Рабочая программа по русскому языку для учащихся 3 класса на 2019/2020 учебный год
Приложение к АООП (вариант 1), утвержденной приказом КОУ «Леушинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
от 28.08.2019 г. № 246-од
казенное образовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Леушинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья»
| СОГЛАСОВАНО заместитель директора по учебной работе КОУ «Леушинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» ___________________ О.В. Астапенко 27.08.2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
РУССКИЙ ЯЗЫК
для учащихся 3-А класса
на 2019/2020 учебный год
Cоставитель: А.И. Нугаева
учитель начальных классов
Леуши, 2019
Рабочая программа по учебному предмету Русский язык для учащихся 3-А класса на 2019/2020 учебный год составлена на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), утвержденной приказом директора № 246-од от 2019 г.
Рассмотрена на заседании методического объединения учителей начальных классов
протокол № 1 от 26.08.2019 г.
Руководитель методического объединения __________________ А.Л. Курманьшина
(подпись) (И.О.Ф.)
Пояснительная записка
Программа составлена на основе Адаптированной основной общеобразовательной
программы (вариант 1) (1–4 классы), утверждённой приказом КОУ «Леушинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 28.08.2019 г. № 246-од, программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида. Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации. Москва, «Просвещение», 2008 г. Под редакцией В.В. Воронковой. Автор В.В. Воронкова.
Обучение русскому языку детей с интеллектуальными нарушениями предполагает формирование у них коммуникативно-речевых умений, владение которыми в дальнейшем поможет выпускникам специальных (коррекционных) учреждений VIII вида максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в обществе.
Цель учебного предмета - формирование и совершенствование грамматических знаний, умений, навыков; владение языком в разных сферах речевого общения.
Задачи:
овладение элементарными знаниями по грамматике для приобретения практических навыков устной и письменной речи;
формирование основных орфографических и пунктуационных навыков;
повышение уровня общего и речевого развития обучающихся;
формирование познавательной деятельности обучающихся и коррекция их недостатков;
формирование фонетически правильного письма и письма по правилу;
формирование у школьников навыков связной устной и письменной речи;
совершенствование техники письма;
развитие мелкой моторики рук и их координирования;
воспитание интереса к родному языку;
подготовка обучающихся к полноценному общению и адаптации в обществе.
Общая характеристика учебного предмета
Особенности обучения
Русский (родной) язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения языку обусловливает его специфику. Все знания учащихся, получаемые ими в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.
В младших классах обучающимся с интеллектуальными нарушениями даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике прежде всего необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, для воспитания интереса к родному языку. Обучающиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию. Умение анализировать, обобщать, группировать, систематизировать элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.
Особенности класса
Для учащихся данного класса характерна умственная отсталость в лёгкой степени, которая сочетается с низкой целенаправленностью деятельности, низкой точностью и прочностью запоминания, нарушением речи.
Обучающиеся с лёгкой умственной отсталостью имеют недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно определить главное в изучаемом материале, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Испытывают затруднения в понимании материала во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Им характерна низкая самостоятельность. Темп деятельности познавательной активности соответствует среднему показателю класса.Самоконтроль развит недостаточно хорошо. Словарный запас состоит из наиболее часто употребляемых в обиходе слов и выражений. Речь у части детей с нарушениями звукопроизношения.
Внимание произвольное, но с нарушением распределения. К середине урока появляется утомление. Эмоционально-волевая сфера является недостаточно зрелой. Дети понимают и сохраняют учебную задачу, но во время работы отвлекаются.
Обучающиеся испытывают затруднения в усвоении программ по учебным предметам в связи с выраженными нарушениями и (или) искажениями процессов познавательной деятельности, прежде всего: восприятия, мышления, внимания, памяти.
Знания детей с легкой умственной отсталостью усваиваются чисто механически, быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший объем знаний и умений, чем предполагается программой коррекционной школы.
На основании проведенных исследований были выделены группы учащихся в зависимости от возможностей усвоения ими учебного материала по русскому языку, математике, труду, вычленены специфические затруднения, мешающие процессу получения знаний и умений. Это послужило основанием для определения типологических особенностей школьников и деления их на группы.
