Рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» в 3–4 классах (АООП, вариант 1)

2
0
Материал опубликован 24 February 2021 в группе

Рабочая программа утверждена на 2020-2021 учебный год

Приказ №96-од от 24.08.2020 года


Рабочая программа

учебного предмета «Речевая практика»

3-4 класс

Адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с умственной отсталостью, вариант 1


Разработана Лябиной Е.С.,

учителем специального (коррекционного) класса


Пояснительная записка

Рабочая программа  по учебному предмету «Речевая практика» составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) МКОУ СОШ №2 п.Жигалово, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1599).

Основная цель изучения предмета заключается в направленном исправлении дефектов общего и речевого развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Основные задачи реализации содержания:

расширение представлений об окружающей действительности;

обогащение лексической и грамматико-синтаксической сторон речи;

развитие навыков связной устной речи;

развитие навыков устной коммуникации и их применение в различных ситуациях общения;

ознакомление со средствами устной выразительности, овладение нормами речевого этикета.


Общая характеристика учебного предмета

Речевая практика как школьный учебный предмет имеет коррекционно-развивающее значение. Уроки речевой практики оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферу, способствуют формированию личности обучающегося с умственной отсталостью, воспитанию у него положительных навыков и привычек.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Изобразительное искусство» во 3,4 классах рассчитан на 68 часов в год в каждом классе, занятия проводятся по 2 часа в неделю.


Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину;

воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

проявление готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты

Минимальный уровень:

формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;

участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;

восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;

выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя;

участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка; ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач.

Достаточный уровень:

понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы;

понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя;

выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;

активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций; высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;

участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;

составление рассказов с опорой на картинный или картинно- символический план.


Формирование базовых учебных действий


Личностные учебные действия — осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:

вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик- ученик, ученик-класс, учитель-класс);

использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

обращаться за помощью и принимать помощь;

слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Регулятивные учебные действия включают следующие умения:

адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных кри­териев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:

выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;

устанавливать видо-родовые отношения предметов;

делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; читать; писать; выполнять арифметические действия; наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;

работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).

Содержание учебного предмета

Аудирование и понимание речи. Выполнение простых и составных уст­ных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном виде.

Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению).

Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных сло­гов. слов, предложений.

Слушание небольших литературных произведений в изложении педаго­га и с аудионосителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пере­сказ.

Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной мотори­ки. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использо­вание силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.

Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, пись­ма. открытки и др.). Условные знаки в общении людей.

Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио.

Виртуальное общение. Общение в социальных сетях.

Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.

Организация речевого общения

Базовые формулы речевого общения

Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые об­ращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) об­ращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, де­вушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым челове­ком без обращения («Скажите, пожалуйста...»). Обращение в письме, в по­здравительной открытке.

Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомим­ся». «Меня зовут...», «Меня зовут... а тебя?». Формулы «Это...», «Познакомь­ся пожалуйста, это...». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).

Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помо­щью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмот­реть в глаза человеку.

Формулы «доброе утро», «добрый день», «добрый вечер», «спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастли­во», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Разверты­вание формул с помощью обращений.

Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как де­ла?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании «Приходи(те) еще». «Заходи(те)». «Звони(те)».

Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.

Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с...». «Поздравляю с праздником...» и их развертывание с помощью обращения по имени и от­честву.

Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе ...», «Желаю Вам...». «Я хочу пожелать...». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.

Поздравительные открытки.

Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)». «Я хочу подарить тебе...» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравле­ния и подарки.

Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой...». «Как хорошо ты...», «Как красиво!» и др.

Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, об­ращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к теле­фону («Позовите, пожалуйста...». «Попросите, пожалуйста...», «Можно по­просить (позвать)...»). Распространение этих формул с помощью привет­ствия. Ответные реплики адресата «алло», «да». «Я слушаю».

Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям.

Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуй­ста...», «Можно... пожалуйста!». «Разрешите...». «Можно мне...», «Можно я...».

Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но...».

Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо...|имя|»), благодар­ность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)»,«Спасибо, и тебя (Вас) по­здравляю»).

Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно». «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотиви­ровка при извинении.

Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения.

Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, по­дарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!»

Темы речевых ситуаций

«Я дома» (общение с близкими людьми, приём гостей)

«Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение в шко­ле, в секции, в творческой студии)

«Я за порогом дома» (покупка, поездка в транспорте, обращение за по­мощью (в том числе в экстренной ситуации), поведение в общественных местах (кино, кафе и др.)

«Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, в лесу) Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития ком­муникативных и речевых умений обучающихся и социальной ситуации их жизни. Например, в рамках лексической темы «Я за порогом дома» для от­работки этикетных форм знакомства на уроках могут быть организованы речевые ситуации «Давайте познакомимся!», «Знакомство во дворе», «Знакомство в гостях».

Алгоритм работы над темой речевой ситуации

Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации. Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуа­ции.

Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам.

Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.

Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета игры, его вариативности.

Моделирование речевой ситуации.

Составление устного текста (диалогического или несложного монологи­ческого) по теме ситуации.



Тематическое планирование, 3 класс


Название тем содержания программы

Количество

часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

1.Школьная жизнь.

2.Это я!

3.Играем в сказку.

4.Я дома.

5.Я за порогом дома.

6.Я и мои товарищи.

7.Мир природы.



12

4

12

6

12

12

10



Наблюдение (внешние признаки, свойства объектов познания, получаемые без вмешательства в них).

Работа с книгой (систематизированная информация, изложенная в учебной, научной и научно-популярной литературе).

Систематизация знаний (существенные связи и отношения между отдельными элементами системы научных знаний).

Решение познавательных задач (проблем) (комплексная разнообразная информация познавательного характера).

Эксперимент (существенные, ведущие свойства, закономерности объектов природы, получаемые непосредственно путем вмешательства, воздействия на них).


Тематическое планирование, 4 класс


Название тем содержания программы

Количество

часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

1.Школьная жизнь.

2.Это я!

3.Играем в сказку.

4.Я дома.

5.Я за порогом дома.

6.Я и мои товарищи.

7.Мир природы.

8.Резерв



6

6

12

6

6

18

6

8

Наблюдение (внешние признаки, свойства объектов познания, получаемые без вмешательства в них).

Работа с книгой (систематизированная информация, изложенная в учебной, научной и научно-популярной литературе).

Систематизация знаний (существенные связи и отношения между отдельными элементами системы научных знаний).

Решение познавательных задач (проблем) (комплексная разнообразная информация познавательного характера).

Эксперимент (существенные, ведущие свойства, закономерности объектов природы, получаемые непосредственно путем вмешательства, воздействия на них).


Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности

1)кабинет для занятий;

2)специальные учебники;

3)возможность использования ноутбука из кабинета №6 с выходом в Интернет;

4) комплекты наглядно-иллюстративного материала из фондов кабинетов начальных классов.


Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1599).

2. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Москва «Просвещение» 2017год).

3.Учебник «Речевая практика 3 класс» С.В.Комарова (Москва «Просвещение»), «Речевая практика 4 класс» С.В.Комарова (Москва «Просвещение»).


приложение к рабочей программе по речевой практике



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС


Тема урока

Количество часов

Дата по плану

Дата корректировки

1-6

Снова в школу!

6



7-12

Мы собрались поиграть…

6



13-18

В библиотеке.

6



19-24

Сказки про Машу.

6



25-30

Отправляюсь в магазин.

6



31-36

Телефонный разговор

6



37-42

Я – зритель.

6



43-48

Какая сегодня погода?

6



49-54

Снегурочка.

6



55-60

Весёлый праздник.

6



61-64

Учимся понимать животных.

4



65-68

Узнай меня!

4



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС


Тема урока

Количество часов

Дата по плану

Дата корректировки

1-6

Делимся новостями.

6



7-12

Я выбираю книгу.

6



13-18

Петушок – Золотой гребешок.

6



19-24

Сочиняем сказку.

6



25-30

У телевизора.

6



31-36

Знаки – помощники.

6



37-42

В гостях у леса.

6



43-48

Задушевный разговор.

6



49-54

Приглашение.

6



55-60

Поздравляю!

6



61-68

Резерв

8







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации