассчитан на 68 часов в год в каждом классе, занятия проводятся по 2 часа в неделю.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину;
воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты
Минимальный уровень:
формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;
участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;
выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя;
участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка; ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач.
Достаточный уровень:
понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы;
понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя;
выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;
активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций; высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;
участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;
составление рассказов с опорой на картинный или картинно- символический план.
Формирование базовых учебных действий
Личностные учебные действия — осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик- ученик, ученик-класс, учитель-класс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия включают следующие умения:
адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:
выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
устанавливать видо-родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; читать; писать; выполнять арифметические действия; наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).
Содержание учебного предмета
Аудирование и понимание речи. Выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном виде.
Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению).
Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов. слов, предложений.
Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудионосителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.
Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.
Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма. открытки и др.). Условные знаки в общении людей.
Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио.
Виртуальное общение. Общение в социальных сетях.
Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.
Организация речевого общения
Базовые формулы речевого общения
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста...»). Обращение в письме, в поздравительной открытке.
Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся». «Меня зовут...», «Меня зовут... а тебя?». Формулы «Это...», «Познакомься пожалуйста, это...». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.
Формулы «доброе утро», «добрый день», «добрый вечер», «спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании «Приходи(те) еще». «Заходи(те)». «Звони(те)».
Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с...». «Поздравляю с праздником...» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе ...», «Желаю Вам...». «Я хочу пожелать...». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)». «Я хочу подарить тебе...» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.
Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой...». «Как хорошо ты...», «Как красиво!» и др.
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите, пожалуйста...». «Попросите, пожалуйста...», «Можно попросить (позвать)...»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да». «Я слушаю».
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям.
Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста...», «Можно... пожалуйста!». «Разрешите...». «Можно мне...», «Можно я...».
Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но...».
Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо...|имя|»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)»,«Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).
Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно». «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения.
Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!»
Темы речевых ситуаций
«Я дома» (общение с близкими людьми, приём гостей)
«Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение в школе, в секции, в творческой студии)
«Я за порогом дома» (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью (в том числе в экстренной ситуации), поведение в общественных местах (кино, кафе и др.)
«Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, в лесу) Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития коммуникативных и речевых умений обучающихся и социальной ситуации их жизни. Например, в рамках лексической темы «Я за порогом дома» для отработки этикетных форм знакомства на уроках могут быть организованы речевые ситуации «Давайте познакомимся!», «Знакомство во дворе», «Знакомство в гостях».
Алгоритм работы над темой речевой ситуации
Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации. Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации.
Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам.
Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.
Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета игры, его вариативности.
Моделирование речевой ситуации.
Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по теме ситуации.
Тематическое планирование, 3 класс
Название тем содержания программы | Количество часов | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
1.Школьная жизнь. 2.Это я! 3.Играем в сказку. 4.Я дома. 5.Я за порогом дома. 6.Я и мои товарищи. 7.Мир природы. | 12 4 12 6 12 12 10 | Наблюдение (внешние признаки, свойства объектов познания, получаемые без вмешательства в них). Работа с книгой (систематизированная информация, изложенная в учебной, научной и научно-популярной литературе). Систематизация знаний (существенные связи и отношения между отдельными элементами системы научных знаний). Решение познавательных задач (проблем) (комплексная разнообразная информация познавательного характера). Эксперимент (существенные, ведущие свойства, закономерности объектов природы, получаемые непосредственно путем вмешательства, воздействия на них). |
Тематическое планирование, 4 класс
Название тем содержания программы | Количество часов | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
1.Школьная жизнь. 2.Это я! 3.Играем в сказку. 4.Я дома. 5.Я за порогом дома. 6.Я и мои товарищи. 7.Мир природы. 8.Резерв | 6 6 12 6 6 18 6 8 | Наблюдение (внешние признаки, свойства объектов познания, получаемые без вмешательства в них). Работа с книгой (систематизированная информация, изложенная в учебной, научной и научно-популярной литературе). Систематизация знаний (существенные связи и отношения между отдельными элементами системы научных знаний). Решение познавательных задач (проблем) (комплексная разнообразная информация познавательного характера). Эксперимент (существенные, ведущие свойства, закономерности объектов природы, получаемые непосредственно путем вмешательства, воздействия на них). |
Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
1)кабинет для занятий;
2)специальные учебники;
3)возможность использования ноутбука из кабинета №6 с выходом в Интернет;
4) комплекты наглядно-иллюстративного материала из фондов кабинетов начальных классов.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1599).
2. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Москва «Просвещение» 2017год).
3.Учебник «Речевая практика 3 класс» С.В.Комарова (Москва «Просвещение»), «Речевая практика 4 класс» С.В.Комарова (Москва «Просвещение»).
приложение к рабочей программе по речевой практике
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС
№ | Тема урока | Количество часов | Дата по плану | Дата корректировки |
1-6 | Снова в школу! | 6 | | |
7-12 | Мы собрались поиграть… | 6 | | |
13-18 | В библиотеке. | 6 | | |
19-24 | Сказки про Машу. | 6 | | |
25-30 | Отправляюсь в магазин. | 6 | | |
31-36 | Телефонный разговор | 6 | | |
37-42 | Я – зритель. | 6 | | |
43-48 | Какая сегодня погода? | 6 | | |
49-54 | Снегурочка. | 6 | | |
55-60 | Весёлый праздник. | 6 | | |
61-64 | Учимся понимать животных. | 4 | | |
65-68 | Узнай меня! | 4 | | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС
№ | Тема урока | Количество часов | Дата по плану | Дата корректировки |
1-6 | Делимся новостями. | 6 | | |
7-12 | Я выбираю книгу. | 6 | | |
13-18 | Петушок – Золотой гребешок. | 6 | | |
19-24 | Сочиняем сказку. | 6 | | |
25-30 | У телевизора. | 6 | | |
31-36 | Знаки – помощники. | 6 | | |
37-42 | В гостях у леса. | 6 | | |
43-48 | Задушевный разговор. | 6 | | |
49-54 | Приглашение. | 6 | | |
55-60 | Поздравляю! | 6 | | |
61-68 | Резерв | 8 | | |