Первую группу (15—20% или 1 ученик) составляют ученики, наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания, даже измененные, они, как правило, выполняют самостоятельно, правильно используя имеющийся опыт. Умение объяснять свои действия словами свидетельствует о сознательном усвоении этими учащимися программного материала. Им доступен некоторый уровень обобщения. Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных применяют на практике. Для выполнения сравнительно сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого.
Так, на уроках русского языка ученики, включенные в первую группу, достаточно легко овладевают звукобуквенным анализом, первоначальными навыками письма и чтения, усваивают несложные правила правописания. Они хорошо понимают содержание прочитанных текстов, отвечают на вопросы по содержанию, могут соотнести свои ответы с определенным местом текста, озаглавить части текста, составить простейший план и пересказать текст по плану. Все задания, как легкие, так и трудные, выполняют безошибочно или с единичными ошибками, которые сами могут найти и исправить. На доступном их развитию уровне эти школьники овладевают устной и письменной речью.
К третьей группе (35—40%) относятся ученики, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической).
Успешность усвоения знаний, в первую очередь, зависит от понимания детьми того, что им сообщается. Для этих учащихся характерно недостаточное осознание нового материала. Им трудно выделить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Они плохо понимают материал во время фронтальных занятий, нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесенных ко второй группе.
Несмотря на трудности усвоения материала, ученики в основном не теряют приобретенных знаний и умений, могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько измененное задание воспринимают как новое. Это свидетельствует о низкой способности учащихся данной группы обобщать, выбирать из суммы полученных знаний и умений нужное и применять адекватно поставленной задаче.
Школьники третьей группы в процессе обучения в некоторой мере преодолевают инертность. Значительная помощь им нужна главным образом в начале выполнения задания, после чего они могут работать самостоятельно, пока не встретятся с новой трудностью. Деятельность Учеников этой группы нужно постоянно организовывать, пока они не оимут основного в изучаемом материале. После этого школьники Увереннее выполняют задания и лучше дают словесный отчет о нем. Это говорит хотя и о затрудненном, но в определенной мере осознанном процессе усвоения.
Трудности обучения русскому языку у детей этой группы проявляются прежде всего там, где требуется аналитико-синтетическая деятельность. Ученики медленно овладевают звукобуквенным анализом, навыками грамотного письма. Они могут заучить правила правописания, но применяют их на практике механически. Их отличает неумение построить фразу, несформированность связной устной и письменной речи.
К четвертой группе (10—15%) относятся учащиеся, которые овладевают учебным материалом на самом низком уровне. При этом только фронтального обучения им явно недостаточно. Они нуждаются в выполнении большого числа упражнений, введении дополнительных приемов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ. Они не могут сделать выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт. При выполнении любого задания учащимся требуется четкое неоднократное объяснение учителя. Помощь учителя в виде прямой подсказки одни ученики используют верно, другие и в этих условиях допускают ошибки. Эти школьники не видят ошибок в работе, им требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению. Каждое последующее задание они воспринимают как новое. Знания усваивают чисто механически, быстро забывают. Им доступен значительно меньший объем знаний и умений, чем предлагается программой коррекционной школы VIII вида.
Ученики данной группы овладевают в основном первоначальными навыками чтения и письма. При звукобуквенном анализе они допускают много ошибок, плохо усваивают правила правописания, которые они не могут использовать на практике. Школьники с трудом понимают не только сложные тексты с пропущенными звеньями, причинно-следственными связями и отношениями, но и простые, с несложным сюжетом. Связная устная и письменная речь формируется у них медленно, отличается фрагментарностью, значительным искажением смысла.
Описание места учебного предмета
Обучение чтению детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляется в 3 классе в течение всего года.
На изучение русского языка в 3 классе отводится 136 часов (4 часа в неделю).
Образовательная область | Предмет | Класс | Кол-во часов в неделю | I ч. | II ч. | III ч. | IV ч. | За год |
Язык и речевая практика | Русский язык | 3-А | 4 | 32 | 32 | 40 | 32 | 136 |
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Содержание учебного предмета
Повторение - 9 часов
Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения, точка в конце. Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов.
Выделение предложений из речи и текста.
Звуки и буквы – 68 часов
Звуки и буквы. Алфавит. Расположение в алфавитном порядке нескольких слов. Порядок букв в русской азбуке. Звуки гласные и согласные. Ударение. Постановка ударения в двухсложных и трехсложных словах. Слогообразующая роль гласных. Деление слова на слоги. Перенос части слова при письме. Гласные ударные и безударные.
Согласные твёрдые и мягкие. Различение твердых и мягких согласных. Обозначение мягкости согласных в конце и в середине слова буквой ь. Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Правописание слогов жи-ши. Правописание слогов ча-ща. Правописание слогов чу-щу. Правописание слогов жи-ши, ча-ща, чу-щу. Парные звонкие и глухие согласные. Написание звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка написания путем изменения формы слова (гриб – грибы). Разделительный мягкий знак (ь). Правописание слов на изученные правила. Парные согласные на конце слова
Слово – 39 часов
Названия предметов. Выделение в тексте слов, обозначающих названия предметов. Употребление в речи названий предметов в различных формах. Расширение круга собственных имен: названия городов, сел, деревень, улиц. Большая буква в названиях городов, сёл, деревень, улиц. Домашний адрес, адрес школы. Нахождение в тексте слов, обозначающих действие предметов. Закрепление знаний о словах, обозначающих действия. Нахождение в тексте слов, обозначающих действие предметов. Нахождение слов, обозначающих признаки (качества) в тексте. Слова, обозначающие признаки (качества) предметов. Слова, обозначающие действия предметов. Называние признака данного предмета по вопросам: какой? какая? какое? какие? Слова, обозначающие признаки предметов. Предлог. Нахождение предлогов. Правописание предлогов.
Предложение – 15 часов
Практическое знакомство с построением простого предложения. Практическое построение простого предложения. Составление предложений с употреблением падежей. Составление предложений из слов, данных в начальной форме. Составление предложений на заданную учителем тему.
Повторение – 2 часа.
Повторение изученного материала за год.
Словарь – 2 часа.
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№ | Тема | Кол-во часов | Дата | Формируемые представления | Содержание, основные виды учебной деятельности обучающихся | Материалы и оборудование | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
1 четверть (32 часа) | |||||||
Повторение (10 ч.) | |||||||
1-2 | Употребление простого предложения. | 2 | | Систематизиация знаний учащихся о предложении. | 1.Работа с сюжетными картинками, учебником по составлению предложений. 2.Работа в тетрадях. 3.Работа со словарём. | Учебники Сюжетные картинки | |
3-4 | Большая буква в начале предложения, точка в конце. | 2 | | Закрепление умения писать предложения с большой буквы и ставить точку в конце предложения. | 1.Работа с сюжетными картинками, 2.Выполнение заданий учебника по составлению предложений. 3.Работа в тетрадях. 4.Работа со словарём. | Учебники Таблица « Большая буква в начале предложения» | |
5-7 | Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов. | 3 | | Развитие умения в составлении предложений по вопросу, картинке, на тему из слов. | 1.Работа с сюжетными картинками, 2.Выполнение заданий учебника по составлению предложений. | Учебники Сюжетные картинки ТСО | |
8-9 | Выделение предложений из речи и текста | 2 | | Развитие умения выделять предложения из речи и текста. | 1.Работа с сюжетными картинками. 2.Выполнение заданий учебника по составлению предложений. | Учебники Индивидуальные карточки | |
10 | Выделение предложений из речи и текста. | 1 | | Формирование правильного письма и письма по правилу | 1.Работа с текстами. 2.Составление предложений по сюжетным картинкам. 3.Работа по учебнику и в тетради | Учебники Индивидуальные карточки | |
Звуки и буквы (68 ч.) | |||||||
11-13 | Звуки и буквы. | 3 | | Формирование орфографической зоркости, развитие фонематического слуха. | 1.Выполнение заданий с предметными картинками. 2.Работа по карточкам слов с пропущенными гласными. 3.Работа в тетради | Учебники Таблица «Алфавит» Предметные картинки | |
14-16 | Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. | 3 | | Формирование умения анализировать слова по звуковому составу | 1.Выполнение заданий с предметными картинками. 2.Расположение слов в алфавитном порядке 3. Работа по учебнику и в тетради | Учебники Таблица «Алфавит» Предметные картинки | |
17-19 | Гласные и согласные звуки и буквы | 3 | | Формирование умения различать гласные и согласные звуки и буквы | 1.Выполнение заданий с предметными картинками. 2.Работа по карточкам слов с пропущенными гласными. 3.Работа в тетради | Учебники Тетради Предметные картинки Словари | |
20 | Входная контрольная работа.
| 1 | | Формировать орфографическую зоркость, развитие фонематического слуха | 1.Работа по индивидуальным карточкам. 2. Письмо под диктовку. 3.Звукобуквенный анализ слова. | Тетради для контрольных работ Индивидуальные карточки | |
21 | Работа над ошибками. | 1 | | Формирование умения различать гласные и согласные звуки и буквы | 1.Работа по индивидуальным карточкам. 2. Письмо под диктовку. 3.Звукобуквенный анализ слова. | Тетради для контрольных работ Индивидуальные карточки | |
22-24 | Гласные буквы е, ё, и, э, ю, я | 3 | | Формировать орфографическую зоркость, развитие фонематического слуха | 1.Выполнение заданий с предметными картинками. 2.Работа по карточкам слов с пропущенными гласными. 3.Работа в тетради | Учебники Тетради Предметные картинки Словари | |
25 | Контрольная работа за 1 четверть. | 1 | | Проверка знаний по пройденным темам 1четверти | 1.Работа в тетрадях для контрольных работ 2. Выполнение заданий по теме. 3.Письмо под диктовку | Тетради для контрольных работ Индивидуальные карточки | |
26 | Работа над ошибками. | 1 | | Развитие умения находить и исправлять ошибки | 1.Работа по индивидуальным карточкам. 2. Письмо под диктовку. 3.Звукобуквенный анализ слова. | Тетради для контрольных работ Индивидуальные карточки | |
27-29 | Ударение в слове. | 3 | | Развитие умения различать гласные ударные и безударные | 1.Выполнение заданий по слоговой таблице. 2.Индивидуальная работа по постановке ударения в словах. 3.Работа в тетрадях. | Учебники Тетради Предметные картинки Словари | |
30-32 | Постановка ударения в двухсложных и трехсложных словах. | 3 | | Развитие умения в постановке ударения в двухсложных и трехсложных словах. | 1.Выполнение заданий по слоговой таблице. 2.Индивидуальная работа по постановке ударения в словах. 3.Работа в тетрадях | Учебники Тетради Предметные картинки | |
2 четверть (32 часа) | |||||||
1-3 | Слог как часть слова. Деление слова на слоги. | 3 | | Развитие умения определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги | 1.Чтение набора слогов для составления слов. 2.Работа по выполнению подписей к рисункам с пропущенными слогами. 3.Работа в тетрадях | Учебники Тетради Предметные картинки Словари | |
4-6 | Перенос слов при письме. Гласные ударные и безударные. | 3 | | Развитие умения переноса слов по слогам | 1.Работа со слогами для составления подписей к ним. 2.Выполнение подписей к рисункам с пропущенными слогами. 3.Работа в тетрадях. | Тетради Предметные картинки | |
7-9 | Твёрдые и мягкие согласные. | 3 | | Развитие умения различать твёрдые и мягкие согласные | 1.Работа с таблицей «Твёрдые и мягкие согласные». 2.Работа в тетрадях. 3.Работа с предметными картинками. | Таблица « Твёрдые и мягкие согласные» Учебники Предметные картинки
| |
10-12 | Различение твердых и мягких согласных | 3 | | Развитие умения различать твёрдые и мягкие согласные | 1.Работа с таблицей «Твёрдые и мягкие согласные». 2.Работа в тетрадях. 3.Работа со словарём. 4.Работа с предметными картинками. | Таблица « Твёрдые и мягкие согласные» Учебники Предметные картинки | |
13-15 | Обозначение мягкости согласных в конце и в середине слова буквой ь | 3 | | Развитие умения обозначать мягкость согласных на письме с помощью буквы Ь | 1.Работа с таблицей «Мягкие согласные». 2.Работа в тетрадях. 3.Работа со словарём. 4.Работа с предметными картинками. | Таблица « Твёрдые и мягкие согласные» Учебники Предметные картинки | |
16 | Проверочная работа по теме «Твёрдые и мягкие согласные » | 1 | | Проверка знаний учащихся о твёрдых и мягких согласных | 1.Работа с предметными картинками. 2.Выполнение заданий по теме 3.Работа со словарём | Тетради для контрольных работ Индивидуальные карточки | |
17 | Работа над ошибками. | 1 | | Формирование правильного письма и письма по правилу | 1.Работа с предметными картинками. 2.Выполнение заданий по теме 3.Работа со словарём | Тетради для контрольных работ Индивидуальные карточки | |
18-19 | Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими | 2 | | Дать понятие о гласных после шипящих. | 1.Работа с предметными картинками. 2.Выполнение заданий на карточках со словами. 3.Работа со словарём | Тетради для контрольных работ Индивидуальные карточки | |
20-21 | Правописание слогов жи-ши | 2 | | Развитие умения правильно обозначать на письме сочетания жи-ши | 1.Работа с предметными картинками. 2.Выполнение заданий на карточках со словами. 3.Работа со словарём | Таблица «Гласные после шипящих» Учебники Предметные картинки | |
22-23 | Правописание слогов ча-ща | 2 | | Развитие умения правильно обозначать на письме сочетания ча-ща | 1.Работа с предметными картинками. 2.Выполнение заданий на карточках со словами. 3.Работа со словарём | Таблица «Гласные после шипящих» Учебники Предметные картинки | |
24-25 | Правописание слогов чу-щу. | 2 | | Развитие умения правильно обозначать на письме сочетания чу-щу | 1.Работа с предметными картинками. 2.Выполнение заданий на карточках со словами. 3.Работа со словарём | Таблица «Гласные после шипящих» Учебники Предметные картинки | |
26-27 | Правописание слогов жи-ши, ча-ща, чу-щу. | 2 | | Развитие умения правильно обозначать на письме сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу | 1.Работа с предметными картинками. 2.Выполнение заданий на карточках со словами. 3.Работа со словарём | Таблица «Гласные после шипящих» Учебники Предметные картинки | |
28 | Контрольная работа за 2 четверть. | 1 | | Развитие слухового восприятия через письмо под диктовку | 1.Работа по индивидуальным карточкам. 2. Письмо под диктовку. 3.Выполнение заданий по пройденным темам | Тетради для контрольных работ Индивидуальные карточки | |
29 | Работа над ошибками | 1 | | Развитие умения правильно обозначать на письме сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу | 1.Работа в контрольных тетрадях. 2.Анализ контрольной работы. 3.Работа с учебником. | Тетради для контрольных работ Индивидуальные карточки | |
30-32 | Парные звонкие и глухие согласные | 3 | | Развитие умения различать звонкие и глухие согласные | 1.Работа с цветными полосками 2.Выполнение заданий по карточкам 3.Работа в тетрадях | Таблица «Парные звонкие и глухие согласные» Индивидуальные карточки | |
3 четверть (40 часов) | |||||||
1-3 | Написание звонких и глухих согласных на конце слова. | 3 | | Развитие умения различать звонкие и глухие согласные | 1.Работа в тетради по написанию согласных букв. 2.Работа с «веерами» 3. Выполнение заданий на карточках со словами. | Таблица «Парные звонкие и глухие согласные» Учебники, вееры | |
4-6 | Проверка написания путем изменения формы слова (гриб – грибы) | 3 | | Формирование правильного письма и письма по правилу | 1.Выполнение заданий по картинкам. 2.Работа с цветными карандашами. 3.Работа с учебником. | Таблица «Парные звонкие и глухие согласные» Учебники | |
7 | Диктант «Парные звонкие и глухие согласные» | 1 | | Проверка знаний по теме. Развивать умение различать звонкие и глухие согласные | 1.Работа в контрольных тетрадях. 2.Подчёркивание букв цветными карандашами. 3.Работа с учебником. | Тетради для контрольных работ Индивидуальные карточки | |
8 | Работа над ошибками | 1 | | Закрепление способа проверки парных согласных путем изменения формы слова | 1.Работа в контрольных тетрадях. 2.Подчёркивание букв цветными карандашами. 3.Работа с учебником. | Тетради для контрольных работ Индивидуальные карточки | |
9-11 | Парные согласные на конце слова | 3 | | Закрепление способа проверки парных согласных путем изменения формы слова | 1.Выполнение заданий по картинкам. 2.Работа с цветными карандашами. 3.Работа с учебником. | Таблица «Парные звонкие и глухие согласные» Учебники, вееры | |
12-14 | Разделительный мягкий знак (ь) | 3 | | Формирование правильного письма и письма по правилу «Разделительный ь перед гласными». | 1.Работа с таблицей «Разделительный ь перед гласными». 2.Работа в тетрадях. 3.Работа с предметными картинками. | Учебники Тетради Предметные картинки Словари | |
Слово (39 ч.) | |||||||
15-16 | Названия предметов | 2 | | Формирование умения в постановке вопросов к словам, обозначающим предметы | 1.Работа по карточкам 2.Работа по таблице 3.Постановка вопросов к предметам. 4.Игра «Кто или что?» 5.Работа в тетради | Таблица «Слова, обозначающие предметы» Предметные картинки Словари | |
17-19 | Выделение в тексте слов, обозначающих названия предметов | 3 | | Закрепление способа различать слова, обозначающие один или несколько предметов | 1.Работа по карточкам 2.Работа по таблице 3.Постановка вопросов к предметам. 4.Игра «Кто или что?» 5.Работа в тетради | Тетради Предметные картинки ТСО | |
20- 21 | Употребление в речи названий предметов в различных формах. | 2 | | Развитие умения правильно ставить вопросы к словам, изменять слова по вопросам. | 1.Работа по учебнику и в тетради 2.Работа по таблице 3.Работа со словарём 4.Игра «Измени слово | Тетради Предметные картинки ТСО | |
22 | Диктант по теме «Слова, обозначающие названия предметов» | 1 | | Проверить знания по пройденной теме «Названия предметов» | 1.Работа по индивидуальным карточкам. 2. Письмо под диктовку. 3.Выполнение заданий по пройденной теме | Тетради для контрольных работ Индивидуальные карточки | |
23 | Работа над ошибками. | 1 | | Развитие умения правильно ставить вопросы к словам, изменять слова по вопросам. | 1.Работа в контрольных тетрадях. 2.Анализ контрольной работы. 3.Работа с учебником. | Тетради для контрольных работ Индивидуальные карточки | |
24-26 | Расширение круга собственных имен: названия городов, сел, деревень, улиц | 3 | | Формирование правильного письма и письма по правилу правописание имен собственных | 1.Работа по карточкам 2.Работа по таблице 3.Игра «Города и сёла» 4.Работа по учебнику и в тетради | Таблица «Имена собственные» Предметные картинки Словари | |
27-29 | Большая буква в названиях городов, сёл, деревень, улиц. | 3 | | Формирование правильного письма и письма по правилу правописание имен собственных | 1.Работа по карточкам 2.Работа по таблице 3.Игра «Города и сёла» 4.Работа по учебнику и в тетради | Таблица «Имена собственные» Предметные картинки Словари | |
30 | Домашний адрес, адрес школы. | 1 | | Обучение правильному написанию домашнего адреса и адреса школы. | 1.Работа по учебнику 2.Подписывание адреса на конверте 3.Игра «Мой адрес» | Таблица «Имена собственные» Предметные картинки | |
31 | Проверочная работа «Большая буква в именах собственных» | 1 | | Проверить знания по теме «Имена собственные» | 1.Выполнение заданий по индивидуальным карточкам 2.Письмо под диктовку 3.Работа с учебником | Тетради для контрольных работ Индивидуальные карточки | |
32 | Работа над ошибками | 1 | | Формирование правильного письма и письма по правилу правописание имен собственных | 1.Работа в контрольных тетрадях. 2.Анализ контрольной работы. 3.Работа с учебником. | Тетради для контрольных работ Индивидуальные карточки | |
33-35 | Названия действий.
| 3 | | Уточнение понятия «Действия предметов», учить определять действия предметов. | 1.Работа по сюжетным картинкам. 2.Работа с таблицей 3.Игра «Выполни действия» 4.Работа по учебнику и в тетради | Таблица «Слова, обозначающие действия предметов» Учебники | |
36- 37 | Нахождение в тексте слов, обозначающих действие предметов | 2 | | Систематизация знаний по постановке вопросов к действию предметов | 1.Работа по сюжетным картинкам. 2.Работа с таблицей 3.Игра «Выполни действия» 4.Работа по учебнику и в тетради | Таблица «Слова, обозначающие действия предметов» Учебники | |
38 | Контрольный диктант за 3 четверть. | 1 | | Развитие слухового восприятия через письмо под диктовку | 1.Работа по индивидуальным карточкам. 2. Письмо под диктовку. 3.Выполнение заданий по пройденным темам | Тетради для контрольных работ Индивидуальные карточки | |
39 | Работа над ошибками. | 1 | | Развитие умения находить и исправлять ошибки | 1.Работа в контрольных тетрадях. 2.Анализ контрольной работы. 3.Работа с учебником. | Тетради для контрольных работ Индивидуальные карточки | |
40 | Закрепление знаний о словах, обозначающих действия. | 1 | | Закрепление знаний о словах, обозначающих действия. | 1.Работа по сюжетным картинкам. 2.Работа с таблицей 3.Игра «Выполни действия» 4.Работа по учебнику и в тетради | Таблица «Слова, обозначающие действия предметов» Учебники | |
| | | | 4 четверть (32 часа) | | | |
1-2 | Нахождение слов, обозначающих признаки (качества), в тексте | 2 | | Проверить знания по пройденным темам 3 четверти Развивать умение исправлять ошибки | 1.Работа по индивидуальным карточкам. 2. Письмо под диктовку. 3.Выполнение заданий по пройденным темам | Таблица «Слова, обозначающие признаки предметов» Учебники | |
3-4 | Слова, обозначающие признаки (качества) предметов. | 2 | | Уточнить понятие «Признаки предметов», учить определять признаки предметов. | 1.Игра «Назови признаки предмета» 2.Работа по таблице 3. Работа по учебнику и в тетради | Таблица «Слова, обозначающие признаки предметов» Учебники | |
5-6 | Называние признака данного предмета по вопросам: какой? какая? какое? какие? | 2 | | Развитие умения определять и находить в тексте слова, обозначающие признаки предметов. | 1.Игра «Назови признаки предмета» 2.Работа по таблице 3. Работа по учебнику и в тетради | Таблица «Слова, обозначающие признаки предметов» Учебники | |
7-8 | Предлог. Нахождение предлогов. | 2 | | Развитие умения находить предлоги на, в, у, с, из, к, от, над, под, о, об и писать их раздельно со словами. | 1.Работа по таблице 2.Игра «Вставь предлог» 3. Работа по учебнику и в тетради 4.Словарная работа | Таблица «Предлоги» Сюжетные картинки Учебники | |
9-11 | Правописание предлогов | 3 | | Развитие умения находить предлоги на, в, у, с, из, к, от, над, под, о, об и писать их раздельно со словами. | 1.Работа по таблице 2.Игра «Вставь предлог» 3. Работа по учебнику и в тетради 4.Словарная работа | Таблица «Предлоги» Сюжетные картинки Учебники | |
12 | Диктант «Правописание предлогов» | 1 | | Проверка знаний по теме «Предлоги» | 1.Выполнение заданий по индивидуальным карточкам 2.Письмо под диктовку 3.Работа с учебником и в тетради | Тетради для контрольных работ Индивидуальные карточки | |
13 | Работа над ошибками | 1 | | Развитие умения находить предлоги на, в, у, с, из, к, от, над, под, о, об и писать их раздельно со словами. | 1.Работа в контрольных тетрадях. 2.Анализ контрольной работы. 3.Работа с учебником. | Тетради для контрольных работ Индивидуальные карточки | |
Предложение (15 ч.) | |||||||
14- 15 | Практическое знакомство с построением простого предложения. | 2 | | Знакомство с построением простого предложения и обучение построению предложения. | 1.Составление предложений по картинке 2. Работа по учебнику и в тетради 3.Составление схемы предложения | Тетради Предметные картинки ТСО | |
16- 17 | Практическое построение простого предложения | 2 | | Развитие умения понимать, что слова в предложении должны быть расположены в определённом порядке | Сюжетные картинки. Таблички со словами для составления предложений. | Тетради Предметные картинки ТСО | |
18 | Проверка ЗУН | 1 | | Проверка знаний по пройденным темам в 3 классе | 1.Выполнение заданий по индивидуальным карточкам 2.Письмо под диктовку 3.Работа с учебником и в тетради | Тетради для контрольных работ Индивидуальные карточки | |
19 | Работа над ошибками | 1 | | Формирование правильного письма и письма по правилу | 1.Работа в контрольных тетрадях. 2.Анализ контрольной работы. 3.Работа с учебником. | Тетради для контрольных работ Индивидуальные карточки | |
20-22 | Составление предложений с употреблением падежей. | 3 | | Развитие умения в составлении предложений по вопросу | 1.Работа с сюжетными картинками, 2.Выполнение заданий учебника 3.Работа в тетрадях. 4.Работа со словарём. | Тетради Предметные картинки ТСО | |
23- 24 | Составление предложений на заданную учителем тему | 2 | | Развитие умения в составлении предложений на заданную тему | 1.Работа с сюжетными картинками, 2.Выполнение заданий учебника по составлению предложений. | Тетради Предметные картинки ТСО | |
25- 26 | Составление предложений из слов, данных в начальной форме | 2 | | Развитие умения в составлении предложений по вопросу, картинке, на тему из слов. | 1.Работа с сюжетными картинками, 2.Выполнение заданий учебника 3.Работа в тетрадях. | Тетради Предметные картинки ТСО | |
27 | Контрольная работа за год. | 1 | | Проверить знания по пройденным темам в 3 классе | 1.Выполнение заданий по индивидуальным карточкам 2.Письмо под диктовку 3.Работа с учебником и в тетради | Тетради для контрольных работ Индивидуальные карточки | |
28 | Работа над ошибками. | 1 | | Развитие умения находить и исправлять ошибки | 1.Работа в контрольных тетрадях. 2.Анализ контрольной работы. 3.Работа с учебником. | Тетради для контрольных работ Индивидуальные карточки | |
Повторение (2 ч.) | |||||||
29- 30 | Повторение изученного материала за год | 2 | | Формирование правильного письма и письма по правилу | 1.Работа с сюжетными картинками, 2.Выполнение заданий учебника по составлению предложений. | Тетради Предметные картинки ТСО | |
Словарь (2 ч.) | |||||||
31- 32 | Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне. | 2 | | Развитие умения пользоваться словарём, данным в учебнике | 1.Работа с сюжетными картинками 2.Работа со словарём 3.Игра «Загадки – отгадки» 4. Работа с учебником. | Тетради Предметные картинки ТСО |
Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Материально-техническое обеспечение учебного предмета «Русский язык» включает:
-Аксенова, Э.В. Якубовская Русский язык 3 класс А.К. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы Москва «Просвещение» 2016
- рабочие тетради на печатной основе;
- программно-методическое обеспечение (методические рекомендации для учителя по отдельным разделам учебного предмета);
- печатные пособия (наборы картинной азбуки; наборы предметных картинок; картинное лото; наборы сюжетных картинок по отдельным темам);
- репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работ;
- учебно-практическое оборудование (комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, разрезная азбука (общеклассная и индивидуальная, образцы начертания рукописных букв); опорные таблицы по отдельным изучаемым темам; дидактический раздаточный материал (карточки с заданиями); наборы ролевых игр, игрушек по отдельным темам; наборы муляжей (фрукты, овощи, ягоды и т.д.);
- технические средства обучения (классная доска с набором креплений для картинок, таблиц); CD/DVD-проигрыватели; телевизор; компьютер с программным обеспечением; мультимедиапроектор; магнитная доска.